МИРОНОСИЦКИЕ ЧТЕНИЯ
С 14 по 16 мая в Йошкар-Олинской и Марийской епархии прошли I Мироносицкие чтения. Начались они 14 мая, в день явления Мироносицкой иконы Божией Матери, с Божественной литургии в соборе Мироносицкого женского монастыря, которую совершил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в сослужении духовенства епархии.
Открытие чтений состоялось в йошкар-олинском Православном центре. С приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Иоанн: «После присоединения Марийского края к единому государству Российскому Святая Русь отметилась особым благодатным просвещением иконы Матери Божией, именуемой Мироносицкая. Свет христианской веры она разлила по всему Марийскому краю. И мы с вами собрались для того, чтобы провести первые духовно-нравственные Мироносицкие чтения и свои делания духовные присоединить к тому служению, которое совершалось в нашем Марийском крае на протяжении 450-летней истории».
Пленарное заседание продолжили доклады священника Александра Козлова о подвиге любви святых жен мироносиц, протоиерея Николая Ярошевича «Святые жены, в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас», прозвучали воспоминания о возрождении в конце прошлого столетия Мироносицкой обители, была проанализирована миссия православной женщины в духовно-нравственном становлении России.
В рамках Мироносицких чтений прошли республиканские научно-практические конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, Церкви и общества», «Служение ближнему от жен мироносиц до современности» и научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура».
В работе педагогической конференции приняли участие представители Министерства образования РМЭ во главе с министром Г.Н. Швецовой. Во время конференции работали круглые столы: «Кадетское движение», «Молодежное служение в Церкви», рассматривались проблемы воспитания обучающихся, подготовки учителей в области духовно-нравственного воспитания.
На научно-богословскую конференцию был приглашен министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ М.З. Васютин. На конференции работали секции «История и краеведение в Марийском крае», «Русская словесность», «Юный богослов» и круглый стол «Состояние миссионерского поля в епархии».
Людмила Протасова.
Епархиальная жизнь
ПОД МАТЕРИНСКИМ ПОКРОВОМ
Одним из направлений работы отдела социального служения и церковной благотворительности Йошкар-Олинской и Марийской епархии является проектная деятельность. В сентябре 2011 года социальный проект «Под Материнским Покровом» принял участие в конкурсе проектов «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского и получил грантовую поддержку в сумме 250 тысяч рублей.
Проект был создан на базе прихода храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Эмеково Волжского благочиния. В этом году исполняется сто лет со дня закладки освященного камня в его основание, а в 2014 году прихожане будут отмечать сто лет со дня освящения церкви. В настоящее время идут работы по восстановлению внешнего облика храма по первоначальным чертежам. В них принимают участие и жители приюта для лиц без определенного места жительства. К моменту подготовки проекта здесь проживало восемь человек. При приходе также действует богадельня в честь блаженной Матроны Московской для одиноких престарелых людей, в которой проживает около десяти человек. Руководит и духовно окормляет приют и богадельню настоятель храма протоиерей Евгений Усков.
Цель проекта — оказание медико-социальной помощи людям, проживающим в богадельне, а также социальная реабилитация жителей приюта. Одной из главных задач является организация обучающих курсов по подготовке патронажных сестер милосердия из числа добровольцев прихода для привития им навыков медико-социальной работы с тяжелобольными престарелыми людьми. Программа курсов специально разработана для приходов Йошкар-Олинской и Марийской епархии и утверждена Министерством здравоохранения РМЭ. Занятия проводят врачи и средний медицинский персонал Волжской центральной районной больницы. Всего планируется подготовить десять сестер милосердия — для приходов церкви в селе Эмеково и храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» города Волжска.
Также в рамках проекта в воскресной школе при храме введены «Уроки милосердия». Дети учатся практическому опыту помощи немощным людям, жителям богадельни: разносят обеды для тех, кто не может ходить, поздравляют с праздниками, учатся проявлять чуткость, внимание к их жизни. Люди, оказавшиеся в богадельне, как правило, с непростой судьбой. Так, Анна Алексеевна Антипова, 1923 года рождения, проживает здесь уже два года. Жила четыре года в Германии, где у нее дочь и зять, но пожелала вернуться на Родину, несмотря на то, что в Германии ей нравилось. А приехав к племяннице в город Волжск, оказалась в богадельне...
Проект объединил многих и многих людей. Это показала его презентация, которая проходила в поселке Приволжский, расположенном недалеко от Эмеково. На ней присутствовали благочинный Волжского церковного округа протоиерей Александр Михайлов, духовенство благочиния, представители министерств республики — здравоохранения, социальной защиты населения и труда, Департамента государственной службы занятости населения РМЭ, заместитель главного врача Волжской центральной районной больницы, глава администрации городского поселения «Приволжский», директор Приволжской средней школы, в здании которой и проходила презентация проекта. Также присутствовали сотрудники центра социальной помощи Волжского района, сестры милосердия Йошкар-Олинского сестричества и будущие сестры милосердия из числа добровольцев прихода села Эмеково и города Волжска.
На первые денежные средства, полученные по гранту, были приобретены мини-хлебопекарня, два деревообрабатывающих станка отечественного производства, итальянская морозильная камера, инвалидная коляска, а также три противопролежневых матраса для тяжелобольных людей. В дальнейшем планируется закупить мягкий инвентарь, матрасы, одеяла, постельные принадлежности, соковыжималку.
Надеемся, что с Божией помощью и под благодатным Покровом Пречистой Богородицы, жители приюта и богадельни в селе Эмеково обретут мир в душе, надежду, веру, любовь и поддержку ближних.
Наталья Васенева.
Епархиальная жизнь
В СВЕТЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
21 апреля в Оршанке прошел четвертый Пасхальный фестиваль воскресных школ при православных храмах и детских творческих коллективов на территории Луговомарийского благочиния Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Как и в прошлом году, нынче было представлено более двадцати детских коллективов. Число зарегистрированных участников и гостей перевалило за две с половиной сотни. И хотя это несколько меньше, чем в рекордном по числу участников минувшем году, фестиваль вновь стал настоящим праздником.
По сложившейся традиции, началу фестиваля предшествовала Литургия в оршанском храме Рождества Иоанна Предтечи, на которой ребята — и свои, оршанские, и гости — могли причаститься Святых Христовых Таин.
А затем праздник переместился через дорогу от храма — в Оршанский центр культуры и досуга.
Открылся фестиваль пасхальным тропарем греческого распева в исполнении студии сольного пения «Капель» Оршанского центра детского творчества имени Г.С. Чесноковой и ансамбля «Вдохновение» Оршанского педагогического колледжа имени И.К. Глушкова.
С приветствием к собравшимся в зрительном зале детям и взрослым обратился глава муниципального образования «Оршанский муниципальный район», председатель районного Собрания депутатов А.С. Шабалин. Слово было предоставлено и одному из главных и постоянных спонсоров фестиваля — директору Оршанского индустриального техникума Г.А. Кулакову.
Если в прошлом году выступления оршанцев были в программе, так сказать, «на десерт», то нынче они перемежались с концертными номерами гостей.
Вновь успешно выступили воспитанники воскресной школы при оршанском храме, подготовившие театрализованное представление «С праздником Пасхи». Сценку «Пасхальное яйцо» представили учащиеся Оршанской средней школы.
Ребята из воскресной школы при кучкинском храме Сретения Господня выступили с музыкально-литературной композицией «Пасху радостно встречаем». И даже возникшая в ее ходе непредвиденная небольшая пауза не смогла испортить общего прекрасного впечатления. Детскую непосредственность зал поддержал дружными аплодисментами.
Студия «Театр сказок» Оршанского центра детского творчества выступила с небольшой стихотворной драмой на евангельский сюжет «Отваленный камень», объединение «Ритм» — с танцем «Девичий перепляс», студия сольного пения «Капель» — с песней «Ангел».
Впервые приняла участие в фестивале Оршанская детская школа искусств. Этот коллектив представили Наташа Рыбакова и Маша Горник. Первая — исполнила песню «Здравствуй, Иисус Христос!», вторая — марийскую мелодию.
Как всегда, прекрасно показала себя воскресная школа при великопольском храме Богоявления. Великопольцы выступили со сценкой «Сказка о Красной Шапочке на православный лад».
Коллектив «Колокольчики» Упшинской основной школы при храме Покрова Божией Матери подготовил литературно-музыкальную композицию «Долгожданная весна нам день Пасхи принесла», ребята из Старокрещенской основной школы — пасхальную сказку «Теремок», православный кружок «Крылья» при краснореченском Зосимо-Савватиевском храме (Лужбелякская основная школа) — музыкально-игровую композицию «Кугече пайрем», коллектив «Светоч» Большеоршинской основной школы — посиделки «Пасхальный звон». С литературно-музыкальной композицией выступила младшая группа ансамбля «Во горнице» Шулкинской средней школы.
Затаив дыхание слушал зал известную песню «Мы идем вдвоем по полю с конем» в исполнении ансамбля «Вдохновение» Оршанского педколледжа.
Как всегда трогательным было выступление ребятишек из Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» г. Йошкар-Олы с их «Пасхальной картинкой».
Килемарский район был представлен двумя коллективами. Воспитанники воскресной школы при храме Илии Пророка (пос. Килемары) выступили с композицией «Воскресение Твое, Христе, славим». Их грамотное, слаженное пение и выразительное чтение звучали просто чарующе. К слову, килемарцы оформили в фойе Центра культуры и досуга привлекающую внимание выставку.
Воскресная школа при храме Рождества Христова с. Арда подготовила постановку «Аленький цветочек» в жанре театра теней. Ардинцы однажды уже выступали в Оршанке в этом жанре, и вот их новая работа. Артисты не укладывались в отведенные временные рамки, но зал, казалось, не замечал этого и с огромным интересом следил за развертывающимся на белом полотнище действом.
Из Медведевского района нынче прибыли четыре коллектива. Воскресная школа при храме Державной иконы Божией Матери пос. Медведево выступила с литературно-музыкальной композицией. Девочки из Знаменской средней школы — с импровизированной постановкой «Сапожки русские». Сразу два коллектива выставила на фестиваль Русскокукморская школа. Кружок «Истоки» подготовил сценку «Пасхальный подарок», а танцевальный кружок «Улыбка» — оригинальный танец.
К сожалению, по разным причинам нынче не приняли участие в фестивале коллективы из Кузнецова, Семеновки, Савина, Нурмы, Люльпан.
В завершение к собравшимся обратился настоятель оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи иерей Димитрий Вылекжанин. Батюшка сердечно поблагодарил выступивших ребят и их руководителей и вручил им награды.
По традиции в столовой Оршанского индустриального техникума для участников фестиваля была организована трапеза. А на площади у Центра культуры и досуга прошла конкурсная программа.
Словом, фестиваль удался. И в этом — заслуга многих людей. Оргкомитет выразил благодарность директору индустриального техникума Г.А. Кулакову, председателю правления райпо Д.П. Иванову, директору Центра культуры и досуга Е.А. Токаревой, руководителям отдела образования и по делам молодежи С.Н. Мотовиловой и отдела культуры, физической культуры и спорта Т.В. Мальцевой, директору Центра детского творчества Л.Г. Чесноковой, главному специалисту отдела образования и по делам молодежи Г.Л. Васеневой, методисту по воспитательной работе отдела образования и по делам молодежи О.Н. Багаевой. И вообще всем, кто потрудился во славу Божию, оказав помощь и содействие в этом благом деле.
Фестиваль год от года приобретает устоявшиеся черты и формы проведения. Хорошо это или плохо — сразу не скажешь. Главное — избежать рутины, не стоять на месте, не довольствоваться достигнутым. Наверное, жизнь заставит совершенствовать наработки, искать новое. И тогда число участников, наверняка, год от года будет расти. А полет фантазии и горизонты творческого поиска поистине безграничны.
Николай Кропинов.
ЗЕМЛИ ВЯТСКОЙ УКРАШЕНИЕ
29 мая — день памяти прп. Матфея Яранского
Вот уже более 80 лет верующие вятской земли почитают иеромонаха Матфея как народного заступника, скорого ходатая ко Господу за всех, к нему обращающихся. Внутренняя жизнь праведника Божия для нас, грешных, — великая тайна.
Канонизация преподобного Матфея. 23 ноября 1997 года, Успенский собор Яранска, Божественная литургия с чином прославления и крестный ход. В богослужении приняли участие архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф, архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Верейский, викарий Московской епархии Евгений.
Еще до войны народным усердием было составлено «Жизнеописание иеромонаха Яранско-Пророчицкого монастыря отца Матфея», которое стало памятником духовной культуры. Списки его широко распространены в южной Вятке. Верующие переписывают житие от руки, распечатывают на машинке, дают читать соседям, родным. Произведение говорит нам о подвигах и чудесах отца Матфея в 20-е годы.
В конце 30-х – начале 40-х годов ХIХ века его отец, государственный крестьянин Козьма Федорович Швецов, родившийся в 1807 году, пришел в Вятку на заработки, женился на Надежде Варфоломеевне из мещанского сословия и остался здесь навсегда.
Своих детей они воспитывали в духе любви к Богу и к Священному Писанию. Все свободное время маленький Митрофан (будущий иеромонах) проводил в церкви, как он говорил позднее, ходил «в гости к Богу». Митрофан был глубоко верующим человеком, вел аскетический образ жизни. Все чаще посещали его мысли об иноческом житии.
В то время в Вятке жил благодатный старец иеросхимонах Стефан (Куртеев), вокруг которого собрались ученики, ищущие спасения. Отец Стефан испросил у тогдашнего вятского архиепископа Аполлоса благословение устроить скит. Он был основан в семи километрах от города в местечке Филейка. Там построили небольшую церковь и домик для братии. Митрофан обрел в отце Стефане истинного духовного отца. «Научись сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией, — советовал ему отец Стефан, — не принимай свое “я” за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет, как поступить».
Митрофан развесил в магазине, где тогда торговал, на стенах листочки с молитвой Иисусовой, чтобы, куда ни упадет взгляд, всегда иметь напоминание о ней. Памятуя слова наставника: «Без смирения нет терпения, а без них нет монаха», — он не торопил событий.
Люди, не знавшие духовного устроения Митрофана, считали, что он не от мира сего, блаженный. Однажды он задержался на духовной беседе у отца Стефана, а товарищи-приказчики, решив подшутить, вместо мяса поставили ему вареную свеклу: все равно, мол, не заметит. Митрофан безропотно съел, не показав, что заметил подмену.
15 (28) августа 1890 года, в день Успения Божией Матери, почил духовный наставник отца Матфея старец Стефан. Тридцатипятилетний Митрофан продал свой магазин, деньги отдал сестре Елизавете и приехал в обитель. 24 июня 1891 года Вятская духовная консистория решила принять М.К. Швецова послушником в число братии Александро-Невского монастыря, который успел построить отец Стефан. В годовщину кончины старца его постригли в мантию с наречением имени Матфей в честь Киево-Печерского преподобного Матфея Прозорливого (ХI в.).
Более восьми лет подвизался отец Матфей в Александро-Невском монастыре. Ни одного своего решения он не принимал без усердной молитвы и без благословения Божия. Усердно изучал святоотеческие творения и стремился познать мудрость русского монашества. Уже тогда он сподобился своим великим смирением, чистотой духа и молитвами стяжать благодатный дар прозорливости.
Незадолго до переезда отца Матфея в другой монастырь к нему ради любопытства пришла на прием прихожанка и стала упорно дознаваться: что с ней будет в ближайшее время? Отец Матфей слушал ее, не перебивая, но молчал. Она недоумевала: всех принимал приветливо, со всеми разговаривал, а тут — молчит. Сердилась на него, но не уходила.
Батюшка встал, подошел к ней, дал три сухарика и сказал: «Ступай с Богом. Вот твое будущее. Да молись, не ленись». И даже не благословив ее, ушел в другую комнату. Посетительница недоумевала: что значат эти три сухаря?
В скором времени с ней случилось несчастье: сгорел дом и все его постройки. Осталась она с тем, в чем выскочила из огня. И в течение трех лет собирала милостыню по деревням и селам. Только тогда поняла, что прозорливый батюшка предрек ей такую беду.
Люди относились к отцу Матфею с почтением, как к старцу, ничего не предпринимали без его благословения. Зная, что получающий награду на земле лишается ее на небесах, отец Матфей сторонился славы людской. Служил один, без диакона, чаще раннюю Литургию. Ходил по храму один с кадилом, часто кланялся.
12 февраля 1902 года отец Матфей стал благочинным и духовником обители, а 29 сентября — казначеем ее.
Отец Матфей искал живого Богослужения, которое приобретается молитвой при полном внешнем безмолвии. Свои послушания он нес с терпением и смирением, уповая на милость Божию и помня завет праведного старца Стефана: «Терпением только можно достигнуть мира духовного, войти в пристанище вечного упокоения».
Каждое лето он стремился побывать на могилке отца Стефана в Александро-Невской обители, где черпал силы для своего многотрудного иноческого служения, и, возвращаясь, выглядел обычно духовно окрепшим, просветленным и радостным.
Старица Иустина рассказывает: «Отца Матфея всюду прославляли за его добродетельную подвижническую жизнь. Один человек хотел видеть его и пришел в храм. Отец Матфей был в алтаре. Увидев батюшку, когда тот выходил из алтаря, он подумал: «Вот он какой, как седая овечка». Отец Матфей взглянул на него и сказал: «Я не седая овечка, а иеромонах Матфей».
Знавшие батюшку люди вспоминают, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Несмотря на постоянные бледность и худобу, лицо его и в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы — черные, позднее с проседью. Глаза умные, проницательные. Стремление стать истинным монахом заставляло его быть внимательным к себе и молчаливым. Он тяготел к уединению, ходил, опустив голову, погруженный в молитву. Пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, доброе сердце, душа праведника. Погруженный в Богообщение, из которого черпал прозорливость, отец Матфей во время разговора с посетителем не говорил лишнего, мог казаться неприветливым.
Обстановка кельи его была строгой, простой. В переднем углу — большое распятие, несколько икон с лампадою да аналой с Евангелием. Около двери висели ряса и подрясник с мантией.
Вставал он очень рано, одним из первых среди братии. Читал келейное правило. Затем шел в храм и служил, чаще — один. Пение любил негромкое, молитвенное, простое. Избегал ходить на общую трапезу. Пищу принимал только для того, чтобы поддержать силы. Для уединенной молитвы он, случалось, удалялся на монастырскую дачу в д. Ершово Беляевской волости. Молясь, старец простирал к небу руки и слезно просил милосердного Господа о ниспослании помощи в исполнении заповедей Божиих, прощении грехов, спасении в тяжелых обстоятельстваx, благодатного утешения душам его духовных чад.
Особенно внимателен был к послушникам и новоначальным монахам. Без его совета не предпринималось ничего важного в обители. Настоятель и братия смиренно открывали ему свои помыслы. Старец был убежден, что первопричина душевного и телесного расстройства человека кроется в нарушении заповедей Христовых, в качестве исправления предлагал чистосердечное покаяние и приобщение Святых Христовых Таин.
Благодаря своему высокому монашескому житию отец Матфей преисполнился величайшего дара благодати — христианской любви, других обильных даров: рассуждения, проникновения в души людей, прозорливости, исцеления духовных и телесных недугов.
Молва о его подвижничестве проникла во многие города и веси Вятской, Казанской и Нижегородской губерний. Старец же сторонился славы людской, считая, что она мешает приобрести добродетели, необходимые для достижения Царствия Небесного. Потому он неохотно принимал посетителей, стараясь отсылать их к настоятелю. Очень нуждающимся в его помощи давал наставления и молился о ниx ко Господу. Уходили от него люди вразумленными, утешенными, с облегченным сердцем.
Случалось, что пришедший еще не успеет поведать ему о своей нужде или скорби, а отец Матфей уже дает ему ответ.
К светской власти в то время пришли люди, которых одно упоминание о Церкви бросало в дрожь. В Церкви Российской был обновленческий раскол. Игумен Геннадий, отец Матфей и братия обители остались верными чадами Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном. В это время из уст старца можно было услышать такие слова: «Что они мне сделают? Я монах. Лишат имущества? Я уже заранее отрекся от него. Осудят на изгнание? Я и без того не принадлежу миру и земле. Лишат жизни? Для меня жизнь — это только лишения и подвиг борьбы, страдания — и вовсе не наслаждение. И я уже и сам всю жизнь свою посвятил Богу. Словом, я монах! Что мне сделают?»
В 20-е годы, когда закрывались церкви и монастыри, отец Матфей жил в избе в монастыре под Яранском. В 1924 году обновленцы задумали превратить традиционно проводимый ежегодно в епархии крестный ход с чудотворными иконами в триумфальное шествие по Вятской губернии «Живой церкви». Но их замысел потерпел крах. Крестный ход, совершенный 13 октября — 20 ноября 1924 года, продемонстрировал торжество Православной Церкви. По свидетельству обновленцев, их поражение было предопределено той огромной разъяснительной работой, которую энергично вели среди верующих, придерживавшиеся «тихоновской» ориентации, священники и монахи. В числе этой «Божией рати» был и отец Матфей. Люди, жаждущие наставлений его, толпами собирались у его дома. И он старался принять всех, приходящих к нему. Епископу Яранскому Нектарию он сказал: «Мученицы Твои, Господи, в страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего».
После беседы со старцем и исповеди владыка полностью отдался воле Божией. 13 ноября 1925 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило его к заключению в концлагерь сроком на три года и отправило на Соловки, а 8 сентября 1937 года он был расстрелян.
Многотрудная жизнь отца Матфея подходила к своему земному концу. А люди все шли и шли к нему, и он всех принимал. И все были им утешены.
Отец Матфей лежал на смертном одре. Он понимал, что скоро, очень скоро душа его оставит одряхлевшее тело. «Господи, прости, — молился он. — Не помяни моих грехов! Спаси и укрепи веру православную в моих духовных чадах».
Вдруг старец, словно кого-то увидев, собрался и стал истово креститься, устремив взор на икону Спасителя, запел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
И умер при пении слов пасхального песнопения. Это произошло 29 мая 1927 года, в среду, в день отдания праздника Пасхи Христовой.
Незадолго до его кончины духовные дети спросили старца: «Отче, а где тебя похоронить?» Батюшка ответил кратко: «Схороните меня в ограде благотворителей купцов Беляевых. Много они потрудились для спасения своих душ: много сделали для Церкви Святой и для народа Божия. Там положите мое тело, а на кресте напишите, что здесь похоронен Матфей-кочегар».
Сей завет его был исполнен.
Виктор Васильевич Низов,
протоиерей Алексий Сухих.
Из воспоминаний о помощи воинам по молитвам преподобного Матфея Яранского
«С этими молитвами и придет он домой»
Житель поселка Кикнур Николай Романович Золотарев хранит молитвы, которые дал отец Матфей его матери, Наталье Анисимовне, пришедшей к нему в Заячье Поле Яранского района со своим горем в 1916 году. Тогда муж ее, Роман Данилович, воевал в Карпатах, а она с малыми детьми жила в д. Чаща. Отец Матфей дал ей «Молитву воина перед сражением», псалом «Живый в помощи» и другие молитвы, и велел их послать на фронт.
— С этими молитвами и придет он домой, — успокоил ее старец.
Роман Данилович, получив письмо, дал обещание, что если вернется домой, то будет ходить каждое воскресенье и в праздничные дни на богослужение в церковь с. Кокшаги.
Господь спас воина, а тот всю жизнь помнил и исполнял свое обещание. Позднее его дети ходили пешком на могилку отца Матфея в Яранск, как и многие другие жители района, не считая это за труд.
Какое великое счастье, что у нас есть такой близкий молитвенник и заступник перед Богом, как этот святой. Он слышит каждую малую молитву и помогает всем, приходящим к нему с верою.
— Преподобне отче Матфее, моли Бога о нас и не оставь своим заступлением, — пели первые паломники из Кикнура и Потняка, посетившие 7 октября часовню в Ершове.
Г. Петропавловских.
Перешел реку по дну
Мой отец пошел на Первую мировую войну. Перед этим он пришел за благословением к отцу Матфею в Пророческий монастырь. Батюшка Матфей его благословил иконой святителя Николая. И так случилось, что когда войска отступали, то им пришлось переплывать через реку, а моста не было. Отец же совсем не умел плавать. Он положил икону святителя Николая на грудь, перекрестился, призвал в помощь Николая Чудотворца и отца Матфея, и пошел по дну. Он перешел всю реку по дну, и не утонул.
М. Медведева.
МОЛИТВА ВОИНА ПРЕД СРАЖЕНИЕМ
Господи Боже, Спасителю мой! По неизреченной любви Твоей Ты положил за нас душу Свою; Ты заповедал и нам полагать души за ближних наших. Исполняя святую заповедь Твою и уповая на Тя, безбоязненно иду я положить на брани живот мой за Веру, Царя и Отечество и за единоверных братьев моих. Сподоби мя непостыдно совершить подвиг сей во славу Твою и спасение души моей. Жизнь моя и смерть моя во Твоей власти; буди воля Твоя, Господи! Аминь.
ИЛИ: Мати Божия! Сохрани мя под кровом Твоим.
Молодежное служение в Церкви
Цель проведения круглого стола — построение общеепархиальной системы молодежного служения, апробация и развитие новых форм работы с молодежью, координация работы и методическая поддержка молодежных отделов благочиний Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Обсуждались вопросы: что такое молодежное служение, направления и формы молодежного служения, молодежь на приходе, взаимодействие Церкви и государства в деле молодежного служения.
Руководитель православной молодежной патриотической организации «Акпарсова сотня» иерей Сергий Князев, представители Православного студенческого культурно-просветительского клуба «Возрождение», певчие хора «Благовест», православная молодежная театр-студия «Покров» (руководитель Алена Крейц), сотрудники по работе с молодежью в благочиниях поделились опытом работы в образовательной, миссионерско-просветительной, творческой и социальной работе. Активно обсуждались вопросы работы молодежных объединений, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Иерей Андрей Норкин на примере соработничества отдела по делам молодежи епархии с Республиканским центром русской культуры показал важность сотрудничества Церкви с государственными организациями: это организация и проведение фестиваля детских творческих коллективов «Рождественская звезда», фестиваль русской культуры в Республике Марий Эл «Оглянись на предков наших», проведение творческих и литературных конкурсов «Волшебное русское слово» в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, участие во Всероссийском фестивале «Арзамасские купола».
От молодого поколения зависит процветание нашей республики. Как отметил Владыка, обращаясь к молодому поколению: «Святая Церковь ждет от вас, что вы употребите свой творческий, научный, духовный потенциал в просветительской деятельности, в делах милосердия, сестричества, в восстановлении порушенных святынь родного края… Изберите жизнь со Христом и во Христе».
Светлана Поздеева.
Епархиальные вести
ОСВЯЩЕНО ОСНОВАНИЕ ХРАМА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
22 мая, в день памяти перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил освящение фундамента и закладку капсулы с памятной грамотой в основание будущего храма в честь Новомучеников и исповедников Российских в городе Волжске.
На освящении Владыке сослужили иерей Алексий Кузьмин, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Волжска протоиерей Александр Михайлов, настоятель храма св. праведного Иоанна Кронштадтского г. Волжска протоиерей Евгений Панин. На закладке камня присутствовал директор Волжского электромеханического завода «БЭМЗ» Е. А. Баутин.
В настоящее время богослужения на приходе Новомучеников и исповедников Российских совершаются в небольшом храме, перестроенном из строительного вагончика. Первая служба в нем была совершена 14 октября 2004 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 20 мая 2009 года, по инициативе верующих и с благословения архиепископа Иоанна, началась реконструкция фундамента расположенного вблизи бывшего здания детского сада. К 15 августа 2011 года закончили строить фундамент и положили первый кирпич. На момент освящения стены храма уже были подняты до уровня подоконника.
Строительством церкви будет заниматься ЗАО «Стандартстрой». В храме планируется устроить два престола. Главный будет посвящен Новомученикам и исповедникам Российским, а придел — в честь святого страстотерпца царя Николая.
Дмитрий Лукьянов.
Точка зрения
КИТАЙСКИЙ ПРИМЕР
13 марта 2012 года в Российской государственной библиотеке в рамках Недели православной книги состоялась презентация книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые и другие рассказы». На встречу с автором произведения, открывшего новые грани православной прозы, пришли сотни людей. Среди множества тем, поднятых на встрече, были подчас весьма острые. Что делать с коррупцией? С неконтролируемой миграцией? Всегда ли зарплата — по труду? Ответы отца Тихона на эти и другие вопросы мы предлагаем сегодня нашим читателям.
Неконтролируемая миграция.Что делать? Мы сейчас, чтобы заработать на храм, решили сделать теплицы и продавать помидоры и огурцы. Потому что сбор средств, который мы устроили среди прихожан, народа, даст лишь одну тысячную долю нужных средств, к сожалению.
Так вот, мы построили немало — 40 гектаров теплиц. Это одно из самых крупных парниковых хозяйств в России. И мы привезли китайцев. А знаете почему? Потому что, во-первых, своих рабочих мы найти не смогли. Наши агрономы их контролируют, чтобы все было правильно, что касается техники выращивания, чтоб качество было идеальным, чтоб удобрений было ровно столько, сколько позволяют ГОСТы, и прочее. И я вам скажу вещь, которая может повергнуть всех нас в уныние. Как вы думаете, сколько наших рабочих заменяет один китайский? Пять, десять, кто больше? Пятнадцать. На одной теплице работают либо пятнадцать наших рабочих, либо один китаец. Нормально?
Мы им платим по китайским меркам хорошо, они получают двадцать пять тысяч рублей в месяц, для них это огромная зарплата. Но они заменяют пятнадцать рабочих, которые получают по четырнадцать тысяч. Я не китаец, я не знаю, как они успевают, я констатирую факт.
Так вот, когда мы говорим об эмигрантах — «неча пенять на зеркало, коли рожа крива». Если так у нас будет продолжаться, то страна будет заселяться мигрантами, ничего не сделаешь.
И так везде, во всем мире. Франция — то же самое. Англия — то же самое. Часть этих мигрантов адаптируется и становится гражданами своей страны, как это было в Советском Союзе, как это было в Византийской империи. А часть — становится врагами. В Англии омнибусы и метро взрывали пакистанцы — граждане Англии в четвертом поколении. Это колоссальная проблема. Мне пришлось поездить по миру, так вот, единственная страна, из тех что я видел, где обычные дворники — это европейцы, — это Австрия. Идешь по Вене, и идет министр тебе навстречу, просто министр, с метлой, и метет. Я говорю: «Слушайте, как это так, как вы умудрились, почему это не сенегалец, почему это не араб, как обычно, как везде? Почему он как министр выглядит?». Они говорят: «Очень просто. У него зарплата, как у министра».
У него зарплата — как у министра! То есть он получает семь тысяч евро. Дворник. И поэтому это вот «нормально» — за семь тысяч евро многие из нас пошли бы дворики мести.
Вот вопрос. Как его решать? Мы говорим: это ужасно, это плохо. Понятно. Вы встаньте на место решающего эти проблемы. Как это сделать? Хорошо, ладно, меньше воровать — один способ. Ну, будут чуть поменьше воровать. Помните, как Горчаков сказал — князь Горчаков, министр иностранных дел, когда-то друг Пушкина, — когда у него в середине XIX века спросили, чем занимаются в России. Помните, что он ответил? «Воруют», — сказал князь Горчаков. А вы знаете, что, я если не ошибаюсь, жалованье губернаторам в России стали класть только при Александре I. А до этого жалованья у них не было. Их ставили «на кормление», то есть на взятки. Вот посылают губернатора в Тверскую губернию, или в Сибирь. И жалованья, то есть зарплаты, ему даже не полагается. Он должен был кормиться, как Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре» — помните, он всех обирал там? Это подразумевалось само собой. Вы понимаете, в чем весь ужас? Сталин пресек это жесткой и жестокой рукой. Больше никому в России этого не удавалось. Вот это факт, к сожалению. И в царское время это было — не в таких размерах, но было.
Если вы хотите мое мнение знать просто как священника, как частного лица, я могу ответить. Считаю, что китайский пример сейчас — очень и очень важный. У китайцев высшая мера наказания, так же, как и в Соединенных Штатах, на всякий случай сохраняется. Конфискация имущества — так же, как и в Соединенных Штатах, но немножко в другой форме: взял человек взятку миллион, он должен сесть на двадцать пять лет и в три раза больше отдать. А что касается жестких законов Китая, то когда у них спрашивают: слушайте, вот вы каждую неделю по три-четыре человека расстреливаете за взятки, и что, от этого коррупция пропадает у вас? Китайцы ответили: нет, не пропадает, но если б мы этого не делали, то Китая бы уже не существовало.
Я совершенно не призываю к расстрелам, но реально жесткая политика по отношению к этому должна быть. Мало кто заметил: сразу в первый день после выборов В.В. Путин пригласил к себе такого человека, как Игорь Иванович Сечин. Есть такой очень жесткий человек. И дал ему поручение, впервые — я был просто поражен, когда в Интернете прочел, — просмотреть всех чиновников, подготовить закон, по которому фирмы чиновников и лиц, принадлежащих к их семьям, не могут получать госзаказы. Ни их фирмы, ни фирмы, аффилированные в офшорах. Вот первый реальный шаг, потому что в основном вся коррупция строится именно через это. Не то что приходишь и говоришь: «Вася, дай мне двадцать процентов». Нет, совершенно не так делается. Устраивается фирма, и эта фирма получает огромный государственный заказ, и сумма госзаказа переходит в офшор. Поэтому с этим надо бороться намного более жестким путем, чем это есть у нас сегодня. Вот с этим я абсолютно согласен, и механизмы для этого вполне есть.
Подготовила Елена Сапаева.