|
Почтовый адрес для писем:424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27. e-mail: mariortho@gmail.com |
|
|
"М. ВЕСТНИК". ДЕКАБРЬ. (№ 155)
Содержание:
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
И педагогам есть чему поучиться!
Совершены хиротонии
Духовные водители общества
С чего начинается Родина
Жизнь в духе и истина
Любушка-голубушка
Старцы познаются сердцем
Икона из древней обители
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАРОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии
Верую… в Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася... Символ веры.
Христос Рождается! Великий и светлый сегодня день, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал: «Вот наступает праздник, важнейший из всех: кто и назовет его началом всех праздников, тот ничуть не согрешит».
Ныне родился Христос, «возсия мирови свет разума». «Нас ради», «нашего ради спасения» Бог сошел на землю, чтобы земные люди вознеслись к Богу. «Тот, Кто есть сияние славы Отца, образ ипостаси Его, образ милости, ради нашего спасения умалил Себя, воплотился и родился от Девы» (свт. Григорий Богослов). «Народ, ходящий во тьме», увидел «свет великий» (Ис. 9, 2), сбылись тысячелетние пророчества, звезда Вифлеемская отныне светит каждой человеческой душе, ведя нас ко Господу, ведя от тьмы к свету, от горя к радости, от греха к праведности.
В сегодняшнюю ночь Святая Церковь зовет нас перенестись мысленно в ту далекую и очень близкую Вифлеемскую ночь, которая возвестила миру тайну Боговоплощения. Сын Божий явился на землю, чтобы открыть людям Бога, чтобы добровольно взять на Себя грех всего человечества и умертвить его в Своем теле на Голгофском Кресте, чтобы примирить человека с Богом Своей, искупительной за грех, смертью, чтобы Своим славным воскресением из мертвых оживить человека к новой безгрешной жизни и Своим вознесением к Отцу Небесному сделать возможным возвращение к Нему всех, кто этого желает.
Рождество Христово — эта величайшая тайна, непостижимая для ума человеческого, о которой ежегодно напоминает нам рождественское богослужение: «Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, престол Херувимский — Дева, ясли — вместилище, в них же возлеже Невместимый — Христос Бог!» (ирмос 9-ой песни).
Однако стоит вспомнить, что великое таинство совершилось в убогих яслях среди животных: не в человеческом доме, окруженная сочувственной заботой и лаской, а в вертепе родила Мария Христа. И как закрылись перед Ней и праведным Иосифом двери многих домов, так и двери наших душ могут закрыться перед Господом. Как Ирод повелел уничтожить Вифлеемских младенцев, чтобы убить Бога, так и каждый из нас грехом убивает Бога в своей душе. Мы забываем, что слова «нас ради… и нашего ради спасения» соединяют нас со Христом неразрывными узами.
Вся наша жизнь должна быть как бы непрерывным богослужением, воплощением апостольских слов: «будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1, 15). Мы должны помнить неложное обещание Господа, которое Он дал нам, утверждая в нас надежду — быть со всеми нами до скончания века. Господь воистину со всеми нами во все времена. Для осуществления этого Он основал на земле Свою Святую Церковь и установил таинство Святой Евхаристии, в которой заключена Его сакраментальная (таинственная) реальность.
Мы знаем и верим, что в любой точке мира, где совершается Святая Евхаристия, нам даруется подлинное присутствие Христа Спасителя, даруется жертвенная нетленная пища для нашего нынешнего странствия к вечному Граду.
Человек вправе выбрать жизнь с Богом в Святой Православной Церкви или пребывать во тьме греховной, выбрать между жизнью и смертью, любовью и ненавистью, обновлением и растлением. Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, во Христа облеклись (Рим. 6, 3; Гал. 3, 27). Однако, чтобы действительно умереть для греховной жизни, действительно воскреснуть во Христе, нужно свое сердце сделать Вифлеемской пещерой.
Лелея в своем сердце ново рожденного Христа, смиренно радуясь и дивясь Ему вместе с волхвами и пастухами, каждый должен помнить, что человек может быть радостью или страданием для Всеблагого. Откроем же глаза и увидим свет Вифлеемской звезды, принесем вместе с волхвами дары Спасителю и Владыке своему. Дары эти — вера, надежда и любовь, которые в наше время особенно важно иметь в сердце. Будем стараться, чтобы праздник Рождества Христова случался не раз в году, а длился на протяжении всей нашей жизни.
День Рождества Христова — день великой радости и благоволения: да не будет никто мстительным и жестоким! «Ныне Бог пришел к грешным — да не возносится праведник перед грешным!.. Ныне мы получили дар, которого не просили, будем подавать милостыни тем, кто обращается к нам…
Нынешний день отверз небесные двери молитвам нашим, откроем же и мы эти двери тем, кто просит у нас» (прп. Ефрем Сирин).
Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, с Рождеством Христовым и Новолетием. Призываю на вас благословение нас ради рождшегося Христа Жизнодавца.
Рождество Христово 2009/2010 г. Йошкар-Ола
Епархиальные вести
И ПЕДАГОГАМ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
В 13 школах Горномарийского района с начала нынешнего учебного года преподают «Основы православной культуры».
Новый предмет изучает около 700 школьников под руководством 24 преподавателей. Итог первой учебной четверти, ставшей начальным этапом преподавания Православной культуры в школах района, в целом принес позитивный результат. Предмет вызывает живой интерес не только у детей, но и у их родителей.
Кому непросто, так это преподавателям нового предмета. Дело это новое, неизведанное, порой не хватает знаний и опыта, да и сама методика преподавания проходит обкатку. Как говорится, есть чему поучиться не только школьникам, но и самим преподавателям. Благо, возможность для этого у них есть.
В октябре и ноябре были проведены два плановых семинара. В них приняли участие преподаватели, обучавшиеся на летних курсах в Православном центре, к которым присоединились педагоги, желающие стать слушателями повторных курсов. К слову, некоторые из них уже преподают «Основы православной культуры» в своих школах.
На первом семинаре в основном обсуждались организационные вопросы. Как начать преподавание Православной культуры в школах? Сколько в наличии учебников и где их дополнительно заказать? Рассматривались варианты формирования учебных групп, отношение к нововведению педагогических коллективов и родителей учеников, вопросы оформления необходимой документации и т.д. Не остался без внимания и сам учебный процесс. В частности, наметили график посещения первых открытых уроков (по желанию самих преподавателей — «первопроходцев»).
Эти открытые уроки, проведенные в «окошке» между вторым и первым семинарами, состоялись в Красноволжской (преподаватель — П. Перов), Усолинской (Ф. Фомина) и Пайгусовской (О. Гошля) школах. Они позволили выявить немало нюансов, ставших предметом дискуссии и заинтересованного обсуждения на втором семинаре, посвященном методическим вопросам преподавания, анализу уроков и обмену опытом.
Живое общение, обсуждение волнующих тем, ответы священника на вопросы учителей — всем этим в избытке были наполнены осенние семинары. А в завершение их состоялась паломническая поездка преподавателей в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, к покровителю учащих и учащихся — преподобному Сергию Радонежскому.
Гликерия Казакова, Козьмодемьянск.
СОВЕРШЕНЫ ХИРОТОНИИ
22 ноября архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова г. Йошкар-Олы в сослужении клирика Вознесенского собора иерея Владимира Камышева. За богослужением в сан иерея был рукоположен диакон храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка Евгений Шатров, а в сан диакона — студент 5 курса Московской Духовной семинарии Виктор Умрихин. После Литургии архипастырь поздравил ставленников с принятием сана, указав на высоту и ответственность священнического служения. Сорокоуст иерей Евгений и диакон Виктор будут проходить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка.
Андрей Тимаков.
Воспитание и образование
ДУХОВНЫЕ ВОДИТЕЛИ ОБЩЕСТВА
Не многие делайтесь учителями…» (св. апостол Иаков).
Учительство — особое служение. «Педагогика» с греческого переводится как «детоводительство», то есть совместный путь учителя и ученика. На этом пути педагогам может помочь опыт русских святых, которые исстари были носителями лучших идей и стремлений своего века. К их авторитетному голосу в России прислушивались все, почитая их духовными водителями общества.
Богата святыми угодниками наша земля! Здесь преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, угодник Божий преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Так, Иоанн Кронштадтский отдал педагогической деятельности 32 года. Этот широкоизвестный и глубоко почитаемый на Руси еще при жизни святой отец, говоря о воспитании детских душ, имел вполне определенные взгляды на преподавание.
В своих обращениях к педагогам отец Иоанн напоминал не только онеобходимостивоспитания достойных христиан и о «горении, души» воспитателя, но и настаивал на том, чтобы учителя всякий раз тщательно и вдумчиво готовились к урокам. При этом имелось в виду не только углубление профессиональных знаний, но и работа над совершенствованием педагогического мастерства, и, конечно же, особый душевный настрой. К слову, сам святой был в этом ярким и достойным примером.
Великим, многотрудным и чрезвычайно ответственным называл отец Иоанн служение педагога, ведь «граждане вверяют нашему попечению и руководству то, что для них есть самого драгоценнейшего в жизни — детей своих, эти как бы сердца свои, и их взоры с надеждою устремлены на нас».
Не было таких учеников у Иоанна Кронштадтского, которые не впитывали бы в душу содержание его бесед. Внимание батюшки было направлено не столько на запоминание, сколько на то, чтобы «пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа». Этого он и старался достигнуть чтением Священного Писания.
Изучение педагогического опыта и взглядов на образование отца Иоанна, безусловно, будет полезно и школьным учителям XXI века. Священник — профессор Глеб Каледа, определяя задачи и формы работы по приобщению детей к православным традициям в современных условиях, указывал, что дореволюционный опыт православного просвещения фактически утрачен. Прервана связь поколений, изменились условия жизни, стиль мышления, духовно-религиозный и нравственный уровень населения страны.
Общение педагога и школьника должно побуждать подростков к активному поиску духовного смысла жизни. Достижение так называемого «глубинного педагогического общения» позволяет ненавязчиво передавать детям опыт старшего поколения. Как точно заметила писательница и философ Татьяна Горичева, «если перед человеком раскрыть глубину и богатство русской духовности — это сделает его причастным традиции не по политическим мотивам, но по велению души, по внутренним сердечным побуждениям».
Светлана Поздеева.
На приходе
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Во многих селах сегодня строят, восстанавливают храмы. С ними нередко возрождается и сельская жизнь. Но мало кто представляет себе, чего это стоит, какими силами делается. Ведь из деревень народ перетекает в города, и само желание что-то возрождать, да и просто жить на селе, вдали от городских удобств, может показаться странным. Мой короткий рассказ — о сельском батюшке, настоятеле нежнурского Никольского храма священнике Михаиле Репине. Да простит меня отец Михаил, что, вопреки его желанию, решилась рассказать о нем. Уж очень мне хотелось, чтобы о молодом батюшке, его жизни на приходе узнали многие.
Не сразу он стал священником. Родом — из деревни Павлово Санчурского района. Три курса отучился в Марийском Политехническом университете, но по велению души оставил его, а сейчас учится в Московской Духовной семинарии, служит в Нежнурской церкви.
Вот уже четыре года отец Михаил вместе с матушкой Екатериной, тремя детьми живет в селе Нежнур. Отремонтировав для жилья бывший детский сад, благоустроил территорию, построил баньку, завел трех коз, определив им место в старой баньке. Кстати, хотя и говорят, что Церковь всегда жила за счет прихожан, но в нынешнее время надеяться только на это нельзя: живут на селе бедно. В Нежнурском поселении 156 дворов, в них содержатся 116 голов крупного рогатого скота, Афонский старец Паисий говорил: «Смягчающие вину обстоятельства есть у всех грехов, но не у несправедливости — она собирает гнев Божий. Как это страшно! Те, кто несправедливо поступает с другими, собирают огонь на собственную главу. Люди совершают какую-то несправедливость, и вот умирают их близкие, но они не могут уразуметь причину этого. Но как могут преуспеть люди, совершающие столько несправедливостей? Совершая их, они дают диаволу права над собой, 88 свиней, а коз — 147 голов. Вот и задумал отец Михаил неподалеку — в деревне Песочное, что в полутора километрах от Нежнура, — в пустующем заброшенном здании обустроить овчарню. Теперь в ней мирно уживаются 12 овец. Земли и травы в округе для них хватает.
Вот только техники у батюшки нет, и вряд ли будет. Но свет не без добрых людей: помогают земляки. Сено для овец с их помощью припасено в достатке. А там — как Бог даст.
Конечно, заботы семейству прибавилось: вставать приходиться раненько и поздно на покой отправляться, пока не приведут в порядок всю живность. Сноровки отцу Михаилу хватает — закваска у него деревенская. А занялся он хозяйством, чтобы дети были сыты. Батюшка с матушкой считают, что дети их будут расти трудолюбивыми, добрыми. Это поможет им крепко стоять на ногах.
Не буду говорить, как живет сегодня приход церкви села Нежнур, какие у них проблемы, дела, подвижки по восстановлению храма, но после службы, как правило, отец Михаил зовет приезжих к себе: угоститься козьим молочком, творожком со сметанкой.
Радостно мне, что ближе смогла познакомиться с одним из тех, на ком деревня наша российская держится. Я далека от желания рисовать здесь идеальную картину. Но вот если бы в каждой деревне были такие примеры! Ведь благополучие государства начинает складываться с семьи.
Лидия Градинар, Килемары.
Страницы истории
ЛЮБУШКА-ГОЛУБУШКА
Схимонахиня Магдалина (Зыкова)
Старшему поколению оршанцев имя Любушки хорошо известно. А уж о православных и говорить нечего — Любушку-голубушку, как еще при жизни прозвали ее в народе, чтут и почитают. Десятилетия богоборчества не смогли вытравить народную память об этой удивительной женщине.
Кто же она такая, Любушка? Ответить на этот вопрос во многом помогает недавно отыскавшаяся небольшая брошюра «За что мы любили Любоньку?», изданная в 1911 году в Вятке.
ДЕТСТВО
По сведениям, приведенным в этой брошюре, родилась Любушка в деревне Клименки (Суханово) Даровского прихода, что в бывшем Котельничском уезде Вятской губернии (ныне это территория Даровского района Кировской области) в семье крестьянина Михаила Зыкова и жены его Параскевы (Прасковьи). Исходя из этого, можно воспроизвести ее фамилию, имя и отчество — Зыкова Любовь Михайловна.
Мать ее умерла вскоре после родов, а когда ей было года полтора, отец оставил дочурку. Так что родителей Любушка не помнила и воспитывалась у деда по матери — Кривошапкина. А поскольку был он в весьма почтенном, за сотню лет, возрасте, то нянчился с ней дядя, который очень любил ее. Только вот из-за него-то и сделалась она калекой. Возвратившись однажды домой немного навеселе, дядя стащил сонную девочку с полатей — поздороваться. Как ни уговаривала его мать оставить ребенка в покое, не помогло. С испуга у Любушки отнялись руки и ноги — сделались как плети. Целый год пролежала она без движения. Но Господь сжалился над ней, дав возможность ходить с костылем. И все же ноги она ставила не прямо на ступню, а боком и оттого хромала.
Дядя всю жизнь чувствовал себя виноватым перед ней и брал с собой всюду. Но эта забота порой оборачивалась бедой. Немало случалось несчастий, только Господь хранил Любушку.
Однажды дядя посадил ее, пятилетнюю, на лошадь, связав ноги под лошадиным животом, чтоб не упала, и стал возить навоз. Лошадь чего-то испугалась и понесла. Девочка упала на оглоблю и болталась до тех пор, пока лошадь не поймали. После этого дядя стал садить ее не привязывая.
При бороновании девочке приходилось сидеть на лошади или на бороне. Раз оказалась она под бороной, но, к счастью, близко оказался пенек. Борона зацепилась за него и приподнялась, и Любушка осталась невредима.
Провожала корову на выпас она, сидя на ней. И вечером возвращала так же. Припрячет в обед кусочек хлеба, а когда пойдет в лес за коровой, подманит ее хлебом к пеньку да с него и оседлает. И до того они с коровой привыкли друг к другу, что когда надумали хозяева корову продать, то покупатели дивились этой дружбе и отказывались от коровы. Обнимет Любушка корову за шею и плачет, а та в ответ жалобно мычит.
Дома ей приходилось много шить, прясть, ткать, нянчиться с детьми. При дяде жилось ей сносно. Но когда он умер, тетушка ее не баловала. Однажды зимней ночью, за что-то рассердившись, прогнала босую девочку на мороз. Бедная сирота выпросила у соседей кудели и тряпок и сшила себе немудреную обувь.
Доводилось ей и милостыню собирать. Один богатый сосед сжалился над ней и хотел взять себе в дети, но бабушка не соглашалась расставаться с ней. Тем не менее добрый сосед не упускал случая, чтобы приласкать при встречах сиротку.
ЖИЗНЬ «В ЛЮДЯХ»
Однажды приехала к ним из соседнего села просфорница и стала звать Любушку в гости. Бабушка отпустила, и с тех пор они больше не виделись. Даже на бабушкиных похоронах Любушка не побывала, и она об этом всегда сокрушалась.
От просфорницы ее взяли к батюшке в няньки. Жилось ей здесь хорошо. Была она услужливой, ласковой, и ее любили как свою. Потом батюшка с семьей переехал в село Шулку Яранского уезда (ныне Оршанского района), и няньку-сироту они взяли с собой. Здесь матушка стала слаба здоровьем, и Любушке приходилось управлять всем хозяйством.
После кончины батюшки с матушкой ее увез к себе в деревню Солонер, что близ Шулки, один богатый крестьянин — прясть шерсть, на что она была большая мастерица. А отсюда волостной старшина Фурзиков пригласил ее в село Ернур (ныне село Великополье Оршанского района) как белошвейку — шить приданое дочерям. Здесь Любушка еще больше прославилась своим рукодельем. Много приходилось вышивать в гладь и прорезь — на это в то время был очень большой спрос. Как редкую рукодельницу, ее приглашали шить верст за 80 в Казанскую губернию.
За ценой Любушка никогда не гналась. Накормят-напоят, приголубят — и ладно. И в прислугах жила бесплатно.
В Ернуре при помощи старшины Фурзикова на его ободворице поставила она келью. Занялась огородом, да калачи на продажу пекла. Приходилось ей и просфорничать при здешнем Богоявленском храме.
Полюбил ее народ и стал в келью ходить. Из-за этого начались у Любушки неприятности с батюшками и гонения через полицию. Дело доходило до суда, и целое лето она была вынуждена скрываться на подволоке (чердаке) у Фурзиковых.
В конце концов решила уехать из Ернура. Просилась жить в село Кучку. Только Господу, видимо, было угодно устроить ее в Оршанке.
В ОРШАНСКОМ ПРИХОДЕ
Прибыла она сюда уже шестидесятилетней седенькой, горбатенькой и хроменькой старушкой. Облюбовала местечко около церкви, на огороде заштатного волостного писаря Николая Ивановича Громова, и стала проситься с кельей.
В один из ее приездов в Оршанку оказался здесь протоиерей Поликарп Матвеевич Кувшинский (прибыл он тогда в Оршанку в последний раз и спустя полгода скончался). По душе пришлась Божья старушка маститому старцу и посоветовал он своему зятю, отцу Василию Александровичу Тихвинскому, приютить ее: «Пригодится она вам при устройстве церкви» (тогда в Оршанке как раз началось возведение холодного каменного храма). Так оно и вышло.
Шли годы. Многие жители села при Любушке родились, росли, семьями обзаводились. И смолоду привыкли считать ее свидетельницей всех своих радостей и печалей. А она жила себе да жила в своей келейке. Только от Громовых перенесла ее на другую сторону церкви. Крестьянин Павел Абрамович Васенин подарил ей участок земли. Здесь она устроила маленький садик и образцовый огород, служивший ей главной доходной статьей. Особенным вкусом отличалась ее капуста, потому на семена был большой спрос.
СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ. ДУХОВНЫЕ ДАРЫ
Люди чтили Любушку, шли к ней за помощью. Об этом в свое время писали даже губернские «Казанские вести»: «Попадет ли кто в беду или не знает, как выйти из нее, постигнет ли кого болезнь — все идут к Любушке и получают совет, как и что им делать, или несут от нее целебные травы…».
Трав целебных было у нее много. Собирала она их в лесу и в поле, некоторые в саду своем разводила. Могла дать дельный совет не только насчет огорода, но и когда лучше начинать сев озимых, яровых и прочего в земледелии. Для многих было привычным просить ее благословения перед началом полевых работ. Не поведется, прихворнет или потеряется скотинушка или птица домашняя — по молитвам Любушки все наладится. Даже если хлеб в печи не удается — отнесут ей стряпни, и все пройдет.
Некоторые из приезжих торговцев во время местной ярмарки любили приглашать ее за прилавок, веря в ее счастье.
Носила она все дареное. Из своих денег грошика на себя не любила тратить. Питалась тоже в основном подаянием: кто чаю, кто сахару, кто хлебца ей принесет. Только молочко и яички были свои, и избыток их она тоже превращала в деньги.
Привлекала людей Любушка своим живым ясным умом (иногда была замечательно шутлива и остроумна), по-детски простым сердцем, житейским опытом, начитанностью. Грамоте она выучилась довольно поздно — в возрасте около 40 лет, но перечитала множество божественных книг. Всегда и всем напоминала она, что за врагов надо молиться, обиды прощать, скорби переносить терпеливо: «Без терпения нет спасения». Могла поспорить с раскольниками. Всегда заступалась за духовных отцов, говоря: «Не осуждать, а молиться мы должны за них. Кто осуждает, тот и грех на себя принимает. Чей грех, того и ответ». Язычествующих мари заставляла ходить в церковь и говеть.
Известно несколько случаев ее прозорливости. Однажды, к примеру, наведался к ней некий вольнодумец (в брошюре он назван «революционером»), мучимый тоской и душевной пустотой. Пришел с приятелем. Сначала спросил, посоветует ли она ему ехать учиться в Вятку или остаться портным. Любушка ответила: «Нынешнее-то учение больно много народу губит. А некоторые книжки надо бы вовсе сжечь».
Потом, обращаясь к товарищу портного, и говорит: «А не знал ли ты архиереюшка Никона? Уж как ругали-то его, ругали, да вот и убить надумали. Мне больно его жалко, все и плачу об нем». Оказалось, что у портного и книжки были запрещенные, и в заговоре против архиерея Вятского во время его приезда в одно из сел Яранского уезда он принимал участие. Про книжки он сам сознался Любушке, а про архиерея рассказал товарищу на квартире. Только Любушка, оказывается, все это провидела.
Однажды у одной жительницы Оршанки пропала корова-кормилица. Заплаканная женщина пришла к Любушке. Та помолилась и сказала, что корова отыщется, и даже указала где. И все вышло по ее слову.
ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНИЦА
Очень любила она благолепие храма. Вся роскошь его была делом ее рук, через которые проходили немалые деньги. И ее трудовая копеечка, и лепты ее почитателей служили одной цели. Каждый раз во время приезда вятских владык отец Василий Тихвинский представлял им ее как благотворительницу храма, и она всегда удостаивалась просфоры и ласковой беседы. Высокопреосвященнейшему Алексию (Опоцкому — Ред.) она сама как-то принесла в дар два огурчика от своих трудов: «Нако тебе, батюшка-архиереюшка, от меня гостинца!» Владыка ласково ее поблагодарил, посадил рядом с собой на диван и долго беседовал.
Особая дружба была у нее с архиепископом Казанским Антонием (Амфитеатровым — Ред.). Гостила Любушка у него не раз. В последний свой визит к нему получила из рук Владыки икону Почаевской Божией Матери. Образ этот она особенно чтила и вообще советовала людям искать руководительства у Царицы Небесной.
Лицо у Любушки было очень симпатичное, глаза живые и умные, волосы белые и мягкие. При своем худеньком и слабеньком тельце прожила она более ста лет. Зубы почти все выпали, но в девяносто лет три зуба выросли вновь.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И КОНЧИНА ПОДВИЖНИЦЫ
Соборовалась она за всю свою жизнь раз пять, а причащалась часто. Когда смогала, сама ходила в церковь, а не стало силы — ездила в особой тележке. По ступеням ее поднимали на руках. В храме на сундуке стоял ее стульчик, на котором она и сидела всю службу. В последние годы жизни была не в силах выслушивать всю обедню, и тогда причащалась у себя в келье. Трудно ей становилось и помногу разговаривать с народом.
Года за четыре до смерти она выпросила позволения выкопать у себя в саду, напротив алтаря, могилку. Каменщики выложили ее изнутри кирпичом, а сверху сделали свод. Гробик тоже был готов — самый простой, некрашеный, он стоял у нее на подволоке. И когда умирала, не велела его красить.
Последние годы жизни часто хворала, а за два дня до кончины совсем слегла и не в силах была повернуться. Скончалась тихо. И до самой кончины была в здравом рассудке и разговаривала. Особенно трогательно прощалась со своей прислужницей Маврушкой. Пожелала поцеловаться со всеми, кто был тогда в келье: «А когда умру, в губы не целуйте и лицо закройте». И только тут открылось, что была она в тайном постриге схимонахиней с именем Магдалина.
Отошла она ко Господу 31 октября (по новому стилю 13 ноября) 1910 года под звон колокольный при встрече вятских икон.
НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ
Место упокоения Любушки было окружено всеобщим почитанием. Сюда все время шел народ, здесь постоянно горела лампада.
Не прошло и десятка лет после кончины подвижницы, как в жизни Русской Православной Церкви настало время тяжких испытаний, особо усугубившихся в 30-е годы минувшего века. Оршанский храм подвергся варварскому разрушению, стопудовый колокол, приобретенный на средства Любушки, безбожники сбросили с колокольни. До зимы колокол стоял около церкви, а затем его увезли на санях, разбили на куски и переплавили.
Несмотря на все гонения и запреты, место погребения Любушки оставалось почитаемым. В 60-е годы было отдано распоряжение сравнять могилу с землей. Говорят, рабочие хотели оторвать плиту, закрывающую гроб, и выбросить останки Любушки, однако все их усилия были тщетны. Еще рассказывали, что рабочий, который хотел разбить плиту, вскоре обезумел и ослеп.
Сегодня на могилку, как и прежде, идет народ. Вновь теплится здесь неугасимая лампада. 13 ноября 2009 года, в день упокоения Любушки, в Оршанском храме вновь, после 70-летнего перерыва, прошла заупокойная Литургия и был отслужен молебен на ее могилке.
Мир праху твоему, блаженная старица Любушка — схимонахиня Магдалина, и вечная тебе память! Помолимся мы о тебе здесь, а ты не забудь нас пред Престолом Господним.
Николай Кропинов.
СТАРЦЫ ПОЗНАЮТСЯ СЕРДЦЕМ
ДАР БОЖИЙ, ДАР РЕДКИЙ…
Четкое определение понятию «старец» дать очень сложно. Раньше так называли опытного монаха, достигшего высот духовной жизни. Как правило, у каждого молодого монаха был наставник — старец, бывший его духовным отцом.
Старцы обычно не имели священного сана — монашество в древности считалось несовместимым со священническим служением. Позднее стали постепенно появляться монахи, облеченные саном.
Понятие старчества на Руси появилось довольно поздно: был преподобный Серафим, Оптинские старцы… Даже преподобного Сергия Радонежского в годы его жизни старцем, в нашем понимании, еще не называли, хотя суть была та же: старцы — это подвижники, достигшие высот духовной жизни и имеющие дар различать волю Божию.
Старцы обычно имеют дары рассуждения и прозорливости. Это редкие Божии дары, поэтому подобных людей — считанные единицы.
К сожалению, нынешнее увлечение старчеством приводит порой к тому, что умаляется авторитет церковной иерархии: народ ищет какого-то особенного старца, к которому и идет за советом. В этом таится большая опасность. Ведь епископы и священники имеют вполне определенное поставление от Церкви, а сегодняшние старцы появляются по большей части без всякого призвания от иерархии. Авторитет здесь создает народная молва: из уст в уста передаются рассказы о чудесах прозорливости какого-либо человека, и люди толпами устремляются к нему. И не задумываются, что подобное увлечение может быть и ложным.
Как сказал один мой знакомый епископ — «беда не в том, что у нас святых не почитают, а в том, что обычных людей делают святыми».
Действительно, возникло даже такое понятие, как «лжестарчество»: очень уж много появилось так называемых «старцев» и «стариц», которые принимают людей, дают множество советов, зачастую противоречащих друг другу. Так что духовники сегодня сталкиваются с проблемой — благословлять ли верующих ехать к подобному «старцу», о котором сам духовник ничего не слышал, а народ туда валит толпами…
Другая проблема нынешнего времени — так называемое «младостарчество». Видя огромный авторитет старцев, многие священники и монахи тоже начинают именовать себя «старцами», будучи еще молодыми и не имея к истинному старчеству никаких духовных оснований. Они часто дают неправильные советы, выражая не волю Божию, а собственную точку зрения. Так что большой вопрос — как же узнать истинного старца?
Мне посчастливилось общаться с некоторыми из известных старцев, великих подвижников — это отец Таврион из Преображенской пустыньки (под Елгавой в Латвии — Ред.), архимандрит Серафим (Тяпочкин) (Свято-Никольский храм поселка Ракитное Белгородской области — Ред.), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Псково-Печерский монастырь — Ред.), иеромонах Павел (Троицкий)… Каждый из них был самобытен, не похож ни на кого другого, у каждого был свой путь. Все они жили в разных местах, происходили из разных сословий, имели разный уровень образования. Сходным в их судьбе было, пожалуй, то, что всем пришлось в той или иной мере вынести тяготы тюрем, лагерей и ссылок.
ЖИЗНЬ ПОД КРОВОМ ВСЕВЫШНЕГО
Отец Таврион был человеком ярким, талантливым, с сильным и горячим характером. Смолоду он ушел в монастырь, был репрессирован и много лет провел в лагерях. Старцем он был очень строгим, даже суровым. Последние десять лет своей жизни служил священником в Преображенской пустыньке. Ежедневно, утром и вечером в одиночку проводил службы в храме, три раза в день читал проповеди, принимал огромное множество людей, которые приезжали к нему со своими проблемами. Успевал еще заниматься хозяйственными вопросами, вел большое строительство. И все это на восьмом десятке лет — такая удивительная энергия таилась в этом невысоком, худеньком, очень подвижном человеке!
Даже когда отец Таврион заболел раком в тяжелой форме, он продолжал служить и принимать народ. Поражен был пищевод — в итоге старец последние полгода ничего не ел, плоть его поддерживалась лишь Божественной благодатью…
Отец Серафим (Тяпочкин) — удивительный старец, будучи современником отца Тавриона и так же проведя много лет в тюрьмах, сильно отличался от него по характеру и темпераменту. Так, служба отца Тавриона, начинаясь с полшестого утра, проходила очень быстро, динамично: утреннее правило, общая исповедь, Литургия, затем батюшка сам всех причащал — и к обеду все завершалось, а с пяти часов вечера так же энергично он служил вечерню и утреню. У отца Серафима же службы были длинными, обстоятельными. Он до мелочей, пунктуально соблюдал церковный Устав.
К пяти утра он приходил в храм и начинал совершать проскомидию. В это время помогающий ему священник читал правило, каноны, акафисты, исповедовал прихожан. Литургия начиналась после исповеди — уже примерно в полдень. Отец Серафим стоял в алтаре у жертвенника, читал записки прихожан и за каждое упомянутое имя вынимал частицу. Записок обычно были горы, так что поминание продолжалось много часов. Люди в это время терпеливо стояли в храме и ждали. Затем так же неторопливо, методично отец Серафим совершал Божественную литургию и водосвятный молебен — часов до пяти вечера. То есть батюшка ежедневно по 12 часов подряд вел службу, не прерываясь. Бывало, что он валился с ног от усталости — из храма его выводили под руки.
Выдержать такие продолжительные службы оказывались способны далеко не все. Поэтому местные жители свой храм обычно не посещали, лишь паломники, которые специально приезжали к старцу издалека, могли (естественно, нечасто) достоять до конца богослужения. Удивительно, как хватало сил самому отцу Серафиму ежедневно совершать такой молитвенный подвиг! Объяснить это можно лишь помощью Божией…
ЛЮБОВЬ, СОГРЕВАЮЩАЯ ДУШИ
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был моложе по возрасту и в лагерях провел сравнительно немного — пять лет. У него был особенно развит дар рассуждения, я не встречал более никого, кто так, как он, мог бы рассудить любую проблему, указать решение, угодное Богу. В отличие от отца Серафима и отца Тавриона, он оставил множество писем — драгоценное духовное наследие. В них полно раскрывается его величайший дар рассуждения.
Отец Иоанн был духовником монастыря. К нему приезжало множество людей, у келии всегда толпился народ. Мне доводилось бывать у него на приеме, в келии. Посетителей отец Иоанн усаживал на диванчик, сам устраивался напротив на маленькой скамеечке и сразу начинал говорить — очень быстро, так что невозможно было слова вставить. Да он и не давал никому ничего спрашивать — говорил только сам. Удивительно, но слушая его, я вдруг ясно осознал, что говорит он именно о том, что я и намеревался спросить — такой у отца Иоанна был дар прозорливости, он видел внутренние проблемы человека. Говорил он обычно долго — по часу и более, очень уставал. И постепенно исчезали все наболевшие вопросы, душу наполняли удивительные благодать и покой. После беседы с отцом Иоанном я как на крыльях летал, чувствовал себя очищенным и облаго-датствованным.
Служил батюшка регулярно, но не так часто, как отец Таврион, например, и в основном в сослужении наместнику монастыря. Пока мог, в храме бывал ежедневно — приходил в алтарь, вынимал просфорки, исповедал.
Отец Иоанн никогда никого не осуждал — даже если люди приходили к нему с тяжкими грехами, батюшка разговаривал очень мягко, стараясь не обидеть человека и помочь найти ему выход из нелегкой ситуации… Мне удалось отыскать материалы о начале священства отца Иоанна. По его житию видно, что он от рождения был избранником Божиим. Как только он стал священником, в народе пошла молва о том, что в Москве появился «святой батюшка». Служил он тогда в Измайлове, туда стали стекаться толпы людей: по молитвам отца Иоанна происходило множество чудес. Прихожан привлекала его прозорливость и, конечно, удивительная, божественная любовь, согревающая людские сердца. Народу на службы собиралось так много, что люди не вмещались в храм, стояли на улице.
Такая известность и авторитет вызвали настороженность властей. В итоге в 1950 году отца Иоанна арестовали. Но даже в лагерях, в нечеловеческих условиях, среди греха, он, как ангел, выделялся своей внутренней чистотой и светом. По воспоминаниям современников, его невозможно было не любить: к батюшке хорошо относились все — и лагерные начальники, и заключенные, в том числе матерые уголовники-рецидивисты… Три года отец Иоанн провел в лагере в Архангельской области, оттуда по состоянию здоровья его в 1953 году перевели под Самару, в лагерь для инвалидов, расположенный в здании бывшей сталинской дачи. А еще через два года освободили.
Теперь, когда отец Иоанн скончался, люди остро осознали, какую огромную утрату понесли, какой это был удивительный, святой жизни человек.
ЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ
Надо сказать, что у каждого истинного старца есть свои особенные дары. Дар отца Павла (Троицкого) — ясно видеть волю Божию. В отличие от пространных писем-рассуждений отца Иоанна (Крестьянкина), отец Павел писал очень кратко — просто отвечал на вопрос. И в ответе этом была выражена Божия воля: как правило, пренебрежение советами отца Павла приводило к тяжелым последствиям… Дар прозорливости отцу Павлу также был дан, только старец старался его не показывать. На вопросы о будущем отвечал уклончиво: «что Бог даст, то и будет», но иногда случайно проговаривался — и все предсказанное им исполнялось до мелочей…
Отец Павел был представителем более старшего поколения — он родился в 1894 году. Служил в армии, затем стал монахом Данилова монастыря в Троицке. Первый раз был арестован в 1929 году, сидел в тюрьме, был сослан в Казахстан. Вернувшись из ссылки, через пять лет вновь был арестован и отправлен в лагерь в Сибири. Там он, имея слабое здоровье, выжил чудом: в лагере даже были оформлены документы о его смерти. На самом же деле отец Павел, выйдя из заключения, уехал в глухую деревеньку Тверской области и там под другим именем прожил еще 50 лет — до самой своей кончины в 1991 году.
Опасаясь новых арестов, вначале он жил в полном затворе, затем дал знать о себе самым близким людям. Принимал у себя очень немногих, зато вел большую переписку. Свое первое письмо отцу Павлу я отправил в 1970 году — при нелегких жизненных обстоятельствах, связанных со смертью моего духовного отца игумена Иоанна (Селецкого). У старца я просил совета — к кому идти, как обрести нового духовника. В итоге, он направил меня к отцу Всеволоду — священнику, который исповедовал и причащал отца Иоанна перед кончиной.
Когда я впервые пришел к отцу Всеволоду, он принял меня с полным доверием, сразу же пригласил в алтарь на Литургию. Я стал приходить к нему регулярно, советоваться, исповедоваться, причащаться. Именно отец Всеволод благословил меня на священническое служение. Позднее он стал много болеть, служил уже редко, я же был занят в своем храме — так что видеться мы стали редко, хотя вопросов к отцу Всеволоду у меня было множество. И тогда вновь возобновилась моя переписка с отцом Павлом — он, почувствовав на расстоянии мое смятение, сам написал мне и дал разрешение обращаться к нему за советами. То есть, когда отец Всеволод занемог, его нагрузку взял на себя отец Павел, и я с этого момента писал ему регулярно и получал ответы на любые вопросы…
«КАЖДОЕ СЛОВО, КАК ГЛАС С НЕБЕС…»
Отвечать на многочисленные письма отцу Павлу ввиду слабого здоровья было физически тяжело, к тому же ему приходилось, скрываясь от властей, соблюдать конспирацию. Письма в столицу он отправлял с посыльными, которые приезжали к отцу Всеволоду, отдавали пачку писем с ответами и забирали новую кипу посланий с многочисленными просьбами и вопросами к старцу.
Бывало, приготовишь письмо, скрупулезно, по пунктам изложишь в нем все свои многочисленные вопросы, принесешь его для отправки отцу Павлу и в это же самое время получаешь от него весточку, где — так же, по пунктам — четкие и ясные ответы на них! То есть старец отвечал, еще не получив вопроса — в то время, когда я сам еще не знал, о чем буду вопрошать. В такие моменты особо остро осознаешь, что для Бога понятия времени не существует и святые Его пребывают в иной реальности…
Отец Павел был старцем строгим, даже суровым, но при этом очень любящим. Он мог одним словом утешить, обогреть, а мог одним же словом вразумить так, что запомнишь на всю жизнь. Это удивительная власть святых людей. Мы можем тратить часы и годы, чтобы что-то растолковать: «не делай так, не поступай так, это грех» — и никакого толка не можем добиться, а отец Павел один раз написал — и как рукой сняло. Общение с отцом Павлом давало мне чувство удивительной защищенности: я знал, что можно его спросить обо всем. Получишь совет, последуешь ему — и не ошибешься. Каждое его слово воспринималось с благоговением — как глас с неба. Порой он писал мне о таких вещах, которые я никогда и никому в жизни не говорил, скрывал в глубинах души. И вдруг — письмо: ты думаешь о том-то… и вся ситуация разбирается «по косточкам», указывается, как должно поступить.
Вначале священства мне было очень трудно, я ужасался и думал: «Как я могу быть священником, когда я не знаю воли Божией? Что мне говорить людям? Меня все спрашивают, а я не знаю, что отвечать». Я так и писал отцу Павлу, засыпал его вопросами, которые не мог разрешить сам, и он часто отвечал. Так что многим моим духовным чадам посчастливилось по благословению отца Павла выйти замуж, жениться или принять священство.
Когда отец Павел был в казахстанской ссылке, он жил в городе, который теперь стал столицей Казахстана, а тогда был захолустным городком, назывался Акмолинск. В этот город ссылали духовенство. Отец Павел вспоминал, что когда он жил там, мимо его окон постоянно гнали ссыльных монахинь, священников. И вот таким образом туда попал один старец, архимандрит из Рязанской епархии. В скором времени они очень подружились с отцом Павлом. Часто беседуя, они говорили, по воспоминаниям одной женщины, «про волю Божию». И после этих бесед отец Павел стал отвечать, есть воля Божия или нет на какое-то дело. То есть этот старец его учил, как жить по воле Божией, и отец Павел довольно быстро научился. Видимо, в тех условиях, при таком подвиге, это было возможным и более естественным, чем при нашей жизни…
Вообще-то, по-моему, понятие «старец» невозможно уложить в какую-либо схему, дать четкое определение. Естественно, старцев отличает абсолютное бескорыстие — они не ищут ни материальных благ, ни чинов, ни карьеры. Вся их жизнь посвящена лишь служению Богу. Старцы познаются сердцем: чувствуешь святость, благодатность. Этого в жизни так мало, что если встретится — ни с чем не перепутаешь.
Подготовили Марина Бикмаева, Сергей Шалагин.
Епархиальные вести
ИКОНА ИЗ ДРЕВНЕЙ ОБИТЕЛИ
В течение двух недель верующие Йошкар-Олы могли поклониться чудотворному образу святителя Николая, прибывшему в нашу республику из Крупицкого Батуринского Свято-Никольского женского монастыря Черниговской епархии Украинской Православной Церкви.
Обитель была основана восемь веков назад на месте явления чудотворной иконы святителя Николая. Известно, что на месте явления была построена церковь во имя святителя, стали селиться люди, желающие жить благочестиво, и затем был образован монастырь.
В XV веке монастырь был перенесен на новое место, где сейчас и находится. Была перенесена и икона святого Николая Чудотворца, но она трижды ночью сама уходила на прежнее место монастыря в древнюю деревянную церковь. Образ святителя навсегда оставили в ней. Со временем эту церковь стали называть «церковь в скиту».
В монастыре бывали Мазепа и Хмельницкий, а настоятелем его долгое время (шесть с половиной лет) был святитель Димитрий Ростовский, автор известных житий святых. По словам матушки Феодосии, сопровождавшей икону, достоверно известно, что жития за декабрь и январь он написал, будучи игуменом Свято-Никольской обители.
Во время татаро-монгольского нашествия насельники мужественно обороняли монастырь (в то время — мужской) от захватчиков. Когда во время осады в обители закончились запасы продовольствия, монахи стали горячо молится перед иконой святителя Николая. Вскоре над монастырем появилось облако, из которого на обитель чудесно просыпалась крупа. Эту крупу защитники монастыря собирали и ели, избавившись таким образом от голодной смерти. В память о чуде монастырь с тех пор стал прозываться Крупицким. Часть этой небесной пищи сохранялась до XVIII века — вплоть до времени восстания Мазепы. Среди архивных документов 1767 года обнаружили донесение архимандрита обители Варсонофия, по словам которого «в тогдашнее де время столь множество круп с неба спало, что все могли в гладе себя довольствовать и те крупы содержаны были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы. Как по измене г. Батурин разорен, то монастырь в разорении ж был, и кем те крупы взяты, неизвестно».
Монастырь разрушали трижды — воины Батыя, солдаты Петра и большевики. В 1922 году обитель по указу властей была закрыта, а братия разогнана. Храм, братские корпуса, библиотеку, богатое и обширное хозяйство разграбили и разорили, зачастую действуя с бессмысленной жестокостью: церковную утварь, иконостасы, духовные книги изрубили, содержащихся на ферме 200 коров и волов перестреляли, а трупы несчастных животных сожгли. Величественный Никольский собор, некоторые постройки и даже кирпичную стену разобрали по кирпичику.
Когда в конце 1990-х сюда приехали две монахини, обитель лежала в руинах. За четыре года им удалось отстроить храм и даже обзавестись небольшим хозяйством. В самое тяжелое время насельниц спасали… буренки. Игумения Дорофея (Хохлова) — кандидат технических наук, в прошлом — городская жительница. Здесь ей пришлось научиться и скотинку кормить, и дрова рубить. Монастырь всегда был как государство в государстве, со своим уставом, своими законами жизни, и со своим хозяйством. По свидетельству матушки игумении, до революции он имел 200 удойных коров, теперь ей хотелось бы иметь хотя бы 50…
Вернулась в свою обитель и чудотворная икона святителя Николая. До времени она сохранялась в селе Халиманово Бахмачского района Черниговской области у благочестивой женщины, хранившей много икон из разных разрушенных храмов и монастырей. Перед смертью она отдала образ на хранение протоиерею Иоанну Пирогову из храма Воскресения Христова в Батурине. Икону святителя реставрировали в Киеве, а перед празднованием перенесения мощей святого Николая Чудотворца 19 мая 2002 года образ прибыл в обитель. С тех пор от иконы святителя стало совершаться множество исцелений.
Помолиться у старинной иконы Николая Чудотворца приезжают отовсюду. Путешествует и святой образ: за последние годы он побывал в десятках епархий Украины и России. По просьбе архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна посетила икона и марийскую землю. 17 ноября ее торжественно встретили в Вознесенском соборе Йошкар-Олы, где архиепископом Иоанном, в сослужении собора духовенства, был совершен молебен с акафистом святителю Николаю. Неделю икона пребывала в Вознесенском храме, неделю — в Успенском, и все это время, прямо с утра, нескончаемым потоком шли к ней богомольцы. Даже в середине дня, несмотря на рабочее время, здесь можно было встретить не только пенсионеров, но и много молодежи, людей среднего возраста, пришедших помолиться перед чудотворным образом, попросить помощи и заступления в бедах, скорбях и болезнях, духовно укрепиться.
В Йошкар-Оле образ святителя Николая пребывал до 1 декабря, а затем чудотворному образу смогли поклониться верующие Волжска, Звенигова и Козьмодемьянска.
Пресс-служба епархии.
|
|
|
|
1 |
|
|
|