СОДЕРЖАНИЕ:
• ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА
• В КРАСНОЙ РЕЧКЕ ОСВЯЩЕН ПРИДЕЛ ХРАМА
• СОВЕРШЕНА ХИРОТОНИЯ
• ПРИВЕТСТВИЕ К 20-ЛЕТИЮ ЙОШКАР-ОЛИНСКОЙ ЕПАРХИИ
• ДВАДЦАТЬ ЛЕТ. ХРОНИКА ЕПАРХИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
• НАВСТРЕЧУ ФАВОРСКОМУ СВЕТУ (ПРАЗДНИКИ И БУДНИ ПРАВОСЛАВНОГО ЛАГЕРЯ)
• МОИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ ДАНИИЛЕ ДОМРАЧЕВЕ
• БЕЛЫЙ ЦВЕТОК ЛЮБВИ
• ПРИЮТ ПРИ ХРАМЕ
Церковные вести
В ИЮЛЕ СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
16 июля 2013 года в Синодальном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание весенне-летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого было принято «Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси, образована митрополия и избран ряд новых архиереев.
Синод рассмотрел и одобрил документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», подготовленный совместной рабочей группой ОВЦС, Синодального миссионерского отдела и Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
Заслушав рапорт архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, Священный Синод постановил образовать новые епархии, выделив их из состава Владимирской епархии:
— в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов Владимирской области — Муромскую епархию;
— в административных границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области — Александровскую епархию.
Преосвященным Муромским и Вязниковским определено быть викарию Владимирской епархии епископу Муромскому Нилу. Временное управление Александровской епархией поручено архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, назначенному главой новообразованной Владимирской митрополии.
На вакантную кафедру Мичуринской епархии, образованной решением Синода от 26 декабря 2012 года, избран наместник Знаменского Абалакского мужского монастыря Тобольско-Тюменской епархии игумен Гермоген (Серый).
Архимандрит Митрофан (Серегин), секретарь епархиального управления Сердобской епархии, образованной решением Синода от 26 июля 2012 года, избран епископом Сердобским и Спасским.
Викарием Барнаульской епархии с титулом Рубцовский избран наместник Казанского мужского монастыря Барнаульской епархии игумен Роман (Корнев).
Заслушав рапорт председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету:
— организовать на своей базе, а также в регионах регулярные курсы повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений;
— тщательно изучить возможности перевода системы оплаты труда в духовных учебных заведениях на штатно-окладную с учетом внеаудиторной работы;
— расширить трансляцию дистанционных лекций ведущих преподавателей по ряду предметов в 2013-2014 учебном году.
Синод постановил также:
— повысить возрастной порог для штатных профессоров и доцентов с 65 лет до 75 лет;
— использовать систему дистанционного образования для контроля за защитой дипломных работ и проведением выпускных экзаменов в духовных учебных заведениях;
— высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений;
— духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы, причем, в случае такого решения епархиального архиерея, процесс преобразования училища в подобный центр может быть начат уже в 2014 году.
Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре Москвы с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Протоиерей Борис Даниленко освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен управляющий Юго-западным викариатством Москвы епископ Дмитровский Феофилакт.
Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму.
Решением Синода установлен дополнительный день празднования в честь святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее мощей — 8 марта (по н.ст.).
Участники заседания утвердили тексты служб святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому; священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому; преподобному Симеону Псково-Печерскому.
Священный Синод одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2013 года.
Русская линия.
Епархиальные вести
В КРАСНОЙ РЕЧКЕ ОСВЯЩЕН ПРИДЕЛ ХРАМА
Возглавил освящение архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Сослужили Владыке благочинный Северо-Западного церковного округа настоятель храма Пророка Илии п. Килемары протоиерей Андрей Романов, настоятель храма Святой Троицы с. Помары иерей Сергий Петров, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери с. Кузнецово Медведевского района иерей Василий Яшмолкин, настоятель храма Сретения Господня с. Б. Кучка иерей Алексий Вязов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Упша Оршанского района протоиерей Михаил Нехорошков, настоятель храма Вознесения Господня с. Шулка иерей Евгений Беляев, с мая 2013 года окормляющий и этот приход.
На крестном ходе вокруг храма были обнесены мощи святых мучеников Вифлеемских, позже они были положены под Престол, а в антиминс вложены мощи священномученика Иоанна Рижского.
Нынешний каменный храм в честь преподобных Зосимы и Савватия построен на месте деревянного в конце 80-х годов XIX века. В 1892 году был освящен правый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в 1896 году освятили левый — в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Центральный придел так и не успели освятить — наступил 1917 год. В советское время помещение храма использовалось под складские нужды. До 2001 года здание находилось в запустении. С этого времени в течение двенадцати лет на приходе служил протоиерей Сергий Кожевников. В этот период храм начал возрождаться, была положена кровля, обустроен центральный купол.
После службы Владыка поздравил прихожан с великим праздником — освящением придела храма и пожелал, чтобы храм был для всех местом утешения, а Царица Небесная утоляла наши печали.
Дмитрий Лукьянов.
СОВЕРШЕНА ХИРОТОНИЯ
23 июня, в день Святой Троицы, праздничное богослужение в Троицком храме г. Йошкар-Олы возглавил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Сослужили ему настоятель Вознесенского собора протоиерей Евгений Кутырев, клирики собора протоиерей Георгий Втюрин и иерей Андрей Норкин. За Божественной литургией была совершена хиротония во диакона чтеца Воскресенского собора Олега Большакова. Диакон Олег окончил Московскую Духовную семинарию, диаконский сорокоуст он направлен проходить в Успенский храм г. Йошкар-Олы.
Пресс-служба епархии.
К юбилею епархии
ПРИВЕТСТВИЕ К 20-ЛЕТИЮ ЙОШКАР-ОЛИНСКОЙ И МАРИЙСКОЙ ЕПАРХИИ МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО ЛОНГИНА
От души поздравляю АРХИЕПИСКОПА Иоанна, пастырей и паству Йошкар-Олинской и Марийской епархии с замечательным юбилеем!
Двадцать лет возрождается Православие на Марийской земле под чутким архипастырским руководством Владыки Иоанна. Мы видим в нем нечасто встречающийся пример сочетания настоящего внутреннего монашеского устроения и архиерейского служения, благодаря чему Владыка пользуется большим авторитетом не только в своей епархии, но и среди духовенства Русской Православной Церкви. В Республике Марий Эл он стал за эти годы безусловным духовным лидером.
Благодаря тому единодушию, которое существует между Владыкой Иоанном и Главой Республики Марий Эл Леонидом Маркеловым, доброму сотрудничеству республиканской власти и Церкви удалось практически восстановить исторический облик города Йошкар-Олы, до революции Царевококшайска. Возрождено множество храмов, и самое главное — эти храмы сегодня наполнены людьми. В монастырях и на приходах служит доброе, самоотверженное духовенство, преданное Богу и Церкви. Ведется активная деятельность по переводу на марийский язык богослужения, Священного Писания, обширная социальная и молодежная работа. В столице республики построен уникальный молодежный епархиальный центр, не имеющий аналогов в Русской Православной Церкви. Все это приносит самые добрые плоды. Для меня деятельность Владыки Иоанна всегда была примером, на который мне хотелось равняться, и которому я хотел бы следовать по мере моих сил.
И, конечно же, нельзя не сказать добрых слов в адрес Главы Республики за то внимание, которое он оказывает церковному возрождению, понимая, что без нравственной, духовной составляющей никакие социальные, экономические, политические и прочие успехи не могут привести к результатам, к которым мы все стремимся, — чтобы наш народ жил достойной жизнью в своей стране, соблюдая традиции своих предков и развивая все лучшее, что было достигнуто на протяжении нашей истории.
Митрополит Саратовский и Вольский ЛОНГИН
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ. ХРОНИКА ЕПАРХИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
К двадцатилетию образования Йошкар-Олинской и Марийской епархии мы публикуем хронологию основных событий епархиальной жизни.
1993
В июле по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. На ее канонической территории в это время находилось 33 храма, в которых служили 30 священников и 5 диаконов.
25 июля в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка состоялась хиротония архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
1 ноября постановлением Правительства Республики Марий Эл епархии был передан Мироносицкий монастырь.
Осенью в городе Йошкар-Оле открыто Православное Мироносицкое братство.
В республиканском эфире начала выходить православная телепередача «Преображение».
1994
В июле указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной церкви открыт Мироносицкий женский монастырь. Для организации монашеской жизни во вновь открытую обитель направлены насельницы Толгского монастыря монахини Варнава и Ардалиона. Начаты реставрационные работы по восстановлению обители.
В г. Йошкар-Оле освящена церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
На территории Йошкар-Олинской и Марийской епархии действовали три благочиния: Горномарийское, Йошкар-Олинское и Луговомарийское.
1995
Освящение кафедрального Вознесенского собора в Йошкар-Оле.
Открытие в Йошкар-Оле Православного центра, где начали работу детский сад, воскресная школа, кружки, благотворительная столовая, библиотека.
1996
Открытие Православного центра в г. Волжске на базе прихода церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Йошкар-Олинская епархия начинает выпускать газету «Мироносицкий вестник».
В августе освящен в честь Спаса Нерукотворного престол нижнего храма собора Мироносицкого женского монастыря.
К концу года в епархии насчитывалось 50 приходов (9 городских, 41 сельский).
1997
При Йошкар-Олинском Православном центре открыта Школа сестер милосердия, создано сестричество в честь великой княгини Елисаветы Феодоровны.
В ноябре для нужд епархиального управления Йошкар-Олинской и Марийской епархии передан дом купца Пчелина, начата его реставрация.
К концу года во всех тюрьмах, СИЗО и ИТК имелись специальные молитвенные помещения.
1998
В феврале освящен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в ИТУ п. Медведево, ставший первым тюремным храмом в республике.
Начато возведение храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в п. Медведево.
1999
19 июля решением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви мужская Богородице-Сергиева пустынь, строительство которой было начато в 1998 году, приобрела статус монастыря.
Йошкар-Олинское епархиальное управление разместилось в доме Пчелина.
На конец года в епархии насчитывалось 60 приходов (10 городских и 50 сельских), 2 монастыря, служили 63 священника и 13 диаконов.
2000
В Йошкар-Оле открыта муниципальная Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского.
2001
При Йошкар-Олинском епархиальном управлении открыта иконописная мастерская. В настоящее время сотрудники ее не только создают иконы, но также занимаются реставрацией, разработкой проектов иконостасов для храмов епархии, консультируют священнослужителей по вопросам реставрационных и восстановительных работ в церквах. Иконы, выполненные художниками мастерской, экспонировались на Всероссийской выставке в г. Ярославле, а также на международных выставках Православного искусства «Свет миру», «Россия Православная».
2002
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года в собор Новомучеников и исповедников Российских включены имена епископа Леонида (Антощенко), протоиерея Адриана Троицкого, священника Михаила Березина.
2003
При Смоленском соборе г. Козьмодемьянска открыт Дом милосердия.
2004
Стал расширять свою просветительскую деятельность Православный центр п. Новый Торъял. При Центре созданы двухгодичная педагогическая школа, воскресная школа, библиотека, а также отделы: миссионерский, социальный, просветительский.
В учреждениях социальной направленности на конец года действовали 6 молебных комнат.
На территории республики построены две богадельни: при Свято-Никольском храме г. Волжска и при храме Покрова Пресвятой Богородицы д. Эмеково Волжского благочиния. Это был первый опыт создания приходских богаделен.
В епархии насчитывалось 77 храмов, 2 монастыря, 12 молитвенных домов. Возросло и количество священнослужителей: 83 священника и 14 диаконов.
2005
Издан «Молитвослов на марийском языке». Книга распространяется не только по приходам Марий Эл, но и за ее пределами, в тех областях, где народ мари проживает компактно.
В п. Мари-Турек начала работу иконописная школа при храме Петра и Павла.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года в собор Новомучеников и исповедников Российских включено имя протоиерея Сергия Стрельникова, служившего в Иоанно-Предтеченском храме села Оршанка и пострадавшего за веру в 1937 году.
Осенью освящен храм св. мц. Татианы при МарГТУ, решение о его открытии было принято ученым советом вуза.
Открылась молебная комната в реабилитационном центре «Журавушка» п. Таир. Сюда со всей республики съезжаются на лечение больные и ослабленные дети, инвалиды-колясочники, дети из неблагополучных семей.
В республиканском эфире начала выходить еженедельная радиопередача «Благовест».
2006
4 июля в Новотроицкой воспитательной колонии п. Светлый освящен храм в честь св. вмч. Анастасии Узорешительницы.
28 августа в г. Йошкар-Оле на территории Дома Правительства освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение о его строительстве было принято Президентом Республики Марий Эл Леонидом Игоревичем Маркеловым. Возведением храма было решено ознаменовать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.
В одной из ракетных войсковых частей республики освящен домовый храм в честь вмч. Георгия Победоносца.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года в собор Новомучеников и исповедников Российских включено имя протоиерея Николая Рюрикова, служившего в храме Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское и пострадавшего за веру в 1937 году.
На 2006 год Йошкар-Олинская епархия включала 5 церковных округов: Йошкар-Олинский, Луговомарийский, Волжский, Северо-Восточный, Горномарийский.
2007
В Йошкар-Оле открыта часовня в честь свт. Николая Чудотворца, по инициативе Президента Республики Марий Эл установлена скульптурная композиция «Пресвятая Богородица с Богомладенцем». Освящена часовня в честь прп. Сергия Радонежского при гимназии имени Сергия Радонежского.
2008
Вышел в свет Новый Завет на луговомарийском языке, а также «Большой детский молитвослов» с параллельными текстами на русском и горномарийском языках.
К 15-летию епархии приурочена выставка «Православие в Марий Эл». В экспозиции были представлены иконы и церковная утварь, работы художников епархиальной иконописной мастерской, проекты строящихся храмов, облачения и древние богослужебные книги, работы лицевого шитья монахинь Мироносицкого монастыря, фотовыставка «История Йошкар-Олинской епархии в работах марийских фотохудожников».
В Йошкар-Оле освящены Троицкий храм и церковь в честь Всех святых на Туруновском кладбище.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года в собор Новомучеников и исповедников Российских включено имя иерея Анатолия Ивановского, служившего в церкви Казанской иконы Божией Матери села Салтакъял и пострадавшего за веру в 1918 году.
В столице республики установлен памятник священномученику Леониду, епископу Марийскому.
В епархии насчитывалось 86 храмов, 2 монастыря, 16 молитвенных домов, служили 99 священников и 16 диаконов.
2009
Возрождена традиция проведения в столице республики Пасхальных ярмарок, существовавшая в дореволюционном Царевококшайске.
2010
Заботами Главы Правительства Республики Марий Эл в Йошкар-Оле воссоздан разрушенный в 1961 году Воскресенский собор, открыт памятник приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II.
Освящена Покровская часовня в центральной части историко-культурного комплекса «Царевококшайский кремль».
Принято в эксплуатацию новое здание Православного центра столицы республики. Здесь разместились детский сад, иконописная мастерская, библиотека, трапезная, благотворительная столовая и служба по раздаче вещей, продуктов питания, конференц-зал на 300 мест.
2011
В Йошкар-Оле освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского и часовня свв. благоверных князя Петра и княгини Февронии.
2012
Освящена Троицкая часовня при Воскресенском соборе Йошкар-Олы.
Издана Псалтирь на марийском языке, подготовленная переводческой комиссией Йошкар-Олинской епархии.
2013
В Йошкар-Оле освящена часовня в честь Всех святых.
Украшением столицы республики являются часы с воспроизведением композиции иконы Божией Матери «Троеручица» и «Входа Господня в Иерусалим с 12 апостолами».
Ежегодно в епархии совершаются крестные ходы: Мироносицкий монастырь — г. Йошкар-Ола с чудотворной иконой Божией Матери «Мироносицкая» протяженностью 30 км; г. Волжск — с. Параты — с. Петъялы с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери протяженностью 120 км; крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из с. Владимирское в г. Козьмодемьянск.
На июль 2013 в нашей епархии 90 приходов, 2 монастыря, 106 священников, 17 диаконов, 4 Православных центра и 8 благочиний.
Епархиальная жизнь
НАВСТРЕЧУ ФАВОРСКОМУ СВЕТУ (ПРАЗДНИКИ И БУДНИ ПРАВОСЛАВНОГО ЛАГЕРЯ)
Третий год по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна организует свою работу детский православный лагерь «Фаворский свет». Те, кто уже здесь побывал, смогли оценить его неповторимость и особую атмосферу.
Все проводимые мероприятия в этом году были посвящены двум основным юбилейным датам: 400-летию династии Романовых и 20-летию Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Особое внимание постарались уделить теме царских детей и, в первую очередь, семье последнего Российского императора Николая II. Современные дети очень рано взрослеют и, к сожалению, не всегда в лучшем смысле этого слова. Поэтому есть надежда, что примеры из жизни детей Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны помогут ребятам понять и оценить, в чем истинная красота и достоинство юности.
Программа лагеря действительно оказалась очень насыщенной и разнообразной. Организаторы старались, чтобы дети были не только зрителями проводимых мероприятий, но и активными участниками, и каждый мог выбрать то, что ему ближе и интересней. Различные тематические дни включали увлекательные беседы, игровые программы, викторины, конкурсы знатоков исторической эпохи династии Романовых и истории Йошкар-Олинской и Марийской епархии, спортивные мероприятия, сценические постановки, вечера поэзии и духовной музыки, где звучали и авторские сочинения.
У всех детей без исключения была возможность проявить свои способности и попробовать свои силы в новом для себя деле. В этом им помогала ежедневная работа творческих мастерских и мастер-классов «Умелые ручки», «Колокольный звон», «Народные игры», «Выразительное чтение», «Спортивные игры», «Чудеса и фантазия», «Историческая реконструкция».
Безусловно, были дни и мероприятия особенно яркие и богатые впечатлениями. Прежде всего это приезд в лагерь архиепископа Иоанна. После торжественной встречи и молебна состоялась импровизированная детская пресс-конференция с Владыкой. Дети, со свойственной им непосредственностью, живо представляли себя ведущими различных изданий, радио и телепередач. Звучали интересные, забавные вопросы юных корреспондентов и удивительно простые, добрые, мудрые ответы архиепископа Иоанна.
Ярким спортивным зрелищем стал футбольный матч между сборной командой лагеря и командой священнослужителей нашей епархии.
В дни памяти царственных мучеников прошла акция милосердия, которая называется «Праздник белого цветка». Поразительно красивые белые цветы, сделанные руками наших девочек, раздали всем желающим. Они напоминали цветы, сделанные Императрицей Александрой Феодоровной и ее дочерями, Великими Княжнами. Каждое лето Царская семья устраивала в Ялте «Праздник белого цветка». Средства от продажи таких цветов шли на благотворительность.
Вечером в этот памятный день состоялся великолепный бал, ставший и благотворительным мероприятием, акцией любви и добра. Родители, дети и педагоги пожелали собрать денежные средства и подарить их детскому приюту «Теплый дом».
Кульминацией программы стала яркая, веселая ярмарка, а самым, пожалуй, запоминающимся и немного грустным оказался последний вечер: заключительный концерт, в котором могли принять участие все желающие, прощальный костер, и фейерверк на берегу живописного озера.
Все эти дни мы жили по законам лагерной жизни. Были сформированы отряды, каждый из них имел свое название, девиз, свою отрядную песню и речевку. Все это было своего рода визитной карточкой, которую отряд представлял на ежедневной линейке. Флаг с эмблемой лагеря высоко развевался над центральной площадкой, служа символом единства и дружбы.
Каждый день в лагере начинался и заканчивался молитвой и всем полюбившимся крестным ходом с зажженными свечами и пением Иисусовой молитвы поочередно мальчиками и девочками.
Наш переносной храм был местом молитвы и духовного единения. Здесь в день памяти и скорби 22 июня молитвенно вспоминали всех отдавших свою жизнь на поле брани за свое Отечество, а также своих почивших родных и близких. А в праздник Святой Троицы за Божественной литургией все желающие причастились Святых Христовых Таин.
Бессменным духовным наставником и окормителем лагеря был священник Сергий Бажанов, а директором и главным организатором лагеря — Лидия Леонидовна Герасимова.
Православный лагерь всех нас очень сблизил, особенно ребят. Чувствовалось, что их наполняла радость общения, совместного творчества, интересных встреч и новых знакомств.
Но больше всего нас объединяли вера и, конечно, наше наследие — православное прошлое Святой Руси.
Надежда Безденежных.
БЕЛЫЙ ЦВЕТОК ЛЮБВИ
Акция милосердия «Белый цветок», посвященная 400-летию Дома Романовых, прошла нынешней весной в городе Волжске. Организовал и провел ее приход церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совместно с Центральной волжской больницей.
Дружба между храмом и больницей началась с первых дней возникновения на маленьком пустыре церкви. Одно время напротив был морг, и здесь ставили гробы с умершими земляками. И люди плакали,я плакали… Помню и мы тут горевали и стенали. И вот на этом оплаканном волжанами месте и возник храм. Совпадение, конечно. Но символическое.
Больница и храм — соседство лучше не придумаешь. Священники с первых же дней стали ходить по палатам: исповедовали, причащали страждущих. Некоторых своими молитвами помогали вытащить с того света.
Храм этот особенный. Возглавляет его благочинный протоиерей Александр Михайлов. С первых же дней тут возникла воскресная школа, сейчас строится богадельня, открыт при больнице Дом малютки, где вырастают дети-отказники под круглосуточным присмотром нянечек — из числа самых верных прихожан. На воскресные проповеди в храм собирается до сотни волжан. Эти проповеди — хлесткие, безжалостные ко греху человеческому — многим помогают прозреть. Тут не приветствуется теплохладность. А еще особенность этого храма — стремление ввести молодежь и прихожан в круг русской культуры. Тут действует «Пушкинское общество», регулярно проходят вечера, посвященные творчеству того или иного поэта. И это не уроки литературы или искусствоведения, а уроки смирения, духовной высоты — так свойственные нашей лучшей русской интеллигенции. Тут зачитываются И. Шмелевым, находя на страницах его книг старую, благочестивую православную Русь. И не случайно в год 400-летия Дома Романовых объявили эту акцию милосердия «Белый цветок».
Произошла встреча в начале июня на лугу возле лыжной базы. Стеною окаймлял поляну сосновый бор, закрывающий город от северных ветров. На сцену вышел камерный оркестр преподавателей музыкальной школы. Звучала над лесом музыка — любимая музыка Романовых. Их жизнь наполняла красота духовная, а душевный мир так сочетался с великими произведениями наших прославленных русских композиторов. Затаив дыхание сидела пожилая женщина Елена. В руках у ней были две белые розы, как и у многих ее подруг и просто волжан. Эти розы им вручили на сцене за вклад в копилку. А копилка эта для онкобольных детей, родители которых пребывают порой на грани отчаяния, не зная как спасти своих чад. Семьдесят тысяч собрали прихожанки храма и просто волжане. И дело, конечно, не в деньгах, а в сочувствии горю матерей, порой теряющих надежду на своем скорбном пути борьбы за ребенка. На пожилых христианках с белыми розами в руках белые платья, белые капоты — дань уважения и любви к царственному роду, который милосердными делами простилал себе путь к мученическому венцу.
В статье М. Кольцова, врага Романовых, «Кто спасал царя», написанной вскоре после революции, приводятся слова адмирала Нилова к царю: «Все будем висеть на фонарях! У нас такая будет революция, какой еще нигде не было!».
Царь в февральские дни особенно часто слышал от своего приближенного эти совершенно недвусмысленные, пророческие слова. Но выдержка не изменяла ему. Он во всем полагался на волю Божию. Его дневниковая запись от 18 февраля: «В 9 час. поехали с Татьяной и Анастасией к обедне и причастились Святых Таин. Затем о. Александр Васильев приехал к нам и приобщил Ольгу, Марию и Алексея. В 12 час. принял Беляева. Погулял один. В 4 ч. у меня был Рейн. Ездили ко всенощной». На следующий день: «В 10 с половиной ч. поехали к обедне с Татьяной. Анастасия тоже простужена». И так день за днем, приемы генералов, чиновников, спокойствие, выдержка. Генералы требовали отречения. Запись от 2 марта в царском дневнике: «Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста… В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, трусость и обман!».
Эти трагические дни не вошли в сценарий спектакля «Белый цветок любви». Зато было много других проникновенных строк. Шел яркий, незабываемый рассказ о царских детях. Меццо-сопрано Елены Тупининой проникало в сердце каждого. Она пела сочинения, посвященные царским детям, Государю, царице. Такое пение заставляло даже людей неверующих, случайно попавших на поляну, понять о судьбе Романовых что-то новое, им неизвестное.
Я пришла на поляну с моей одноклассницей Валей. Ее дед вынужден был бросить на Украине свое хозяйство и бежать от расстрела, завербовавшись с дочкой на строящийся Марийский бумажный комбинат. Но внучке он не внушал вражды, атеизма. В доме у них в красном углу стояла икона, и набожная бабушка (неродная ей, подобрал ее дед где-то бедствующую из разоренной вотчины) была такой смиренной, что до сих пор я не могу забыть ее белый платочек и голубые глаза, розовые глицинии на окне и особую чистоту, как в украинской хатке. А Валя не может ходить в церковь. Почему? Почему многие из наших земляков, хоть и с крестами, но не могут обрести веру…
А сестра Царицы Александры, принцесса Гессен-Дармштадтская, ставшая женой Великого князя Сергея Александровича, не только перешла в Православие, но стала великой русской святой. Великая княгиня по собственному внутреннему побуждению решила присоединиться к Православной Церкви. Когда она сообщила о своем намерении супругу, у него, по словам одного из бывших придворных, «слезы невольно брызнули из глаз». Ее мученическая кончина в Алапаевске, где она была сброшена в шахту, упоминалась на акции милосердия «Белый цветок». Сколько добрых дел было в ее жизни...
Она была духовной дочерью старца Гавриила Зырянова, который подвизался в Седмиезерной пустыни. Часто приезжала в Казань, жертвовала огромные средства. Это она на месте явления иконы Казанской Божией Матери построила часовню. И студенты, школьники Казани, которые расчищали это место, разгребали руины над часовней в 90-е годы, почти все воцерковились. Многие ушли в священство. Иные, стоя на краю пропасти, все-таки удержались и теперь идут в приходы. Да благодать Божия нужна, чтобы воцерковиться.
Дети 90-х руками разгребали святые руины, и это соприкосновение со святыней их спасло. Куда бы ни кидала их потом судьба — они вернулись в Церковь.
Вот такие мысли приходили, когда мы слушали умилительное пение школяров из воскресной школы, спасенных своими родителями для будущей жизни в Православии.
А внук моей одноклассницы Валентины Никита прыгал на батуте и катался с огромной горки, установленной спонсорами на радость детям. Потом он подбегал к столу с угощением. Отменно вкусные пирожки и чай были приготовлены поварами храма на радость всем желающим. Благотворительный базар с разными изделиями народного промысла стал ярким пятном праздника. Ведь царская семья постоянно устраивала благотворительные базары для народа и жертвовала огромные суммы.
Нам раздали брошюру с изречениями императрицы Александры Феодоровны Романовой: «Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите. Иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам».
Сюжетные линии судеб семьи Романовых переплетались, возникали яркими картинками, оставаясь в памяти навсегда. У Дома Романовых много почитателей, людей, способных понять и оценить трагедию этой семьи.
Приехал на праздник известный инструментальный квартет «Притча» и ярким выступлением надолго запомнится волжанам. Казачий хор из Казани был словно бы живым напоминанием, что казачество — оплот самодержавия, и многие нынче у нас в стране хотели бы видеть не только казачий хор, но и само казачество в самых разных уголках России.
Царскую семью любил народ. Вот репортаж тех времен архиепископа Никона (Рождественского). Царская семья посетила Лавру, и Владыка пишет: «Вся площадь пред Лаврой пестрела от головных уборов крестьянок. У вокзала — всюду, где только было возможно, теснился народ. Когда Цесаревич показался из вагона и направился прямо в царскую коляску, то буря народного восторга не поддавалась никакому описанию. Государь в эту минуту находился в царском павильоне; он взглянул в открытое окно павильона, и радостным чувством озарилось его лицо… Восторженными громовыми перекатами гремело «ура» по всему пути до Лавры. …И вот Государь в древнем соборе Живоначальной Троицы, у нетленных мощей великого печальника Русской земли, преподобного Сергия. Он, самодержавный обладатель шестой части света, яко един из простых богомольцев, смиренно склоняет венчанную голову свою пред гробом смиренного отшельника лесов Радонежских, молитвенно поручает ему своего сына-наследника и всю свою Царственную семью. Торжественно идет молебен преподобному. И горячо молится Царь, молится Царица, молятся их дети у гроба чудотворца. Говорят, трогательно было видеть, как Государь-Цесаревич благоговейно принял икону из рук митрополита и поцеловал ее, истово оградив себя крестным знамением».
Цесаревич. Как он помогает и поныне. Одна женщина рассказала, как он спас ей жизнь, когда она при сорокоградусной жаре, идя крестным ходом, изнемогала и, кажется, должна была рухнуть от разрыва сосудов. Но цесаревич, коему молилась, спас ее. Он очень жалостливый, потому что в жизни видел много боли.
Автор сценария, Ольга Брониславовна Реймер, возглавляющая культурный сектор при храме «Всех скорбящих Радость», наша землячка, весь свой литературный талант щедро отдает городу. Она провела уже около сотни ярких, незабываемых спектаклей-мероприятий. И дружит она с верующими Казани, приглашая их к нам.
Здесь я увидела активиста общества русской культуры Михаила Щеглова, который был родоначальником возрождения русского старинного праздника «Каравон» при Центре развития народного творчества в Татарстане. Вместе с ним приехала и Вера Кузьмина, двадцать лет своей жизни посвятившая возрождению русского фольклора. Ее фольклорный коллектив «Коляда» участвует во всех мероприятиях русской культуры, проводимых Центром развития народного творчества г. Казани. Выступил и фольклорный коллектив академии культуры и искусства Татарстана «Красная Горка». Эти люди, как нельзя кстати, спели раритетные песни, звучавшие еще во времена Дома Романовых и ставшие прекрасным фоном нашему празднику милосердия. Ведь народ наш, если и забыл свою веру, но любовь к русской песне, свою русскость не утратил.
Полные радости, светились лица волжан, уходящих вечером с заветной поляны, которая стала уже постоянным местом встреч.
Людмила Суханова.
Страницы истории
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ ДАНИИЛЕ ДОМРАЧЕВЕ
31 июля 2013 года исполняется двадцать восемь лет со дня кончины протоиерея Даниила Домрачева, память о котором хранится в сердцах многих верующих нашей республики. Отец Даниил родился в 1907 году в деревне Юбери Вятской губернии, церковное служение проходил на территории Вятской, Ижевской, Казанской епархий, в 1966-1968 годах подвизался в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, нес послушание благочинного церквей МАССР.
Сегодня своими воспоминаниями о батюшке с читателями «Мироносицкого вестника» делится настоятельница Мироносицкого женского монастыря игумения Варнава.
Семья моих родителей находилась в большой дружбе с семьей отца Даниила. Я помню его с малолетства. Он тогда служил в селе Семеновке вместе с отцом Гавриилом. В Йошкар-Оле церковь к тому времени уже разрушили, и все городские бабушки ездили в семеновский храм. Моя первая исповедь в семь лет была у него. Это было 1966 году. И после всегда ходила к нему на исповедь. Тогда я ему каялась в своем первом детском грехе — «не слушаюсь папы и мамы», и он мне объяснял, что это за грех, просил не повторять его.
Нередко меня брали к батюшке домой, где я слушала стихи, которые он складывал сам очень быстро — про свою тяжелую работу на рудниках. Поскольку он был священник, то не минула и его доля исповедничества: его сослали в лагерь на тяжелые работы, а супруга, матушка Анна, осталась тогда одна с малолетними детьми, испытав и голод, и холод. И вот стихами он рассказывал о тяготах жизни в рудниках, о людях, окружавших его, о голоде и холоде, изнурительных, непосильных работах, страданиях людей, о своей матушке, о том, как ей было тяжело, о малолетних своих детях. Слушая его стихи мы все очень плакали. В те времена, когда за каждое неосторожное слово можно попасть в психбольницу или тюрьму, батюшка оберегался, чтобы его стихи не подслушал кто-нибудь и не донес.
Последний приход отца Даниила был в с. Каракша Кировской епархии, где в 1976 году моя сестра венчалась у него, а на покое он жил в с. Семеновке, на улице Архипова. Он нередко посещал семеновский храм и многие прихожане хорошо знали отца Даниила. Я тогда уже работала в церкви, и меня просили через день носить старенькому батюшке топленое молочко, что я исполняла с любовию до самой смерти его матушки Анны. Запомнилось мне, как матушка ласково называла отца Даниила — «Даней», и как старенькие они жалели друг друга, терпеливо несли дни своей старости. Батюшка очень почтительно относился к моей бабушке, маминой маме, даже говорил: «Это патриарх вашего семейства». Бабушка вышивала плащаницы бесплатно и развозила их по стареньким действующим храмам. Вышила она и отцу Даниилу плащаницу из бисера, которую потом, к моему удивлению, я увидела в селе Чкарино. Когда бабушка скончалась в 1982 году, батюшка ее сам отпевал в семеновском храме.
После смерти матушки Анны, батюшка переехал жить в Йошкар-Олу, в девятый микрорайон, к духовным чадам Анфисе и Зинаиде, где через полгода, 31 июля 1985 года, и скончался.
Отец Даниил хорошо был знаком с моим духовником в Троице-Сергиевой Лавре, игуменом Никифором, с которым меня в 1970 году впервые в Лавре познакомила мамина сестра — схимонахиня Фомаида.
Мать Фомаида одно время была духовным чадом отца Авеля, похороненного в Яранске. Сам отец Авель, как рассказывала мать Фомаида, из Киево-Печерской Лавры. Когда обитель закрыли, то его сослали в ссылку, там он оказался с рабой Божией Таисией из Яранска, которая, по освобождении, пригласила его к себе. Возили к нему и нас всех маленьких, и папа мой, и мама были у отца Авеля дома, жил он тогда на улице Радина. Когда батюшка сильно заболел в 1966 году, мать Фомаида приехала к нему и говорит: «К кому мы будем приезжать, когда Вас не будет?» На это отец Авель ответил: «Поезжайте в Загорск, в Лавру, и какой батюшка будет служить молебен у мощей Преподобного Сергия, подойдите и скажите ему, что я вас ему передаю в духовные чада». Мать Фомаида поехала в Лавру и, придя в Троицкий собор, где всегда совершаются молебны Преподобному у его мощей, дождалась иеромонаха, который только что отслужил молебен, и передала ему слова отца Авеля. Им оказался отец Никифор, который в 50-е годы был вместе с отцом Авелем в Закарпатии и хорошо его знал.
В праздник Сретения Господня 1967 года отец Авель скончался. Отец Даниил также хорошо знал батюшку отца Авеля, да и сам служил в Кировской епархии.Похоронен отец Даниил на Туруновском кладбище вместе со своей матушкой Анной. Рядом с ними похоронен его зять, муж дочери. В родительские дни и я порой имею счастье побывать на его могилке, которая находится недалеко от моей бабушки.
На приходе
ПРИЮТ ПРИ ХРАМЕ
Богадельня — приют для немощных и престарелых. Полузабытое сегодня слово, и почти ушедшее в прошлое понятие. Когда-то богадельни были практически в каждом уездном городе и во многих крупных селах России. В начале многострадального для страны ХХ века в Российской империи действовало более 11 тысяч благотворительных учреждений, большинство из которых были ориентированы на помощь сиротам, больным и старикам. Кроме того, действовало более 19 тысяч приходских попечительских советов. Благодаря такой широкой благотворительной работе ни одна нуждающаяся социальная группа не была оставлена без внимания.
В годы советской власти заботу о пожилых взяло на себя государство — такое положение дел сохраняется и до сих пор. Но для многих пожилых людей дом престарелых является местом пугающим — считается, что туда уходят доживать свои дни, а пенсионерам хочется не только чувствовать уход и заботу, но и быть хотя бы в чем-то полезными окружающим. Такую возможность дают нуждающимся в богадельне при Покровском храме, что в селе Эмеково Волжского района Марий Эл.
Настоятель Покровского храма села Эмеково священник Евгений Усков говорит, что в семье у него — двадцать три человека. Он сам с матушкой, шестеро детей и — пятнадцать обитателей богадельни, что уже девять лет существует при храме. Насельники богадельни попали сюда разными путями — кто-то остался без крыши над головой, у кого-то проблемы в семье — за спиной у каждого из них своя, как правило, трагическая история.
Например, здесь живет беженец, старик, который приехал из Киргизии. Родился и получил образование он в Казани, а потом уехал строить авиационный завод в городе Ош, где прожил без малого 40 лет, пока не наступил 2010 год, когда в Киргизии началась революция со всеми ее атрибутами — беспорядками, массовыми волнениями и межэтническими столкновениями, в том числе гонениями на русскоязычное население. Международный Красный крест вывез старика в Россию, но на этом его злоключения не закончились. Паспорт у беженца — киргизский, то есть у себя на Родине он, по сути, находится нелегально — а местные чиновники следуют букве закона. «Приходится за него даже штрафы платить, — рассказывает отец Евгений, — а то, что он наш соотечественник — об этом никто не думает».
Содержать богадельню помогают 5 гектаров земли, пасека на 90 ульев и небольшой скотный двор. В минувшем году получили грант в рамках проекта «Православная инициатива» — без малого полмиллиона рублей пошли на покупку техники, мебели, одежды и постельного белья, необходимых лекарств. Комфорт и уход обеспечивают всем без исключения — единственное и главное условие — никакого алкоголя, пьющие надолго здесь не задерживаются.
«У нас тепло, есть центральное отопление, — рассказывает настоятель Покровского храма. — Старики живут мирно, друг другу помогают, даже в уходе за больными. Есть еще и две сестры милосердия: одна, Елена, — от соцзащиты; вторая, Надежда, — от нашего прихода. И вот вдвоем, работая через день, они нам помогают — ухаживают за бабушками, моют все, стирают».
Без помощи сестер милосердия, конечно, было бы тяжело — особенно в том, что касается ухода за больными. Но главное в их работе — сердечное участие в жизни и заботах тех, кто живет в богадельне при храме.
Рассказывает Надежда Андреева, сестра милосердия, прихожанка Покровского храма: «Приходим сюда — первым делом лечение, бабушки высказывают свои жалобы, измеряем давление, у многих есть назначения, нужно лекарства принять. После этого, конечно, общаемся, с кем-то посидим, ведь общение им больше всего нужно, каждой надо внимание уделить».
Надежда — молодая, улыбающаяся женщина, вся она светится добром и рассказывает о своей работе, держа в руках молитвослов. Глядя на нее, становится понятно — сердечной заботой жители богадельни не обделены. Но, одной только заботы для стариков мало, поэтому еще одна важная составляющая жизни здесь — это труд. Мужчины помогают в столярке — готовят материалы для ульев, для ремонта деревянного храма, которому в следующем году исполняется сто лет. Бабушки, большинство из которых деревенские жители, по мере сил помогают по огородному хозяйству. Многие с удовольствием ездят на поле, ведь дома сидеть постоянно тоже тяжело, а тут они со всеми вместе, и веселее им, и воздухом подышат, и поделают что-нибудь по возможности.
В планах у отца Евгения — строительство новой трапезной, воскресной школы и собственной хлебопекарни, но самое главное — ремонт храма, который в 2014-м отметит 100-летний юбилей. Десять лет исполнится богадельне, в которой за эти годы нашли приют уже несколько десятков человек. Не стоит думать, что этот труд дается настоятелю Покровского храма легко — на сегодняшний день богадельня в Эмеково — единственная в Марий Эл и на все соседние регионы. Но здесь верят, что любые трудности с Божией помощью преодолимы.
Виталий Рыжков.