Содержание:
Вручены церковные награды
Икона вернулась в храм
С пасхальной радостью – снова в Оршанке
Состоялось III Всероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры
Крещение как семя новой жизни
Наша семья – Церковь
Из истории Николо-Березовского черемисского миссионерского мужского монастыря
Православные праздники в июне
Чтобы получить благодать – надо потрудиться
Епархиальные вести
ВРУЧЕНЫ ЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ
В субботу 14 мая, в день празднования Мироносицкой иконе Божией Матери, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в Мироносицком женском монастыре. За богослужением ряд священнослужителей епархии были удостоены наград Русской Православной Церкви.
Ко дню Святой Пасхи права ношения митры удостоен протоиерей Владимир Захаров, настоятель храма Святителя Гурия Казанского, с. Петъялы.
Права ношения креста с украшениями удостоены протоиерей Виктор Соловьев, настоятель Свято-Троицкого храма, с.Троицкий Посад, протоиерей Евгений Бакутов, настоятель храма Великомученика Димитрия Солунского, с. Параты, протоиерей Димитрий Сафронов, клирик Вознесенского собора Йошкар-Олы.
Права ношения палицы — протоиерей Василий Павловский, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, с. Актаюж, протоиерей Владимир Васильев, настоятель Никольского храма, Звенигово, протоиерей Сергий Поглазов, настоятель Воскресенского собора Йошкар-Олы.
Права ношения наперсного креста — иерей Александр Лукьянов, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, с. Микряково, иерей Алексий Кузьмин, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских, Волжск, иерей Алексий Сущев, настоятель Свято-Троицкого храма, Козьмодемьянск, иерей Николай Соколов, настоятель храма Преображения Господня, с. Кожважи, иерей Виталий Михеев, настоятель Никольского собора, Волжск.
Права ношения камилавки — иерей Александр Малинов, настоятель Свято-Духовского храма, с. Усола, иерей Владислав Мишутов, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, с. Виловатово, иерей Владимир Камышев, клирик Вознесенского собора, Йошкар-Ола, иерей Михаил Лежнин, настоятель Мироносицкого собора женского Мироносицкого монастыря, с. Ежово, иерей Александр Козлов, клирик Вознесенского собора, Йошкар-Ола.
Права ношения набедренника — иерей Николай Киселев, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, п. Сурок, иерей Александр Лоскутов, клирик Вознесенского собора, Йошкар-Ола, иерей Матфей Сапаев, клирик Никольского собора, Волжск, иерей Игорь Сапаев, клирик Свято-Троицкого храма, с. Сотнур, иерей Алексий Михеев, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы, Йошкар-Ола, иерей Василий Яшмолкин, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери, с. Кузнецово, иерей Сергий Петров, настоятель Свято-Троицкого храма, с. Помары, иерей Алексий Добиков, клирик храма Державной иконы Божией Матери, п. Медведево, иерей Константин Домрачев, клирик храма Преподобного Серафима Саровского, Йошкар-Ола, иерей Леонид Вылекжанин, клирик Воскресенского собора, Йошкар-Ола.
Сана протодиакона удостоен клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка диакон Михаил Козловский.
Пресс-служба епархии.
ИКОНА ВЕРНУЛАСЬ В ХРАМ
В пятницу, 20 мая, начальник УВД по городу Йошкар-Оле полковник милиции Марат Айдаров передал настоятелю церкви Успения Пресвятой Богородицы протоиерею Сергию Филонову икону Пресвятой Богородицы «Казанская», которая была похищена из храма 6 мая.
Возвращая в стены храма святыню, начальник УВД рассказал, что преступник совершил кражу посреди дня, когда в церкви было безлюдно.
Большую помощь в поимке злоумышленника оказали прихожане храма. Спустя несколько дней после исчезновения иконы из церкви они заметили во время службы, как подозрительный мужчина пытался похитить серебряную цепочку и золотое кольцо, лежавшие в рамке иконы. Проявив бдительность и смелость, они в буквальном смысле слова схватили вора за руку, вызвали полицию и удерживали его до прибытия сотрудников УВД. Уже через несколько минут стражи правопорядка доставили мужчину в отдел внутренних дел. Оказалось, что он причастен и к похищению Казанской иконы Божией Матери. Преступника привлекли золотые «привески» в киоте святого образа — украшения, которые прихожане оставляют в благодарность за помощь Божию, а икону он продал за 500 рублей скупщику антиквариата. Оперативники вышли на след перекупщика и успели изъять святой образ, который преступники уже готовились переправить за пределы республики.
Протоиерей Сергий Филонов поблагодарил Марата Айдарова за труд, который понесли сотрудники столичного УВД, раскрывая преступление. «Низкий поклон всем, кто потрудился, чтобы возвратить Казанскую икону Пресвятой Богородицы в храм. Это большая радость для всех. Молитва перед этой иконой приносит несчастным излечение от болезней, истинно верующим она дарует исполнение чистых желаний, а кающимся грешникам помогает спастись от искушения», — подчеркнул отец Сергий.
По сообщению пресс-службы МВД по Марий Эл.
С ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТЬЮ — СНОВА В ОРШАНКЕ
Солнечным субботним утром 7 мая Оршанка вновь встречала многочисленных гостей. Если позапрошлогодний фестиваль собрал около двадцати коллективов, то прошлогодний и нынешний — более двадцати. А число зарегистрированных участников и гостей нынче оказалось рекордным — около 350 человек.
По традиции фестивалю предшествовала Литургия в Оршанском храме Рождества Иоанна Предтечи, после чего праздник переместился в районный Центр культуры и досуга. В фойе Центра была развернута выставка детских пасхальных поделок и стенгазет. А желающие могли подкрепиться горячим чаем с выпечкой.
И вот переполненный зрительный зал затих, и ведущая — певчая церковного хора Л.В. Старыгина, в прошлом профессиональный работник культуры, под духовную музыку и колокольный звон взяла бразды правления в свои руки.
К взрослым и детям с приветствием обратился глава администрации района А.Г. Марышев. Александр Геннадьевич выразил удовлетворение возрождением православных традиций и обратился ко всем с теплым праздничным поздравлением. Затем слово было предоставлено настоятелю кучкинского Сретенского храма иерею Алексию Вязову (оршанский священник Димитрий Вылекжанин в эти дни находился в отпуске) и одному из ревностных прихожан, директору Оршанского индустриального техникума Г.А. Кулакову, благодаря которому, кстати, все участники и гости фестиваля были обеспечены горячим обедом в столовой техникума.
Первым выступать всегда сложнее — им приходится по сути задавать тон всему фестивалю. И с этой задачей прекрасно справились ребята из кружка «Истоки» Русскокукморской средней школы Медведевского района, представившие вниманию зрителей сценку «Премудрый царь» (надо сказать, что нынешний фестиваль вообще оказался гораздо богаче прошлых на сценки и инсценировки).
Кроме русскокукморцев, на оршанской сцене выступили еще семь детских коллективов из Медведевского района.
Учащиеся воскресной школы при храме Державной иконы Божией Матери поселка Медведево представили композицию «Радость торжества». Ребята из воскресной школы при храме Казанской иконы Божией Матери села Нурма и хор Люльпанской средней школы исполнили песню «Здравствуй, лучик солнечный!». А кружок «Лучики» Кузнецовской средней школы при храме Владимирской иконы Божией Матери выступил с интересной инсценировкой «Легенда о птичке-красношейке». Как и на прошлых фестивалях, прекрасно выступили ребята из кружка духовно-нравственного воспитания Знаменской средней школы.
И уж настоящий фурор (если применимо такое светское слово к пасхальному фестивалю) произвели выступления воспитанников Семеновской коррекционной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей. Язык их жестов и движений под фонограммы песен был поистине языком души и сердца. Зрелище просто непередаваемое — недаром зал ответил овациями.
А как потрясающе выступили со своим «Пасхальным путешествием Бременских музыкантов» ребята из Савинской специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей! Далеко не каждый нормально видящий ребенок на такое способен!
Вновь тепло встретили участники фестиваля и выступление юных артистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения» из Йошкар-Олы (напомним, что это учреждение духовно окормляет оршанский батюшка Димитрий Вылекжанин).
Как и в прошлом году, два коллектива прибыли из Килемарского района. Это воспитанники воскресной школы при храме Рождества Христова села Арда со сценкой «Подарки на Пасху». А ребята из воскресной школы при храме Илии Пророка поселка Килемары, отличавшиеся ранее своим слаженным пением, на сей раз подготовили пьесу «Две подруги». И те, и другие выступили достойно.
Нынче как никогда широко был представлен Оршанский район.
Так, впервые принял участие в фестивале детский православный кружок «Крылья» Лужбелякской основной школы при Зосимо-Савватиевском храме села Красная Речка, выдавший постановку по сказке «Цветик-семицветик».
Блестяще показал себя самый юный, с участием дошколят, коллектив самой молодой воскресной школы в Оршанском районе — при кучкинском храме Сретения Господня. Говорят, репетировали ребятишки всего-то неделю, но заслужили бурные аплодисменты. По мнению многих зрителей, именно этим выступлением надо было открывать фестиваль.
Неплохо выступили учащиеся Старокрещенской основной школы с драмой в стихах «Отваленный камень»; коллектив «Колокольчик» Упшинской основной школы при Покровском храме села Упша; кружок «Истоки» Большеоршинской основной школы с театрализованным представлением «Пасха».
Как всегда, оправдали надежды воспитанники воскресной школы при Богоявленском храме села Великополье, представившие литературно-музыкальную композицию «Пасхальным небом освящен наш дом».
Оршанский центр детского творчества имени Г.С. Чесноковой выставил на фестиваль сразу четыре детских коллектива. Это студия сольного пения «Капель», образцовый ансамбль танца «Алиса», младшая группа кружка «Театр сказок» с кукольным музыкальным спектаклем «Пасхальный колобок» и старшая группа того же «Театра сказок» с постановкой «Ночь перед Пасхой».
Завершала фестивальную сценическую программу, опять же по традиции, воскресная школа святителя Димитрия Ростовского при Предтеченском храме поселка Оршанка. В сравнении с прошлым и позапрошлым фестивалями это было, вне всякого сомнения, лучшее выступление здешних ребят. И когда в завершение прозвучала в их исполнении песня православного содержания на известный мотив «С чего начинается Родина», зал отреагировал бурными аплодисментами.
Разумеется, разными были ребячьи коллективы по численности, возрастному составу, уровню подготовки и исполнения номеров. Но фестиваль прошел вполне успешно. Все коллективы-участники отмечены грамотами организатора — прихода Оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи. Благодарность выражена и их руководителям.
Успех фестиваля — это заслуга многих людей, потрудившихся во славу Божию, пожертвовавших время и средства на богоугодное дело. Им вручены благодарственные письма.
Николай Кропинов.
Состоялось закрытие III Всероссийской Олимпиады школьников
по Основам православной культуры
С 1 по 5 мая в Москве состоялся суперфинал Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. В нем приняли участие 116 финалистов из разных регионов России. Нашу республику представляли йошкаролинцы Артем Промович (гимназия №4 им. А.С. Пушкина) и Сергей Сурков (гимназия им. Сергия Радонежского).
В воскресенье, 1 мая, знатоки православной культуры со всей страны прибыли в столицу нашей Родины. Первый день олимпиады был ознакомительным. После расселения в гостинице все ребята отправились на экскурсию в Донской монастырь, где им поведали об истории обители, рассказали о достопримечательностях, святынях. Все побывали в келии Патриарха Всероссийского Тихона, смогли увидеть воочию личные вещи Святейшего и узнали много нового из жития святого.
Во второй день состоялся основной, письменный тур. После молебна в университетском храме ПТСГУ свт. Николая в Кузнецах ребятам предстояло проверить свои знания в области истории, православной культуры и даже музыки. По окончании письменного тура участников олимпиады повезли в Бутово — традиционное место паломничества всех финалистов. Ребята узнали много нового о временах гонений на Церковь, посетили храм в честь Воскресения Христова и побывали на месте массовых захоронений.
Третий день олимпиады выпал на Радоницу и начался со службы в храмах города, где по окончании богослужения ребята приступили к выполнению проектных заданий. Вечером все финалисты побывали в Московской государственной филармонии им. Чайковского на Пасхальном фестивале.
Следующий день был посвящен отдыху. Состоялась экскурсия в Третьяковскую галерею, встреча с протодиаконом Андреем Кураевым, где поднимались вопросы о школьном предмете «Основы православной культуры». В заключение прошла командно-личная игра «Знатоки православной культуры» в ПСТГУ.
Последний день, самый долгожданный и волнительный, начался в Храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов, где состоялось торжественное закрытие III Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Церемонию закрытия и награждения лучших участников возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем слове к участникам олимпиады Патриарх отметил значимость и важность проводимого мероприятия и наградил победителей грамотами.
Несмотря на то, что оргкомитет олимпиады выделил лишь семерых лучших ребят, каждый финалист получит диплом Российского совета олимпиад школьников, который дает льготы при поступлении в ВУЗы страны и приравнивается к максимальному количеству баллов за выпускной экзамен ЕГЭ по предмету «История».
Светлана Поздеева.
Актуальная тема
КРЕЩЕНИЕ КАК СЕМЯ НОВОЙ ЖИЗНИ
Об огласительных беседах, молодежи и послушании
Когда в девяностые годы Церковь получила свободу, в нее хлынул огромный поток людей, желающих принять Святое Крещение. Кто-то крестился по традиции, кто-то открыв для себя дорогу веры, иные просто на путях своих смутных духовных исканий. Прошло двадцать лет, и многие из этих крещеных неофитов так и не стали церковными людьми. В приходской обиход вошло неведомое прежде слово «катехизатор», стали появляться понятия из практики древней Церкви: «оглашение», «крещальная Литургия». Но все эти благие начинания нередко воспринимаются как формальность, и человек, узнав, что от него требуется выучить Символ веры, покачивая головой, уходит искать храм «попроще». В чем причина подобного равнодушия и как его преодолеть? Об этом — наш разговор с благочинным Волжского церковного округа протоиереем Александром Михайловым.
— Отец Александр, что беспокоит сегодня Вас как пастыря в отношении людей к Таинству Святого Крещения?
— То, что люди, приходящие ко Христу, имеют порой подход оккультный, магический. «Крещение поможет». Или, во всяком случае, «неплохо, не повредит». И можно ли сказать, что все мы с этим боремся? У нас и во многих лавках церковных лежат книжки о Православии, где больше всего говорится о чудесах, о необыкновенных явлениях — вроде бы не запрещенные, но соблазняющие и на деле уводящие от Христа. Ведь ко Христу подходили и просили, чтобы сотворил знамение — но Он уходил от этого. Потому что внешнее знамение легко впечатляет человека и может увести его от осознания необходимости внутреннего труда. Конечно, и сейчас есть люди, которые осмысленно принимают христианство, но их еще недостаточно.
— Но ведь сейчас об этом столько пишется, говорится…
— Проблема номер один, чтобы суть Христовой проповеди глубоко понимал сам священник. Порой мы, православные, не можем объяснить ради чего Бог пришел. А без этого невозможно понять и что такое Крещение. Мы знаем и воспроизводим лишь общие слова: Ангел Хранитель нам дается, грехи прощаются, милость Божия изливается на нас. Но эти слова ничего не дадут человеку, если их не продолжить «вглубь».
— А что именно из того, что связано с Крещением, более всего не понимает современный человек?
— В нашем обществе принято считать, что человек, в основе своей, нормален и достаточно развит. А христианство говорит поразительную вещь: человек, да ты весь больной! Ум, чувства, волевые качества — все в тебе повреждено. А крещение — как сказано у святых Отцов — есть семя, в человека всевается божественное, благодатное зерно. И этот больной человек старается, жаждет взрастить это божественное семя. Если же нет, оно будет лежать, или и того хуже… Смотришь порой на тех, кого крестил, и за голову хватаешься: «Лучше б не крестились!» Зачем? С кем вы решили поиграть — с Богом?
— В каком смысле — «поиграть»?
Можно быть крещеным — и по духу быть не атеистом даже… — сатанистом. Можно быть венчанным — и по сути своей развратником. Можно быть прихожанином православного храма — и по сути своей богоборцем. Разве это не видно? Разве в Иуде Искариотском мы не увидели это? Вот, рядом со Христом, посмотрите, какая титаническая внутренняя работа — но против Христа! Бывает, что внешне все чинно, аккуратно, красиво. И вдруг — такая злость, такая зависть… Значит, внутри идет параллельная жизнь, совершенно чуждая Богу. Этот опыт постоянно накапливается и выражается, в конце концов, в ненависти ко Христу. Так вот, в Крещении мы получаем божественное семя, чтобы взращивать в себе правильную внутреннюю жизнь во Христе. Дается внутренняя сила: Господь просвещение мое — кого убоюся?
— В древней Церкви существовала практика отлагать крещение до зрелого возраста. Известны такие случаи и в жизни святых. Быть может, имеет смысл возродить эту практику?
— А какой смысл? То время было иным, и тот мир был верующим миром. Религиозная жизнь была реальной жизнью, и даже тот язычник, который служил своему идолу, не притворялся. А сейчас даже люди, верующие в Истинного Бога, бывают очень далеки от исповедания своей веры. Человек, воспитанный в безрелигиозной среде («вырастет — и сам выберет веру») будет нести в себе к зрелому возрасту столько лукавого, демонического, что можно понять: не крестив в детстве, не начав взращивать семя как можно раньше, его подвергли большой опасности. Другое дело, что большую часть крещеных в детстве сегодня нужно оглашать заново.
— А это вообще возможно — «оглашать заново»?
— Здесь такие явления жизни, что сразу не объяснишь. Понятное дело, что оглашать полезно, необходимо. Вопрос в том, кто будет оглашать. Можно ли меня допустить делать операцию? Ни в коем случае — я же зарежу человека! Можно ли допускать вести катехизаторские беседы человека начитанного, знающего основы вероучения, но не имеющего личного опыта жизни во Христе? Это будет профанация, вот и все. Многие наши «катехизаторские воздействия» к чему сводятся? — «Вы ничего не понимаете, мало что пока знаете. А я знаю и сейчас расскажу!» Больной никогда не будет возвышаться над другим больным и говорить о себе, что он здоров. Как люди, мы ничего не можем сделать. Как пишет митрополит Вениамин (Федченков), мы никому не нужны, кроме Бога. И если миссионер, катехизатор не поймет этого, не переродится, его усилия будут пустыми и никчемными.
— Сейчас много говорится и пишется о необходимости особой работы — как с отдельной категорией — с православной молодежью. Как можно оценить эту тенденцию?
— Мы повторяем Запад, вот и все. Меня удивляет, когда говорят порой: «православный сантехник», «православный шофер». Странно, правда же? «Православная молодежь» — из той же серии. Почему ее нужно выделять, отделять от остальных? Мы повторяем западный путь — красиво, по-своему повторяем. Но там это все уже давно пройдено.
— Сейчас появилось и еще одно понятие — православный молодежный лидер. Как следует к нему относиться?
— Это есть в сектах — гуру, лидеры. В Православии и слова такого нет. Поэтому, когда мы употребляем слово «лидер», сразу возникают вопросы: какой, для чего? Православный человек — это, прежде всего, правильный образ жизни во Христе. И он не будет стремиться к такого рода «лидерству». Другое дело, что бывает послушание: батюшка сказал, или епископ благословил как-то помочь неофитам. Это естественно, как в семье: есть мать, отец, и дети исполняют послушание. Но можем ли мы сказать, что тот или иной ребенок при этом — лидер? А если и скажем, к чему это приведет? К самомнению, тщеславию, упрямству, зависти. А когда этот ребенок вырастет — дверью хлопнет и уйдет. Так и в Церкви. Иногда говорят: вот, у него все хорошо получается, не курит, не пьет, душа компании… Простите, нельзя путать одно с другим. Многие сектанты не курят и не пьют, но это же не значит, что у них правильное состояние души. Есть вегетарианцы, но это не повод говорить о их величайшей аскезе. В любом случае, если уж молодой человек поставлен на такое послушание — рассказывать, разъяснять что-то о Православии, православной культуре — он должен постоянно советоваться. И беда, если его самого, не дай Бог, не будут правильно духовно вести. Тогда это действительно будет именно сектантское лидерство.
— А как это будет проявляться?
— Это приведет к тому, что уже было в семнадцатом году. Тогда практически все были крещеные и все проходили хотя бы через малый курс катехизации. Но можно почитать, какие были семинаристы в то время. Нечувствие, малодушие было в их среде. А если человек говорит, проповедует: «Сыне, даждь ми сердце», — но сердце его самого остается холодным, люди в конечном итоге начнут все это ненавидеть. Потому что это духовный закон: если не ко Христу через покаяние, то в другую сторону. Преодоление этой «каменности» — самое главное.
Беседовала Елена Сапаева.
НАША СЕМЬЯ — ЦЕРКОВЬ
Возможно, это сравнение покажется кому-то высоким, но живущего полноценной — не только духовной, но и душевной, просто человеческой — жизнью в своем приходе можно уподобить человеку, счастливому в своей семье. И это неудивительно: ведь причащаясь из единой Чаши, мы духовно приобретаем то, что имеют в земной жизни только самые близкие родственники — одну плоть.
Церковь — семья, ничего другого, суррогатного, подобного мирскому общению или сектантской «бомбардировке любовью», нам не надо. Но почему-то так трудно ощутить, вместить в себя то, что и живет она по законам семьи. Пространство храма нередко становится для нас территорией какой-то несбывшейся надежды, когда мы вновь и вновь задаем себе безответный вопрос: «Ну почему мне все чужие? Ну почему я всем чужой?»
Чужие ли мы? Если уж судить как-то об этом вопросе, то судить глубоко, отложив поверхностные проявления в виде каких-то мелких обид или чьего-то невнимания. Приходя в храм, мы долго порой не можем избавиться от психологических представлений мирской жизни, насквозь пропитанной голодом, нехваткой любви. Мы привыкли к тому, что взаимное расположение друг к другу нужно постоянно подтверждать: как бы убеждать в нем другого человека нарочитыми взглядами, улыбками, «дежурными» вопросами, мнимым интересом к его повседневным делам. Но таково ли истинное родство? Встречаясь с людьми Церкви, уже вкусившими благодати, понимаешь, что их любовь теплее и ближе, хотя и очень сдержанна во внешних проявлениях своих. Она не изливается в долгих беседах за чаем, не выплескивается в каких-то «откровениях». Каждый живет своей жизнью и делает свое дело. Просто живет. Да, удивительно порой, что не видевшись на службе целую неделю, или даже не встречаясь долгие месяцы, они встречают друг друга всего лишь молчаливым, едва заметным поклоном. Но это оттого, что душой никуда друг от друга и не уходили, продолжая вспоминать в молитве к Богу и друг о друге, а значит, и поддерживать невидимую связь. Так любят друг друга родные, которые и так связаны всей своей жизнью — причем говоря о Церкви, мы говорим не только о временной жизни, но и о вечной, во Христе.
Конечно, любовь — это помощь, готовность быть рядом с человеком, а не одно лишь восприятие его. Именно фраза «мне не помогли» чаще всего служит острием клинка, которым поражают нас — всех прихожан вместе с пастырями — обиженные чем-то люди. Вряд ли можно сказать, что у этой обиды никогда нет оснований. Но стоит помнить, что порой мы просим помощи не потому, что без нее погибнем. А для того лишь, чтобы утолить какой-то эмоциональный голод, или, еще хуже, «проверить» милосердность окружающих, раз уж они христиане. Это — ложный вызов, ложный сигнал SOS, и неудивительно, что Господь попускает нам остаться в пустоте, дабы переосмыслить свою мнимую обделенность. К тому же, чаще помогают тем, чьи нужды уже чувствуют и понимают, кто сам уже стал частью какого-то братского круга взаимопомощи, а не пытается вытянуть из него что-то, находясь извне.
Есть и еще одно утверждение, которым бравируют чаще всего неверующие люди: Церковь — некая «компенсация» того, что не реализовал человек в своей обычной жизни. Некий как раз-таки суррогат для тех, кого не наделил Господь любящими родственниками, мужьями и благодарными детьми. Среди церковных людей много одиноких, но немало и тех, чья семейная и личная жизнь вполне состоялась. Зачем быть чьим-то братом, сестрой, чьим-то чадом, если на все это есть наши близкие? Возможно, в этом вопросе есть и логика, и смысл, но в храме, на Литургии он почему-то отпадает сам собой. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…» — можно ли приобрести «единую мысль», не приняв в сердце возможности родства?
Каждого человека на земле ждет где-то «свой» храм. Возможно, это предположение как-то неоправданно мистично, возможно оно вообще неверно, но оно — из собственного опыта. Это не значит, что есть храмы «чужие», что в разных местах Господь как-то по-разному готов ответить нам. Но мы приходим в какой-то момент, порой внезапно и нелогично, в тот храм, из которого нас уже ничто «вытащить» не сможет — ни обстоятельства, ни наша собственная злая воля. В котором мы вдруг чувствуем в себе стремление учиться и который вдруг находим в себе силы защищать. Потому что все в этом небольшом пространстве почему-то необъяснимо и глубоко «свое», словно это гнездо, из которого мы когда-то выпали. И душа может немного пригреться, как птенец, и немного в этом утешении окрепнуть.
Все истинное — кротко. Настолько, что не стремится даже к какому-то явному наименованию себя. Так же, наверное, и родство, которое обретаем мы в Церкви, не стоит изучать слишком пристально даже в себе самих, чтобы его не нарушить. Достаточно того, что мы живем в семье, где не только возможны, но и необходимы настоящая ответственность и настоящая близость. И настоящая жизнь со Христом.
Елена Сапаева.
ПОЗДРАВИЛИ ВЕТЕРАНОВ
В дни празднования Великой Победы Йошкар-Олинское сестричество преподобномученицы великой княгини Елисаветы провело несколько встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
В майские дни сестры милосердия Йошкар-Олинского сестричества побывали в Клиническом госпитале ветеранов войн и встретились с ветеранами войны и тыла, находящимися здесь на лечении. Для них был дан концерт, на котором прозвучали песни военных лет, фронтовые стихи, а после выступления каждому были вручены небольшой подарок и цветы. Присутствующие на концерте сердечно поблагодарили православных женщин и пригласили приходить к ним почаще.
А в Шоя-Кузнецовском неврологическом интернате сестры милосердия посетили более тридцати лежачих больных — ветеранов. Больных, способных передвигаться, собрали за общим праздничным столом. Для них так же прозвучали песни военных лет. Патронажные сестры вручили своим подопечным иконки и сладкие подарки.
Галина Ефремова.
ПРИГЛАШАЕТ ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна с 3 по 8 августа впервые в нашей епархии для детей и подростков будет организован отдых в православном лагере «Благо» на озере Шап.
В лагерь принимаются дети в возрасте от 10 до 15 лет. Стоимость путевки — 3000 рублей.
Путевки можно приобрести в Центре духовно-нравственного воспитания «Светоч» Дворца творчества детей и молодежи в кабинете 217. Справки по телефону 8-960-094-6364.
Пресс-служба епархии.
Страницы истории
Из истории Николо-Березовского черемисского миссионерского мужского монастыря
На территории Руси издавна было много монашеских обителей. Одни из них располагались в шумных городах, другие — в менее суетных местах, третьи — в совершенном удалении от мира. И благоговейно стремились к этим святыням люди, чтобы очистить и умиротворить совесть, почерпнуть в молитве силы на несение своего жизненного креста, и по вере своей обретали утешение в полной невзгодами жизни.
Немалое число монашеских обителей было связано с именем святителя Николая Чудотворца, почитаемого не только великороссами, но и малыми народами России, в том числе марийцами. Одним из ярких примеров такого почитания является Николо-Березовский Богородицкий миссионерский монастырь Уфимской епархии, располагавшийся в начале XX века на левом берегу реки Камы, вблизи села Николо-Березовка Бирского уезда Уфимской губернии (ныне — Мишкинский район Республики Башкартостан), в сорока верстах от города Сарапула.
Основание монастыря
Территория обители представляла собой квадрат, в середине которого помещались два храма, а по бокам располагались церковно-учительская школа, братские кельи и деревянная колокольня. С западной стороны от монастыря протекала речка Березовка, впадающая в Каму, с северо-восточной, на опушке, стояли дом для учителей и гостиница для паломников.
Мысль об устроении в этих местах мужской монашеской обители принадлежала заводовладельцу Михаилу Гавриловичу Сведомскому, выделившему для будущего монастыря 150 десятин земли и леса. После кончины его дело устройства обители принял на себя заводовладелец из Осинского уезда Пермской губернии Павел Дмитриевич Дягилев, выбравший для нее, вследствие болотистости прежнего места, территорию вблизи реки Камы и села Николо-Березовка Уфимской губернии. В данном селе располагался храм, где хранился чудотворный образ Святителя Николая, явленный на березе в XVI веке плывшим по реке Каме работникам бояр Строгановых. После крестного хода и молебна на месте явления иконы произошло множество чудес и исцелений, о чем узнали в столице Руси. Услышав о чудотворном образе, царь Иоанн Грозный повелел принести его в Москву и устроить в первопрестольной храм Закамского Николы. Но по повелению святителя Николая, высказанному царю Ивану во сне, икона была отправлена обратно. В Николо-Березовском храме бывали черемисы, татары, почитали Святителя и приходили к чудотворному образу даже муллы. Молящиеся ставили свечи, служили молебны, прося заступничества святого, и благодатная помощь угодника Божия проявлялась в ответ на эти мольбы, по молитвам Николая Чудотворца совершалось множество чудес и исцелений.
Все средства на постройку деревянного храма и братского корпуса, приобретение утвари, устройство ризницы и первоначальное обустройство жилого дома также были выделены П.Д. Дягилевым. Освящение монастырской церкви в честь «Казанской» иконы Божией Матери было совершено осенью 1881 года Преосвященным Никанором (Бровковичем), епископом Уфимским и Мензелинским, с необычайной торжественностью, при многочисленном стечении народа из Пермской и Уфимской губерний. Немало собралось на торжество и язычников — черемис и татар, так как приезд «большого попа», как обыкновенно они называли архиереев, вызывал особый интерес.
Вновь устроенные храм и братский корпус с постройками поначалу получили название «Камско-Березовское подворье Уфимского Архиерейского дома». Первым заведующим его стал иеромонах Павел, за ним — иеромонахи Макарий и Герман. Открытие монастыря состоялось при епископе Уфимском и Мензелинском Антонии (Храповицком), который представил Святейшему Синоду доклад о положении дел в подворье и ходатайствовал о преобразовании его в монастырь. Святейший Синод указом от 18 февраля 1901 года удовлетворил это прошение, определив «существующую в Бирском уезде, при Богородицкой церкви, мужскую общину преобразовать в монастырь … с таким числом братии, какое монастырь в состоянии будет содержать на свои средства». Этим актом закончилась внешняя история образования обители, с тех пор она зажила самостоятельной жизнью, развиваясь внешне и внутренне.
Настоятель
Настоятелем Николо-Березовского монастыря был поставлен игумен Анастасий (Кидалашев). Он родился в 1866 году в крестьянской семье в деревне Тыгыде Морко Моркинской волости Царевококшайского уезда, после окончания в 1885 году Казанской учительской семинарии нес послушание учителя Цибикнурского земского начального училища. Уже в молодости Александр Кидалашев хотел уйти в монастырь, однако известный просветитель Н.И. Ильминский убедил его остаться в миру, чтобы служить своим соплеменникам. 1 августа 1890 года А. Кидалашев был рукоположен во диакона, а в 1892 году — во священника. Поначалу отец Александр служил в Троицкой церкви села Русский Уртем, затем — в Свято-Никольском храме села Кожла-Сола, а в 1896 году был переведен в Пантелеимоно-Владимирскую церковь села Уньжа, где около пяти лет заведовал центральной общежительной черемисской школой «Братства святителя Гурия». Современники характеризовали его как человека бескорыстного, смиренного, отдающего делу все свои силы и скудные средства. Рассказывали, что однажды отец Александр приехал в Казань на прием к архиерею. Раздававший все, что получал, своим нуждающимся соплеменникам, батюшка не имел даже сапог и поехал в валенках. Но секретарь Владыки, заметив это, не пустил его на глаза архиерею. Отец Александр молча удалился и вернулся домой пешком за 60 верст. Впоследствии, характеризуя батюшку, автор книги о Николо-Березовском монастыре священник Иаков Шестаков писал: «Для него нет отдельных личностей, на стороне которых были бы его симпатии и антипатии: он уважает или порицает в человеке исключительно его поступки, а не личность или сословие, к которому принадлежит порицаемый. Если иногда в речах его и сквозит порицание, то это допускается не ради красного словца, а скорее в назидание самому себе, что так делать не следует. Тон его речей отличается объективным спокойствием и остается таким и тогда, когда … приходится касаться случаев или фактов проявления черной неблагодарности со стороны некоторых лиц. … он остается спокоен и утешается только тем, что нельзя на свете прожить без какого-нибудь несчастия, потому что «жизнь дарована нам, как милость и как должность. Счастье есть милость, а терпение несчастий — должность. Получив милость, мы не имеем права отказываться от должности»».
Вскоре Господь призвал отца Александра к монашеской жизни. В 1901 году, после кончины супруги, батюшка был пострижен в монашество с именем Анастасий и по ходатайству епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого), знавшего его по служению в Казанской епархии, назначен настоятелем черемисского Николо-Березовского монастыря в сане игумена. Заботы об устройстве обители и открытой при ней миссионерской школы целиком занимали его. Редким своим трудолюбием батюшка подавал прекрасный пример для насельников монастыря, часто говорил им: «Труд к свету и правде ведет, в мире и дружбе с трудом радость найдешь».
Труды по обустройству обители и просвещению населения
Первой заботой настоятеля и братии было построение нового храма, так как освященная в 1881 году Богородицкая церковь по своим размерам была очень мала и тесна. В 1903 году игумен Анастасий со старшей братией возбудил ходатайство пред Преосвященным Климентом (Верниковским), епископом Уфимским и Мензелинским, о разрешении построить новую каменную церковь и получил одобрение. Закладка храма в честь «Казанской» иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского и Воскресения Христова была совершена 13 сентября 1903 года Нестором (Фоминым), епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, временно управлявшим Уфимской епархией в связи с болезнью местного правящего архиерея.
Второй проблемой было преобразование существовавшей при монастыре школы грамоты, открытой 19 марта 1901 года, в церковно-приходскую, двухклассную учительскую. Такое изменение было осуществлено 2 октября 1901 года, а в 1904 году в школе появилось дополнительное отделение для подготовки учителей во вновь открывающиеся учебные заведения и псаломщиков для инородческих приходов. Помещением для нее служил странноприимный дом, в 1909 году на средства монастыря здесь обучалось 120 детей черемис, татар и вотяков. Кроме того, к 1910 году в школе были подготовлены 25 учителей и 15 псаломщиков.
Игумен Анастасий основал также пять начальных школ в ближайших черемисских деревнях. Он гулярно посещал школы, обходил окружающие деревни, убеждая местное население отдавать детей в обучение. Самоотверженные труды настоятеля обители и братии способствовали тому, что в монастырь стекались богомольцы, чтобы поговеть, потрудиться, усердно помолиться, насладиться уставным богослужением, совершаемым нередко на марийском языке, послушать душеспасительные поучения. Во время празднеств в обители раздавалась духовная литература на марийском, татарском, чувашском, вотском языках. Число обращенных из язычников в христианство к 1910 году составило 73 человека, из которых 58 были марийцами, а 15 — татарами.
Посещение монастыря высокопоставленными лицами
Не раз посещали Николо-Березовский монастырь и правящие архиереи Уфимской епархии. В 1909-1910 годах в обители не единожды побывал Преосвященный Нафанаил (Троицкий). В ходе поездок 5 июля 1909 года Владыка освятил храм в честь Воскресения Христова в нижнем этаже строящейся в обители каменной церкви, 9 июля 1910 года — правый придел в честь преподобного Сергия Радонежского, располагавшийся там же. Владыка осмотрел обитель, действовавшие в ней переплетную и живописную мастерские, кельи и общежитие для школьников. Посетил архипастырь и школу, в которой обучались к тому времени дети из Вятской, Казанской, Нижегородской губерний, испытывал учеников по предметам Закона Божия, церковного устава, русского языка, истории, географии и арифметики, отметил хорошие успехи.
Еще при первом своем визите в монастырь в июле 1909 года при встрече с духовенством у храма села Николо-Березовка Владыка отметил, что одна из главнейших обязанностей пастырского служения в этих местах — благовествовать Слово Божие среди язычников. «Тяжело смотреть на беспомощных детей, находящихся в опасности. Язычники те же дети, младенцы по уму, по своему узкому миросозерцанию. Видя детей в опасности, ужели кто пройдет, не оказав помощи. Долг христианского пастыря — обратиться и к ним (язычникам) с призывом и им указать истинный путь жизни. Скажу даже более: это долг не только пастырей, но и всех христиан-мирян». Утешая настоятеля и братию монастыря, архипастырь говорил: «Теперь не нужно унывать, не нужно падать духом. От души благословляю тебя на твои настоятельские и миссионерские труды. Благословляю твоих соратников и юную школу. Утешайтесь тем, что это место находится под особым покровительством угодника Божия Николая, по молитвам которого Господь да сохранит Вас в мире и поможет Вам всем потрудиться во славу Божию, для распространения веры Христовой среди язычников».
8-11 июля 1910 года в жизни Николо-Березовского монастыря произошло знаменательное событие — его посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна, сестра императрицы, известная своей благотворительностью, благочестивой жизнью, паломничествами по России. Княгиня побывала в храме села Николо-Березовка, приняла участие во Всенощном бдении перед вратами строящейся в монастыре каменной церкви, присутствовала при освящении придела данного храма в честь преподобного Сергия Радонежского, осуществленного в память ее супруга великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террориста в 1905 году. Гостья осмотрела также деревянную монастырскую церковь, побывала в миссионерской школе, посетила окрестные деревни язычников-марийцев. Особо интересовали княгиню миссионерские труды насельников Николо-Березовской обители. Песнопения, ектении и возгласы в ходе богослужений, совершаемых в эти торжественные дни, звучали попеременно на русском, марийском, татарском, чувашском языках. Во время Всенощной в сельском Николо-Березовском храме одно и тоже поучение после чтения шестопсалмия прозвучало уже на пяти языках (к вышеуказанным добавился вотский). Следует также отметить, что внимание Николо-Березовскому монастырю оказывали и другие царствующие особы. Например, в 1905 году государь Николай Александрович пожертвовал из личных сбережений на дело устроения обители 4000 рублей.
Николо-Березовский монастырь стал одним из важнейших центров христианского просвещения населения Уфимской губернии, в том числе и восточных марийцев. Тем не менее, средств на строительство храма, содержание учеников, оплату труда учителей не хватало. Вскоре в жизни обители начались нестроения, вследствие чего Указом Святейшего Синода от 28 мая 1912 года монастырь был преобразован в женский, а весь состав мужской обители был переведен в различные монастыри Уфимской губернии.
Надежда Федосеева, Юрий Ерошкин.
Православные праздники в июне
1 июня (19 мая). Среда. Отдание праздника Пасхи. Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок.100). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389).
2 июня (20 мая). Четверг. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (престольный праздник Вознесенского собора г. Йошкар-Олы, церквей сел Новый Торъял и Шулка). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея России чудотворца (1431). Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284).
3 июня (21 мая). Пятница. Владимирской иконы Божией Матери (1521) (престольный праздник Мироносицкого монастыря и церквей Владимирской иконы Божией Матери в с. Кузнецове Медведевского района и в с. Владимирском Горномарийского района). Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).
5 июня (23 мая). Воскресенье. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Прп. Михаила исп., еп. Синадского.
7 июня (25 мая). Вторник. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) (престольный праздник Мироносицкого монастыря и церкви св. Иоанна Предтечи в с. Коротни).
9 июня (27 мая). Четверг. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Прав. Иоанна Русского, исп.
10 июня (28 мая). Пятница. Отдание праздника Вознесения Господня. Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX).
11 июня (29 мая). Суббота. Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».
12 июня (30 мая). Воскресенье. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (престольный праздник Троицких церквей городов Йошкар-Олы и Козьмодемьянска, сел Вятское, Емелево, Илеть, Красный Яр, Куяр, Мамсинер, Помары, Сотнур, Троицкий Посад, а также церкви села Параты, придел которой освящен в честь Святой Троицы).
13 июня (31 мая). Понедельник. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА (престольный праздник церкви села Усола). Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II).
15 (2) июня. Среда. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340).
18 (5) июня. Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы. Сщмч. Николая пресвитера (1943). Сщмч. Дорофея, еп. Тирского.
19 (6) июня. Воскресенье. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых (престольный праздник церкви на Туруновском кладбище г. Йошкар-Олы). Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена». Заговенье на Петров пост.
20 (7) июня. Понедельник. Мч. Феодота Анкирского (303). Начало Петрова поста.
21 (8) июня. Вторник. Вмч. Феодора Стратилата (319).
22 (9) июня. Среда. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прав. Алексия Московского (1923).
24 (11) июня. Пятница. Иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (X). Апп. Варфоломея и Варнавы (I).
26 (13) июня. Воскресенье. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших (престольный праздник церкви в п. Советский). Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прп. Александры Дивеевской (1789). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.
28 (15) июня. Вторник. Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Прор. Амоса (VIII в. до Р.Х.). Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Блж. Августина, еп. Иппонийского (430).
29 (16) июня. Среда. Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).
Святой источник
Чтобы получить благодать — надо потрудиться
Вода на Руси издавна считалась даром Божиим, источником здоровья телесного и духовного. В былые времена на нашей земле было известно множество месторождений подземных вод. Жители знали эти места, ухаживали за ними, благоустраивали по возможности. Часто источники освящали, к ним совершали крестные ходы. Немало целебных родников и на марийской земле. Сегодня мы познакомимся лишь с тремя, расположенными близ села Кукнур Сернурского района. Они хорошо известны не только местным уроженцам, но и жителям окрестных селений. Рассказал о них нашему корреспонденту настоятель кукнурского Крестовоздвиженского храма священник Николай Суринов.
Один источник находится в овражке, на окраине села. Люди всегда любили летом приходить сюда и вот лет 5-6 назад местный житель Евгений Кузьмин решил его облагородить, построить часовенку. Администрация, сельчане помогли. А когда стал вопрос освящения, то решили: в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины.
Второй родник бьет прямо на обочине асфальтированной дороги между деревнями Кульша и Купсола. Древний родник. Когда решили освятить, то неожиданно встретили препятствие. Жители, исповедующие языческую религию, воспротивились, считают его своим. Не стали вражду разводить на святом месте, отступились.
А вот третий… Добираться до него долго и трудно, расположен он на самой границе с Кировской областью, проходящей по реке Немда, — на ее берегу и бьет из земли родник. Или родники? — Грунтовые воды имеют здесь на поверхность земли два выхода.
— В 1998 году впервые услышал об этом источнике от местного жителя, ветеринара Петра Китпаева, — вспоминает отец Николай. — Он сказал, что вода хорошая, целебная. И показал сюда дорогу. Здесь ничего не было, просто две ямки, откуда вода бурлила. Родники сначала обложили камнями, потом сделали срубы-колодцы с крышками. Благоустроили и решили освятить. Крестным ходом пошли сюда после Литургии в день празднования памяти Иоанна Крестителя. В честь этого святого и освятили источник.
Со временем поставили столбовую часовенку. Но по весне спокойная и немноговодная Немда так поднялась, что смыла ее. Поставили во второй раз — снова унесло. После этого чуть выше поставили поклонный крест.
— Раньше дороги здесь не было, а сейчас, видите, какая укатанная, но здесь, на источнике, кончается, — отмечает батюшка. — Местные жители этой водой пользуются и получают исцеления. Говорят, и для крови полезна, и от желудка помогает.
Узнали об этом предприимчивые люди и захотели открыть здесь свое производство, организовать разлив воды. Воду на анализы послали в Москву, в институт курортологии. Там определили, что вода минерализованная и по составу сходна с «Ессентуками». Но какое тут производство?! Ни дорог, ни жилья. По зиме сугробы наметает. Вот и отступились от идеи разливать на роднике воду.
А православные полюбили благодатный источник всем сердцем и каждый год на Иоанна Крестителя идут сюда из Кукнура пятнадцать километров крестным ходом.
Однажды провели соборное служение. Священники съехались со всего благочиния. Поставили временный алтарь для служения Литургии. Народ исповедовался, причащался, крестился. Крестили людей прямо в реке.
Вспомнил отец Николай и крестный ход под проливным дождем. Лил он в праздник с утра. После Литургии в приходском храме решили все же идти, надеялись, что перестанет. Сколько-то прошли, потом немного проехали, где асфальт был, а как свернули к роднику — грязь. Пошли пешком по грязи. И никто не роптал. Шли и молились. Так под дождем и пришли, на источнике отслужили водосвятный молебен. И всех окропили, несмотря на то, что люди и так были мокрыми до нитки.
— Такая была благодать! Когда преодолеваются препятствия, радость бывает особая. И чем труднее, тем больше бывает радости.
Людмила Протасова.