СОДЕРЖАНИЕ
Слово на Преображение Господне
Освящен храм в Шабашах
Учреждена ассоциация православных учителей
Служения и встречи Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна
О неизбежности скорбей на пути духовного восхождения
Православный лагерь в Елембаево
Семья – малая церковь
"Память праведного с похвалами"
На могилке у Любушки
Храмы Марийского края в эпоху гонений
Месяцеслов
Слово на Успение Пресвятой Богородицы Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского ИОАННА
СЛОВО НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя.
Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь, егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние. Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание — опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?
Но теперь ученики на горе Фаворской видят такое преславное Преображение Господне, которого люди от самого сотворения мира еще не видали, и в этом Преображении собственными уже глазами созерцают славу Божества Своего Учителя и свидетелей небесных, ощущая при этом несказанную радость от общения с Господом.
И мы с вами, дорогие, с радостью празднуем этот праздник, веруя, что Преобразившийся на горе Господь преобразит некогда и наши уничиженные тела, так что они будут сообразны славному телу Его, преобразит их той силою, которою Он действует и покоряет Себе все.
Празднуя преславное Преображение Господне, мы тем самым празднуем и наше будущее преображение, которое непременно совершится в вечности. И как вожделенно должно быть для каждого человека это будущее общее преображение, как необходимо, чтобы человек чаще думал о нем и употреблял все свои усилия к тому, чтобы сподобиться его!
В благородном своем стремлении к достижению славного сего преображения необходимо, дорогие, помнить следующее: человек состоит из тела и души, а потому телесному, внешнему нашему преображению должно предшествовать преображение внутреннее, преображение души. Мрачен, как туча, человек в состоянии гнева, ненависти, зависти, проводящий свою жизнь в злодеяниях, преданный пороку или предавшийся отчаянию. Но как только постарается человек стяжать кротость, благодушие, мир, любовь, оставить свою порочную жизнь, на душе у него становится ясно, спокойно — и весь он преображается. Поэтому если христианин желает себе преображения внешнего, то он должен сначала преобразиться внутренно.
Кроме того, необходимо заметить, что преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа совершилось в то время, когда душа Его была занята мыслью о предстоящем крестном подвиге и смерти. Очевидно, мысль о Кресте была господствующей мыслью Богочеловека перед этим великим событием и во время самого Преображения Его на Фаворе и имела весьма важное влияние на него. Так мысль о Кресте содействовала Преображению. Как из мрачной тучи исходит яркая молния, так за мыслью Господа о Кресте, за решимостью подъять его на Свои рамена естественно последовало Преображение Его.
В такой же тесной связи находится и наше преображение с нашим крестом, в какой находилось Преображение Христово с Крестом Христовым. Как совершается преображение человека душевного в человека духовного? При посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования, когда христианин принуждает себя, отложив ветхого человека с его греховными страстями и привычками, стремиться к добродетели и прилепляться только к тому, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу.
Евангелие повествует о том, что Господь для Своего Преображения взошел на высокую гору и молился, научая этим и нас отрешаться от земных уз и почаще возноситься мысленно к Горнему, к Небесному, очищая тем самым свои чувства и ум от житейской суеты и привязанностей.
Итак, дорогие братия и сестры, будем со своей стороны употреблять все усилия, чтобы очистить себя внутренно от всякого порока, чтобы не царствовал в нашем сердце грех, а царствовал Христос. Тогда и мы удостоимся благодатного преображения здесь, на земле, и славного преображения в будущем веке, чего да сподобит нас Господь Иисус Христос, Которому со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков.
Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов).
1964 г.
Церковные вести
Освящен храм в Шабашах
16 июля архиепископ Иоанн совершил освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери в местечке Шабаши Советского района республики.
Местный святой источник в честь Казанской иконы Богородицы известен и любим православными давно. Здесь случались многие исцеления, и поэтому даже в будни на источнике многолюдно.
Перед праздником памяти Казанского образа Богородицы народ начинает съезжаться сюда уже вечером. А с утра на святое место буквально вереницами идут машины. Люди ставят свечи, набирают святой водички, выстаивают часовую очередь, чтобы искупаться в святом источнике. И постоянно звучит молитва. А вечером, уже по традиции, на источник приезжает архиепископ Иоанн, служит молебен и щедро окропляет всех святой водой.
Когда-то на этом месте была деревня, стоял храм. Разрушили храм — исчезла и деревня. А несколько лет назад здесь, почти в поле, решили построить церковь. Почти три года ушло, чтобы поднять и оборудовать красавец-храм, выполненный из дерева. И вот в преддверии праздника в честь Казанской иконы Богородицы архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил его освящение.
Пресс-служба епархии.
Учреждена ассоциация православных учителей
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна 11 августа в Православном центре столицы республики прошел учредительный съезд ассоциации православных учителей епархии.
«Мы видим сегодня, как у наших детей отнимаются духовно-нравственные ценности, — сказал, открывая съезд, архиепископ Иоанн. — Молодежь стремится жить комфортно, спокойно. Она забывает, что такое труд. Выхолащиваются из наших детей ответственность, целостность, патриотизм, духовно-нравственное начало. А это делает их неспособными к выживанию в обществе. И сегодня нашим педагогам необходимо не только формально объединиться, но и иметь общий подход, общую направленность действий на сохранение наших детей, будущности нашей державы российской».
Более двухсот делегатов от всех приходов епархии единогласно проголосовали за создание ассоциации православных учителей. Кроме того, на съезде принят Устав ассоциации, который благословил архиепископ Иоанн и одобрило Министерство образования и науки. Руководителем ассоциации избрана Е.Г. Филиппова, заведующая отделом образования Волжска. Она будет осуществлять руководство ассоциацией через коллегию православных учителей. В благочиниях ассоциацию будут представлять общества православных учителей, а на приходах — приходские объединения преподавателей.
Пресс-служба епархии.
Официальная хроника
СЛУЖЕНИЯ И ВСТРЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
16 июля архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил великое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Шабаши Советского района и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Покровского храма с. Чкарино протоиерей Валентин Пылаев, настоятель Воскресенского собора г. Йошкар-Олы протоиерей Сергий Поглазов, настоятель Покровского храма с. Мари-Сола протоиерей Сергий Сильдушкин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Орша иерей Сергий Мошкин, настоятель храма преподобномученика Андрея Критского с. Елембаево иерей Сергий Бажанов, настоятель Свято-Троицкого храма д. Мамсинер иерей Лев Федотов, настоятель Свято-Никольского храма пос. Мариец иерей Николай Аникин. Вечером, накануне празднования памяти святых Царственных страстотерпцев, архиепископ Иоанн возглавил всенощное бдение в Воскресенском соборе г. Йошкар-Олы.
* * *
17 июля, в день празднования памяти святых Царственных страстотерпцев, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию по случаю престольного праздника в храме п. Медведево. Сослужил Его Высокопреосвященству настоятель храма иерей Алексий Михайлов. После Литургии был совершен крестный ход вокруг церкви. Вечером Владыка посетил православный лагерь близ деревни Кучки, в котором отдыхают и трудятся ребята из воскресной школы при храме Тихвинской иконы Божией Матери г. Йошкар-Олы. Архиепископ Иоанн отслужил молебен святым Царственным страстотерпцам с освящением воды, окропил поселение, а затем вместе с клириком Вознесенского собора протоиереем Николаем Ярошевичем совершил Всенощное бдение накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского.
* * *
18 июля, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Богородице-Сергиевой пустыни. Владыке сослужили наместник монастыря архимандрит Давид (Кораблев) и братия обители в священном сане, настоятель Вознесенского собора г. Йошкар-Олы протоиерей Евгений Кутырев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Покровского храма с. Упша протоиерей Михаил Нехорошков, настоятель храма святой мученицы Татианы при Марийском государственном техническом университете протоиерей Евгений Сурков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Медведево иерей Алексий Михайлов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка иерей Димитрий Вылекжанин. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию Радонежскому и крестный ход с освящением воды, а затем — чин о Панагии.
* * *
20 июля, накануне праздника иконы Божией Матери «Казанская», архиепископ Иоанн возглавил Всенощное бдение в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы, придел которого освящен в честь Казанской иконы. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Евгений Кутырев и клирики протоиерей Николай Ярошевич, иереи Андрей Норкин и Антоний Блинов, а также настоятель храма в честь Сретения Господня в с. Большая Кучка иерей Алексий Вязов.
* * *
21 июля архиепископ Иоанн возглавил Литургию в день престольного праздника в храме Казанской иконы Божией Матери с. Нурма. Сослужил Его Высокопреосвященству настоятель церкви иерей Александр Коваль. После Литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице и крестный ход вокруг храма. Вечером архиепископ Иоанн посетил Свято-Казанский храм и святой источник в деревне Шабаши и отслужил там молебен с акафистом Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Орша иерей Сергий Мошкин, настоятель Свято-Казанского храма с. Нурма иерей Александр Коваль, настоятель Свято-Владимирского храма с. Кузнецово Северо-Восточного церковного округа иерей Василий Яшмолкин.
* * *
24 июля, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Петропавловском храме пос. Мари-Турек. Сослужили Владыке настоятель храма иерей Николай Полежайкин и настоятель Свято-Троицкого храма д. Мамсинер иерей Лев Федотов. После Литургии были совершены молебен и крестный ход вокруг храма. Затем архиепископ Иоанн посетил праздничное мероприятие в районном Доме культуры, подготовленное силами прихода. Вечером Владыка возглавил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании епархиального управления.
* * *
25 июля, в день иконы Божией Матери «Троеручица», хиротонии архиепископа Иоанна, а также образования Йошкар-Олинской и Марийской епархии, Владыка возглавил служение Божественной литургии в домовом храме Епархиального управления. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма святой мученицы Татианы при Марийском государственном техническом университете протоиерей Евгений Сурков, настоятель Покровского храма с. Мари-Сола протоиерей Сергий Сильдушкин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Нурма иерей Александр Коваль, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка иерей Димитрий Вылекжанин, клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы иерей Александр Лоскутов, настоятель Свято-Владимирского храма с. Кузнецово Северо-Восточного церковного округа иерей Василий Яшмолкин. После Литургии были совершены молебен и крестный ход вокруг здания епархиального управления. Вечером архиепископ Иоанн совершил в храме вечерню с акафистом Божией Матери в Ее образе «Троеручица». Сослужил Владыке настоятель Свято-Владимирского храма с. Кузнецово Северо-Восточного церковного округа иерей Василий Яшмолкин.
* * *
26 июля архиепископ Иоанн совершил великое освящение Благовещенского придела (в крестильне) Свято-Троицкого храма города Йошкар-Олы. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Вознесенского собора города Йошкар-Олы протоиерей Евгений Кутырев, клирики протоиерей Николай Ярошевич, иереи Андрей Норкин, Александр Лоскутов, Антоний Блинов, а также настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка иерей Димитрий Вылекжанин.
* * *
28 июля, в праздник святого равноапостольного князя Владимира и День Крещения Руси, архиепископ Иоанн посетил приход Михаило-Архангельского храма в пос. Юрино и возглавил служение Божественной литургии. Сослужили Владыке настоятель храма протоиерей Николай Барсуков и настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Нурма иерей Александр Коваль. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен по особому чину и крестный ход вокруг храма.
* * *
31 июля — 1 августа архиепископ Иоанн по приглашению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь и принял участие в торжествах, посвященных дню памяти и 20-летию перенесения мощей преподобного Серафима Саровского. Богослужения возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Высокопреосвященному владыке сослужили 14 архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиепископ Вятский и Слободской Марк, архиепископ Почаевский Владимир, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Нарвский и Причудский Лазарь.
* * *
2 июля, в день памяти святого пророка Божия Илии, архиепископ Иоанн посетил приход Свято-Ильинского храма в пос. Килемары и возглавил служение Божественной литургии. Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Романов и настоятель Воскресенского собора г. Йошкар-Олы протоиерей Сергий Поглазов. По окончании Литургии был совершен молебен святому пророку Божию Илии и крестный ход от Дома трудолюбия, где проходило богослужение, на место воссоздаваемого Ильинского храма. Затем архиепископ Иоанн принял участие в мероприятии, посвященном престольному празднику, и поздравил будущих первоклассников — учеников воскресной школы.
* * *
4 августа архиепископ Иоанн посетил детский оздоровительный лагерь на озере Шап и отслужил молебен. Вечером архиепископ Иоанн прибыл в село Сумки Горномарийского церковного округа и возглавил Всенощное бдение накануне праздника Почаевской иконы Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма Рождества Богородицы с. Сумки архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель храма Архангела Михаила д. Новая Слобода схиархимандрит Лаврентий (Семенов), настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Петропавловского храма с. Кузнецово Горномарийского церковного округа протоиерей Иоанн Захаров, настоятель храма Архангела Михаила п. Юрино протоиерей Николай Барсуков, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель Свято-Владимирского храма с. Кузнецово Северо-Восточного церковного округа иерей Василий Яшмолкин, клирик храма Рождества Богородицы с. Семеновка иерей Евгений Шатров.
* * *
5 августа, в день праздника Почаевской иконы Божией Матери, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Сумки. Владыке сослужили настоятель храма архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель храма Архангела Михаила д. Новая Слобода схиархимандрит Лаврентий (Семенов), настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Петропавловского храма с. Кузнецово протоиерей Иоанн Захаров, настоятель храма Архангела Михаила пос. Юрино протоиерей Николай Барсуков, настоятель Свято-Троицкого храма с. Троицкий Посад протоиерей Виктор Соловьев, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель Свято-Никольского храма с. Микряково иерей Александр Лукьянов, настоятель Свято-Владимирского храма с. Кузнецово Северо-Восточного церковного округа иерей Василий Яшмолкин, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма г. Йошкар-Олы иерей Михаил Горицкий, клирик храма Рождества Богородицы с. Семеновка иерей Евгений Шатров. По окончании Литургии был совершен молебен Божией Матери с крестным ходом на источник, где Владыка совершил освящение воды и окропил молящихся.
* * *
7 августа, в день памяти преподобного Макария Унженского, Желтоводского, архиепископ Иоанн посетил приход Свято-Троицкого храма в с. Троицкий Посад и возглавил служение Божественной литургии. Сослужили Владыке настоятель храма протоиерей Виктор Соловьев и настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов. После Литургии был совершен молебен и крестный ход вокруг храма. Вечером архиепископ Иоанн совершил Всенощное бдение накануне дня памяти священномученика Сергия Стрельникова в храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления. Его Высокопреосвященству сослужили клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы иерей Андрей Норкин, настоятель Свято-Казанского храма с. Нурма иерей Александр Коваль, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев.
* * *
8 августа, в день памяти священномученика Сергия Стрельникова, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Никольского храма с. Кожла-Сола протоиерей Алексий Никитин, клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы иерей Андрей Норкин, настоятель Свято-Казанского храма с. Нурма иерей Александр Коваль, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев. По окончании Литургии состоялся уже ставший традиционным молодежный крестный ход с мощами священномученика Сергия к строящемуся Благовещенскому собору. В шествии приняли участие кадеты, представители православной молодежи республики. Перед памятником Пресвятой Богородице Владыка отслужил молебен новомученикам Марийским, окропил молящихся святой водой и произнес проповедь.
* * *
9 августа, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, архиепископ Иоанн посетил Мироносицкий женский монастырь в селе Ежово и совершил Божественную литургию. Владыке сослужил клирик собора монастыря иерей Михаил Лежнин. После Литургии был отслужен молебен святому целителю Пантелеимону.
* * *
10 августа, в праздник иконы Божией Матери «Смоленская-Седмиезерная», архиепископ Иоанн прибыл в село Азъял-Петъял Волжского церковного округа и совершил Божественную литургию в Свято-Гурьевском храме. Сослужили Его Высокопреосвященству настоятель храма протоиерей Владимир Захаров, настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость», благочинный Волжского церковного округа протоиерей Александр Михайлов, настоятель Богоявленского храма пос. Морки протоиерей Леонтий Очетов, настоятель храма Рождества Христова с. Арино иерей Николай Чузаев, настоятель Покровского храма с. Эмеково иерей Евгений Усков, настоятель храма преподобномученика Андрея Критского с. Елембаево иерей Сергий Бажанов, клирик Свято-Иоанновского храма г. Волжска иерей Георгий Колотов, настоятель Свято-Троицкого храма с. Помары иерей Сергий Петров и клирик иерей Игорь Сапаев, клирик Свято-Никольского храма с. Кожла-Сола иерей Владимир Яшин, настоятель Свято-Казанского храма с. Нурма иерей Александр Коваль. После Литургии были совершены крестный ход на Смоленский источник, молебен с акафистом Божией Матери, а затем — лития на месте упокоения протоиерея Владимира Аллина и его супруги рабы Божией Зинаиды.
* * *
11 августа архиепископ Иоанн принял участие в учредительном съезде ассоциации православных учителей, прошедшем в Православном центре города Йошкар-Олы. Более 200 делегатов от всех приходов епархии единогласно проголосовали за создание ассоциации, приняли ее устав, избрали руководителя — Е.Г. Филиппову, заведующую отделом образования г. Волжска.
* * *
14 августа, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе г. Йошкар-Олы. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Сергий Поглазов и клирик иерей Андрей Тимаков.
* * *
15 августа архиепископ Иоанн отслужил молебен перед началом всякого дела в храме иконы Божией Матери «Троеручица», а затем состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Департаментом государственной службы занятости населения республики и Йошкар-Олинской и Марийской епархией. Соглашение подписали руководитель Департамента государственной службы занятости населения А.П. Сычев и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
* * *
18 августа, накануне двунадесятого праздника — Преображения Господня, в народе именуемого Яблочный Спас, архиепископ Иоанн совершил Всенощное бдение в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы. Сослужили Его Высокопреосвященству настоятель собора протоиерей Евгений Кутырев и клирики протоиерей Георгий Втюрин и священник Владимир Камышев.
* * *
19 августа, в праздник Преображения Господня, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Преображенском, крестильном храме с. Семеновка. Владыке сослужил клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка иерей Димитрий Иванов. По заамвонной молитве были освящены плоды нового урожая.
Подготовила Елена Умрихина.
Слово пастыря
О неизбежности скорбей на пути духовного восхождения
Из творений преподобного Никона (Беляева), Соловецкого исповедника
Если иноки последних времен не будут иметь монашеского делания, то в чем же они должны устоять при наплыве скорбей, чтобы улучшить преславное и вожделенное спасение? Чтобы непогрешительно ожидать спасения себе от терпения скорбей, надо решить и уяснить себе этот вопрос. Его решает епископ Игнатий: надо устоять в вере православной.
«Течение скончах, веру соблюдох» — это и есть непременное условие для получения венца небесного и исполнения евангельских заповедей, не отрекаясь и монашеского подвига. Читая жития святых Отцов, мы ясно видим, что их делание настолько возвышенно, что для нас, грешных, слабых, оно непостижимо и даже иногда кажется невероятным нашему маловерию. Мы должны веровать, что подвиг этот, это дивное иноческое делание существовало некогда, мы должны благоговеть перед ним и признать смиренно, что мы отнюдь не имеем этого монашеского делания. Не говоря уже о сокровенном душевном делании, непостижимом для нас, о великих молитвенных делах и др. Мы не видим ныне ни столпников, ни безмолвников, ни послушников, ни всецелого отречения от мира, ни истинного покаяния, ни смирения, ни любви истинной, ни исполнения прочих добродетелей. Все ослабело, оскудело.
Смиренно признавая, что всего этого делания в нас нет, мы все же должны посильно себя понуждать на все эти делания в доступной для нашей немощи мере. Мы должны себя понуждать на всякую добродетель, бороться со всяким видом греха, не отдаваясь ему добровольно ни внешне, ни внутренне, хотя бы за эту борьбу со грехом и пришлось потерпеть скорби. Мы должны остаться, хотя недостойными, слабыми, но все-таки чадами, отдаленными потомками великих святых подвижников, носящими в душах и сердцах благоговение и поклонение пред их великим подвигом как неким идеалом, хотя и не постижимым для нас, но влекущим нас к себе. Если в борьбе с грехом и соблазном мы не сдадимся, то есть не бросим посильного подвига, посильного подражания примеру святых Божиих, не откажемся от него, то мы устоим, по слову аввы Исхирона.
Если и пришлось кому и преткнуться, пасть не намеренно, недобровольно, он уврачуется покаянием, слезами, сознанием своей немощи, если не откажется впредь бороться с собой, с борющим нас грехом. Таковой, аще и падает, восстанет и устоит в своем основном направлении, не продавая себя греху. Не устоит тот, кто возлюбил более добродетели грех, наслаждение грехом, кто убоится скорбей по самосожалению, кто по вражию внушению, не видя в себе желаемого благого плода, откажется и от посильного понуждения себя, сочтя по гордости своей, что если, мол, я недостоин и неспособен получить вскоре и даже никогда то, что получили прежние и другие, то и трудиться нечего понапрасну, а какие-то крохи, объедки, мне не нужны, — и откажется сначала в душе, а потом и наружно от намеченного прежде благого пути, пути тесного. Да не обольщает нас враг — диавол! Если кто видит, что сильно его укоснение в грехе, что грех приобрел над ним большую власть, пользуясь забвением и неразумием его, что уплыл он далече в море греховное, что долог и труден путь возвращения к Богу, — пусть не унывает: требуется лишь искреннее желание возвратиться к Богу, а Он уже ждет нас. Пусть будет путь труден и тесен, мы веруем, мы знаем верой нашей, куда он ведет. Итак, потерпим на сем пути, постараемся не сбиться с него: он блажен, он, несомненно, верен.
Архимандрит Иоанн (Барсуков).
На приходе
Православный лагерь в Елембаево
С 13 по 20 августа в селе Елембаево Новоторъяльского района впервые был организован православный трудовой лагерь, который сами дети назвали «В гостях у батюшки». Сюда съехались юноши и девушки из разных уголков республики — Волжска, Морков, Йошкар-Олы, всего 24 человека. Собрались они по просьбе священника Сергия Бажанова для участия в реставрации церкви преподобномученика Андрея Критского. Этому храму 30 октября 2011 года исполняется сто лет.
Работа в лагере кипела с утра до вечера. День начинался с молитвы, а заканчивался вечерним правилом и крестным ходом вокруг храма с иконой преподобномученика Андрея.
В свободное от работы время ребята пели песни под гитару у костра, играли в веселые игры, ходили в поход к лесному источнику и катались на лошади Персоне. А в один из вечеров устроили для жителей села Елембаево концерт, на котором исполняли православные песни.
14 августа, когда Церковь празднует изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, в лагере был освящен и с крестным ходом водружен над источником святых Флора и Лавра на краю села деревянный крест. А 17 августа ребята с батюшкой совершили паломническую поездку в село Масканур, где на источнике св. великомученика Пантелеимона был отслужен водосвятный молебен. После купания в источнике паломники посетили старинный красивый храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Благодаря сплоченности ребят и продуманному режиму дня за неделю работы были покрашены стены храма снаружи. В лагере дети стали ответственнее, организованнее, нашли новых друзей и вернулись домой с массой впечатлений, которыми с удовольствием поделились.
Алексей Свистунов:
— За все время, пока мы жили в лагере, я ни на секунду ни разу не пожалел, что приехал в Елембаево. Там были все мои друзья, и мы плечом к плечу работали во славу Божию. На наших глазах не только реставрировался храм, но и лечились наши души. Говорят, что в любом храме, даже разрушенном, живут ангелы. В те дни я это ощущал…
Мария Тихонова:
— Лагерь мне очень понравился, он дал возможность пообщаться с давними друзьями, выработать трудолюбие и организованность. Здесь не было времени скучать, ведь для нас нашлось столько работы! С Божией помощью храм был покрашен, и я думаю, что все остались довольны проведенным временем. Очень хочется поехать в Елембаево и на следующий год.
Ксюша Мальцева:
— Как говорили мудрецы, труд объединяет людей, тем более такой. Самым тяжелым, думаю, был первый шаг. А дальше, с Божией помощью, с молитвой реставрация храма стала в радость и шла уже с улыбками. Я была счастлива, что побывала в этом замечательном месте с замечательными людьми. Ведь эта работа объединила всех. И вот такой слаженной командой мы с помощью Божией достигли желаемого результата — на глазах преобразился храм... Многие люди будут приходить в него, и долго еще он не забудет детского старания с кистью в руках, доброго батюшку с матушкой и других помогавших людей... Слава Господу!
Даша Макарова:
— Когда я собиралась в Елембаево, у меня в голове крутилась одна мысль: «Как меня примут, ведь я не из их компании?» Думала, если не примут, то погружусь целиком в работу, а когда приехала, встретила много знакомых. Это очень обрадовало. Я нашла и новых друзей, отлично провела время, работая и общаясь со сверстниками. Я благодарна матушке и отцу Сергию за то, что они предоставили мне возможность поработать на благо Церкви и познакомиться с хорошими людьми. Слава Богу за то, что Он нам во всем помогает!
Дмитрий Чузаев:
— У меня давно была мечта помочь в постройке или реставрации храма. И вот, благодаря отцу Сергию, мечта сбылась. Работы было много, но все трудились на совесть, ведь мы знали, что работаем во Славу Божию. Хочу сказать спасибо отцу Сергию и матушке Татьяне за то, что они позвали нас
и сделали эти пять дней поистине незабываемыми. Надеюсь, что мы все еще соберемся в селе Елембаево, и в следующий раз нас будет намного больше. В общем, «десант» удался!
Мария Мокина:
— В это очень красивое и благодатное место мы приехали по просьбе отца Сергия, настоятеля местного храма, с которым познакомились в лагере «Фаворский свет».
Ребята собрались из разных мест: Йошкар-Олы, Волжска, Морков и Казани. Всех нас объединяет вера в Господа.
Дни пролетали быстро. Начинались они с утренней молитвы и заканчивались вечерней молитвой. Работа спорилась, настрой был у всех боевой. Буду долго вспоминать трапезу на свежем воздухе с самоваром. Хотелось бы отметить заботу приютивших нас жителей села Елембаево, теплое к нам отношение батюшки Сергия и матушки Татьяны. А как вкусно нас кормили Настя и Маша, помощницы повара Надежды Петровны. Какие были интересные вечера у костра, с песнями под гитару на закате дня. Очень запомнились прогулка на лошади и походы на источники.
Очень рада, что поучаствовала в трудовом десанте: многому научилась, приобрела новые знания. А самое главное — познакомилась с очень хорошими и интересными людьми, и у меня появилось много новых друзей. Надеюсь на встречу в праздник столетия храма. Храни вас Господь!
Анастасия Яковлева:
— Когда меня позвали на реставрацию храма, я сразу согласилась: ведь участвовать в таком деле такая благодать! Каждый новый день мы встречали с молитвой, которая помогала нам в течение всего времени трудиться, поддерживать друг друга, не терять священный дух. А перед сном мы благодарили Боженьку за то, что Он давал нам силы, терпение. Какая благодатная атмосфера царила там! Добрые-добрые и справедливые отец Сергий и матушка Татьяна, веселые, неунывающие друзья, заботливые прихожане, удивительной красоты природа, даже добродушный пес Дружок — все заряжало бесконечными потоками радости. Каждый там был неотъемлемой частичкой новой образовавшейся семьи. Душевные песни под гитару, веселые костры, интересные игры, дуновение ветерка, добрые сердца друзей, ласковый взгляд матушки… многое, многое останется в моей памяти! Эти несколько счастливых дней я сохраню на самой любимой полочке в моем сердце. Организаторам — огромная благодарность, побольше бы таких встреч! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!
Отец Сергий Бажанов:
— К празднику Преображения Господня чудесно преобразился наш храм, стал светлым и как будто новым, хотя ему уже сто лет. Дети не только помогли покрасить храм к юбилею, но и подготовили замечательный концерт «Люблю тебя, Россия». Все почувствовали, что в сердцах этих молодых красивых ребят горит огонь настоящей веры, за ними будущее. Однажды Валентин Крымов, давний знакомый нашей семьи, рассказал яркую историю из своего детства о том, как в их деревне случился пожар. Тогда не только всем миром погасили огонь, но и за день отстроили новый дом, собрали необходимые вещи. Раньше жили дружно, одной семьей, а сейчас порой соседи по площадке не знают друг друга. И мне очень хотелось, чтобы не только ребята, но и все жители села, видя дружную работу подростков, почувствовали, что вместе, сообща, с молитвой и Божией помощью можно сделать все. Спаси Бог родителей подростков, отпустивших их на благое дело. Благодарю всех ребят за участие в ремонте храма и радуюсь за них, что за эти несколько дней они почувствовали себя одной большой дружиной, собранной во имя Христово. Дай Бог им жить так же: дружно, с молитвой трудясь во славу Божию, с любовью к Его святым храмам.
Приглашаем всех на юбилей нашего храма, который будет праздноваться 30 октября 2011 года.
Подготовила Мария Тихонова.
Епархиальные вести
Семья – малая церковь
На берегу живописного озера, что широко раскинулось по левую сторону на въезде в Килемары, прошел традиционный, седьмой по счету, православный фестиваль «Семья — малая Церковь». Организует мероприятие приход Килемарского Свято-Ильинского храма во главе с настоятелем, благочинным Луговомарийского церковного округа протоиереем Андреем Романовым.
На фестиваль съехались делегации воспитанников воскресных школ при храмах Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка, Державной иконы Божией Матери п. Медведево, Казанской иконы Божией Матери с. Нурма, а также ребятишки из города Волжска, поселков Кокшайск, Морки и Красногорск. Были также команда православного кружка «Радуга» Медведевского района и команда военно-патриотического клуба «Наследник» Килемарского храма пророка Илии.
Перед началом фестиваля отслужили молебен, затем крестным ходом отправились на место его проведения. Разбили палаточный городок, а вечером встречали архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Открывая фестиваль, Владыка отметил: «Господь собирает нас воедино для того, чтобы имели мы любовь между собой. Наше христианское достоинство — не гордиться, не превозноситься, а совершать то делание, которое указано самим Христом. И сюда мы собираемся, чтобы победить свое «я». «Я» — последняя буква в русском алфавите, а в славянском ее вообще нет».
В этом году главной темой фестиваля был образ современной православной мамы. Каждой команде было дано домашнее задание на эту тему. И все они достойно с ними справились. После этого открылась ярмарка «Мама и я — рукодельная семья», на которой были представлены поделки из бисера и вышивки, изделия из дерева и соломки, лоскутной ткани, кружевные изделия, цветы из ткани, кулинарные изделия. Первый день завершился традиционным «Костром дружбы».
На второй день дети участвовали в эстафете, преодолевали спортивно-туристическую полосу препятствий, купались, катались на катамаране. Особый интерес вызвала конкурсная программа «Мамины хлопоты», где честь команды защищал участник фестиваля со своей мамой, показывая свои знания в домашнем хозяйстве. В последний, прощальный день, состоялась игра «Дорогою добра», в которой участвовали все без исключения команды.
Подводя итог фестиваля, протоиерей Андрей Романов подчеркнул, что приобретенные знания и опыт жизни во Христе для подрастающего поколения даются не легко и фестиваль «Семья — малая Церковь», на котором организаторы постарались создать атмосферу полноценной христианской жизни, может в какой-то мере послужить прообразом православной семьи.
Ежегодно число участников фестиваля на озере Молевое увеличивается на десяток-другой, нынче их было уже около 170. Будем надеяться, что уроки, полученные здесь, помогут ребятам и в жизни, и в создании крепкой, христианской семьи.
Лидия Градинар.
Подвижники благочестии
«Память праведного с похвалами»
Сто лет для вечности — как одно мгновение. Но по земным мерками это большой срок. За это время успевают смениться два-три поколения людей. Хорошо, что память человеческая хранит многое. Нам известны даже имена мучеников, пострадавших за Христа две тысячи лет назад. И не только имена их, а жития.
Вот и у нас, спустя сотню лет со времени успения блаженной старицы Любушки Оршанской — схимонахини Магдалины, восьмидесяти-девяностолетние старушки вспоминают о ней по рассказам своих матерей и бабушек, которые передавали светлую и благодарную память о подвижнице потомкам.
Предлагаемый читателям материал подготовлен на основе подобных воспоминаний, записанных Людмилой Леонидовной Бадьиной — медсестрой Оршанской центральной районной больницы, преподавателем воскресной школы и певчей Оршанского храма.
Федора Николаевна Сидорова сейчас живет в Йошкар-Оле. Несмотря на почтенный возраст — родилась она в 1918 году,— ее уму и памяти могут позавидовать молодые. Дед Федоры Николаевны, Николай Григорьевич Бехтерев из деревни Комары, много лет был попечителем Оршанского храма, в том числе и в годы жизни Любушки в Оршанке. Его супруга Анастасия Николаевна выросла в богатой семье в той же деревне и была женщиной на редкость доброй и честной. В свое время ее сватали многие, даже купцы, но она любила красивого и трудолюбивого Николая Бехтерева и говорила родителям: «Пусть он бедный, но я только за него пойду». Они повенчались и жили в мире и согласии зажиточно. Дом был двухэтажный, каменный. Хозяйство держали крепкое, с добротными постройками, множеством скота. И все было нажито своим трудом.
После церковных служб в праздники возил Николай Григорьевич Любушку на своей лошади в гости в село Шулку, а в будни часто брал ее к себе домой в Комары. Привезет, отнесет на руках в баньку, а там старушки деревенские Клавдия и Анастасия ее вымоют. Почти все дети Бехтеревых от мала до велика — а их в семье было девять — очень любили Любушку и всегда радовались ее приезду. Только одна, Евдокия, как-то недолюбливала ее, смотрела косо, ворчала. Но Любушка на нее не обижалась.
В ответ на доброе отношение Бехтеревых она старалась им помочь, чем могла. К примеру, советовала, сколько товара взять на базар для продажи. Бывало, скажет Николаю Григорьевичу: «Побольше льна-то возьми, у тебя весь заберут. А меня посади на телегу со льном». И все по ее словам выходило. На базаре все желали, чтобы она и на их возах посидела или за их прилавками постояла. Или дарили что-нибудь из своего товара. Это чтоб торговля шла успешно.
Старшему сыну Николая Григорьевича Ивану, когда он был еще маленьким, Любушка предрекла, что он пройдет через две войны, но останется жив. Предсказание сбылось: воевал Иван в Первую мировую войну и в Великую Отечественную, но уцелел. Вернулся в родную деревню, женился и жил на окраине большой семьей.
Да и все дети Николая Григорьевича Бехтерева прожили долгую жизнь. Трудились, растили детей. В семьях их и их потомков было много долгожителей. Даже Евдокия, что недолюбливала Любушку, хорошо жила своей большой семьей в Праздничатах. Все жили близко друг от друга, во всем помогая друг другу. Не иначе во всем этом сказывалось благословение Любушкино.
Сестра Николая Григорьевича Мария, старая дева, четыре десятка лет жила у Любушки, являясь ее помощницей и, по сути, келейницей.
А еще Федора Николаевна Сидорова вспоминает, что во время Русско-японской войны 1905 года мобилизованные парни и мужики перед отправкой приходили в келью к Любушке за благословением. И она, помолившись, вместе с благословением давала кому уголек или щепочку (тем суждено было погибнуть), кому — клубочек или моток ниток (те возвращались).
Очень любила старица старшую дочь Бехтеревых Клавдию — мать нашей рассказчицы Федоры Николаевны Сидоровой. Была Клавдия доброй и уступчивой, всем во всем старалась сноровить и помочь. Часто ходила она из Комаров в Оршанку к Любушке, носила ей гостинцы деревенские да подарочки всякие. Когда к Клавдии приезжали сваты, Любушка до поры до времени советовала Николаю Григорьевичу не отдавать дочь замуж. А вот когда посватался Николай Макарьевич Царегородцев из Праздничат, сказала: «Отдай за него Глашеньку, это ее судьба. Ихняя жизнь будет — голубиное гнездышко». Хотя до этого Любушка никогда не знала и не видела праздничатского жениха и его сватов. А еще старица сказала, что когда родится у молодых дочь, надо назвать ее Анной.
В 1913 году, когда молодым исполнилось по восемнадцать лет, Клавдия переехала к мужу в Праздничата. Вскоре у них действительно родилась дочь, которую назвали Анной. В 1914 году Николая Макарьевича призвали на войну с Германией. В 1917-м он вернулся домой. Но тут грянула революция, потом Гражданская война. Клавдия, будучи беременной вторым ребенком, опять осталась без мужа. И больше его никогда не видела. Вторично замуж не выходила, хотя к ней сватались. Хранила верность мужу, которого ей благословила Любушка.
Федора Николаевна говорит, что имелась у них прядь волос Любушки. Оказывается, когда Любушка принимала монашеский постриг, то велела всем, кто был в церкви, раздать понемногу своих волос. Самую большую прядку она дала своему верному другу и большому помощнику Николаю Григорьевичу Бехтереву. И сказала, что дом, где будут находиться ее волосы, Господь станет хранить и помогать его обитателям.
Прядь волос, доставшаяся Николаю Григорьевичу Бехтереву, долго хранилась в его доме в Комарах, а затем у его дочери Клавдии в Праздничатах. Любушкина любимица бережно хранила их всю жизнь, а затем передала своей старшей дочери Анне, выделив маленькую прядку своей племяннице Ираиде.
В Комарах семью Бехтеревых несколько раз раскулачивали. Забирали коней, скотину, хлеб. Разобрали сени с пристроем, даже крыльцо. Так что семья была вынуждена лазить в дом по приставной деревянной лестнице. Видать, очень приглянулись колхозным «строителям новой жизни» добротные постройки «классово чуждого элемента». Но удивительное дело — изо всей их большой семьи никого не арестовывали и никуда не ссылали. Хотя никто из них не отрекся от Бога и Церкви. Более того, в храмовой документации о Николае Григорьевиче Бехтереве говорится как об организаторе богослужений после ареста и расстрела батюшки Сергия Стрельникова. Возможно, речь идет о требах и тайных богослужениях, совершавшихся на дому священниками, лишенными возможности вести службы в храмах.
Федора Николаевна убеждена, что только милостью Божией и молитвами Любушки их семейству удавалось избежать бед.
Помнит Федора Николаевна, как закрывали в Оршанке церковь, как долго не могли сбросить Любушкин колокол. Как народ продолжал ходить на Любушкину могилку. Даже прадед ее — Григорий Исаакович, отец Николая Григорьевича Бехтерева, старый и немощный, седой, длиннобородый, — и то долго ходил из Комаров, пока мог.
Еще вспомнила она страшный пожар в Праздничатах, где они с матерью жили в ту пору, и прядь Любушкиных волос была у них. Кругом у соседей горели дома. Прибежавшие с вечеринки парни стали помогать отстаивать их дом, сметая метлами с крыши огненные искры. Все соседские постройки тогда сгорели, а их хозяйство не пострадало.
Со временем из-за разных хлопот и переездов большая прядь Любушкиных волос где-то затерялась. Неизвестно, где и у кого сейчас другие пряди, розданные людям при ее постриге. Чудом сохранилась лишь маленькая прядка, которой Клавдия Николаевна Царегородцева благословила свою племянницу (дочь сестры мужа) Ираиду, когда та выходила замуж. Сейчас Ираида Афанасьевна Братухина живет в Оршанке. Она помнит, как тетя Клавдия отделила от доставшейся пряди немного волос и велела хранить их всю жизнь. Сказала, что по молитвам Любушки Господь будет помогать и оберегать. И Ираида Афанасьевна никогда не забывала этот завет, всю жизнь была верующей и никогда не забывала церковь.
Маленькую прядку желтеньких кудрявых волос Любушкиных она бережно хранит вот уже восьмое десятилетие. Волосики завернуты в синюю сатиновую тряпицу — ту самую, в которой дала их тетя Клавдия. В сверточек этот вложена записка — на пожелтевшем от времени клочке бумаги рукой тети Клавдии написано: «Любушкины волоса». Ираида Афанасьевна свято верит в Любушкино покровительство, в ее молитвенную помощь.
Жительница Оршанки Зоя Прокопьевна Васильева о Любушке знала c детства от своей тети, материной сестры Юлии Григорьевны Мальцевой, живущей сейчас в поселке Пижанка Кировской области. Тетя водила ее в 80-е годы на могилку к Любушке, когда там еще не было креста, потому что знала местонахождение захоронения старицы от своего отца.
Отец Юлии Григорьевны Григорий Шашков жил в Большой Орше. Он рассказывал своим четырем детям, что когда был молодым, заболели однажды у него глаза. Стал плохо видеть. Сколько могли, лечили дома, но пользы не было. Тогда пошел он к Любушке в Оршанку за помощью. Потом дома рассказал, что дала ему Любушка выпить какой-то воды. Может быть, это была святая вода, а может, травяной настой, ведь у старицы всегда было много всяких лекарственных трав. Так или иначе, дело пошло на поправку, зрение восстановилось. Очень был Григорий благодарен Любушке за то, что смолоду без глаз не остался. Наказал своим детям ходить на Любушкину могилку и в случае чего просить у нее помощи.
По словам Эмилии Анатольевны Комаровой, жительницы Оршанки, ее мать Марфа Ильинична Комарова не раз рассказывала ей о Любушке. Говорила, что Любушка часто сидела на скамеечке возле дома. Была очень добра к людям и особенно любила детей. Со всеми, кто к ней подходил, ласково поговорит, даст, если надо, совет. А детей обязательно обнимет, поцелует, приголубит.
Эмилия Анатольевна с детства по наказу матери часто бывала на Любушкиной могилке, просила молитвенной помощи и совета. В школьные годы, например, обязательно приходила перед экзаменами.
Вспомнила Эмилия Анатольевна, что за храмом находились еще могилы. И была там чудесная кленовая рощица, от которой до сего времени сохранилось несколько кленов.
Фаина Афанасьевна Сумачева из Оршанки о Любушке узнала также от своей матери — Лидии Андреевны Титовой из деревни Репино Каракшинского сельсовета Яранского района Кировской области.
Мать рассказывала, что когда было ей восемнадцать-девятнадцать лет, пошли они как-то раз с подружками пешком в Йошкар-Олу. Мать Лидии Андреевны, Татьяна Безденежных, наказала: «Смотрите, когда через Оршанку пойдете, обязательно зайдите на могилку к Любушке за благословением». Но одна из подруг-попутчиц отговорила остальных. Дескать, дойдем и так, а если что, на обратном пути зайдем.
Пришли в город очень уставшие. Стали ложиться отдыхать. И вдруг у той, что не захотела зайти на могилку к Любушке, сильно разболелся палец на руке. Стало вроде нарывать. От боли она проплакала всю ночь. А утром рассказала об этом подругам и повинилась, сочтя, что это ей — наказание. На обратном пути решила обязательно зайти на могилку к Любушке. И тут боль стала потихоньку уходить. Когда на могилке с поклоном попросила у старицы прощения, палец уже совершенно не болел.
Бабушка Татьяна Безденежных рассказывала о Любушкиной прозорливости. Пришла как-то к старице молодая женщина со своей бедой — болен муж. Зашла к ней в дом, а Любушка сидит у окна. А потом и говорит, вопреки обыкновению не глядя на женщину: «Ветер-то како-о-ой сильны-ый. Молодую березку-то сломит». Видимо, этой фразой давала понять, что мужу этой несчастной суждено умереть.
Как духовное завещание оставила бабушка Татьяна наказ никогда не проходить мимо Любушкиной могилки, не поклонившись и не взяв благословение. И вообще советовала, куда бы ни довелось идти, заходить перед этим к Любушке с твердой верой в ее молитвенную помощь.
По словам уроженки деревни Патья Санчурского района Кировской области Клавдии Никандровны Титовой, ее бабушка по отцу Марфа Титова говаривала: «Ходите к матери Любоньке на могилу, поплачьте — она, милая, поможет».
Бабушка Марфа рассказывала, что ходила к старице, когда та была еще жива: «Зашла, стою у порожка, а Любушка и говорит: «Ой, сколько вилочков-то, да все белые, один другого белее!». А у бабушки было четырнадцать детей, и все белоголовые, светленькие. Только болели ребятишки. Вот и пошла она в Оршанку. Это сейчас Патья в другом районе, в другой области, за лесным бездорожьем. А тогда санчурские и оршанские края были в одном уезде — Яранском, и соединяли их наезженные лесные дороги. А два с половиной десятка верст для тогдашнего деревенского человека было не расстояние, тем более ради детей.
И, значит, помогла старица ее ребятишкам, раз на всю жизнь сохранила бабушка Марфа благодарную память о ней и также завещала потомкам ходить к матушке Любоньке (так она ее называла), случись беда какая.
Фаина Алексеевна Гребнева (Желонкина) жила в Оршанке с 1941 года по 1960-й. По ее воспоминаниям, в заречной части села тогда многие держали уток — в те бедные времена это было большое подспорье в хозяйстве. Река была рядом, уткам раздолье. Только на ночь их загоняли домой. А утром каждая хозяйка, выпуская их, приговаривала: «Любушка, храни!». Так уж было заведено.
Как-то одна из женщин увидела во сне Любушку, которая и говорит: «Любушка, храни, Любушка, храни. Вот Любушка и бегает все лето по берегу, охраняет». В сны верить, вроде, и не положено, но что правда, то правда — в те годы ни разу ни у кого не пропала ни одна утка. Стало быть, как при жизни у людей с домашней живностью не обходилось без Любушкина участия, так и после смерти не отказывала она в этой помощи.
И в завершение — воспоминания и размышления самой Людмилы Леонидовны Бадьиной:
— Мне было лет девять-десять, я еще писать только-только научилась, так как в школу пошла почти в восемь лет. Бабушка моя по материнской линии, Евдокия Степановна Волжанина, сама писать плохо умела и стала приносить мне старые потертые листочки с текстами молитв, написанными старческим почерком, полуграмотными. Мне надо было переписывать их в тетрадь, что я и делала, несмотря на свой в ту пору неважный, как курица лапой, почерк. А для красоты разрисовывала цветами и узорами. Видя мое старание, бабушка начала носить для переписи духовные стихи и однажды дала даже целую поэму об Алексии, Божием человеке.
Как-то раз она принесла тонкую исписанную тетрадь. Почерк был красивый, буквы чуть ли не печатные. На первом листе было написано: «За что мы любили Любоньку». В ответ на мой вопрос бабушка объяснила, что это та Любонька, что похоронена у нас в Оршанке возле церкви. Бабушка была 1916 года рождения и, конечно, о Любушке могла знать только с чьих-то слов. Но моя тетя, Галина Константиновна Полевщикова, говорила, что она о Любушке немало рассказывала. Например, как однажды пришли к старице люди спросить о пропавшей овце. Любушка их утешила, что не надо плакать, овечка сама домой придет. Так и вышло.
Будь бабушка сейчас жива — многое могла бы порассказать, ведь она застала многих людей, которые лично знали Любушку.
Помню, когда я переписывала ту тетрадь, мне казался смешным стиль письма. А когда дошла до места, где написано, что Любушкину деду Кривошапкину было сто пятьдесят лет, не поверила — ведь столько не живут, что-то опять старухи напутали. И, недолго думая, убрала единицу: хватит деду и пятьдесят лет. В моем детском понимании пятидесятилетний человек был глубоким стариком. Все остальное я переписала слово в слово.
Спустя тридцать лет, когда я стала ходить в храм, начался сбор материала о Любушке. Сведений было очень мало. И тут я вспомнила о том, что когда-то что-то переписывала о какой-то Любоньке. Неужели о той самой?
И только в 2009 году, когда Промыслом Божиим нашлась книжица о Любушке, выпущенная в 1911 году в Вятке, сомнения отпали. У меня оказалась переписана вторая часть ее содержания — знак в знак, ни единого лишнего слова, ни единой лишней буквы. И там значилось, что деду Кривошапкину было сто пятьдесят лет, ничего старухи не напутали.
Получается, люди, не имея возможности приобрести эту книгу, переписывали ее сами и давали другим. И так несколько десятилетий. Вот она, любовь человеческая, память и благодарность!
— С самых малых лет я часто ездила с бабушкой в Кучкинскую церковь. В маленьком автобусе ПАЗ была давка. Я стояла и не могла не только руками шевелить, но, кажется, и дышать. Начинала реветь. Бабушка кричала: «Ну-ко, робенка-то задавите!» — и принималась расталкивать народ. Не раз, особенно на праздники, мы ездили с ночевкой, чтоб постоять на вечерней службе и на утренней. Ночевали у тех, кто пускал. Чаще всего в ветхом домишке безродной Ольги (так ее все звали) или в первом доме от храма — у Дуни. Оказывается, эта строгая, но добрая женщина, Евдокия Шевнякова, и давала бабушке молитвы для переписывания. Возможно, и рукопись о Любушке она же передала.
В церкви нам, детям, всегда давали читать поминальные книжки. И почти все поминовения за упокой начинались с имени схимонахини Магдалины. Мне эти два слова казались странными, ведь далее шли простые имена. Теперь-то мне понятно, что старые люди никогда не забывали Любушку и поминали ее в первую очередь. А ведь это была середина и конец 70-х годов. И теперь, когда я в храме беру и читаю старые поминальные книжки, там тоже часто встречается это имя.
Несколько лет назад Любушкину могилку покрывал настоящий зеленый ковер из ландышей. Их высадили сюда те, кто возродил место упокоения старицы. Зашла я как-то раз на могилку, а там одна из старушек-прихожанок, добрая и спокойная Анфиса Евдокимовна, листья ландышей рвет и в пакет складывает. Дело было глубокой осенью, листья уже пожелтели и свернулись. «Ноги у меня очень болят, — объяснила она, — листья приложу, и боль меньше становится».
Я как раз страдала головными болями и решила последовать этому примеру. Положила листья под подкладку шапки и долго ходила с ними. Хотя как медработник верила тогда больше в лекарства. Но уж очень удивила меня вера Анфисы Евдокимовны в целительную силу этих листьев. Сколько было таких вот болящих и страждущих, получивших помощь Любушки за сотню лет со времени ее упокоения! Я в их числе.
Публикацию подготовил Николай Кропинов.
На могилке у Любушки
Место упокоения Любушки было окружено всеобщим почитанием. Сюда все время шел народ, здесь постоянно горела лампада. Жительница Оршанки Тамара Георгиевна Филатова рассказывает, что когда она приехала в 1946 году в поселок, здесь доламывали колокольню храма Рождества Иоанна Предтечи, но часовенка на могиле Любушки еще стояла. Мать у Тамары Георгиевны была глубоко верующей и вместе с дочерью ходила на могилку Любушки. Брала масло — подлить в неугасимую лампаду. Так было заведено, так делали все, кто имел усердие и любовь к старице. Однако впоследствии под давлением властей часовня была разрушена, а разоренную Любушкину могилу закидали мусором. Остался лишь едва приметный бугорок.
Когда во второй половине 1980-х годов священник Кучкинского Сретенского храма отец Игорь Николаев начал совершать в Оршанке службы, могилку Любушки решили восстановить. Расчистили мусор, привезли плодородную землю, посадили ландыши и другие цветы. Попросили кузнеца Евгения Шихова сварить металлический крест. Отец Игорь благословил сделать на нем табличку с надписью. Могилка обрела пристойный вид. А позже, в ходе восстановления храма, была благоустроена.
Сегодня на утопающую в цветах могилку Любушки, как и прежде, идет народ. Вновь теплится здесь неугасимая лампада. Подход сюда и прилегающая площадь выложены плиткой. 13 ноября 2009 года, в день упокоения Любушки, в Оршанском храме вновь, после семидесятилетнего перерыва, прошла заупокойная Литургия и был отслужен молебен на ее могилке. 4 августа 2010 года, в день памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, являющийся днем Ангела блаженной старицы, на могилке был отслужен молебен. Все это стало ежегодной традицией.
А 19 июня нынешнего года после воскресного богослужения настоятель храма священник Димитрий Вылекжанин отслужил здесь литию.
Страницы истории
Храмы Марийского края в эпоху гонений
В первые храмы на территории Марийского края были построены еще в XV веке. Поначалу это были небольшие деревянные церкви, о судьбе которых известно немного. Эпоха каменных храмов берет свое начало в 1710 году, когда на территории Спасо-Юнгинского мужского монастыря была возведена Спасская церковь. К сожалению, этот старейший памятник церковной архитектуры не дошел до нас, будучи разобран по постановлению Совета Министров МАССР от 11 апреля 1961 года. В том же XVIII веке каменными церквами были украшены Царевококшайск и Козьмодемьянск. К сожалению, большинство этих храмов также было уничтожено в годы советской власти. Из тех городских церквей, которым удалось пережить годы гонений, самыми ранними являются Троицкий храм Козьмодемьянска (построен в 1733 году) и нижний этаж Троицкой церкви в Йошкар-Оле, выстроенный в 1736 году и ставший первым каменным строением в столице нашего края.
Что касается сельской местности, то здесь деревянные церкви строились даже в начале XX века, так как возведение каменного храма требовало значительных затрат, которые не могли себе позволить жители небогатых приходов. Первым селом, где появилась своя каменная церковь, стало Владимирское на территории нынешнего Горномарийского района. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был построен здесь на средства чебоксарского купца Михаила Игумнова и 8 сентября 1713 года освящен митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном (Воиновым). Однако подлинный расцвет каменного храмового строительства в селах Марийского края пришелся на вторую половину XIX — начало XX веков.
Сельские и городские храмы становились очагами культуры и просвещения. При них действовали библиотеки, церковноприходские школы. Разумеется, церкви исполняли и свою главную роль, являясь домом молитвы для верующих. Приходские священники совершали богослужения и требы, на территории приходов проводились крестные ходы с местночтимыми иконами. Престольные праздники всегда являлись значимыми событиями в жизни села и становились торжеством для всей округи.
К моменту прихода к власти большевиков на территории современной Республики Марий Эл действовало более 150 церквей. ВКП(б) никогда не скрывала своих антирелигиозных взглядов, и, получив власть, начала открытую борьбу с Православием. Все имущество Церкви, включая храмы, было национализировано декретом СНК от 2 февраля 1918 года. Верующим было предоставлено право заключать с местными органами власти договоры о передаче зданий храмов в «бессрочное бесплатное пользование». В дальнейшем, стремясь ликвидировать религиозную жизнь в СССР, советская власть приступила к закрытию церквей, рассчитывая, что, лишившись места для молитвы, народ постепенно отойдет от веры.
Первая волна закрытия храмов в Марийском крае прокатилась в конце 1920-х — начале 1930-х годов и коснулась в основном городов. Йошкар-Ола лишилась Воскресенского собора (закрыт 20 сентября 1928 года), Входо-Иерусалимской церкви (8 января 1930 года), Козьмодемьянск потерял Смоленский собор (21 апреля 1932 года), Успенскую (21 апреля 1930 года) и Богоявленскую церкви (11 января 1933 года). Договоры, заключенные исполкомами с верующими, разрывались под надуманными предлогами, а здания храмов использовались под различные «культурные учреждения». Так, в Воскресенском соборе был устроен кинотеатр, в Смоленском соборе — музей, а Успенскую церковь отдали под Дом пионеров. Исключением стал Входо-Иерусалимский храм Йошкар-Олы, разрушенный вскоре после его закрытия.
Вторая волна упразднения церквей пришлась на конец 1930-х — начало 1940-х годов и носила массовый характер. Здания храмов переоборудовались под клубы, школы, склады, мастерские МТС. Нередко бывало так, что к моменту закрытия богослужения в этих церквах уже не совершались, так как многих приходских священников репрессировали еще в 1937 году. Последними закрытыми храмами на территории МАССР в 1940-е годы стали Свято-Никольская церковь села Виловатово, богослужения в которой не совершались с декабря 1937 года, и Покровская церковь села Паратмары, действовавшая практически до самого упразднения. 27 октября 1941 года Совнарком МАССР своим постановлением закрыл эти храмы. Некоторые церкви в МАССР так и не были официально закрыты, но богослужения в них не совершались. Примером такого положения дел может служить Свято-Гурьевский храм села Петъялы.
Таким образом, с 1941 года на территории Марийской республики не осталось ни одной действующей церкви. Впрочем, во многих областях Советского Союза была та же картина, и даже начавшаяся война не сразу повлияла на сложившуюся ситуацию.
Тяжелое положение страны в ходе военных действий, подъем религиозности населения СССР и множество прошений в органы власти об открытии храмов, внешнеполитическое положение государства и необходимость установления полноценных отношений с союзниками способствовали тому, что в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года произошла встреча Сталина с архиереями Русской Православной церкви во главе с митрополитом Сергием (Страгородским). Глава советского государства сделал ряд доселе невиданных уступок Церкви, включая право вновь открывать закрытые ранее храмы. В то же время государство сделало попытку установить контроль над религиозной жизнью, для чего был создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви, который возглавил полковник НКВД Г.Г. Карпов.
Сама процедура передачи зданий храмов была максимально усложнена. Сначала верующие собирали подписи за открытие прихода и направляли их вместе с заявлением в Совнарком МАССР. Если там не возникало возражений, бумаги шли в Москву, где их изучал Совет по делам РПЦ. Окончательное решение по каждой церкви выносил Совнарком СССР. Громоздкая бюрократическая структура работала медленно и была построена так, что ходатайство верующих можно было завернуть на любом уровне. Кроме того, существовало и много подводных камней. Партийная номенклатура на местах, привыкшая видеть в «церковниках» своих врагов, не желала принимать новую религиозную политику государства. Боясь открыто выступить против решения Сталина, партийные чиновники ставили различные препоны верующим, всячески препятствуя передаче зданий храмов.
Тем не менее это время стало новой эпохой для миллионов православных христиан. Открытие церквей в СССР продолжалось до 1949 года, когда данный процесс был приостановлен. За период с 1944-го по 1946 годы на территории МАССР начали действовать 15 храмов, среди них первыми открылись Воскресенский собор города Йошкар-Олы и церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка.
Эпоха хрущевских гонений ознаменовалась новым наступлением на приходскую жизнь. Был закрыт Воскресенский собор города Йошкар-Олы, впоследствии разрушенный, церкви сел Куршаково, Кукнур и Мушерань. 9 февраля 1964 года сгорел деревянный храм в селе Моркиялы. Но в оставшихся десяти церквах службы продолжались все советское время.
Новое возрождение Православной веры в Марийском крае началось с конца 1980-х годов. Уже тогда верующие начали добиваться возращения Церкви зданий храмов, и их хлопоты нередко оканчивались успешно. Среди прочих были открыты Троицкая церковь в Козьмодемьянске, Свято-Никольский храм в Звенигово, церкви в поселках Кокшайск, Морки, Новый Торъял, Юрино и другие. К моменту образования в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии, в республике действовало уже более 20 храмов. Это число увеличивалось с каждым годом, и в 2011 году богослужения совершаются уже в 89 церквах.
Месяцеслов
1 сентября (19 августа). Четверг. Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.). Мч. Андрея Стратилата (284-305).
4 сентября (22 августа). Воскресенье. Грузинской иконы Божией Матери (1650). Прп. Исаакия Оптинского (1894).
5 сентября (23 августа). Понедельник. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306).
6 сентября (24 августа). Вторник. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому (праздник Богородице-Сергиевой пустыни). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца.
8 сентября (26 августа). Четверг. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395) (престольный праздник Мироносицкого монастыря и церквей Владимирской иконы Божией Матери в с. Кузнецово Медведевского района и в с. Владимирском Горномарийского района). Мчч. Адриана и Наталии (305-311).
10 сентября (28 августа). Суббота. Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Собор прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Моисея Мурина (ок. 400). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой (I).
11 сентября (29 августа). Воскресенье. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (престольный праздник храмов Богородице-Сергиевой пустыни, Мироносицкого монастыря, церквей сел Коротни, Оршанка, Шелангер и храма села Владимирское, придел которого освящен в честь св. Иоанна Предтечи). День постный.
12 сентября (30 августа). Понедельник. Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724). Прп. Александра Свирского (1533). Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652).
13 сентября (31 августа). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408).
14 (1) сентября. Среда. Церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).
15 (2) сентября. Четверг. Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.
17 (4) сентября. Пятница. Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680). Прор. Боговидца Моисея (1531 до Р.Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1989).
18 (5) сентября. Воскресенье. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I).
19 (6) сентября. Понедельник. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV) (престольный праздник Мироносицкого монастыря, церквей поселков Сернур, Юрино, д. Новая Слобода и Смоленского собора г. Козьмодемьянска, правый придел которого освящен в честь Архистратига Михаила). Прославление сщмчч. Леонида, еп. Марийского, Адриана, Михаила (2002), Сергия (2005), Николая (2007) и Анатолия (2009) пресвитеров.
20 (7) сентября. Вторник. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Макария Оптинского (1860).
21 (8) сентября. Среда. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ (престольный праздник церквей сел Семеновка, Хлебниково и Сумки).
22 (9) сентября. Четверг. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).
24 (11) сентября. Суббота. Прп. Силуана Афонского (1938). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
25 (12) сентября. Воскресенье. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313).
26 (13) сентября. Понедельник. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335) (престольный праздник храмов в честь Воскресения Христова г. Йошкар-Олы). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника (I).
27 (14) сентября. Среда. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (престольный праздник церквей сел Кукнур, Емангаши, и нижнего придела Вознесенского собора Йошкар-Олы). День постный.
30 (17) сентября. Пятница. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137) (престольный праздник церкви п. Морки).
СЛОВО НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
«О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает». Поистине сегодняшний день для Святой Церкви и ее верных чад особый, благодатный. По-человечески день бессмертного успения Богородицы, кажущегося разлучения с Ней, наводит скорбь. Но, по-божественному домостроительству, это день великого торжества, когда мы прославляем Царицу Небесную и свидетельствуем о том, что смерти нет: есть лишь успение в ожидании воскресения.
Мы знаем, что после Вознесения Господня Пречистая Богоматерь пребывала в доме Иоанна Богослова, которому Господь вручил Свою Матерь, а с Ней и всех нас. После того, как в день Пятидесятницы Дух Святой снизошел на апостолов и Богородицу, Она всегда обращала Свой молитвенный взор к Своему Сладчайшему Сыну, чтобы Он взял Ее к Себе, потому что как Матерь Она не могла пребывать без Своего Сына. И вот архангел Гавриил пришел к Ней и возвестил, вручив сияющую райскую ветвь, что Господь призывает Ее к Себе.
Тогда Она попросила Своего Сладчайшего Сына, чтобы попрощаться Ей с Его возлюбленными учениками, которых Она полюбила всем сердцем. И на облацех по воздуху в мгновение со всех концов вселенной апостолы были принесены к одру Пречистой Богоматери, Которая с радостью готовилась к Своему бессмертному успению. Здесь Она обратила к ним Свою последнюю речь и оставила Свой последний завет, обещав вечно пребывать со всеми, кто будет призывать Ее имя и исполнять святые заповеди Ее Сладчайшего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Затем, преподав им Свое материнское благословение, Она с улыбкой на устах предала дух Свой Своему Сладчайшему Сыну. И тут апостолы увидели, как Сам Господь приходит к одру Пречистой Богоматери и берет Ее душу в руце Свои — на иконе Успения она изображена в виде повитого младенца, в окружении ангельских сил.
После погребальных песнопений ученики пошли с телом Пречистой Богоматери, чтобы погребсти Ее в веси Гефсиманской. Но беззаконные иудеи вместе с Афонием ринулись на учеников, чтобы опрокинуть пречистое тело Богородицы и надругаться. Однако, когда Афоний протянул свои руки, то ангел отсек их, и они прилипли к одру. Тогда Афоний во всеуслышание исповедовал веру в Сладчайшего Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, и прославил, по слову апостола Петра, Пречистую Богоматерь. И когда он протянул свои руки, то они приросли вновь на свое место.
Во время погребения многие страдавшие различными болезнями прикасались к одру Богоматери и получали исцеление. Апостол же Фома прибыл в Иерусалим только на третий день. Желая, хотя бы с опозданием, попрощаться с Богородицей, он отправился в Гефсиманию с другими апостолами. Когда ученики отвалили камень от гроба Пречистой Богоматери, они увидели только погребальные пелены, издающие благоухание, и возрадовались, потому что Ее Сладчайший Сын воскресил Ее в третий день, всем нам указав, что и мы, по слову Господню, все воскреснем.
Ученики с радостью собрались в Сионской горнице, чтобы по обычаю преломить хлеб Господень. И когда они воздвигали хлеб, то в сиянии славы им явилась Пречистая Богоматерь. И они вместо того, чтобы воскликнуть «Господи Иисусе Христе, Боже наш, спаси нас» воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам»!
Своим явлением Пречистая Богоматерь указала, что Она всегда пребывает с теми, кто исполняет Ее последний завет: живет по заповедям Господним и призывает Ее на помощь, прославляет Ее дивным архангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Какую великую силу имеют эти слова, ниспосланные всем нам, славословящим Царицу Небесную, через архангела Гавриила! Эта молитва отгоняет злых духов, приближает ко всем нам Царицу Небесную. И сегодня, собравшись в этом святом храме, посвященном Успению Пресвятой Богородицы, мы снова и снова восклицаем: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!»
Йошкар-Ола, 2009 г.