СОДЕРЖАНИЕ
День семьи, любви и верности
В память о погибших
Служения и встречи архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского ИОАННА
Летний отдых – в детском лагере
Продолжая забытые традиции
Памятник благовестнику нашего спасения
Дорогой доброделания
Человеку естественно творить добро
Красота рядом
Православные праздники в августе
День семьи, любви и верности
8 июля, в день памяти благоверного князя Петра и княгини Февронии, страна отметила Всероссийский день семьи, любви и верности. В Йошкар-Оле праздник ознаменовался освящением часовни в честь святых Петра и Февронии на Патриаршей площади города.
Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем, Петром в монашестве, который правил в начале XIII века, и его супругой Евфросинией. За несколько лет до княжения князь заболел проказой. Во сне ему было открыто, что его может исцелить дочь бортника Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Она была красивой, благочестивой и доброй девушкой, знала свойства трав и умела лечить. Феврония исцелила князя, после чего вышла за него замуж.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. И действительно скончались они в один день и час 8 июля 1228 года. Погребены были в соборной церкви города Мурома.
Несколько лет назад жители города Мурома выступили с инициативой проводить 8 июля, в день памяти благоверного князя Петра и княгини Февронии, Всероссийский день семьи, любви и верности. Идея нашла поддержку у депутатов Государственной Думы и в 2008 году праздник получил официальный статус.
В рамках празднования Всероссийского дня семьи, любви и верности на Патриаршей площади Йошкар-Олы состоялось освящение часовни в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Совершил его архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. На освящении присутствовал Глава республики Леонид Игоревич Маркелов.
«Наша держава Российская терпит сейчас тяжелейшие внутренние духовные катастрофы семьи, — сказал после освящения часовни Владыка.— Поэтому мы должны иметь перед собой примеры, взирая на которые, могли бы поучаться. И сегодня нам явлено это святое место. Верю, что те, кто готовится к браку, приходя сюда, будут яснее осознавать, сколь велико и ответственно служение друг другу. Ведь брак — это жертва. Без жертвы ближнему брак существовать не может».
«Важно, чтобы молодые люди, которые вступают в брак, знали о подвиге святых благоверных Петра и Февронии, приходили к ним, поклонялись их мощам. Надеемся, что в ближайшее время мощи будут доставлены сюда, в эту часовню, — заверил собравшихся Глава республики Л.И. Маркелов. — Семья — величайшая ценность, дарованная нам Всевышним. Нужно хранить и ценить ее, помогать родителям, уважать супруга, достойно воспитывать детей. Это очень важно. Если порядок в семье, то будет порядок и в стране».
В скором времени при часовне в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии начнет работу православный центр психологической помощи, руководить которым назначен клирик Вознесенского собора Йошкар-Олы протоиерей Николай Ярошевич. Центр психологической помощи «Православная семья» призван оказывать консультации («телефон доверия»), проводить циклы бесед по профилактике разводов и поддержанию православных ценностей семьи. Большое внимание будет уделено подготовке к венчанию, разъяснению, что такое Таинство Брака, для чего необходимо венчаться, какую это Таинство принесет пользу семье. В дальнейшем, с появлением штатного психолога, планируется расширение деятельности центра.
Пресс-служба епархии.
В память о погибших
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в течение сорока дней в храмах епархии ежедневно будут проходить заупокойные богослужения по жертвам крушения теплохода «Булгария».
«Булгария», следовавшая по экскурсионному маршруту Болгар — Казань, затонула на Куйбышевском водохранилище днем 10 июля в условиях шторма. Теплоход, построенный в 1955 году, получил крен вправо и за несколько минут ушел на дно. Вместимость «Булгарии» составляла 140 человек, однако, по официальным данным, на ее борту находились 208 человек, часть пассажиров была не зарегистрирована. Спаслись 79 человек. По официальным данным известно, что в числе погибших при кораблекрушении есть и жители Республики Марий Эл.
Пресс-служба епархии.
Официальная хроника
Служения и встречи архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского ИОАННА
17 июня, на праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных», архиепископ Иоанн посетил храм в поселке Краснооктябрьский Луговомарийского церковного округа и совершил Божественную литургию по случаю престольного праздника. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель церкви иерей Александр Коваль, который также является настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Нурма. После Литургии был совершен крестный ход вокруг храма.
* * *
24 июня, в день памяти апостолов Христовых Варфоломея и Варнавы, архиепископ Иоанн посетил Мироносицкий женский монастырь в селе Ежово, где совершил Божественную литургию. Владыке сослужили настоятель храма пророка Илии п. Килемары протоиерей Андрей Романов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Чкарино протоиерей Валентин Пылаев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Упша протоиерей Михаил Нехорошков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери иерей Алексий Михайлов, клирик Мироносицкого монастыря иерей Михаил Лежнин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Нурма иерей Александр Коваль, настоятель храма Владимирской иконы Матери Божией с. Кузнецово Медведевского района иерей Василий Яшмолкин. После молебна святым апостолам архиепископ Иоанн поздравил настоятельницу монастыря игумению Варнаву с днем тезоименитства, благословил ее иконой Божией Матери и пожелал помощи Божией в несении послушания.
В этот же день в епархиальном храме в честь иконы Богородицы «Троеручица» архиепископ Иоанн совершил благодарственный молебен по случаю окончания учебного года в православной гимназии им. Сергия Радонежского. В храме собрались как выпускники 9 и 11 классов, так и другие гимназисты. Кроме того, присутствовали директор школы протоиерей Евгений Сурков, министр образования Республики Марий Эл Галина Николаевна Швецова, начальник управления образования и заместитель главы города Йошкар-Олы Михаил Яковлевич Никитенко, учителя и другие гости. По окончании молебна Владыка произнес проповедь и вручил аттестаты о среднем образовании выпускникам гимназии.
В тот же день вечером архиепископ Иоанн совершил освящение нового памятника — на площади Пресвятой Богородицы в Йошкар-Оле был сооружен фонтан с бронзовой фигурой Архангела Гавриила. В числе высоких гостей на освящении присутствовали Глава Республики Марий Эл Л.И. Маркелов, министр культуры М.З. Васютин, президент ОАО «Маригражданстрой» Г.П. Александров. По окончании молебна архиепископ Иоанн поздравил всех собравшихся с праздником в честь иконы Матери Божией «Достойно есть».
* * *
26 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Иоанн возглавил Литургию по случаю храмового праздника в п. Советском Северо-Восточного церковного округа. Сослужил Владыке настоятель прихода иерей Владимир Глебов. После Литургии были совершены праздничный молебен и крестный ход вокруг храма. Затем дети из воскресной школы храма показали для Владыки, гостей и всех прихожан праздничное выступление.
* * *
1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, архиепископ Иоанн совершил освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в селе Микряково Горномарийского церковного округа. Настоятелем храма является иерей Александр Лукьянов. Архипастырю сослужили настоятель храма Рождества Богородицы с. Сумки архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель храма Архангела Михаила д. Новая Слобода схиархимандрит Лаврентий (Семенов), настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Петропавловского храма с. Кузнецово протоиерей Иоанн Захаров, настоятель Покровского храма с. Мари-Сола протоиерей Сергий Сильдушкин, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Никольского храма с. Виловатово иерей Владислав Мишутов, настоятель Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска иерей Алексий Сущев, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма г. Йошкар-Олы иерей Михаил Горицкий.
* * *
3 июля архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Гурьевском храме с. Петьялы Волжского района. Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Владимир Захаров, настоятель Свято-Никольского храма с. Кожла-Сола протоиерей Алексий Никитин, клирик Свято-Иоанновского храма г. Волжска иерей Георгий Колотов, настоятель храма Рождества Христова с. Арино иерей Николай Чузаев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Помары иерей Сергий Петров. После Литургии были совершены молебен святителю Гурию и крестный ход на Смоленский источник, а затем — заупокойная лития на могиле протоиерея Владимира Аллина и его супруги Зинаиды.
* * *
5 июля архиепископ Иоанн посетил Свято-Троицкий храм г. Козьмодемьянска. Божественную литургию Владыке сослужили настоятель храма иерей Алексий Сущев, настоятель храма Рождества Богородицы с. Сумки архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель Петропавловского храма с. Кузнецово протоиерей Иоанн Захаров, настоятель Свято-Троицкого храма с. Троицкий Посад протоиерей Виктор Соловьев, настоятель храма Архангела Михаила с. Юрино протоиерей Николай Барсуков, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Смоленского собора г. Козьмодемьянска иерей Алексий Евсеев, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев. По окончании богослужения был совершен крестный ход до Смоленского собора с почитаемой Владимирской иконой Божией Матери.
В тот же день вечером, накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери, архиепископ Иоанн возглавил Всенощное бдение по случаю престольного праздника в храме села Владимирское. Сослужили Его Высокопреосвященству настоятель храма протоиерей Михаил Заузолков, настоятель храма Рождества Богородицы с. Сумки архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель Петропавловского храма с. Кузнецово протоиерей Иоанн Захаров, настоятель Свято-Троицкого храма с. Троицкий Посад протоиерей Виктор Соловьев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель храма Архангела Михаила п. Юрино протоиерей Николай Барсуков, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Смоленского собора г. Козьмодемьянска иерей Алексий Евсеев, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска иерей Алексий Сущев. А на следующий день, 6 июля, в этом же церкви были совершены Божественная литургия, молебен и крестный ход вокруг храма.
Вечером 6 июля, накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи, архиепископ Иоанн совершил Всенощное бдение в Воскресенском соборе Йошкар-Олы.
* * *
7 июля архиепископ Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Иоанна Предтечи с. Коротни. Сослужил Владыке настоятель храма игумен Никодим (Актанаев). После Литургии был отслужен молебен с малым освящением воды и совершен крестный ход вокруг храма.
* * *
8 июля, в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, архиепископ Иоанн освятил часовню в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии на Патриаршей площади в Йошкар-Оле. Сослужил Владыке клирик Троицкого храма города протоиерей Николай Ярошевич. С поздравительным словом к собравшимся обратился Глава Республики Л.И. Маркелов. По освящении часовни Л.И. Маркелов и архиепископ Иоанн поздравили молодоженов, решивших заключить семейный союз в праздничный день.
Вечером того же дня архиепископ Иоанн возглавил Всенощное бдение в Тихвинской церкви Йошкар-Олы. Ему сослужили настоятель храма Державной иконы Божией Матери поселка Медведево иерей Алексий Михайлов, клирики Вознесенского собора Йошкар-Олы протоиерей Георгий Втюрин, Николай Ярошевич, иереи Андрей Норкин, Александр Лоскутов и Александр Козлов. А 9 июля в этом же храме были соборно отслужены Божественная литургия, молебен Пресвятой Богородице и совершен крестный ход вокруг церкви. После богослужения Владыка посетил воскресную школу при храме, где по случаю престольного праздника был подготовлен концерт.
* * *
10 июля архиепископ Иоанн посетил приход храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Юледур Северо-Восточного церковного округа. За Божественной литургией ему сослужил клирик Воскресенского собора Йошкар-Олы иерей Андрей Тимаков. После Литургии были совершены молебен и крестный ход вокруг храма.
* * *
10 июля, накануне престольного праздника домового храма иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления, архиепископ Иоанн совершил здесь череду богослужений по афонскому уставу. В 16 часов были совершены малая вечерня с акафистным пением перед иконой Божией Матери, с 22 часов — Всенощное бдение, которое продолжалось примерно до 3 часов утра следующего дня, затем, с 7 часов утра 11 июля, — Божественная литургия. Вечером Владыке сослужил клирик Воскресенского собора Йошкар-Олы иерей Андрей Тимаков, а ночью и утром в богослужении участвовал и настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Нурма иерей Александр Коваль. После Литургии были совершены молебен Божией Матери и крестный ход.
Вечером 11 июля, накануне великого праздника в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Иоанн возглавил всенощное бдение с литией в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы. Сослужили Его Высокопреосвященству настоятель собора митрофорный протоиерей Евгений Кутырев и клирики протоиерей Георгий Втюрин и иереи Андрей Норкин и Антоний Блинов.
* * *
12 июля, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Иоанн посетил приход Христорождественского храма села Арды Луговомарийского церковного округа и совершил Божественную литургию. Сослужил Владыке настоятель храма протоиерей Сергий Колобков. После Литургии были совершены молебен святым апостолам и крестный ход вокруг церкви.
Вечером того же дня, накануне праздника Собора 12 апостолов, архиепископ Иоанн возглавил Всенощное бдение в Петропавловском храме села Кузнецово Горномарийского церковного округа. Архипастырю сослужили настоятель прихода протоиерей Иоанн Захаров, настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Троицкий Посад протоиерей Виктор Соловьев, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска иерей Алексий Сущев, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев, клирик Успенского храма Йошкар-Олы иерей Алексий Семенов. После Всенощного бдения Владыка совершил молебен в селе Юлъялы.
* * *
13 июля, в праздник Собора 12 апостолов Христовых, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Петропавловском храме села Кузнецово Горномарийского церковного округа. Архипастырю сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Захаров, настоятель храма Рождества Богородицы с. Сумки архимандрит Иоанн (Барсуков), настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево протоиерей Александр Алешев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Троицкий Посад протоиерей Виктор Соловьев, настоятель храма Преображения Господня с. Кожважи иерей Николай Соколов, настоятель Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска иерей Алексий Сущев, настоятель Никольского храма с. Виловатово иерей Владислав Мишутов, настоятель Свято-Духовского храма с. Усола иерей Александр Малинов, настоятель Смоленского собора г. Козьмодемьянска иерей Алексий Евсеев, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев, клирик храма Рождества Богородицы с. Семеновка иерей Евгений Шатров, клирик Успенского храма г. Йошкар-Олы иерей Алексий Семенов. После Литургии были совершены молебен святым апостолам и крестный ход вокруг храма. Днем архиепископ Иоанн посетил Никольский храм в селе Виловатово Горномарийского церковного округа и совершил там молебен и крестный ход.
* * *
14 июля, в праздник святых бессребреников Космы и Дамиана, архиепископ Иоанн посетил храм в селе Орша Северо-Восточного церковного округа по случаю престольного праздника. В сослужении настоятеля храма иерея Сергия Мошкина, благочинного округа, настоятеля Вознесенского храма поселка Новый Торъял протоиерея Вячеслава Ершова, настоятеля Крестовоздвиженского храма села Кукнур иерея Николая Суринова Владыка совершил Божественную литургию, молебен святым бессребреникам и крестный ход. После богослужения дети из летнего православного лагеря выступили перед священнослужителями и гостями с праздничной программой.
В тот же день вечером архиепископ Иоанн посетил VII фестиваль воскресных школ «Семья — малая Церковь» на озере Молевое Килемарского района.
Подготовила Елена Умрихина
На приходе
Летний отдых — в детском лагере
Этим летом трудовому православному лагерю «Свечечки» при домовом храме пророка Божия Илии в Килемарах исполнился одиннадцатый год. Поначалу его посещало до десяти детей, в основном из малоимущих семей. В этом году в лагере имели возможность отдохнуть и потрудиться более шестидесяти ребят в две смены.
Работы в лагере всегда хватало — и когда старый храм отстраивали и ремонтировали, и когда наводили порядок в воскресной школе и на прилегающих территориях. Сейчас лагерь при воскресной школе основательно укрепил свои позиции, а педагоги и воспитатели, которых здесь уже пятеро, накопили опыт в своем деле. Увеличился и объем работ: воскресная школа теперь располагается в доме трудолюбия, где находятся и домовой храм, и свечная лавка, иконописная мастерская, библиотека, комната для мальчиков и девочек, швейная мастерская, комната-оранжерея… Есть на территории воскресной школы свой огород, сад и цветник. Кругом царит порядок, чувствуется хозяйский подход во всем, хорошеют здания, кабинеты, радует глаз и убранная территория.
В первые годы существования лагеря многого недоставало, сейчас же есть все необходимое и для отдыха, и для работы на садовом участке.
В этом году лагерь «Свечечки» начал работу с 1 июня, собрав под свою крышу более шестидесяти ребят в две смены. В одной — дети дошкольного возраста, выпускники двух килемарских яслей-садов, во второй — ребята школьного возраста.
В качестве педагогов и воспитателей в лагере трудились Светлана Геннадьевна Петрова, Ольга Викторовна Новоселова, Ольга Владимировна Кузнецова, Галина Борисовна Шатунова и Анатолий Николаевич Чесноков.
Ребята помладше на занятиях изготавливали аппликации, разучивали песни, помогали на огороде и в тепличках, за собой прибирали. Старшим доверяли задания посложнее: они занимались распилкой и укладкой дров, подносили песок для песочницы детского сада, что-то красили.
Лагерь труда и отдыха жил по своему распорядку с 8 до 15 часов. По традиции все ребята были разбиты на группы-семейки, каждая со своим старшим. День начинался и завершался молитвенным правилом. В лагере дети завтракали, приобщались к труду, обедали, учили молитвы, знакомились с церковными Таинствами. Во время трапезы настоятель килемарского храма протоиерей Андрей Романов ежедневно проводил беседы, знакомил ребят с таинствами Исповеди и Причащения, читал поучительные рассказы. Раз в неделю дети с удовольствием занимались в кулинарном кружке — сами пекли плюшки и печенья.
Две лагерные смены позади. За это время «Свечечки» не только внесли вклад в обустройство домового храма, воскресной школы, дома трудолюбия и всей территории, но и отдохнули, поправили свое здоровье, узнали много нового. Маленькие ребята из первой смены побывали в соседских храмах — сел Нежнур и Актаюж, познакомились с их историей и устроением. Дети второй смены ездили в Йошкар-Олу, побывали на площади князя Ноготкова-Оболенского, в храмах города, приложились к святым мощам блаженной Матронушки Московской, узнали об образовании Марийской епархии, посетили Православный центр, где познакомились с искусством иконописи.
Продолжая забытые традиции
Многое умели и делали наши предки: из бересты и глины, ивовых прутьев и лоскутков ткани — кружева, гривны на голову — всего и не перечислишь. Но пришло время, когда забытые ремесла получают новую жизнь.
При воскресной школе домового храма пророка Илии поселка Килемары педагог Галина Борисовна Шатунова с октября прошлого года предложила девочкам 11-12 лет в кружке «Вышивалочка» освоить технику вышивания крестиком и лентами. Кстати, это тоже почти забытое русское мастерство.
До Рождества Христова девочки постигали здесь эту науку, увлекаясь, забывали о времени. Итогом обучения стали вышитые крестиком фрукты и цветы, причем в работе с цветами добавляли в вышивку бисер и бусы.
На Рождественскую выставку каждая вышивалочка представила по две работы, а во втором полугодии учебного года девочки уже вышивали лентами.
К Светлому Христову Воскресению умелицами были приготовлены цветочные композиции, корзины и вазы с цветами, стенгазета с элементами вышивки лентами. Летом, во время работы лагеря «Свечечки», вышивальщицы готовили свои поделки на фестиваль воскресных школ «Семья — малая Церковь». Тут и ободки на голову, браслеты из бисера и бус, корзины с цветами и куклы из разных кусочков ткани и много что еще. Галина Борисовна Шатунова вновь полна новыми планами и темами для кружка «Вышивалочка», а значит, быть всем рукотворным предметам неповторимыми.
Лидия Градинар, п. Килемары.
Епархиальные Вести
Памятник благовестнику нашего спасения
24 июня, в день, когда Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», в столице республики на площади Пресвятой Девы Марии состоялось освящение фонтана-памятника Архангелу Гавриилу.
В короткий срок на набережной реки Кокшаги у строящегося Благовещенского собора появилась красивая площадь в честь Пресвятой Богородицы, на которой была возведена Благовещенская башня с курантами и сооружен фонтан, в центре которого установили скульптуру Архангела Гавриила.
Как известно из Евангельской истории, Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям, великую радость о воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия.
Именно поэтому на следующий день после праздника Благовещения, 8 апреля по новому стилю, христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн.
Архангел Гавриил — это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Священном Писании как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.
Моисея, избежавшего руки фараона, он научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему о жизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости.
Пророку Даниилу он объяснил чудесные видения о будущих царях и царствах, сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена вавилонского, а также о времени первого пришествия в мир Христа.
Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные. Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии».
Также Архангел Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему то же, что и святой Анне: они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Этот великий архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.
Он же явился святому священнику Захарии и возвестил ему о разрешении от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождении святого Иоанна, Предтечи Господня, а когда тот не поверил, — связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк. 1, 5-25). Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылается Им возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.
Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо зачатое в ней — от Духа Святого (Мф. 1, 18-21).
А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада свои, и сказал: — Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, а затем тотчас с множеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).
Полагают, что этот ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя Гавриил значит «крепость Божия». Явившийся Архангел Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это — укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве (Лк. 22, 43; Евр. 5, 7).
Этот же ангел явился мироносицам на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20): таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его Воскресения.
Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестив Ей приближение Ее честного Успения и переселения Ее на небо, и дал Ей светлую райскую ветвь. Именно поэтому Святая Церковь часто изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке. Впрочем, иногда Архангела изображают с фонарем, а скульптурное изображение, установленное на площади Пресвятой Богородицы имеет в правой руке жезл (посох), в левой же — сферу-зерцало. Величественная шестиметровая скульптура Архангела Гавриила, выполненная в бронзе народным художником России Андреем Ковальчуком, словно парит над водной чашей фонтана.
На освящении памятника, которое совершил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, присутствовали высокие гости — Глава Республики Марий Эл Л.И. Маркелов и министр культуры М.З. Васютин.
По окончании молебна Владыка поздравил собравшихся с праздником в честь иконы Матери Божией «Достойно есть», также тесно связанным с именем Архангела Гавриила: именно он явился иноку на Святой Горе Афон и, написав перстом на камне слова ангельского песнопения «Достойно есть», повелел так прославлять Пречистую Богоматерь всем христианам.
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил.
Пресс-служба епархии
Путь к вере
Дорогой доброделания
Когда встречаешь людей воцерковленных, то не вызывает особого удивления их помощь окружающим. Тот, кто впитал христианскую веру смолоду, конечно, более крепок в ней и самоотвержен. Когда вера ложится на чистое полотно души, ее ростки укрепляются надежнее и быстрее. Но не всегда так бывает.
Татьяна, врач-педиатр, приняла крещение, будучи уже пенсионеркой. Впрочем, твердо усвоенные с детства заповеди о милосердии и любви к ближним, конечно, способствовали этому.
Наш класс, выпуска 1962 года, был почти полностью атеистический. Только двое или трое верили в Бога, скрывая это от одноклассников.
Татьяна тоже росла в атеистической семье. Но у нее был брат-инвалид, и мать, Александра Семеновна, — мудрая и сострадательная женщина — внушала ей, что она должна заботиться о брате, что это ее долг на всю жизнь, и после смерти родителей она должна будет взять заботу о брате на себя.
Особая «правильность» Танина как-то не замечалась нами в школе. Но, закончив педфак Казанского мединститута, она клятву Гиппократа приняла буквально к сердцу. И, не зная о Боге, жила все-таки по заповедям. И думаешь: рождаются что ли люди с Божиим сознанием? Или это забота о больном брате с детских лет, когда она еще была малышкой, приучила ее к милосердному житию?
Татьяна рассказывала как-то, как ей приходилось работать в летнее время врачом в лагерях. Она проверяла дотошно количество продуктов в меню и санитарное состояние, чтобы оно соответствовало всем требованиям. Я удивленно глядела на нее и думала: так у тебя же должно было быть много врагов среди персонала лагеря при такой принципиальности. Разве понравится поварихе, воспитательнице или няне в детском саду или в лагере: «Вы не доложили продукты по норме. Или: где сок, положенный детям?» А именно так она и делала. Требовала честности. Так была приучена. Требовала, чтобы все было по нормам.
Недавно, слушая в магнитофонной записи проповедь протоиерея Смирнова, поразилась его словам: «Если наберется достаточное количество людей православных, которые, не отвергаясь своего креста, будут честно за мизерную зарплату работать на страну, то Россия наша будет спасена». Значит, нужны такие люди, как Таня, чтобы их было очень много.
Когда она работала в детской поликлинике Колпино (более двадцати лет), то многих детей спасла своим добросовестным трудом от хронических последствий. А когда врачи стали выходить на демонстрации, Татьяна говорила коллегам:
— Как же можно бастовать, когда на участке может тяжелый ребенок без нашего участия пострадать?
— Да, Таня чересчур правильная — так бы сказали люди, живущие по поговорке «хочешь жить — умей вертеться».
Крест свой несла терпеливо, и ей не надо сейчас задумываться, как сбросить с себя эту коросту житейского приспособленчества к миру. Как же ей удалось сохранить себя, живя в тех же условиях, что и другие?
Неисповедимы пути Господни. Один впитывает из мира черноту, как губка, а другой — чистоту. Значит, все-таки не мир виноват, мы сами в ответе.
Не делала карьеры, просто честно лечила детей и была милосердной к ним и их родителям, да и вообще ко всем людям. Вот и все. Господь сказал, что легки Его заповеди. И для Татьяны легки. Почему?
Ответ есть в соборном послании апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не дает им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих».
Вернувшись в Волжск из Колпино, Татьяна стала частой гостьей у одноклассников. Кому-то выращивает фиалки (почти всех одарила этими красивыми цветами в горшочках), кому-то дарит прихватки и салфетки на чайник, кому-то футболки или новые красивые тапочки, кому-то туфли. Не перечислишь, сколько вещей передарила Таня знакомым и не знакомым людям. У нее какая-то неистребимая потребность — дарить и дарить. Как говорят — дорог не подарок, а внимание. И люди вдруг выглядывают душой из скорлупки своих бытовых проблем и видят, что рядом душа друга — красивая и щедрая, и оттаивают сердцем. И полы-то в коридоре помоет, да так чисто, будто в личной спальне, с порошком. И на ужин пригласит соседа: пусть поест ровесник домашней стряпни, и на кладбище чужие могилки обиходит, и зонтик последний в дождик отдаст вам, и фиалку для вас еще одну вырастит (раз вы подаренную не сберегли). И она стала неким связующим звеном между состарившимися одноклассниками, помогая советом, когда бывают проблемы со здоровьем, принося нужное лекарство. Причем, хорошо зная характеры своих бывших одноклассников, она особенно заботлива к безалаберным, не умеющим обустроить свой быт, то есть нуждающимся в ее опеке.
Вспоминаются слова из воскресной проповеди благочинного в Волжском районе отца Александра Михайлова: «Обстоятельства жизни посылаются нам по промыслу Божию, но что ты выберешь — добро или зло — зависит только от тебя».
Вот Татьяна научилась выбирать добро. Ей бы сделать над собой усилие и вырваться окончательно из атеизма, стать постоянной прихожанкой храма. Но это ей пока не удается. Так бывает больно за хороших людей, не могущих обрести веру. Сказано: покажи мне веру из дел твоих. Такая вера у нее уже есть. Верит в добро.
Свобода выбора! Ее нам дали. Евангелие говорит, что если человек раб греха, он не может быть с Богом: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно. … Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».
Казалось бы, как просто. Почему же мы хотим быть рабами греха? Но начатки добрых дел дают шанс вырваться из рабства и стать свободными сынами. Только мы даже не дерзаем, а живем, как придется. Татьяна все же пытается вырваться из этого рабства злу. Спасибо ей.
Людмила Суханова, Волжск.
Путь к вере
Человеку естественно творить добро
Путь обретения веры человеком таинственен. Почему так бывает: у человека доброе сердце, живет по совести, старается никого не обидеть, всем помочь, и Крещение в конце концов принял, и в храм заходит, но не возникает в его душе неотступной потребности в общении с Богом, верит он больше «в добро»? В чем причина? Еще не время? Может быть, это следствие воспитания? Или у человека такой путь? Может ли доброделание привести человека в храм? Что дела милосердия дают для духовной жизни? С этими вопросами мы обратились к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому ИОАННУ.
То, что человек творит добро — это естественно, это выражение природного чувства, заложенного в нем Богом. Язычники по естеству творят добро, как говорит апостол Павел, и это добро приводит людей к вере. В книге Деяний святых апостолов рассказывается о Корнилии сотнике, творившем много добра, и Господь за любовь, которую он являл окружающим людям, даровал ему милость — жизнь с Богом: Корнилия посетил апостол Петр и сподобил святого Крещения.
В нашей повседневной жизни часто бывает так, что мы творим добро не ради Бога, не так, что правая рука не знает, что делает левая, а творим потому, что это доставляет нам утешение, удовлетворение. И, совершая добро, ждем похвалы от людей. А если люди не выражают нам благодарность, то мы возмущаемся. Тут сразу, в одно мгновение, проявляется все наше внутреннее устроение.
Какая похвала человеку, что он творит добро? Все, что у него есть, даровано ему Богом. Господь дал ему жизнь, здоровье, материальные блага, и когда он отдает от себя другим, он отдает им Божие. Кроме того, верующий человек знает, что все, что он делает, на самом деле делает Сам Господь — его руками. Поэтому никогда на своих добрых делах не заостряет внимания и не требует никакой благодарности.
Подлинное добро, исходящее из глубины сердца верующего человека, не требует никакой похвалы, никакого удовлетворения. Мы творим, потому что по-другому жить не можем. От доброго сердца исходят добрые дела. Сострадательное сердце — это сердце, способное не только в скорбях радоваться, но и находить себе утешение в том, чтобы препобеждать себя, заставлять следовать тому, чему научает Святое Евангелие: жить в этом мире ради других. И что он делает ближнему, то он делает Богу. Если же человек не творит добро, то это уже болезнь, аномалия души. Ее необходимо духовно лечить — своим трудом, с помощью Божией, принуждая себя к добру.
Естественное стремление к доброделанию, заложенное в человеке Богом, передается и от предыдущих поколений, на генном уровне. Наши отцы, деды, прадеды не мыслили себя без оказания любви и милосердия нуждающимся людям. Не случайно на Руси к странникам, нищим относились, как к самому Христу. Крестьяне, когда уходили на работы в поле, дома на столе оставляли воду, хлеб, молоко. И если, вернувшись, видели, что все приготовленное съедено, считали, что Сам Господь посетил их. Перед входом в деревню ставились поклонные кресты. Возле такого креста всегда была скамеечка, столик, и жители — каждый двор поочередно — оставляли на столе угощение для странников, паломников, шедших на поклонение в Иерусалим, Киев, для тех, кто не заходил в деревню. Вот такое простое было отношение к людям, почему и дома никогда не закрывались. А сейчас — запоры, засовы…
О вере и доброделании
Душа по природе христианка. Это состояние внутреннее, тяготение к Тому, Кто нас создал. Любая скорбь, любое несчастье, которые нас посещают, в мгновение обращают человека к Богу: «Господи, помоги. Господи, сохрани». Здесь действует инстинкт духовного самосохранения. А когда человек вновь начинает жить в болоте страстей, во внешнем спокойствии и благополучии, он опять обрастает мхом грехов. Но ради молитв его родителей, ближних Господь может вновь посетить его. «Скорбь и болезни обретох и имя Господне призвах» — говорит псалмопевец Давид. И каждый человек в жизни это познает. Впрочем, если верующий благодарен Богу за все, что ему даровано, то Господь не наказует его, а милует, хотя он и достоин наказания. А если он терпит и благодарит Бога, вера в нем разогревается. Как говорит апостол Иаков: чтобы познать, что такое вера, необходимо научиться радоваться скорбям.
Бывает, что человек творит добрые дела по естеству, а вера, которая была бы источником этого доброделания, в нем еще не взросла. Но если он переступил порог храма, значит, какое-то чувство веры в нем появилось. Господь возжег в нем эту лампаду, а сохранит ли он огонь, будет ли добавлять в лампаду елей добрых дел, зависит уже от него самого. Как в евангельской притче о десяти девах: пять из них были добрыми и имели елей в светильниках, а пять юродивых не имели елея, и светильники их угасли.
Господь судит о вере каждого человека по делам, а не по словам. Суд Божий будет вершится так: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, посетил ли больного, был ли в тюрьме, принял ли странника, одел ли нагого?
Возможность для доброделания есть у всякого. Господь каждому на христианском жизненном пути дает возможность творить то, к чему он более способен. Если человек трудится в больнице — пожалуйста, исполняй то делание, на которое тебя Господь поставил, и твори его так, как для Самого Христа. То же самое и в детском доме, в доме престарелых — для трудящихся там Господь открывает двери Царствия Своего через служение тем, кто находится рядом.
А кому-то необходимо и самопринуждение — самому прийти к нуждающимся, подойти к нищему, оборванному, бомжу, перешагнуть через себя. Господь нас испытывает: проходим мимо храма — перекрестились или нет? Это самое маленькое испытание нашей веры. Пока человек не победит своей гордыни, он не способен творить добро спокойно, ровно и естественно. И навыкание в доброделании всегда встречает множество препятствий: от мира, диавола, от плоти. Когда после доброделания нет искушений, человек должен внимательно всмотреться: добро, которое он совершил, от сердца ли исходило? Может быть, он насладился похвалой и уже получил здесь, на земле, награду? А после добрых дел Господь попускает искушения для того, чтобы человек трудом навык добрым делам, и приобрел награду.
Господь приходит к нам не в сиянии славы, потому что мы не способны это вместить, но является в том удобоносимом образе, который мы способны принять. Как Он говорил: «Ближнего приняли, накормили, напитали, обогрели, одели — это вы Мне сделали». Иногда не надо и ходить далеко. Достаточно посмотреть направо, налево, чтобы увидеть тех, кто нуждается. Если нет возможности оказать материальную помощь, Господь даровал нам язык: можем утешить словом, поддержать, наставить. А кто не творит дел по вере, тот не верующий, как бы он ни назывался, и суд над ними будет таков: «Отойдите от Меня, не знаю вас».
Красота — рядом
Во время летних каникул не прекращаются встречи и общение учащихся, преподавателей юринской воскресной школы и священника храма Архангела Михаила поселка Юрино. Дети регулярно исповедуются и причащаются, принимают активное участие в церковных делах, в свободные от богослужений дни отправляются путешествовать. На этот раз в летнем православном лагере с нетерпением ожидали поездку на озеро Светлое.
15 июля, в 11.00 дети собрались на молебен о путешествующих. После молебна, в полной готовности к жизни в полевых условиях, выехали на место отдыха.
Озеро Светлое карстового происхождения, имеет округлую форму и в окружности более тысячи метров. Находится оно в двадцати километрах от Юрино, но не каждый имеет возможность побывать на нем. Поэтому, прибыв на место, и дети, и взрослые были обрадованы чистейшей водой и песчаным дном с восточной стороны озера.
В первую очередь на дереве у озера была укреплена Почаевская икона Божией Матери. После совершения водосвятного молебна, освящения вод озера и окропления святой водой дети показали свои умения в приготовлении пищи на костре. Подкрепившись вкусной ухой, продолжили отдых в спортивных эстафетах и играх. Не обошлось и без столь желанного купания. А после водных процедур ребят ждали горячий чай и награждение.
Радует, что наши дети умеют не только отдыхать, но готовы делать и добрые дела. Так, приехав на озеро, они занялись работой, очистив свою сторону берега от накопившегося мусора.
Прощаясь с лесным озером, радуясь его природной чистоте и красоте, каждый надеялся обязательно побывать здесь еще не один раз, тем более что такая красота — рядом!
Надежда Серякова, п. Юрино.
Месяцеслов
Православные праздники в АВГУСТЕ
1 августа (19 июля). Понедельник. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903) (престольный праздник церкви прп. Серафима Саровского в микрорайоне «Дубки» Йошкар-Олы и нижнего храма в Свято-Никольском соборе Волжска).
2 августа (20 июля). Вторник. Пророка Илии (IX в. до Р.Х.) (престольный праздник церквей сел Килемары, Русский Кукмор, Сидельниково, а также храмов сел Семеновка и Нурма, приделы которых освящены в честь пророка Илии).
4 августа (22 июля). Четверг. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I).
5 августа (23 июля). Пятница. Почаевской иконы Божией Матери (1675). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).
6 августа (24 июля). Суббота. Мц. Христины. Мчч. блгв. князей Бориса и Глеба (1015).
7 августа (25 июля). Воскресенье. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444) (престольный праздник Троицкой церкви с. Троицкий Посад, придел которой был освящен в честь прп. Макария Унженского).
8 августа (26 июля). Понедельник. Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Сщмч. Сергия пресвитера (1937).
9 августа (27 июля). Вторник. Вмч. и целителя Пантелеимона (305) (праздник храма при городской больнице Йошкар-Олы). Прп. Германа Аляскинского (1837).
10 августа (28 июля). Среда. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (принесена из Царьграда в 1046 г.). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII) (престольный праздник Смоленского собора в г. Козьмодемьянске и праздник церкви с. Петьял, где находится чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери).
12 августа (30 июля). Пятница. Мч. Иоанна Воина (IV).
13 августа (31 июля). Суббота. Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Заговенье на Успенский пост.
14 (1) августа. Воскресенье. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.
15 (2) августа. Понедельник. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей прав. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).
17 (4) августа. Среда. Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антония (ок. 250).
19 (6) августа. Пятница. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (престольный праздник церкви с. Кожважи Горномарийского района и крестильного храма в с. Семеновка).
20 (7) августа. Суббота. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832).
21 (8) августа. Воскресенье. Толгской иконы Божией Матери (1314). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992) (праздник церкви в с. Красная Речка).
22 (9) августа. Понедельник. Апостола Матфия (ок. 63).
26 (13) августа. Пятница. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (1783) и второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Икон Божией Матери, именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстная» (1641) (престольный праздник Троицкой церкви г. Козьмодемьянска, левый придел которой был освящен в честь «Страстной» иконы Божией Матери).
27 (14) августа. Суббота. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского.
28 (15) августа. Воскресенье. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ (престольный праздник Успенской церкви в г. Йошкар-Оле).
29 (16) августа. Понедельник. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944) (престольный праздник церкви Мироносицкого монастыря).
31 (18) августа. Среда. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». Мчч. Флора и Лавра (II) (храмовый праздник церкви в с. Табашино).