Cодержание:
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
В селе Кузнецово освящен престол в честь святителя Николая
Соборное богослужение
"Изменимся мы – изменится и природа вокруг нас"
Крещение и оглашение
Передай добро по кругу
"910-летие обители мы праздновали в руинах"
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Сегодня особый день для каждого православного христианина. Сегодня сердца человеческие наполняются той Божественной славой, которую явила в мир Пречистая Богоматерь. Ведь неслучайно Святая Церковь с такой великой радостью совершает это торжество – празднование рождения Пречистой Богоматери.
Если рождение каждого человека для всего рода является великим утешением, то какая же радость, когда рождается Та, Которую ждали несколько веков святые пророки, праведные ветхозаветные старцы, ждало все человечество. И когда, по словам святителя Иоанна Златоуста, весь мир погряз во грехах, когда, казалось, уже некому было спасти мир, тогда и совершилась великая милость Божия: нашлась та праведная чета – Иоаким, священник, и Анна, – которая была способна от всего человеческого рода даровать избранницу Божию.
Мы знаем из Ветхого Завета, что неимение детей в те времена считалось великим наказанием Божиим за грехи. Но праведные Иоаким и Анна жили в благочестии и святости, а несправедливые поношения от своих сродников переносили с кротостью. Однажды, как повествует нам предание, праведного Иоакима даже в храме укорили за то, что он не имеет чад. Придя домой, он открыл это своей супруге, и она вышла в сад, слезно молясь о даровании чада. Взирая на птенцов и мать, кормящую их, она обратилась ко Господу со словами: «Даже и эта бессловесная тварь радуется и прославляет тебя за то, что ты продолжаешь ее род». И Господь услышал ее молитвы, услышал и молитвы всех праведных. И по естеству, как все люди, Царица Небесная была зачата и родилась в свое время, и возрадовалась вся вселенная, а ныне радуется всякий человек, уповающий на Бога и имеющий Царицу Небесную своею заступницей, покровительницей, надеждой и утешением.
Пример праведных родителей Пресвятой Богородицы служит напоминанием супругам о том, как они должны готовиться к деторождению. Если ребенок является плодом молитвы, плодом великих трудов, то впоследствии свой жизнью радует родителей, потому что во чреве уже он готовится к великому служению Богу.
Молитва матери должна быть непрестанной,— говорит Паисий Афонский,— ведь связь между матерью и ребенком не прекращается даже и по кончине одной из сторон. Духовная связь всегда сохраняется. Это напоминание тем, кто в безумии своем покусился на жизнь детей своих и совершил страшное злодеяние – убийство чада во чреве. Всю жизнь они должны каяться в своем неразумии, всю жизнь они должны обращаться с молитвой к Пречистой Богоматери, оплакивая свои грехи и беззакония.
Пусть, возлюбленные братия и сестры, сегодняшнее торжество научит нас внимательному отношению к своим детям, к своему внутреннему духовному состоянию. Пусть Заступница усердная рода христианского, Которая сегодня обрадовала всю Вселенную, дарует и нам ту небесную, благодатную радость, в которой каждый человек должен пребывать. Мы же обратимся к Ней и скажем: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Аминь. С праздником!
Епархиальные вести
В СЕЛЕ КУЗНЕЦОВО ОСВЯЩЕН ПРЕСТОЛ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
26 августа архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил правый придел в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в храме села Кузнецово Медведевского района.
Первоначально на этом месте стояла деревянная Богородицко-Владимирская церковь. Построена она была в 1782 году на средства царевококшайского мещанина Ивана Рыжова. Затем, в связи с ветхостью здания, вместо старого храма был построен каменный, в честь Владимирской иконы Божией Матери. Строительство шло с 1876 по 1883 годы. Богослужения в новом храме совершались до 1937 года, с 27 июля 1939 года храм был закрыт почти на шестьдесят лет.
22 июля 1995 года в церкви снова стали совершаться богослужения. 18 августа 2002 года был освящен левый придел в честь великомученика Димитрия Солунского. В 2006 году престол в честь святителя Николая Чудотворца был почти готов к освящению, но в результате пожара сгорел. Понадобилось четыре года, чтобы вновь благоукрасить внутреннее убранство храма.
Освящение придела началось в 7.30 утра. Чин освящения престола храма сложен и исполнен глубокого таинственного смысла. Чаще всего святой престол устраивается следующим образом. На четырех деревянных столпах высотой примерно 98 см полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской престола ставится пятый столбец для поставления на нем ящичка с мощами святых. Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, все эти вещества «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов». Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, особым образом помазуется святым миром, что знаменует и возлияние мира на Христа Спасителя перед Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божии, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия.
Престол далее облачается в особо освященную белую нижнюю одежду – срачицу. Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб. Вслед за этим престол опоясывается вервием, знаменующим собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.
Престол далее облачается в особо освященную белую нижнюю одежду – срачицу. Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб. Вслед за этим престол опоясывается вервием, знаменующим собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.
За этим престол сразу облачается в верхнюю, нарядную одежду. Она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым».
К 9 часам освящение придела закончилось и началась Божественная литургия. За богослужением архиепископу Иоанну сослужили семь священников, в том числе настоятель храма иерей Василий Яшмолкин.
Дмитрий Лукьянов.
Епархиальная жизнь
СОБОРНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ ПАЛАТКЕ
17 августа в поселке Шойбулак Медведевского района состоялось соборное богослужение духовенства Луговомарийского благочиния, для которого был использован переносной храм-палатка.
Идея о том, чтобы устроить собственный переносной храм для нужд благочиния и миссионерских поездок, возникла примерно год назад. Первоначально его предполагалось использовать на озере Молевом – месте ежегодного проведения детского лагеря благочиния. Но опыт Волжского благочиния подтолкнул к мысли: попробовать устроить летние миссионерские богослужения в тех населенных пунктах, где нет собственных храмов или молитвенных домов.
За весну и половину лета 2010 года храм изготовили на одном из предприятий г. Йошкар-Олы, средства на него были собраны приходами Луговомарийского благочиния. Наречен он в честь иконы Божией Матери «Воспитание». Все необходимое для богослужения собрали общими усилиями.
Впервые переносной храм был развернут в палаточном городке на озере Молевое во время проведения летнего фестиваля воскресных школ «Семья – малая Церковь». И вот – новое место назначения. Выбрано оно было неслучайно: в дореволюционное время в Шойбулаке стояла Троицкая церковь. Впоследствии она была разрушена, и сегодня православные верующие поселка хотели бы иметь место для общей молитвы. Начало уже положено: на краю Шойбулака администрацией был выделен участок земли, и на нем установлен православный крест…
Известно, что любое начинание всегда связано с трудностями: приходится преодолевать различные препятствия, инерцию людей, поэтому богослужение, совместная молитва должны укрепить благое намерение посельчан, дать импульс к собиранию верующих вокруг Христа.
Храм-палатка был установлен в поселке накануне богослужения, и при его сборке на Шойбулак пролился дождь, который разбавил многодневную засуху. В сам день Литургии сияло солнце, и дул прохладный порывистый ветер. Помолиться и стать участниками церковных Таинств Исповеди и Причастия в этот будний день пришли более пятидесяти жителей поселка, некоторые привели с собой и детей.
По окончании богослужения многие пожелали освятить свои жилища, а в местном Доме культуры состоялся первый сход, на котором благочинный Луговомарийского церковного округа протоиерей Андрей Романов разъяснил верующим, какие первые шаги они должны предпринять, чтобы организовать в Шойбулаке свой приход.
Миссионерский отдел епархии.
Архипастырь
«ИЗМЕНИМСЯ МЫ – ИЗМЕНИТСЯ И ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Из интервью архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна телеканалу «РенТВ – Регион 12» в связи с засухой и массовыми лесными пожарами.
— Этот год для нашей республики стал испытанием и, одновременно, посещением Божиим. Еще митрополит Филарет Московский, когда его спросили, как относиться к пожарам, ответил: «Как к посещению Божию».
Почему Господь посетил нас? Прежде всего, чтобы образумить, заставить каждого внимательно всмотреться в свою жизнь. Сегодня материальное у нас стоит на первом плане. Вся государственная политика направлена на обогащение, материальное благополучие, а о душе никто не беспокоится. Поэтому Господь, как добрый отец, стремясь исправить человека, посещает нас скорбями, чтобы каждый обратился внутрь своего сердца и испытал: что в его душе? Способен ли он сострадать окружающим людям? Может ли правильно распоряжаться тем, что ему вверено?
Мы слишком доверились прогрессу, говорим, что все можем. Вот Господь нас этим летом и испытал. Нет влаги, наступила засуха, и человек оказался бессилен перед тем, что его посетило. Ученые говорят, что такого не было более ста лет. Да, таких беспутных, как мы, несострадательных, нелюбвеобильных, не было на протяжении всей истории России. Изменимся мы – изменится и природа вокруг нас. И наполнится земля иссохшая дождевыми каплями, когда сердце наше размягчится слезами покаяния.
— У людей, которые надеются только на себя, существует определенный скепсис по поводу молебнов о снисхождении дождя и прекращении засухи….
— Такой пример. В Горномари мы дважды совершали молебства. По воскресеньям объединялись все у отца Иоанна (Барсукова) в Сумках, ходили на источник, молились Матери Божией. И дважды нас накрывал дождь – обильный дождь. Но Господь ждет обращения не только священнослужителей, а всего народа. И пока народ не обратится и не осознает, что от его исправления, от его молитвы зависит его будущее, до тех пор Господь нас и будет посещать.
Почему Господь нас не слышит? Какая у нас вера, настолько Господь нам и посылает. Вот мы молимся, чуть-чуть нашей веры – и Господь дождичком сегодня чуть-чуть нас покропил, показывая, что слезы наши – маленькие капельки. «Получите. Хотите иметь большего – исправляйте свои жизни».
Для Бога все возможно, в одно мгновение Он может нам ниспослать просимое. Поэтому еще и еще раз я повторюсь: природа стенает и мучается от грехов человеческих. Человек – властелин Богоданной природы. Исправится он – и вся природа увлажнится.
Господь засухой нас наказывает. Вспомните, как мы относимся к хлебу, как мы относимся к продуктам. Посмотрите: все мусорные бачки забиты хлебом, пищеотходами. Вот Господь нас и посещает, чтобы мы научились ценить хлебушек, научились ценить то, что Он нам дает.
— Некоторые люди склонны считать, что стихийные бедствия – пожары, наводнения, которые обрушились на жителей планеты нынешним летом,— это начало некоего апокалипсиса.
— День и час пришествия Господня сокрыт от нас, как Сам Господь сказал об этом: «О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Но природные катаклизмы свидетельствуют о том состоянии, в котором находится человек. Ведь Господь говорит: «Когда Я приду, вряд ли обрящу веру». Говорит, что любовь иссякнет между людьми.
Человек создан, чтобы управлять природой мудро. А мы потребительски относимся ко всему. Имея в нашей республике прекрасные леса, ягоды, грибы, что мы видим? – Лес загажен, кругом банки, склянки. Не Господь это нам посылает, а мы своим безумием, своими поступками это творим, сами себя наказываем. Все пожары в нашей республике по вине человека. Не было у нас такого, чтобы Господь посылал сухие грозы, чтобы от этого загорелось.
Из истории мы знаем много примеров, когда люди ждали пришествия антихриста. Особенно распространено это было в России в 1666 году. Тогда Церковь призывала людей работать, сеять: только в церковных вотчинах посеяли зерно, посадили овощи, а больше никто не сеял, все ждали пришествия антихриста. А на следующий год в России наступил страшный голод. Поэтому мы должны думать не о дне пришествия антихриста и второго пришествия Сына Божия, а о том, как жить чисто, чтобы нам было легко, спокойно и радостно. А когда Господь придет – от нас это сокрыто.
— У нас, православных, есть выход – уповать на Бога, а у тех же парагвайцев, есть ли у них выход?
— Господь для всех Отец Небесный. Сладчайший Спаситель сказал нам: «Воля Божия, чтобы ни один человек не погиб, но все имели жизнь вечную». Ради этого Господь создал все человечество. Господь не разделяет ни по национальностям, ни по странам. И до тех пор, пока человечество не отметет от себя безумные законы, потакающие страстям, дающие свободу разным «меньшинствам», развращению малолеток, пьянству, наркомании и тому подобному, Господь вот этими природными явлениями стучится в сердца к нам и пробуждает каждого человека в любой стране мира: «Обратитесь к Господу, покайтесь, измените свою жизнь, относитесь друг к другу как братия и сестры, и в этой любви Христовой вы будете единой семьей и познаете, насколько благ Господь».
Пресс-служба епархии.
Дорога к храму
КРЕЩЕНИЕ И ОГЛАШЕНИЕ
Необходимость проведения бесед перед Крещением, более частого причащения и осмысленного посещения богослужений – одни из самых важных сегодня вопросов. Они обсуждаются на многих церковных конференциях, круглых столах и комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В этом году огласительные беседы с желающими принять святое Крещение стали обязательными в большинстве храмов нашей епархии. О том, для чего это необходимо рассказывает руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Вячеслав Ершов.
— Совсем недавно, этим летом, в большинстве храмов нашей епархии перестали крестить всех желающих по первому требованию. С чем связано такое нововведение?
— Никаких нововведений нет. Подготовка перед Крещением – традиционная практика Православной Церкви. К сожалению, она была утрачена нами за годы жизни в атеистическом государстве. В этот период была запрещена церковная проповедь, и говорить о предварительной подготовке к Таинству Крещения было невозможно. Даже тайный приход в церковь был тогда своего рода подвигом.
В 1990-е годы в храмы направился огромный поток желающих принять святое Крещение. И мы, по неготовности нашей, и из опасения, что свобода, данная Церкви, скоро пройдет, крестили всех без подготовки. А сегодня видим, что этих миллионов людей нет в храме. И хотя они называют себя православными, но часто даже крест на груди носят как амулет, как украшение. Они не посещают богослужений, потому что считают пребывание на них нерациональной тратой времени, не молятся дома, потому что не понимают молитвословий. Они не читают и не осмысливают Священное Писание, в первую очередь – Евангелие, считая достаточным того, что когда-то оно было бегло просмотрено. Говорить об исправлении себя, об искоренении своих грехов они могут, но тут же скажут, что «время сейчас другое», «все живут так», и добавят – «не обманешь – не проживешь», и, безнадежно махнув рукой, вздохнув, продолжают свой путь от Христа и от Его Церкви. Разве можно сказать об этом огромном большинстве называющих себя православными, что это члены нашей Церкви? Они формально есть, а по существу это мертвые души.
— Но чему можно научить за несколько бесед?
— Действительно, научить за несколько бесед вере невозможно. Но, уже готовясь к Крещению, человек должен получить прививку ответственного отношения к духовной жизни.
Мы понимаем Крещение как духовное рождение человека в новую жизнь. И как телесному рождению предшествует период внутриутробного развития, так и духовному рождению должен предшествовать период духовного становления, иначе родится уродец, не готовый к нормальной жизни. Этот подготовительный период, который мы называем оглашением, не должен продолжаться меньше года. Главная задача оглашения перед вхождением в церковную жизнь – дать человеку урок ответственности, оторвать его ум от земных предметов и направить к небесным, научить незаметному повседневному подвигу, самоограничению.
А пока мы видим, что к сознательной церковной жизни пришли наши прихожане не через Крещение, а разными «окольными путями». В основном в Церковь приходят через скорби или нужды уже побитые жизнью страдальцы. Чаще всего – пожилые люди, женщины. И это притом, что Крещение принимают люди в младенчестве или в молодом возрасте. Правда, в некоторых приходах за эти годы формируется группа прихожан, которые пришли в Церковь через научение вере в воскресных школах для детей и взрослых, но таких пока очень мало.
— А не опасно ли так надолго откладывать Крещение? Вдруг с человеком что-нибудь случится, и он умрет некрещеным?
— Без воли Божией с человеком ничего случиться не может. Богу надо доверять. Он нас любит так, что ни на долю секунды не оставляет, и благодаря этой Его заботе мы всегда находимся в самом удобном для спасения души положении, лишь бы на то была наша воля.
— Но говорят, что в Крещении на человека сходит благодать и через эту благодать человек придет к Богу.
— Да, такое мнение можно часто услышать. Но при этом никто не задумывается о том, что за благодать дается в Крещении и может ли человек воспринять ее действие без соответствующего духовного настроя. Утверждение, что благодать Крещения должна приводить нерелигиозного человека к сознательной церковной жизни, абсолютно безосновательно. Если мы рассмотрим данное утверждение с догматической и канонической точек зрения, то увидим, что, во-первых, из нерелигиозного состояния к сознательной церковной жизни приводит благодать, условно именуемая «призывающая». Призывающая благодать действует на всех без исключения людей, независимо от того крещены они или нет.
Во-вторых, в Крещении подаются благодатные дары, которые делают человека потенциально святым. Человеку всевается семя святости, которое теснейшим и неразлучным образом связывает человека с Богом.
Кроме того, с канонической точки зрения недопустимо, чтобы человек, принявший в Крещении Христа, абсолютно не изменил свою жизнь. Согласно канонам, благодатный дар, принятый в Крещении, несовместим с греховным, нецерковным образом жизни. Полученные в Крещении дары – эти величайшие духовные сокровища – человек не может сохранить вне благодатного церковного общения.
— Значит ли это, что человек, живущий в грехе, не может быть крещен? Например, если он живет в «гражданском» браке?
— Жить в незарегистрированном государством браке, значит совершать грех блуда. И если человек не раскаивается и не обещает прекратить грех, то Крещение следует отложить. Полученная в Крещении благодать не действует на человека магически. Более того, она вопиюще кощунственным образом растаптывается греховными поступками.
— А если человек приехал издалека, и ему очень сложно будет снова собраться, отложить дела и приехать креститься? Может быть, следует проявить сочувствие и окрестить? Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы».
— Следует ко всякой ситуации относиться с пастырской рассудительностью. Почему человек приехал издалека? Не сбежал ли он из своего прихода, чтобы не проходить период подготовки? И почему человекоугодие, потакание страстям и порокам называется «проявлением любви»? Слова Христа «милости хочу, а не жертвы» говорят только о милости к кающимся и изменяющим свою жизнь, приносящим достойные плоды покаяния. Они не имеют никакого отношения к детям, которых мнимообращенные родители хотят крестить, «чтобы не плакали». Они не имеют отношения к тем, кто не желает узнавать основы веры и чуждается участия в богослужении. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» – сказал Господь. Только те, кто ищет Христа как Спасителя от духовной смерти, нуждаются в Его милости. Остальные, считающие себя «здоровыми», здесь ни при чем.
Проблемы, связанные с Таинством Крещения, во многом определяют внутренние проблемы церковной жизни. То, с чем человек сталкивается при вступлении в Церковь, подсознательно воспринимается им как норма церковной жизни. Какое же впечатление о вере у него складывается после Крещения? Впечатление следующее: христианство – это непонятная архаичная вера, далекая от реальной жизни, содержащая ненужные ограничения и связанная денежными отношениями. Пробубнили непонятные молитвы, полили водой, намазали чем-то, взяли деньги и отправили – вот и вся вера. Глубина души человека не затронута.
Воспринятое недолжным образом Таинство будет в осуждение человеку. То есть, душа, воспринявшая благодать и дерзко поправшая ее, духовно разрушается.
— В нашей епархии уже издан указ о запрещении Крещения без подготовки?
— Сам Господь научил нас: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам...». И вот теперь нам уже недостаточно слов Спасителя. Теперь, для того, чтобы учить людей вере перед Крещением и после него, нужен архиерейский циркуляр. Неужели мы дожили до тех времен, когда обсуждается возможность совершения христианских Таинств над практически неверующими людьми?
* * *
Поскольку в храмах Йошкар-Олы огласительные беседы проводятся уже не первый месяц, мы решили поинтересоваться, как к ним относятся готовящиеся ко святому Крещению.
В Успенской церкви такие беседы проводятся ежедневно, кроме понедельника и четверга. Желающие креститься задают свои вопросы о вере, священник отвечает и попутно рассказывает пришедшим об основах православной веры.
На первой встрече разговор идет о Символе веры, на второй – о заповедях Ветхого и Нового Завета, на третьей, заключительной – Таинстве Крещения. Обычно на беседах присутствуют от двух до десяти человек, поэтому есть возможность построить разговор о вере с учетом индивидуального уровня подготовки слушателей. Три беседы проходят в течение трех академических часов. Приходить на них не обязательно ежедневно. Мы поговорили с Викторией, инженером-экономистом по образованию,— она пришла на беседу уже в третий раз.
— Скажите пожалуйста, а как Вы узнали об огласительных беседах?
— Пришла в церковь, когда узнавала о крещении, и мне сказали, что без бесед крещения не будет.
— У Вас уже было две беседы, сегодня третья. Как они проходят, в чем заключаются?
— Там рассказывают, зачем нужно Крещение, чтобы понимали.
— Вам давали какие-то задания домой, что-то почитать, что-то выучить?
— Да, давали «Закон Божий». Книжечка хорошая.
— Виктория, сами Вы чувствуете, что такие беседы необходимы?
— Я думаю, что да, необходимы, потому как объясняется различие между Православием, католицизмом, иудаизмом. Интересно рассказывают.
— Узнали много нового?
— Конечно. Это же мир невидимый, трудно все это понять и представить. Надо просто поверить в это.
Подготовила Людмила Протасова.
Инициатива
ПЕРЕДАЙ ДОБРО ПО КРУГУ…
Волонтерская инициативная организация студентов Марийского государственного технического университета вот уже несколько лет занимается благотворительностью, помогая нашим нуждающимся землякам. Свои акции ребята проводят под девизом «Человек для человека».
Мир не без добрых людей – эта истина ставится сегодня под сомнение. Принцип «Возьми от жизни все», возведенный в культ эгоизм, к сожалению, находят ныне все больше приверженцев.
Осталось ли место состраданию, доброте? И неужели миром безальтернативно правят прагматизм и равнодушие? Конечно же, нет! Добро живет, наполняя теплом и светом различные стороны нашей жизни. Имя одной из них – волонтерство. Адрес – МарГТУ, где вот уже много лет стараниями руководителей вуза и самих студентов культивируется особый «политеховский» дух взаимопомощи и товарищества.
В чем суть волонтерства? Если очень кратко – в добровольной разносторонней помощи нуждающимся с принципиальным отказом от денежного вознаграждения. Сразу скажем, что, помимо «политеховской», в нашей республике существует несколько волонтерских организаций разных типов. Кстати, в числе волонтеров немало студентов и школьников, то есть представителей нового, нещадно критикуемого за эгоизм и потерю морали поколения. И это уже немалый повод для оптимизма!
В МарГТУ волонтерское движение начиналось с благотворительных рейдов в детские дома-интернаты и других подобных акций студентов факультета социальных технологий и факультета управления и права. Очень скоро к доброму начинанию подключились студенты других факультетов вуза – «экономисты», «радисты», «машиностроители»… Так и сложилась ВИОС. Ее круг расширяется до сих пор: к студентам-«политеховцам» примкнули их друзья и знакомые.
Что привлекает ребят в волонтерской деятельности, сопряженной с немалой тратой времени и сил? По мнению студентки МарГТУ Насти Р., ВИОС дает прекрасную возможность познакомиться и пообщаться с добрыми людьми. Причем, как с другими волонтерами, так и с теми, кому оказывается помощь. Например, с сиротами в детских домах, нуждающимися в поддержке и добром слове.
Сегодня «политеховские» волонтеры организуют собственные и поддерживают различные общевузовские акции с социальным подтекстом. Например, помогают при проведении Дня открытых дверей, оформлении праздничных мероприятий. Ребята ездят в детские дома; принимают участие в семинарах, тренингах, круглых столах – как на территории Марий Эл, так и за ее пределами. Кроме того, под их патронажем находятся ветераны и пенсионеры МарГТУ, которым студенты оказывают социальную и консультативную помощь.
Среди добровольных обязанностей волонтеров – покупка пожилым людям продуктов, уборка в их квартирах, другие хозяйственные дела. Поначалу, рассказывают волонтеры, многие принимали их недоверчиво, не могли поверить, что студенты хотят помочь бесплатно и что пришли они по велению сердца. Потом это недоверие постепенно проходило, сменяясь благодарностью и радостью от осознания того, что не все в нашем мире продается и покупается…
В нынешнем году активисты ВИОС ездили восстанавливать православный храм в Орше, зажигали «звезды памяти» в Царевококшайском кремле накануне Дня 65-летия Победы. Словом, скучать им не приходится!
Сколько в МарГТУ и во всей нашей республике волонтеров? Точной цифры не знает никто, да и нет ее вовсе – добрые дела вершатся не для статистики. Одни волонтеры всегда при деле, помогая нашим нуждающимся землякам постоянно, другие только пробуют это дело на вкус, участвуя в деятельности организации периодически, в зависимости от свободного времени. Ребята рассуждают примерно так: добрых дел, конечно, не бывает слишком много, но и разовая помощь – уже неплохо. Что-то доброе и светлое в сердцах все равно прорастает…
Если вы готовы хотя бы немного потрудиться для того, чтобы сделать мир добрее – приходите в ВИОС МарГТУ. И вы наверняка найдете здесь друзей-единомышленников. Как писал известный американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери, «передай добро по кругу». И оно к тебе обязательно вернется!
Александр Шалагин.
Святыни России
«910-ЛЕТИЕ ОБИТЕЛИ МЫ ПРАЗДНОВАЛИ В РУИНАХ»
Необходимость сохранения культурного наследия нашего народа сегодня уже не надо доказывать. Во многих регионах, в том числе и в Марий Эл, на государственном уровне действуют специальные целевые программы, предусматривающие сохранение существующих и восстановление утраченных памятников истории и культуры, среди которых немало православных храмов и монастырей. Впрочем случается, что даже уникальные памятники приходится восстанавливать исключительно на средства благотворителей и силами самих верующих. О проблемах, с которыми приходится сталкиваться при возрождении старейшей в России обители, нашему корреспонденту рассказал наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря города Мурома игумен Кирилл (Епифанов).
— Отец Кирилл, скажите, действительно ли ваш монастырь – самый древний на территории России?
— Согласно летописи, он возник вторым после Киево-Печерской лавры. Первое письменное упоминание об обители относится к 1096 году в связи с княжескими междоусобицами 70-х годов XI века. Черниговский князь Олег Святославич, названный в «Слове о полку Игореве» Гориславичем, пошел с войском на Муромского князя Изяслава Владимировича. Битва состоялась на поле близ Мурома: «…и убили Изяслава, сына Владимира, внука Всеволода, прочие же воины его побежали, одни через лес, другие в город. Изяслава же, взяв, положили в монастыре святого Спаса».
Вновь на страницах летописей Спасский монастырь появляется в эпоху Ивана IV Грозного. После взятия Казани в середине XVI века царем были выделены средства на строительство Спасо-Преображенского собора. Собор – единственный в Муроме храм XVI века, за время своего существования не претерпевший заметных перестроек и дошедший до нас почти в первозданном виде.
— В каком году началось возобновление обители? Как удалось привести монастырь в такое идеальное состояние?
— Обитель возобновилась в 1995 году. Владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, назначил меня наместником, и до сегодняшнего дня я несу этот крест. 26 июня 1995 года, за год до 900-летия монастыря, вышло постановление Священного Синода о его открытии. О возвращении обители Церкви ходатайствовал Дмитрий Сергеевич Лихачев. И вот, в 1996 году в безобразных руинах мы праздновали 900-летие. Однако, с Божией помощью, сумели привести монастырь в надлежащее состояние. Помогли и благотворители. Большую помощь оказала Счетная палата в лице руководителя – Сергея Владимировича Степашина. Он хотя и родился во Владимире, но полюбил наш монастырь.
— Сердце монастыря – его братия. Из кого она состоит? Какие послушания несут монахи?
— Всего у нас 11 человек, из них шестеро – в священном сане. Это очень мало. Думаю, не стоит говорить, чем занимается братия. Монастырь – это тайна. Сколько звезд на небе? Что они там делают? Также и монахи. Звезды светят, монахи молятся. Поймите: те, кто спасаются, выше, чем сам Иоанн Креститель.
— У вас большое хозяйство. Даже зоопарк есть. Чья была инициатива о его устройстве на территории обители?
— Как вы думаете, чья может быть инициатива, если игумен – единоличный правитель монастыря? Здесь нет демократии.
Мы содержим лошадей, овец, коз, поэтому у нас всегда много детей, которые приходят покормить животных. Зоопарк – не главная наша забота. На территории монастыря два года назад открылась православная гимназия, действует как подразделение Владимирской семинарии духовное училище. Ему 190 лет. Сейчас в нем на очном отделении учатся 15 юношей. Некоторые духовные училища – смешанные, мальчики учатся вместе с девочками, но я не могу девочек принимать, так как монастырь мужской. Есть еще курсы церковного чтения, которые в основном посещают женщины. В общей сложности на базе монастыря функционируют 6 учебных заведений.
— Есть ли у монастыря подворья?
— У нас пять подворий: в селе Малое Юрьево – в 15 километрах, очень посещаемое подворье в селе Лазаревское, три подворья в Муроме, среди них – подворье при Муромском институте, где мы проводим катехизаторские курсы. Студенты учатся в вузе и посещают наши курсы.
— Мне по секрету рассказали, что Вы все время в отъезде…
— Я благочинный Муромского церковного округа, поэтому приходится ездить.
— Стало быть, приходская жизнь известна Вам не понаслышке. Как Вы считаете, храмы сегодня стали более посещаемы?
— У нас сейчас очень плохо с прихожанами. Здесь нищенские жалования, крайне тяжелое социальное положение. Одно дело – монахи: ни семьи, ни детей. Священники, особенно молодые, имеют матушку, которая должна выехать в сельский приход, где нет элементарного туалета. Вы знаете, в каком положении находится деревня? Она вымерла, а храмы стоят. Их открывают – надо восстанавливать. Государству храмы не нужны. Думаете, этот монастырь нужен государству? Я ни копейки не получил за 15 лет. А его надо содержать. Только коммунальных платежей нужно заплатить 300 тысяч рублей в год. Еще 160 тысяч рублей я плачу налогов за то, что содержу государственную собственность.
Какой нормальный человек пойдет в священники, когда тебе жить не на что? У нас молодой священник умер, и его вдову – матушку с двумя маленькими детьми – выгнали из дома, так как дом нужно отдать новому священнику с семьей. Администрация не может выделить квартиру, потому что Церковь отделена от государства. А мы помогаем детским домам, тюрьмам, гимназии открываем. Но как речь заходит о том, что рушится храм, который является национальным достоянием, нам говорят: извините, это ваши проблемы.
Я не могу Вас порадовать. Говорю, как есть. Да и Евангелие не обещает нам здесь розового рая. Оно говорит: в мире все скорбны будете. Если мы в этом мире будем искать радость, то это ошибка. Тяжелое для нас время, но это никак не влияет на службу. Литургия – единственная радость, которая отрывает от этого болота.
— В следующем году 915-летие обители. Как будете отмечать?
— Юбилейные даты мы празднуем на Преображение. Однако это все условно. Кому нужно 915-летие? Что оно даст? Братии моей, которая днем и ночью пашет, оно не нужно. У меня в основном мальчишки. Они после Литургии падают без сил. Тем не менее, кто-то все равно приедет, проведут какую-нибудь конференцию. А мы напечем для гостей булочек, накроем стол.
— У вас есть своя пекарня?
— А как же! Мы за счет нее существуем. Если не печь хлеб и не торговать им, то как содержать монастырь? Мы в сутки выпекаем семь тонн хлеба, поставляем его в городские магазины. За счет этого содержим монастырь, гимназию, духовное училище, столовую для бедных. Все наши просветительские акции возможны только потому, что мы работаем. Кто даст денег, чтобы кормить бедных или заключенных? Никто.
— Вы, вероятно, знаете, что племя мурома, как и мари, принадлежало к финно-угорской группе народов. Чтобы Вы пожелали потенциальным паломникам из Марий Эл, которые захотят посетить ваш монастырь?
— Потенциальным паломникам я бы пожелал поменьше ездить. Почитайте «Паломничество в Иерусалим» Гоголя. Он ничего там не нашел. Многие едут в Дивеево и возвращаются совершенно озлобленными людьми. Под палящим солнцем они стоят в очереди, чтобы приложиться к мощам. Какая там молитва? А в приход никто не идет, батюшки сбиваются с ног, у них нет средств. А что, в своем храме другая Литургия? Другой Христос?
Смысл православной жизни – община, твой приход. Там начало, и там конец. Ты там родился и там умрешь. Самое большое достижение советской власти в том, что она, уничтожив православную общину, не уничтожила приход. А сейчас вместо того, чтобы возрождать приходскую жизнь, все рванули в паломничества.
Вы знаете, как русские люди совершали паломничество в Иерусалим? Они шли через дикое поле, Османскую империю, подвергая жизнь опасности. Доходили до Иерусалима и вставали на гору, с которой был виден Святой град. Кланялись, целовали землю и говорили, что недостойны войти в город, где жил Христос, где Он пострадал.
Поэтому мое пожелание паломникам – больше уделять внимания своему приходу, созидать его, как свою маленькую отчизну, как преддверие, как икону Царства Небесного. Я не против поездок по монастырям. На Руси действительно существовала такая практика. На первой неделе поста люди приезжали в какой-нибудь монастырь, селились в гостиницу, говели и затем возвращались. Вот это – настоящее паломничество!
Беседовал Михаил Богатырев.