Содержание:
Концерт как миссионерское служение
Россия – родина мать
Пасхальное богослужение в колонии
Юбилей в благочинии
Молитва у Преподобного
Православная Олимпиада
О пользе чтения Псалтири
Найти свой путь
На Святой Земле
Жизнь в свете веры
Просто "Леня"
КОНЦЕРТ КАК МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
В нынешнем году Моркинский район отмечает 85-летие со дня образования. В рамках юбилейных мероприятий прошел смотр художественной самодеятельности, в котором участвовали православные приходы храма Богоявления поселка Морки и Рождества Христова села Арино.
Концерт состоялся в Светлую седмицу, 23 апреля, во Дворце культуры п. Морки. Участники были разновозрастными: от воспитанников воскресных школ до церковных служащих и прихожан «в годах». — Концерт — это миссионерское служение,— подчеркнул настоятель Богоявленского храма протоиерей Леонтий Очетов.— В наших выступлениях мы будем нести слово Божие. Действительно, православная тематика тронула зрителей до глубины души. Постоянный участник районных концертов, заслуженный деятель культуры РМЭ Валерий Лазарев отметил: «Работаю много лет, но такого концерта, несущего мир и покой, не припомню!»
Нина Михайлова.
«РОССИЯ — РОДИНА МОЯ»
23 апреля в национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна состоялось открытие Дней славянской письменности и культуры, проводимых Республиканским центром русской культуры и отделом по делам молодежи Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
На выставке «Городок юных мастеров» в библиотеке представлены лучшие работы учащихся нашей республики.
В числе праздничных мероприятий — конкурс «Волшебное русское слово». 16 мая в ДК «Автодор» будут состязаться чтецы — они готовят стихи и отрывки из прозы великих русских писателей и поэтов на тему «Россия — родина моя». Вторая номинация — сочинение для детской группы по теме «Рождение славянского алфавита» и для юношеской возрастной категории по темам «Язык — наш поводырь в рай или в ад», «Роль старославянизмов в современном русском языке» и «Язык произведений Н.В. Гоголя» (к 200-летию писателя).
Победители будут отмечены дипломами и памятными призами. Помимо того, учреждена ежегодная специальная архиерейская премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — поездка по святым местам нашего края и России. Итоги конкурсов будут подведены к 20 мая, а на следующий день, 21 мая, в ДК XXX-летия Победы пройдет торжественное награждение победителей.
Радует, что с каждым годом растет число участников конкурса, расширяется его география. В нынешнем году подано свыше 500 заявок на участие. Сочинения будут приниматься до 10 мая.
Также в рамках праздничной декады 13 мая в Общественно-политическом центре состоится семинар «Воспитание молодого поколения на основе народных традиций в современных условиях». Его цель — патриотическое и нравственное воспитание молодежи на основе народной культуры. В семинаре примут участие учителя школ, преподаватели высших и специальных учебных заведений, лингвисты, этнокультурологи, руководители творческих коллективов. Лучшие доклады войдут в сборник, посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Светлана Поздеева.
ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В КОЛОНИИ
23 апреля в Новотроицкой воспитательной колонии для несовершеннолетних в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы прошла Божественная литургия, которую совершил протоиерей Сергий Филонов.
Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Новотроицкой колонии, освященный архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном в 2006 году,— первая в республике церковь, построенная в местах лишения свободы. Сегодня подобные храмы строятся практически во всех колониях на территории Марий Эл.
Имя святой, которое носит храм, выбрано неслучайно. Великомученица Анастасия жила в начале IV века в Римской империи, где христиане подвергались жестоким гонениям. Святая Анастасия утешала страждущих, своими трудами облегчала их участь, разрешала от уз отчаяния. За что и стали звать ее «Узорешительницей».
На праздничное богослужение, по традиции, собралось множество молящихся. Ведь храм этот для воспитанников колонии стал родным, в его создание они вложили немало труда. И каждый приезд батюшки для них — долгожданное и радостное событие. По окончании службы вокруг храма прошел крестный ход, и отец Сергий поздравил прихожан со Светлым Христовым Воскресением.
Леонид Мамадалиев.
ЮБИЛЕЙ В БЛАГОЧИНИИ
24 апреля благочинный Северо-Восточного церковного округа протоиерей Вячеслав Ершов отметил свой 60-летний юбилей. В этот день поздравить его в Новый Торьял съехались священнослужители округа.
Отец Вячеслав был рукоположен во священника архиепископом Казанским и Марийским Анастасием в 1990 году и направлен на приход храма Казанской иконы Божией Матери села Нурма. Через некоторое время он был переведен в Вознесенскую церковь поселка Новый Торьял, настоятелем которой является до сих пор. В 1999 году батюшка был назначен благочинным Северо-Восточного церковного округа, кроме того, он возглавляет епархиальный отдел образования и катехизации.
По сложившейся в Северо-Восточном церковном округе традиции всю Светлую седмицу на крупных приходах благочиния поочередно совершались соборные богослужения. А 24 апреля все батюшки собрались на соборную службу в Новый Торьял. После богослужения в адрес юбиляра прозвучали теплые поздравления.
Пресс-служба епархии.
МОЛИТВА У ПРЕПОДОБНОГО
26 апреля прошла вечерня с акафистом на месте строительства Серафимовского храма города Йошкар-Олы.
Через неделю после Светлого Христова Воскресения — в день празднования Антипасхи — архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Пасхальную вечерню с акафистом под открытым небом на территории строящегося храма в микрорайоне Дубки. Верующие давно полюбили эти богослужения и с нетерпением ждали их начала в нынешнем году. Теперь каждое воскресенье до Пятидесятницы с 16.00 здесь будет проходить Пасхальная вечерня с акафистом, а после Троицы — молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому. Кроме того, по двунадесятым праздникам будет служиться молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Божией Матери.
Строительство церкви во имя преподобного Серафима Саровского в столице республики было начато пять лет назад. В двухэтажном храме нижний придел будет освящен в честь святой великомученицы Варвары, а верхний — главный — в честь преподобного Серафима. В этом году в новом храме планируется начало богослужений.
Пресс-служба епархии.
ПРАВОСЛАВНАЯ ОЛИМПИАДА
27 апреля в Москве, в храме святителя Николая в Кузнецах, состоялось торжественное открытие финального этапа Первой всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.
Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию на ней представляли учащийся 9 класса православной гимназии им. Сергия Радонежского Валентин Фролов и одиннадцати-классница из Марисолинской средней школы Сернурского района Наталья Конакова.
Программа олимпиады была насыщенной и интересной. Первый день — экскурсии по православным храмам и монастырям столицы, по окончании — вечерняя служба в Донском монастыре. На следующий день работали над проектом «Московский приход»: участники разделились на группы, каждая из которых должна была наглядно представить один из 11 московских храмов: архитектуру, росписи, иконы и клир. На третий день — непосредственно сама олимпиада: письменная работа, состоящая из 64-х заданий. В четвертый день писали эссе на тему: «Подвиг новомучеников и жизненный выбор молодого поколения». А в завершающий, пятый, состоялось закрытие олимпиады в Храме Христа Спасителя.
Победители регионального этапа из Марий Эл, хотя и были на олимпиаде самой малочисленной делегацией, представили нашу республику в столице достойно. Валентин Фролов занял второе место, а у Наташи Конаковой — грамота.
— Мы узнали много нового и интересного, — поделились впечатлениями ребята после поездки, — особенно о новомучениках и исповедниках Российских, которым и была посвящена олимпиада. Ездили на Бутовский полигон. Впечатления неизгладимые.
Валентин утвердился в своем давнем желании стать в будущем священнослужителем, а Наташа после школы решила поступать в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Награждая победителей Всероссийской олимпиады школьников, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Высокий уровень проведения олимпиады свидетельствует о том, что этот предмет становится важной частью знаний, которые сегодня получает наша молодежь».
Людмила Протасова.
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
«Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, веселящиеся и печальные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых»,— так писал о Псалтири в IV веке святитель Григорий Нисский.
В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. По свидетельству Церкви, Матерь Божия всю Свою земную жизнь читала Псалтирь. О важности упражнения в псалмопении упоминают многие прославленные отцы Церкви. «Удивительное дело! — говорит святитель Афанасий Великий,— кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим… Я думаю,— размышляет далее святитель,— что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более». В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню... диавола постыждает, Бога показу-ет... гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»
Крайнюю важность чтения Псалтири подчеркивал преподобный Серафим Саровский, заповедавший первым дивеевским сестрам неусыпаемое чтение ее, денно и нощно, круглый год, кроме Пасхи. Такое чтение, по слову старца нашего времени схиигумена Саввы (Остапенко), «убивает всякое зло и ограждает всех миром и любовью».
«Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».
Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом. Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.
Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих.
Псалтирь — превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возвышению умиленных прошений о ниспослании Небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельных совершенств.
Да не охладеем мы, православные христиане, в чтении Святой Псалтири! По завету святых Отцов и подвижников благочестия XX века, пусть одну кафизму, или хотя бы одну «славу» ежедневно будем со вниманием и благоговением прочитывать, да примем в сердце и ум наш благодать и милость от Всещедрого Господа.
Подготовила Елена Тумбаева.
НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ
27 марта в Москве состоялась первая конференция «Домовые храмы при университетах (вузах) России». В приветственном слове к ее участникам Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув особую важность духовно-нравственного воспитания молодежи, отметил растущую роль в этом деле вузовских храмов.
От нашей епархии на конференцию ездил настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МарГТУ, директор гимназии имени Сергия Радонежского протоиерей Евгений Сурков. Сегодня отец Евгений вместе с представителями студенческого православного клуба «Возрождение» — третьекурсниками исторического факультета МарГУ Юрием Стариковым и Иваном Смирновым рассказывают о своих насущных делах и заботах.
ВСТРЕЧА НАСТОЯТЕЛЕЙ
— Батюшка, поделитесь впечатлениями о поездке на конференцию. Где она проходила? Кого собрала? Какие проблемы обозначила?
Отец Евгений: Основная часть конференции прошла в Московском государственном университете. Точнее — на территории храма св. Татианы при МГУ. Исторически сложилось, что именно он стал центром ассоциации вузовских храмов, образованной в 2000 году. Численность таких храмов выросла за последние годы многократно. Если в 2005-м году наш храм получил свидетельство о членстве в ассоциации под номером девять, то ныне домовых вузовских церквей в России — порядка семидесяти!
Поводом для встречи послужило пятилетие со дня великого освящения храма св. Татианы при МГУ Святейшим Патриархом Алексием II. В честь этого события Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл памятную доску. Ну а у нас — настоятелей вузовских храмов — появилась долгожданная возможность собраться вместе, чтобы плотно пообщаться и обсудить самые актуальные дела.
— Конференции, вероятно, предшествовало совместное богослужение?
Отец Евгений: Состоялась Литургия Преждеосвященных Даров. Затем Святейший Патриарх обратился к нам, напомнив, что в выборе в качестве покровительницы студенчества святой мученицы Татианы заложен глубокий смысл. Ведь постижение молодыми людьми премудростей будущей профессии сопряжено с необходимостью проявлять усердие, старание, стойкость... Добросовестная учеба связана с преодолением искушений и соблазнов, которых в юношеские годы немало. Можно даже говорить о своеобразном «мученичестве»: к примеру, готовиться вечером или в выходной день к очередному экзамену, когда на улице гуляют ровесники — невообразимые муки!
После богослужения и совместной трапезы прошло собрание настоятелей, сопровождавшееся широким обменом опытом. Было много интересных докладов, живое обсуждение проблем, в том числе связанных с особенностями богослужений в вузовских храмах. Надеюсь, подобные встречи с Божией помощью продолжатся и впредь.
— Хватило ли участникам конференции, приехавшим в Москву со всех уголков страны, живого неформального общения?
Отец Евгений: С избытком! Нам было о чем поговорить. В том числе — о нюансах взаимоотношений с руководством вузов, которые у каждого домового храма выстраиваются индивидуальные. Определенные различия обуславливает и величина, и географическое положение городов, традиции, существующие в каждой конкретной местности. В каких-то регионах вузовских храмов мало и, соответственно, непросто, а то и невозможно систематически общаться с коллегами, делиться опытом. А в Санкт-Петербурге их нынче построено столько, что создано целое благочиние. Тем и хорошо было наше общение во время конференции, что мы смогли и познакомиться, и контактами обменяться и, насколько это удалось, практическим опытом.
ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ ВУЗА
— Лично вы, батюшка, что из опыта коллег планируете использовать?
Отец Евгений: Еще до поездки на конференцию я знал, что большинство настоятелей вузовских храмов занимаются и преподавательской деятельностью. А значит — студенческая среда для них не чужда. Другое дело — взаимодействие с преподавателями и, особенно, с администрацией вуза. Большая часть из них относится к домовым храмам доброжелательно, но ведь этого мало! С ректоратами нужно налаживать более тесные, я бы даже сказал — системные отношения. Как? Настоятели большинства вузовских храмов стараются пошире взаимодействовать с помощниками ректоров по воспитательной работе. Функции этих проректоров в реальной жизни нередко сводятся к организации разовых мероприятий, концертов, КВН-в, студенческих весен и т. п.
Как правило, этого мало — в такой важной и нужной работе не хватает системности, что, к слову, понимают и в руководстве вузов. Так почему бы не предложить проректорам заложить в свою долгосрочную программу духовно-нравственное направление, которое будет разрабатываться и реализовываться совместно с храмом?! Это могут быть беседы на историко-патриотические темы, встречи с интересными людьми, вечера поэзии — любые мероприятия, касающиеся общечеловеческих нравственных ценностей. Главное — нам выступить на этом фронте вместе: помогать, дополнять и усиливать друг друга…
— Действительно, ректор МарГТУ Евгений Романов постоянно говорит о том, что вуз — это не только кузница кадров, но и храм, из которого должны выходить высоконравственные люди, интеллигенты с большой буквы. Храм науки должен стать источником духовности, которой так не хватает нынешней молодежи…
Отец Евгений: Почему-то мы привыкли выделять молодежь в какую-то особую группу, уделяя ей повышенное внимание и забывая об остальных. Но, во-первых, Господь равно любит всех — как молодых, так и пожилых. Во-вторых, надо ли создавать дополнительные перегородки между различными поколениями? Ведь Бог устроил так, что мы живем все вместе, на одной земле. Другое дело, что молодой человек как личность еще не сложился, он находится в постоянном поиске — ищет ответы на ключевые нравственные вопросы, формирует жизненную позицию, определяющую его дальнейшую судьбу. И для таких ищущих людей Церковь в первую очередь призвана свидетельствовать об Истине. Не навязывая свою точку зрения, а просто давая ответ вопрошающему.
— Беда в том, что молодые люди часто ищут ответы на жизненные вопросы вдали от церковной ограды. Вот и в вузовские храмы на службу приходят, в основном, люди со стороны, а самих студентов здесь маловато. Почему? И обсуждалась ли на конференции эта проблема?
Отец Евгений: Конечно, ведь как, на первый взгляд, ни парадоксально — во всех вузовских храмах студентов немного. Точнее — не они, как правило, составляют большинство прихожан. По-моему, в этом нет ничего страшного. Когда мы с детьми из гимназии преподобного Сергия Радонежского служили в отдельном храме, где не было посторонних — лишь дети, их родители и преподаватели, лично я сожалел, что рядом с нами нет людей с более богатым церковным и молитвенным опытом.
И поэтому, когда я вижу в нашем домовом храме прихожан различного возраста, разного уровня воцерковленности, то радуюсь. Ведь таким образом передается живой опыт храмовой жизни. И как семья без бабушек обделена любовью и заботой, так и вузовский храм не должен быть открыт лишь для молодого поколения.
— Простите, но люди пожилые в церкви не редкость. Вопрос — где молодое поколение?! На улицах, в том числе вокруг храма, — море молодых людей, которые порой просто маются от безделья, но даже не задумываются о возможности заглянуть внутрь... Митрополит Антоний Сурожский точно подметил, что храмы, стоящие на нашей земле, — словно выходцы из иного мира. Люди смотрят «сквозь них», не замечая. Как изменить эту ситуацию?
Отец Евгений: К сожалению, человеческий мир устроен так, что если даже число прихожан многократно возрастет, то основная масса людей все равно останется за пределами храма. Это — объективная реальность...
— При том, что задача вузовских храмов — искать и находить пути к сердцам молодежи. Насколько удачно складывается ваш поиск?
Отец Евгений: Мы хотим, чтобы богослужения в нашем храме были понятны всем и при этом отражали красоту Православия так, чтобы великая эта красота тронула душу и достучалась до сердец молодых людей. Чтобы каждый вошедший в храм, включая нево-церковленных студентов, ощутил гармонию и совершенство божественного мира.
Задача — передать это через живописные образы на иконах, церковную утварь, а также — с помощью особого строя богослужения, неспешного и очень внятного чтения молитв. Хочется, чтобы тексты богослужений были максимально доступны для студентов и других прихожан, превращая их из пассивных наблюдателей в реальных участников службы...
При входе в храм установлен свечной ящик, в его ячейках — свечи, тут же ящичек для пожертвований. Хочешь — бери просто так, хочешь — пожертвуй по своим возможностям и христианской совести.
В храме работает и небольшая книжная лавка, которая наполняется с учетом интересов молодых людей, среди которых немало новоначальных христиан. Здесь есть книги богословского и исторического содержания, литература для тех, кто недавно переступил порог церкви. Немало в лавке и современных, хорошо изданных периодических православных изданий, включая такие известные журналы, как «Фома», «Наследник», «Отрок», «Виноград»…
Богослужения в нашей домовой церкви мы стараемся проводить во время, удобное для студентов и преподавателей. Так, большинство утренних служб мы начинаем в 6.20, чтобы успеть завершить их к началу занятий первой смены. Вечерние службы начинаются, как правило, в 17 часов — для того, чтобы прихожане успели на них после завершения учебы или рабочего дня.
Мы тщательно продумываем украшение храма в праздники, учитывая, что сюда заходят студенты, преподаватели, научные сотрудники, которые разбираются в искусстве и могут оценить наши старания. Особое внимание — репертуару для хора, которым руководит недавняя выпускница Регентской школы при Московской Духовной академии Альбина Габидуллина.
Главное же — мы стремимся создать в храме теплую атмосферу общения, взаимного доверия, чтобы люди, в том числе молодые, воспринимали его как родной дом, оттаивая душой. Хочется, чтобы при храме формировалась община с полноценной приходской жизнью.
НЕ «БЕЛЫЕ ВОРОНЫ»
— А студенты считают домовый храм своим?
Иван: Конечно! Хотя студентам, плотно загруженным учебой, научной работой, общественными поручениями, бывает непросто обратить внимание на духовные искания. Зато те, кто выбирает этот путь, редко с него сворачивают. Поэтому цель созданного нами православного студенческого клуба «Возрождение» — привлечь сверстников в храм.
— Как и от кого вы узнали о существовании храма св. Татианы? Что испытали, когда впервые переступили его порог?
Юрий: О храме мы узнали три года назад, спустя год после его основания. К сожалению, не от ровесников (нам было тогда по шестнадцать лет), а от своих старших знакомых. Не знаю, как другим, но нам в храме сразу очень понравилось: поразили красота богослужений, особая душевная теплота. И захотелось приходить сюда вновь и вновь…
— Чтобы молодой человек «с улицы» пришел в храм, обязательно ли, чтобы его семья была верующей?
Иван: В нашем клубе у многих ребят родителей трудно в полной мере назвать православными… Отец Евгений: Приход человека в храм — это всегда чудо, объяснить которое невозможно. Бывает, что ребенок воцерковленных родителей далек от веры, а случается и наоборот — молодой человек, не найдя понимания в семье, сам открывает для себя храм, приходит к вере.
— Как складывалась «команда» вашего православного клуба? Сколько человек сегодня насчитывает «Возрождение»?
Иван: Поначалу нас было лишь четверо, но постепенно число активно работающих членов клуба возросло до двенадцати. А так называемых «сочувствующих» — намного больше. Это люди, которые участвуют в наших мероприятиях и пусть нерегулярно, но ходят с нами на богослужения. Что же касается нашего ядра, двенадцати активистов, то мы стараемся посещать воскресные и праздничные службы постоянно.
— Бытует мнение, что на истфаке учатся едва ли не самые веселые и озорные студенты нашей республики. Вы же в свои девятнадцать лет производите впечатление серьезных и уже достаточно взрослых молодых людей. Не ощущаете себя среди сокурсников «белыми воронами»?
Юрий: «Белыми воронами» мы никогда не были, хотя поведением, вероятно, несколько выделяемся среди сверстников. Вот и после того, как поступили в университет, чувствовали — сокурсники к нам приглядываются. Да и преподаватели нередко обращали на нас внимание. Но этот интерес не был ни праздным, ни обидным, скорее — корректным и вполне уважительным. К нашему мнению прислушиваются, возможно, потому, что мы умеем его отстаивать и аргументировать. Тем более, что мы никому свои взгляды не навязываем. Мы просто стараемся быть такими, как есть, и если нам по душе то, что связано с культурой и духовностью, мы этого не скрываем.
Иван: Да этого, наверное, и не скрыть! Приятно, что большинство сверстников, включая тех, кто живут и думают по-иному, признают наше право оставаться собой, наш взгляд на мир. А некоторые прямо говорят, что, встретившись с православными, увидели, что можно жить по-другому. И в этом что-то есть, какая-то своя — «негромкая», но глубокая радость…
ЗА «ШЕЛУХОЙ» — СТРЕМЛЕНИЕ К ДОБРУ
— Как вы думаете, насколько реально для молодежи открыть для себя духовный мир? Как, помимо достойного личного примера, можно указать им путь к свету?
Отец Евгений: Прежде всего, нам самим надо перестать воспринимать этих ребят как инопланетян, отстраняться от них, осуждать. Надо отнестись к ним с полным доверием, искренностью. И, уверен, внутри каждого из них за внешней «шелухой» обнаружится стремление к доброму. Важно суметь ненавязчиво показать им, что это стремление может быть по-настоящему полно и глубоко удовлетворено лишь в Православии. Это возможно только через свидетельство об Истине.
Неся свой крест священничества, мне доводится говорить об Истине на различных встречах, лекциях, беседах. Как-то на лекции в одном из техникумов меня предостерегали, что ребята там трудные, практически неуправляемые. А на встрече я увидел детей со светлыми душами, тягой к прекрасному. Они с любопытством задавали вопросы, с жадностью впитывая духовные знания. Одна девушка спросила прямо по-евангельски: «Что нужно делать, чтобы получить жизнь вечную?!»
— На конференции, посвященной домовым храмам при вузах России Святейший Патриарх Кирилл свой главный наказ сформулировал так — не ждать, когда молодые придут в храм, идти к ним навстречу. Но ведь молодежь — она и на дискотеках, и в барах… Должны ли мы идти туда или, к примеру, на молодежные концерты?
Иван и Юрий: Мы считаем, что все-таки нет. Отец Евгений: Можно пойти туда, где ты сам чувствуешь себя естественно. Если ты, скажем, знаток хорошей современной молодежной музыки, то и на концертах, где она исполняется, можно попробовать найти интересных ребят с тонкой душой. А главное — твоего житейского опыта и эрудиции хватит для того, чтобы высказать аргументированное мнение на этот счет. Если же придти, не разбираясь в непонятном и чуждом для тебя молодежном увлечении и попытаться насадить свое — ничего хорошего из этого не выйдет…
— А как вы относитесь к спорту — в футбол, например, играете?
Отец Евгений: В гимназии приходится и в футбол играть, и землю копать. Но при этом чувствуешь постоянную ответственность — ведь надо в любой ситуации оставаться для ребят авторитетом, примером нравственности и духовности. И, может, батюшке, чтобы нести свидетельство о Христе, и не обязательно самому пинать мяч или гонять с байкерами на мотоциклах. Ну, разве что если ты в этом деле мастак и по-своему к нему привязан.
Юрий: Мы с Иваном любим университетские занятия по физкультуре и там отнюдь не последние. Считаю, что быть православным и при этом заниматься спортом — это вполне естественно. Иван: Только все надо делать в меру. Говорю так потому, что спорт, к сожалению, для многих молодых людей превращается в культ. Ребята зацикливаются на бесконечных тренировках, не замечая ничего другого. Так что здесь нужна мера и четкие приоритеты.
ВХОД ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ!
— Вернемся к гимназии св. Сергия Радонежского — она как-то связана с вузом, его храмом?
Отец Евгений: При создании гимназии подразумевалось, что она станет площадкой для встреч школьников и студентов. И храм задумывался как общий для вуза и гимназии. И теперь на богослужениях присутствуют (причем без всякого принуждения) дети-гимназисты и, конечно, открывают для себя вуз с лучшей стороны. А некоторые даже определяются с выбором будущей профессии.
— По словам Святейшего, преподаватели должны являть собой пример духовности. В «политехе» сегодня около двух тысяч сотрудников. А многие ли из них посещают храм?
Отец Евгений: Некоторых я вижу постоянно — для них храм стал родным.
Радует, что сейчас изменилось отношение к церкви. Если вначале была настороженность, а порой и открытое неприятие, то теперь большинство сотрудников гордятся храмом, стараются по мере сил помочь в решении наших проблем. А если в МарГТУ приезжают гости, то ректор стремится непременно привести их в храм…
— А что чувствуют студенты, встретив на службе своего преподавателя, которому сдают зачеты, экзамены. Смущение? Радость?
Иван: Уж точно не первое! При встречах в храме отношения «преподаватель — студент» выходят на новый уровень. Возникает взаимное притяжение, особое доверие.
— Ваш клуб «Возрождение» — исключительно университетский или туда входят ребята из «политеха», других вузов?
Отец Евгений: Это единый для всех студентов, точнее — всей православной молодежи города, клуб. Разумеется, туда входят и студенты МарГТУ, их здесь примерно половина.
Юрий: Вход в наш клуб открыт для всех. Идея его создания родилась при нашем общении с православными студентами из «политеха». Мы и собираемся еженедельно поочередно — то в одном, то в другом университете. Решаем организационные вопросы, издаем свою газету, устраиваем для студентов встречи с учеными, деятелями культуры, священниками.
Иван: И, разумеется, мы стараемся всем клубом обязательно ходить на богослужения. В планах на май — совместное паломничество в Богородице-Сергиеву пустынь. Если Бог даст и отец Давид благословит, хотим поучаствовать в совместном с насельниками Пустыни богослужении, не докучая излишне братии — пообщаться с ними, чтобы потом поделиться впечатлениями об этом паломничестве с читателями нашей газеты «Возрождение».
— Расскажите о ней…
Юрий: Газета, которую мы издаем с октября прошлого года на пожертвования членов клуба, — это возможность более широкого общения со сверстниками. Ведь на наши заседания ходят не все. Некоторые из потенциальных единомышленников сначала берут в руки газету, задумываясь о прочитанном, становятся нашими заочными собеседниками. В газете восемь страниц. Среди постоянных тем — духовность, культура, история, традиции, святоотеческое слово… Есть литературная и клубная страницы. Выходит газета раз в месяц тиражом 300 экземпляров, что для нас пока оптимально. Лично раздаем ее только знакомым: не хотим, как сектанты, навязывать. А так — раскладываем в учебных корпусах обоих вузов: разбирают за день-два.
Иван: Недавно у нашего клуба открылся свой сайт: http://club-vozrojdenie.ru. Там есть и электронная версия нашей газеты. Кому интересно — добро пожаловать!
— Что ж, помощи вам Божией на вашем пути!
Беседовал Сергей Шалагин.
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
С 6 по 13 апреля этого года делегация Фонда преподобного Серафима Саровского совершила паломническую поездку на Святую Землю. Правление Фонда приняло решение наградить победителей конкурса «Серафимовский учитель» за 2007 — 2008 годы, и нас включили в состав делегации. Возглавил ее архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ПРИБЫТИЕ
Наш самолет приземлился в Израиле 6 апреля ровно в полдень. Тель-Авив встретил буйным цветением магнолий. Погода стояла теплая. Пройдя жесткий паспортный контроль — израильтяне боятся терактов, — наша многочисленная делегация (около 130 человек), включавшая, кроме Серафимовских учителей, мэра города Дзержинска и его команду, педагогов, медицинских работников, служащих «Атомэнерго» города Москвы, бизнесменов и священников, на комфортабельных автобусах направилась в Иерусалим, в Русскую Духовную Миссию.
Был канун праздника Благовещения и архиепископ Георгий в Троицком соборе Миссии совершил Всенощное бдение. Ему сослужили архимандрит Тихон (Зайцев) и новый начальник Миссии архимандрит Исидор (Минаев). После богослужения архимандриты Тихон и Исидор поприветствовали паломников, а владыка Георгий вручил им памятные подарки, привезенные с нижегородской земли. Архимандриту Тихону, который 7 апреля отмечает день Ангела, была преподнесена икона Божией Матери «Умиление».
Вечером состоялось знакомство с паломниками-коллегами — Серафимовскими учителями 2008 года. Делились первыми впечатлениями от поездки и, конечно, опытом работы, обсуждали проблемы в области духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, преподавании Основ православной культуры в образовательных учреждениях. Так завершился первый день пребывания на Святой Земле. От волнения, чувства сопричастности к евангельским событиям, произошедшим на этой земле, я еще долго не могла уснуть.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Наступил новый день — Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы приняли участие в Божественной литургии на Гробе Божией Матери в Гефсимании.
Богослужение совершил митрополит Христодул — архиерей Иерусалимского Патриархата. Ему сослужил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Хотя служба шла на греческом языке, перевода не требовалось: все было понятно. То протяжное, то зовущее в небеса, то скорбно-радостное греческое пение проникало в каждую клеточку души. Впервые на Святой Земле мы исповедались и причастились. Владыка Георгий в своей проповеди отметил, что Благовещение — особый праздник в жизни Православной Церкви: в этот день Дева Мария узнала, что через Нее в мир придет Мессия-Господь. И, конечно, празднуя Благовещение в Святой Палестине, мы испытываем большую духовную радость и молимся за родную землю.
После завтрака наш путь лежал в небольшой город, который имеет особое значение для всех посещающих Святую Землю, — Вифлеем. Как известно, здесь родились царь Давид и Господь наш Иисус Христос. С трепетом и благоговением поклонившись святыням Вифлеема, мы направились на Поле пастушков, где в Рождественскую ночь пастухам явились ангелы и возвестили благую весть о рождении Спасителя.
Следующим пунктом паломничества стал Хеврон, расположенный на территории Палестинской автономии. Здесь находится одна из широко известных христианских святынь — Мамврийский дуб, возле которого праотец Авраам принимал Святую Троицу в образе ангелов. Это русский участок, здесь расположен монастырь в честь Святой Троицы, принадлежащий Русской Духовной Миссии. После трапезы мы поспешили поклониться святыне. По дороге нам встретился юноша-араб, который пас коз. Эта картина, живо напомнившая нам о евангельских пастушках, словно перенесла нас в те далекие времена.
Хеврон — один из древнейших городов мира. В Книге Бытия описывается, как «умерла Сарра в Кариаф-Арбе, что ныне Хеврон» и как Авраам «похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля,… что ныне Хеврон». Здесь же был погребен и сам Авраам, и Исаак с Ревеккой, и Иаков с Лией. Таким образом, история еврейского народа связана с Хевроном теснейшим образом.
Вдоль дороги нам попадались палатки бедуинов. Бедуины — пастухи, кочевой народ. Их образ жизни напоминает жизнь сынов Израиля библейских времен. Но времена меняются, меняются и привычки. Сегодня бедуины часто живут в лачугах и домах вместо палаток, а автомобиль заменяет верблюда. Впрочем, и сейчас верблюды занимают важное место в жизни кочевников: из их молока приготовляют домашние молочные продукты, а из теплой шерсти — одежду.
Гостеприимство — одна из отличительных черт бедуинской культуры. Пришедшим никогда не задаются вопросы и тотчас предлагаются освежительные напитки. Важных гостей угощают мясом лучшего козла из стада, специально приготовленным ради этого случая.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ГАЛИЛЕЯ
Литургия Преждеосвященных Даров в храме в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, расположенном на русском участке в Тиверии. Участок находится в Магдале — на родине святой Марии Магдалины, где, по преданию, Иисус Христос исцелил ее, изгнав семь бесов. Галилейское море — излюбленное место многих паломников. Именно в Галилее проходила жизнь Иисуса Христа, здесь жили Божия Матерь и святые апостолы, — словом, все те, кто окружал Господа во время Его земной жизни. После Богослужения и причастия часть паломников искупалась в источнике Марии Магдалины, другая — в Галилейском море. Теплые ласковые волны, бирюзовый цвет воды… Море, казалось, не хотело нас отпускать, а может, мы не хотели уезжать из этих благословенных мест.
Далее наш путь лежал в Назарет. Назарет — место, где Иисус Христос провел свое детство. Город расположен на невысоких холмах Галилеи, с которых открывается изумительный вид на Израильскую долину. Его извилистые улицы, церкви, монастыри и романтическое дыхание веков живо вызывают в памяти библейский рассказ об Иосифе, который, повинуясь словам ангела, «взял Младенца и Матерь Его … и придя, поселился в городе, называемом Назарет». Главная святыня Назарета — базилика Благовещения — расположена в старом торговом квартале города. Строительство современной церкви было завершено в 1969 году. Это пятый по счету храм, построенный на месте, где архангел Гавриил явился Деве Марии, чтобы возвестить о рождении Иисуса.
Возвращались мы в Вифлеем долго. В этот день евреи отмечали Пасху. Нарядные, они семьями торопились в Иерусалим. Впереди нас образовалась двухкилометровая «пробка», ехали очень медленно. Вернулись в Дом Русской Духовной Миссии только в девятом часу вечера.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. В ГОСТЯХ У ПАТРИАРХА. ИОРДАНСКАЯ ДОЛИНА
Четвертый день паломничества на Святой Земле прошел в Иерусалиме и его окрестностях. Утром мы посетили храм Воскресения Христова. С волнением и благоговением мы побывали на святой Голгофе, приложились ко Гробу Господню и другим святыням, собранным под куполом этого величественного храма. Затем нашу делегацию принял Патриарх Иерусалимский Феофил. Его Блаженство рассказал о духовном смысле паломничества и пожелал нам сохранить благодать, которую мы приняли на Святой Земле, чтоб донести ее до родных, близких и всех окружающих. В заключение встречи он поздравил нас с приближающимся праздником Светлого Христова Воскресения.
Во второй половине дня наша группа прибыла в долину Иордана, где расположен один из древнейших городов на земле — Иерихон, город пальм. В 1250 году до нашей эры, будучи окружен войсками Иисуса Навина, он пал от громких звуков труб священников. Это был первый город, взятый сынами Израиля. Напротив одного из холмов близ Иерихона находится источник Елисея, где пророк очистил воду, бросив в нее соль. Греческий православный храм в честь святого Елисея напоминает об этом чуде. В трех километрах южнее библейского города располагался Иерихон Нового Завета — через него проходил Иисус по дороге в Иерусалим. Смоковница, на которую взобрался Закхей, человек маленького роста, для того, чтобы взглянуть на Спасителя, до сих пор растет в этой области.
За старым Иерихоном вырисовываются очертания горы Искушения. Здесь Иисус постился, искушаемый диаволом, предлагавшим Ему «все царства вселенной». Каменная тропинка, взбираясь вверх, ведет к греческому монастырю, вырубленному прямо в скале над пропастью. Наверное, гора не случайно так называется. Увидев, на какой высоте стоит монастырь, я начала сомневаться, и сказала матушке Алевтине — нашему экскурсоводу — что не пойду, так как мне, наверное, не дойти: ноги болят, да и высоты боюсь. А матушка так ласково говорит: «А вы тихонечко, не торопясь идите. И читайте по дороге молитву». Помолившись, я решилась. Пошла: всю дорогу читала Иисусову молитву и смотрела только под ноги себе. Каково же было мое удивление, когда, поднявшись в монастырь, я увидела, что, кроме меня и трех мужчин, никого еще не было — наша группа только-только поднималась. Но самое удивительное оказалось впереди. Когда мы зашли в монастырскую келью, нас встречал … Батюшка Серафим — он глядел на нас с большой иконы. И так радостно стало на душе. Ощущение такое, как будто мы пришли домой. Незабываемое впечатление!
Побывали мы в монастыре святого Герасима Иорданского, основанном в 455 году. Он находится в нескольких километрах от реки Иордан и города Иерихон. Основатель монастыря преподобный Герасим Иорданский считается одним из столпов православного монашества. Монастырь представляет собой каменную крепость — лавру, рассчитанную не менее, чем на 70 монахов. В прежние времена посредине лавры находилась «киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи, «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях. Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба, воды и фиников. В субботу и воскресенье отшельники собирались вместе, и по причащении Святых Таин, за общей трапезой вкушали вареную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества и, уходя, не затворяли двери своих келий. Преподобного обычно изображают со львом. Этот лев, после того как святой Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного и использовался на монастырских работах.
Современные здания монастыря построены в конце XIX века. В обители имеются два храма. Главный престол верхней церкви освящен в честь св. Герасима, под ней располагается подземный храм с пещерой, где, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. Здесь же находится чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница».
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ИЕРУСАЛИМ
С утра мы приняли участие в Литургии Преждеосвященных Даров в Горненской обители. 10 апреля здесь отмечается особый праздник «Целования», в память посещения Божией Матерью своей родственницы Елисаветы после Благовещения, сопровождающийся перенесением иконы Благовещения из Троицкого собора Русской Православной Миссии в Горненскую обитель. Как известно, после того, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, Она отправилась «в нагорную страну, в город Иудин» к своей родственнице Елисавете, матери Иоанна Крестителя, и провела у нее три месяца. В Горненском монастыре икону торжественно встречают и устанавливают на игуменском месте. Святой образ находится в обители три месяца — столько же, сколько Дева Мария провела у Елисаветы. Это означает, что на этот период Божия Матерь становится игуменией Горненского монастыря.
После обеда в монастырской трапезной было немного свободного времени, и мы могли насладиться красотой монастыря: восхищает и архитектурный стиль, и монастырский сад — впечатление такое, будто ты попал в райский уголок. Не хотелось уезжать из этой обители, но впереди нас еще ждало паломничество по Иерусалиму.
Упоминания Иерусалима бесконечны. Он известен, как Золотой город, Святой Город, Город Мира, Город Давида, Город Циона. Посетили Вифанию — дом Лазаря и его сестер Марии и Марфы. Гробница Лазаря находится за францисканским храмом святого Лазаря, архитектурным шедевром, построенным в 1954 году итальянским зодчим А. Барлуцци. В церкви много мозаик и копий фресок, написанных А. Вагарини.
Ни одна возвышенность не имеет такой важности, как Масличная или Елеонская гора: ни в одном месте Иисус не провел так много времени в период Своего служения в Иерусалиме. Здесь, глядя на храм, Он учил Своих учеников, здесь Он предсказал разрушение Иерусалима и оплакивал его судьбу. На склонах горы в Гефсиманском саду Он был схвачен и с ее вершины Он вознесся. В древности гора действительно была покрыта оливковыми деревьями, но римляне почти полностью вырубили их, строя крепостной вал вокруг осажденного Иерусалима во время большого еврейского восстания в 70 году нашей эры. По иудейскому преданию Мессия пройдет в Иерусалим через ныне заблокированные Золотые ворота, находящиеся напротив Масличной горы. Благочестивые евреи веками предпочитали быть похороненными именно здесь, чтобы среди первых последовать за Мессией.
Обзорную экскурсию по Иерусалиму мы продолжили, идя по Крестному пути Христа — Via Dolorosa. Начинается он в претории, где Понтий Пилат судил Иисуса и признал Его виновным... Отец Евгений (помощник архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия по организационным вопросам) нес на себе тяжелый крест, читали молитвы. Многие женщины плакали.
Следующая наша остановка — базилика Мук Христовых, известная также под названием Церковь Всех Наций, поскольку ее постройку финансировали несколько стран. В церкви перед главным алтарем лежит камень Мук Христовых, у которого, согласно преданию, Иисус молился, обливаясь кровавым потом в ночь перед арестом. Терновый венец из кованого железа окружает камень. Над алтарем — картина, изображающая ангела, поддерживающего Иисуса.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ЛАЗАРЕВА СУББОТА
В этот день мы молились на Литургии в Вифлеемском храме Рождества Христова. С самого начала христианской эры этот грот считался священным, в IV веке император Константин построил над ним большую церковь. Вначале в потолке пещеры пробили отверстие, чтобы верующие могли взглянуть на священную реликвию, а затем над ней воздвигнули восьмигранный алтарь.
Через 200 лет император Юстиниан перестроил базилику и добавил мозаичный фронтон с изображением трех волхвов в персидской одежде. Утверждают, что благодаря этой мозаике Храм Рождества уцелел от разрушения во время нашествия персов. Крестоносцы не внесли значительных изменений в архитектуру церкви, кроме добавления богатой росписи и витражей. Вход в Базилику Рождества, которую делят армянская, греческая православная и католическая церкви, представляет собой широкий проем византийского периода и дверь эпохи крестоносцев. Проем был заложен — оставался только узкий проход, позволяющий легко его защищать и предотвращающий вход лошадям в Церковь. С правой стороны находится купель розового мрамора, в центре расположен древний восьмигранный алтарь. В полу проделаны отверстия, через которые можно видеть остатки мозаичного пола первоначальной церкви. Каменные ступени ведут к гроту, где серебряная звезда указывает место рождения Иисуса. Надпись на латыни гласит: «Здесь Девой Марией был рожден Иисус Христос». Неподалеку, в Часовне Колыбели, принадлежащей Греческой Православной Церкви, Дева Мария положила младенца в ясли.
С незапамятных времен стремились христианские паломники погрузиться в священные воды, прикоснуться к источнику благословения всего христианского рода. В этот день и мы совершили поездку к Иордану. Небольшая река, спускающаяся с гор Святой Земли, подобно потокам благодати, нисходящим от Всемилостивого Бога на грешную землю, — стала начатком освящения и преображения Вселенной, и в любом уголке священники, готовясь призывать Духа Святого на освящаемую воду, говорят: «Благослови воду сию благословением Иордановым…»
Мы купили одежду, сшитую специально для купания по образу белых крещальных риз и, отслужив молебен, погрузились в воды Иордана. Теперь эти одежды будут бережно храниться нами, одеваясь лишь для освящения и помощи в случае тяжких испытаний и болезней.
В этот день нам еще предстояло принять участие в Крестном ходе из Вифагии, откуда Христос начал свой путь в день торжественного входа в Иерусалим. По дороге мы заехали за пальмовыми ветками в монастырь Святого Герасима. Купив их у арабов, мы вернулись в Старый Город.
На месте входа Господа в Иерусалим сохранился камень — сейчас здесь находится часовня. Приложившись к святыне, с волнением мы поспешили присоединиться к участникам Крестного хода, который начался в 18 часов. Весь православный люд направился от Вифании в Старый Город. Вначале мы шли с греками и сербами, затем оказались рядом с румынами. Я была удивлена тем, что все они знают и поют молитвы «Отче наш», «Богородице…», Символ Веры, молитву Святому Духу. Многотысячный хор паломников — у всех в руках кресты и пальмовые ветви, украшенные розами, — производил неизгладимое впечатление. Наверное, каждый из нас переживал в этот момент чувство братства, особого единения всего православного народа во Христе, являющего ту самую соборность, которой нам так не хватает сегодня.
Вечером после ужина состоялась встреча архиепископа Нижегородского Георгия с Серафимовскими учителями. Владыка попросил рассказать о своих впечатлениях от паломнической поездки. Затем разговор плавно перешел к успехам и проблемам в образовании и воспитании. Как сегодня правильно воспитать молодого человека? Как открыть для него удивительный мир русской истории и культуры, мир глубокой духовной православной традиции? Речь шла о системе воспитательной работы в области духовно-нравственного воспитания, обсуждалась методика работы с детьми. На православных педагогов возложена ответственная обязанность: быть детоводителями ко Христу, бережно вводить детей в дом Божий, приобщать их к многовековому наследию Православной веры. Владыка Георгий благословил нас на дальнейшую просветительскую и воспитательную работу.
После исповеди нам предложили посмотреть фильм «Царская симфония», посвященный Царственным страстотерпцам и снятый нашими паломниками из Крыма. Фильм мне понравился — было видно, что проделана огромная интересная работа. Во время проведения в мае Романовских чтений в библиотеке обязательно будем его использовать. Легли в первом часу ночи.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ДОМОЙ!
Воскресенье — последний день нашего пребывания на Святой Земле. Как быстро пролетело время! Сказать, что не хочется уезжать домой, значит — слукавить. Чтобы выразить свои чувства, лучше вспомним строки поэта: «Я люблю Россию до боли сердечной…»
Состоялась Божественная литургия в храме Гроба Господня. Служба была торжественной и долгой: никогда так тяжело не стояла. По соседству шла католическая месса. Очень громко играл орган. Шум и давление органной музыки тяжело действовали на сердце. Трудно было сосредоточиться. Рядом стоял отец Сергий, помощник архиепископа Георгия. Я поделилась с ним своими мыслями. Батюшка сказал, что искушение, конечно, сильное, но мы мужественно должны отстоять до конца. Слава Богу — Господь допустил до причастия.
Храм Гроба Господня был впервые построен по приказу императора Константина Великого. Место, где Иисус был распят на глазах Своей Матери, принадлежит римской католической церкви и украшено великолепной мозаикой. Алтарь по сторонам подпирают два столба, а под ним находится серебряный диск, обозначающий точное место, где был воткнут крест. Через полость в центре алтаря видна скала Голгофы. По обеим сторонам алтаря находятся два черных диска, отмечающих место крестов двух разбойников, распятых вместе с Иисусом. Справа от алтаря видна трещина в скале, образовавшаяся во время землетрясения, сопровождавшего смерть Спасителя.
Гроб Иисуса — самое святое место для христиан — находится в центре Храма Гроба Господня под главной ротондой и украшен красивой часовней. Трехдневное ложе Спасителя покрыто гладкой мраморной плитой, лежащей там с 1555 года. Над плитой находятся три рельефа, символизирующие Воскресение, каждый из которых принадлежит одной из основных конфессий, и 42 лампады, горящие день и ночь, принадлежащие латинской, греческой православной, армянской и коптской Церквам.
С благоговением и трепетом подходили мы к Чаше. После причастия наша группа выехала в Вифлеем, в Дом Русской Православной Миссии — нам предстояло собраться в дорогу домой.
Поблагодарив за теплый прием и попрощавшись с арабами, бывшими доброжелательными и дружелюбными по отношению к нам, мы поспешили в обитель святого Георгия Победоносца в Лидде. Это был последний монастырь на нашем пути. Владыка Георгий отслужил молебен. И приложившись ко гробу святого Георгия Победоносца, мы направились в Тель-Авив, в аэропорт «Бен-Гурион». 13 апреля мы были в Москве, родной столице. И все-таки, как хорошо возвращаться в Россию, домой! Слава Богу!
Лицеисты, узнав, что я была в паломнической поездке в Израиле, пришли взять интервью для школьного телевидения. Один из корреспондентов спросил: «Что значит для вас эта паломническая поездка?» Хороший вопрос. Сейчас начинаю осознавать, что вся моя жизнь делится теперь до и после посещения Святой Земли. Иеромонах Петр (Лещенко) сказал: «По Своему милосердию Господь долго толкает в двери сердца твоего, чтобы пробудить твою душу и возбудить в тебе желание спасения». Чтобы спастись, нужно каяться. «Покайтесь» (Мф.1, 15) — так начинает Свою проповедь Спаситель. Именно здесь, на Святой Земле, происходят большие изменения и в сознании, и в душе: человек должен любить Бога, славить Его, возрастать в своей любви так, чтобы соединиться с Богом, жить с Ним единой жизнью.
Я благодарна и Фонду Серафима Саровского, организовавшего эту поездку, и владыке Георгию за его отеческое покровительство, заботу, внимание и любовь к нам. Особенно мы это ощущали на Святой Земле. Теперь предстоит поделиться благодатью с родными, близкими, детьми и учителями. Надеюсь, это принесет им радость и понимание. Христос Воскресе! Светлана Поздеева, преподаватель лицея №11, г. Йошкар-Ола.
ЖИЗНЬ В СВЕТЕ ВЕРЫ
По-разному складываются судьбы людей. За плечами Олимпиады Ильиничны Московкиной из села Килемары долгий жизненный путь, непростой, ухабистый. Но прошла она по нему твердо, без колебаний, потому как опорой имела молитву, а светом на пути — веру православную…
У каждого родника есть свой исток. Родилась она 21 июля, каждого родника есть свой в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в деревне Аргаево Горномарийского района. Детство проходило в трудах и лишениях. Ведь кроме старшей Олимпиады было в их небогатой семье еще двое детишек. Приходилось старшей дочери помогать родителям во всем: и с младшими нянчиться, и на огороде управляться. Когда закончила начальную школу, пошла работать санитаркой в аптеку. А тут грянула война — вместе со всеми приходилось ходить копать окопы. Так что к трудностям жизнь приучила ее с малых лет.
Все и всегда Олимпиада Ильинична делала с Богом. Оттого и легче было. Скромность и смирение, видимо, были даны ей от природы. К вере православной приобщилась она в раннем возрасте, когда бегала вместе с подружкой за семь верст в соседнее село на праздничные службы в церковь. Родители подруги были верующими и Липа, частенько бывая у нее, вслушивалась в молитвы, церковное пение. А позже выучила слова и уже сама принимала участие в церковных богослужениях. Так, со свечой и молитвой, шла она по жизни.
В 1956 году вышла замуж, один за другим родились трое детей. Но вскоре муж умер, следом ушли и родители, так что ребят пришлось растить практически одной. Но, по милости Божией, все живы здоровы, выросли, вышли в люди: дочь Светлана работает в Килемарской библиотеке, сын Юрий — в Москве, а дочь Наталья — воспитательница детского сада.
Кто знает, чего это ей стоило. Где только ни пришлось трудиться, чем только она ни занималась. Работала в колхозе, на Килемарском хлебозаводе, на почте, в кулинарном цехе. И везде была почитаема. Не один раз портрет ее украшал «Доску почета», награждалась и грамотами. В общей сложности, за ее плечами 44 года трудового стажа.
К тому же она и умелица на все руки: сшить тапочки, связать коврики, носки, варежки, приготовить вкусненькое. Жила тихо, незаметно. И так пролетело 77 лет.
Почти 20 из них трудится она при церкви. Сначала в Актаюжском храме, позже, когда появился Ильинский, — в Килемарах. Каждую свободную минутку спешит в церковь, знает, что помощь ее всегда пригодится: просфоры ли испечь, принять ли участие в чтении и пении на клиросе. А петь она любила с детства. Семь лет была участницей районного хора ветеранов. Голос ее — теплый, мягкий — проникает до глубины души.
И еще одно важное послушание несет по жизни Олимпиада Ильинична. Известна она как усердная читальница Псалтири по усопшим. Ушедший из мира человек сам уже не в силах изменить участь своей души за гробом. Но это может сделать благоговейная и искренняя молитва.
Долго горит по вечерам свет в ее окнах. И часто на этот огонек спешат люди. Кто — за советом, кто — за помощью, а кто и просто посидеть, поговорить. Разгов