Содержание:
Ново-Торъяльскому храму - 190 лет
Празднование Собору вятских Святых
У воскресной школы Юбилей!
Отчий край. Духовные истоки России
Пою Богу моему дондеже есмь!
В ожидании новой жизни
В Волжске появился памятник А. С. Пушкину
В путь на подводной лодке
Архипастырский визит в Эмеково
Освящен престол в честь пророка Божия Илии
Репрессии против верующих на территории марийского края в первые годы Советской власти
Кого считать репрессированным?
Валаамская история
Епархиальные вести
НОВО-ТОРЪЯЛЬСКОМУ ХРАМУ – 190 ЛЕТ
11 октября архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня п. Новый Торъял.
Вознесенский храм в Новом Торъяле является одним из древнейших каменных сельских храмов Марийского края. Построен он в 1819 году в традициях русских сельских храмов XVIII века. В 1936 году церковь была закрыта, а здание передано под районную колхозную школу. В рождественские дни 1991 года, после полувекового перерыва, храм вновь распахнул свои врата для верующих.
В ноябре 2000 года при церкви открылась трехгодичная очно-заочная школа для православных учителей с целью реализации программы дополнительного образования православной вероучительной направленности.
Все эти годы приход возглавляет протоиерей Вячеслав Ершов, отметивший в этом году на Светлой седмице свой шестидесятилетний юбилей.
После Божественной литургии архиепископ Иоанн преподал наставление верующим и преподнес настоятелю храма просфору и образ Пресвятой Богородицы «Казанская». Вслед за Владыкой отца Вячеслава поздравили приходское духовенство и прихожане храма.
Андрей Тимаков.
ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРУ ВЯТСКИХ СВЯТЫХ
20-21 октября по приглашению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа высокопреосвя-щеннейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, принял участие в торжествах, посвященных памяти преподобного Трифона Вятского и Собору Вятских святых.
21 октября в Трифоновом монастыре г. Кирова (Вятки) состоялось празднование Собору Вятских святых, в котором приняло участие более 3 тысяч паломников. Божественную литургию в древнем Успенском кафедральном соборе совершили митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим в сослужении более 60 священнослужителей.
Первое празднование Собора Вятских святых состоялось 21 октября 2007 года. По благословению Святейшего Патриарха Алексия это торжество в честь вятских святых внесено в общецерковный календарь и с тех пор совершается ежегодно. По традиции этими торжествами открываются Трифоновские образовательные чтения, учредителями которых наряду с Вятской епархией являются правительство Кировской области и администрация г. Кирова.
Пресс-служба епархии.
У ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ - ЮБИЛЕЙ
Старейшая в нашей епархии воскресная школа при Православном центре Йошкар-Олы готовится к своему 20-летию.
За прошедшие годы школу окончило немало ребятишек. По-разному сложились их судьбы. Кто-то связал свою жизнь с Церковью: служит Богу у престола и на клиросе. Кто-то нашел себя в мирской жизни. Повзрослев, многие выпускники стараются по-прежнему сохранять связь с родной школой: сами становятся здесь преподавателями, ведут кружки. А их в воскресной школе немало: кружок вышивания, вязания, с этого года будут обучать бисероплетению. Несколько лет при школе работает театральная студия, руководит которой бывшая актриса Г.Г. Галкина.
Основная программа так же разнообразна и насыщена. Изучается история Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, преподается пение, рисование, планируется ввести в программу английский язык.
Вот уже в течение двадцати лет каждую осень воскресная школа при Православном центре Йошкар-Олы (ул. Вознесенская, 77) гостеприимно распахивает свои двери для всех желающих. В этом году занятия начались с октября. Проходят они один раз в неделю по воскресеньям, с 13 часов.
Пресс-служба епархии.
Епархиальные вести
«ОТЧИЙ КРАЙ. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ РОСИИИ»
3 октября 2009 года в Мариинском Посаде (Республика Чувашия) состоялись VIII Межрегиональные образовательные чтения юных богословов «Отчий край. Духовные истоки России». В них приняли участие учащиеся воскресных и общеобразовательных школ из Чувашии, Марий Эл, Белоруссии и США.
Организаторами чтений вместе с отделом религиозного образования и катехизации Чебоксарской епархии выступили Министерство образования и молодежной политики, Министерство культуры и по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.
Нашу епархию на форуме представляли Матвеева Марина и Софронова Анастасия (6 кл.), Лукашов Евгений (5 кл.), Гортэ Анастасия и Митрофанова Екатерина (9 кл.) — ребята из секции «Наследники — юный богослов» научного общества лицеистов «Знатоки», созданного при муниципальном образовательном учреждении «Лицей №11 имени Т.И. Александровой».
Перед началом чтений в храме Казанской иконы Божией Матери был отслужен молебен, после которого была организована экскурсия по исторической части города Мариинский Посад.
В 11 часов состоялось открытие Межрегиональных образовательных чтений юных богословов в районном Доме культуры.
На пленарном заседании к участникам чтений с приветственным словом обратились А.И. Дмитриев, глава администрации Марпосадского района; Михаил Иванов, ректор Чебоксарского Духовного училища. Он передал благословение митрополита Варнавы и пожелал успехов юным богословам. Выступили также игумен Гурий (Данилов), благочинный III благочиннического округа; иерей Владимир Захаров, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Мариинский Посад; М.Н. Краснов, начальник отдела Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.
Затем юные богословы разошлись по секциям. Первая из них была посвящена теме «История Православия. Роль Православия в истории России. Крещение Руси». Вторая — «Мой храм. Моя воскресная школа. Православная семья». Третья — «Отчий край». Четвертая — «Православные святые». Каждый участник был награжден подарками и дипломом, подписанным митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.
Руководители секций отметили глубокий и содержательный материал докладов, правильно оформленные электронные презентации, хорошее владение ребятами литературным языком.
Пожалуй, самый значимый результат этих чтений — что ребята с удовольствием ищут литературу, читают святоотеческие труды, создают электронные презентации, ищут ответы на интересующие их вопросы, связанные с историей Православной Церкви и нашей страны. Они не просто воцерковляются, но и постигают глубину православного образа жизни. Чтения помогают детям стать чище, добрее, любить свой народ и Отечество.
Светлана Поздеева.
ПОЮ БОГУ МОЕМУ ДОНДЕЖЕ ЕСМЬ!
С 17 по 19 октября по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и по приглашению детско-юношеского хора «Благовест» Йошкар-Олу посетил детский хор собора св. Александра Невского из Нижнего Новгорода.
В день приезда для гостей была организована экскурсия по городу. Певчие были приятно удивлены большим количеством храмов в столице нашей республики. В тот же день вечером они порадовали своим пением прихожан Успенской церкви города. А в воскресном всенощном бдении участвовали сразу три хора: Успенского храма, гости из Нижегородского собора Александра Невского и детско-юношеский хор «Благовест».
Воскресную литургию гости пели вместе с хором «Благовест» в Воскресенском храме. На службе звучало антифонное — поочередное пение двух хоров. Согласно церковному преданию, св. Игнатий Богоносец, будучи перенесен в сферу небожителей, слышал там, как ангельские лики попеременно пели трисвятую песнь. Этот способ пения он ввел у себя в Антиохии. Оттуда эта традиция распространилась по всем Поместным Церквям.
В тот же день гости из Нижнего Новгорода побывали в женском Мироносицком монастыре, где насельницами была проведена для них экскурсия по обители. Вечером в домовом храме епархиального управления был совершен молебен с акафистом иконе Бо-жией Матери «Троеручица». Возглавил его архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, а участие детского хора из Нижнего Новгорода придало богослужению особую торжественность.
После службы был накрыт праздничный стол. Во время трапезы состоялся концерт, в котором приняли участие оба детско-юношеских хора. Дети играли на музыкальных инструментах, пели песни собственного сочинения, провели веселую викторину, показали небольшой спектакль.
В заключение вечера Владыка подарил гостям памятные подарки и преподал архипастырское благословение. Нижнегородцы в свою очередь подарили книги о своем соборе, св. Александре Невском, а также диски с песнопениями в своем исполнении.
В день отъезда гости вновь посетили площадь Оболенского-Ноготкова: поклонились сщмч. Леониду, запечатлели ослика с иконой Богородицы и после обеда, полные впечатлений, отправились домой, пригласив певчих детско-юношеского хора «Благовест» посетить Нижний Новгород с ответным визитом.
Екатерина Кабанова.
В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ЖИЗНИ
ЦЕРКВИ Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Кумья Килемарского района, через два года исполняется 145 лет. Построена она в 1866 году на добровольные пожертвования прихожан и частично на средства казны. Храм представлял собой одноэтажное деревянное здание на каменном фундаменте с 6 куполами и колокольней. Все в церкви было: напрестольные кресты, богослужебная утварь, облачения, в ризнице — Евангелие в бархатном, медно-посеребренном окладе с чеканными изображениями. Стены были расписаны святыми ликами.
К приходу вновь выстроенной церкви в селе Кумья отошло три деревни: Актаюж, Широкундыш и Тойдаково. В штат церкви входили священник Иоанн Рождественский, диакон Серапион Макарьевский, дьячок Алексий Апдатов и пономарь Александр Альпидовский.
В 1870 году в Кумье было открыто земское училище, в котором изучали историю Ветхого и Нового Завета, церковнославянский, греческий и латинский языки, а также Закон Божий и церковное пение. В 1882 году здесь обучались 19 человек. И это при том, что в селе было всего 29 домов.
В 1914-1919 годах священником в Кумьинской церкви служил протоиерей Михаил Вотяков, ныне причисленный к лику новомучеников Российских. В 1931 году его обвинили в антисоветской агитации, арестовали и в июне того же года расстреляли.
В 1941 году храм был закрыт. Иконы и церковную утварь сожгли, а здание передали килемарскому райисполкому под культурное заведение. Позже в здании храма устроили колхозный зерносклад. С той поры никто уже не слышал здесь церковного пения и звона колоколов.
Сегодня вид заброшенной церкви с шестью главами навевает грустные мысли. Покосившиеся кресты, заколоченные окна — словно немой укор нашим современникам. Ветшает деревянный храм, но стоит. И, кажется, долго еще будет стоять, ожидая, что проснется у людей совесть, вспомнят они о некогда совершенном грехе и начнут новую жизнь, возродив и сельскую церковь — корабль спасения в море житейского бытия.
Лидия Градинар, Килемары.
Епархиальная жизнь
В ВОЛЖСКЕ ПОЯВИЛСЯ ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ
Бюст великого русского поэта украсил центральную площадь города
История появления этого памятника, ставшего приятной неожиданностью для многих горожан, не совсем обычна. Его отлили и установили по инициативе православной общественности: настоятеля и прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Начинание поддержали волжские предприниматели, представители власти и предприятий. Идею воплотил в жизнь московский скульптор С. Полегаев.
30 сентября состоялась торжественная церемония открытия. На ней присутствовали мэр города Н.Г. Сенченко, председатель городского собрания Н.А. Линькова, московский поэт В. Лисовой и другие. Волжское благочиние нередко выступает инициатором церковно-общественных, культурных проектов, встречающих понимание и готовность к сотрудничеству в светской среде. Так было и на этот раз.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Михайлов назвал открытие памятника «объединяющим шагом», направленным на преодоление общего упадка духовности и культуры. Почему Пушкин? И какое отношение к нему имеет Церковь? На эти вопросы в ходе воплощения проекта батюшке приходилось отвечать не раз.
«Церковь во все времена выступала стержнем души народа, питавшейся от собственных, исконных, а не иностранных корней, — поясняет отец Александр. — Пушкин объединяет нас: он, как и мы, жил во времена больших исканий и трудностей. Легкость и глубина его слога, понимание своего служения перед народом для нас — современных россиян — как путеводная звезда, указывающая путь к светлым порывам души».
Литературным продолжением события для прихожан храма «Всех скорбящих Радость» стал фестиваль «Болдинская осень», посвященный творчеству великого поэта.
Елена Сапаева.
Стезя
В ПУТЬ – НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ
Издавна образ корабля, плывущего по бурному житейскому морю, ассоциировался у верующих с идеей надежности и безопасности. И неслучайно: известная аллегория предполагает, что непотопляемое судно доставит всех своих пассажиров в тихую гавань. Однако что мы скажем о корабле, который станет выгружать своих пассажиров в самом начале пути прямо в открытое море, не оставив им никаких подходящих спасательных средств? И если этот корабль — подводная лодка, путешествующая в морской пучине? Пространство детского дома — замкнутый мир, скрытый в казенных стенах так же, как в толще морской воды. Долгое плавание заканчивается для ребенка в один момент — с приобретением статуса выпускника. Система выталкивает его в стихию внешнего мира, о котором он зачастую не имеет адекватных представлений. Итог известен: забитые сиротами тюрьмы, наркопритоны и — новое поколение брошенных детей. С подводной лодки, согласно известной поговорке, никуда не деться. Но на ней — и за ее пределами — можно попытаться выжить.
«SOS»-РАБОТНИКИ
29–30 октября в Волжске и Йошкар-Оле состоялись встречи под названием «Сирота в России: секреты успешности». Авторы этого выездного семинара — известные общественные деятели Александр Гезалов и Алексей Газарян. Первый — бывший детдомовец, второй — потомственный учитель. Объединила их воспринятая в сердце боль «соленого детства» сотен тысяч сегодняшних российских сирот. Чьи-то родители сидят в тюрьме, чьи-то погибли по пьянке, иные — скитаются без крыши над головой. Александр и Алексей становятся для этих отвергнутых обществом людей нравственным ориентиром, своего рода «маяком»: бездомным раздают горячую еду, отказникам находят семьи, заключенных выводят на футбольные поля, а одиноких матерей организуют в клуб взаимопомощи. Таких конкретных дел — множество, их невозможно уложить, пожалуй, ни в рамки благотворительности, ни в обязанности, скажем, соцработника. Наших гостей можно было бы назвать, скорее, «sos»-работниками: реагировать на сигналы бедствия, откуда бы они ни приходили,— их образ жизни.
Что необходимо сделать обществу, государству и самим обездоленным людям, чтобы преодолеть так называемую «хроническую неуспешность»? Какое отношение к этому могут иметь школьный социальный педагог или неравнодушный прихожанин храма? Совместный поиск ответов на эти вопросы и составляет суть бесед, проводимых авторами в разных аудиториях, в разных городах России. Каждый выносит из этих совместных размышлений свой, порой неожиданный ответ на вопрос: «Как я могу помочь?» А иногда и болезненное осознание ошибочности своих, казалось бы, неоспоримо благих, намерений.
Гезалов Александр Самедович
Известный карельский общественный деятель, автор книги о жизни детей-сирот «Соленое детство». Родился в 1968 году, воспитывался в детском доме, затем служил на флоте. Создал и успешно поставил на ноги ряд крупных проектов в Петрозаводске: Карельскую региональную общественную молодежную организацию «Равновесие» и социальный центр «Попечение». С помощью добровольцев и лично осуществляет адаптационную помощь отказным и тяжело больным детям, осужденным, бездомным, престарелым. Автор и соавтор книг «Основы социального служения», «Основы преподавания православной культуры в школе», «Адаптация детей-сирот в России». Награжден Патриаршим орденом Сергия Радонежского III степени, государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, литературной премией «Золотое зерно России» и другими государственными и церковными наградами. Женат, воспитывает дочь и сына.
Газарян Алексей Артурович
Вице-президент благотворительного фонда «Филарет». Родился в 1985 году в учительской семье. Автор и разработчик ряда уникальных проектов в области детства. Журналист. Опекун. Отец троих детей. Школьный социальный педагог.
О «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ» ДОБРОТЕ
Детдомовцев у нас «залюбливают» до смерти… Этот неожиданный постулат удивляет и одновременно задевает многих, кто приходит на «гезаловские» встречи. Мы привыкли к иным стереотипам: сиротские глаза, обделенность подарками, недостаточный набор льгот. Но выросший в детском доме Александр знает эту жизнь иначе, изнутри, и потому в его словах гораздо больше реальности. Тех, кто приходит в казенные стены «устроить праздник для несчастных малышей» и, помахав воздушными шариками, удалиться, как правило, мало волнует, кем вырастут эти дети через пятнадцать-двадцать лет. И в еще меньшей степени заботит, станут ли они потребителями, привыкшими выбивать подачки, или же смогут чего-то добиться своим трудом. А опыт показывает: добиваются единицы — и главным препятствием к тому служит иждивенческое мировоззрение, навязываемое сиротам с раннего детства. Слепая, неразумная жалость, превращающая детей в маленьких «царьков», не менее опасна, чем жестокость, огрубляющая их души.
Бороться с этим можно единственным способом. В одной из многочисленных статей о Гезалове однажды прозвучала фраза, с которой он согласен на сто процентов: доброта должна быть профессиональной. Это вовсе не значит, что дела милосердия надо отдать на откуп узкому кругу людей с прохладным сердцем. Но тот, кто берется помогать, должен преследовать не сиюминутные, а долгосрочные цели.
Какая польза, скажем, в том, чтобы создать под окнами интерната ровнейший швейцарский газон, а в его стенах — подобие пятизвездочного отеля?.. А между тем, именно таким представляется идеальный приют многим добросердечным гражданам. И не менее добросердечным спонсорам, готовым — в редких, но ярких случаях — обеспечить обездоленным детям жизнь практически во дворце. «Мало кто понимает, что условия чрезмерного комфорта губительны для сирот так же, как полная нищета,— объясняет Алексей Газарян.— Они растут в золотой клетке и выходят оттуда в серую действительность, в которой для достижения хоть какого-то благополучия нужно пахать и пахать. А они привыкли получать все и сразу. Допускать такого однозначно нельзя. А мягкие диваны и персидские ковры лучше обеспечить нашим ветеранам». Но ими на подобном уровне не занимается, увы, практически никто.
Дела выпускников, вышедших из бедных детских домов, зачастую обстоят не лучше. Они, конечно, не привыкли к роскоши, но также ищут источник «подпитки» — и нередко обретают его в какой-нибудь доброй душе. Приспособившись, сирота начинает ощущать себя в привычной для него детдомовской роли потребителя услуг и тянет из своего благодетеля соки до тех пор, пока связь не порвется. Все это приводит к жалобам, обидам на бывших детдомовцев. Хотя, по сути, виноваты не они, а воспитавшая их система. И долг неравнодушных людей, встретившихся на их пути — предложить им альтернативу жизни под чужим крылом и попытаться что-то изменить.
СУХОПУТНАЯ «СУБМАРИНА»
Хотите помочь сиротам? Научите их тому, что пригодится в жизни! Так можно было бы, пожалуй, выразить главную мысль проекта «Желтая подводная лодка», который Александр и Алексей совместно «запустили в плавание» в августе прошлого года. Идею Александр Гезалов вынес из своей давней службы на флоте. «Я был торпедистом,— говорит он,— мы уходили в подводные походы на несколько месяцев и погружались на глубину до семисот метров. Жизнь на подводной лодке наполнена испытаниями и интересна для подростков. Мы решили использовать этот образ, эту атрибутику и организовали двухнедельную смену-«погружение» на базе одного из православных детских лагерей».
Алексей Газарян, разработавший методическую основу проекта, признается, что взял понемногу из опыта самых разных педагогических подсистем: из пионерии, коммунарского воспитания, православной педагогики, военно-патриотических и военно-спортивных проектов, опыта усыновителей и опекунов. Экипажу, состоявшему из пятнадцати человек, предстояло нести вахту и ловить рыбу, отвечать на хитроумные вопросы и «прослушивать шумы» в себе самом.
«На подводной лодке кончилась еда. Что вы будете делать?» Виртуальные проблемы такого рода сиротам, привыкшим получать в столовой неизменную порцию «первого»-«второго», приходилось решать почти каждый день. И находить не такие уж сложные ответы. «Главным для нас было всем вместе понять, что из каждой ситуации есть выход, и зачастую не один, — поясняет Алексей. — А значит, надо пробовать, действовать. Если этот навык, это отношение к жизни закрепится, детдомовец уже не пропадет».
Опыт удался, и организаторы охотно делятся им с теми, кто может организовать что-то подобное в своем регионе, церковном приходе, в своем кругу. Необязательно с идеей подводной лодки. Стать почвой для адаптации сирот может что угодно: от рыбалки до стенгазеты. Главное, чтобы они соприкасались с «домашними» детьми, учились принимать решения и видеть их последствия. Именно этого они, в первую очередь, и лишены.
ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА
За рамками этих встреч-семинаров, разговора о проблемах детдомовцев остались два важных вопроса: о служении и о вере. Все, о чем говорили авторы семинара, понятно и без того — с точки зрения просветительской, социальной. Но только верующий человек может вместить в себя ответ на вопрос: зачем?
Я не решилась задать его напрямую: ни Алексею, в двадцать два года взявшему на воспитание «трудного» двенадцатилетнего подростка, ни Александру, у которого лишь теперь, к сорока годам, появились дом и семья. До этого он жил один, в шестиметровой подсобке, и так — без жилья, без прописки, без высокооплачиваемой работы — построил пять храмов, устроил в семьи 3 тысячи сирот, стал Человеком года в республике Карелия, был удостоен многих государственных наград. Один известный московский журналист дал ему своеобразное определение: «ежик над бездной». Потому что кажется маленьким и колючим, и потому, что идет по жизни без страховки, словно действительно по канату. Вопрос — а не лучше ли по твердой земле? — при взгляде ему в глаза забывается сам собой.
Одна из любимых фотографий Александра — десяток мальчишек на фоне железной купели, и три горящие перед ними свечи. Воспитанники спецшколы — малолетние правонарушители — по собственному желанию принимают Святое Крещение. Сам Александр крестился лишь в тридцать два года, после многих жизненных «университетов». Но только этим — верой — можно, пожалуй, объяснить, его сегодняшнюю деятельность, новые походы «на подводной лодке» ради будущего детей-сирот, жизнь без страха и страховки. Впрочем, лучше вообще не искать «объяснения» тех или иных судеб. А просто благодарить Господа, что есть еще горячие, неравнодушные к чужой беде люди. Встречи с ними — как вехи на жизненном пути.
Елена Сапаева.
АРХИПАСТЫРСКИЙ ВИЗИТ В ЭМЕКОВО
25 октября архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил воскресную Божественную литургию в церкви Покрова Божией Матери села Эмеково Волжского района.
На архиерейском богослужении присутствовало множество верующих и свободного места в храме практически не было. Помимо настоятеля церкви иерея Евгения Ускова, Владыке сослужили еще четыре священника из ближайших приходов. После Божественной литургии был совершен молебен с крестным ходом вокруг храма.
Завершила службу проповедь Владыки, в которой он обратил внимание верующих на особенное значение воскресного дня: «Любовь Божия к человеческому роду настолько велика, что Господь после Пасхальной четыредесятницы каждый воскресный день укрепляет людей в той великой истине, что Христос воскрес и все мы с вами воскреснем для вечности».
Сразу после богослужения архиепископ Иоанн посетил общеобразовательную школу в поселке Приволжский, где учащимися младших и средних классов для него был приготовлен концерт. Ребята показали Владыке интересные сценки и исполнили песни духовно-патриотического содержания.
Дмитрий Лукьянов.
ОСВЯЩЕН ПРЕСТОЛ В ЧЕСТЬ ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ
27 октября архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил освящение престола в честь пророка Божия Илии в храме села Кукнур Сернурского района.
Храм в селе Кукнур в честь Воздвижения Креста Господня является одним из старейших каменных храмов на территории Марийского края. Построенный в 1816 году, он достаточно хорошо сохранился. Регулярные богослужения здесь проходят с начала 1990-х годов, когда храм был передан общине верующих. Однако левый придел, ныне освященный в честь пророка Божия Илии, восстановлен только сейчас. В четверг, 27 октября, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил освящение нового престола и первую Божественную литургию в Ильинском приделе храма. Владыке сослужили настоятель храма иерей Николай Суринов и приходское духовенство.
После богослужения по сложившейся традиции Владыка посетил дом-интернат в селе Казанском. Здесь воспитывается около 70 ребятишек с отставанием в развитии и различными нарушениями психики. Многие из них не имеют родителей, у иных они лишены родительских прав. В интернате дети учатся, трудятся на пришкольных участках. Заботливые, чуткие воспитатели стараются уделить им как можно больше любви, внимания, воспитывают, как своих собственных ребят.
Духовно окормляет детей отец Николай Суринов. Более десяти лет архиепископ Иоанн ежегодно приезжает в интернат, общается с детьми, преподносит иконы и сладости. Ребята знают и любят своего архипастыря. В этот раз они представили Владыке небольшой концерт с песнями и стихами.
После посещения интерната в молебном доме села архипастырем был совершен праздничный молебен, а учащиеся воскресной школы показали Владыке небольшой утренник. Благословляя верующих, архиепископ Иоанн поздравил всех с праздником и пожелал, чтобы Христос пребывал в сердце каждого, освящая и укрепляя в несении жизненного креста.
Андрей Тимаков.
За Христа пострадавшие
РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
30 Октября – День памяти жертв политических репрессий
ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ: ЭТАПЫ И ПРИЧИНЫ
Гонения на Церковь в истории нашей страны советского периода происходили постоянно. Однако есть исторические этапы, в которые наблюдалось усиление репрессивной деятельности властей по отношению к верующим. Это 1918–1924, 1929–1933, 1937– 1939, 1941–1942, 1947 – начало 1950-х годов, а также период хрущевских гонений за веру. В этой статье рассматривается, в основном, первый период репрессий.
Основной причиной гонений за веру Христову в советском государстве было то, что мировоззрение, понимание смысла человеческой жизни, которые предлагала Церковь людям в качестве образца, коренным образом отличались от представлений о человеке и социуме, навязываемых обществу властями. Однако такого идейного расхождения не было достаточно для того, чтобы обвинить и осудить верующего человека, ведь Церковь согласно действующему законодательству была отделена от государства. Поэтому власти любым способом пытались получить данные, которые свидетельствовали бы о нарушении верующими и духовенством существующих законов, что давало возможность выдвинуть ложное обвинение в контрреволюции. Такая ситуация повторялась на протяжении всей истории Церкви в советском государстве, и рассматриваемый здесь период исключением, конечно же, не является.
НАЧАЛО РЕПРЕССИЙ
В первые годы советской власти гонения на Церковь происходили на фоне гражданской войны и интервенции иностранных государств, против советской России, политики военного коммунизма и крестьянских выступлений периода продразверстки, новой экономической политики и голода в Поволжье начала 1920-х годов, изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Русская Православная Церковь явила в этот период огромное количество мучеников и исповедников, и история Марийского края лишь подтверждает это.
ИЗ ИСТОРИИ ДАТЫ
День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.
Официально этот день был установлен постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ
Используя недовольство крестьян политикой продразверстки, которое наблюдалось во многих уездах Казанской, Вятской, Нижегородской губерний, в состав которых входила нынешняя территория Республики Марий Эл, большевики решили расправиться с представителями «чуждых» им сословий. К примеру, в связи с выступлением крестьян в деревне Княжна 11 сентября 1918 года были расстреляны царевококшайские священники Антоний Николаев и Хрисанф Поляков, арестовывались протоиерей Адриан Троицкий, насельники Мироносицкого монастыря архимандрит Варсонофий (Никитин), иеромонахи Варнава (Максаев), Гавриил (Бурцев), послушник Николай Юричев.
Продразверстка на местах проводилась малокультурными, готовыми на все людьми, отряды ЧК и рабочих, посылаемые в деревню для «наведения порядка», также состояли из весьма сомнительных личностей. Это проявилось и в ходе событий в селе Емангаши, куда осенью 1918 года пришел продотряд, состоявший из коммунистов Егорьевской волости. По воспоминаниям очевидцев в большинстве своем это были деклассированные элементы, немалая часть из них имела уголовное прошлое. По приходу в село продот-рядовцы занялись мародерством, отбирали хлеб, избивая крестьян, которые ответили на это возмущением. Впоследствии в Емангаши был послан карательный отряд, более 20 человек расстреляли прямо в селе. Среди них был и священник Александр Руновский, пытавшийся защитить свою паству от расправы и остановить кровопролитие.
Обвинения в участии в крестьянских восстаниях 1918-1920 годов предъявлялись духовенству и впоследствии. Возможно, это было связано с тем, что выступления крестьян, в которых участвовали и верующие люди, имели некоторые религиозные проявления. К примеру, в ходе волнений в селе Сотнур в 1919 году в здании исполкома была поставлена икона святителя Николая Чудотворца. И хотя местный священник Николай Греков к этим событиям отношения не имел, в 1932-м и 1937 годах его обвиняли в участии в сотнурском восстании. Подобная ситуация в конце 1930-х годов наблюдалась в ходе следствия в отношении протоиереев Павла Филимонова (с. Орша) и Петра Красноперова (с. Русский Кадам), а также некоторых других лиц духовного звания.
ПОД ПРИКРЫТИЕМ ИНТЕРВЕНЦИИ
Для гонений на Церковь советская власть использовала и напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе интервенции иностранных государств против советской России. В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии Восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: «На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. …Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти».
Санкция была дана, и репрессии в отношении духовенства начались по всему Поволжью. 17 сентября 1918 года Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией был арестован священник церкви села Салтак-Ял Анатолий Ивановский. Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за то, что добросовестно исполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений. 18 октября 1918 года отец Анатолий был приговорен к расстрелу. 29 октября 1918 года такая же участь постигла диакона церкви села Хлебниково Алексия Решетова, несколько ранее, 3 октября 1918 года, был расстрелян священник церкви села Исменцы Аркадий Отарский.
Репрессии против белого духовенства продолжались и в дальнейшем, поводы для арестов могли быть различными. К примеру, священник Покровской церкви села Ронга Димитрий Зиновьев написал письмо Казанскому епископу о том, что диакон ронгинской церкви не исполняет данных ему поручений, отказывается служить, учит детей революционным песням, чем подрывает авторитет духовенства среди верующих. Отец Димитрий просил Владыку отстранить диакона от службы. Данное письмо было перехвачено и расценено как контрреволюционное, а священник Зиновьев арестован, что, по сути, являлось явным вмешательством государства в жизнь Церкви.
АТАКА НА МОНАСТЫРИ
В первые годы советской власти репрессиям подвергалось и монашество. К примеру, в 1919 году находились в заключении насельники Мироносицкого монастыря игумен Сергий (Мытиков), иеромонах Маврикий (Петров). Аресты монашествующих были направлены на дестабилизацию жизни обителей, власти стремились любыми способами нарушить монастырский уклад. В феврале 1919 года в Михаило-Архангельский монастырь прибыли коммунисты из села Пайгусово для организации при обители коммуны. Братия воспротивилась этому, говоря, что монастырь был основан крестьянами окрестных деревень, и без их согласия каких-либо изменений вводить нельзя. В результате этих событий были арестованы иеродиакон Серафим (Замятин), послушники Гавриил Васильев и Тимофей Лепешкин. В ноябре 1919 года при Михаило-Архангельском монастыре были открыты трехгодичные педагогические курсы, что, конечно же, препятствовало нормальному течению жизни обители. Подобные трудности испытывали и насельники других монастырей Марийского края.
Следующий этап гонений на монашествующих в МАО связан с закрытием монастырей в 1921 году. В этот период арестовывались насельницы Царевококшайского Богородице-Сергиева монастыря, Введенского Вершино-Сумского монастыря, при попытке спасти монастырское имущество от разграбления от рук сотрудников ОГПУ погибла настоятельница Богородице-Сергиева монастыря игумения Серафима (Фролова). В 1922 году была арестована настоятельница Козьмодемьянского Свято-Троицкого монастыря игумения Алевтина (Торопова), судьба которой, как и многих других насельниц монашеских обителей Марийского края, в настоящее время не известна.
В ГОДЫ НЭПА
Период НЭПа в советской России ознаменовался ужесточением в сфере политики и идеологии. Марийский край в этом смысле не стал исключением. 3 января 1921 года в Козьмодемьянском кантоне было принято решение, что все духовенство обязано дать подписку о невыезде с места жительства без разрешения властей, в феврале 1921 года введен запрет на собрания священнослужителей, 23 сентября 1921 года решено произвести тщательное расследование всех фактов преподавания Закона Божия детям до 18 лет и «виновных» в этом наказать.
Подобные указания издавались и областными органами управления. Приказом Марийской областной чрезвычайной комиссии от 16 июня 1921 года всему белому и черному духовенству в десятидневный срок необходимо было явиться на регистрацию, всякие крестные ходы без ведома и разрешения властей запрещались. В циркуляре Обчека от 24 июня 1921 года приказывалось вести наблюдение за священнослужителями, монашествующими и мирянами, строго следить за религиозными обрядами и богослужениями в церквах, монастырях, на квартирах, проверять всю почту, отправленную и полученную церковниками. В информационной сводке, представляемой в обком каждые две недели с начала 1920-х годов, требовалось указывать, как настроено духовенство по отношению к советской власти, как оно относится к обновленчеству и Патриарху Тихону, как реагирует на изъятие церковных ценностей, на какие средства существует, есть ли случаи нарушения духовенством законов гражданской регистрации, имеет ли место контрреволюционная работа духовенства и в чем она выражается, какова посещаемость населением церковных служб на текущий момент и в сравнении с прежними годами.
Все эти указания имели практическое применение и использовались в ходе репрессивной политики властей. В 1920 году был расстрелян священник Петропавловской церкви села Юледур Виктор Фадеев. В феврале 1921 года в селе Шиньша во время крестного хода с иконой святителя Германа Казанского был арестован иеромонах (впоследствии архимандрит) Серафим (Павловский). В том же году в заключении находились священник Валериан Бобровский (с. Салтак-Ял), протоиерей Михаил Талантов (с. Петъялы) и другие представители духовенства. В мае 1923 года были арестованы сотрудники Горномарийской переводческой комиссии, среди которых были священники Андрей Кудряшов (с. Виловатово) и Алексий Шестаков (с. Емелево). Тираж изданного на горномарийском языке последования Всенощного бдения был отпечатан, но конфискован ОГПУ.
ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Начало 1920-х годов — время гонений на Церковь под предлогом сокрытия ее служителями церковных ценностей вследствие нежелания помочь голодающим. Конечно, это было неправдой: Церковь жертвовала на нужды бедствующих предметы и украшения, не имеющие богослужебного употребления. Но властям нужен был повод для того, чтобы развязать гонения на верующих и дестабилизировать их жизнь. В фондах Госархива РМЭ сохранилась телеграмма 1922 года за подписью Н.И. Ежова, показывающая отношение руководителей МАО к данному вопросу: «К 1 мая изъятие должно быть закончено по всей области. В первую очередь обращайте внимание на церкви и монастыри, где сосредоточено больше ценностей. Замечено, что агитация зачастую ведется неправильно, обрушиваясь всей тяжестью против религии и на попов. Необходимо центр тяжести агитации сосредоточить на помощь голодающим, лишь косвенно касаясь религии. По возможности старайтесь привлечь к изъятию ценностей самих попов, внося раскол среди духовенства».
Судебные процессы против верующих, связанные с изъятием ценностей, прошли и в Марийском крае. 26 мая 1922 года военный трибунал МАО по обвинению «в активной агитации против изъятия церковных ценностей» приговорил жителя деревни Жуково Тихона Чернова, граждан деревни Коряково Ивана Булыгина, Якова Шеина, Алексея Чулкова, Сергея Кельбедина к различным срокам заключения. В феврале 1924 года Облсудом МАО было рассмотрено дело в отношении насельников Мироносицкого монастыря и крестьян села Ежово, которые также обвинялись в сокрытии церковных ценностей, якобы подлежащих изъятию. За «халатное отношение к сбережению церковного имущества» настоятель обители архимандрит Варсонофий (Никитин), 8 насельников монастыря и 2 крестьянина были приговорены к срокам заключения от 1 года до 6 лет. Мироносицкий монастырь был закрыт, а этот судебный процесс стал своего рода финальной точкой первого периода гонений за веру на территории МАО.
Несмотря на испытания, выпавшие на долю верующих в первые годы советской власти, духовная жизнь на территории Марийского края не замирала. Ярким свидетельством тому стали сохранение монашеских общин вокруг монастырских храмов, зарегистрированных как приходские, возращение приходов в лоно Православной Церкви из обновленчества. В 1925 году было образовано Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников, практически сразу объединившее более 40 религиозных общин. В течение нескольких последующих лет на первый план вышли пропагандистские и экономические методы борьбы с религией, новая волна гонений началась в конце 1920-х годов. Но это уже другая история.
Юрий Ерошкин.
КОГО СЧИТАТЬ РЕПРЕССИРОВАННЫМ?
При изучении истории гонений на верующих, работе с архивными материалами и последующем их анализе неизбежно встает вопрос: кого считать репрессированным по политическим мотивам? Ответ на него дают статьи Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 ноября 1991 года (с дополнениями к закону от 3 сентября 1993 года и 4 ноября 1995 года):
«Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».
«Статья 1_1. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
— дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
— дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам».
«Статья 2_1. Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
Мастерская
ВАЛААМСКАЯ ИСТОРИЯ
Картину горномарийского художника Сергея Алдушкина, написанную им нынешним летом на Валааме, монахи преподнесли в подарок Патриарху Кириллу.
Остров Валаам, находящийся на северной оконечности Ладожского озера, является одним из живописнейших уголков нашей страны. Человека, впервые попавшего сюда, поражает дикая, угрюмая природа, ее строгие красоты. Не случайно сотни лет назад эти места облюбовали монахи. Вот как пишет о святом острове Иван Савин: «…Первым насельником Святого острова был святой Александр Свирский. Жил он в расщелине скалы, углубив ее немного. Перед этой гранитной кельей — трехсаженный гранитный крест. Двери нет. Есть длинный, узкий и низкий коридор, в граните выдолбленный. ...Ни солнце, ни луна не попадают сюда. Тускло мерцают иконы древнего письма. Кровать из неотесанных камней. Каменный стул...
…Выползаю из пещеры, полной грудью вдыхаю острый, чуть дурманящий хвойный аромат. Какая красота на земле Твоей, Господи! Еле колышутся миллионы игл на сосновых ветках. Каплет румяное вечернее солнце сквозь колеблющуюся сетку этих душистых стрел. Вздрагивают золотые, совсем шелковые стружки на стволах прямых сосен. Небо на востоке еще дневное, синее, на западе — огромный и огненный веер заката...»
Первозданная природа, красота диких мест привлекали на Валаам русских художников. Остров становится своеобразной мастерской под открытым небом. Художники-пейзажисты М. Клод, И. Шишкин, А. Куинджи, А. Гине, Ф. Васильев, П. Балашов посвятили Валааму свои всемирно известные шедевры.
Продолжает традиции классиков и нынешнее поколение живописцев. Уже много лет с Валаамским монастырем сотрудничает галерея «Золотой плес». Ежегодно под ее эгидой на острове собираются художники со всей России. Группы обычно не очень большие, по семь-восемь человек. Каждый год на день свв. Кирилла и Мефодия на Валаам приезжает и горномарийский живописец Сергей Алдушкин. Нынче вместе с ним на Ладогу прибыли коллеги из Петербурга, Ярославля, Иванова, Нижнего Новгорода.
Художники в течение двух недель писали валаамские пейзажи с условием, что каждый оставит две работы монастырю. На острове при резиденции Патриарха (здесь часто бывает и Владимир Путин) есть музей, в котором выставляют подаренные картины. После северных пленэров проводятся также крупные выставки. Одна из них, посвященная юбилею Валаамской обители, в ноябре откроется в Санкт-Петербурге. Она будет называться «Православные святыни в художественных образах».
За двухнедельный пленэр на Валааме Сергей Алдушкин пишет 20-30 работ. Нынче, как обычно, в конце пребывания на островах художники показали свои работы настоятелю монастыря. Владыка Панкратий долго стоял около пейзажей, которые написал горномарийский мастер. Потом он обратился к Сергею: «Вы можете вот эту работу подарить нам, а эту сделать большого размера? Мы подарим ее Патриарху» (предстоятель Русской Православной Церкви вскоре должен был прибыть на остров). Алдушкин, естественно, с радостью согласился.
Он написал большую акварель, повторив маленький этюд. Директор галереи «Золотой плес» приехал на Валаам на встречу со Святейшим и передал картину ему в дар. Патриарху Кириллу пейзаж очень понравился. Художнику в деревню Мороскино Горномарийского района, где он постоянно живет, позвонили и из галереи, и из монастыря, чтобы рассказать об этом удивительном для него событии.
Недавно я побывал у Сергея и расспросил его о картине, которую он написал для Патриарха. «Лучше я вам ее покажу» — сказал Сергей и подошел к огромному фанерному «сундуку». Из недр необычного хранилища он достал маленький этюд и протянул его мне.
На листе картона был изображен вид Спасо-Преображенского собора со стороны монастырской бухты: гранитные самородные стены залива, спокойное зеркало воды, камни, сосны, воздух и среди всего этого природного великолепия — потрясающей красоты храм. Пейзаж получился величественным.
Сейчас картина Алдушкина находится в одной из резиденций Патриарха Кирилла.
Валерий Кузьминых.