С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Содержание номера:
Рождественское послание АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МРИЙСКОГО ИОАННА.
Единение для служения.
Объявлены победители конкурса.
Храм в далеком уголке.
Праздник объединяет волжан.
Символ благой вести.
Миссия выполнима!
«Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди.
Сайт Саратовской епархии входит в десятку самых посещаемых.
Оршанская жемчужина.
«Живой образ» в юной душе.
«Пятое Евангелие» Баха.
От Рима до Лорето.
Рождественское послание АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии
Христос рождается, славите! Сегодня, как и всегда, пока существует мир, пока теплится в людях вера Православная, события Рождественской ночи умиляют сердца человеческие. Вот в убогом вертепе, исполненный любовью к людям, в смиренном зраке рождается Сын Божий от Неискусомужней Пресвятой Девы Марии. Полагается Ею в скотские ясли. Простецы пастухи, услышав ангельское благовестив, приходят в пещеру и поклоняются Богомладенцу Христу. Спешат воздать славу воплотившемуся Сыну Божию мудрецы восточные — волхвы.
Велико значение этого евангельского события. Родился младенец Иисус, Спаситель мира. Бог стал человеком, и через это снизхождение нам открываются беспредельная Божественная премудрость и сила, беспредельная Божественная благость и любовь. Человек, со времен преступления Адамова бывший рабом греха, пленником диаво-ла, ныне вновь озаряется светом Разума. Бог, сжалившись над созданием Своим, Сам сходит на землю, воплощается, чтобы спа¬сти его, показать ему Путь, Истину и Жизнь, открыть врата Царствия Небесного, соединить с Богом Отцом, избавить от вечных мучений.
Размышляя о событии Рождества Христова, блаженный Августин говорит: «Какая польза мне, что это непостижимое таинство происходит всегда, если оно происходит не во мне?»
Для каждого из нас важно, в какой мере благодатное действие этого вечного рождения коснется нашего сердца и нашей совести. Останемся ли мы лишь любопытными наблюдателями сего дивного таинства в истории человечества или же, подобно мудрым волхвам, пойдем вслед за вифлеемской звездой, дабы познать Истину, которая сделает нас свободными (Ин. 8, 32) — свободными от греха и смерти.
Вечное рождение во Христе Иисусе при благодатном содействии Святого Духа происходит в человеке, живущем по заповедям Божиим, как свидетельствует Сам Христос: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим,… и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14; 21,23).
Возлюбленные, сегодня каждый из нас должен испытать свою совесть: живет ли он по Заповедям Божиим, способствует ли он своей благочестивой жизнью искоренению зла в мире?
Христианин! Посмотри вокруг себя, и ты увидишь, как в духовном водовороте человеческихлукавств мир ежедневно пополняется несчастными и обездоленными: детьми-сиротами, брошенными собственными матерями, бесприютными, изможденными престарелыми родителями, ставшими ненужными своим жестоким детям. Прояви к ним христианское сочувствие, яви им любовь свою.
Дорогие братья и сестры! В святую ночь преславного Рождества Христова отложим все свои мирские заботы, придем в храм Божий и мысленно припадем к Вифлеемским яслям. Откроем Рождшемуся Богомладенцу свои греховные раны, и Он уврачует их и наполнит сердца наши светлым торжеством, радостью и миром. Не смущайтесь, если у ног Бого-младенца Христа вы почувствуете в глубине сердца своего греховное томление. Помните, что Христос — умиротворяющая Любовь. В молитве отдайте Ему свои сердца и почувствуете неизреченную радость.
Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные братья и сестры, с Рождеством Христовым! Да пребудет «благодать Божия со всеми вами, неизменно любящи¬ми Господа нашего Иисуса Хрис¬та, во веки веков». Аминь.
Рождество Христово 2006/2007 г.
Йошкар-Ола
Епархиальные вести
ЕДИНЕНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ
Важная и интересная встреча проведена 15 декабря отделом социального служения Йошкар-Олинской епархии. В читальном зале епархиальной библиотеки собрались специалисты Министерства здравоохранения республики во главе с первым заместите¬лем министра Ольгой Борисовой, сотрудники социального отдела епархии и сестры милосердия сестричества во имя преподобно-мученицы великой княгини Елисаветы.
На повестке дня актуальный вопрос: «Социальное служение Церкви и благотворительность». Примечательно, что в русском обществе почти на всех этапах его развития создавались богадельни, детские приюты, столовые для малоимущих, сестрами милосердия оказывалась патронажная помощь в больницах, престарелым и инвалидам на дому.
Словами: «Призываю Божие благословение на тот труд, который собрал нас здесь сегодня вместе», — совещание открыл секретарь епархии протоиерей Сергий Филонов. Он отметил, что социальное служение живо в Церкви, и начинающееся возрождение единения государства и Церкви обязывает нас сплотить здесь наши усилия.
— То, что у нас появились и работают сестры милосердия — благое дело,— продолжил руководитель отдела социального служения Йошкар-Олинской епархии протоиерей Сергий Поглазов. —Они помогают очень «сложным» больным, с которыми не просто даже их родственникам. Здесь необходимо поистине христианское терпение, которому мы и учим наших сестер. Но нам нужна помощь — в обучении сестер доврачебной помощи, повышении их квалификации, неплохо бы издать небольшую брошюру «Домашний лазарет».
Епархия выступила с конкретными инициативами: сестры мило- сердия должны появиться и в сельских приходах, их помощь так необходима одиноким старикам в отдаленных деревнях. Кроме того, надо в перспективе создать городскую службу (подобно службе 03) по домашнему патронажу и разработать специальную программу по действиям сестер милосердия в чрезвычайных ситуациях.
Заместитель министра здравоохранения одобрила эти начинания и поручила специалистам своего ведомства подумать над разработкой совместных программ. Государство и Церковь объединяют усилия ради людей, нуждающихся в их помощи и поддержке.
Людмила Протасова.
ОБЪЯВЛЕНЫ ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
Завершился региональный отборочный тур Международного конкурса детского творчества «Красота Божиего мира», проходившего под эгидой Молодежных Рождественских чтений и по благослове¬нию Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Подведение результатов и поощрение победителей региональ¬ного конкурса прошло в отделе по работе с молодежью Марийской епархии, а лучшие работы были направлены в оргкомитет Молодежных Рождественских чтений (г. Москва) для участия во втором туре конкурса.
Вот имена победителей:
1. Наталья Евсина, 10 лет, «Мир Божий. Тишина» (Д/к «Эврика». Педагог Н.В. Конакова).
2. Кристина Ложкина, 14 лет, «Русь Православная» (Д/к «Эврика». Педагог Н.В. Конакова).
3. Наталья Митрофанова, 15 лет, (ДТДиМ, изостудия «Творец». Педагог Л.Л. Белугина).
4. Анна Пегешева, 9 лет, «Зима-чудесница» (ДТДиМ, изостудия «Творец». Педагог Л.Л. Белугина ).
5. Миша Белоусов, 10 лет, «Домой с сенокоса» (МОУ Гимна¬зия им. Сергия Радонежского. Педагог Е.Г. Суркова).
6. Иван Сурков, 9 лет, «В ночном» (МОУ «Гимназия им. Сергия Радонежского». Педагог Е.Г. Суркова).
7. Георгий Сурков, 7 лет, «Богатство моря» (МОУ «Гимназия им. Сергия Радонежского». Педагог Е.Г. Суркова).
8. Настя Средина, 10 лет, (МОУ «Гимназия им. Сергия Радонежско¬го». Педагог Е.Г. Суркова).
9. Настя Михайлова, 12 лет, «Радость материнства» (г. Волжск, худ. школа. Педагог Л.Н. Ахмедзя-нова).
10. Марина Марданова, 13 лет, «Осмысление» (Д/к «Ровесник». Педагог Волкова Н.Г.).
11. Погосян Офелия, 12 лет, «Творение Божие» (ЦДО д/к «Факел». Педагог Л.Я. Белянина). Первые Молодежные Рождественские образовательные чтения проводятся в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений. Цель молодежного форума — пробуждение живого ин¬тереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, истории нашей Родины и ее святыням. Итоговая конференция Первых Молодежных чтений пройдет в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 1 февраля. На конферен¬цию будут приглашены учащиеся, чьи работы признают лучшими по итогам конкурсного отбора, проведенного жюри во втором туре.
Отдел по работе с молодежью
Йошкар-Олинской епархии.
Епархиальная жизнь
ХРАМ В ДАЛЕКОМ УГОЛКЕ
Пятнадцать лет назад — 19 ноября 1991 года — в единственном в Юринском районе Михайловском храме было совершено первое богослужение. Этому радостному событию предшествовала большая работа по восстановлению церкви. Возглавил ее священник Николай Барсуков, незадолго до этого на¬значенный настоятелем Михаило-Архангельского храма указом епископа Казанского и Марийско¬го Анастасия.
С тех пор в жизни прихода про¬изошло много положитель¬ных изменений. Главное — был восстановлен единственный в Юринском районе Михайловский храм: 19 ноября 1991 года в нем была совершена первая служба. В тот же день на главный купол церкви водрузили освящен¬ный крест.
Далее одно событие сменя¬лось другим: восстанавливалась церковная ограда с угловыми башнями; строилась котельная и проводилась подземная теплотрасса для отопления храма. Велась реставрация Никольского придела храма: во славу Божию трудились художники, расписывая стены, столяры и представители других профессий. Наконец, после завершения основных работ, в 1996 году придел был торжественно освящен.
Но труды и заботы на этом не завершились: началась реконструкция колокольни; один за другим освящались и поднимались кресты — на купол храма и на вновь сложенную колокольню, проведен водопровод, построены и освящены часовни в деревне Починок и Козиково.
В настоящее время в главном приделе храма начались штукатурно-малярные работы, продолжается реставрация склепа — семейной усыпальницы Шереметевых, восстановлены южные ворота. Территория в церковной ограде с каждым годом все более благоустраивается — разбиты газоны, посажены редкие растения, заасфальтирована дорожка вок¬руг храма…
Знаменательные перемены происходят и в духовной жизни прихода. Так, после столетнего перерыва Юринскую землю вновь посетила Владимирская икона Божией Матери из села Владимирское, что возле Козьмодемь-янска. И отныне прихожане смогут ежегодно получать духовную радость от встречи чудотворного образа. Возобновились крестные ходы по улицам райцентра и близ¬лежащим деревням, во время ко¬торых служатся молебны, освящаются дома и благословляется народ.
Доброй традицией стало и посещение прихода в день престольного праздника архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. В отдаленных уголках Юринского района освящены и открыты молитвенные дома, где в праздничные дни совершаются богослужения. Таким образом, прихожане из дальних сел — Марьина и Васильевского — получили возможность посе¬щать службы, слышать слово проповеди, участвовать в таинствах Покаяния и Причащения.
В 1993 году с благословения отца Николая при храме открылась воскресная школа, где батюшка начал вести с детьми занятия по изучению Закона Божия, истории Русской Православной Церкви и Литургике. Со временем здесь сложился небольшой педагогический коллектив из учителей Юринской средней школы. И вот уже тринадцать лет окормляет их отец Николай, создавая условия для духовного роста. Ежегодно он организует паломнические поездки по святым местам нашей страны, в ходе которых дети и преподаватели школы, приобщаясь к святыням, все более проникаются православным духом, укрепляясь в вере. Всего с учащимися воскресной школы за минувшие годы было совершено 54 паломнические поездки.
Воспитанники воскресной школы с радостью отмечают православные праздники. Особо ожидаемые из них, конечно же, — Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение. В эти главные церковные праздники дети получают подарки, но при этом, несмотря на свои юные годы, замечают особую сладость пищи духовной. Вот как сказала об этом бывшая ученица воскресной школы Н. Чекурина: «В нас посеяно то вечное, доброе, мудрое, что, став нравственной основой жизни, создало барьер, защищающий от пагубного влияния внешнего мира».
Преподаватели общеобразовательных школ и воспитатели детских садов района по благо¬словению протоиерея Николая проходят обучение на курсах по основам православной культуры в Москве, Сергиевом Посаде, Йошкар-Оле. Они участвуют в Глинских чтениях в Сергиевом Посаде и в работе республиканских науч¬но-практических конференций по духовно-нравственному воспитанию молодежи.
При Михаило-Архангельском храме открыта библиотека, фонд которой постоянно пополняется. Здесь можно найти немало душеполезных книг. Весьма богата приходская библиотека и детской православной литературой. Кро¬ме того, открыты библиотеки в Ма¬рьине и Горном Шумце. Двери церкви открыты для всех нуждающихся в духовной помощи. Ежедневно прихожане ищут встречи с настоятелем храма для разрешения многих житейских вопросов, прося благословения и молитв. С помощью Господа, надеясь на промысел Божий, продолжает свои труды протоиерей Николай в доверенном ему приходе, помогая всем обратившимся к нему за помощью и советом.
Надежда Серякова,
п. Юрино.
Епархиальная жизнь
ПРАЗДНИК ОБЪЕДИНЯЕТ ВОЛЖАН
19 декабря — день Святителя Николая и престольный праздник главного волжского храма — стал для многих волжан неофициальным Днем города.
Просторный Свято-Никольский собор уже не вмещает в этот день всех желающих. В этом году торжество, к сожалению, прошло без архиепископа Иоанна. Настоятелю иерею Виталию Михееву сослужили клирики собора, священники других волжских храмов, церквей п. Гари и с. Помары. Торжественная служба, потрадиции, завершилась крестным ходом вокруг храма. В праздничной трапезе приняли участие представители городской общественности.
Освящение престола Свято-Никольского собора состоялось в 1994 году, на Вербное воскресенье. Событие достаточно давнее, но рождение нового храма помнят многие из его сегодняшних прихожан. Огромное количество людей — от нынешних волжских священни¬ков до граждан далекой Италии — приложило усилия к тому, чтобы в трудное, переломное для страны время возвести красавец-собор. В этом году не стало его главного строителя — старосты Николая Васильевича Еремеева, как раз в престольный праздник ему исполнилось бы 65 лет.
Приходская жизнь собора в последнее время качественно меняется. На базе храма проводятся курсы для православных педагогов, открылась воскрес¬ная школа для взрослых. Богатство росписи и убранства, кра¬сивые торжественные службы привлекают сюда и еще не вполне церковных людей. И хотя история храма еще не велика, его уже можно назвать одним из духовных центров нашей республики.
Елена Сапаева,
г.Волжск.
Традиция
СИМВОЛ БЛАГОЙ ВЕСТИ
Среди множества колоколов разного назначения, существующих сегодня в мире, голос русского православного колокола всегда узнаваем и неповторим, он поражает слушателя богатством тембра и певучестью.
Однако, музыкальная красота и благозвучие — лишь одна из граней колокольного звона.Священнослужители говорят о миссионерском значении колокола: он призывает людей на богослу¬жение, передает освящающую верующего человека духовную радость. Медики отмечают, что колокольный звон благотворно воздействует на человека, снимает стрессы, успокаивает и отвлекает от мирской суеты.
О значении колокольного звона рассказывает Владимир Ва-лерианович Казанцев, действительный член Ассоциации коло¬кольного искусства России.
— Откуда ведет свою историю колокол?
— Колокол родился в бронзовый век. Именно тогда был найден особый сплав звучащего металла — 80% меди и 20% олова. Самый первый колокольчик ученые отыскали в Китае. К нам колокола при¬шли, по некоторым сведениям, из Византии. А дальше на Руси про¬изошел небывалый расцвет коло-кольно-литейного искусства. Где отливались самые большие в мире колокола? Конечно, на Руси. Царь-колокол — это 202 тонны. Вы можете себе это представить? Правда, во время пожара в Кремле, чтобы он не расплавился, начали поливать его водой, и из-за перепада температур откололся кусок. Во времена атеизма, богоборчества эти святыни, на которые прихожане веками собирали средства, в одночасье сбрасывали, разрушали, колокольный звон запрещали. К великому счастью, уничтожили не все. Православные прятали колокола, топили. Вот, кстати, в вашей епархии нашли в Волге в районе Козьмодемьянска колокол.
— Почему так почитали ко¬локола?
— Колокол — это уникальный музыкальный инструмент, созданный Божиим промыслом. Колокольные голоса призывают к молитве, связывают нас с невидимым горним миром. Неслучайно в старину колокольным зво¬ном лечили разные болести, изгоняли всякую нечисть. Потому что колокольный звон — он очи¬щающий. Есть даже и современные исследования, методики лече¬ния колокольным звоном.
— В наше время началось воз¬рождение искусства литья коло¬колов. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Мастерство литья колоколов, к большой моей радости, возрождается. Сейчас в нашей стране три крупных завода, работающих около десяти лет: в Каменске-Уральском, в Воронеже и Ярославле. Они используют старинные технологии литья колоколов, но только теперь все механизировано. Так же сначала формируется болван, затем из воска вылепливается колокол, покрывается специального состава глиной (ныне приме¬няется керамика), вытапливается воск и эта полость заливается коло¬кольной бронзой.
Колокол внешне — как человек. Неслучайно и названия его частям дали человеческие: язык, тулово, уши, юбка, плечи, корона. Колокола, как и люди, имеют свойство стареть. Бывает, что звонари этому невольно способствуют, не рассчитывая удар языка. Стареет металл, в колоколах появляются трещины. Но даже если так, отдавать такие святыни на переплавку, по моему мнению, нельзя. Они связывают воедино нашу историю и духовность.
Русские народные звоны — особый мир колокольных созвучий, создаваемый веками. Неоспоримо влияние их на творчество русских композиторов. И древние распевы и звоны влились в русскую музыку как один из ее истоков. Художественные образы колокольных звонов воссозданы не только в музыке, но и в русской поэзии и прозе, в изобразительном искусстве. Колокол стал поистине всеобъемлющим символом, используемым в искусстве для выражения идей и образов, охватывающих жизнь народа во всем ее многообразии, и жизнь христианина, освящаемую Церковью. Русская Православная Церковь приняла колокола как символы благой вести, и они, через освящающую благодать Всесвятаго Духа, стали благовестниками спасения в Церкви Христовой, которая, по сло¬ву Апостола, есть Столп и Утверждение Истины.
''Инна Абрамзон. Фото Валерия Кузьминых.
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК• ЯНВАРЬ • 2007
Церковные вести
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!
НАЗАД, В БУДУЩЕЕ
Кто бы мог подумать лет десять-пятнадцать назад, что за одним столом в президиуме будут сидеть первые лица власти светской и представители духовенства, что губернатор начнет приветственную речь словами «Ваше Преосвященство»! Однако именно так начался миссионерский форум «Православная культура как основа духовного возрождения России», прошедший в Саратове в рамках IV региональных Пименовских чтений. В нем приняла участие делегация и из нашей епархии, возглавил которую архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
О том, что Россия гибнет, сегодня приходится слышать отовсюду. Правда, фраза эта в любую эпоху имела причины быть озвученной, и к настоящему времени она стала некой константой, сопровождающей эволюцию государства. Пожалуй, главное отличие ее от других констант в том, что она, выражаясь медицинским языком, не вызывает привыкания: определенное количество граждан не перестает беспокоиться за будущее страны, за подрастающее поколение и искать пути преодоления кризиса. Собравшиеся на форуме научная, творческая интеллигенция и духовенство Поволжского региона предложили свое решение, в основу которого был положен вопрос веры, органичной русской культуре. Своими размышлениями отом, как совместные действия Церкви и государства могут спасти российское общество, пришедшее к своему духовному обнищанию вследствие «десятилетий госатеизации» (по выражению декана факультета филологии и журналистики СГУ Валерия Прозорова), насаждения среди молодежи средствами массовой информации устоев золотого тельца и духовной злобы и в целом — вследствие потери нравственных и культурных ориентиров, поделились на пленарном заседании приглашенные архипастыри Симбирской, Пензенской, Мордовской и Марийской епархий, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, специалисты, так или иначе связанные с философией и богословием, среди которых были профессор Московской Духовной академии диакон Андрей Кураев, пресс-секретарь Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский,декан факультета философии и психологии СГУ Владимир Белов, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института профессор Александр Дворкин.
— Забота о возрождении России идет от Матери Церкви. Православие всегда воспитывало человека в любви к своему Отечеству,— сказал в приветственной речи архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, живо проиллюстрировав собственные слова случаем из своей практики общения с архиепископом Пименом, который в ответ на восторженную реакцию отца Прокла по поводу фотографии того на фоне розово¬го куста ответил: «Пусть лучше в крапиве, но в России».
Задачей форума было объявлено приобщение российского общества к духовному наследию христианской культуры, что может быть достигнуто совместной работой государства, общества и Церкви — это, по мнению выступавших, определит, какое будущее выберет молодое поколение, которому СМИ навязывают примитивное представление о мире. В русле не единожды упоминаемого вопроса введения основ Православия в школах отмечалось, что если уроки нравственности не вводить, то через некоторое время дети выйдут из повиновения не только родителей, но и государства. А вот в Мордовии предмет «Основы Православия» уже вводится в школьную программу как обязательный. По мнению архиепископа Варсонофия, необходимо увеличить количество и качество средств образования по православной культуре, и без помощи органов власти в этом вопросе не обойтись. Однако, судя по общему настрою, основные усилия предполагается приложить в сфере миссионерской работы.
— Наша главная задача в рас-церковленной стране, которой сегодня является Россия, — вернуть народ в лоно Церкви,— сказал епископ Саратовский и Вольский Лонгин.— Для 60-80 процентов россиян Православие — это вопрос самоидентификации. Но если люди называют себя православными и крестят своих детей, они должны знать свою веру, а для этого Церковь сегодня должна стать полностью миссионерской. Мы еще только ищем пути православной миссии, и единого мнения, какой она должна быть, нет. Решить это соборно — задача форума.
К сожалению, сегодня Православной Церкви приходится преодолевать множество стереотипов, укоренившихся в обществе во времена безудержной перестройки, когда слово «миссионер» у большинства наших граждан устойчиво ассоциировалось с навязчивыми фигурами в глухих костюмах и галстуках, приехавшими из дружественной Америки «помочь» нашему духовному росту. Какими методами следует действовать в сложившихся условиях Русской Православной Церкви, нам, видимо, еще предстоит выяснить, и путь этот легким быть не обещает. Уже сейчас тяжело идет борьба РПЦ с сектантством — владыка Лонгин отметил, что в СМИ борьба Церкви с неокультами часто предстает как борьба с инакомыслящими и за сферы влияния. Если говорить о лекциях для школьников — даже когда речь об основах Православия идет не как о школьном предмете, а как о теме для классного часа, — в школы богословов особо пускать не любят. Похоже, первое, с чем предстоит бороться православным миссионе¬рам — настороженное и недоверчивое отношение. Тем временем первая миссионерская акция уже прошла — в рамках Пименовских чтений Саратовская епархия передала 10 тысяч экземпляров Евангелия министерству образования области для школ, министерству культуры области для библиотек, вузам города, управлению исполнения наказаний и воинским частям. Другое направление, на которое Церковь возлагает надежды в деле повышения осведомленности россиян в вопросах христианской культуры, связано со СМИ — теми самыми, которые, по общему мнению, отнюдь не способствуют сегодня нравственному возрождению России.
СЛОВО ЦЕРКВИ И О ЦЕРКВИ
Каких только неласковых эпитетов не употребляют ныне в адрес прессы! Впрочем, отношение к представителям второй «древнейшей» профессии никогда не было однозначным. Между тем руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий отмечает, что Церковь сегодня как никогда заинтересована в сотрудничестве со СМИ.
О формах и методах этого сотрудничества шла речь на «круглом столе» — «Церковь и СМИ: проблемы взаимодействия», в котором приняли участие редакторы и журналисты саратовских и районных изданий.
— Главная сфера сближения Церкви и СМИ — поле нравственности, — определил проблематику Валерий Прозоров. — Самый тревожный вызов времени — не в экономике и не в политике,а на уровне человеческой личности. Ответом на этот вызов может стать следование журналиста нормам профессиональной этики. Тот, кто бездумно орудует словами, приводит в движение огромную бранную энергию. Но говорить правду, не делая людей несчастными, не унижать людей правдой — очень трудное искусство, и очень редко встречающееся.
Однако здесь тоже существуют градации: происходит либо намеренное искажение реальности, либо недоразумения по незнанию.
Что касается первого, тут виноват убежденный настрой некоторых журналистов против Православия, об этом сказал главный редактор журнала «Имперское возрождение» Михаил Смолин:
— Убеждения рано или поздно проявляются. Беспокоит лишь то, что журналистская братия не обращает внимания на выпады воинствующих журналистов.
Действительно, сложно сохранять нейтралитет в отношениях прессы с Церковью, когда все, что отличается от нейтралитета, име¬ет своих оппонентов: тот, в чьих материалах отражается позиция православного христианина, рискует получить от собратьев по перу эпитет «ударившегося в религию»; другого, предпочитающего стиль «Почем опиум для народа?», записывают в воинствующие журналисты. По мнению Смолина, причина информационной войны с Церковью кроется в обличении ею пороков тех, кому она мешает, так ска¬зать, спокойно в них погрязнуть. Высказывалась озабоченность со стороны духовенства и о том, что в России нет общей еженедельной православной газеты. Как отметил Владимир Вигилянский, Церкви попросту не хватает кадров, технического оснащения и средств для развития журналистского дела. Поэтому каждая епархия ищет здесь свои пути.
Ирина Кабанова.
Миссия
«ИНТЕРНЕТ ДАЕТ НАМ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ
Интервью епископа Саратовского и Вольского Лонгина для справочника-путеводителя «Православный Интернет»
— Ваше Преосвященство, один из самых заметных для общества и Церкви шагов, который Вы предприняли, вступив на Саратовскую кафедру — создание интернет-портала «Православие и современность». Чем объясняется сегодня необходимость столь активного присутствия православных в Интернете?
— В первую очередь, это исполнение благословения Святейшего Патриарха, который, обращаясь к духовенству, постоянно говорит о том, что нам — Церкви — необходимо как можно активнее вести свою проповедь в миру, используя для этого все самые современные средства, в том числе и Ннтернет. Присутствие в сети — это действительно уникальная возможность обратиться к постоянно растущей и наиболее активной части нашего общества — ведь, по всем данным, две трети пользователей Интернета — это молодые работающие люди с высшим образованием. Интернет в прямом смысле дает нам безграничные возможности для проповеди: 40% посетителей нашего портала — зарубежные пользователи, 60% — из различных регионов России.
— В чем состоит концепция вашего портала? По содержанию и стилистике он похож на сайт Московского Сретенского монастыря «Православие.ru». Какие отличия заставляют читателя об¬ращаться к вашему порталу, на чем вы делаете акцент?
— Создавая свой сайт (в тече¬ние первого года существования он функционировал просто как официальный сайт Саратовской епар¬хии), мы знали только то, что он должен быть: а) интересным, б) информативным. Прежде всего, мы рассчитывали на людей, которые живут в нашем регионе. Хотелось дать им возможность почти в режиме реального времени узнавать обо всех событиях, которые происходят в епархии.
Но, кроме того, мы всегда осознавали, что не менее важно дать людям представление о церковной жизни вообще. Ведь современному человеку по многим причинам очень трудно прийти в Церковь. Часто его первым шагом к храму становится вопрос, заданный через Интернет. Раздел «Вопрос священнику» появился на нашем сайте одним из первых, сейчас ежедневно по электронной почте к нам поступает до трех десятков вопросов, часто от людей, которые оказались в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Ежемесячно регистрируется не менее 110 000 просмотров страниц этого раздела. Это — свидетельство того, что люди, говоря современным языком, испытывают «информационный голод»: стараясь разобраться в своей собственной жизни, они пытаются найти ответы на свои вопросы в Церкви, и мы не имеем права отнестись к ним хо¬лодно, формально.
Мы всегда старались также, чтобы на нашем сайте присутствовали аналитические материалы, публицистика, обзоры прессы — все то, что заставляет человека думать, сравнивать и уже сознательно выбирать для себя путь воцерковле-ния,путь православногохристианина. В конечном итоге именно это помогло нам выйти за рамки епархиального сайта и провести его преобразование в информационно-аналитический портал «Правосла¬вие и современность».
— В последнее время много говорят о нехватке в православном Интернете (и вообще в православных СМИ) серьезной, качественной аналитики по острым, актуальным вопросам. Получается, что почти вся аналитика на церковные и церковно-общественные темы попадает в информационное пространство из недоброжелательных по отношению к Церкви источников. Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют развитие этого направления информационной дея¬тельности?
— Я не совсем согласен с таким мнением. Я, например, встречаю в Интернете достаточно много хорошей и качественной аналитики по актуальным вопросам современной церковной и общественной жизни. Первое место, конечно, занимает портал «Православие.ru», который очень активно работает в этом плане. Качественные изменения с точки зрения и стиля, и содержания произошли на официальном сайте Московской Патриархии «Патриархия. ru».
Однако действия наших недоброжелателей действительно иногда более заметны. На мой взгляд, причина этому только одна — мощная финансовая поддержка. Ведь не сам собой, не на пустом месте взял и открылся, скажем, портал «Кредо, ш»? Он возник усилиями тех политиков, которые заинтересованы в ослаблении, раздроблении, уничижении Русской Православной Церкви, для которых нестерпимо ее влияние в обществе. Разработчики подобных порталов (кстати, их не¬много: в основном, встречаются одни и те же 5-8 имен) трудятся с утра до вечера только в одном на¬правлении и получают за это немалые деньги, вто время как большинство православных сайтов — дело рук энтузиастов-бессребреников, желающих просто поделиться людьми радостью своей веры.
Для Церкви информационная работа все-таки пока не может считаться основной. У каждой епархии, каждого прихода, монастыря, у каждой духовной школы — огромное поле деятельности. Сегодня и священники, и активные миряне, которые трудятся на церковном поприще— это люди, которые буквально не имеют свободной минуты, делая по нескольку десятков дел одновременно. Именно такое — неравно¬душное — отношение к своему служению и привело к тому, что мы сегодня называем возрождением Русской Церкви.
— Интернет оказывает серьезное влияние на философию общения, несет ли он в связи с этим угрозы религиозной иден¬тичности? Или все прогнозы исследователей об изменении моделей коммуникации в современном обществе и, отчасти, в Церкви, не оправдались?
— Когда в Интернет приходит человек с уже установившимся мировоззрением, угроза для него не столь высока. Однако если пользователь — молодой человек с неустойчивыми представлениями о себе и мире, и информацию обо всем на свете, начиная от бытовых товаров и заканчивая онтологическими вопросами, он получает из Интернета, возникает угроза утраты не только религиозной, но и любой другой идентичности — культурной, национальной и т.д. Это очень опасно. Конечно же, Интернет не должен становиться тем ми¬ром, в котором человек пребывает постоянно.
— Для большинства пользователей Интернет — это, прежде всего, способ получения ново¬стей в режиме реального време¬ни. Постоянное присутствие верующего человека в пространстве электронных СМИ, громадный поток новостей, распространяемых ежедневно, — не угроза ли это личной жизни, в том числе и духовной?
— Полагаю, что для верующего человека, как, впрочем, и для любого другого, постоянное присутствие в пространстве электронных СМИ отнюдь не является насущной необходимостью. Повторяю: безусловно, это угроза — и личной, и тем более, духовной жизни, которая требует сосредоточенности.
И погружение в «виртуальную реальность», и постоянно работающий телевизор — все это разные формы одной и той же зависимос¬ти. Информация стала одним из основных товаров, одним из «продуктов потребления», а, как известно, чем более ненужным является товар,тем более сил и средств тратится на его раскрутку. Да, это одна из угроз так называемой информационной цивилизации. Но таких опасностей сейчас очень и очень много, и современному человеку необходимо научиться им противостоять.— Существуют устоявшиеся выражения «виртуальный мир», «виртуальная реальность». При¬емлемы ли эти выражения с богословской точки зрения? — Роль Церкви — свидетель¬ствовать миру о единственной и самой реальной реальности — бытии Божием. Любое удаление от нее — гибельно.
– Нужны ли Церкви документы, регламентирующие ее информационную и, шире, коммуникативную деятельность? Если да, то какие, на Ваш взгляд, богословские и практические положения должны быть в них отраже¬ны? Есть ли необходимость регламентировать использование новых коммуникационных технологий? Например, официально констатировать невозможность исповеди по Интернету?
— Возможно, со временем такая необходимость появится, и встанет вопрос об общецерковной концепции использования новых коммуникационных технологий. Однако те «религиозные» сайты, которые предлагают ту же исповедь по Ин¬тернету и содержат множество других недостойных вещей (экстремистские высказывания, осуждение священноначалия, призывы к расколу), на самом деле не имеют никакого отношения к Православной Церкви. Будут ли руководствоваться «новыми» документами те, кто сегодня полностью игнорирует каноны и Устав Церкви? Не уверен.
Вернемся к вашему примеру. Возможнали исповедь по Интернету — церковному человеку понятно: однозначно, нет, также, как невозможны «дистанционное» причастие или венчание. Но для многих наших современников, даже искренне ин¬тересующихся церковной жизнью, характерно привычное желание получить, ничего не отдавая взамен. Так, в Церкви им хотелось бы «получить благодать», но к духовной работе, труду над собой они не готовы. Им хотелось бы «облегчить совесть», но избежав при этом стыда за совершенные поступки, без которого невозможно истинное покаяние. Это и приводит к тому, что вместо храма человек заходит на сайт с весьма сомнительным содержанием... Бороться с этим можно только одним способом — развивая про¬светительскую деятельность Церкви. Новоначальным для работы в Интернете можно посоветовать тот же принцип, который используется при выборе книг для чтения: посещать только те сайты, которые ра¬ботают по благословению Святейшего Патриарха или правящего ар¬хиерея.
— В последнее время в связи с развитием различных интернет-сообществ появились случаи неадекватного поведения некоторых клириков в Интернете. Своими резкими, сделанными без учета аудитории высказываниями они вводят в смущение людей внешних и затрудняют проповедь в Интернете для православных. Есть примеры прещений, наложенных на таких клириков правящим архиереем именно за поведение в Интерне¬те. Можно ли, на Ваш взгляд, отрегулировать эту проблему?
— Я думаю, в каждом случае эта проблема должна решаться правящим архиереем. Потому что Интернет — это некая трибуна, обращение к внешней аудитории. Священник, позволяющий себе неадекватное поведение в Интернете, так же неправ, как тот, кто ведет себя подобным образом в храме, проповедуя с церковного амвона, в теле-или радиоэфире. Архиерей обязан реагировать на это, вести все ту же воспитательную и просветительскую работу среди духовенства. Но, к сожалению, урегулировать эту проблему быстро, раз и навсегда, не получится.
— Как Вы оцениваете перспективы развития православного сегмента Интернета?
— Безусловно, он будет развиваться. Церковь должна присутствовать в Интернете настолько активно, насколько у нее для этого хватает собственных сил. Это абсолютный императив нашего времени.
Епархиальная жизнь
ОРШАНСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА
«Храмы нужны не Богу, Престол Которого — небо и подножие — земля, они нужны нам». Эти слова святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, актуальны и в наши дни. Казалось бы, после 70 лет безбожия Церковь вряд ли сможет восстановить свое былое величие. Но оглянитесь, один за другим возвращаются из небытия храмы. Возводятся, с применением современных ма¬териалов и технологий, новые.
Построенная на средства прихожан во второй половине XIX века Предтеченская церковь села Оршанка отличалась особым изяществом. На массивном основании четверика с фронтонами по бокам возвышались пять восьмериков, несущих изящные главки. Центральная же часть завершалась шатром с главой. Великолепно смотрелась высокая шатровая колокольня, свечой устремлявшаяся к небу. Церковь имела пять престолов, богатую утварь, библиотеку из 250 книг.
Но, как и все другие, она много пострадала в годы советской влас¬ти. Скинули колокола, причем самый большой, приобретенный на средства глубоко почитавшейся в народе инокини Любушки, смогли погрузить и отправить на переплавку только после того, как разбили на части. Снесли колокольню. Разоб¬рали до фундамента холодный храм. Было уничтожено и великолепие внутреннего убранства — большой иконостас с уникальными об¬разами, стенная роспись, мозаика. В церковной ограде сравняли с зем¬лей все захоронения, в том числе и могилу инокини Любушки.
В начале 90-х годов Церкви вернули помещение, а в 2001 году на приход был назначен нынешний настоятель храма — иерей Димитрий Вылекжанин. Со временем появился хор певчих, детская воскресная школа, библиотека. Канонизирован расстрелянный в 1937 году бывший настоятель Оршанского храма протоиерей Сергий Стрельников.
Богоугодное дело возрождения храма получило поддержку Президента Республики Марий Эл Леонида Маркелова и районной администрации в лице А.Г. Марышева. Восстановление оршанского храма было включено в правительственную инвестиционную программу 2006 года и после подготовительных работ началось возведение колокольни.
— Строится она по тому же проекту, что был в XIX веке. Правда, немного пониже,— говорит отец Димитрий.— В конце года-начале следующего планируем поднять на колокольню крест. Кран со стрелой необходимой высоты предоставляет нам директор Марийского нефтеперегонного завода В.И. Ницу-ленко. Генеральный подрядчик стройки — Медведевская ПМК (директор Ю.Л. Васенев), а непосредственно строительные работы осуществляют наши оршанские специалисты во главе с В.Н. Хмелевым.
Хочется всех их, в том числе и директора соцжилкоммунстроя Н.Г. Макарова, поблагодарить за внимание к нашей стройке, они букваль¬но сердце свое вкладывают в общее дело.
На очереди — восстановление основного храма. В нем планируется сохранить все пять престолов, хотя по размеру он будет в два раза меньше старого и внешний вид у него будет другой. Надеемся, что возрожденный храм вновь станет жемчужиной села Оршанка.
Николай Кропинов,
с. Оршанка.
Епархиальная жизнь
«ЖИВОЙ ОБРАЗ» В ЮНОЙ ДУШЕ
В волжской средней школе № 9 состоялся республиканс¬кий семинар «Воспитание — приоритетное направление на¬ционального проекта «Образование». Собравшиеся смогли познакомиться с практикуемой в этой школе системой воспитания, основанной на традиционных духовных ценностях России.
С тем, что школа должна не только учить, но и воспитывать, никто не спорит. Вопрос — в каком направлении вести воспитание? И способствует ли взращиванию души современный потребительски ориентированный мир?
В школе введен специальный предмет, рассказывающий о жизни и духовных ценностях наших предков. Это программа «Истоки», разработанная вологодскими учеными и взятая на вооружение многими православными педагогами в общеобразовательных школах. Волжане лишь недавно включили «Истоки» в учебный процесс, заручившись предварительно поддержкой благочиния. Вместе с тем, духовность и нравственность здесь стараются заложить в преподавание всех традиционных для нашей средней школы дисциплин — от химии до хореографии.
Детей знакомят с традиционным укладом семьи и общественной жизни, мировоззрением наших великих писателей, ученых, полководцев. Школьники учатся стряпать по бабушкиным рецептам, отмечают православные праздники и мечтают стать похожими на былинных богатырей. При этом многие ребята учатся в воскресных школах и регулярно посещают храм.
В целом, такая система воспитания призвана сформировать в детях вдумчивое, глубокое отношение к окружающему миру и к Богу. Ведь мудрый воспитатель, по словам Иоанна Златоуста, творит живой образ, глядя на который радуются и люди, и Cам Господь.
Елена Сапаева, г. Волжск.
Православие и культура
Чак Колсон (Chuck Colson)
"ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ БАХА"
Неисчерпаемая сила художественного мастерства
Христианство никогда не было распространено в Японии. По сути, вместе с индустриализацией она стала одним из наиболее светских государств в мире. Однако именно сейчас тысячи японцев имеют возможность слышать Евангелие некоторым новым (впрочем, точ¬нее было бы сказать, «старым») образом, — и воспринимают его.
Имя «евангелиста», который пробуждает души людей, может удивить вас. Это никто иной как Иоганн Себастьян Бах.
Удивительно! Немецкий композитор, почивший 250 лет назад, несет христианство японскому народу через красоту своей музыки. Рассказывают о тысячах японцев, которые приняли христианскую веру под впечатлением от его кантат. В них силой искусства запечатлена библейская картина мира.
Японская культура до того не была знакома с христианством. Когда европейские купцы и миссионеры бывали на островах в XVII веке, они лишь частично успевали в своих замыслах. Торговля процветала, зато проповедь, можно сказать, не имела успеха. Единственное, что японцам пришлось по душе в западной культуре, это музыка.
Шиничи Судзуки даже разработал метод обучения игре на классических музыкальных инструментах, который стал известен во всем мире. А сейчас, благодаря возрождению популярности Баха, его музыка служит той опорой для христианского просвещения, которой никогда не было у торговли и традиционных миссионерских экспедиций.
Слава Баха в стране восходящего солнца столь велика, что курсы в Академии Феликса Мендельсона в родном городе Баха — Лейпциге — наполняют японские студенты. Они познают там не только музыку вели¬кого композитора, но и саму ее душу — баховскую любовь к Богу.
Описывая возрождение интереса к музыке великого немецкого композитора во всем мире, корреспондент журнала Библиотеки Конгресса Уве Симон-Нетто сообщает, что его японский переводчик пригласил начать день с одной из кантат Баха. Она выбрала одну, в которой провозглашается, что значат эти два слова для христиан, и мне это очень понравилось»,– сказала она.— это Любовь. «Так я поняла, что значат эти два слова для христиан, и мне это очень понравилось», — сказала она.
Как указывает Симон-Нетто, музыку Баха часто называют пятым евангелием. Лучшего определения, пожалуй, не давали еще нигде в мире.
Что родилось как интерес к великолепию музыки, привело к пониманию богатства Божественной славы. Маасаки Судзуки, основатель школы баховской музыки в Японии, говорит, что «Бах учит нас христианскому представлению о надежде». Йошиказу Содзуки из японского национального христианского совета называет Баха не иначе, как «глашатаем Святого Духа». И животворное действие его музыки действительно говорит об этом.
В конце каждого своего произведения Бах писал инициалы «СДГ» — сокращенно «слава единому Богу» (SDG — Soli Deo Gloria — Соли Део Глория). Могли он представить хоть в малой степени, как служат Богу его труды даже через сотни лет после его смерти! И, конечно, Бах вряд ли мог бы подумать, что его музыка будет способствовать христианизации Японии.
Наследие Баха — подлинная иллюстрация к мысли К.С. Льюиса о том, что миру не нужны «христианские» писатели, ему нужны хорошие писатели и композиторы, которые исповедуют христианскую веру. И когда мы создаем действительно прекрасное произведение искусства, которое отражает вечные истины, его богатство пройдет испытание временем — «Соли Део Глория».
Перевод с английского Инны Абрамзон.
Зарисовки из Италии
ОТ РИМА ДО ЛОРЕТО
Мария Шургина. Часть 2.
Эх, дорога, ты дорога, среди сосен и берез, то крута, ато полога, много ты видала слез…» — пою про себя песню и смотрю на мелькающие деревья, поля, обгоняющие наш «бу-сик» машины.
В отпуск едут люди кто куда: кто на море, кто покорять горные вершины, а я предпочитаю отправиться в паломничество. Порой столько удивительных и необъяснимых ситуаций встречается в этом предприятии! А когда возвращаешься явственно ощущаешь помощь Божию по молитвам святых угодников, которых посетил, а еще чувствуешь благодать и от этого становится на душе легко и радостно.
ДЕНЬ 2-й ЕЩЕ В РИМЕ
— Guten Morgen! Wie geht's? — слышится со всех сторон.
— Почему у вас в отеле так много немцев? — спрашиваю у сестры-монахини, разливающей утренний кофе.
— Как почему?! Они едут посмотреть на своего папу Ратзингера.
— И вправду, — хлопаю себя по лбу.— В Риме же сейчас папа — немец.
Мы наспех собираемся и выбегаем из отеля. Сегодня нельзя терять время. Нужно так много успеть! Ведь вечером мы должны переехать в другой город. Первое святое место на нашем пути — монастырь на «Трехфонтанах». Здесь была усечена глава святого апостола Павла, который как римский гражданин не мог быть умерщвлен постыдной казнью через распятие. От раны истекла кровь с молоком, а усеченная глава при падении своем ударилась троекратно о землю и прикосновением своим произвела три источника с водой. Отсюда и пошло название монастыря…
Мы входим в монастырские ворота, прислушиваясь к царящей здесь тишине. Не видно ни монахов, ни настырных, без передышки щелкающих фотоаппаратами туристов. Поднимаемся по ле¬сенке в церковь Божией Матери. В гла¬за бросается православный иконостас. Откуда он в католическом храме?! Позже узнаем, что здесь еженедельно со¬вершает богослужения православный румынский священник.
На этом месте в 209 году при императорах Диоклетиане и Максимилиане были преданы на мучения за исповедание веры Христовой римский трибун Зинон и с ним 10203 человека. Под церковью устроен придел, где почивают останки этих мучеников. В этом же подземелье содержался апостол Павел перед казнью. Спев тропарь и величание мученикам, мы покидаем церковь.
По протяженной аллее подходим к храму, воздвигнутому на месте усекновения честной главы апостола Павла. В полумраке видим три престола, на которых — изображение главы святого апостола, а рядом отверстия, из которых забили ключи, когда глава ударилась о землю. Справа, за железной решеткой,— столб, на котором было совершено усечение главы.
Когда находишься здесь, душа содрогается от ужаса трагедии, произошедшей на этом месте, но вместе с тем понимаешь, что мученический венец святого апостола — это великая награда и великий подвиг. И кто не осознает этого, не понимает сути самого христианства, которое распространялось по земле и крепло с кровью мучеников и мучениц за Христа.
Покидая монастырь на «Трех фонтанах», мы зашли еще в одну церковь — святого мученика диакона Викентия и святого преподобно-мученика Анастасия Персянина. Некогда здесь хранилась икона святого Анастасия, монаха и мученика, при виде которой демоны изгоняются, и больные получают исцеление, как о том свидетельствуют деяния Второго Никейского Собора. Но где эта икона сейчас, нам никто сказать не смог. Да и спросить-то было не у кого. В храме не оказа-лосьлюдей, даже тех, кто там работает. Мы осмотрели суровый монастырский храм, спели величания святым и вышли во двор: впереди нас ждали новые храмы и новые впечатления.
* * *
Следующим местом нашей остановки был огромный, величественный собор святого апостола Павла на Остийской дороге. После казни апостола благочестивая христианка Лукина взяла тело своего учителя и погребла его в своем имении на Остийской дороге. С этого времени здесь стали погребать и других христиан. В 324 году святой равноапостольный император Константин построил над местом погребения апостола Павла великолепную базилику. После пожара 1823 года ее отстроили заново при папе Пии IX.
Размеры и великолепие интерьера собора не могут оставить равнодушными. Только что мы видели тихий, почти не посещаемый монастырь на месте казни, а здесь — толпы туристов с фото- и видеокамерами, что больше характерно для музея, чем для места молитвы. Увы, иногда нужно смиряться с обстоятельствами. Мы подошли к главному престолу, где в гробнице под гранитной плитой почивают мощи святого первоверховного апостола Павла, и стали молиться. Во время молитвы отрешаешься от суеты вокруг…
Воздав почитание св. Павлу, мы направились к его сподвижнику по евангельской проповеди — святому апостолу Петру.
Припарковав машину за Ватиканским собором, направились в Ватикан. Площадь перед собором была заполнена людьми: Ватикан — одно из самых посещаемых туристами и паломниками со всего мира мест. Здесь можно услышать речь почти на всех языках Земли. Выстояв длинную очередь, мы, наконец, вошли в собор, который превосходит своим богатым убранством все храмы в мире. Главной нашей задачей было поклониться честным мощам, здесь почивающим. В этом соборе находятся мощи святителей Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова, папы Римского, а также святых апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея, брата Господня. Когда мы переходили от престола к престолу, читали молитвы и пели тро¬пари, к нам присоединилась православная женщина из Львова, приехавшая с группой католических па¬ломников с Украины. Она была очень рада, что нашла братьев по вере, и уже не отходила от нас ни на минуту. Поклонились мы также честным мощам святителя Льва Великого — защитника православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе, мощам святителя Григория Богослова Назианзина.
Среди толпы мы увидели группу православных монахинь, они как-то рассеянно смотрели по сторонам. Я подумала, что они наверняка здесь чувствуют себя чужими. Ведь теплая атмосфера любого православного монастыря лишена помпезной суетности, там все просто. А здесь огромные статуи святых, лепные и расписные своды давят своим великолепием, ощущаешь себя маленькой песчинкой средь этого шумного «житейского моря». Конечно, Ватиканский собор не может не произвести впечатления, но у каждого оно свое, индивидуальное. Ощущается разоб¬щенность, контрастирующая с единением, характерным для наших православных церквей…
Затем мы спустились в гроты, где находится рака апостола Петра. Теснимые со всех сторон людской толпой, мы прочли акафист святым апостолам Петру и Павлу, помолились за всех, кого нет сейчас с нами, и с каким-то облегчением вышли на улицу.
Крупные капли дождя тяжелыми шлепками падали на раскаленный от солнца асфальт. «Вот и хорошо! Не так жарко, и как на водосвятном молебне!» — пошутила Тамара. Мы решили посетить еще несколько римских церквей. Среди них была Мамертинская темница, в которой содержались святые апостолы Петр и Павел перед мученической кончиной. Поднялись на вершину Капитолийского холма, где стоит церковь Божией Матери «Жертвенник Небесный». История гласит: императору Августу, жившему до Рождества Христова, во сне было предсказано, что родится от Девы Сын Божий, Который придет в этот мир, чтобы разрушить алтари языческих богов. После этого чудесного предсказания император Август поставил на Капитолийском холме жертвенник с надписью: «Жертвенник перворожденному от Бога». Отсюда и произошло название церкви. Здесь хранятся мощи святой равноапостольной царицы Елены, которым мы и поклонились.
Последним храмом, который мы посетили в этот день, была церковь святых двенадцати апостолов. В крипте храма почивают мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева. День клонился к вечеру, и надо было прощаться с Римом, чтобы отправиться дальше на юг Италии, где нас ждали встречи еще со многими святынями христианства. Вернувшись к машине, мы обмерли: наш автомобиль был вскрыт, замок передней дверцы сломан.
— Ограбили! — промелькнула мысль. В багажнике остались сумки, пакеты и мой портативный компьютер — его-то уж точно унесли. Я уже мысленно смирилась с потерей. Водитель Вася открыл заднюю дверку — все лежало на своих местах! Даже ноутбук! Анастасия открыла свою забытую в машине дамскую сумочку: все было цело, даже кредитки. Зачем же тогда нужно было вскрывать замок? Или что-то напугало взломщиков? Мой взгляд упал на икону Святителя Николая, которая лежала на переднем сиденье. Мне вдруг стало ясно, почему вещи остались нетронутыми. Я бережно поставила образ на переднюю панель машины и перекрестилась. Поохав, мы уселись и двинулись дальше. К вечеру прибыли в Гаэту.