СОДЕРЖАНИЕ
Освящен храм в колонии строгого режима
Молебен новомученикам
Служение и встречи Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна
Под покровительством апостола и евангелиста
Русский Архистратиг
Церковные вести
Освящен храм в колонии строгого режима
28 сентября архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» на территории ИК-4.
Молебная комната на территории колонии существовала уже более десяти лет. А три года тому назад архиепископ Иоанн и настоятель Свято-Никольского храма поселка Сурок иерей Николай Киселев освятили место закладки будущего храма. Возводить церковь заключенные стали исключительно своими силами, без привлечения посторонних рабочих. Когда не хватало средств, отдавали свои деньги, просили у знакомых. Умельцами-резчиками были придуманы и изготовлены резной деревянный иконостас, киоты, иконы, детали интерьера храма.
Конечно, не обошлось без трудностей. По словам настоятеля храма иерея Николая Киселева, «тюремная жизнь и храм — вещи трудно совместимые. Поэтому постоянно приходилось ломать стереотипы, доказывать, что и наказанный человек имеет право на доброе отношение, на участие, на духовную поддержку». Отец Николай регулярно посещал колонию, служил молебны, панихиды по просьбе осужденных. «Вот, например, умер у кого-то родственник, — говорит иерей Николай. — Я говорю: у нашего брата умер близкий человек, давайте вместе помолимся об упокоении его души. И мы молились, и явственно ощущали духовное единение. Такую поддержку человек больше ниоткуда не может получить, кроме как из совместной молитвы».
Наконец настал долгожданный день — день рождения нового храма. Вместе с архиепископом Иоанном чин освящения, а затем и Божественную литургию сослужили настоятель Успенского храма города Йошкар-Олы протоиерей Сергий Филонов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, руководитель епархиального отдела тюремного служения протоиерей Павел Матвеев, настоятель Покровского храма села Кокшайск иерей Алексий Леонов, настоятель Свято-Никольского храма поселка Сурок иерей Николай Киселев и настоятель Свято-Пантелеимоновского храма города Йошкар-Олы иерей Михаил Горицкий. На богослужении присутствовали представители администрации колонии — А.Ю. Житинкин и А.В. Павловский, сотрудники и, конечно же, осужденные, потрудившиеся для того, чтобы храм был возведен.
Теперь отец Николай будет совершать здесь не только молебны, панихиды, но один раз в две недели по средам — Божественную литургию. А храм сияет красотой, непривычной для однообразных серых зданий за колючей проволокой.
Елена Умрихина.
Молебен новомученикам
2 октября у столбовой часовни Казанской иконы Божией Матери в деревне Аппаково Оршанского района собором священников был отслужен молебен новомученикам и исповедникам марийским с акафистом пророку Илии.
В этот день к 13 часам сюда прибыли священник Евгений Беляев из шулкинского храма Вознесения Господня, протоиерей Михаил Нехорошков из упшинского храма Покрова Пресвятой Богородицы, иерей Виктор Немцев из табашинского храма мучеников Флора и Лавра и иерей Димитрий Вылекжанин из оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи с причтом.
В связи с предстоящим в октябре всемарийским языческим молением в здешней роще священник Димитрий Вылекжанин призвал собравшихся хранить верность Православию и отвергнуть проявления пагубного двоеверия.
В завершение состоялись окропление собравшихся святой водой и помазание маслом, а также раздача духовной литературы. Радушные аппаковцы организовали для гостей трапезу, накрыв прямо на улице стол.
Николай Кропинов.
СЛУЖЕНИЯ И ВСТРЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Леонид Вылекжанин и Андрей Тимаков.
* * *
26 сентября, в праздник памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в честь престольного праздника в Воскресенском соборе города Йошкар-Олы. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Сергий Поглазов и клирики иереи Леонид Вылекжанин и Андрей Тимаков. После Литургии были совершены молебен и крестный ход вокруг храма.
Вечером, накануне двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Всенощное бдение в Вознесенском соборе города Йошкар-Олы. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Евгений Кутырев, клирики протоиереи Георгий Втюрин и Димитрий Сафронов, иереи Александр Лоскутов и Александр Козлов и настоятель Свято-Ильинского храма поселка Килемары протоиерей Андрей Романов. По Великом славословии Владыка совершил особый чин воздвижения Креста.
* * *
27 сентября, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн посетил приход Крестовоздвиженского храма села Кукнур Сернурского района и совершил Божественную литургию. Владыке сослужили настоятель храма иерей Николай Суринов, настоятель Покровского храма села Марисола протоиерей Сергий Сильдушкин, настоятель Михаило-Архангельского храма поселка Сернур иерей Владимир Власов и настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Луговомарийского церковного округа иерей Василий Яшмолкин. После Литургии были совершены молебен и крестный ход вокруг храма. Затем Владыка посетил специальную общеобразовательную школу-интернат в селе Казанское Сернурского района, встретился с преподавателями и учащимися и подарил каждому икону Спасителя и сладости. Архиепископ Иоанн в сопровождении иерея Николая Суринова и педагогов также осмотрел новые помещения школы — кабинеты и мастерские, а затем направился в местный молебный дом. Там Владыку встречали прихожане и учащиеся воскресной школы. Архиепископ Иоанн совершил молебен и посмотрел выступление детей.
* * *
13 октября, накануне великого праздника — Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Всенощное бдение в Вознесенском соборе города Йошкар-Олы. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Евгений Кутырев и клирики протоиереи Димитрий Сафронов и Николай Ярошевич, иереи Александр Козлов, Антоний Блинов и Александр Лоскутов.
* * *
14 октября, в великий праздник — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн посетил приход Покровского храма села Эмеково Волжского района и возглавил служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма иерей Евгений Усков и настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского города Волжска протоиерей Евгений Панин. После Литургии архиепископ Иоанн освятил новый купол и крест, которые затем были подняты на колокольню и установлены.
* * *
17 октября, в праздник обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, и Собора Казанских святых, архиепископ Иоанн посетил приход Свято-Гурьевского храма села Петьялы Волжского района и совершил Божественную литургию. Сослужили Его Высокопреосвященству настоятель храма протоиерей Владимир Захаров, настоятель Богоявленского храма села Морки протоиерей Леонтий Очетов, настоятель храма Рождества Христова села Арино иерей Николай Чузаев, настоятель Свято-Троицкого храма села Помары иерей Сергий Петров. По окончании Литургии были совершены молебен святителю Гурию Казанскому и крестный ход вокруг храма, а затем — лития на могиле протоиерея Владимира Аллина и его супруги р. Б. Зинаиды.
Подготовила Елена Умрихина.
Страницы истории
Под покровительством апостола и евангелиста
Ис истории Иоанно-Богословского храма села Масканур
Церковный приход в селе Масканур Уржумского уезда Вятской губернии был открыт в 1845 году. В 1851 году здесь, на возвышенном и живописном участке левобережья реки Малая Толмань, было начато строительство каменной церкви, которое продолжалось 8 лет. В 1859 году храм был полностью завершен и освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь имела один престол, пять глав и трехъярусную шатровую колокольню. Первыми священнослужителями в ней стали иереи Келсий Емельянов и Неофит Янкевский, служившие в 1845-1863 годах, и сослуживший им диакон Василий Попов. Кроме вышеупомянутых клириков, до революции в селе Масканур в разные годы служили священники Василий Тихвинский, Евфимий Ивановский, Иоанн Поршнев, Сергий Блинов, Виктор Верещагин, сослужили им диаконы Николай Арсеньев, Феодор Ермолин, Михаил Сушков, Иоанн Хорошавин.
До революции масканурский приход считался довольно большим и состоял из 38 селений. По данным 1915 года, на его территории проживали 5945 человек. Для окормления такого количества верующих к церкви были приписаны два священника, диакон и два псаломщика. Помимо совершения богослужений и треб, духовенство преподавало в школах, которых на территории прихода было пять. Четыре из них относились к Министерству народного просвещения, одна была земской. Для просвещения прихожан при храме имелась довольно большая библиотека, насчитывавшая 342 книги.
Как и многие другие приходы Русской Православной Церкви, масканурский приход активно занимался благотворительной деятельностью. Прихожане отчисляли денежные средства в пользу православных церквей Российской империи, на восстановление Православия на Кавказе, на распространение Православия между язычниками империи, в пользу храма Гроба Господня в Иерусалиме, на улучшение быта православных паломников в Палестине, сооружение церквей и школ в Туркестане, на больных и раненых воинов.
Октябрьская революция 1917 года не принесла заметных изменений в жизнь Иоанно-Богословского храма. Первое серьезное потрясение верующие испытали в 1922 году, когда советская власть под предлогом помощи голодающим Поволжья начала изъятие церковных ценностей. Специальная комиссия изъяла у прихода 2 оклада с Евангелий, 2 напрестольных креста, Потир, дискос, звездицу, лжицу, тарелочку, Дароносицу, кадило, лампады, общим весом в 8 фунтов 93 золотника. В первые годы советской власти масканурский приход находился в составе Уржумского викариатства Вятской епархии, а с 1926 года входил в Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников, созданное с целью противостояния распространявшемуся обновленчеству. В дальнейшем община Иоанно-Богословского храма находилась в подчинении епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии, и оставалась верной канонической церковной власти вплоть до самого закрытия церкви.
Страшной страницей в истории храма святого апостола Иоанна Богослова стали 1930-е годы. Именно в это время на священников, служивших в Маскануре, обрушились репрессии со стороны государства. Первым из местных священнослужителей за веру пострадал иерей Симеон Даниилович Юферев. Свое служение в Маскануре отец Симеон начал в 1929 году, показал себя исповедником Православия и самоотверженным пастырем. В 1933 году возглавляемые отцом Симеоном прихожане решительно выступили против закрытия своего храма, что в то время было рискованно. Верующие отдавали себе в этом отчет и готовились пострадать за Христа. «Хоть нас убейте, а церковь закрывать мы не дадим»,— говорили некоторые из них в сельсовете. В итоге храм удалось отстоять, но 5 ноября 1933 года священник Симеон Юферев был арестован. Ему инкриминировались враждебное отношение к советской власти и распространение провокационных слухов. На допросе 16 ноября 1933 года отец Симеон виновным себя не признал. Тем не менее 27 января 1934 года он был приговорен к трем годам лишения свободы.
Вернувшись из заключения в 1936 году, батюшка служил в Серафимовском храме села Токтамыш Сернурского района, а 24 марта 1937 года епископ Леонид (Антощенко) назначил его на служение в Масканур. В условиях гонений за веру отец Симеон призывал терпеть скорби, не отходить от Бога и Его Церкви, вести молитвенную жизнь, побуждал верующих читать духовную литературу. По воспоминаниям родственников, батюшка предвидел свою судьбу, но не оставил служения. 29 сентября 1937 года он был вновь арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против политики партии в деревне, распространении слухов о предстоящей войне и смене в ходе нее власти. На двух допросах отец Симеон своей вины не признал. 8 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 14 октября 1937 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
После ареста отца Симеона в 1933 году священническое место при Иоанно-Богословской церкви осталось вакантным. В 1935 году в Масканур был назначен иерей Стефан Поликарпович Куклин. Батюшка призывал верующих посещать храм Божий, вести молитвенную жизнь, распространял среди односельчан духовную литературу. 29 сентября 1937 года отец Стефан был арестован, его ложно обвиняли в контрреволюционной агитации, направленной против политики партии в деревне, распространении слухов о скорой войне и смене в ходе нее власти. Своей вины батюшка не признал, но решением тройки НКВД по МАССР от 8 октября 1937 года был приговорен к десяти годам заключения, где и скончался 28 февраля 1942 года.
22 февраля 1939 года церковь в Маскануре была закрыта, здание храма использовалось затем под зернохранилище. Однако расчет властей, сделанный на то, что без церкви местные жители забудут православную веру, не оправдался. 23 июля 1946 года к уполномоченному по делам РПЦ при Совмине СССР поступило заявление от верующих села Масканур с просьбой вернуть им здание храма. Всего за открытие церкви в честь апостола Иоанна Богослова свои подписи поставили 1426 жителей 30 деревень Новоторъяльского района. Поскольку других действующих храмов в округе не имелось, власти пошли навстречу желанию верующих. 24 декабря 1946 года разрешение на открытие церкви было подписано Советом по делам РПЦ при Совнаркоме СССР.
Восемь лет службы в качестве зернохранилища не прошли для церковного здания бесследно: отсутствовали стекла, нуждались в починке печи, был утерян иконостас. Сразу же после ремонта в церкви начались богослужения. Первым настоятелем храма после его открытия стал иерей Александр Львов, прослуживший здесь в 1947-1950 годах. В последующие годы в Маскануре служили священники Симеон Аверьянов, Сергий Алмазов, Серафим Светозарский, Георгий Желанкин, Филимон Тюлькин, Михаил Кукушкин.
В 1960 году, в рамках хрущевской компании по борьбе с религией, местные власти предприняли попытку закрыть масканурский храм. Первоначально уполномоченный при Совмине МАССР стал требовать, чтобы богослужения совершались только ночью, а 30 июля 1960 года своей властью он отстранил настоятеля храма Сергия Алмазова от должности и закрыл церковь. В это же время в районной газете «Ударник» вышла статья, где от имени населения заявлялось о ненужности храма.
Верующие были вынуждены обратиться в вышестоящие инстанции, прося защиты от незаконных действий уполномоченного. Они указывали, что статья в газете является клеветнической, поскольку основывается на заявлениях членов КПСС, не верящих в Бога. В итоге прихожанам удалось отстоять храм и богослужения в нем не прерывались до настоящего времени.
В наши дни настоятелем церкви в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова является игумен Феодор (Соловьев). На территории прихода около деревни Бахтино действует святой источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона. По сохранившемуся преданию, один из первых священнослужителей масканурского храма, будучи в возрасте, страдал от болей в ногах. Однажды он пришел на источник, который вытекал из-под горы возле деревни Макаренки (ныне — Бахтино), опустил ноги в воду и исцелился. А так как это происходило 9 августа, в день памяти великомученика Пантелеимона, то источник был назван его именем. По рассказам старожилов, люди не раз испытывали на себе целебные свойства здешней воды.
Два раза в год, на Крещение и 9 августа, в день Пантелеимона-целителя, священнослужители устраивают крестный ход к святому источнику. Сотни паломников участвуют в этом шествии. Люди приезжают со всей Республики Марий Эл, ближайших деревень Кировской области и даже других регионов России. После молебна с водосвятием многие стремятся набрать холодной родниковой воды и облиться ею. В 2002 году на средства местных жителей здесь была сооружена часовня и устроены две купальни — мужская и женская.
Храм в селе Масканур продолжает служить домом молитвы, где верующие обращаются к своему небесному покровителю, святому апостолу Иоанну Богослову. И живым свидетельством предстательства апостола Иоанна служит судьба самого храма, уцелевшего среди многообразных бедствий XX столетия.
Комиссия по канонизации святых Йошкар-Олинской епархии.
На службе Отечеству
Русский Архистратиг
О благочестии Александра Васильевича Суворова
Более пятидесяти лет своей жизни Александр Васильевич Суворов посвятил военному делу, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия.
Опережая свое время, он смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Александр Суворов — автор знаменитых военно-технических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать».
А.В. Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога. По мере сил он познавал Бога, покорял Ему свою волю и сердце, исполнял христианские заповеди и с любовью внимал духовным пастырям, укреплявшим его в вере и нравственности. Он стремился творить добро и избегать зла. Вот в чем секрет его успеха. В этом следует искать источник его гениальности как полководца. И в становлении самого полководца церковность была на первом месте — с малых лет он отличался набожностью и благочестием, любил размышлять над Библией, изучил в совершенстве все церковные службы.
Религиозность А.В. Суворова проявлялась в укладе повседневной жизни. Он был скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие. А.В. Суворов вел простую жизнь солдата не из какого-либо расчета, но лишь потому, что находил ее для военного человека единственно подходящей и твердо верил: военному не нужно много имущества, ибо оно отнимает у него мужество.
Озарение свыше и сила от Господа воистину дарованы душе «ведущей воскликновение». Например, при Требии в решительный момент, когда никакая тактика не помогала, А.В. Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом отдал необходимые приказания, и русские победили.
Убежденный, что молитва, привлекая помощь Божию, много укрепляет человека и сильно поднимает его дух, А.В.Суворов ни одной битвы не начинал без молитвы.
Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. Каждую победу, каждую удачу он приписывал Подателю всех благ и по окончании сражения с благодарением спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими.
По убиенным воинам служились панихиды, и в завершении генералиссимус произносил слово о павших.
Христианские чувства не позволяли Суворову жестоко относиться к пленным. Он приказывал содержать их «ласково и человеколюбиво», кормить хорошо, «хотя бы сверх надлежащей порции», будучи убежден, что «благоприятие раскаявшихся возмутителей пользует больше нашим интересам, нежели пролитие их крови».
А.В. Суворов утверждал, что не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. Если душа велика и могуча, то победа несомненна, поэтому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно.
Он строго соблюдал все посты, не исключая среды и пятницы. Во время Страстной недели он ничего не ел, а только пил один черный чай без хлеба.
После чая красивым басом А.В. Суворов исполнял по нотам духовные концерты Д.С. Бортнянского и Дж. Сарти. Пение обычно продолжалось около часа.
Молился Александр Суворов очень усердно и всегда с земными поклонами. Во время Великого поста в его комнатах каждый день отправлялась Божественная служба. В церкви в деревне он служил дьячком, зная церковную службу лучше многих причетников. На Святой неделе, отслушав заутреню и раннюю обедню в церкви, он становился в одном ряду с духовенством и христосовался со всеми, кто был в церкви, каждому подавая яйцо. Камердинеры стояли позади него с лукошками крашенных яиц. Всю Святую неделю пасхи и куличи не сходили с его стола и предлагались каждому из гостей.
В своем новгородском имении А.В. Суворов в домашней жизни был еще неприхотливее. Точно так же рано вставал, ходил в церковь, по праздникам звонил в колокола.
Благочестие великого полководца проявлялось и в его постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей.
Один из иностранцев спросил А.В. Суворова однажды: «Много ли в вашей армии истинно верных и преданных солдат?» — «Много, очень много, не сосчитать, — ответил Суворов. — Сотня — мало, корпуса — мало, вся, вся армия! У меня, когда чудо-богатырь поцелует крест, то доколь дышит — своему долгу не изменит. Пошли его в огонь — идет, ставь против него десять штыков — идет; сел за кашицу, и закричи: «Вперед!» — кашица в сторону, и он идет; ноги еле тащутся, то приударь в барабан — идет. Службу он любит, присяге не изменяет, везде готов положить свою голову, только умей начальник его развеселить, только не опрокинься и иди прямо, солдат же сам по себе никогда с прямой дороги не собьется, для Веры и Государя он всегда, везде и на все готов, и целый свет подобного ему не представляет».
Замечательно, что перед штурмом Измаила А.В. Суворов отдал приказ: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа или смерть!». В то же время со смирением писал Потемкину: «Обещать нельзя, Божий гнев и милость зависит от Его провидения».
Время А.В. Суворова примечательно тем, что впервые за боевые заслуги на поле брани стали отмечать военных священников — до того ничего подобного история не знала. После взятия Измаила было совершено благодарственное молебствие, при громе орудий служил священник Трофим Куцинский, отличившийся при штурме крепости. Именно он полез первым на стену бастиона, воодушевив примером гренадеров своего полка. Две пули угодили отцу Трофиму в наперстный крест, третья ранила в ногу, но он продолжал взбираться вверх. За Измаил священник Трофим получил наперстный крест на Георгиевской ленте, украшенный бриллиантами, был возведен в сан протоиерея. За подобный же подвиг во время штурма был награжден священник Филофей Владевич.
Александр Васильевич Суворов показал твердую веру в промысел Божий и, выполняя возложенную на него миссию полководца-христианина, доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога — воины непобедимые. Для него, христианина и полководца, было важно поэтому добиться от солдат при напряжении духовно-нравственных сил строгого контроля и чистоты в жизни, что является главным средством достижения успеха на войне.
Имя Александра Васильевича Суворова было уважаемо в народе во все времена. Служба Богу и Отечеству была для него единым и неразрывным понятием.
Жизнь выдающегося полководца угасла подобно лампаде. Выполнив последний долг христианина, исповедавшись, он простился со всеми, а затем произнес: «Долго гнался я за славой — все мечта. Покой души — у Престола Всемогущего». 6 мая 1800 года его не стало.
В день празднования столетия со дня кончины великого полководца Александр Васильевич Суворов был назван «Русским Архистратигом».
(По книге «“Наука побеждать” генералиссимуса Суворова»).
Архимандрит Иоанн (Барсуков).
Два храма села Усола
В нашем приходе два храма: Свято-Духовская церковь с. Усола и Свято-Троицкий храм, который находится около горы Аламнер, в бывшем селе Малый Сундырь. Расскажу немного об их истории.
С момента своего основания деревня Усола входила в приход храма села Малый Сундырь. В 1896 году на средства прихожан в ней была построена полукаменная церковь. Храм был теплый, однопрестольный, освятили его в честь сошествия Святого Духа на Апостолов.
В 30-е годы XX столетия церковь в с. Усола была закрыта по решению советской власти. Последнего священника, Виктора Андрамонова, как и его предшественника, протоиерея Александра Николаева, репрессировали. Иконы, церковная литература, утварь и все убранство были сломаны, порваны и сожжены на костре. Некоторые иконы были порублены топором. Кресты с купола и колокольни сняли местные советские активисты и отправили вместе с колоколами на металлургический завод на переплавку. Колокольню убрали и крышу в том месте залатали. Многие прихожане были против всего этого, но, боясь сурового наказания, молчали. Они постарались сохранить хотя бы то, что осталось после разорения церкви. Сегодня, благодаря им, у нас в храме появилось несколько старинных икон, три из них — рубленые топором.
Сначала в здании церкви был открыт сельский клуб, но во время войны клуб закрыли, и церковное здание стали использовали под зерносклад «Глубинка» от районной конторы «Заготзерно». В 1951 году там уже размещалась Усолинская средняя школа. В 1969 году храм разобрали, а на его месте построили новое здание, в котором разместили магазин и столовую.
Сегодняшняя церковь с. Усола открылась в бывшем здании сельского совета. 28 апреля 2003 года, на Пасху, в ней была совершена первая служба.
Здание было очень маленькое и неказистое. Много пришлось потрудиться, чтобы привести его в подобающий вид. А ведь первое время у нас совсем не было средств. Пришлось членам церковного совета идти по деревням прихода и собирать добровольные пожертвования среди будущих прихожан.
Сначала устроили алтарь, установили иконостас с узорчатыми Царскими вратами. Затем, когда уже начались службы, было облицовано кирпичом здание церкви, переделана крыша, поставлен купол, воздвигнут крест. Через несколько лет построили колокольню, была сооружена и освящена часовня в честь великомученика Георгия Победоносца. Территорию церкви обнесли узорчатым деревянным забором, поставили ворота. Красили этот забор, как говорится, всем миром. Потом появились трапезная со складом. И, почти через семь лет после открытия церкви, пришлось разбирать заднюю стену, чтобы немного увеличить пространство храма.
За эти годы во славу Божию трудились люди разных профессий: каменщики, плотники, маляры-штукатуры и просто помощники, а один художник, Олег Русаков, написал нам несколько икон и образ Спасителя на Распятии.
Много было положено сил и трудов на благоустройство нашего храма, но еще больше нам их понадобилось, когда нам передали Свято-Троицкую Мало-Сундырскую церковь.
Этот храм находится в очень живописной местности и притягивает своей таинственной тишиной и особенной благодатью, которую чувствуют многие прихожане.
Первая деревянная церковь (отапливаемая) была построена во имя Живоначальной Троицы в 1754 году, а вторая (холодная) — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — в 1764 году, по благословению миссионера архимандрита Самуила, настоятеля Чебоксарского мужского монастыря.
Когда храмы обветшали, в 1829 году на средства прихожан была построена теплая двухпрестольная каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, отстоявшая на 300 метров от прежней деревянной. Внутреннее убранство нового храма отличалось большим великолепием. Иконостасы были вызолочены, а главный из них считался одним из лучших среди церквей Козьмодемьянского уезда «по рисунку».
В 1922 году церковь была передана верующим в бессрочное бесплатное пользование, а в 1940 году храм закрыли. Распоряжением Совета Министров МАССР от 27 августа 1965 года церковь предписано было разрушить: разобрать для использования материалов на строительство хозяйственных объектов колхоза «Сила». К началу XXI века сохранилась лишь часть храма и колокольни.
Сейчас церковь реставрируется. Отстроена стена алтаря, поднялась противоположная стена, была сделана крыша и поставлен купол, в храме появились окна. 20 июня 2008 года при большом стечении народа на купол церкви был воздвигнут крест. Затем был поставлен деревянный дом, сооружена и освящена часовня во имя благоверного князя Александра Невского. Но на постройке этой часовни мы не остановились, в нашем приходе, с Божией помощью, стали появляться и другие часовни, при святых источниках.
Например, недалеко от Мало-Сундырской церкви располагается новый источник, освященный в честь пророка Божия Илии — с часовней и купальней. Рядом воздвигнут поклонный крест в честь святых Царственных страстотерпцев. Когда копали место для купальни, наши рабочие стояли по пояс в холодной воде и грязи, но никто не бросил работу. А одна прихожанка, Надя, которая печется о восстановлении Мало-Сундырской церкви, пожертвовала бревна, доски на этот источник. Она организовала бригаду мужчин для заготовки леса и сама работала с ними: и сучья с деревьев рубила, и сдирала с них кору; кормила, снабжала рабочих всем необходимым. Во всем этом ей, конечно, помогал настоятель, отец Александр: молитвой, советом, финансами, поддерживал намерения и стремления других, контролировал все работы на объектах.
Потом был освящен колодец в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом тоже поставлен большой поклонный крест. Когда чистили колодец, ил на дне был такой липкий, что не отставал от лопаты и его почти целый день выносили в ладонях. К концу работы все были грязные, мокрые, голодные, усталые, но очень счастливые.
Затем был освящен источник в честь преподобного Серафима Саровского, который находится между деревнями Важнангер и Алдайкино. Этот источник появился благодаря жителям этих деревень. Здесь тоже есть купальня и поклонный крест.
23 сентября 2011 года установили большие шестиметровые кресты на Усолинском повороте и на горе, называемой «Иоаннская». А 24 сентября появился большой поклонный крест и на известной горе Аламнер.
В самом селе Усола имеется источник с купальней, освященный в честь святителя Николая чудотворца. Недавно был освящен источник в честь Казанской иконы Божией Матери около деревни Мишкино нашего же прихода, и тоже установлен пятиметровый поклонный крест, а в деревне Сарамбаево освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В прошлом же году была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Колумбаево. В приходе есть и старинные часовни, которые даже в наше время находятся в хорошем состоянии, только у деревни Носелы их две.
Кто-то может спросить: зачем нам столько часовен, купален и поклонных крестов? Все это делается для укрепления православной веры, для освящения нашей родной земли, для изгнания нечистых сил, которых притягивают языческие идолы. Пусть идол для кого-то исторический памятник, но от этого он не перестает быть идолом. Будем восстанавливать из руин наши православные храмы, строить часовни, возобновлять и освящать святые источники. Много людей в наше время имеет болезни душевные, телесные: и верующие, и неверующие. И пусть на пути больного человека будет как можно больше этих источников. Возможно кто-то, захотев окунуться, получит благодать от целебных вод, прозреет духовно, а кто-то и исцелится.
Раба Божия Ольга.
Месяцеслов
Православные праздники в ноябре
1 ноября (19 октября). Вторник. Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238).
4 ноября (22 октября). Пятница. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.) (храмовый праздник церкви с. Нурма, престольный праздник Вознесенского собора г. Йошкар-Олы и церкви с. Оршанка, приделы которых освящены в честь Казанской иконы Божией Матери). Семи отроков Эфесских (ок. 250; 408–450). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского (ок. 167).
5 ноября (23 октября). Суббота. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Ап. Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Прп. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
6 ноября (24 октября). Воскресенье. Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688) (престольный праздник церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Волжске). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523).
8 ноября (26 октября). Вторник. Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306) (престольный праздник церкви в с. Параты).
10 ноября (28 октября). Четверг. Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
13 ноября (31 октября). Воскресенье. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса. Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250).
14 (1) ноября. Понедельник. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
17 (4) ноября. Четверг. Прп. Иоанникия Великого (846).
18 (5) ноября. Пятница. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол 1917). Мчч. Галактиона и Епистимии (III).
19 (6) ноября. Суббота. Свт. Павла, патр. Константинопольского, исп. (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192).
20 (7) ноября. Воскресенье. Мучеников в Мелитине (III). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского (1937).
21 (8) ноября. Понедельник. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила (престольный праздник церквей сел Юрино, Сернур и Смоленского собора г. Козьмодемьянска, правый придел которого освящен в честь Архистратига Михаила).
22 (9) ноября. Вторник. Иконы Божией Матери «Скоропослушница» (X). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1921). Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881).
23 (10) ноября. Среда. Прославление прп. Матфея Яранского (1997). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия (I).
24 (11) ноября. Четверг. Вмч. Мины (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826).
25 (12) ноября. Пятница. Свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского (620). Иконы Божией Матери «Милостивая» (Киккская).
26 (13) ноября. Суббота. Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
27 (14) ноября. Воскресенье. Апостола Филиппа (I). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Заговенье на Рождественский пост.
28 (15) ноября. Понедельник. Мчч. и испп. Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Начало Рождественского поста.
29 (16) ноября. Вторник. Апостола и евангелиста Матфея (60).
30 (17) ноября. Среда. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266–270). Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).