"М. ВЕСТНИК". ОКТЯБРЬ (162)
Содержание:
Слово на Покров Пресвятой Богородицы
Престольный праздник в Морках
Состоялся съезд катехизаторов
По району – с крестным ходом
СЛОВО НА ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».
Сегодня Русская Православная Церковь из уст своих и сердец прославляет Царицу Небесную за ту любовь, которую Она оказала Святой Руси, избрав Себе жилищем нашу землю. Нигде в мире не празднуется Покров Пречистой Богоматери, а только на Святой Руси. Почему? Ведь событие, которое мы вспоминаем сегодня, совершилось в далекой Византии?
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. В то время Константинополь со всех сторон был обложен агарянами, а византийский император находился в персидском походе, поэтому в столице византийской империи был только небольшой гарнизон. Накануне воскресного дня христиане собрались во Влахернском храме на Всенощное бдение и стали молиться Пречистой Богоматери, чтобы Она защитила их от поругания и умерщвления. И во время молитвы блаженный Андрей, Христа ради юродивый, который по преданию, был родом со Святой Руси, взглянул на алтарь и вдруг увидел, как Пречистая Богоматерь в окружении пророческого, апостольского и ангельского чинов на коленях молится пред престолом Божиим о помиловании православных в столице. После молитвы Она встала, сняла с Себя покрывало, которое было на голове Ее, и распростерла над молящимися людьми.
Блаженный Андрей, взирая на это чудо, обратился к своему ученику Епифанию и сказал: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний. И в ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали агаряне.
В другой раз Константинополь был спасен от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Как свидетельствует предание, Патриарх взял ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, и опустил в воды Босфора — пролива, соединяющего два моря: Средиземное и Черное. Тогда внезапно поднялась страшная буря и разметала корабли с воинами, пришедшими поработить Константинополь. Видя это чудо, оставшиеся в живых приняли Святое Крещение и принесли на Святую Русь веру православную. И открыли всем чудо, которое совершила Пречистая Богоматерь. С той поры наши предки начали обращаться к Пречистой Богородице за молитвой, ходатайством и предстательством, а Святая Русь стала домом Пречистой Богоматери.
Видимым знаком любви русского человека к Пречистой Богоматери является возведение множества храмов по всей Руси в честь Покрова Божией Матери, Ее благодатных образов. Так мы изливаем благодарность Пречистой за явленные Ей нам милости.
И сегодня, вновь и вновь, обращаясь к Пречистой Богоматери, мы верим и надеемся, что Она не оставит чад Своих, умолит Господа о пощаде нас, грешных, порабощенных страстями. И Господь, Который обещал Пречистой Богоматери исполнить любую Ее просьбу, услышит Ее прошение и ниспошлет нам богатые Свои милости. С праздником всех вас! Аминь.
Епархиальные вести
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В МОРКАХ
30 сентября Православная Церковь празднует память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день свой престольный праздник отмечает церковь поселка Морки.
Каменный Богоявленский храм в поселке Морки был построен на месте деревянного в 1819 году. Церковь имела три престола. Главный из них был освящен в честь Богоявления Господня, правый придел — во имя апостолов Петра и Павла, левый — во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Богослужения в храме совершались на церковнославянском и марийском языках, а проповеди — исключительно на марийском.
Богоявленская церковь была закрыта в 1933 году. Вначале в здании храма разместили Дом культуры, а затем кинотеатр. Лишь в 1992 году здесь вновь начали совершаться богослужения, а в 1996 году церковь была освящена епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.
На торжественное богослужение по случаю престольного праздника в Богоявленский храм приехали настоятель аринской церкви Рождества Христова иерей Николай Чузаев и настоятель петъяльской Свято-Гурьевской церкви протоиерей Владимир Захаров. После Литургии все были приглашены на общую трапезу, а затем в районный Дом культуры: на престольный праздник с концертной программой приехали волжане — певчие храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
СОСТОЯЛСЯ СЪЕЗД КАТЕХИЗАТОРОВ
21-23 сентября в санатории-профилактории «Кооператор», что на озере Шап, прошел Перый епархиальный съезд катехизаторов. На него собрались духовенство и приходской актив со всех районов республики, всего около 150 человек.
Катехизация (от греческого слова «катехизис» — поучение) — один из видов церковной проповеди, наставление в христианской вере. Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». В древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием и проводилось с людьми, желающими принять Крещение. Сегодня такая работа ведется не только с готовящимися к принятию Святого Крещения, но и с теми, кто желает больше узнать о своей вере.
В первый день работы участники съезда были поделены на рабочие группы, каждой из которых предстояло проанализировать один из докладов повестки дня. Среди тем — «Насущная необходимость катехизации», «Основные возражения против катехизации и их несостоятельность», «Особенности работы с молодежью», «Воскресная школа как основная форма катехизации» и другие. Выслушав доклад, делали замечания, высказывали предложения, делились опытом из приходской жизни. Затем наработанные предложения отражались в содокладе по теме.
На пленарном заседании каждой из групп предоставлялось определенное время. Выступление начиналось с содоклада, затем шло обсуждение — теперь уже общее. Свое видение проблемы мог высказать любой из участников съезда. И только после этого звучал основной доклад, который готовился заранее.
Завершился съезд принятием итогового документа, содержащего рекомендации приходам и благочиниям по ведению катехизической работы.
Пресс-служба епархии.
Паломничество
ПО РАЙОНУ — С КРЕСТНЫМ ХОДОМ
Крестный ход – не турпоход. Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю.
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна 21–27 августа в Оршанском районе состоялся традиционный 110-километровый крестный ход во имя Успения Пресвятой Богородицы. Нынче он проходил с чудотворной Седмиезерной иконой Божией Матери, доставленной накануне настоятелем Кучкинского храма отцом Алексием из Петъял Волжского района.
Утром 21 августа в село Красная Речка прибыли крестоходцы всех возрастов. Из Оршанки, с кугланурской и лужбелякской округи, даже из Йошкар-Олы и Кировской области. Пешком, на автомашинах, а большинство оршанских — на предоставленном администрацией района автобусе. В здешнем самом отдаленном от райцентра Зосимо-Савватиевском храме в этот день — престольный праздник. За праздничной Божественной литургией отцу Сергию Кожевникову сослужило несколько священников: отец Димитрий Вылекжанин из Оршанского храма, Михаил Нехорошков из Упшинского, Виктор Немцев из Табашинского, Евгений Беляев из Шулкинского. Храм выглядит внешне неприглядно, требует большого ремонта и огромных на это усилий и затрат. Но здесь явственны намоленность и присутствие Божией благодати. Многие из местных и прибывших причастились Святых Христовых Таин.
И вот крестный ход отправляется в Шулку. Господь, как и в последующие дни, даровал благоприятную погоду — ни холодно, ни жары особой. Впереди несут фонарь-светильник, за ним — Крест, хоругви, икону. Далее шествуют певчие, священники и православный люд. Непрестанно звучат молитвы Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.
Крестный ход — не турпоход. Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное.
Крестный ход нужен православному человеку и для того, чтобы потерпеть телесные во благо своей душе. Не имеющий здоровья просит себе здоровья, сознающий свою греховность — оставления грехов.
Каждый крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход воинства небесного — святых, присутствующих на иконах и хоругвях Христова ополчения, с сильнейшим из оружий — Крестом Христовым. А с другой — шествие кающихся грешников.
Первая остановка — в Лужбеляке. Под кров здешнего просторного молитвенного дома, где раньше был детсад, собралось на молебен множество народа. Так что число крестоходцев, идущих до трассы Оршанка-Пектубаево, перевалило далеко за сотню…
Время в пути прошло незаметно. На горизонте показались купола шулкинского храма Вознесения Господня. На трассе — группы людей, вышедших встретить чудотворный образ и пройти под его сенью. Ближе к храму на дороге — цветы. И так будет в каждом населенном пункте по пути следования крестного хода.
После Всенощного бдения и трапезы «иногородние» крестоходцы обычно возвращаются в Оршанку, кое-кто из горожан — в Йошкар-Олу. Хотя вообще-то желающим предоставляется возможность ночлега.
Назавтра все повторяется. Божественная литургия — теперь уже в прекрасно отреставрированном шулкинском храме. Молебен. И снова в путь. А он — до кучкинского Сретенского храма — самый короткий на пути следования. В Кучке крестный ход гостеприимно встречает здешний настоятель — отец Алексий Вязов, который по состоянию здоровья нынче не может принять в ходе активнейшее участие.
Наутро пасмурно, моросит дождь. Но вскоре тучи расходятся. По пути крестный ход заворачивает к святому источнику Владимирской иконы Божией Матери. Небольшая остановка — и снова в путь через Оршанку. А он неблизкий — до Табашина. Не хочешь да заметишь, что нынче число встречающих икону на входе в Оршанку заметно меньше, чем в прошлом году. То ли потому, что день рабочий, то ли еще по какой причине. Недолгая остановка в Клюкине — и снова в путь. Основной вход в табашинский храм мучеников Флора и Лавра оказался закрыт: началось строительство колокольни, уже залит фундамент. Так что входим в храм с северной стороны.
Отрезок пути от Табашина до Упши — один из труднейших. И не только из-за расстояния. Сказывается усталость. Часть мужчин-крестоходцев вынуждена в этот день выйти на работу, и вообще число участников хода сократилось до трех десятков. Хоругви часто приходится нести женщинам. А тут еще сильные порывы ветра. И большегрузный транзитный транспорт порой мчит по трассе «Вятка», не притормаживая. Добро еще, погода не дождливая, а то, бывало, окатывали грязью из-под колес. Но, как говорится, что труднее дается, то более ценится. Как бы то ни было, надо идти. И дошли!
Дошли и из Упши в Оршанку. Народу прибавилось. По пути еще завернули в Большую Оршу на молебен у освященных источников — кое-кто даже искупался.
Самый протяженный маршрут: Оршанка–Великополье (25 км). Провожать святой образ пришло множество народа, в том числе и несколько детсадовских групп. Ход сопровождает машина ГИБДД. В Маркове, в кафе «У сосны», традиционно остановка, трапеза.
Как всегда, радушно и многолюдно встречает крестный ход Старое Крещено. Здешние мужчины берутся нести хоругви, а глава сельской администрации Н.Я. Иванов лично встал во главе хода с фонарем-светильником.
И вот Великополье. На пути к нему ход встретил настоятель Богоявленского храма отец Александр Павлов. Расстарались активисты прихода, накрыли столы. После Всенощного бдения и трапезы крестоходцев ждал автобус.
Завершением крестного хода стали Литургия и молебен Богородице утром следующего дня, 27 августа.
Позади 110 километров. Плюс километра по два к источникам в Большой Орше и по Старому Крещену. Кто-то прошел малую толику этого пути, кто-то целиком. По мере наличия времени и сил телесных. И благим примером для всех были наши батюшки. Прежде всего — отец Димитрий, несмотря на полученные в прошлом году в автоаварии серьезнейшие травмы, и его матушка Татиана с чадами Софьей и Тихоном. Отец Виктор, которому как раз в один из дней крестного хода исполнилось 64 года. Отец Михаил, которому скоро 60 лет, и его матушка Надежда.
Среди наших крестоходцев были Валерий Осокин и Вячеслав Домрачев, участвовавшие нынче в знаменитом 180-километровом Великорецком крестном ходе по северу Кировской области — по бездорожью, с дождями, ночевками порой под открытым небом. По их мнению, оршанцам грех сетовать на усталость и сложности пути. Все-таки асфальт, погода как по заказу, с питанием нет проблем.
Четвертый раз полностью прошла наш крестный ход заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Республики Марий Эл Галина Иванова-Ямаева. А у ее молодой подруги в недавнем прошлом также Великорецкий ход.
Кому-то ход дался легко. У кого-то болели уставшие и сбитые ноги. Но все отмечают непередаваемое чувство Божией благодати.
«Чувствую, ноги не идут. Стала отставать, — рассказывает одна из участниц хода. — Взмолилась Богородице: помоги! И помощь пришла — откуда только силы взялись!».
«Натерла мозоль. Думала — все, больше не ходок. А к утру все прошло. Обязательно пойду и на будущий год! — заявляет женщина-горожанка. — Договорилась в Оршанке, где можно остановиться, чтоб не ездить каждый день в Йошкар-Олу».
«О крестном ходе по Оршанскому району узнали случайно, — говорят женщины из Кировской области. — Неплохо бы в начале года публиковать в «Мироносицком вестнике» расписание всех крестных ходов в вашей епархии, чтоб люди могли заранее настроиться, выкроить время».
Среди крестоходцев наших, возможно, немногие молятся пламенно: нет-нет, да начинаются в пути досужие разговоры, а это недопустимо. Но каждый участник крестного хода может загореться от этих молитв. Для этого нужен осмысленный подвиг ради Христа. Делать дело Божие надо с рассуждением, помня, в какое суетное время живем. И быть Божиими ратниками и трудниками во славу Его и Пречистой Его Матери.
Идут крестные ходы. Значит, крепка еще Россия, есть в ней здоровые силы. Вспомним слова Достоевского: «…И больной исцелится, и сядет у ног Иисусовых». Это о России, о великой державе нашей…
Остается добавить, что во всех храмах на пути следования хода учащиеся получали благословение на новый учебный год. А 29 августа в Оршанском храме причастились и получили такое благословение около сотни детей и молодежи.
Николай Кропинов.
|