ВОЗСИЯЙ, ВЕСНА ПОСТНАЯ
Содержание номера:
У гимназистов — новостройка.
Святым подвижницам Руси.
Крест вознесся над часовней.
Рождественский аншлаг.
В Йошкар-Олу пришла «помощь».
Наши иконы — на международной выставке.
В сотнурский Свято-Троицкий храм назначен настоятель.
Святыни из парчи и бисера.
В Татьянин день поет душа…
Судьба храма.
Битва с драконом или «О добром кино замолвите слово».
Жизнь, длиною в фильм.
«Человек, на которого я хочу быть похожим»
От Рима до Лорето
Епархиальная жизнь
У ГИМНАЗИСТОВ — НОВОСТРОЙКА
Необычное строительство развернулось в Йошкар-Оле на территории православной гимназии имени Сергия Радонежского. Здесь возводится деревянная часовенка во имя небесного покровителя учебного заведения Преподобного Сергия.
«Желание иметь часовню было у нас с самого начала,— рассказывает директор гимназии, настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МарГТУ, протоиерей Евгений Сурков.— Но только в этом году, благодаря директору фирмы «Марисеверинвест» Дмитрию Николаевичу Куклину, такая возможность появилась. Спроектировано это красивое архитектурное сооружение под руководством Юрия Афанасьевича Пенкина. Они очень удачно воплотили в жизнь наши идеи: ажурная восьмигранная шатровая часовня из оцилиндрованных бревен с деревянными кокошниками. Занимает немного места, и в то же время купол с крестом поднимется на высоту пятиэтажного дома».
Без сомнения, новая часовня станет украшением, духовной жемчужиной микрорайона, своей высоко поднятой главой с крестом напоминающей людям о вере, Боге, вечной жизни.
Людмила Протасова.
СВЯТЫМ ПОДВИЖНИЦАМ РУСИ
Праздничная программа «Татьянин день» состоялась 25 января в Волжске. Ее организаторы — городской отдел образования, Волжское благочиние, педагоги школ — воплотили в жизнь идею концерта-посвящения святым подвижницам Руси.
В праздничной конкурсной программе приняли участие 8 команд, состоящих из городских школьников. Каждая из них представила публике рассказ о выбранной святой. Затем конкурсантов ждали состязание рукодельниц «Девица должна трудиться» и финальная викторина — ответы на вопросы батюшки.
Зрители-старшеклассники остались довольны — представление получилось не только духовно наполненным, но и динамичным, разнообразным. С удовольствием приняли участие в православном празднике городские светские коллективы. Каждый из них нашел свое место: были здесь и пение на итальянском языке, и эстрадный танец, и даже выступление театра моды, представившего оригинальные фольклорные костюмы. И все же главной темой праздника остался женский подвиг во имя Христа.
Православные фестивали в Волжске проходят в течение всего года. Это Рождественский и Пасхальный праздники, «Береги честь смолоду», «Под благодатным покровом». Рассказы о православных святых звучат со сцены не в первый раз, эта худо¬жественная форма уже полюбилась и детям, и взрослому светскому зрителю.
Елена Сапаева, г. Волжск.
Епархиальные вести
КРЕСТ ВОЗНЕССЯ НАД ЧАСОВНЕЙ
17 января напротив храма в честь Успения Бо-жией Матери в Йошкар-Оле было оживленно — на часовню святителя Николая поднимали золоченый крест.
Строительство часовни во имя одного из самых почитаемых на Руси святых — Николая Чудотворца — началось в центре города напротив Успенского храма в ноябре минувшего года. После освящения фундамента новостройки, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн и Президент республики Леонид Маркелов заложили символический «первый камень» будущей часовни, и Владыка выразил пожелание: «Пусть Святитель Николай, который на протяжении всей истории не оставлял наших отцов и дедов, и ныне утверждает святость на нашей земле».
И вот строительство практически завершено. В 9 часов вечера 16 января на часовню был водружен купол, а уже утром следующего дня появился крест. После молебна, который отслужил настоятель Успенского храма протоиерей Сергий Филонов, в присутствии генерального директора подрядчика строительства ОАО «Маригражданстрой» Геннадия Александрова состоялось поднятие символа Православия — золоченого креста.
С появлением над часовней купола и креста стал совсем близок момент, когда в столице нашей республики появится особое место почитания Святителя Николая. Осталось подождать освящения часовни.
Людмила Протасова.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНШЛАГ
17 января 2007 года в Йошкар-Оле состоялся ставший уже традиционным Рождественский концерт.
Три года подряд он проводился в читальном зале епархии совместно отделом образования и катехизации и факультетом академического искусства Йошкар-Олинского колледжа культуры и искусств. И вот, в четвертый раз участники концерта пригласили зрителей в один из лучших концертных залов Йошкар-Олы в здании бывшего музыкального училища.
Чтобы концерт получился на славу, немало потрудились преподаватели и студенты колледжа культуры и искусств, а также творческая группа учащихся йошкар-олинской школы искусств №5 и педагог О. Парманова. Ребята на каждом концерте дарят зрителям музыкальные композиции собственного сочинения, исполняя их на рояле, виолончели, скрипке, флейте, колокольчиках. Вдобавок ко всему дети сами поют. К слову, они нередко участвуют в конкурсах юных композиторов и пианистов, проводимых в нашей республике и соседних регионах.
Особенно зрителям понравились дуэты флейтисток и домристок, а также произведения в исполнении студентов вокального отделения. Ансамбль скрипачей (художественный руководитель — заслуженный работник культуры республики Н. Ачкасова) мастерски исполнил вальс из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Аплодисментов удостоился и хор «Благовест» Вознесенского собора, открывший концерт пением тропаря праздника и концерта «Небо и земля», исполнявшихся в нашей епархии впервые. Ведущие концерта — заслуженные артисты И. Новикова и В. Серегин — заслужили симпатии зала, с чувством прочитав стихи русских поэтов о Рождестве.
Радостное настроение наполняло зал на протяжении всего вечера. Уходя, зрители делились впечатлениями, надеясь вскоре вновь собраться в гостеприимных стенах колледжа на праздник — в дни Светлого Христова Воскресения.
Елена Тумбаева.
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2007
Епархиальные вести
В ЙОШКАР-ОЛУ ПРИШЛА «ПОМОЩЬ»
С января 2007 года сестриче-ство Йошкар-Олинской и Марийской епархии приступило к реализации медико-социального проекта «Помощь», победившего в конкурсе, учрежденном Общественной палатой Российской Федерации.
Цель проекта — облегчить условия жизни одиноких престарелых и тяжело больных людей и улучшить уход за ними. Для этого предстоит развивать и всесторонне поддерживать добровольчество — движение безвозмездного и бескорыстного служения людям.
Хорошим подспорьем для выполнения поставленной задачи станет и грант в 200 000 рублей. На эти деньги будут приобретены инва¬лидные коляски, ходунки, кварцевые аппараты, стиральные машины и много других предметов, необходимых тяжелобольным.
Но, пожалуй, самым главное в проекте — создание диспетчерской службы и телефона доверия «Поговори со мной». Позвонив по нему, можно будет не просто пообщаться и поделиться горем, но и получить квалифицированную помощь. Для этого создана специальная мобильная бригада сестер милосердия и добровольных помощников.
Повышение уровня их квалификации предусмотрено специальной обучающей программой. Запланированы, к примеру, лекции «Психологические особенности пожилых людей», «Проблемы одиночества и способы повышения жизнеспособ¬ности престарелых». Для практического обучения уходу за больными свои кабинеты и оборудование предоставил Йошкар-Олинский медицинский колледж. В дальнейшем запланировано совместное издание памятки «Домашний лазарет», где просто и наглядно будет рассказано об уходе за больными на дому.
В ближайшее время будут подписаны договоры с партнерами по проекту — поликлиникой №2, при которой работает стационар на дому, онкологическим диспансером, ожоговым центром и центром социальной защиты населения.
Желающие принять участие в реализации проекта могут позвонить по телефонам 64-00-43 (Православный центр г. Йошкар-Олы) и 70-20-71 (руководитель проекта).
Ольга Николаева, руководитель проекта.
НАШИ ИКОНЫ — НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ
Иконописная мастерская нашей епархии, которую возглавляет Станислав Попов, известна далеко за пределами Марий Эл. В этом году наших иконописцев пригласили участвовать в международной выставке «Свет миру», открывшейся в конце января в московском «Манеже».
Подобные выставки проводятся не в первый раз, но статус «международной» ей присвоен только нынче. Случилось это после того, как о своем желании участвовать в экспозиции заявили Греция и Сербия. В итоге, расширивший число участников форум обещает стать чрезвычайно интересным и полезным, претендуя на роль своеобразного «среза» современного православ¬ного искусства.
Из девяти работ, представлен¬ных мастерской С. Попова на предварительный отбор, члены искусствоведческой комиссии одобрили семь. Среди них икона «Илия Пророк в пустыне», выполненная Дарьей Махновец и две работы Елены Уткиной — Петровская икона Божией Матери и образ сорока мучеников Севастийских.
Заслужили внимание также иконы новомучеников из Медведевского храма и «Мироносицкая» икона (весьма высокого качества, в ее изготовлении принимали участие ювелиры), а также образы священ-номученика Сергия Стрельникова и преподобного Матфея Я ранского.
Заметим, что образы новомучеников, пострадавших за веру Христову, представляют особый интерес. Ведь эти святые — почти наши современники.
В СОТНУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ НАЗНАЧЕН НАСТОЯТЕЛЬ
В восстановленный недавно храм во имя Святой Троицы в селе Сотнур Волжского района прибыл молодой священник Игорь Сапаев.
Каменный храм во имя Святой Троицы был построен в Сотнуре в 1811 году на средства прихожан. Церковь имела два престола — Свято-Троицкий и во имя Святителя Николая Чудотворца, богатое церковное убранство.
Но от былого благолепия мало что осталось. В храме, закрытом в 30-е годы, долгое время размещался склад Сотнурского райпо. В итоге, был испорчен его внешний вид, да и от внутреннего убранства ничего не осталось.
Несколько лет назад по решению сельского схода храм начали восстанавливать. И вот, к радости прихожан, в начале 2007 года сюда был назначен священник — иерей Игорь Сапаев.
— На Крещение уже освящали воду,— рассказывает батюшка.— Сколько народу собралось! Сотнурцы давно уже ждут открытия своего храма. Планируем пока вести службы по выходным и праздникам. И, конечно же, надо и дальше приводить в порядок храм. Возможно, тогда и вернутся в Божий дом иконы, которые в свое время взяли из церкви на сохранение местные жители…
Кроме того, в планах настоятеля благоустройство источника, освященного во имя Казанской иконы Божией Матери. На роднике, который вытекает из-под фундамента церкви, пока лишь иконка, а надо бы возвести часовенку.
Людмила Протасова.
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК• ФЕВРАЛЬ- МАРТ • 2007
Епархиальные вести
СВЯТЫНИ ИЗ ПАРЧИ И БИСЕРА
Православные иконы с применением особой техники учит создавать козьмодемьянских детей педагог Дома детского творчества Зоя Салаутина.
Пять лет назад подобные работы, выполненные йошкар-олинской мастерицей, Зоя Михайловна увидела на выставке в марийской столице. Заинтересовалась, позаимствовала опыт, а потом и собственные творческие задумки появились. Теперь опытом уже обменивается.
— Прежде, чем заняться иконами я обратилась к настоятелю нашего собора архимандриту Варлааму. Батюшка махнул тогда рукой по-доброму и сказал только: «Да получится!». Так и вышло. Ребята сразу заинтересовались моим предложением, хотя дело это особого терпения и кропотливости требует.
Перед тем, как взяться за работу, каждый из моих учеников идет в храм за благословением на выполнение иконы. Затем я тоже прошу батюшку благословить меня на учение каждого ребенка. Что представляет собой наша техника? Это аппликация с применением вышивки бисероплетения, оформление стразами и разной тесьмой. Советовать ученику, какой именно образ ему сделать, я не берусь. Святой должен смотреть человеку в самую душу. Заметила, что многие девочки начинают обучаться мастерству с выполнения иконы Казан¬ской Божией Матери.
Мы с ребятами уже много наших икон храмам подарили. Например, Нерукотворный Образ и Казанская икона Божией Матери находятся в храме нашего города, икона Сергея Радонежского уехала в Псковско-Печорский монастырь. Сама я сейчас вышиваю икону Господа Вседержителя для монастыря, который восстанавливает в Новой Слободе отец Варлаам. Нелегко работа идет, как батюшка и предупреждал, давая мне благословение: «Стежок к стежку будет ложиться...» И все равно удивляюсь, отчего так медленно продвигаюсь? Может быть, потому что размер выбрала немалый: 60 на 80 сантиметров...
Сейчас Зоя Михайловна передает свои умения восьми ученицам,одна из которых — дочка священника — пожалуй, скоро и наставницу старанием превзойдет.
Ирина Москвина. «Марийская правда».
В ТАТЬЯНИН ДЕНЬ ПОЕТ ДУША…
День святой мученицы Татианы — 25 января — с особой радостью отмечали не только студенты и преподаватели, но и другие прихожане домовой церкви Ма¬рийского государственного технического университета.
Утром в церкви покровительницы студенчества святой Татианы в МарГТУ (одном из 11 подобных — вузовских — храмов страны) прошла торжественная Литургия. Заканчивалась зимняя сессия, и студенты, сдающие последние экзамены, обратились за помощью к своей заступнице — святой Татиане. Вместе с ними почтить праздник зимним морозным утром пришли преподаватели вуза, жители окрестных улиц, другие прихожане этого уютного светлого домового храма.
А завершался Татьянин день ставшим уже традиционным концертом вокального квартета «Притча» Раифского Богородицкого монастыря. С ним «политеховцев» связывает прочная теплая дружба. Началась она несколько лет назад, а теперь, после появления домовой церкви св. Татианы, солисты «Притчи» считают своим долгом приехать в Йошкар-Олу, чтобы порадовать почитателей своего богоданного таланта духовным песнопением. Нынешний их визит в МарГТУ в Татьянин день — третий подряд. А значит, впору говорить о сложившейся доброй традиции.
Символично, что открывали праздничный концерт ректор технического университета Евгений Романов и настоятель храма св. Татианы протоиерей Евгений Сурков. Тепло поприветствовав переполненный зал, выступающие отметили, что Церковь и вузы должны вместе участвовать в нравственном воспитании молодежи, духовном возрождении общества. Ректор напомнил пришедшим на концерт о том, что молодой храм продолжает строиться и расти (предстоит возведение паперти), а значит — особо нуждается в пожертвованиях. После чего показал добрый пример — внес свою лепту на нужды храма.
А затем был непосредственно концерт, который никого не оставил равнодушным. Начался он с исполнения православных песнопений. А во второй части программы звучали русские народные песни, романсы и песни народов мира — Италии, Ирландии, Грузии на языках этих стран. Так раифофцы еще раз напомнили о широте своего репертуара, порадовав слушателей душевностью и безукоризненной чистотой исполнения.
Сергей Шалагин.
Епархиальная жизнь
СУДЬБА ХРАМА
У каждого прихода, как и у человека, своя судьба. Впрочем, большинство храмов в России объединяет общее скорбное прошлое: во времена гонений на Церковь все они, так или иначе, пострадали от безбожной власти. Не миновала эта участь и Петропавловскую церковь поселка Мари-Турек, которая в 2012 году отметит свое 250-летие. Первый трехпрестольный деревянный храм, возведенный на пожертвования известного вятского купца Петра Окишева, появился здесь в 1766 году.
После закрытия в годы советской власти храм приспособили под поселковый Дом культуры, который в 1979 году по неизвестной причине сгорел средь бела дня. Огонь не тронул лишь помещение, в котором хранились иконы, что верующие восприняли, как чудо. Десятилетия принудительного атизма не сломили веру людей в Бога. Старушки тайком крестили своих внуков и правнуков в соседних районах, прося прощения у Всевышнего за поруганные храмы.
Возрождение духовной жизни в Мари-Туреке началось в середине 90-х годов, когда в приспособленном помещении молельного дома была отслужена первая пасхальная Литургия. Звонил колокол, горели праздничные свечи, совершился крестный ход вокруг будущей церкви, которую решено было возвести на месте разрушенной. Однако начатое строительство шло ни шатко, ни валко, и в народе все больше утверждалось мнение, что Божий храм в Мари-Туреке так никогда и не будет достроен.
Коренной перелом произошел в конце 2001 года, когда настоятелем прихода назначили священника Николая Полежайкина. Поначалу многие посмеивались над новым батюшкой, видя, как он в одиночку орудовал на стройке ломом или кувалдой. Однако со временем появились сочувствующие, люди подходили и спрашивали: «Чем помочь?»
Очередная подвижка в строительстве пришлась на лето 2002 года, когда во время посещения прихода епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном было принято решение о том, что храм нужно непременно достроить, освятив престол в честь святых Царственных страстотерпцев.
На той — исторической для прихожан — встрече с Владыкой был и генеральный директор агрофирмы «Залесье» Валерий Берестов. С его подачи через несколько дней на территории строящегося храма появились грузовики с кирпичом и цементом — добровольные пожертвования сельхозпредприятия.
Вскоре к отцу Николаю наведался другой предприниматель — Владимир Корчемкин, который попросил батюшку освятить свой деревообрабатывающий цех. По окончании требы отца Николая позвали на источник, который у местных жителей считался чудотворным. И когда батюшка прочитал здесь трижды «Воскресение Христово видевши… » невзрачный ручеек забурлил вдруг с удвоенной силой. Тогда и родилась идея возвести здесь часовню с купелью. Освящение часовни во имя крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира состоялось осенью 2003 года.
Все эти годы настоятелю значительную часть времени приходилось быть не столько врачевателем человеческих душ, сколько завхозом, начиная и заканчивая день на строительстве храма. При этом душой батюшка жаждал не только скорейшего завершения стройки, но и воцерковления местных детей. Этой мыслью он поделился с директором начальной школы Галиной Кадочниковой. В итоге при строящемся храме открылась воскресная школа святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Ребятишки начали изучать здесь основы Православия, православной живописи,церковного песнопения. Первыми их наставниками стали матушка Лариса, учительница начальной школы Алевтина Смородинова, казначей прихода Наталья Мальцева. Вскоре при воскресной школе был создан детский православный театр. Со временем к его работе подключились культработники, родители детей. Большую помощь в организации спектаклей оказывали директор Мари-Турек-ской средней школы Анатолий Ласточкин, бывшая работница отдела образования, ныне пенсионерка Галина Тырышкина.
Премьера спектакля «Когда сбылись пророчества» состоялась в районном Центре досуга и культуры «Заря» в рождественские праздники 2006 года. Затем кол¬лектив был приглашен на республиканский фестиваль «Вифлеемская звезда» и стал там лауреатом. Порадовали дети своими талантами жителей Новоторъяльского района, выступили перед жителями районного дома ветеранов, в средней школе.
Неоднократным лауреатом республиканских конкурсов становился ихор православной школы. В год 60-летия Победы он был приглашен на посвященный великой дате Всемирный фестиваль в Москве…
Особо радостной для прихожан храма Царственных страстотерпцев стала последняя суббота сентября 2005 года. В тот день над куполом возрожденной церкви заблистали в солнечных лучах, как символ веры, православные кресты. А год спустя — прошлым летом — при огромном скоплении верующих престол построенного храма освятил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
До сих пор можно услышать: мол, в церковь ходят одни лишь старушки. Но сегодня подобные высказывания надо рассматривать как стереотип. В нашем храме две трети прихожан — молодежь. Отец Николай за пять лет окрестил в пра¬вославную веру болеетысячи человек! С Божией помощью начал возрождаться в Мари-Туреке и Петро¬павловский храм, там ныне вовсю ведутся подготовительные работы. А значит — есть у нас будущее!
С. Фоминых.
Православие в искусстве
БИТВА С ДРАКОНОМ или «О добром кино замолвите слово»
Православное кино, кажется, перестало быть для нас только мечтой. Практически в любой цер¬ковной лавке найдется несколько серьезных доку¬ментальных фильмов о вере и Церкви. Недавно вышедший на большой экран фильм «Остров» показал, что христианские идеи и ценности привлека¬ют и художественных кинематографистов.
Однако, все это — в основном для взрослой аудитории. Подбирая «православно-нравственное» кино, понятное детям, мы в чаще ориентируемся на все те же старые добрые советские кинокартины. Вместе с тем в нашей стране, как оказалось, уже несколько лет снимается православное кино для детей. Об этом нам рассказал директор киностудии детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Александр КОВТУНЕЦ.
— Вам удалось воплотить в жизнь идею христианской детс¬кой киностудии. В чем, на Ваш взгляд, специфика православного игрового кино?
— Я не разделял бы кино на «православное» и «светское». Существуют безукоризненно «церковные» фильмы, которые невозможно смотреть — неинтересно. Вместе с тем, восприняв сердцем глубокий, нравственный «светский» фильм, человек может стать верующим. Наша киностудия была образована для создания таких игровых детских фильмов, которые показывали бы историю нашего Отечества в ее красивых, ярких моментах, рассказывали,какой была внутренняя жизнь наших предков двести, пятьсот лет назад. Потому что исторические образы семейных взаимоотношений, верности, дружбы, мужества помогают молодым людям становиться менее инфантильными.
— Недавно Вы закончили работу над третьим фильмом из серии «Рождественские истории». В основе этого цикла — поучительные случаи, почти притчи из жизни детей. Что связывает содержание этих картин со светлым праздником Рождества?
— Почти все юные герои этих фильмов совершают какой-то не¬милосердный и малодушный поступок. Но потом — через раскаяние, через нахождение в себе силы признаться в таком неблаговидном, некрасивом «прошлом» — начинают понимать, что такое любовь к ближнему. Мы надеемся, что тем самым поможем современным детям почувствовать душевное тепло, доброту, которая их окружает.
— Теперь вы снимаете полно¬метражный фильм о святых Петре и Февронии Муромских. Не было ли у Вас опасений — все-таки беретесь за житие…
— Главным для нас было показать эти образы благочестиво. Что касается опасений, скажу так: мы не берем на себя смелость как-то «перерабатывать» эти образы и показывать этих героев такими, какими они не были. Нам предлагали включить в сценарий некоторые негативные вещи, чтобы оттенить преображение героев. Но мы остались верны красивому былинному изображению. В фильме будет и Муромское княжество, и половецкий стан, и битва с драконом. И будут герои, на которыхдействительно хочется быть похожим.
— А кого еще Вы видите в качестве героев молодежного экрана?
— Меня в свое время поразило то, что я узнал об Александре Суворове. Правда, произошло это в возрасте уже не юношеском. Уверен, если бы его поступки, его жизнь как-то популяризировались масс-медиа, то молодые ребята, начиная с самых ранних лет, учились бы поступать мужественно и разумно.
— Съемки игрового кино — большой финансовый риск. «Тянуть» такие проекты вашей небольшой студии очень сложно. Не проще было бы снимать до¬кументальные фильмы? — Мы делаем такое кино, кото¬рое можно было бы посмотреть вместе с детьми. Ребенку, подростку редко бывает свойственно смотреть кино документальное. Для семейного просмотра нужны сюжеты более короткие и яркие. Кроме того, хорошая документалистика зовет к размышлению, а мы стараемся делать кино простое и очень доброе.
— Увидим ли мы ваши фильмы в кинотеатре или на телеэкранах?
— У нас снимались несколько известных актеров — Валерий Золотухин, Александр Порохощиков, Раиса Рязанова. Вместе с этими артистами мы ездим по регио¬нам России, устраиваем показ и творческую встречу. В принципе, нас можно пригласить в любой го¬род. Что касается ТВ, «Рождественские истории»ужебыли показаны на канале ТВЦ. Думаю, что теперь, когда вышел и третий фильм, мы сможем показать этот цикл и на других каналах.
Елена Сапаева, Москва — Волжск. МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК • ФЕВРАЛЬ-МАРТ • 2007
Православие в искусстве
Петр Мамонов:
ЖИЗНЬ, ДЛИНОЮ В ФИЛЬМ
Доверительный монолог
О «первом православном блокбастере» — фильме «Остров» — уже не первый месяц спорят критики. Одни считают его «ложно православным», другие «слишком православным», третьи…По поводу «символических деталей» и «исторических неточностей» в картине написаны десятки многостраничных рецензий. И в них уже вряд ли войдет это интервью. Оно попало ко мне почти случайно, от московских коллег-радийщиков, на рабочем диске — без монтажа. Почти «дежурный» вопрос: «А как Вы пришли к вере?» — заданный одним мужским голосом другому. И десятиминутный монолог, хриплый, прерывистый, немного пугающий почти вывернутой наизнанку душой. Это он, Петр Мамонов, герой тогда еще совсем не хрестоматийного «Острова», рассуждал в полутемной студии о своем жизненном пути и о своей драме. Жизнь, длиною в фильм, или… Кажется, глубина «Острова», его воздействие на зрителя скрыты не в режиссерских находках, а за кадром: в доверии не своему, но Божиему и в действительных исканиях живой души.
Петр Николаевич МАМОНОВ – лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. В прошлом: банщик, лифтер, наборщик в типографии, корректор, работник бойлерной, заведующий отделом писем в журнале «Пионер», рабочий в продуктовом магазине… Основатель группы «Звуки Му» и стиля «русская народная галлюци¬нация» — невообразимой смеси му¬зыки, поэзии и театра. Ныне право¬славный. Недавно сыграл в новом фильме Павла Лунгина «Остров».
Я бы начал ответ с названия вашей передачи — Благовещение, Благая весть. В моем сердце, скорее, плач, и боль, и стон, в первую очередь, конечно, о себе и об окружающем нас мире. Поэтому Благая весть для меня — это что-то очень, запредельно далекое… пока. И к вере я не «пришел», а это упало, стукнуло меня дубиной по голове в мои сорок восемь лет. Сейчас мне пятьдесят три. Я очутился Волею Божией в деревне, в лесу, вдруг построил там дом, хотя родился в городе, всю жизнь любил его, кайфовал здесь, шалил, что называется, и всю жизнь провел в услаждении себя, в утехах, в питии, в водке и прочем. Люди моего поколения, за редким исключением, примерно так и жили. Кто пить не бросил, тот помер, кто пить бросил, тем — практически всем людям — Бог дал как-то уверовать. Так что к вере я не «пришел», даже подчас приходят такие крамольные мысли: эх, куда я попал, как здесь тяжело, и как раньше было сладко, и как приходится сжать себя каждый день, и как мелка и ничтожна моя, оказывается, душонка, и как я неправильно думал о себе и что на самом деле я такое….. И вот с такими мыслями приходится жить в пятьдесят три года, имея детей, имея жену, имея публичную работу и известность. И что я скажу людям, кроме того, что сообщу о своей боли… Хотя я уже знаю хотя бы путь…
Это как бы упало. Как бы вам сказать попроще. Вот зимний вечер, деревня, сидишь один. Делать особо нечего. И вот перед тобой весь твой «пасьянс». Волей-неволей я начал думать. И вышло так, что мне, оказывается, ничего не интересно: ни жена, очень мною любимая; ни мое любимое место — я живу за Вереей, там, далеко; ни моя любимая работа; ни даже я сам, хотя я очень самолюбив. Я стал искать, что же делать. Я не такой дурак, чтобы брать в пятьдесят лет веревку и мыло и вбивать в потолок крюк. Я человек русский, поэтому я купил молитвослов и стал читать, что там пишут. И с первой же страницы, с первых же слов я увидел — так вот оно, оказывается, то, что мне надо: и путь, и счастье будущее, и все… Я не такой уж сентиментальный человек, но даже сейчас при воспомина¬нии об этом у меня дрожит голос…
Как сказал один мой знакомый, Мамонов — это дневник. Не певец, не актер, а именно дневник. Я не создаю на сцене никакого героя или антигероя, я пою свою душу. Естественно, в художественной форме, от Бога мне даденной. Сам я — Петя Мамонов — занимаюсь только тем, что берегу это…
Я пока не ощущаю утешения, потому что я с ужасом вижу, что я жизнь свою прожил зря. И я не понимаю слова Господа, что можно совмещать радость и постоянный плач, и скорбь о себе. Может быть, вы мне объясните… ''Интервью предоставлено Радио «Благовещение».
Подготовила Елена Сапаева.
Нам пишут
«ЧЕЛОВЕК, НА КОТОРОГО Я ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖИМ»
Дорогая редакция! Пишет вам ученик 9 класса Яковлев Алексей Кузнецовской средней школы Горномарийского района. Я хочу, чтобы вы напечатали в газете мое письмо о нашем священнике, отце Иоанне. Свое письмо я назову так: «Человек, на которого я хочу быть похожим».
Все люди имеют свои идеалы. Идеалом может быть герой из романа или из реальной жизни. Как и у всех людей, у меня тоже есть человек, на которого я хочу быть похожим. Это наш священник. Я был маленьким, когда он сюда приехал. Но помню, как я любопытно смотрел на него, на все, что он делает. И мне очень хотелось быть похожим на него.
Отец Иоанн небольшого роста. Он всегда ходит задумчивый, скромный и кроткий. Мне кажется, он непрестанно молится. И это больше всего влечет меня к нему. Он служит в нашей Петропавловской церкви. Мне так нравится обстановка в храме. Тихо, спокойно и хорошо на душе. Духовные беседы со священником пробуждают стремление к доброте, к самоотвержению и правдивости.
Главное дело нашего священника состоит в служение Богу и людям. Своими наставлениями, молитвой и благочестивой жизнью он подает нам пример.
И хочется быть на него похожим. Мне все в нем нравится. Нравится его дело — ведь нет выше дела на земле, чем служить Богу и людям. Нравятся его увлечения православными книгами о жизни святых. Но больше всего меня удивляет его взаимоотношение с окружающими. Ему характерны доброта, милосердие, кротость. В наши сложные дни очень не хватает всем нам таких качеств. Он всегда придет на помощь любому нуждающемуся. Отец Иоанн всегда готов выслушать. Ему можно излить всю душу и в радости, и в скорби. Он выслушает, поймет и утешит. И на душе становится так спокойно и светло. Редко в наши дни встречаются такие люди, как отец Иоанн. Я бы хотел быть похожим на него. Ведь человек определяется во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Зарисовки из Италии
От РИМА ДО ЛОРЕТО
Мария Шургина
Окончание
ДЕНЬ 4-Й АМАЛЬФИТАНСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ
Эх, дорога, ты дорога, среди сосен и берез, то крута, а то полога, много ты видала слез…» — пою про себя песню и смотрю на мелькающие деревья, поля, обгоняющие наш «бусик» машины.
В отпуск едут люди кто куда: кто на море, кто покорять горные вершины, а я предпочитаю отправиться в паломничество. Порой столько удивительных и необъяснимых ситуаций встречается в этом предприятии! А когда возвращаешься, явственно ощущаешь помощь Божию по молитвам святых угодников, которых посетил, а еще чувствуешь благодать, и от этого становится на душе легко и радостно.
Раннее утро, кофе, свежий хлеб с мармеладом и маслом. Все идет точно по плану. Сегодня нам предстоит длительный переезд по одному из самых красивейших мест Аппенинского полуострова — Амаль-фитанскому побережью, где скалы врезаются в море, образуя отвесную стену. Мимо нас пролетают лимонные сады, широкие террасы приморских вилл. Останавливаемся, чтобы вволю налюбоваться этой красотой, сохранив ее в своих воспоминаниях. Первая наша остановка в Сорренто. Все в этом городе для туристов: отели для богатых путешественников и пансионы для бедных, магазинчики с цветной керамикой и традиционный напиток лимончелло, пляжи, рестораны и даже вид на Везувий со скалистой набережной.
Выпив кофе, мы спешим в пункт нашего основного назначения — город Амальфи. Когда-то он был центром властной морской республики и пользовался огромным авторитетом на море. Амальфи поддерживал тесные связи с другими морскими державами и вел бойкую торговлю со странами Востока. Жемчужиной города является кафедральный собор, в крипте которого почивают мощи святого апостола Андрея Первозванного.
По преданиям, св. Андрей пострадал в городе Патросе, где был распят за проповедь веры Христовой. В 357 году мощи апостола были перенесены в Константинополь, но его глава так и осталась в Патросе. В 1460 году, после захвата турками Греции, глава святого апостола была привезена из Пат-роса в Рим, где пять веков храни¬лась в базилике св. Петра в Ватикане. В 1964 году честная глава была возвращена папой Павлом VI в греческий город Патрос.
Во время разорения Византии крестоносцами в 1203 году останки мощей апостола Андрея были похищены из храма в Константинополе. Кардинал Амальфитанской церкви — Петр из Капуи прибыл в Константинополь и, взяв из храма святых апостолов мощи св. Андрея, вместе с другими реликвиями тайно отвез их в Риэту, а оттуда переправил в Амальфи, где они и почивают доныне.
Апостол Андрей Первозванный считается первым провозвестником слова Божия в русских землях. С вершины Киевской горы он предсказал о грядущей славе Божией. Святой Иоанн Крондштадтский называл блаженного ученика Христова Андрея нашим, русским апостолом. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.
Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду особо отличившимся са¬новникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (голубой андреевский крест формы «X» на белом полотне), под сенью которого наши моряки одержали множество славных побед. Мы спустились в крипту собора, где почивают честные мощи апос¬тола Андрея, и спели акафист.
Завершалось путешествие по амальфитанскому побережью в солнечном городе Салерно. В кафедральном соборе этого города почивают мощи одного из четырех евангелистов — святого апостола Матфея. В Салерно честные мощи апостола были привезены лонго-бардским принцем Джизульфом в 954 году. Сделав св. Матфея своим духовным покровителем, жители Салерно его горячо почитают.
Мы спускаемся в расписанную фресками крипту и поем: «Усердно от мытницы, к званному Владыце Христу, явльшуся на земли человеком на благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси, И благовестник евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве: моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим».
На этом мы завершили свое паломническое путешествие по побережью Тирренского моря. Завтра уже будем на другой стороне Аппенинского полуострова — на Адриа¬тическом море, откуда двинемся в обратном направлении — к дому.
ДЕНЬ 5-Й АЛЬБЕРОБЕЛЛО
Апьберобелло — городокудивительный. На странные жилища местных аборигенов приезжают посмотреть тысячи туристов. Белоснежные домики, названные труллями, напоминают остроконечные грибы; они прилегают друг к другу, будто осиные улья.
Когда ходишь по историческому центру города, кажется, что попал в сказку. Трулль — домик без окон, с одной дверью. В условиях современной жизни теперь в трулле есть все — от горячей воды до туалета. В них же располагаются магазинчи¬ки и ресторанчики. Существует даже церковь в трулле!..
Проснувшись утром в Апьберобелло, мы, прогулявшись по городку, посетили кафедральный собор святых бессребреников Космы и Дамиана — духовных покровителей города и помолились этим святым братьям, врачам безмездным. Рядом со статуями Космы и Дамиана (во многих католических храмах иконы заменены статуями) находится реликварий с частицей руки святого Космы и частицей главы святого Дамиана.
На этом мы попрощались с этим удивительным городком и отправились в город Бари, где нас ждал батюшка Владимир, чтобы в латинской базилике отслужить молебен Святителю Николаю.
БАРИ
Залитый солнцем Бари встретил нас жарой. Даже близость моря не спасала от летнего зноя. Мы торопились в базилику Святителя Николая. Когда вошли в крипту, батюшки еще не было. В ожидании его мы постояли у закрытой решетки перед престолом, где почивают честные мощи великого святого, при этом каждый молился и просил о своем сокровенном...
Наконец, пришел отец Влади¬мир, начал молебен с акафистом. Когда впервые, три года назад, я приехала в Бари и увидела отца Владимира, он запомнился мне полноватым, с круглым лицом. Сейчас же перед нами стоял совершенно изменившийся внешне человек — худощавый, быстрый в движениях, с огромными глазами на похудевшем лице, которые, как и прежде, лучились добротой и участием.
В верхнем храме шла служба. Католики обычно используют в бо¬гослужениях микрофоны и прочие усилители звучания, вот и насей раз их «громкая» служба буквально сли¬валась с нашим пением в странный консонанс. Но желание молиться у раки Святителя было так сильно, что все внешнее нас не задевало.
По завершении молебна батюшка Владимир сказал:
— Они (католики) не одобряют, когда я пускаю «посторонних» по их мнению людей к раке. Но я дам вам возможность приложиться, только сделайте это побыстрее…
До того, как хранители гроба Святителя Николая ужесточили правила, случилось событие, повлекшее это запрещение: кто-то отколол на сувенир кусок мрамор¬ной доски, покрывающей гробницу Святителя.
Отец Владимир открыл решетку, и п равославные устремились к п ре-столу, где почивают честные мощи святого Николая.
Мы поблагодарили отца Владимира за то, что он пришел на молебен, ведь была пятница, а официальный день богослужения в латинской базилике для православного священника — четверг. На что батюшка просто ответил:
— Для вас я пришел и служил.
ТЕРМОЛИ
Остаток дня мы провели в ма¬леньком прибрежном городке — Термоли. Еще недавно о нем мало что знали в христианском мире. Но после второй мировой войны случилось событие, поставившее Термоли в один ряд с городами, где почивают мощи святых апостолов. 11 мая 1945 года священником Бьяджио д'Агостино при реконструкционных работах в соборе был обнаружен деревянный ящик с надписью: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли».
Об этой находке дискутировали два года. Как останки святого апостола Тимофея могли оказаться в Термоли? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Одна из версий предполагает, что мощи были спрятаны от венецианского флота, курсирующего по адриатическому побережью, чтобы уберечь от венецианцев ценную реликвию.
Придя в собор, мы спустились к крипте, где почивают честные мощи св. Тимофея — спутника апостола Павла, а также мощи епископа Ефеса, которому апостол Павел направлял свои послания, вошедшие в книги Нового Завета. Из крипты веяло сыростью — близость моря особенно чувствуется в каменных строениях. Удивительно, что в таких ус- ловиях честные мощи пролежали нетленными много веков.
В 67 году по Рождестве Христове святой апостол Тимофей претерпел мученическую кончину в Eфесе. Затем его мощи были перенесены в Константинополь, в храм Двенадцати апостолов. Но 12 апреля 1204 года Константинополь был занят латинскими крестоносцами и предан огню. Мощи святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея пропали на долгое время и по прошествии нескольких лет оказались в Италии.
Мы вышли из собора, размышляя о честных мощах, которые сохранены в Италии. Остались бы они в Константинополе (ныне Стамбу¬ле), кто знает, какая бы их постигла судьба? На все есть Промысел Божий…
ДЕНЬ 6-Й
Сегодня последний день нашего путешествия. И первый городок, куда мы отправляемся, — Ланчано.
ЛАНЧАНО
Ланчано стал известен всему миру тем, что здесь, в маленькой церкви святого мученика Легонци-ана, в VIII веке совершилось чудо. Один греческий монах совершал таинство Евхаристии и при совершении этого таинства усомнился в присутствии Господа. Тут же хлеб стал настоящей Плотью, а вино настоящей Кровью Господа. Кровь и Плоть Господа были сохранены и вот уже двенадцать веков находятся в главном алтаре храма святого Франциска, построенном над древней церквушкой святого Легонциана. Второе, главное название храма — храм Евхаристического Чуда.
Мы входим внутрь и приближаемся к главному престолу, где за стеклом стоит реликварий с Телом и Кровью Христа. Иногда православный человек, оказавшись среди множества католиков, чувствует себя не очень уверенно. Вот и мы, стесненные начинающейся мессой, ощущали робость. Вдруг к нам приблизился невысокий мужчина и провел нас в небольшое помещение за престолом, где находились православные иконы. Из этой комнаты мы видели реликварий с Телом и Кровью Христа буквально в метре от себя.
После молитвы этот же мужчина проводил нас вниз, где сохранилась маленькая церковь святого мученика Легонциана, в которой и свершилось Евхаристическое чудо. Один из коридоров археологи откопали совсем недавно. На стене располагалась икона Распятия Иисуса Христа, которая в течение многих столетий смогла чудесным образом со¬храниться, погребенная под толщей земли.
В завершение экскурсии мы ознакомились с экспозицией, описывающей научные исследования, проводившиеся с Телом и Кровью Христа. Телом оказалось настоящее человеческое сердце, а пять шариков запекшейся крови являют еще одно чудо: когда взвешивали один шарик крови, он весил один грамм; два шарика весили тоже один грамм; все пять шариков весили все равно один грамм. Это чудо доказывает, что когда мы причащаемся, то принимаем всего Христа, а не часть Его.
Пораженные увиденным, мы попрощались с нашим сопровождающим и вышли из храма.
ОРТОНА
Далее дорога вела нас в Ортону — приморский портовый город. 6 сентября 1258 года венецианский адмирал Леон Ачайоли привез сюда из Индии мощи святого апостола Фомы. Известно, что апостол Фома претерпел мученическую кончину в Индии, где проповедовал Слово Божие. Честные мощи святого были положены в крипту кафедрального собора, где почивают доныне в золотой раке под престолом.
Мы вошли в собор, где звучала чудесная музыка: музыканты репе¬тировали перед началом таинства Венчания, и наша молитва святому апостолу Фоме сопровождалась скрипкой и сопрано.
Посетив крипту, мы заглянули также в капеллу святого апостола, где над главным престолом находится изображение Фомы, влагающего свой перст в ребра Господа. По обеим сторонам капеллы — два изображения. Одно рассказывает, как забирали мо¬щи святого апостола, другое — как их встречали в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, которые сожалеют о потере честных мощей, на другой — большое стечение народа и всеобщую радость по поводу прибытия мощей в Ортону. Здесь же хранится бюст святого апостола, в который помещена частичка мощей святого.
В этот момент в храм вошло множество людей. По центральному нефу собора пожилой мужчина вел свою красавицу дочь-невесту к алтарю. Это было очень красиво и торжественно. Сразу вспомнилась Фомина неделя — Красная горка, с которой у нас в России после Великого Поста и Пасхи начинается время венчаний. Вот так, сблагословения святого апостола Фомы, кто-то начинает семейную жизнь. Многие при этом не задумы¬ваются, что она полна трудностей…
МАНОПЕЛЛО
Выехав из Ортоны, мы поспешили в Манопелло. Надо было успеть до закрытия храма. Спешили мы в Сантуарий Нерукотворного Спаса, в котором хранится плат святой Вероники. Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и би¬чевания нес свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла Ему лицо своим платком, на котором запечатлелись черты святого Лика.
«Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань, у человека красивые волосы, которые спадают на его плечи. Глаза открыты и вы¬разительны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку»,— так описывает святой плат один из его исследователей — отец Генрих Пфайффер.
Именно такой Образ мы и увидели в алтаре церкви, которая Божественным Промыслом в этот день на перерыв не закрылась. Дело в том, что из Германии приехала группа паломников, отслуживших в храме свою мессу. Таким образом, у нас появилась возможность попасть в открытый храм…
История гласит, что святой плат, оказавшись в Константинопо¬ле в 574 году при осаде города аварами, находился на оборонных стенах. Затем плат исчез из Константинополя, его след позднее обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел таинственный странник. Подойдя к приходской церкви Святителя Николая, незнакомец положил перед священником сверток со словами: «Береги эту святыню, как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, где Нерукотворный Образ пребывал сто лет. Его передавали по наследству, пока один из наследников в 1638 не подарил чудесный Образ храму, где он стал предметом всеобщего почитания — рядом с ним творились чудеса.
Мы стояли на коленях перед Нерукотворным Образом и молились. Хотя кто-то и сомневается в подлинности Образа, в храме ощущается такая благодать, что опровергает все доводы скептиков. Да и ученые, которые сравнивали Нерукотворный Образ со знаменитой Туринской Плащаницей, пришли к выводу, что Лик Господа на этих двух святынях идентичен…
На выходе из церкви мы встретили здешнего священника, который пригласил весь наш приход вместе с батюшкой приехать в Манопелло, чтобы отслужитьлитургию по византийскому обряду. Однажды в этот храм заехали паломники из России и отслужили перед Образом молебен. Пение православных так поразило монахов каппуццинов — хранителей Святого Лика, что они пожелали, чтобы православные чаще посещали это святое место.
ЛОРЕТО
Городок Лорето стал последним пунктом нашего затянувшегося паломничества. Здесь находится сантуарий, где сохраняется Дом Пре¬святой Богородицы. Здесь Пресвятая Дева получила благую весть от Архангела Гавриила. Совершилось великое Таинство Воплощения Божиего Слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою… Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1,28-31).
Когда Дева Мария закончила свой земной путь и вознеслась на Небо, Ее простой каменный дом размерами 9х4 метра апостолы бережно сохранили, превратив в церковь. Позднее, в 70 году от Рождества Христова, римляне разграбили и опустошили Святую Землю в наказание за восстание евреев, но Силы Небесные удержали их от разрушения и осквернения Святого дома, который чудом уцелел.
В IV веке мать императора Константина Великого святая равноапостольная царица Елена повелела возвести над жилищем Божией Матери базилику. Почти тринадцать столетий Бог хранил Святой дом, но в 1291 году на Святую Землю напали сарацины. Тогда, по преданию, четыре ангела спустились с небес, чтобы защитить Святое жилище от осквернения. Они перенесли наземную часть постройки из Назарета к вершине холма между Фиуме и Терсатто на далматинском (югославском) побережье. На самом же деле спасителями Святого дома явилась семья властителя Эпира Никифора Ангела. Его фамилия совпадала со словом «ангел», поэтому народная молва приписала перемещение Дома Пресвятой Богородицы божественной силе.
До описываемых событий жилище Марии состояло из двух частей — подземного грота, который по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней, которая и оказалась в Лорето.
С 1291 года Дом Пресвятой Богородицы находился в Хорватии, а затем 10 декабря 1294 года его перевезли в Лорето и поместили в огромную базилику Божией Матери.
Святой Дом стоит на месте главного престола. Он сокрыт в мраморном одеянии, украшенном скульптурами пророков и сценами из жизни Пресвятой Богородицы: Рождество Богородицы, обручение Марии и Иосифа, Благовещение, Успение Богородицы и Перенесение Святого Дома.
Исследования подтверждают, что Дом выстроен из назаретского камня. Когда находишься внутри, то чувствуешь специфический запах, исходящий от его стен. Святой Дом всегда бывает заполнен народом, все стоят и молятся лицом к престолу, где находится статуя Божией Матери. Такой Образ Богоматери на иконе у православных зовется «Прибавление ума»…
После чтения акафиста мы вышли из Дома Пресвятой Богородицы и осмотрели великолепный собор. По его сторонам расположены 12 капелл, по числу апостолов. Каждая капелла украшена великолепными фресками. Мы нашли польскую, не¬мецкую, американскую, французскую, швейцарскую и, к нашей радо¬сти, славянскую капеллу, где представлены сцены из жизни святых учителей славянских Кирилла и Мефодия.
Под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы мы завершили наше паломничество и направились домой в Болонью.
Не смея более утомлять дорогих читателей, от всей души желаю всем всяческой помощи по молитвам свя¬тых угодников, своей жизнью Господу угодивших. Слава Богу!
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК • ФЕВРАЛЬ-МАРТ • 2007.