СОДЕРЖАНИЕ
В Йошкар-Оле будет построен храм в честь Рождества Христова
Состоялось ежегодное епархиальное собрание
Начало духовного возрождения
Главный храм Царевококшайска
Зачем нам этот храм?
О добром мельнике и фаянсовой чернильнице
Часовня в память о деревне
Православные праздники в октябре
В Йошкар-Оле будет построен храм в честь Рождества Христова
В конце августа в йошкар-олинской мэрии прошли публичные слушания, на которых обсуждалось строительство нового храма в Девятом микрорайоне столицы республики.
Земельный участок под строительство церкви будет предоставлен в сквере по улице Йывана Кырли, напротив дома № 17. И хотя некоторые эксперты выступали против этого строительства или высказывали некоторые сомнения (например, необходимость соблюдения охранной зоны инженерно-технических коммуникаций и максимальное сохранение существующих зеленых насаждений), большинство участников публичных слушаний проголосовали «за» и рекомендовали мэрии выделить земельный участок под церковное строительство.
Новый храм вместимостью 700 человек будет иметь высоту более 24-х метров. Предполагается, что инженерно-геологические изыскания для проектирования свайного фундамента церкви начнутся уже в октябре, и до зимы свайное поле будет готово.
Пресс-служба епархии.
Состоялось ежегодное епархиальное собрание
14 сентября, в церковное новолетие, в Православном центре Йошкар-Олы под председательством архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна открылось епархиальное собрание священнослужителей и мирян Йошкар-Олинской епархии.
Открывая собрание, Владыка ознакомил собравшихся с общецерковной и епархиальной статистикой: в нашей епархии на начало церковного года зарегистрировано 89 приходов, действуют 82 храма и 2 монастыря, несут служение 103 священника и 17 диаконов. За прошедший год открыты три новых прихода: Святых Царственных страстотерпцев в поселке Суслонгер, Вознесения Господня в селе Кужмара Звениговского района и в селе Пертнуры Горномарийского района. Рукоположены четыре священника и три диакона.
Затем архиепископ Иоанн ознакомил присутствующих с решениями, принятыми на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем со 2 по 4 февраля 2011 года. В частности, напомнил, что каждому приходу рекомендовано иметь штатных сотрудников по работе с молодежью, социальных работников и катехизаторов.
После выступления Владыки были заслушаны отчеты благочинных: Йошкар-Олинского церковного округа, настоятеля Вознесенского собора протоиерея Евгения Кутырева и протоиерея Андрея Романова, руководителя Луговомарийского благочиния, настоятеля Килемарского храма Святого пророка Илии. Отчитались и руководители всех епархиальных отделов: по религиозному образованию и катехизации, канонизации святых, работе с молодежью, взаимодействию с Вооруженными Силами, миссионерского, социального, издательского. Работа епархиального собрания продолжалась два дня.
Пресс-служба епархии.
Страницы истории
Начало духовного возрождения
В июле Йошкар-Олинская епархия отметила очередную годовщину образования. Восемнадцать лет назад нашу республику посетил Святейший Патриарх Алексий II и в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка была совершена хиротония архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. Мы попросили архиепископа ИОАННА поделиться с читателями «Мироносицкого вестника» воспоминаниями о тех исторических днях, рассказать о том, как проходило становление епархии в начале 90-х годов прошлого столетия.
«Сейчас происходит процесс духовного возрождения. Необходимо вернуться к духовным ценностям. В задачу нового епископа входит не только возрождение разрушенных в прошлом храмов, но и возрождение всей церковноприходской жизни: просветительная и воспитательная работа, благотворительность...
Надеюсь, что с сегодняшнего дня, с хиротонии нового епископа, начнется новый этап в жизни этой епархии».
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II.
Из слова на приеме в Йошкар-Оле 26 июля 1993 года
О том, что на территории Республики Марий Эл будет образована самостоятельная епархия, в Казани были разговоры. Но когда это произойдет и кто там будет управляющим — знал один Господь. Тогда, в 1993 году, я был секретарем Казанской и Марийской епархии и на День интронизации Патриарха ездил вместе с архиепископом Анастасием в Москву, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных возведению Святейшего Патриарха на Патриарший престол.
За Всенощным бдением, проходившим в кафедральном Богоявленском соборе — Храма Христа Спасителя тогда еще не было — ко мне подошел владыка Арсений, с которым мы были знакомы, и сказал: «Вас приглашает Святейший Патриарх для беседы». Во время чтения канона на Утрени я подошел к Патриарху на благословение, и он сказал, чтобы я был 11-го числа на Священном Синоде. После богослужения владыка Анастасий еще раз повторил просьбу Святейшего Патриарха о том, что мне подобает быть на Священном Синоде. На следующий день, 10 июня, служили Божественную литургию, вечером — праздничная трапеза, на которую я был приглашен. А 11-го, к девяти утра — к началу заседания Священного Синода — я приехал в Чистый переулок, где в ожидании пробыл до восьми вечера. В восемь меня пригласили на собе седование, где задали вопросы: сначала по биографии, затем — согласен ли быть епископом вновь образованной Йошкар-Олинской епархии. Затем еще час я ожидал в коридоре решения священноначалия. Уже в начале десятого меня пригласили и сказали, чтобы я получил у Лидии Константиновны, делопроизводителя Московской Патриархии, указ о назначении меня на Йошкар-Олинскую каферду.
На следующий день состоялось собеседование со Святейшим Патриархом Алексием, на котором было сказано, когда произойдет мое возведение в сан архимандрита. Он принес мне несколько митр — все они оказались большими, поскольку были рассчитаны на Святейшего Патриарха Пимена. Подобрали одну, заузили, и Святейший Патриарх позвонил в Софрино, чтоб мне бесплатно пошили облачение, дал материю, и я поехал в Софрино, чтобы сделать заказ.
В Успенском Патриаршем Соборе Кремля на день святителя Московского Ионы Святейший Патриарх возвел меня в сан архимандрита. В сане архимандрита вместе с Патриархом совершал богослужение, служил и на следующий день — в Благовещенском соборе Кремля. После этого Патриарх пригласил меня к себе. Тогда состоялась моя первая отеческая беседа с Патриархом, где он дал назидание, как я должен вести себя на кафедре, как необходимо строить отношения с власть имущими, с окружающими людьми, как защищать интересы Церкви. Эти советы помогли в разрешении многих вопросов, возникших в первые дни моего пребывания на марийской земле.
Тогда же он назначил и день хиротонии: открыл календарь и начал выбирать праздник. «На Казанскую, — говорит, — архимандрита Никона я рукополагаю, а вот на «Троеручицу» — тебя. Пускай Она тебя третьей рукой Своей управляет, ведет и невидимо руководствует всей твоей жизнью. На этот праздник я приеду с Патриаршим визитом, в этот день будет совершена архиерейская хиротония, и он станет не только днем твоей личной Пятидесятницы, но и днем образования Йошкар-Олинской и Марийской епархии».
Во время беседы был выбран храм, где будет совершена хиротония. Вначале Святейший Патриарх спросил о вместимости Воскресенского молитвенного дома в Йошкар-Оле. Затем, выслушав, решил, что все-таки необходимо, чтобы был храм, в который могло бы поместиться достаточно людей. Тогда я упомянул про Семеновку, и он сказал: «Вот, тут и совершим». Потом добавил, что это, конечно, исключительный случай в истории Русской Православной Церкви, когда архиерейская хиротония совершается в сельском храме, хотя во время лихолетия, в 20-е годы, архиерейские хиротонии, по нужде, совершались не только в сельских, но и в домашних храмах, и даже молитвенных домах.
После беседы Патриарх вручил мне несколько своих облачений, в которых он служил еще митрополитом, поскольку в Софрино облачения еще не были готовы, дал панагию, крест с украшениями… Все это я сложил в чемодан и отправился в Семеновку, где мы начали готовить храм к визиту Патриарха: фасад белить, все мыть и чистить.
24 июля мы встречали Святейшего Патриарха в аэропорту. Из Казани прибыл архиепископ Анастасий, тогда он еще епископом был, архиепископ Николай — сейчас митрополит Ижевский и Удмуртский, архиепископ Варнава — сейчас митрополит Чебоксарский и Чувашский, владыка Арсений, секретарь Патриарха. По прибытии Святейший Патриарх совершил молебен в семеновском храме Рождества Пресвятой Богородицы, а затем прибыл на место своего расположения в Йошкар-Олу. Там нам была предложена трапеза, после которой мы поехали в Семеновку — готовиться к прибытию Патриарха на Всенощное бдение, а он немного отдохнул и до богослужения дал интервью для прессы.
На Всенощном бдении был совершен чин моего наречения во епископа «богоспасаемого града Йошкар-Олы». А на следующий день утром за Литургией, на «Трисвятом», совершилась моя Пятидесятница — хиротония во епископский сан. Затем — вручение епископского жезла и первое благословение паствы…
Конечно, то, что происходило в те дни в сердце, в душе, передать невозможно, эти минуты неповторимы, состояние непостижимое для меня и до сих пор.
Что меня поразило, как Святейший в общении, просто, по-отечески беседуя, с любовью, все это волнение, трепет успокаивал и подготавливал к священнодействию, которое потом совершилось надо мной…
После хиротонии мы вновь общались со Святейшим, и он преподал мне первый урок, уже как епископу: как подобает себя вести. Наставлял, что я не должен забывать о том, что я уже не просто священник, но епископ, глава местной Церкви марийской, что на меня возложено бремя великой ответственности, и я должен, совершая свое святительское служение, всецело вверять себя Господу. И никогда и ни в чем на себя не уповать, но всегда обращаться к Пречистой Богоматери, просить Ее, чтобы Она была путеводительницей, назидала, наставляла, всегда обращаться ко Господу и помнить Его слова: «без Меня ничего не можете творить». Чтобы я взирал не на трудности, а на милости, которые изливает Господь, и жил так, чтобы было мирно, спокойно и легко. А все искушения принимал, как от Самого Господа, испытывающего нашу веру.
В понедельник, 26 июля, Святейший Патриарх встретился с коллективом объединения «Марихолодмаш», общался с представителями общественности, главами администраций районов республики, дал интервью, посетил Воскресенский храм, осмотрел его, совершил молебен, преподал благословение пастве и на следующий день, после благодарственного молебна, покинул пределы Йошкар-Олинской епархии.
Позднее Святейший всегда, за каждой беседой, вспоминал радушный прием, который был оказан ему на марийской земле, с таким духовным восторгом, добротой вспоминал наших прихожан, вообще людей Марийского края. И говорил, что надо много-много потрудиться, чтобы город наш преобразился, стал православной столицей республики. И сколько мы встречались со Святейшим Патриархом, а это было довольно часто, он — через десять, пятнадцать лет — называл храм, помнил имя настоятеля, фамилии глав… Настолько исключительной памятью он обладал.
Святейший постоянно интересовался, что происходит в нашей епархии, как идет строительство храмов, монастырей, просил, чтобы я привозил фотографии. И когда я приезжал с годовым отчетом, он подробно все рассматривал, расспрашивал, как, что происходит, в чем нужна поддержка. На возникающие вопросы отвечал спокойно, давал отеческие советы. В общении с ним всегда ощущались легкость и простота.
Советы Святейшего Патриарха помогли отстаивать интересы Церкви: тогда власти не понимали, что Церковь это богочеловеческий организм и живет по своим законам. Святейший Патриарх во всех сложных ситуациях всегда четко определял, как поступать в интересах Церкви, призывал к твердости и стойкости.
Но главная трудность в то время заключалась не в общении с власть имущими. Самое трудное было заставить себя трудиться так, чтобы люди увидели, что я пришел сюда не ради того, чтобы мне служили, но чтобы послужить. Тогда я совершал почти ежедневные богослужения, и сейчас у меня одних Литургий более 150 в год, не считая других богослужений.
В то время, время становления, народ в стране находился на грани выживания. Закрывались заводы, люди оказывались на улице, не было никакой стабильности, никто никому не подчинялся, разрушалось государство, разрушалась армия, разрушалась экономика. Надо было решать, как жить епархии: выживать или созидать? Тогда, пообщавшись со Святейшим Патриархом, я понял, что нужно созидать и строить. И мы, ничего не имея, начали восстанавливать Мироносицкий монастырь. Все силы брошены были туда, поскольку без монастыря епархия — не епархия. Всегда — в крае, области, республике, — должно быть то место, где молитва совершается денно и нощно. Такая неугасимая духовная лампада. Через молитву Господь являет нам Свою милость. И с помощью Божией, Пречистой Богоматери мы совместно с добрыми людьми, благодетелями, доброхотами воссоздали эту святую обитель. В свое время там начала налаживаться монашеская жизнь, а затем началось духовное возрождение и по всей республике.
Под руководством отца Давида началось строительство мужского килемарского монастыря — Богородице-Сергиевой пустыни. В городе был восстановлен Вознесенский собор, затем Троицкий храм. Везде — в Волжске, районных центрах, — постепенно началось храмовое строительство, стали открываться приходы. Появились крестные ходы с Мироносицкой, со Смоленской Седмиезерной, Владимирской иконами Божией Матери. Сама Пречистая Богоматерь в Своих благодатных чудотворных образах стала обходить наш Марийский край и обращать сердца человеческие к православной вере.
Кроме того, на приходах стали появляться воскресные школы, в Йошкар-Оле открылся Православный центр, получило развитие социальное служение, священники стали посещать больницы, тюрьмы, школы. Появились пастырские курсы, курсы для катехизаторов, курсы для сестер милосердия. Постепенно епархия стала расширять свою просветительскую, миссионерскую деятельность. Епархиальная переводческая комиссия начала работу над переводами Священного Писания, богослужебной, духовно-нравственной литературы на луговомарийский, горномарийский языки.
Конечно, многое еще предстоит сделать. В столице республики необходимо созидать храмы в спальных районах. Так, для жителей Девятого микрорайона, Гомзова, Березова предполагается построить храм в честь Рождества Христова на бульваре Йывана Кырли.
Главная же моя забота сейчас — духовно-нравственное просвещение марийского народа, подготовка кадров — священников, исполненных духом любви, ревности по Бозе, обладающих богословскими знаниями, житейским опытом, подготовка катехизаторов, сестер милосердия. Нужны педагогические кадры в воскресные школы, социальные работники, чтобы не только епархия, но и все приходы стали источниками духовно-нравственного назидания, являя миру образ деятельного христианина, способного служить ближним, как Самому Господу.
Фото Валерия Кузьминых.
Страницы истории
Главный храм Царевококшайска
Воскресенский собор города Йошкар-Олы по праву можно считать одним из наиболее известных храмов Марийского края. Как место служения благочинного собор являлся центром церковной власти: сначала в Царевококшайском уезде, а после Великой Отечественной войны — в МАССР. В годы обновленческого раскола вокруг соборного духовенства сплотились сторонники Патриарха Тихона, защищавшие канонический строй церковной жизни, храм служил домом молитвы для многих православных жителей Йошкар-Олы и окрестных поселений. И именно по этой причине собор подвергся ожесточенным нападениям безбожников, итогом которых стало разрушение его в 1961 году. В 2010 году Воскресенский храм был выстроен вновь. И потому было бы логично попытаться восстановить его богатую историю, тесно переплетенную с судьбой Православия на марийской земле.
Церкви-предшественницы
Согласно источникам, строительство нового города на Руси всегда начиналось с молебна, крестного хода и заложения церкви. Царевококшайск, основанный в 1584 году, не был исключением из общего правила. К сожалению, до нас не дошло сведений, ни в честь кого была освящена первая городская церковь, ни точное ее местоположение. Однако к середине XVII века в городе действовали Троицкий, Рождественский храмы и соборная Воскресенская церковь, куда в 1647 году принесли обретенную чудотворную Мироносицкую икону Пресвятой Богородицы. В 1696 году Воскресенский храм сгорел при пожаре, уничтожившем Царевококшайск практически полностью. Новая церковь, построенная на пепелище, была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы и оставалась главным городским храмом вплоть до середины XVIII века. 6 марта 1746 года настоятель храма протоиерей Стефан Стефанов, иерей Михаил Стефанов с членами причта обратились к епископу Казанскому и Свияжскому Луке (Конашевичу) с прошением, в котором испрашивали благословение на строительство вместо обветшавшей Покровской церкви нового храма. В декабре того же года из Казани была прислана храмозданная грамота на строительство каменного собора в честь Воскресения Христова с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Строительные работы продолжались около десяти лет. 19 марта 1756 года из Царевококшайска в Казань прибыло новое прошение, от священника Михаила Стефанова и воеводы Василия Буланова «с приказными людьми». В нем просители извещали Казанскую Духовную консисторию, что работы в Покровском приделе окончены и он готов к освящению. По благословению епископа Казанского и Свияжского Гавриила (Кременецкого) придел был освящен тогдашним настоятелем Мироносицкой пустыни игуменом Герасимом. После того как в Покровском приделе начались службы, строительные работы продолжились в центральной части храма и были завершены в 1759 году. 11 июля (ст.ст.) состоялось освящение главного престола в честь Воскресения Христова. С тех пор этот день стал указываться в официальных документах, как дата открытия Воскресенского собора, хотя богослужения в Покровском приделе начали совершаться на три года раньше.
Что касается старой деревянной церкви, то она простояла вплоть до освящения Покровского придела. Касательно ее дальнейшей судьбы в Высочайшем указе от 4 апреля 1756 года содержались четкие указания: «И по освящению того придела ветхую деревянную церковь разобрать и употребить в церковное топление или на печение просфор… а где был престол… то место оградить и обсыпать перстию, и поставить крест».
Собор уездного города
В XVIII и XIX веках Воскресенский собор выглядел несколько отлично от того, каким он остался в памяти старожилов и сохранился на дореволюционных фотографиях. Храм имел только левый придел, к его колокольне примыкал небольшой каменный пристрой, в котором размещалось Царевококшайское духовное правление. В начале XX века собор подвергся реконструкции: левый придел был расширен, пристрой снесен, а на его месте сооружен правый придел. 8 ноября 1909 года главный престол храма был освящен епископом Мамадышским Андреем (Ухтомским) в сослужении местного духовенства, а через два дня владыка Андрей освятил престол в честь мученика Феодора во вновь построенном приделе.
Штат Воскресенского собора по определению Духовной консистории должен был состоять из 9 человек, однако далеко не всегда был укомплектован полностью. В документах Царевококшайской воеводской канцелярии 1758 года перечислены имена первых соборных клириков и причетников: священники Михаил Стефанов и Иоанн Иоаннов, диакон Тимофей Макеев, дьячки (псаломщики) Иван Семенов и Алексей Ильин, пономарь Иван Петров, просвирница Анна Иванова. Впоследствии штат храма несколько раз пересматривался и в начале XX века сократился до двух священников, диакона и двух псаломщиков.
Главной святыней собора являлась икона Спасителя, принесенная стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа на Кокшаге совершался молебен, после чего образ крестным ходом носили по всему городу. К сожалению, эта икона была утрачена в годы советской власти, и до сих пор нет никаких сведений о ее дальнейшей судьбе.
К Воскресенскому собору была приписана кладбищенская Тихвинская церковь, построенная в 1774 году на средства купца Стефана Вишнякова. Собственных священников данный храм не имел, и службы в нем совершались соборным духовенством. В приход собора входили часть населения Царевококшайска, а также жители деревень Медведево, Мышино, Гомзово, Березово, Коряково, Аленкино и Чихайдарово. В деревнях, за исключением Коряково, были свои деревянные часовни, где хранились местночтимые иконы, с которыми соборным духовенством совершались крестные ходы вокруг деревень и молебны на полях. В самом Царевококшайске также имелись 2 часовни, одна из которых была построена в 1870 году рядом с собором в честь избавления императора Александра II от гибели при покушении на него.
В годы гонений
Революционные события 1917 года мало затронули Воскресенский собор. Прекратилось лишь поминовение за богослужением императора, а клирики перестали получать жалование от государства. Все резко изменилось 28 августа 1918 года, когда в Царевококшайск вошли 1-й революционный латышский полк и особый отряд из Нижнего Новгорода. Появление большевиков вызвало панику у местных жителей, многие покидали город. Среди таковых был и настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексий Азановский. Буквально через несколько дней храм лишился и второго священнослужителя. В связи с крестьянскими волнениями в дереве Княжна (ныне Данилово) уездное ЧК провело карательную акцию, в ходе которой, в числе прочих, был арестован и соборный священник Хрисанф Поляков, единственной причиной расправы с которым послужил его священный сан. 11 сентября 1918 года батюшка был расстрелян, став одним из первых подвижников, проливших кровь за имя Христово на Марийской земле.
Согласно существовавшему в то время законодательству 26 июля 1922 года община Воскресенского собора получила государственную регистрацию. Это был очень важный шаг, позволявший верующим легально существовать в советском государстве, пользоваться церковным имуществом и совершать богослужения в храме. Вновь зарегистрированный приход стал центром сопротивления распространявшемуся в то время обновленческому расколу. В 1925 году клирик собора иерей Петр Кочетков выступил инициатором создания Православного церковного управления староцерковников, объединившего сторонников Патриарха Тихона. Существование такой активной православной общины было неугодно властям, и над приходом вновь начали сгущаться тучи. 28 сентября 1926 года Мароблисполком распорядился передать Тихвинскую церковь Маробместхозу «для нужд города». Постановлением Президиума облисполкома от 20 сентября 1928 года был закрыт и сам Воскресенский собор. В его здании начал действовать кинотеатр «Октябрь», а прихожане были вынуждены присоединиться к общинам еще действующих Вознесенской и Входо-Иерусалимской церквей.
Новая жизнь старого собора
Тяжелое положение страны в ходе Великой Отечественной войны, подъем религиозности населения и множество прошений в органы власти об открытии храмов, внешнеполитическое положение государства и необходимость установления полноценных отношений с союзными державами подвигли руководство СССР к нормализации отношений с РПЦ. Встреча Сталина с архиереями во главе с митрополитом Сергием (Страгородским), произошедшая в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года, означала изменение политики властей в отношении Русской Православной Церкви, в жизни которой началась новая эпоха.
Архиерейский собор в Москве, избрание Патриарха, открытие храмов — все эти кажущиеся невероятными для СССР события не проходили мимо внимания православных йошкаролинцев. В начале весны 1944 года верующие решили, что настала пора возродить церковную жизнь и в столице Марийской республики. Организовать сбор подписей и ходатайствовать перед властями взялись три жителя города: Иван Иванович Петров, Андрей Михайлович Загайнов и Иван Егорович Ширшов. За открытие храма было собрано 2675 подписей, из которых 1300 принадлежало горожанам, а 1375 — жителям окрестных деревень. Верующие просили Совнарком МАССР передать им здание Воскресенского собора, ссылаясь на то, что оно соответствует «по величине и своему местоположению нуждам горожан», однако 6 апреля 1944 года получили отказ.
Убедившись, что республиканские власти возвращать храм не собираются, верующие решили обратиться напрямую в Совет по делам РПЦ. В соответствующем письме от 10 апреля 1944 года православные йошкаролинцы просили председателя совета Г.Г. Карпова принять меры к открытию церкви. Обращение в Москву возымело действие, Совнарком МАССР стал сговорчивее и 6 июля 1944 года удовлетворил ходатайство верующих. В августе 1944 года это решение одобрил СНК СССР, чем в деле о передаче храма была поставлена точка.
После многих лет запустения здание церкви нуждалось в ремонте, приход испытывал потребность в богослужебной утвари, книгах и иконах. Значительная часть необходимого была передана общине из краеведческого музея: 2 антиминса, 2 Евангелия, евхаристическая Чаша, звездица, кадило, дароносица, напрестольный крест, 2 священнических креста, облачение и еще ряд предметов. Большую помощь возрожденному приходу оказали и жители села Цибикнур, где верующим при закрытии Спасской церкви в 1932 году удалось спасти значительную часть ее имущества, в первую очередь, иконы. В сентябре 1944 года часть из них была перенесена в Воскресенский собор крестным ходом, при большом стечении народа. Кроме того, цибикнурцы передали возрождаемому храму декоративные элементы иконостаса, 2 жертвенника, 2 запрестольных креста, плащаницу и аналои. Таким образом, осенью 1944 года Воскресенский собор был приведен в порядок и готов к началу богослужений.
Помимо благоустройства собора, перед общиной стоял вопрос: кто же будет служить в храме? На приходском собрании 20 августа 1944 года было принято решение пригласить в качестве настоятеля протоиерея Иоанна Алексеевича Демидова. Получив благословение Патриаршего местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского), отец Иоанн начал служить в соборе. С осени 1944-го до начала 1950 года он являлся его настоятелем, одновременно исполняя послушание благочинного.
31 марта 1950 года у Воскресенского собора появился новый настоятель — протоиерей Николай Бомбицкий. Послушание благочинного, возложенное на отца Николая, стало для него тяжелым крестом. Батюшка нес ответственность за приходы благочиния не только перед епархиальным архиереем, но и перед местными органами власти. С началом хрущевских гонений отец Николай был оклеветан в прессе и, находясь под сильным давлением властей, был вынужден уйти на покой.
Второе священническое место в храме занимал протоиерей Никанор Андреевич Казаринов, прослуживший в Воскресенском соборе с октября 1944 года практически до самого его закрытия в 1961 году. Вот какую характеристику дал отцу Никанору архиепископ Казанский Иов (Кресович): «Прот. Никанор Казаринов — долголетний служитель Церкви Божией. По службе весьма исполнителен. Невзирая на свой преклонный возраст, служит благолепно и сосредоточенно. Смиренен и миролюбив». Прихожане собора уважали и любили своего престарелого священника, до сих пор вспоминают его как тихого, простого в общении человека. Будучи уже очень пожилым, 16 декабря 1959 года батюшка написал прошение о переводе за штат и скончался в Йошкар-Оле 10 декабря 1965 года.
В 1959 году в Советском Союзе началось новое наступление на Церковь, также известное как хрущевские гонения. Верующие МАССР быстро почувствовали на себе перемену государственной политики. В республиканской прессе, наряду с проходными антирелигиозными материалами, печатали откровенно клеветнические статьи про местное духовенство. Целью этой информационной кампании являлась подготовка общественного мнения к закрытию действующих храмов. Главный удар пришелся по Воскресенскому собору. Впервые вопрос о его закрытии был озвучен газетой «Марийская правда» 15 августа 1960 года.
Сочтя, что общественность достаточно подготовлена, республиканские власти начали сбор подписей за закрытие собора и получили согласие 17 тысяч йошкаролинцев. Много это или мало? По данным переписи 1959 года, в городе проживало 88,7 тысячи человек, следовательно, количество подписавшихся составило не многим более 19 процентов. Следует учитывать и то, что подобные опросы проводились в «добровольно-принудительном» порядке, и часть отдавших свой голос за закрытие храма сделали это под давлением.
23 сентября 1960 года Совет министров МАССР направил в Москву ходатайство о закрытии Воскресенского собора, ссылаясь на «волеизъявление трудящихся». Храм предлагалось снести, а на его месте построить кинотеатр юного зрителя. 19 ноября 1960 года Совет министров СССР одобрил данное ходатайство. Известие об этом потрясло верующих. Многие прихожане, желая спасти свой храм, начали писать жалобы на действия местных властей в Совет по делам РПЦ и лично Н.С. Хрущеву. В течение декабря 1960 — января 1961 годов было отправлено семь писем и телеграмма, но никакого эффекта они не произвели.
В 1961 году Воскресенский собор был разрушен. Кинотеатр на месте храма так и не был построен, как и не был реализован «план реконструкции Йошкар-Олы», о котором писали в Совет министров СССР местные власти, добиваясь сноса собора. Святое место осталось пустовать, словно ожидая возвращения храма. Волею Божией это произошло в 2010 году, спустя полвека с момента разрушения старого собора.
Дмитрий Смирнов.
Точка зрения
Зачем нам этот храм?
Об авторе:
Светлана Александровна Гончарова — член Союза писателей России, автор книг «Когда я была ангелом», «Взыскание погибших», «Брат мой Сергий», «Кот из ресторана». Родилась в Кировской области, детство и юность прошли на марийской земле, в Килемарах. Закончила литературный факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. В 2008 году удостоена звания лауреата Международной Шолоховской премии.
Недавно наткнулась на крики: рятуйте («спасите», укр. — Ред.), люди добрые, архиепископ угрожает детям! Прочитала — очередной бунт против строительства храма. Новое время — новые веяния: вот эти протестные настроения. Двадцать лет назад, когда время было похуже, а жили все куда беднее, потеряв все, что имели, по лику земли тихонько восстанавливались храмы — на жалкие копейки с недоплаченных пенсий и зарплат. Это было похоже на евангельское чудо умножения хлебов — эти копеечки словно возрастали сами собой многократно. И тогда не слышно было, чтобы кто-то кричал: зачем строится этот храм, лучше бы построили футбольное поле! У нас в городе, где не было до этого храма, именно в эти тяжелые годы построили один за другим два храма, а затем и третий. А пока строили — молились в дощатом строеньице из горбыля какого-то, в мороз и в дождь. Эти годы надо воспевать высоким штилем. Как помогали уже лежащие на боку заводы, кто чем. Кто что жертвовал на храмы строящиеся и восстанавливающиеся. Скажут — гвоздей можем отсыпать, бегут за гвоздями. Или пряников мешок. Или вот еще унитазов голубых однажды целую фуру подкатили к храму. Потом, спустя какое-то время нашлись люди, которым эти унитазы как раз нужны были — опять их перегружали в другую теперь фуру. И на вырученные деньги восстанавливали разрушенный храм.
Что было в том небывалом трудовом энтузиазме? Покаяние, взлет духа? Или инерция ударных комсомольских строек? Или, еще дальше, этот наш извечный синдром Ильи Муромца? Наверное, всего понемногу было в том великом возрождении, которым отмечены прошедшие два десятилетия.
Но вот прошло время, и когда несколько лет назад в одном нашем подмосковном поселке, в котором до этого не было храма, решено было его построить, вдруг на пустырь, где когда-то был то ли коллектор, то ли помойки какие-то, а теперь колыхался только бурьян, вышли люди из соседних пятиэтажек и стали митинговать против строительства храма, мотивируя тем, что тут недалеко детская площадка, и ограда храма ее должна потеснить. Что представляла собой эта детская площадка? Несколько сломанных и ржавых качелей-каруселей, грязная песочница, с которой поутру дворники собирали использованные шприцы да пустые бутылки. И вот спустя краткое время здесь возник красивый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», были разбиты аллеи и цветники. Прошлым летом построили небольшую часовню в честь святых Петра и Февроньи — она органично вписалась в общий ансамбль. Теперь это красивейшее место в поселке, состоящем из унылых и однообразных серых коробок. Днем территория открыта — пожалуйста, здесь могут гулять мамы с детьми, все, кто пожелает, могут отдохнуть в чудесных кружевных беседках. Забыли уже все, что протестовали когда-то. Возможно, кому-то и эта красота глаза ест, но они уж как-то молчком это переживают, не слышно уж особого-то скрежета.
Против чего протестуем? В любом городе, в селе самом дальнем храм — все равно самое красивое здание. И земля вокруг него — как кусочек утерянного рая.
Я когда была нынче в Йошкар-Оле, видя, как здесь один за другим строятся храмы, вдруг подумала: а вот в Килемарах храм сгорел, так нельзя ли и там построить новый? Наверно, можно. Но, если поглубже вдуматься — храм в Килемарах нужен килемарцам. Сейчас они молятся в тесном приспособленном бывшем школьном помещении. Люди тут живут небогатые в основном — когда еще насобирают на новый храм. Но опять вспоминаются 90-е годы. И это невероятное чудо умножения хлебов. И сейчас, вот если вдруг станет — ну просто нестерпимо, вот нельзя нам жить без храма, невозможно! — тогда и явится это чудо умножения. А пока ездят мимо на джипах — есть ведь и там такие, не олигархи, но вполне крутые ребята — пока они занимаются себе лесом, не поднимая глаз к небу, так и будет малое стадо молиться в бывшей школе...
У нас было двадцать благословенных лет возрождения. И мы вполне прилично в основном управились с кирпичами. А вот набрались ли за это время того света, что во тьме светит и тьма его не обымет вовек? Где наше сердце сегодня? Научились ли мы жить по-христиански, не в порыве и энтузиазме, а ровно, тихо, светло, естественно, как дышим? Если сейчас вдруг придет Господь, узнает ли Он нас по любви, которую заповедовал?
И когда читаешь такие огнедышащие комментарии, что-то где-то внутри все же говорит: не стоит отмахиваться, как в старом анекдоте советский еще председатель колхоза, когда его увещевали в райкоме: «Иван Иваныч, ты бы хоть забор поправил, иностранцы ведь едут, понапишут...» — «А, пущай клевещут!».
Не стоит обольщаться — уж точно — не святые, и, пожалуй, есть за что... И какое-то новое совсем наступает время в нашем отношении к вере — глубины и трезвения.
Светлана Гончарова.
Литературная страница
О добром мельнике и фаянсовой чернильнице
Уклонися от зла и сотвори благо.
(Пс. 33, 15.)
В августе 1956 года, перед началом учебного года, мы с братом Георгием, моряком-дальневосточником, приехавшим домой в отпуск на короткое время, отправились на пароходе в город Горький за покупками.
Наша семья, родственники приезду Георгия были очень рады: мы его не видели с 1945 года, когда он долечивался дома после ранения.
В пути до Горького брат рассказывал о службе в армии, о работе на тралах на Тихом океане. Оказывается, за десять лет работы и учебы он получил несколько дипломов судовождения. Георгий пояснил, что на судне каждый моряк, от простого матроса до капитана, должен уметь делать все: у моряка должны быть знания по судовождению и рыболовству. Много интересного я узнала тогда от брата: о составлении лоции, умении преодолевать мели и штормы. Он объяснял, как обходить рифы, определять на ходу неполадки на судне по звукам работающего мотора. Мне было любопытно знать, как перерабатывается на тралах наловленная рыба, для чего используется рыбья чешуя — необходимый продукт в медицине, сельском хозяйстве.
Шел разговор и о том, какие моральные качества нужны моряку. Наша мама говорила: «У воды нет ветвей, в воде за ветки не ухватишься. Океан не любит слабых». Брат упомянул, что после каждого рейса моряки щедро дают подаяние бедным, так как знают, что бедняки молятся о них святителю Николаю Чудотворцу. На многих рыболовных судах, по традиции адмирала Феодора Ушакова, имеются иконы. В престольные праздники моряки молятся Богу. Георгий рассказывал, что он всегда помнил о Боге. С детства бабушка и мама научили его молиться короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, сохрани!».
Каждое слово брата о жизни, учебе и работе в океане было суровым, строгим, новым. Мама отмечала, что после службы в океане Георгий вернулся домой новым человеком. После его рассказов учеба в пединституте показалась мне наивной игрой, а временные трудности увиделись легко преодолимыми.
* * *
В Горький мы прибыли к полудню. Сделали некоторые покупки: брату купили гражданский костюм, мне — пальто, сестре — часы, маме — теплую обувь. В магазинах не задерживались, так как надо было успеть к вечернему пароходу. Однако в магазине «Детский мир», в отделе канцтоваров, мое внимание привлекла фаянсовая чернильница-неразливайка. Я попросила продавца показать ее, взяла в руку, разглядела форму, цвет, рисунок. Чернильница была точно как у нашего учителя начальных классов, когда-то мне очень хотелось иметь такую же.
Брат с недоумением посмотрел на меня: зачем нужна эта фаянсовая чернильница? Такими никто уже в то время не пользовался, появились удобные ручки. И на обратном пути я рассказала ему об одном случае из детства.
* * *
Однажды на уроке читали рассказ о добром поступке одного мальчика. После чтения мы беседовали в классе о добре, добрых людях. В конце урока учитель дал нам задание – написать сочинение о добром человеке или о добрых поступках. Я решила рассказать про доброго мельника, о котором мама часто вспоминала в подходящих случаях или когда наступал праздник Святой Троицы. Мама называла его Салди Гаврил: видимо, звали его Салдаев Гавриил.
Урок закончился, учитель ушел из класса, я же не посмела попросить его об одолжении дать мне фаянсовую чернильницу на вечер. У нас дома не было такой удобной: у старшей сестры имелась лишь склянка с узким горлышком, которую она брала в школу с собой.
Дома я обдумала свое сочинение о добром мельнике Гаврииле. Но чем писать? За чернилами пошла к соседке Зойке (она старше меня на два года), но и у нее тоже не оказалось чернил. Пришлось идти в школу за чернильницей. Старших там уже не было, я взяла фаянсовую чернильницу нашего учителя, принесла ее домой и села за сочинение о добром мельнике.
Не успела написать и трех слов, как появилась бдительная дочь учителя. Она грозно посмотрела на меня и стала стыдить: «Зачем ты взяла нашу чернильницу без разрешения? Тебе не стыдно? Запомни: что не твое, не бери без спроса!» – и ушла с чернильницей домой. Мне стало очень стыдно и обидно.
Уже стемнело, из школы пришла сестра, а я все сидела и боялась шевельнуться от позора. Зачем я взяла эту красивую фаянсовую чернильницу домой? Я пыталась оправдаться сама перед собой, что взяла чернильницу только на один вечер, чтобы написать сочинение, но сердце никак не хотело успокоиться…
* * *
В тот вечер, пока мама не пришла с работы, во мне кипели тяжелые чувства, но о них я не стала говорить брату, а вот о добром мельнике рассказала.
В 1940 году в нашей жизни происходили незабываемые изменения. Отец продал раюковский дом и хотел уехать с нами в Заволжье, в деревню Липовка, но сыновья не захотели менять цветущую деревню, привычную школу на неизвестные места. Тогда мама, пока отца долго не было дома — он работал на Жар Бугре в дорожной бригаде, — купила в ближайшей деревне другой дом, и к приезду отца мы переехали поближе к школе. Новый дом находился неподалеку от дедушки с бабушкой.
Перед Святой Троицей маме пришлось пережить большие трудности: дом продан, отец в Заволжье, домой приезжает редко, перед праздником продукты совсем кончились, денег нет, помощи ждать неоткуда. Мама пошла к знакомому мельнику Салди Гавриилу: его мельница находилась в поле, на высоком месте и была видна из нашего окна. Мама пошла к нему рано-рано утром, но сначала помолилась перед святыми иконами Иисуса Христа и Божией Матери. В дороге про себя молилась Господу Богу, всем святым. Молилась, чтобы Гавриил-мельник был на месте, у себя на мельнице.
Мама рассказала ему о своем горе. Салди Гавриил успокоил ее: «Я тебе дам полмешка муки в долг, до нового урожая. Осенью вернешь зерном. Когда мука у тебя кончится, снова приходи. Гостей встречай, напеки ватрушек, пирогов, угощай всех, кто к тебе в гости придет, с радостью. И горе у тебя пройдет».
Мама не забывала молиться за доброго Гавриила, молилась и в будние, и в праздничные дни. Она помнила его всю жизнь. Помогал Гавриил многим, кто просил у него муки. Он добрее всех был, хотя в нашей местности имелись двенадцать или пятнадцать мельниц. Мама нам не раз говорила: «Пока работает мельница Салди Гавриила, мы не будем сидеть голодными». Мама вспоминала и о других случаях: вот на мельницу к Гавриилу приходит нищий, ничего не имеющий, но добрый Гавриил его не отпустит с пустыми руками, даже если у него мало или нет муки. Салди Гавриил обметет стены мельницы, соскребет с жерновов крупинки зерна, но все же наберет кулечек муки и подаст нищему. Вот каким был этот мамин знакомый, добрый мельник Гавриил!
* * *
В сумерках на пароходе брат и я вспоминали о других добрых людях, которые в трудные годы жизни помогали друг другу. Мы вспоминали о добрых людях, которые часто помогали нашей маме. Брат сказал, что добрые дела не забываются, о них важно помнить.
Ныне все прошлое осталось только в памяти. Жизнь сильно переменилась, прежние наши нужды кажутся сейчас только сказкой, мифом. Но нравственные законы остаются неизменными, и человек по-прежнему нуждается в добре. Наш современник, афонский старец Паисий, говорил: «Если бы человек хорошо исследовал пользу и внутреннюю радость, получаемую им в этой жизни даже от маленького добра, сделанного ближнему, то сам упрашивал бы его принять это добро и благодарил бы его за это. Ибо улучшение, которое чувствует душа, и радость, которую ощущает сердце милостивого человека от одного-единственного ломтика хлеба, протянутого сироте, не обеспечит и величайший кардиолог, даже если ему заплатить мешок долларов».
Хиония Грачева.
На приходе
Часовня в память о деревне
На месте исчезнувшей деревни семья из Мари-Турека построила часовню
На старой карте Мари-Турекского района и в официальных бумагах деревня именовалась Большой Шаганур. Крепко оправдывала она свое название. Согласно архивным данным в середине двадцатых годов прошлого века в ней проживали около пятисот человек.
Были здесь водяная мельница, смолокурня, кузница, маслобойня, торговые лавки, начальная школа. Славился Большой Шаганур портными, бондарями, кирпичных дел мастерами.
А в центре деревни, на возвышенности, стоял добротный дом Ивана Николаевича Огородникова и супруги его Анны Васильевны. Было у них семеро детей. Глава семейства всю жизнь работал механизатором, жена — дояркой. Семья была дружная, трудолюбивая.
Прямо за огородом — родник. Вода — вкуснее не бывает. Старики говорили, что имеет она целебную силу. Приезжали к этому роднику из соседнего села Алексеевское, райцентра и других районов республики.
У супругов Огородниковых, кроме других детей, росла и особо смышленая дочь Татьяна. Закончив Чебоксарский кооперативный техникум, поступила в Московский университет потребительской кооперации. Работала экономистом в райпо и районном комунхозе.
А неподалеку от села Косолапово, в деревне Кукарск, проживала семья Софроновых. Глава семейства — Василий Николаевич приучал своего сына Николку к труду с раннего детства. Говорил, что если жить суждено в деревне, то технику надо знать обязательно. Это и определило его дальнейшую трудовую биографию — двадцать лет в кресле водителя-дальнобойщика.
Умудренные большим жизненным опытом люди утверждают, что браки свершаются на небесах. Вот и у Николая с Татьяной было все именно так. Оба из верующих семей, крестились в детстве. Татьяна вспоминает, как ее дедушка по отцовской линии — Николай Федорович усаживал по воскресеньям всю семью за стол и читал Библию, а Николай рассказывает о том, как его бабушка читала утренние и вечерние молитвы. И никакая безбожная власть им не была указом.
Особо сошелся Николай с тестем Иваном, любил слушать рассказы фронтовика о войне: он утверждал, что выжил в боях и походах благодаря тому, что верил в Бога и молился Ему каждый день. Эту веру он нес до смертного своего одра.
Впервые православную часовню с купелью чета Софроновых увидела на берегу реки Уржумки, позднее они купались в Свято-Никольской, что в поселке Нартас. Все это было для них удивительно и необычно. Потом состоялась паломническая поездка в Дивеево, посещение монастыря, прикосновение к его святыням, работа в скитах и, конечно же, купание в святых источниках.
А в прошлом году Николай вдруг решил: надо строить часовню с купелью и обязательно на источнике несуществующей уже деревни Большой Шаганур. Она должна стать памятником тестю Ивану, человеку благочестивому, прожившему жизнь свою согласно заповедям Господним, его родным и близким, всей сошедшей на нет деревне. А строить надо обязательно на свои средства. Иначе проку не будет. Посоветовался с женой, взрослыми уже дочерями Людмилой и Ольгой, родственниками, попросил благословения у отца Николая и приступил к святому делу.
Во время подготовительных работ на родник упала неожиданно высоченная ель. Приехавший из райцентра батюшка благословил изготовить из упавшего дерева поклонный крест, что и было мастерски исполнено мари-турекскими умельцами. Все остальное: земельные и строительные работы выпали на долю немногочисленной семьи Софроновых.
И вот, в день празднования Преображения Господня, настоятель Петропавловского прихода пос. Мари-Турек иерей Николай освятил часовню по просьбе Софроновых во имя Иоанна Крестителя — небесного покровителя Ивана Николаевича Огородникова — бывшего воина, труженика и православного семьянина.
Виновники торжества на мой вопрос о том, как они решились на возведение часовни, скромно ответили, что, видимо, это было угодно Богу. А я подумал о том, что православной семье многое по силам, а отстроенная в память о хорошем человеке и во славу Божию часовня может стать добрым примером для других. Была бы крепкая вера и нелицемерное желание. Остальное, по милости Божией, приложится.
Сергей Фоминых,
Фото Бориса Орлова.
Месяцеслов
Православные праздники в октябре
1 октября (18 сентября). Суббота. Покровская родительская суббота. Поминовение усопших. Прп. Евмения Гортинского (VII). Мц. Ариадны (). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660).
2 октября (19 сентября). Воскресенье. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.
3 октября (20 сентября). Понедельник. Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
4 октября (21 сентября). Вторник. Отдание праздника Воздвижения Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).
6 октября (23 сентября). Четверг. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).
8 октября (25 сентября). Суббота. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392) (престольный праздник Богородице-Сергиевой пустыни и церкви с. Азаново). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595).
9 октября (26 сентября). Воскресенье. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. в.) (храмовый праздник церкви с. Масканур). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989).
10 октября (27 сентября). Понедельник. Мч. Каллистрата и дружины его (304). Прп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937).
11 октября (28 сентября). Вторник. Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935).
13 октября (30 сентября). Четверг. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).
14 (1) октября. Пятница. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ (храмовый праздник церквей пос. Кокшайск, сел Упша, Мари-Сола, Чкарино, Эмеково, Алексеевское, д. Чодраял). Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (ок. 556).
15 (2) октября. Суббота. Сщмч. Киприана и мц. Иустины (304). Прав. воина Феодора Ушакова.
16 (3) октября. Воскресенье. Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Сщмч. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928).
17 (4) октября Понедельник. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595) (храмовый праздник церкви с. Петъял и престольный праздник церкви с. Емелево, придел которой освящен в честь свт. Гурия). Собор Казанских святых. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского ().
18 (5) октября. Вторник. Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. Мц. Харитины (304).
19 (6) октября. Среда. Апостола Фомы ().
21 (8) октября. Пятница. Прп. Пелагии (457). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). Прп. Таисии (IV).
22 (9) октября. Суббота. Апостола Иакова Алфеева (). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.).
23 (10) октября. Воскресенье. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Прп. Амвросия Оптинского (1891). Мчч. Евлампия и Евлампии (303 — 311).
26 (13) октября. Среда. Иверской (принесение в Москву в 1648 г.) и Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери (праздник церкви с. Петъял, где находится чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери).
28 (15) октября. Пятница. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX). Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).
30 (17) октября. Воскресенье. Сщмч. Анатолия пресвитера (1918). Прор. Осии (820 г. до. Р. Х.). Прмч. Андрея Критского (767).
31 (18) октября. Понедельник. Апостола и евангелиста Луки (I). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).