Содержание:
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Духовное просвещение педагогов
Псалтирь на родном языке
Актаюжский храм
С заботой о детях
Секрет семейного счастья
Восстановим храм вместе
Восстановлен Воскресенский собор
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии Христос Воскресе!
Вновь весь мир огласился этим дивным ангельским приветствием, наступила Пасха Христова. Пасха – это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха. Святая Церковь так поет об этом: «Ныне вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя», «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (Канон Пасхи).
В каком смысле мы празднуем сегодня смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития начало? На эти вопросы ответ один: нам – всем тем, кто верует во Христа и Бога нашего,– дана новая жизнь, к которой призывает нас воскресший Господь, и которую являет праздник святой Пасхи. Эта новая жизнь дается каждому верующему в день его крещения, в день, о котором говорит святой апостол Павел: «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Этот дар новой жизни коренным образом изменяет наше отношение ко всему в мире, включая и смерть, позволяет нам с радостию утверждать: смерти больше нет. Эта жизнь, которая жительствует во Христе и приводит верующего от временной суеты к вечному блаженству, помогает разуметь истину своего положения, призвания и назначения.
Господь даровал нам новую жизнь. Господь призывает нас ходить в этой новой жизни. Победив смерть, Он даровал нам совоскресение в Своем победоносном воскресении. В этом наше торжество, и мы выражаем его в нашем пасхальном богослужении: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует, воскресе Христос и не един умерший во гробе».
Начатки этой новой жизни во Христе прививает нам Святая Церковь в своем учении, многовековой литургической традиции. Эту жизнь утверждают, о ней свидетельствуют сонмы святых угодников. Они, наши соотечественники, и все святые, угодившие Богу, дают нам пример того, как следует достойно осуществлять свое земное шествие. Многие из них принесли в дар Воскресшему лучшие порывы своей души, достойные дела и саму жизнь. Они исполняли Божественные повеления и жили так, как заповедал нам Воскресший Господь. Евангелие говорит: ищите узкий путь, идите по узкому пути, терпите, ибо в этом высшее счастье. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Каждая Пасха – это новый призыв к обновлению человеческому.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, жители Республики Марий Эл. Поздравляю всех вас с великим торжеством любви Божией, Воскресением Христовым! Желаю вам от Воскресшего Христа Жизнодавца великой духовной радости, мира, здравия, спасения, твердого стояния во святой православной вере, чтобы никакие силы ада не отлучили нас от любви Божией. Пусть светлое Христово Воскресение побуждает нас к доброделанию, любви друг ко другу.
Воистину Христос Воскресе!
Пасха Христова 2010 года,
г. Йошкар-Ола
Епархиальная жизнь
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
В Мироносицком монастыре, по инициативе Йошкар-Олинской епархии и городского управления образования, состоялся выездной семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе муниципальных образовательных учреждений Йошкар-Олы.
«Плодотворно только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце». Свт. Феофан Затворник.
елью семинара было обсуждение первых итогов реализации подписанного в декабре 2009 года соглашения о совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Планировалось скоординировать дальнейшие шаги в этом направлении, обменяться опытом.
Программа была чрезвычайно насыщенной. Состоялась встреча педагогов с архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. Владыка отметил, что духовное просвещение – необходимое условие педагогического образования. От личности учителя, его духовного уровня во многом зависит полнота и качество образовательного и воспитательного процесса в школе.
Центральную роль в духовно-нравственном воспитании играет семья. Если ребенок не получает от родителей должного внимания, любви и тепла, он безуспешно начинает искать все это на стороне.
К сожалению, сегодня многие родители настолько поглощены заботами о материальном, что забывают о своей главной обязанности – воспитании детей. Такое положение дел – это капкан дьявола, который, разделяя родителей и детей, разрушает семью. Отсюда происходит «вечное» противостояние и конфликт поколений, способный, если его не остановить, нанести непоправимый ущерб всей нашей нации.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что общение с детьми – это особо ответственное дело, без которого невозможно служение Богу. И дело это требует огромного терпения, беззаветной любви и житейской мудрости.
Дети – это не наша собственность, а чада Божии, вверенные нам. И задача педагога – научить родителей и детей понимать друг друга, помочь «возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1, 17).
Как методисту отдела по делам молодежи епархии мне было предложено познакомить участников семинара с основными направлениями работы нашего отдела в области духовно-нравственного просвещения и воспитания. О чем шла речь?
В первую очередь было отмечено, что задача восстановления ценностей традиционной православной культуры является настолько сложной, что решить ее можно лишь масштабными действиями при системном подходе. Поэтому в 2008 году в отделе по делам молодежи была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию через Православное образование.
Программа включает различные направления деятельности:
1. Информационная и культурно-просветительская работа: знакомство молодого поколения с историей Русской Православной Церкви, великими святынями и монастырями России, православными праздниками и Таинствами. Молодые люди получают представление о смысле и содержании православной веры и учатся правильно ориентироваться среди многочисленных псевдодуховных учений.
Важно, чтобы дети и молодежь имели возможность участвовать в церковных Таинствах, совместной молитве, выполнении послушаний, что закладывает основы реальной духовной жизни. Школьники привлекаются к клиросному пению и послушанию в алтаре, исповедуются и причащаются, своими руками мастерят хоругви, участвуют в крестных ходах, помогают в организации православных праздников.
2. Инструктивно-методическая работа: изучение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, составление методических рекомендаций и пособий в помощь православным педагогам, ведущим курс по основам Православной культуры, организация конференций и семинаров с привлечением представителей духовенства, ученых и деятелей культуры.
3. Благотворительно-попечительское направление: проведение акций милосердия «Спешите делать добро», помощь в организации летних православных лагерей и паломнических поездок по святым местам республики и России.
4. Работа с одаренными православными детьми.
Замечу, что все без исключения перечисленные программные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию вызвали большой интерес участников семинара. Свидетельство тому – множество заданных вопросов. Особенно заинтересовала всех работа над проектом по теме «Новомученики и исповедники земли Марийской: осмысление подвига».
Современная педагогика призывает развивать личность человека. Но ведь об этом уже два тысячелетия говорит и педагогика православная. Все мы знаем евангельскую притчу о пропавшей овце, где Господь показывает, сколь дорога Ему каждая человеческая душа. Поэтому и мы должны беречь каждого вверенного нам ребенка, обязаны вернуть в учебный процесс исконное, христианское понимание личности. В школе XXI века духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным, служить основой для сознательного получения учеником знаний.
Принято считать, что здоровье – это норма человеческой жизни, а болезнь – нарушение этой нормы. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Через скорби и болезни человеку дается возможность взглянуть на свою жизнь со стороны и обратиться к Богу. В то же время окружающим, через сочувствие страдающему, посильную помощь, открывается путь к духовному росту. О том, какое влияние дела милосердия оказывают на формирование личности, о становлении сестрического движения в епархии рассказала в своем выступлении Г. Ефремова. Затем был показан фильм о деятельности сестер милосердия, никого не оставивший равнодушным.
Постоянно работая с больными, особенно тяжелыми, людьми, сестры милосердия сталкиваются с проблемами, возникающими в семьях. Люди пребывают в состоянии хронического стресса, настоящего горя, страха и непонимания, зачастую сталкиваются с материальными и социальными проблемами.
Медики часто бессильны найти слова утешения, вселить надежду, попытаться объяснить людям, почему в их семье появился тяжелобольной. Для современной системы здравоохранения характерно отчуждение врача от больного, врач втиснут в узкие рамки технологий, стандартов, протоколов лечения заболеваний. Врачебное искусство превращается в ремесло, и слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника. А ведь кроме человеческих слов сочувствия и утешения, в лечебном процессе необходимо дать место действию и воплощенному Слову Божию – Самому Иисусу Христу, приходящему в Таинствах Церкви, призываемому больным, его родными и, что очень важно, лечащим врачом.
«Плохое воспитание есть начало злу, которое от поколения к поколению возрастает. Только духовно-нравственное воспитание может избавить общество от зла, выработать твердость характеров, чистоту нравов, благородство, добросовестность во всем».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Святитель Феофан Затворник говорил: «Все от Бога: и болезни, и здоровье. И все, что от Бога, подастся нам во спасение наше». Сестры милосердия оказывают огромную духовную, психологическую, социальную и медицинскую помощь больным и их семьям. И к этим благим делам надо активнее привлекать детей и молодежь.
Сотрудник миссионерского отдела епархии Л. Мамадалиев представил вниманию педагогов доклад «Осторожно, секты!». Дети, в силу своей любознательности, пытаются постичь мир собственным пытливым умом, а для этого – все испробовать на своем опыте, не подозревая об опасностях того или иного пути. И именно такие пытливые юноши и девушки чаще всего попадают в сети сектантов.
Задача педагогов, родителей, Церкви – направить юношескую энергию в созидательное русло, подсказывать молодым людям — где и как надо искать Бога, различая при этом добро и зло, свет и тьму.
К этому нас призывает и Сам Господь: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Светлана Поздеева.
Страницы истории
ПСАЛТИРЬ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Кто впервые перевел Псалтирь на горномарийский язык? Ясного ответа на этот вопрос пока нет. Одни считают, что Псалтирь переведена на горное наречие марийского языка более чем сто лет тому назад грамотными церковными людьми. Другие полагают, что это сделали священник Андрей Альбинский и его сотрудники, выполнившие перевод Нового Завета к 1821 году. Третьи неопределенно говорят, что Псалтирь на горном наречии создавалась на протяжении многих десятилетий многими поколениями церковных людей, семинаристами-марийцами с помощью богомудрых наставников Казанской Духовной академии. Впрочем, об этом уже написано немало. Сегодня хочется сказать несколько слов о тех, кто сохранил давний перевод Псалтири на горномарийский язык до настоящего времени.
В декабре 2009 года в Марийском книжном издательстве вышла «Псалтирь на горномарийском языке». Перевод книги Священного Писания был выполнен по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна переводческой группой под руководством архимандрита Варлаама (ныне – схиархимандрит Лаврентий). При работе переводчики исходили из того, что текст Псалтири не следует целиком заново переделывать на современный язык, но полезнее постараться сохранить псалмы в основном в том виде, как они употреблялись в XIX веке в церквах горномарийского края.
В ходе работы мне удалось познакомиться с тремя вариантами перевода Псалтири на горномарийский язык. До нас они дошли в виде рукописей: общие тетради, сохраненные боголюбивыми женщинами. В прежние времена они постоянно посещали церковные службы, а после разрушения храмов в марийских деревнях батюшки, покидая разоренные приходы, передали им свои рукописи переводов псалмов. Многие отрывки псалмов эти женщины читали и на церковнославянском языке, и на родном, многие знали наизусть, некоторые псалмы пели.
Я расскажу лишь о трех женщинах, сохранивших рукописи перевода Псалтири на горное наречие марийского языка. Конечно, их в крае было гораздо больше. Это Нина Семеновна Беляева из деревни Порандайкино (Пайгусово), Фекла Андреевна Федорова (1928 г.р.) из села Виловатово и Феодосия Тихоновна Минюкова из деревни Архипкино.
Нина Семеновна Беляева, одна из хранительниц перевода, родилась в 1927 году. В 1938 году закончила четыре класса сельской школы. В семье было четыре младших брата, и по дому накапливалось много работы, поэтому отец не пустил ее в школу: считал, что девочке четырех классов достаточно, хотя ей самой учиться очень хотелось. Нина стала читать Псалтирь на церковнославянском языке. Добрые люди научили петь тропари, молитвы. Приглашали читать Псалтирь по усопшим. А рукопись перевода Псалтири на горномарийское наречие ей подарил церковный человек по имени Василий из Чермышева. Со временем она переписала ее печатными буквами в общие тетради (3 тетради по 40 листов), затем переписала заново, уже в амбарную книгу. Трудилась зимними вечерами, ночами после домашних забот. Рукопись Псалтири, по ее словам, очень древняя, возможно, ей более ста лет. Амбарную книгу с переписанной Псалтирью Нина Семеновна впоследствии отдала в пайгусовскую церковь, чтобы певчие могли петь псалмы на марийском языке.
С Феклой Андреевной Федоровой из села Виловатово я познакомилась в 2006 году. Ей было уже около восьмидесяти лет, и в храм она ходила с трудом. Тем не менее, праздничные службы не пропускала. Поначалу Фекла Андреевна не хотела показывать свою рукопись Псалтири на горномарийском языке. Пришлось обратиться к местному батюшке. Тогда она согласилась, впрочем без особой охоты, дать перевод на один-два дня. Из разговора с нею я узнала немного. Фекла Андреевна женщина набожная, храм любит, поет с певчими, там же, в храме, научилась читать Псалтирь на церковном языке. Рукопись переведенной Псалтири ей дал Павел Тихонович Батыгин с тем, чтобы Фекла отдельные листки псалмов переписала печатными буквами в единую книгу. Эту работу она закончила в 1955 году. На обложке (на первой странице) перевода Батыгин, давший рукопись Фекле для переписывания, сделал надпись – «Перевод ПТБ (Павел Тихонович Батыгин)». А на последней странице рукописи он написал часть молитвы «преследуемого человеками» свт. Игнатия (Брянчанинова): «Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами моих души и тела! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных твоих сокровищ обильные награды… Аминь».
Не случайно для завершения рукописи была избрана такая молитва: при жизни Павел Тихонович много страдал. Когда в Горномарийском районе большинство церквей было закрыто, он из Виловатова ходил пешком в храм во Владимирское. Изможденный, уставший пожилой человек в белой одежде... – я его видела не раз у наших родственников в деревне Ключове, куда он приходил на ночлег. Питался Павел Тихонович тем, что подадут. Деревенские хулиганы часто его обижали, но он не отвечал на оскорбления и смиренно за них молился…
Феодосия Тихоновна Минюкова – старшая наша сестра – научилась читать Псалтирь на церковнославянском языке у боголюбивых людей, а рукопись Псалтири на горномарийском языке в 1960 году ей дали переписать богомольные знакомые. В то время имена, фамилии не любили говорить, и Феодосия Тихоновна так и не знает, от кого получила рукопись. Этот перевод по языку отличается от уже упомянутых. Видно, что Псалтирь составил, или переложил прежние переводы, человек, имевший некоторые понятия о поэзии, лирике псалмов.
Псалтирь Феодосия читает нараспев чистым, внятным высоким голосом, одинаково ровно и на горномарийском, и на церковнославянском языке. Читает уже с давних пор, и никогда не отказывается, если позовут почитать куда-то. Когда она читает псалмы на горномарийском языке, создается непередаваемый молитвенный дух... Она своим ровным, благозвучным чтением заполняет все вокруг, слушать ее чтение – одно удовольствие!
«Псалом – это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь».
Свт. Василий Великий.
Что еще можно сказать? Люди, о которых мы упомянули, не имели высокого образования, но завет батюшек «читайте Псалтирь и Евангелие» запомнили крепко, знали опытно и верили, что псалмы «просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующих, прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заветы». Поэтому хорошо, что теперь Псалтирь на горномарийском языке издана большим тиражом.
Конечно, пожилые люди, имеющие рукописные переводы и десятилетиями по ним молившиеся, скорее всего так и будут продолжать ими пользоваться. Однако думаю, что и печатный перевод Псалтири найдет своего читателя и будет полезен. Ведь любая книга влияет своим содержанием на мировоззрение людей, на речь, может обогатить язык новыми терминами, стилистикой. Тем более, если это – Богодухновенная Псалтирь.
Феония Грачева.
ОБ АВТОРЕ: Феония (в крещении – Хиония) Грачева – кандидат филологических наук, в 2002–2006 и 2009 годах трудилась в епархиальной переводческой комиссии под руководством схиархимандрита Лаврентия (Семенова).
Страницы истории
АКТАЮЖСКИЙ ХРАМ
Свято-Никольская церковь в селе Актаюж Килемарского района – известный многим памятник деревянного зодчества. Ажурная и белоснежная, она необычайно оживляет деревенский пейзаж.
Храм построен в 1900 году на средства прихожан, Санкт-Петербургского купца Кирилла Герасимовича Скворцова и синодальное пособие. Место для строительства было выбрано не случайно. Перед началом возведения церкви в 1890 году жители села обнаружили на пустыре, на пне спиленного дерева, икону святителя Николая Чудотворца. Посчитав явление иконы знамением Божиим, они именно на этом месте стали ставить храм.
Деревянное здание будущей церкви поднималось на каменном фундаменте. Строили из крепких, хорошо просушенных бревен без единого гвоздя, сверху покрыли железом, снаружи обшили тесом и покрасили белою краской.
Были при храме и просфорня, и библиотека, и церковная школа. Деревянные дома для церковных служителей, построенные на средства прихожан, находились в собственности прихода.
Настоящим украшением оштукатуренной и побеленной внутри церкви стал трехъярусный иконостас с 22 живописными иконами, достаточно было и храмовых икон, и церковной утвари. В мае 1901 года храм был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. К церкви приписали три кладбищенские часовенки.
Первым священником в Актаюже стал Иоанн Анисимович Анисимов, а старостой – Тимофей Сергеевич Лашманов. В приходе числилось 173 хозяйства. Отец Иоанн прослужил здесь до 1912 года и после кончины был похоронен в церковной ограде.
После Октябрьской революции, в соответствии с декретом об отделении церкви от государства, община верующих заключила с властями договор на бессрочное и бесплатное содержание церковных зданий. В эти годы приход окормлял священник Николай Мануилович Федоров.
В 1936 году храм был закрыт, после Великой Отечественной войны здание использовалось под колхозное зернохранилище. Безбожное время наложило свою печать на прекрасное творение. Оно потускнело, посерело и казалось безжизненным. Но, несмотря на бесхозность и запустение, воздвигнутые без единого гвоздя стены стояли крепко, а бревна при стуке по ним звенели.
И только в последние десятилетия, когда люди вновь обратили свои взоры к Богу, вопрос о дальнейшей судьбе здания храма был вынесен на обсуждение общего собрания колхоза «Пробуждение». Единогласно проголосовали за возрождение церкви. Выделили деньги на ремонт здания, открыли сбор пожертвований. По просьбе старейшего в епархии священнослужителя архимандрита Варлаама (ныне – схиархимандрит Лаврентий) в Актаюж приехал из ближайшего храма в Коротнях игумен Никодим. Он побеседовал с населением и пришел к заключению, что церковь людям действительно нужна.
Начали закупать стройматериалы, перекрыли крышу, побелили и покрасили храм изнутри. На ремонт ушло не так много времени, проблема возникла с церковной утварью и иконами, след которых не найден до сих пор. Вернуть удалось лишь подсвечники из йошкар-олинского музея, а иконы верующие приносили свои. В общем, восстанавливали Дом Божий всем миром.
Никольская церковь в селе Актаюж вновь распахнула свои двери для верующих 6 апреля 1990 года, началась ее вторая жизнь. Чин освящения храма, по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия, совершил благочинный протоиерей Евгений Кутырев. Святую Пасху в том году прихожане встретили в обновленном храме.
С того времени и по сей день – а приходу исполнилось уже двадцать лет – богослужения здесь проводит протоиерей Василий Павловский. До этого он работал токарем на Йошкар-Олинском машиностроительном заводе, был обычным прихожанином. Более глубоко взглянул на веру уже в зрелом возрасте. Стал регулярно исповедоваться, причащаться. Его заметил отец Евгений, попросил что-то выточить для нужд храма. Так постепенно и пришел Василий Павловский в Церковь. Затем в храме Казанской иконы Божией Матери села Нурма приобретал опыт в богослужении. Сначала служил диаконом, затем стал священником и был назначен настоятелем в Никольский храм села Актаюж. Так началась для него новая жизнь.
Приход в те годы был большой – со всего района приезжали сюда на службу. Но постепенно стали открываться другие храмы: Свято-Ильинский в Килемарах, Нежнурский Никольский храм, Христо-Рождественский Ардинский, появилась Богородице-Сергиева пустынь. И прихожан стало мало. Даже трудно порой батюшке найти помощника в алтаре, ту же печь истопить. Бывает, что и в нетопленном помещении приходится служить. В последнее время батюшке в алтаре помогает И.М. Лашманов, много сил и труда приложивший к восстановлению церкви, а сегодня являющийся ее старостой.
Конечно, надеется отец Василий на лучшее: что прихожан будет побольше, можно будет колокол приобрести, алтарь обновить, купол принарядить, да мало ли чего еще надо…
А пока, несмотря на возраст – батюшке 74 года, на серьезную болезнь, службы в храме совершаются регулярно. И многие находят здесь себе утешение.
Лидия Градинар.
Епархиальная жизнь
С ЗАБОТОЙ О ДЕТЯХ
25 марта 2010 года Министерство образования РМЭ совместно с Йошкар-Олинской и Марийской епархией провели республиканскую научно-практическую конференцию «Роль личности педагога в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка».
Многолюдно было в этот день в Общественно-политическом центре столицы республики. На мероприятие собралось свыше пятисот специалистов: руководители и преподаватели общеобразовательных и воскресных школ, священнослужители, общественные деятели. Прозвучали приветствия от правительства Республики Марий Эл и архиепископа Йош-кар-Олинского и Марийского Иоанна.
На пленарном заседании были заслушаны доклады первого заместителя министра образования Республики Марий Эл Н.В. Ефремовой «Роль личности педагога в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка», руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерея Вячеслава Ершова «Путь учительства как путь возрождения своей души», заместителя директора по воспитательной работе Пектубаевской средней школы И.И. Блиновой «Возжигание души ребенка как основа духовно-нравственного воспитания».
Затем работа продолжилась по тематическим секциям: «Духовно-нравственное воспитание в контексте программы «Истоки», «Роль учителя-филолога в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения». Также были рассмотрены вопросы преподавания программ по духовно-нравственному воспитанию в системе среднего и профессионального образования, в дошкольных учреждениях, вузах.
Пресс-служба епархии.
Домашняя Церковь
СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
Эту неунывающую женщину всегда можно видеть рядом с супругом – настоятелем Петропавловского храма села Кузнецово Горномарийского района протоиереем Иоанном Захаровым. Вместе они уже более тридцати лет. И всегда в окружении детей. Впрочем, это и немудрено – в семье Захаровых их девять и одиннадцать внуков.
Трое старших дочерей – Мария, Зоя и Екатерина – уже замужем, и мужья у них тоже священники. Анастасия – регент, а Анна еще только учится на регента. Учится и сын Никифор – в семинарии, Иван служит в армии. И только две младшие дочки, Лия и Ксения, пока живут с родителями, учатся в школе. Глядя на эту дружную семью, невольно возникает вопрос – как удалось воспитать, вывести в люди столько детей? Ведь жизнь на селе, как известно, не легка. А тут еще муж – священник, значит, принадлежит уже не себе, семье, но храму. Да и жена ему здесь должна быть помощницей. Как на все у матушки хватает сил и времени?
– Матушка Анфиса, откройте секрет, в чем залог счастья семейного? Чтобы дети родителей почитали и слушались, друг к другу тепло относились?
– Думаю, главное – серьезность в воспитании, причем с первых же месяцев жизни ребенка. Вот младенца кормят, а он начинает баловаться: щипать мать, по лицу стукать, словно играючи, но надо это сразу пресекать. Я так всегда делала, как меня мама учила. Так понятие о порядке приходит с молоком матери. К этому надо серьезно относиться, не надо смеяться, позволять ребенку баловаться: потом трудно будет исправить, у него это в привычку войдет. И позже, когда подрастут, не надо давать детям послабление, оставлять без замечания грубо сказанное матери или отцу слово. Основа жизни нашей – пятая заповедь: чти отца и мать, и благо будет тебе на земле. Счастлив, долголетен будешь. Вот это от нас зависит, от родителей.
– А как лучше выстраивать взаимоотношения в семье?
– Из поколения в поколение главой семьи считался муж. Поэтому почитание мужа обязательно, и надо, чтобы дети видели это уважительное отношение. На этом все строится. А много детей… Научи старшего, от него уже учатся все остальные дети. У меня был только храм. Варили, стряпали – все дети.
– Традиции, конечно, надо беречь, но последние десятилетия резко поменяли нашу жизнь. Сегодня нередко можно видеть такую картину: муж без работы, пьет, а жена трудится за двоих. Как быть в такой ситуации?
– Пусть жена зарабатывает больше, но мужа все равно должна почитать. А от почитания мужа будут воспитываться дети. Если она будет пренебрежительно относиться к мужу, то и дети так будут относиться к отцу, а потом – и к матери. Скажут: «Подумаешь, деньги зарабатываешь! А отца как унижаешь…». И ничего тут уже не поделаешь.
У нас мама папу очень почитала. И мы, глядя на маму, тоже чтили отца. Мама, можно сказать, в жизни ложки не купила. Все – папа. А она всегда хвалила его, пускай даже покупка и не очень нравилась. И нас учила: если хочешь, чтобы муж о семье заботился, никогда не ругай. Пусть первый раз не понравится тебе, что принес, не показывай вида. Потом будет покупать то, что и нравится. А если ты сразу начнешь ругаться, он в следующий раз лучше с друзьями где-нибудь посидит, чтоб ругани меньше было.
Если будет в доме мир, муж-то будет идти к семье: любовь тянет. А если ругань, крики с порога начинаются, ему, конечно, домой не хочется. Он будет и к бутылочке прикладываться, и на молодых поглядывать, которые ласковее. От нас, женщин, многое зависит. Мир надо сохранить. Главное – мир и любовь в семье.
А что касается безработицы, конечно, стараться надо найти работу. Вот многие сейчас в Москву ездят, многие у нас здесь в районе фермы пооткрывали. Главное в такой ситуации – смирение сохранять. Смирение и любовь в семье. Если женщине дал Господь хорошую работу, дал силы, чтоб зарабатывала, надо радоваться, а не гордиться. И помнить: ради мужа Господь дает тебе. Нет у него работы – пусть дома убирается, на огороде работает. Нельзя мужа унижать, наоборот, его надо духовно поддерживать. Женщину украшает смирение. Когда женщина смиренная, у нее и лицо совсем другое.
– Бывает, что родители буквально слезами горькими от детей плачут, приходится от чад своих терпеть и обиды, и оскорбления. Что в таких случаях посоветуете, матушка? Как исправить положение?
– Только любовью, ребенка исправишь только любовью. Огонь огнем не потушишь и зло злом не исправишь. Конечно, будет тяжело, много времени уйдет на это исправление, если с малолетства не воспитывали, как должно. Но надо все равно со смирением, с кротостью и с любовью. И главное – молитва. Псалтирь надо читать за таких детей, чтобы исправить. А если будешь кричать, только злобу поднимешь, ненависть. Любовь со смирением любой поймет и исправится. А иначе последствия этих грехов могут сказаться на детях до четвертого поколения.
– Пострадают дети этих детей?
– Да, уже дети этих детей. Не думайте, что все бесследно проходит. Вот я так сделала, и мне легко, и мои дети благополучно живут… Подожди: их дети будут страдать. До четвертого поколения.
У нас папа всегда так говорил, учил: если хотите, чтобы вас и детей ваших не обидели – сами никого не обижайте. Чего не желаешь себе, не делай другому.
– Конечно, молиться нужно. Но вот слышишь иногда: «Молюсь, молюсь, а ничего не помогает, дети от рук отбились». В чем тут дело? Что посоветовать людям?
– Вера нужна. Если веру не дадим детям, наркомания, пьянство так и будут процветать. Все ведь от того, что не привили мы детям страх Божий.
Вот сейчас дали свободу – веруй. Но ведь у нас вера-то сегодня поверхностная. Пришли в храм – «Господи, помоги моим детям экзамен сдать», поставили свечку. Ладно, хоть кто-то еще придет потом, поблагодарит: «Господи, спасибо, что дети экзамен сдали». А некоторые и не придут, не поблагодарят.
Обычно у нас в церковь как ходят? На Вербное воскресенье – вербу домой принести, потому что «защищает от зла». За крещенской водой. За артосом, освятить куличи на Пасху. Благодатный огонь домой принести. В церковь приходим только что-то попросить: дай машину, помоги экзамен сдать. Но очень редко кто с покаянием приходит.
Мы хотим быть счастливыми, чтобы у нас все было. А мы к Богу идем? С Богом сорадуемся, сострадаем с Богом? На Успение Божией Матери, на погребение даже не хотим пойти вокруг храма. Как же будет у нас все хорошо, если знаем только «дай»?
Я как-то в храме стояла рядом с женщиной, и она всю службу молилась: «Господи, Сыне Божий, помилуй меня!» Старенькая такая бабушка, а как свечечка стоит и молится. Вот пример для нас.
Беседовала Людмила Протасова.
ВОССТАНОВИМ ХРАМ ВМЕСТЕ
В ночь с 29 на 30 марта в килемарской церкви в честь святого пророка Божия Илии произошел пожар. За несколько часов деревянный храм постройки 1905 года – украшение и духовный центр поселка – был полностью уничтожен огнем.
По просьбам прихожан и благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна церковь решено восстановить в каменном исполнении. Принять участие в возрождении храма можно, перечислив средства на расчетный счет Свято-Ильинской церкви поселка Килемары № 40703810437180101436 ОСБ Марий Эл № 8614 г. Йошкар-Ола. Частные лица могут передать пожертвования на восстановление храма через бухгалтерию епархиального управления по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27 (дом купца Пчелина).
Настоятель и прихожане церкви выражают глубокую признательность всем уже оказавшим поддержку приходу в это нелегкое для него время.
Пресс-служба епархии.
Епархиальные вести
ВОССТАНОВЛЕН ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
В Лазареву субботу в Йошкар-Оле архиепископ Иоанн совершил чин великого освящения главного престола Воскресенского собора. Это событие без преувеличения стало знаменательной вехой в истории города. Многие годы храм, сыгравший важную роль в становлении края, был связан невидимыми духовными узами с жителями Царевококшайска, являлся средоточием духовной жизни марийской земли. И вот теперь святыня восстановлена в новом облике.
У Воскресенского храма богатая история. Первая деревянная соборная церковь действовала в Царевококшайске уже в XVII веке, каменный Воскресенский собор был воздвигнут на месте прежнего храма в 1759 году. Он имел три престола: главный – в честь Воскресения Христова, правый придел во имя святого мученика Феодора, левый – Покрова Пресвятой Богородицы. С юго-западной стороны к храму примыкала четырехъярусная колокольня. На ней располагалось шесть колоколов, самый большой из них весил 3,2 тонны.
В главном иконостасе церкви размещалось 35 икон. Среди святынь храма особо почитался образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен. Храм имел богатую утварь, неплохую библиотеку. К приходу относились деревни Гомзово, Коряково, Березово, Мышино, Медведево, Аленкино, Чихайдарово, а также часть верующих Царевококшайска. К собору были приписаны кладбищенская Тихвинская церковь, тюремная церковь в честь святой великомученицы Варвары (с 1910 года), а также 8 часовен.
В советские времена большая часть церквей в Йошкар-Оле была утрачена. Последним – уже при Никите Хрущеве, в 1961 году, – разрушили Воскресенский собор. Об этом еще помнит старое поколение горожан, многие из которых крестились и венчались в Воскресенском храме. Сегодня столица республики вновь обрела собор Воскресения Христова, уже в новом облике. Построенный в традициях русского каменного зодчества, он гармонично вошел в архитектурный ансамбль Кремля. Сегодня собор имеет два придела: главный – в честь Воскресения Христова и нижний – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восстановление архитектурных жемчужин, которые некогда украшали город и придавали ему неповторимый вид, ведется в соответствии с президентской программой «Наследие». Особая роль в этом принадлежит президенту республики. Не случайно Леонид Игоревич присутствовал на торжественном событии в Воскресенском соборе.
Накануне освящения храма архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн отметил особую значимость предстоящего события. «Мы видим, – сказал он, – как в величии и славе воссоздан Воскресенский собор. Это знак духовного воскресения Марийского края. В нем снова забилось сердце. Надеемся, что восстановим не только память, но и невидимые духовные узы, которыми мы связаны с прошлыми поколениями».
Богослужения в соборе будут совершаться пять дней в неделю: со среды по воскресенье. Начало утренней службы – в 8.00, вечерней – в 16.30.
Валерий Кузьминых.