Содержание
Слово в День Пятидесятницы
Совершена хиротония
Хор из обители Преподобного Сергия
Книги – для заключенных
Состоялся круглый стол по программе "Истоки"
Мощи блаженной Матроны прибыли в Йошкар-Олу
В Салтак-Яле впервые за много лет состоялась Литургия
Милость – ради своей души
Отошел ко Господу протоиерей Виталий Кузнецов
Подписано соглашение
Сестрам милосердия – удостоверения МЧС
На пастбище
Православные праздники в июле
Святой родник – благословение Божие
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!
Поистине, сегодня особый благодатный день. День, когда мы с вами прославляем Святую Троицу в дивных делах непостижимого Бога: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
Чтобы постигнуть, как Бог един в трех Лицах, нам необходимо обратиться к примеру блаженного Августина. Однажды утром, по обычаю, он вышел на берег моря, чтобы помолиться и поразмыслить о духовных делах божественных. И когда он шел, размышляя о Святой Троице, то не мог до конца умом постигнуть Божество неисповедимое и непостижимое. Вдруг он увидел на берегу, как мальчик, выкопав лунку, вливает в нее воду из моря. Августин заинтересовался этим, подошел к мальчику и говорит ему:
– Что ты делаешь?
– Хочу в эту маленькую лунку вместить все необъятное море.
– Но это невозможно.
Тогда мальчик отвечает ему:
– Как же ты в свой ограниченный ум хочешь вместить невместимого Бога и познать божественную, непостижимую уму человеческому тайну, в которую ангелы, совершенные разумные существа, желают вникнуть, но только, недоумевая, непрестанно славословят Бога? Как ты можешь постигнуть тайну Святой Троицы?
В удивлении Августин отошел, а когда обернулся назад, чтобы поблагодарить мальчика за урок, уже не увидел его. Так ангел Господень в лице мальчика возвестил не только Августину блаженному, но и всем нам, что Бог познается не умом человеческим, а постигается сердцем через веру и жизнь в Боге. Для нас открывается, что такое есть Бог и что такое есть мы.
Сегодня за вечерним богослужением мы читали три коленопреклоненные молитвы, которые открывают нам церковное истинно-догматическое понимание, что такое есть Бог. Ради нашего спасения Сын Божий снизошел на землю. И новый завет жизни в Боге, во Христе, открыл для человечества великую тайну, что Бог есть Святая Троица. Преподобный Иоанн Дамаскин учит: Отец Небесный творил мир, Сын Божий, как архитектор и художник, приводил в гармонию, в ту красоту, которую мы с вами видим вокруг себя и в себе, а Дух Святой оживотворял все существующее на земле. И потому мы поем с вами: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается».
В прощальной беседе в Сионской Горнице перед Своими страданиями, когда давал последний завет Своим ученикам и всем нам, Господь сказал: «Я в третий день воскресну, вознесусь на небеса, и лучше Мне быть вознесенным на небо, потому что Я от Отца пошлю вам Утешителя, Духа Святаго, который научит вас всему, и вы познаете Божественные тайны и все то, что Я вам возвестил, вы в мгновение вспомните».
И вот наступил этот великий день – день святой Пятидесятницы. Тогда в городе было много народа: в этот день был дарован Моисею закон Божий, и в Иерусалим всегда стекалось множество паломников. Апостолы собрались в Сионской горнице на молитву. И когда они молились, вдруг раздался сильный гром. Люди, услышав шум, стали сбегаться на него. И свершилось великое чудо: Дух Святой в виде огненных языков снизошел на апостолов, и они, просвещенные Духом Святым, изошли из горницы Сионской и начали проповедовать слово Божие людям, которых собралась уже многотысячная толпа. И, по свидетельству Деяний апостольских, все были поражены, что не книжники, а простые рыбаки – апостолы говорили на разных языках: сирофиникийском, греческом, египетском и на других. Каждый народ, пришедший в Иерусалим на праздник с разных концов мира, услышал проповедь о Христе на своем родном языке.
Тогда апостол Петр, горя Духом Святым, обратился к людям с проповедью, потому что иудеи стали говорить, будто апостолы опились вина и потому говорят то, что сами не понимают. Апостол Петр сказал: «Разве вы не знаете, что еще нет времени девяти часов. Как мы могли позволить себе выпить вина утром?». И он рассказал собравшимся о Христе, явившемся ради нашего спасения в этот мир, принявшем плоть человеческую, возвестившем нам истину, принявшем крестную смерть, воскресшем в третий день, вознесшемся на небеса, и ныне от Отца Небесного ниспосылающем Духа Святого. Ибо исполняются слова Иоиля пророка, который воскликнул: «Изольется Дух Святой и заговорят сыны мои на разных языках».
После той горячей проповеди четыре тысячи человек приняли веру в Господа нашего Иисуса Христа. И тогда образовалась Церковь Христова. Сегодняшний день – день рождения святой апостольской Православной Церкви.
Хотелось бы, братия и сестры, чтобы в этот день Святой Троицы каждый исходящий из храма, из этой Сионской горницы, отошел вдохновленным и жаждущим проповедовать слово Божие не только устами, но, прежде всего, своей жизнью. Как во все концы земли разошлись апостолы для проповеди, так и мы, исходя, должны проповедовать, учить окружающих своим примером и своей жизнью. Да восхвалим Святую Троицу, Ее непостижимое и неизреченное о нас попечение. И да сподобит нас Господь милости пребывать во Царствии Божием, которое Господь уготовал нам прежде творения и дарует любящим Господа и исполняющим Его святые заповеди. Аминь.
Епархиальные вести
Совершена хиротония
12 июня, в праздник Пятидесятницы, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме столицы республики.
За богослужением была совершена хиротония в сан диакона Александра Киселева, проходившего подготовку в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Диакон Александр с 2000 по 2008 год являлся старостой в Никольском храме поселка Куженер, а с 2008 года – старостой прихода святых бессребреников Космы и Дамиана села Орша.
Дмитрий Лукьянов.
Хор из обители Преподобного Сергия
С 18 по 21 июня в нашей республике прошли выступления миссионерского хора Московской Духовной семинарии.
Приглашен он был по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна настоятелем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери села Нурма иереем Александром Ковалем, сын которого является регентом хора.
Программа пребывания хора в нашей епархии была насыщенной: гости участвовали в богослужениях в Казанско-Богородицкой церкви села Нурма, в Воскресенском соборе и в Серафимовском храме Йошкар-Олы, встретились с воспитанниками Люльпанского детского дома.
Заключительный концерт миссионерского хора прошел в Православном центре Йошкар-Олы. Концертная программа была разнообразна: помимо богослужебных песнопений, звучала и русская народная музыка, каждый номер предварялся небольшим вступлением ведущего. Послушать гармоничное пение воспитанников семинарии собралось около 400 человек, притом, что зал Православного центра рассчитан на 300 мест. Концерт прошел с большим успехом, а по его окончании благодарные слушатели единодушно выразили надежду на новые встречи с семинарским хором.
Пресс-служба епархии.
Объявление
Книги – для заключенных
Отдел тюремного служения Йошкар-Олинской епархии проводит сбор книг для библиотекисправительных учреждений.
Для передачи в библиотеки принимается художественная (классическая) и духовная литература в хорошем состоянии. Книги можно приносить с понедельника по среду с 9.00 до 13.00 по адресу: Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 81, кабинет 224.
Отдел тюремного служения епархии.
Состоялся круглый стол по программе «Истоки»
20 мая в читальном зале библиотеки Епархиального управления состоялся круглый стол по подведению итогов работы за 2010–2011 учебный год методического объединения учителей, реализующих программу «Истоки» в муниципальных общеобразовательных учреждениях Йошкар-Олы.
В работе круглого стола приняли участие представитель управления образования Йошкар-Олы, руководитель и сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния, члены методического объединения.
На встрече специалист отдела воспитательной работы, дополнительного образования Управления образования г. Йошкар-Олы И.Н. Силаева представила предварительные итоги мониторинга апробации программы «Истоки» в муниципальных общеобразовательных учреждениях столицы республики. Было подчеркнуто, что большинство родителей отмечают положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей программы «Истоки», высокий интерес к новому предмету проявляют как родители, так и дети.
В выступлении руководителя методического объединения И.В. Царегородцевой был дан анализ работы объединения, намечен план работы на новый учебный год, прозвучали предложения по дальнейшему распространению положительного опыта реализации программы «Истоки».
Кроме того, собравшиеся ознакомились с презентациями передвижной выставки «Премудрость сокровенная» библиотеки Управления образования г. Йошкар-Олы и книжной выставки педагогической литературы епархиальной библиотеки.
Завершил работу круглого стола ресурсный круг, в котором каждому участнику была предоставлена возможность высказать свои замечания и пожелания.
Марина Рыбакова.
Мощи блаженной Матроны прибыли в Йошкар-Олу
В субботу, 18 июня, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в нашу республику прибыл ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Торжественная встреча мощей состоялась в 15 часов в Вознесенском кафедральном соборе Йошкар-Олы. Поклониться блаженной Матроне можно будет ежедневно с 7 утра до 7 вечера.
1 июля мощи будут перенесены в Успенский храм города, с 15 июля святыне можно будет поклониться в Воскресенском соборе, а с 29 июля по 7 августа ковчежец со святыми мощами будет находиться в храме преподобного Серафима Саровского в Дубках.
7 августа святыню перевезут в Свято-Никольский собор Волжска, а 13 августа перенесут в храм во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Завершится пребывание мощей блаженной Матроны на марийской земле 19 августа.
Родилась Матрена Дмитриевна Никонова 9 ноября 1881 года в деревне Себино Епифанского уезда Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Была от рождения слепа, но имела дар молитвенности, прозорливости и целительства. Еще будучи ребенком, она исцеляла людей, предсказывала будущее. В семнадцать лет у Матрены отнялись ноги и до конца своих дней она не вставала. С 1925 года проживала в Москве.
Скончалась Матрена Никонова в 1952 году, ее могила на Даниловском кладбище стала местом паломничества многочисленных верующих.
В 1999 году подвижница была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии, а в октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация. С 1999 года мощи блаженной Матроны Московской покоятся в столице России, в Покровском монастыре.
Пресс-служба епархии.
В Салтак-Яле впервые за много лет состоялась Литургия
17 июня в селе Салтак-Ял Куженерского района впервые с конца 30-х годов прошлого века была совершена Божественная литургия.
Село Салтак-Ял – место служения священномученика Анатолия Ивановского, одного из святых земли марийской. Служил отец Анатолий в Казанско-Богородицкой церкви села в течение семнадцати лет. Подобно многим священнослужителям Русской Православной Церкви того времени батюшка совмещал священническое служение с просветительской деятельностью. Он преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамоты (1901-1903), Аргаранурской церковно-приходской школе (1901-1914), Шагаранурской церковноприходской и Мокрушинской земской школах (с 1914 года), Салтак-Яльской земской школе (с 1901 года). В первых трех из упомянутых выше учебных заведений отец Анатолий был также и заведующим.
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на верующих. Не миновали они и священника Анатолия Ивановского. 30 сентября 1918 года он был арестован и 30 октября принял мученическую кончину в Уржуме. А церковь в Салтак-Яле в 1939 году была закрыта и передана под клуб.
И вот после стольких лет жители села вновь собрались в храм на Божественную литургию, которую соборно совершили священнослужители Северо-Восточного благочиния – настоятель Крестовоздвиженского храма с. Кукнур иерей Николай Суринов, настоятель Троицкого храма с. Мамсинер иерей Лев Федотов и настоятель Свято-Никольского храма п. Куженер иерей Вячеслав Михайлов. Богослужение проходило в передвижном храме, который был доставлен в Салтак-Ял по случаю посещения села крестным ходом с Седмиезерной иконой Пресвятой Богородицы.
Пресс-служба епархии.
Епархиальная жизнь
Милость – ради своей души
23 мая 2011 года приход храма Архангела Михаила п. Юрино посетили гости из Йошкар-Олы – студенты и преподаватели Йошкар-Олинского медицинского колледжа, сотрудник социального отдела епархии Ольга Евгеньевна Николаева и старшая сестра милосердия Йошкар-Олинского сестричества Галина Аркадьевна Ефремова.
Первая встреча с гостями прошла в здании Юринской воскресной школы. Здесь небольшая группа прихожан юринского храма встретилась с представителями епархии, получив консультацию и наставления по организации курсов сестер милосердия.
В здании Юринской cредней школы студенты и преподаватели Йошкар-Олинского медицинского колледжа провели беседу с учениками восьмых и десятых классов, рассказали о колледже, дисциплинах, которые в нем преподаются об условиях поступления, ответили на вопросы учащихся.
Затем состоялась презентация познавательно-просветительского цикла бесед и видеофильмов о здоровом образе жизни. Подростки из уст студентов колледжа узнали, какой вред приносит пассивное курение, об особенностях гигиены подросткового возраста, о том, что мы едим и пьем.
Кроме того, Ольга Евгеньевна Николаева ознакомила присутствующих с проектом «Дальняя деревня», а настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Николай Барсуков рассказал о зарождении миссионерского служения ближнему и о возрождении служения милосердия на приходе.
Многие считают, что совершать дела милосердия, – дело государства. Такое понимание неверно в корне. Общество само должно следить за социально незащищенными гражданами. Это станет возможным, если люди будут ближе к Церкви. Вера дает силы, без нее ничего не получится. Без веры человек очень быстро перегорает. Служение милосердия требует много душевных сил, и если душе не на что опереться, они быстро истощаются.
Лучший выход – помнить, что ты творишь милость не только ради других, но и ради своей души. Если на твоем пути встретился человек, просящий подаяние, очевидным может быть только одно – Господь послал именно его, чтобы ты как-то проявил себя.
Сегодня можно видеть, что молодые люди смотрят не только в сторону денег или каких-то новых возможностей, они ищут чего-то более глубокого.
Отец Николай отметил, что на Руси всегда добровольных помощников было много, и Церковь оказывала им поддержку в делах милосердия.
В заключение встречи Галина Аркадьевна Ефремова рассказала о работе сестричества и показала фильм о служении сестер милосердия в Йошкар-Оле.
Пресс-служба епархии.
Новая встреча Иоанновской семьи
Два года назад, когда православный мир отмечал 100-летие со дня блаженной кончины святогоправедного Иоанна Кронштадтского и 180-летие со дня его рождения, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге предложил собрать у гробницы великого молитвенника Русской земли всех, кто, по словам протоиерея Николая Беляева, старшего священника Иоанновского монастыря, «имеет счастье и радость служить в храмах, ему посвященных». Собрать для того, «чтобы разрозненное служение на просторах России и за ее пределами, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, стало служением одной большой иоанновской православной семьи – иоанновского братства».
Праздник назвали «Прииди и виждь». Около 500 прихожан участвовали в подготовке торжества, более половины из них – молодежь прихода. На праздник пригласили всех. Откликнулись на призыв приехать 93 епархии, 138 приходов, всего – 320 человек, из них 140 священнослужителей.
Желанием организаторов было и то, чтобы гости после праздника продолжили свое общение, обменивались опытом, делали общее дело, возрождали приходы. В этом году с 23 по 26 мая состоялась вторая встреча Иоанновской семьи. О том, как она проходила, рассказал настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского города Волжска протоиерей Евгений Панин.
– В этом году нас собралось порядка 80 человек. Были гости из зарубежья. Обсуждались два основных вопроса: воспитание детей в Православии, в духе защитников Отечества и восстановление святынь села Суры, родины святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Встречали, как всегда, отлично. В день прибытия мы пошли в крипту Иоанна Кронштадтского на общий молебен. Все вместе усердно помолились. На следующий день нас повезли в Кронштадт, во Владимирский собор. Состоялось соборное служение. Затем, по традиции, прошли крестным ходом по городу, дошли до Тихвинской часовни, где раньше стоял Андреевский собор – место служения Иоанна Кронштадтского. Нас сопровождали казаки и курсанты военно-морского училища.
После обеда мы отправились на теплоход и три с половиной часа шли до Санкт-Петербурга. В это время проходил круглый стол, на котором обсуждался вопрос о детях. Сегодня это очень актуально: и в детском садике, и в школе нет мужского начала. В результате ребята не умеют делать никакой мужской работы. Проблемы возникают и в семейной жизни – они не готовы к ней, потому что всю жизнь находятся под опекой матерей. В таких тепличных условиях ребятам и жениться не хочется, и в армию идти. А кто будет страну защищать, если нет в молодом человеке мужского начала? Вот что печально.
Поэтому и идет сейчас под Петербургом становление молодежных лагерей, где, между прочим, учат разводить костры, ходить на байдарках и жить в шалаше. Жить в лесу и обслуживать себя вне привычных городских условий. Без Интернета.
Такие юношеские лагеря – ценный опыт. Там приучают детей к труду: запрячь лошадь, по хозяйству помочь в том же монастыре, убрать мусор у храма, помочь в восстановлении его. Пусть это будет не квалифицированная работа, но сильные молодые руки нужны везде. Это и сплачивает ребят, учит их принимать решения и трудиться в коллективе. Конечно, в большом городе и возможностей больше. Там есть и казачьи отделения, где ребят учат скакать на лошади, выполнять другие мужские обязанности.
Поднимался и вопрос летнего отдыха детей северных регионов. Желательно, чтобы они имели возможность отдохнуть где-то рядом с Черным морем, где растет виноград, чтобы его покушать. Южные приходы, монастыри – Ростов, Крым, Краснодарский край, Кавказ – согласны принять этих детей. Но посылать надо тоже не бездумно, дать заранее детям задание, например, написать эссе о своем поселке, храме, о тех, кто служил там, чем знаменателен тот или иной святой источник. Чтобы можно было выбрать и послать на юг лучшего.
На встрече говорили также о восстановлении святынь на родине св. Иоанна Кронштадтского. Сейчас там восстанавливается храм, правда, служить в нем пока некому. Шестого августа состоится его открытие – нас, священников, тоже пригласили. Будет новая встреча.
Подготовила Людмила Протасова.
Епархиальные вести
Подписано соглашение
3 июня в Епархиальном управлении подписано соглашение о взаимодействии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл и Йошкар-Олинской и Марийской епархии Русской Православной Церкви.
Соглашение о взаимодействии священнослужителей с судебными приставами подписали руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Валерий Осипов и управляющий Йошкар-Олинской епархией архиепископ Иоанн. Заключено оно с целью возрождения духовности, поддержки нравственных традиций семьи, гармонизации в сознании граждан представлений о правах человека и об их ответственности перед обществом, создания возможностей для реабилитации социально неблагополучных лиц с учетом их дальнейшей социализации.
Предметом соглашения является объединение усилий в просветительской работе среди социально неблагополучных лиц, имеющих задолженность по решению суда, и лиц, освободившихся из мест заключения с обязательством возмещения материального и морального ущерба.
Сестрам милосердия – удостоверения МЧС
7 июня 2011 года в Православном центре Йошкар-Олы состоялось вручение документов сестрам милосердия Йошкар-Олинского сестричества, прошедшим обучение по программе «Психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях».
В конце прошлого года Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл и Йошкар-Олинская и Марийская епархия заключили соглашение по взаимодействию, объединению усилий по оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций.
В рамках этого соглашения прошли занятия по обучению священнослужителей Йошкар-Олинской епархии и сестер милосердия Йошкар-Олинского сестричества действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Для сестер милосердия была разработана специальная программа, включающая задачи психологической подготовки. Рассматривались вопросы экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях, работа по профилактике образования в чрезвычайных ситуациях неуправляемой толпы, работа на телефоне «Горячей линии».
7 июня в часовне Православного центра был отслужен молебен, после которого архиепископом Иоанном и генерал-майором Александром Малкиным сестрам милосердия благотворительного Мироносицкого братства были вручены документы по пройденной программе «Психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях». В заключение встречи, отмечая многолетнее плодотворное сотрудничество Йошкар-Олинской епархии и Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, Александр Малкин вручил архиепископу Иоанну памятную медаль «20 лет МЧС России».
Пресс-служба епархии.
На пастбище
Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные (Пс. 95, 12).
Городские жители редко обращают внимание на красоту окружающей природы. В детстве у нас было не так: мы пасли и овец, и коров, и в ночное с табунами ездили верхом – как было приятно в ночное ездить! То было в детстве, когда были недалеко от нас привольные приволжские луга. Ранней весной мне приходилось пасти наших и соседских овец на пригорках – «до пастухов». Позже, когда немного подросла, также, «до пастухов», мы ходили пасти коров на небольших горках. А после двенадцати лет мне доверили жить вместе с коровами в приволжских наших колхозных лугах целый месяц безвыездно.
Выход с коровами после сенокоса на луга на длительное время назывался «новый шалаш». «Коровий шалаш» в Горномарийском районе был традиционным. Как я помню, в 1946–1947 годах на колхозные сенокосные угодья после уборки сена выводили стада коров, телят, свиней, табуны лошадей, молодых жеребят. На просторных лугах атавы (атава – трава, отросшая после первого покоса.– Ред.) всем хватало, воды в озерах, речушках было много. Скот пасся свободно, пастухи только изредка за ним приглядывали.
Отправили меня в луга с тремя коровами: доила и пасла их, молоко от них хранила в землянке в отдельных кринках. Коровам дала клички: нашей – Цыганка, соседской корове – Дыня, корове двоюродной сестры Ольги – Пеструшка.
У каждой женщины или бабушки в лугах для проживания была отдельная землянка – шалаш, где хранилось все хозяйство: подойники, горшки, кринки и коровьи привязи. У меня тоже была землянка с теплой прихожей. В прихожей мне брат Михаил устроил топчан с душистым сеном и пологом для тепла в ночное время. Скотину мы загоняли в отдельные загородки, они находились поодаль от землянок, на проветриваемом пригорке – коровы находились под открытым небом.
В теплую погоду всем нам было в лугах хорошо. Коровы сами выбирали себе луговины, где была мягкая трава и вода в речушках, хозяйки обрабатывали молоко: делали творог, масло, отправляли их домой.
Мне приходилось делать одной все то, что делали пожилые женщины: доила коров утром, вечером, мыла после каждой дойки подойники, стирала полотенца, фартуки, мыла, сушила кринки, горшки. Работа мне была не в тягость, все успевала делать, а наши бабушки-соседки, улыбаясь, мне говорили: завела корову – заводи подойник; завела корову – заводи и привязи; имеешь корову – имей и халат, и фартук, и полотенце, и головной платок. Крепко подпоясывайся фартуком, туго завяжи платок на голове и работай, засучив рукава…
Со своими коровами я хорошо обходилась, во время дойки говорила им какие-либо ласковые прибаутки, короткие стишки, которые сама придумывала. Для веселой шустрой Цыганки читала быстрые пословицы, для старой спокойной коровы Пеструшки – что-либо медлительное, для красивой Дыни – что-нибудь возвышенное, напевное, хвалебное. Все три коровы мне нравились, я их по утрам пучком сена обметывала, по вечерам ласково встречала, загоняла в загончик – загородку из нескольких жердей. Они были спокойные, не брыкались, знали свои места. И во время дойки они меня особо не тревожили.
Провожая меня на пастбище с коровами на длительное время, мама мне дала несколько советов: к корове подходить ласково, спокойно, выдоенное молоко сливать в свои хозяйские посуды (молоко не смешивать); чужого молока не пить, чужой сметаны не есть, тайно ничего не есть, не воровать… Мамины советы я хорошо запомнила, потом и своим внукам говорила: она научила чужого ничего без спроса не брать.
Мне нравилось трудиться на летнем лагере в наших лугах. Днем работала, вечерами до сна любовалась звездным небом. В августе часто бывали звездопады. Днем, по утрам, и по вечерам, после дойки коров, часто смотрела я на небо. Небо в лугах было огромное, как огромный купол, оно находилось над землей, все пространство земли оно покрывало своим «чехлом», мы же, люди, находящиеся на земле, мне казались такими маленькими, словно букашки или как травинки.
И цвета неба были чистые, красивые. Над Волгой небо было голубовато-синее, иногда оно менялось в ясные, чистые цвета, становилось розовое, лазоревое, многоцветное с палочками.
Облака на небе имели причудливые формы: то походили на детские лица, то напоминали головы строгих стариков, то были похожи на страшных животных… Дни и ночи для меня были спокойные, радостные, не было ощущения тревоги. Даже не чувствовала голода, хотя жила почти без хлеба: в лугах находила кусты черной смородины, ежевики, около озер – дикий лук, знала все съедобные и несъедобные травы. Жила, себе пропитание находила, и потому, думала, что оказавшись на природе в лугах, вблизи речки, озер, я могла бы прожить без хлеба. Наши пожилые люди говорили: лес без пропитания не оставит человека, из леса, луга человек с пустой сумкой не придет домой. Так и со мной было – луга меня и моих коров кормили, поили, приют давали.
Вот однажды ночью на наш лагерь налетел сильный ветер. Крыши земляные ворошил, холод нагнал. Мне стало страшновато. К соседкам, бабушкам я не побежала, съежившись под пологом, стала вспоминать бабушкину молитву на родном языке. Потом, уже взрослой, я узнала, что эта молитва была Божией Матери: «Все упование мое на Тя возлагаю...» Бабушка научила меня этой молитве, когда мне было три или четыре года, по дороге в церковь. Через речку, два-три оврага, через поле мы шли босиком из нашей деревни Усола в село Владимирское, которое находится недалеко от Козьмодемьянска. С тех пор я почти забыла ее, и вот, когда мне стало жутковато в лугах, я вспомнила и бабушку, и ее молитву…
Кончилось лето, скоро сентябрь, пора в школу собираться. Как раз в это время неожиданно выпал толстым слоем снег, весь луг покрылся белым покрывалом. Наши коровы рано утром убежали в деревню, к своим хлевам. Разбудил нас громкий крик табунщика Николая: «Вставайте, Анна, Ольга! Ваших коров белые волки увели…». Мы выскочили из-под пологов, поглядели в загоны – коров нет. Обулись, оделись, как смогли, и побежали в сторону своих домов.
Я все лето ходила босиком в лугах, и тут, по толстому снегу, пришлось бежать босиком. Провожая нас, Николай Федорович предупредил, чтобы мы шли домой не напрямую, по следам коров,– там болота, ямы, кочки, а вышли на отводную полосу и шли через деревню Луговая. На прощание он сказал: «Вы идите домой с Богом, а мне и Глафире-племяннице придется еще месяц или больше тебеневать со скотом на снегу». Мы узнали, что тебеневка – это зимнее пастбище. Скот после выпадения первого снега будет еще питаться в камышах, в низких болотах оставшимся кормом, будет глодать кустарники, иногда прибьется к стогам, но пастухи знают: скоту в лугах и зимой корм найдется.
В 1946–1947 годах мы сильно голодали. Снег выпал рано, картошка, почти половина, осталась в земле, не было рабочих рук. Наши мамы всю зиму молотили на току зерно. И за свой труд ничего не получали.
Нам, маминым маленьким детям, выжить в ту голодную зиму помогла только наша корова Цыганка. И ее мы – я, старшая и младшая сестры – кормили соломой. Когда солома кончилась, мы стали снимать солому с крыши сарая. Старший брат Георгий, который пятый год служил в армии, на Южном Сахалине, писал нам бодрые письма, советовал, чтобы мы сберегли Цыганку – до весны как-то, чем-то ее надо было прокормить. Но мы сами не падали духом.
Весной, как растаял снег, мы шли в луга, к озерам, за диким луком, всю весну питались диким луком с лугов. Лук и молоко были для нас любимой едой. А корову, телку, овец начали весной кормить ивовыми ветками. Отец, пропавший без вести в 1943 году под Ленинградом, овраги под нашим садом до войны засадил ивовыми деревьями. Как эти деревья тогда нам пригодились! Почки от женских деревьев были негорькие, мы сами ели, пока не появились на ветках листья, ветки от горьких ив давали скоту.
Мама после одного несчастного случая начала часто читать про себя Псалтирь, а нам передавала из прочитанного своими словами. Когда ее не стало, Псалтирь мы долго хранили в сундуке, пока не стали открываться церкви.
Жизнь наша в 1946–1950 годах вся осталась в памяти, а «коровий шалаш» нам не забыть никогда. Хотя Чебоксарская плотина покрыла наши сенокосные угодья – размером с целое Израильское государство. Память о наших лугах мы сохранили в душе…
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Жизнь исполнена таких чудес, и с чего бы ты ни начал, с неба ли, или с земли, или с воздуха, или с животных, или с семян, или с растений,– везде найдешь обильное начало для повествования… <…> Не безумно ли поэтому, при таком обилии предметов для повествования, которые могут доставить нам и удовольствие, и пользу, и благо для души, погружать ум свой в грязь, занимаясь рассказами о любостяжании и хищении?».
Хиония Грачева.
Православные праздники в июЛе
1 июля (18 июня). Пятница. Боголюбской иконы Божией Матери (1157).
2 июля (19 июня). Суббота. Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607). Свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966).
3 июля (20 июня). Воскресенье. Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского (1630) (престольный праздник церкви с. Петъял и церкви с. Емелево, придел которой освящен в честь свт. Гурия). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II).
6 июля (23 июня). Среда. Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.) (престольный праздник Мироносицкого монастыря и церквей Владимирской иконы Божией Матери в с. Кузнецово Медведевского района и в с. Владимирском Горномарийского района). Второе перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1714). Мц. Агриппины (253–260).
7 июля (24 июня). Четверг. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (престольный праздник Мироносицкого монастыря и церквей сел Коротни, Оршанка и Шелангер ).
8 июля (25 июня). Пятница. Блгв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев (1228).
9 июля (26 июня). Суббота. Тихвинской (1383) и Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери (престольный праздник церкви Тихвинской иконы Божией Матери в г. Йошкар-Оле и праздник церкви с. Петъял, где находится чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери).
10 июля (27 июня). Воскресенье. Прав. Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998).
11 июля (28 июня). Понедельник. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII) (престольный праздник домовой церкви иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», в здании епархиального управления, г. Йошкар-Ола). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353).
12 июля (29 июня). Вторник. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67) (престольный праздник церквей св. апп. Петра и Павла в с. Кузнецово Горномарийского района, с. Арда Килемарского района, с. Юледур Куженерского района, п. Мари-Турек).
13 июля (30 июня). Среда. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
15 (2) июля. Пятница. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
16 (3) июля. Суббота. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652). Мч. Иакинфа (108).
17 (4) июля. Воскресенье. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918). Свт. Андрея, архиеп. Критского (712–726). Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174).
18 (5) июля. Понедельник. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422) (престольный праздник Богородице-Сергиевой пустыни и церкви с. Азаново). Прп. Афанасия Афонского (1000). Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918).
19 (6) июля. Вторник. Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429).
21 (8) июля. Четверг. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579) (престольный праздник церкви с. Нурма, а также Вознесенского собора Йошкар-Олы и церкви с. Оршанка, приделы которых освящены в честь Казанской иконы Божией Матери). Вмч. Прокопия (303).
23 (10) июля. Суббота. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).
24 (11) июля. Воскресенье. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969).
25 (12) июля. Понедельник. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII) (престольный праздник домовой церкви иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», в здании епархиального управления, г. Йошкар-Ола). День архиерейской хиротонии Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского. День образования Йошкар-Олинской епархии.
26 (13) июля. Вторник. Собор Архангела Гавриила.
28 (15) июля. Четверг. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305).
30 (17) июля. Суббота. Вмц. Марины (Маргариты) (IV).
31 (18) июля. Воскресенье. Память святых отцев шести Вселенских соборов. Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV).
По святым местам
Наконец-то наступило лето. А вместе с ним и время отпусков и паломнических поездок – по храмам и монастырям, к чудотворным иконам и местам особой благодати Божией – освященным источникам. Впрочем, в нашей республике родников такое изобилие, что и ехать куда-то нет большой нужды. Так, в Петропавловском приходе поселка Мари-Турек облагородили и освятили уже семь родников.
Православный русский народ испокон веков расчищал и оберегал источники. А еще освящал… С какой целью?– спросите вы. И вряд ли услышите единый ответ. «К святым местам тропа не зарастает»,– ответят одни. «Бог дает силу и терпение в трудную минуту»,– ответят другие. А вот у настоятеля Петропавловского прихода поселка Мари-Турек иерея Николая Полежайкина свой мотив: храм строить дорого и не быстро, а расчистить, облагородить и освятить источник легче и дешевле. А польза немалая для людей: могут они здесь и помолиться, и водички набрать, а в некоторые – и окунуться.
С этой мыслью и освятили несколько лет назад первый родник во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, воздвигли часовенку, сделали купальню. Потом появились часовенка и купальня над источником Николая Чудотворца. Народу полюбились эти источники, сюда приходят на праздники, да и в будни, погрузиться с молитвой в ледяную родниковую воду.
А источнику святителя Николая людская молва приписывает особую благодать – силу в исцелении от распространенного у нас недуга – пьянства. Говорят, есть и примеры конкретные.
Ну, а у батюшки Николая и его помощников – приходской общины – новые планы, которые, пока на дворе лето, пытаются претворить в жизнь.
Совсем рядышком с церковью, практически в центре поселка, до недавнего времени был пруд, через который проходил мост, соединяющий две части селения. Но сейчас он пересох и приход начал благоустройство сразу трех источников – в честь Почаевской иконы Божией Матери, Животворящего Креста, великомученика и целителя Пантелеимона.
– Сам Господь нас заставил,– говорит отец Николай.– Здесь ручьев никогда не было. И вот Господь вывел их наружу. Мы облагораживаем, болото постепенно уходит. Потом будем ставить решетки, насыплем песок, уложим плитку. У источника в честь Почаевской иконы на камне вырежем ступню Божией Матери и туда будет стекать вода. А Животворящий Крест мы будем ставить в сам источник, конструкция у нас уже есть, и вода будет истекать из под Креста. Попробуйте, какой здесь вкус воды! Казалось бы, еще не освященный источник, а люди уже набирают воду. По вечерам приходят совершенно сторонние, сажают черемуху, сирень и набирают воду. Я думаю, это не просто пить. И в кране вода есть. Тут тяга к живому источнику, тем более облагороженному, который будет освящен. Люди берут, потому что внутри у человека тяга к святой воде.
Если первые три источника благоустраиваются прямо в поселке, на месте бывшего пруда, то к следующему роднику от Мари-Турека надо ехать, и довольно долго. Источник бьет со склона. А внизу небольшая речка, которая в этом месте делает почти круг. Вот и получается: кругом вода, лишь в середине небольшой островок. Сейчас родник слегка облагородили, расчистили от бурьяна, а в планах – сделать на месте острова небольшое озерцо, поставить купель, как у Серафимушки в Дивееве, по краям посадить вишню… А освятить думают в честь Пресвятой Троицы.
– Называем источники в честь Божией Матери, святых. А в честь Пресвятой Троицы нет. Как-то неправильно получается,– размышляет отец Николай.– Правда, работы тут много».
Хотя и помощники здесь есть, рук все-таки не хватает. Кто помоложе – заняты на работе, а человек пенсионного возраста быстро устает. Тем более, работа бывает тяжелая. Так, при облагораживании одного источника в прошлом году возникла необходимость пробить скальную плиту толщиной семьдесят сантиметров, чтобы вывести жилу. Обыкновенными кувалдами, кирками пять-шесть человек долбили, наверное, целую неделю. Слава Богу, она была пластами, иначе совсем трудно бы было. А теперь – все разрешено, родник бьет со склона, все вокруг аккуратно посыпано песком, чувствуется, что работа здесь проделана немалая. Впрочем, еще и предстоит. Источник планируется освятить в честь Небесных Сил бесплотных, а купель сделать… на воздухе!
Сделать купель на сваях придумал местный житель, петропавловский прихожанин Борис. Он с ребятишками и присматривает здесь за источником – прибираются, цветы сажают. Есть задумка сделать у источника лесенку вверх, площадку, скамеечки, чтобы человек мог отдохнуть.
Сегодня у Петропавловского прихода семь освященных и восемь-девять неосвященных родников. И даже у не освященных еще родников собираются люди – посидеть, водички набрать.
– А что значит освященная вода для человека? – спросили мы у отца Николая.
– Освященная вода есть благословение Бога, присутствие Духа Святого. Всякая душа – христианка. И вот когда человек приходит к источнику, он чувствует эту благодать, душа тянется к святости.
– Наверное, ваш труд по облагораживанию источников о многом заставляет задуматься местных жителей?
– Задумываются многие. Приезжают в другую местность, сравнивают: «А у нас ведь вот такое есть!». И возникает радость, благодарность Богу: «Слава Богу, что я родился здесь, на этой земле».
Людмила Протасова.