Содержание:
СОСТОЯЛАСЬ ИНТРОНИЗАЦИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
«Родничок» в стране детства
Сумский батюшка
Святейший Патриарх Кирилл
Биографическая справка
СОСТОЯЛАСЬ ИНТРОНИЗАЦИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
27-28 января в Храме Христа Спасителя прошел Поместный Собор Русской Православной Церкви. Его главным деянием стало избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси.
27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 делегатов Собора.
28 января, во второй день работы Собора, делегаты под председательством новоизбранного Предстоятеля обсуждали вопрос об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав Русской Православной Церкви.
Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В июне 2008 года Архиерейский Собор внес в него ряд изменений, вызванных воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.
В Определении «Об Уставе Русской Православной Церкви» участники Поместного Собора утвердили исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года.
Поместный Собор также принял Определение «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и обратился с Посланием к пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Архиереи-участники Собора поставили свои подписи под Грамотой об избрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В перерыве между пленарными заседаниями новоизбранный Патриарх совершил освящение нового оклада для чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Завершая работу Поместного Собора Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл, избранный и нареченный Патриархом Московским и всея Руси, обратился к участникам Собора с заключительным словом.
Интронизация избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла прошла 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Патриаршая интронизация здесь совершалась впервые).
В соборном храме собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей.
За Божественной литургией после Малого входа последовал возглас «Призри с небесе, Боже, и виждь...» и пение «Трисвятого», после чего два старших митрополита, постоянных члена Священного Синода, взяли нареченного Патриарха под руки и трижды возвели на Патриаршее горнее место. Троекратное посаждение на трон сопровождалось возгласами «Аксиос» (греч. «Достоин»).
По запричастном стихе было оглашено Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
«РОДНИЧОК» В СТРАНЕ ДЕТСТВА
В Килемарах при воскресной школе в конце прошлого года открылся детский сад с красивым, «звонким» названием.
Несколько лет назад в Килемарском районе устроить ребенка в детский садик, где бы он гармонично развивался в кругу своих сверстников, могли не все родители. У селян не хватало денег на оплату. Потом, когда государство стало активнее помогать малоимущим семьям, возникла другая проблема — нехватка мест в детсадах. Пока дойдет очередь — ребенку уже пора идти в школу. Вот и скучают дети дома, сидя с бабушками.
Чтобы помочь родителям хоть как-то решить эту проблему, было решено при воскресной школе Ильинского храма села Килемары создать дошкольную группу «Малышок». Дети проводили там первую половину дня — занимались, играли, а затем родители забирали их домой.
С октября прошлого года по благословению настоятеля храма иерея Андрея Романова эту группу переименовали в детский сад «Родничок», который работает целый день. Содержится новый садик только на пожертвования, но здесь, как и в любом детском саду, соблюдается режим дня: зарядка, прогулки, дневной сон, игры, музыкальные занятия. Кроме того, дети участвуют в богослужениях, причащаются...
Для занятий, воспитания, отдыха здесь есть все необходимое: методические пособия, игрушки, компьютер и музыкальный центр. На занятиях используются элементы программы «Истоки». В процессе игры ребятишки обучаются грамоте и счету. Педагоги стараются развивать их речь, учат рисовать и лепить, знакомят с художественной литературой, Законом Божиим. Под руководством воспитателей дети мастерят поделки к церковным праздникам, традиционным для воскресной школы. К Рождеству, например, вырезали звезды, снежинки, клеили гирлянды, украшали ими свой садик, лепили из пластилина и теста елочки и забавных зверюшек, дарили эти милые сувениры родным и друзьям…
В отличие от обычных детсадов, в «Родничке» в группу собраны дети разновозрастные, поэтому, как в большой семье, здесь царит взаимовыручка. Старшие приходят на помощь малышам, помогают убрать игрушки, одеться. Уроки взаимопомощи воспитывают в ребятишках чувство ответственности, любви и доброты. Да и педагоги группы относятся к детям по-домашнему, работая с каждым из них индивидуально.
Воспитатели «Родничка» С. Петрова, Н. Мадибура и И. Беляева развивают в детях ценные нравственные качества — любовь к родителям, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Очень важно, что с юных лет у малышей появляется желание познать Бога.
Родители очень довольны таким садиком и помогают ему по мере своих возможностей. Да и детишкам нравится в «Родничке». Здесь они ощущают душевную теплоту, окружены вниманием и заботой.
Лидия Градинар, Килемары.
СУМСКИЙ БАТЮШКА
В этом году в Крещенский сочельник духовник нашей епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки Горно-марийского района, игумен Иоанн (Барсуков) — батюшка известный и почитаемый далеко за пределами республики — отметил свой 80-летний юбилей.
ХРАМ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ
Добраться до храма, где уже более четырех десятков лет служит отец Иоанн (Барсуков), непросто в любое время года. Он расположен в низине речки Сумки, спрятавшейся среди холмов высокого волжского правобережья. Подъезжая к селу, предстоит преодолеть крутой спуск, в основном, пешком, ведь для автомобиля — и зимой, и летом — крутизна эта может быть опасна.
Старинное, со своей историей и многими традициями село Сумки было основано архиерейскими крестьянами почти триста лет назад — в 1713 году. Примерно в это же время появилась здесь и первая деревянная церковь, снесенная через 110 лет по причине ветхости. На ее месте в 1824 году построили новую — основательную, каменную, существующую поныне. Храм имеет два престола — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Крещения Господня.
В годы лихолетья церковь в Сумках, как и многие другие, закрывали. Некоторое время здание использовали под школу, затем превратили в зерносклад. Но уже в декабре 1945 года, по настоятельным просьбам прихожан, храм был снова открыт, и в нем продолжились богослужения.
ПРИЗВАНИЕ К СЛУЖЕНИЮ
Годы расцвета храма села Сумки пришлись на время служения ее нынешнего настоятеля — игумена Иоанна (Барсукова).
Родился и вырос будущий батюшка в Ульяновской области в семье церковных певчих.
— Я благодарен Богу, пославшему мне верующих родителей, — рассказывает он. — У отца было много духовной литературы, два больших сундука церковных книг. Потом правда, в годы гонений, отобрали почти все, осталось лишь несколько. Среди них — Евангелие, Псалтирь и акафистник.
На этих книгах и вырос мальчик. С детства вместе с сестрой они познакомились с церковнославянским языком, вместе с матушкой ходили в храм Божий. Службы в церкви и радость от встречи с Господом глубоко запали в детскую душу, превратившись в жизненную потребность. И поэтому, когда в 1963 году будущего священника пригласили в храм псаломщиком, он согласился без раздумий.
Спустя два года из Куйбышевской епархии молодого псаломщика направили в Казанскую, в состав которой входили и приходы, расположенные на территории нашей республики. Архиепископ Казанский и Марийский Михаил, рукоположивший Иоанна в 1965 году в сан священника, назначил его служить в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сумках, которые в ту пору были большим селом с сотней дворов. Так батюшка оказался в Горно-марийском крае, который сразу пришелся ему по сердцу: красивая природа, раздольная Волга, простые, открытые сердцем люди.
На место служения батюшка привез всю свою большую семью — старенькую маму, сестру, матушку и троих детей.
СЕЛЬСКИЙ ПАСТЫРЬ
К своим многим попечениям в непростом пастырском служении батюшка Иоанн относился ревностно, оставаясь при этом человеком открытым, приветливым, готовым принять, вразумить, терпеливо выслушать и духовно наставить любого, кто придет к нему за советом и помощью.
Многие жители Сумок и окрестных деревень нашли путь ко Господу, узнав правду об истинной вере и познав радость от приобщения к ней благодаря батюшке, той атмосфере безыскусной любви и христианского братства, которую он создавал вокруг себя. В этой же доброй, питательной для души и сердца атмосфере росли дети отца Иоанна, которых он еще с юных лет благословил на служение Богу. Не случайно оба его сына ныне — священники. Старший — протоиерей Николай Барсуков — настоятель восстанавливаемого в Юрино Михаило-Архангельского храма, младший — служит в Казани, дочь — псаломщица…
Служилось священникам в 60-е — 70-е годы непросто. Храм был не в каждом селе, к примеру, верующие из Юрино, которых в райцентре насчитывалось немало, вынуждены были ездить в Сумки. Власти смотрели на это неодобрительно, находя любой предлог для того, чтобы сорвать службу. — Помню, в 70-е годы приезжает уполномоченный в храм и заявляет батюшке: «Начинается уборка, и к девяти часам утра церковь должна быть закрыта», — вспоминает протоиерей Николай Барсуков. — Даже в такие великие праздники, как Преображение или Успение, власти покоя не давали. Помню, приходит староста к батюшке и говорит: «Отец Иоанн, храм пора закрывать, а то нас наказать могут». А отец так отвечал: «Ты возьми ключи, закрой главный вход, и все будет в порядке. Мы через боковую дверь и зайдем, и выйдем». Как было тяжело на душе у него, да и у всех нас: в великий праздник, когда надо Господа славить, требуют закрыть храм…»
МОЛИТВА НА ПОЛУОСТРОВЕ
Тем не менее, число прихожан в Сумском храме росло. Сначала шли в основном из ближайших сел и деревень, потом потянулись паломники из других районов нашей республики и даже из соседних областей. Стремились попасть не только на церковную службу, во время которой было всегда многолюдно, но и за советом к отцу Иоанну. Заботясь о любимом батюшке, прихожане помогли ему поставить в нескольких десятках метров от храма уютный бревенчатый дом. Казалось, жизнь налаживается и самые большие проблемы уже позади, но беда пришла, откуда не ждали.
С началом строительства Чебоксарской ГЭС Сумки и храм, возведенный в низине и с двух сторон окруженный обрывистыми волжскими кручами, оказались в зоне затопления. Большинство жителей оставило село. Казалось, предрешена и судьба храма. Но не так думал батюшка.
— Меня сюда Бог привел, здесь мое место, — ответил отец Иоанн на предложение покинуть церковь и… остался, ежедневно вознося молитвы о спасении храма.
И, Божией милостью, Волга остановилась — почти что у самой церковной ограды! Церковь оказалась как бы на полуострове, с трех сторон омываемая водами реки. Так батюшка, верующие вымолили храм…
Сегодня белокаменная церковь да десяток домов — все, что осталось от Сумок. И, тем не менее, людской поток сюда не ослабевает. Десятки, сотни людей со всех уголков Марий Эл, из Чувашии, и других мест России едут за утешением, наставлением к доброму пастырю-молитвеннику. Едут со многими непростыми, но очень важными для себя вопросами и проблемами, и разрешают их: получают ответы, находят правду и утешение. Передают это утешение и духовные знания другим — своим родственникам, друзьям и знакомым. И те сами уже стараются попасть к «старцу из Сумок». Верят, что получат то, за чем отправляются в путь. С жаждой душевной ждут встречи с батюшкой и богослужения, которое он ведет. Знают, что утром обязательно будет Литургия, молебен, затем вечерняя служба. Сердечная, умилительная молитва будет совершаться не спеша, по монастырскому Уставу. Отец Иоанн будет молиться за весь мир…
ЖИЗНЬ ПРЕД ЛИЦОМ БОЖИИМ
Одно дело слышать, другое — своими глазами увидеть и сердцем почувствовать. В первый раз увидеть батюшку нам довелось в жаркий августовский день, когда он, закончив во втором часу дня утреннюю службу, выходил из храма. Выглядел он утомленным, но приехавшие издалека паломники никак не отпускали батюшку, желая еще хоть немного побыть с ним, выслушать советы, получить духовные наставления. И он никому не отказывал. Не отказал и молодой паре, которая на дорогом внедорожнике догнала его уже почти на пороге дома и долго что-то настойчиво выясняла.
Уже за обедом отец Иоанн, пригласивший нас на трапезу, ответил и на наши вопросы. В обычной своей манере — неспешно, терпеливо, с простотой и смирением, не обращая внимания на кухонные шумы, раскаты приближающейся грозы. Что главное в жизни православного человека? Любовь — к Богу и к людям.
Что главное в христианском делании? Молитва и покаяние. Молитва, как общение с Богом, должна быть постоянной, она должна стать естественным нашим состоянием — как биение сердца, как дыхание. И к покаянию надо обращаться, как можно чаще, оно — напоминание о грешном нашем состоянии, оно — преграда гордыне и другим грехам, которые мы не совершим, если будем сердечно раскаиваться в уже сделанных ошибках. Как в нашей многосуетной жизни приучить себя к постоянной «внутренней» молитве и покаянию? Надо помнить, что Господь всегда с нами: незримый, Он постоянно рядом и с любовью смотрит на нас. Поэтому надо соизмерять с Ним каждый наш шаг, каждый поступок.
Таков и сам батюшка, который, пребывая в молитве, на все деяния испрашивает благословение у Господа. Являясь духовным отцом сотен верующих, за каждого чувствует ответственность перед Богом, за каждого молится, наставляя духовных чад жить по законам Божиим — соблюдать заповеди, каяться в грехах, исповедоваться. Для самого отца Иоанна исповеди — великое таинство. Проводит он их неспешно, с сердечным участием, помогая каждому пришедшему облегчить душу, получить от Господа прощение, стяжать благодать…
ДУХОВНИК ЕПАРХИИ
Помимо искренней людской любви и почитания за свое многолетнее пастырское служение, батюшка Иоанн имеет множество церковных наград. Есть среди них и митра, и орден преподобного Сергия Радонежского.
Конечно, награды — не главное. Куда значимей духовный авторитет сумского батюшки, к которому приходят за советом и наставлением не только миряне, но и священники. Когда пятнадцать лет назад была образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия, встал вопрос: кто сможет взять на себя бремя епархиального духовничества? Мнение правящего архиерея и епархиального собрания оказалось единым — протоиерей Иоанн Барсуков. Вот как характеризует служение духовника архиепископ Иоанн:
— Духовник епархии — это человек, который имеет жизненный и молитвенный опыт, способный руководить духовной жизнью священнослужителей, помогать приходящим на исповедь для разрешения наболевших вопросов. Отец Иоанн прошел через лишения и гонения и впитал в себя смирение и терпение, помогающие ему нести этот великий крест — крест духовничества, ответственности за священнослужителей и мирян, которых он окормляет.
Сам батюшка говорит о своем служении со смирением:
— Духовные нужды — они у всех одинаковы. Со скорбями приходят. Молятся. Ищут облегчение и, по милости Божией, получают. Мне тут похвалиться нечем: все, что есть у меня, от Бога получил…
А совсем недавно, во время Рождественского поста, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки протоиерей Иоанн Барсуков принял монашеский постриг и был возведен в сан игумена. Сбылось давнее желание батюшки — служить Богу в иноческом звании. В новом звании, с новым именем Иоанн — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова — встретил он свое восьмидесятилетие.
В заключение передаем слова игумена Иоанна к читателям «Мироносицкого вестника»: — Благодарю Бога, что Он сподобил мне быть священнослужителем и служить здесь, с вами. И кто ежели от меня видел или слышал недоброе, прошу прощения ради Христа, а что ежели сделано мною доброе — не от моего старания, но от помощи Благодати Божией. Призываю на всех вас благословение Божие и прошу ваших святых молитв. От всей души поздравляя отца Иоанна с юбилеем, мы желаем ему долгоденственного, мирного жития, здравия, спасения и во всем благого поспешения!
Ольга Четаева, с. Сумки – Йошкар-Ола.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ Биографическая справка
Дата интронизации: 1 февраля 2009 г. Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Дата хиротонии: 14 марта 1976 г. Дата пострига: 3 апреля 1969 г. День ангела: 24 мая
Святейший Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель СпасоПреображенского собора в г. СанктПетербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8-го класса средней школы В. Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.
После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем в Ленинградскую Духовную академию, которую окончил с отличием в 1970 году.
3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.
С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских Духовных школ.
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.
С 1971 по 1974 годы — Представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской Духовной академии и семинарии.
14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.
С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.
С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 года — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), Постоянный член Священного Синода.
25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.
27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.
Исполняя послушания Священноначалия, Святейший Патриарх Кирилл был:
с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы;
с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви; с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией; с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви (Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году);
с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя;
с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;
с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы. Патриарх Кирилл является кандидатом богословия Ленинградской Духовной академии (с 1970 г.); почетным доктором богословия Богословской академии в Будапеште (с 1987 г.).