Содержание:
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Духовную культуру – в школы (Сатси)
Совершены две хиротонии
Помочь больному "полюбить свою болезнь"
Десятилетие воскресной школы
Открылась воскресная школа
Колокола – дар в храму
Как вернуть "потерянное" поколение
Не стоять селу без храма
Капелька мира]] [[link: 11 Пробуждение веры
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии
Христос Воскресе!
В дни Светлого Христова Воскресения мы приветствуем друг друга радостным уверением в том, что Христос Воскресе, и взаимно исповедуем, что Он — Воистину Воскресе. Наслаждаясь радостью победы жизни над смертью, мы приобщаемся вечной жизни и вечного Господня торжества.
Факт Воскресения засвидетельствован Священным Писанием, людьми — очевидцами и самой логикой жизненных вещей. Но Воскресение — это прежде всего тайна. Это чудо, чудом оно и остается, как и многие дивные дела Христа Спасителя. Многие умы, иногда и верующие, часто поддаются искушению от невозможности постигнуть до конца эту величайшую тайну и, не постигая, не принимают самое великое в мире чудо — воскресение Христа Спасителя, тем самым отвергая и наше всеобщее воскресение.
Мы должны верить, что Христос воскрес, ибо Он Сам об этом говорил, а слова Его всегда исполнялись. Мы веруем в воскресение Христа, потому что после действительной смерти Его видели воскресшим. Видели несколько сот учеников, видели жены-мироносицы, видел сомневающийся в Его воскресении, а после встречи уверовавший апостол Фома, видели и многие другие. Видели и свидетельствовали миру. Мы не можем отвергать эти свидетельства. И предание, и Писание, и плоды Воскресения уверяют нас в дей-ствительности этого события. Без факта Воскресения не имел бы достаточного основания необычайный энтузиазм апостольской общины, и вообще вся первоначальная история христианства представляла бы собой ряд невозможностей.
Воскресение Христово становится исходным пунктом жизни в сердцах учеников. Оно превращает их печаль в необычную радость, павшим духом внушает мужественную решимость и из бедных рыбаков делает всемирных учителей и проповедников. За проповедь о воскресении Христа апостолов и их последователей преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крестах. Могли ли они, такие же смертные, как и мы с вами люди, за ложь умирать, за ложь отдавать все то, что так близко бывает каждому человеку?
Нет, ложь рано или поздно обнаруживается, и такой грубый обман не мог бы оставаться скрытым. Трудно поверить и в то, что ложное могло принести миру столько прекрасного и замечательного. Ни один факт не оставил столько глубоких следов в истории, как этот. Без факта воскресения Христова не было бы христианства, не было бы той христианской культуры и цивилизации, которая явилась началом всего самого возвышенного, благородного и прекрасного на земле. В том числе и в пределах нашего Отечества, на просторах Марийского края.
Христианство на Руси положило основание самобытной национальной культуре и истории, письменности, живописи, архитектуре и многому другому, чем мы и поныне богаты. Без факта Воскресения невозможно было бы объяснить многое. Это Ему, Воскресшему, талантливейшие наши соотечественники посвятили свои самые прекрасные и возвышенные произведения в литературе и музыке, в архитектуре и живописи. Эта дань была достойной. Невозможно представить, чтобы мнимое воскресение могло принести столь великий добрый плод.
День Пасхи, день Воскресения Христова, есть «праздников праздник, и торжество из торжеств», потому что ни один из христианских праздников не имеет для нашей жизни такого великого значения, как Святая Пасха. Мы радуемся воскресению Христову, потому что оно является торжеством нашей веры. Если бы Христос не воскрес, тщетной была бы наша вера, если бы Христос не воскрес — не существовала бы столько столетий Церковь Христова. Но Он воскрес, и тем самым подтвердил Свое божественное учение о высоком назначении человека, о Царствии Божием, о жизни будущего века и о нашем всеобщем воскресении.
Пройдя земную жизнь, с ее победами и поражениями, радостями и горестями, с ее испытаниями, с достигнутым богатством знания и опыта, человек не может так просто исчезнуть, стать добычей червей и разложения. Христос воскрес! Это есть чудо из чудес, перед которым блекнут все чудеса мира.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, жители Республики Марий Эл! Сердечно поздравляю вас с великим и радостным праздником Светлого Воскресения Христова! Пусть благодатный свет Пасхальной ночи всегда радостью озаряет ваши сердца и души. Пусть воскресший из мертвых Христос Жизнодавец укрепит вас в любви и согласии, даст вам силы и крепость нести подвиг служения нашей Святой Церкви и земному Отечеству! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3).
Воистину Христос Воскресе!
Пасха Христова 2009 года, г. Йошкар-Ола
ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ — В ШКОЛЫ
23 марта прошло очередное собрание Горномарийского благочиния, главной темой которого стало развитие просветительской работы на приходах.
Перед священниками округа выступили недавно избранный руководитель отдела катехизации и по работе с молодежью иерей Алексий Сущев и руководитель Православного центра г. Козьмодемьянска Гликерия Казакова. Они рассказали об ор-ганизации работы воскресных школ на приходах и о сотрудничестве с об-щеобразовательными школами района по введению в программу «Основ православной культуры» (ОПК).
Дисциплина «Духовно-нравственная культура» станет обязательной для всех образовательных учреждений с 2010 года. Но ее введение предполагает самостоятельный выбор школой предмета в данной области. Теоретически это может быть любая религиозно-культурологическая дисциплина, любое философское учение, вплоть до откровенно атеистических. И, конечно, нашим педагогам и священникам не безразлично, какие знания будет получать подрастающее поколение в школе.
Участникам собрания благочиния были предложены учебные и методические пособия, а также нормативно-правовые рекомендации для организации преподавания в школах «Основ православной культуры», привезенные из Москвы с последних Рождественских образовательных чтений.
Работы по введению ОПК было решено начать не с городских, а с сельских школ, так как их руководство больше прислушивается к рекомендациям священников и охотнее идет на сотрудничество. К примеру, школы сел Кузнецово, Пайгусово, Виловатово, Еласы уже готовы ввести ОПК в свою программу. Подготовкой же преподавателей займется Православный центр. Для работы в школах благочиние одобрило учебник Л. Шевченко «Православная культура», изданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и прошедший успешную апробацию в школах России.
После собрания иерей Алексий Сущев, Гликерия Казакова, а также руководитель миссионерского отдела протоиерей Геннадий Ромашов встретились с главой администра-ции Горномарийского района Л. Кубековым, его заместителем по социальным вопросам Е. Смеловым и начальником отдела образования Н. Тораевым. В ходе встречи было решено на ближайшем собрании директоров школ района — 15 апреля — подписать договор о сотрудничестве между отделом образования и Горномарийским благочинием. После этого сельские школы будут оформлять сотрудничество с приходами. И, милостию Божией, уже в скором времени наши дети будут иметь возможность получать в школе духовные знания.
Протоиерей Василий Лихачев.
СОВЕРШЕНЫ ДВЕ ХИРОТОНИИ
7 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в домовом храме епархиального управления в честь иконы Божией Матери «Троеручица».
Сослужил Владыке клирик Успенского храма священник Алексий Михеев. За богослужением архиепископ Иоанн рукоположил в сан священника клирика церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, выпускника Волгоградского Духовного училища диакона Николая Аникина и в сан диакона — Михаила Горицкого, алтарника храма святителя Николая Чудотворца поселка Сурок.
В своем напутственном слове Владыка поздравил ставленников с принятием великого дара священства, пожелав помощи Божией в несении этого нелегкого креста.
Проходить сорокоуст священник Николай Аникин будет в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, а диакон Михаил Горицкий — в храме Успения Пресвятой Богородицы города Йошкар-Олы.
Андрей Тимаков.
ПОМОЧЬ БОЛЬНОМУ «ПОЛЮБИТЬ СВОЮ БОЛЕЗНЬ»
19 марта в медицинском колледже города Волжска состоялся семинар-практикум, посвященный труду сестер милосердия.
Организатором семинара выступил Отдел социального служения и церковной благотворительности Йошкар-Олинской епархии. В его работе приняли участие духовенство Волжского церковного округа, активные члены приходов, ведущие специалисты муниципальных медицинских и социальных учреждений, представители Йошкар-Олинского сестричества и Отдела социального служения и церковной благотворительности. Основная цель семинара — помощь в организации сестринского движения в Волжском церковном округе.
Выступая с приветственным словом, ведущий семинара, благочинный Волжского церковного округа протоиерей Александр Михайлов отметил: «Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы посоветоваться, поделиться опытом и взять на себя ответственность помочь другому человеку не только чисто физически, но самое главное — духовно, помочь увидеть себя, осознать свое положение, и, как говорил в таких случаях известный духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — полюбить свою болезнь».
В ходе встречи обсуждался самый широкий круг вопросов. В частности, говорилось о проблемах, связанных с организацией в благочинии церковных богаделен. Многим приходским священникам в их пастырской практике часто приходится встречаться с людьми, оказавшимися в трудном социальном положении и претерпевающим различные скорби. Как правило, это люди либо одинокие, либо ставшие по болезни и старости не нужными своим детям и родственникам.
Уже несколько лет по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна при Покровском храме с. Эмеково действует богадельня — первая в Волжском районе. Рассчитана она на 18 мест для мужчин и женщин. Вслед за ней такие же приюты для пожилых планируется открыть в п. Красногорск и два — в городе Волжске. О необходимости создания церковных богаделен, о проблемах и трудностях попечения об одиноких и престарелых рассказал настоятель храма Покрова Божией Матери с. Эмеково иерей Евгений Усков.
Особое внимание на встрече было уделено работе сестер милосердия в светских медицинских и социальных учреждениях, а также домашнему патронажу за одинокими престарелыми людьми, инвалидами и тяжело больными. Участники встречи заслушали и обсудили доклады сестры милосердия В.С. Тарасовой «Об опыте работы сестер милосердия в психоневрологическом интернате с. Шоя-Кузнецово», главного педиатра Волжского района Л.П. Самойловой «Об опыте работы с детьми, оставленными матерями в родильном отделении больницы г. Волжска» и др.
О деятельности медико-социальной программы «Малыш» в республиканском Доме ребенка рассказала воспитатель Галина Александровна Щелчкова. Сегодня здесь находится 78 детей до трех лет, от которых еще в родильном доме отказались их матери. Трудятся в Доме ребенка 12 сестер милосердия. В течение четырех с половиной лет самое пристальное внимание уделяют они окормлению обездоленных: по возможности стараются чаще навещать малышей, помогают кормить, делать первые шаги, гуляют с ними. Но самое главное — готовят детей и помогают священнику во время таинства Крещения.
Не была обойдена и тема участия Церкви в решении демографической проблемы. Участники семинара посетили передвижную фотовыставку «Молчаливая революция», расположенную в здании медицинского колледжа. Посвящена она проблеме абортов и адресована студентам колледжа и старшеклассникам общеобразовательных школ города и района.
В рамках работы семинара состоялась премьера документального фильма, подготовленного Отделом социального служения нашей епархии. В нем рассказывается о работе, проводимой сестрой милосердия, и тех качествах, какими она должна обладать, чтобы достойно нести это высокое звание.
По итогам встречи принято решение о совместной деятельности Йошкар-Олинского сестричества и Волжского церковного округа. В рамках достигнутого соглашения планируется создание в Волжском церковном округе приходских сестричеств с центром в г. Волжске, церковных богаделен; реализация программы «В защиту жизни», направленной на улучшение демографической ситуации в республике; осуществление патронажа престарелых людей на дому и в социальных учреждениях; оказание помощи многодетным семьям, решение ряда иных социальных проблем.
Также планируется разработка образовательных программ для Волжского сестричества, которые позволят получить необходимые знания для оказания первой медицинской и социальной помощи тяжелобольным.
В заключение участники семинара выразили надежду на то, что трудами сестер милосердия и духовенства наши медицинские учреждения постепенно станут лечебницами не только тела, но и души. Ведь дела милосердия, благотворительности всегда были, есть и будут нужными для помощи страждущим, больным. И наша задача состоит в продолжении деятельности и укреплении сестричества во благо нуждающихся людей и во славу Божию.
Подготовил Андрей Тимаков.
ДЕСЯТИЛЕТИЕ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Воскресная школа при Килемарском Свято-Ильинском храме, где настоятелем иерей Андрей Романов, отметила свое десятилетие. Ее первые выпускники уже учатся в вузах, работают, многие имеют свои семьи…
На первой встрече выпускников отец Андрей, поздравляя ребят, вспомнил, как открывалась школа, о первых ее шагах, делах, успехах. Рассказал, как на глазах менялись дети, ста¬новились добрее, терпимее друг ко другу. Староста храма Т.В. Черепанова напомнила, как восстанавливался храм, укреплялся приход. Педагоги и воспитатели вместе с отцом Андреем и матушкой Фотинией даже показали инсценировку по известной сказке «Теремок» о том, как создавался коллектив воскресной школы.
Сейчас при храме занимаются около сорока детей разного возраста. Здесь они получают различные знания и навыки в кружках, учат молитвы, посещают богослужения, выполняют послушания. Летом при воскресной школе работает православный лагерь, где детей приучают к труду: они выращивают рассаду, сажают овощи и цветы.
Работа воскресной школы ведется по разным направлениям: учебно-воспитатель¬ная, с православной молодежью и молодыми семьями, с прихожанами и родителями. Пять дней в неделю работает разновозрастная благотворительная группа «Дошкольник». Летом проводится фестиваль воскресных школ Лугово-марийского церковного округа «Семья — малая Церковь», где ребята знакомятся с культурой семейных отношений.
Десятилетие — это пока возраст отрочества. Хочется надеяться, что, по милости Божией, школа достигнет и совершеннолетия.
Лидия Градинар, п. Килемары.
ОТКРЫЛАСЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ
Первая в епархии православная воскресная школа для глухонемых начала действовать при Православном центре г. Йошкар-Олы.
Еженедельные встречи при Православном центре с детьми и взрослыми, страдающими расстройством слуха и речи, начали проводиться с февраля 2009 года по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна.
Занятия посвящены основам Православной веры и проходят в присутствии сурдопереводчика. Очень часто переводчиками являются дети глухонемых. Через преподавателя они рассказывают своим родителям о великих праздниках и житиях святых, об иконах и богослужении, отвечают на вопросы и помогают готовиться к церковным Таинствам.
Посещать школу могут все желающие. Занятия проходят по субботам в 14.00 в Православном центре (г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 77).
КОЛОКОЛА — В ДАР ХРАМУ
Первого апреля восстановленная недавно колокольня Михаило-Архангельского храма села Юрино пополнилась двумя новыми колоколами.
Первый, весом 164 кг, прибыл в Юрино из Каменск-Уральска еще 9 января. Его украшают икона святых апостолов Петра и Павла и дарственная надпись: «Михаило-Архангельскому храму п. Юрино трудами раба Божия Василия Зотина». Второй, 700-килограммовый, был привезен в Юрино 27 марта. На колоколе изображены четыре иконы и надпись: «Лит сей колокол в Каменск-Уральском товариществом «Пятков и К0» в дар Михаило-Архангельскому храму трудами раба Божия Валерия Барулина. Лето 2009 от Рождества Христова». Оба колокола изготовлены по заказу прихожан храма, а поднять их на высоту 18 метров помогли строители из Йошкар-Олы.
Пресс-служба епархии.
Церковь и общество
КАК ВЕРНУТЬ «ПОТЕРЯННОЕ» ПОКОЛЕНИЕ?
Во все времена одной из главнейших задач общества была подготовка и воспитание подрастающего поколения. Сегодня работу с молодежью в качестве стратегического приоритета определяют как политические партии, так и религиозные организации. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих первых речей после избрания Предстоятелем Русской Православной Церкви отметил, что «линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей». Каково отношение нынешней молодежи к Православной Церкви? Как складывается борьба Церкви за сердца молодых? И есть ли шансы спасти нынешнее — «потерянное» поколение? Об этом наш корреспондент беседует со священнослужителями Йошкар-Олинской и Марийской епархии: благочинным Волжского церковного округа протоиереем Александром Михайловым, руководителем епархиального отдела по работе с молодежью иереем Андреем Норкиным, благочинным Луговомарийского церковного округа иереем Андреем Романовым и помощником благочинного по работе с молодежью Горномарийского церковного округа иереем Алексием Сущевым.
А.М.: Полагаю, что методы работы с молодежью, повсеместно практикуемые на Западе, — выхо¬ды на рок-концерты, танцплощадки и т.п. — для нас мало приемлемы. Это — их путь, который давно увел людей от Бога и от христианских идей. В нашей епархии отработаны варианты работы со школами, детсадами, музыкальными студиями. Но самое важное — создавать с момента рождения ребенка — в семье, яслях, детском саду — благоприятную среду для воспитания, взращивания лучших духовных качеств.
Обычный детсад, где работают неверующие педагоги, может воспитывать неправильно, поэтому желательно в каждом садике создавать мини-общины для православных детей и поддерживать в них дух Православия. Верующим родителям лучше выбрать для своих чад воспитательное учреждение, где руководитель православный — он поддержит создание таких мини-общин.
А.Н.: Мы сейчас говорим о подрастающем поколении младшего, детсадовского возраста. Но ведь вокруг нас немало молодых людей, которые выросли без Бога — в их семьях говорить о духовности было просто не принято. Нередки случаи, когда молодые люди сами приходят к вере и затем приводят в храм своих родителей, близких, друзей, своим примером являя им правоту выбранного пути. Поэтому необходимо работать не только с детьми, но и с подростками, юношами. Здесь важную роль могут сыграть дворовые клубы. Подростки, желая реализовать свой творческий потенциал, да и просто, чтобы уйти с улицы, приходят в клуб по интересам. И там священник мог бы проводить беседы, сеять в молодые души добрые семена. К таким занятиям можно привлекать и родителей. Подобная практика у нас уже существует, приносит первые плоды.
— Но дворовых клубов не так много, кроме того, не все их руководители с пониманием относятся к подобным методам работы…
А.Н.: Я затронул эту тему, потому что в Йошкар-Оле практика создания подобных клубов уже зародилась. Конечно, их еще немного, но ведь это лишь первый шаг. Есть и другие формы работы. Например, мы проводим конкурс рисунков «Красота Божиего мира». Дети охотно участвуют — ведь рисовать любят и умеют многие из них. На первых порах ребенок рисует то, что видит, то, что особенно ему близко и любимо,— родителей, родную природу. Затем в его рисунках появляются храмы, христианские сюжеты. А чтобы правильно отобразить евангельское событие, к примеру, Рождество Христово, дети открывают Священное Писание, изучают его, получая знания о Боге. Так, в детские души западают первые семена духовного возрастания…
Конкурс этот проводился у нас на республиканском уровне — участвовали школы, средние специальные учебные заведения, клубы. Он вполне удался, что неудивительно. Ведь такие мероприятия, объединяющие в себе интересную для детей, их родителей и педагогов идею и красоту, духовность, к которым стремятся сердца, по природе своей обречены на удачу! Главное — подать идею, а затем ее подхватывают и развивают сами участники. Заинтересовавшись, увлекшись, они в среде сверстников становятся самыми лучшими организаторами и популяризаторами таких конкурсов. Мы получили много положительных отзывов от педагогов и родителей. В дальнейшем можно привлекать к участию и ребят постарше, студентов, расширив рамки конкурса и включив в него фотографии, рефераты и т.д.
А.С.: Молодежь постепенно подходит к Православию и в процессе изучения истории своего края, родного села, храма. Сегодня в стране актуальна тема «Новомученики — исповедники Российские»: дети ищут информацию, составляют рефераты, готовят доклады. Есть и другие темы — интересные и актуальные.
— Действительно, когда речь идет о детях и молодежи, особенно важно попытаться объединить «интерес» и духовность. Показать и доказать, что духовное делание вполне может быть интересным, увлекательным занятием!
А.М.: Здесь есть один очень принципиальный момент — приоритетом всегда должна оставаться духовность. В этом смысле нельзя брать за основу западные технологии, где в погоне за «интересом» утрачивается духовность. Запад в желании найти в среде молодежи единомышленников, упрощает, выхолащивает веру, потакая низменным вкусам, жажде наслаждений. У нас же все наоборот — стараемся подтянуть молодых людей на более высокий уровень — к добру и свету, к духовному возрастанию.
— Но, как известно, катиться вниз легче, чем взбираться вверх. Может быть отсюда стремление молодежи следовать легким — западным вариантам делания жизни? Согласитесь, что западным миссионерам, взывающим к любви ко всем ближним на рок-концертах, легче, нежели нашим православным батюшкам, призывающим к посту, покаянию, работе над собой?
А.Н.: Выскажу свою точку зрения насчет рок-концертов. Думаю, что совсем игнорировать и просто не замечать их существования и степени влияния на сегодняшнюю молодежь нельзя. Тем более, что все чаще организаторы таких концертов по одним им известным причинам обращаются к православным священникам, приглашая их на свои мероприятия. Как тут быть? Отказаться, конечно, проще, но, может быть, попробовать занять другую позицию и рассматривать рок-концерты как поиск возможности достучаться до сердец молодежи на «их территории». С единственным, но принципиальным условием к организаторам — на концерте не должно быть ничего, противоречащего духу и устоям Православия. Чтобы не было ни курения, ни распития спиртных напитков, ни сквернословия. Может быть, это станет нашей маленькой победой?! «Все, что для нас в принципе приемлемо, не противоречит нашему православному духу, мы также используем. Это, к примеру, летние трудовые и спортивные лагеря. Есть у нас и совместные военно-спортивные клубы с ветеранами Афганистана, в мальчишках там воспитывается дух патриотизма, любви к Родине»...
— А если нет, и батюшка незаметно для себя «растворится» в толпе? Может быть, все же проще держаться позиции «рок и все, что связано с ним,— изначально не наше»?
А.С.: Нельзя все время отступать, отдавая молодежь улице и сектам. Тем более, что в среде современной молодежи, безусловно, есть люди неглупые, ищущие себя и свой путь. Да и среди самих рок-музыкантов таких людей, как показывает практика, не так уж мало. Многие рокеры поколения 80-х пришли, в конце концов, к Православию. Сегодня есть группы, сочиняющие рок и рэп на христианскую тематику. Это — поиск пути: все ненужное, наносное со временем отпадет, а суть останется. Ведь заинтересовать молодежь, подобрать ключ к их душам, действительно, очень трудно. Так, у старшеклассников в маленьком городке все мысли — поскорей окончить школу и уехать в столицу, а то и за рубеж в поисках лучшей жизни. А как поведут себя молодые люди, вырвавшись из-под опеки, трудно представить…
— Конечно, здесь нельзя не сказать об огромном, фундаментальном значении семьи в воспитании детей. Это тема для большого отдельного разговора, который, надеюсь, у нас еще состоится. А пока вопрос такой: как воспитывать… «воспитателей», то есть родителей, обязанных заниматься своими детьми? Ведь если родители не только не воцерковлены, но и просто не воспитаны, если «икона» в семье — телевизор, а лучший друг — бутылка… Что они дадут свои детям?
А.С.: Что касается работы с семьями, то в Петербургской епархии, например, практикуются беседы, помогающие всей семье встать на церковный путь. Проблема лишь — убедить родителей посещать эти лектории. Благоприятная христианская среда должна, в идеале, окружать ребенка везде: в садике, школе, семье, церкви. На деле же неокрепшая детская душа постоянно сталкивается с противоречиями. В воскресной школе, например, учат поститься, а дома, в семье, родители об этом не хотят и слышать. Куда деваться бедному ребенку?
— Хорошо, когда воскресная школа дает ребенку понятия о добре и любви. Однако многие нынешние дети не слышали ни о воскресных школах, ни о христианских заповедях. Часто воспитание их предоставлено улице и каналам развлекательного телевидения. Как им узнать о «красоте Божиего мира»?
А.Р.: Слава Богу, не во всех семьях царит культ телевидения и желтой прессы. Уверен, что сегодня по-прежнему, несмотря на негатив, немало семей, где старшее поколение, пройдя искушения и преисполнившись жизненной мудрости, живет по заповеди: «Семья — малая церковь». Очень важно всячески поддерживать такие семьи, расширяя устои, принципы, заложенные в них до масштабов прихода. Желательно, чтобы каждый священник в своем приходе сумел создать теплую семейную атмосферу. Когда семья растет, появляются новые помощники. Так и в приходах — появляются новые люди, специалисты в различных областях: учителя, библиотекари, спортивные тренеры, музыкальные работники, врачи… Их батюшка должен привлекать себе в помощь. За оградой церкви они будут делиться с окружающими своими впечатлениями о вере, о жизни во Христе, о храме, в котором царит атмосфера любви. Ведь приход — это не только церковь, а вся округа, все живущие рядом люди.
— В реальной жизни встречаются разные ситуации. К примеру, недавно на улицах Йошкар-Олы довелось встретить толпу улыбающихся девиц с плакатом «Обниму просто так!» Оказалось — сектанты. Причем христианскую любовь к ближним они понимали буквально: вешались встречным прохожим на шею, раздавая при этом красочные приглашения на адвентистскую молодежную программу с бойким названием «Думай иначе». Тут же — реклама лекций по спутниковому телевидению «магистра богословия Моисея Островского». «Гвоздевая» лекция — «Бери от жизни все!» Что может противопоставить Православная Церковь такому напору?
А.Н.: Думаете, на лекции Моисея Островского пришло много людей? Вряд ли! Это не 90-е годы, когда толпа с интересом бросалась на все, что ей предлагалось. Сегодняшняя молодежь уже устала от разного рода призывов и воззваний, от Интернета и бесконечных информационных потоков. Молодые люди хотят хоть как-то проявить себя в реальной, а не виртуальной жизни — получить достойную профессию с возможностью духовно совершенствоваться. Неплохим выходом могло бы стать волонтерское движение под руководством Православной Церкви. Молодость — это энергия, которую надо направить в верное русло.
— Недавно в субботний вечер довелось побывать в Тихвинской церкви, расположенной в парке — на бывшем кладбище Йошкар-Олы. В храме идет служба, тихо, мирно, благодатно. Одна беда: все прихожане — возрастом за пятьдесят. И это при том, что вокруг все буквально бурлит гуляющей молодежью! Девушки и парни бесцельно бродят с бутылками пива, совершенно не замечая храм Божий. Как будто он в другом мире, в ином измерении… Как открыть молодым людям глаза, с чего начинать?
А.М.: Обычно мы видим то, что на поверхности, не замечая того, что внутри. Тех, кто бродит с пивом,— видим; тех, кто сосредоточен на духовном возрастании,— чаще всего нет. Православная вера всегда смиренна, не афиширует себя. Этим, к слову, мы отличаемся от сектантов. Уличные проповеди, марши с транспарантами — не для Православия, это западный путь. Наши священники ходят по школам, детсадам, домам культуры, ненавязчиво сея добрые семена. Когда эти встречи становятся постоянными, сектанты там уже не появляются: малое семя дает всходы, и почва эта становится для сектантов чуждой.
А.Р.: Интересен опыт Русской Православной Церкви за границей. Когда, казалось, что новые поколения эмигрантов начали терять свои русские корни, полностью приспособились под западный образ жизни, при церковных приходах стали создаваться кружки изучения русской словесности. Под руководством священников через изучение русской культуры начался подъем молодежи к церковному уровню. Вначале классическая литература, затем — духовная, труды святых Отцов…
В наших школах сегодня, к сожалению, наблюдается обратный процесс — на уроках литературы дети перестают писать сочинения, отучаются мыслить, сосредоточившись на мобильных телефонах, компьютерах, привыкая к эсэмэскам и прочей западной жвачке. А ведь через продуманную школьную программу можно было бы заметно поднять духовность молодежи. И хотя истинно верующих людей всегда будет меньше, чем всех прочих, перед Церковью сегодня, по-моему, стоит тот же выбор, что и во времена, предшествующие правлению Святого императора Константина. Тогда Церкви можно было либо затаиться в катакомбах, либо выйти на поверхность и попытаться по мере сил преобразить мир. Сегодня, в XXI веке, то же самое: либо Церковь замыкается и пытается спасти тех, кто уже пришел в ее лоно, либо пытается достучаться до окружающего мира, получая порой при этом резкое неприятие, отпор. Но где-то взойдут и добрые всходы!
А.М.: Действительно, русская культура, словесность — великое чудо! Если мы ее потеряем, то утратим все. Поэтому обязательно надо проводить чтения, конференции, семинары, внедрять изучение классики в школьные программы. В советские времена мы соприкасались с культурой через классическую литературу, и, возможно, именно через нее многие пришли к Православию.
— У сект существуют свои технологии: различные курсы, тренинги, часто — спортивные программы, оздоровительные методики… Как полагаете, может ли быть здесь какое-то рациональное зерно?
А.Р.: Все, что для нас в принципе приемлемо, не противоречит нашему православному духу, мы также используем. Это, к примеру, летние трудовые и спортивные лагеря. Так, в Килемарах мы собираем до сотни детишек, они живут на природе полтора-два месяца, придерживаясь строгого распорядка, не употребляя бранных слов, учась взаимовыручке, взаимоуважению. Есть у нас и совместные военно-спортивные клубы с ветеранами Афганистана, в мальчишках там воспитывается дух патриотизма, любви к Родине.
А.Н.: Возвращаясь к теме рок-концертов. Действительно, все чаще наших священников приглашают в рок-клубы, на ралли байкеров и т. п. Мы не отказываем, идем и общаемся там с молодежью, но при этом выдвигаем обязательное условие — чтобы на подобных мероприятиях не было моментов, противоречащих духу Православия. Например, считаю, что очень хорошо, когда признанный рок-лидер — такой, как Юрий Шевчук, из года в год идет по пути, ведущему к Православию. С собой он ведет и своих последователей, так как может объяснить свои взгляды молодежи на понятном им языке, подвести их к храму, к священнику, который, в свою очередь, поднимет духовную планку еще выше.
— Хорошо, если рок-кумир вспомнил о вечном, всерьез занялся духовным поиском и пошел при этом правильным путем. А сколько их пошло не туда! Кстати, задам вопрос одной нашей читательницы, спрашивающей: может ли опыт пребывания в секте помочь нецерковному человеку прийти к Православию? Может быть, для кого-то это тоже духовный путь? Ведь примеры тому есть...
А.Н.: Замечу, что путь этот крайне опасен. Это примерно все равно, что начать пить каждый день в изрядных дозах вино или принимать наркотики, чтобы разобраться, хорошо это или плохо. Далеко не все попавшие в секты могут впоследствии найти оттуда выход, ступить на православную дорогу. Сектантские технологии направлены на то, чтобы отучить человека думать, заставить его слепо следовать за своим проповедником-гуру. Если человек все же не теряет способности мыслить и анализировать, не отказывается от собственного мнения, он стремится вырваться из секты. Но удается это далеко не всем. Так что секты — это очень опасно!
А.Р.: Надо сказать, что бывшие сектанты, которым все же удалось прийти ко Христу, имеют мощный миссионерский потенциал: им есть что сравнить, о чем рассказать, они имеют опыт противостояния секте и могут помочь в этом другим. Но … надо ли ставить над собой такие опасные эксперименты?!
— На Сретенских чтениях Патриарх Кирилл заметил, что достоинством молодых людей является их способность к обучению, усвоению новых знаний, минусом — размытость жизненных позиций, слабый иммунитет к стремлению современной секулярной культуры «оторвать образ плотской чистоты от человеческой личности». Об опасности следования принципу «возьми от жизни все!» предостерегал и ныне покойный Патриарх Алексий II, отмечая, что он ведет к утрате человеческого достоинства и к катастрофе общества. Как противостоять этой тенденции, столь популярной среди молодежи?
А.М.: Сейчас вокруг много суеты — хватаемся то за одно, то за другое. Бросаясь «спасать мир» и, в том числе, как нынче, молодежь, нередко забываем о спокойствии и мире в собственной душе. Конечно же, я не говорю о том, что молодежи не надо помогать, наставлять. Все это наша работа, но… Принимаясь за любую работу, не надо забывать о главном: о Боге, о спасении души, о нашем собственном духовном возрастании. Надо спокойно и достойно исполнять все свои дела и попечения, в том числе и самые трудные. Но нужно постараться делать это с великим терпением и обязательно — с верой и любовью. И все приложится…
Беседовал Сергей Шалагин.
НЕ СТОЯТЬ СЕЛУ БЕЗ ХРАМА
Когда в Йошкар-Оле на берегу Малой Кокшаги один за другим начали расти храмы, глава администрации Юксарского поселения Олег Богданов решил, что его село не должно отставать от столицы. Он начал строить в Юксарах храм... на собственные средства. Других источников финансирования у него попросту не было.
Храм в селе существовал с 1905 года, но, к сожалению, сегодня от него остались лишь фотографии. После разорения в нем разместили колхозный склад, а позднее — клуб. Олег Семенович хорошо помнит из детства, как деревенские плотники переделывали церковь в «очаг культуры». Технология была несложной: прорубили с улицы дверь в алтарь, устроили в нем киноаппаратную, в самой церкви сколотили сцену — и пой, пляши, смотри кино.
Переделать-то переделали, да что-то не заладилось на селе с культработой. В первый раз клуб сгорел в 1989 году. «Я тогда был директором совхоза,— вспоминает Олег Семенович.— Разровняли мы пепелище и поставили на нем новый клуб, а с другой стороны — сельсовет. Здание простояло семь лет и полыхнуло во второй раз 19 мая, в день пионерии. Кто устроил большой пионерский костер — до сих пор неизвестно. Одно стало ясно: не примет Бог очаг культуры на месте храма. К концу лета головешки заросли густым бурьяном».
Надумав восстанавливать в селе церковь, Олег Семенович объездил все окрестные храмы. Домой привозил фотографии: изучал, сравнивал, прикидывал, как лучше строить. Конечно, проще было заказать проект архитекторам, но где взять лишние деньги? Пришлось все придумывать самому, благо, что плотницкое дело знал не понаслышке. Глава Юксарской администрации даже в Архангельскую область съездил, чтобы посмотреть на северные церкви. И оттуда он привез пачки фотографий. Храмы у поморов оказались небольшие, лаконичные и очень красивые в своей строгой простоте. Плотницкое исполнение приблизительно такое же, как в Актаюже или Кумье.
Стройку начали два года назад в апреле. Сруб сначала поставили напротив богдановского дома. Осенью его перевезли на пустырь, где когда-то и стояла церковь. В прошлом году здание довели до купольной части и сделали перекрытие. Сейчас сруб «выстаивается», он должен дать усадку. Весной глава планирует снова собрать людей и продолжить работу, а первая служба должна состояться 21 июля, в Казанскую (престол в старом храме был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери). В этот день в Юксарах был престольный праздник.
После того, как глава администрации начал строительство храма, отношение к власти в селе резко переменилось. Люди говорят, что авторитет у Богданова высок, как никогда. Работа почти закончена, остались небольшие недоделки. Внутреннее убранство — уже забота церковного прихода.
— Храм полностью сделан руками местного населения,— говорит Олег Семенович.— Никому за работу не платили, люди трудились безвозмездно.
— Как вам удалось столько средств найти? — спросил я у необычного «мецената».
— Чего об этом говорить,— не очень охотно ответил Богданов.— Было бы желание. Напишите, что строю на семейные деньги. Только не забудьте добавить, что и люди тоже жертвуют. Народ понял, что для себя, для своих детей старается. Угол у нас тут небогатый, много люди оторвать от семьи не могут. Зато жертвуют от чистого сердца, никто никого не принуждает. На сегодня около 55 тысяч народных рублей на храм положено. Это дорогого стоит.
Валерий Кузьминых.
Литературная страница
КАПЕЛЬКА МИРА
Люди, трагически потерявшие близких, по-разному переживают их смерть. Кто-то отчаивается в вере, кто-то, напротив, уходит в нее «с головой»; иные просто, и уже равнодушно, констатируют: чуда не случилось. Не стоит говорить о том, как трудно, пережив что-то подобное, сохранить по-настоящему христианский душевный настрой: спокойный, радостный, здравый. Но тот, кому это удается, нередко переживает в жизни что-то особенное — очень реально убеждающее его в том, что любовь действительно сильнее смерти. Так произошло и в этом случае, свидетелем которого я оказалась, будучи начинающим журналистом и еще более начинающей прихожанкой одного из больших городских храмов.
* * *
Однажды, по делам работы, я оказалась в гостях у немногословного отставного «силовика», лет десять назад потерявшего цветущую совершеннолетнюю дочь. Взгляд скользил по интерьерам просторной, в добротном «советском» духе обставленной квартиры, с массивным кожаным диваном и паркетом незапамятных времен. Обычный домашний вечер немолодой семейной пары. Ничто вокруг не напоминало о неизбывном горе.
Спустя несколько секунд глаза отыскали на стене фотографический портрет. С него задорно улыбалась энергичная молодая девушка со смоляной челкой. Фотообъектив запечатлел ее во время какого-то путешествия или отдыха на природе. Полные жизни, искрящиеся глаза рождали странное буравящее чувство — совсем иное, нежели печальный портрет в траурной рамке. Душу охватывала растерянность.
— А! Это Лерочка! — почти весело перехватил мой взгляд хозяин дома, Евгений Иванович (имена героев изменены. — Е. С.). — Доченька моя смотрит на нас, — добавил он, ничуть не смутившись. — Хотите, я вам ее комнату покажу?
Комната казалась обжитой: стеллаж, книги, пианино со стопкой нот. Лишь кровать была без постельного белья — на ней давно уже никто не спал. Хотелось уйти — и не вникать глубже в чужую утрату. Но разговор уже нельзя было оборвать просто так.
Лера — горячо любимая дочь интеллигентных, состоявшихся в жизни родителей прожила на свете чуть более двадцати лет. Душа компании, умница, такая же порядочная и почти состоявшаяся… «Сгорела» она буквально за несколько месяцев — от неизлечимой и быстро прогрессировавшей болезни. Вначале не могли поставить диагноз, а потом уже не могли спасти. Осталось лишь много-много искристых, смеющихся фотографий…
То ли от излишней впечатлительности, то ли по Божиему вразумлению этот образ преследовал меня еще много дней. Оглядывала перед сном свою комнату, а в голове стучало: «А что, если и ты… так? Вот так же на полке будут лежать стопочкой твои книги, и твои родители будут показывать их гостям…» И никуда не убежать, не отмахнуться было от этого чувства. Но, вместе с тем, был во всей этой истории какой-то неразгаданный оптимизм, какая-то сила, дающая возможность отцу так спокойно и ласково говорить об ушедшей дочери. Было совершенно непонятно, что может так смягчать его сердце. Подумав, я отнесла это на счет природной доброты и силы воли — дающей возможность принять все, что должно случиться.
* * *
Прошло некоторое время. Как-то раз мы разговорились с приятелем о его брате-священнике, служившем в дальнем селе. Я рассматривала фотографии и слушала новости о приходских буднях, невпопад кивая головой. И вдруг услышав знакомую фамилию, споткнулась на середине фразы… Да ведь это он, мой недавний знакомый, помог восстановить этот огромный трехпрестольный храм в вымирающем «углу»! «А! Это Лерочка!» — пронеслось в голове с той самой неподражаемо-веселой интонацией, так что невольно захотелось улыбнуться. «Хорошо, когда в твою честь восстанавливают храмы…» — уже мрачнее пронеслось следом. Господи, да ведь мы даже не были знакомы! И опять — она…
* * *
Впоследствии мне довелось еще раз посетить Евгения Ивановича. Не помню даже, «выложила» ли я ему историю про храм, или мы как-то по-другому заговорили о вере. Немногословный и простой, он не сказал об этой стороне своей жизни ничего особенного. Но в конце ободряюще улыбнулся.
— Ну, раз вы верующая, я вам кое-что покажу, — он знаком приглашал меня в комнату дочери.
Мы остановились у окна — на полочке возле него стояло несколько икон. (И как это я не заметила их раньше!) На тумбочке, рядом, размещалась самая большая, необычная. Перед изображенной в полный рост Божией Матерью стояли преподобный Серафим и еще один святой (память, к сожалению, не сохранила его имя). Такими Лера видела их во сне. Отец и дочь, будучи людьми церковными, не доверяли снам — но получили благословение заказать у иконописца этот образ. Наверное, по вечерам девушка вставала перед этой низенькой тумбочкой на колени. Было это за несколько лет до ее скоропостижной смерти…
— А к преподобному Серафиму мы ездили… — Евгений Иванович выдвигал ящичек, где хранились годами собираемые «святыньки» (сухие веточки, бумажные иконки, коробочки с ладаном). — И по Канавке Царицы Небесной ходили. И землицы с собой привезли. А теперь — посмотрите, вот…
…Я держала в руках кулечек с черной дивеевской землей. Она была мокрой и благоухала. А сверху, прямо на поверхности целлофана, выступила небольшая маслянистая капелька мира…
* * *
В голове сложилось все, что должно было сложиться. Вернее, так и осталось до конца непонятным, какая связь существует между искристо-искренней Лерой, необычной иконой, дивеевской Канавкой и пятиглавым храмом, который восстанавливал ее отец в безвестном дальнем селе. Но эта связь — была, и именно она наполняла какой-то особой, умягчающей радостью зияющую пустоту смерти. Напоминала, что у Бога все живы, и что Господь неожиданным образом может утешить в любом горе. Хотя многое, конечно, зависит от того, что именно останется после нас. Дипломы, машины, личные особняки — или сухие веточки со Святой Земли, любимая икона Богородицы и маленькое чудо радости в сердцах близких людей. Маленькая, живая капелька мира…
Елена Сапаева.
ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ
В старинном селе Арда, раскинувшемся по обе стороны трассы Йошкар-Ола – Козьмодемьянск, первый храм, построенный в 1754 году, был деревянным. К началу XIX века он обветшал, и в 1816 году «тщанием» прихожан была выстроена каменная церковь во имя Рождества Христова.
На протяжении многих лет жители села Арды были свидетелями того, как рушился и погибал их храм. Когда-то крепкий и светлый, с годами темнел, обшарпывались стены, ветшала крыша, все ниже кренилась главка. Храм стал таким невзрачным, что не вызывал у окружающих ничего, кроме тоски и жалости.
А ведь история его насчитывает почти два с половиной столетия, возведен он был еще в 1754 году. В каменном же исполнении на том же месте был отстроен на средства прихожан в 1816 году. Со временем при храме открыли церковноприходскую школу. Степенно и неторопливо протекала жизнь сельского прихода, пока не пришли времена гонений на Церковь.
В сентябре 1937 года с храма сбросили колокола, и даже осколки от них увезли на телегах куда подальше. Вскоре по ложному обвинению были арестованы и на десять лет отправлены в лагерь священник и староста. Церковную утварь растащили, иконы сожгли. Лишь малую часть книг из храма удалось спасти церковному сторожу И.Я. Морозову. Однако после его смерти и они пропали. Долгое время здание пустовало, затем его превратили в склад, позднее открыли здесь клуб.
В начале декабря 1990 года в исполком Ардинского сельского совета от верующих поступило заявление с просьбой о восстановлении церкви. Разрешение было получено, и в 1991 году начались ремонтные и реставрационные работы. Параллельно с их началом в Ардинском храме возобновились богослужения. Первые полтора года церковные службы здесь совершал настоятель Килемарского храма благочинный иерей Андрей Романов. Затем владыка Иоанн благословил на приход священника Сергия Колобкова.
Задача перед новым батюшкой стояла не из легких: возродить обветшавший, холодный, давно растерявший своих прихожан храм. Денег нет. Прихожан раз-два и обчелся. Тем не менее, потихоньку приступили к ремонту церкви. Собрали деньги, кто сколько может, нашлись и добровольные помощники. С началом восстановительных работ и людей в храме стало прибавляться.
А планы у отца Сергия были большие: не только изнутри церковь отреставрировать и иконостас новый поставить, но и внешне привести все в порядок, облагородить прилегающую территорию.
Ардинский приход велик: 32 деревни в округе. И на всех один батюшка — отец Сергий. На его попечении и молельный дом во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Визимьярах, и часовня с купелью на берегу Волги в деревне Алешкино. И строящийся храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Юксарах, почти уже готовый: стены, крыша, пол, купол и колокола. Иконостас временно решено поставить старенький, Ар-динский. И богослужения можно будет начинать.
Многого ждет батюшка от этого храма. Ведь Юксарская сторона как бы оторвана от мира. Старая церковь давно сгорела. Ни общения, ни работы. Трудно живется людям, поэтому столь велики надежды батюшки на возрождение духовного очага, который создают сообща. «Время кризиса,— делится он своими мыслями,— как бы специально дано нам для переоценки своей жизни. Каждому необходимо взглянуть, что творится в его душе и вокруг».
Не случайно говорится: пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Возможно, это время и настало. И всем нам необходимо остановиться, задуматься: что, почему и где не так. И прийти в храм покаяться, очиститься от старых грехов, взглянуть на жизнь по-новому.
Отец Сергий ведет службу горячо, искренне и пение церковного хора. Чистые голоса как бы уносятся ввысь: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…» Как все естествен¬но и просто. Не суди, прощай других и не судим и прощен будешь.
И простота эта привлекает людские сердца. Потому, наверное, и наполняется Ардинский храм в день службы не только колокольным звоном, но и людьми, в душах которых этот звон и это пение будят полузабытые веру и любовь. Лидия Градинар.