Содержание:
Молитва избавляет от пожаров
В конкурсе победило «Сретение»
Архиепископ Иоанн встретился со школьниками
Престольный праздник у военных
Памятные Архиерейские грамоты – ветеранам
Достучаться до сердца
Крест на груди
Куженерский Свято-Никольский женский монастырь
Епархиальные вести
МОЛИТВА ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ПОЖАРОВ
В преддверии майских праздников пресс-служба Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл обратилась к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну с просьбой совершить специальные молебны перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина».
В Православии икона Божией Матери «Неопалимая Купина» издавна почитается как защитница от пожаров, стихийных бедствий, катастроф, связанных с огнем, молнией. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным. Красный символизирует огонь, зеленый напоминает таинственный куст, который пророк Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим, что знаменовало собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого.
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна молебны об избавлении от пожаров перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» будут совершаться в засушливый период во всех храмах епархии.
В КОНКУРСЕ ПОБЕДИЛО «СРЕТЕНИЕ»
В Йошкар-Оле прошел Первый городской конкурс авторских программ дополнительного образования. Первое место на нем заняла сотрудница епархиального отдела по работе с молодежью С.Б. Поздеева.
От образовательных учреждений города на конкурс были выставлены 14 лучших работ. Первое место было присвоено С.Б. Поздеевой, Серафимовскому учителю, представившей на суд жюри авторскую Программу дополнительного образования «Сретение» по изучению основ православной культуры.
Программа дополнительного образования «Сретение» является организационной основой деятельности учителя по основам православной культуры, определяет цели и задачи, направления работы и рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
АРХИЕПИСКОП ИОАНН ВСТРЕТИЛСЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
5 мая в специальной общеобразовательной школе открытого типа «Становление» состоялся праздничный концерт, посвященный Светлому Христову Воскресению. Разделить с детьми пасхальную радость прибыл архиепископ Иоанн.
Вот уже не первый год в дни Святой Пасхи, а также Рождества Христова дети принимают у себя архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. К встрече Владыки готовятся заранее. Праздничный концерт — результат многодневной совместной работы воспитателей, педагогов и воспитанников школы. Подготовка к нему начинается задолго до Пасхи. Под руководством педагогов ребята разучивали песни и стихи, пасхальные стихиры и ирмосы.
В этом году дети подготовили интересную театрализованную постановку по мотивам сказки «Семицветик», рассказывающую о значении и необходимости добрых дел в жизни каждого человека. Также в программе праздника прозвучали песни, стихи, рассказы, пасхальный тропарь и стихиры.
После концерта Владыка поздравил преподавателей и детишек со светлым праздником Воскресения Христова, пожелав принять в сердце Воскресшего Христа, и еще раз напомнил ребятам о важности такой христианской добродетели, как решимость, без которой не обходится ни одно доброе дело.
И, конечно же, завершением праздника стали долгожданные подарки. За свои старания дети получили из рук архипастыря сладости и интересные поучительные книги. А на прощание — общая фотография — память об этом удивительном дне, в течение которого неоднократно звучало радостное «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК У ВОЕННЫХ
В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме, расположенном в одной из частей 14-й Киевско-Житомирской ордена Кутузова III степени ракетной дивизии г. Йошкар-Олы.
Владыке сослужили настоятель храма иерей Георгий Колотов и руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами священник Александр Бачурин.
После богослужения Владыка обратился к собравшимся с напутственным словом и преподнес небольшие подарки — образки Христа Спасителя и Божией Матери. Затем состоялась встреча архипастыря и офицерского состава дивизии с ветеранами Великой Отечественной войны.
ПАМЯТНЫЕ АРХИЕРЕЙСКИЕ ГРАМОТЫ — ВЕТЕРАНАМ
Почти каждый храм Йошкар-Олинской и Марийской епархии имеет среди своих прихожан ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла. В дни празднования 65-летия Великой Победы каждому из них была вручена именная памятная Архиерейская грамота «В благословение за вклад в Великую Победу». Специально для ветеранов на приходах организовали поздравление, вручение цветов и общую трапезу. А тем, кому здоровье не позволило прийти на праздник, и грамоту, и цветы доставили на дом.
Пресс-служба епархии.
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЦА
Известно, что Русь более тысячи лет со времен князя Владимира была Православной, а безбожной — всего лишь семьдесят лет. По сравнению с Православной историей — срок небольшой, но наше поколение выросло именно в это время. В России особенно очевидны разрушительные последствия жизни без Бога. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности — воспитание духа.
Одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи является изучение основ православной культуры в образовательных учреждениях. К сожалению, процесс этот идет очень медленно. В школах республики преподавание «Основ православной культуры» держится на энтузиазме православных учителей, а в техникумах и колледжах дело обстоит еще хуже: предмет не изучается вовсе, в лучшем случае эти вопросы освещаются во внеурочное время. Это значит, что тысячи молодых людей живут без Бога. Но природа не терпит пустоты, и души молодежи заполняет вся та грязь, которая безнаказанно всплывает сейчас во всем мире. В земледелии есть такой принцип: поле, за которым никто не ухаживает, зарастает сорняками.
Для молодежной среды сейчас характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Огромное количество молодых людей становятся алкоголиками и наркоманами. Кроме того, можно говорить о «наркомании потребления», которая активно насаждается сейчас с Запада и рушит все веками устоявшиеся духовные ценности русского народа.
Сегодня уже многие начинают сознавать, что единственный и самый важный способ возрождения нашего Отечества, всех сфер его жизни — это духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия, возвращение к историческим корням, к своей культуре. Поэтому сейчас на православном учителе лежит большая ответственность за подрастающее поколение. Ведь на том последнем Суде с нас спросят за каждого ребенка, вверенного нам Богом, за каждую душу, в которой мы не помогли загореться Божией искре. В то же время разговор о вере требует постепенности и деликатности. Сам апостол Павел стал для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22). Так и мы должны говорить с каждым на его языке.
Мы хотели бы видеть наших детей, как минимум, порядочными людьми, гражданами страны, грамотными специалистами. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Проблема в том, в обществе есть люди, настроенные против интеграции православной культуры в систему образования. Основная причина такого поведения в большинстве случаев — незнание, нежелание разобраться в ситуации. Между тем, обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры — дорога, ведущая к нравственному оздоровлению, укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а, в конечном счете, к стабильности государства.
Пока государство медленными шагами продвигается к возрождению духовности, педагогу приходится приобщать учащихся к азам православной культуры всеми доступными средствами. Конечно, учитель не берет на себя священнических функций, задач по духовному руководству верующими. Наша задача — подвести молодого человека к храму, в том числе и образовательными средствами. Невозможно изучать предметы гуманитарного цикла, игнорируя при этом вопросы религии. На уроках истории мы убеждаемся, что облик Российского государства, его культура, экономика, уклад жизни формировались под сенью Православия. И здесь могут использоваться любые доступные формы: доклады, рефераты, презентации, просмотры фильмов, конкурсы и олимпиады, экскурсии по городу с посещением храмов. Для студентов строительного отделения я применяю такие формы, которые связаны со спецпредметами: например, альтернативная форма экзамена по истории с защитой реферата «Архитектура православного храма», посещение храма с последующим анализом его строительных конструкций и т.д.
Дисциплину «Основы философии» также невозможно представить без христианской культуры. Ознакомление с темой «Личность», с философским учением о мире ценностей — аксиологией — тесно связано с духовными аспектами, а вопросы о смысле жизни, о познаваемости мира неизменно приводят к пониманию ограниченности знаний, к поискам ответов вне учебников. К семинарам студенты готовят проекты на соотношение философских и религиозных знаний.
Недостаток времени на уроках и пробелы в духовно-нравственном воспитании молодых людей привели меня к пониманию необходимости усиления внеклассной работы в этом направлении. Выход был найден в организации клуба по духовно-нравственному воспитанию «НИКА». Внеклассная работа обогащает духовный мир молодого человека. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
Формы работы клуба разнообразны: это и экскурсии, и выпуск стенгазет к православным праздникам, и фотоконкурсы о храмах, и встречи со священниками, и посещение богослужений. Изучив костюмы народов России, ребята сшили их для кукол и отправили в воскресную школу. Приняли участие в сборе открыток и книг для школы-интерната. Провели конкурс «Открытка своими руками». Результаты своей исследовательской работы ребята представляют на конкурсы и конференции.
Нужно обратить внимание на то, что студенты техникума — особая аудитория. Это не воспитанники детского сада или воскресной школы, где дети подобны ангелам и своими неиспорченными душами впитывают любое благочестивое слово. Подростки часто отличаются своим неприятием общепринятых норм, своеобразным бунтом против общественных ценностей. Это молодежь, которой присущи цинизм, неспособность переживать возвышенное, иногда даже агрессивность. Поэтому важно не оттолкнуть, не задеть, не поучать, а суметь заинтересовать молодых людей. Необходимо выбрать такие темы и методы работы, которые действительно интересны подросткам.
С учетом этих особенностей мы с ребятами в этом году подготовили проект о воине Евгении Родионове. Тема эта актуальна для восемнадцатилетних, которые тоже скоро будут призваны в Российскую армию. Проведенное анкетирование показало, что большинство ребят правильно понимают необходимость выполнения своего долга по защите Родины и собираются служить в армии. В ходе осуществления проекта студенты выпустили стенгазеты, провели конкурс сочинений, заседание клуба «Подвига свет негасимый», посетили службу в Вознесенском храме. Систематизировав материал, члены клуба приняли участие в республиканском конкурсе «Новомученики и исповедники XX века» и выступили в секции «Юный богослов» на республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения». Жизнь и кончина воина Евгения никого не оставили равнодушными, затронув сердца и студентов-мусульман, выразивших это в своих творческих работах. Ведь патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого — большой народной семьи.
Знакомство с российскими новомучениками на примере жизни обычного парня из Подмосковья — ровесника, но с огромной верой в душе — ближе и понятнее, чем изучение подвигов первых христиан, воспринимаемых часто как далекая легенда.
В заключение хотелось бы отметить, что задача православного учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы разрушать негативные стереотипы о Православии, навязанные студентам атеистическим обществом. Учитель может помочь молодым людям понять, что Православие — это не бегство от современности, а мир, в котором можно и нужно жить сегодня. Для этого сам преподаватель должен, во-первых, оставаться православным не только в храме и дома, но и на работе; во-вторых, искренне говорить о Православии с учащимися — если его готовы выслушать. Нужно помнить, что по поступкам людей, называющих себя православными, будут судить о всей Церкви. Чтобы учить других людей добродетелям, нужно эти добродетели иметь. Поэтому деятельность православного учителя — это не менторство, а совместный труд на пути к Богу.
Ирина Алиева, преподаватель
Йошкар-Олинского строительного техникума.
Церковное предание
КРЕСТ НА ГРУДИ
Что значит для православного человека нательный крест? Маленький крестик, когда-то полученный при крещении, является порой единственной вещью, связывающей нас с далеким прошлым. Кто-то бережно хранит его в шкатулке, наряду с обручальным кольцом и старинными фотографиями, кто-то в качестве украшения носит поверх одежды, кто-то «для помощи» надевает в ответственные моменты. Но лишь приходя в Церковь, человек начинает понимать, какое значение имеет крест на его груди.
СИМВОЛ ИЛИ ОРУДИЕ?
Нательный крест надевается на человека во время Таинства Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Бывший некогда атрибутом самой позорной казни, крест стал важнейшим символом христианства. Мы видим большое Распятие в храме, золоченые кресты на куполах, вышитые — на облачениях священнослужителей. Все это так или иначе подводит человека к мысли о том, что памятование о Кресте, как и памятование о Боге, является неотъемлемой частью православной веры.
Воспринимая крест только лишь как символ страдания, сложно разрешить в своей душе вопрос: зачем носить его не снимая? Ответ дают святоотеческие книги: Крест Христов — не только символ, но и орудие нашего спасения. «Христианин без креста, — писал Пско-во-Печерский старец схиигумен Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его».
Ношение нательных крестов не сразу вошло в церковную традицию. Однако уже среди первых христиан был распространен обычай всегда иметь при себе образ Распятия — во исповедание своей веры. Из деяний VII Вселенского Собора мы знаем, что крест на груди носили, в частности, святые мученики Орест и Прокопий, пострадавшие в начале IV века. Некоторые христиане изображали крест на своем теле, причем так, что его могли видеть окружающие. Другие же, напротив, скрывали маленькие крестики под одеждой, во избежание осмеяния великой святыни язычниками. По окончании эпохи гонений ношение крестов стало повсеместным, переняла этот обычай и Православная Русь.
Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести свой жизненный крест — безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним. Именно поэтому отказ от ношения креста или снятие его под давлением обстоятельств является признаком серьезных проблем в духовной жизни человека. При мысли о различных «неудобствах», причиняемых ношением святыни («натирает цепочка», «не сочетается с одеждой» и тому подобное), полезно вспомнить подвиг солдата Евгения Родионова, захваченного в плен чеченскими боевиками и отказавшегося снять крест даже ради спасения своей жизни. Этот акт мученичества в наши дни является для нас, современных христиан, примером отношения к Кресту Христову.
СПАСИ И СОХРАНИ
В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова — «спаси и сохрани». Эта простая, из двух слов, молитва способна переменить не только умонастроение человека, но и обстоятельства: известны реальные случаи, когда крест в буквальном смысле и сохранял, и спасал. Происходило это и с воинами во время Великой Отечественной войны, и с верующими в самые разные моменты, и даже с неверующими, вернее, нецерковными людьми в экстремальных жизненных ситуациях.
Православная Церковь учит, что через крест Христов невидимым образом действует сила Божия. Но непреоборимым оружием он становится лишь при условии веры и благоговения. Нельзя носить крест как некий амулет, оберег — само по себе наличие крестика на груди еще не спасает.
Неправильное отношение к кресту породило в народе множество суеверий. Самое распространенное из них говорит о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи.
Между тем, поднять оброненный кем-то крестик, предохранив таким образом святыню от попирания — обязанность христианина. Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Однако, если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить.
«КРЕСТ ДЕРЕВЯННЫЙ ИЛЬ ЧУГУННЫЙ…»
Нательный крест — не ювелирное украшение. Из какого бы материала он ни был сделан, это в первую очередь атрибут духовной жизни. Существует специально составленный чин освящения нательного креста, который состоит из псалмов и молитв и должен совершаться священником. При освящении читаются две особые молитвы, в которых священник просит Господа Бога, чтобы Он дал кресту небесную силу, способную хранить не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Поэтому желательно приобретать крестики именно в храме или церковной лавке. Если же крест куплен в обыкновенном магазине и не освящен, то его нужно обязательно освятить в церкви. Кроме того, при покупке в светском магазине следует позаботиться, чтобы крест был правильной — каноничной формы.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный русский нательный крест имеет восьмиконечную форму. Помимо основной горизонтальной перекладины, к которой пригвождены руки Спасителя, на нем располагаются еще две. Верхняя, прямая и короткая, — это табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» (сокращенно IНЦI), прибитая по приказу Понтия Пилата над головой Спасителя. Нижняя перекладина, идущая диагонально вниз, — это подножие, к которому прибиты Его ноги. Обычно она наклонена в левую сторону (если смотреть на изображение креста — то в сторону правой руки). Как известно, вместе со Христом были распяты два разбойника, один из которых хулил Господа, а другой поверил в Него и раскаялся в своих грехах. Тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот, что слева, нераскаянный, — ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена — нам выбирать, с кем и куда идти.
Над средней перекладиной, или же на ней, помещаются надписи «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа. Под перекладиной иногда изображают надпись «NIKA» (греч.: «Победитель»), однако на небольших по размеру крестах она нередко опускается. Под ногами Спасителя на нательном кресте может быть изображен череп. Он символизирует прах Адама, праотца человеческого рода, первородный грех которого Христос омыл Своей Кровью, даровав нам тем самым надежду на вечную жизнь.
Необходимо обратить внимание на различия в православном и католическом изображении Распятия — фигуры Самого Господа, как правило, помещаемой на нательных крестах. Католики стремятся передать Крестные муки предельно натуралистично, и потому изображают Господа провисшим на руках. В православной же иконографии руки Распятого расположены прямо, на перекладине, и обязательно с раскрытыми ладонями, как бы «обнимающими» мир. Еще одно отличие католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем обе ступни Спасителя. В православном же каждая нога пригвождена отдельно своим гвоздем. Если Христос распят на трех гвоздях вместо четырех, то с уверенностью можно сказать, что перед вами католическое Распятие. Носить такой крест не следует, но можно положить его в своем иконном уголке (поскольку крест, тем не менее, является святыней). Православный крест имеет определенную, каноническую форму, однако в его изображении и украшении существует множество нюансов. При возникновении сомнений в «правильности» крестика, который вы собираетесь купить, можно обратиться с просьбой о разъяснении к священнику.
У САМОГО СЕРДЦА
И все же главное — в том, что маленький серебряный, медный или деревянный крестик несет в себе частичку покрывающей христиан Божественной благодати, является для нас не только зримым, но и дорогим, теплым напоминанием о вере, сокровенно спрятанным на груди. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас». И потому целовать свой крестик, обращаться, вспоминая о нем, с молитвенным прошением к Богу можно не «по канонам», а по личной потребности — сколь угодно часто и в любое время. В особенности желательно делать это перед отходом ко сну, после вечерних молитв.
Существуют краткие молитвы, произносимые при целовании крестика. Вот одна из них, составленная схиигуменом Саввой: «Пролей, Господи, каплю Святейшей Твоей Крови в мое сердце, иссохшее от страстей, и грехов, и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена)».
Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!
Подготовила Елена Сапаева.
Страницы истории
КУЖЕНЕРСКИЙ СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(к 100-летию со дня образования)
ЦЕЛЕБНЫЙ КЛЮЧ В СОСНОВОМ БОРУ
Деревня Куженер (от марийского «кужу энер» — «длинный ручей») возникла как казенный почи-нок1на правом берегу реки Немды предположительно в конце XVII — начале XVIII века. В 1874 году починок насчитывал 43 двора, проживало здесь около 280 человек. Располагался он в окружении соснового бора, в народе именовавшегося рощей. Люди отвоевывали у леса землю, возделывали ее, сеяли рожь, ячмень, овес, лен, сажали картофель, репу. Занимались охотой, выделкой овчин, изготовлением домашней утвари, разводили скот.
Здесь, в роще, в полуверсте от деревни Куженер крестьяне обнаружили родник холодной и прозрачной воды. В нем, по преданию, был найден камень с изображением лика святителя Николая Чудотворца — покровителя будущей святой обители. Один из крестьян расположенной неподалеку деревни Большой Сабанер, страдавший от головной боли и воспаления глаз, пришел сюда, умылся и сразу же почувствовал облегчение, а вскоре и совсем выздоровел. В ознаменование чудесного исцеления он поставил у ключа столбик с иконой святого великомученика Пантелеимона, а священник Троицкой церкви села Токтай-Беляк Николай Зорин совершил на источник крестный ход и отслужил здесь молебен. Проникнувшись молитвенным духом, батюшка произнес: «Рано ли, поздно ли будет здесь храм Божий, а может быть и монастырь». Первоначально же по инициативе причта Токтай-Белякской церкви над ключом была построена и 14 сентября 1884 года освящена каменная часовня. Три раза в году (21 мая, 6 августа и 14 сентября) здесь совершались молебны, на которые собиралось множество богомольцев.
ПРЕДСКАЗАНИЕ БЛАЖЕННОЙ
В начале 1896 года к крестьянину деревни Большой Сабанер Матфею Смоленцеву прибыла его дочь, рясофорная послушница Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Екатерина Смоленцева, получившая от игумении двухмесячный отпуск. Она рассказала домашним, что проживавшая с ней в одной келии монахиня Олимпиада Ивановна, которую в обители почитали блаженной, несколько раз говорила ей перед отъездом, чтобы она ехала на дачу, где черемиски ходят на ключ умываться и где в скором времени будет монастырь.
Сначала Екатерина Матвеевна никак не могла догадаться, о чем говорила ей монахиня Олимпиада. И только приехав к родным и услышав от них о святом ключе в Куженерской роще, поняла смысл слов блаженной.
ПЕРВЫЕ НАСЕЛЬНИЦЫ
Мысль об учреждении монастыря в Куженерской роще нашла уже вполне готовую для себя почву в настроении местного населения и получила дальнейшее развитие. Крестьяне Сабанер-Мучашского и Малоцаранурского сельских обществ обратились к местному земскому начальнику с ходатайством об учреждении в Куженере женской монашеской общины во имя святителя Николая Чудотворца и церковно-приходской школы при ней.
Данное прошение было передано епископу Вятскому Сергию (Серафимову). В соответствующем отношении от 20 июля 1896 года отмечалось, что открытие женской общины в Куженере весьма желательно и возможно. Желательно, так как в Уржумском, Нолинском, Малмыжском уездах нет ни одного монастыря, среди местного населения немало язычников, и община имела бы на черемис миссионерское влияние. Возможно, так как в Куженере имеется часовня, где могут поместиться до 200 молящихся, которая легко может быть переделана в храм, а местное население готово пожертвовать средства и строительные материалы.
18 февраля 1897 года жители указанных выше сельских обществ собрались на сход и решили пригласить для устройства общины рясофорную послушницу Екатерину Смоленцеву как местную уроженку и опытное в духовной жизни лицо. Матушка проживала в Свияжском монастыре 17 лет, в 1891 году была облачена в рясофор и также имела желание заняться устроением монашеской общины на родине. Ходатайство местных жителей к архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (Петрову) о направлении послушницы Екатерины для руководства делом учреждения женской общины в Уржумском уезде имело успех: в 1897 году матушка была отпущена из Казанской епархии, получив необходимые для проживания в Вятской губернии документы.
Вместе с послушницей Екатериной свое желание на проживание в Куженерской общине выразили еще семь девушек. Одиннадцать месяцев они жили в доме брата Смоленцевой, Федора Матвеевича, а затем на средства благотворителей был построен небольшой одноэтажный дом, в котором в 1897 году и поселились 8 первых насельниц будущей обители.
31 июля 1897 года Вятская Духовная консистория приняла решение о преобразовании Куженерской часовни в церковь. 5 сентября 1898 года благочинный, иерей Максим Виноградов, в сослужении местного духовенства освятил в Куженере храм во имя святителя Николая Чудотворца. В последующем богослужения в церкви совершались в воскресные и праздничные дни. В том же году при храме открылась церковно-приходская школа, отрадным было поступление в нее и марийских девочек.
ЯРАНСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ
Первыми благотворителями общины стали государственные крестьяне Сабанер-Мучашского и Малоцаранурского сельских обществ. Они предоставили в пользование насельниц семь десятин земли, строительный материал, небольшое количество денег. Но для создания женского монастыря были нужны большие средства. Помог сестрам богатый яранский купец Федор Яковлевич Рощин. О том, как начиналось его участие в судьбе куженерской обители стоит рассказать подробнее.
В 1896 году к Федору Рощину обратился один священник с просьбой о содействии в деле основания монастыря в одном из сел Яранского уезда. Купец обещал помочь и отправился на прием к Вятскому владыке Алексию (Опоцкому). Архиерей внимательно выслушал Федора Яковлевича, но, в свою очередь, дал совет построить монастырь не в Яранском, а в Уржумском уезде, где он мог бы стать духовным и культурным центром для просвещения черемис.
Летом 1900 года Федор Рощин приехал в Куженер, местность ему очень понравилась, здесь он и решил основать монастырь. Чтобы решить вопрос о казенной земле, на которой предполагалось построить будущую обитель, Ф.Я. Рощин не поленился съездить к знаменитому обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву. Вот как описывал этот визит в своих воспоминаниях известный предприниматель и книгоиздатель И.Д. Сытин, сопровождавший купца — своего друга, кума и пайщика — в этой поездке.
«Рощин, в своем черном сюртуке, с золотой медалью на шее, плотный, коренастый, подошел вперевалку к столу обер-прокурора и встряхнул своими длинными крестьянскими волосами с пробором посередине:
— Прошу, ваше превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь… И, вынув из кармана географическую карту, он положил ее на стол и ткнул пальцем:
— Вот здеся… Тысяча десятин пустопорожней земли, государственного имущества… Ходатайствуйте, чтобы мне ее пожертвовали для монастыря, а если даром не дадут, купить желаю.
— Ну что ж… Дело доброе… Подайте прошение, а там рассмотрят и разрешат.
— Да мне ждать некогда… Мне поскорее надо… Я неграмотный, никого тут не знаю, вас прошу покорнейше, вы разрешите! — Рощин в пояс поклонился.
— Ну, а бумаги у вас, по крайней мере, есть?
— Ничего нету. Здеся надо написать и бумаги, какие надо.
Победоносцев позвонил, и на его звонок вошел правитель дел Синода — ласковый, вкрадчивый, элегантный человек — Даманский.
— Вот, Владимир Петрович, пришли сытинцы, просят разрешения на постройку монастыря, с тем, чтобы землю им даром дали… И все сейчас, сегодня, сию минуту. Вы уж, пожалуйста, примите их, выслушайте подробности и сделайте, что можно.
Тон, каким сказал это Победоносцев, не оставлял никаких сомнений, что дело Рощина будет улажено, и притом с молниеносной быстротой.
И действительно, правитель дел Даманский, выслушав нас, все записал, а уже на другой день все формальности были исполнены и все бумаги написаны…»
Впоследствии на средства Федора Рощина в обители были выстроены трехпрестольный храм, каменная трапезная и несколько деревянных корпусов. Кроме того, значительные средства выделялись на содержание самого монастыря, его священника, на устройство и содержание странноприимного дома при обители. Одна из дочерей Ф.Я. Рощина, Анна, была принята в число сестер монастыря, приняв имя Ангелина, несла послушание казначеи. Федор Яковлевич говорил: «Удивительное дело! Я много денег трачу на Куже-нер, а у меня капиталы не убавляются, а еще и прибавляются!»
ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ: ПРАЗДНИКИ И БУДНИ
31 мая 1901 года Вятская Духовная консистория издала указ, согласно которому монахиня Вятского Преображенского женского монастыря Людмила (Холманских) была переведена в Куженер для руководства общиной. 6 июня 1901 года матушка Людмила с тремя родными сестрами Анисией, Марией и Наталией, а также племянницей Наталией, прибыла в Куженер. К тому времени на месте, где предполагалось открытие общины, проживало уже 26 лиц женского пола, желающих поступить в число сестер.
В 1901 году правящим архиереем Вятской епархии был назначен епископ Никон (Софийский). Именно при нем 31 декабря 1901 года Святейший Синод официально учредил в Куженере женскую монашескую общину.
Первое время сестры жили в тесноте, храм также был невелик, в праздники от духоты в нем гасли свечи и лампады. Беспокоило монахиню Людмилу и то, что школа не имела своего здания, занятия проходили в неприспособленном частном доме.
Поскольку население соседних деревень было бедным, община в тот период жила исключительно на пожертвования Ф.Я. Рощина. Благотворитель, несмотря на возраст и болезни, энергично помогал настоятельнице в хозяйственных делах, беседовал с крестьянами, располагая их к пожертвованиям на благоустроение общины, старался улаживать неприятности и трения, возникавшие у насельниц с подрядчиками и рабочими. Федор Рощин заботился об обители до последних дней своих. Он скончался в 1916 году и был погребен в монастыре, у стен Преображенского храма.
Много помогал настоятельнице полезными советами и первый священник общины Сергий Громов, переведенный в Куженер из села Токтай-Беляк. Однако основные заботы по обустройству будущего монастыря легли на плечи монахини Людмилы. Надо сказать, что она как нельзя лучше подходила для назначенного ей послушания: была благочестива, проникнута духом строгой монастырской жизни. В Вятском Преображенском женском монастыре матушка прожила 44 года, управляла хором, знала рукоделия, была сведуща и в монастырском уставе.
На новом месте жительства каждый день с 3—4 часов утра монахиня Людмила была уже за работой. Сама покупала строевой лес, привозимый крестьянами, сама производила расчет за купленные бревна, доски, кирпич и другие строительные материалы. С раннего утра до поздней ночи ее видели то в храме за богослужением, то в кельях сестер, то на строительстве. При всем том матушка находила время руководить хором, присутствовать на спевках и самой петь в храме.
Немало приходилось переносить монахине Людмиле неприятностей от рабочих, тревожиться от разных ложных слухов, испытывать огорчения, неизбежные во внутренней жизни общины. Однако, все возникавшие трудности, телесные немощи она старалась преодолевать силою воли и молитвой.
17 июля 1902 года Куженерскую общину посетил епископ Никон (Софийский). Архипастырь отслужил здесь Литургию, совершил крестный ход на место предполагаемого строительства соборного храма, где водрузил крест. 15 августа 1904 года при участии Владыки состоялось торжество закладки церкви во имя Преображения Господня с правым приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и левым — во имя преподобного Серафима Саровского. Кладка храма была закончена в 1909 году, в монастырской мастерской написаны иконы, в Яранске изготовлен иконостас.
27 ноября 1909 года в общине состоялся первый монашеский постриг. Родные сестры настоятельницы Мария и Наталия Холманских были наречены соответственно Есфирью и Марией, пострижение совершил тогдашний настоятель Яранского Пророчицкого мужского монастыря игумен Геннадий.
К 1910 году общее число насельниц общины составило 127 человек. Сестры занимались живописью и чеканкой, позолотой по дереву, рукоделием, башмачным делом, столярным и токарным ремеслом, пчеловодством. Приблизительно 30 матушек не имели определенного послушания, летом большая часть сестер трудилась на полевых работах.
УТВЕРЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Живя по-монастырски, община не имела официального статуса женского монастыря. Управлявший с 1904 года Вятской епархией епископ Филарет (Никольский) возбудил в связи с этим соответствующее ходатайство, и указом Святейшего Синода от 17 (30 — н. ст.) мая 1910 года Куженерская Свято-Никольская женская община была преобразована в монастырь. Это знаменательное для обители событие совпало с завершением строительства главного — Преображенского — храма монастыря. Чин его освящения Преосвященный Филарет назначил на 30 мая 1910 года.
На торжества в обитель приехало множество богомольцев, были даже паломники из Нижегородской губернии, пришедшие за 400 верст. Многие песнопения на Всенощном бдении, некоторые ектении и возгласы звучали на родном для большинства прихожан луговом марийском языке.
30 мая на Литургии Преображенский храм, рассчитанный на 3 тысячи человек, не смог вместить всех желающих — на службу собралось почти 10 тысяч. Освящение церкви совершалось архиерейским чином, епископу Филарету (Никольскому) сослужили 17 священников и 5 диаконов. В ходе торжеств первый священник Свято-Никольской общины Сергий Громов был награжден золотым наперсным крестом, иерей Димитрий Макматов — набедренником, а монахиня Людмила (Холманских) возведена в сан игумении.
К 1914 году в Свято-Никольском монастыре проживало уже около 200 насельниц. В хозяйстве имелись скотный двор, огород, действовали рукодельная, иконописная, позолотная мастерские.
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА И ПРИЮТ
С первых дней обитель в Куженере задумывалась как очаг просвещения местного населения. Уже летом 1898 года в деревне была открыта церковно-приходская школа. Первыми ученицами ее стали 42 девочки, из которых 30 были русскими, а 12 — мари. Организовал школу иерей Сергий Громов. До своего рукоположения он, как и супруга его Татьяна Петровна, работал учителем. Первоначально дети занимались в неприспособленном для учебного процесса частном доме крестьянина Алексея Ефимовича Шутылева. К 1902 году было построено обширное и удобное двухэтажное здание школы. Занятия проходили в светлом классе на втором этаже, а на первом располагался приют, где ночевали воспитанницы из отдаленных деревень.
Отец Сергий Громов и его супруга взяли на полное содержание 20 девочек; под управлением Татьяны Петровны действовал девичий хор. Приютом руководила монахиня Евникия (Смоленцева). Она приучала воспитанниц молиться, поститься, соблюдать и поддерживать чистоту, аккуратность и порядок. Матушка Евникия внимательно присматривалась к наклонностям и способностям девочек, чтобы определить, на какое послушание направить ту или иную из них. Раз в три года девочкам давали отпуск.
Важным периодом в истории церковно-приходской школы были годы, связанные с деятельностью иерея Димитрия Макматова и его супруги Анны Дмитриевны. Они учили детей читать, писать, считать. Большое внимание уделялось Закону Божию, заучиванию наизусть тропарей, кондаков, некоторых молитв. Священник и его супруга водили учениц в храм для исповеди и причащения.
ЗАКРЫТИЕ ОБИТЕЛИ
Свято-Никольский женский монастырь просуществовал до 1918 года. В январе 1919-го на базе хозяйства обители (9 зданий, 10 га пахотной земли, 12 лугов, огород, лошади, коровы) по распоряжению Наркомпроса РСФСР создали Куженерский опытно-показательный городок имени III Интернационала. Монастырский храм был зарегистрирован в качестве приходского и действовал до мая 1931 года. Впоследствии в его здании размещались техникум, клуб, а в 1956 году оно было разобрано по кирпичику на строительство дома культуры.
В 1920—1930-е годы многие бывшие насельницы Куженерского Свято-Никольского монастыря несли послушания псаломщиц, певчих, пекли просфоры при храмах. Матушки подвизались при церквах сел Алексеевское, Куженер, Мари-Сола, Масканур, Неделька (Шабаши), Сабанур, Тумью-Мучаш, Хлебниково, Юледур, а также на территории Кировской области. Многие из них явили себя исповедницами Православной веры, по мере сил духовно противились распространяемому вокруг безбожию. До последних дней своей многотрудной жизни игумения Людмила (Холманских) исполняла настоятельские обязанности, ободряя и вразумляя сестер кроткими наставлениями, примером своей богоугодной, благочестивой жизни. По имеющимся сведениям, матушка скончалась 13 мая 1927 года и была похоронена в Куженере, могилка ее почитаема верующими и поныне.
НОВО-НИКОЛЬСКИЙ ПРИХОД СЕГОДНЯ
Возрождение духовной жизни на месте разрушенного монастыря началось после образования в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии. 30 апреля 1996 года в Куженере был зарегистрирован церковный приход. 22 мая 1998 года, в день, когда Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца, здесь была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия. Богослужение совершалось в чудом сохранившемся здании монастырской трапезной, где сейчас размещается Ново-Никольский храм с приделом во имя преподобного Серафима Саровского (здесь проходят службы в настоящее время).