СОДЕРЖАНИЕ:
• ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
• ПОМОЩЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ
• ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 20-ЛЕТИЮ ЕПАРХИИ
• ПРОХОДИТ НАБОР НА БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ
• ОТКРЫЛАСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
• ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ В АРИНО
• ФЕСТИВАЛЬ «СЕМЬЯ — МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ»
• КРЕСТНЫЙ ХОД
• ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ — 20 ЛЕТ
• ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ЦИБИКНУРЕ
• ПОДРОБНОЕ СКАЗАНИЕ О ПОТОПЕ И О РАЗВРАЩЕНИИ ДОПОТОПНЫХ ЛЮДЕЙ
• КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ВОЛГЕ ПОД ПАРУСАМИ
• СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ
• ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ФИЛИППОВСКИЙ
• ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ И БОРОДИНСКОГО ХЛЕБА
• ТАМ, ВНИЗУ, МЕСТА МНОГО
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 2–4 февраля 2011 года, поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества». Дело в том, что первый день памяти святых — 8 июля — приходится на Петров пост, а во время постов венчание, по церковному уставу, не совершается. Справедливо считается, что аскетические усилия и воздержание от увеселений в постное время не очень согласуются со свадебными радостями. Таким образом, устанавливая это празднование, Церковь пошла навстречу желанию церковного народа.
Верующие, создавая семью, сознают, что брак — дело не только радостное, но и трудное. Поэтому, приступая к венчанию, они молитвенно ищут помощи у небесных покровителей семьи, которые своей благочестивой жизнью показали нам образец семейных отношений.
В столице Республики Марий Эл в 2011 году на берегу Кокшаги была построена часовня в честь святых Петра и Февронии. По воскресным дням там совершается молебен с акафистом. А в Воскресенской церкви Йошкар-Олы верующие могут помолиться перед иконой с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.
Пресс-служба епархии.
Епархиальные вести
ПОМОЩЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ
26 августа 2013 года подписано соглашение о взаимодействии Департамента государственной службы занятости населения РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархии по реализации «Программы содействия занятости населения РМЭ на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства республики.
Департамент обязуется представлять в епархию информацию о состоянии рынка труда для трудоустройства в церковных округах безработных граждан, в том числе освободившихся из мест лишения свободы. При отсутствии возможности постоянного трудоустройства направлять граждан на временные работы в епархию, осуществляя материальную поддержку на период их временного трудоустройства.
В свою очередь епархия через свои церковные округа будет представлять в центры занятости населения перечень должностей и профессий, по которым может трудоустроить граждан, сведения о количестве создаваемых рабочих мест, режиме работы и оплате труда. Заключать с центрами занятости договоры по организации и проведению общественных работ.
Соглашение о сотрудничестве подписали руководитель Департамента государственной службы занятости населения РМЭ А.П. Сычев и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Пресс-служба епархии.
ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 20-ЛЕТИЮ ЕПАРХИИ
9 сентября в Музее истории города Йошкар-Олы открылась выставка «Марийская епархия: 20 лет истории», посвященная образованию Йошкар-Олинской и Марийской епархии и двадцатилетию епископской хиротонии управляющего епархией архиепископа Иоанна.
На церемонии открытия присутствовали министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Михаил Васютин, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, священники, работники музея и гости праздника.
Священники Йошкар-Олинского епархиального управления Михаил Ильин и Алексий Михайлов провели для гостей экскурсию, подробно рассказав об истории и развитии Йошкар-Олинской епархии.
На выставке представлены фотографии, запечатлевшие визит на марийскую землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, снимки монастырей и храмов. Часть экспозиции посвящена работе епархиальных отделов. Кроме фотодокументов, здесь можно увидеть образцы печатных изданий епархии и другие экспонаты.
Пресс-служба епархии.
ПРОХОДИТ НАБОР НА БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ
Отдел религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния проводит набор на богословские курсы.
Цель курсов — передача знаний и ценностей, заключенных в православном вероучении, на основании которых каждый может приобрести навыки решения жизненно важных проблем.
Форма обучения — вечерняя. Для зачисления на курсы необходимо подать письменное прошение на имя руководителя отдела религиозного образования Йошкар-Олинского благочиния.
Слушатели курсов, успешно сдавшие экзамены, получают удостоверение церковного образца с квалификацией преподавателя «Основ Православия».
На курсы приглашаются преподаватели гуманитарных дисциплин, работники образования и культуры, студенты, а также все желающие приобщиться к основам православного вероучения.
Справки по телефону 8-927-873-81-26.
Отдел религиозного образования и катехизации епархии.
ОТКРЫЛАСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
В пос. Советском произошло важное и радостное событие. Силами прихожан храма «Всех святых, в земле Российской просиявших» и ее настоятеля протоиерея Николая Ярошевича была открыта православная библиотека. Располагается она в здании бывшей школы №1. Сейчас полным ходом идет ее комплектация.
Часть книг привезли c епархиального склада, а остальные собрали настоятель храма и прихожане. Наряду с печатными изданиями, читателям предлагаются видео- и аудиодиски. По словам отца Николая, есть много хороших православных фильмов, которые полезно посмотреть прихожанам.
Хочется отметить профессиональное оформление и обустройство помещения библиотеки. Это заслуга библиотекаря Ольги Корнацкой, которая вкладывает в свое дело всю душу, и труд ее находит отклик в сердцах посетителей.
С момента открытия в библиотеку идут читатели — подобную литературу сложно найти где-нибудь еще… Часто батюшка сам рекомендует определенную книгу, чтобы прихожане могли найти ответ на волнующие вопросы. Таким образом, православная библиотека способствует духовному развитию и воцерковлению людей.
Валентина Пескова.
ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ В АРИНО
В летние месяцы стало доброй традицией отправлять «трудовой десант» из г. Волжска в село Арино Луговомарийского церковного округа, к священнику Николаю Чузаеву, настоятелю храма Рождества Христова.
Храм в селе Арино Моркинского района — один из старейших сельских храмов епархии. И, конечно, работы летом здесь предостаточно. Так что «трудовой десант» из сорока человек в возрасте от 6 до 23 лет оказался очень кстати.
За десять дней, с 29 июля по 6 августа, удалось сделать многое. Послушания, с учетом возраста, были самыми разными: младшие собирали ягоды и фрукты, старшие девочки варили варенье, мальчики помогали в обустройстве тротуаров, кололи и складывали дрова, убирали мусор.
Помимо трудового послушания, для ребят на время их пребывания в селе Арино готовится и интереснейшая культурная программа. В этом году настоятель Богоявленской церкви пос. Морки протоиерей Леонтий Очетов организовал для них встречу с мастерицами по пошиву национальной одежды, которые подготовили еще и небольшой концерт национальной песни. А в свободное время — конкурсы «веселые старты», подвижные игры, футбольные баталии…
«Православное воспитание — это целостное соборное воспитание человека, — подводит итог благочинный Волжского церковного округа протоиерей Александр Михайлов. — Старшие и младшие вместе проходят пути испытания и трудом, и спортом, и приобретением новых знаний. Это формирование общих жизненных интересов».
Николай Домрачев.
ФЕСТИВАЛЬ «СЕМЬЯ — МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ»
В конце июля в Килемарском районе, на озере Молевое, в девятый раз прошел фестиваль «Семья — малая церковь». В нем приняли участие более 150 воспитанников воскресных школ из всех церковных округов епархии.
Как обычно, с утра в Килемарском храме святого пророка Илии был отслужен молебен. Затем крестным ходом участники отправились на озеро Молевое, разбили там лагерь и стали ждать приезда архиерея — архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Каждый год находит Владыка время, чтобы побывать в гостях у детей на открытии фестиваля «Семья — малая церковь».
На этот раз, открывая фестиваль, он сказал: «Вновь по милости Божией собрались мы все на Килемарской земле, чтобы духовно обогатиться. Фестиваль — это семья, которая живет как единая Святая Православная Церковь. Хочется, чтобы все участники обрели здесь гармонию и послушание, научились не только уважать окружающих, но и служить друг другу, ближнему. Только тогда всем будет мирно и спокойно».
Темой нынешнего фестиваля было изучение родословных знаменитых людей. Каждая команда подготовила домашнее задание по представлению определенной династии: Рюриковичей, Романовых, русских Патриархов, Пушкина, Достоевского. Все справились с заданием на отлично!
В первый день фестиваля проводилась ярмарка «Дарю радость ближним», где были представлены поделки из дерева, бересты, лоскутиков ткани… Участники продемонстрировали и кулинарное мастерство.
На следующий день — военно-спортивная игра «Зарница». Ребята искали заветный клад, катались на лодках и катамаранах, играли. На третий день проводились конкурсные программы для мальчиков и девочек. Танцевали на «ситцевом балу». Завершился день «костром дружбы» с песнями.
На четвертый день дети разъезжались по домам. Батюшка Андрей Романов, настоятель храма святого пророка Илии, вручил всем участникам памятные сувениры с фестивальной символикой, пожелал успешного учебного года и пригласил на следующее лето обязательно приезжать вновь на озеро Молевое, на традиционный фестиваль «Семья — малая церковь».
Хочется выразить благодарность настоятелю храма, благочинному Луговомарийского церковного округа протоиерею Андрею Романову, работникам и прихожанам храма святого пророка Илии за прекрасную организацию фестиваля. Все было четко распланировано, предусмотрено и прошло на удивление гладко, принеся детям радость, а взрослым — удовлетворение.
Лидия Градинар
Килемары.
Епарихиальная жизнь
КРЕСТНЫЙ ХОД
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна 6-8 июля приход храма Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово впервые организовал крестный ход по Медведевскому району, посвященный 20-летию Марийской епархии и 400-летию Дома Романовых.
С чего начать?
Подготовка к столь важному событию в жизни прихода началась задолго до назначенного срока. Ведь больше полувека не было никаких крестных ходов на территории кузнецовского прихода.
Работа предстояла большая и серьезная. Но с чего-то надо начинать...
Прежде всего, нужно было объехать и осмотреть дороги, по которым предстояло пройти крестному ходу, проверить, проедет ли машина по ним. Заодно и узнать точную протяженность маршрута. Когда объезжали маршрут, встречались с жителями и старостами поселений, беседовали с ними о том, что планируется крестный ход, посвященный знаменательным датам в жизни православного народа. Объясняли, что собой представляет крестный ход, для чего он нужен, какую благодать дает верующим и всей округе. Попросили подготовиться к встрече крестного хода. В каждом населенном пункте назначили примерное время прибытия.
После этого были составлены и согласованы с Кузнецовской администрацией маршрут и расписание на все предстоящие три дня. Общая протяженность крестного хода составила двадцать четыре километра.
Также к крестному ходу своими силами были составлены и напечатаны около 250 буклетов с информацией о Марийской епархии, Доме Романовых и о Петровом посте, поскольку крестный ход проходил в дни Апостольского поста. В буклетах содержалась также информация о святых Петре и Февронии.
Так прошел подготовительный этап. Объявления, а также листовки с рассказом о возникновении и истории крестных ходов были развешаны по деревням и селам.
А в душе все же теплилось волнение: как пройдет крестный ход и как встретят его жители деревень, сколько будет желающих идти, какую погоду дарует Господь на предстоящие дни?
День первый, 6 июля
Погода с самого утра выдалась ясной, солнечной.
В нашем храме Владимирской иконы Божией Матери — престольный праздник. Было много исповедников, многие причастились Святых Христовых Таин. После праздничной Литургии прихожане были приглашены в трапезную подкрепиться перед дальней дорогой. После небольшого отдыха все снова собрались в храме. Распределили, кому нести фонарь, Крест, хоругви, кому какие иконы.
И вот под колокольный звон людская река сначала потекла вокруг храма и направилась через деревню Юшково в Малое Комино. Хотя солнце припекало все сильнее, народу собралось немало, не остались в стороне и дети. Впереди несут фонарь, Крест, хоругви, за ними — прихожане с иконами. Далее шествуют певчие, священник и православный люд. Беспрерывно звучат молитвы Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. По дороге встречались прохожие, останавливались машины, и все с благоговением проходили под иконами.
Примерно за час-полтора нужно было преодолеть расстояние до первой деревни. Тело, ноги устали, но в сердцах поселилась благодать и с каждым шагом ощущалась сильней. А молитвы и акафисты придавали сил. Вот уже видно, как на окраине Малого Комино в нарядных одеждах нас ждут жители этой небольшой отдаленной деревеньки. Радость от того, что крестный ход ждали и вышли встречать, переполняла наши сердца, а у бабушек даже выступили слезы на глазах.
Сельчане приготовили все необходимое для водосвятного молебна. После него отец Василий всех щедро окропил святой водой. Воду все желающие могли набрать для освящения своего жилища и укрепления здоровья близких и родных. Малокоминцы предложили участникам крестного хода подкрепиться блинами, пирогами и вкусным горячим травяным чаем. Кто-то вынес столы, кто-то — стулья и лавочки. Всех объединил крестный ход в одну дружную семью. Радостью светились лица, а души согревались любовью к Богу. Было видно, что этот крестный ход — общий и особенный праздник для всей деревни.
В завершении первого дня полил теплый живительный дождь, который был так необходим в этот жаркий знойный день и для людей, и для природы. Действительно, крестный ход преображает все вокруг!
День второй, 7 июля
Сегодня воскресенье. Праздник Рождества честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В семь утра прихожане собрались на службу. Их, по сравнению со вчерашним днем, заметно больше. После Литургии священник, отец Василий, обратился к прихожанам с проповедью, в которой говорил о том, что крестный ход очень помогает в укреплении веры. В крестном ходе и стар, и млад — все устремлены в едином порыве к Богу. Все идут вместе и молятся — это удивительное чувство.
Затем прихожане были приглашены на трапезу, после непродолжительного отдыха желающие идти с крестным ходом — а таковых было много — снова собрались в храме. Автобус отвез паломников в Малое Комино — место остановки вчерашнего пути. Батюшка отслужил молебен перед предстоящей дорогой: в этот день присоединились к крестному ходу и малокоминцы.
Путь предстоял намного длиннее и сложнее. Нужно было обойти пять деревень. Идти предстояло уже не по асфальтированной, а в основном по малопроходимой полевой дороге, где местами ноги по щиколотку проваливаются в пыль. Над головой все так же палило солнце. Но, несмотря на это, стало уже полегче, чем в первый день. Когда идешь, молишься, чувствуешь, что Господь рядом, Он дает силы идти дальше. А когда посмотришь на стареньких бабушек и маленьких детей, как они бодро шагают, становится стыдно и словно забываешь об усталости.
Крестный ход — продолжение храмовой жизни. Здесь все равны, приходится преодолевать определенные трудности и испытания, но это очень полезно для внутреннего состояния. Время в пути проходит незаметно.
На горизонте показались деревня Есенейсола и группа сельчан, вышедших с хлебом-солью встретить крестный ход и пройти под сенью икон. Между деревнями Есенейсола и Мамьярово, тщанием местных жителей накануне был установлен Поклонный Крест. Мастера позаботились о том, чтобы он получился большим и величественным. Поклонный Крест — это тоже храм, но под открытым небом, доступный для молитвы всем и всегда. Подножие Креста украшали живые цветы, в емкостях стояла вода для водосвятного молебна.
Здесь нас ждало много народу. После водосвятного молебна состоялось освящение Креста, установленного в честь 20-летия Марийской епархии, 400-летия дома Романовых и святых Царственных страстотерпцев. После проповеди отец Василий всех окропил святой водичкой, приложились ко кресту и иконам. Присутствующим раздавались буклеты. Местными жителями был предложен обед для участников крестного хода.
День третий, 8 июля
На этот раз предстояло пройти путь от Старого Комино до села Кузнецово, по пути Якимовский выселок, Якимово, Игнатьево, Кельмаково. Погода выдалась опять жаркой, как и в предыдущие два дня. Болели ноги, ломило спину после преодоленных накануне километров. Как пойдем? Сегодня понедельник... Будет ли народ?
Собрались в церковном дворе. Народу немало. Уже радостно на душе. И детишки весело резвятся, ожидая транспорта, чтобы добраться на место вчерашней остановки. Вот и добрались до деревни Старое Комино. После молебна двинулась людская река через поле в Якимовский выселок, а затем — в Якимово.
Многолюдно, гостеприимно встретила крестный ход деревня. Якимово примечательно тем, что здесь сохранились две старинные столбовые часовни, за состоянием которых следят местные жители. Возле одной из этих часовен и было приготовлено место для молебна. Некоторые жители вышли со своими иконами, чтобы присоединиться к шествию.
Иерей Василий отслужил водосвятный молебен, окропил святой водой собравшихся, поблагодарил жителей за такой горячий прием. После проповеди и трапезы крестный ход пошел через деревню Игнатьево в Кельмаково, где сельчане с волнением ждали его с самого утра. В этой удивительно красивой, чистой, милой деревушке собралось немного народу, но и маленькие, и взрослые, и старенькие были очень приветливы. Одна бабушка вышла с кулечком гостинцев, чтобы поблагодарить батюшку за организованный крестный ход, что не обошли их стороной. Здесь тоже служился водосвятный молебен, раздавались листовочки, буклеты и даже крестики.
Пришла пора возвращаться в Кузнецово, в свой храм. Под звон колоколов крестный ход вернулся в храм Владимирской иконы Божией Матери, откуда и начинал свой путь 6 июля, в день престольного праздника.
В завершении третьего дня полил сильный ливень с грозой.
Как один день пролетели эти три дня крестного хода, первого за полвека в истории кузнецовского храма. В каждом населенном пункте отец Василий выступал с проповедями, рассказывал о Марийской епархии, Доме Романовых, призывал народ к воцерковлению, воспитанию детей в православной вере, в страхе Божием. Говорил о том, что верующему человеку необходимо регулярно, хотя бы раз в год исповедоваться и причащаться. Тех, кто живет в невенчанном браке, призывал венчаться и крестить детей. Объяснял, для чего совершаются крестные ходы.
Желающие побеседовать с батюшкой подходили и задавали свои волнующие вопросы.
Трудно словами рассказать о крестном ходе. Что бы мы ни говорили, все будет лишь только внешняя сторона. Это своего рода таинство, полнота духовной жизни. Чтобы прочувствовать эту полноту, нужно самому пройти. В душе поселяется радость, не сравнимая с теми житейскими удовольствиями, которые мы получаем в обычной жизни, ведь они быстро проходят, а радость, которую дает крестный ход, мы помним долго-долго.
А мне эти дни подарили ощущение беззаботного детства, в котором рядом была мама, она думала обо мне, оберегала, заботилась. Не надо думать о мирских проблемах, только лишь идти с единомышленниками и петь молитву от чистого сердца. Обо всем другом позаботятся Сам Господь и Пресвятая Богородица.
Раба Божия Елена.
На приходе
ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ — 20 ЛЕТ
В августе преподаватели, выпускники и воспитанники юринской воскресной школы отметили ее двадцатилетний юбилей. Торжества начались в храме Архангела Михаила с благодарственного молебна, который совершил настоятель — протоиерей Николай Барсуков.
Двадцать лет назад, в 1993 году, еще молодой тогда священник, отец Николай открыл для детей своего прихода воскресную школу. Жажда духовной жизни привела сюда множество ребятишек с родителями и бабушками. Сначала занятия проводились в храме, а затем для школы было обустроено двухэтажное здание на церковном дворе. Первыми учителями школы, кроме отца Николая, стали матушка Марина Барсукова и бывшая учительница начальных классов Вера Васильевна Локтева.
После открытия в 1994 году второй, а еще через год — третьей группы, воскресная школа пополнилась новыми преподавателями: были приглашены учителя Юринской средней школы Ермакова Нина Васильевна и Заботина Ирина Владимировна. Чуть позднее влились в педагогический коллектив Домрачева Наталья Александровна и Серякова Надежда Михайловна. В 2001 и 2002 годах Наталья Домрачева, Надежда Серякова, Ирина Заботина и матушка Марина прошли курсы по основам православной культуры при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в Москве.
Все было ново как для детей, так и для преподавателей. Важной задачей являлось воцерковление детей и их родителей. Встречались на этом пути и искушения, но больше всего было радости от уроков познания христианской веры. Непостижимая духовная глубина открывалась в изучении Священного Писания, житий святых, церковнославянского языка, литургики, православной культуры… Учителя помогали раскрыть богатый внутренний мир ребят и, руководствуясь заповедью Христа «Пустите детей приходить ко Мне…», пытались привить им любовь ко Господу и к ближнему.
Вспоминаются яркие Рождественские и Пасхальные праздники. Так, в 1995 году впервые было организовано костюмированное Рождественское представление, которое проходило в стенах храма. Волнение и трепет детей передавались и взрослым: ведь это же миссионерство, и от того, как дети выступят, многие будут судить о Церкви. С Божией помощью справились! А затем — Пасха, День православной книги, День славянской письменности и культуры, День семьи, любви и верности, следующее Рождество, вновь Пасха… И всегда вместе, одной командой — батюшка Николай, дружный педагогический коллектив, любимые дети и их родители… Впечатления от праздничных мероприятий — незабываемые! Устраиваются и концерты в общеобразовательных школах прихода, в доме престарелых.
Все воспитанники и педагоги воскресной школы регулярно посещают богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Активно участвуют в православных фестивалях и конкурсах.
В каникулы учащиеся воскресной школы вместе с батюшкой и учителями отправляются в паломнические поездки по святым местам России. Всего было организовано около восьмидесяти поездок — это уникальная возможность прикоснуться к благодати великих святынь, раскрыть душу навстречу Богу. Москва, Псков, Муром, Оптина Пустынь, Екатеринбург, Дивеево, Ярославль, Кострома, Самара, Казань, Сергиев Посад, Йошкар-Ола, Сумки, Ежово — вот далеко не полный перечень святых мест, посещенных нами за два десятилетия. В дороге поем тропари, читаем акафисты… Путешествуем на автобусах, на теплоходах, причем, как правило, батюшка вместе с детьми совершает чин освящения теплохода.
И вот у родной воскресной школы — юбилей! Ее воспитанники представили собравшимся праздничную программу: у входа в храм дети вдохновенно читали стихи, молодежный хор выпускников исполнил духовные песнопения, а в завершение все вместе с чувством спели песню «Чему учат в православной школе». Затем выпускники во главе с экскурсоводом — абитуриентом Нижегородской Духовной семинарии Вячеславом Серегиным — посетили второй этаж церкви, полюбовались красотой и величием возрожденного храма.
Празднование юбилея продолжилось в здании воскресной школы. Гость праздника — заместитель главы администрации Юринского района Ермакова Нина Павловна подчеркнула значимость воскресной школы для воспитания подрастающего поколения. Она отметила, что педагоги школы стараются уберечь детей и внуков прихожан от негативного влияния, помогают родителям как можно раньше заложить в детские души основы духовных и нравственных ценностей. Паломнические поездки, творческие конкурсы, проведение духовных концертов воспитывают ребят, оживляют жизнь прихода. Нина Павловна выразила искреннюю признательность отцу Николаю, благодаря которому с Божией помощью засияли купола Михаило-Архангельской церкви и возродилась духовная жизнь прихода. Все больше жителей Юринского района находят в церкви поддержку.
Первые выпускники с волнением вспоминали дни, проведенные в любимой школе, рассказывали о первых поездках в Дивеево, об уроках добра… И, конечно, от души благодарили своих учителей за любовь, за ту духовность, которую они несут детям.
Действительно, каждый педагог и ученик всегда ощущал особую атмосферу доброжелательности, тепла и любви, царящую в воскресной школе. И в этом особая заслуга отца Николая, который поощряет творческую инициативу учителей, всегда поддержит в трудную минуту, даст добрый совет. Вот и в этот раз настоятель храма обратился к своим духовным чадам с напутственными словами о необходимости хранить и преумножать все то доброе и полезное, что дала ребятам воскресная школа. Молитва, пост, посещение храма, приобщение к Таинствам незримо созидают детскую душу и святое семя, посеянное в душе, непременно даст добрые всходы в зрелые годы.
А в воскресной школе продолжаются занятия, дети приходят сюда с желанием познать истину добра. И по-прежнему школа собирает всех идущих по дороге к Богу, она — как родительский дом, где всегда ждут и любят!
Ирина Ахметова
п. Юрино.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ЦИБИКНУРЕ
29 августа, в день празднования Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, в селе Цибикнур Медведевского района состоялась Божественная литургия в переносном шатровом храме. Вот так уже пятый год местные жители отмечают престольный праздник своей церкви, ныне разрушенной.
Церковь в селе Цибикнур была построена без малого два с половиной века назад на средства царевококшайского купца первой гильдии Ивана Андреевича Пчелина и стала первым сельским каменным храмом на луговой стороне Марийского края. Главный ее престол освятили в честь Спаса Нерукотворного, приделы — в честь великомученика Георгия Победоносца и Благовещения Пресвятой Богородицы.
В начале 30-х годов прошлого века церковь была закрыта, а в 1957 году — полностью разрушена. Но жива память о ней у сельчан. Объединившись, они, с благословения архиепископа Иоанна, вновь зарегистрировали православный приход. Сегодня на месте прежнего храма закладывается фундамент нового и в день престольного праздника цибикнурцы собираются на святом месте для совместной молитвы.
Удивительное это дело: богослужение под открытым небом! В лучах утреннего августовского солнца, пробивающегося сквозь вековые липы, помнящие, наверное, еще прежнюю церковь, синенький храм-шатер выглядит таким трогательным и нарядным. Клирик Вознесенского собора Йошкар-Олы иерей Александр Лоскутов служит праздничную Литургию. Слова молитвы и песнопения слышатся четко, словно сказаны рядом, «Символ веры» под управлением диакона звучит удивительно слаженно. В очереди к причастию детей, пожалуй, даже больше, чем взрослых.
А затем — крестный ход вокруг будущего храма. По строительному песку, по все еще зеленой траве люди ступают осторожно, защищая от набегающего иногда ветерка зажженные свечи. Во время остановок батюшка щедро окроплял всех святой водой, а взоры молящихся устремлялись к иконе Спасителя, возглавлявшей шествие. Завершился праздник общей трапезой под открытым небом.
Людмила Протасова.
Слово пастыря
ПОДРОБНОЕ СКАЗАНИЕ О ПОТОПЕ И О РАЗВРАЩЕНИИ ДОПОТОПНЫХ ЛЮДЕЙ
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда умножились на земле сыны Божии (потомки Сифа и сына его Еноса, названные сынами Божиими потому, что до тех пор они подражали добродетели предков), они стали прельщаться красотою дочерей человеческих — дочерями от рода Каина. И от этого все люди развратились, потому что они устремились к этому делу не по желанию чадородия, не по закону брака, но по неумеренной похоти. Вожделение красоты увлекло их в погибель: красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности. Поэтому-то Господь наш Иисус Христос, зная слабость нашей природы и беспечность воли, дал закон: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Не думай, что только совокупление составляет грех; осуждению подлежит самая мысль.
И сказал Господь Бог: «Не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими». Они вели такую жизнь, как будто облечены были одною плотию, не имели души. И дал им Господь срок на покаяние сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины (великаны, люди сильные телом), которые особенно стали рождаться, когда сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Исполины еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Ни страх наказания, ни продолжительность Божия долготерпения не отклонили их от злых дел. Объятые нечистою похотию, они не хотели исправиться, как и Премудрый говорит: «Егда придет нечестивый в глубину зол, не радит» (Притч. 18, 3). Страшно, страшно, возлюбленные, быть уловлену кознями диавола. Тогда душа запутывается, как бы в сетях. И как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловоние грехов. Поэтому нужно трезвиться и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому демону никакого доступа к нам.
«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были на зло во всякое время».
Иоанн Златоуст объясняет, что здесь каждое слово указывает на множество грехов. Не только юноша грешит, но и старец делает подобное ему; не только муж, но и жена; не только раб, но и свободный; не только богатый, но и бедный. Они делают это не урывками, но каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь, неслучайно, увлекшись грехом, но прилежно упражняются в нем и делают злое. То есть грех совершается ими с большим тщанием, не мимоходом, не небрежно и не в короткое время, но все дни, в течение всей их жизни. Не было незрелого и непричастного злу возраста, но все соревновались в этом злом подвиге, стараясь превзойти друг друга в беззаконных делах.
И сказал Господь: «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц истреблю».
Ной же обрел благодать перед Господом Богом. Он был человек праведный и непорочный в роде своем. Единственною целью Ноя было угодить Богу. Он один был среди всеобщего разврата, ему пришлось терпеть великое поношение и осмеяние, вероятно, причиняли ему много оскорблений; может быть, хотели даже растерзать его, если бы было можно. Нечестие всегда проявляет большую злобу против добродетели. В таком роде, в такие-то времена праведник этот достиг самой высоты добродетелей.
Несмотря на то, что все допотопные люди предавались разврату, праведный Ной один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста. Писание говорит: было Ною пятьсот лет, и родил он трех сыновей. Видишь ли необычайное воздержание праведника? Иоанн Златоуст говорит, что этот праведник и разрешил свое воздержание и родил этих трех сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как вследствие увеличившегося разврата и крайне усилившегося нечестия, вселенной угрожала совершенная погибель, то человеколюбец Бог благоволил оставить этого праведника, как некий корень и закваску, чтоб он по истреблении нечестивых современников стал начатком будущих поколений. По этой-то причине, он, родив после пятисот лет этих трех сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил, повинуясь Божией благости.
И воззрел Господь Бог на землю; и вот она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. Исполнилась земля злодеяниями. Именем земли Писание называет всю совокупность людей. Так как все дела их были земные, то Писание именем земли означает их унижение и крайнее нечестие. Они совершали все беззакония в великом множестве. Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением.
Они все делали вопреки повелениям Божиим, попирая заповеди Божии. Какое зло грех, как он делает людей недостойными и самого имени человека!
И сказал Господь Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями: и вот, Я истреблю их с земли. А ты сделай себе ковчег. Я наведу потоп водный. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих». Хотя они далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников. Впрочем, они спасаются по следующим двум причинам. Во-первых, в честь праведника. Вторая причина та, что Бог хотел оставить как бы закваску и корень для имевшего образоваться впоследствии рода человеческого.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает жестокость и нераскаянность допотопных людей с ниневитянами. Эти жители города Ниневии тоже были развратными, и Господь послал к ним пророка Иону, который сказал им, что через три дня Ниневии угрожает погибель (Иона 3, 4). Они раскаялись, сам царь одел на себя одежду покаяния и приказал всем людям поститься и даже не велел ни овцам, ни быкам давать пищу и воду. Тем самым раскаянием получили они от Бога помилование, привлекли к себе милосердие Божие. А эти современники Ноя настолько были нечестивые, что никакие угрозы, ни человеколюбие Божие, ни долготерпение Его не привели их к покаянию.
Когда было Ною пятьсот лет, Господь возвестил о великом Своем гневе на этих людей: не будет пребывать Дух Мой в этих людях, потому что они плоть (Быт. 6, 3). Далее, чтобы дать им довольно времени для покаяния и избежать гнева, Бог сказал: будут дни их сто двадцать лет, чтобы они покаялись этим временем. Ной все время не переставал в течение пятиста лет вразумлять их, внушая им отстать от греха и обратиться к добродетели. При всем том, говорит Бог, и теперь обещаю потерпеть сто двадцать лет, чтобы они воспользовались этим временем и покаялись. Но они не хотели каяться. Господь, видя их нераскаянность, сократил время: сто лет терпел, а двадцать лет не стал терпеть, — для того, чтобы умножая беззакония, не заслужили большего наказания. В этом тоже великое человеколюбие Божие. Потом сказал Господь: еще семь дней, и наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей, и потреблю все от лица земли. Здесь великая, безмерная благость Господа, как Он после великого долготерпения и теперь еще предупреждает за семь дней, желая вразумить тогдашних людей и привести к раскаянию. Они услышали, что несчастье уже при дверях, однако же не отстали от греха.
Святитель Иоанн Златоуст и нам дает урок. «Я скорблю, — говорит он, — и болезную, видя как редка стала добродетель между нами, и, напротив, порок со дня на день усиливается. Ни страх геены не останавливает нашего стремления ко злу, ни любовь к царствию Божию не увлекает нас на путь добродетели, напротив, порок со дня на день усиливается, так сказать, влечемся как животные, ни сколько не думаем ни о страшном суде, ни о данных нам от Бога законах».
«Смотри же, — продолжает объяснять Иоанн Златоуст, — как Он врачевал и болезнь этих людей. Сперва Он дал им такую долговременную отсрочку для покаяния, потом, когда увидел их бесчувственность, дал им перед самым потопом семь дней. Зная безмерное человеколюбие Господа, смело скажу, если бы захотели покаяться, то они и в семь дней, в этот краткий срок, отвратили бы от себя бедствие потопа. Когда же ни прежняя продолжительная отсрочка, ни последний краткий срок не могли отклонить их от греха, Бог навел на них потоп.
Когда наступил потоп, вошел Ной, и сыновья его, и жены их, и птицы, и животные, и пресмыкающие в ковчег, и был дождь сорок дней и сорок ночей. А что Бог навел потоп в сорок дней и сорок ночей, и в этом опять величайшее человеколюбие Божие. По великой Своей благости Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегнули всеконечной погибели, видя пред глазами свою смерть и ближних.
Можно подумать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более, точно так же и в третий, и во все остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтоб отнять у них всякий повод к оправданию.
А когда зашли в ковчег Ной с семейством своим, и скот, и птицы, и все попарно, и затворил Господь ковчег от вне его (Быт. 7, 7-16). Так потонул первый мир.
В Евангелии говорится, что как было во дни Ноя — так же, так внезапно, неожиданно будет и пришествие Сына человеческого. Как было во дни прежде потопа, как тогда вели обычный образ жизни, как будто ничего особенного не должно было случиться, жили беспечно, ели, пили, женились и выходили замуж, до самого того дня, в который Ной вошел в ковчег, а некоторые даже смеялись над постройкой ковчега, — так будет перед Страшным судом Божиим, та же беспечность, роскошь, то же безверие, тот же разврат. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный, и истребил всех, поскольку жители городов Содома и Гоморры были такие же развратные, как допотопные люди, а Лот был праведным.
Архимандрит Иоанн (Барсуков).
Епархиальная жизнь
КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ВОЛГЕ ПОД ПАРУСАМИ
В августе впервые в нашей епархии был осуществлен крестный ход по Волге — великой русской реке.
В необычный крестный ход отправились дети — воспитанники Козьмодемьянского парусного клуба «Паллада». Икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, в честь которых и назван приволжский городок, они пронесли за два дня по воде: от родного причала, заходя в Троицкий Посад, Сумки и Юрино. На это доброе дело их благословил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Утром 7 августа лодки – три парусных (четырехвесельный ял «Волгарик», швертботы «Кадет» и «Шустрик») и одна весельная («Дори», сделанная в парусном клубе) — под управлением двенадцати юнг «Паллады» вышли из Козьмодемьянска вверх по течению Волги. На борту было две иконы: святых бессребреников Космы и Дамиана — накануне ее передал в руки детей настоятель Свято-Троицкой церкви отец Алексий, и Николая Угодника — клубная икона, благословение архиепископа Иоанна, этот образ юнги получили перед отправкой в этап кругосветки на барке «Седов» и теперь всегда берут с собой в плавание. Для обеспечения безопасности водного путешествия руководство порта Козьмодемьянск специально выделило катер «Обь».
Свежий встречный ветер заставил взять все лодки на буксир: к 10.00 нужно было успеть в Троицкий Посад на архиерейскую службу в честь престольного праздника — памяти преподобного Макария Желтоводского. Юнги несли ходовую вахту на руле и впередсмотрящими. Каждые полчаса на судне отбивались склянки. Около 10.00 ошвартовались в районе Троицкого Посада. Дальше шли с иконами на лодках, потому что в устье реки Большая Юнга на судне зайти нельзя. Несмотря на волны, на службу успели.
В храме было очень многолюдно. В этот день здесь собрались жители разных сел, деревень и даже Козьмодемьянска. И все были приятно удивлены, увидев юных моряков в бескозырках с надписью на ленточках «Паллада», которые несли в руках иконы. Это было очень символично. Много-много лет назад преподобный Макарий Желтоводский тоже прибыл на лодках в это чудесное место и повелел возвести здесь храм. Верующие с молитвой приложились к иконам.
Далее ребятам предстоял непростой путь в Сумки. Ветер все никак не стихал. И было принято нелегкое решение — отправиться в путь на яле, предприняв все меры безопасности. С иконой.
В шлюпку сели только пять самых опытных курсантов клуба, уже не раз ходивших в такую погоду под парусом. Нам было известно, что неподалеку, в устье Ветлуги, находится спасательный катер козьмодемьянского отделения Государственной инспекции по маломерным судам. С ним поддерживалась постоянная связь. На носу лодки разместили икону Николая Чудотворца.
Из Троицкого Посада вышли удачно. Ялик под парусом резво побежал по волнам. А потом, когда он догнал катер «Обь», ребята пересели на швертботы и в Сумки пошли уже под всеми парусами. Ветер был ровным и попутным. Таким, о каком всегда мечтают мореходы. С большой радостью и удовольствием дети прибыли в Сумки как раз к вечерней службе.
По случаю прибытия по воде иконы святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских в храме Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен. Архимандрит Иоанн поблагодарил ребят за то, что они доставили в Сумки святыню. Среди прихожан было много приезжих, и эту икону они увидели впервые.
На приходе царила очень доброжелательная атмосфера. Воспитанников парусного клуба напоили в трапезной чаем и разместили на ночлег. Юнги посетили источник, освященный в честь Почаевской иконы Божией Матери. Испили святой водицы и даже окунулись в купель. А утром, получив благословение, отправились снова в путь, в Юрино. Ребята благодарны судьбе за то, что побывали в храме в Сумках, побеседовали с духовником епархии архимандритом Иоанном.
И снова испытание. Утреннее затишье на воде сменилось встречным порывистым ветром. Курсанты приложили немало усилий, чтобы достойно переправить икону через Волгу. На дамбе собралось много встречающих. Палладовцев приняли как родных. Икону до Михаило-Архангельского храма под колокольный звон несли крестным ходом. В храме пропели молебен. Отец Николай высказал слова благодарности в адрес воспитанников: «Пришло время собирать камни, и очень отрадно, что в этом благом деле участие принимают наши дети».
После молебна состоялась встреча жителей Юрина с воспитанниками парусного клуба. Затем детей покормили обедом, и отец Николай организовал для них уникальную экскурсию по храму: были показаны хранящиеся святыни, фаянсовый иконостас (единственный в республике), склеп представителя древнего боярского рода Василия Петровича Шереметева (1836–1893). Юнгам позволили подняться на колокольню и провели занятие по звонарному делу. Затем в течение часа палладовцы показывали свое искусство под парусами — были задействованы все лодки.
Состоялась и экскурсия в Шереметевский замок. Многие из козьмодемьянцев здесь были впервые и от увиденного пришли в восторг.
Вечерело. С желанием вернуться сюда еще не один раз юнги, взяв иконы на борт яла «Волгарик», отчалили от гостеприимного юринского берега под всеми парусами в сторону родного Козьмодемьянска.
Домой прибыли уже вечером. Поход с иконой по Волге, который так долго планировали, свершился.
Андрей Желудкин
г. Козьмодемьянск
Страницы истории
Статья Марии Пырковой, ученицы Красногорской средней школы №2, посвящена одной из страниц истории храма святителя Николая села Кожла-Сола.
Стопятидесятилетний юбилей церкви отмечался приходом в 2012 году. События, о которых идет речь, связаны с именами монахини Нектарии, инокини Евдокии и их племянниц Анны и Клавдии Вишневых. Автор рассказывает о непростой судьбе сестер во Христе, показывает их как защитниц веры в страшный период закрытия храмов и поругания святынь. Имена этих Христовых подвижниц с благодарностью сохраняются в памяти прихожан.
СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ
Родилась и выросла я в поселке Красногорский. С юга его ограничивает красивая река Илеть, с севера с ним сливается село Кожла-Сола. Здесь, в селе, стоит наш приходской храм, названный в честь святителя Николая Чудотворца.
Жители поселка и его окрестностей любят и ценят свой храм: он имеет богатую событиями историю, а ныне здесь наши батюшки — протоиерей Алексий Никитин и священник Владимир Яшин — окормляют верующих мирян духовно, приход живет интересной, насыщенной жизнью. Вот и вся моя большая и дружная семья — папа с мамой и восемь детей — прихожане этой церкви. Нашу маму впервые привела сюда ее бабушка. Тогда маме было всего двенадцать лет. Это были первые годы восстановления нашей церкви после более полувекового поругания.
Когда в прошлом 2012 году весь приход, включая воскресную школу, дружно готовился к 150-летнему юбилею храма, было собрано множество исторических фактов из его истории, прозвучали многие имена.
Оказывается, в годы безбожия, в 1940 году, храм был закрыт, во дворе сжигали иконы, а самый большой колокол утопили в озере. Затем в здании церкви размещали зерносклад, школу, школьную мастерскую, клуб, молодежный бар. Казалось, поруганный храм был забыт...
Между тем простой народ бережно хранил спрятанные до поры иконы, на столбиках церковной ограды, на фундаменте здания в праздники появлялись свечечки, в семьях рассказывали о родном храме, учили детей молиться Богу.
Мне всегда хотелось узнать как можно больше о людях, которые не давали угаснуть нашей православной вере в годы безбожной власти.
Мама с благодарностью вспоминает первых активистов, хлопотавших о восстановлении Кожла-Солинской церкви, — усердных прихожан, к которым она, юная и духовно неопытная, обращалась за советом. Это через них дошли до нас имена тех, кто воистину были светильниками в годы суровых испытаний. Это они восприняли живую веру подвижников 40-х–70-х годов.
На нашем красногорском погосте есть особый уголок, где рядочком упокоились те самые сестры во Христе. Над их могилками стоят простые кресты, некоторые имена стерлись от времени. Но люди знают, что здесь покоятся монахиня Нектария и инокиня Евдокия, приехавшие в поселок в годы гонений из Казани. Рядом с ними — сестры по духу, которых они обрели в нашем поселке.
Кто же они? Как мало мы о них знаем, и как хочется узнать их поближе...
Инокиня Евдокия родом из Свияжска, в миру жила со своими родителями. Известно, что она, с детства мечтавшая посвятить жизнь Богу, в тот день, когда ее сосватали, всю ночь проплакала перед иконой Божией Матери. Наутро приехали сваты, и — о чудо! — отказались брать невесту. И опять девушка плакала и молилась — но уже от радости. Вскоре ее благочестивый отец сказал: «Дочка, негоже так девушкой жить. Замуж не хочешь, тогда в монастырь иди!». А та и рада. И вот зимой отец повез дочь в монастырь в город Казань. Усадил на сани, отъехали за околицу. Вдруг появились грозные тучи, началась метель со снегом, хотя с утра день был морозным и ясным, и ничто не предвещало непогоды. Конь встал, как вкопанный, и ни с места. Что такое? Отец с дочерью начали молиться. Тут же вспомнили, что икону, которой благословили родители, с собой не взяли. Это был тот образ, перед которым молилась девушка: красивый, с золоченым окладом, шитый бисером. Сходили за иконой, помолились, сели в сани, тут и ветер утих, стало радостно и спокойно. Тронулись в путь.
Монахиня Нектария, в миру Пелагея, родом из Ульяновской области, из деревни Русские Юркули. Замуж не собиралась, и отец отвез ее в монастырь в Казань, где она нашла себе сестру по духу — инокиню Евдокию. Сестры во Христе имели схожие судьбы, пронесли свою дружбу через всю жизнь и никогда не расставались.
После революции настали для России тяжелые времена, на Церковь начались гонения, не миновала эта участь и Казанско-Богородицкий монастырь, в котором подвизались инокиня Евдокия и монахиня Нектария: сестры вынуждены были отправиться на марийскую землю, в село Петъялы. Здесь они прожили до 1937 года, их послушанием было печь просфоры для петъяльской церкви святителя Гурия.
Вскоре наступил голод, и сестры переехали в село Кожла-Сола, где в то время еще действовал храм. Церковь эта была большой и красивой, с кирпичным пристроем. Матушки жили в сторожке при храме, помогали батюшке, пекли просфоры.
После закрытия храма в 1939 году, когда в здании разместили зерносклад, а затем организовали школу, монашествующие жили на съемной квартире около церкви. В то время монахиня Нектария наладила переписку со своими племянницами Анной и Клавдией Вишневыми, жившими в Казани, — голод не обошел их стороной. По приглашению монахини Нектарии ее трое родственников, Анна и Клавдия с дочерью Александрой, в 1940 году переехали в официально образовавшийся из лесоучастка поселок Красногорский. Теперь уже впятером, поддерживая друг друга, они терпеливо переносили трудности. Одно время жили в насыпушке около церкви, переезжали с квартиры на квартиру. Чтобы прокормить себя и спастись от гонений, приходилось шить одеяла, для чего имелся станок. Стегали изделия по лекалам разными узорами. Заработанных средств хватило на покупку маленького ветхого домика на улице Лесной, где женщины и прожили всю оставшуюся жизнь. Сюда тайно ночью приезжали священники из Казани и Йошкар-Олы и совершали службы. Православные жители поселка и окрестных деревень могли принять здесь Святое Причастие, окрестить детей. Сестры пекли просфоры, плели четки и вышивали пояса «Живый в помощи» для священников. Клавдия, Анна и Александра стали крестными многим новокрещенным. Сами они для духовного окормления ездили в Казань к протоиерею Борису Филипповскому.
В 1952 году Александра с матерью Клавдией переехали в город Самару, Анна же осталась с матушками Евдокией и Нектарией и помогала им до конца дней их земной жизни: топила печь, варила еду. Каждый вечер она читала акафист Спасителю и много молилась.
Сестры были очень смиренными, ласковыми, добрыми и мудрыми, одинаково легко общались со взрослыми и маленькими детьми. Между ними всю жизнь была тесная духовная связь, и инокиня Евдокия называла монахиню Нектарию «мамонькой».
Каждый год на праздник апостолов Петра и Павла к матушкам приезжала Александра с сыновьями Александром и Юрием (к тому времени она вышла замуж за Геннадия Максимчева).
Приходила к матушкам женщина Васса, родом из Кировской области, находившая у них духовное успокоение. Позже она стала жить с матушками. В молодости Васса часто болела. Узнав от людей, что в Яранске есть прозорливый старец отец Матфей, она поехала к нему. Встреча стала судьбоносной. Преподобный Матфей Яранский исцелил ее от болезни, дал наставления на дальнейшую жизнь, и Васса, укрепившись в вере, не сломилась в трудные годы гонений на Церковь.
Прожив многотрудную жизнь, первой отошла ко Господу монахиня Нектария, после нее в небесные обители перешла инокиня Евдокия. Анна ухаживала за больной Вассой, продолжая идти тем же путем, что и матушки: призирая больных и бескровных, поддерживая их духовно.
После смерти Вассы Анна жила одна, скончалась она в 1986 году. Все четверо похоронены на территории старого кладбища поселка Красногорский.
Все это рассказала Александра Ивановна Максимчева — та самая Саша Вишнева, которая проживала со своей матерью Клавдией в поселке Красногорский. Фотографии, которые дошли до наших дней, принадлежали монахине Нектарии и инокине Евдокии, их бережно сохранила Александра Ивановна и передает для исторической памяти нашей епархии. На них — священники, окормлявшие Казанскую и Марийскую епархию в годы гонений.
Жительницей поселка Антониной Ивановной Бабиной сохранена поминальная книга ее отца Иоанна Михайлова, пономаря церкви села Моркиялы, где есть запись о поминании монахини Нектарии, инокини Евдокии, Вассы и Анны.
В дни поминовения усопших, в церковные праздники звучат над могилками Христовых подвижниц слова святой панихиды. Текут из глаз тех, кто пришел поклониться им, светлые слезы памяти и благодарности. Благодарности за то, что свет их души разбудил многих и дошел до нас. Вера не угасла. В нашем храме, как и прежде, народ славит Бога. Каждый человек на этой земле оставляет свой след, а люди, которые через всю свою жизнь пронесли любовь к Богу и посеяли зерна добра и любви в сердца других людей, всегда будут в памяти народа.
ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ФИЛИППОВСКИЙ (1885–7.12.1957)
Протоиерей Борис Филипповский — замечательный пастырь и необыкновенный человек. Большая часть его долгой жизни и сорок три года служения в священном сане связаны с Казанью.
Сам многое претерпев в жизни, он обладал глубоким чувством сострадания. Рассказывают, что на Пасху за первый стол он собирал нищих прямо с улицы, а к вечеру уже приходили родственники. Около дома его всегда ждали дворовые ребятишки, которым он раздавал деньги и дарил гостинцы. В голодные 30-е годы люди обращались к отцу Борису с различными материальными просьбами, и он никому не отказывал, отдавая нуждающимся последние деньги. И хотя жить было очень трудно (после выхода за штат батюшка пенсии не получал — жил подаянием), он делился с бедными, чем мог.
У отца Бориса был особенный талант — исповедь. По словам монахини Антонии (Берг), батюшка исповедовал так, что словно всю душу наизнанку выворачивал. Не замечая времени, мог подолгу разговаривать с одним человеком. Он обладал удивительной способностью постигать проблемы и душевное состояние приходящих к нему людей. Те, кто близко знал отца Бориса, свидетельствуют, что он имел молитвенный дар и не раз помогал людям, находящимся в скорбных обстоятельствах.
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ И БОРОДИНСКОГО ХЛЕБА
7 сентября в России отмечается годовщина Бородинской битвы. «Если я возьму Киев — схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом — возьму ее за голову. Заняв Москву — поражу ее в сердце», — так мечтал Наполеон. Но этому не суждено было сбыться. Ведь у России есть два великих оружия: одно из них, по словам писателя Александра Сегеня, — это молитва русских святых, ну а другое — храбрые сердца таких людей, как герои нашего рассказа.
Молитвенным подвигом этих лет стало затворничество прп. Серафима — он ушел в затвор 8 мая 1810 года и пребывал в нем до 1813-го. За такое подвижничество всеми любимый батюшка был награжден памятным крестом в честь победы в Отечественной войне 1812 года, как о том свидетельствует найденный в архиве Саровской пустыни документ.
А в великий и страшный день 7 сентября на помощь верующим пришла Сама Богородица — накануне битвы состоялся молебен перед Ее Смоленской иконой. Помните, как торжественно и светло это событие описывается у Льва Толстого в «Войне и мире»? «Из-за горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди по пыльной дороге стройно шла пехота со снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение. Навстречу идущим бежали без шапок солдаты и ополченцы. «Матушку несут! Заступницу! Смоленскую!» — повторяли они. … На горе икона остановилась; державшие ее на полотенцах люди переменились. Дьячки зажгли кадила, и начался молебен. … Все усердно молились, у многих навертывались на глазах слезы. Вдруг толпа расступилась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, подходил к иконе. Это был Кутузов ... Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени и поклонился в землю; потом с трудом поднялся на ноги, приложился к иконе и опять поклонился, коснувшись рукою до земли. Генералы последовали его примеру; потом офицеры, а за ними, давя друг друга, с взволнованными лицами, устремились к иконе солдаты и ополченцы».
Какое страшное предстояло событие! Сколько героев пало на Бородинском поле! И в их память был создан бородинский хлеб. Сначала им поминали убитых воинов, но вскоре этот ароматный и вкусный хлеб полюбили многие. Впервые бородинский хлеб был приготовлен в Спасо-Бородинском женском монастыре.
Первая игумения обители — Мария (Маргарита Михайловна Нарышкина) — была знатного рода, происходившего от крымского татарина Нарышки, который служил московским государям. В шестнадцать лет она была отдана замуж не по своей воле за московского денди и красавца Павла Ласунского. Любви не было. Проиграв большую сумму денег, он решил украсть фамильные драгоценности Маргариты, но она попыталась воспротивиться и из-за этого получила от мужа такой сильный удар, что упала без чувств, а потом долго болела — у нее случилась горячка. Но одной ночью было виденье: некто Александр Тучков как будто сидел у изголовья и прикладывал к ее лбу холодный компресс. Это был друг мужа Маргариты, полковник. Они уже встречались как друзья. Вместе пели и играли за роялем. Поведение Ласунского получило огласку, он и Маргарита развелись. После этого Тучков предложил будущей игуменье руку и сердце, но ее мама, напуганная первым браком, отказала новому жениху. Теперь он четыре года живет в Париже и пишет Маргарите письма. Увидев, как дочь со слезами целует письма своего друга, мать сжалилась и дала согласие на брак. Венчались в маленькой церкви на Пречистенке. Когда выходили после венчания, какой-то странник вручил Маргарите большую палку, сказав: «Мать Мария! Возьми посох».
Война с Наполеоном началась в 1806 году. Тучков должен был командовать Ревельским мушкетерским полком. Маргарита отказалась отпускать мужа одного на войну и отправилась вместе с ним, несмотря ни на какие его протесты. Урожденная аристократка оказалась в огне войны. Она ухаживала за ранеными и помогала обездоленным.
Тучков дослужился до чина генерал-майора, а в 1810 году стал отцом. Но Маргарита, теперь с ребенком на руках, как и прежде отказывалась покидать мужа. Еще почти два года они жили на войне вместе, теперь уже втроем. Господь хранил их для великого подвига. Только в мае 1812 года Александр непреклонно потребовал, чтобы его жена, взяв сына, уехала подальше от войны. Но одной ночью она закричала во сне: «Бородино! Тебя убьют на Бородино!». Александр разбудил ее, потом достал походную карту… На карте Бородинского поля не существовало. Однако сон был пророческим: Александр Тучков, увидев, как дрогнули люди на войне, поднял знамя и пошел вперед. За ним двинулись многие, но он был вскоре сражен картечью. Героя не смогли вынести с поля боя.
После изгнания Наполеона из Москвы русскими войсками Маргарита отправилась на Бородинское поле искать убитого мужа. Тела погибших воинов все еще не были похоронены. Ей указали примерное место гибели Александра. Несколько дней она искала его: переворачивала трупы и заглядывала в их лица. Было страшно. Мужа не нашла, а в 1817 году генерал и военный министр Петр Коновницын сообщил ей более конкретные данные о месте гибели Тучкова. Здесь, около средней Багратионовой флеши, Маргарита возвела поминальную часовню, заложив свое тульское имение и богатые ювелирные украшения. Вскоре Александр I выделил ей десять тысяч на постройку храма Спаса на Крови. Храм освящен в 1820 году архиепископом московским Августином (Виноградским).
Но Маргариту постигла новая беда — у нее на руках скончался от жара четырнадцатилетний сынок Николенька. Сына она похоронила в склепе Спасо-Бородинской церкви и осталась жить рядом. В эти тяжелые годы ее пастырем стал митрополит Филарет (Дроздов). И устно, и письменно он наставлял ее. Вся в тоске, но все же с упованием на Бога она пишет: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначущее рукоделье, а после краткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот мое упование, тем и кончу!». Святитель Филарет утешает: «Два года мучительной, отчаянной скорби — довольная жертва миру и плоти. Не дивитесь сему названию: и плач святых о временном лишении не назван благоприятною жертвою Богу, а наше продолжительное и тяжкое сетование не только богоугодно, но даже бывает грешно… Супруг Ваш — с мучениками, сын — с девственниками. Вас Господь ведет тем и другим путем, чтобы соделать участницей той и другой радости… Не грешно мыслить, что, может быть, Вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих». Вскоре свтятитель стал все больше писать ей о монашестве. В этих письмах и в устных речах Маргарита увидела высокий проповеднический дар митрополита. Она стала записывать его речи и составила сборник проповедей. Теперь и голос московского митрополита присоединился к молитвам Богородицы и батюшки Серафима. В те годы многие люди, потерявшие близких на войне, обращались к святителю Филарету.
При Николае I на Бородинском поле был возведен монастырь. По одной из версий, именно здесь впервые испекли бородинский хлеб, есть даже упоминания о том, что его любил и сам святитель Филарет и нередко вкушал, приезжая в гости к игумении. Возможно, сама Тучкова и изобрела рецепт, чтобы таким хлебом поминать погибших, либо она изобрела его для насельниц своего монастыря как особое угощение на время поста. Обе версии, конечно, гармонично уживаются. Вкусный и ароматный, бородинский хлеб полюбился многим, и его рецепт изготовления быстро разошелся по близлежащим окрестностям и дальше. И когда вы держите его в своих руках — помяните тех героев, которые отдали свою жизнь на Бородино.
Иван Исаков.
Былое
ТАМ, ВНИЗУ, МЕСТА МНОГО
Написано по реальным событиям
Странный сон приснился Петру Николаевичу. Будто бы стоит он возле городской больницы и видит, как на глухой торцевой стене пятиэтажки появляется надпись огненными буквами на английском языке: «THERE’S PLENTY OF ROOM AT THE BOTTOM». И слышится грозный голос: «Там, внизу, места много». Петр Николаевич проснулся, а слова все еще звучали в его ушах. Эти слова были ему знакомы: так назвал свою знаменитую лекцию, прочитанную в 1959 году на заседании Американского физического общества, Ричард Фейнман. Выдающийся физик, Нобелевский лауреат, в этой лекции говорил о том, что в глубине материи таится еще много непознанного и что из атомов можно конструировать полезные микрообъекты. Тем самым он предвозвестил эру нанотехнологий. Но сейчас в этих словах слышался совсем иной смысл.
Петр Николаевич не был религиозен, но в последнее время его все чаще посещала мысль, что душа человеческая после смерти не должна исчезнуть. А ну если христиане правы, если существуют ад и рай? Тогда, конечно, для таких, как он, проживших жизнь без мыслей о Боге, там, «внизу», хватит места.
Хотя, вообще-то, он не считал себя таким уж большим грешником. Ему было уже за шестьдесят, всю жизнь он проработал здесь, в Арзамасе-16, или, по-нынешнему, в городе Сарове, в НИИ экспериментальной физики. Была у него хорошая семья, неплохая квартира, ученая степень, дача, автомобиль, — в общем, полный набор благополучного человека. За богатством он не гнался, свою специальность — ядерную физику — любил бескорыстно. Занимался он разработкой ядерного оружия и ничего греховного в этом не видел. Даже Патриарх, посетив Саров, высказался с одобрением об их работе, сказал, что создание ядерного оружия позволило на долгие годы сохранить мир на планете.
Да, работа была напряженной, порой изматывающей до предела, но интересной. Общая цель сближала людей, работающих бок о бок. Правда, когда испытания успешно завершались и изделие принималось комиссией, начинались трения и обиды: кто-то оказывался награжденным, а кто-то просто отмеченным, кто-то выходил на защиту, а кто-то пока оставался «мэнээсом». Когда-то его, Петра Николаевича, разработчика универсального детектора нейтронов, включили в список на Госпремию, но в последний момент из этого списка изъяли и заменили другим сотрудником, имевшим к проекту лишь косвенное отношение, но зато состоявшим в родстве с одним из столичных боссов. Неприязнь к этому человеку, которого и в живых уже давно не было, до сих пор не покидала Петра Николаевича.
Ну, обиды обидами, а отдыхать коллективно физики умели на славу. Гуляли с размахом, опустошая магазинные прилавки, благо в их закрытом городе снабжение было прекрасное. Правда, он уже не застал те времена, когда в день зарплаты работники подходили к окошку кассы с чемоданчиками: в карманах толстые пачки тогдашних ассигнаций было не унести. В брежневские времена платить стали скромно. Но чтоб отметить какое-нибудь событие — на это средств хватало.
Вспомнился юбилей института, который начали праздновать на стадионе, а на другой день всей лабораторией поехали на пикник. Завлаб пробил всем пропуска на выход за зону, заказал автобус. Долго ехали живописной сельской дорогой, вокруг расстилались луга.
— Смотри, аборигены, — сказал кто-то.
На поле работали крестьяне, в основном бабы, гребли сено, укладывали стога. Молодежь прильнула к окнам: такое зрелище многие видели только в кино.
— А чего они работают? Сегодня же воскресенье.
— Это же колхозники, для них воскресений нет, тем более в сенокос, — отвечал умудренный жизнью коллега. Петр Николаевич повернулся к нему и поинтересовался:
— Ну а деньги-то им теперь платят или по-прежнему за трудодни вкалывают?
— С 61-го года начали платить, после косыгинской реформы. У меня дядя, колхозник, он так и говорит, что только тогда жизнь в деревне и началась. За Косыгина они молиться готовы.
Приехали на реку Мокшу, где она сливается с Сатисом. Выходя из автобуса, будто высаживались на другую планету и замирали, пораженные царящей вокруг красотой. Кто-то из женщин вздохнул: «А мы сидим там у себя за колючей проволокой и ничего не видим». Потом купались в реке, пировали на поляне, уставленной батареями бутылок и различной снедью, затем разошлись кучками по интересам. И, снова собравшись, нетрезвым хором распевали песни. Над рекой раздавалась студенческая «дубинушка»: «Только в физике соль, остальное все — ноль, кто не физик, тот просто дубина». Песня, конечно, шуточная, но чувство превосходства над людьми других профессий было реальным. Еще бы, ведь физики подарили миру электроэнергию, радио, электронику, ракеты и много других важных вещей! Тогда, в 60-е годы, казалось, что наука совсем скоро сделает людей счастливыми. Осталось лишь всерьез заняться биологией, чтобы научиться делать искусственную пищу из нефти, да медициной, чтобы изобрести лекарства от всех болезней. Но и без этого физики, даже студенты, чувствовали себя членами особого братства, наделенного высшим знанием. Академик Ландау говорил: «Есть наука, а есть филология» — к филологам он относил всех, кто не может рассчитать сечение рассеяния медленных нейтронов на ядре урана.
В общем, спеси и юмора в этом братстве хватало, а вот верующих людей, даже среди пожилых, в советское время не замечалось. А впрочем, одного такого, тогда еще совсем молодого человека, Петр Николаевич вспомнил.
Как-то в лаборатории зашел разговор о надоевшей всем марксистской идеологии, о компартии и ее вождях. Поговорить «за жизнь» физики любили. Знали, что стукачей среди них нет, и разошлись вовсю. Начитанный Валера цитировал Бердяева, из книги «Истоки и смысл русского коммунизма», а Витя возмутился и стал горой за русский народ, которому навязали чуждое западное учение. Ну, покричали, выпустили пар, и начальник группы подвел черту:
— Хватит, ребята, давайте работать. Все это — вечные вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?», «Что делать?» — и нам их не решить.
А молчавший до этого Николай вдруг сказал:
— Почему не решить? Ответы очень простые. Виноваты мы сами, а делать надо вот что: идти в церковь и каяться в своих грехах.
Тогда это показалось всем неумной шуткой. В тот же день Петр Николаевич шел с работы вдвоем с Николаем. Они проходили мимо высокой колокольни — это было единственным, что осталось в городе от большого монастыря, — и Петр Николаевич спросил:
— Ты это что, серьезно про церковь говорил?
— Да, вполне. Я ведь недавно крестился, специально в Москву ездил для этого. Теперь вот считаю себя православным. Только это между нами. Ладно, Петя?
— Ладно, чудак. Лучше бы ты йогой занялся, там хоть польза от упражнений есть.
— А ты знаешь, Петя, что академик Николай Николаевич Боголюбов — верующий и в церковь ходит? Он у нас в 50-е годы работал в теоретическом отделе, а теперь — директор института в Дубне.
— Боголюбов — верующий? Ну, это я могу допустить. Говорили, что у него отец был священником, да и сам он родился еще при царе. А вот как ты к этому пришел?
Николай долго шел молча, но потом все-таки сказал:
— Об этом так просто не расскажешь. У меня есть девушка, учится в МГУ на историческом. Сама из Курска. Я прошлым летом ездил к ней в гости домой. У нее мать верующая, в доме — иконы. Когда я сказал, что живу в городе, который раньше назывался Саров, она мне рассказала про Серафима Саровского, показала его икону. Курск ведь родина этого святого. Показали мне колокольню, с которой он упал еще ребенком и чудесным образом остался невредимым. Дали почитать книгу про его жизнь да про монастыри — Саровский и Дивеевский. Книга толстая, до революции была издана. Я читал и поражался: в каком знаменитом месте мы живем! Оказывается, сюда, в Саровский монастырь, шел народ отовсюду к старцу Серафиму. Ну, я, конечно, все это воспринимал просто как интересный исторический материал. А потом вернулся из отпуска, уже и в работу втянулся, и мне этот старец во сне явился, причем сон такой отчетливый, будто наяву. Одет он был в белый балахон, весь седой, с широкой белой бородой, с тростью в руках. Смотрит он на меня так ласково, а лицо такое приветливое, светлое. Сроду я такого лица не видал. И говорит он мне: «Здравствуй, радость моя, отец Николай». А я во сне удивляюсь: откуда он имя мое знает? и какой я ему отец?
Тут Николай остановился, достал носовой платок и стал вытирать глаза:
— Не могу! Как вспомню об этом, так слезы на глазах. А ведь это было еще летом, первого августа. Ну вот, потом он говорит: «А ведь ты, Николай, собрался идти в нехорошее место. Не ходи туда, родимый, слышишь, не ходи, а то беда с тобой будет, сиди дома весь день». Помню, проснулся я и лежу удивленный. Я ведь действительно собирался идти к своим приятелям, где у нас по субботам такие оргии бывали, что страшно вспомнить. Так и просидел я весь день дома. А потом узнал, что дружки мои перепились так, что одного сильно покалечили. Остальные двое сейчас уже в колонии сидят. И я мог бы с ними сидеть или в земле лежать. Уберег меня от беды преподобный Серафим.
Петр Николаевич не знал, что на все это сказать. Мало ли что может присниться человеку после напряженного трудового дня.
А Николай вскоре уволился и куда-то исчез. Увидеть его пришлось лет через десять, в 1991 году, да и то издалека. Петр Николаевич пошел посмотреть на крестный ход, шедший по многим городам России. Несли вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево. В начале бесчисленной людской колонны, вслед за группой священников, окружавших носилки с мощами, шел Николай.
Обилие людей поразило Петра Николаевича. Что же они нашли в этом старце, жившем двести лет назад? Он послушал проповедь о жизни святого, которую сказал митрополит, когда крестный ход остановился, и ничего особенного не услышал. Ну, хорошо, жил затворником, был воздержан в еде — годами мог питаться одной травой, ну, простил разбойников, на него напавших, ну, принимал посетителей, встречал всех ласково, давал толковые советы. Разве в этом ценность человека? Разве для этого дан ему разум?
Пришло на ум сравнение с выдающимися учеными, с которыми ему довелось общаться: Харитоном, Бабаевым. Вот это люди! Суть явлений видели насквозь. Работали как одержимые и от других требовали того же. Или взять Сахарова. Какую красивую предложил идею: создать термоядерный заряд из чередующихся слоев дейтерия и урана. Только ему было под силу рассчитать такую систему. Позже ее назвали «слойкой Сахарова». Он же рапортовал Хрущеву, что его отдел готов разработать термоядерную бомбу с тротиловым эквивалентом 100 мегатонн, что в 5000 раз больше, чем у взорванной в Хиросиме. Хрущев, говорят, тогда пошутил: «Как бы в Москве стекла не вылетели». И решил, что хватит и половины, чтобы устрашить американцев. И действительно, взрыв 50-мегатонной сверхбомбы на Новой Земле в 1961 году потряс всю планету в прямом и переносном смысле.
А потом академик почему-то решил, что ядерное оружие Советскому Союзу ни к чему, и стал диссидентом. Распад страны он приветствовал и со всех трибун говорил, что на этом не следует останавливаться, что Россию надо делить дальше на множество отдельных государств. За это демократы называли его совестью нации. На его похороны тоже пришло немало людей. Но странно, что не так уж много лет прошло с его смерти, а его уже стали забывать. И если вспоминают, то не за его вклад в оборону страны, а за ее развал. И еще его вспоминают, когда в московском особняке, где расположился центр, названный его именем, происходит очередная богоборческая выставка.
Через три дня после того, как Петру Николаевичу приснился странный сон с огненными буквами «there’s plenty of room at the bottom», он заболел. На работе стало плохо: тошнило, сильно кружилась голова. С трудом добрался до дома, а там жена вызвала «скорую», и попал он в ту самую больницу, которую видел во сне. Конечно, опять проблемы с кровью. Работа с нейтронами даром не проходит. Лет двенадцать назад у него подобное было, хотели даже пересадку костного мозга делать, но обошлось. А теперь прихватило посильнее. Нейтроны — самый опасный вид радиации. У них был случай в 1997 году, когда оператор попал под прямой поток нейтронов. Умер, бедняга, через сутки, не приходя в сознание.
Приходила жена, успокаивала. Но и после ее ухода настроение оставалось подавленным.
Он увидел на тумбочке у соседа книжку с названием «Новый Завет».
— Можно мне взглянуть? — попросил он соседа, мужчину средних лет с желтовато-серым лицом. Открыл Евангелие, полистал и почти сразу наткнулся на такие строки:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...”
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…”».
В том же отрывке говорилось и о том, что надо делать, чтобы не попасть в огонь вечный. Надо всего лишь быть милосердным: накормить и одеть нуждающегося, принять странника, посетить больного и заключенного.
Кажется, очень просто, но способен ли он так поступать, причем не заставляя себя, а по велению сердца? Нет, для этого надо любить всех вокруг себя, а значит, надо стать совсем другим человеком.
— Завтра священник придет, соборование будет, — сказал сосед. — Если хотите, и вы можете присоединиться. Теперь при больнице храм открыт. Времена другие, в Сарове уже пять православных храмов действуют, монастырь восстанавливают… А соборование — оно каждому полезно.
— Да я ведь некрещеный, — сказал Петр Николаевич.
— Креститься здесь тоже можно. Вы скажите священнику. Он батюшка хороший, добрый. Говорят, сам когда-то был ядерщиком.
Через два дня Петра Николаевича крестил в больничной церкви отец Николай, его бывший коллега. На крещении Петр Николаевич стоял с глазами, полными слез, будто что-то неведомое коснулось его души. Вернувшись в палату, он, сильно уставший, сразу лег на кровать. Долгий разговор с отцом Николаем был похож на исповедь, которую ему еще предстояло завершить. «Приходит страх Божий и рождает покаяние, покаяние приводит к трудам доброделания, из них уже возрождается любовь» — такие слова Феофана Затворника прочитал ему отец Николай.
Владимир Яцкевич
г. Вологда, 2010 г.«Вера» — «Эском».