СОДЕРЖАНИЕ
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО
Возрождается традиция
Православная книга в жизни человека
Защита от наркотической угрозы
Состоялась олимпиада
Быть готовым к любым испытаниям
"Наследник" при Воскресной школе
Здоровый образ жизни - веление времени
Совершены Хиротонии
Святоотеческое наследие - Юношеству
Конкурс "Православная инициатива"
Христианское просвещение и Русская культура
Законный брак установлен Самим Богом
Дети меняются на глазах
Православные праздники в мае
" Я буду молиться за вас всю жизнь..."
Бабочки
Открылась новая церковная лавка
Приглашаем в паломничество
АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАРОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
верным чадам Русской Православной Церкви
ЙошкарОлинской епархии
Христос Воскресе!
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Вновь Благодатный огонь, вспыхнув над Гробом Господним, потек по всему миру, возвещая о Божественном Воскресении Христовом.
«Христос Воскресе!» — зазвучало в православных храмах в Пасхальную ночь, и от этого гимна любви Христовой души христианские возликовали, преисполнились чувством благодарности к нашему Господу и Спасителю за дарованную всем нам вечную жизнь. Сердца человеческие с особой силой ощутили изобильно изливающуюся светлую радость Воскресения Христова.
И не удивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни. Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа — это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни.
«Если Христос не воскрес,— говорит апостол Павел,— то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша». Но Христос воскрес и воскресил Собой все человечество!
Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И поэтому в Пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопения и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
О даровании людям этой великой радости Господь просил Своего небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: «Освяти их истиною Твоею… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17; 13, 17).
В эти священные дни, когда мы исполнены радости о Воскресшем Господе, когда Сам Господь воскрешает наши грешные души для более светлой и совершенной христианской жизни, мы, приобщаясь истины Воскресения Христова, утверждаем свою веру в наше общее воскресение и вечное бытие с Богом. Воскресший Христос — везде, ибо на всяком месте владычество Его. Он всегда с нами по неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Он на земле и на небе, Он все исполняет Собою, Он в душах верующих людей, во храмах Божиих, Он в Таинствах, совершаемых в Церкви, Он идет с нами по жизненному пути. За каждой Божественной литургией Он познается в преломлении Святого Хлеба.
Тот, кто четко понимает, что Воскресение наступает после Голгофы и Креста; кто безропотно принимает и несет свой жизненный крест; кто в уповании на Господа терпеливо переносит искушения; кто мужественно сражается со злом в этом мире, тот ныне очами сердца зрит Воскресение Христово и с радостью воспевает: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»
Каждый раз, когда приходит праздник Светлого Христова Воскресения, верующие люди оживают, воскресают духом, беспредельно радуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным «Христос Воскресе!» — и ответным «Воистину Воскресе!».
В этот великий день все забывается: и обида, и унижение, и ненависть, и вражда. Душа как бы обновляется в своем естестве, черствое сердце смягчается при пении победных гимнов, спящая совесть пробуждается от пасхального радостного звона. В этот день так светло, так хорошо становится на душе, так хочется жить, всех любить, верить и горячо молиться.
Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основанием нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: «…и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет у вас» (Ин. 16, 22).
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры — жители Республики Марий Эл! Сердечно поздравляю вас с великим и радостным праздником Воскресения Христова. Распахнем же сердца наши навстречу Воскресшему нас ради, и Он войдет и наполнит Собою и светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы в ответ на это с любовью устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, воссияет и наше воскресение в жизнь вечную.
Воистину Христос Воскресе!
Пасха Христова
2011 года,
г. Йошкар-Ола
Епархиальные вести
ВОЗРОЖДАЕТСЯ ТРАДИЦИЯ
1 мая в Йошкар-Оле пройдет вторая в новейшей истории города Пасхальная ярмарка.
Традиция проведения ярмарок на российской земле родилась в конце XIV века. В те далекие времена большие ярмарки проводились регулярно в разных городах страны или на пересечении торговых путей. Ярмарки собирали огромное количество людей и становились крупнейшими событиями общественной жизни. И не только потому, что здесь можно было продать и купить товары.
Ярмарки, как правило, приурочивались к крупнейшим православным праздникам. Люди, приезжавшие из отдаленных регионов страны, вместе отмечали эти праздники и обменивались новостями. Ярмарки сопровождались выступлениями музыкантов и артистов, они были своего рода «культурно-развлекательными центрами» и «выставками достижений народного хозяйства».
Средневековый Царевококшайск не был исключением. Здесь тоже проводились ярмарки, торговали местные и приезжие купцы, съезжались покупатели из далеких и близких мест. Городская ярмарка сегодня — это напоминание современникам о нашем славном прошлом, символ преемственности поколений.
Воссозданию атмосферы тех далеких времен будет способствовать само место проведения Пасхальной ярмарки — территория культурно-исторического комплекса «Царевококшайский кремль», стены и башни которого построены по образцам лучших памятников средневекового русского зодчества.
В 11 часов под звон колоколов широко распахнутся ворота Царевококшайского кремля. По периметру кремлевских стен раскинутся торговые ряды с церковной утварью, духовной литературой, пасхальной выпечкой, поделками воспитанников воскресных школ городских храмов.
Открытие ярмарки состоится в 12 часов дня Пасхальным приветствием архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Прозвучат приветствия Президента Республики Марий Эл Л.И. Маркелова, министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ М.З. Васютина.
Затем состоится Пасхальный концерт, прозвучит духовная музыка в исполнении Марийской государственной хоровой капеллы им. Искандарова, хоров городских храмов. Гости ярмарки смогут увидеть выступления народных артисток РМЭ Зои Бердниковой и Галины Михайлиной, заслуженной артистки России Галины Ямаевой, фольклорного ансамбля русской песни «Светла горница», студентов-гусляров колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая.
На территории кремля будет развернута полевая кухня, и все желающие смогут отведать на свежем воздухе традиционную гречневую кашу с тушенкой и горячий чай, а в одной из башен накроют столы для чаепития детям-инвалидам. Гости ярмарки смогут приобрести духовную литературу, церковную утварь, поделки воспитанников воскресных школ, товары народных промыслов.
В центре Кремлевской площади будет установлена звонница, и каждый сможет попробовать себя в качестве звонаря. А завершится праздник фестивалем колокольного звона, на который съедутся звонари со всей епархии.
Пресс-служба епархии.
ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
16 марта в здании Православного центра г. Йошкар-Олы состоялись Первые городские чтения, посвященные Дню православной книги. Тема чтений — «Православная книга в жизни человека».
Мероприятие было организовано администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», Йошкар-Олинской и Марийской епархией Русской Православной Церкви и Музеем истории города Йошкар-Олы. С приветственным словом выступили начальник управления культуры администрации Йошкар-Олы Хрулев Владимир Михайлович и директор Музея истории города Йошкар-Олы Логинова Надежда Эриковна.
В чтениях приняли участие доктор исторических наук С.В. Стариков, доцент кафедры отечественной истории МарГУ, кандидат исторических наук О.Г. Левенштейн и многие другие. Темы, поднятые на встрече, касались как исторических корней просвещения через книгу в России, так и актуальных вопросов книгоиздания.
Завершили чтения экскурсия по библиотеке Православного центра и трапеза.
Пресс-служба епархии.
ЗАЩИТА ОТ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
24 марта в читальном зале йошкар-олинского Православного центра прошло заседание круглого стола на тему «Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы».
Участие в работе круглого стола приняли специалисты Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл, Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по РМЭ, Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РМЭ, Министерства внутренних дел.
Открыл заседание архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. «Конец XX и начало XXI веков ознаменованы страшными болезнями, которые поразили державу Российскую,— подчеркнул Владыка.— И одна из них, которая уничтожает будущность нашей молодежи,— наркомания. Этот страшный недуг разрушает не только благополучие семьи, но и отбирает у нашей страны тех людей, которые должны принимать эстафету поколений. Эту проблему необходимо обозначить перед обществом и показать наши совместные усилия по уврачеванию душ наркозависимых и становлению их полноценными членами общества».
Главный врач наркологического диспансера Сергей Бочкарев привел цифры: в 2010 году зарегистрировано более 2 тысяч человек, употребляющих наркотики, из них больных наркоманией около тысячи. В целом, в 2010 году произошло небольшое снижение по заболеваемости. Но это ни в коей мере не должно успокаивать. Каждый случай такого страшного недуга, как наркомания,— удар по будущности не только самого человека, но и общества.
Пресс-служба епархии.
СОСТОЯЛАСЬ ОЛИМПИАДА
28 марта 2011 года в Православном центре г. Йошкар-Олы состоялась олимпиада школьников по Основам православной культуры.
Цель олимпиады — развитие творческих способностей в гуманитарных науках, связанных с изучением истории и культуры Православия, и вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
В региональном туре олимпиады приняли участие 43 школьника 8-11 классов из шести районов Республики Марий Эл. Ребятам были предложены тесты, подготовленные Московским Свято-Тихоновским университетом.
После выполнения заданий олимпиады, ребята были приглашены на трапезу и экскурсию в иконописную мастерскую, затем побывали в школе колокольного звона, где всем желающим представилась возможность попробовать себя в качестве звонаря.
В этот же день жюри подвело итоги олимпиады. Победителем стал Артем Промович, учащийся 11 класса МОУ «Гимназия № 4 имени А.С. Пушкина, г. Йошкар-Олы», набравший максимальное количество баллов — 110.
Призерами олимпиады признаны Сергей Сурков, учащийся 11 класса МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского» г. Йошкар-Олы— 89 баллов, и Анастасия Волоцкая, учащаяся 10 класса МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского» г.Йошкар-Олы — 82 балла. Победители и призеры примут участие в завершающем этапе олимпиады в Москве.
Светлана Поздеева.
БЫТЬ ГОТОВЫМ К ЛЮБЫМ ИСПЫТАНИЯМ
В конце прошлого года Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл и Йошкар-Олинская и Марийская епархия заключили соглашение, предусматривающее объединение усилий для оказания помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций.
29 марта в рамках этого соглашения начались занятия по обучению священнослужителей Йошкар-Олинской и Марийской епархии и сестер милосердия благотворительного Мироносицкого братства действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Открывая мероприятие, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн отметил: «Часто Господь посещает нас, нерадивых, скорбями. Случаются несчастья, пожары. Поэтому мы должны быть и духовно во всеоружии, и получить знания, столь необходимые в тех или иных ситуациях».
Специалисты Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ познакомили собравшихся с требованиями федерального законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в помещениях с массовым пребыванием людей (храмах). Директор медицинского колледжа Л.В. Рыжков рассказал об основах медицинской защиты населения.
Кроме того, были проведены практические занятия по применению первичных средств пожаротушения, учения по эвакуации населения, выставка техники и аварийно-спасательного имущества и снаряжения.
Пресс-служба епархии
«НАСЛЕДНИК» ПРИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
С февраля при воскресной школе килемарского храма во имя пророка Божия Илии открылся патриотический клуб «Наследник», который возглавил учитель ОБЖ Килемарской средней школы Алексей Вячеславович Фадеев.
По совместной договоренности дирекции Килемарской школы и настоятеля Ильинского храма протоиерея Андрея Романова занятия с учащимися 7-10 классов по физической и военной подготовке будут проходить в стенах школы четыре раза в неделю в специально оборудованном помещении — тире. Уроки по духовно-нравственному воспитанию планируется проводить в Доме трудолюбия при Ильинском храме.
По словам отца Андрея, перед клубом стоит задача привить молодежи любознательность, углубить знания по истории, географии, биологии родного края, привлечь к исследовательской работе в изучении природы, своих корней, родословной, культуры и лучших традиций малой и большой Родины.
К работе с молодежью будут привлечены специалисты, педагоги, неравнодушные, интересные люди. Куратором клуба стал член попечительского совета, подполковник спецназа Владимир Геннадьевич Пустынников. На базе воскресной школы он проводит занятия с детьми два раза в неделю, по выходным. Духовным наставником ребят является сам настоятель Ильинского храма протоиерей Андрей, с которым они встречаются по четвергам, обсуждают проделанную за неделю работу, намечают предстоящие задачи.
Ирина Косарева.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Под таким девизом прошла VI межрегиональная научно-практическая конференция, состоявшаяся 8 апреля в Йошкар-Олинском медицинском колледже.
На утреннем пленарном заседании, после приветствия эстрадного ансамбля и показа фильма о колледже, выступили министр здравоохранения Республики Марий Эл В.В. Шишкин, директор Чебоксарского медицинского колледжа Г.А. Тарасов и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
В своем обращении Владыка подчеркнул высоту служения медиков и отметил, что белые халаты медицинских работников символизируют ангельское состояние, в котором они должны пребывать, исполняя свое служение — служение людям, находящимся в болезни.
Завершило пленарную часть конференции награждение победителей конкурсов, прошедших в рамках «Недели здоровья». А затем началась работа пяти секций. Итогом дня стало подведение результатов работы конференции и экскурсия по колледжу.
СОВЕРШЕНЫ ХИРОТОНИИ
16 января, в воскресенье, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в нижнем приделе храма преподобного Серафима Саровского в микрорайоне Дубки Йошкар-Олы.
За богослужением архиепископ Иоанн рукоположил в сан иерея диакона Димитрия Иванова, закончившего прохождение сорокоуста в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка.
25 февраля, в день памяти святителя Алексия митрополита Московского, который является Небесным Покровителем почившего Патриарха Алексия II, архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в домовом епархиальном храме во имя иконы Богоматери «Троеручица».
Владыке сослужили настоятель храма апостолов Петра и Павла с. Кузнецово Горномарийского благочиния протоиерей Иоанн Захаров и клирик Вознесенского собора Йошкар-Олы иерей Александр Лоскутов.
За богослужением архиепископ Иоанн рукоположил в сан диакона Николая Бабича и в сан иерея — диакона Алексия Семенова.
После Литургии Владыка совершил заупокойную литию по почившему Патриарху Алексию II у его памятника на строящейся набережной Йошкар-Олы.
Дмитрий Лукьянов.
«СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ — ЮНОШЕСТВУ»
Подведены итоги епархиального конкурса творческих работ Конкурс проводился Отделом по работе с молодежью Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Победители и призеры
Возрастная категория до 15 лет
Номинация «Сочинение-эссе»
Гран-при — Ахметова Анастасия, Юринская СОШ;
1 место — Пыркова Мария, Красногорская СОШ №2;
2 место — Григорьева Дарья, Мамасевская СОШ Волжского района;
3 место — Матвеева Елена, Кокшамарская СОШ Звениговского района.
Номинация «Реферат»
1 место — Созонова Елена, Юбилейная СОШ Медведевского района;
3 место — Сурков Георгий, Гимназия им. Сергия Радонежского.
Номинация «Исследовательская работа и проект»
Гран-при — Сурков Иван, Гимназия им. Сергия Радонежского;
1 место — Федорова Татьяна, Суслонгерская СОШ Звениговского района;
2 место — Симонов Иван, Русскокукморская СОШ Медведевского района;
2 место — Сурков Георгий, Гимназия им. Сергия Радонежского;
3 место — Алексеева Анастасия, СОШ №13 г. Йошкар-Олы.
Возрастная категория 15–18 лет
Номинация «Сочинение-эссе»
1 место — Суркова Серафима, Гимназия им. Сергия Радонежского;
2 место — Чузаев Дмитрий, Аринская СОШ Моркинского района.
Номинация «Реферат»
1 место — Ванюкова Анастасия и Акцораева Екатерина, Школа-интернат г. Козьмодемьянска;
2 место — Яндулова Екатерина, Кукнурская СОШ Сернурского района;
3 место — Шимина Ирина, СОШ № 30 г. Йошкар-Олы.
Номинация «Исследовательская работа и проект»
Гран-при — Свинина Юлия, Строительный колледж г. Йошкар-Олы;
1 место — Поглазова Александра, СОШ № 29 г. Йошкар-Олы;
2 место — Карпова Надежда и Филимонов Евгений, Медведевская СОШ № 2;
3 место — Соколова Анна, СОШ № 29 г. Йошкар-Олы.
Светлана Поздеева.
Объявления
КОНКУРС «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, культурных, информационных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви объявил новый конкурс «Православная инициатива — 2011».
Главная цель конкурса — поддержка гражданских инициатив, развивающих масштабное и разностороннее сотрудничество между Церковью, православной общественностью, предпринимателями и государством. Обращаясь к собравшимся в Храме Христа Спасителя региональным представителям, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Поддерживая православные инициативы, мы решаем задачу развития в обществе гражданской сознательности, социальной ответственности, подлинной солидарности».
Конкурс «Православная инициатива» поддерживает проекты, реализуемые на территории Российской Федерации, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, и проводится по направлениям: образование и духовное становление личности, социальное служение, культура, средства массовой информации. К рассмотрению принимаются проекты, в основе которых стоит реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Грантовый фонд конкурса — 50 миллионов рублей.
Условия проведения конкурса и форма заявки опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/1447939.html). Прием заявок начинается 7 апреля и заканчивается 1 сентября 2011 года. Полную информацию о конкурсе, консультации по написанию проекта и оформлению заявки можно получить в координационном центре по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27. Координатор конкурса — Поздеева Светлана Борисовна. Контактный телефон 89278743213. E-mail: psb1960@yandex.ru.
Пресс-служба епархии.
ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА
16–17 мая в Йошкар-Оле состоится XIV научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура».
Организаторами ее являются Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской Православной Церкви, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и Марийский государственный университет. Принять участие в конференции приглашаются все желающие. Возможные направления работ: история Православной Церкви, государства Российского, краеведение, филология, литературоведение, философско-богословские проблемы, вопросы психологии, современные вопросы церковной жизни и взаимоотношения Церкви и государства. Заявки на участие и тексты докладов принимаются до 2 мая. По всем вопросам обращаться в Миссионерский отдел епархии по адресу: 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 81. Контактный телефон 8 (8362) 63-83-18. E-mail: missdep@mail.ru
Миссионерский отдел епархии.
Архимандрит Иоанн (Барсуков)
ЗАКОННЫЙ БРАК УСТАНОВЛЕН САМИМ БОГОМ
В настоящее время очень часто браки кончаются разводами, чего по закону Божию не должно быть.
Первый брак был еще в раю, когда Бог сотворил мужчину и женщину, и благословил их, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Бытие, гл. 1).
О прочности брака Иисус Христос объясняет: и будут оба в плоть едину, якоже ктому несть два, но плоть едина. Два человека должны быть как один — по мыслям, чувствам, намерениям, действиям. Они должны быть одним существом, одушевленным как бы одною душою.
Разлучать мужа и жену — дело противное Богу, что Бог соединил, то не велел разлучать. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10, 6-9). Бог сотворил мужа и жену и велел им соединиться навсегда и никогда не разлучаться.
Далее Иисус Христос объясняет: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого — прелюбодействует.
Итак, первоначальный закон брака не допускал и не допускает развода: этот закон Бога Творца как закон вечный, данный на все времена и для всего рода человеческого и должен быть единым законом для всех людей.
Вот Господь со всею ясностью, во всей полноте раскрыл Свое Божественное учение о браке. В Его Церкви, как в благодатном царстве, муж и жена равноправны: ни муж не имеет права покинуть жену, ни жена — мужа.
Господь, выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Канне Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.
Наставление святого апостола Павла
о супружеской жизни
Во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена мужу. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по соглашению, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей. Соединился с женою — не ищи развода, остался без жены — не ищи жены. Впрочем, если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж — не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль. Жена связана законом, доколе жив муж ее, если муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только во Господе.
Наставления святителя Иоанна Златоуста
Посему-то любовь к ней должна для тебя быть драгоценнее всего. Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее; она — часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело. «Но она сварлива, пьяница, склонна ко гневу?» Если и так, то надобно скорбеть о сем, а не гневаться; молить Бога, чтобы Он исправил ее; надобно увещевать ее, уговаривать и употреблять все меры к тому, чтобы истребить в ней эти пороки.
Если же ты станешь бить и угнетать жену, то болезнь сим не излечится, потому что жестокость усмиряется кротостью, а не другою жестокостью. Вместе с сим помышляй еще и о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога. Говорят, что некто из языческих философов имел жену сварливую, злую и дерзкую. Когда его спросили, для чего он, имея такую жену, терпит ее — мудрец ответил, что в ней он имеет в своем доме как бы школу и училище философии. «Я буду, — говорил он, — терпеливее других, если ежедневно стану учиться в сем училище». Вас удивляет это? А я тяжко вздыхаю, когда вижу, что язычники поступают мудрее нас, коим заповедано подражать Ангелам, или лучше, коим повелевается подражать Самому Богу в рассуждении кротости. Говорят, что философ потому сам и не изгонял злой жены своей, что она имела дурной характер, а некоторые утверждают, что он даже и взял ее по причине такого ее характера. Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную — в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу, и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай. А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь.
Когда мужу достается злая жена
«Против тебя поднимает войну жена, — говорит Иоанн Златоуст, — тебя входящего встречает она как зверь, изощряет язык свой как меч. Горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: не делал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины, — и вот рана (нанесенная тобою) женщине врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена.
А худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание. «Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника».
Плотские грехи особенно распространены в наше время, когда с Запада плывет грязный поток порнографической литературы и фильмов. Люди привыкли жить в разврате и не считают это грехом. Но Господь дал нам заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28). Вот какой чистоты и святости требует от нас Христос!
Грехи блуда и прелюбодеяния — это страшные, смертные грехи. Если человек в них не покается, они закроют двери в обители рая, ибо туда ничто нечистое не войдет, они разрушают семейные очаги, развращают прекрасную чистую юность, лишают человека рассудка, притупляют ум, наполняют память нечистыми воспоминаниями.
Чувственность, говорят святые Отцы, есть бездна, в которой погибло великое множество душ. Удовольствие, получаемое при удовлетворении плотской страсти, скоро проходит, а грязный след в душе остается навсегда. Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли: целомудрие это не только чистота тела, но и чистота души. Девственником считается тот, у кого целостны ум и все чувства. Поэтому мы, прежде всего, должны научиться бороться с нечистыми помыслами, без этого невозможно развиваться в добродетелях, духовно совершенствоваться.
Будем знать, братия и сестры, что плотские грехи являются нарушением седьмой заповеди Божией, и за такие грехи на суде больше всего гибнут души человеческие. Пока есть время для покаяния и исправления — покайтесь и исправляйтесь.
Воспитание и образование
ДЕТИ МЕНЯЮТСЯ НА ГЛАЗАХ
Школьники Килемарского района в рамках эксперимента начали изучать введенный в школьную программу курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс предлагает шесть конкретных модулей-предметов, самый близкий для нас из которых «Основы православной культуры».
Но с первоначальным выбором у нас, как, впрочем, и везде, возникли трудности. Прошедшее заранее родительское собрание, на котором было проведено анкетирование и надо было определиться с предметом, ничего конкретного не решило. И лишь после встречи с благочинным Луговомарийского церковного округа протоиереем Андреем Романовым и катехизатором благочиния Вячеславом Домрачевым родители определились. Более ста из них выбрали предмет «Основы православной культуры», по трое — «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
Изучение этих предметов курса «Основы религиозных культур и светской этики» проводится по одному часу в неделю во втором полугодии в четвертых классах и с 1 сентября будет вестись в пятом. На уроках «Основ православной культуры» школьники знакомятся с историей православной культуры, религиозными праздниками и святынями, духовными традициями Православия. Изучаются такие темы, как «Россия — наша Родина», «Культура и религия», «Человек и Бог в Православии», «Православная молитва», «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа».
Преподаватель «Основ православной культуры» Килемарской общеобразовательной школы Светлана Серафимовна Яндукина говорит, что на этом уроке в классе всегда царит особая атмосфера: каждый старается принять участие в обсуждении, высказать всем и свое мнение. И все это как бы примеряет к своей жизни: как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он теперь не чувствует себя в жизни одиноким. Использование на уроках электронного приложения к учебнику — аудио- и видиозаписей, мультимедийных презентаций — расширяет кругозор ребенка, полнее раскрывает ему мир Православия.
Вот что говорят сами дети. «Сегодня у меня нет с собой учебника, потому что бабушка попросила почитать»; «Спасибо за урок. Очень интересно и необычно все на нем»; «Мне мама сказала: как жаль, что в ее время не было в школе такого урока». Их оценки дополняет и преподаватель Светлана Яндукина: «Мне как педагогу и православному человеку радостно, что я могу рассказывать детям о главных ценностях человеческой жизни. Спасибо всем, кто подарил школам этот столь нужный для воспитания предмет».
Свое мнение по поводу введения в школьную программу «Основ православной культуры» высказал и протоиерей Андрей Романов: «О нужности этого предмета в образовательных учреждениях говорить не приходится. Он востребован и младшими школьниками, нужен и для старшеклассников. Изучая его, дети меняются на глазах. И уже хотя бы поэтому, предмет этот в школе необходим! Вопрос — в другом: как полноценнее подготовить педагогов, чтобы они излагали материал не просто правильно, но и эмоционально, доходчиво, понятно каждому. Поэтому нам еще предстоит большая и кропотливая работа».
Лидия Градинар,
п. Килемары.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В МАЕ
1 мая (18 апреля). Воскресенье. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Прп. Иоанна, ученика прп. Георгия Декаполита (820-850).
2 мая (19 апреля). Понедельник. Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Блж. Матроны Московской (1952).
3 мая (20 апреля). Вторник. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины. Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского (1956).
6 мая (23 апреля). Пятница. Вмч. Георгия Победоносца (303).
8 мая (25 апреля). Воскресенье. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (праздник Мироносицкого монастыря в с. Ежово). Апостола и евангелиста Марка (63). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
9 мая (26 апреля). Понедельник. Сщмч. Василия Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Поминовение усопших воинов.
12 мая (29 апреля). Четверг. Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299).
13 мая (30 апреля). Пятница. Ап. Иакова Зеведеева (44). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
14 (1) мая. Суббота. «Мироносицкой» (Царевококшайской) иконы Божией Матери (1647) (праздник Мироносицкого монастыря в с. Ежово). Прп. Пафнутия Боровского (1477). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213).
15 (2) мая. Воскресенье. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба (1072 и 1115).
16 (3) мая. Понедельник. Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).
17 (4) мая. Вторник. Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).
18 (5) мая. Среда. Преполовение Пятидесятницы. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878). Вмц. Ирины (I-II).
21 (8) мая. Суббота. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117) (престольный праздник церкви с. Масканур). Прп. Арсения Великого (449-450).
22 (9) мая. Воскресенье. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) (престольный праздник Никольского собора г. Волжска, церквей сел Кожла-Сола, Актаюж, Виловатово, Косолапово, Куженер, Мариец, Микряково, Нежнур, Сурок, а также Троицкой церкви г. Йошкар-Олы, церквей г. Звенигово, сел Кузнецово Медведевского района, Алексеевское, Красный Яр, Кокшайск, Семеновка, Кожважи, Новые Параты, приделы которых освящены в честь свт. Николая). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Прп. Шио Мгвимского (VI).
23 (10) мая. Понедельник. Апостола Симона Зилота (I). Блж. Таисии (V).
24 (11) мая. Вторник. Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
25 (12) мая. Среда. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патр. Константинопольского (740).
29 (16) мая. Воскресенье. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Матфея Яранского (1927). Прп. Феодора Освященного (368).
31 (18) мая. Вторник. Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303).
«Я БУДУ МОЛИТЬСЯ ЗА ВАС ВСЮ ЖИЗНЬ…»
Недавно мне в руки попала книга — «Слова» равноапостольного Космы Этолийского. Этот святой, к сожалению, мало знаком нашим соотечественникам. Зато хорошо известен в Греции, где (в XVIII веке) жил, странствовал и проповедовал. Он был действительно носителем традиции апостольской, поистине народным миссионером. Стоило лишь святому появиться в каком-либо селении, как жизнь там преображалась. Люди, собравшись толпой, слушали бесхитростные и вместе с тем волнующие проповеди порой по нескольку дней подряд. Это слушание было и «слышанием», оно приносило плоды, ценность которых перед Богом и составила равноапостольную славу этого святого.
Пресыщенный обилием православных книг, современный человек порой смотрит на такие «поучения для простецов» с высокомерием гурмана. Что-то подобное случилось и со мной. С трудом заставляя себя прочитывать страницы, которые можно было бы назвать «ликбезом для сельского прихода» (аналой необходимо ставить в центре храма, читать слово Божие громко и т. д.), я вдруг запнулась на одном абзаце. И запнулась надолго.
«Если среди вас есть тот,— говорит равноапостольный Косма,— кто хочет отпустить бороду, пусть встанет и скажет мне — я подарю ему гребень и попрошу всех христиан простить его, да станем братьями друг другу. Та женщина, которая возьмет себе платок и будет накрывать голову, когда будет ходить в храм, пусть скажет мне, и я попрошу всех христиан простить ее и буду молиться за нее и ее детей всю оставшуюся жизнь. Любой христианин, будь то мужчина или женщина, который пообещает мне дома не разговаривать на албанском, пусть встанет и скажет мне об этом — я возьму на себя все его грехи с рождения и до сего дня и попрошу всех христиан простить его, и он обретет прощение, которое не сможет найти даже за тысячу монет».
Возможно, читающий эту проповедь сегодня, не поймет в ней каких-то деталей. Но есть язык, понятный всем без исключения людям с еще живым сердцем — язык любви. И как при этом втайне не признаться самому себе: а ведь и мне очень-очень хочется, чтобы за меня кто-то готов был молиться всю жизнь. По-детски хочется вот так же встать среди людей и услышать от них: мы все тебя прощаем.
Святой Косма не просто проповедовал — он всей душой желал спасти свою страну, свой народ, находившийся под иноверным влиянием и во многом утративший традиции благочестия. Не в сходном ли положении находимся сегодня и мы? Много, очень много сегодня говорится о миссии живущих в Церкви людей. Но готовы ли мы сказать, пусть не впервые встреченному, но знакомому, близкому человеку: я буду молиться за тебя всю жизнь, лишь бы ты исправился? Может потому и разговаривают наши подростки пусть не на албанском, но на «олбанском»1 наречии, что горячо молиться за них никто не может даже обещать. Потому и откупаемся мы той самой «тысячей монет» от реальной жизни, что не верим порой в бескорыстное и искреннее прощение от собратьев.
Но в Церкви, я уверена, есть и будут молитвенники, подобные святому Косме. И «пастыри добрые», выносящие своих чад на плечах из самых страшных ущелий, тоже есть и будут. И греческий святой, жизнь которого веками отделена от нашего времени, помолится за нас и будет молиться в вечности. Если мы наденем платок, перестанем разговаривать на «олбанском» и будем ходить в храм. Ведь он обещал.
Елена Сапаева.
1«Олбанский» язык — молодежный сленг с нарочито исковерканным написанием слов, используемый для общения в Интернете (Прим. авт.).
Вклад святого Космы Этолийского в духовное и национальное возрождение Балкан проявился не только в личной проповеди, охватившей практически все слои населения, но и в основании большого числа бесплатных школ. Большинство из этих школ если и не было открыто самим святым, то было основано под влиянием и в соответствии с его проповедями. «И вы, родители, <…> позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте, — призывал св. Косма. — Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех, оставляя их неграмотными. <…> Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными». В то же время, как это ни парадоксально, святой предсказывал: «Беда придет к вам от образованных». И сегодня мы видим: научные достижения, вместо того чтобы использоваться на благо человечества, часто приводят к катастрофам.
Литературная страница
БАБОЧКА
Детство мое прошло среди трав, сена и соломы, среди овец, ягнят, телят, щенков и другой живности. Счастлива была тем, что не слышала в семье брани, не видела и других пороков, которыми полна ныне городская жизнь. Все было в детстве, как сказал поэт: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной…»
Мы жили на окраине маленькой деревушки Роюково, где было всего восемь дворов. Весну, лето, осень проводили на природе, а на зиму перебирались в теплые домишки.
Однажды ранней весной, когда мне было уже более двух лет, мама вывела меня из избушки в хлев, где в ворохе сена и соломы стояли наши овцы с ягнятами. Мама поставила меня среди овец, ближе к ягнятам — они были такие красивые, с мягкими ушками, ласковые…
Я стояла неподвижно, руками опираясь на спины овец, не издавая ни звука, боясь шелохнуться. Мама в углу у окна пряла cвои конопляные нитки. Овцы жевали сено, перемешанное с соломой. Вдруг у одной из них, вероятно, у вожака, трепетный и зоркий взгляд направился к маленькому окошку с запотевавшими стеклами. Она перестала жевать и, как сторож, стала всматриваться в окошко. И я невольно отвела глаза от ягнят к окну: гляжу, что там есть, а шевельнуться боюсь — ногам так тепло на овечьем настиле среди теплых ягнят. Мама тоже посмотрела в окно и увидела на вспотевшем стекле раннюю бабочку, красивую, ярко выделявшуюся среди серой мглы сарайчика. Она осторожно подошла ко мне и повела к окошку, к бабочке, изредка вздрагивавшей в струях то теплого, то прохладного воздуха. Мама сказала: «Весна, бабочка проснулась, скоро будет лето… Погляди на эту раннюю красоту, но не трогай ее, она может погибнуть. Люби ее ласковым взглядом, но не касайся, она хрупкая. Милое создание, Бог ее создал…»
Я никогда раньше не видела подобной красоты и в душе радовалась, была в восторге. Все глядела и глядела, забыв про ягнят, про овец, про щенят; мне открылся мир своей удивительной красотой. До этого дня я видела цветные пряди ниток, повешенных для забавы в моей зыбке, а тут живой цветок, с усиками, животиком, крыльями…
Бабочка тихо пила капельки воды, стекавшие со вспотевшего стекла, и поэтому брюшко вздрагивало, крылья легко шевелились… Я не могла оторваться от этой яркой бабочки и простояла у окошка до сумерек. А мама была рада тем, что я ничего у нее не просила, не хныкала, была тиха и неподвижна.
Эти часы пролетели как радостный миг. Я очнулась от этой красоты только тогда, когда мама взяла меня на руки и понесла в избу, уложила в мое жилище-зыбку, сказала: «Спи, завтра снова пойдем к ягнятам, и ты снова увидишь полюбившуюся бабочку-крапивницу…»
Утром на следующий день, как только проснулась, я спросила: «Пойдем к бабочке?» И вот снова мы с мамой в сарайчике — в теплом хлеве среди овец. Я ласково гляжу на радостное место, ожидая встретить эту красоту, но ее нет на стекле…
От обиды слезы потекли из моих глаз. Тихо плачу, смотрю на безмолвных овец: где та вчерашняя бабочка, где? Вы не видели, где она?.. Мама говорит мне: «Не плачь, найдем, и ты ее снова увидишь, будешь ее любить всю жизнь, только не обижай, не старайся поймать и взять в руки. Бог велел беречь всех: и травы, и цветы, и птиц…»
Мама вышла из хлева и поманила меня из-за окошка к себе. На теплом бревнышке сарайчика сидели две бабочки: одна крупная, вчера увиденная нами, а вторая чуть поменьше. Эти бабочки грелись на солнышке, сидя на шершавом бревнышке сарайчика… Мама только тихо проговорила: «Уже совсем тепло, бабочки знают, когда придет яркое лето…»
Бабочек я так полюбила, что забыла о своей старшей сестре — няне. Здесь разглядела у бабочки все складки, каемочки, изгибы, глазки-бусинки, усики, ножки с цепкими туфельками. Бабочки стали мне так милы, что из жизни улетучивались желтоватые лужи на снегу, вытаявшая прошлогодняя трава. Облокотившись бочком на бревнышки, я забыла про промокшие валеночки… Есть этот мир прекрасный, ненаглядный!..
Мама говорит: «Весна вдохнула жизнь в эти Божии создания, солнце дает им силу расти и ждать лета…» В этот день во мне прояснилось чувство ожидания очередного чуда, поняла я детским умом, что жизнь состоит не только из холода, голода, темноты и сырости, но есть в жизни красота, ее надо видеть и благодарить маму.
Мы, дети ее, еще слабые, неумные, неумелые, нечуткие. А вот мама все знает, понимает, молится в темном чуланчике, стоя спиной к печке, а лицом — к иконам. Иногда свечу зажигает в уголке нашей избы — так зорькой засветятся иконки, и на душе становится тепло.
Я гляжу снизу на этих бабочек, а мама мне говорит: «Вот, твой Ангел подарил тебе светлый час радости, ты снова увидела наших бабочек. Летом ты увидишь других красивых бабочек, они летают у нас в саду, в зеленой гуще, их много: желтые, коричневые, оранжевые, полосатые, черные с белыми каемочками по краям крылышек. Я тебе летом покажу, они такие же красивые, хрупкие, их можно любить, но не надо трогать, ловить, сажать в коробочки. Надо только ими любоваться, они для того и созданы, чтобы мы радовались, глядя на них. Они хотят жить, растить своих деточек, им даны крылья, как у Ангелов, чтобы летать по воздуху».
Я верю маминым словам, гляжу на небо: там живут такие же красивые, как бабочки, наши Ангелы, но мы их не видим, так как они живут высоко-высоко, дальше звезд, выше облаков… Я говорю маме: «Я полюбила этих бабочек, позабыв все кругом». Не я их нарисовала, не я одела их в красивые наряды, не я им принесла капельку воды. Они не издают звуков песен, они только машут крыльями, становясь то яркой, то серой невидимой тенью. Мама говорит: «Это тайна, ее никто не может знать. Вырастешь, будешь больше знать, а пока говори бабочкам: живите на радость нам, мы не будем вас ловить, прятать в коробочки, не будем убивать».
Так в раннем детстве я узнала заповедь Божию — «не убивай»: все живое и неживое создано тайно, все видимое и невидимое с нами связано, все красивое дано нам Богом на утешение.
Хиония Грачева.
ОТКРЫЛАСЬ НОВАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА
Дорогие жители Республики Марий Эл, йошкаролинцы и гости столицы!
Приглашаем вас посетить недавно открывшуюся церковную лавку при Православном центре Йошкар-Олы. Здесь вы найдете подарки для своих близких к Светлому празднику Пасхи, а также большой выбор духовной литературы для взрослых и детей, церковную утварь, свечи, масла, платки, палантины и многое другое.
Каждый четверг принимаются требы в монастыри республики.
Лавка работает ежедневно.
Понедельник – пятница: с 9 до 18 ч.
Суббота, воскресенье: с 11 до 16 ч.
Наш адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 81.
• Каждую пятницу:
Сергиев Посад (к св. мощам преп. Сергия Радонежского, Литургия, посещение св. источника) — Москва (к св. блаженной Матроне Московской) — 1500 рублей.
• Каждую пятницу, начиная с мая:
Дивеево – Арзамас — 850 рублей.
• С 6 по 9 мая, с 3 по 6 ноября:
Дивеево – Муром (к мощам свв. Петра и Февронии — покровителям семьи) — Серпухов (к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша») — Оптина Пустынь — 1750 рублей.
• С 10 по 13 июня:
Годеново (к Животворящему Нерукотворному Кресту Господню) — Сергиев Посад (к св. мощам преп. Сергия Радонежского —вечернее богослужение, ужин) — Москва (Храм Христа Спасителя — Литургия; Иоанно-Предтеченский монастырь; к св. мощам блаж. Матроны Московской) — 1500 рублей.
• С 24 по 30 июня:
Святой остров Валаам — Петербург — Петергоф (в стоимость поездки входит проживание в С-Петербурге, питание, проживание и экскурсии на острове) — 5800 рублей.
• С 12 по 18 июля:
Святое озеро Валдай — Великий Новгород (Софийский кафедральный собор) — Хутынь (к мощам св. Варлаама Хутынского; св. колодец, святая горка) — Порхов (Никандрова Пустынь) — Псковские Печоры (Псково-Печерский монастырь) — Петербург (св. блаж. Ксения; св. прав. Иоанн Кронштадтский; Александро-Невская Лавра) — 4500 рублей.
• С 24 по 29 июля:
Сергиев Посад (к св. мощам преп. Сергия Радонежского) — Москва (мощи св. блаж. Матроны Московской) — Задонск (мощи свт. Тихона) — Воронеж (мощи свт. Митрофана) — Курск (Курская-Коренная икона Божией Матери) (ночлег) — Белгород (мощи святителя Иоасафа, Кошарский чудотворный Крест) — 3500 рублей.
• С 6 по 13 августа:
с 28 августа по 4 сентября,
с 17 по 24 сентября:
Волгоград (Мамаев курган и службы в храмах) — Таганрог (мощи св. Павла Таганрогского) — Ростов-на-Дону (Свято-Иверский женский монастырь), с трехдневным отдыхом на Черном море (в стоимость поездки входит питание и проживание в коттедже) — 6000 рублей.
• С 26 по 28 сентября:
Годеново — Переславль—Залесский — 800 рублей.
• С 7 по 15 октября:
Оптина Пустынь — Чернигов — Киев — Почаев — 4000 рублей.
Организатор паломнических поездок
Алевтина Петровна Лощилова.
Тел. 8(8362) 74-21-85, 92-97-49.
Детям до 15 лет предоставляются скидки.