Содержание:
Продолжено сотрудничество с Министерством здравоохранения
Йошкар-Олинская и Марийская епархия информирует
Создана рабочая группа по оказанию помощи погорельцам
Фестиваль на озере Молевое
В Йошкар-Оле открыт памятник Патриарху Алексию II
Детский лагерь на озере
Пертнурский феномен
Церковь в Цибикнуре
Старец схиигумен Савва
Бог один, и вера одна
Благодатное притяжение
Епархиальная жизнь
ПРОДОЛЖЕНО СОТРУДНИЧЕСТВО С МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
19 июля 2010 года подписан очередной двухгодичный план основных мероприятий по взаимодействию между Йошкар-Олинской и Марийской епархией и Министерством здравоохранения Республики Марий Эл.
В 2003 году между Йошкар-Олинской и Марийской епархией и Министерством здравоохранения Республики Марий Эл было подписано соглашение по возрождению духовных традиций Российского здравоохранения, план работы по которому периодически обновляется. Новый план, на 2010–2012 годы, предусматривает проведение множества совместных мероприятий.
Так, планируется продолжить открытие молебных комнат в лечебных учреждениях республики, а при крупных больницах — строительство часовен и больничных храмов. Для руководителей лечебно-профилактических учреждений начнет действовать лекторий «Духовные основы медицины». Будет продолжена совместная работа по медико-социальному проекту «Малыш», который реализуется уже в течение десяти лет.
За годы сотрудничества сложилось тесное взаимодействие епархии с Йошкар-Олинским медицинским колледжем в сфере создания совместных медико-социальных проектов «Территория здоровья». Кроме того, преподаватели колледжа ведут специализированные курсы в школе сестер милосердия Йошкар-Олинского сестричества. Епархией, колледжем и Управлением образования г. Йошкар-Олы планируется создание при столичной школе № 3 детского объединения «Милосердие». Предполагается открытие студенческого лектория «Духовные основы здоровья» и участие волонтерского отряда милосердия медколледжа в патронажной службе Йошкар-Олинского сестричества.
Особое место в плане отведено духовному окормлению больных, находящихся на стационарном лечении, священнослужителями Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Пресс-служба епархии.
ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ И МАРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ ИНФОРМИРУЕТ
Йошкаролинцы, вероятно, не раз обращали внимание на молодых женщин в монашеской одежде, собирающих подаяния в районе Центрального рынка города. Епархиальное Управление информирует, что лица, собирающие деньги якобы на восстановление храмов, приехали в Йошкар-Олу из другого региона, пребывают в расколе и в действительности собирают средства на содержание группы людей во главе со священником, находящимся под запретом в священнослужении.
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви сбор пожертвований на территории нашей епархии осуществляется только с благословения правящего архиерея — архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. В последнее время на территории епархии появились предприниматели, зарабатывающие на продаже церковной утвари и свечей. Это также делается без благословения правящего архиерея и является незаконным. Церковные изделия, приобретаемые вне храмов и церковных киосков, не освящены, а средства, потраченные на их приобретение, не являются благоугодной Господу жертвой.
Пресс-служба епархии.
Епархиальные вести
СОЗДАНА РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ПОГОРЕЛЬЦАМ
В связи со стихийными бедствиями — засухой и массовыми лесными пожарами — в нашей республике, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Йошкар-Олинской епархии создана рабочая группа, задача которой — сбор средств, вещей и организация адресной помощи пострадавшим в результате пожаров.
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна группу возглавил руководитель епархиального отдела социального служения, настоятель Воскресенского собора Йошкар-Олы протоиерей Сергий Поглазов. В ее состав также вошли священники, руководящие социальной работой в благочиниях.
Группа будет оказывать социальную помощь пострадавшим, посещать места временного пребывания погорельцев для их духовной поддержки и организовывать адресную помощь нуждающимся.
По благословению архиепископа Иоанна в два ближайших воскресенья во всех храмах епархии будет организован сбор пожертвований. Кроме того, желающие могут принять участие в сборе денег для пострадавших, перечислив средства на расчетный счет Православного Мироносицкого благотворительного Братства: 40703810500000000030, кор. счет 3010181030000000889, ИНН 1215053420. Банк «Йошкар-Ола» (ОАО) г. Йошкар-Ола. С пометкой: для помощи пострадавшим в результате пожаров.
Обратиться за помощью и дополнительной информацией можно по телефону горячей линии 64-00-43 или по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 77.
Пресс-служба епархии.
Епархиальная жизнь
ФЕСТИВАЛЬ НА ОЗЕРЕ МОЛЕВОЕ
VI межрегиональный фестиваль воскресных школ под названием «Семья — малая церковь» вновь собрал воедино детей и взрослых на гостеприимной килемарской земле.
Архиепископ Иоанн:
— Постепенно это место на прекрасном озере становится местом духовного братства и общения. Многим открывается, что воистину между нами находится Христос. Кажется, что и стар, и млад, и батюшки, и все присутствующие — все соединены воедино. Хочется, чтобы, общаясь, вы выучили первую заповедь в отношении друг к другу, которая вводит нас в ограду Церкви: поступали с ближними так, как хотим, чтобы поступали с нами. И пусть эта фестивальная семья, объединенная любовью ко Христу, принесет обильный плод и послужит источником братского общения, вдохновения на дальнейшие труды.
Нынче в фестивале участвовали 10 команд: представители воскресных школ, открытых при храмах Йошкар-Олы, Кокшайска, Волжска, Зеленодольска, Нурмы, Оршанки, Морков, Кузнецова, Килемар и местный военно-патриотический клуб «Патриот», всего 155 человек, в том числе 127 детей.
13 июля после утреннего молебна хозяева и гости фестиваля крестным ходом отправились на живописный берег Молевого озера, где разбили палаточный городок. На территории лагеря обустроили не только полевую кухню, но и палаточный храм с престолом в честь иконы Божией Матери «Воспитание», предусмотренный для богослужений в походных условиях.
Торжественное открытие праздника началось со сдачи рапортов капитанами команд коменданту фестиваля, настоятелю Ильинского храма поселка Килемары протоиерею Андрею Романову, который благословил каждого из них. Затем были подняты флаги Российской Федерации, Республики Марий Эл и фестиваля. Чести поднять их удостоились активная участница всех шести фестивалей Марина Николаева из Килемар, воспитатель Андрей Чесноков и самая юная гостья Валерия Егошина из села Нурма, которой на днях исполнилось шесть лет. Когда флаги взметнулись на флагштоках, все дружно пропели молитву «Царю Небесный» и гимн России. Отец Андрей, напутствуя ребят, зачитал им правила хорошего поведения. Кульминацией праздника стал приезд архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. В своем приветствии он отметил, что фестиваль является местом братского духовного общения людей разного возраста и внешнего обличия, и пожелал новых встреч, от которых на душе было бы легко, спокойно и радостно. Участников фестиваля также поздравила заместитель главы администрации района по социальным вопросам А.И. Дворцова.
Следующим этапом фестиваля стало торжественное открытие ярмарки. Разрезать красную ленту попросили почетного гостя — архиепископа Иоанна. А потом ребята предлагали наперебой все, что было сделано своими руками: вышивки, подарочные открытки, аппликации из соленого теста, атласных лент и ткани, изделия из бисера, чай, выпечку, салаты и многое другое. Особенно бойко торговались волжане, рекламируя подушки, набитые стружкой, и ходули из консервных банок на случай дождливой погоды. В итоге почти все было и раскуплено, и съедено.
Затем фестиваль продолжился на сцене. В своих выступлениях ребятам предстояло раскрыть тему «Отец — основоположник взаимоотношений в семье». Каждая команда в инсценировке рассказывала, что отец — и наследник, и кормилец, и защитник. Закончился Фестиваль на озере Молевое первый день фестиваля костром дружбы. Второй день стал не менее насыщенным. Были и спортивная эстафета, и преодоление туристической полосы препятствий, и русские игры, и купание в озере, и катание на лодках. Наряду с этим, утром и вечером совершалос чтение молитв. В третий, заключительный, день состоялся концерт, на котором команды показали мини-сценки и спели сочиненные накануне частушки о фестивале. Настоятель Ильинского храма отец Андрей вручил командам фотоальбомы на память и подарил каждому участнику ручки, календари и блокноты с эмблемой фестиваля. Он также призвал участников нынешнего фестиваля встретиться здесь же и в будущем году.
Ирина Косарева.
В ЙОШКАР-ОЛЕ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК ПАТРИАРХУ АЛЕКСИЮ II
4 августа на левом берегу Малой Кокшаги был открыт памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Событие для республики значимое, ведь именно с благословения Патриарха Алексия II в 1993 году на территории Марийского края была образована самостоятельная епархия.
Вступительное слово на открытии произнес Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов. Он подчеркнул, что имя Алексия II в истории Православия имеет огромное значение. «Русский человек без духовности — никто, — отметил Леонид Маркелов, — поэтому сегодня в городах и селах Марий Эл так активно восстанавливаются разрушенные храмы».
Затем Президент Леонид Маркелов и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн сняли покрывало с памятника. В завершение архиепископ Иоанн отслужил заупокойную литию о Святейшем Патриархе Алексие II.
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ НА ОЗЕРЕ
17 июля Православная Церковь отмечает память святых Царственных страстотерпцев. Уже не первый год в этот день дети из воскресной школы при йошкар-олинском Свято-Троицком храме отправляются отдохнуть на озеро Чокаер.
По традиции перед началом отдыха дети вместе с родителями совершают крестный ход, который отправляется от деревни Кучки и завершается в лагере у часовни во имя Царственных страстотерпцев. Приезжает к ребятам в гости и архиепископ Иоанн.
За несколько лет православное поселение для детского отдыха неплохо обустроили: жилой корпус с трапезной, комнатой для девочек, мансардой для мальчиков. Кухня, овощехранилище, а также баня и небольшой скотный двор. Здесь у каждого отдыхающего свои обязанности: кто-то делает уборку, кто-то помогает на кухне, остальные трудятся в огороде, ухаживают за кроликами, козами, птицей. Вот так — с молитвой, в труде и общении друг с другом и старшими — в прекрасном уголке Марийского края отдыхают православные дети.
Пресс-служба епархии.
ПЕРТНУРСКИЙ ФЕНОМЕН
Не так давно в селе Пертнуры Горномарийского района произошло удивительное и по-своему знаменательное событие: на траве вдоль дороги проявилось изображение основания некогда разрушенного храма. Ясные линии фундамента, выжженные жарким солнцем, невольно заставили вспомнить о плащанице Спасителя, сохранившей на себе изображение погребенного и воскресшего Христа…
Селение Пертнуры было когда-то центром Большеюнгинской волости. Через него проходил тракт Нижний Новгород — Казань. Здесь находилось волостное правление, в начале XIX века переведенное сюда из села Большая Юнга (ныне — Покровское). Поселение Пертнуры в краеведческой литературе упоминается вместе с именем протоиерея Андрея Альбинского, который в 1812 году открыл в своем доме марийскую школу. Кроме того, протоиерей Альбинский внес ценный вклад в дело развития марийской письменности: в 1830 году он подготовил к печати «Грамматику горного черемисского языка», которая стала одной из первых книг, действительно приближавших марийского ученика к грамоте и школе.
В 1828 году в Пертнурах на средства прихожан была построена красивая каменная двухпрестольная церковь Вознесения Господня. В воспоминаниях людей она осталась уникальным архитектурным сооружением с прекрасным внутренним оформлением.
В 30-е годы прошлого века Вознесенский храм превратили в склад для зерна, затем удобрений, а в 60-е годы сравняли с землей, не оставив от здания и следа. По прошествии многих лет только старожилы могли указать на участок у дороги, где некогда стояла огромная каменная церковь. И вот через полвека она неожиданно напомнила о себе людям.
На месте бывшего храма вдруг «проявился» его контур. Это было похоже на какое-то чудо! Любой прохожий, как на чертеже, мог прочитать на земле план старинной церкви. Я побывал на месте Вознесенского храма, побродил по его «залам», постоял у массивных внутренних «колонн».
Конечно, найти объяснение пертнурскому чуду нетрудно. В обычные годы, когда осадков выпадает достаточно, трава ровным ковром покрывает землю на месте храма, и ничто не выдает его местоположения. Нынешнее же лето выдалось чрезвычайно засушливым. Как только зной прокалил почву, первым делом прекратилось питание растений там, где под землей находятся остатки фундамента. То ли почва над ним прогрелась сильнее, то ли приток воды затрудняется фундаментом. Трава над каменной кладкой высохла быстрее, чем рядом, и в итоге четко обозначился контур здания церкви.
Бог словно послал людям напоминание: «Не забывайте святое место в Пертнурах»!
Валерий Кузьминых.
Страницы истории
ЦЕРКОВЬ В ЦИБИКНУРЕ
29 августа 2010 года исполняется 245 лет со дня открытия храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Цибикнур Медведевского района Республики Марий Эл.
Церковь в селе Цибикнур стала первым сельским каменным храмом на луговой стороне Марийского края. Она была построена на средства царевококшайского купца Ивана Андреевича Пчелина. Главный престол храма освятили в честь Спаса Нерукотворного, левый придел — во имя великомученника Георгия Победоносца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Во второй половине XIX века церковь пришла в ветхое состояние, и большая заслуга в деле обновления храма принадлежит тогдашнему его настоятелю протоиерею Ксенофонту Преображенскому. Отец Ксенофонт был известен как миссионер, просветитель, долгое время нес послушание благочинного 2-го округа Царевококшайского уезда. Батюшка был награжден орденами святой Анны 3 и 2 степеней, святого Владимира 4 степени, медалями в честь 25-летия возрождения церковных школ (1911), 300-летия Дома Романовых (1913).
Последним настоятелем храма стал священник Иаков Николаев, назначенный в Спасскую церковь в 1910 году. Священническое служение батюшка совмещал с просветительской деятельностью, преподавал Закон Божий в двух церковно-приходских школах, училище Министерства просвещения, земском училище. Отец Иаков стоял у истоков создания в 1925 году Краснококшайского церковного управления староцерковников, активно участвовал в его деятельности, противостоял обновленчеству. В советское время батюшка трижды подвергался арестам, 25 июня 1932 года был приговорен к трем годам ссылки и направлен «в северный край». Дальнейшая судьба отца Иакова в настоящее время неизвестна.
В том же 1932 году была закрыта и Спасская церковь. Часть храмового имущества сохранили местные жители, в 1944 году ряд икон из Цибикнурской церкви крестным ходом были перенесены в открытый незадолго до того Воскресенский собор города Йошкар-Олы. По пути следования к иконам прикладывалось множество верующих, среди которых были и военные, собирались денежные пожертвования. Крестный ход из Цибикнура в Йошкар-Олу стал заметным событием в религиозной жизни населения Марийского края тех лет.
В послевоенное время храм в селе Цибикнур разделил участь многих церквей нашего края и был полностью разрушен. Только старые вековые липы служат ныне напоминанием о том времени, да жива память сельчан о своей родной церкви — из поколения в поколение передается любовь к милому сердцу храму. По инициативе местных жителей в селе Цибикнур на месте старого здания храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя была построена часовня, освященная 29 августа 2009 года. В этом году по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в Цибикнуре зарегистрирован приход, готовится проект будущего храма. Верим, что труды по строительству церкви сплотят цибикнурцев, а открывшийся приход поможет получить духовно-нравственное воспитание, наполнить внутренний мир верой, добротой и истиной.
Р. Б. Анна.
Церковные вести
СТАРЕЦ СХИИГУМЕН САВВА
Тридцать лет назад, 27 июля 1980 года, в Псково-Печерском монастыре окончил свой жизненный путь и иноческий подвиг старец схиигумен Савва. Он былобразцом чистоты, доброты, духовной мудрости. Сотни людей съехались в Печеры, чтобы проводить в последний путь своего духовного отца.
Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году в многодетной христианской семье на Кубани. Родители с малых лет приучали детей к благочестивой христианской жизни. Учась в церковно-приходской школе, Николай с удовольствием прислуживал в храме. И с детских лет мечтал о монашестве.
Но мечта исполнилась не скоро. В 1917 году Николай был призван в армию. После Гражданской войны закончил военно-техническое училище, а в 1932 году — Московский строительный институт. Почти половина жизни была прожита в миру. Наконец, в сорок восемь лет, успешно сдав экзамены, Николай поступил в Духовную семинарию. По успешном окончании курса его принимают в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре послушник Николай получает благословение на монашеский постриг, а по рукоположении во священника — послушание: быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца.
Вскоре отца Савву перевели в Псково-Печерский монастырь, но и туда люди съезжались к нему со всех концов страны, у него появилось более 7 тысяч духовных чад.
И вот уже три десятка лет каждый год в день кончины и день Ангела старца все его чада собираются в храмах Божиих, чтобы помолиться о своем духовном отце и возблагодарить Господа, даровавшего им такого дивного пастыря.
Пресс-служба епархии.
Подвижник благочестия
БОГ ОДИН, И ВЕРА ОДНА
Протоиерей Павел Чазов (1923-1997) начинал свое священническое служение на Урале, а в 60-е годы служил на приходах Казанской епархии, в том числе и на территории нынешней Республики Марий Эл: в селах Семеновка, Большая Кучка, Нурма, Емелево, поэтому в Йошкар-Олинской епархии его многие знают.
Затем отец Павел продолжил свое священническое служение на приходах Свердловской епархии, где и вышел за штат по состоянию здоровья.
Где бы ни служил батюшка — всегда усердно исполнял он свои пастырские обязанности, с любовью и уважением относился к пасомым, был отзывчив и отличался скромностью и добротой, за что снискал любовь и почитание прихожан.
На Урале от старцев, помнивших еще св. праведного Иоанна Кронштадтского, он перенял дар Иисусовой молитвы, которой и учил всех, кто к нему обращался.
Последние годы своей жизни протоиерей Павел болел, но молитва всегда была на его устах и в сердце, придавала сил переносить недуги. Перед кончиной отец Павел соборовался и в течение двух недель ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Когда он уже настолько ослабел, что не мог осенять себя крестным знамением, в руки ему дали крест, с которым он тихо и мирно почил.
Отпевание протоиерея Павла было совершено в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном в сослужении духовенства собора и в присутствии множества верующих. Погребен он на Туруновском кладбище Йошкар-Олы.
Предлагаем нашим читателям воспоминания Галины Кузнецовой, жительницы Нижнего Новгорода, знавшей батюшку и имевшей возможность пользоваться его молитвами, совета-
ми и наставлениями.
Желание глубже познать Бога у меня было с детства. Рано оставшись без родителей, воспитывалась бабушкой. Бабушка Евдокия была простая крестьянка и верила просто: поднималась рано и обязательно, прежде чем начать домашние дела, вставала на колени перед образами и молилась краткими молитвами. Бабушку я очень любила и во всем ей подражала.
У бабушки был племянник Михаил, живший в Йошкар-Оле. Он каждое лето приезжал на могилки к родителям и к нам всегда заходил в гости. Все знали, что жена его, Аннушка, верующая, часто ездит по святым местам.
Однажды, уже будучи замужем, я приехала с дочкой в отпуск к своей сестре. В это время приехал дядя Миша. Мы вместе пошли на местный святой источник Николая Чудотворца. Было лето, ясный солнечный день, кругом луговые цветы, речка, лес… — все располагало к духовной беседе. Дядя Миша был удивительный рассказчик и добрейший человек. Он стал рассказывать о том, что ездил на Урал к своему духовному отцу. Батюшка лежал в больнице после того, как его избила женщина, бывшая у него в услужении, а дядя Миша за ним ухаживал.
Я по своему мирскому восприятию спрашиваю: «Как это возможно, что женщина так сильно смогла избить, что же батюшка не защищался?» Дядя Миша на это ответил, что он такой смиренный и даже не отвел руки нападающей. Еще дядя Миша сказал, что батюшка очень слаб, и они думают перевезти его к себе жить.
Прошло время, и как-то зимой я приехала в командировку в Йошкар-Олу на завод «Электроавтоматика» за приборами. Захожу в квартиру дяди Миши — встречает тетя Аня. Радость! Она мне говорит, что у них живет батюшка: «Сейчас он выйдет, попроси у него благословение». Я в то время не знала, как это делается, тетя Аня показала.
Через некоторое время выходит отец Павел — такой добрый, светлый, голубые глаза ласково смотрят на меня. Робость сразу же прошла, иду под благословение. Он сел, меня рядом сесть пригласил, стал расспрашивать о семье, о работе.
На следующий день тетя Аня сказала, чтобы я попросила батюшкиных молитв и благословения на свое дело. Батюшка благословил, и я пошла на завод.
Поначалу думала, что придется ходить не один раз, пока получу нужные приборы. Но по молитвам отца Павла все так быстро устроилось, что в тот же день после обеда у меня на руках были все необходимые документы. Потом на складе выдали приборы, и через какие-то «неофициальные» ворота я вышла с завода. Думаю: «Как хорошо! И командировку отметили. Впереди почти неделя свободная, всех родных обойду». В этом городе у меня много родственников. Но Господь мне готовил иное: я получила возможность не только увидеться, но беседовать и общаться с духоносным старцем.
Пришла я к дяде Мише с упа кованными приборами, все были рады, а тетя Аня сразу: «Это молитва отца Павла тебе помогла». У тети Ани был такой дар, сама глубоко верующая, она любила храм, и хотела, чтобы все родные и знакомые шли к Богу. А меня, по сиротству моему, любила материнской любовью. И в этот приезд к ним, при первой же возможности, как только батюшка «освобождался от моления», вела к нему в комнату. Я стеснялась, что не то скажу, не то спрошу, но батюшка располагал к себе. Заставлял читать утреннее и вечернее правила. Читаю «пык-мык», так как до этого не читала, но батюшка не поправлял, не упрекал, ничему навязчиво не учил. Даже, по любви к нам, всех усаживал на табуреточки, и мы сидели и молились.
Батюшка был очень болен: ему было трудно есть, часто закашливался и говорил не очень внятно. Оставаясь на беседу вдвоем, он все время говорил об Иисусовой молитве. Сижу с батюшкой, сильно-сильно напрягаю свой слух, чтобы все понять и уловить, а у самой в голове как будто мозги переставляются с одного места на другое.
У меня в это время были проблемы в отношениях с подругой, с которой мы были как сестры, — так нам казалось. Но случай все изменил. Мы как раз расстались с ней, и настолько, видимо, я была к ней привязана, что меня замучили помыслы. Сказала об этом отцу Павлу, и он меня учил, как от них избавляться: опять же постоянной Иисусовой молитвой.
Иногда отец Павел говорил очень понятно для меня, а другой раз трудно воспринималось. В тот приезд я была свидетелем того, как отец Павел читал акафист Иисусу Сладчайшему. У него были глаза, устремленные куда-то к горнему, и весь он — как будто тут сидит, и в то же время его здесь нет.
Иногда батюшка молился в своей комнате, а мы сидели и разговаривали. Захожу к нему и спрашиваю: «Батюшка, вам одному скучно?» А он: «Нет, с Богом всегда хорошо». Время пришло возвращаться домой. Отец Павел благословил, тетя Аня проводила до автобуса в аэропорт, и с такой радостью мне говорит, что ей отец Павел сказал: «Я ей дал столько, сколько вам за то время, что ездили ко мне».
Возвратилась я как на крыльях, и все время хотелось одного — молитву твердить. Даже когда пришла на работу, мне говорят, что приехала совсем другой. Была какая-то беспокойная, дерганая, а приехала — и вся светишься.
Потом еще ездила к батюшке. Однажды сидим, беседуем с отцом Павлом. Времени далеко за полночь, а спать не хочется. Тетя Аня говорит: «Да, батюшка, хоть мы и грешные, но Божии». Он ей ласково по головке стучит: «Нет, если грешные, то и не Божии».
Один только раз слышала от него «грозные» слова. Что-то занесло меня, читала Рерихов и, приехав в очередной раз, стала рассказывать о прочитанном. Батюшка только сказал: «Я их ненавижу». А на расхожую фразу «Бог один, а веры разные» — ответил: «Нет. Бог один, и вера одна».
Когда я уходила с завода «Красное Сормово» работать в котельную, то попросила батюшкиного благословения. Он сказал: «Как Господь управит». А когда перешла в котельную и стала работать ночами, то очень боялась. Решеток на окнах не было. Написала письмо, что очень боюсь ночами работать. Батюшка на это ответил, что бояться не надо, что и волос с головы не упадет без воли Божией. И мне стало легче, зная, что отец Павел за меня молится.
Была зима 1996 года, декабрь. Собирался, по Божией милости, первый после смутного времени крестный ход из Нижнего Новгорода в Дивеево. Так хотелось пойти, но — работа. Тем более в котельной самый сезон. Кто отпустит? А так хотелось, батюшка знал. И все получилось. И не только меня отпустили на двенадцать дней с работы, но и моего мужа Евгения.
По благословению батюшки легко прошли двести четыре километра, хотя морозы доходили до тридцати градусов, а я такая мерзлячка! И никто из участников крестного хода не обморозился, а были среди нас и бабушки, восьмидесятилетняя одна. Не было на ногах ни одной мозоли, а ведь иногда проходили по сорок километров в день.
Когда возвратились из Дивеева, у меня еще оставалось несколько свободных дней. Так захотелось поехать в Йошкар-Олу! Евгений отпустил, и вот — мои любимые родные. Отец Павел лежал в комнате. Когда я подошла к нему, он так по-отцовски крепко обнял меня и сказал: «Все будет хорошо». И в этот раз отец Павел все говорил об Иисусовой молитве и о том, чтобы были в Боге.
Помнится отпуск 1997 года, июнь, батюшка уже сильно болел, лежал, мало вставал. Когда собиралась уезжать, спросила (при этом тетя Аня была рядом): «Батюшка, на кого ты нас оставишь? Какому духовнику передашь?» А он ответил: «На Господа». Батюшка уже знал, что на земле мы с ним видимся в последний раз. Тетя Аня говорит: «Молись за батюшку о здравии». А он добавил: «И о упокоении». — «Да что ты, батюшка?! Галина, молись о здравии». — «И о упокоении».
С батюшкой попрощались, он еще спросил меня, как молюсь. И опять — ни замечаний, ни каких-то дополнительных правил — ничего не давал, все по любви.
И когда автобус выезжал из города, в окно увидела сидящего на столбике черного ворона с низко опущенной головой. У меня сразу сердце защемило, и пришла мысль, что следующий мой приезд будет грустным.
В июле 1997 года снова из Нижнего Новгорода в Дивеево собирался крестный ход. И снова так захотелось пойти! Звоню тете Ане, чтобы спросила у отца Павла благословение. Она спросила и отвечает: «Батюшка не благословляет, говорит: зачем ей?» Я не унимаюсь: «Тетя Аня, еще спроси, только до Оранского монастыря — там еще не была, очень хочется побывать». Тетя Аня снова спросила и отвечает: «Батюшка благословил только до этого монастыря».
Пошла в крестный ход, была жара, идти тяжело, ноги разбила до мозолей и, когда подходили к монастырю, в числе нескольких сестер еле доковыляла, далеко отстав от основного крестного хода. Так хотелось идти дальше, но, помня благословение батюшки, на следующий день отправилась на автобусе в Нижний.
Еле добралась до дома, помазала ноги освященным маслицем. Утром поехала на огород, сильно хромая. Думаю: как буду работать? Но работаю, мне все лучше и лучше, вечером вернулась уже почти без болей. Вот что значит благословение старца.
Вспоминаю, как после первых встреч с батюшкой купила книжку о службе церковной. Там были подробно описаны вечерня, утреня, Литургия. Прочитала и говорю батюшке: «Отец Павел, читаю и ничего не понимаю». А он ответил: «Поймешь, когда часто будешь ходить в храм на службу».
Батюшка всех любил, даже тех, кто плохими делами занимался. Он о них так говорил, показывая вниз: «Если бы вы знали, что их ожидает, то бы всех жалели…» Никого не осуждал.
Прошло время, отец Павел все болел. 6-го августа вечером позвонила тетя Аня, чтобы мы приезжали, батюшка очень слаб. Мне идти в ночь на работу. Что читать? По совету одного монаха читала канон ко Пресвятой Богородице. Затем ушла чуть передохнуть и немного забылась в коротком сне. Вижу город, большие дома и пение — тихое и такое приятное, ангельское — слышится среди городской ночи.
Утром выехали, приехали с Евгением в шестом часу вечера. Зашли в квартиру, тетя Аня сообщила, что батюшка только что отошел ко Господу, еще тепленький. Евгений с Павлом прошли в комнату к батюшке, затем приехало священство облачать отца Павла.
Когда он лежал в гробу в квартире и по нему читали Евангелие, все видели, какие у него были белые ручки, а ноготочки розовые, шло тонкое благоухание. Думаю: «Может, это мне кажется, так как много цветов».
ИЗ ПИСЕМ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА ЧАЗОВА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ
Мир вам и Божие благословение дорогие мои Михаил Г., Аннушка, Людмилка и Тамарочка. Получил два письма, за которые сердечно благодарю. Замедлил с ответом, потому что ждал побуждения от Бога, что написать вам. Ибо я сам не знаю и не могу, если Господь не поможет, что написать на пользу.
Аннушка, береги здоровье, больше употребляй молочную пищу. От разумного умеренного управления телом много зависит внутренняя духовная жизнь. Мое здоровье — слава Богу, бывает иногда мучит болезнь. В общем, слава Богу за все, доволен. ... О себе скажу одно: с Богом очень хорошо.
Молитва бывает трудовая, когда человек покаянной молитвой, именем Божиим, очищает сердце от грехов и страстей, молитвой прогоняет помыслы, часто падает и опять встает покаянием, в себе ощущает напор помыслов, а в сердце — кипение страстей; молитвой трудится, борется, все время в борьбе и так много лет, пока Господь не очистит сердце. Эта молитва трудовая внешняя (то есть вне сердца) всем бывает временами очень трудна, редко утешает благодать. Но она необходима в начале всем, кто хочет спастись. Она есть ступень к созерцательной молитве.
Когда же Господь за послушание благоволит дать молитву созерцательную, то человек ясно в себе памятью видит, чувствует Бога в глубине своего сердца. От этого в сердце глубокий покой, тишина, сладость духовная, радость, любовь духовная, которая тесно сочетает сердце с Господом. Молитва в глубине души превращается в видение духовное Бога. Она легка, сладостна, ум и сердце содержит в Господе, что сказать, — она есть рай молитвенный. И христианин пребывает в раю молитвы. Молю Бога, да дарует вам созерцательную молитву, только вы держитесь послушания, и Господь вам дарует этот бесценный дар.
Дорогая Аннушка, памятуй в сердце Бога сколько можно, Господь не презрит твой труд. Он дарует в свое время, что ты будешь блаженствовать с Господом в своем сердце. Не бойся, с нами Бог, и Он, дорогой Любимый Отец, управит пути наши во спасение. Здесь еще, на земле, как хорошо быть с Господом, как невыразимо хорошо, а что сказать о будущем?
Дорогая, любимая сестра во Христе. Молитвами Богородицы ты спасешься, только трудись в послушании усердно. Передай привет сестрам во Христе. За всех я вас молюсь, да будете спасены, вы же не ослабевайте в деле молитвы. Милость Божия и Покров Чистейшей и сияющей светлейше лучей солнечных Пресвятой Владычицы Богородицы да будет над вами. Аминь. i. П.
БЛАГОДАТНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, в Богородице-Сергиевой пустыни было как всегда многолюдно: на престольный праздник в обитель собралось множество паломников не только из нашей республики, но и из-за ее пределов. Божественную литургию, начавшуюся, по традиции, под открытым небом, возглавили архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн и епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Владыка Лонгин уже не первый раз посещает Богородице-Сергиеву пустынь. Приезжал он и в ав-
густе 1998-го, еще в сане игумена, будучи настоятелем подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Тогда в Пустынь крестным ходом из Йошкар-Олы была принесена главная святыня монастыря — икона Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. О причинах, побуждающих его вновь и вновь приезжать на это святое место, епископ Саратовский и Вольский Лонгин рассказал нашему корреспонденту после праздничного богослужения.
— Владыка, Вы уже не первый год приезжаете к нам на праздник в обитель. Почему?
— Потому что я очень люблю день памяти преподобного Сергия Радонежского. Как и отец Давид, я бывший насельник, постриженик Троице-Сергиевой Лавры. И для всех нас, кто начинал свой монашеский путь в обители преподобного Сергия, все, что связано с этим именем, я думаю, будет свято до конца наших дней.
С отцом Давидом мы вместе учились в семинарии, вместе пришли в монастырь, в Троице-Сергиеву Лавру, вместе в один день были подстрижены в монахи. Наша дружба сохраняется несмотря на то, что это было уже достаточно давно, примерно двадцать пять лет тому назад. Хотя прошло уже немало времени, и мы находимся в разных местах, так же, как и с другими нашими сокурсниками, мы поддерживаем друг с другом связь.
И вот уже несколько лет подряд я приезжаю сюда на праздник преподобного Сергия. Здесь замечательная пустынная обитель. Она не велика и по размеру, и по количеству насельников, но как-то по духу, царящему здесь, близка к образу той обители Сергиевой, которую мы знаем из его жизнеописания. Когда там еще не было великой и славной на всю Россию Лавры, а был просто монастырь в лесу, где жили и спасали свою душу в молитве и подвиге двенадцать человек братии во главе с преподобным Сергием.
— А в Вашей епархии есть обители, подобные Богородице-Сергиевой пустыни?
— У нас есть несколько монастырей, в том числе и один очень интересный на реке Иргиз — Нижне-Воскресенский Иргизский монастырь, который когда-то был очень славен. В советское время, как и многие другие обители, он был закрыт. Сейчас восстанавливается. Но он восстанавливается всего лишь пятый год, поэтому там совсем немного братии и несколько иные условия, поскольку остались достаточно величественные руины, развалины, которые предстоит восстановить. То есть, пока он еще только в процессе становления.
На самом деле в монастыре, что в большом, что в малом, самое главное — это единодушное братство. То, что есть у отца Давида, и что привлекает к нему, думаю, не только меня, но и других паломников. Могут быть замечательные, величественные, даже роскошные здания, но если при этом будут в монастыре случайно собравшиеся люди, — их может быть сколько угодно, — то монастыря, конечно, не получится. Монастырь это все-таки единодушное братство, это община монашеская. И вот у отца Давида эта община есть.