ВОПРОС-ОТВЕТ
На вопросы отвечает архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн
• Добрый день. У меня муж крещен два раза. Первый раз его крестили с одним именем, а второй раз c другим. Я понимаю, что это не правильно, но сейчас уже ничего не изменить. Как нам теперь молиться: упоминать первое или второе имя?
• Мой друг служил в Чечне, убивал людей, стал наркоманом, алкоголиком, не раз был ранен, контужен. В его душе нет покоя, он решил сам себя наказать, уничтожить за те убийства. Как его спасти? К кому обратиться, чтобы ему помочь?
• В школах дети учат марийскую литературу по старым учебникам, где содержатся атеистические произведения, порочащие нашу православную веру. Что делать? Ведь детям это надо читать и пересказывать.
• Моя свекровь владеет только марийским языком. Есть ли у нас в Йошкар-Оле священники, которые владеют в совершенстве марийским языком? Если есть, то у кого можно исповедоваться и в каком храме?
• Здравствуйте, сейчас в храмах Йошкар-Олы установлены обязательные лекции для родителей и крестных перед крещением. Возможно ли крестить ребенка, не посещая эти лекции? Разве это не является препятствием в желании человека креститься?
• Здравствуйте. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. Написано, что Бог всегда посылает человеку только те испытания и тяготы, которые тот сможет вынести. А как объяснить ситуацию, когда человек умирает или тяжело заболевает, не пережив утрату близкого или какое-либо другое тяжелое испытание. С уважением, заранее спасибо за ответ.
• Владыка, как вы считаете, обязательно ли исповедоваться перед Святым Причащением?
• Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как должна вести себя в храме женщина во время ежемесячного очищения. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по этому вопросу.
• Считается, что каждый христианин должен иметь духовного наставника. Как Вы считаете, обязательно ли иметь духовного отца и как его найти?
• Здравствуйте! Мой сын подросток часто ведет себя несдержанно, грубит, хамит. Я очень переживаю по этому поводу, пытаюсь его вразумить. Иногда получается, но бывает наоборот – как будто назло еще сильнее вредничает. Я слышала, что бывает, говорят о таких – человек беснуется. Как можно определить – это беснование или плохое воспитание, наследственность, влияние друзей. Спасибо Вам! Людмила.
• Сегодня, перед тем как крестить человека, крестные должны пройти обучение, так называемые огласительные беседы. А что делать, если крестный из другого города и не может приезжать по субботам? Можно ли без обучения или подойдет ли справка о прохождении обучения из другого региона?
• Если человек каждое воскресенье ходит в храм, исповедуется, причащается, в детстве ходил в воскресную школу, то надо ли ему проходить катехизацию перед крещением, чтобы стать восприемником?
• Мы не отвечаем за грехи своих родителей. И за грехи своих детей, конечно, тоже. Но ведь мы в ответе перед Богом за то, как мы воспитали своих детей? Есть ли в Евангелии ответ родителям, которые убеждены, что дети сами отвечают перед Богом за свои поступки, а родители не виноваты в том, что они их плохо воспитали? Мне кажется, слова Господа «по плодам узнаете их» можно отнести и к нерадивым родителям. А есть еще какие-нибудь заповеди Господа родителям? Какой Суд от Господа получат родители? Или «что выросло — то выросло», а мы не виноваты: поили, кормили, одевали?
• Известно, что многие события Священного Писания были предсказаны во сне. Такие случаи встречаются и в церковной истории. Так, во сне было отрыто о явлении Казанской иконы Божией Матери. Но в то же время святые отцы говорят, что к снам нужно относиться осторожно, верить им нельзя. Скажите, как относиться к снам?
• В какой грех впадает человек, который разрушает чужую семью и лишает одного из родителей его ребенка? Как его остановить?
• Помогите, пожалуйста, с моей проблемой. В 1984 году меня крестили в старенькой деревянной церкви у рынка в Волжске. В настоящее время, по-видимому, на этом месте расположен новый собор святителя Николая Чудотворца. Могу ли я документально подтвердить факт крещения, и куда мне можно обратиться? Свидетельство о крещении мне необходимо для венчания с гражданином Греции.
• Хочу помогать в монастыре, а, возможно, и жить. Подскажите, как лучше это сделать и куда обратиться.
Добрый день. У меня муж крещен два раза. Первый раз его крестили с одним именем, а второй раз c другим. Я понимаю, что это не правильно, но сейчас уже ничего не изменить. Как нам теперь молиться: упоминать первое или второе имя?
Ответ: В Православной Церкви, по слову Евангелия, едино крещение. Поэтому, если первое крещение было совершено священником правильно, то мужа нужно поминать первым именем.
Мой друг служил в Чечне, убивал людей, стал наркоманом, алкоголиком, не раз был ранен, контужен. В его душе нет покоя, он решил сам себя наказать, уничтожить за те убийства. Как его спасти? К кому обратиться, чтобы ему помочь?
Ответ: У того, кто прикоснулся к убийству, даже защищая свое отечество, в душе остается определенный отпечаток. Изгладить этот хаос, это состояние психического давления можно только через таинство исповеди. Поэтому, не случайно, у нас и в дивизиях, и в МВД есть священнослужители, которые регулярно исповедуют тех, кто посещает «горячие точки», причащают их. И сами ребята, побывав в этих «горячих точках», приходят на исповедь и открывают свое сердце и душу. С этим багажом внутренних духовных проблем, внутреннего ожесточения, которое человек испытывает там, справится самому невозможно. И только исповедь и жизнь во Христе помогают человеку избавиться от психологического груза. Те, кто прошел духовную реабилитацию, по милости Божией, постепенно возвращаются к нормальной духовной жизни, становятся полноценными членами общества. Нельзя человеку, испытывающему на себе эту тяжесть, пытаться гасить эту страсть пьянством, наркоманией. Огонь от этого будет еще больше увеличиваться и распалять все внутри. Чтобы затушить огонь, нужна вода, а вода — это та милость и благодать Божия, которая орошает душу человеческую и укрощает внутреннюю, духовную скорбь, болезнь и огонь, палящий человека изнутри. Она дает человеку способность умиротвориться и иметь надежду на милость Божию. Только никогда нельзя людям, находясь там, творить мародерство, беззаконие, насилие. Вы пришли туда для того, что бы защищать Святую Русь, защищать обиженных, а если по своему неразумию сотворили беззаконие, нужно обязательно, не отлагая, каяться в этом, надеясь на милость Божию. В моем личном опыте было много общения с такими людьми, кто прикасался к таким беззакониям, Господь их забирал, они погибали. Вопрос сложен и одновременно его решение очень просто: отложить свою гордыню, обиду на всех и идти ко Господу, а Господь уврачует.
В школах дети учат марийскую литературу по старым учебникам, где содержатся атеистические произведения, порочащие нашу православную веру. Что делать? Ведь детям это надо читать и пересказывать.
Ответ: По российским законам наши учебники должны проходить религиозную экспертизу, в них не должно быть никаких моментов, порочащих религию и возбуждающих в человеке чувство оскорбления его религиозного достоинства. Поэтому если такое существует, вы должны обратиться в Министерство образования и рассказать об этом, а они со своей стороны должны принять соответствующие меры по закону.
Моя свекровь владеет только марийским языком. Есть ли у нас в Йошкар-Оле священники, которые владеют в совершенстве марийским языком? Если есть, то у кого можно исповедоваться и в каком храме?
Ответ: Почти 40% наших священников из мари и прекрасно владеют марийским языком. В Йошкар-Оле священники, которые знают марийский язык есть в Вознесенском соборе, а в совершенстве литературным марийским языком владеет руководитель переводческого отдела нашей епархии священник Николай Чузаев.
Здравствуйте, сейчас в храмах Йошкар-Олы установлены обязательные лекции для родителей и крестных перед крещением. Возможно ли крестить ребенка, не посещая эти лекции? Разве это не является препятствием в желании человека креститься?
Ответ: Издревле все, готовящиеся к крещению, проходили оглашение. Существуют огласительные беседы Кирилла Иерусалимского и многих других святых отцов. После прохождения оглашения люди проходили определенные ступени постижения веры. Сначала им разрешалось входить в притвор храма, а затем и в сам храм. В церковном богослужении до сих пор остался возглас диакона: «Елицы оглашении, изыдите», — при котором все, кто готовился к крещению, исходили. В безбожном ХХ веке традиция подготовки к крещению у нас была нарушена. В настоящее время Архиерейским и Поместным Соборами принято решение возвратиться к практике, которая всегда была на Руси. Готовящиеся к крещению и крестные должны подходить к таинству осознанно, иметь элементарные понятия о вере, о Таинствах Церкви, что делать и как жить, чтобы не только на словах именоваться православным христианином, а своими делами подтверждать что они — дети Святой Державы Российской.
Здравствуйте. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. Написано, что Бог всегда посылает человеку только те испытания и тяготы, которые тот сможет вынести. А как объяснить ситуацию, когда человек умирает или тяжело заболевает, не пережив утрату близкого или какое-либо другое тяжелое испытание. С уважением, заранее спасибо за ответ.
Ответ: Пути Господни неисповедимы. Человек в этой жизни испытывает, по слову Господа, и скорби, и болезни. В псалме царь Давид говорит нам: «Скорбь и болезни обретох и имя Господне призвах». Человек, когда здоров, крепок, забывает об окружающих людях, забывает о Боге и очень часто утопает в своих грехах и страстях. Что бы напомнить ему, что он не вечен, Господь посещает его скорбями и болезнями. Тот, кто много претерпел, может и помочь тем, кто находится в таком состоянии: кто болел — сострадает болящим, кто скорби претерпел, тот помогает скорбящим, делает все возможное, что бы человек, испытывающий нужду, как можно быстрее был от нее избавлен. Скорби — посещение Божие, говорят святые отцы, которое нас заставляет пересмотреть свою внутреннюю духовную жизнь. Медицина в настоящее время твердо стоит на позициях церковных, что причина всех заболеваний — это духовное состояние, это болезнь души, и от психического расстройства появляются все болезни.
А как человек должен воспринимать смерть окружающих людей? Как в природе один цветок весенний появляется на небольшое время, радует человека и угасает, а другой угасает только поздней осенью. Так и человеческая жизнь Богом соразмерена. Одних Господь забирает в младенчестве. Почему в младенчестве? Старец Паисий Афонский отвечает нам: когда в роду человеческом исчезают молитвенники и некому помолиться, чтобы род не вымер, Господь забирает самых сокровенных, самых чистых деток, которые там, на небесах, становятся молитвенниками за весь род, что бы он по грехам великим не был истреблен. Он становится светильником и молитвенником в очах Божиих за всех живущих на земле.
Почему люди умирают в зрелом возрасте? Когда колос наливается, если его не скосить, зерна осыплются и не принесут никакой пользы. Так Господь очень часто забирает людей, тех, кто готов для Царствия Божия, кто здесь на земле духовно созрел.
Бывает и другое. Господь забирает людей, когда видит, что человек уже настолько погряз в грехах, что он не исправится, что он своим поведением соблазняет других и приводит к потрясению окружающих людей. Господь и таковых забирает. Милости Божией нет предела. Он долго терпит и ждет, если знает, что есть надежда, что этот человек покается. Он ждет покаяния и обращения, поэтому и терпит грешников.
Когда скорби и болезни посещают нас, душа начинает действовать в человеке свободно, потому что она не закрепощена нашим телом и нашими страстями. И начинает в молитве своей воспарять ко Господу и просить Его помочь избавится от этой скорби. В одно мгновение в человеке появляется духовная нужда идти в храм, открыть свою душу, потому что совесть его говорит, что причина его болезни — беспечная жизнь, грехи, которые его закрепостили: тяжкие недуги пьянства, беспутная жизнь, блудная страсть. Все это закрепощает человека и когда он приходит в храм, когда душа освобождается от этой тяжести, от этих уз в таинстве покаяния и человек соединяется в таинстве Причащения со Христом, он начинает воспарять. Душа чувствует успокоение, умиротворение и радость. От внутреннего изменения человека его тело начинает врачеваться, становится тем орудием, которое помогает душе человеческой устремляться к Богу и творить добро окружающим людям.
Владыка, как вы считаете, обязательно ли исповедоваться перед Святым Причащением?
Ответ: Да, обязательно исповедоваться перед каждым причастием. Это древняя практика, которая испокон веков строго соблюдалась. В первые времена христианства исповедь даже была всенародной, когда каждый исповедовался перед всем народом. В настоящее время исповедь стала сакраментальным таинством. Священник в таинстве исповеди является посредником, этот посредник только свидетельствует и принимает, а разрешает грехи Сам Господь. Кто из нас может сказать, что он безгрешный, нет таких. И разрушать одно из древнейших преданий не дано никому: как мы можем приступить к Тому, Кто есть Великая Святыня, не исповедуя свои грехи. Исповедь — это баня, омывающая нашу совесть.
Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как должна вести себя в храме женщина во время ежемесячного очищения. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по этому вопросу.
Ответ: Женщина, если она находится в нечистоте, все равно должна ходить в храм: зайти в храм, встать у входа, в притворе, и молиться ко Господу. Только прикасаться к иконам, святыням в таком состоянии нельзя. Единственное послабление существует тогда, когда эта нечистота у женщины по болезни. В таком случае она должна подойти к священнику и рассказать об этом. Священник обязан исповедовать и, в исключительных случаях, причастить. Но это только как исключение.
Считается, что каждый христианин должен иметь духовного наставника. Как Вы считаете, обязательно ли иметь духовного отца и как его найти?
Ответ: Духовный отец, это тот, кто способен понести на своих плечах свое чадо, подобно, как Христос несет на себе заблудшую овцу. Очень часто люди не понимают, что такое духовный отец и что такое духовный сын. И увидев красивого батюшку, который хорошо говорит, и хорошо беседует, сразу обращается, что бы он принял их в духовное чадо, не понимая, что духовник это врач, иногда и хирург, который отрезает у нас больное. Духовник – это тот, которому мы обязаны беспрекословно подчиняться. Часто в отношениях возникают большие духовные коллизии, когда человек просто взял, увидел и сказал: «да будет мой духовник». Чтобы избрать духовного отца, нужно очень внимательно не просто смотреть на священника, слушая его назидания, нужно духом его проникнуться: «Способен ли я как чадо нести то, что он на меня возлагает»? В настоящее время, те старцы, которых я когда-то видел в Псково-Печерском монастыре, их сейчас почти нет. И что бы избрать духовного отца нужно много молиться и по слову свт. Игнатия Брянчанинова нам скоро придется учится по книгам, потому что не многие способны нести на себе этот великий крест старчества, крест который дарует Господь священнику за его тяжелейший труд, когда он сам препобедил самого себя, когда он сам претерпел многое и теперь может и искушаемым помочь.
Здравствуйте! Мой сын подросток часто ведет себя несдержанно, грубит, хамит. Я очень переживаю по этому поводу, пытаюсь его вразумить. Иногда получается, но бывает наоборот – как будто назло еще сильнее вредничает. Я слышала, что бывает, говорят о таких – человек беснуется. Как можно определить – это беснование или плохое воспитание, наследственность, влияние друзей.
Ответ: Вопросы между отношениями отцов и детей были на протяжении всей истории человечества. Если бы ребенка воспитывали в страхе Божием и приучали к труду с пеленок, тогда по слову премудрого Соломона вы обретете опору в старости, а если будете потворствовать его прихотям, вы обретете бич в своей старости. То, что происходит с ребенком это плод нашего непостоянства и правильного воспитания ребенка. Ведь его воспитание начинается до момента зачатия, чревоношения, и когда ребенок появился на свет – весь этот процесс является единой составляющей. И когда во время чревоношения и воспитания ребенка мы приучали его уже там, в утробе, к страху Божию, читали ему Священное писание, себя вели достойно, то уже на генном уровне передали ребенку послушание. Ребенок уже стремится сам бороться со своими недостатками, которые у него есть. Очень часто, да это почти всегда, как мы с вами относились к своим родителям, так и сейчас относятся к нам наши дети. И то, что он капризничает, то, что в нем проявляется гордостный подход к своим родителям, это барометр того, что что-то мы в него не вложили доброго, и опустили когда это плевела, эти страсти объяли его и он восстает против своих родителей. «Молитва матери из ада изволит», – говорят святые отцы. И то, что мы не вложили в него в свое время, мы должны сейчас своей молитвой и терпением стремится достучаться до его души и привести его в храм, чтобы он возымел нормального духовного наставника, священника, что бы он всегда соразмерял свою жизнь с духовно-нравственными критериями, которые бы сформировали в нем полноценную личность, способную препобеждать зло и воздавать своим родителям то послушание, которое наложено на него законом Божиим.
Беснование – это совсем другое. Он не бесноватый, а психически неуравновешенный, капризный, он был с детских лет таким, потому что вы потворствовали его капризам. А теперь, взрослея он не изменился, он привык своих родителей использовать в своих корыстных целях.
Сегодня, перед тем как крестить человека, крестные должны пройти обучение, так называемые огласительные беседы. А что делать, если крестный из другого города и не может приезжать по субботам? Можно ли без обучения или подойдет ли справка о прохождении обучения из другого региона?
Ответ: С древних времен каждый готовящийся к крещению проходил чин оглашения. И неслучайно существуют двенадцать огласительных бесед святителя Кирилла Иерусалимского. В настоящее время мы вернулись к той практике, что каждый готовящийся к крещению должен проходить чин подготовки к этому Таинству, где подробно изучается его духовное значение, основы веры. Человек, который берет на себя обязанности воспитания подрастающего поколения должен быть и сам духовно воспитан. Поэтому по решению Архиерейского собора без этих бесед священник не имеет права крестить. Исключение — когда та или иная сторона болеет, или уходят в армию. Это решает на месте сам священник.
Если крестный приезжает из другого города, родители крещаемого должны сами пройти оглашение, а крестному необходимо изучить основы вероучения по Закону Божиему, и если в местности, где он живет, есть огласительные беседы, то пройти их и получить справку.
Если человек каждое воскресенье ходит в храм, исповедуется, причащается, в детстве ходил в воскресную школу, то надо ли ему проходить катехизацию перед крещением, чтобы стать восприемником?
Ответ: Никому не помешает вновь окунуться в Божественные истины. Если человек подготовлен — может сдать экзамен священнику накануне, а если нет, то придется пройти огласительные беседы.
Мы не отвечаем за грехи своих родителей. И за грехи своих детей, конечно, тоже. Но ведь мы в ответе перед Богом за то, как мы воспитали своих детей? Есть ли в Евангелии ответ родителям, которые убеждены, что дети сами отвечают перед Богом за свои поступки, а родители не виноваты в том, что они их плохо воспитали? Мне кажется, слова Господа «по плодам узнаете их» можно отнести и к нерадивым родителям. А есть еще какие-нибудь заповеди Господа родителям? Какой Суд от Господа получат родители? Или «что выросло — то выросло», а мы не виноваты: поили, кормили, одевали?
Ответ: Премудрый сын Сираха говорит: «Отцы ели виноград, а у детей оскомина». Каждый ребенок на генетическом уровне несет печать духовной жизни родителей, которую они закладывают с момента подготовки к зачатию. Неслучайно в Древней Руси говорили, что ребенок — плод молитвы.
Если родители готовились к акту зачатия в молитве, если мать во время чревоношения вела себя духовно пристойно, читала Святое Евангелие, регулярно причащалась и исповедовалась, воздерживалась от нервных нагрузок и стрессов и вела себя благочестиво и свято, то она уже во чреве воспитывала будущее чадо. Затем, когда оно появится на свет, добрые задатки развивают, а злое, плевелы, потихонечку искореняют. Но премудрый сын Сираха нам говорит: «Кто воспитывал своих детей в страхе Божием и в труде, тот обретет опору своей старости, а кто потворствовал детским прихотям, тот обретет бич в своей старости». Родители отвечают за своих детей: как они их воспитали, и духовно мать связана с чадом своим навеки. Паисий Святогорец говорит: «То, что в голове у матери, у ребенка — в делах». Поэтому никто ответственности с родителей снять не может.
Что касается отношения детей к родителям, то есть пятая заповедь: «Чти отца своего и матерь свою, да благо тебе будет на земле и долголетен будешь», — и эта заповедь остается на все времена. Почитание родителей есть основа благополучия их детей. Поэтому дети никогда не имеют права относится к ним с неуважением и непочтением. В заповеди не сказано «чти добрых родителей», а сказано «чти отца твоего и матерь». Родителей не выбирают. И почитание, доброе отношение, обеспечение своих родителей — прямая наша обязанность.
Известно, что многие события Священного Писания были предсказаны во сне. Такие случаи встречаются и в церковной истории. Так, во сне было отрыто о явлении Казанской иконы Божией Матери. Но в то же время святые отцы говорят, что к снам нужно относиться осторожно, верить им нельзя. Скажите, как относиться к снам?
Ответ: Явление иконы отроковице Матроне было как бы в сонном состоянии. Но это был не сон, а видение: она видела, она ощущала.
Снам святые отцы назидают не верить. Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает, что однажды может явиться Божественная милость, а тысячу раз — дьявольские искушения. И если вы не примете сон от Бога, Господь вас не лишит Своей милости, потому что вы считаете себя недостойными, а смиренным Господь дает благодать. А кто верит снам, тот, по словам святых отцов, плетет паутину и хочет по ней пройти. И когда встанет на нее, то глубоко падет.
В какой грех впадает человек, который разрушает чужую семью и лишает одного из родителей его ребенка? Как его остановить?
Ответ: Семья — это святое, это малая церковь. И эту церковь малую мы должны созидать — родители, духовники, окружающее общество — с момента подготовки этих деток к будущему браку. Объяснять, что такое брак, что такое любовь Христова, что такое любовь между супругами. Брак должен быть плодом не страсти, а молитвы. Молитвы как супруги, так и супруга, жениха и невесты.
Почему на жениха и невесту одеваются венцы? За то, что они сохранили целомудрие и физическое и духовное, венчались в славе и стали едины в Бозе, не два, а одно единое существо.
Когда каждая из сторон строго соблюдает свои обязанности: муж любит свою жену, как любит свое тело, жена в благоговении и страхе Божием исполняет все, что муж ей говорит — кроме творения зла и отступления от Бога. Когда есть эта духовная гармония и жертва, такая семья, живущая в Боге, не разрушается. Если же нет этих духовных основ, нет твердого фундамента, тогда и возникает то, с чем мы сейчас соприкасаемся в обществе — постоянные разводы, постоянные стрессы, страдания ни в чем не повинных детей. Кто виноват в этом? Виноваты обе стороны, и муж, и жена. Один потворствовал этому своей неблагочестивой жизнью, а другой — использовал эти моменты, чтобы все разрушить. Где нет Бога, там нет единства, потому что Сам Господь сказал: «Без мене не можете творити ничесоже». И разрушать семью — все равно, что разрушить храм Божий. Это тяжелейшее бремя. Апостол Павел говорит: «Кто разрушит храм сей, того разрушит Господь».
Помогите, пожалуйста, с моей проблемой. В 1984 году меня крестили в старенькой деревянной церкви у рынка в Волжске. В настоящее время, по-видимому, на этом месте расположен новый собор святителя Николая Чудотворца. Могу ли я документально подтвердить факт крещения, и куда мне можно обратиться? Свидетельство о крещении мне необходимо для венчания с гражданином Греции.
Ответ: В советское время Церковь не вела архивных дел, так как справки о крещении попадали в исполком и за крещение наказывали.
В настоящее время мы выдаем свидетельства о крещении. Если вы были крещены, то можете подойти к настоятелю храма, где было совершено крещение, и он обязан вам выдать подтверждающую справку в индивидуальном порядке.
Хочу помогать в монастыре, а, возможно, и жить. Подскажите, как лучше это сделать и куда обратиться.
Ответ: Для решения этого вопроса нужно приехать на прием к архиерею.
Посещений: 18365
(за этот месяц: 29)