Содержание:
Теологию – в вузы
От чистого истока
Совершает постриг в великую схиму
Время сеяния слова Христова
Воспитать отзывчивое сердце
Трапеза по Уставу
Над Упшей малиновый звон
За благословением Преподобного
Уроки неотмирности
С Образом князя Владимира
ТЕОЛОГИЮ – В ВУЗЫ
Круглый стол «Развитие теологического образования в Республике Марий Эл: проблемы и перспективы» состоялся 17 августа в Йошкар-Оле, в здании епархиального управления. Организатором мероприятия выступил отдел образования и катехизации Йошкар-Олинской епархии. Во встрече приняли участие духовенство, научные сотрудники вузов, педагоги общеобразовательных школ, преподаватели и выпускники катехизаторских курсов.
С приветственным словом к собравшимся обратился руководитель отдела протоиерей Вячеслав Ершов. Он обозначил ряд проблем, стоящих перед современным теологическим образованием. В ходе продолжительной дискуссии участники круглого стола обсудили новые возможности получения теологического образования, вопросы кадрового обеспечения преподавания теологии в образовательных учреждениях, проблемы трудоустройства и многое другое.
Андрей Тимаков.
ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА
15 августа в деревне Малый Кугланур Оршанского района архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил благоустроенный исток реки Малой Кокшаги. Инициатором благоустройства родника стала бывшая жительница деревни, ныне работница Министерства образования республики Г.И. Соколова, возле родительского дома которой и берет свое начало Малая Кокшага. Надо отдать должное организаторской энергии Галины Ивановны, сумевшей поднять на благое дело как местных жителей, так и уроженцев этой деревни, проживающих в Йошкар-Оле. Часовню при входе возвели строители производственного кооператива «Оршанская ПМК». Территория родника огорожена красивым забором. Вход — через часовню. Спуск к роднику — по бетонным ступеням мимо просторной беседки, сам исток — внутри красивого сруба из оцилиндрованных бревен. Рядом из таких же бревен сооружена купальня. На освящение в Малый Кугланур кроме жителей окрестных деревень и местных уроженцев-горожан собралось множество гостей: председатель Госкомитета республики по профессиональному образованию, курирующий Оршанский район, В.С. Ушаков, глава администрации Оршанского района А.Г. Марышев и его заместитель Л.С. Протасова, руководители ряда сельских администраций и организаций района. Благословив собравшихся, архиепископ Иоанн совершил водосвятный молебен и окропил всех водой из источника, освященного во имя Святой Троицы, а затем поблагодарил потрудившихся на благоустроении святого места и выразил надежду, что Господь воздаст им по милости Своей.
Николай Кропинов.
СОВЕРШЕН ПОСТРИГ В ВЕЛИКУЮ СХИМУ
23 августа архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Сумки. За богослужением Владыка совершил постриг в великую схиму настоятеля Михаило-Архангельского прихода (восстанавливающегося монастыря) архимандрита Варлаа-ма (Семенова).
Великая схима, которая иначе называется великим ангельским образом, — высшая ступень монашеского пострига, означающая совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Ее принимают монашествующие, немалое время проведшие в духовном делании и преуспевшие в добродетелях, всем сердцем возлюбившие молитву, стяжавшие навык в ней, способные молиться не только за себя, но и за ближних. Чин пострижения в великую схиму был совершен архиепископом Иоанном по древнему обычаю во время Божественной литургии. В ознаменование принятия на себя великого ангельского образа архимандрит Варлаам получил новое имя в честь мученика архидиакона Лаврентия.
Пресс-служба епархии.
ВРЕМЯ СЕЯНИЯ СЛОВА ХРИСТОВА
Быстро пролетело лето — пора каникул и отпусков. Традиционно в это время мы уделяем внимание наступающим школьным будням. Однако, обычно речь идет об учащихся города. В сегодняшней беседе с архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном мы решили, в первую очередь, коснуться темы воспитания и образования на селе.
— Владыка, наша республика традиционно считается аграрной, большинство храмов расположено на селе, для которого сейчас не лучшие времена. Чем живет сегодня сельский приход?
— Село было и остается живительным источником, питающим наше общество. Оно дает России силы выжить в любых невзгодах. В прежние времена именно село давало духовно неиспорченные кадры, российскую научно-техническую и творческую интеллигенцию. Сейчас, к сожалению, село разрушено, здесь практически нет работы, жители спиваются от безысходности, молодежь уезжает в город. Маленькими островками света в умирающих деревнях становятся возрождающиеся храмы. Приходя в них, люди задумываются о своей жизни, о будущем, о бессмертной душе. Они постепенно осознают, что нужны Богу, своим детям, своей стране и начинают делать пусть небольшие, но такие важные шаги к духовному возрастанию. К сожалению, сегодня почти все воспитательные учреждения в стране — детсады, школы, вузы,— отстранились от воспитания духовно-нравственного человека, способного зло окружающего мира пресекать добром, стать истинной опорой для семьи и для государства.
— То есть, и в городе, и на селе главной остается проблема воспитания?
— Сейчас, как я уже говорил, в обществе в основном культивируется поклонение «золотому тельцу». Люди главной целью жизни, мерилом успеха считают богатство и стяжание материальных благ. При этом многие из них даже не задумываются о том, как стать христианином, хорошим отцом, заботливым сыном, патриотом своей Родины. Молодые люди, получив от Бога талант, интеллект, трудолюбие стремятся использовать эти дары не на благо ближнего, а для собственного обогащения. Большинство людей по натуре своей — потребители: отдав самую малость, хотят в ответ получить многократно… Но радует, что часть молодых людей начинает понемногу отходить от этого принципа, осознавая, что живут они на земле не ради материального благополучия, собственного — во многом сомнительного — «успеха». Думаю, что прозрение это — проявление генофонда наших предков, ведь на Руси испокон веков творить добро было так же естественно, как дышать. Случись, к примеру, пожар — строить новый дом пострадавшему приходили всем селом, всем приходом. И каждый знал, что в трудную минуту он не останется без людской поддержки. В свою очередь, и сам старался не обидеть ближнего — ни деянием, ни словом, ни даже мыслью… Эти духовные основы давали обществу силу и могущество. Без их возрождения нынешней России не окрепнуть. Поэтому крайне важно воспитывать нравственные качества в людях, начиная с младенчества. Главнейшая роль в этом принадлежит родителям, затем — образовательным учреждениям. Ведь ребенок с развитым интеллектом, получивший определенные знания и умения, но не наученный основам нравственности, вырастает «монстром». Такой человек, взрослея, даже не задумается о том, что, получив, должен и отдавать. Все свои способности он направляет не на пользу обществу и родителям, а во вред. А в итоге обрекает и ближних, и, в конечном счете, самого себя на несчастье.
— Но ведь родители хотят как лучше, стремятся дать детям как можно больше…
— Обогащение, обладание материальными благами не дает ни внутреннего удовлетворения, ни душевного покоя. Это тупиковый путь. Погоня за богатством не прекращается никогда, и человек, увлеченный бесконечным стяжанием, в конце концов доходит до предела. Недаром мы то и дело слышим печальные известия о том, как дети миллиардеров, которым «заботливые» родители оставили все мыслимые блага, кончают жизнь самоубийством, не видя дальнейшей цели, смысла жизни. Зачастую родители, обеспечивая своих чад материально, не учат их главному — бороться с собой, побеждая порабощающий человека грех. Без Бога человек попадает под власть другой силы, стремящейся уничтожить людей и весь окружающий мир.
— Именно этому — борьбе с грехом — должно, по-видимому, способствовать возрождение духовной жизни, строительство и восстановление храмов в республике?
— Возрождение храмов — лишь одна из ступенек пути, ведущего человека к тому, чтобы он задумался о вечном. Это знак того, что Бог нас не покинул, Он с нами… Храмы дают благодать, которая врачует язвы и пороки нынешнего общества. Чтобы общество возродилось духовно, надо помочь людям взглянуть на себя и осознать, в какой зловонной яме материальных страстей мы оказались, не желая оттуда выбираться. Чем больше мы там сидим, тем нам сильнее кажется, что тут неплохо — тепло и сытно. Чтобы как-то эту точку зрения поколебать, надо не оправдывать себя, а, собрав силы, начать выбираться наружу, чтобы увидеть свет, вдохнуть чистый воздух. Надо помочь людям, в том числе, естественно, нашим детям увидеть, что мир не ограничивается тесной ямой, что есть другая жизнь — светлая, радостная, есть духовный путь, у которого нет конца. И тогда человек сам захочет выбраться из греховного болота и познать что-то новое. А мы должны вовремя подать ему руку, но не проявлять при этом никакого насилия, не тащить его наверх против воли. У человека всегда должна оставаться свобода выбора, дарованная ему Богом.
— Как найти путь к сердцу ребенка, подростка, молодого человека?
— Когда выбираешься из теплой навозной ямы на свежий воздух, тебя встречает прохладный ветер, и первым желанием будет спрятаться назад. Здесь важно поддержать человека, обнять, обогреть. А когда он немножко освоится, вдохнет чистого воздуха, то уже и сам не захочет возвращаться в темницу, где вроде бы и тепло, но пахнет навозом… В тоже время, мы, стремясь разговаривать с молодыми людьми на их языке, не должны потакать любым их прихотям. Молодежь, как губка, впитывает скверну окружающего мира. Мы же должны противопоставить этой скверне чистоту, любовь, добро. Нынешние молодые люди не испорчены окончательно, они лишь поражены той болезнью, которая свойственна сегодня всему обществу. Их надо лечить с безграничным терпением и любовью. Священник, пастырь должен быть образцом для подражания. Его задача — личным примером, всей своей жизнью указывать подрастающему поколению правильный путь. И всем нам нельзя забывать, что любое доброе дело, а тем более — такое трудное и многогранное, как исправление общества, его пороков, надо начинать с себя.
Беседовал Сергей Шалагин.
Глинские чтения – 2009
ВОСПИТАТЬ ОТЗЫВЧИВОЕ СЕРДЦЕ
«Духовно-нравственное воспитание молодежи» — так в нынешний год молодежи была обозначена тема Международных Глинских образовательных чтений, прошедших в Московской Духовной академии 27–30 июля.
Проведение Чтений в июле приурочено ко дню кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова), выдающегося пастыря, богослова и педагога XX века. Всего на форум приехали более 800 участников из Украины, Болгарии, Марий Эл, Орла, Твери, Тамбова, Москвы и Подмосковья — священнослужители Русской Православной Церкви, учителя, воспитатели, представители науки и культуры. Впервые в истории проведения Чтений география участников форума столь обширна.
От нашей епархии в форуме приняли участие 86 педагогов из разных районов республики. Своими впечатлениями о поездке делится сотрудник епархиального отдела по работе с молодежью Светлана Поздеева.
В КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО МОНАШЕСТВА
С утра 26 июля мы выехали в Свято-Троицкую Лавру. Путь лежал через Владимир: подъезжая к городу, мы любовались золотыми крестами, венчавшими небесно-голубые купола собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Не спеша, осеняя себя крестом, вошли в ворота дивной Боголюбской обители. Красив и величав этот белоснежный собор, напоминающий размерами и статью московский храм Христа Спасителя. Внутри его своды поддерживают шесть могучих колонн, на одной из них — список чудотворной Боголюбской иконы, увешанный золотыми и серебряными крестиками, перстнями, кольцами.
Все это — пожертвования благодарных молитвенников. Богородица изображена стоящей с воздетыми к небу руками. Пречистая Дева держит развернутый свиток с молитвой к Сыну Божиему о благословении места сего и земли Русской. Над главою Богородицы — клейма пяти икон, сопровождавших князя Андрея Боголюбского по дороге во Владимир: Спасителя, Божией Матери, святых архангелов Михаила и Гавриила, святого пророка Иоанна Предтечи... История Свято-Боголюбского монастыря воистину удивительна: посетив его, мы открыли для себя много нового. Стоя в благолепном храме среди благоухания ладана, трудно поверить, что совсем недавно на монастырской земле ютились средняя школа, больница, почта, отделение милиции и даже… консервный завод. Ныне на месте ветхих построек зеленеет фруктовый сад, разбиты клумбы, изумрудная трава словно причесана. В самом начале возрождения монастыря было явлено Божие чудо. Перед печально известным захватом террористами московского театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года в княжеских палатах обильно замироточил список Боголюбской иконы Божией Матери. Господь словно говорит нам: все святые скорбят о наших грехах, о погибающем в пороке мире и молятся о нас. Следующая остановка — Гремячий ключ, находящийся в 20 километрах от Сергиева Посада. По преданию, ключ забил в том месте, где молился преподобный Сергий. К исцеляющему от недугов телесных и духовных источнику дорога ведет через небольшую деревеньку. Впечатляет тот факт, что погрузиться в воды источника приходит много молодых людей. Многие из них остаются на несколько дней — разбивают лагерь, ставят палатки. Помолившись и окунувшись в воды святого источника, мы продолжили свой путь в Сергиев Посад. И вот она — Лавра! Каждый раз, приезжая в эту колыбель русского монашества, испытываешь необыкновенное волнение и трепет. Хочется сразу поклониться всем святыням, да и просто погулять по Троице-Сергиевой Лавре, подышать воздухом древней обители…
ОТКРОЕМ «ДУХОВНЫЕ ОЧИ»
На следующий день ранним утром мы посетили Радонеж и Хотьково. Поклонившись святыням, поспешили вернуться в Московскую Духовную академию. Начинались Чтения: нас ожидала интересная, насыщенная программа. 27 июля работа педагогов проводилась в 9 секциях. Наша делегация представляла презентацию программы «Духовно-нравственное воспитание молодежи епархии: комплексное решение проблемы». Надо сказать, что отдел по работе с молодежью нашей епархии ведет активную миссионерско-просветительскую работу в молодежной среде. Так, в прошлом году была принята программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи через православное образование. Сегодня такая комплексная программа — насущная необходимость. Ведь благоденствие и процветание страны возможны только при возрождении отечественной православной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых издавна строилось Российское государство и создавалась русская культура. Задача эта настолько непроста, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями при системном подходе и при поддержке государственных организаций республики.
Духовно-нравственное воспитание — это не совокупность отдельных направлений воспитательной деятельности: нравственного, патриотического, культурологического и т.д. Русский мыслитель XX века Иван Ильин писал, что задачи воспитания состоят в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». Особый интерес слушателей Глинских чтений вызвал опыт работы нашей епархии с одаренными православными детьми — это и конкурсы творческих работ, и выставки поделок, и фестивали, приуроченные к православным праздникам, и богословские конференции, и многое другое. И в каждом подобном мероприятии с удовольствием участвуют сотни, а в некоторых — и тысячи детей и молодых людей… 28 июля состоялось пленарное заседание. Яркими и интересными были выступления архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия и профессора Московской Духовной академии Константина Скурата. Тема духовно-нравственного воспитания молодежи была актуальна всегда, а в нынешний год молодежи — особенно. К сожалению, не все докладчики придерживались заданной темы, работа на секционных заседаниях мне показалась более плодотворной: участники делились опытом воспитательной работы, обсуждали существующие проблемы. Хочется надеяться, что в будущем организаторы мероприятия более тщательно подойдут к вопросу составления программы Чтений.
ГЕФСИМАНСКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ СКИТ
Яркое впечатление на нас произвело посещение Гефсиманского Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мы поклонились его святыням: чудотворному Черниговскому образу Божией Матери и мощам прп. старца Варнавы. Осмотрели достопримечательности обители: пещерные храмы, монашеские келии и чудотворный источник. Познакомились с историей монастыря, которая начинается с середины XIX века. Именно тогда пещерная часть, отделенная от скита глубоким, наполненным водой оврагом — частью Вифанских (в настоящее время Гефсиманских) прудов, — стала именоваться Черниговским монастырем. Здесь проходило служение старца-утешителя Варнавы (Меркулова). Исполняя завет наставников, преподобный смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением трудился до конца своей жизни, приняв от Бога дар прозорливости и исцеления от душевных и телесных недугов. В 1873 году он был утвержден в звании народного духовника. Ежедневно старец принимал от 500 до 1000 человек, каждому подавал душеспасительный совет и утешение, всех называл «сынками» и «дочками». Среди духовных чад отца Варнавы были преподобный Серафим Вырицкий, философ К. Леонтьев, писатель И. Шмелев. В начале 1905 года старца посетил император Николай II, которого старец благословил на принятие мученической кончины. Почил преподобный 17 февраля 1906 года пред престолом алтаря домовой Успенской церкви Сергиево-Посадского дома призрения, держа крест в руке. В 1995 году старец Варнава был причислен к лику Радонежских святых. Память его празднуется 19 (6) июля. Святые мощи преподобного Варнавы покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери.
ВО ХРИСТЕ И СО ХРИСТОМ
Полные впечатлений, 30 июля мы вернулись в Йошкар-Олу. Опыт и новые знания, полученные во время просветительско-паломнической поездки, будут использоваться в работе по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Цель образования и духовной жизни православного человека — Богопознание. Обращаясь к Богу, стремясь теоретическим и опытным путем проникнуть в глубины Православной веры, учащиеся восходят к вере, благочестию. Потому важно показать молодым людям красоту духовной жизни во Христе и со Христом. В этом, наверное, и заключается основная миссия православных педагогов.
Светлана Поздеева.
Домашняя Церковь
ТРАПЕЗА ПО УСТАВУ
Молитва перед трапезой в православной семье — обычное, привычное дело. Как правило, она включает в себя чтение или пение «Отче наш» перед едой и небольшую благодарственную молитву после. Порой это краткое действие превращается в лишенный глубокого содержания навык. Между тем, молитвословия, связанные с принятием пищи, согласно церковному Уставу, достаточно разнообразны и составляют важную часть суточного круга домашних молитв. Их более широкое включение в повседневный быт позволяет лучше понять строй церковной жизни и приблизить свою жизнь к православной традиции.
На протяжении многих веков своего существования Церковь хранит особое, благоговейное отношение к трапезе. Совместное вкушение пищи, сопровождаемое молитвой, было обязательным элементом жизни раннехристианской общины. Братские трапезы (называемые агапами или вечерями любви) соединялись с Евхаристией и проходили непосредственно в храме.
Понятие «трапезная часть храма» существует в церковной архитектуре по сей день. Как правило, она не используется по прямому назначению: «ястие и питие» давно уже отделено от церковной службы. Но не отделено от православного быта. В церковном Уставе благословляется два вида трапезы: это обед и ужин. Отчасти это объясняется тем, что уставные правила создавались для монастырей, где утро занято богослужением. Однако работающим мирянам — да и братии, занятой послушаниями, — необходимо подкрепление сил в начале дня.
Так постепенно вошла в обиход третья трапеза — завтрак, ставшая в большинстве мирских домов неотъемлемым обычаем. На протяжении последнего столетия получило широкое распространение легкое подкрепление пищей между обедом и ужином — полдник, благословлявшийся прежде, в основном, земледельцам на летний период и имевший название «паужинок». В жизни современного человека существуют и другие неуставные трапезы — как правило, чаепития, устраиваемые ради гостей или в дополнение к обеду или ужину. Для каждого вида трапезы существуют свои, особые, и порой мало известные молитвословия. Их полное собрание было составлено выдающимся знатоком церковного Устава святителем Афанасием (Сахаровым). Вот некоторые молитвословия из этого собрания, адаптированные для употребления мирянами.
ОБЕДЕННАЯ ТРАПЕЗА
Основной, центральной трапезой дня является обеденная — самая обильная и продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру соответствуют и уставные молитвословия, ее окружающие.
Молитвословия перед обедом
Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:
Боже, очисти мя грешнаго.
Создавый мя, Господи, помилуй мя.
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго.
Затем молитвы перед трапезой:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и ос-тави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Благослови.
И благословение трапезы.
В отсутствие священника: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Присутствующие:
Аминь.
Молитвословия после обеда
Уставное послеобеденное чинопоследование довольно пространное, в монастырях оно включает в себя специальный чин «О Панагии». Мы приведем здесь сокращенный вариант, рекомендуемый для мирян. Вначале читается благодарственная молитва: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Молитва Божией Матери:
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Затем тропарь праздника дня или храма. Например, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы тропарь четвертого гласа: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Завершение молитв: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Благослови.
И благословение трапезы: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Присутствующие:
Аминь.
К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях.
УЖИН
Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она служит лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну. Устав рекомендует не готовить пищу на вечер заново, довольствуясь дневными остатками. Ужин значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, его окружающие.
Молитвословия перед ужином
Для мирян последование молитв перед ужином повторяет молитвословия перед обедом.
Молитвословия после ужина
После ужина читается благодарственная молитва
Благодарим Тя, Христе Боже наш, затем — завершение молитвословия, как после обеденной трапезы.
ЗАВТРАК
Также отличен от обеденной трапезы и завтрак. Он необилен и непродолжителен. Здесь могут быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы. Впрочем, в соответствии с существующей традицией, молитвы Отче наш и Богородице Дево, радуйся могут быть заменены стихами 144-го псалма: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.
ЧАЕПИТИЯ
Неуставные трапезы — чаепития и все другие — являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали предварять их молением о прощении и уврачевании наших грехов, а заканчивать обращением к Богородице, в надежде на то, что Богоматерь присоединит к молитвам Свое дерзновенное ходатайство. Перед чаепитием или другой неуставной трапезой после трех покаянных молитв читается: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Затем следует обычное благословение трапезы.
По окончании:
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
И затем завершение молитв, как после обеда или ужина.
Особые молитвы предусмотрены для поминальной трапезы и для благословения скоромного стола после каждого из четырех постов. При желании их можно найти в подробных молитвословах, выпускаемых для мирян.
* * * *
К сожалению, уставные трапезы — с сопутствующим чтением житий и полным чином благословения и благодарения — сохранились сегодня только в монастырях, где все стороны жизни в буквальном смысле слова воцерковлены. Но даже обычное собрание семьи за общим столом может стать своего рода домашним богослужением «малой Церкви» и благодарением Богу. Стоит лишь приложить к этому небольшие усилия.
Подготовила Елена Сапаева.
Епархиальные вести
НАД УПШЕЙ — МАЛИНОВЫЙ ЗВОН
Ранним утром 26 июля, перед тем как отслужить Божественную литургию, настоятель упшинского храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Михаил Нехорошков освятил доставленный сюда незадолго до того 90-килограммовый колокол. Накануне местные мужчины соорудили на колокольне леса и приготовили все необходимое для поднятия колокола. А чтоб не было задержки, заранее втащили его по узкому (чуть шире диаметра основания колокола) лазу на нижнюю площадку колокольни. Здесь батюшка и совершил чин освящения кампана. На освящение прибыл здешний уроженец, йошкар-олинский предприниматель СВ. Мамаев, стараниями которого и был приобретен и доставлен колокол. Намерение помочь безгласному упшинскому храму возникло у него как-то раз в разговоре с архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. Подкопив денег, Мамаев сделал заказ на завод «Петков и компания» в городе Каменноуральске. Уральские мастера как раз собирались останавливать печи на профилактику, но пошли навстречу просьбам, и дней через двадцать заказ был выполнен. Пока шла Литургия, мужчины сноровисто подняли почти шестипудовый колокол на верхний ярус колокольни. Звон оказался удивительно чистым и мелодичным — поистине «малиновым». Колокол будет благовестным. Это значит, что к нему нужно еще несколько, весом и размерами поменьше. Бог даст со временем и они будут обретены. А пока храм остро нуждается в ремонте кровли. Не помешала бы и внешняя побелка, и покраска. Своими средствами небогатому приходу это не осилить. Может быть, и тут помогут благотворители…
Николай Кропинов, п. Оршанка.
Паломничество
ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ПРЕПОДОБНОГО
Многие верующие с удовольствием проводят свое свободное время в паломнических поездках по святым местам. Едут на святые источники, в храмы с чтимыми святынями. Что уж говорить о такой жемчужине православного мира, как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Чуть рассветет, у обители уже вереницы машин. Бесконечные очереди: на святые источники, поклониться мощам, приложиться к иконам. Впрочем, есть паломничество другого рода, когда едут не только помолиться, но и потрудиться. Именно с такой целью вот уже четвертый год подряд отправляются из Мари-Турека в Дивеево прихожане Петропавловского прихода во главе со своим батюшкой — иереем Николаем Полежайкиным. О том, как проходила поездка в августе этого года, рассказывает ее участник — журналист Сергей Фоминых.
УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Путь до монастыря не близок — около 600 километров. Да и нас в этом году много, как никогда: автобус и около десятка личных машин. Но в молитве и ожидании встречи с четвертым (наряду с Иверией, Афоном и Киевом) уделом Пресвятой Богородицы на земле время в дороге пролетает незаметно. За километры начинают проглядываться золотые купола соборов и взметнувшаяся над ними колокольня, при виде которых сердце начинает трепетно биться. И вот оно — Дивеево. Проходим через Святые врата и направляемся к духовному центру обители — Троицкому собору, в котором обретаются мощи преподобного Серафима Саровского. Здесь же бережно хранятся и личные вещи Чудотворца. С величайшим трепетом прикладываемся к святыням.
Далее — Канавка Пресвятой Богородицы, выкопанная руками первых сестер зарождающейся обители. О благодати, дарованной этому месту, сам Саровский Чудотворец говаривал: «Кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: Афон, Иерусалим и Киев». Ступаем с благоговением, творя про себя молитву. Сколько же людей со всей России, ближнего и дальнего зарубежья прошли здесь! Прошли с молитвой, которая на этом месте рождает в человеке непередаваемые чувства. Не в первый раз приезжая в эти святые места, мы стараемся по мере сил и возможностей не только прикоснуться к святыням, но и поработать во славу Божию. Ведь сам преподобный Серафимушка сказал: «Кто за сестер моих камень на камень переложит, за весь род его молиться стану». Поэтому дальше путь наш лежит в Покровский скит, где мы останавливаемся все эти годы.
ПОКРОВСКИЙ СКИТ
Скиты составляют неотъемлемую часть Дивеевского монастыря. Ныне их у обители одиннадцать. Покровский, в селе Канерге, что в девяти километрах от Дивеева, был образован первым — в июле 1992 года. Село это старое, существует уже более трехсот лет. Раньше своего храма здесь не было, приходилось ходить к соседям, а на дорогах хозяйничали разбойники, потому канергские жители подали прошение на имя императрицы, умоляя о заступничестве от злого люда. В ответ в 1733 году одну из церквей соседнего села Сарлаки (ныне Коврез) перенесли в Канергу. По преданию, поставили церковь на месте, указанном местной блаженной, жившей в то время в окрестных лесах. Храм был большой, а звонница — одной из лучших в округе, звон разносился на десятки километров. В конце 20-х годов прошлого столетия храм закрыли и превратили в зернохранилище. Однажды во время грозы в него ударила молния и оставила после себя груду развалин. Уцелела только колокольня. Тем не менее, после разгона в 1927 году Дивеевского монастыря, именно здесь, в Канерге, поселились многие его насельницы.
Прошли десятилетия. Одинокая колокольня, с завывающим в выбитых окнах ветром и чудом уцелевшим и непоколебимо возвышающимся над ней крестом, как бы взывала о помощи. Тогда впервые возникла мысль о восстановлении церкви и об устройстве здесь скита. В 1992 году был заложен камень в основание нового алтаря и с Божией помощью начались строительные работы. Освящение престола состоялось в октябре 1993 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому скит именуется Покровским. Постепенно, с открытием скита, прежде вымирающая деревня обрела новую жизнь. Местные жители сберегли и вернули храму немало икон. Есть здесь и дивеевские святыни, в том числе образ преподобного Серафима с частицей его мощей. У одной из жительниц села много лет хранилась храмовая икона Божией Матери «Отрада» («Утешение») афонского письма на кипарисовой доске. Евдокия, хранительница образа, рассказывала: «Икона большая, когда ставили в избе — едва удерживали, а как вам отдавать — совсем как пух — сама пошла».
НА ПОСЛУШАНИЯХ
В скиту несут послушание будущие монахини-инокини. Заведует немалым хозяйством мать Никифора, с которой многие из нас уже давно знакомы. Как же она рада была, что с Божией помощью в ее обитель вновь прибыло более полусотни добровольных помощников! Ведь работы в хозяйстве всегда непочатый край. Выполняли послушания мы в скиту два дня. Мужчины пилили и кололи дрова, принимали участие в реконструкции храма. Женщины обработали целое поле лука, приводили в порядок территорию скита, делали в трапезной заготовки.
В общем, без дела никто не скучал. Только удивлялись, что сделано так много, а усталости никакой. Возможно, это оттого, что работу совмещали с поездками в монастырь. В Троицком соборе поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Умиление», перед которой всю свою жизнь молился Божий Старец Серафим. Для укрепления сил духовных и телесных приложились к личным вещам батюшки Серафима. И каждый день мы купались в благодатных водах многочисленных Дивеевских источников, по вере получая облегчение от духовных и телесных недугов. Все время пребывания в обители мы были окружены неподдельной любовью и радушием. В общем, впечатления непередаваемые! Да и как их передать? Ведь даже сам Серафим Саровский на вопрос: — Что такое благодать? Отвечал: — Это не для слов! Еще при жизни Серафим Саровский завещал: «Приходите ко мне, как к живому». Вот мы и ездим к нему, как к живому И не только, чтобы поклониться, пройти по Канавке и потрудиться во славу Божию, но и чтобы получить его благословение: не случайно после каждой такой поездки приход наш зримо объединяется и становится словно единая семья.
Сергей Фоминых, п. Мари-Турек.
Жизнь в Церкви
УРОКИ НЕОТМИРНОСТИ
«Вы не от мира сего», — сказал Господь Своим ученикам. Жизнь преподносит каждому из нас свои «уроки неотмирности». Это могут быть совсем неяркие, «бытовые» встречи с людьми, посвятившими себя служению Богу, после которых остается особенное чувство в душе. И — хотя бы кратковременное — осознание того, что все мы призваны жить «в мире сем», но не быть ему подвластными. Кажется очень важным не растерять эти крупицы мимолетных впечатлений, сберечь их, чтобы вспоминать в минуты, когда захлестывают суета и быт. А иногда — задумываться над «пройденным материалом», ведь что-то в нем наверняка осталось не понятым, не усвоенным, и лежит на сердце невыполненным «домашним заданием»…
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Наверное, каждый, кто ищет Бога, проходил период особенного интереса к теме «жизнь после смерти». Монашество — смерть для мира — также открывает человеку совершенно новые горизонты души. Но там, как и на том свете, нельзя побывать и вернуться. Живущим в миру приходится смириться с тайной, но все равно остается некоторая тяга к ней. Светского человека неотмирность обычно пугает. Возможно, потому, что он плохо представляет себе ее суть, а непонятное часто отталкивает. В центре моего родного города находится женский монастырь, полуразрушенный в советское время. В первые годы возрождения его корпуса представляли собой ветхие, промерзшие двухэтажки, только что возвращенные Церкви. Их обитательницы представлялись нам — школьникам, весело спешащим по одной из главных улиц, — некими странными и безмолвными «черными существами», едва ли не предвестниками беды. Фигура в мантии, как и надгробный крест, никак не увязывалась в сознании со светлым образом Отца Небесного.
ЖИЗНЬ В ОГРАДЕ
В то время — время исканий — предложение пожить в ограде монастыря было для нас чем-то вроде идеи переночевать на кладбище. Но однажды я все-таки отправилась в обитель, причем не с паломническим автобусом, а с группой трудников, уже побывавших там не раз. Монастырь был большой, но дальний, со строгим уставом, мужской. Нам досталось послушание на кухне, точнее, на хоздворе. По-настоящему красивые службы, благодатная размеренность жизни оставили далеко позади прежний суеверный страх к «людям в черном», и, проводя время среди кабачков и тыкв, я обдумывала, как бы получше изучить этот новый и незнакомый для меня мир. Знакомство с «неотмирностью» началось с желания понять ее с бытовой точки зрения: почему братии нельзя разговаривать с нами, хотят ли трудники стать иноками и кем были сами иноки «до того». Но попытки в свободное время «уболтать» хотя бы гостинника оказались тщетными. На работах же с нами дежурил седенький старичок (называвшийся, тем не менее, «братом»), лексикон которого содержал ограниченное число фраз, типа «искушение мое», и несколько молитвословий, перемежавших наше нестройное «Богородице Дево, радуйся…» Но даже эта чудная песнь, так подбадривавшая нас во время работы, не могла заглушить чувство обиды на «полотняно-черный» мир за его закрытость. В день отъезда трудническая группа причащалась в небольшой, расположенной за оградой обители, церкви. После службы, возвращаясь по пустынной дороге, мы неожиданно встретили старца. Помню, что встала как вкопанная, боясь, что сейчас он мне что-нибудь скажет. Тот прошел мимо, даже не бросив взгляд. Но от сердца не отлегло, напротив, появилось разочарование и ощущение какой-то совсем непонятной, но очень стыдной своей неправды, касавшейся жизни здесь. Впоследствии я поняла, как опасны были попытки примешать к духовному миру то, что ему не принадлежит — потемки души человеческой. Отыскать что-нибудь «эдакое», впечатляюще-земное там, где побеждает житие ангельское. «Где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там ни одного», — повторял часто преподобный Амвросий Оптинский. Среди наставлений подвижников благочестия мне встретилась и другая поразительная мысль, надолго ставшая «ангелом-хранителем» в последующих, уже журналистских, поездках и постепенно приучавшая к определенному трезвомыслию. Звучала она примерно так: «Благословляющие руки источают благодать, но горе тем, кто всматривается в форму этих рук».
ВЕЧНОСТЬ ГДЕ-ТО РЯДОМ
В кротких словах людей духовных, казалось бы, не затрагивающих наших частных земных проблем, часто заключена сила, способная обличить душевные слабости намного больнее, чем язвительные замечания недоброжелателей. Потому что неотмирность — это готовность говорить правду и способность защищать ее, давая человеку возможность по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Однажды мне довелось брать интервью в Раифском монастыре — у схиигумена Сергия (Златоустова) в его келье. Волнуясь от одного только вида одеяния, расшитого огромными белыми крестами, никак не могла поставить камеру на штатив. С досады я пнула ногой треногу: «Техника, батюшка…» И получила молниеносный ответ: «Хорошая техника, канадская — обращаться надо уметь». После чего восьмидесятилетний схимник вновь погрузился в умиленное молчание. А я так и осталась стоять, растеряв в голове подготовленные вопросы. Волнения уже не было, лишь возмущенное, но благодарное чувство: как же много в нас обмана! После беседы он показал мне распечатку писем из Интернета на разных языках. Объяснил, что по сети общается с миром — со всеми кому еще нужен здесь. И нет — поверьте, — нет в этом противоречия со словами «не от мира сего». Во всяком случае, не встречала доселе человека, от которого уходишь не просто с мыслями о вечном, но с совершенно четким ощущением, что вечность где-то рядом… Тогда я еще не знала, что познакомилась с одним из разработчиков систем первых космических кораблей. Крупным ученым, профессором, читавшим лекции в Германии и Италии. С человеком, который покорял космос. А затем покорился сам — под руку Того, Кто сотворил Вселенную и человека в ней. Теперь всякий раз, слыша укоряющие речи о сотовых телефонах и компьютерах в монастырях, я вспоминаю эти безмятежные глаза. Что им, «лобызающим вечный покой», наши игрушки, даже если они действительно есть где-то рядом… Наверное, это и есть то, что называется «умением умирать».
СИЛА В НЕМОЩИ
Вспоминается и другая встреча, на подворье мужского монастыря, где на клиросе поет моя подруга. Как-то, ожидая ее, я сидела на деревянной лавке в притворе храма. Время текло медленно, подруга появляться не спешила, потихоньку наваливалась дрема. От полузабытья меня оторвал неожиданный вопрос. — Вам кошку-монашку не надо? Рядом — на уровне глаз — лежащий на мальчишеской ладони дымчатый комочек, нервно подергивающий хвостиком. — Воспитуется по правилам, окрас черный, по уставу, — существо бодро рекламируется улыбающимся послушником-подростком. На вид ему лет четырнадцать, стрижка еще коротка, но одет уже в подрясник с поясом. Что-то легкое, скользящее появляется из боковой двери. Батюшка. Почти мой ровесник, хотя про иноков верно говорят — «стар за весь мир».
Впервые я увидела его, когда зашла сюда почти невольно, сбитая с толку эсэмэской подруги. «Подорожник и шерстяные носки. Захвати и приезжай к нам». Полагаться на пятикурсницу, пишущую диплом, было нельзя — я, конечно, ничего не взяла, о чем, попав на службу, очень пожалела. Ектении почти не было слышно — настолько слабым и больным голосом выговаривал ее время от времени выходивший из алтаря иеромонах. Он был невесомым и бледным, в тоненьких очках и словно «не из нашего века» — чем-то похожий на очень молодого Чехова. Хотя рассказ вспомнился другой — «Дети подземелья». И почему-то захотелось плакать. Но не из сожаления — его, скорее, достойны мы, не знающие утешений молитвы в жизненных трудностях. Скорее, от благодарности. Богу — за то, что Он есть и покрывает нашу немощь крепостию Своею. И всему «неотмирному» — за те усилия, даже страдания, которые оно претерпевает, чтобы потом с чистым сердцем молиться за себя и за нас. Отдающему все свои силы, лишь бы мы научились любви. Верно, по-христиански верно в этом смысле были сказаны «сталкерские» слова Тарковского — «что затвердело, то не победит»…
Оторвавшись от воспоминаний, я прохожу вглубь храмовых помещений, где наконец обретаю подругу вместе с моей крестницей — трехмесячной Машенькой. Батюшка, «случайно» заглянувший в комнату, с любопытством наблюдает за нами. На предложения взять дите на руки отрицательно качает головой. Так и смотрят друг на друга — на расстоянии — монах и ребенок. Хочется сказать — «два ангела», но сердце подсказывает: тс-с-с… Преподобный Иоанн Лествичник называет отречение от мира первой ступенью восхождения к Богу. Но и этот первый шаг нам вряд ли дано постичь до самой глубины. Иногда эту недостижимую суть можно попытаться уловить в словах молитвы. Например, акафиста «Слава Богу за все»: Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за обещанное пробуждение в радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки.
Елена Сапаева.
Епархиальная жизнь
С ОБРАЗОМ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
В Мари-Турекском районе состоялся крестный ход по святым источникам В 2003 году на одном из источников, питающих реку Уржумку, по благословению настоятеля храма п. Мари-Турек иерея Николая Полежайкина стараниями бригады предпринимателя В.И. Корчемкина была построена православная часовня с купелью. Освятил ее батюшка во имя равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси. С тех пор ежегодно в конце июля православные совершают крестный ход от храма Святых Царственных страстотерпцев до того благодатного источника. И с каждым годом количество паломников, желающих пройти пешим ходом, увеличивается. А расстояние это немалое.
Вот и нынешний крестный ход, как по количеству участников, так и по протяженности стал особенным. Дело в том, что в последние годы в районе было освящено несколько новых источников. Поэтому церковный совет решил обойти местные святыни с иконой князя Владимира, которую написала местная прихожанка Е.В. Павлова еще лет десять назад. В воскресный день, после богослужения равноапостольному великому князю Владимиру, мы отправляемся в неблизкий путь по маршруту Мари-Турек – Мари-Купта – Яхино – Нартас – п. Лесной, неподалеку от которого и расположена Свято-Владимирская часовня.
Первый водосвятный молебен — на Мари-Куптинском источнике во имя 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Сюда мы приехали на автобусе и местные жители встречали нас хлебом-солью. После молебна отец Николай окропил всех освященной водой. Отсюда и начался, собственно, крестный ход. На выходе из деревни икону Крестителя Руси сопровождали около ста человек. Среди них — молодые (и не очень) мужчины и женщины, дети. А впереди — икона князя Владимира. За ней настоятели приходов: Петропавловского (Мари-Турек) — иерей Николай, Свято-Троицкого (Мамсинер) — иерей Лев, а настоятель Свято-Никольского (Косолапово) — протоиерей Александр — присоединился к идущим позднее. Шли с молитвою на устах и совсем не прогулочным шагом.
Солнце палило нещадно, но на жару никто не жаловался. Болячки и хвори были забыты, будто их и вовсе не бывало. Зато такая благодать на душе, что и не высказать. И никто на усталость не жаловался. Ведь если идти крестным ходом во славу Божию, то все телесные проблемы отступают куда-то в небытие. Вот так и дошли со святым образом до Яхина. Здесь также водосвятный молебен, но уже Архангелу Михаилу, в честь коего и освящен источник. После молебна — десятиминутный отдых с чаепитием, и снова в путь под палящим солнцем по пыльным полевым дорогам с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» А потом заблистал вдруг вдали едва различимый купол Свято-Никольской часовни, построенной около Нартаса и освященной прошлогодним летом.
Помолившись, все участники крестного хода искупались в кристально чистой студеной воде купели. А поскольку время было уже позднее, то до конечного пункта — Свято-Владимирской часовни — добирались уже на автобусе. И вот перед нами возникла чудная картина: часовенка, а рядом с ней колодец с четырьмя «маковками», крестами и шпилем. И снова, при большом стечении верующих, отец Николай отслужил водосвятный молебен, после которого мы совершили омовение в купели, набрали освященной воды и, плотно отобедав, стали разъезжаться. В общей сложности пешим ходом было пройдено около двадцати километров. И неважно, что некоторые присоединились к крестному ходу на несколько минут. Все участники этого события испытали особенное чувство присутствия благодати Божией, а домой вернулись с непередаваемой радостью и легкостью на душе.
Сергей Фоминых, п. Мари-Турек.