ЧАСТИЦА АФОНА НА МАРИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
Уже четвертый год подряд 11 июля, в день празднования иконе Божией Матери «Троеручица», в епархиальном домовом храме совершается богослужение по афонскому уставу. И это не случайно: икона «Троеручица» — главная святыня афонского монастыря Хиландар. О духовном значении возникшей традиции на встрече с журналистами республиканских СМИ рассказал архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИОАНН.
Наш Марийский край имеет множество святынь, которые видимо свидетельствуют о присутствии здесь Царицы Небесной. Главная святыня нашего края — икона Матери Божией «Мироносицкая» (Царевококшайская), которая прославилась многочисленными чудесами. Но XX век явил еще один образ нашей Покровительницы, икону Матери Божией, именуемую «Троеручица». В день празднования этого образа нашу епархию посещал Святейший Патриарх Алексий II и была совершена моя хиротония во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. Со временем в здании епархиального управления был построен храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица». 11 июля в этом храме совершается особое богослужение, которое соединяет нас со Святой Горой Афон. Накануне, в четыре часа вечера, мы совершаем малую вечерню с акафистом иконе Божией Матери «Троеручица», затем Полунощницу, в половине девятого вечера начинается Всенощное бдение. Всю ночь, до половины пятого утра, мы совершаем богослужение по афонскому уставу. Два детских хора поют, чередуясь, на церковнославянском и греческом языках. В шесть утра совершаем водосвятный молебен, затем Часы и Божественную литургию. Завершается богослужение к десяти утра.
Когда совершается богослужение, для всех, участвующих в нем, наступает особое время. Лучше поймут это те, кто был на Святой Горе Афон и прочувствовал ритм того, византийского, богослужения, который невозможно прочувствовать здесь, потому что Афон — это особая земля, удел Пресвятой Богородицы, и все там направлено на молитву, молитву обо всем мире. Ночью, в полумраке, среди горящих лампад, под монотонное византийское пение начинаешь ощущать себя словно посреди вселенной. В спокойствии и умиротворении молящийся уже не замечает находящихся рядом: он один, и перед ним — Господь и Пречистая Богоматерь. Не существует уже ни времени, ни пространства. Особенно оставляет сильное впечатление момент, когда начинается пение «Хвалите имя Господне» за Всенощным бдением и наверху раскачиваются хорос и паникадило: ощущение, что в храме вместо купола — небо, море мерцающих звезд, восхваляющих Бога.
Это чувствуется на Афоне, а здесь мы стараемся хотя бы немного приблизиться к тому духовному состоянию. Богослужение совершается спокойно, ритмично, свет не возжигается, горят только лампады и свечи. И кто был на Афоне, внутренне возвращается к афонскому духовному ритму и невидимо соединяется со Святой Горой, а кто не был, имеет возможность приобщиться к нему.
Я спрашивал у детишек: «Вы же не спали всю ночь! Давайте отменим этот устав и будем совершать богослужение как раньше». Они отвечают: «Да что вы, Владыка!» Это богослужение запечатлевается в их сознании. И даже те, кто потом уезжают на учебу в другие города, обязательно стараются в этот день быть на богослужении в нашем храме.
Конечно, в начале бывает тяжело, надо стоять всю ночь. Но во время богослужения усталость, тяжесть сменяются радостью, появляется желание молиться, и когда начинается пение «Хвалите имя Господне», величание Царице Небесной, появляется такая радость, приходят такой мир и спокойствие, что невозможно передать.
На полу в храме мы стелим ковры и дети, устав, садятся прямо на пол, как на Афоне — там стасидии, специальные сидения, а у нас — на полу. Отдохнут, и опять встают. А маленькие детки, младенчики такие, они на коврике и поспят.
В эту ночь мы живем не тем, чем живет окружающий нас мир…
ИЗДАНА ПСАЛТИРЬ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Йошкар-Олинской и Марийской епархией выпущена в свет ветхозаветная книга царя и пророка Давида «Псалтирь» на марийском языке.
Это событие радостное и долгожданное. Теми людьми, которые долгие годы упражнялись в чтении этой богодуховновенной книги на церковно-славянском языке, Псалтирь в марийском переводе читается легко и умилительно. Для большей части прихожан сельских приходов чтение Псалтири на родном марийском языке стало более понятным и назидательным.
Долгожданным является настоящее издание и по той причине, что «Псалтирь» на марийском языке не печаталась около ста лет. Считанные экземпляры книг, выпущенных Братством святителя Гурия в 1914 году, бережно хранились верующими, как истинное богатство.
Данный перевод не претендует на строго научный богословский стиль, а, как и в дореволюционном издании, является более смысловым. За основу для него был взят церковно-славянский текст, который сличали с переводами на русский язык: синодальным и Павла Юнгерова. В исключительных случаях опирались на греческий текст. При работе использовались также толкования на Псалтирь, в основном Евфимия Зигабена и А.П. Лопухина.
Перевод текста Псалтири осуществлялся комиссией по переводу Священного Писания на марийский язык при Йошкар-Олинской и Марийской епархии. В состав комиссии входят протоиерей Иоанн Захаров, протоиерей Владимир Захаров, иерей Николай Чузаев, литературные редакторы А.П. Чемекова, Л.П. Паратская. В проверке текста принимали участие сотрудники Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.
При работе переводчиков встречались немалые трудности. Во-первых, нехватка терминов на марийском языке, описывающих, объясняющих священные духовные предметы и события. Во-вторых, разнообразие диалектных форм одного и того же слова. В-третьих, ощущалась потребность в квалифицированных специалистах по церковно-славянскому и греческому языкам.
Новое издание Псалтири на современном марийском языке вышло в двухцветном красочном оформлении и твердом переплете тиражом в 3000 экземпляров. Приобрести его можно в приходских церковных лавках и на складе епархии.
Иерей Николай Чузаев.
Вечная память
ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ ИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТИМАКОВ
2 июня 2012 года после тяжелой продолжительной болезни на 31-м году жизни скончался клирик Йошкар-Олинского Воскресенского собора иерей Андрей Тимаков.
Отец Андрей родился в 1981 году в Медведевском районе республики. В 2006 году закончил Нижегородскую Духовную семинарию, в 2009 году — теологический факультет Нижегородского педагогического университета им. Лобачевского, 23 мая 2010 года рукоположен в сан диакона, 25 июля — в сан пресвитера. Священническое служение проходил в Воскресенском соборе Йошкар-Олы. Похоронен на Туруновском кладбище города, близ храма Всех святых.
Объявления
ТРЕБУЮТСЯ СПАСАТЕЛИ
В рамках проекта «Спасающее милосердие», разработанного Отделом социального служения и церковной благотворительности Йошкар-Олинской епархии, создается Православный спасательный отряд с целью оказания помощи населению, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации. Отряд будет взаимодействовать с Главным Управлением МЧС России по РМЭ и Республиканским Департаментом экологической безопасности и природопользования.
Приглашаем желающих принять участие в деятельности отряда в рамках реализации социального проекта «Спасающее милосердие». Справки по телефону 79-36-93.
Отдел социального служения и церковной
благотворительности Йошкар-Олинской епархии.
ПРИХОД ПРИГЛАШАЕТ
Приход храма Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка приглашает всех желающих принять участие в традиционном Успенском крестном ходе по Оршанскому району.
Расписание крестного хода:
21.08 Красная Речка
22.08 Шулка
23.08 Кучка
24.08 Табашино
25.08 Упша
26.08 Оршанка
27.08 Великополье
Начало богослужений в 7.00.
Выход из каждого пункта — в 10.00.
Кроме того, торжественные богослужения в Предтеченском храме состоятся 4 августа, в День тезоименитства почитаемой праведницы Любушки Оршанской, и 8 августа — в день памяти священномученика Сергия (Стрельникова).
Приходской совет
храма Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка.
На приходе
ДОМ МИЛОСЕРДИЯ В МАРИ-ТУРЕКЕ
В поселке Мари-Турек прихожанами Петропавловского прихода достраивается Дом милосердия. Когда и как возникла мысль о его возведении? На эти и другие вопросы отвечает настоятель прихода иерей Николай Полежайкин.
— Батюшка, когда вам пришла мысль перестроить старенький деревянный пятистенок в этот новый кирпичный приходской Дом милосердия?
— В 2011 году приходских священников собирало Епархиальное управление совместно с МЧС, ФСБ и Министерством здравоохранения республики. Разговор шел о знойном и пожароопасном 2010-м, когда во многих епархиях сгорали целые деревни, и люди оставались без жилья. Тогда нас попросили продумать вопрос, как в случае надобности приютить таких людей. Вот после этого разговора и созрела мысль перестроить старый приходской дом, чтобы в случае необходимости оказать хотя бы минимальную помощь нуждающимся жильем, питанием, не оставлять их без крыши над головой. В нижнем полуподвальном помещении разместится общая трапезная, на втором этаже — помещения для проживания, женская и мужская половины, наверху — детская, чтобы дети могли жить отдельно, потому что в экстремальных ситуациях им лучше не слышать разговоры взрослых.
— На какой стадии готовности Дом милосердия сегодня?
— Осталось лишь кое-что доделать.
— Вот Вы сказали, что старый дом начали сносить где-то в августе прошлого года. А сейчас у вас уже построен новый. Это довольно немалый объем работ, тем более в зимний период времени. За счет каких сил и средств вы сделали это?
— Объем, конечно, немалый. Но нам помогали предприниматели. Федор Валерьевич Малинин давал кирпич, можно сказать, бесплатно. Владимир Иванович Корчемкин лесоматериалами помогал: окнами, дверями, постройкой веранды. Валерий Елистратович Берестов помогал финансами. А остальное сами — прихожане помогали. Было несколько специалистов, которые знали всю эту работу. Они нам говорили: «Надо делать то-то и то-то». А люди приходили, помогали. Слава Богу!
— Не дай Бог, конечно, чтобы случались еще какие-то чрезвычайные ситуации. А в «мирное время» кто будет жить в этом Доме милосердия?
— Приезжают гости на праздники, наведываются паломники, ребятишки ежегодно приезжают на велосипедах из Йошкар-Олы. Да и просто люди, которые приезжают из других приходов на службу. Чтобы туда-обратно не ездить, они останутся здесь на ночлег, приготовят себе пищу. Кто может, помогут в огороде. У нас здесь хозяйственные постройки, курятник, огород большой, баня. В общей сложности где-то около 20 соток, из них под огородом 12 с половиной. Картошка, капуста, лук, свекла, морковь. Все свое. Виктория вот тут растет, вишня, слива. Огурцы, помидоры. На зиму запасы, заготовки делаем. Отправляем овощи для епархиального детского сада. Иногда, правда, до весны не хватает, потому что мы здесь кормим и ребят из воскресной школы, и тех, кто работает, и вообще, кто приходит. Да и раздаем, бывает, иногда. Есть семьи, которые нуждаются.
— И последний вопрос. Допустим, попал человек в чрезвычайную ситуацию. На каком основании вы будете его здесь принимать? Это будет как-то оформляться, или любой человек может прийти и здесь у вас временно пожить?
— Наш Дом милосердия для тех людей, у которых есть документальное подтверждение, что они потеряли жилье. У нас связи с МЧС есть, они могут подтвердить, что человек действительно находится в экстремальной ситуации. Такие, конечно, будут размещаться безусловно. Есть наброски типового договора. Кроме того, возможно временное размещение людей, которые по каким-то причинам пока не могут быть устроены соответствующими социальными структурами в Дома престарелых. Потом, когда необходимые документы будут оформлены, они, конечно, будут размещены в государственных социальных учреждениях.
Беседовала Людмила Протасова.
Праздник
«ТРОЕРУЧИЦА»
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом и ложно обвинен в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к образу сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в Литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала образ «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хиландарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
В эпоху русско-турецкой войны на Афоне долгие годы хозяйничали турки. Но Хиландарская обитель оставалась вне их власти. Говорили, что турки часто видели таинственную Жену, охраняющую стены и недосягаемую для людей.
В России икона Божией Матери «Троеручица» очень почитается и распространена во множестве списков. Празднование этому чудотворному образу совершается дважды: 11 и 25 июля. В один из этих праздников — 25 июля 1993 года — была образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия: в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереев совершил хиротонию архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. С той поры икона Божией Матери «Троеручица» является покровительницей Марийского края.