СОДЕРЖАНИЕ:
• ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПОЗДРАВИЛ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР- ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА.
• ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
• АРХИЕРЕЙСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ
• «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»
• РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В МЕДВЕДЕВО
• КОНКУРС ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОТКРЫТКА»
• ВПЕРВЫЕ — ФИЛАРЕТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
• РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА – ДЕТЯМ
• СВЯТАЯ ГОРА НА РЕКЕ ПЕТКА
• СХИАРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (РОМАНЦОВ) О ПОСЛУШАНИИ
• ПОСИЛЬНЫЙ ТРУД И ЯЧМЕННЫЙ ХЛЕБ
Церковные вести
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ ПОЗДРАВИЛ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА С 55-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну, архиепископу
Йошкар-Олинскому и Марийскому
Ваше Высокопреосвященство!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 55-летием со дня рождения.
С юности Вы избрали путь служения Господу и Его Святой Церкви. Исполняя различные послушания, Вы стремились являть ревность о деле Божием.
Промыслом Владыки Истинного Вы восприняли благодать епископства. И вот уже двадцать лет Вы с усердием совершаете архипастырские труды в Йошкар-Олинской епархии. Стремясь проповедовать Евангелие Царствия, Вы заботитесь о спасении вверенной Вашему попечению паствы, о ее духовном возрастании и нравственном совершенствовании.
Во внимание к Вашему ревностному служению и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия Московского II степени.
Возношу молитвы ко Господу, дабы Он даровал Вам крепкое здравие и Свою неоскудевающую помощь в Ваших дальнейших трудах на благо Матери-Церкви.
С любовью во Христе
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Справка
ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки.
Статус ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
1. Орденом святителя Московского Иннокентия I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении.
2. Орденом святителя Московского Иннокентия II и III степени награждаются иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение.
3. Орденом награждаются духовные и светские лица за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект.
4. Орден святителя Московского Иннокентия имеет три степени, при награждении вручаются знак ордена и грамота.
5. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом преподобного Серафима Саровского.
Описание ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени
Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и скругленными углами. Ветви креста покрыты синей эмалью. В центре креста — овальный медальон с образом святителя Московского Иннокентия. Изображение поясное, правая рука святителя — благословляющая, в левой — раскрытое Евангелие. По сторонам изображения святого, над плечами, стилизованная надпись: справа — СВТ. IННОКЕНТIЙ, слева — МТРП. МОСК. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон окаймлен позолоченным выпуклым пояском. Между ветвями креста расположены двенадцать стразов.
Материалы: серебро с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть. Размеры знака ордена: 55х55х10 мм. Крепление: булавка.
Епархиальные вести
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АРХИПАСТЫРЯ
Архиепископ Иоанн (Тимофеев Иван Иванович) родился 20 января 1958 года в Казани в многодетной православной семье. После окончания средней школы он поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, в 1978 году начал учебу в Московской Духовной семинарии, а после ее окончания продолжил обучение в Московской Духовной академии. Здесь он получил степень кандидата богословия и по завершении Академии был направлен в Казанскую епархию. 4 ноября 1987 года рукоположен во диакона, 23 апреля 1989 года пострижен в монашество, 15 февраля 1990 года рукоположен во иеромонаха и назначен секретарем Казанского епархиального управления. В 1991 году возведен в сан игумена, а 28 июня 1993 года — в сан архимандрита.
25 июля 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
29 февраля 2004 года епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа.
В настоящее время в епархии около 90 приходов, 2 монастыря, в клире более 100 священнослужителей: наряду со старейшими священниками много молодежи — выпускников семинарий и Академий. За годы служения архиепископ Иоанн удостоен высоких церковных наград: ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, ордена преподобного Серафима Саровского II степени и ордена святителя Иннокентия Московского II степени.
Пресс-служба епархии.
АРХИЕРЕЙСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ
2 января архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Волжска.
Богослужение, на которое собралось множество верующих, в том числе и из соседних приходов, прошло в переполненном храме. Владыке сослужили настоятель Иоанновского храма протоиерей Евгений Панин, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Михайлов, духовник Йошкар-Олинской ракетной дивизии иерей Георгий Колотов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково иерей Евгений Усков и клирик Никольского собора Волжска иерей Матфей Сапаев.
После богослужения перед священнослужителями и гостями выступили воспитанники воскресной школы при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского и учащиеся музыкальной школы Волжска.
19 января, в праздник Крещения Господня, торжественные богослужения прошли во всех храмах епархии.
После Литургии было совершено освящение воды в реках, озерах и других водоемах. В Йошкар-Оле иордань была освящена на Кокшаге, у Вознесенского собора. Кроме того иордани были освящены на Волге, в районе Кокшайска, на озере в п. Сурок и на Оршанском пруду.
В день праздника архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в домовом епархиальном храме в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Ему сослужил клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка иерей Сергий Асланов.
Дмитрий Лукьянов.
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»
Святки, святые дни от Рождества Христова до Крещения, наполнены особым торжеством и смыслом. И неслучайно именно на эти дни приходится ставший уже традиционным фестиваль детских творческих коллективов «Рождественская звезда».
Вот уже более 10 лет в морозные рождественские дни в Йошкар-Олу съезжаются воспитанники воскресных школ со всех благочиний епархии, и с каждым годом число участников становится все больше и больше. Вот и в этом году 10 января в фестивале, который по традиции проводился в школе искусств им. Чайковского, приняло участие 23 творческих коллектива, объединивших 350 участников.
Открыл фестиваль «Рождественская звезда» хор «Благовест» Воскресенского собора — в его исполнении прозвучал тропарь Рождества Христова. В концерте также приняли участие коллективы воскресных школ при храме Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка, храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково, ансамбль воскресной школы килемарского храма Илии Пророка и многие другие.
Наряду с коллективами православных воскресных школ среди участников фестиваля с каждым годом появляется все больше светских творческих коллективов. В этот раз зрителей порадовали своими выступлениями образцовый ансамбль народной песни «Воталинка», театральная студия лицея № 28 Йошкар-Олы, детский творческий коллектив «Славица» с. Микряково Горномарийского района.
Дети с удовольствием общались, перенимали опыт, делились впечатлениями. После концерта состоялась совместная праздничная трапеза, а затем — вручение рождественских подарков в домовом храме епархиального управления.
Пресс-служба епархии.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В МЕДВЕДЕВО
12 января в актовом зале средней общеобразовательной школы № 3 п. Медведево прошел детский фестиваль «Рождественская песенка», в котором приняли участие коллективы трех школ поселка, детской музыкальной школы и учащиеся воскресной школы при храме в честь иконы Божией Матери «Державная».
Несмотря на морозную погоду, поддержать детей пришли их сверстники, родители и педагоги. Праздничная программа фестиваля включала чтение стихотворений, исполнение песен и танцевальные номера, при этом некоторые из участников весьма порадовали публику своими яркими талантами. Разнообразие тем и жанров не оставило зрителей равнодушными, и они поддерживали участников аплодисментами.
В конце программы каждый коллектив был поощрен дипломом за подписью районного отдела образования. Хочется надеяться, что это доброе начинание на праздник Рождества Христова найдет свое продолжение во взаимном сотрудничестве прихода и школьных коллективов, будет развиваться и принесет свои добрые плоды.
Ольга Михайлова.
КОНКУРС ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОТКРЫТКА»
15 января 2013 года в актовом зале Православного центра г. Йошкар-Олы в рамках мероприятия, посвященного чествованию победителей конкурсов детского творчества, прошло награждение участников конкурса «Рождественская открытка».
Конкурс проводился епархиальным отделом социального служения и церковной благотворительности совместно с Министерством социальной защиты населения и труда РМЭ среди воспитанников двух учреждений социальной защиты Йошкар-Олы: Йошкар-Олинского центра социальной помощи семье и детям и социального приюта для детей «Теплый дом».
Согласно положению о конкурсе, дети должны были подготовить рождественскую открытку, используя различные художественные материалы: краски, цветную бумагу, карандаши. Обязательным условием конкурса являлось наличие доброго пожелания своим близким на светлый праздник Рождества Христова.
Тема Рождества нашла живой отклик в детских душах. В своих открытках ребята постарались донести праздничное настроение, ожидание чуда, и, конечно, каждый написал искренние поздравления своим близким.
Жюри конкурса выбрало 6 наилучших работ, авторы которых получили дипломы, подписанные руководителем отдела социального служения и церковной благотворительности Йошкар-Олинской и Марийской епархии протоиереем Сергием Поглазовым. Остальным участникам вручили сертификаты об участии в конкурсе, также подписанные отцом Сергием. Всем детям достались сладкие подарки.
Отдел социального служения и церковной благотворительности Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
На приходе
ВПЕРВЫЕ — ФИЛАРЕТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
17 декабря в Оршанском педагогическом колледже имени И.К. Глушкова впервые прошли Филаретовские чтения. На конференцию в актовый зал общежития № 2 собрались студенты и преподаватели колледжа, учителя и учащиеся Оршанской средней школы.
Как рассказала директор колледжа С.Я. Яровикова, пять лет назад настоятель Оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи иерей Димитрий Вылекжанин в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, отслужил здесь молебен. С тех пор этого святого в колледже считают своим небесным покровителем, наряду со святой мученицей Татианой.
Отец Димитрий отслужил молебен святителю и окропил святой водой всех стоявших в зале с зажженными свечами.
Третьекурсница школьного отделения Анна Тимошева рассказала о житии святителя Филарета. В аудиозаписи прозвучал отрывок о молитве из Катехизиса, переведенного святым, а затем С.Я. Яровикова прочла его известную молитву «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя…».
Отец Димитрий рассказал об истории и деятельности храма Рождества Иоанна Предтечи. Специально прибывшая на конференцию из Чебоксар, бывшая певчая оршанского храма, выпускница педколледжа, а ныне второкурсница музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного университета Дарья Наумова сообщила о священномученике Сергии Стрельникове, пресвитере Оршанском. Все выступления сопровождались демонстрацией слайдов.
Руководитель православного кружка «Светоч» при республиканском Дворце творчества детей и молодежи Л.Л. Герасимова представила видеопрезентацию о деятельности православного детского лагеря «Фаворский свет». По словам директора колледжа С.Я. Яровиковой, в будущем у студентов есть возможность проходить в этом лагере педагогическую практику.
Также перед собравшимися выступил первокурсник Максим Алгайкин. С детства верующий, он организовал в общежитии колледжа православный студенческий кружок, и уже после первых занятий две девушки изъявили желание принять крещение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Максим организовал паломническую поездку в Петъялы.
Завершилась православная конференция песней архидиакона Романа (Тамберга) и иерея Алексия (Грачева) «Русь называют святою» в замечательном исполнении девичьего ансамбля «Вдохновение» под руководством преподавателя колледжа, регента оршанского храма С.С. Наумовой.
В завершение отец Димитрий поблагодарил всех выступивших. Батюшка выразил пожелание, чтобы Филаретовские чтения в колледже стали традиционными, и пообещал учредить призы за лучшие разработки и выступления.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА – ДЕТЯМ
Почти две сотни ребят собрала 11 января в актовом зале Оршанской средней школы первая районная Рождественская елка для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников воскресных школ, районного Центра детского творчества имени Г.С.Чесноковой и юных актеров театральной студии «У Мурочки» Оршанской детской школы искусств.
Яркое оформление школьного фойе, лестницы, ведущей в актовый зал, и самого зала, выступление зазывал у входа — все это заранее настраивало на праздничный лад даже взрослых, не говоря уж о детях. И ожидания оправдались.
Творческие группы представили на празднике и танцевальную композицию «Снежинки» в исполнении объединения «Ритм» ЦДТ (руководитель Е.А. Винокурова), и танец «Валенки» (образцовый ансамбль танца «Алиса» ЦДТ, руководитель Л.Г. Чеснокова), и хореографическую зарисовку «Снег идет» в исполнении младшей группы «ритмовцев» с использованием белых ковриков, имитирующих сугробы, и театрализованную сценку «Что для тебя Рождество» объединения «Театр сказок» ЦДТ (руководитель Н.Ф. Ганичева). Звучали песни в исполнении студии сольного пения ЦДТ (руководитель С.С. Наумова). Были организованы игры с рождественскими звездочками с формированием четырех команд, которым надо было придумать названия и кричалки, игры «Коляда», «Украшаем елку», «Рождественские объятия», игра-песня «Елочки-пенечки».
И, конечно же, не обошлось без хороводов вокруг елки — под песни «Кабы не было зимы», «Вдоль по улице метелица метет», «Ах, зима хороша…», «В лесу родилась елочка», а также под «Джингл беллс» на русском языке в исполнении Ксюши Винокуровой. При этом дети из объединений «Алиса» и «Ритм» показывали другим танцевальные движения.
А сколько просмотрели слайдов! Трогательно звучал тропарь Рождеству Христову в исполнении студии сольного пения по ходу демонстрации рождественского мультфильма.
С приветственным пастырским словом ко всем участникам праздника обратился настоятель оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи иерей Димитрий Вылекжанин. Он вручил награды детям — участникам конкурсов поделок и ледовых скульптур, и взрослым — организаторам этого замечательного праздника.
Ближе к финалу прибыли волшебные санки с подарками. Дед Мороз вручал ярко украшенные большие коробки с ними руководителям детских делегаций, а те раздавали подарки ребятам. Под песню «С Рождеством Христовым!» в исполнении студии сольного пения завершился этот замечательный праздник, который, несомненно, произвел неизгладимое впечатление на всех его участников.
До следующего Рождества!
Николай Кропинов.
О наших святынях
СВЯТАЯ ГОРА НА РЕКЕ ПЕТКА
Среди христиан Казанской епархии большим почитанием пользуется Свято-Гурьевский храм села Азъял-Петъял в Марий Эл. Они часто совершают сюда паломничества и многие исцеляются от неизлечимых болезней, когда, казалось бы, и шанса-то нет на жизнь. Но «по вере вашей да дастся вам».Деревня Петъял стоит на взгорье в километре от церкви, где протекает река Петъялка, извилистая, бурливая по весне, ввергающая свои воды в Илеть, речку быструю, холодную, уносящую свои воды в Волгу. Деревни тут не так уж часты, частично и вымерли, но пастухов, ведущих стадо на водопой, встретить можно. Правый берег Петъялки и облюбовал в свое время архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров) для строительства церкви. При участии отца Иоанна Кронштадтского здесь был возведен храм во имя первосвятителя Казанского Гурия (Руготина), так много сделавшего для установления христианства в Марийском крае. В 1898 году церковь построили, на ее строительство пошел самый лучший строительный лес. Место выбрали не случайно. Храм воздвигли у подножия горы, из которой изливались природные источники. Мари всех окрестных деревень приезжали сюда и ранее, прежде здесь было языческое капище.
В петъяльском храме и поныне хранится много святынь, их свозили сюда благочестивые христиане, когда разрушали Седмиезерную пустынь, что в нескольких десятках километров отсюда. Люди ставят свечи у старинных икон, некоторым из которых сто, а то и двести лет, идут на источники Серафима Саровского и Пресвятой Богородицы, окунаются с головой в святые купели, набирают с собой воды и навсегда сохраняют в сердце память об этом святом месте.
Но есть среди местных святынь одна особенная — старый-престарый деревянный крест метра три высотою. Крест этот исцеляет хромых, парализованных — так рассказывают старожилы. Ранее он стоял в деревне Лягушкино (Моркиялы), где еще до революции долгие годы действовал большой, добротный храм Казанской иконы Божией Матери, и все христиане нынешнего Волжского района стекались сюда. Место это и по сию пору почитается, хотя церковь много лет тому назад сгорела. Уцелел лишь домик священника, но в былые времена в этот храм приходили даже из села Лопатино (ныне Волжск). Церковь сейчас восстанавливают местные крестьяне.
Долгое время после пожара, уничтожившего моркияльский храм, народ приходил поклоняться Кресту, чудесным образом уцелевшему среди углей сгоревшей дотла церкви. По местному преданию в Лягушкино его на подводах привезли из села Исаково, расположенного вблизи слияния Волги и Свияги. Когда разоряли Свияжский монастырь, крест был выброшен в воду и приплыл к берегам деревни. Его смогли извлечь из воды только чистые сердцем дети, он никак не давался в руки даже дюжим мужикам. После войны крест оказался в церкви села Лягушкино, а после пожара попал в храм святителя Гурия села Петъялы.
С 1961 по 1963 годы в петъяльском храме служил отец Александр Лукьянов, в монашестве — Амвросий, ныне покойный. Похоронен он на территории Свияжска, где был последние годы жизни иеромонахом монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Тогда я и записала его рассказ на магнитофон. Вот что рассказал иеромонах Амвросий:
— Мне было тогда двадцать лет. Я служил диаконом в йошкар-олинском храме. И вот вызывают меня в Казанскую епархию. Говорят: поедешь в церковь святителя Гурия, в Петъялы. Тогда существовало правило: если 9 месяцев нет священника — храм закрывали. Рукоположили меня срочно во священнический сан и велели немедленно выезжать, чтобы Пасху отслужить уже на месте. С молодой женой Зинаидой добрались мы до станции Помары. Сидим, ждем — пришлют ли за нами транспорт? А распутица страшная. Никто за нами не приехал. Смотрю тоскливо на дорогу: идет лошадь, а на ней мужик, так лошадь по брюхо в грязи. Жена едва не плачет: поехали обратно. Вернулись. Докладываю архиерею, что невозможно по причине непролазной грязи добраться до места — переждать надо. А мне владыка Михаил (он был моим духовным отцом) говорит: «Как хочешь, но добирайся, церковь власти могут закрыть, а этого допустить нельзя».
Что же делать — поехали мы с Зинаидой снова на станцию Помары, решили идти пешком. На ней ботики были с каблучком. Уж и намаялась она по грязище-то этой. С той поры про каблуки навсегда забыла. 25 километров, а то и больше шли. Пришли — отец Павел Батыгин, местный священник, лежит парализованный. Мы поселились в доме для приезжих. Жарко натоплено, да клопов тьма. Вот всю ночь в пазах, заткнутых мхом, их выжаривал керосиновой лампой. Электричества не было. Но зато утром предстал перед нами храм как белая лебедушка — до чего же красивый. Из сосны построенный, пахнувший свежестью, чистотою — просто загляденье. Начал служить. Приход был маленький. Христиан-мари было мало, в основном из ближних деревень Азъяла и Петъяла, но радовали нас частые гости из Казани — верующие паломницы. Так полюбились им эти места. Приезжали они на святые источники.
А источники эти были знаменитые. Один Серафима Саровского, а другой — Богородичный. Лечит бесноватых, нервнобольных. Хотя никто тут записи исцелений не фиксировал, но люди сами передают эти случаи из уст в уста. Вот в таких благодатных местах пришлось работать. После меня тут служил отец Владимир Аллин с женою Зинаидою. Они жили тут более 20 лет, и снискал себе отец Владимир славу прозорливца и большого молитвенника. И приход при нем возрос, и слава о церкви пошла по нашим епархиям.
А меня в 1963 году переправили в Мензелинск, потом служил в чине иерея в Никольском соборе Казани, в Аркатово — это рядом с поместьем Ульяновых. А сейчас вот Бог сподобил принять постриг. Очень заботился об этом храме святителя Гурия владыка Михаил. В Казанскую епархию он был прислан из Оренбурга. Его отец, тоже архиерей, Дамиан (Воскресенский) недавно причислен к лику святых, принял мученическую смерть в 1937 году. Владыке Михаилу я обязан многим. Мы с ним земляки.
Когда мне было 16 лет, умерла моя бабушка. И я впервые увидел Псалтирь и попробовал читать ее. Читальщица, видя мою любознательность, на сороковины взяла меня с собой в Никольский собор Оренбурга помянуть бабушку, раздать милостыню. Все хотела меня заинтересовать и показывала фрески собора, где была в ярких изображениях жизнь Господа. А когда я подходил под благословение, архиерей сказал мне и иподиакону: «Этот скоро у нас в алтаре будет».
Я тогда удивился. Но так и получилось. В следующий раз, когда я пришел на службу, меня подозвала монахиня Евфания и повела в алтарь. Владыка Михаил сказал: «И ты уже здесь?» — А я отвечаю: «Так, мне уйти?» — «Нет уж, оставайся, коль пришел».
Стал я вскоре иподиаконом и ризничим. Так вот обрел веру. А из школы меня выгнали. Устроили показательный суд на комсомольском собрании, хотя и комсомольцем-то я не был.
Когда архиерея перевели в Казань, он и меня с собой забрал. У меня хранится его параман. Он мироточит. Большой был молитвенник архиерей. Схоронен близ алтарной части храма на Пятницком кладбище Москвы».
Каждый из священнослужителей, так или иначе связанных с петъяльской церковью, шел по жизни своею дорогою. Сегодня христиан в Петъялы привлекают не только святые иконы, святые источники, крест Господень, чудотворные иконы Смоленской Божией Матери, святителя Гурия, но и могилка протоиерея Владимира Аллина. Его духовные чада постоянно навещают это место, приезжая из Йошкар-Олы, Казани, Волжска. Каждый, прежде чем войти в церковь, кланяется кресту на могилке, просит помощи в своих нуждах повседневных. Тут постоянно горят свечи, и не угасает лампада. Часто бывает в Петъялах архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Батюшка Владимир Аллин запомнился душевностью. С любым вопросом можно было подойти к нему и получить ответ. Шли как за поводырем и не ошибались, шли к вере. Он говорил: «Если с верою просить — дастся вам». Для каждого верующего волжанина эта церковь на берегу реки Петки, как ласково называют ее мари, — дорогое место.
Людмила Суханова,
г. Волжск.
Луг духовный
СХИАРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (РОМАНЦОВ) О ПОСЛУШАНИИ
Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885-1976) — глинский старец. В Глинскую пустынь он поступил в 1910 году, был призван в армию, воевал. В 1916 году был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 году пострижен в монашество с именем Ювеналий, в 1920 году рукоположен во иеродиакона, в 1926 году — во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим в Дранском Успенском монастыре Сумской епархии. После закрытия обители в 1930 году арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 по 1946 год жил в Киргизии. Образ жизни вел самый аскетический.
В 1947 году вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 году был назначен на должность ее духовника. В 1960 году возведен в сан игумена, после вторичного закрытия обители переехал в Сухуми и здесь также продолжал подвиг старческого окормления. За свое ревностное служение в 1975 году был возведен в сан архимандрита митрополитом Сухумским и Абхазским Илией (нынешний Католикос-Патриарх всея Грузии).
31 декабря отец Серафим закрыл глаза и уже ни с кем более не говорил. А на следующий день, 1 января 1976 года, он в мире предал дух свой Богу.
Основанием духовной жизни отец Серафим считал послушание. Старец категорически утверждал, что человек без благодарности Божией не в силах победить искушения и сдерживать огромную силу греха, который, как яд, отравил все его существо. Только благодарность Божия может обуздать грех и сделать человека победителем в духовной борьбе. Поэтому главная задача аскетики — стяжание благодарности и хранение ее. Благодарность действует в смиренном сердце. Где гордость — там уже поражение. Если гордому кажется, что он уже недоступен для греха и страстей из-за своих самовольных подвигов, то он становится игрушкой в руках темных сил. Сатана может давать ему на время ложное бесстрастие, чтобы укрепить в гордыне и превозношении над собратьями, но это подобно полету Симона Волхва, которого бесы поднимали вверх, в воздух, пока не бросили вниз и он не разбился насмерть.
Для стяжания благодарности необходимо, совершенно необходимо, как воздух, послушание. Монаха без послушания отец Серафим вообще не считал монахом. Только через полное послушание своему старцу возможен настоящий, реальный, а не мнимый и иллюзорный духовный путь. Внешние подвиги уединения и поста отец Серафим считал второстепенными по отношению к послушанию, то есть подспорьем, а не основой монашеской жизни.
Отец Серафим считал, что монашество в миру требует даже большего послушания, чем в обычной монастырской жизни. Монах в миру словно проходит через поле, усеянное иглами и колючками, а послушание, как калугарий (кожаная обувь пилигримов), помогает ему пройти этот путь, иначе он уже через несколько шагов изранит свои ноги. Для монаха послушание — это как бы восьмое Таинство. Слова 90-го псалма: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» — прежде всего относятся к послушанию, которое, как крылья Ангелов, защищает душу. Если послушник в чем-нибудь согрешит, то по молитвам старца его духовные раны заживают быстро, как у прокаженного, который по слову пророка вошел в воду Иордана и вышел исцеленным (см. Цар. 5 ,14). Если даже он падает, то старец, как самарянин в притче, подымет его и возьмет на свои руки; но истинное послушание не падает.
Старец говорил о том, что один из признаков послушания — это сердечная радость, всегда сопутствующая ему. Послушник носит в своем сердце духовную радость, даже когда кается в грехах. Второе свойство или дар послушания — это умирение помыслов. Послушник ни о чем не тревожится — он вручил себя Промыслу Божию, через старца, старец принимает решения за него, поэтому у послушника нет противостояния мыслей, постоянного колебания ума сомнениями и помыслами: все решает старец. Он не только отвечает на вопросы ученика, но еще до вопроса говорит то, что ему нужно. Если человек сам определяет, что ему нужно делать, то решение бывает правильным или неправильным — за ним следует или успех, или неудача, если успех, и даже в добром деле, то человек все же никак не может освободиться от чувства тонкой гордости и превозношения: как правильно он решил, как хорошо он сделал. Если же дело его разрушилось, то человек не может не испытать досады и раздражения. И в одном, и в другом случае он не найдет духовного мира. Послушник же все доброе приписывает молитвам своего старца, поэтому он свободен от внутреннего превозношения — этой змеи, скрывающейся в глубине души. А если будет видимая неудача, то говорит: «Такова воля Божия. Значит, это лучше для меня», — и опять остается спокойным. Но неудачи в послушании вообще не бывает. Послушание похоже на троерожник: как ни брось его, один конец все-таки будет смотреть вверх, этот конец — смирение.
В последнее время стали появляться книги о монашеской жизни. Некоторые из них содержат много ценных сведений, но в них, к сожалению, нет категорического утверждения, что монашество без послушания невозможно, что монастырь без правильного руководства и послушания, а также скит или келия пустынника — это мирские дома, построенные в живописных местах.
Однажды, когда я был у отца Серафима в Сухуми, к нему пришла та монахиня, которой монах Меркурий посвятил значительную часть книги «В горах Кавказа». Отец Серафим, зная ее необычайно суровый пост, начал с того, что сказал: «Один раз в день тебе надо есть горячую пищу». Та удивленно посмотрела на отца Серафима: «Неужели я должна терять время и отвлекаться от молитвы для приготовления обеда?». Отец Серафим широко перекрестился: «Вот крест, что ты не имеешь никакой молитвы и никогда не имела ее». Когда она ушла, отец Серафим сказал: «Так она ничего не поняла. Кто дал ей схиму, сам находился в обольщении. Бедная душа, сколько ей предстоит испытаний!».
Подражать жительству святых отцов без послушания, считал отец Серафим, это все равно что начинать строить дом с крыши.
Если человек пребудет в послушании, то Бог все устроит Сам, хотя бы и не так, как тот предполагает. А у самовольника конец его дел и жизни обязательно будет худым. То, что он делает без послушания, не принесет ему пользы, и часто своими глазами он будет видеть неожиданное разрушение своих многолетних трудов. За доверие к старцу Господь дает наставнику особое дерзновение в молитве о его духовном чаде. Можно сказать, что в таком случае Господь Сам помогает старцу руководить учеником. Архимандрит Серафим рассказывал, что бывали случаи, когда он благословлял или советовал вопрошающему его то, о чем не думал заранее, когда его собственный ответ был неожиданным для него самого, и говорил, что Господь в таком случае открывает ему, что сказать, по вере человека.
Отец Серафим говорил, что современные монахи перестали чувствовать сладость послушания, и вспоминал слова отцов, что теперь мало старцев, потому что мало послушников.
Некоторые из молодых монахов ропщут на то, что из-за монастырских послушаний у них остается мало времени для молитвы. Но они не понимают, что мало времени для молитвы остается из-за страстных и суетных помыслов, которые захватывают ум и изгоняют молитву из сердца. Такой человек может целый день сидеть в келии и не молиться или стоять в храме, как бесчувственный болван (каменное изваяние), погрузясь в свои помыслы. Напротив, послушание очищает ум от мечтательности, сомнений и противоборства помыслов, а телесный труд усмиряет страсти. Смиренному послушнику дается дар молитвы во время самой работы. Старец говорил, что видел работников, которые всем были недовольны и постоянно докучали настоятелю, чтобы он переменил им послушание, перевел в другую келию и так далее. Но когда настоятель, снисходя к их немощам, исполнял их просьбы — шел им навстречу, то через некоторое время они начинали снова роптать. Отец Серафим считал, что труд и отсечение воли — это экзамен для послушника: насколько он годится в монахи.
Для монашества необходимо постоянное самоотвержение. Горе тому человеку, который, приняв монашество, не отвергнул своей воли: когда придут искушения, он окажется безоружным перед ними. Горе монаху, который хочет исправлять и поучать старца и настоятеля; за дерзость он будет оставлен благодатью, предан в руки демонов и испытает скорби, подобные смерти.
Монашество — это ангельский образ. У Ангелов царит совершенное послушание низшего чина высшему, о чем пишет священномученик Дионисий Ареопагит в книге «О небесной иерархии». Ангелы, отпавшие от этого послушания, стали демонами. Гордости свойственно падать. Иногда падение гордого бывает промыслительным. Но подобный урок всегда жесток и страшен. Большинство подвергающихся падению не находят сил для искреннего покаяния и продолжают идти дорогой греха. Были случаи, когда гордые подвижники после падения кончали жизнь самоубийством. Диавол иногда успокаивает человека: «Ну что же, согрешишь и покаешься», — то есть: «Злоупотреби милосердием Божиим». Но надо помнить, что топкое болото греха — это все-таки не грязевая ванна.
Старец отмечал, что часто наказанием за нераскаянный грех блуда служит заболевание раком, которое является как бы аналогом этого духовного гниения.
Телесный подвиг должен опираться на благословение старца и быть точно определенным.
Подготовил архимандрит Иоанн (Барсуков.)
Литературная страница
ПОСИЛЬНЫЙ ТРУД И ЯЧМЕННЫЙ ХЛЕБ
Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи —
народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она
стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
(Притч. 30, 24–28)
В зимние каникулы многие ученики сидят дома, занимаются кто чем может. В войну 1941–1945 годов мы, школьники, собирали золу для полей, макулатуру — для переработки, теплые вещи (носки, перчатки) — для фронтовиков. Мы с сестрой зимой тоже не сидели без дела, шили, вязали вещи для семейных нужд. Я часто ходила с братом Георгием в швейную мастерскую, расположившуюся на нашей улице в доме Голубевых. Эвакуированный врач, квартировавший на нашей улице в каменном доме, рекомендовал брату Георгию, прибывшему из госпиталя после ранения в ногу в 1944 году, находиться в постоянном движении, чтобы раны не загнивали в неподвижности. Георгий устроился на работу в швейную мастерскую: он был и наладчиком швейных машин, и бухгалтером-учетчиком, и доставщиком товаров для швейной мастерской.
Брат любил порядок, чистоту, аккуратность в делах, требовал от портных качественного исполнения заказов, и меня приучал к прилежанию — давал мне маленькие поручения: собирать лоскутки по стопкам — ситец в одну, полотно в другую, сукно в третью, или сортировать нитки, пуговицы, остатки материалов и складывать в ящички. Портнихи за строгость, порядок, чистоту в мастерской уважали брата и меня приветливо встречали: «Вот наша маленькая швея-помощница!».
Собирая лоскутки по сортам, я наблюдала за портнихами: как они делают выкройки, как режут материал, как строчат на машине. Глядя на них, мне тоже хотелось шить на швейной машине. Тогда я пробовала шить лишь мелкие вещицы руками: наряды кукле, сестренке — рубашечки, распашонки, коврики из лоскутков. Замечая мой интерес к швейному делу, брат однажды велел сшить из ситца платье младшей сестренке к Рождеству. Я с заданием справилась, и брат похвалил меня за аккуратность.
В холодные дни декабря к нам заходили соседи, родственники, чтобы повидаться с братом Георгием, узнать фронтовые новости или просто побеседовать и посидеть у печки вечером. Про брата говорили: «Раненый, мог бы и дома посидеть. С клюшкой и костылем легко ли добираться до мастерской?». Но брат свою работу не считал тяжелой, а наоборот, возвращался домой бодрый, веселый, довольный. При этом знал, что за работу получает деньги, которые может тратить на мыло и керосин.
Однажды к нам зашла бывшая известная портниха, жена покойного Марка. Одинокая, состарившаяся швея хотела узнать, не купит ли брат для швейной мастерской ее ручную швейную машину Зингер? Георгий ответил, что машины у портних есть, а вот для своих сестренок он мог бы купить машину и просил назвать цену. «В доброе время эта машина стоила недешево, — сказала бабушка, — а сейчас, в войну, она ничего не стоит. Я могу ее обменять на муку…» Георгий посоветовался с мамой, и они купили швейную машину за полпуда ячменной муки, которую мама смолола у мельника Николая Федоровича из ячменя, выращенного в своем огороде.
Жена Марка согласилась и на следующий день на салазках привезла свою швейную машину. Мама угостила ее нашим скудным обедом: калиновым супом, печеной в золе картошкой и тремя ячменными хлебами. Бабушка перед столом помолилась, хлебцы поцеловала, как-то торжественно сказала: Отче наш! Иже еси на небесех…После еды с радостью, вежливо поблагодарила, сказала, что давно не ела такой сытный ячменный хлеб и спросила у мамы, как он печется. Она собиралась попробовать на Рождество испечь такой же вкусный, ароматный картофельно-ячменный хлеб.
Через день бабушка-швея подарила брату Георгию гармонь, которая тоже ей уже была не нужна: сыновья ее то ли умерли, то ли погибли. Мама ей и на этот раз дала печеный хлеб и печеную тыкву. Старушка благодарила ее слезами, сказала: «Не знаю, как и чем вас благодарить? Буду за вас Богу молиться, чтобы все вы были здоровы, трудились, был всегда хлеб у вас в доме…»
Наступили Рождественские праздники; бабушка Гликерия нас поздравила песнопениями. У нас были в те дни и другие радости — родились белые, черные ягнята и светло-рыжий теленок. С каждым новорожденным мама нас поздравляла рано утром так — мягко теребила за ушки и приговаривала бодрые слова: родились ягнята белые, радуйтесь, родился теленок, радуйтесь! Им тоже дадим кусочки хлеба и охапку травы на праздник.
Как только дни стали длиннее, нога Георгия стала заживать быстрее, в апреле он уже ходил без костыля, опираясь на одну клюшку. В военкомате сообщили, что скоро его призовут в армию, но дадут дослужить семилетнюю службу не на фронте, а на Южном Сахалине. В апреле 1945 года Георгий сдал работу в швейной мастерской, стал готовиться к отправке в армию. Ждать пришлось не долго, брата провожали все портнихи швейной мастерской, соседи, родственники. Бабушка Гликерия принесла брату к службе в армии молитву: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится… Брат сказал: «Молитва эту я храню в сердце с первых боев в армии. Мой напарник, пожилой опытный солдат, научил меня на фронте. Он говорил: «Идя в бой, держи в руках автомат, в сердце — молитву Живый в помощи! Будешь рыть окопы, траншеи — держи в уме молитву Господи Иисусе, Сыне Божий… и Отче наш! Будешь жив — благодари Бога!».
Перед выходом из дома Георгий просил нас не плакать, не унывать, сам внешне казался бодрым, жизнерадостным, говорил: «Радуйтесь, я поправился! Я вернусь не скоро, война еще не кончилась… Ждите писем от меня».
С наступлением теплых дней мы стали готовиться к посадке картофеля, овощей — бушмы, тыквы, лука и прочих, готовили семена ячменя, конопли к посеву. В мае все участки в нашем огороде-саде мама с братом Михаилом вспахали: землю они боронили руками, а мы с сестрой делали грядки …
Оставалось теперь нам ждать, когда появятся первые ростки посеянного, посаженного, появятся первые плоды. А до того времени мы жили, питаясь молоком, картофельной болтушкой и травами, хлеба почти не видели. Бабушка Гликерия нам не раз говорила, чтобы мы не унывали, терпеливо работали до нового урожая. А однажды, после Пасхи, она нам рассказала о церковном хлебе. Это было в день раздробления в церкви артоса. Говорила она: «Жив человек не только хлебом домашним, повседневным. В церкви имеются истинный, Божественный Хлеб и святая вода. После исповеди люди в церкви причащаются, а дома с молитвой пьют святую воду и едят просфору…»
Бабушка тогда рассказала, что дает людям Причащение, как Бог дает кающимся благодать, и что благодатию Божиею мы спасены через веру. Чтобы не утомлять долгим рассказом, бабушка дала нам кусочки просфоры и кусочки артоса, велела их принять дома с молитвой и запить святой водой. Наша старшая сестра кое-что знала уже о церковных обычаях. Из этих кратких поучений мы в общих чертах стали узнавать о таинстве Причащения, а Феодосия запомнила из бабушкиных рассказов одну краткую молитву — «Боже, очисти мя грешную» и другую — «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой и святая вода во оставление грехов моих…»
Мама нас не очень отвлекала от школьных уроков и домашних занятий, иногда лишь напоминала, что наши души успокаиваются только в Боге и что Он — наше спасение и наша твердыня…
В годы войны ежедневными зимними занятиями у нас с сестрой были работы по дому: воду принести из ключа через крутые горы в больших ведрах; дрова колоть ежедневно и топить печи; домашнюю скотину — корову, теленка, овец с ягнятами — кормить травами, соломой, поить их ключевой холодной водой; варить пищу, печь хлеб; в доме наводить порядок, чистоту. Наша мама домой возвращалась с работы — то из конюшни, то с тока, то с мельницы — поздно вечером, к ее приходу мы с сестрой все делали по хозяйству сами. Наш брат-подросток Михаил покупал керосин, мыло, спички, привозил дрова, солому, сено заготавливал, мы только с сеновала приносили корм в ясли корове, овцам и прочей живности… В летнюю пору все мы спали мало, приходилось много трудиться в огороде, в саду, по дому…
В заключение своего рассказа о посильном труде и о ячменном хлебе мне хочется привести замечательные слова митрополита Московского Платона (Левшина). Еще в ХVIII веке он утверждал, что человек рождается на труды! «Сия истина не только несомненна, но и естественна нам и источник нашего счастья, — говорит святитель. — Свойство и духа, и тела нашего требует, чтобы мы во всегдашнем были движении. Все в нашем теле соки и кровь непрестанное течение и кружение имеют, и если бы они начали протекать слабо, соки в нас испортятся и кровь повредится, а сие наполнит наш телесный состав тлением и болезнями. Если же бы совсем в нас течение крови и сока остановилось, то последует смерть»… Там же он приводит слова премудрого Соломона: «Если будешь неленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя».
Хиония Грачева.
Декабрь. 2012 г.