Содержание:
Полная мобилизация
«Кто в семье главный?»
«Премудрость сокровенная»
Килемарские «Свечечки»
Молодежный крестный ход
Давайте славу Богу почаще возносить...
Волжск – Морки начало пути
«Это нужно живым»
Викарный Епископ
ПОЛНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
Православных называют воинами Христовым. Но где и быть воину, как не в походе? Многодневный крестный ход – это боевой поход для христианина.
С наступлением лета у православных начинается пора крестных ходов. Один из самых продолжительных и многолюдных — Великорецкий. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II он стал всероссийским, а нынче отметил свое 610-летие.
Начало Великорецкому крестному ходу было положено в 1400 году, когда горожане Хлынова обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворный образ Святителя Николая, некогда явившийся на берегу реки Великой, в столицу Вятского края. Ради безопасности иконы и «многонародного собрания» сельчане пошли навстречу горожанам, превратившим к тому времени Хлынов в неприступную крепость. С тех пор чудотворный образ ежегодно приносят на место его явления. Ежегодно в начале июня в Киров устремляются тысячи паломников, чтобы принять участие в крестном шествии к берегам реки Великой. Среди них, как правило, немало и
наших земляков.
В Киров мы отправились вчетвером еще накануне — 2 июня. Уже на въезде в город в глаза бросилась большая растяжка: «Вятка приветствует участников Великорецкого крестного хода». При приближении к Трифонову монастырю все чаще стали попадаться люди в сапогах и с рюкзаками. Складывалось впечатление, что началась всеобщая мобилизация. Однако по висевшим на груди иконкам Николая Чудотворца не составляло труда догадаться, что это паломники. Кто знает, сколько километров пути у них за плечами. Впереди еще сто пятьдесят, самые сложные.
Выглянув утром из окна гостиницы, я увидел невероятную картину. Под проливным дождем люди спешили в сторону Серафимовского собора к началу Божественной литургии. На площади перед храмом было не протолкнуться. Получив благословение митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, многотысячная толпа двинулась в путь. Не на один километр растянулась она в направлении набережной Вятки. Стоя на краю улицы, я вглядывался в проходящих мимо людей. Ясные глаза. Светящиеся радостью лица. И это под аккомпанемент проливного дождя. Таким точно не страшны любые погодные напасти. На память пришли слова одного из постоянных участников Великорецкого хода:
Люди идут куда-то,
Словно река течет,
Будто они — солдаты,
Будто война идет.
Вместо ружья — молитва,
Хоругви несут впереди.
Это — с грехами битва.
Битва на всем пути...
Тем временем в людском потоке бабушки сменяли детей дошкольного возраста, которых за руки тащили родители. Уже никакого удивления не вызвал инвалид-колясочник, которого толкал крепкий мужчина в камуфляже.
Подумал только: а как же дальше, по бездорожью? Но почему-то был уверен, что Господь не оставит. И словно в подтверждение этих слов через несколько минут закончился ливень. В пасмурном небе выглянуло яркое солнце. Из окон своих квартир продолжали выглядывать горожане, приветствуя толпу богомольцев. Стоит заметить, паломники приехали из самых разных мест России. И не только России.
Так, спросивший у меня время священник оказался из Чернигова.
Первая остановка для отдыха была в селе Макарье. Два часа хватило, чтобы не только отдохнуть и поесть, но купить иконки и заказать требы в местной церкви. А я успел приложиться к образу святителя Николая, хотя и пришлось отстоять немалую очередь. Выйдя из храма, увидел знакомое лицо — одного из руководителей администрации
президента Марий Эл. Нашу беседу прервал звон колокола, известивший об окончании привала.
Пожелав своим спутникам Божией помощи и пообещав на будущий год дойти до Великой, я отправился в обратную дорогу — неотложные дела вынуждали возвратиться домой. К тому же совсем размокли кроссовки — по такой погоде уместнее было надеть сапоги.
В автобусе до Кирова оказалось немало тех, кто, как и я, ограничились первыми двенадцатью километрами. Не каждому под силу такой протяженный путь.
Михаил Богатырев.
Епархиальная жизнь
«КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ?»
Так была определена тема разговора на заседании клуба «Семья», которое состоялось в мае в здании Килемарской районной библиотеки.
Заседание открылось информацией загса: в районе увеличилось число родившихся детей, больше стало браков, а вот количество разводов уменьшилось. И еще: в последнее время новорожденным стали чаще давать старинные имена, по Святцам. Мальчикам – Максим, Роман, Илья, Кирилл, Степан. Девочкам – Ульяна, Ксения, Дарья, Анфиса.
В рамках подготовки к заседанию клуба в школах Килемарского района был проведен конкурс «Знаешь ли ты семейное законодательство?» Среди победителей – Анна Новоселова, Ксения Сельдуганова, Альбина Гайфуллина и Александра Привалова.
Председатель районного совета женщин познакомила присутствующих с главой книги Евгения Колесникова, где говорится о мужской психологии, привычках и особенностях мужчин.
В заключение встречи был проведен тест черт характера, по результатам которого можно было сделать вывод: кто и почему в доме главный. В принципе, особого спора по поводу того, кто в семье глава, и не было. Все согласились с тем, что руководящая роль в семье должна принадлежать мужчине.
Свой взгляд на семейную жизнь высказал и настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Андрей Романов. Он, в частности, сказал: «Если главными в жизни супругов будут заповеди Божии, тогда мудроуправляться с хозяйством будут и муж, и жена. И чем больше будет у них детей, тем дружнее станет семья, в которой каждый будет знать свое место, свое дело, свои обязанности».
Лидия Градинар.
«ПРЕМУДРОСТЬ СОКРОВЕННАЯ»
В библиотеке Управления образования администрации г. Йошкар-Олы открылась постоянно действующая книжная выставка по духовно-нравственному воспитанию «Премудрость сокровенная».
Задача выставки – познакомить педагогов с литературой, способной помочь им в проведении занятий и внеклассной работе по основам духовной и православной культуры.
Выставка состоит из пяти разделов, представляющих материалы по истории религии, агиографии, устройству православной семьи, проведению православных праздников и воспитанию детей на святоотеческих традициях.
Вниманию посетителей предложены православные книги, а также сборники учебно-методических материалов, включающие разработки уроков, дидактические материалы в помощь учителю, праздничные сценарии. Подготовлены они как в обычном – печатном виде, так и на электронных носителях.
Собирали этот материал, как говорится, всем миром. Предполагается, что книжная выставка станет верным помощником для преподавателей основ православной культуры, педагогов, занятых духовно-нравственным воспитанием детей, всех желающих приобщиться к православной культуре.
На открытии выставки выступил настоятель храма Успения Божией Матери протоиерей Сергий Филонов, подчеркнувший высокую ответственность преподавателей православной культуры. Важно, чтобы ими стали люди православные, воцерковленные. Учителя, далекие от Церкви, не должны заниматься преподаванием ОПК. В своих выступлениях гости выставки поддержали батюшку и пополнили фонд выставки православными книгами.
Хочется верить, что фонд литературы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию ОПК будет пополняться систематически, и преподаватели нашего города будут активно использовать эти замечательные книги и пособия в своей работе.
Светлана Поздеева, методист епархиального отдела
по работе с молодежью.
Епархиальные вести
КИЛЕМАРСКИЕ «СВЕЧЕЧКИ»
С начала июня в Ильинском приходе п. Килемары вновь открыл свои двери летний детский лагерь «Свечечки».
«Свечечки» – лагерь дневного пребывания. Утро здесь начинается с поднятия флага, гимна России и молитвенного правила. Затем линейка, завтрак и получение послушаний.
У прихода – два с лишним гектара земли, на которых размещаются не только здания, но и приусадебный участок, яблоневый сад, картофельное поле. Такое хозяйство требует непрестанного внимания, и ребятам здесь есть чем заняться.
На грядках – морковь, свекла, все возможная зелень, чеснок, капуста. В двух теплицах выращиваются помидоры, огурцы и баклажаны. А еще цветники, ягодники обихаживают. Зато по осени из выращенных овощей и ягод делают заготовки: салаты, соленья, варят варенье.
Заканчивается день также молитвенным правилом и линейкой, а в 15 часов все расходятся по домам.
Труд и отдых в лагере подчинены определенным правилам: ребят приучают вести христианский образ жизни, не злоупотреблять разговорами, требуют обязательности, добросовестности в труде, бережного отношения к природе. В тоже время, здесь действует закон «поднятой руки»: каждому дается право высказать свое мнение.
В этом году на послушаниях вместе с приходскими детьми приходили потрудиться выпускники Килемарского детского сада, воспитанники районной спортивной школы, дети из средней школы Килемар. На три дня приезжал и трудовой десант – ребятишки из средней и воскресной школ поселка Кокшайск. Работы хватало всем: на приходе начата подготовка территории для будущего храма, и дети помогали перенести верхний плодородный слой земли на другое место, чтобы он не пропал, аккуратно укладывали битый кирпич. Работали по сорок минут, затем следовал двадцатиминутный отдых. Играли в теннис, футбол, сдавали нормы ГТО. Старшие школьницы показывали малышам сказки в теневом театре. Для ребят проводились экскурсии, беседы на разные темы. А сколько радости от купания!
Надо сказать, что летний лагерь «Свечечки» содержится исключительно на пожертвования. Помогают частные предприниматели М.Г. Шурыгин, О.Б. Шкаровская,
В.И. Суслова да и другие. Они отпускают необходимые для лагеря товары и продукты по оптовой цене, а иногда и бесплатно. Поэтому детей – в этом году их было около 40 человек – вкусно и разнообразно кормят два раза в день.
Срок пребывания детей в лагере – три недели. А после закрытия лагеря, традиционно сопровождающегося праздничным мероприятием, приходских ребят будут ждать паломническая поездка в Казань, престольный праздник и подготовка к любимому всеми фестивалю «Семья – малая Церковь». Отдохнувшие, окрепшие в трудах встретятся они на берегу любимого озера Молевое со своими друзьями из других приходов.
Лидия Градинар.
МОЛОДЕЖНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
22 мая, на Николу вешнего, приход Оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи организовал крестный ход из Оршанки в соседнюю Большую Оршу, на святой источник Николая Чудотворца и другие освященные там родники.
Крестному ходу предшествовала Божественная литургия, на которой около 70 детей приобщились Святых Христовых Таин.
Всего в шествии участвовали более 200 человек всех возрастов, в основном учащиеся Оршанской, Большеоршинской, Марковской школ и Оршанского педагогического училища.
По прибытии на святой источник настоятель Оршанского храма иерей Димитрий Вылекжанин отслужил молебен святителю Николаю Чудотворцу, помазал молящихся елеем и окропил святой водой.
После крестного хода стараниями Большеоршинской сельской администрации и жителей деревни были накрыты столы.
Николай Кропинов.
ДАВАЙТЕ СЛАВУ БОГУ ПОЧАЩЕ ВОЗНОСИТЬ...
8 июня в ДК им. XXX-летия Победы г. Йошкар-Олы состоялся концерт автора-исполнителя православной песни Светланы Копыловой (г. Москва).
В день выступления концертный зал Дворца культуры был наполнен до отказа. Чудная тихая музыка, трогательная, лиричная атмосфера, царившая на протяжении всего выступления Светланы Копыловой и гитариста Анатолия Ядрышникова, никого не оставили равнодушным. Неслучайно на фестивале «Поющий ангел – 2007» Светлана получила приз «За сострадание и милосердие в творчестве».
Надо сказать, что песни-притчи Светланы пронизаны трагическими нотками, но отнюдь не оставляют ощущение безысходности, не вызывают грусти и печали, но, напротив, ободряют, указывают путь, выход из непростой ситуации. Как говорит автор в одной из них: «Давайте славу Богу почаще возносить, ведь легче так намного – по Божьей воле жить».
Пресс-служба епархии.
Крестный ход
ВОЛЖСК – МОРКИ НАЧАЛО ПУТИ
Традиция крестных шествий была принесена на Русь из Византии. Но кажется, что это очень родное, «наше»… Ведь не случайно Русь называют святой. А святость невозможна без жертвы.
Известный на всю республику крестный ход Волжск – Морки зарождается тихо и неприметно в дорогом для многих верующих месте – Петъялах. Святыня храма святителя Гурия – икона Божией Матери «Седмиезерная» – уже более десяти лет каждый год покидает свое привычное место и отправляется в сопровождении сотен людей в дальнее путешествие по марийской земле. Этот путь начинается в волжском храме «Всех скорбящих Радость» и на протяжении более чем ста пятидесяти километров охватывает десятки деревень, приобщает к крестному шествию жителей отдаленных селений. Теплым майским вечером, накануне торжественного дня, мы едем в Петъяльскую церковь – чтобы забрать и доставить святыню в наш волжский городок.
В прогретом солнцем, пахнущем скошенной травой храме прикладываемся к иконе в серебряном окладе – завтра это можно будет сделать лишь в тесноте народа. Подходим тихо и к большому потемневшему петъяльскому Кресту – еще одной здешней святыне. Волжский священник – отец Сергий Бажанов – с молебным пением выносит икону из храма и благоговейно устраивает в машине.
Уезжая отсюда, всегда чувствуешь умиротворение. Не этот ли мир душевный, сопутствующий святому месту, распространяет крестный ход на города и веси? Мелькают за окном поля, деревенские хозяйства, и вот, показываются, наконец, вдали знакомые заводские трубы. Святыня въезжает в город на старенькой «Оке» – словно Сама Матерь Божия подает нам тем самым пример евангельского смирения. Путешествие началось…
* * *
Наутро в храме «Всех скорбящих Радость» совершается молебен. В путь, по приблизительным подсчетам, собирается не менее четырехсот человек. Завсегдатаев крестного хода можно узнать сразу: они не совсем легко, но максимально удобно одеты, на ногах «проверенная», порой потертая временем обувь. Сумки с самым необходимым уложены в сопровождающую машину: идти по жаре, да еще целый день – нелегкое испытание. Вокруг, как и всегда в этой церковной ограде, много детей: те, что ходили в первые крестные ходы, уже превратились в юношей и девушек и теперь помогают родителям присматривать за младшими – многодетные семьи здесь не редкость.
Ведет крестный ход, как обычно, благочинный Волжского округа протоиерей Александр Михайлов. На других этапах – в Красногорске, Звенигово, Морках – в шествии обязательно примут участие священники и прихожане местных храмов. Но до этого еще далеко, и из сегодняшних участников туда дойдут единицы. «Нам бы хоть до поворота…» – неловко улыбаются в ответ на приветствие две пожилые прихожанки. Присоединиться поздно или ненадолго лучше, чем никогда. Здесь это понимают все, и, снова и снова забегая вперед и тесня друг друга, проходят под иконой, прикладываются к ней, прося благословения на предстоящий путь. И кажется, всем – и сотрудникам ГИБДД, сопровождающим процессию, и жителям окрестных домов, выглядывающим из окон, и малышам, бегущим впереди,– понятна главная молитва крестного хода: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
* * *
Дымящийся под ногами асфальт не располагает к размышлениям, однако не задаться философским вопросом «зачем?» в подобном шествии невозможно. Что движет человеком, выходящим из своего дома в несусветную даль пешим – и это в наш-то век поголовной «автомобилизации»… Желание искупить свои грехи? Возможность испытать чувство общности? Но крестные ходы идут быстро, и для большинства их участников прохождение пути составляет немалый физический труд, требующий особенной сосредоточенности. В то же время единство можно ощутить и обрести в храме, а прощение – в Таинстве исповеди. Так где же тогда ключ к пониманию происходящего?..
«Любовь к Божией Матери…» Эти слова не раз звучали мне в ответ. Их произносили в пространных беседах и кратких интервью, мужские, женские, детские голоса – столь часто, что хотелось «вырезать» их из текста, как обладающие слишком малым для современного человека содержанием. Но дело не в содержательности, а в вере. Неверующий человек может так же издалека смотреть в кристальную ледяную воду святого источника, мучаясь неразрешимым вопросом: «Холодно, а купаются!» И ничего не понять или… окунуться. Так же, наверное, и в крестном ходу. А любить – это и вправду значит идти следом, стремиться в буквальном смысле пройти вместе хотя бы часть жизненного пути. Почти бежать, цепляясь остатками сил, за Царицей Небесной. «Помози ми яко немощну, окорми ми яко странна…»
* * *
И все-таки у крестных ходов бывает разная цель. Есть покаянные – к примеру, для женщин, загубивших своих нерожденных младенцев. Есть праздничные – скажем, в день Славянской письменности и культуры. Бывают также памятные – допустим, к месту обретения святыни. Крестный ход Волжск–Морки – миссионерский, и у него есть вполне определенная задача: пройти через множество деревень, где нет православного храма, совершить крещения и молебны, привлечь жителей проповедью и торжественностью шествия. И, что так естественно для христиан, обрадовать собратьев по вере: и к ним, в эту деревеньку, несут святыню, и они дороги и не забыты у Бога.
И эта радость – всегда ответная. Особенно трогательную церемонию встречи нам довелось увидеть в поселке Приволжский. Первый день крестного хода совпал с днем школьных «последних звонков», и в шествии, огибающем поселок, виднелось немало юных лиц и пышных белых бантов под наброшенными наспех косынками. Столы, традиционно накрытые от щедрот местных жителей прямо у домов, хлеб-соль на белоснежном рушнике… Кажется, что постепенно входишь в какое-то другое измерение – странничества. Конечно же, не того древнего и сурового подвига, что описан в духовных книгах, но все-таки... Наверное, это один из возможных шагов к реальному христианскому чувству – ощущению себя странником на земле. Ведь оставили же мы на целый день свои дома, дела, недоглаженное белье и недосмотренный фильм – и ничего не случилось. Да и люди вокруг оказались добрее, чем кажется обычно. «И под каждым ей крестом был готов и стол, и дом». Хотя в басне, кажется, было немного по-другому…
* * *
При всем при этом неправильно было бы думать, что шествие со святыней – всего лишь нескорбный путь от стола к столу или даже от храма к храму. То, что при внешнем взгляде на происходящее трудно разобрать в нем духовный смысл, не означает, что этого смысла нет. Что-то обязательно случится, в чьей-то душе, в чьем-то сердце. Или уже случилось – а мы и не ведаем того.
Как-то, почти случайно, от одной знакомой мне довелось услышать: «А мы с мужем познакомились в Волжске, в крестном ходе…» Тогда ничто не предвещало изменений в жизни – а сейчас в этой семье уже четверо детей. А для скольких еще людей что-то изменилось неуловимо за этот день: вот женщина целует свой нательный образок, вытягивая натруженные ноги; вот бредут, уже бок о бок, двое полдня гонявшихся друг за другом мальчишек… В сумерках теплого, темного, безветреного вечера шествие с молебным пением и хоругвями начинает казаться чем-то нереальным.
Но впереди уже огни села Эмеково – конечного пункта первого дня «похода». Последний короткий привал в начале села – и ярко освещенный, звенящий колоколами в ночи, настежь распахнутый храм. Радость, толчея и, спустя несколько минут, – коленопреклоненная молитва перед Небесной Заступницей. Традиционная, но в особенной, усталой тишине. Кажется, что каждый, кто пришел, в этот момент о чем-то просит – уверенно, выстраданно. Потому что не просить совсем или просить о чем-то суетном в этом душном ночном храме невозможно. После молебна все расходятся: кто-то возвращается домой, а кому-то еще много дней идти, идти, идти…
* * *
Традиция крестных шествий была принесена на Русь из Византии. Но кажется, что это очень родное, «наше» – и по устроению, и по общности, и по бескрайности пространств и дорог. Ведь не случайно Русь называют святой. А святость невозможна без жертвы. Крестный ход – это наша жертва Богу. Это отрезок жизненного пути, прожитый и пройденный за Христом в буквальном смысле всем существом – духом, душой и телом. Возможно, поэтому он так много вбирает в себя, так много значит для нас.
Елена Сапаева.
Долг памяти
«ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ»
О месте подвига новомучеников в жизни современного человека
В последнее время тема новомучеников и исповедников Российских все чаще звучит на страницах светской и церковной печати. В честь новопрославленных святых освящаются храмы, ставятся памятники, проводятся конкурсы, готовятся выставки. Так, 10 июня в Алатыре открылась выставка «Приговор приведен в исполнение», посвященная памяти жертв политических репрессий конца 30-х – начала 40-х годов. Организаторами ее стали Алатырский краеведческий музей и Чебоксарско-Чувашская епархия.
Среди гостей, приглашенных на открытие, оказалось немало известных общественных и церковных деятелей. Некоторые из них на следующий день посетили нашу епархию, побывали на Мендурском мемориальном кладбище, встретились с сотрудниками епархиальной комиссии по канонизации святых. Пользуясь случаем, мы побеседовали с нашими гостями об их впечатлениях от увиденного, и о том, какое значение имеет для российского народа сохранение памяти о невинно пострадавших в годы репрессий.
Иеродиакон ИОСИФ (Ключников), секретарь комиссии по канонизации святых Чебоксарско-Чувашской епархии
– Отец Иосиф, как возникла идея проведения выставки в Алатыре? Кто был организатором? Какие представлены экспонаты?
– После проведения раскопок на кладбище Алатырской колонии результаты работы нужно было довести до общественности, и местные краеведы – работники музея – предложили провести выставку, где главными экспонатами стали вещи расстрелянных, обнаруженные в ходе раскопок.
– Как определился круг приглашенных на открытие выставки?
– В ходе своих рабочих поездок в Москву я часто бывал в Бутовском храме, встречался с историком Алексеем Бегловым, хранителем документов преподобномученика Игнатия (Лебедева), скончавшегося в Алатырской колонии. Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», также очень интересуется темой новомучеников, репрессий в отношении православных и просил предоставить материалы, когда у нас была с ним встреча. Поэтому у нас уже были личные знакомства, и москвичи живо откликнулись на предложение приехать.
– Изначально планировалось посетить нашу епархию?
– Посещение Йошкар-Олы предполагалось, потому что как ближайшие соседи мы сотрудничаем с комиссией по канонизации святых Йошкар-Олинской епархии. Хотелось, чтобы гости тоже познакомились с вашей епархией, с работой, которая ведется по теме репрессий. И надежды оправдались. Кроме того, это небольшое собрание двух епархиальных комиссий и гостей из Москвы очень стимулирует нашу работу, в том числе и совместную.
Игорь ГАРЬКАВЫЙ, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово»
– Игорь Владимирович, состоявшаяся поездка в Алатырь чем-то поможет в вашей работе?
– Безусловно, мы делаем одно общее дело. Невозможно сохранить память народа о тех трагических событиях, которые произошли в XX веке, где-то в одном месте. Мы одна страна, мы один народ, мы одна Церковь, и чтобы помочь людям осознать масштабы этой трагедии, сформировать у них иное отношение к жизни, к самим себе, иное отношение к духовным ценностям, которые нас объединяют, нужно работать везде.
Нельзя работать только на Бутовском полигоне, или на Соловках, или, скажем, в Санкт-Петербурге на Левашовской пустоши. Эта работа должна иметь характер повсеместного усилия всех, кто готов посмотреть правде в глаза. И прежде всего, это долг православных
христиан. Потому что большинство тех, кто погибли в годы массовых репрессий – наши братья и сестры по вере. Это те, кто прославил Русскую Церковь своим свидетельством, своей верностью Христу «даже до крови», и это наше общее богатство. И поэтому во всех
епархиях, во всех регионах, в той или иной степени ведется работа по увековечению памяти пострадавших и прославлению подвига новомучеников.
Конечно, Бутовский полигон под Москвой в своем роде уникален. Это наша общая русская Голгофа, как сказал об этом месте Святейший Патриарх Алексий II. Ниточки с Бутовского полигона тянутся во все стороны. Во-первых, это была образцово-показательная площадка. Там чекисты отрабатывали механизм массовых репрессий. Там создавался конвейер смерти. И инструкции, отработанные на Бутовском полигоне, позднее рассылались по всем регионам Советского Союза, по всем краевым, областным, республиканским управлениям НКВД. Поэтому есть связь Бутовского полигона – и прямая, и опосредованная, – с тем, что происходило в других местах страны.
Но, кроме того, нас объединяют новомученики Российские, чада Русской Церкви, пострадавшие на Бутовском полигоне. На сегодняшний день уже около 330 из числа пострадавших за веру прославлены в лике святых, более 1000 пострадали и еще ждут канонизации. Вчера, например, при открытии выставки в Алатыре ко мне подошли родственники расстрелянного на Бутовском полигоне представителя татарской диаспоры Салеева. Один их предок был погребен в братской могиле на территории завода в Алатыре, а другой родственник лежит на Бутовском полигоне под Москвой. Такая вот связь образовалась. С другой стороны, один из новомучеников Бутовских, игумен
Мефодий (Голубев), проходил когда-то обучение в Алатырском Духовном училище, и его родственники, которые остались служить на территории современной Чувашии, также пострадали за Христа, и тоже лежат в братской могиле, тоже священнослужители. То есть все связано.
Также мы постоянно ищем такие формы работы, которые позволили бы донести до умов и сердец наших современников величие подвига, совершенного в России пострадавшими за Христа. Чтобы люди восприняли и в свою меру продолжили этот подвиг в обстоятельствах нашего времени. Потому что есть одна истина, один Христос, только в разное время люди по разному свидетельствуют верность Ему.
– Какие-то результаты этой работы уже есть? Какие формы увековечения памяти народа о трагических событиях XX века вы используете в Бутово? Что можете сказать о Мендурском мемориальном кладбище?
– Бутовский полигон под Москвой играет сегодня уникальную роль. Дело в том, что это единственное место массовых захоронений такого масштаба, переданное Русской Православной Церкви. Есть еще «Коммунарка», но это другого рода захоронение, и там нет мемориального комплекса. То есть, Бутовский полигон – это единственный мемориальный комплекс, возникший на месте массового захоронения жертв политических репрессий, который создан Русской Православной Церковью, управляется Русской Православной Церковью, и развивается благодаря усилиям, которые прилагают священноначалие, чада Православной Церкви.
При создании мемориального комплекса мы сознательно изучали, отбирали те мемориальные традиции, которые существовали в отечественной культуре памяти, были созданы нашими предками, ими развиты.
На протяжении тысячи лет в русской духовной культуре существовала традиция сооружения Храмов на Крови. Мы провели специальную конференцию на эту тему, собрали ученых, краеведов, культурологов. И теперь на встречах с представителями светского общества, других религиозных традиций мы можем говорить аргументировано, можем показать, почему это в русской традиции стало важно, почему, например, есть храмы, построенные на месте мученической кончины, но это не совсем Храмы на Крови, которые в нашей традиции имеют такое большое значение.
Другая традиция, которую мы тоже изучали – традиция скудельниц. То, что мы видим сейчас на Мендурском кладбище в Йошкар-Оле, русские люди XVII века назвали бы словом «скудельница» – братские могилы жертв эпидемий, войны, террора, просто –
бедности, голода.
К сожалению, в древней Руси голодные, неурожайные годы иногда уносили жизней не меньше, чем вражеские нашествия. И образовалась традиция оформления братских кладбищ – около братских могил ставили памятные, поклонные кресты, часовни,
храмы, иногда создавали монастыри.
Таким образом, мы хотим показать, что существует наша национальная традиция почитания мест массовых захоронений жертв социальных катастроф. И сейчас как раз в таких местах, как Мендурское кладбище, есть повод обратится к этому духовному наследию, чтобы люди сюда приезжали, приходили, чтобы они привыкли к тому, что это работа их совести и памяти, долг каждого здравомыслящего человека.
– Алексей БЕГЛОВ, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
– Алексей Львович, ваши публикации широко известны среди людей, занимающихся изучением подвига новомучеников российских. Как сформировался ваш профессиональный интерес к истории Русской Церкви XX века?
– В первую очередь, большое значение для меня здесь имели личные встречи с людьми, пережившими гонения, свидетелями гонений. Конечно, одной из важнейших встреч стало знакомство с покойным отцом Глебом Каледой, который 21 год был тайным священником, рукоположен в 70-е годы и в 90-м вышел на открытое служение. Батюшка всегда обращал внимание на то, чтобы его молодые чада ощущали связь с поколением новомучеников, знали о них, молились им, поминали их на панихидах – пока они еще не были прославлены в лике святых, изучали историю жизни конкретных людей.
В то время еще были живы некоторые представители тайной петровской общины Высоко-Петровского монастыря в Москве, и, благодаря заботе отца Каледы, с ними начали завязываться контакты. Мы их искали, находили, начинали общаться, и постепенно устанавливалось достаточно тесное общение. Из этого, прежде всего личного, общения сформировался исследовательский и научный интерес, который вылился в ряд журнальных публикаций. Первые из них вышли в свет в 1996 году. Затем были публикации книг. Сначала книг монахини Игнатии, хранительницы памяти о высоко-петровских отцах. Потом были самостоятельные публикации, расширялся спектр исследований – рассматривались уже не только московские тайные общины, но и другие.
– А что привело вас в Алатырь, в Йошкар-Олу?
– Так случилось, что с чувашской землей меня связывают некоторые личные отношения. Именно здесь, в Алатырской колонии, располагавшейся на территории современного поселка Первомайский, принял мученическую кончину один из петровских отцов – преподобномученик Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии. С этим человеком я ощущаю некую личную связь через матушку, через документы, которые она хранила, через его письма. Было напечатано более 100 писем, в том числе и письма из этой колонии, где он и скончался.
Впоследствии возникло общение с иеродиаконом Иосифом (Ключниковым), замечательным исследователем с аутентичным научным подходом, что редко сейчас встретишь. Первый раз я приезжал в Чувашию еще в прошлом году. И вот сейчас отец Иосиф пригласил нас на открытие замечательной выставки, которую Чебоксарко-Чувашская епархия подготовила в городе Алатырь совместно с местными учеными из музея. Надеюсь, что здесь есть и наш определенный вклад, в частности, в изучение жизни людей, которые представлены на выставке.
Есть определенные завязочки и с Йошкар-Олинской епархией, потому что один из насельников Высоко-Петровского монастыря, видимо, пострадал на марийской земле. Детали этого должны быть еще выяснены.
Сейчас идет своеобразный обмен опытом, знакомство. Потому что, безусловно, все начинается с единичных энтузиастов. Я думаю, что пора вступать в некие связи, чтобы готовить впоследствии совместные проекты, если не научные, то выставочные, популяризаторские. И я очень рад, что с Поволжьем образовались такие связи.
Сергей ЧАПНИН, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»
– Сергей Валерьевич, каковы ваши впечатления от выставки в Алатыре?
– Во-первых, я приятно удивлен, даже потрясен высоким уровнем организации выставки, подачи материала и самими экспонатами. Что говорит, с одной стороны, о прекрасной работе епархиальной комиссии по канонизации святых и, во-вторых, о том, что очень хорошо складывается сотрудничество епархии и музейного сообщества.
Это первая выставка, которую мне удалось посмотреть самому, и я должен сказать, что у меня появилось желание привезти эту экспозицию в Москву, может быть, немного ее расширив. Мы уже обсуждали это в Чебоксарской епархии с председателем епархиальной комиссии по канонизации игуменом Василием (Паскье).
Новомученики должны прийти сегодня к людям. Память о жертвах политических репрессий – это не теоретическое знание, это очень деятельная, очень конкретная задача, наша задача, – помнить о безвинных жертвах. И во многом, я думаю, это один из ключевых моментов в понимании нашей российской истории XX века. Я принципиально говорю «российской истории», а не советской. Для советской истории новомученики и жертвы ничего не значат.
К сожалению, у нас сегодня доминирует «советское» отношение к истории России, и наша задача это преодолеть. Это большая и сложная задача на годы и годы. И для меня очень важным знаком, что эта работа сознается как важная и ответственная, является вынесение вопроса о мемориализации памяти жертв репрессий для обсуждения на Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви.
Вы знаете, что весной этого года начал работать новый церковный орган – Межсоборное присутствие, в котором есть несколько комиссий, одна из которых занимается взаимодействием Церкви, государства и общества. Я являюсь секретарем этой комиссии. И именно перед нашей комиссией Священный Синод поставил вопрос о разработке предложений по мемориализации памяти.
Поэтому здесь я присутствую не только как ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», но и как секретарь комиссии Межсоборного присутствия, знакомясь с епархиальным опытом и в Чувашии, и у вас. И я очень надеюсь, что это поможет сделать документы, которые мы готовим, полезными для епархий. Потому что, мне кажется, главная задача в разработке вопросов, поставленных перед Межсоборным присутствием, не в том, чтобы создать некую теоретическую платформу. Нужно, чтобы эти документы стали подспорьем в епархиях, а в некоторых случаях – и на приходах, например, в вопросах миссии и катехизации. Поэтому я надеюсь, что это не последняя моя поездка в Чебоксары.
Каталогизация, мониторинг событий, связанных с памятью новомучеников и жертв репрессий, – задача очень важная и для Межсоборного присутствия, и для церковных СМИ самого разного уровня. По возможности, и в светских СМИ мы должны находить такие формы представления, которые были бы интересны для зрителей, читателей, слушателей и делались бы в той же самой перспективе памяти о жертвах репрессий. Это неотъемлемая часть нашей истории XX века. Я надеюсь, что наступает время, когда мы будем заниматься этой темой серьезно и целенаправленно.
Беседовал Сергей Скорик.
Церковная иерархия
ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП
31 мая 2010 года в Санкт-Петербурге на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о поставлении нескольких новых епископов Московского Патриархата, в том числе — четырех викариев. Кто же такой викарий, и каково его место в церковной иерархии?
Слово «викарий» переводится с латыни буквально как «заместитель». В Русской Православной Церкви и некоторых других православных Церквах так называется должность помощника правящего епархиального архиерея, которая учреждается для оказания помощи в управлении епархией.
Институт викариатства укоренился в Русской Церкви в XVIII веке, во времена императрицы Екатерины II, однако до середины XIX века викарии существовали в немногих епархиях. И только согласно императорскому указу 1865 года во второй половине XIX — начале ХХ века викариатства были учреждены в большинстве епархий.
Викарии титуловались по одному из уездных городов епархии, но за редкими исключениями их резиденция находилась в епархиальном центре. Согласно императорскому указу от 13 апреля 1793 года они не имели ни своих кафедральных соборов, ни отдельных консисторий. Исключение составляли некоторые викариатства, представлявшие собой выделенную часть епархии, находившуюся под полусамостоятельным управлением викарного епископа.
Общих инструкций Святейшего Синода для действий викариев не существовало. Они выполняли поручения правящих архиереев, которые по своему усмотрению либо возлагали на своих помощников постоянные обязанности, либо давали им разовые поручения. Их ведению могли вверяться такие отрасли церковного управления, как надзор за церковно-приходскими школами, женскими монастырями, свечными заводами, попечение о выдаче освященных антиминсов и святого мира. Во время вакантности епархиальной кафедры указы Святейшего Синода адресовывались викарному епископу, если таковой в епархии был.
Ныне в РПЦ сохраняется обычай, согласно которому викарные епископы, в отличие от правящих, в своем титуле имеют наименование одного города. Викарии в Православной Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой.
Только часть викарных епископов в настоящее время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд викариев Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. Викарии в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.
Подготовил Юрий Ерошкин.