РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАРBОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
верным чадам Русской Православной Церкви
Йошкар-Олинской епархии
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Сегодняшняя священная ночь явила миру великую благочестия тайну, тайну Боговоплощения: «Бог Господь и явися нам», «пришел днесь с небес, чтобы спасти род весь». В нашем ограниченном мире благоволил воплотиться Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Хотя это событие совершилось в далеком Вифлееме Иудейском более двух тысяч лет назад, оно имеет сверхъестественное, Божественное, вневременное значение. «Христос раждается, славите», — воспевает Святая Церковь. Не «Христос родился», но «Христос раждается». Это значит, что Боговоплощение есть вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Сын превечно раждается от Отца. Христос действительно раждается в Святую Рождественскую ночь в сердцах тех, кто открывает Ему двери сердца, кто приносит Ему душу свою, как земля принесла вертеп, кто разум свой предоставляет Ему, как предоставила Преблагословенная Дева Свою утробу, соделавшись Престолом вечно царствующего Сына Божия.
Рождество Христово — это дар неба земле. Это Божественное снисхождение и милость к роду человеческому. Сын Божий пришел на землю, чтобы открыть нам тайну Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, чтобы Своей Божественной святостью и праведностью обличить нашу человеческую греховность и неправду. И не только обличить, но добровольно взяв на Себя грехи всего мира плотию Своею умертвить их на Голгофском Кресте. Сын Божий пришел в мир, чтобы Своим воскресением даровать людям всеобщее воскресение и вечную жизнь. А Своим вознесением на небеса вернуть в объятия Отчи каждого желающего человека.
Рождество Христово дало нам Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Оно даровало нам познание любви, благости и милости Божией. Рождество Христово даровало нам Пречистую и Преблагословенную Деву Марию — Ходатаицу, Покров и Защиту. Рождество Христово — это постоянное присутствие в мире, в жизни, в человеческой истории, в наших судьбах Господа Иисуса Христа. Для этого Он основал Святую Церковь и ввел Евхаристию, в которой и заключается Его сакраментальная реальность.
Празднуя великое событие Рождества, постараемся обновить в нашей душе память о присутствии в нас и среди нас Бога. Ощутить это присутствие помогает нам Святое Евангелие, Его Святая Церковь, Его народ — наши ближние, служение которым и есть служение Самому Христу и Богу (Мф. 25, 40). Своим пришествием в мир Христос заложил прочную основу любви к Богу и людям. Бог наполняет наши сердца Своей любовью, миром и благодатию, подает нам жизненные силы, надежду и уверенность, столь необходимые в наше беспокойное и тяжелое время.
Возлюбленные братья и сестры, из глубины любящего сердца поздравляю вас с Рождеством Христовым! Возрастайте в познании Света Господней Истины, в совершении заповедей Божиих, дабы жить нам всем в любви, согласии, благополучии и мире. И в этом обрести еще больший дар — стать одесную Бога и Отца Небесного в День Вечный. Пусть же в наступающем Новолетии даст Господь терпение людям Своим и благословит людей Своих миром.
Рождество Христово
2011/2012
г. Йошкар-Ола
АРХИЕПИСКОП ИОАНН ПОСЕТИЛ ПОДМОСКОВНЫЙ НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
19 декабря, в день празднования памяти святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн по приглашению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял участие в праздничном богослужении, проходившем в Спасо-Преображенском соборе подмосковного Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.
Кроме архиепископа Иоанна Патриарху сослужили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, архиепископ Егорьевский Марк, епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нежинский и Прилукский Ириней, епископ Ейский Герман, епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, епископ Каменский и Алапаевский Серафим, епископ Бирский Николай, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Нижне-Тагильский и Серовский Иннокентий, епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий, епископ Скопинский и Щацкий Владимир, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, а также клирики монастыря, Саратовской епархии, Москвы и Подмосковья.
За Литургией во епископа Покровского и Николаевского был хиротонисан архимандрит Пахомий (Брусков).
Дмитрий Лукьянов
СЛУЖЕНИЕ И ВЕРА — ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ
20 декабря в Йошкар-Оле состоялась республиканская конференция «Медицинская сестра XXI века». Ее провели Министерство здравоохранения Республики Марий Эл совместно с сестричеством Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
В Православном центре собрались главные и старшие медицинские сестры учреждений здравоохранения со всей республики. Приветствовали собравшихся министр здравоохранения Республики Марий Эл В.В. Шишкин и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Обращаясь к собравшимся, Владыка отметил: «Вас называют «сестры». А сестра — это человек, близкий каждому больному, от которого ожидают любовь, способную не просто уврачевать физический недуг, но и явить душевный покой. Но для того чтобы отдать другому любовь и милосердие, необходимо эти любовь и милосердие иметь в себе».
Служение и вера — понятия исторически связанные. Первоначально на Руси милосердное служение было сосредоточено в монастырских стенах, где появились первые богодельни, затем — общества «сердобольных вдов», в годы крымско-турецкой войны — сестер милосердия. В дальнейшем были созданы Красный крест и Марфо-Мариинская обитель.
В советский период, во времена государственного атеизма, медицинская сестра была освобождена от исполнения каких-либо религиозных обязанностей. И лишь в последние годы к нам вернулись само понятие «сестра милосердия» и принцип христианской нравственности. Это и стало основой серьезного и профессионального разговора специалистов среднего медицинского звена на прошедшей конференции. На этой встрече также были подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший по профессии», выступили воспитанники Национальной Президентской школы искусств.
Пресс-служба епархии.
Юбилеи
В ноябре 2011 года свой 70-летний юбилей отметил один из старейших клириков Йошкар-Олинской и Марийской епархии, благочинный Йошкар-Олинского церковного округа, настоятель кафедрального Вознесенского собора столицы республики протоиерей Евгений Кутырев.
Родился отец Евгений в 1941 году в Йошкар-Оле. В 1970-м закончил Ленинградскую Духовную семинарию, 19 августа был рукоположен во священнический сан. В течение пяти лет служил в Горномарийском крае, был настоятелем нескольких храмов. В 1976 году назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, а в 1990-м — настоятелем Вознесенского собора Йошкар-Олы.
С того времени его трудами и заботами в столице республики возведены Воскресенский и Свято-Троицкий храмы, отреставрированы кафедральный Вознесенский собор и церковь иконы Божией Матери «Тихвинская». Протоиерей Евгений Кутырев имеет большой духовный опыт, пользуется уважением священнослужителей, любим своей многочисленной паствой.
Служение протоиерея Евгения на благо Церкви Христовой отмечено многочисленными наградами, среди которых — право служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш», ордена святого благоверного князя Владимира III степени, преподобного Сергия Радонежского III степени и благоверного князя Даниила Московского III степени.
В декабре 2011 года 70-летний юбилей отметил настоятель церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского города Волжска протоиерей Евгений Панин.
Родился отец Евгений 12 декабря 1941 года в г. Казани. Закончил Казанский государственный университет, многие годы работал в системе образования. В 1996 году рукоположен во священнический сан, служил клириком волжского Свято-Никольского собора, в 2002 году назначен настоятелем строящегося храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Волжске. В 2008 году ко дню Святой Пасхи священник Евгений Панин был удостоен сана протоиерея.
Пресс-служба епархии.
КАЗАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ
Святые Отцы говорят, что место, где стоял православный храм, незримо охраняет ангел. Пришло время, и молитвы этих ангелов-стражей, стоящих на местах запустения и поругания церквей, услышаны — люди стали восстанавливать свои святыни.
Собор Петра и Павла в Казани, как и многие храмы епархии, в годы советской власти был поругаем: тут располагались планетарий и службы министерства культуры. Находится храм в самом центре города, на горе и служит как бы доминантой. Вокруг раскинулся целый православный город — несколько церквей и монастырей, ныне восстановленных. Все эти православные святыни стоят на земле, омытой кровью новомучеников. Сейчас они не только возродились, но уже и прославились, стали известными всей стране. Так, в Крестовоздвиженском соборе Казанского Богородицкого монастыря хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, переданная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в дар монастырю. Здесь же частица Пояса Пресвятой Богородицы с мощами святителя Николая Чудотворца, святых Адриана и Наталии. А по соседству, в церкви Святой Софии, — частица мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которая много средств жертвовала для обителей Казанской епархии.
Собственно, ни в какие дальние паломнические поездки и ехать не надо — столько в Казани уникальных святынь. Но чтобы сохранить это духовное богатство, пришлось заплатить немалую цену: было время, когда оно планомерно и жестоко уничтожалось. И надо помнить об этом, дорожить тем, что имеем, быть готовым к новым испытаниям…
Пятницкая церковь
В 1918 году, когда творились беззакония, лучшие люди России обращались к народу с воззваниями. «Отечество погибает. Церковь в опасности, — взывало к народу Казанское Братство защиты Святой Православной Веры. — Христианская вера — вера общественная, соборная, Вселенская. Христианин не может спастись один, отдельно от других: “где два или три собраны во имя Мое, — сказал Христос, — там и Я посреди них”. Христианин спасается в Церкви — в обществе верующих: этому обществу церковному дана благодать Святого Духа, которая действует и подается людям верующим только в Церкви, ради общей церковной веры и любви, ради общего блага. Веруйте, и враг побежит от лица вашего. Станьте же все на защиту своей веры и с твердым упованием скажите: “Да воскреснет Бог и расточатся враги Его”».
Эти слова Православного Церковного Союза Казанской епархии были услышаны. Люди встали на защиту церквей Казани и Казанской епархии. И многие были казнены. Уже в годы перестройки найдены останки православных — детей и взрослых, — расстрелянных чекистами на месте Пятницкой церкви. Сам храм служил местом расстрела инакомыслящих. Да и прилегающие пятиэтажные дома стоят на месте, где палачи прикапывали убиенных. А сколько священства погибло, подверглось мучениям и казни! Настоятель Пятницкой церкви протоиерей Феодор Гидаспов тоже был расстрелян в 1918 году.
Петропавловский собор
Собор Петра и Павла, расположенный неподалеку, через две улицы от Пятницкой церкви, в год своего открытия — девятнадцать лет тому назад, — словно корабль спасения, собрал нас воедино. Мы, бывшие пионеры и комсомолки, позабывшие наказы своих православных бабушек, оказывается, кое-что помнили из детства, но пришли сюда робкими и неумелыми в молитве.
Помню одну молодую женщину в белой шубке. Она стояла на коленях перед Казанской иконой Божией Матери, скрестив руки на груди, и со слезами взывала о помощи. Я тогда еще подумала: наверное, актриса, красивая какая, и поза такая живописная. Сейчас эта благочестивая женщина — любимое духовное чадо известного священника. А тогда она просила у Господа жилье для себя и своего сына.
Гневливые, блудящие, ненасытные, жадные — грешники, мы взошли на свой корабль спасения, полные сомнений. Жадно вслушивались в слова отца Иулиана (Епифанова). Его яркие проповеди во время общей исповеди были доходчивы и обличительны. Мы узнавали себя — свою грешную сущность и с благоговением подходили к нему за благословением. Прихожане, знавшие батюшку ранее, говорили, что отец Иулиан еще мальчиком, наперекор матери, ходил в храм и вытерпел в жизни своей много насмешек от сверстников, а, повзрослев, даже преследовался за религиозные убеждения: как-то раз власти полгода не оставляли его в покое, держали три дня под арестом.
Седмиезерная икона
В этом соборе находится также чудотворная икона Божией Матери «Седмиезерная» (Смоленская). Она помогала нам воцерковляться. Каждую пятницу на вечернее богослужение приходит множество духовных чад собора, которые перед этим святым образом когда-то получили исцеление или нечто просимое. В 90-е годы, когда мы были еще новоначальными, здесь яблоку негде было упасть. Икона собирала вокруг себя сотни горожан.
Помнится, протоиерей Владимир Лаврентьев однажды читал нам после параклиса отрывок из произведения М. Горького «Мои университеты». Очевидец описываемого, Горький рассказывает о крестном ходе из Казани в Седмиезерную пустынь. Священники несли чудотворную икону, в первом ряду крестного хода была девочка в инвалидной коляске. Священник воззвал: «Помолимся!» И это прошение людей к Божией Матери было услышано. Девочка, осененная иконой, поднялась на ноги и пошла.
Чудо исцеления парализованной перед иконой, которая находится ныне в алтаре собора Петра и Павла, не забудется никогда. Эту икону сохранили для нас благочестивые женщины. Одна из них, Александра, несколько лет назад награждена высокой православной наградой. Живя в ветхом домике на горе, в районе Эсперанто, Александра всю жизнь берегла эту святыню. А это было небезопасно. Ей передал ее священник, спасший святой образ от поругания. Когда он умер, на несколько десятилетий хранительницей иконы стала Александра. Последние десятилетия она работала в просфорне при соборе Петра и Павла. Здесь пекут самые лучшие просфоры в Казани. Место это — просфорня — полно благодати, и не каждого впускают сюда святые угодники, покровители просфорниц. Не каждый сможет это послушание нести. Мало быть стряпухой, надо быть всей душой преданной Господу и освободиться от страстей. Сейчас эти старушки-просфорницы Александра и Мария пекут просфоры для Седмиезерной пустыни, за ними приезжают в город монахи.
Да, есть среди нас люди, которые достигли высокого духовного устроения. Конечно, им помогла чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери. Помогала она и нам. Вот несколько случаев.
У женщины попала в секту дочь с внучками, и светские власти, пороги которых она обивала, сказали, что сделать ничего не возможно. Тогда она обратилась в церковь. Пришла в собор Петра и Павла. Не пропускала ни одного параклиса перед чудотворной Седмиезерной иконой. Ездила в Раифу, где молилась перед иконой Грузинской Божией Матери. Господь и Божия Матерь услышали ее. Красивая молодая женщина вдруг очнулась, как от безумного бреда, и порвала с сектой навсегда. Сейчас она верующая, христианка.
Только тот, кто испытал горе, настоящее горе, когда дети уходят от тебя в бесовский капкан, а ты ничего поделать не можешь, но в слезах простираешь руки к Богу и просишь, просишь спасения своим детям, только тот может понять счастье Людмилы, что ее дочь рядом с нею в церкви. Появилась надежда выплыть из страшного засасывающего болота, которым, по сути, и является наш теперешний коварный мир. И на кого же нам и уповать, как не на Божию Матерь? Вот и идем к иконе чудотворной. Проходим под нею благоговейно. В конце параклиса не спешим, а поем и поем гимны в Ее честь: «Богородице, Дево, радуйся», «Царица моя преблагая», — все, что помним.
Не каждый из поющих может открыть свое горе людям, раскрыть душу. Истории эти так похожи. Вот кто-то в запое. Попробуй, вымоли один, попробуй спаси свое чадо, если и сам-то толком молиться не умеешь. Ибо разве зачтется та молитва, которая без слез, по привычке, молитва холодная. А как ей научиться-то, горячей молитве, если ты не в монастыре живешь, если ежеминутно жизнь предъявляет свои проблемы, которые нужно решать. Вот и идешь за помощью: «Спаси, Матерь Божия! Погибает дитя мое». У кого — в блуде, у кого — в пьянстве, у кого — от страсти к благам материальным. Если сможешь молиться, высекая огонь любви к Богу из сердца, то Господь услышит.
Да, все это так. Так было и в стародавние времена, так и ныне. Знаю одну женщину, у которой сынок был оглушен молотком по голове и стал инвалидом. Лежал как пласт. И мать ничего не могла сделать. За него молилась она долго перед иконой чудотворной, и отец Владимир Лаврентьев молился. Творила женщина дела милосердия, сиротам кров давала. И встал ее сын, вместе с ней пришел в собор Петра и Павла. Как правило, люди получившие такое чудесное исцеление уходят в монахи. Он тоже сейчас при одном из монастырей Казани. Вот так благочестивая мать обрела свое счастье. Ведь для настоящей христианки нет большего счастья, чем видеть свое дите при церкви.
Сильна молитва у наших священников. Вот недавно был у нас в монастыре на Зилантовой горе на богослужении настоятель Седмиезерной пустыни отец Герман. Это была совершенно необычная служба. Благодать, как живая вода, изливалась в сердца. Наверное, подумалось тогда, и сегодня есть люди, которые молятся за мир.
«И доныне есть монахи, которые испытывают любовь Божию и стремятся к ней день и ночь, которые носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей», — говорил старец Силуан Афонский.
Седмиезерная пустынь
Обитель, где была обретена чудотворная икона, — место особое. Во времена митрополита Матфея в 1615 году инок Евфимий искал место уединенное для своих подвигов. Так он вышел к озерам, что в пятнадцати верстах от города Казани. А когда уставший юноша прилег на землю, то увидел огонь, исходящий от земли, и там поставил впоследствии крест и соорудил келлию. А потом к нему из дальней пустыньки пришла инокиня Анисия, двадцать лет каждодневно изнурявшая свою плоть постом и молитвою. Она-то и рассказала, что на сем месте за много лет до того было временами слышно прекрасное и сладостное пение, а то и великий звон разносился. Так подвизался тут много лет преподобный Евфимий. Неподалеку от этих мест стоял дуб, к которому приходили язычники-мари и совершали жертвоприношения. Однажды они собрались на свой обряд, но разразилась гроза, и молния испепелила дуб под самый корень. А у озер Седмиезерной пустыньки возникла постепенно трудами великими иноков из Казани святая обитель.
Первый храм монастыря во славу Вознесения Христова и во имя святого мученика Иоанна Белгородского был построен на народные деньги. Была у преподобного Евфимия семейная реликвия — образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия», называемый «Смоленским», его-то он и передал в храм, в ту пору еще деревянный. Икона сразу же стала приносить исцеления. Она спасала неоднократно город Казань от чумы. Город с этою иконою крестным ходом обходили во все времена бедствий. Носили ее и по домам, совершая молебствия. И в какой дом входили, там больные выздоравливали. Первое чудо спасения града Казани от эпидемии было в 1656 году. И затем крестные ходы с иконою вокруг города стали традицией. Да, хоть она и явлена в Седмиезерной пустыни, но граду Казани эта бесценная святыня помогала многократно…
В 90-е годы отец Иулиан и другие священники вели нас, новоначальных, дорогой старинного крестного хода в Седмиезерную пустынь. Это была внушительная колонна, человек пятьсот. Со мной была дочь-школьница — ее отец, ярый атеист, имел на дочь сильное влияние. Я очень надеялась на Божию помощь. Впереди, среди других святынь, несли и чудотворную икону. Этого никогда не забудешь. Заросшей тропой мы шли к святому источнику. В ряды крестного хода вставали крестьянки из Седмиозерок и рассказывали, рассказывали о святых источниках, о чудесах. И звучали тогда связанные со святыней имена Анисии и Евфимия.
Крестьяне тогда уже не помнили, в каком году зародилась пустынь. Но жила и передавалась из уст в уста легенда. Как оказалось, у источника жил иеросхимонах Серафим. После закрытия Седмиезерной пустыни его неоднократно арестовывали. С 40-х годов он проживал в Казани. Это отец Серафим сберег мощи святого старца Седмиезерной пустыни, преподобного Гавриила, а также берег все эти годы чудотворную Седмиезерную икону Божией Матери, передав ее на хранение христианке Александре, которая и по сей день жива.
Сегодня уже открыты документальные источники, повествующие о создании Седмиезерной пустыни. Извлечено из архива «Сказание о Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой Смоленской». Этот труд переиздан. В нем отражены чудеса, явленые иконой. Одно время в соборе Петра и Павла велась тетрадь с чудесами исцеления возле Седмиезерной Смоленской иконы. Должно быть, она хранится в соборе. В ней есть свидетельства помощи по молитвам у чудотворного образа даже беснующимся. И в этом нет ничего удивительного.
В упомянутой книге, изданной в 1858 году, сообщается, как одна жительница Свияжска, мучимая бесом, часто повергавшим ее в огонь и воду, исцелилась перед Седмиезерною иконою. А история эта давняя так похожа и на нынешние. Бес так мучает человека, что тот не в силах сопротивляться, часто бесноватый кончает жизнь самоубийством. Так и эта девица ударила себя ножом в живот, но осталась жива. Залечив рану, мать повезла ее к Седмиезерной иконе Пресвятой Богородицы .
«Лукавый дух, зная, куда они идут, — гласит книга, — убоялся идти туда, чтобы не быть там мучимым, и на пути оставил больную. Женщина стала говорить разумно и дала обет принять иноческий образ. Мать, увидев, что дочь ее здорова и в своем уме, воротилась домой с радостью, а лукавый снова возвратился в дочь ее и стал мучить ее злее прежнего». Поняла мать, что нарушила обет, данный Богу, и снова повезла дочь к иконе. Там была исцелена болящая и осталась послушницей при монастыре.
Заступница Усердная
Зная силу этой вновь обретенной святыни, священник собора отец Владимир Лаврентьев стал проводить в 90-е годы в соборе молебны для страждущих. Есть много свидетельств исцеленных. Ныне это искренно верующие люди. Больными являются многие. Ибо все страсти человеческие — это угнездившиеся в нас злые духи. Об этом сказано и в молитве Ефрема Сирина, которую мы читаем в первую неделю Великого поста: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
«Вообще, борьба с духом порока гораздо труднее, нежели с самим пороком. Порок можно тотчас оставить, но дух порока не скоро оставит тебя: надобно долго сражаться, долго подвизаться и терпеть, чтобы освободиться от него», — сказано в труде архиепископа Херсонского и Таврического «Молитва святого Ефрема Сирина (труд напечатан по изданию 1871 года). На молебнах для страждущих, которые проводит в Казани отец Владимир Лаврентьев, очень много народа. Семь раз поминает священник имя каждого болящего, прося у Господа и Богородицы помощи страждущим. Сейчас молебны от злых и лукавых духов вновь возобновлены и в соборе Петра и Павла.
Когда читаешь письма исцеленных перед чудотворною иконою, написанные более ста пятидесяти лет тому назад, удивляешься: как же мало изменился человек. Те же проблемы нездоровья души и тела, те же пороки и греховность.
Последствия родительских грехов ложатся на детей — это нам с детства говорили бабушки наши. Все, как встарь. Как же мы должны отмаливать их, своих неверующих детей! Для того и иконы чудотворные дал Господь. Для помощи нам, неразумным. И все-таки в прошлые века Русь знала: случилась беда — только на Божию помощь и можешь уповать.
Стоит посреди улицы Баумана колокольня в центре Казани. А построил ее купец Кривоносов в самом начале ХХ века. Так вот, в их семье был такой случай в 1856 году. Умирал младенец Симеон. Десять дней уже лежал без движения с закрытыми глазами. Чудотворная икона в то время находилась в Казани. Они приняли святую чудотворную икону в свой дом на целую ночь (с 16 на 17 июля). Были отслужены молебен и утреня, и младенец тотчас же выздоровел. А купцы Кривоносовы хорошо жертвовали на церкви.
В Казани много верующих. Но в миллионном городе немало и злачных мест. Город находится в цепких лапах. Чьих? А вот он, стоит на постаменте у входа в метро, — каменный дракон. А раньше тут было православное кладбище. Верующие собора Петра и Павла передавали друг другу, когда еще не было метро: «Обходите это место — тут сложены людские кости». Куда там — обходить! Поставили памятник дракону, говорят, так предусмотрено было проектом.
«Слышали ли голос жизни?! Она властно зовет нас на борьбу с безумием людей, с растущим неверием. В этой борьбе честный победит бесчестного, верующий — неверующего, мудрый — безумца. Где вы, мудрые, честные и верующие?! Становись под знамя святого Креста», — говорится в воззвании Казанского Братства защиты Святой Православной Веры. Многие из них заплатили за эти слова кровью. Пусть это воззвание написано в 1918 году, оно актуально и поныне.
Людмила Суханова.
Страницы истории
ХРАМ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Прошлое и настоящее церкви свт. Василия Великого села Васильевского
Юринский район Республики Марий Эл находится в составе Марийского края с 1924 года. До революции эти земли входили в Нижегородскую губернию, и действовали здесь пять храмов, из которых после гонений в советское время уцелели Михаило-Архангельская церковь в поселке Юрино и храм в честь святителя Василия Великого в селе Васильевском. С конца 1980-х годов, с изменением государственной политики в отношении Церкви, по всей стране стали открываться храмы, и юринская земля не стала в этом смысле исключением. Первой здесь начала действовать церковь в поселке Юрино. Ее настоятель, священник, ныне протоиерей, Николай Барсуков, помимо служения в юринском храме, с 1992 года начал посещать в Рождественский, Великий и Успенский посты село Васильевское, где также совершал богослужения.
В 2001 году на основании постановления Правительства РФ от 30 июня за № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» было возбуждено ходатайство о возвращении здания храма в честь святителя Василия Великого в собственность Русской Православной Церкви. В августе 2001 года в село Васильевское был совершен крестный ход с чудотворным образом Владимирской иконы Божией Матери, у стен церкви, где в прошлом совершались таинства Брака, Крещения, а в то время размещался клуб, совершили молебен. В тот день звучала совместная молитва жителей села о возвращении здания храма, отец Николай в проповеди говорил о том, что все здесь молящиеся несут ответственность за то, чтобы как можно быстрее закончилось осквернение святого места, и здание церкви вновь использовалось по назначению.
Молитва верующих была услышана. В марте 2003 года в селе Васильевском был открыт и освящен иерейским чином храм в честь святителя Василия Великого, приписанный к юринскому приходу. С этого момента богослужения в Васильевском совершаются по всем великим праздникам. В 2007 году в Васильевской средней школе была открыта библиотека духовной литературы, которая ежегодно пополняется новыми книгами и журналами. Читателями ее являются взрослые и дети не только из села Васильевское, но и близлежащих деревень.
С 2003 года по благословению протоиерея Николая Барсукова в Государственном архиве Нижегородской области, а с 2007 года и в Государственном архиве Республики Марий Эл под руководством учителя Юринской средней школы И.В. Ахметовой начала работать группа прихожан храма по теме «История церквей Юринского района». В результате архивных поисков выяснилось, что деревянная церковь в честь святителя Василия Великого была построена в Васильевском в 1761 году на средства прихожан. После случившегося в 1842 году пожара она была обновлена, а в 1866 году с разрешения епархиального начальства перестроена тщанием верующих по новому плану и фасаду. Храм имел один престол во имя святителя Василия Великого, в 1881 году по благословению Преосвященного Поликарпа (Гонорского), епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, к церкви была пристроена новая колокольня на каменном фундаменте.
В советское время храм села Васильевское разделил участь многих церквей нашей страны и был закрыт 31 мая 1939 года, после чего здание было переоборудовано под клуб, который размещался здесь до 2008 года. Служивший в начале 1930-х годов в васильевском храме иерей Василий Хвощев был расстрелян на территории Нижегородской области 1 ноября 1937 года, судьба священника Иоанна Васильевского и иеромонаха Александра (Кутукова), также подвизавшихся здесь в 1930-е годы, в настоящее время не известна.
Краеведческие исследования принесли свои плоды. 29 октября 2008 года на основании записи из клировых ведомостей церкви Василия Великого Макарьевского уезда Нижегородской епархии собрание депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район» решило безвозмездно передать здание васильевского храма Михаило-Архангельской церкви поселка Юрино. Приход был зарегистрирован по адресу: Юринский район, село Васильевское, улица Набережная, дом 103 — на земельном участке площадью 1800 кв.метров. В 2009 году на благотворительные пожертвования прихожан здесь начались восстановительные работы: отремонтированы полы, установлены стропила крыши, произведены ремонт и окраска кровли. В 2010 году реконструкция здания храма продолжилась, были выполнены работы по разборке и устройству кирпичной кладки фундамента, разборке грунта, устройству фундамента, очистке и подготовке кирпича. В 2011 году построены колокольня, паперть, притвор, изготовлены рамы, входные двери, косяки.
Несмотря на то, что средства нужны немалые, работы по восстановлению церкви не прекращаются и с помощью Божией будут доведены до полного завершения.
Надежда Серякова.
ЧЕМУ ДВАЖДЫ УДИВЛЯЛСЯ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС
Святитель Николай Сербский
Очень поучительно узнать, чему удивлялся на земле Господь Иисус Христос. Удивлялся ли Он красоте небосвода, которым, словно златотканым плащом, укутана земля? Удивлялся ли Он величию солнца, настолько поражавшему людей и народы, что они веками обожествляли его? Удивлялся ли луне, предводительнице звезд и спутнице странников? Чему мог удивляться Тот, Который исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146, 4)? Или удивляла Его красота полевых цветов? Но не Он ли назвал прекрасный цветок, что прекраснее одежд Соломона во всей славе его, полевой травой, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (ср.: Мф. 6, 29, 30)? Или удивлял Господа храм Соломонов, одно из бесценнейших и величайших дел рук человеческих, который считался чудом из чудес дохристианской истории? Но когда ученики Его однажды с восхищением указали на величие храма, говоря: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! — Он ответил им: видите сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (ср.: Мк. 13, 1–2). Нет, не удивляли Господа ни величественный небосвод, ни земные красоты, ни размах человеческих творений. Ничто из того, что обыкновенно удивляет и восхищает людей.
Да и удивлялся ли Господь когда-либо и чему-либо за время Своего пребывания на земле? Да, дважды: Он удивлялся двум совершенно противоположным вещам — неверию и вере. И с тем, и с другим столкнулся Он в Галилее: с неверием в Назарете, с верой в Капернауме. И в обоих случаях в Евангелии использовано одно и то же выражение — дивился Иисус.
* * *
Первое событие произошло в Назарете, в отечестве Спасителя. В то время весть о Господе уже разнеслась повсюду, повсюду говорили о силе Его слова и о Его невиданных чудесах. И вот пришел Он на родину, и с Ним Его ученики. И когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии? И соблазнялись о Нем (ср.: Мк. 6, 2–3). И не уверовали в Него.
Он слишком хорошо был им знаком, слишком схож с ними — во всяком случае, так думали они. На протяжении многих лет Он вел Себя с ними как обыкновенный человек. Никто из них не предполагал, что в таком же, как они, на вид человеке заключалось все Небо. Кто из тех, что никогда не видели очага, может предположить, что в простом куске дерева скрываются пламя, свет и тепло? Но все это не извиняет недоверия назаретян, ибо если они не почувствовали в Нем Божественного, пока Он был в облике простого человека, пока они не могли видеть и слышать всего того, что было сокрыто в Нем,— то чем могли оправдать свое неверие тогда, когда собственными ушами услышали неслыханную доселе премудрость и собственными глазами увидели невиданное чудо? Они не могли скрыть своего удивления перед Его премудростью и чудесами и все-таки не поверили Ему. Проклятая обыденность земная! Тупое рабство у плотских привычек даже тогда, когда душа восстает против духа, который завел эти привычки!
Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Мф. 15, 3) — спросил однажды Господь иерусалимских книжников и фарисеев. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное (Мк. 7, 8). Если в таком бесчувствии и сердечном окаменении пребывали вожди народа, иудейские начальники в столице, то каковы же были провинциалы в Назарете? Если иерусалимские мудрецы хотели убить Спасителя за то, что Он в субботу исцелил расслабленного, тридцать восемь лет прикованного к постели, за то, что Он в субботу даровал зрение слепорожденному, что можно было ожидать от назаретян, которые раз в год приходили в Иерусалим на поклонение, чтобы от тех же лукавых и коварных мудрецов научиться правде и истине! И они вслед за своими учителями не поверили в Него. И Господь дивился неверию их.
Если бы из Иерусалима в Назарет пришли Гамалиил и Никодим или Анна и Каиафа и стали учить в синагоге, назаретяне удивлялись бы им много меньше, чем Господу. Но верили бы больше, верили бы без чудес, без мудрости и силы слова. А Христу не поверили, несмотря на чудеса, на мудрость и силу. Почему? Может быть, потому, что Он не принадлежал к известному княжескому роду; или потому, что не получил образования в Иерусалиме; или потому, что не занимал высокого положения; или потому, что был плотником, обыкновенным ремесленником, рабочим, который Своими руками зарабатывал Себе на хлеб; или потому, что они слишком привыкли видеть Его в своей среде как простого человека. Но все это внешние причины, а глубокая, внутренняя причина их неверия заключалась в них самих, в их окаменевших сердцах и помраченных умах, по словам Господа, которые Он говорил не однажды: огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не уразумеют сердцем (ср.: Мф. 13, 15; Ин. 12, 40). Вот в чем заключается истинная причина неверия в Господа Иисуса Христа не только во «время оно», но и в наше время. Комок воска может быть таким же твердым и холодным, как и камень, но если вы положите воск и камень на солнце, сразу увидите разницу: воск согреется и растает, а камень останется твердым. Так же было и с различными людьми в присутствии Господа Иисуса Христа.
Господь не наказал назаретян за их неверие, Он только удивился ему, Он стерпел это неверие кротко и смиренно, произнеся Свои истинные и достопамятные слова: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем. Но чем незлобивее Он был, тем больше злобы кипело и пенилось вокруг Него. Ибо назаретяне не только не поверили в Него, но, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его (Лк. 4, 29). И по сей день каждому паломнику вместе с другими библейскими памятниками показывают и так называемую Гору низвержения — возвышенность на окраине города, с крутым спуском в Галилейскую равнину. Это то самое место, откуда евреи из Назарета хотели сбросить Господа Иисуса Христа, чтобы Он разбился насмерть. Даже не скорбь, а мука и стыд охватывают человека, когда он стоит на этой вершине и размышляет о пиршестве человеческого безумия, которое чуть было не состоялось здесь. В Вифлееме, в городе, где Он родился, Его с мечом преследовал Ирод; в Назарете, где Он вырос, обезумевшие люди жаждали столкнуть Его с высокой скалы в пропасть, чтобы Он упал и разбился. Но так же как в первый раз Его спас Ангел Божий, уведя в Египет, так и во второй раз Он был спасен чудесной силой Своей. Ибо, когда злобные назаретяне собрались свергнуть Его, Он, невидимо пройдя посреди них, удалился (Лк. 4, 30). Удалился с тяжелым чувством, но без гнева в сердце. И удивлялся неверию их!
* * *
Другой случай произошел в Капернауме, прекрасном городе на берегу Геннисаретского озера. Город был населен язычниками и евреями; там же находился и военный лагерь. Среди римских воинов был один сотник, слуга которого, тяжко заболев, лежал в параличе и был при смерти, а сотник дорожил слугою (см.: Лк. 7, 2). Он слышал о Божественной силе Господа Иисуса, являемой при исцелении людей от всякого недуга, а может быть, и сам был очевидцем Его чудес. Будучи свободен от еврейских предрассудков, он должен был испытывать большое уважение к Спасителю. Поэтому, как только сотник узнал, что Господь вернулся в Капернаум, он подошел и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Чего еще мог желать сотник? И что большее мог обещать ему милосердный Господь? Вот ведь начальник синагоги Иаир был рад, что Господь сразу же пошел в дом его: пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти (Лк. 8, 41–42). Но римский сотник остановил Его. Посмотрим, в чем разница между верой иудейского начальника и того сотника, язычника: оба верили в чудесную силу Христа, но вера сотника несравненно сильнее веры иудея, ибо Иаир зовет Христа прийти и сотворить чудо: просил Его войти к нему в дом, сотник же не зовет Его прийти. Что же он делает? Он только поверяет свою беду Господу и сразу же ожидает от Него помощи, веря, что Он может помочь в тот же час, мгновенно, без труда, не посещая его дом, даже не видя больного; когда Господь уже шел в дом к нему, сотник сказал: Не трудись, Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой (ср.: Лк. 7, 6, 7).
Какая сила веры! Какое смирение! Не потому, что он не хотел, чтобы такой высокий гость вошел в его дом, но потому, что считал себя недостойным, грешным, ничтожным для того, чтобы принять Его под своим кровом. Подчеркнем вновь: какая вера! Только скажи слово, и все будет хорошо, и выздоровеет слуга мой! Но, боясь остаться непонятым, сотник поясняет, добавляя одно очень образное сравнение: Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Лк. 7, 8),— что значит: я нахожусь под высшей властью, но и я властвую над подчиненными мне и знаю, что такое власть и что значит иметь власть. Я властвую над ограниченным количеством людей, а Ты властвуешь над всеми людьми, властвуешь над жизнью и смертью, Ангелами и бесами, властвуешь над природой и природными стихиями, над болезнями и страданиями. Все это должно подчиняться Твоей власти. Когда Ты посылаешь в мир новую жизнь, новую плоть, она повинуется и идет; когда Ты посылаешь смерть, приходит смерть; когда Ты посылаешь Ангелов на помощь, Ангелы спешат помочь; когда Ты повелеваешь бесам выйти из человека, бесы в ужасе бегут; когда Ты кричишь ветру, чтобы перестал, он слушается; когда просишь волны морские успокоиться, они, словно ягнята, ложатся к ногам Пастыря и затихают; когда Ты попускаешь болезни и страдания, они набрасываются на людей и держат их в своих цепях, но скажешь лишь слово — болезни и страдания исчезают. Все это, Господи, я, недостойный, знаю по себе, ибо когда я, несравненно меньшая власть, приказываю подчиненным, они беспрекословно покоряются. Поэтому молю Тебя, не ходи в мой дом, ибо я недостоин этого, но только скажи слово!
Услышав сие, Иисус удивился.
Удивился Господь такой вере язычников, которых евреи за многобожие считали псами. Тот сотник не только не принадлежал к «избранному народу», он не только не знал Священного Писания и не мог ожидать обетованного Мессию, но был обязан поклоняться кесарю и приносить жертвы перед его статуей. И вот такой человек, воспитанный на языческих суевериях, не знающий об истинном едином Боге, выражает свою безграничную веру в безмерную силу Господа Иисуса Христа. И так просто и убедительно объясняет свою веру, что не может не вызвать изумления, и не только человеческого: Сам Бог удивился такой вере! Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). И, предсказав страшную судьбу неверному Израилю, Господь снова обернулся к верующему сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13).
* * *
Что удивило бы Господа в современном мире? Конечно же, не звезды небесные или травы земные. И еще меньше тленные произведения рук и ума человеческих. Без сомнения, как некогда, Его удивили бы два явления — неверие и вера человека.
В наше время, как и во «время оно», Господь мог бы удивиться неверию многих и вере многих; и не просто неверию или вере, но неверию ученых и вере простецов, неверию высокопоставленных и вере презренных, неверию великих и вере малых, неверию многих посвященных в тайны Царства Божиего и вере множества непосвященных, неверию тех, кто понимает христианство как взыскание прав, и вере тех, кто ищет в нем служения и исполнения долга.
Не удивило бы Господа ни одно из научных открытий, ибо, если бы они были необходимы для спасения души человеческой, Он бы перечислил и предрек все открытия, так же как предрек Свою смерть и Воскресение, разрушение Иерусалима, судьбу евреев, гонения на апостолов, создание Своей Церкви и последние события конца времен.
Не удивили бы Его современные идолы — электроника и механика, ибо Он знал все силы, сокрытые в тварной природе: и силу пара, и силу магнита, и электричество. Природа все-таки искренней и наивней человека, и ее разгадать легче, чем человека. Намного легче разгадать тайны, которые скрыты в земле, в воде, в огне и воздухе, чем тайны, которые кроются в запертой на замок бездне человеческой души. А Он видел эту бездну еще яснее, чем мы видим физические предметы при свете солнца.
Не удивила бы Его скорость нашего передвижения в современном транспорте. Что могло бы удивить Того, Кто мог ходить по воде, как по суше, проходить сквозь закрытые двери, как будто их не существовало?
Еще меньше Господа удивили бы великие многонаселенные земные государства: Его не интересовали государства — Его интересовал человек. И сейчас Его интересует человек, а не государства. И тем, кто превозносится, гордясь своими великими царствами и могучими державами, Он сказал бы: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Не удивило бы Господа и множество бессмысленных человеческих революций ради политической и экономической свободы. Он смотрел бы на них как на волдыри, которые, наполнившись больной кровью, вздуваются и лопаются, оставляя после себя гной и смрад. Он звал людей к одной-единственной спасительной революции — революции человека внутри самого себя, к борьбе против греха в себе, против нравственного тлена и духовной тьмы в самом себе. Он учил людей труднейшей из революций, делающей бессмысленными все остальные.
Ничуть не удивили бы Господа вся механизация и автоматизация жизни и производства, так называемая цивилизация белых людей, от которой дух их гордо надулся, как прыщ от дурной крови. Каждое общество от начала мира имело свою цивилизацию, и если белые люди и открыли много нового, они забыли многое старое — то, что было известно черным, желтым и красным. Прав был сказавший, что человек, который изобрел первую иглу, оказал человечеству такую же услугу и внес такой же вклад в его развитие, как и те, кто изобрел железную дорогу, паровоз и пароход.
В наше время, как и во «время оно», Господь мог бы удивиться неверию многих и вере многих; и не просто неверию или вере, но неверию ученых и вере простецов, неверию высокопоставленных и вере презренных, неверию великих и вере малых, неверию многих посвященных в тайны Царства Божиего и вере множества непосвященных, неверию тех, кто понимает христианство как взыскание прав, и вере тех, кто ищет в нем служения и исполнения долга.
В современной России, например, Господь был бы удивлен неверию тех крещеных сынов и дочерей русского народа, которые подняли меч на Бога и на свой народ, для того чтобы сделать его «счастливым»! И удивился бы крепкой вере многих и многих миллионов, не искушенных во зле и насилии, которые терпят все ради Христа с непоколебимой верой и ожиданием Его победы.
В Западной Европе Господь был бы удивлен узостью шовинизма и немыслимым материалистическим цинизмом книжников и фарисеев в Париже, Берлине и Риме, где умерла вера в Бога и ожил ад земных страстей, как некогда было с книжниками и фарисеями Иерусалима, которых Господь обличал, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда [то есть свои тела], между тем как внутри они полны хищения и неправды. Еще удивила бы Господа великая вера пиренейских и тирольских крестьян, которые противодействуют давлению своих городских властей и не поддаются влиянию их неверия.
На Балканах удивило бы Господа, как быстро «заржавела сталь», как закоснели и охладели к вере балканские народы, которые Промыслом Его выведены из огня страданий. Те, кто верой победил царства, угасил огненную силу, уклонился от острия меча, восстал из немощи, закалился в битвах, разогнал вражеские воинства, те же в мирное время забыли веру и восстали на нее, похоронили под нечистотами главный источник своей силы и своего победоносного героизма. Удивился бы Господь крещеным книжникам и фарисеям в балканских городах, которые день за днем возводят белокаменные палаты для телесного комфорта, а души разрушают; которые снаружи ревностно очищаются от крови и грязи войн, а внутри полны хищения и неправды. Но Господа удивила бы и крепкая вера шумадийских крестьян и рабочих, сохранивших верность Богу Живому и избравших богомольство, покаяние, очищение души от греховной проказы и искание Царства Небесного как главное дело живой человеческой души. И, переходя с континента на континент, Господь удивлялся бы великой вере некрещеных индейцев, монголов и арабов, и, быть может, сказал бы, как некогда языческому сотнику: истинно говорю вам, и в Израиле [то есть в христианской Европе] не нашел Я такой веры.
* * *
Как-то на рассвете я и еще несколько паломников поднимались на Гору искушений. Нам хотелось при восходе солнца, при рождении его первых лучей, посмотреть с этой крутизны на все царства мира и славу их, которые сатана предлагал Господу Иисусу Христу за то, чтобы Он поклонился ему. И солнце осветило землю от Иордана до Моавитских гор, и увидели мы царства мира сего и славу их, и поклонились Господу за то, что Он не поклонился сатане ради такого пыльного и дешевого дара. Затем мы спустились в монастырь, который расположен на крутой впадине горы, точнее, в углублении горной пещеры. Гостеприимные монахи, греки и арабы, радушно приняли нас. После разговора о том, о сем и осмотра монастырских достопримечательностей я решился спросить настоятеля, кто из братии является духовником монастыря. Он привел восьмидесятилетнего старца, монаха Авраамия, который, несмотря на возраст и худобу, имел удивительно светлое, радостное, почти детское лицо. После нескольких общих фраз я, боясь смутить его вопросом, спросил:
— Отче Авраамий, что в жизни самое важное?
Но старец смутил меня своим неожиданно быстрым ответом:
— Вера!
— Только вера?
— Из веры проистекает все остальное.
— Можешь ли ты доказать это?
— Одним могу, другим не могу: тем, чье сердце похоже на воск, могу, а тем, чье сердце как камень, не могу.
— А как ты доказываешь?
— Если бы апостолы не поверили во Христа, разве они пошли бы за Ним? И если бы не сохранили веру в Него, разве они могли бы творить такие чудеса?
— Отче Авраамий, а что ты считаешь самым важным и высоким в собственной жизни?
— Веру! — решительно ответил старец.
— А есть ли у тебя личный опыт действия и плодов веры?
— Как же нет! Величайшими праздниками моей жизни были моменты великой веры, в эти моменты я реально и ощутимо чувствовал присутствие Бога в себе и собственное бессмертие. Тогда я наполнялся такой силой, такой радостью и послушанием каждому брату монастыря, что готов был мыть и целовать ноги каждому. Когда же я, грешный, слабел в вере, то чувствовал себя живым мертвецом, помраченным, немощным, обиженным на себя и на целый свет.
— А что тебя, отче, больше всего волнует в твоей монастырской братии и прихожанах?
— Вера!
— А что тебя больше всего удивляет в людях?
— Неверие неверующих и крепкая вера верующих,— сказал он и добавил: — Может ли человек жить без сердца? Человек может лишиться многих членов, и жизнь будет теплиться в нем, но, если его лишить сердца, разве он сможет жить? Пока человек — существо духовно-нравственное, он живет и здравствует, но когда пропадет вера, где человек? Остается горсть праха и пыли! Вера — вот что делает человека живым; а неверие делает мертвецом.
— Значит, тебя удивляет только то, что делает человека живым, и то, что делает его мертвым.
— Да. Живым в обоих мирах или мертвым в обоих мирах... Но разве тайна жизни и смерти не удивляет тебя больше остального? А мы знаем, что составляет тайну жизни и смерти...
...Мы молча спускались с Горы искушений, наш путь лежал в Иерихон. Каждый из нас в душе был исполнен впечатлений и воспоминаний пройденного пути. Солнце клонилось к закату, когда мы подошли к источнику пророка Елисея, изобильному кладезю воды, некогда горькой и непригодной для питья, пока пророк Елисей, человек крепкой веры, не превратил ее в сладкую и чистую. Когда мы напились воды, один паломник спросил другого:
— О чем ты думал в пути?
Тот ответил:
— О словах старца Авраамия: «Но разве тайна жизни и смерти не удивляет тебя больше остального? А мы знаем, что составляет тайну жизни и смерти».
Событие
ПРО ТЕХ, КТО ДОСТОЯЛ
С 20 октября по 28 ноября в России пребывала одна из величайших христианских святынь — Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне. За это время ей поклонилось более трех миллионов человек.
Вчера приехали кум с кумой, привезли мне поясок из храма Христа Спасителя. Рассказывали, как стояли двенадцать часов. Кума зовут Миша, и были в тот день у него именины. Они приехали в Москву в гости к детям, дочка рассказывала с восторгом, как она уже приложилась к святыне, и они, вдохновленные, решили тут же отправиться к храму.
Пешком от Донского монастыря они пробежали до Крымского моста, нашли конец очереди и стали стоять. Было около восьми часов вечера. Через час уже замерзли — они худенькие оба, одеты не очень тепло. Но вокруг была такая доброжелательная, теплая атмосфера, все друг с другом перезнакомились. Пели тропари, когда все Богородичное перепели, решили, что Рождественское пора начать, ведь Богородица к Рождеству Христову имеет самое прямое отношение, и это все спели.
Рядом стояла молодая пара, муж очень беспокоился, что жене холодно, все отсылал ее в теплый автобус погреться, а она стояла в осеннем пальто, на голову повязала уже потом легкую косыночку, которую сняла с шеи, и все время отвечала ему, что ей совершенно не холодно. Невдалеке стоял с родителями мальчик лет десяти и тоже радовался происходящему.
Сначала кумовья взяли ориентиром скульптуру Петра и примечали, как приближаются к нему, а когда достигли, стало повеселее, потому что тут уже варили кашу с тушенкой, и дразнящий запах распространялся вокруг. Каша кумовьям не досталась, но чаю они крепкого напились и повеселели еще больше. Звонила дочка, спрашивала, как они там. Они посетовали, что не взяли с собой никакой сумки, денег никаких, а то бы купили сейчас булку в палатке, как многие сделали. Кто-то услышал, и вот уже и с одной, и с другой стороны рядом стали тихонько предлагать деньги: «Купите себе что-нибудь покушать».
Тут в толпе пошло какое-то движение — оказалось, против хода идет пожилая женщина, впереди себя несет раскрытый пакет с горячими пирогами и всем предлагает угощаться. Вот тут мои кумовья и подкрепились. И дальше пошли, радостные.
В храм они попали в седьмом часу утра, вышли из него без десяти минут семь. Рассказывали, как люди, бывшие до этого незнакомыми, тепло прощались друг с другом, как родные, говорили добрые слова в напутствие.
Выйдя на мост, кумовья увидели, что очередь к храму стала еще больше, чем была до того, как они в нее влились. Огромная людская река текла в сумраке ноябрьского утра. У них слезы навернулись на глаза, Марина сказала: «Видно, не все так плохо у нас, коль есть такой запас духа, решимости, воли и веры». «Люди, миленькие, — плакала моя впечатлительная кума, — дай вам Бог силы достоять!»
Одна знакомая моей дочки звонила друзьям и просила помолиться о маме: «Она уже двадцать первый час стоит!» Муж ее периодически приезжал к очереди и пытался забрать ее, но она продолжала стоять. И отстояв двадцать два часа, эта немолодая женщина дошла до святыни.
Это все — сила Божия, которая в немощи совершается. И это все — одно большое чудо, проявившееся в великом множестве вариантов и ситуаций. И это свидетельство неизбытого величия веры, которая у нас есть.
Тут есть что осмысливать. Всем и каждому в отдельности. Мне вот что подумалось. Святыни вокруг нас, их много. Вот недавно меня батюшка наш соборовал и в конце сказал: «Вот это — великое таинство, великой силы, и как жаль, что люди не прибегают к нему, а надеются на что-то другое...»
Так же и святыни. Они часто лежат под спудом в каждой нашей частной жизни. Съездили в паломничество, приложились, привезли, поставили в святой уголок, и часто ли вспоминаем, что у нас там лежит?
Так и святыни в ближних от нас храмах — они не должны становиться привычными, даже если находятся совсем рядом. Они тоже обильно изливают благодать — но в ответ на нашу горячую молитву. Такую же горячую, какая согревала по целым суткам стоявших на морозе.
Светлана Гончарова, ноябрь 2011 г.
Святые земли Русской
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
6 декабря (23 ноября ст.ст.)
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском, где княжил его отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. Никогда он не предавался детским забавам и развлечениям. Любимым его занятием было чтение священных книг, любимым отдыхом — пламенная молитва к Господу. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца.
Однажды в Новгород прибыл один из немецких рыцарей по имени Андриаш. Пораженный дивною красотою благоверного князя Александра, он, по возвращении на родину, в следующих словах передавал своим соотечественникам свои впечатления: «Я прошел многие страны, видел много людей, но ни среди царей, ни среди князей я не встретил ни одного, который мог бы сравняться с князем Александром». По красоте благоверного князя сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всею Египетскою страною, по силе — с ветхозаветным судиею Самсоном, по уму — с царем Соломоном, по мужеству и военным доблестям — с древним римским императором Веспасианом.
В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Отец, Ярослав, благословил их при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.
Эта икона постоянно была потом при святом Александре как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, братом, Василием Ярославичем Костромским, и перенесена в Кострому.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской: без Божия повеления не было бы княжения его.
Святой Александр, ему не было еще тогда двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Серапион благословил святого князя и воинство его на брань.
Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».
Было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгусий, в святом крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру Ярославичу». После победы на реке Неве 15 июля 1240 года народ назвал Александра Невским.
На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года было решительное сражение с немецкими рыцарями. Воздев руки к небу святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.
В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужны были «кротость голубя и мудрость змеи». Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Так святой Александр Невский ходил в Орду четыре раза. В 1261 году было третья поездка святого Александра в Орду, стараниями его и митрополита Кирилла была утверждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
В 1262 году состоялась четвертая поездка в Сарай святого Александра Невского. Будущее Руси было спасено, долг его перед Богом выполнен. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года. Святитель Владимирский, митрополит всея Руси Кирилл сообщил: «Братия, знайте, что зашло солнце земли Русской». Князь завершил многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Святое тело его понесли к городу Владимиру. Девять дней длился путь, и оно оставалось нетленным. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его». Так прославил Бог Своего угодника — святого воина — благоверного князя Александра Ярославича Невского.
Архимандрит Иоанн (Барсуков).
По «Настольной книге священнослужителя».
Епархиальная жизнь
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Уже не первый год педагог-катехизатор Фаина Васильевна Крашенинникова из села Килемары ведет в различных дошкольных учреждениях райцентра кружок, на занятиях которого знакомит малышей с основами православной культуры.
В Килемарах ее знает, наверное, каждый. Тридцать три года посвятила Фаина Васильевна педагогической деятельности: восемнадцать отработала в детском саду №1, затем — в Килемарской средней школе. Последние шесть лет возглавляет воскресную школу при Свято-Ильинском храме, а с сентября этого года она — районный педагог-катехизатор, преподает детям начальный курс христианского богословия.
Православную просветительскую деятельность среди детей Ф.В. Крашенинникова начала в детском саду «Теремок», затем такие же занятия стали проводиться и в детском садике «Кече». Ребятишки с удовольствием и большим интересом изучают азы Ветхого и Нового завета, слушают беседы о сотворении земли, красоте окружающего мира, о христианских праздниках.
В разговоре Фаина Васильевна делится: «Основной задачей для меня является воспитание подрастающего поколения совестливым, в послушании и любви к ближнему. Я знакомлю ребят с такими понятиями, как добро и зло, христианская добродетель, ложь, обман. С учетом их возраста к каждой теме подбираю рассказ или стихотворение, а дети делают по этой теме рисунки. На праздник Покрова Божией Матери с согласия родителей организовали поездку детсадовских ребятишек на причастие в церковь, провели экскурсию по храму. Мы рады, что наши стремления находят понимание и у родителей, которые хотят, чтобы их дети воспитывались по правилам христианской морали».
Лидия Градинар.
Путь жизни
СЕЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО
Научи мя, творити волю Твою,яко Ты еси Бог мой (Пс. 142, 10).
Праздничные, святые дни Рождества Христова с детства были для нас одними из самых веселых и счастливых. В те морозные святые дни нашего детства ничто нас не омрачало, нас радовали гостинцами, играми в доме и вне дома, и в самый день Рождества Иисуса Христа мы пели дома у соседей: «Рождество Твое, Христе Боже наш». Бабушка Гликерия, наша любимая бабушка, приходила к нам и произносила псаломские слова, с порога начинала бодро говорить. Ее певческий голос звучал мягко, но мы тогда запоминали лишь отдельные слова и фразы. Бабушка говорила о том, что в Рождество надо славить родившегося Богомладенца и что ангельское дело — петь Бога в эти дни…
Рождество Христово в нашем доме, в родне всегда встречали радостно: готовили вкусную еду, варили в большом шестиведерном котле хмелевое пиво, чтобы хватило всем — семье и знакомым, кто к нам заходил в эти дни в гости. И в годы войны наши родители старались проводить рождественские дни теплом в доме, гостеприимством, мы же — играми, святочными забавами, катанием с горы на санках, подсанках, взятых на время с колхозного конного двора.
Самым главным для бабушки и старшей сестры в тот день было, чтобы в самое раннее утро 7 января прославить «Рождество Твое, Христе Боже наш» в нескольких соседних домах нашей деревни.
Мне запомнилось, как шли у нас в доме песнопения тропаря и кондака Рождеству Христову; я, конечно, мало понимала, о чем пели, но имела неплохой слух и маленький голос, потому меня не отстраняли от пения молитв. Бабушка и сестра накануне праздника несколько раз пели у нас дома тропарь и кондак, сестра наизусть выучила эти молитвы, и я за ними робко тянулась к пению; бабушка и сестра четко выговаривали каждое слово, поэтому и я, осознанно или неосознанно, за ними повторяла: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
Мелодию я выводила так же, как они. Бабушка с веселым выражением говорила сестре и мне: «Пойте не только губами, голосом: молитву надо петь сердцем и душой… Надо произносить все звуки в слове!» Мы пели «Рождество» стоя перед иконами. Бабушка, бывшая певчая двух наших Усолинских церквей, пела средним голосом, так называемым «женским альтом». Я точно старалась подражать бабушке, и у нас пение получилось стройное; мама тоже иногда, между делами, поддерживала нас.
В первую зиму войны дни были очень морозные, и Рождество мы славили дома, пели несколько раз: утром, в обед и вечером. В конце дня мама рассказывала, что в дореволюционной школе праздничные молитвы ученики заучивали наизусть, с голоса, слова никогда на бумаге не записывали. Регент нашу маму не раз брал петь молитвы в Виловатовской церкви, но отец не отпускал петь с клироса, потому что в церкви надо было себя держать подобающим образом: если нет в тебе этой дисциплины и строгости, говорил он, нечего делать тебе на клиросе! Говорил строго ее отец: «У певчих должен быть приятный голос и согласованное пение, этому надо учиться долго…» Я многое запомнила из маминых рассказов, мне было тогда семь–восемь лет.
В 1942 году, во вторую зиму войны, в нашей деревне несколько семей получили похоронки с фронтов. Дома настроение было печальное, жили в ожидании: вот-вот и наших старших братьев и отца заберут в армию. Мы были сдержанными, больше молчали, по глазам видели, что творится в душе каждого. Но славить Рождество Христово все же готовились, слова тропаря знали наизусть (а «Отче наш» мы выучили раньше школьной таблицы умножения), умели петь и «Во Иордане».
Бабушка, сестра Феодосия и мы с двоюродным братом пошли славить Рождество в соседние дома. Сначала зашли к бабушкиной родне, к Анне. Это наше пение было тренировочным. Отдышавшись от первого посещения, пошли к уважаемому портному Тихону Краснову. Войдя в дом, бабушка трижды перекрестилась, и мы вслед за ней перекрестились. Хозяин нас повел к столу, к иконам. Стали мы петь, портной Тихон тоже с нами пел первую часть молитвы до конца. Несколько отдохнули и начали петь кондак в другой тональности: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Я держалась крепко за руку сестры, глядела в рот бабушке, старалась изо всех сил петь так, как поет она. Тихон-портной нас с улыбкой приветствовал, хвалил бабушку и нас за то, что мы пришли к нему славить Рождество Христово. Бабушка одна пропела Рождество Христово на горномарийском языке. Мне казалось, что мы стоим на сцене нашего клуба, бывшего здания церкви…
Тихон Краснов дал тогда бабушке зеленую бумажку, денежный знак того времени. Сестра потом мне сказала, что те деньги были большие: портной мог заработать их за полгода. Под конец бабушка и сестра спели хозяину дома «Многая лета» трижды, «Кужы курым лижӹ» (на горномарийском языке) тоже трижды. Бабушка не хотела брать деньги, мы были рады тому, что наш знакомый портной дал нам большой кусок твердого меда. Пришли в себя только на улице, так волновались и застеснялись оттого, что нам дали деньги. Мне это утро запомнилось надолго, казалось, что мы вышли в деревню на какое-то ответственное (публичное!) дело и справились с порученным заданием неплохо. Мы, дети, еще не воспринимали умом того, о чем Православная Церковь проповедовала в праздник. Я не знала, не понимала, что значат слова «волхвы», «вертеп», «свет разума», «свет правды», но в душе была радость, вечером луна, звезды казались живыми существами, которые нас видят, нас слушают, дают нам силы… Бабушка сказала, что у нас сейчас зима, а на Святой Земле не бывает зимы, у нас холодно, а там тепло; Бог, Богомладенец сегодня, вчера и завтра все Тот же; Ангелы поют в этот день так же, как мы поем: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» Через много-много лет мы стали понимать, что об Иисусе Христе, Господе Боге нашем, написаны священные книги, музыкальные произведения, живописные художественные полотна, через которые прославляется имя нашего Бога, и все люди на земле прославляют как великий день Рождество Иисуса Христа, Бога, Спаса нашего.
Вечером, когда наступили сумерки, мы вышли кататься с горы на санках. Гора наша начиналась с улицы и тянулась до речки в овраге двести пятьдесят–триста метров. Столько было веселья, когда мы с восторгом мчались в снежный пыли по этой крутой горе, но и поднимались по ней без труда. Мы катались на этой горе вечерами, ранней ночью до тех пор, пока на подолах наших кафтанов не образовывались больше тяжелые сосульки.
А у взрослых членов семьи и родни были свои занятия: заботились они, как прокормить семью и скотину во дворе.
Мы, сестра и я, смутно понимали, что ничего случайного в нашей жизни не бывает: одни люди из нашей деревни в рождественские дни шли в клуб, смотрели, как приезжие артисты на сцене (на святом месте) поют, пляшут, забавляются, другие сидели дома, третьи просто так из дома в дом шатались — у кого пива попить, картошки поесть, орехов погрызть… Выкрикивали басом: вот пришла жизнь вольная, чего хочу, то и делаю. Но днем все работали, безделье начиналось только вечером. У нас, в селе Усола, не было принято ставить елки. Ее не ставили даже в клубе: то ли жалко было срубить елку на склоне оврага, то ли нечем было ее наряжать?
Украшением в нашем низком доме были окна, покрытые разрисованным морозом льдом и снежинками. С восходом солнца лед на окнах подтаивал, морозные рисунки искрились на солнечных лучах то красными, то золотистыми, то голубоватыми отражениями. Мы не знали, что в морозные ночи можно зажигать огни на улице, не было принято такое шумное занятие, как зажигание всевозможных петард и прочее. Эти нынешние забавы пришли из западных стран после войны.
И самогон стали варить в нашей деревне только после войны. В Рождественские дни никто из нашей родни не пил спиртного, самым хорошим угощением было душистое домашнее пиво. Пиво пили и в обед, вместо супа, и вечером вместо чая. Мама на ужин нам давала целую сковородку тыквенных семян. За столом мы ели испеченную до бардового цвета тыкву, как мармелад, и семечки с орехами, собранными в наших лощинных рощах. Орехи фундуковые на зиму у нас, бывало, заготавливали мешками, на Рождество в дом заносили не одно ведро орехов; угощали детей, подростков тыквенными семечками, орехами, сушеными яблоками (в то время у нас не было подсолнечных семян). Поэтому у нас в доме к вечеру не было на ужин другой еды, кроме картошки, печеной тыквы, сушеных яблок и калинового компота.
Бабушка вечером уходила в свой дом, мы с сестрами перед сном выходили во двор и смотрели на небо: иногда выглядывала луна с сережками справа и слева, тогда говорили, что скоро будут морозы покрепче, некоторые звезды мы знали по именам, знали, где Млечный Путь. Глядеть на звездное небо перед сном было нашим любимым занятием. Стояли на морозе долго, пока руки, ноги окончательно не замерзали.
Сестра наша, которая много знала о жизни бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и которая придерживалась христианских православных традиций и не хотела жить без Бога, рождественский день тоже провожала молитвой: в тот вечер она одна тихо спела на морозе «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Она пела медленно, внятно, чтобы и я твердо знала рождественское славословие. Вторую часть (кондак) мы пели вместе, сестра вела мелодию красивым голосом, она сама радовалась, что от бабушки и от мамы ей передались умение петь и приятный голос. Пела сестра, и я вместе с ней пела, мы были очень счастливы. Сестра мне сказала: «Ты веришь ли, нас слышат Ангелы на Небесах! Такая молитва не потеряется, не застрянет где-то на полпути, дойдет до самых Небес! Ангелы всегда готовы нас слушать!»
Этот день, такой длинный и счастливый, закончился нашим ночным песнопением, я себе тоже пожелала, чтобы и я, как моя сестра, научилась так же уверенно петь эти рождественские молитвы и славить маленького, новорожденного Младенца — Иисуса Христа.
Хиония Грачева.
Декабрь, 2011.
Рождество Христово
Почему Христос родился, а не явился
Святитель Николай Сербский
Вы спрашиваете, почему Христос должен был родиться, возрасти и, наконец, пострадать? Почему Он не явился вдруг с небес мужем зрелым, подобно тому как, согласно греческим легендам, явился людям Аполлон? Вовсе не достойное сравнение! Как возможно сравнить истинного Человека с призраком, Бога истинного — с вымышленным идолом?
Насколько высоко небо над землей, настолько мудрость Божия превышает разум человеческий. По Промыслу Всевышнего, Христу надлежало явить Себя миру и Младенцем, и Отроком, и зрелым Человеком, чтобы быть доступным и привлечь к Себе всех. Если бы не был Он ребенком, слово Его: «пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» — осталось бы холодным и безжизненным; или: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Вы учите детей, но представьте, какими были бы Ваши отношения с детьми, если бы, скажем, Вы сами никогда не были ребенком? Несомненно, Христос мог явить Себя так, как Вам бы хотелось, но если бы Он сделал так, то не стал бы для рода человеческого Тем, Кем Он хотел быть, — Учителем и Спасителем всех, Примером всем поколениям человеческим.
Вас мучает мысль, что Господь Своим чудесным рождением углубил тайну Своего бытия. А разве не была бы Его тайна глубже и непостижимее, если бы Он неожиданно спустился с небес, не имея предшествующих родственных уз с людьми? Разве люди не стали бы говорить о Нем как о призраке? Тогда Его личность, а с ней Его учение и жертва утратили бы реальное основание и реальное значение. Ибо, будь Он призраком, кто бы из нас послушал Его и стал подражать Ему?
Еще Господу должно было родиться — и именно таким образом, каким Он родился, — чтобы показать нам возможность нашего духовного рождения, которое стоит в центре Его учения о человеке, и подчеркнуть важность его. По слову Его, кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Подобно тому как Он родился от Духа Святаго из Пречистого тела Приснодевы, так и мы можем духовно родиться от Духа Святаго в чистоте своей души. Великие православные святые Отцы веками учили, что духовное рождение человека обусловлено девственной чистотой души, иными словами, души, которая, вполне очистившись даже от греховных помыслов, уподобляется Пречистой Деве и благоволением Божиим удостаивается стать обиталищем Христа. Пусть рождение Христа от Девы непостижимо для обычного разума, но оно утешает и укрепляет всех, кто стремится к духовному и нравственному перерождению своего существа.
Поэтому успокойтесь и возблагодарите вечную Мудрость, что Спаситель рода человеческого явился так, как Он Сам нашел наилучшим это сделать. И воскликнем вместе с апостолом Павлом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! И поздравьте своих учеников с детской радостью: «Дети, Христос родился!».
«Миссионерские письма».
Перевод с сербского Светланы Луганской.