Содержание:
Крест архиерейского служения
С Чудотворным образом по марийской земле
Гимн Богородице в красках
На месте подвига царской семьи
Храм из школьной мастерской
Интервью
КРЕСТ АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ
25 июля верующие Республики Марий Эл отмечают годовщину образования нашей епархии. Накануне праздника мы публикуем беседу с архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским ИОАННОМ о служении епископа в Православной Церкви.
— В чем заключается смысл служения епископа, архиерея в Православной Церкви?
— Служение епископа Церкви, при внешнем блеске и красоте, имеет внутренние духовные, сокровенные от внешнего мира борения. Каждый епископ, символизируя в своем служении Самого Христа, идет по тому же пути, по которому когда-то прошел Христос. Это путь унижения, скорби, крестоношения, Голгофы, распятия… И только после распятия может быть для епископа та слава, в которой пребывает Христос, к которой все мы призваны.
В чем заключается внутреннее борение? — Это сокрытая от внешнего мира невидимая духовная брань, которую ведет архиерей. По долгу своего служения епископ общается со многими людьми, как глубоко верующими, так и далекими от Церкви, и в этом общении он должен каждому, в соответствии с его уровнем, дать духовный урок, который бы послужил здравию человека, направил бы его по пути следования за Христом.
Все, что епископу приходится выслушивать от окружающих людей, остается в его сердце. Еще раз повторю, чтобы ему стать истинным пастырем, необходимо каждого вместить в свое сердце и через молитву — и келейную, и ту молитву, которую епископ возносит за богослужением,— дать человеку способность быть здравым и получить благодать от Бога.
Надо понимать, что к архиерею обычно приходят не с радостью или благодарностью, но со скорбями, в горе, несчастии, в тяжелом духовном состоянии. А епископ все это должен вместить в свое сердце, сопережить горе каждого и дать способность просящему не просто уврачеваться, а укрепиться в вере и следовать по пути, указанному Господом, ведя духовную жизнь.
Итак, в чем заключается смысл этого служения? В том, что я не принадлежу себе, не замыкаюсь на своих нуждах, проблемах своего плотского человека. Все, что я совершаю, я совершаю во имя Господа. Архиерей — это монах, он отрекся от мира, свое служение он должен нести так же, как и Пастыреначальник Христос — в любви, всецелой отдаче себя, являя образец для всех окружающих — священников, мирян. Это служение пастыря, который защищает свою паству, питает ее своей любовью, согревает теплотой и молитвой, стоит на страже веры, чистоты Православия и стремится своей любовью уничтожить то зло, которое пытается поглотить людей.
— Каких качеств требует от человека, христианина, монаха архиерейское служение?
— Каких качеств? Всецелой отдачи себя Богу — до малейшей йоты и уничтожения своего «я» — того, что заставляет человека превозноситься перед окружающими людьми. Твердости в вере Православной. Тот, кто имеет хотя бы малейшее сомнение в чистоте Православной веры или в истинности святых догматов, да не прикоснется к этому великому служению. Конечно, в какие-то моменты маловерие может возникнуть у каждого человека. Но ни в коем случае не должно быть сомнений в истинности Святого Православия и тех правил, которые нам оставлены святыми Отцами. Я думаю, что архиереями Господь возводит тех, кто к этому не стремится, но ищет только славы Божией.
— Велико ли различие между епископами древности и современности? В чем оно главным образом?
— Епископ всегда остается епископом. Меняются времена, внешние обстоятельства, но как был епископ преемником апостолов, как нес эту власть, так несет и ныне. Если мы сейчас не живем той внутренней духовной жизнью, какой жили христиане первых времен, то в этом наша вина, потому что, по слову преподобного Серафима Саровского, мы не имеем решимости так жить.
Этот мир, с его современными веяниями, разрушающими духовную основу человека, не должен поглощать епископа, призванного всегда оставаться архиереем, прообразующим Самого Христа. Свой отпечаток мир оставляет на всем, но он не должен обладать нами, иначе Церковь станет лишь одним из институтов светского общества. А мы являемся Церковью Христовой, Глава которой — Сам Христос, сказавший Своим ученикам «вы — не от мира сего».
— Если говорить схематично, епископ — это отец, пастырь или администратор? Как совместить духовное предназначение с административными и хозяйственными функциями?
— Епископ сейчас — это и пас¬тырь, и администратор, и хозяйственник… Но без служения епископ — ничто, поэтому архиерей обязан как можно чаще совершать Божественную литургию, соединяться в таинстве Причащения со Христом, питать богослужением свою душу. Жизнь в Боге — это основа, все остальное — в частности, и административно-хозяйственная деятельность,— этой литургической жизнью питается, получает от нее разум для решения насущных проблем.
Да, епископу в настоящее время необходимо ответственно вести хозяйственную деятельность, блюсти, просчитывать, что ему строить и как. На личном опыте я убедился, что если ты отдаешь себя Богу, то что бы ни начинал, даже и без достаточных материальных средств, Господь всегда посылает людей, которые становятся помощниками. Особенно это касается такого великого дела, как храмоздательство. Если будет крепкая вера — Господь не оставит. Но, конечно, это не говорит о том, что можно без духовного рассуждения начинать созидать, не давая себе отчета в своих силах.
А еще, что крайне важно, при внешнем служении — общественном, административном, хозяйственном — архиерей не должен ни в коем случае забывать о том, что он монах. Без внутренней духовной жизни ничто внешнее не будет совершено во славу Божию. Архиерей без монашеской жизни, внутреннего духовного делания — молитвенного правила, горения в молитве — превращается просто в наемного администратора, и окружающие люди это чувствуют. От па¬ствы невозможно что-либо утаить. А если я не веду духовную жизнь, Христос пребывает вне меня, то что я отдам другим?
— Христианство призывает человека быть смиренным, кротким, искренним, отнюдь не стремиться к превосходству над другими и т.д. Но реальность такова, что архиерею приходится быть и властным, и жестким, и хитрым (скажем иначе — дипломатичным). Как совместить христианские требования к человеку и роль «большого начальника», хотя бы и церковного?
— Господь сказал: "научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Архиерей обязан своей жизнью воплощать те духовные идеалы, которые оставил нам Пастыреначальник Христос. Я не думаю, что архиерею следует быть хитрым. Архиерей должен быть, по слову Господа, мудрым, как змий. Нужно всегда иметь рассудительность и благоразумие. Без этих качеств невозможно побеждать искушения окружающего мира, ведь многие сегодня стремятся уличить в чем-то церковную иерархию и через человеческие недостатки показать, что Православие — это не истина.
В чем заключается мудрость змеи? Она, подняв главу от земли и высунув язык, за несколько километров чувствует приближение опасности. Так и архиерей должен своей душой отрываться от материального, земного, обращать свой взор ко Господу и, отверзнув уста в молитве, просить, чтобы Господь умудрил. Через эту молитву, исходящую из чистого сердца, Господь открывает, как ответить вопрошающему или решить какую-либо проблему. А те, кто пришел искусить, поражаются, что встретили реакцию, на которую не рассчитывали.
Что же касается властности… Власть архиерей обязан употреблять, он несет перед Богом ответственность за ту паству, которая ему вручена. Я отвечаю за нашу республику, за каждую душу, и в тех случаях, когда человек погрязает в грехах и других за собой увлекает, я должен со властью, но по-отечески сказать ему, невзирая на лица, что он поступает не по закону Божию, разрушает и свой внутренний мир, и согласие между людьми. Архиерею никогда не следует людей власть предержащих сразу обличать во всеуслышание. Он должен вначале, по слову Божию, подойти к нему и наедине объяснить, что свою жизнь надо соизмерять с законом Божиим, с теми обещаниями, которые давал пред людьми. А если после первой, второй, третьей попытки убедить человек не вразумляется — тогда его можно обличить и перед окружающими.
Епископ должен обладать духовной рассудительностью, помогающей ему с любовию понести немощи ближнего и помочь ему исправиться. Жестокости архиерей должен избегать, потому что таковая уничтожает способность отличать волю Божию от воли человеческой. Очень часто Господь через недостатки окружающих людей обличает в нас самих то, с чем нужно бороться. Когда епископ стремится исправить недостатки в пастырях, мирянах, он должен совершать это так, как бы хотел чтобы с ним поступили, если он провинится. Если же исправления нет, тогда надо с любовью наказать, потому что лучше провинившемуся на земле понести наказание за бесчинства, чем от Господа в вечности. Но наказывая, надо оставить возможность к обращению, исправлению и не закрыть перед ним двери милости Божией и своего участия. Власть архиерея при внешней славе — это власть Христова. А в чем Христос проявлял Свою власть? Целил недуги человеческие, давал пищу для души через слово, личный пример.
Что же касается роли «большого начальника»… По слову Господа, если кто хочет быть начальствующим, да будет всем слугой. А служить другому бывает очень и очень тяжело! Ведь мы привыкли, чтобы нам служили… Поэтому стремления быть «очень большим начальником» нет: не научились мы еще служить другим, и жизнь наша не принадлежит нам. Об этом скажет любой архиерей, не только я. Поэтому все наши действия, стремления направлены на то, чтобы никто из нашей паствы не погиб, но все приобщились к Христовой истине, дающей способность человеку обрести мир в своем сердце и быть достойным членом Церкви Христовой.
Во время богослужения величию славы архиерея во Христе нет предела, и ни нам это не дано до конца осознать, ни окружающим людям. На то, что совершает архиерей и пастыри во время богослужения, не могут взирать ангелы, закрывая свои лица. Поэтому власть архиерея не во внешнем величии, а в той духовной красоте и том служении, которое он совершает, являя собой образ Христов.
— Не могли бы Вы рассказать о своем епископском служении? С какими трудностями вы столкнулись после хиротонии? Какие из появившихся новых возможностей вас обрадовали, и чем?
— Я никогда не стремился быть архиереем, не искал этого служения. Когда Господь определил мне волеизъявлением Его Святейшества и решением Синода быть епископом Йошкар-Олинским и Марийским я, как монах, приученный с детства к послушанию, принял это как волю Божию.
С какими трудностями я столкнулся?.. Об этом могут свидетельствовать те люди, с которыми мы начали это служение 16 лет назад и до настоящего времени его совершаем. Я никогда не мог сказать, что Господь нас оставил. У нас не было в материальном отношении ровным счетом ничего. Но Господь Сам устроял и ныне устрояет все потребное для того, чтобы восстанавливались храмы, монастыри, духовная жизнь. Все возможно со Христом, а без Него ничто невоз¬можно совершить.
Когда я прибыл сюда, в Йошкар-Оле был только один молитвенный дом — ныне Воскресенский храм, поэтому служение начал в церкви села Семеновка. Я и рукоположен был, как все знают, в этом сельском храме. Патриарх Алексий всегда меня называл сельским епископом и часто говорил окружающим, что впервые тогда он совершил хиротонию во епископа в селе!
На момент образования епархии в кассе было всего-навсего 10 тысяч рублей — примерно 6–7 тысяч на современные деньги. А надо было приобрести церковную утварь, транспорт и многое другое… Потихоньку налаживалась работа епархиальных служб… Начали мы, не имея никаких средств, восстанавливать женский Мироносицкий монастырь в Ежово, а затем и строить мужской монастырь в Килемарском лесу. А сегодня у нас принята программа «Наследие», по которой под руководством Президента Республики Марий Эл Правительство выделяет финансовые средства на восстановление разрушенных и поруганных храмов, строительство новых: в Йошкар-Оле это Воскресенский собор, Успенский храм при правительственном комплексе, кафедральный Благовещенский собор, в Килемарском районе — Богородице-Сергиев монастырь. Я уверен, что если епископ стремится как можно чаще служить и уповать не на себя, а на Бога, то Господь Сам все будет устроять, воздвигать тех людей, которые станут своими делами прославлять Имя Божие.
— Можно ли говорить об общественной роли архиерея на окормляемой территории, то есть о роли не только в Церкви, но и в обществе? Какой должна быть эта роль? Как должно воспринимать православного владыку все население — не только воцерковленная его часть?
— Епископ поставлен над паствой всей республики. Верующие ли, неверующие ли — все являются моими детьми. Я не могу и не должен никого отделять, разделять. Если человек впадает в какие-то грехи, находится в том или ином заблуждении, в неверии, духовные очи его омрачены, я, как отец, должен помочь ему через слово, свой личный пример осознать, что Православная вера — это не просто какая-то идеология, это жизнь. Та жизнь, которая созидала наше Отечество, которая имеет тысячелетнюю историю; жизнь, которая давала и дает способность нашей Святой Руси выживать в любых испытаниях — экономических, политических… Без этой жизни нет будущности ни для нашего Отечества, ни для общества. Я, как епископ, бывает, участвую в государственных праздниках, выступаю на конференциях, круглых столах, посещаю больницы, тюрьмы, разные учреждения, школы, вузы. И везде вижу, что люди с любовью встречают меня как человека, который здесь представляет Русскую Православную Церковь. Я пользуюсь не своим личным авторитетом, но тем, что заслужили покойный Патриарх Алексий и все архиереи. А я просто сопричастен ему… Ну и стремлюсь своими действиями, словами, чтобы имя Божие не хулилось через мое недостоинство.
Беседовала Елена Тумбаева.
Приходская жизнь
С ЧУДОТВОРНЫМ ОБРАЗОМ ПО МАРИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
Мужчины, женщины, молодые и средних лет, да и те, что постарше, одна бабушка даже с палочкой в руках… А впереди — хоругви, Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери. Священнослужители церкви — нашей, Свято-Никольской, отец Вячеслав, с Мари-Турекского района отец Лев…
Идут с молитвою. С именем Божиим на устах. С утра в тот день. С образом Божией Матери — на руках и в сердце. В семь часов отправились из Куженера. А солнце старалось. Выливало на матушку землю живой запас своих неистощимых сил. Может быть, чересчур даже старалось.
Но и жалоб не слышно. Хотя в общей колонне есть и врач. Потому что если кто-то вдруг… Да мало ли. Но никто не жалуется. Отирают ядреный пот, однако шага не сбавляют.Забыты болячки. Гипертония, астма — будто вовек не бывало. Даже стертые ноги уже напоминают все реже о себе… Зато такая благодать в душе. Умиротворение. Единение — с чем-то возвышенным, непознанным, но оберегающим, хранящим.
Это был последний день крестного хода по району со Смоленской Седмиезерной иконой Божией Матери. Путь неблизкий. Через Иштымбал, Верхушут к деревне Коло-куда уже Советского района. Где их будут ждать и встречать. Цветами, добрыми приглашениями к столу и чаю. И в великую радость — подойти под окропление святою водою.
Однако еще перед тем прошли с молитвой по засеянным полям в колхозе «Ленинец». Руководитель еще перед посевной обращался с просьбой об освящении к нашему батюшке, и вот теперь снова: да поможет Бог и ниспошлет достойный урожай…
А на небе нет-нет да и появляются — на безупречной синеве — набухающие влагой облака. И воздух, продуваемый легким ветерком, становится свежее. Кто-то облегченно вздыхает. Иные ведь идут уже неделю, с первого дня. Тогда у лесочка за деревней Кульшит и была встречена святыня, несомая из Волжского благочиния.
Из Петъял, Свято-Гурьевской церкви — и к благочинию нашему, Северо-Восточному, куда входят Параньгинский, Мари-Турекский, Сернурский, Куженерский, Ново-торъяльский и Советский районы. Затем путь следования был таким: Аганур, Шои, там и там — водосвятный молебен. Затем в Юледуре… До Шорсолы — через овраг, помолившись у источника, через несуществующую деревню Памашъял. Потом пришли в Куженер. Здесь в храме акафист. Нараспев…
Пока ни одной жалобы на усталость. И никого не хватил тепловой удар. Всевышний дает силы каждому.
Прошли Токтайбеляк. Вечером — Всенощное бдение в Куженере… Ночь продержаться да день простоять — может быть, кто-то и говорил эти слова про себя. Ну а в целом, сохранял бодрость духа. А намотанный на ноги километраж оценят потом. Семь «км» плюс четыре с половиной, плюс еще семнадцать, еще восемнадцать… И далее. День за днем. Салтакъял. Тумьюмучаш… Автобус сопровождения движется не спеша. А вот идти надо быстро и, как выразилась одна из участниц, совсем не прогулочным шагом — «веселыми ногами».Впрочем, если думать не о ногах, а с целью послужить-потрудиться во славу Божию, все телесные проблемы отступают на задний план. И даже как бы вовсе перестают существовать…
Вот так и дошли до Колокуды. С чудотворным образом впереди шествия.
Кстати, икона имеет свою непростую и чудесную историю. Давным-давно, в конце XVI века, из Великого Устюга в Казань прибыл искавший уединенного жития инок Евфимий. Узнав, что в Казанских пределах есть пустынное место, окруженное семью озерами, он отправился туда. Когда, достигнув цели, прилег отдохнуть, то увидел в тонком сне, что недалеко от того места от земли да самого неба исходит огонь. Очнувшись, инок, помолившись, воздвиг там келию…
Ничто не омрачало иноческого жития Евфимия, кроме язычников-черемисов, которые приходили сюда совершать свои обряды. Скорбело сердце Евфимия, но он твердо верил, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).
И вот однажды, как гласит предание, когда все было готово для очередного жертвоприношения, налетела страшная буря, ударил гром и невиданной силы молния испепелила до самых корней могучее дерево, на котором язычники вешали шкуры закланных ими животных. С тех пор язычники навсегда оставили это место.
Шли годы, слава о подвижнической жизни отшельника достигла Казани, к нему стали приходить подвижники, искавшие уединения и духовного наставничества. Так, с умножением братии возник монастырь. Самому же Евфимию не суждено было довести до конца устроение обители, он по благословению митрополита Матфея был переведен в Казань, к храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Будучи в Казани, Евфимий не переставал заботиться о своем детище и пожертвовал в обитель горячо любимый им Смоленский образ Богоматери, полученный им еще в отеческом доме — благословение на иноческий путь. С тех пор икона стала главной святыней монастыря и явила немало чудес.
В 1654 году в России свирепствовала чума, которая докатилась и до Казани. Тогда люди обратились к Заступнице рода христианского. Из Седмиезерной пустыни вынесли Смоленскую икону, а из Казани навстречу ей — Казанскую. На месте их встречи стали служить молебен, и чудесным образом десница Богородицы на Смоленской иконе благословила всех молящихся, да так и осталась благословляющей. А чума после этого отступила. И с тех пор на всех списках этой иконы, получившей название Седмиезерной, Богородица изображается с благословляющей десницей.
После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь. С тех пор чудесный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили перед ней молебен, со склона холма начал бить ключ. Это было знамение Богородицы. С тех пор сюда не иссякает людской поток. А крестные ходы со Смоленской Седмиезерной иконой Божией Матери возобновлены с 2000 года. И с тех пор каждый год после Троицы путешествует святой образ из Петъяльской церкви крестным ходом по марийской земле — в благословение и освящение живущим на ней православным, а к престольному празднику — дню святителя Гурия — возвращается в свой храм.
Л. Бессонова.
ГИМН БОГОРОДИЦЕ В КРАСКАХ
В храма Успения Божией местном ряду иконостаса Матери города Йошкар-Олы появилась необычная икона «О Тебе радуется…». Внушительные размеры ее, торжественный характер, тесная связь с литургическим действием — все это привлекает внимание прихожан, вызывает неподдельный интерес к истории возникновения образа и сюжетной композиции. Радостному характеру торжественного гимна, в котором прославляется Пресвятая Дева, «принесшая миру спасение», отвечает праздничная живопись иконы, ее звучные, сочные краски, цельные и ясные художественные формы.
Данный вид иконы появился в древнерусской живописи в конце XV века и получил широкое распространение в веке XVI. Каждый элемент ее глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси.
В основу сюжета иконы положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме, раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш, ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела, о Тебе радуется, благодатная, всякая тварь, слава Тебе» (Песнопение 8-го воскресного гласа Октоиха). Автором текстов Октоиха принято считать преподобного Иоанна Дамаскина († 754 г).
Все части композиции образно выражают поэтические слова гимна. Смысловым ее центром является Божия Матерь с Младенцем на коленях, сидящая на престоле в ореоле Божественной Славы («из Нея же Бог воплотился и младенец бысть … ложесна бо Твоя престол сотвори».) За Нею — «престол архангельский», пятиглавый храм (Богоматерь символически названа «освященной церковью») и Рай в виде белого круга с деревьями, поскольку Богородица — «раю словесный». Благословляющий всех Христос — Творец мира и, одновременно, Священник, освящающий Свой истинный Храм на Земле — Богородицу.
В левой части иконы изображены святые земли Марийской, новомученики и исповедники Российские епископ Леонид (Антощенко), протоиереи Адриан Троицкий, Сергий Стрельников, Николай Рюриков, иереи Михаил Березин и Анатолий Ивановский. В нижней части образа верующие могут видеть святого Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Петра, Павла, Иоанна Богослова, Андрея Первозванного, святителей Алексия, митрополита Московского, Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, Николая, Мирликийского чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия Шухтомского, Леонида Устьнедумского, Сергия, в обители святого Саввы убиенного, Геннадия Костромского и Любимоградского, Нектария Киево-Печерского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя. На правой стороне иконы — святые жены (равноапостольная княги¬ня Ольга, мученица Ирина), а также святые князья Владимир, Александр Невский, Игорь, Святослав, священномученик Аполлинарий Равеннийский.
Идея соборности русской духовной жизни, преемственности ее выражена в иконе очень ярко. И хотелось бы надеяться, что вновь обретенный образ вызовет интерес верующих к истории Церкви, Православия в России, примером и молитвами святых, изображенных на нем, будет наставлять прихожан в стремлении ко Христу, побуждать их к жизни во всяком благочестии и чистоте.
Леонид Мамадалиев.
Паломничество
НА МЕСТЕ ПОДВИГА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
В мае прихожание храма в честь свв. Царственных страстотерпцев п. Мари-Турек совершили паломническую поездку в Екатеринбург.
Наш Мари-Турекский храм и сейчас по привычке называют Петропавловским, в память о бывшем здесь когда-то огромном и богатом храме, который был поначалу разорен, а в советские годы уничтожен огнем. Престол же вновь построенного в 2006 году храма освящен во имя святых Царственных страстотерпцев — императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Потому появившееся уже давно желание прихожан храма побывать на месте мученической кончины Августейших Страдальцев вполне объяснимо. Хотя и расстояние не малое — более тысячи километров. Да и стоит подобная поездка недешево. Но Господь услышал наши молитвы и в середине мая даровал нам паломническую поездку на Урал. Собирались с радостью, многие целыми семьями.
И вот настал долгожданный день. В нашем храме святых Царственных страстотерпцев батюшка отслужил молебен о путешествую¬щих, окропил собравшихся святой водой и благословил всех на поездку.
Возможно, благодаря усиленным молитвам перед отъездом, 23 часа в автобусе от Мари-Турека до Екатеринбурга не показались нам уж очень утомительными. Многие даже не заметили, как пересекли границу Европы и Азии. Вот и Екатеринбург. Издали видны купола Храма-на-Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Возведен он на месте дома инженера Ипатьева, в подвалах которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года приняли мученическую смерть царская семья и их верные слуги.
Три столетия хранили русские люди священный, выстраданный и вымоленный у Бога дар православного Царства. Но, усомнившись в Божественном промысле, народ-Богоносец отступил от святой веры. Предав земного царя в руки богоненавистников, нарушил соборную клятву 1613 года и навлек на Россию гнев Царя Небесного.
Однако убиение царя, его супруги и их детей не смогло заглушить совести русского народа. Ныне места, связанные с мученической смертью Государя и его семьи, стали всемирными святынями. Вот и мы, слава Богу, добрались до них.
С молитвой входим в храм, который разделен на верхний, освященный в честь Всех Святых в земле Российской просиявших, и нижний — во имя святых Царственных страстотерпцев. Главная святыня здесь — полуподвальная комната, где приняла свою кончину Венценосная семья. Все замирают в полном молчании. Во время молитвы к Царственным страсто¬терпцам некоторые из паломников явственно ощущают их особую близость…
Следующая наша цель — про¬следовать по последнему пути Царственных мучеников на Ганину Яму. Своим необычным названием место это обязано некоему подрядчику Гавриилу, по-простому Гане, в XIX веке искавшему здесь золото. Драгоценного металла он не нашел, а вот железную руду обнаружил. Со временем ее добыча прекратилась, и к началу XX века рудник был заброшен.
Ранним утром 17 июля 1918 года встретила Ганина Яма честные останки Августейших Страдальцев. Тела сбросили в затопленную шахту, затем уничтожили огнем и серной кислотой.
Ныне здесь мужской монастырь. Освящение первого храма во имя святых Царственных страстотерпцев состоялось в 2000 году. В настоящее время храмов в обители уже восемь. Все они деревянные и напоминают собой дивный островок старой «деревянной» Руси.
Промыслом Божиим мы прибыли в это святое место в канун дня рождения Императора. По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Оренбургского и Верхотурского Викентия настоятель нашего прихода иерей Николай Полежайкин с приходским клиром отслужил в монастырском храме Божественную литургию, а затем все мы приложились ко кресту-мощевику с частицами мощей сорока угодников Божиих и частью Древа Животворящего Креста Господня, который принадлежал царской семье.
С большим волнением прошли мы по галерее, выстроенной вокруг открытой шахты на месте уничтожения останков царской семьи, постояли у поклонного креста, повторяя про себя: «Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас» — и приложились к нему. Смолистый запах сосен и вечерняя дымка настраивали на особый молитвенный лад. Какие же чувства овладевают человеком в этом святом месте! И как же глубоко и легко потом спалось в монастырских стенах.
На следующий день нам предстояло отправляться в обратный путь. Уезжая, мы мысленно благодарили Бога за то, что даровал нам возможность столько увидеть на земле Уральской, обагренной кровью святых Царственных страстотерпцев. И, конечно, каждый из нас надолго сохранит эти впечатления в своем сердце.
Сергей Фоминых, п. Мари-Турек.
Своими руками
ХРАМ ИЗ ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Православные храмы, как известно, быстро не строятся. Проходят годы, а то и десятилетия, прежде чем эти величест¬венные сооружения начинают жить. Андрей Мальцев построил свой храм всего за год, хотя, с другой стороны, можно сказать, что на работу у него ушел целый год, ведь создавал свою церковь учитель труда йошкар-олинской школы №10 после уро¬ков в мастерской.
Макет церкви села Алексеевское Волжского района с первого взгляда впечатляет своими размерами. Чтобы дотянуться до маковки колокольни, автору деревянного шедевра пришлось встать на стул.
Храм выполнен в масштабе 1:20.Когда начинаешь рассматривать сооружение внимательно, понимаешь, что габариты — это не главная изюминка макета. Его особенность в том, что строитель постарался максимально достоверно передать все внешние детали деревянной церкви. А ведь ничего подобного до сих пор Андрей Геннадьевич не делал.
За эту работу он взялся случайно: знакомые попросили выполнить макет для восстанавливаемого храма села Алексеевское Волжского района. Предполагалось, что, глядя на такое чудо, возможно, многие захотят пожертвовать на строящуюся церковь.
Андрей Геннадьевич изучил чертежи и решил попробовать себя в новом деле. Преподаватель труда работал над макетом целый год. Самым сложным оказалось соблюсти общую геометрию и пропорции. Он все делал своими руками. Сам храм в селе строится из бревен диаметром 280 мм, а макет собран из бревнышек в 20 раз тоньше. Каждая палочка выточена на токарном станке. Сначала Андрей Геннадьевич наделал заготовок, а потом только обрезал бревнышки в размер. Сруб собран в венец. Чтобы сосновые палочки плотно прилегали друг к другу, он вручную делал на них продольные выемки специальным приспособлением, собственноручно сконструированным для этого случая.
Интересно смотрится фундамент. Он выглядит, как кирпичный, хотя на самом деле выполнен из дерева. Так как толщина стен просматривается через окна, она также выдержана в масштабе. Фундамент собран по секциям из досок. Рельеф не вырезан на дереве, а поэтапно слоями наклеен сверху. Все основание промазано жидкой шпаклевкой, и уже по ней нацарапаны кирпичи. Шпаклевка также скрыла все деревянные «лохматости». Цвет кирпича помогал подбирать профессиональный художник.
Самой тонкой оказалась работа над колокольней, имеющей восьмигранную форму. Бревна на ней сложены в лапу, да плюс еще верхушка расширяется на трапецию. Все маковки и крыша алтарной части — кокошник — выполнены из осиновых дощечек. В старину они назывались «лемехами». Каждый лемех у Мальцева имеет узорчатый край. Андрей Геннадьевич брал дощечки домой и вырезал деревянное кружево на кухне. Мусора от такой работы получалось немного. Вручную пришлось делать и многочисленные балясины для балкончиков. Для них, как и для лемехов, из металла тоже был изготовлен специальный шаблон.
Всю работу Андрей Геннадьевич делал после уроков. У учителя другого времени просто нет. Часто он трудился над макетом и в выходные. Заготовительные операции шли параллельно со сборкой, заранее напилить материал для такого большого макета невозможно. «Мне эта работа очень понравилась, — говорит Андрей Геннадьевич.— И результат, и сам процесс. Сейчас, ко¬нечно, вижу свои недостатки: опыт-то за год наработался. Кое-что сделал бы по-другому. На днях приходили друзья, которые тоже занимаются моделированием.
Мне было интересно, как специалисты оценят мою работу. У меня за год глаз уже «замылился», а у них свежий. Мой храм им очень понравился». Я спросил у Андрея Геннадьевича, согласился бы он на подобную работу еще. «Если бы похожее предложение поступило,— ответил учитель,— то взялся бы с удовольствием. Но только не за бытовое здание: с ними возиться неинтересно. А вот храмы, как оказалось, захватывают. И историю изучаешь, и архитектуру. Пришлось штудировать литературу по истории деревянного зодчества, так что я почерпнул много знаний по конструкции таких строений. Надеюсь, в жизни мне это пригодится».
Скоро макет займет свое место в церкви села Алексеевское. Он уже стоит на специальных носилках для переноски. Правда, покидать школу придется через окно: через дверь не позволяют габариты.
Валерий Кузьминых.