Содержание:
В гармонии с природой и душой
Архипастырская поездка по горномарийскому району
Богослужение по Афонскому Уставу
Новый храм в поселке Шелангер
В честь царственных страстотерпцев
У Преподобного Сергия
Состоится молодежный крестный ход
Наследие Преподобного Серафима
О Божьем благословении и козьем молоке
Нужные слова
Святыни Толгского монастыря в Йошкар-Оле
Епархиальные вести
В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ И ДУШОЙ
Весной этого года близ села Арда Килемарского района в местечке, давно облюбованном местными жителями для отдыха и рыбалки, появился туристический комплекс «Раздолье». Построила его на свои средства уроженка этих мест, а ныне жительница Москвы Татьяна Трофимова. А не так давно здесь, с благословения настоятеля ардинской церкви священника Сергия Колобкова, поставили и освятили красивую часовенку в честь святой благоверной грузинской царицы Тамары. Есть при ней и купель.
Часовенки при домах отдыха в нашей республике — редкость. Но они так нужны. Ведь настоящий отдых необходим не только телу, но и душе. Ведь раздолье — это, можно сказать, страна души. Это первозданная красота родной земли и воздух, настоянный на луговых травах. Природа помогает человеку отрешиться от ежедневной суеты, а храмы и часовни — сосредоточиться на главном, задуматься о жизни. Неслучайно многие храмы и монастыри возникали в исключительно живописных местах и органично вписывались в окружающую их природу, освящая и преображая ее.
Недавно на базе нового туристического комплекса прошло выездное заседание правления Совета муниципальных образований республики. Рассматривалось множество вопросов, среди которых и облагораживание территорий населенных пунктов.
Примером в этом для многих стала Богородице Сергиева пустынь, которую многие посетили впервые. Приложились к святым мощам, помолились, поставили свечи, а потом долго любовались ухоженной монастырской территорией с разбитыми цветниками и аккуратными дорожками — этим рукотворным чудом, созданным в глухом лесу на бездорожье.
Лидия Градинар, Килемары.
АРХИПАСТЫРСКАЯ ПОЕЗДКА ПО ГОРНОМАРИЙСКОМУ РАЙОНУ
5—7 июля архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил череду богослужений в храмах Горномарийского церковного округа епархии.
5 июля архиепископ Иоанн возглавил Божественную литургию в Троицком храме города Козьмодемьянска. Владыке сослужило духовенство Горномарийского округа при стечении множества верующих. После богослужения и трапезы состоялся крестный ход в село Владимирское.
Обычай совершать крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери имеет давнюю историю. В 1654 году жители Козьмодемьянска были избавлены от моровой язвы после того, как вокруг горо¬да обнесли чудотворный образ из села Владимирское. Это чудо, как и другие чудеса, явленные от Владимирской иконы Богородицы, возбудили у жителей Козьмодемьянска желание ежегодно приносить ее в свой город. Крестные ходы с чудотворным образом не прекращаются с той поры и по сей день. Не смогли воспрепятствовать им и гонения на Церковь при советской власти.
По обычаю, чудотворная икона находится в Козьмодемьянске с 21 июня по 5 июля. Перед ней совершаются молебные пения, а затем образ крестным ходом отправляется в обратный путь — в село Владимирское.Также традицией стало и то, что в эти святые дни встретить и проводить Владимирскую икону приезжает архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн и множество духовенства.
По прибытии крестного хода в село Владимирское было отслужено Всенощное бдение, а на следующий день совершены Божественная литургия и крестный ход вокруг храма. Затем, по традиции, всем паломникам была предложена трапеза.
Завершилась архипастырская поездка по Горномарийскому району 7 июля, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в Предтеченском храме села Коротни.
Алексей Кирюшкин.
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО АФОНСКОМУ УСТАВУ
В день празднования покровительнице нашего края иконе Божией Матери «Троеручица» в домовом храме епархиального управления была совершена служба по особому афонскому уставу. Возглавил ее архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
11 июля — празднование иконе Божией Матери «Троеручица». В этот день в домовом храме епархиального управления, освященном в честь чудотворного образа, впервые было совершено богослужение по полному монастырскому уставу с особенностями, присущими святогорским службам, в ознаменование духовного единства со Святой Горой Афон.
Началось богослужение накануне в 16 часов малой вечерей с акафистом иконе Божией Матери «Троеручица». Затем — полунощница.С 10 вечера до 4 утра — всенощное бдение. А с 6 утра — водосвятный молебен, Божественная литургия и крестный ход.
И все это время храм был полон. После крестного хода, щедро окропив всех святой водой, Владыка отметил: «Ночь — особое благодатное время, когда в мире наступает тишина. И мы едиными устами, единым сердцем прославляли Царицу Небесную, Ее Сына — Господа нашего Иисуса Христа. И дай Бог, чтобы наши молитвы были приняты Царицей Небесной и Она вознесла их к престолу Божию, чтобы Господь ниспослал обильные дары на край наш, на святую землю русскую».
Людмила Протасова.
НОВЫЙ ХРАМ В ПОСЕЛКЕ ШЕЛАНГЕР
16 июля архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин великого освящения храма в честь Ро¬ждества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в п. Шелангер Волжского района.
Владыке сослужили благочинный Йошкар-Олинского церковного округа протоиерей Евгений Кутырев, благочинный Волжского церковного округа протоиерей Александр Михайлов, настоятель храма иерей Михаил Петунин, приходское духовенство.
Участниками этого долгожданного события стали также многочисленные верующие.Белоснежный храм, расположенный в самом центре поселка Шелангер — плод многолетнего труда прихожан под руководством священника Михаила Петунина.
Не обошлось строительство и без благотворителей. Так, большую часть расходов по возведению храма взял на себя руководитель ООО СПК «Звениговский» И.И. Казанков. Много сил положил на строительство и А.К. Наумов, выполнивший необходимые конструктивные расчеты и лично руководивший многими работами.
И вот храм освящен, подведен итог трудам. Богослужения в новой церкви будут совершаться в воскресные и праздничные дни.
Пресс-служба епархии.
В ЧЕСТЬ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ
17 июля Православная Церковь отметил память святых Царственных страстотерпцев. В этот день архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн традиционно совершает Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери поселка Медведево, где нижний придел освящен в честь новомучеников и исповедников Российских. Престольный праздник в этот день отмечают также храмы в Волжске и Мари-Туреке.
А недавно часовня во имя Царственных страстотерпцев появилась и на берегу озера Чокаер. Уже не первый год летом дети из воскресной школы при йошкар-олинском Свято-Троицком храме отправляются сюда на отдых, и новая часовня — результат трудов их родителей и добровольных помощников.
За несколько лет православное поселение неплохо обустроилось. Сейчас здесь имеются жилой корпус с трапезной, комнатой для девочек и мансардой для мальчиков, кухня, овощехранилище, а также баня и небольшой скотный двор. У каждого поселенца есть свои обязанности: кто-то делает уборку, кто-то помогает на кухне, остальные трудятся в огороде, ухаживают за кроликами, козами, птицей. Так, с молитвой, в труде и общении друг с другом и старшими в прекрасном уголке Марийского края отдыхают православные дети. А в этом году праздник Царственных страстотерпцев здесь отметили еще одним важным событием: был совершен крестный ход детей с родителями, который отправился в Кучки 17 июля от йошкар-олинского Свято-Троицкого храма и завершился у новой часовни молебном о спасении России.
У ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, в Богородице-Сергиевой пустыни было как всегда празднично и многолюдно. По традиции на праздник в обитель приехал и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
В монастыре Владыку встречали наместник архимандрит Давид с братией, приходское духовенство и многочисленные паломники. Кроме того, в сопровождении духовенства Саратовской епархии на престольный праздник прибыл епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Божественная литургия архиерейским чином прошла в торжественной обстановке. Из-за множества паломников часть богослужения проходила на открытом воздухе рядом с храмом. После Литургии священнослужители, братия мо¬настыря и паломники совершили крестный ход с водосвятным мо¬лебном на реке Студенке.
Накануне праздника обитель в десятый раз принимала большой крестный ход из Килемар.Начался он 16 июля в селе Нежнур, что на границе с Кировской областью. К вечеру прихожане Свято-Никольского храма были в Килемарах. А рано утром после молебна жители Килемарского района вместе с гостями из Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода и даже Москвы с иконой преподобного Сергия Радонежского отправились по 25-километровому маршруту в Богородице Сергиев пустынь, где их встретили колокольным звоном и угостили заваренным на травах монастырским чаем.
Людмила Протасова.
СОСТОИТСЯ МОЛОДЕЖНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
8 августа, в день памяти священномученика Сергия Стрельникова, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в Йошкар-Оле пройдет молодежный крестный ход с мощами святого.
Крестный ход организуется Йошкар-Олинской и Марийской епархией совместно с министерством образования Республики Марий Эл в рамках Года молодежи с целью духовно-нравственного воспитания и единения православных молодых людей.
8 августа в 7 часов утра в домо¬вом храме епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица» архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в сослужении приходского духовенства, отвечающего за работу с молодежью в благочиниях, совершит Божественную литургию. После богослужения состоится крестный ход на площадь Оболенского-Ноготкова, где перед памятником священномученику Леониду (Антощенко) будет отслужен молебен новомученикам марийским.
Андрей Тимаков.
Воспитание и образование
НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
Светлана Поздеева
Нынешним летом по милости Божией мне довелось принять участие в работе VI Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие Серафима Саровского и будущее России», на которую съехались ведущие ученые в области богословия, образования, культуры, священники, представители власти всех регионов страны. Впечатлений от этой замечательной поездки было великое множество. И сегодня мне хочется вкратце рассказать о ней, представив читателям небольшой хронологический отчет о конференции.
«ПУТЕВОЖДЬ КО СПАСЕНИЮ»
Открытие конференции состоя¬лось 25 июня в Санкт-Петербургском государственном университете. В университетском храме святых апостолов Петра и Павла ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий совершил молебен. Затем было зачитано приветствие и благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, отметившего значимость проводимого мероприятия. Главная цель его — поиск путей взаимодействия между Церковью и современным миром.
— Образ преподобного отца нашего Серафима Саровского, святые мощи которого явили себя миру после десятилетий атеистического забытья именно здесь, в Санкт-Петербурге, — это верный путевождь ко спасению на нелегком пути в будущее Отечества и народа нашего, — подчеркнул митрополит Владимир.
С приветственным словом к собравшимся обратился сопредседатель правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, министр юстиции РФ Александр Коновалов. Он отметил, что духовные и нравственные основы должны быть усвоены современными людьми как прямое руководство в гражданском служении, профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Пленарное заседание открыл руководитель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда, напомнивший, что конференция вновь собрала людей, занимающихся проектами, связанными с именами новомучеников и исповедников Российских. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подчеркнул, что сегодня очень важно как можно скорее восстановить семью, основанную на православных традициях и направить молодежь на путь духовного развития. По мнению Владыки, в задачи конференции входит и осмысление исторической судьбы России, руководимой промыслом Божиим.
После пленарного заседания началась работа по секциям: «Вклад Православной Церкви в становление и развитие российского общества и государства», «Русское монашество и формирование национальной культурной традиции», «Восстановление памяти о ново-мучениках в Церкви, обществе и государстве». А вечером участники конференции отправились на обзорную экскурсию, чтобы полюбоваться красотами города на Неве.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ — ПРИЗЫВ К ВЕРЕ
На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в одном из прекраснейших храмов России — кафедральном соборе Санкт-Петербурга, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом соборе до 1991 года находились мощи преподобного Серафима Саровского. Владыка Георгий напомнил, что 26 июня Русская Православная Церковь чтит память преподобной Александры, основоположницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Сегодня образ преподобного Серафима есть в каждом храме, в каждом жилище христианина — все мы чтим его как своего помощника, целителя, заступника и покровителя.
Далее работа всех секций конференции продолжилась в Санкт-Петербургской Духовной академии. Для этой духовной школы вера и служение всегда были главными приоритетами и в учении, и в повседневной жизни.
Мой доклад был посвящен теме «Новомученики земли Марийской: осмысление подвига». Среди новомучеников и исповедников, пострадавших в XX веке за веру Христову, в нашей епархии благоговейно почитаются епископ Леонид (Антощенко), протоиереи Адриан Троицкий, Сергий Стрельников, Николай Рюриков, Михаил Вотяков, священники Михаил Березин и Анатолий Ивановский. На их молитвенное заступничество особенно крепко уповает наш край. В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова установлен памятник епископу Леониду. Написаны иконы, составлены тропари, выпущен диск с записью молитв в исполнении хора домового храма МарГТУ. Мне показалось важным донести до собравшихся мысль о том, что собранные материалы не лежат мертвым грузом, все они используются в работе с молодежью. Православные педагоги должны приучать школьников и студентов воспринимать подвиг мучеников как особенный призыв к вере.
В этот же день в рамках конференции прошли круглые столы — «Молодежь в Церкви и по дороге к ней», «Монастырь в современной жизни России (к 200-летию преставления преподобного Назария)», «Вклад Православной Церкви в становление и развитие российского общества и государства», «Восстановление памяти о новомучениках в Церкви, обществе и государстве». По каждой теме выдвигались конкретные предложения, участники из различных уголков страны делились опытом, обсуждали имеющиеся проблемы.
В МЕСТАХ, ЧТО ПОМНЯТ БАТЮШКУ…
Вечером мы выехали на поезде в Нижний Новгород. В дороге продолжали обсуждать вопросы конференции, делились впечатлениями. Город на Волге встретил нас ласковым солнцем и освежающим ветерком. Пообедав в монастырской трапезной поехали дальше — в Саров. По приезде мы поклонились саровским святыням и отправились в храм в честь Батюшки Серафима на молебен, который совершил викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев). После молебна в Доме ученых Российского федерального ядерного центра состоялось заключительное пленарное заседание конференции. Руководители секций и круглых столов обсудили наиболее значимые доклады, высказали предложения по итоговому обращению участников форума к представителям власти и общественности.
Особенно запомнились слова директора Российского федерального ядерного центра академика Радия Илькаева. Отметив, что Русская Православная Церковь в нынешних условиях, по мнению все большего количества россиян, является основой гражданского общества, он выразил надежду, что результаты работы проводимой уже в шестой раз научно-богословской конференции непременно послужат оздоровлению страны.
Сфотографировавшись на память, участники конференции выехали в Дивеево, куда добрались уже к вечеру. Разместившись в новой гостинице, мы пошли в Троицкий собор поклониться и приложиться к мощам Батюшки Серафима. А потом отправились на святые источники — Пантелеимона целителя и Казанской иконы Божией Матери. Искупавшись и набрав святой воды, вернулись в гостиницу уже в первом часу ночи.
Воспитание и образование
СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Рано утром на следующий день в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялась Божественная литургия, которую совершили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Епископ Панкратий отметил, что для него большая честь служить в святой Дивеевской обители, на месте, освященном подвигами и молитвами преподобного Серафима. Также он подчеркнул, что если мы хотим видеть мир христианским, то должны особенно позаботиться о монашестве, потому что монашество — это соль христианства. А христианство, в свою очередь,— соль России.
В заключительном слове архиепископ Георгий поблагодарил всех участников конференции, съехавшихся сюда от Калининграда до Сахалина, за плодотворную и активную работу, пожелал им «нести людям свет веры Христовой в духе мира и любви».
В этот день мы причастились, прошли вокруг канавки Царицы Небесной… Не хотелось уезжать от Батюшки Серафима, но настала пора возвращаться домой.
Участие в конференции «Наследие Серафима Саровского и будущее России» оставило незабываемые впечатления. Это как раз тот случай, когда не было главного и второстепенного. Во всяком случае для меня важным и памятным было все — и участие в Божественной литургии, и исповедь, и Причастие, и выступление на конференции, и обмен опытом, и знакомство со многими интересными людьми. Конференция помогла мне осознать масштабный и глубокий труд ученых по сбору святоотеческого наследия и его распространению. Пришло понимание необходимости широкого изучения жизнеописаний новомучеников среди учащихся республики. Ведь осмысление их подвига помогает нам возвращаться к духовным истокам. По словам Иоанна Кронштадтского, «на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу».
Епархиальная жизнь
О БОЖИЕМ БЛАГОСЛОВЕНИИ И КОЗЬЕМ МОЛОКЕ
Не так давно архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн побывал на козьей ферме при Сернурском сырзаводе — единственном в России, выпускающем козье молоко и сыры, а также «живые» йогурты, не подвергавшиеся тепловой обработке в процессе приготовления. Владыка освятил козье хозяйство и пробовал производимую им продукцию.
Традиция освящения и благословения домашнего скота имеет древние корни. Одним из первых занятий, с помощью которых человек добывал себе одежду и пищу, было скотоводство. Первый праведник и мученик был пастухом: «И был Авель пастырь овец» (Быт. 4, 2). Исаак, Иаков, Моисей, Иов многострадальный и многие другие великие мужи древности занимались скотоводством и имели обширные пастбища для многочисленных своих стад (Быт. 26, 14; 30, 43; Исх. 3, 1). О каких сокровищах земных молился царь Давид и о чем он просил для своего народа? Он просил Бога: «Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны... Блажен народ, у которого это есть» (Пс. 143, 13-15).Об этом же молится и Церковь в «Чине благословения стад овчих, или иных скотов».
Издавна покровителями домашнего скота на Руси считались святые Власий и Спиридон. В Новгороде почитание этих святых зародилось очень рано. Уже в XII веке там существовал храм, посвященный Власию.
Власий, епископ Севастийский, живший в XIV веке, в юности был пастухом. Во время гонения на христиан он скрывался в пустынном месте на горе Аргос в Каппадокии, где благословлял и лечил диких зверей.
Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в IV веке на острове Крит. Он также происходил из пастухов и не оставил это занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия же всегда можно узнать по длинной заостренной бороде).
В житии Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том числе связанные с домашним скотом. Святые Власий и Спиридон часто изображались вместе благословляющими стада. Именно так они представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия XV века. Причем около Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас, а рядом с Власием — коровы и свиньи, поскольку в житии святого есть эпизод, когда он возвратил вдовице украденного у нее волками поросенка — «вепреца» — целым и невредимым.
В 1633—1639 годах в Москве, в патриаршей слободе на «Козьем болоте», «благословением патриарха Филарета» была выстроена церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона. Эта церковь в народе называлась обычно Спиридоньевской. Храм стоял на углу улицы Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка и был разрушен в 1932 году.
Название местности «Козье болото» произошло от пасущихся тут диких коз. Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбу для каждодневного стола.
Очевидно, такое внимание к козам было неслучайно. Неприхотливые к корму и нетребовательные к уходу, они, между тем, дают пух, шерсть и ценное по своим питательным свойствам молоко.Потому в Греции и на Святой Земле разведением коз занимаются во многих монастырях.
Разводят коз и у нас. Так, на ферме, которую освятил Владыка, содержится около 1500 животных. Козье молоко, питательное и легкое в усвоении, обладает многими целебными свойствами и широко используется в народной медицине. Например, при гастритах, язвах желудка пьют по стакану теплого козьего молока с половиной чайной ложки меда. Для профилактики хрупкости зубов — по два стакана козьего молока в день. Для профилактики старения, ухудшения памяти — по стакану козьего молока в день…
Впрочем, конечно, не единым козьим молоком «жив будет человек». Потому и необходимо нам освящение: в нем видится стремление одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. А «благословение Господне — оно обогащает» (Притч. 10, 22).
НУЖНЫЕ СЛОВА
Христианское общение людей часто кажется естественным продолжением пребывания на службе, церковной жизни. И вместе с тем, эта область взаимоотношений — как никакая другая, наверное,— в пространстве нашей души нуждается в «очищении» от наслоения различных проблем и обид, захлестывающих порой как новоначальных прихожан, так и уже укоренившихся в жизни храма членов общины. Одни готовы вновь ступить за порог Церкви, потому что «здесь даже выговориться некому», другие бывают испытаны «подводными течениями» приходской жизни и прочими искушениями от людей. Так или иначе, чувству родства и взаимопонимания, которое возникает у нас при виде молящихся рядом собратьев по вере, предстоит претерпеть немало испытаний прежде, чем оно станет для нас начатком христианской любви.
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. … Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1 Ин. 4; 11, 20, 21).
От «другого» до «друга»
Еще совсем недавно для входящего в православный мир человека проблемы «общего языка» не существовало, он находился сам, «на ходу»: в таскании кирпичей, ремонте печей, сборе пожертвований, в осуществлении всего того, без чего в полуразрушенном еще храме не состоится следующая служба. Все это объединяло людей, порой не приводя даже к формальному знакомству. Но вот, наконец-то, построено, организовано, благо-украшено почти все, что требовало массового вложения сил. Единственным насущным требованием стало участие в богослужении. Тогда, вероятно, и возник неожиданный, но, тем не менее, реально существующий вопрос: эти люди — ежевоскресно встречаемые мною в храме или живущие за тысячи километров, дальние и ближние, виртуальные и реальные знакомые «по вере» — кто они мне?
Есть такое выражение — «приходская семья». Пожалуй, каждому священнику — да и не только священнику — хочется, чтобы его приход такой семьей был. Появляются самые разные формы внебогослужебного общения, рассказами о которых пестрят епархиальные ленты новостей. Прихожане (как правило, молодые и активные) встречаются семьями, организуют клубы и кружки; тинейджеры идут в поход, дети знакомятся в воскресной школе, бабушки подчас просто группируются вокруг священника на каких-нибудь вечерних «беседах о православии». Казалось бы, все заняты, но… Весь этот будничный (или праздничный) фон есть только повод к настоящему общению, и сам по себе может не иметь никакой глубины. Зачастую все и остается так — на уровне «приятельских» отношений, от которых не очень-то хочется двигаться куда-то еще. Потому что дальше словно пелена спадает: есть ты — и есть «другой». И этот «другой» в пространстве христианского мира не просто некий человек, а образ Божий — с которым мы хронически не умеем обращаться.
От «другого» до «друга» — пропасть, огромная расщелина взаимного узнавания, которую нужно засыпать тяжелыми камнями, щебнем, гравием… всем тем, из чего складывается непростая наша повседневная жизнь, а не только «празднично-воскресная» ее часть. Но именно к этому мы и призваны — а не к приятному «приятельству». Потому, что цель любого сближения христиан — не эмоциональное украшение жизни, и даже не полезные дела, а возрастание в любви, которого без труда и будничности не бывает.
Конечно, среди близких по духу людей вполне возможно встретить тех, для кого такой совместный труд будет «не в тягость, а в радость», но почему-то именно в церковной ограде, на контрастном фоне святости Церкви Небесной, бывает особенно трудно найти нужные слова — своего рода «царский путь» к другому человеку в Церкви земной. Такой, чтобы не испугать, не обидеть, а главное, не поколебать ни в себе, ни в другом христианского настроя души.
«Непростая» простота
Я никого не знаю в своем приходе…С такими признаниями мне доводилось сталкиваться не раз — и в Интернете, и в жизни реальной. Причем исходили они в основном от людей молодых и не вчера переступивших порог храма. В этом просматривается какая-то странная закономерность: человек, спокойно объясняющийся с продавцом или кондуктором, налаживающий связи по работе, ведущий открытый всем интернет-дневник, где публично излагает свои мысли, описывает будни, оказывается робок и бессилен, когда нужно предложить свою помощь или просто к кому-то подойти в храме. Это можно было бы посчитать личной особенностью восприятия автора этой статьи или странностью отдельных умов, если бы Церковь — а вернее, нас, православных, — периодически не упрекали в «равнодушной обрядовости», в безразличности к братьям и сестрам, стоящим с нами на службе плечом к плечу. Так это или нет — вопрос сложный. Но если обе стороны — и обвиняющая, и обвиняемая — хотят теплоты, почему тогда она не возникает? Попробую выска¬зать странное, но как-то «жизненно» возникшее вдруг предположение: мы, люди, очень боимся людей. Кого-то Бог от этого миловал, кому-то это просто «не мешает жить». Но в пространстве храма, в непосредственной близости к Источнику Любви из-под тающей душевной «наледи» начинает проглядывать все: и трогательное, и острое, и нелепое. И эта боязнь отвержения, непонимания — а заодно и неожиданной встречи со своим «нестандартным» и не совсем рассудочным «я» — проступает явственнее и сильней. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4, 18)
Но мы же среди своих, православных, где нас, по крайней мере, постараются не оттолкнуть, почему же никак они не находятся, пресловутые «нужные слова»? Даже в отношении людей, которым безусловно, здесь и сейчас, требуются утешение и поддержка. Может быть, мы просто не хотим эти слова искать? Или — хотим, но что-то нам мешает…
В первую очередь, конечно, мешает наша собственная непростота. «Где просто, там ангелов со сто…» Эта известная поговорка, если вдуматься, содержит глубокий духовный смысл и дает ответы на многие вопросы. Но простота, по слову святого Иоанна Лествич-ника, есть «утвердившийся навык души». Навык — это некое привычное умение, а его, в свою очередь, тоже нужно как-то приобрести. Получается, что и простоте — самому, казалось бы, элементарному в отношениях с людьми — тоже надо последовательно учиться.
Здесь вспоминается мне один малозначительный, на первый взгляд, случай. В небольшой и обычно немноголюдный храм в моем родном городе Великим постом приходит достаточно много людей. Однажды на будничной службе мне довелось обнаружить там настоящее столпотворение — протиснуться дальше притвора и свечного ящика казалось совершенно невозможным.Вскоре, однако, в толпе наметилось некоторое движение — к лавке со свечами стал пробираться алтарник, громогласно взывавший: «Проходим, проходим!» За расступившимися людьми мельком открылась основная часть храма: передняя, ближняя к алтарю ее территория была наполовину пуста… Как в автобусе в час пик: «пробка» образовалась у дверей. Неужели трудно,— подумалось сразу же, — было нам самим попросить впереди стоящих продвинуться немного и, путем немногословного общения, организовать какое-то передвижение прибывших позже. Почему «проще» стоять позади, ничего не видя за спинами, и молчать? Ответом стала неожиданная мысль: первым шагом к настоящей простоте отношений является способность брать на себя ответственность, хотя бы в малом. Не пытаться — что в транспорте, что в Церкви — уехать куда-то на подножке, надеясь, «если что», выскочить на следующей остановке. Храм — это наш Ноев ковчег, и в этом «рейсе» мы всерьез и надолго. В моменты, когда это ощущаешь, и с людьми становишься как-то увереннее.
Для того чтобы искренне, от сердца говорить простые слова, нужно иметь не только бесхитростность, но и некую душевную силу. А это то, что приходит к нам совершенно «не психологическим» и не рассудочным путем — через участие в Таинствах. У известного проповедника, священника Артемия Владимирова есть забавный, но точный образ: душа современного человека, не укрепленная Таинствами, похожа на маленького испуганного тушканчика среди огромной степи. Мы действительно боимся откровенности, глубокого сострадания, «вселенной» чужой души — возможно, даже более в силу духовной, нежели душевной неспособности их воспринять. Впрочем, о «духовном и душевном» — разговор особый.
Такое необычное «Родство»
Человек приходит в храм в поис¬ках Бога, а не людей. Богослужение, проповедь священника, святоотеческая литература настраивают на поиск духовного — кого-то более, кого-то менее успешно. Но, кажется, почти у всех в какой-то момент возникает недоумение — как же те¬перь поступать со всем тем, что в нашем новом лексиконе именуется «душевным» и требует пока еще не меньшего — если не большего — воплощения в нашей жизни.
Начинающему путь приходской жизни человеку душевность необходима, чтобы почувствовать разницу между церковной средой и «миром». Чтобы привыкнуть, успокоиться, понять, что он не в некой таинственной «организации», а среди таких же, обычных людских душ. Что здесь, как нигде более, возможен и глубокий разговор, и глубокая совместная радость — то, что мы привыкли относить к ценностям, в общем-то, не религиозным, а просто «общечеловеческим». И в то же время все это — душевное, земное — должно как-то постепенно умаляться, отходить на второй, не самый важный план.
С этой точки зрения довольно трудно бывает понять, почему у церковных людей — и точнее даже именно у церковных — возникают порой невообразимо глубокие обиды друг на друга. Может быть, потому, что искажается само понятие о душевном общении или его «компоненты» подменяются чем-то сугубо мирским?..
Пожалуй, еще из детства, из песочниц и дворов, мы выносим основной критерий «самой настоящей» дружбы — доверять. Точнее, часто он почему-то звучит так: «доверять тайны». Такое тайно-доверительное отношение друг к другу принимается нами подчас за эталон христианской любви.В обычной жизни нередко бывает так: чем больше чего-то «компрометирующего» знает о нас человек, тем более мы ощущаем себя с ним связанными. Возможно, это приемлемый способ «выживания» хоть каких-то человеческих отношений для людей, лишенных веры, не соединенных ничем другим. Но в церковной ограде подобная «связанность» почему-то очень часто скатывается к сплетням и мелочам. Отчасти, наверное, от непонимания того, что с духовной точки зрения быть откровенным, открытым в сердце и рассказывать кому-то «абсолютно все» — совершенно разные вещи. А еще потому, что мы просто по природе своей склонны очень глубоко в душевном плане «пытать» друг друга, и очень поверхностно, формально при этом друг за друга молиться.
Как правило, нас подводит мысль, что «молиться» — это слишком «просто», а потому неинтересно. И так предательски думается иногда, что фраза «молись за этого человека» означает примерно следующее: «Отстань. Посоветовать больше нечего».Духовное возрастание всем нам, конечно, необходимо, но… разве можно дома, в одиночестве читая перед иконами акафисты или Псалтирь добиться от кого-то отклика, внутреннего родства? А если — нет, то как без этого жить?..
Долгое время самое большее, до чего мне удавалось дойти в своих поисках, было волевое внушение: «искать нужно Бога». Остальное — отставить, это уж как Он даст. До тех пор, пока кто-то не подсказал внезапную, и слов¬но долгожданную, утешительную мысль: нам, причащающимся из единой Чаши, вовсе не нужно ничего «добиваться». Не стоит так мучительно задумываться о том, какие особенные слова и «движения души» сделают нас чуть более родными. Мы уже родные. И дело не в общих ценностях. И даже не в том, что мы зовем друг друга «братьями и сестрами» — от Адама и Евы.
Объяснить это можно, пожалуй, лишь на уровне ощущений. Однажды мне довелось то ли прочитать, то ли услышать фразу о том, что совершение Бескровной Жертвы — очень интимный для священника момент. Мысль на этом надолго споткнулась — настолько резким и неудачным показалось здесь это слово. Но попытавшись вникнуть, что побудило автора употребить именно его, вдруг поняла, что нечто подобное можно сказать и о молитве вообще. Потому что в тишине, перед сном, перед иконами вспоминая в просьбах к Богу чьи-то имена и лица, человек незримо «впускает» их в свою жизнь — причем туда, где все для него очень лично и свято, куда пускают только родных людей.И пусть мы по-прежнему безуспешно пытаемся «выдернуть» друг друга куда-то на ближайший выходной, пусть отчаиваемся, что для беседы за чашкой кофе нам предпочли кого-то другого, — мы незаметно становимся близки друг другу в самом несуетном и главном. И как же после этого не быть родными…
Наверное, не в наших силах так породниться со всеми: кому-то стоит просто помогать, к кому-то — просто прислушаться. Важно то, что Господь «просто так» может одарить жаждущего этим ровным, неперегорающим теплом — среди которого забудется и собственная «единственность» в семье без кровных братьев и сестер, и собственная убогость, и та или иная отделенность от близких сердцу. Обо всем этом можно было бы написать просто и образно, двумя словами — неизменным приветствием преподобного Серафима: «Радость моя!» Хотя нам, наверное, стоило бы чуть строже, строчкой из иеромонаха Романа: «Радость моя, наступает пора покаянная…»
Пожалуй, это и есть те самые «нужные слова».
Елена Сапаева.
Епархиальная жизнь
СВЯТЫНИ ТОЛГСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЙОШКАР-ОЛЕ
С 9 по 12 июля верующие нашей республики могли поклониться святыням из Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии: в Йошкар-Оле побывали чудотворная икона Божией Матери «Толгская», частица Ризы Господней, икона с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова).
Икона Божией Матери «Толгская» — великая святыня православного мира и ярославской земли — была явлена в 1314 году ростовскому святителю Трифону на берегу реки Толга. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…» В это время весть о чудном явлении образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста, пола и состояния, приходят здоровые и больные, и все, увидевши образ, радуются радостью великою и помогают святителю Трифону в строении церкви. Молитвами Пресвятой Богородицы и помощью народа церковь к полудню отстраивается, а к вечеру святитель освящает ее в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, вносит в нее явленный образ Божией Матери и тогда же устанавливает всегдашнее ей празднование в восьмой день месяца августа (ст. ст.).
В тот же день святитель Трифон благословляет быть при сей церкви монастырю, который не раз был спасен от нашествия татаро-монгольской орды и польских интервентов по молитвам перед Толгской иконой. В годы советской власти монастырь закрывался, духовная жизнь здесь замерла на долгие годы.
Возрождение обители началось двадцать лет назад. В год празднования 1000-летия крещения Руси Толгский монастырь передали верующим, и на его территории была учреждена женская обитель — первая после 1917 года.
За столетия, что прошли с момента обретения иконы, она не однажды терялась, но вновь и вновь возвращалась в монастырь и прославилась многими чудотворениями: получали исцеление больные и одержимые, дважды оживали уже умершие люди… Все это записано в монастырской летописи. А недавно произошло еще одно чудо: после помазания маслицем из лампадки, исцелился мальчик с переломом позвоночника. Явленная икона Божией Матери «Толгская» безвыездно находится в монастыре под охраной милиции, к нам же был привезен список, сделанный в XVIII веке, известный многочисленными исцелениями и чудесами.
Вместе с чудотворным образом Пресвятой Богородицы в сто¬лицу Марий Эл прибыла частица Ризы Господней. Она попала в Ярославль в XVII веке во времена царствования Алексея Михайловича, в 20-е годы прошлого столетия была утеряна и найдена в 2003 году в запасниках Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Риза Господня — одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при распятии. Удивительная находка пролежала в фондах музея-заповедника почти век, а ныне вновь была возвращена Церкви. Постоянное ее место хранения — в алтаре храма на престоле. Однако нередко сестры монастыря сопровождают святыню в разные города России для поклонения.
В числе святынь, у которых смогли помолиться жители Йошкар-Олы, и образ святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицей его честных мощей. Этот угодник Божий, мощи которого пребывают в Толгском монастыре, причислен к лику святых относительно недавно, в 1988 году.Но мало таких православных, кто не знал бы его творений. Душеполезные книги святителя Игнатия (Брянчанинова), ставшие для многих настольными, переведены на 30 языков.
Несколько последних дней Петрова поста святыни Толгского монастыря были выставлены для поклонения в Вознесенском кафедральном соборе Йошкар-Олы. 12 июля крестным ходом их перенесли в храм Успения Пресвятой Богородицы, и вечером того же дня святыни покинули нашу республику.
Людмила Протасова.