Содержание:
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАРОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Предстоятель Церкви
Архиепископ Иоанн: «Святейший в каждом» видел добро…»
О Троицкой церкви Царевококшайска
Святейший Патриарх Алексий II. Вехи биографии
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАРОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви ЙошкарОлинской епархии
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Дорогие отцы, братья и сестры!
Более двух тысячелетий отделяет нас от той священной ночи, когда в Вифлееме прозвучали ангельские голоса, возвестившие миру о рождении Богомладенца Христа. С тех пор прошло много времени. Мир стал неузнаваем: многое открыто, многое постигнуто. Сколько за эти годы возникало и падало могущественных империй; сколько в мире было знаменитых людей — и прошли они бесследно; какие только ни потрясали мир перевороты — и духовные и социальные, и политические — и все это меняло облик мира сего, и все это исчезло. Осталось неизменно в этом мире одно: человек и человеческая бессмертная душа. Неизменным осталось для нас и Евангельское повествование явления Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим ради спасения людей: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим. 3, 16).
И вновь, как и всегда, пока существует мир, и пока теплится в людях вера Христова, Вифлеемское историческое событие волнует и радует человеческие сердца. Мы снова переживаем его, стараясь вникнуть «в великую благочестия тайну». Это не случайно, ибо все мы связаны с Господом, иногда даже вопреки своему желанию, каждая душа по природе христианка.
Событие Рождества Христова будет и впредь умилять нас еще и потому, что тайна Вифлеемской ночи не прекратилась. Она живет. Она не иссякает, как не иссякает любовь Отца Небесного к роду человеческому. Христос через столетия, через события и разные обстоятельства шествует к нам ради нашего обновления и спасения. Время и пространство не имеют над Ним власти. Христос снова и снова входит в нашу жизнь, сообщая нам Вифлеемскую тайну и радость богообщения.
«Для чего совершилась эта тайна?» — спрашивает наш ум. «Сего бо ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет»,— отвечает нам Святая Церковь (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8). И, отвечая, призывает: «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся!»
Что же требуется от нас, чтобы принесенная свыше Сыном Божиим благодать была для нас спасительной? Для этого необходима искренняя, глубокая вера в Сына Божия, в Евангелие. Необходимо осознание своего недостоинства, истинное покаяние в грехах, исправление всей нашей жизни. Благодать Свою Господь подает нам в святых таинствах Церкви, поэтому мы должны жить активной церковной жизнью, исполняя заповеди Божии. Чтобы приблизиться к Богу, нам необходимо стяжание добродетелей: христианской любви ко всем без исключения людям, честного отношения к своим обязанностям, воздержания, чистоты и непорочности, правдивости, простоты и незлобия сердца.
Внимательно вслушаемся в слова святого апостола Иоанна Богослова и Патриарха Всероссийского Тихона, которые своим словом и жизнью открывают нам тайну вечной жизни во Христе. «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Только любовью венчается путь духовно го совершенствования, ведущий к обожению. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4, 18).
Дети Божии! Возлюбленные! «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною»,— нежными, исполненными любовию словами обращается к нам апостол любви (1 Ин. 3, 18).
«Чадца мои!.. — вторит апостолу кроткий Тихон, — умоляем вас, умоляем всех наших православных чад не отходить от единственно спасительной настроенности христианина не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом».
В эти святые дни мы в своих молитвах поминаем почившего в Бозе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Да упокоит Господь его душу в селениях праведных. Святейший Патриарх Алексий верил в Бога, верил беспредельно, и только в вере черпал силы нести свой Патриарший крест в наше сложное время. Царствие Божие, пришедшее в силе, да будет ему наградой и утешением. Молим Тебя, Господи, благослови венец наступающего лета Своею благостию ко всем нам. Укрепи нас твердо держаться Святой Церкви и своей Православной веры, даруй чадам Русской Православной Церкви Первоиерарха право правяща слово евангельской истины. Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с Рождеством Христовым и Новолетием. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 1, 3).
Рождество Христово 2008/2009 г. Йошкар-Ола.
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ
Православный мир простился со Святейшим Патриархом Алексием II
«Священный Синод Русской Православной Церкви с глубокой скорбью извещает, что 5 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкино на 80-м году жизни преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Уповаем, что Всещедрый Спаситель мира с любовью примет в Свои объятия почившего Предстоятеля Церкви, неустанно трудившегося на ниве Христовой и полагавшего все силы ради блага Православия. Да сопричтет его Бог «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, ... и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23).
Всех архипастырей, клириков, монашествующих и мирян призываем вознести усердные молитвы о упокоении души усопшего Святейшего Патриарха Алексия во обителях вечных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная‘». Из Обращения Священного Синода Русской Православной Церкви к епископату, клирикам, монашествующим и мирянам.
Утро 5 декабря, начавшееся с «той самой» новости, побудило миллионы людей вспомнить о своей принадлежности к Православной Церкви. Но вначале была просто тревожная перекличка: звонки на мобильный, сообщения от знакомых со ссылками на интернет-сайты. На каждом из них — новость одной строкой: скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Полтора года назад пресса уже будоражила умы ложным известием о его «тайной» смерти. На сей раз все оказалось правдой. Примерно к полудню журналисты уже располагали официальным подтверждением известия из Московской Патриархии. Согласно Уставу Русской Православной Церкви о кончине ее Предстоятеля должен объявить Священный Синод. Его экстренное заседание было назначено на субботу, 6 декабря.
Земная жизнь Святейшего окончилась рано утром, на 80-м году жизни, на 19-м году первосвятительского служения, в «домашней» подмосковной резиденции в Переделкино. Сказалась сердечная недостаточность, которой Патриарх страдал давно. И в глубине души все понимали, что неизбежно приближается его уход. Церковное управление соборно и устойчиво в случае любых потерь и катастроф. И все же для страны, для Церкви пришло время вопросов. Многих. Но первый из них — спонтанный: что делать? Второй — обывательский, но не лишенный смысла: что теперь будет?
Пожалуй, и на тот, и на другой дает хороший, вневременной ответ святитель Николай Сербский. «Не нужно беспокоиться — нужно ревностно трудиться. Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на Господа. Он требует от нас только того, что в нашей власти. (…) В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией»,— пишет он в одном из «Миссионерских писем», обращаясь к своему собрату, беспокоящемуся за Церковь.
Впрочем, есть в церковной жизни и то, что зависит от нас. И это в полной мере ощутили те, кто смог в эти скорбные дни прийти на панихиду в свою приходскую церковь. О упокоении души «великого господина и отца нашего», поминаемого некогда за каждым богослужением, ежедневно в течение сорока дней будут молиться — и молятся — во всех российских храмах. Молятся не надуманно, не формально, порой со слезами на глазах. Это удивляло, даже потрясало вначале: то, как плачут, столпившись перед панихидным столиком, «просто люди» — не видевшие вблизи и не знавшие лично Святейшего, возможно, даже считавшие его бесконечно далеким от простого верующего народа вплоть до последних дней. Словно этой волной событий нам вдруг открылся «другой» Патриарх. «Он в одночасье стал ближе своей пастве»,— было замечено в одной из газетных статей. Сложно объяснить почему, но это правда.
В субботу, после первых заупокойных служб и молитв, в Переделкино состоялось заседание Священного Синода. Из его постоянных членов тайным голосованием был избран Патриарший Местоблюститель, которым стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, которому теперь предстоит осуществлять управление Церковью до интронизации нового Святейшего Патриарха. По завершении заседания Синода гроб с телом почившего Предстоятеля в сопровождении архиереев под звон колоколов всех шестисот церквей Москвы прибыл в храм Христа Спасителя. Началось «большое прощание»…
Вряд ли можно точно определить, что заставляло людей — церковных и нецерковных, приезжих и москвичей, молодежь и «бабушек» — стоять по пять-девять часов с цветами в огромной очереди, растянувшейся, словно шлейф некой живой мантии, под холодным декабрьским дождем. Кто-то, по мнению комментаторов СМИ, пришел потому, что «слишком зияющей была иная пустота — в ектениях, в поминовении на Великом входе...», другие потому, что «скорбь не в гашении новогодней иллюминации в Москве и Абакане. Истинная скорбь — в людях…», иные — просто оттого, что почувствовали — «ушла эпоха». По сообщениям информационных агентств, за двое с половиной суток — с вечера субботы до утра вторника — с усопшим Первоиерархом простились около ста тысяч человек.
Его имя было в каждом разговоре, каждом выпуске новостей, каждом интернет-дневнике. По статистическим данным «TNS Russia», трансляция последней Литургии у гроба, отпевания и проводов в последний путь собрала у телеэкранов примерно половину взрослого населения страны. В заупокойном богослужении принимали участие Предстоятели Поместных Православных Церквей, архиереи Русской Православной Церкви — более 170 иерархов, прибывших в Москву для участия в траурных мероприятиях. Согласно воле Святейшего Патриарха Алексия и по сложившейся в Русской Церкви традиции отпевание почившего Предстоятеля совершалось иерейским чином.
Перед его началом митрополит Кирилл обратился к присутствующим с кратким словом — о масштабе личности ушедшего от нас Предстоятеля. Масштабе, который большинству из нас — пришедшим в храмы в постсоветский период и знавшим только одного Патриарха — вряд ли возможно сейчас осознать. Говоря о том главном, историческом, что связано с эпохой Алексия II, Патриарший Местоблюститель отметил:
«Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь».
Завершилось отпевание, церемония прощания, и перед тем, как отправиться к месту погребения — Богоявленскому собору на Елоховской площади,— гроб с телом Патриарха на руках архиереев обнесли вокруг Храма Христа Спасителя, который ныне стал зримым символом церковного возрождения России. Той самой «другой Церкви», которую не всегда одобрительно называют теперь «торжествующей», и которая сегодня вновь оказалась на рубеже эпох. И у этой «другой Церкви» теперь будет уже другой Патриарх…
А пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви, отошедший ко Господу в годовщину избрания на престол Святейшего Патриарха Тихона, в прямом и переносном смысле останется для нас «другим» Святейшим. Другим потому, что по его кончине многие из нас увидели его таким, каким никогда не видели. И потому еще, что он не только был, но и остается нашим Предстоятелем. Только не здесь, не так, как раньше. По-другому…
Елена Сапаева.
Архиепископ Иоанн: «Святейший в каждом» видел добро…»
13 января исполняется сорок дней со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. В начале декабря, когда наш народ прощался со своим Первоиерархом и весь мир молился о нем, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в числе иерархов Русской Православной Церкви участвовал в отпевании Святейшего в Храме Христа Спасителя и его похоронах.
Сразу после возвращения Владыки из Москвы журналисты попросили его поделиться впечатлениями о последних событиях, рассказать о своих встречах с Патриархом. Каким он запомнился людям, лично знавшим его? Чем объясняется поистине всенародная любовь к почившему, глубокое почитание его? И как предполагает жить и строить свое служение Русская Православная Церковь дальше?
— По-человечески, смерть — это печаль, скорбь, но чин отпевания Святейшего, как и все заупокойные богослужения, мы совершали в светлых одеждах. Апостол Павел говорит: «Смерть — это приобретение, потому что она соединяет меня со Христом».
Святейший Патриарх — это человек, который любил свою паству и державу Российскую, в продолжение всего своего первосвятительского служения духовно окормлял, направлял, помогал всем, начиная от власть имущих и кончая малыми детками. Он мог общаться со всеми, и для каждого находил слова утешения, назидания, изливая на свою паству ту любовь Христову, которая покоряла и будет покорять сердца и души многих поколений россиян.
Для меня лично утрата Святейшего — это большая печаль. Я знал его тридцать лет, иподиаконствовал у него — тогда еще митрополита — в Пюхтицком монастыре, встречался с ним будучи юношей, затем иеромонахом, игуменом, епископом. И всякий раз, общаясь с Патриархом, ощущал огромную духовную поддержку: все назревшие вопросы, как церковные, так и светские, у него решались легко и просто — такая была в его словах мудрость Христова.
— Много говорится о великой сердечности и душевной доброте Святейшего, но ведь Первоиерарху необходимо быть и строгим…
— Святейший не позволял никому вольно с собой обращаться: мы — и епископы, и митрополиты входили в его кабинет с благоговением, внутренним трепетом, как к высшему духовному иерарху. Но после решения насущных вопросов беседа переходила в иное русло: это было общение доброго отца со своим чадом. Когда я только стал епископом, Святейший с отеческой мудростью и любовью учил меня пасти свою паству. Эти назидания и по сей день являются для меня вехами на пути ко Христу.
На Литургии, богослужениях Святейший внутренне преображался: казалось, он предстоит пред Христом, лицезреет Его. В молитве, в духовном своем благородстве он был недостижим — не только для нас, церковных иерархов, но и для всего народа. Каждый раз он совершал богослужение так, будто предстоит престолу последний раз, всецело предавая себя в руки Божии. Никогда не спешил, ясно выговаривал все слова и никогда ни на что не отвлекался.
Мы знаем, что в последние годы своей земной жизни Патриарх был болен, но при этом продолжал много служить, не отказывался от поездок, официальных и неофициальных встреч. Откуда он черпал энергию и силы?
— В богослужении. Святейший любил богослужение. Многочисленных служб, которые он, при своих недугах, совершал, не смог бы вынести ни один иерарх. Патриарх перенес несколько инфарктов, микроинсультов, но никогда не показывал, что болен. Случалось, что ему становилось плохо прямо во время службы. Тогда он тихонько отойдет в сторонку, присядет, чуть отдохнет, примет лекарство — и вновь встает, чтобы продолжить служить. Это просто невозможно сделать без внутренней силы, помощи Божией.
— Он и перед кончиной служил…
— Для любого священнослужителя совершить богослужение, отслужить молебен перед своим предшественником — святителем Тихоном, а затем почить в Бозе — это великая милость.
— Владыка, Вы участвовали в похоронах Патриарха. Что Вы можете сказать об общей атмосфере, царившей у гроба Предстоятеля? Каковы Ваши впечатления?
— До тех пор, пока я не приехал в Москву и не постоял у гроба Святейшего, на душе было очень тяжело: сильно болело сердце, постоянно принимал таблетки. Когда же отстоял Литургию, панихиду, чуть успокоился, на душе стало мирно. Хотя сердце еще давило, но сознание стало иным. Перестало довлеть чувство потери. Потери Первоиерарха, который знал нашу марийскую паству, всегда с любовью и добром о ней отзывался, который меня рукополагал в архиереи. (Как потом он не раз припоминал — это был единственный случай, когда в епископы рукополагали в сельской церкви…)
Когда, по приезде в Москву, подходил к Храму Христа Спасителя, меня поразила огромная — до самой Третьяковки — очередь желающих проститься с Патриархом. Люди стояли под дождем, прикрывая ладонями зажженные свечи. Здесь были и бабушки, и дети, очень много молодежи. Рядом — автобусы из регионов, из-за рубежа — отовсюду съезжались верующие. Из-за множества народа они даже не имели возможности приложиться ко гробу — просто проходили рядом с ним. И вот, ради этого мгновения, преодолевали сотни, тысячи километров, многочасовую очередь под дождем, чтобы отдать последние почести своему отцу, Ангелу Хранителю Церкви, как именуют Патриарха в Русской Православной Церкви.
Во время панихиды я видел, как люди подходили ко гробу со слезами и скорбью, а отходили преображенными. Скорбь, конечно, оставалась, но глаза становились иными, появлялись надежда, радость… В течение всей службы каждый из нас ощущал, что Патриарх стоит и молится среди нас. Особенно остро эта близость ощущалась на Литургии, когда не было ни представителей правительства, ни гостей. Богослужение прошло спокойно, размеренно, сосредоточенно — ничего лишнего, ни единого слова, такая была умиротворяющая тишина. За отпеванием мы последний раз лицезрели тело почившего Патриарха, прощаясь, подходили под его архипастырское благословение: целовали главу — как главы Церкви, и руку с крестом — получая благословение на несение своего пастырского креста.
Вернулись со службы к половине девятого, простояв на ногах с раннего утра до вечера. Конечно, это было нелегко — многие архиереи уже в годах, некоторые не выдерживали: падали, теряли сознание. И не только от физической немощи. Тяжело было расставаться с тем, кто многие годы был для нас всем. Один наш батюшка заметил: «Пока Святейший жив — мы беспечны». То есть живем спокойно, ощущая надежное водительство. А в этот раз, когда мы, приехав в Москву, зашли в храм, за внешним порядком сразу почувствовалось внутреннее расстройство, нарушение ритма. Теперь православной России предстоит избрать нового Патриарха. 25-26 января состоится Архиерейский Собор, а 27-29 января — Поместный Собор. Перед этим в каждой епархии пройдут собрания, где будут определены делегаты — выборщики. От нашей епархии их будет четверо.
— Ныне митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл избран местоблюстителем Патриаршего Престола. В чем заключаются его новые обязанности?
— Церковь не может оставаться без управления. Ведь вопросы ее жизнедеятельности должны решаться ежедневно, несмотря на смерть Предстоятеля. Поэтому сразу же после кончины Патриарха Синод из своих постоянных членов тайным голосованием избирает местоблюстителя Патриаршего Престола, который управляет Церковью в межпатриарший период и является председателем подготовки Архиерейского и Поместного Соборов.
— Может ли местоблюститель в дальнейшем стать главой Церкви?
— Мы предполагаем, Господь располагает. Уже официально объявлено, что голосование при выборах Патриарха будет тайным, как и на прошлом Поместном Соборе. Здесь, в епархии, мы будем обсуждать кандидатов на Патриарший Престол на Епархиальном собрании, на котором можно будет высказать свое мнение, выдвинуть ту или иную кандидатуру. Затем на Архиерейском Соборе тайным голосованием будут выбираться претенденты на место Первоиерарха. В бюллетени включат всех правящих архиереев Русской Православной Церкви. Три кандидатуры, набравшие большинство голосов, вынесут на обсуждение Поместного Собора. Участники Собора поочередно будут беседовать с каждым, духовно испытывать, задавать вопросы. Затем, после совершения молебствия, пройдет тайное голосование, причем члены Поместного Собора могут голосовать и против всех. Если кто-либо из кандидатов наберет две трети голосов, он становится Патриархом в первом же туре. Если нет — то остаются два кандидата с большинством голосов, и проводится второй тур выборов, где претендент должен получить более 50 процентов голосов. Если же и этого не произойдет, то круг начинается сначала — опять проходит Архиерейский Собор, определяющий трех новых кандидатов и т. д.
— Как будут определяться четыре делегата от нашей епархии?
— Их список мы должны представить в Синод до 15 января. Для этого в конце декабря у нас пройдет Епархиальное собрание, на котором будут избраны три кандидатуры. Четвертый — архиерей, как глава епархии.
— По Вашему мнению, кто из всех возможных кандидатов реально претендует на Патриарший престол?
— Номинально — все правящие архиереи старше 40 лет, имеющие высшее богословское образование и опыт управления епархией. Все они будут включены в бюллетень и могут быть избраны. А на кого конкретно будет возложен Патриарший крест — ведает лишь Господь.
— В миру высшие государственные должности обычно служат предметом конкурентной борьбы. А каково отношение к положению Патриарха в Церкви?
— Патриаршество — тяжкая ноша, терновый венец. Патриарх должен быть истинным отцом всем православным и управлять не жезлом железным, а безграничной любовью. Так, как это делал Святейший. Мне приходилось бывать с Патриархом в его поездках по епархиям. Просыпались, по обычаю, в шесть утра, ложились за полночь, причем Патриарх еще продолжал работать, вести переписку — это после богослужений, выступлений, многочисленных встреч! А мы, несмотря на то, что находились в тени, и не несли такой нагрузки, уже были к этому времени без сил… И все эти годы он очень много служил, общался, ездил (побывал во всех без исключения епархиях). Поток посетителей к нему был нескончаем: дипломаты, политики, бизнесмены, архиереи, священники. И ко всем Святейший относился, как к своим детям — вразумлял, ободрял, советовал. Он умел согреть теплом своей души загрубевшие, ожесточенные сердца.
— Сколько времени в православных храмах будут молиться за почившего Патриарха?
— Заупокойные службы совершаются и будут совершаться в течение сорока дней — утром и вечером, во всех храмах епархии. Причем народа на них собирается много — верующие чтят память своего пастыря. И не только верующие. Как-то в разговоре со мной один коммунист заметил: «Это — святой человек, поэтому партия и почитает его». Казалось бы — курьез, но за этими словами стоит жизненная истина: не было ни одного человека, которого бы Патриарх не расположил к себе. Хотя в первые годы патриаршества многие, особенно СМИ, пытались найти что-либо против него.
Конечно, все мы сознаем, что безгрешных людей на земле нет, не был им и Святейший. Но нельзя замечать в ближних лишь плохое — так зло будет умножаться, и, в конце концов, просто уничтожит нас. Ценнейшее качество души почившего Патриарха состояло в том, что он в каждом видел добро, приумножал его, и, тем самым, в нем самом возрастала божественная любовь. Причем она распространялась не только на людей: известно, с какой любовью Святейший относился к животным.
В обыденной жизни Патриарх был прост со всеми, легко прощал погрешности по отношению к себе, но был неизменно строг, если дело касалось интересов Церкви, ее единства. Святейший всегда стремился к тому, чтобы Россия — дореволюционная и настоящая — объединилась. Историю дореволюционной России он познавал не только по книгам. Патриарх имел великий духовный опыт общения с эмигрантами, тоскующими по Родине. В годы Отечественной войны вместе с отцом-священником он посещал концлагеря, принимая близко к сердцу горе и страдания заключенных. И когда совершилось воссоединение Русской Православной Церкви с зарубежной, это было единение Руси с тысячелетней историей — Руси древней и современной. В этом есть и великая заслуга Святейшего.
— Многие сегодня задаются вопросом: почему Господь забрал его так внезапно, в одно мгновение?
— Наверное, чтобы не обременять нас лишними заботами, тревогами о том, что Патриарх часто болеет, не может уделять нам должного внимания. А он, хотя и болел, но горел — любовью ко Христу. И душа давала телу возможность трудиться, служить.
Для чего, к примеру, ему было ехать на Украину на празднование 1020-летия Крещения Руси? Ведь доктора были против этой поездки. Лечащий врач категорически заявил: «Вы не выдержите — просто умрете». А Патриарх собрал всех — членов Синода, архиереев — и говорит: «Вот, ко мне сейчас пришли врачи и говорят: «Ваше Святейшество, на Украину Вам ехать нельзя, Вы там умрете. Это слишком большая нагрузка для Вас». А я подумал, и сказал: «Завтра мы с вами едем. С нами Бог. Надо защитить единство Церкви».
— Как Вы считаете, Владыка, новый Патриарх будет продолжать тот курс в управлении Церковью, которым следовал почивший?
— Любой Первоиерарх является продолжателем служения Христу. Но времена меняются, и новая обстановка требует призвания на патриарший престол тех, кто, сохраняя духовный стержень служения Христу, способен научить людей духовной жизни.
Сегодня, в наше мятущееся время, пришла пора созидания не только храмов, но и сердец человеческих. Наступило время обучения людей подлинной христианской жизни. Если ты христианин, то должен не только иметь знания о своей вере, но и стремиться к тому, чтобы эта вера питала душу, чтобы сердце было мирно, спокойно. А у нас на первом месте карьера, золотой телец, мерило всему — деньги.
Мы забыли об окружающих людях. У Патриарха за день до его кончины спросили: почему Господь попустил нынешний глобальный кризис? Он ответил: чтобы богатые не уповали на свое богатство, а, испытав хоть небольшую нужду, увидели, что рядом — люди, нуждающиеся еще больше.
Святейший всегда надеялся, что Россия вновь начнет жить теми духовными истоками и правилами людских взаимоотношений, какими она жила тысячу лет. Страна наша щедро одарена Господом, и все ее богатства надо употреблять, чтобы Святая Русь укреплялась и духовно, и экономически, и политически.
В завершение нашей беседы я, как архипастырь, хочу поблагодарить всех тех, кто молится за Святейшего Патриарха, кто принял его кончину близко к сердцу. При жизни Святейший много пострадал, много потрудился, и кто его поминает, о том и он будет молиться.
Записал Сергей Шалагин.
О Троицкой церкви Царевококшайска
Наступившее третье тысячелетие от Рождества Христова радует горожан и гостей столицы Марий Эл строительством новых прекрасных памятников, дворцов и храмов. Возрастает интерес к своим духовным корням, истории города и людям, прославившим его. Издаются новые книги, альбомы, буклеты по истории Йошкар- Олы, публикуются ранее неизвестные документы. При изучении архивных материалов открываются новые факты, имена, события далекого прошлого. Среди последних находок — документы из истории первого каменного храма Царевококшайска.
Церковь Пресвятой и Живоначальной Троицы в городе Царевококшайске была построена и освящена в 1736 году. Архивные документы, опубликованные источники, материалы сайта Йошкар-Олинской и Марийской епархии сохранили для потомков имена и фамилии людей, которые своим «усердием», «тщанием», то есть на свои средства, построили самый первый в городе каменный Троицкий храм. Это царевококшайский купец Иван Степанович Вешняков и дворцовый крестьянин деревни Жуково Алексей Прокофьевич Осокин. До недавнего времени неизвестными оставались имена инициаторов и самих строителей, то есть тех, кто «бил челом», просил благословения на постройку каменного храма или был непосредственным исполнителем работ. Имена строителей, зодчих, архитекторов, построивших другие царевококшайские каменные храмы в XVIII веке, также остаются неизвестными.
В Государственном архиве Республики Марий Эл в фонде «Благочинный 1-го округа Царевококшайского уезда Казанской губернии» сохранились любопытные документы, позволившие пролить свет и открыть неизвестные странички из истории строительства каменной Троицкой церкви в XVIII веке.
Известно, что в 1696 году деревянный Царевококшайск «погорел без остатку». В огне сгорели все городские административные, жилые постройки, в том числе и церковные. Жители вновь восстанавливали город, но деревянные строения скоро ветшали и приходили в негодность. В начале XVIII века у гражданских и духовных властей г. Царевококшайска не было возможности даже самые значимые городские объекты восстанавливать в камне, а тут подоспел знаменитый указ 1714 года Петра I о запрещении строительства каменных домов по всей России кроме Петербурга. Закон строго карал ослушавшихся.
Однако не прошло и десяти лет после смерти Петра, как 5 января 1734 года в городе Царевококшайске была составлена «Рядная запись» между «подрятчиком» — крестьянином Нижней Слободы Городецкой волости Балахонского (так в документе.— В. Б.) уезда Иваном Родионовичем Томиловым и царевококшайским дворцовым крестьянином деревни Жуково Алексеем Прокофьевичем Осокиным о постройке в городе Царевококшайске в Троицком приходе каменной церкви «о два храма в низу да в верьху».
В документе довольно подробно расписано кто, с кем, что строит, кто кому платит деньги, каким должно быть убранство церкви, где должны быть расположены окна, двери, лестницы, размеры неустойки, количество работников, время начала работы и в какой срок она должна быть выполнена, кто дает поручительство и многое другое. Особо оговариваются пятилетние гарантии на выполненную работу.
Согласно этой записи Алексей Осокин платит 500 рублей Ивану Томилову за работу, сам закупает камень на бут, кирпич, пиломатериалы и «железные к тому строению припасы». Иван Томилов со своими инструментами и рабочими в количестве 12 человек за три года строит каменный храм, затем по истечении пяти лет «буде оное каменное строение устоит твердо» и не развалится, получает окончательный расчет и считается свободным от всех обязательств. Если в течение указанного срока обнаружатся недоделки или брак, то Иван Томилов своими средствами все исправляет. Алексей Осокин со своей стороны тоже несет ответственность за качество закупленных им строительных материалов и несвоевременную их доставку, выплачивая строителям по 15 копеек в день на человека за каждый день вынужденного простоя. Если же строители будут отлынивать от работы или пьянствовать, то уже Иван Томилов выплачивает Алексею Осокину штрафные в том же размере.
В документе говорится о том, что в 1734 году было намечено только набутить камень для будущей стройки, а само строительство начать в 1735 году. Во время производства работ строители обязывались подчиняться заказчику или его представителям: «слушаться и неожуряться».
Заканчивается рядная запись поручительством казанских людей, а также уважаемых и авторитетных жителей Царевококшайска — Матвея Корелина (в документе — Колерин. — В. Б.), Алексея Шадрина, Ивана Гущина, Федора Кормщикова, фамилии которых довольно часто встречаются в архивных документах того времени в Государственном архиве Республики Марий Эл, Национальном архиве Республики Татарстан, Российском государственном архиве древних актов и в уже опубликованных источниках. Имя царевококшайского купца Ивана Степановича Вешнякова в рядной записи не упоминается. Кроме того, на последнем листе документа внизу сделано несколько интересных приписок в 1803, 1810, 1812, 1813, 1816, 1820, 1829, 1848, 1856 и 1868 годах разным почерком и разными чернилами, в которых говорится о производимых работах в Троицкой церкви в более позднее время. Эту запись можно назвать своеобразной почти полуторавековой летописью строительства Троицкого храма за период с 1734 по 1868 год. Ниже основного текста рядной записи, перед приписками, сделана еще одна небольшая интересная запись мелким почерком XIX века в две строки: «Удивительная ценность работы прежняго столетия против нынешняго, столь огромного храма, подобнаго церкви Казан. Петропавловской».
«Храмозданная (благословенная) грамота на постройку каменной Троицкой церкви в городе Царевококшайске» датирована тем же 1734 годом, маем месяцем. В грамоте говорится о том, что поп Федот Семенов из Троицкой церкви в 1734 году «маия 22 дня» отправил челобитную Преосвященному Илариону, архиепископу Казанскому и Свияжскому, в которой просил благословения на постройку каменного здания церкви вместо обветшалого деревянного.
Ответ последовал незамедлительно. Уже 30 мая того же года в «богоспасаемом царственном граде Казани в … архиерейском доме при кафедральном храме Благовещения…» была составлена храмозданная грамота, которой Преосвященный Иларион благословил челобитца и повелел построить в г. Царевококшайске новую каменную Троицкую церковь на том же месте. В грамоте даются подробные указания о том, что и как нужно строить, сколько должно быть дверей, какими должны быть размеры, какие и где должны быть поставлены образа и в каком порядке и т. д.
В завершении грамоты архиепископ Иларион напоминает, что «ежели те церкви (имеются в виду верхняя и нижняя. — В. Б.) построены будут правильному и законоположению противно и святыя иконы не по чину поставлены будут и за небрежение повеления освящены не будут». Так, более двух с половиной веков назад в самом сердце Царевококшайска было задумано и осуществлено строительство самого первого каменного здания приходской Троицкой церкви, украшавшего своей изящной архитектурой облик города до конца 30-х годов прошлого века.
Владимир Бажин, специалист Комитета Республики Марий Эл по делам архивов.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II
Вехи биографии
Патриарх Алексий II родился 23 февраля 1929 года в Таллине. Отец его, Михаил Александрович, происходил из древнего рода Ридигеров, выходцев из Швеции, давших Церкви и России военачальников (в том числе и героя Отечественной войны 1812 года) и политических деятелей, правоведов и священнослужителей. Мать, Елена Иосифовна, происходила из знаменитой семьи Писаревых.
С шестилетнего возраста Алексей Ридигер прислуживал в храме под руководством своего духовного наставника протоиерея Иоанна Богоявленского. В 1944 году Алексею Михайловичу исполнилось пятнадцать лет, он стал старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем у владыки Исидора, своего духовного отца. Позднее он служил псаломщиком в Симеоновском и Казанском храмах Таллина.
«С самого детства я не представлял для себя иного служения, кроме церковного,— вспоминал Святейший Патриарх Алексий.— Несмотря на то, что потом большую часть моей жизни мне пришлось выполнять различные административные послушания в Церкви, пастырство было всегда для меня на первом месте. Именно в пастырской деятельности, в службе Божией, в Евхаристии, в молитвенном общении с Богом и с народом Божиим я черпаю силы для несения неимоверно трудного Первосвятительского креста».
Алексею не исполнилось еще и восемнадцати лет, когда он попытался поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят. Зато на следующий год он поступил сразу в третий класс. Окончив семинарию, Алексей поступил в академию. Уже на первом курсе 15 апреля 1950 года его рукоположили в сан диакона, а на следующий день — во священника.
На своем первом приходе, в Богоявленском храме города Йыхви, куда был назначен 17 апреля 1950 года, будущий Патриарх прослужил семь с половиной лет. Паства там была непростая: в шахтерский город после войны приезжали из разных мест по специальным направлениям на тяжелые работы в шахты; аварийность была высокая, поэтому священнику пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками.
На втором приходе, в Тарту, где он служил с 15 июля 1957 года до самой архиерейской хиротонии, напротив, пастырь застал в приходском совете старую университетскую интеллигенцию, общение с которой оставило у него яркие воспоминания на долгие годы.
3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. А уже 3 сентября в Таллинском Александро-Невском соборе состоялась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского. Церкви в те годы, когда на нее вновь обрушились гонения (прозванные позже «хрущевскими»), нужны были мудрые пастыри, способные провести верующих через бурный океан политических страстей.
23 июня 1964 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I епископ Алексий был возведен в сан архиепископа, 22 декабря 1964 года назначен управляющим делами Московской Патриархии, а 25 февраля 1968 года возведен в сан митрополита.
В должности управляющего делами митрополит Алексий находился вплоть до 1986 года, когда был направлен в Ленинградскую митрополию, откуда в июне 1990 года отправился на Поместный Собор для избрания Патриарха.
«Я не ехал на этот Собор с чувством, что могу вернуться Патриархом. За четыре года управления митрополией я слишком сроднился с ней»,— говорил позднее Патриарх, вспоминая свое избрание.
Поместный Собор открылся 7 июня 1990 года. Этот день начался Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, у мощей преподобного Сергия.
В 10 часов вечера, после третьего тура голосования, открылось последнее заседание. Митрополит Антоний огласил результат голосования. Председательствующий митрополит Филарет вопросил: —
Владыко Алексий! Поместным Собором избран ты Патриархом Московским и всея Руси. Приемлешь ли ты это избрание?
— Избрание меня Патриархом Московским и всея Руси приемлю и нимало вопреки глаголю,— ответствовал избранный Патриарх по древнему обычаю.
На долю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II выпал жребий возвратить церковно-государственные отношения в достойное русло равноправия и взаимоуважения. Этот труд он принял на свои плечи сразу после избрания. 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического лица. Патриарх получил в Министерстве юстиции Российской Федерации свидетельство о регистрации. Но наладить отношения с государством было труднее, чем получить свидетельство.
«Всем нам придется перед историей и перед Богом ответить, насколько каждый из нас воспользовался нынешним благоприятным временем для Церкви, для ее возрождения»,— не раз повторял Святейший.
За время его правления авторитет Церкви неизмеримо возрос. Положив душу «за овцы своя» Патриарх оставил нам образец пастырского служения. Сегодня как завещание звучат его слова, обращенные к православным верующим: «Ничто не дается легко. Тяжесть Патриаршего креста я ощущаю во все времена своего служения. Время сейчас непростое, время разделения, время противостояния, время, когда борьба с атеизмом не закончилась, он продолжает отстаивать свои позиции. Мне в моем многотрудном служении необходимы молитвы паствы. Где бы ни проживали благочестивые верующие, я прошу молиться за мир, за Отечество, за Церковь Русскую и за ее Предстоятеля».