Содержание:
Мироносицкий обитель - 360 лет
Патриарх посетил нижегородскую епархию
Духа премудрости и разума!
Состоялось епархиальное собрание
Благословение на служение людям
День рождение Университетского храма
Пора добрых перемен
Без Бога не до порога
Новые имена марийской столицы
Марийское Викариатство
В Лавру - на велосипедах!
Епархиальная жизнь
МИРОНОСИЦКОЙ ОБИТЕЛИ — 360 лет
Одна из известнейших православных святынь Марийского края — Мироносицкий монастырь в селе Ежово — начинает свое летоисчисление с 24 (11 — ст. ст.) сентября 1649 года, когда был издан указ царя Алексея Михайловича о построении обители.
Возникновение монастыря теснейшим образом связано с чудесным явлением Мироносицкой иконы Пресвятой Богородицы, произошедшим 14 (1) мая 1647 года. Узнав об этом событии, люди стали приходить к чудотворному образу, получая по вере своей духовные и телесные исцеления. Во время молебна на месте явления иконы верующие слышали колокольный звон и чудесный голос, предвещавший основание здесь монастыря.
Об этом знаменательном событии стало известно в Царевококшайске, и икона была перенесена в Воскресенский собор города. Весть о чудотворном образе дошла и до царя Алексея Михайловича, который повелел отправить икону в Москву, где она также прославилась многочисленными чудесами. По прошествии двух лет, в 1649 году по распоряжению царя образ заключили в драгоценный, украшенный жемчугом оклад и отправили в Царевококшайск с указом о начале построения обители. К этому времени на месте явления иконы была построена часовня и начато возведение церкви. Чаяния царя и народа совпали.
Работа по возведению монастыря (в то время — мужского) пошла споро, и уже через три года, в 1652 году, обитель была построена. Деревянный храм во имя святых жен-мироносиц просуществовал более 60 лет, а к 1719 году была выстроена каменная церковь, которая и по сей день украшает монастырь. Почти три столетия монастырь оказывал благотворное духовно-нравственное влияние как на местное население, так и на паломников со всей России. Множество верующих, особенно в дни монастырских праздников, стекалось сюда и получало благодатную помощь, душевные и телесные исцеления.
После октябрьского переворота 1917 года монастырь был разорен, а в 1924 году и вовсе закрыт. Территория обители переходила из рук в руки, здесь был детский дом, другие советские учреждения, но ничто не прижилось. Великая по своей значимости Пустынь постепенно приходила в запустение, постройки ее разрушались.
Но недаром говорят, что свято место пусто не бывает. В 1993 году монастырь был передан Йошкар-Олинской и Марийской епархии, а год спустя для восстановления обители из Толгского монастыря под Ярославлем указом Патриарха Алексия II были направлены две монахини, одна из которых, Варнава (Колчина), стала настоятельницей обители.
В мае 2002 года решением Правительства РФ Мироносицкий монастырь был признан памятником истории и культуры федерального значения, в его восстановлении участвует государство.
Монастырь имеет свое хозяйство, 7 гектаров земли в ограде, 11 — вне монастыря под овощными культурами, 50 га сенокосных угодий. Монахини и послушницы несут в обители послушания: кто трудится в теплице, кто в коровнике, кто в просфорной. Есть в монастыре художницы, швеи, золотошвеи. Налаживается и духовная жизнь обители, каждый год, согласно традиции, введенной по благословению казанского митрополита Иосафа в 1667 году, проходит крестный ход с Мироносицкой иконой Божией Матери. Он продолжается с 9 по 18 сентября, с каждым годом становясь все многолюднее.
Сегодня совместными усилиями обитель восстановлена, на ее территории царят покой и умиротворение, кругом чистота и порядок, который неукоснительно соблюдается. Монастырь вновь стал духовной опорой для всех желающих обрести душевное спокойствие, очистить душу получить полезный совет, снискать милость и благодать Божию. Было бы наше стремление к жизни по заповедям Божиим…
Даниил Изергин.
Церковные вести
ПАТРИАРХ ПОСЕТИЛ НИЖЕГОРОДСКУЮ ЕПАРХИЮ
С 9 по 12 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию. В ходе визита прошла встреча Святейшего Патриарха с правящими архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, в которой принял участие и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Открывая встречу, Святейший Патриарх Кирилл приветствовал собравшихся архиереев. По словам Его Святейшества, Поволжский регион занимает особое место в жизни страны и Русской Церкви. «Даже в советское время именно Поволжье было самым религиозным пространством, и самые крепкие епархии у нас были в Поволжье. И уже в новое время, когда Церковь обрела новые возможности, жизнь волжских епархий до неузнаваемости изменилась»,— подчеркнул Святейший Патриарх.
«С некоторыми из этих епархий я знаком, потому что посещал их, и могу лично свидетельствовать об огромном развитии, которое имело место за последнее время,— отметил Предстоятель Русской Церкви.— А сейчас, читая ваши отчеты, вижу, что действительно происходит в реальной жизни, радуюсь этому».
На встрече Святейшего Патриарха с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, обсуждались проблемы современной епархиальной жизни.
Во время поездки Святейший посетил Саровскую пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Воскресенский кафедральный собор Арзамаса, Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде и Нижегородскую Духовную семинарию.
11 сентября Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника нижегородцам — участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вечером того же дня состоялась встреча Его Святейшества с нижегородской молодежью во Дворце спорта профсоюзов.
12 сентября Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения Феодоровского собора в Городце. Святейший Патриарх Кирилл также принял участие в видеоконференции «Жизнь святого благоверного князя Александра Невского как пример исторического оптимизма».
Пресс-служба епархии.
Епархиальные вести
ДУХА ПРЕМУДРОСТИ И РАЗУМА!
9 сентября в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка руководитель отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами священник Александр Бачурин совершил молебен перед началом учебного года для детей сотрудников марийской милиции и ребят, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей.
Школьников собралось немало. Каждый год вместе с родителями они приходят в храм, чтобы помолиться о помощи Божией в грядущем учебном году, о том, чтобы учение принесло «добрый плод». По окончании молебного пения отец Александр обратился к присутствующим с напутственным словам. Он пожелал учащимся благословения Божьего, чтобы те знания, которые они получат в школе, стали действительно полезными. «Чтоб в уме отложились только добрые знания, дабы применить их в своей жизни», — подчеркнул священник. Он также привел ребятам примеры из жизни святых, которым не сразу давалась школьная премудрость. Так, преподобный Сергий Радонежский долгое время не мог научиться читать. Но по усердной молитве к Богу ему был дан дар успешного учения и понимания Священного Писания. «Дай Бог, чтобы и вам, дорогие ребята, по вашим усердным молитвам Господь подавал бы успехи в учебе»,— тепло сказал отец Александр.
Пресс-служба МВД по Марий Эл.
СОСТОЯЛОСЬ ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
14–15 сентября — в начале нового церковного года — в домовом храме епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица» под председательством архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна состоялось ежегодное Епархиальное собрание Йошкар-Олинской епархии.
Епархиальное собрание под председательством правящего архиерея является высшим органом управления епархией. В нем принимают участие руководители епархиальных отделов, настоятели и клирики храмов республики.
По традиции собрание началось соборной службой в Вознесенском храме Йошкар-Олы. Затем состоялся крестный ход с иконой Божией Матери «Мироносицкая» до церкви Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на рабочий день, в богослужении и крестном ходе с иконой, которая является покровительницей нашей епархии, приняло участие множество верующих.
В своем выступлении на собрании архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн дал оценку современному состоянию церковно-государственных и церковно-общественных отношений, а также остановился на основных целях и задачах Русской Православной Церкви в деле укрепления нравственного здоровья общества. Особое внимание было уделено введению в учебную программу общеобразовательных школ предмета «Духовно-нравственное воспитание».
Затем с отчетами о деятельности за прошедший год выступили благочинные церковных округов и руководители епархиальных отделов и комиссий.
Епархиальные вести
БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
23 сентября в медицинском колледже г. Йошкар-Олы состоялось открытие недели первокурсника. Перед началом учебы будущих медицинских работников напутствовал архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Кому из нас не приходилось в жизни сталкиваться с медицинской сестрой: кто-то ходил на уколы, за кем-то ухаживали на больничной койке. И здесь каждый вполне мог понять, насколько зависит наше выздоровление от профессионализма медицинской сестры, ее внимания и заботы.
А готовит медсестер в республике Йошкар-Олинский медицинский колледж. В конце сентября здесь проходила неделя первокурсника. И по традиции, вот уже восьмой год открывал ее архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
— Преступив порог этого учебного заведения,— сказал он, обращаясь к ребятам,— вы готовите себя к великому жертвенному служению. А служение — это любовь к тому, кого Господь вручит вам, полная самоотдача себя больному. Поэтому здесь вам предстоит не только постичь тайны будущей профессии, но и научиться любви к человеку.
Как это сделать Владыка показал на примере святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Ученый-хирург, он уезжает в провинцию и становится сельским врачом. Здесь готовит и защищает докторскую диссертацию, становится профессором. Революционные события и последовавшие после них репрессии все больше обращают его мысли к Богу. Профессор с мировым именем, лауреат Сталинской премии становится священнослужителем, а затем епископом. Утром — служба, днем — сложнейшие хирургические операции. Ни ссылки, ни тяжелейшие условия жизни не сломили духа святителя. Наш современник, он причислен к лику святых и является примером для тех, кто выбрал профессию медицинского работника.
Архиепископ Иоанн вручил собравшимся в зале первокурсникам медколледжа иконки Божией Матери, привезенные со Святой Горы Афон, и благословил учащихся на будущие труды и жертвенное служение людям.
Пресс-служба епархии.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ХРАМА
Домовой храм святой мученицы Татианы, расположенный во втором корпусе МарГТУ, в самом центре Йошкар-Олы, отметил свой четвертый день рождения.
На праздничный концерт, посвященный этому торжеству, пришло множество друзей храма: его прихожан и просто людей, которым близок этот небольшой приход. Были и почетные гости, в их числе — архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, ректор МарГТУ Е.М. Романов, заместитель главы правительства республики Л.А. Гаранин.
В концерте приняли участие хор Татьянинского храма, учащиеся гимназии имени прп. Сергия Радонежского, детско-юношеский хор «Благовест».
Открытие домового храма состоялось 18 сентября 2005 года, однако решение о его создании было принято ученым советом университета за шесть лет до этого.
Одним из вдохновителей открытия храма в стенах высшего учебного заведения стал известный российский ученый, бывший проректор МарГТУ, а ныне проректор и профессор Царицынского православного университета Преподобного Сергия Радонежского священник Александр Половинкин. Активное участие в строительстве храма принимали и студенты вуза.
Как известно, святая мученица Татиана является небесной покровительницей студенчества. Эта традиция уходит корнями в далекое прошлое. В 1755 году при основании первого в России университета в Москве граф Иван Иванович Шувалов, будущий его куратор, подал Государыне прошение об основании университета в день именин своей матери, Татьяны Шуваловой,— 25 (12) января. Так родился знаменитый праздник студенчества — Татьянин день.
Храм в стенах высшего учебного заведения служит не только местом совершения богослужений, но и выполняет миссионерскую задачу. Там, где занимаются наукой, познают окружающий мир, открывают его законы, должны знать и помнить Того, Кто эти законы установил.
Все пришедшие на праздник небольшого, но по-домашнему уютного университетского храма получили массу положительных эмоций. А на память об этом событии присутствующим были розданы образки святой мученицы Татианы.
Воспитание и образование
ПОРА ДОБРЫХ ПЕРЕМЕН
Лето — пора перемен и радостных событий, поездок и встреч. Для людей православных — это время каких-то особенных по радости восприятия и переживания многочисленных православных праздников, благодатных крестных ходов, паломнических поездок, наполняющих душу светом наших святынь. Только учеба летом забывается: для школьников и студентов, а также для их учителей — это время каникул. Но не бывает правил без исключения: в Православном центре г. Козьмодемьянска и Горномарийского благочиния в каникулярные дни проходили курсы для педагогов — преподавателей «Основ Православной культуры».
В одном из весенних номеров «Мироносицкого вестника» сообщалось о событии, которое не могло не порадовать всех, кто ратует о введении предмета «Основы Православной культуры» (ОПК) в светских школах: Горномарийский районный отдел образования и Горномарийское благочиние Йошкар-Олинской епархии заключили договор о сотрудничестве. Основным направлением совместной деятельности, как определено в договоре, является «организация преподавания «Основ Православной культуры» в образовательных учреждениях района на основе существующего законодательства».
Следующим шагом стала подготовка педагогов-преподавателей ОПК. Так как три года назад Православный центр благочиния уже проводил соответствующие курсы для учителей Козьмодемьянска, обучение сельских учителей также было решено провести в Православном центре. Программа, включающая три основных предмета — Священную историю Ветхого и Нового Заветов, катехизис (краткие основы литургики и догматики), а также православную педагогику и этику,— была утверждена Марийским институтом образования, и курсы состоялись.
В то время как сотрудники Православного центра занимались организацией обучения педагогов, приходские священники благочиния совместно с директорами и завучами решали организационные вопросы: в какой форме будет преподаваться ОПК, в каких классах вводить предмет. Обсуждалось нововведение и на родительских собраниях, так как без согласия родителей ОПК преподаваться не может.
Милостью Божией 10 школ района решили ввести ОПК с начала нового учебного года. Необходимо отметить, что серьезную поддержку оказали благочинию глава администрации Горномарийского района Леонид Зиновьевич Кубеков и его заместитель по социальным вопросам Евгений Валерианович Смелов. Во время традиционной поездки по Горномарийскому благочинию, приуроченной к проведению крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, архиепископ Иоанн наградил их архиерейскими грамотами.
Итак, курсы состоялись. В течение полутора недель группа педагогов района из 22 человек посещала занятия — по три пары ежедневно. Много нового и необходимого узналось, много важных и насущных для учителей вопросов было разрешено. Как преподаватель курсов, могу сказать, что за это недолгое время мы стали не просто преподавателями и слушателями — мы стали единомышленниками, небольшой общиной людей, беспокоящихся за будущее наших чад и старающихся, по мере сил, сделать что-то для духовного возрастания своих учеников.
Конечно, за такой короткий срок можно только начать обучение педагогов, поэтому все слушатели согласились продолжить учебу в течение учебного года: проводить краткие семинары, открытые уроки, делиться опытом, совместно решать возникающие проблемы.
Помогай Господь нашим учителям! Низкий поклон директорам сельских школ в Виловатово, Кузнецово, Озерки, Кожважи, Шиндырьялы, Микряково, Емешево, Еласы, Пайгусово и Троицкий Посад, решившим ввести ОПК, и нашим священникам, немало потрудившимся для того, чтобы не только в воскресных, но и в общеобразовательных школах дети слышали слово Истины. Это протоиерей Василий Лихачев и иерей Алексий Сущев, преподававшие на курсах, и приходское духовенство: игумен Никодим (Актанаев), протоиереи Иоанн Захаров и Геннадий Ромашов, священники Владислав Ми-шутов, Николай Соколов, Сергий Князев. Храни всех Господь!
Г.В. Казакова, руководитель Православного центра,
г. Козьмодемьянска.
На приходе
БЕЗ БОГА – НЕ ДО ПОРОГА
Бывает, ночь напролет горит перед божницей лампада. В ее слабом свете словно оживает лик Богородицы. Кажется, Дева с Младенцем на руках умиротворенно и мудро смотрит на молящуюся. Усердно просит она за дочь, больного внука, за умерших мужа и родителей. Вспоминает и прожитые годы — годы большого труда, испытаний и потерь, веры в Бога. А вера в Него пришла к ней через родителей, бабушку и дедушку.
Родилась и выросла Раиса Егоровна Кузикина в Килемарах, рядом с Ильинским храмом, в простой верующей семье. В этом храме ее окрестили, сюда в детстве она бегала с подружками молиться на церковные службы. Посты соблюдала вместе со взрослыми. В школьные годы ни в пионеры, ни в комсомол не вступала — не разрешали родители. Первой православной книгой у нее был молитвослов. В те времена вообще было сложно приобрести православную литературу, чаще книги переписывали.
Скромную, трудолюбивую женщину в Килемарах многие знают. Раиса Егоровна бывалая доярка совхоза «Броневик». Была награждена путевкой на ВДНХ в Москву за высокие показатели в животноводстве. Тогда надаивала она вручную от коровы по 3 тысячи килограммов молока. Ее трудовой стаж почти пятьдесят лет. В те годы она была народным депутатом. За свой самоотверженный труд имеет много поощрений, грамот, благодарностей, премий.
Когда встал вопрос об открытии актаюжской церкви Раису избрали старостой. На ее плечи легла вся организационная работа по сбору средств и материалов для реставрации храма. Не раз приходилось бывать в епархиальном управлении в Казани. В течение нескольких лет она ездила в Актаюж: сначала на хозяйственные работы, затем на службы. Вот тогда и появилась у нее мысль об открытии килемарского храма.
Помочь в этом деле взялся нынешний наместник Богородице-Сергиевой пустыни архимандрит Давид. И уже 27 декабря 1993 года в церкви начались восстановительные работы. Невозможно описать энтузиазм тех, кто приходил восстанавливать храм. Горы мусора, битого стекла увозили на свалку; скоблили, мыли потолки и стены церкви. Чтобы было теплее, поставили две печи. Работы хватало всем — править гвозди, вставлять стекла в оконные рамы и т.д. Раиса Егоровна со своими помощниками обращалась за материальной помощью к людям. Ездила по деревням собирать деньги, иконы и церковную утварь. Лесом и пиломатериалами помогали предприниматели Борис Жилин, Михаил Шурыгин. Иконостас готовили под руководством отца Давида. Открытие церкви Илии Пророка состоялось в апреле 1994 года, и первая служба пришлась на Пасху: служить приехал священник Евгений Сурков.
Своего батюшки у килемарцев не было долго. В 1995 году в Килемарскую церковь был определен отец Георгий из Вознесенского собора Йошкар-Олы, затем больше года служил отец Василий из Санчурска, его сменил иеромонах Тихон из мужского монастыря. А в 1998 году на постоянное место службы приехал священник Андрей Романов, который и по сей день является настоятелем храма. Жизнь прихода начала налаживаться, люди потихоньку пошли в церковь.
Не оставляет храма и Раиса Егоровна. Десять лет, до 2003 года, была здесь она бессменным старостой. Но и сейчас, не смотря на свои восемьдесят лет, она по-прежнему спешит в церковь на службу. Ухаживает за подсвечниками, протирает иконы и ежегодно ездит в паломнические поездки по святым местам: в Оптину пустынь, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Дивеево…
Она говорит: «Когда сидишь дома — все болит и на душе нет покоя. А сходишь в храм, все как рукой снимет. Хорошо, что люди посещают наш храм — молодые и старые. Значит поняли, что без Бога не до порога».
Лидия Градинар, Килемары.
Епархиальные вести
НОВЫЕ ИМЕНА МАРИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ
Стремительно меняется ныне облик Йошкар-Олы. Появляются новые здания, реконструируются улицы, строятся, восстанавливаются храмы. Вместе с ними украшается карта города и православными наименованиями.
Так, в этом году с просьбой верующих переименовать улицу Анисимовскую в Воскресенскую набережную в городскую комиссию по переименованию улиц, площадей и скверов обратился архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Предложение епархии поддержал и Президент республики Леонид Маркелов. Дело в том, что на этой улице и прилегающих к ней переулках находятся православные святыни нашего города: Вознесенский собор, Воскресенский и Свято-Троицкий храмы. Члены комиссии согласились с необходимостью переименования улицы. На основании этого решения соответствующее постановление подписал и мэр города Олег Войнов. Отныне бывшая Анисимовская на участке от Ленинского проспекта до Вознесенского моста будет именоваться Воскресенской набережной.
В прошлом году свое прежнее название — Вознесенская улица — получил участок улицы Карла Маркса от Льва Толстого до Ленинского проспекта. А в 2006 году на карте города появилась улица Успенская: так была названа часть улицы Вашской от улицы Первомайская до улицы Гагарина. Название это было дано в честь расположенного здесь храма Успения Пресвятой Богородицы.
Появилась в столице Марий Эл и площадь в честь Божией Матери. На ней располагаются скульптурная композиция Богородицы с Младенцем и находящийся в стадии возведения собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
По материалам СМИ.
Из истории Православия
МАРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
В сентябре 2009 года исполнилось 80 лет со времени образования Марийского викариатства Нижегородской епархии и назначения первого Марийского архиерея — епископа Арсения (Денисова). Сегодня об основании Йошкар-Олинской и Марийской епархии знают практически все, а о существовании Марийского викариатства в 1929—1937 годах до недавнего времени было известно немногим. Краткую историю его образования и деятельности мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
Епископ Авраамий (Чурилин).
НАСТУПЛЕНИЕ БЕЗБОЖИЯ
После революции октября 1917 года в России для верующих наступили тяжелые времена. 10 июля 1918 года, вслед за законом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», была принята Конституция РСФСР, согласно которой провозглашалась свобода антирелигиозной пропаганды, церковнослужители и монашествующие лишались избирательных прав.
В Краснококшайске к 1921 году действовало 5 церквей с общим числом прихожан 10340 человек. Обстановка была тяжелой и в духовном, и в материальном отношении. Например, ладан для церковного употребления частично изготовлялся на приходах из древесной серы с примесью пахучих трав, церковное вино вырабатывалось из соков черешни, смородины и малины, деревянное лампадное масло нередко заменялось растительным или льняным. Немалое распространение среди людей получили неверие в Бога, непочитание святых мощей и икон, отрицание загробной жизни, что большей частью отмечалось среди прибывших с фронта солдат и молодежи. Эта тенденция, к сожалению, не была новой. Еще в декабре 1917 года в одном из писем архимандрит Аверкий (Бойков) — известный подвижник благочестия, проживавший в то время в селе Семеновка, писал: «У нас в медвежьем углу распространилось безбожие. В 1915 и 1916 годах шли здешние мужички на войну, почти все перебывали у меня на благословении и со слезами просили молиться о них. И что же теперь вижу, возвратились через год они домой, не признают Бога и надсмехаются над Церковью и духовенством. Ах, как тяжело смотреть на этих несчастных людей».
Несмотря на это, священнослужители в большинстве своем старались быть на высоте своего звания и вели благочестивую жизнь. При церквах имелись библиотеки с книгами, необходимыми для пастырской практики, священники по мере возможности поучали паству словом назидания, а некоторые и открыто преподавали Закон Божий, стремясь противостоять распространяемому вокруг нечестию.
Велика была роль в церковной жизни МАО 1920–1930-х годов и ссыльного духовенства. В отчете областной прокуратуры за апрель-июль 1923 года читаем: «Не весьма желательна высылка в Маробласть духовенства, так как представители такового в силу глубокой отсталости населения имеют на последнее большое влияние, и в ссыльном священнике видят мученика за веру. В отчетный период был случай, когда к ссыльному архимандриту Киево-Печерской лавры Голубеву стали стекаться крестьяне окрестных деревень, образовалось паломничество. Пришлось перевести Голубева в другой кантон, поближе к оботделу ОГПУ». Во второй половине 1920-х годов в столице МАО находились в ссылке епископы Сергий (Куминский), Антоний (Романовский), Захария (Лобов) — впоследствии архиепископ, погибший в заключении и прославленный ныне в лике священномучеников. Кроме того, в Марийском крае в разное время проживали в ссылке архиепископы Серафим (Самойлович) (прославлен в лике священномучеников) и Иринарх (Синеоков), епископы Иоасаф (Удалов) (ныне священномученик), Иларион (Бельский) и Сергий (Дружинин).
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРИЙСКОГО ВИКАРИАТСТВА
До конца 1920-х годов православные приходы столицы Марийского края и окрестностей находились под управлением казанских архиереев. К их числу относились митрополит Кирилл (Смирнов), епископы Анатолий (Грисюк), Иоасаф (Удалов), ныне причисленные к лику новомучеников и исповедников Российских, а также Афанасий (Малинин), епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии.
В 1925 году встал вопрос об образовании в Краснококшайске Православного церковного управления. Связано это было с тем, что на территории Марийского края при поддержке властей получило распространение обновленчество, и в Краснококшайск был направлен женатый «епископ»-обновленец.
В ноябре 1925 года состоялось организационное собрание представителей мирян и духовенства, признавшее необходимость образования Краснококшайского православного церковного управления староцерковников, а на заседании 18 января 1926 года было принято соответствующее положение. Собрание единогласно приняло решение ходатайствовать перед проживавшим в Казани епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) о принятии подчиненных Управлению общин в каноническое общение с ним.
Практически на каждом собрании духовенства и мирян 1926–1929 годов говорилось о необходимости открытия в Краснококшайске (Йошкар-Оле) самостоятельной епископской кафедры.
МАРИЙСКИЕ ЕПИСКОПЫ
В сентябре 1929 года было образовано Марийское викариатство Нижегородской епархии, и первым Марийским архиереем стал епископ Арсений (Денисов). Леонид Иванович Денисов (так звали будущего Владыку в миру) родился 11 (24) апреля 1866 года в Москве. Епископом Марийским он был до 11 октября 1929 года. С марта по декабрь 1931 года епископ Арсений занимал Каширскую кафедру, будучи викарием Московской епархии, а после закрытия храма в Кашире ушел за штат. О дальнейшей судьбе Владыки известно не много. По одной из версий, в 1934 году епископ Арсений переселился в одну из подмосковных деревень, где скончался во время Великой Отечественной войны от голода. По другим данным, он был арестован в годы гонений на Церковь и погиб в заключении.
В дальнейшем Марийским викариатством Нижегородской епархии управляли епископы Иоанн (Широков) (1929-1931 годы), Авраамий (Чурилин) (1931-1935), Сергий (Куминский) (май 1935 года), Варлаам (Козуля) (1935-1937). Марийские архиереи были приписаны к Воскресенскому собору, позднее — к Вознесенской церкви Йошкар-Олы, а после захвата ее летом 1935 года обновленцами — к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. В июне 1936 года под омофором епископа Марийского, викария Нижегородской епархии, находилось 92 прихода, на которых служили 96 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков; 9 священников, 3 диакона и 1 псаломщик находились за штатом.
Епископы Марийские пользовались среди духовенства и верующих уважением и любовью, к ним обращались за советом, утешением, заступлением. В мае 1934 года с посланием к епископу Авраамию (Чурилину) обратилась община церкви Рождества Христова села Арда Горномарийского кантона МАО: «Владыка! Несправедливость мы видим, чувствуем за себя отцов и матерей наших и видим поругание святого нашего храма. Перед святым нашим алтарем, на могилах наших матерей и отцов вздумала местная власть в лице председателя сельсовета, комсомольской ячейки и учителей 20 мая 1934 года сделать субботник. Пришли на кладбище, стали ломать и кидать кресты и памятники и разравнивали могилы… Владыка! Заступись! С имеющими власть разберись, правы ли мы, отстаивая свой храм и могилы отцов. Помолись за нас Богу и не допусти своим заступничеством осквернение нашего храма. Прими это прошение к своему сердцу и поспеши утешить нас, твоих детей. Твои грешные рабы, православные христиане Христорождественской церкви села Арда».
В марте—декабре 1937 года Марийским викариатством управлял епископ Леонид (Антощенко). По воспоминаниям духовных чад Владыки, отправляясь в МАССР, он предвидел свою судьбу, но не мог отказаться от возложенного на него послушания по окормлению марийской паствы. Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида на марийскую землю религиозная жизнь населения республики активизировалась. В итоге он был арестован 21 декабря 1937 года и расстрелян в Йошкар-Оле 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.
ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ И МАРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
По имеющимся сведениям, после ареста епископа Леонида (Антощенко) викарных архиереев в Йошкар-Олу не назначалось. Отчасти это объясняется и тем, что в 1937 году был также арестован и расстрелян митрополит Нижегородский Феофан (Туляков), и данная кафедра до 1942 года оставалась без архипастыря. В послевоенное время до начала 1960-х годов приходы Марийского края по-прежнему входили в состав Нижегородской епархии, а затем были переданы епархии Казанской. В 1993 году решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви на территории Республики Марий Эл была образована самостоятельная Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Промыслом Божиим случилось так, что хиротония архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского состоялась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, где служил епископ Леонид (Антощенко) — последний из Марийских архиереев довоенного времени. Так была восстановлена прерванная связь времен.
Юрий Ерошкин.
Паломничество
Прошлым летом прихожане Оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи — работник Оршанской центральной котельной Валерий Осокин, администратор Оршанского районного суда Вячеслав Домрачев и присоединившийся в Визимьярах их друг Николай Кудрявцев — совершили 1034-километровый велопробег в Серафимо-Дивеевскую обитель. А ныне 46-летний Домрачев и 57-летний Осокин осуществили прошлогоднюю задумку: проехать на велосипедах до Троице-Сергиевой Лавры (город Сергиев Посад Московской области).
Предлагаем вниманию читателей заметки об этом трудном, но чрезвычайно насыщенном впечатлениями путешествии.
В ЛАВРУ — НА ВЕЛОСИПЕДАХ!
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ДОРОГУ
Готовиться к поездке мы начали с ноября прошлого года: купили новые шестискоростные велосипеды пермского производства, запасные части и ключи к ним, сверили географические карты. Сделали 13-14 июня 218-километровый тренировочный велопробег Оршанка — село Беляево Кикнурского района Кировской области — Ор-шанка к известному по всей Кировской области батюшке, настоятелю Никольского храма архимандриту Гавриилу (Кислицину), и получили от него благословение на поездку.
В четыре часа утра 4 июля, заранее получив благословение батюшек Димитрия Вылекжанина и Михаила Нехорошкова, тронулись от Оршанского храма в дальнее путешествие.
Начало дороги было известно по прошлогодней поездке. До Визимьяр доехали без устали и происшествий. Там нас встретил Николай и огорошил, сказав, что нынче ехать с нами не может по семейным обстоятельствам. Что ж, придется вдвоем…
До Козьмодемьянска доехали быстро, переправились через Волгу и решили срезать путь по проселочным дорогам через Троицкий Посад Горномарийского района. Однако, на этом пути пришлось преодолеть понтонный мост, множество сверхкрутых подъемов и спусков по лесным дорогам и пересеченной местности. В результате, добравшись до Сумок, сильно устали. Наверное, было быстрее и легче проехать в объезд по асфальтированной дороге, хотя это и гораздо дальше. За день, по показаниям электронного спидометра, преодолели 202 километра.
В Сумках нас встретили неожиданно: «А вы опять в Дивеево?» Оказывается, помнят! Первым делом накормили, определили место ночевки. Много расспрашивали о прошлой и предстоящей поездках. После вечерней службы отец Иоанн Барсуков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, благословил нас на далекий путь.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ
Ранним туманным утром 5 июля напрямую по лугам едем на село Микряково, далее — на Васильсурск, уже знакомой по прошлому году дорогой, через переправы Суры и Волги — на село Михайловское, по малым дорогам на село Макарьево.
Удивительно, в селе Великовском Нижегородской области нас тоже помнят. Сергей, организатор и руководитель артели по лозоплетению, резьбе по дереву и чеканке встретил очень тепло и радушно. За год у артели значительно увеличилось количество продукции, расширился ассортимент.
И вновь мы посетили Макарьевский Желтоводский женский монастырь на берегу Волги. Настоятельно советую: не пожалейте времени и средств, побывайте там. Это незабываемо! Получив благословение от тамошнего батюшки, тронулись дальше.
Время позднее. Дорога становится все уже, часто петляя среди раскидистых деревьев, да и дачники возвращаются на автомобилях домой, похоже, навеселе. Ехать становится все опаснее. Нередко перед самым автомобилем спрыгиваешь в кювет, чтобы не попасть под колеса. Надо искать ночлег. Впереди — село Ивановское Боровского района. Заночевали у матушки Елены и отца Вениамина, настоятеля храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи. Несмотря на свою загруженность, они нашли время для нас, приютили, напоили чаем, поговорили о жизни.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ГОРОДЕЦ. ДАМБА-ВЕЛИКАН
Движение на дороге становится все интенсивнее. Впереди — Нижний Новгород и прилегающие к нему города-спутники. Мир не без добрых людей: нам очень хорошо и подробно объяснили, как быстрее и без проблем выехать на Кантаурово. Километров сорок ехали по очень оживленной трассе. Водители не признают велосипедистов за участников движения и прижимают на обочину в кювет.
Городец встретил проливным дождем. Этот старинный город, когда-то называвшийся Радилов, — почти ровесник Москвы, основан Юрием Долгоруким на левом крутом берегу Волги как крепость. Здесь в 1263 году скончался заболевший в дороге при возвращении из ханской ставки великий князь Александр Ярославич Невский. Одевшись в плащи, мы проехали через весь город на берег рукотворного моря. Здесь построена огромная гидроэлектростанция. Двенадцать километров (!) ехали по дамбе, и, казалось, нет ей конца. Поздно вечером, опять ориентируясь на кресты храма, завернули в село Вершилово.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. НЕВЕСЕЛАЯ КАРТИНА. ПАЛЕХ. НА ПОДВОРЬЕ У ОТЦА ДАНИИЛА
Староста здешней церкви Спаса Преображения Нина Александровна Однолеткова с супругом Вячеславом Николаевичем приняли нас очень хорошо, накормили, рассказали о себе, жизни села, реставрации храма, а утром проводили в дальнейший путь, описав предстоящую дорогу. Оказывается, дороги Пурех — Пестяки (отмечена на карте как федеральная и отличная) фактически нет и в помине. Ни деревень, ни полей, ни дорог, ни мостов. Пришлось ехать 38 километров в объезд через город Чкаловск.
Смотришь вокруг — сердце сжимается: повсюду поля зарастают деревьями, деревни и села умирают, а люди выживают лишь за счет сбора грибов и ягод. Вдоль всей дороги сидят селяне и продают чернику, сушеную и копченую рыбу, чтобы прокормить себя, свои семьи. Остановились возле двух девчат, торговавших черникой, разговорились. Молодые девчонки, обе Оли, живут в деревне, где нет ни работы, ни перспективы. Все трудоспособные мужики либо работают в Москве, либо спиваются, а женщины и девчата выживают только за счет даров леса.
В Палех приехали поздно. Это старинный русский город, где раньше мастера писали самые лучшие иконы в России, а при советской власти расписывали деревянные изделия, посуду из фарфора и стекла, писали картины-миниатюры на черных лакированных коробках из папье-маше на темы русских сказок и сцен из сельской жизни.
Ночевать нас пустил на подворье Николо-Шартомского мужского монастыря игумен Даниил (Давлетов). Позже нам рассказывали, что здешние монахи взяли шефство над детским домом-интернатом и, в случае плохого поведения, некоторых воспитанников берут к себе мальчишек-сирот на воспитание. Шестеро ребят беспрекословно, по-армейски, выполняют все поручения настоятеля, трудятся на сенокосе, грядках, не гнушаясь никакой работой.
Вечерняя трапеза состояла из постной пищи с настоящим бездрожжевым черным и черствым монастырским хлебом. Затем все встали на вечернее молитвенное правило. Перед сном грядущим монахи и мальчики друг у друга попросили прощения за минувший день, причем не забыли и о нас. Проведя небольшую планерку — распределив обязанности каждому на следующий день, отец Даниил поинтересовался нашей поездкой и, конечно, был крайне удивлен нашему намерению доехать до Лавры на велосипедах.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. МОНАХИНИ В ЗАБРОШЕННОМ СЕЛЕ. К БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЕ
Пятый день. Наш путь лежит через Ивановскую область. Рано утром ехать еще можно, поскольку движение по дороге не столь велико. Но солнце встает все выше, машин на трассе все больше, и езда по обочине, где щебенка и песок, становится невозможной.
Как-то разом у нас обоих созревает решение оставить велосипеды в ближайшем селе при храме и ехать на маршрутке: до Сергиева Посада рукой подать, да и зачем рисковать? Впереди показались маковки куполов какой-то восстанавливаемой церкви. Сворачиваем с трассы и заходим в село. А оно — словно вымерло. Никого! Стучимся в ближайший от реставрируемого храма дом. Вышла молодая монахиня. Оказывается, в этой деревне вообще никто постоянно не живет, все дома — просто дачи. А мы случайно (точнее — по воле Божией) попали на Спасо-Преображенское подворье большого мужского монастыря. Это женское монастырское подворье, между прочим, называют по имени святого Иоанна Доркинского — священника села Большие Дорки Иоанна Прудентова, расстрелянного в 1937 году и причисленного к лику новомучеников Российских в декабре 2002 года.
Матушка Христина, терпеливо выслушав нашу просьбу, разрешила поставить велосипеды на конюшне, вскипятила ведро воды и посоветовала нам сначала съездить в Москву, приложиться к мощам святой Матронушки, а уж потом, на обратном пути, ехать к преподобному Сергию. И мы, сполоснувшись от дорожной пыли и поблагодарив матушку, вышли уже в парадной форме на дорогу.
В Москву примчались быстро. Автобусы и маршрутные такси здесь ходят часто. Не теряя времени, на метро добираемся до Свято-Покровского женского монастыря — это недалеко от станции «Таганская». Монастырь обнесен высокой стеной из красного кирпича. Входим в Святые врата. Поразило огромное количество людей (на мой взгляд, несколько тысяч), и большинство — с цветами: букетами роз, хризантем, гвоздик да и просто полевых цветов.
Отовсюду идут за помощью к блаженной Матроне Московской: приложиться к иконе, мощам. И мы встали в конец очереди. Люди, выходившие из собора, где покоятся мощи, сказали, что сегодня они в очереди выстояли восемь часов! И это в среду! Что же бывает в выходные! Оказывается, в день сюда приходит более четырех тысяч человек.
Простояв в очереди около трех с половиной часов и продвинувшись совсем немного, мы прикинули, что дойдем лишь часам к одиннадцати ночи. Не может быть, чтоб храм был открыт круглосуточно, значит, надо устраиваться на ночлег. Валерий позвонил своим московским родственникам Елене и Аркадию, и те любезно предложили переночевать. Встретили нас очень тепло, накормили, напоили чаем, привезенным из Египта, где они недавно отдыхали. Приняв душ, я ушел спать, а Валерий еще долго разговаривал с родными.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. В ЛАВРЕ. ОБЩИТЕЛЬНАЯ ХОЗЯЙКА. НЕОЖИДАННЫЙ ЗВОНОК
На следующий день, 9 июля, в половине седьмого утра мы вновь подходим к монастырю. Очередь растянулась уже чуть ли не на квартал, а туристические автобусы все подъезжают. Люди толпами подходят и встают в очередь. Несколько минут — и уже за нами очередь выстраивается на многие десятки метров.
Ночью шел дождь, под утро прекратился, а тут вдруг вновь хлынул, как из ведра. Закутавшись в полиэтилен, терпеливо стоим. Удивительно, но никто не ушел из очереди, хотя и не у всех были зонты. Помолившись и приложившись к мощам святой Матроны, едем на электричке в Сергиев Посад.
Валерий в прошлом году ездил в Лавру и теперь сразу повел меня в гостиницу при церкви Всех Святых, расположенную почти на окраине города. Мы опоздали всего лишь на несколько минут: перед нами подошел полный туристический автобус с паломниками из Бреста. И теперь нам нет места. Горничная предложила жилье в частном секторе: за 150 рублей ночь. Сергиев Посад — городок небольшой, и мы сразу нашли указанный адрес. Валентина Шакировна, хозяйка частной гостиницы, предоставила нам место ночлега, вскипятила чай. О цене не было и речи, так как в обычной гостинице гораздо дороже: в одной, как узнавали, сутки стоили 2300 рублей — это не по нашим карманам. Хозяйка предлагала истопить и баньку, но это еще 100 рублей сверху с каждого, и мы вежливо отказались.
Пока чаевничали, Валентина сидела рядом и расспрашивала, кто мы и откуда. По глазам было видно: не верит, что мы из далекого марийского края ехали на велосипедах. Поинтересовалась, где были еще, какие монастыри и храмы посетили. Спросила, как зовут настоятеля монастырского подворья в Палехе, настоятельницу в Больших Дорках. Нам и в голову не приходило, что у нее много знакомых священнослужителей, монахов и монахинь в Московской, Ивановской и других областях. Как раз в это время у нее зазвонил мобильный телефон. Улыбнувшись и бросив на нас короткий взгляд, хозяйка стала разговаривать. А потом спросила собеседника: «Послушай, а у тебя два дня назад ночевали паломники?» Потом к нам: «Как вас зовут?» Мы — растерянно: «Валерий и Вячеслав!» В телефоне отчетливо послышался смех: оказывается, хороший знакомый, с которым она беседовала, — тот самый отец Даниил из Палеха. Он подтвердил, что у него недавно были два марийца на велосипедах. И тут у хозяйки рассеялись все сомнения, и разговор пошел совсем иначе, хотя и поначалу она приняла нас очень хорошо. Валентина посоветовала, прежде чем отправляться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, поклониться мощам родителей преподобного Сергия Радонежского — святых Кирилла и Марии: съездить на электричке на станцию Хотьково. Так обычно многие поступают, да и пользы для нас от этого будет гораздо больше.
Просто удивительно, но повсюду нам сопутствовала удача: попусту нигде не задерживались, электрички как по заказу подходили через минуту, как только мы ступали на перрон.
Мощи родителей Преподобного покоятся в соборе Покрова Пресвятой Богородицы Покровского ставропигиального (то есть непосредственно подчиненного Святейшему Патриарху) женского монастыря. Здесь некогда помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, неоднократно хранившая монастырь и окрестные селения от моровых поветрий. Как сказано в летописи, оплакав могилы родителей, погребенных у Покровской церкви, преподобный Сергий ушел «на взыскание места пустынного», которое и обрел в глухом углу Радонежской волости, на холме Маковец, где в 1308 году основал Троицкий монастырь — будущую Троице-Сергие-ву Лавру.
Помолясь и приложившись к мощам святых Кирилла и Марии, мы записали о здравии и упокоении родных и близких и вновь вернулись в Сергиев Посад.
В Успенском соборе еще шла служба. Громкое пение многозвучного мужского хора отзывалось мурашками по коже. Мы направились в Троицкий собор, где покоятся мощи игумена всея Руси. И тут нам опять сопутствовала удача: спокойно приложиться к мощам, помолиться, поставить свечи. Служба закончилась, а мы долго еще сидели на лавочках Лавры у святого источника.
Хотя время было уже позднее, решили прогуляться по старинному городу. Впечатлений, конечно, очень много, всего и не перескажешь. Вспомнили об ужине и подумали, что если купим пельменей в магазине, Валентина нам не откажется их сварить. Но Валентина Шакировна встретила нас на пороге дома, как родных: «Сварю все, что скажете, а я вам и баньку истопила!» На наш отказ от бани вдруг заявила: «С вас ни копейки не возьму: ни за ночлег, ни за баню. Марш мыться!» И выносит почти полулитровый стакан кагора: «Это вам, мои дорогие!»
После бани и сытного ужина гостеприимная хозяйка долго сидела с нами и рассказывала о своей жизни. А потом привела подругу Валентину, которая слезно просила заказывать во всех встречающихся на дороге монастырях и храмах годовые службы о здравии ее тяжело болящего сына Сергея, ушедшего в армию здоровым красавцем, а вернувшегося инвалидом. И при этом доверила нам большую сумму денег на поминовение.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ПОДАРКИ ДЛЯ МОНАХИНИ ИЗ АМСТЕРДАМА
Ночью опять шел сильный дождь, а в половине шестого утра начинается служба в монастыре, опаздывать нельзя. И мы бежим под дождем в Лавру, в Троицкий собор. Какое-то необъяснимое чувство охватывает во время богослужения. По окончании службы монахи, а затем все присутствующие прикладываются к мощам Радонежского чудотворца в открытом ковчеге.
Валентина Шакировна уговаривала нас остаться в Лавре еще дней на десять. На день обретения мощей преподобного Сергия, 18 июля, здесь всегда торжественный праздник, приезжает множество гостей: православные иерархи, духовенство со всей России, бывает большой крестный ход по городу. Но это очень долго, нам нужно ехать домой.
Пока мы обедали, Валентина подробно рассказывала о возникновении Никитского монастыря. Видно, что она сама как паломница посетила немало обителей. Да и вообще поделилась, что намерена продать свой большой дом и уйти в женский монастырь.
Прощались мы с ней уже как родные. Валентина Шакировна попросила нас передать матушке Христине (как оказалось, ее подруге) в Больших Дорках банку кофе и «живой» кагор, который идет для Святого Причастия. А на всем этом монастырском подворье живут только две монахини. Причем, как рассказала Валентина, вторая — Елисавета (Конинг) — родом из Голландии, сын у нее работает в посольстве в Москве. В миру матушка Елисавета (miss Konning) закончила Амстердамский университет, преподавала русский язык, была на стажировках в Москве. И поездки эти не прошли даром. Она так прониклась любовью к России, что приняла Православие и избрала тесный иноческий путь: приняла рясофорный монашеский постриг с именем Елисаветы. Первое время матушка несла послушание при монастыре в Коломенском, а теперь живет, трудится и молится за Россию — и за нас, грешных,— в глухой российской деревеньке в десяти километрах от Палеха…
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ДОМОЙ!
До подворья, где остались наши велосипеды, мы добрались в половине третьего ночи. Неудобно было будить монахинь, но надвигалась гроза. Понятно, что нас никто не пустит в женский монастырь, и матушка Христина предложила для ночлега сеновал на конюшне, благо мы оба некурящие. На сеновале я не спал с детства, и нет сна более здорового, чем на свежем воздухе.
В шесть утра громким ржанием нас будит конь. Уже 11 июля. Встаем, собираемся в дорогу, укладываем багаж. Монахиня из Амстердама к нам так и не вышла: видимо, строго соблюдает свой устав. А мы передали матушке Христине привет и посылки из Сергиева Посада, поблагодарив ее за хранение нашей техники и радушный прием. Сфотографировавшись на память, отправляемся в обратный путь.
Движение на дороге за прошедшие дни не стало менее интенсивным: Ростов Великий — Иваново — Нижний Новгород — автомагистраль федерального значения, имеющая большое экономическое значение для Ярославской, Владимирской, Нижегородской и Кировской областей. Но душу греет то, что едем обратно.
С ночевкой сегодня проблем никаких нет. Еще по дороге в Лавру супруги из Вершилово Нина Александровна и Вячеслав Николаевич приглашали нас заехать на обратном пути именно к ним. К 18 часам подъезжаем к уже знакомому дому. Хозяева рады нашему приезду, истопили баню, накормили хорошим ужином, а потом тетя Нина со слезами на глазах рассказывала нам, как она одна в селе (!), только за счет своей скудной пенсии, восстанавливает разрушенную церковь Всех Святых, на погосте при которой покоятся родные и близкие ее и многих сельчан. Но, кроме нее, никому это не нужно: видно, люди совсем зачерствели сердцем.
ДВА ДНЯ В ПУТИ. НОВАЯ ДОРОГА
Из Вершилово отправляемся в пять утра. Нина Александровна проводила нас до окраины села, обняла и заплакала — как родная мать. Мы обещали, что обязательно напишем ей письмо, пришлем фотографии.
И вновь проезжаем рукотворное море и в объезд Городца едем по трассе Городец — Линда — Семенов — Красные Баки. Ехать в Оршанку решили теперь новой дорогой. Интересно посмотреть другие места, да и заодно, проезжая по Кировской области, заехать с отчетом к архимандриту Гавриилу в Беляево.
Однако эта трасса ничуть не лучше предыдущих, движение даже еще интенсивнее. Но деваться некуда, едем и часто вынужденно съезжаем на обочину дороги, увязая в песке и падая с велосипедов. Машины пролетают мимо с огромной скоростью совсем рядом, а встречные, идущие на обгон, просто мчатся нам в лоб, не отворачивая.
Заночевали в деревушке Заводь у пенсионера Александра, на досуге подрабатывающего сторожем на пилораме. А утром по дороге спрашиваем у бабушек на автобусной остановке в деревне Уста, правильно ли едем на Урень и далее в Тонкино. Они очень серьезно уточнили, что это километров семнадцать, а ехать на Тонкино еще очень далеко, аж сорок четыре километра. Это вызвало у нас смех, ведь за день мы проезжаем около двухсот. Поверили ли они? По дороге на остановках и в кафе нам часто приходилось беседовать с жителями сел, городов, паломниками из туристических автобусов, работниками ГИБДД, и все, узнав о нашем маршруте, крайне удивлялись: «А зачем вам это надо?»
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. ДОБРЫЕ ЛЮДИ. У АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА
В районный центр Кикнур Кировской области приехали 13 июля в девять вечера. Валерий позвонил по мобильному телефону своему дяде в деревню Салтаево, чтобы тот истопил для нас баньку. Родные Валерия нас приняли очень тепло, разговорам не было конца.
А утром Валерий здорово удивил меня: сам напек целую гору вкусных блинов — вдвое толще, чем ломтики хлеба, которыми нас кормили в придорожных кафе. Вообще цены в них заоблачные, и кормиться очень накладно. Для примера скажу, что если купить у них буханку хлеба, то она обойдется в 60 (!) рублей. Причем названия этих харчевен почему-то какие-то заграничные, а за стойками, между тем, стоят наши русские девчонки.
Но все-таки в мире больше хороших людей, чем плохих. На селе народ ближе к природе, ближе к Богу и гораздо отзывчивее, чем в городах. Помню, в деревне Разнежье остановились у магазина «Тополек» и попросили кипятка, так продавщица вскипятила воды и предложила столик, лавочку, чтобы мы нормально могли перекусить. Сославшись, что на улице свежее, мы разместились на штабеле тесовых досок у соседнего дома. Тут же откуда-то вдруг вышла бабуся и предложила нам, неизвестным мужикам, зайти к ней домой и покушать, от чего мы вежливо отказались. А старушка еще долго сокрушалась: «И где же я, старая, раньше колобродила? Как же я раньше не успела?» Спросим себя честно: сможем ли мы так? Хотя сам обычно и смеялся в ответ на недоверие бабушек: «Бандюки только на велосипедах и ездят!»
Отец Гавриил несказанно обрадовался нашему приезду: не знал, как нас лучше усадить, сам прислуживал за столом, угощая обедом. А затем Валерий показывал ему фотографии в цифровом фотоаппарате, и отец архимандрит называл все храмы и соборы Лавры, ведь он там в юности учился в Духовной академии и год служил диаконом.
После обеда вышли на лавочку во двор, там мы спросили отца Гавриила насчет просьбы Валентины из Сергиева Посада о болящем сыне-воине Сергии. Выслушав очень серьезно, батюшка ответил, что будет молиться о здравии этого молодого человека и его матери совершенно бесплатно, а деньги предложил передать в любой храм города Яранска и заказать там службы. Удивительный человек! Ведь деревянный Никольский храм построен еще в XIX веке и требует ежегодного ремонта и больших денежных вложений. Уж, наверняка, эти деньги ему бы не помешали, но он поступил именно так.
В Яранске мы зашли в недавно восстановленный Свято-Троицкий собор и передали в кассу деньги, объяснив, откуда они, и как с ними следует поступить. Когда мы уже собрались уходить, к нам подошел мужчина, церковный работник. Оказалось, узнав, что мы паломники, он решил предложить поставить велосипеды в ограде храма и покушать. В подвальном помещении собора располагается большая трапезная, и бабушка-повар нам долго рассказывала, как она в молодости плавала на теплоходе по Волге (работала то ли официанткой, то ли поваром) и неоднократно втихомолку сбегала помолиться в Лавру.
ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Оршанку мы ехали не спеша. Тут уж мы почти дома, да и этот сегодняшний дневной отрезок пути для нас самый маленький: всего-то навсего сто тридцать пять километров.
В заключение скажу, что если сложить пройденный нами на велосипедах путь за все одиннадцать дней путешествия, то получится полторы тысячи километров! Велосипеды практически не ломались, если не считать лопнувших трех камер китайского производства и замену одного подшипника.
Но все же я никому не советую повторять подобный велопробег по большим федеральным автомагистралям. Если нужно для здоровья, ездите по малым и проселочным дорогам, но не по оживленной трассе. Сейчас много туристических фирм, которые предоставляют паломнические услуги на хороших автобусах. Так намного удобнее и безопаснее. У наших автомобилистов нет никакой культуры вождения. Сплошь и рядом мы видели нарушения правил дорожного движения. А обочины трасс на каждом километре пестрят надгробными памятниками, будто едешь по длинному нескончаемому кладбищу. Уверен, что мы с Валерием проехали этот непростой путь быстро, легко и без устали, только благодаря молитвам священнослужителей, благословивших нас на это путешествие.
Вячеслав Домрачев.