Епархиальные вести
СОСТОЯЛОСЬ ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
14 сентября — начало индикта, церковное новолетие. По традиции к этому времени в Йошкар-Олинской и Марийской епархии приурочено Епархиальное собрание, на которое собирается духовенство и представители приходов. В этом году оно началось 13 сентября, после Божественной литургии.
Открывая собрание, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн познакомил собравшихся со статистикой: на начало нового церковного года в епархии насчитывается 90 приходов, 91 действующий храм, 2 монастыря. В штате 104 священника и 17 диаконов. За прошедший год зарегистрирован один новый приход — в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Козьмодемьянске.
Среди основных задач, определяющих деятельность епархии в новом году, Владыка назвал духовное просвещение и образование молодежи, а так же социальное служение и помощь обездоленным, страждущим от алкогольной и наркотической зависимости. Именно для решения этих вопросов на приходах и в благочиниях введены штатные должности сотрудников по катехизации, работе с молодежью, социальному служению.
В первый день работы Епархиального собрания были заслушаны отчеты руководителей епархиальных отделов: по катехизации и религиозному образованию, по работе с молодежью, по взаимодействию с правоохранительными органами и Вооруженными Силами, социального, миссионерского, издательского, а также комиссии по переводу Священного писания на марийский язык и комиссии по канонизации святых. Кроме того, координатор грантового конкурса РПЦ «Православная инициатива — 2012» С.Б. Поздеева рассказала об итогах первого этапа конкурса.
Второй день собрания, 14 сентября, начался соборным служением Литургии и крестным ходом с Мироносицкой иконой Божией Матери. Затем собравшиеся заслушали выступления сотрудника Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ А.П. Семиной и заместителя начальника Управления вневедомственной охраны МВД республики В.А. Шуралева. Закончилось собрание закрытым заседанием, на котором священнослужители обсудили насущные вопросы священнической практики.
Пресс-служба епархии.
Епархиальная жизнь
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
В Козьмодемьянске восстанавливается Тихвинская церковь
Огромным событием в духовной жизни Козьмодемьянска стало начало работ по возрождению церкви Тихвинской иконы Божией Матери — одного из старейших храмов города. Это будет третий восстановленный в городе Божий храм — ранее из небытия к новой жизни были возвращены Свято-Троицкая церковь и Смоленский собор. А ведь когда-то в городе было семь храмов…
Тихвинская церковь была построена в 1827 году. Прихожанами ее были в основном крестьяне, так как храм стоял в Юркинской слободе (сегодня это городской район Юркино). Первоначально на этом месте стояла деревянная церковь, лишь затем был выстроен каменный храм в стиле эпохи высокого классицизма.
По своему архитектурному облику Тихвинская церковь считалась красивейшей в городе. Храм был двухпрестольным и имел главный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и правый — в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Композиционно храм состоял из четверика, увенчанного световой ротондой и куполом, одноэтажной трапезной, двух портиков и колокольни. В церкви было девять колоколов. Большой колокол был отлит в 1844 году в городе Слободском Вятской губернии братьями Бакулевыми, весил сто два пуда и имел надпись «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». При храме существовала церковноприходская школа, в которой обучалось до пятидесяти человек. Прихожан у Тихвинской насчитывалось около пятисот человек обоего пола.
В 1930-е годы храм был закрыт, и богослужения в нем прекратились на долгие десятилетия. В советское время в здании церкви располагался пивоваренный завод, что, без сомнения, было актом кощунственным, но все же хотя бы частично спасло храм от полного уничтожения (так, в Козьмодемьянске в те годы были до основания разрушены Богоявленская и Успенская церкви, Свято-Троицкий монастырский храм).
В конце 1980-х пивзавод прекратил свое существование и в 1989 году был передан в собственность колхоза «Еласовское» в качестве «варочного цеха». В 2003 году здание было безвозмездно передано в собственность прихода Свято-Троицкой церкви Козьмодемьянска. Однако понадобилось еще почти десять лет, прежде чем дело по восстановлению церкви сдвинулось с мертвой точки.
В конце прошлого года группа энтузиастов начала кампанию по возрождению Тихвинского храма. По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна была создана инициативная группа, оформлены необходимые документы по установлению статуса юридического лица, избрана приходская «десятка». Развернулась работа в социальных сетях, начался сбор средств на восстановление храма. И вот свершилось: 16 июня на территорию церкви впервые пришли волонтеры, чтобы начать святое дело возрождения Божиего храма.
К сожалению, сегодня многое из первоначального дивного облика Тихвинского храма утрачено, довершают картину разрушения нелепые пристройки позднейшего времени. Кроме того, на территории церкви по-прежнему ведется производство безалкогольных напитков. И все же, несмотря на свой почти двухсотлетний возраст и постоянное воздействие вибрации и влаги при производстве напитков, здание Тихвинской церкви пострадало не настолько, чтобы его нельзя было спасти. Сохранились основа здания храма (четверик), плафон и световая ротонда (барабан), южный портик с колоннами, трапезная. Разрушен только северный портик, от которого осталась одна колонна. Утрачен купол, но цел его деревянный каркас. Цела и колокольня — отсутствует лишь ее шпиль, да проемы заделаны кирпичом. Стены храма достигают более чем полутораметровой толщины, и лишь в некоторых местах видны трещины.
На восстановление церкви нужны немалые деньги, а пока православные верующие каждую субботу приходят на территорию Тихвинской, чтобы потрудиться здесь во славу Божию. Дел непочатый край: это и очистка территории от мусора, и разбор провалившихся крыш, и слом позднейших пристроек к зданию. Работают и стар, и млад — всем хочется поучаствовать в этом великом деле.
9 июля, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, в восстанавливаемом храме состоялся первый молебен, который отслужил настоятель церкви села Пайгусово отец Сергий Князев, и нет сомнения — настанет тот день, когда на колокольне получившей свое второе рождение Тихвинской церкви вновь зазвонят ожившие колокола…
Олег Морозюк.
Церковь и армия
СТАТЬ ДЛЯ СОЛДАТА МАМОЙ
Военный священник Георгий Колотов в 1984 году закончил Ленинградское высшее военно-инженерное училище связи. Военную службу начал на Дальнем Востоке командиром взвода связи. В 2001 году в звании подполковника уволился с должности заместителя военного комиссара города Волжска. В 2007 году закончил Владимирскую Духовную семинарию, в 2010-м — Санкт-Петербургскую Духовную академию. Женат, имеет двоих детей.
Сегодня лишь в нескольких воинских частях Российской армии официально служат военные священники, в том числе с конца прошлого года — в Йошкар-Олинской ракетной дивизии.
Быть для солдат мамой — считает своей основной задачей настоятель воинского храма Архангела Михаила, военный священник Георгий Колотов. Почему мамой? Потому что отец солдата — командир. Небольшая уютная церковь находится прямо в казарме, в бывшем учебном классе. Здесь же мы и беседуем с батюшкой о церковном служении в армии.
— Отец Георгий, в чем отличие положения военного священника по сравнению с приходскими священнослужителями?
— Военный священник входит в личный состав части. Моя официальная должность — помощник командира Йошкар-Олинской ракетной дивизии по работе с верующими военнослужащими. То есть я являюсь гражданским персоналом Министерства обороны, работаю по трудовому договору и, как все, получаю зарплату. Вот это сегодня дорогого стоит.
— Как Церковь приживается в армии?
— Вполне естественно. Институт военного духовенства существовал, как известно, еще в дореволюционное время. Сегодня оно есть во многих зарубежных государствах. Наконец, с 2009 года воссоздается и у нас.
Хотя в Йошкар-Олинской ракетной дивизии духовное окормление военнослужащих началось намного раньше — с 2004 года, после заключения договора о сотрудничестве воинской части и епархии. Тогда были назначены несколько нештатных священников, в их числе был и я.
Первый храм Георгия Победоносца появился в дивизии еще в 2005 году. А через два года — второй храм, Архангела Михаила. Он создавался при помощи военнослужащих, священников епархии, прихожан волжских храмов, где я тогда служил, жертвователей (в том числе из Казани и Волжска).
— В армии, как известно, все строго по распорядку. Неужели сейчас, помимо приема пищи, строевой подготовки и других занятий, появилось и время для посещения церкви?
— Ни для служб, ни для бесед времени нет. Это один из сложных моментов. Но раз уж военный священник оказался в армии, мы стараемся использовать любую возможность по максимуму. Я ни в коем случае не навязываюсь. Но побывал уже почти во всех воинских частях дивизии, в госпитале, на полигоне, офицерских собраниях.
Солдаты в основном приходят в воскресенье, когда нет зарядки и других обязательных моментов. В будни — до завтрака у них есть свободных час-полтора, когда можно помолиться, поставить свечи, написать записки за своих близких, родных, исповедаться, получить утешение.
Многие из них до армии не ходили в церковь, а сегодня они по своей воле стоят в храме. Я считаю, Сам Господь приводит сюда этих ребят.
Дело в том, что молодого человека, призванного на службу, армия сразу ограничивает буквально во всем, лишает его многих утешений, которые он имел за оградой части. И возможность не по приказу, а по своему желанию прийти в церковь в армии очень ценится.
Надев военную форму, принимая присягу, ребята совершенно меняются. Да, у них остаются какие-то греховные привычки — курение, нецензурные выражения, где-то ненависть проскакивает, непослушание. Но однажды наступает определенное состояние души, которое позволяет услышать глас Божий.
Возможно, на это влияет отсутствие рядом родителей, постоянной опеки. В армии молодой человек, будучи в коллективе, учится быть самостоятельным. Он сам несет ответственность за себя, свои поступки. И душа перестает быть в расслабленном состоянии, как на гражданке. Вот, наверное, самая главная причина, почему они приходят в церковь. Здесь каждое слово воспринимается, как живое.
— О чем вы беседуете?
— Мы говорим о жизни. Как ни странно, о семейной жизни, которая ждет дома. О том, что армия нам дана не только для того, чтобы стать солдатом и научиться владеть оружием, дисциплине — это все необходимо. Но армия прежде всего — это действительно школа жизни.
— Чему же полезному для семейной жизни может научить армия?
— В армии молодой человек впервые начинает оценивать свою жизнь, поступки. Он осознает, что не совсем правильно относился к родителям, не всегда был к ним милостив, послушен. Это приводит сердце и душу к покаянию. А покаяние очищает душу. И солдат уходит из армии обновленным.
— А как же помощь в армейской службе?
— Она в том, чтобы «выпускать пар». То есть успокаивать, утешать. Где бы ни был военный священник, он должен помочь военнослужащим снять напряжение в какой-то ситуации.
— Что же он может: как мама по головке погладить, конфетку дать и сказать, что все пройдет?
— И погладить. И конфетку — я обязательно всем всегда раздаю (для ребят это как воспоминание о доме). А слова священника — его оружие. Ведь он имеет заповеди Божии, руководствуется Священным Писанием. Кто любит земное отечество, может полюбить и отечество небесное. Но по-настоящему любить отечество земное можно научиться только в армии. Только здесь каждый чувствует, что он призван — не военкомом, а Богом — для того, чтобы защищать Отечество. Хотя, может быть, и не бегает с автоматом, и не сидит в окопах. Но здесь рядом — грозное оружие, которое сегодня защищает всю Россию.
— Пожалуй, чтобы так считать, нужно хорошо знать и в какой-то мере любить армию?
— Военным священником становится именно тот, кто любит и армию, и церковь. Не случайно из 22 назначенных по всей России, 11 — офицеры запаса. Есть среди нас полковники. А вот возраст разный от 26 до 66 лет.
— А вы имели отношение к армии?
— Мой отец — полковник в отставке. Сам я двадцать лет служил в Вооруженных Силах.
— Часто людей к вере приводит несчастье, горе. А вас?
— У меня все прошло мирным путем, не было ни скорбей, ни испытаний. Будучи три месяца на переподготовке в Саратове, я посещал храм прп. Серафима Саровского. И там познакомился с отцом Николаем Земцовым, человеком глубоко духовным и с богатым опытом. Он священствует с 60-х годов прошлого столетия. Его поддержка, молитвы, благословение сыграли большую роль в моем переходе из армии в Церковь. Без этого любому человеку тяжело, не хватает решимости.
— А как родные отнеслись к вашему решению уйти из армии в Церковь?
— Мой переход в церковную жизнь для них был непростым: дети воспитывались в семье военнослужащего, матушка (медицинский работник) была женой подполковника. Конечно, были переживания, испытания. Но сегодня матушка является певчей воинского храма, часто в единственном лице. Знает особенности службы, помогает мне: и убирает храм, и подсвечники чистит, и рассказывает солдатам, как записки писать.
— Ей, наверное, в какой-то мере помогла закалка офицерской жены?
— Конечно! Военные городки — это родное. И песни, которые солдаты поют, тоже не изменились. Обычному человеку было бы сложнее, поскольку быт, уклад, воинский коллектив — все имеет специфические особенности. Их надо знать для того, чтобы оставаться спокойным, уравновешенным и не обращать внимания на минусы, а искать плюсы. Нужен такой военно-церковный оптимизм.
— А в церковном служении ваш опыт офицера помогает?
— То, что я — офицер запаса, сыграло, конечно, свою роль. И думаю, еще сыграет. Армия — это жесткая закрытая система и пускает только своих. Офицера запаса здесь принимают как своего, а вот какой он священник — еще посмотрят.
— А для солдат чем важно ваше военное прошлое?
— Я знаю, что такое начало службы. Ту же форму носил, на тех же кроватях спал, в той же столовой питался. Знаю тонкости, небольшие солдатские хитрости, могу пошутить, что тоже немаловажно.
В общем, армия есть армия. Солдат, приходящий в армию, — еще ребенок. Здесь он становится мужчиной. И если его взросление с молитвой происходит, то это будет правильно построенное здание.
Беседовала Наталья Кулишова.
Месяцеслов
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ОКТЯБРЕ
1 октября (18 сентября). Понедельник. Прп. Евмения Гортинского (VII). Мц. Ариадны (II). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660).
2 октября (19 сентября). Вторник. Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Прп. Алексия Зосимовского (1928).
3 октября (20 сентября). Среда. Вмч. Евстафия Плакиды (ок.118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
4 октября (21 сентября). Четверг. Отдание праздника Воздвижения Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).
6 октября (23 сентября). Суббота. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).
7 октября (24 сентября). Воскресенье. Первомц. равноап. Феклы (I). Св. Владислава Сербского (1239).
8 октября (25 сентября). Понедельник. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392) (престольный праздник Богородице-Сергиевой пустыни и церкви с. Азаново). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595).
9 октября (26 сентября). Вторник. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.) (престольный праздник церкви с. Масканур). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989).
10 октября (27 сентября). Среда. Мч. Каллистрата и дружины его (304). Прп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937).
11 октября (28 сентября). Четверг. Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935).
13 октября (30 сентября). Суббота. Покровская родительская суббота. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).
14 (1) октября. Воскресенье. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ (престольный праздник церквей п. Кокшайск, сел Упша, Алексеевское, Мари-Сола, Чкарино, Чодраял, Эмеково). Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (ок. 556).
15 (2) октября. Понедельник. Сщмч. Киприана и мц. Иустины.
16 (3) октября. Вторник. Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Сщмч. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928).
17 (4) октября. Среда. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595) (престольный праздник церкви с. Азъял-Петъял). Собор Казанских святых. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I).
18 (5) октября. Четверг. Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. Мц. Харитины (304).
19 (6) октября. Пятница. Апостола Фомы (I).
21 (8) октября. Воскресенье. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Прп. Пелагии (457). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). Прп. Таисии (IV).
22 (9) октября. Понедельник. Апостола Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.).
23 (10) октября. Вторник. Прп. Амвросия Оптинского (1891). Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311).
26 (13) октября. Пятница. Иверской (принесение в Москву в 1648 г.) и Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери (праздник церкви с. Азъял-Петъял, где находится чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери).
28 (15) октября. Воскресенье. Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).
29 (16) октября. Понедельник. Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).
30 (17) октября. Вторник. Прор. Осии (820 г. до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767) (престольный праздник церкви с. Елембаево). Сщмч. Анатолия пресвитера (1918).
31 (18) октября. Среда. Апостола и евангелиста Луки (I). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).