Содержание:
У меня вера была всегда
Из аудитории в храм
Монастырь - это служение Богу
Дом для детей и взрослых
Путь христианина: радость или печаль?
Священномученик Анатолий
«У МЕНЯ ВЕРА БЫЛА ВСЕГДА»
19 ноября, в день преставления преподобного Варлаама Хутынского, в Козьмодемьянском соборе Смоленской иконы Божией Матери состоялось торжественное богослужение, за которым верующие поздравили с юбилеем — 80-летием — настоятеля храма архимандрита Варлаама (Семенова).
Родители были верующими, и мальчик с самого раннего детства приохотился к церкви. В школе, когда учителя доказывали, что Бога нет, упорно молчал. «У меня вера была всегда», — вспоминает он сейчас.
На церковное служение отец Варлаам пришел в послевоенные годы. Вначале певчим, затем псаломщиком. А потом вызвали в Казань, в епархию, и предложили приход. Это были годы хрущевской оттепели, священников во вновь открываемые храмы не хватало. Первым местом службы стала церковь села Мушерань Моркинского района.
Вскоре, однако, начались «хождения по мукам»: верующих вновь начали притеснять. Уполномоченные по делам религии ожесточались с каждым годом, находя все новые и новые поводы для гонений на священнослужителей. Чтобы паства не успела привыкнуть к пастырю, проникнуться к нему доверием, священников часто перемещали. Не миновала эта участь и архимандрита Варлаама: Нурминская церковь, приход в Татарстане и, наконец, храм в селе Коротни, где батюшка отслужил девятнадцать лет.
Вернувшись в перестроечные годы в родные края, отец Варлаам восстанавливал Троицкую церковь, затем Смоленский собор. И вот, три года назад, новое послушание: архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн благословил восстанавливать и духовно окормлять порушенную святую обитель — Михаило-Архангельский мужской монастырь на Суре. Ныне обитель, с Божией помощью, обретает вторую жизнь. Конечно, далеко еще до прежнего благолепия. «Но, главное, — радуется батюшка Варлаам, — здесь вновь возжегся духовный очаг. А все остальное в руках Божиих, да наших трудах и стараниях».
Людмила Протасова.
ИЗ АУДИТОРИИ В ХРАМ
В сентябре свой третий день рождения отметил единственный в нашей республике и одиннадцатый в России вузовский домовой храм Марийского государственного технического университета в честь мученицы Татианы.
Идея создать храм при МарГТУ родилась достаточно давно. Еще в 90-е годы ее поддержали бывший ректор вуза Геннадий Сергеевич Ощепков и бывший проректор, а ныне свя щенник Александр Половинкин.
Предтечей храма явился православный клуб «Параскева» (что в переводе с греческого означает «приготовление»), созданный студентами «политеха» под руководством преподавателя Рыжовой Нины Алексеевны и директора гимназии им. Сергия Радонежского протоиерея Евгения Суркова. А в 2000 году было принято решение об открытии при Марийском государственном техническом университете домового храма во имя мученицы Татианы. Нашлось и подходящее помещение соответствующей высоты, ориентированное на восток — бывший зал начертательной геометрии во втором корпусе вуза. Открытие домового храма, ознаменованное архиерейской службой, состоялось спустя пять лет — 18 сентября 2005 года. Настоятель храма отец Евгений вспоминает, как студенты поначалу неоднозначно отнеслись к этому событию: одни восприняли новость об открытии домовой церкви с энтузиазмом и радостью, для других она казалась чужой, не вписывающейся в вузовскую инфраструктуру. С тех пор многое изменилось, в том числе и отношение к храму, который стал своим не только для студентов и преподавателей, но и для многих горожан, напрямую не связанных с «политехом».
Двери храма открыты целый день: в любое время сюда можно прийти, поста вить свечу перед иконой, помолиться. Богослужения в домовой церкви совершаются почти ежедневно, расписания их — на две недели вперед — вывешиваются на доске объявлений в первом и втором корпусах МарГТУ. Каждый вторник вечером, в 17 часов, служится акафист святой мученице Татиане, в пятницу — святым равноапостольным Кириллу и Мефодию и преподобному Сергию Радонежскому.
По инициативе ректора МарГТУ Евгения Романова в храме бывают фактически все иностранные и иногородние гости университета, их отзывы подтверждают — насколько он всем интересен. В домовой церкви вот уже два года проходит работа молодежной секции научно-богословской конференции «Христианское просвещение и русская культура», которую наша епархия вместе с министерством культуры республики проводит в дни памяти святых Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приходят бывшие студенты вуза в день встречи выпуск ников — для многих из них посещение храма стало традиционным. Случаются и обычные, ни к чему не приуроченные встречи священнослужителей со студентами, причем не только технического университета. Достаточно тесно домовой храм сотрудничает с центром гуманитарного образования МарГТУ, в частности, был проведен цикл учебных лекций «Православная картина мира» и цикл бесед по православной этике.
На вопрос — получается ли личностное, доверительное общение со студентами, отец Евгений отвечает в целом утвердительно, подчеркивая, что у молодых людей — с их открытыми сердцами и многими нерешенными вопроса ми — большое стремление к разговорам «по душам». Во время таких неформальных встреч обсуждаются не только личные, но и вечные вопросы — о смысле жизни и путях развития цивилизации, о любви и дружбе... — Наше дело — предложить альтернативу, убедить, что, кроме потребления обычных жизненных благ, человек должен постоянно духовно возрастать, обогащая свой внутренний мир и, одновременно, способствуя лучшему устроению мира внешнего, — говорит батюшка. — Надо помнить, что всякий рожденный на Земле призван к большему, нежели прожить свой век в погоне за всевозможными жизненными удовольствиями и развлечениями...
У многих приходящих в храм студентов эти слова настоятеля находят живой отклик. Привлекает молодых прихожан и некоторая специфика домовой церкви, заключающаяся в особенностях хорового пения, строе богослужения, в самом ее облике. Многие отмечают просторное, светлое и в то же время уютное помещение храма. Вся церковная утварь — паникадила, подсвечники выглядят так, словно только что вышли из художествен ной мастерской. Икон немного, но тем больше внимания привлекают они к себе. Особенно ценна для храма икона святой мученицы Татианы с частицами ее мощей, привезенных из Псково-Печерского монастыря. Есть даже набор маленьких колоколов для скрытой на клиросе колоколенки.
Все это было приобретено на пожертвования прихожан, как говорится — собирали всем миром. В храме при входе установлен свечной ящик, в его ячейках — свечи с указанием цены, тут же ящичек для пожертвований. Хочешь — бери просто так, хочешь — плати названную сумму, а можешь положить и больше: по своим возможностям и христианской совести.
В храме работает и небольшая книжная лавка, ее наполнение настоятель формирует сам, учитывая интересы молодых людей, среди которых немало новоначальных христиан. Здесь есть книги богословского и исторического со держания, литература для тех, кто недавно переступил порог церкви. Немало в лавке и периодических православных изданий, в том числе такие известные журналы, как «Фома», «Наследник», выпускаемый на Украине журнал для под ростков «Отрок», педагогический журнал «Виноград»...
Еще одной достопримечательностью студенческого храма стал его хор под руководством выпускницы Регентской школы при Московской Духовной академии Альбины Габидуллиной. Певчих набирали по объявлению, и откликнулись те, кто пришли в церковь по велению сердца. Их уже пятнадцать — полноценный хор, не только поющий в храме, но и вы ступающий на концертах.
Сложилась здесь и своя общи на: немногочисленная, но очень сплоченная. Вот что говорят прихожане о своем храме:
Пожилая прихожанка: «Я прихожу сюда, как в родной дом. В свое время нас обделили верой, в церковь мы не ходили и всех нас называли атеистами. А сейчас здесь отдыхаешь душой — благодать! И батюшка у нас замечательный!»
Ей вторит молодой человек: «Это — наш второй дом. Моя семья практически неверующая, в храм я пока хожу один. Но, даст Бог, все уладится. Придет время, мы ста нем приводить сюда — в общину нашей веры — своих детей».
Студентка: «А у нас семья православная, живут мои родствен ники в поселке, в городе бывают не очень часто, но очень рады, что я посещаю домовой храм. Здесь очень уютно, тепло — в смысле душевного тепла и сердечного отношения ко всем, кто переступает по рог. В храме я обретаю то, чего не могу найти в другом месте, но чего очень в жизни не хватает — дарованную Господом благодать и душевное равновесие».
Сотрудница МарГТУ: «Раньше здесь был только храм науки, теперь и храм Божий — очень уютный и симпатичный не только своим оформлением, но и людьми, которые здесь служат. Впервые по бывав здесь, я была приятно удив лена тем, как слаженно и красиво поют на клиросе, насколько светло и сердечно проходят службы. В храме очень спокойная и доброжелательная атмосфера. Здесь рады каждому».
Ректор МарГТУ Е. Романов: «Наша домовая церковь — достояние не только «политеха». Храм создан, чтобы стать тем светлым уголком, куда наши земляки, включая студентов и преподавателей всех наших вузов и техникумов, мо гут прийти в минуты радости, печали, житейских сомнений и ощутить здесь духовную поддержку. Я вижу в домовой церкви и своеобразную учебную аудиторию, где ежедневно ведется процесс воспитания в духе православия и нравственности. И такая «аудитория» может и должна «работать» на общее благо!»
25 января в храме отмечается престольный праздник — любимый студентами всех поколений Татьянин день. Здесь его встреча ют архиерейской службой: накануне вечером проходит Всенощное бдение, а на следующий день утром — водосвятный молебен и Литургия. Богослужение по традиции проводит архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в сослужении с отцом Евгением и другими священниками епархии. Затем праздник продолжается концертом в актовом зале МарГТУ, в котором участвуют хор храма св. Татианы, студенческий хор «политеха». К ним два года подряд присоединялся известный на всю Россию вокальный квартет «Притча» Богородицкого Раифского монастыря, специально приезжавший в этот день в Йошкар-Олу.
Среди текущих проблем домового храма и его прихожан — незавершенный проект, связанный с обустройством паперти. По словам отца Евгения, есть интересные предложения и по оформлению внутреннего интерьера — размещению икон, росписи медальонов. Но на реализацию этого пока не хватает денег. Сказывается и проблема нехватки мастеров. У нашей иконописной мастерской сегодня в связи со строительством сразу нескольких храмов в республике очень много заказов, и очередь до домовой церкви никак не доходит.
Впрочем, прихожане любят свой храм и таким, какой он есть. Восемнадцатого сентября многие из них пришли сюда на праздничное богослужение, были здесь и давние друзья храма, причастные к его появлению на свет, строительству и обустройству.
Людмила Протасова, Наталья Шалагина.
МОНАСТЫРЬ — ЭТО СЛУЖЕНИЕ БОГУ.
Множество обителей, поруганных и разрушенных в пору лихолетья, открылось в последнее время в России. Среди них и женский Мироносицкий монастырь, образованный 14 лет назад на месте Мироносицкой пустыни. Когда-то Пустынь эту в народе называли «святым местом». Освящено оно многими иноческими молитвами, но, в первую очередь, — явлением здесь в 1647 году чудотворного образа Божией Матери «Мироносицкая». И недаром же говорят — «свято место пусто не бывает». Десятилетия спустя после разорения обители вновь начали собираться здесь возлюбившие монашеское житие. Об иноческом призвании, монастырской жизни рассказывает настоятельница обители игумения Варнава.
— Матушка, скажите, что такое монастырь? Что здесь может найти для себя современный человек?
— Монастырь — это место служения Богу, то есть человек идет в монастырь служить Богу. Служа, он тем самым спасает свою душу. Другой цели нет. Нет причины пойти в монастырь, кроме как любовь к Богу. Если человек верит, любит Бога, он для Него сделает все. Тем более в монастыре.
— А как Вы попали в Мироносицкую обитель, ведь ваше монашеское служение началось в Толге?
— Лет 14–15 назад, когда я приехала из обители домой погостить, наш Владыка увидел меня на помазании и говорит: «Останься». Ну, я осталась. Я же митры шью, думала, он заказать хочет. А он мне: «Ты знаешь, что на тебя в Синод подано»? Я говорю: «Нет, не знаю». И заплакала. А он постукал меня жезлом по лбу: «Поплачь, поплачь и приезжай».
Указа тогда еще не было, указ о том, чтобы переместить меня сюда, только в сентябре вышел. Но я, как об этом узнала, пошла к отцу Павлу Чазову — был у нас такой духовный батюшка, мы уже тогда были с ним знакомы. Все рассказала ему, а он и говорит: «Одно тебе скажу: покой тебе не полезен». И еще повторил: «Запомни: покой тебе не полезен». «Ну, — думаю, — точно меня возьмут, точно переведут, и от креста своего никуда не уйдешь». Молюсь теперь только, чтобы Господь помог нести этот крест. И вот он, мой непокой…
— Вы уже бывали здесь?
— Нет, нет.
— И даже не знали, куда Вас назначают?
— Нет, я знала… Знала, что здесь монастырь был. Меня, когда я в Семеновской церкви еще работала, звали съездить на праздник жен-мироносиц на источник. И вы знаете, тогда я отказалась сюда поехать. Почему — не знаю. Я знала, что Мироносицкий монастырь здесь был, но не слышала о явлении иконы Божией Матери. Если б знала, может быть и поехала бы, я ведь тогда уже в церкви работала, да вообще — мы с детства при храме. Зато теперь Господь призвал служить тут.
— Помните свой первый день?
— Конечно же, помню. Первого ноября мы сюда приехали. Владыка привез нас. Ну, конечно, кругом — развалины одни. Но вот что было очень знаменательно. В храм был вход на второй этаж, такая лесенка. Вначале Владыка, а потом мы залезли...
А в свою бытность, это еще в Толге было, когда меня только постригли в монашество, я отцу Павлу сообщила, что произошел постриг и как меня назвали. Все батюшке описала: как мы стояли в храме три дня и три ночи. А он пишет мне ответ и называет меня «отче Варлааме». Я удивилась. Думаю: «ладно, имя перепутал, ну ведь не «отче» же я!» И пишу: «ну, батюшка, ну как же «отче»-то?!» А он в следующем письме называет меня «мати Варлаама». Думаю: «да что хоть такое!» А потом смотрю, после дня пострига моего — это имя: «Варлаам». Варлаам Хутынский. Прочитала его житие. Он тоже жил в пятнадцати километрах от своего родного города. Думаю: «ничего себе!»
И вот, когда сюда приехали с Владыкой, поднялись в собор на второй этаж, идем обратно и видим: единственная сохранившаяся роспись на стене — образ преподобного Варлаама Хутынского…
Просила я ее сохранить, когда храм восстанавливали, но вот не соизволили. Обидно очень. Вот такое предсказание. Четырнадцать лет уже живу в пятнадцати километрах от родного города. Как Варлаам Хутынский. Конечно, по делам-то… Он-то праведно жил, а я вот ругаюсь порой. То мне не ладно, это не по мне…
— Собор у вас все же прекрасный. Древние стены намоленного храма всегда чувствуются… Вы согласны?
— Согласна, конечно же. Тут столько монахов молилось за три с половиной столетия, столько молитв лилось! А сколько людей сюда приходило, сколько просьб излито, сколько слез пролито. А сколько благодати Божией! Это и по людям видно: кто привлекает в храм Божий и монастырь? Благодать! Господь изливает ее, и люди чувствуют, едут. Причем нижний храм меня как-то больше влечет, чем верхний. Тот — праздничный, а этот, будничный, — именно монашеский.
— Скажите, матушка, много сестер живет сегодня в обители? Как распределяется день?
— Всего пятнадцать человек в нашем монастыре. Подъем у нас в пять утра, в половине шестого все собираемся на полунощницу. Ежедневно служим акафист Матери Божией. По праздникам, когда священник бывает, — Литургия. В восемь часов мы завтракаем. Затем уходим на послушания. В два — обед. Потом опять послушания. Если трудов в монастыре много, то один человек молится, вычитывает суточный круг богослужений, а остальные все трудятся. Если же у нас есть возможность пойти помолиться, то мы все идем.
Обычно послушания распределяет благочинная. Но в нашем монастыре она очень старенькая, поэтому приходится все самой. Не только трудиться, но и послушания распределять. У кого-то есть свои послушания, постоянные, например, просфорня, певчие, кухня, коровник. А на огородах все работаем вместе. Когда вместе — горы сворачиваются. Я тоже не брезгую работой, везде иду — навоз, так навоз, земля так земля, полоть, так полоть — все вместе.
— Местные жители тянутся к монастырю?
— Тянутся, тянутся. Посетит Господь их скорбью или болезнью, кроме монастыря — куда им идти? Приходят, заказывают молебны, подают за умерших, если в армию идут — просят у нашего священника благословения, свечечки ставят. Знаете, у них даже сложился обычай: если, к примеру, монастырь начал сенокос, значит всем надо косить — Господь погоду даст. Словно равняются все по нам.
— Единая семья получается…
— Единая, да. Слава Богу! Бабушки ежовские к нам приходят. Говорим: «Вот такие труды у нас предстоят, если желаете, помогите». Картошки много у нас бывает. Приглашаем бедных. Они нам помогут, а мы им — картошки. Приходят, к примеру, бомжи, или те из Ежово, у которых вообще ничего нет. Мы им предлагаем поработать, потом накормим, продуктов с собой дадим.
Иногда помочь просят. Мы помогаем, в основном, стареньким. Если кто работает, они и денежки имеют: у нас тут фермер есть, он им пашет. А вот бабушки не могут. К примеру, с сеном. Где им привезти, где накосить? А нам сенокосные угодья Господь дал, 50 гектаров за Сенькиным. Техника есть. Мы косим, и я им предлагаю. Они, конечно, монастырю платят какую-то копеечку посильную. Бесплатно не хотят, желают положить денежку — именно не заплатить, а «положить денежку».
От своих трудов всегда даем милостыню. Бывает, у сестер родные в тяжелом положении, стараемся тоже им помочь, чтобы у сестер душа не болела о доме.
— Матушка, Вы уже много лет настоятельницей, верно ли, что не просто так человек приходит в монастырь, что для этого необходимо призвание?
— Да, обязательно призвание. Искорка, которая загорается. Такого человека в мире жизнь не удовлетворяет. Вот я работала десять лет в храме, казалось бы что еще надо? Все есть: храм, дом — спасайся да и живи. Но не удовлетворяло меня это: полдня — на службе, полдня — дома, делая свои дела. Хотелось чего-то большего, хотелось посвятить свою жизнь Богу. Поэтому я и пришла в монастырь. Пусть здесь труда много, но этот труд ради Бога и для Бога.
Раз я присутствовала на постриге в Троице-Сергиевой Лавре. Постригали монахов совершенно мне незнакомых, и был там архимандрит Иероним (Зиновьев †1982. — Ред.), наместник, ныне покойный. Он сказал тогда: тяжела, трудна монашеская жизнь, но есть в ней такие минуты радости, ради которых можно пожертвовать жизнью. И испытать их можно Стезя только в монастыре, в этих трудах, скорбях, заботах, потому что именно за них и дает Господь благодать Свою — тем кто живет по-монашески, не ропща, все принимая как волю Божию.
— Наверное, к Вам нередко обращаются желающие поступить в монастырь. Как Вы определяете — кто способен к монашеской жизни?
— Людей, у которых призвание, сразу видно: они согласны на все невзгоды монастырской жизни. Девушкам, желающим в монастырь, мы, во-первых, конечно, предлагаем пожить, посмотреть, смогут ли они. Тут вот одна женщина была, так она говорила: «Я так в миру не работала». Но и мы не работали — в миру. А тут служим Богу. Ведь служить Богу — это же радость!
Вся природа служит Богу. Посмотрите, какая она красивая! Таким же и человек должен быть: служить Богу всей своей жизнью, принести плоды своей жизни Богу. И девушки, которые хотят идти в монастырь душой уже чувствуют эти труды, эти подвиги, желают их.
Конечно, в нашем монастыре очень много трудов. Да и в любом монастыре — я, вот, в Толге жила, — достаточно трудов. Но я от них не унываю, мне как-то в радость. Посадишь зернышко, вот оно растет, к осени принесет свой плод. Думаешь: «А я? Вот оно принесло плод, а я? Что в этом году я принесла Богу?» И вот так, смотря на природу, смотришь на себя. Растешь ли ты к Богу. Служишь ли ты ему, как должна.
Беседовала Людмила Протасова.
ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Православному центру г. Козьмодемьянска и Горномарийского благочиния — 5 лет.
Первый юбилей — это хороший повод вспомнить, с чего все начиналось. Преподаватели Православного центра расскажут об истории его создания и своей работе сегодня, поделятся надеждами на будущее. Начинает разговор духовник центра, настоятель Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска, благочинный Горномарийского церковного округа протоиерей Василий Лихачев:
— С самого начала возрождения Свято-Троицкого храма мы думали не столько о воссоздании стен, сколько о восстановлении того, что было духовно утрачено. Воспитывать приходилось не только детей, но и прихожан в возрасте, сознание которых формировалось в период советского правления. Занятия проводили прямо в восстанавливающемся храме, ставили скамеечки и столы. Но, понятно, что в таких условиях о получении полноценного духовного образования не могло идти речи. Для занятий с прихожанами необходимо было соответствующее помещение. Как только оно появилось — мы сразу организовали воскресную школу.
Как раз в это время был создан Православный центр в Йошкар-Оле. По указу архиерея подобные структуры должны были быть образованы и в благочиниях. Так, в скором времени, при нашем храме на основе воскресной школы возник Православный центр Горномарийского района.
Верующие люди отнеслись к его созданию с радостью. В центре появилась библиотека, педагоги, готовые ответить на животрепещущие вопросы. Первых учителей воскресной школы мы искали среди прихожан нашего храма. Приглашали воцерковленных преподавателей городских школ, имевших подход к взрослым и детям. Потом в наш город приехала Гликерия Владимировна Казакова. Однажды после богослужения она подошла ко мне, мы не были еще знакомы. Выяснилось, что Гликерия Владимировна имеет и педагогическое, и духовное образование. Я попросил ее возглавить наш Православный центр. Она согласилась и вот уже четыре года руководит его работой.
Конечно, педагогическая, воспитательная деятельность, особенно в духовной области, связана с определенными сложностями: человек должен с желанием изучать Закон Божий, не под кнутом. Конечно, мы стараемся не терять своих прихожан. Но есть и такие бывшие ученики воскресной школы, которые отошли от храма. Господь сравнивает апостолов с рыболовами. Только ловят они не рыбу, а человеческие души. Бывает так: уже вытянешь рыбу на берег, а она последний момент сорвется — и в омут. Так и люди, как рыбки…
Думаю, козьмодемьянцы, которые видят плоды работы Православного центра, приведут в храм и воскресную школу своих детей, внуков. Община будет расти. Очень хотелось бы, чтобы люди не только знали историю Ветхого и Нового Завета, но и применяли свои знания о Церкви, о заповедях в повседневной жизни.
— В первые дни служения в Свято-Троицком храме открытием для меня стал высокий уровень организации приходской жизни. Силами действующего при церкви Православного центра ведется важнейшая работа — просвещение людей. В первую очередь следует отметить профессионализм, с которым организована работа воскресной школы. За пять лет существования центра накоплен значительный опыт в сфере образования. Думаю, в будущем Православный центр станет тем базовым методическим учреждением, куда руководители воскресных школ Горно-марийского благочиния будут обращаться за помощью. Порой приходским священникам трудно избежать ошибок в организации работы воскресной школы. Обучение сводится к преподаванию Закона Божия по учебнику протоиерея Серафима Слободского, нет возможности знакомиться с новыми методиками и программами, внедрять их в учебный процесс. Здесь и должны прийти на помощь опытные педагоги.
Моя работа в центре началась в прошлом году с чтения лекций по истории Русской Православной Церкви для учащихся воскресной школы для взрослых. Мы успели охватить период от Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия. Часто лекции заканчивались беседами, на которых обсуждались насущные житейские проблемы, вопросы литературы. Разговор со священником всегда оставляет глубокий след в душе верующего человека. После таких уроков-бесед замечаешь, что прихожане более осознанно стоят в храме, начинают воспринимать христианство как образ жизни. Если же христиане, по Евангелию, будут служить людям, то к церкви обратится больше народу. Личный пример всегда оказывает большее влияние, чем слова.
В этом году новым направлением работы в Православном центре стало для меня преподавание катехизиса ученикам старшей группы. Программа, по которой ведется обучение, опробована в духовных учебных заведениях Казанской епархии. Очень важно показать детям, что катехизис — не свод отвлеченных понятий о церковных догматах. Знание основ своей веры помогает жить, отделять зерна от плевел, разбираться в духовной литературе. Знающий православный человек может дать достойный отпор сектантам, которые совсем не нужное сеют в наших детях.
Гликерия Владимировна – руководитель Православного центра
— Пять лет работы Православного центра: много это или мало? Казалось бы, срок небольшой, но для нас это целая эпоха. Не было ничего, а Господь послал очень много. Самое главное: в центр, в воскресную школу стали ходить дети — наши любимые чада. И это должно укреплять в вере всех нас: несмотря на то, что видят и слышат современные дети, они идут в храм.
С самого начала Православный центр Горно-марийского района развивался как просветительское учреждение. Почти сразу определились основные направления деятельности. В первую очередь, это работа воскресной школы для детей и взрослых. Для такого небольшого города, как Козьмодемьянск, юных учеников у нас много — больше 60 человек. В этом году целый класс новичков набрали! Третий год работает воскресная школа для взрослых: желающих посещать занятия становится все больше.
Большая радость Православного центра — это его библиотека духовной литературы. Она с самого начала составлялась профессиональными, опытными библиотекарями. Будучи два года назад на Рождественских чтениях в Москве, мы обменивались опытом по организации учебного процесса и составлению библиотеки с коллегами из разных концов России. Многие удивлялись: «Какая хорошая библиотека в таком небольшом Православном центре!» Поверьте, это не похвальба, это — радость наша, милость Божия.
Еще одно очень важное направление деятельности — работа с образовательными учреждениями города и района. Сотрудники центра консультируют педагогов общеобразовательных школ и школ-интернатов по вопросам преподавания религиозно-культурологических дисциплин, читают лекции по основам православной культуры, создают для учителей небольшие разработки по разным темам. Например, в прошлом году нашим преподавателем православного краеведения Еленой Вячеславовной Альпидовской был подготовлен материал «Природа язычества как верования», где в доступной форме излагалась суть язычества и его отличия от христианской веры.
Мы сами проводим занятия для учеников школ города и района. Огромная разница существует между тем, когда мы, сотрудники центра, идем в школу к детям проводить уроки, и когда они приходят к нам в Православный центр. Здесь они окунаются в жизнь центра, обязательно идут в храм.
За пять лет много ребят прошло через нашу воскресную школу. Есть выпускники, которые свое дальнейшее образование связали с духовными учебными заведениями. Это две девочки: Надя Никифорова и Маша Лукьянова. Обе в этом году заканчивают Выксунское Духовное училище. Маша по благословению батюшки сама уже преподает в воскресной школе. Некоторые наши воспитанники — и мальчики, и девочки — по окончании 11 класса тоже думают поступать в духовные учебные заведения.
Низкий поклон всем, кто работает и работал в нашем центре. Это — замечательные люди. Есть такие слова: «от избытка сердца уста глаголют» — это о них: столько в них любви и веры, которую они хотят открыть всем нашим ученикам. Хочется, чтобы в Православный центр приходило еще больше детей, чтобы они и их родители воцерковлялись, крепла Христова вера. Конечно, мы мечтаем о более просторных классах, о постоянном летнем лагере. Но наш маленький, чистый, уютный, только что отремонтированный центр уже стал общим домом для ребят и взрослых. Вечером, уходя из центра, встанешь на пороге, перекрестишь дверь и попросишь: «Благослови, Господи, дом наш!»
Надежда Ивановна Зимина, первый организатор работы Православного центра:
— Долгое время я была сотрудником Козьмодемьянского художественно-исторического музея. Но с приходом в музей новой команды эта работа стала мне неинтересна. А в церковь я ходила постоянно. Мне хотелось и воскресную школу вести, делать это на серьезном уровне.
Однажды отец Василий Лихачев сказал, что из епархии пришел указ создать при благочинии Православный центр. И позвал меня в нем работать. Через месяц в центр пришла моя подруга, библиотекарь Татьяна Николаевна Кукушкина, потом к нам присоединилась Галина Леонидовна Дружинина. Начало было положено.
На первых порах верующие, которые в середине 1990-х годов помогали восстанавливать храм и являются его постоянными прихожанами, восприняли центр и его сотрудников настороженно, долго к нам присматривались. Постепенно стали привыкать, иногда помогали нам. В результате мы друг друга поняли, отношения сложились добрые.
Если говорить об организации воскресной школы, то трудно было начинать. Опыта ни у кого не было. Мы исходили из того, что многие дети, проучившись один год, в следующем году по разным причинам в школу могли не прийти. Поэтому я составила программу обучения, основной целью которой было вкратце познакомить ребят с Законом Божиим. В первый год работы никакого возрастного разделения детей по группам не было: и малыши, и те, кто постарше, учились вместе.
По той же программе мы занимались и с учащимися коррекционной школы. Потом стали ходить в общежитие и классы ГПТУ, где нашими слушателями в основном были ребята из марийских деревень. Много было и непедагогической работы. Сотрудники центра ухаживали за клумбами на церковном дворе. Своими силами делали в Православном центре ремонт, приглашали по выходным на помощь друзей. В первое время денег на содержание центра было совсем мало. Мы ходили по козьмодемьянским предприятиям в поисках поддержки. В проходной завода «Потенциал» была поставлена кружка для пожертвований на Православный центр. Потом помогать стало предприятие «Электросети», йошкар-олинские спонсоры. Так, с Божией помощью, Православный центр начал развиваться.
Татьяна Николаевна Кукушкина библиотекарь и преподаватель Православного центра
— В Центральной районной библиотеке, где я работала, некоторое время действовала воскресная школа для взрослых. Вел ее протоиерей Василий Лихачев. Там и состоялось мое знакомство с настоятелем Свято-Троицкой церкви. Школу при библиотеке в скором времени закрыли, но при храме был организован Православный центр, куда отец Василий и пригласил меня работать.
Поначалу трудились в основном над тем, чтобы навести в центре порядок: красили, клеили, убирали… Руководила работой Надежда Ивановна Зимина. Поначалу уроки вела только она, позже присоединились и мы с Галиной Леонидовной Дружининой.
С нескольких книг, подаренных отцом Василием, образовалась в Православном центре библиотека духовной литературы. Постепенно она росла, становилась все более разнообразной. Когда в церковную лавку привозят новые книги, мы стараемся приобрести их для нашей библиотеки. Сейчас она насчитывает более двух тысяч томов. Есть в центре и православная видеотека: для взрослых и детей устраиваются просмотры хороших фильмов религиозно-нравственной тематики.
Говорят дети
Вика Николаева, 13 лет:
«В Православный центр я хожу не просто так, а из-за того, что верю в Бога. И буду верить».
Ирина Фирсова, 21 год:
«Православный центр для меня — второй дом».
Лена Шерстнева, 14 лет:
«Пока я не ходила в Православный центр, я не знала, в чем заключается суть службы, а теперь знаю и могу объяснить другим».
Маша Мисаева, 16 лет: «Благодаря Православному центру я побывала во многих монастырях, узнала о православной истории нашей страны. Благодаря учебе здесь я приняла решение, куда поступать. Я благодарна всем, кто здесь работал и работает».
Валера Боронин, 13 лет:
«Это центр православного обучения и воспитания души». Саша Иванов, 13 лет: «Это место, где находишь ответ на то, как спасать свою душу. Еще я здесь начал изучать историю нашего города».
Саша Боронина, 14 лет:
«Когда я болею и в воскресенье не иду в воскресную школу, мне кажется день бесконечным и скучным».
Маша Смирнова, 13 лет:
«В нашем центре много хороших, добрых людей, там мы отдыхаем душевно. Я благодарна своей маме, что она привела меня сюда».
Любовь Георгиевна Данилова, регент детского церковного хора, преподаватель Православного центра
— Я из семьи музыкантов. Композиторы Шмалкин, Смирнов — представители нашего рода. Продолжая семейные традиции, я окончила музыкальное училище по классу фортепьяно. Учеба давалась легко, преподаватели отмечали способности и прочили будущее большой пианистки. Но мне было скучно, очень скучно быть пианисткой. Сейчас понимаю, что Господь готовил меня к другому. Через болезни я пришла в храм. Поначалу ходила в Смоленскую церковь, где меня, как человека с музыкальным образованием, архимандрит Варлаам позвал на клирос, и я стала регентом церковного хора.
Постепенно от непонимания того, чем занимаюсь, пришла к мысли, что на все Божия воля. Господь дает понять, что именно ты можешь и должен делать то или иное дело. И от внутреннего знания, что ты на своем месте, обретаешь спокойствие. Человек счастлив, когда знает, чего хочет.
Со временем я стала ходить и в Свято-Троицкий храм. Когда предложили заниматься музыкой с детьми в Православном центре, я согласилась, хотя преподавание «светской» и духовной музыки — разные вещи. И поняла: педагог, регент должен молиться, тогда у него все дети будут петь. Еще очень важно любить детей, только тогда они раскроются, сделают все, что ты хочешь. Склонность ребенка к музыке можно определить даже по лицу. Талант, как печать Божия, проявляется рано.
Так хочется успеть сделать что-то для детей, создать настоящий детский церковный хор. Хорошо, не скучно жить с Богом и с детьми.
Елена Вячеславовна Альпидовская, преподаватель Православного центра
– Когда мы три года назад задумывали ввести в программу воскресной школы предмет «Православное краеведение», не представляли ясно, что из этого получится. Знали только, что дети должны расти не на пустой земле, а воспитываться на корнях. Из этой идеи «выросла» эмблема православного краеведения — большое зеленое дерево, сильное своими корнями. Как дерево держится корнями за землю, питающую его жизненные соки, так и человек крепко стоит на ногах только если хранит традиции предков, знает свою родословную.
Мы с ребятами начали изучать православную историю города Козьмодемьянска и всей Горномарийской стороны. На второй год обучения от теории перешли к практике: занялись составлением летописи нашего края. Пришло понимание того, что Слово Божие, которое мы изучаем, надо нести людям. Мы положили начало циклу бесед о православном краеведении, выступали в Доме творчества юных на заседаниях педагогического клуба «Ритор». Интересными были для нас подготовка и проведение открытого краеведческого урока на семинаре для сельских школ в селе Кузнецово.
На третий год обучения мы занялись православной историей города Козьмодемьянска XVII века. С большой любовью описал наш город тех лет инспектор училища К. С. Рябинский. Из его старинной книги «Город Козьмодемьянск Казанской губернии» мы узнали много нового. Прикоснулись и к архитектурному памятнику XVII века — Стрелецкой часовне. Это уникальное сооружение, первое каменное храмовое здание на Марийской земле, десятки лет служило керосиновой лавкой или совсем было закрыто. Как-то на уроке я подала детям идею пойти в часовню, они ее с радостью поддержали. И так получилось, что летом 2008 года в Стрелецкой часовне несла послушание старшая «краеведческая» группа воскресной школы. У ребят появилась своя малая церковь. Приезжие люди, горожане заходят сюда помолиться, зажечь свечи перед образами. И стоит над Волгой наш Козьмодемьянск. И вера православная в нем не иссякнет…
Подготовила Юлия Котова,
корреспондент «Православного слова в Нижнем Новгороде»,
специально для «Мироносицкого вестника».
ПУТЬ ХРИСТИАНИНА: РАДОСТЬ ИЛИ ПЕЧАЛЬ?
Протоиерей Алексий Уминский
Сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные?
Действительно, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. И все же это взгляд именно со стороны, когда за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, покаянное чувство и скорбь от осознания своей греховности.
Конечно, бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ей истинное чувство раскаяния и плач о своих грехах. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости, самым главным и всеобъемлющим из них является радость о воскресшем Спасителе. Именно этой пасхальной радостью наполнены дни от окончания Великого поста до дня Пятидесятницы.
Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью во Христе и печалью по Богу? Об этом размышляет протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия».
ПРИЗЫВ К ПОДВИГУ
Многим зачастую кажется, что радоваться — это очень легко. Люди, которые привыкли радоваться радостями этого преходящего мира, например, веселой музыке, хорошей пище, большой зарплате, каким-то удачам, хорошему отдыху, не понимают, что когда Апостол говорит: всегда радуйтесь (1 Сол. 5, 16), то это призыв к определенному подвигу. Потому что он сначала говорит: всегда радуйтесь, но потом добавляет: непрестанно молитесь. На самом деле эти вещи — всегда радоваться и непрестанно молиться — по своей духовной напряженности друг другу очень соответствуют. Радоваться по-настоящему, глубоко духовно, радоваться не когда тебе весело и смешно, а наперекор всему, радоваться — как высший подвиг радости — в скорбях, в гонениях, радоваться тогда, когда кажется, что все рушится, когда не ощущаешь очевидной и близкой помощи Божией,— это ведь очень и очень тяжело.
Человек, приходящий в Церковь, понимает, что те радости, которые у него были в жизни, его больше не удовлетворяют, он ими уже не может насытиться, они не могут утолить его духовной жажды, а от каких-то «радостей» даже приходится отказаться, потому что они сопряжены с грехом. Но радости духовной как высшему проявлению своей христианской жизни новоначальный еще не научается, и в этот момент он находится в одном из состояний, которое описывает авва Дорофей. Преподобный говорит, что есть три типа людей: одни люди живут по страстям, вторые — в борьбе со страстями, а третьи — побеждают страсти. Абсолютное большинство христиан относятся ко второй категории, они находятся в постоянном внутреннем борении, когда человек защищается и закрывается от тех стрел, которые в него летят постоянно. Поэтому и не удивительно, что у многих православных не такие радостные лица, как у каких-нибудь харизматов, у которых есть необходимость возбуждать себя на радость какими-то определенными способами экзальтации: если радость взять неоткуда, значит, приходится делать вид, что тебе радостно, делать вид, что все у тебя хорошо. Конечно, можно и играть в радость, но это не будет истинной радостью. А суть именно в том, что настоящая духовная радость — это на самом деле подвиг, труд.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В чем же радость верующего? К примеру, в пасхальные дни, духовная радость имеет источником одно и то же — Христос воскресе! И если человек носит это в себе, если наполнен этим состоянием — воскресения Христова — ему и радостно всегда, что бы ни случилось: ведь он знает, что Христос воскрес. И не просто знает, он этим живет. Почему же многим людям после Пасхи становится вдруг плохо на душе? Чаще всего это происходит из-за того, что мы все время скатываемся не к той радости, обращаемся к тому, чем нас держит мир. В гости ходить, телевизор смотреть, вино пить, шашлыки жарить — ну Пасха же, разрешение «на вся»! И вдруг оказывается, что эта радость, очень для нас привычная, так быстро вытесняет ту, другую, неуловимую, великую радость о Господе, что вот ушла она, а ты с этими шашлыками остался, и так тебе горько от этих шашлыков… Так бывает.
СМЕЯТЬСЯ ЛИ?
Внешне духовная радость может выражаться так же, как естественным человеческим образом выражается радость вообще. Ведь мы же люди. И то, что у нас есть — наш человеческий состав — не мы сами себе придумали. Если нам говорится: радуйтеся и веселитеся (Мф. 5, 12), если «богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше, играя» (канон Пасхи, тропарь 4-й песни), почему же мы не можем радоваться и смеяться, как дети? О смехе же в Царстве Небесном говорится даже в заповедях блаженств — в Евангелии от Луки написано: блажени плачущии, яко возсмеетеся (см.: Лк. 6, 21). Нельзя утверждать, что Спаситель все время плакал, хотя в Священном Писании и не упоминается, что Он смеялся. Но можно предположить, что если Христос был человек во всей полноте человеческой природы, то и смех как свойство человеческой природы был Ему не чужд.
Ну, а мы — пока люди, носящие плоть и кости, поэтому до состояния духов нам далеко. Но есть, конечно, и какие-то пределы в выражении веселья: не нужно буйной радости, с плясками и гоготаниями, но, думаю все же, что для христиан допустимы и шутка, и смех, и даже танцы, в конце концов.
ОДНОГО БЕЗ ДРУГОГО НЕТ
Радость о Христе и печаль по Бозе — это явления одного и того же порядка. Одно без другого не существует. Если есть истинная печаль о своих грехах, то у тебя и радость о Боге всегда бывает настоящей. Вот и все. Другого тут ничего не придумаешь.
А покаяние, в моем представлении, должно выражаться прежде всего в трудах. Ведь когда с нами случаются грехи, и мы идем на исповедь, чаще всего мы не понимаем, что видение своих грехов — это, вообще-то, огромная радость. Мы относимся к этому совсем не так: увидели, что совершили грех,— и испугались. И стало нам плохо: «Ах, что я сделал! А ведь если бы я по этой улице не пошел и такого бы человека не встретил, если бы он мне какое-то слово не сказал и я бы ему так не ответил! Какая досада, что такое со мной случилось!» Не понимаем того, что на самом деле сделали или не сделали мы этот грех — не важно. Если какой-то грех есть во мне, то, значит, рано или поздно я его совершу. И поэтому когда случаются грехи, очевидные для нас, неправильно, если мы будем к ним относиться просто как к досадным неудачам в своей жизни или к досадным проступкам: я совершил что-то, сказал на исповеди и теперь мне это не вспомянется. Грех — это состояние, это не поступок, но именно через поступок мы узнаем о своем грехе. И если Господь дает нам возможность так на себя посмотреть, то этому можно порадоваться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне показал, кто я на самом деле; теперь я знаю, с чем мне бороться по-настоящему, потому что я считал себя одним, а на деле я другой. И даже если я вчера этого не сделал, завтра не сделаю, то сегодня-то совершил, а если не совершил сегодня, то послезавтра это со мной может случиться, потому что этот грех во мне, и пока я его не исторгну, он так и будет меня бороть».
Если говорить о том, что иногда у людей печаль о грехах выражается в некоторой мрачности и отчужденности, то тут все приходит с духовным опытом, с обретением какой-то трезвенности. И потом все-таки, что веселиться-то, когда мы плохие? Действительно, хочется о себе немного и поплакать. И мне кажется, это нормальное состояние, когда человек может вот так, всерьез, поскорбеть о том, какой он на самом деле. Ведь и борьбы с грехом не будет, если мы будем легко к этому относиться — а, подумаешь, что такого! — и тогда ничего с нами и не случится, никакой перемены.
БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Человек может жить так, что он и радости не радуется, и в скорбях не скорбит. Бывают также люди болезненные, мнительные, которые слишком усугубляют свое положение, считают, что у них самый тяжелый крест. Людей, умеющих истинно духовно радоваться все-таки меньше.
Но, наверное, неправильно было бы ставить вопрос: чего больше в духовной жизни — скорби или радости. Вот Вход Господень в Иерусалим — это скорбь или радость? И христианство оно все такое. Ведь «прииде Крестом радость всему миру» (из стихиры Пасхальной утрени «Воскресение Христово видевше»), поэтому здесь никак нельзя одно от другого отделить.
Вопрос в том, чтобы не впасть в крайности: радость — это та радость, которая освещает мир человека, а печаль не должна становиться унынием… Печаль и уныние — разные вещи.
Вообще уныние — это диагноз современного мира. Уныние, пустота… Мировая культура, начиная с первых лет ХХ века, постепенно превратилась в культуру уныния, хоть и с очень яркими высокохудожественными образами.
Есть природа человеческая, и законы этой природы известны: человек рядом с Богом — он полон жизни, человек отступает от Бога — он близится к смерти. Вот и человечество. Оно живет ровно по тем же самым законам: каков человек, таково и человечество — общество. А уже вещи глобальные — такие, как культура, общественная жизнь,— исходя из этого, естественным образом и выстраиваются. Культура дает возможность нам, как по лакмусовой бумажке, смотреть, что сейчас происходит в человечестве. Например, культура андеграунда — это культура уныния, депрессии, даже если она и вплавляется иногда в некий христианский контекст. Постмодернизм — это типичная, ярко обозначенная совершенная депрессия и такой цинизм, который рождает еще большее уныние. Отсутствие каких-либо ориентиров вообще, отсутствие любого духовного труда, вся эта музыка попсы, мода и гламур — это тоже очевидный признак уныния. Особенное представление об унынии — это популярность «Кривых зеркал», «Аншлагов» и подобного. «Ад всесмехливый» (Из стихиры на Господи воззвах на вечерни Великого Пятка), который ужаснулся, когда в него вошел Господь. «Ад всесмехливый» вот такое лицо приобретает… Да, это данность — так, как есть сегодня. Но будем помнить, что Господь все-таки ад сломил, победил!
СВЕТЛЫЕ ЛЮДИ
Это те люди, которые уже прошли долгий путь к Богу. Такие есть. Знаю одну женщину, у которой сын погиб при Норд-Осте, я каждый год с ней встречаюсь и служу панихиды. Как-то недавно мы с ней сидели, вспоминали эти события, и в какой-то момент она вдруг произнесла: «Вот сейчас я могу сказать, что я Богу за все благодарна». Или другой случай, тоже одна моя старинная прихожанка, у которой дочка, когда ей было двенадцать лет, пропала, а через несколько дней ее нашли убитой. Она тогда ждала своего шестого ребенка, потом брала на воспитание сирот,— и вот она сказала: «Я так боюсь за того человека, который это сделал с Настенькой, я так за него боюсь, мне так за него страшно!» Эта женщина смогла молиться за него.
И дело не в силе души — они слабые. И это абсолютно простые люди — вовсе не святые, не монахи, не подвижники, да никем подобным они себя и не мыслят. Никакой особо высокой духовной жизни, в нашем понимании, они не ведут. Их сила — доверие Богу. Именно поэтому они смогли такие вещи пережить в себе особенным образом. В какой-то момент, когда у человека не остается ничего, на что можно надеяться,— скажем, человек сидит дома пять дней, а в Норд-Осте происходят ужасные вещи, или другой случай: сколько дней родители искали свою Настю и не находили,— то можно либо сойти с ума, либо полностью предаться в волю Божию. Второй путь и делает человека сильным.
И люди могут чем-то помочь в бедах. Однако нельзя специально искать тех, на кого можно переложить свою скорбь. Просто всегда находятся и будут находиться люди, которые согласны взять часть скорби на себя, разделить ее, и тогда боль, конечно, уменьшится. И, что удивительно, они ведь сами приходят. И если радость при разделяющих радость множится, то скорбь при разделяющих ее — утоляется. ДАР БОЖИЙ Радость в скорбях человек не сможет в себе сохранить и как-то возделать, если он не пройдет определенный путь испытаний. А если в момент испытаний не полностью доверится Богу и все время будет спрашивать: «За что мне такое, почему это со мной приключилось?», то он никогда не будет радоваться скорбям. Но если Бог вразумит человека и даст ему силы и такую веру, что человек сможет Ему безоглядно довериться, перестать себя жалеть,— вот тогда будет радость духовная, тогда она может так человека наполнить, что он и скорби не будет чувствовать. Да, он будет понимать умом, что в его жизни есть какие-то тяжелые, горестные обстоятельства, а вот тяжести от этой скорби он не будет испытывать. Поэтому радость в скорбях — это уже дар Божий.
Записала Татьяна Бышовец. «Православие и современность».
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНАТОЛИЙ
19 сентября в Мироносицком женском монастыре архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в сослужении духовенства епархии совершил чин прославления священномученика Анатолия Ивановского.
Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля (1 марта) 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника Димитрия Ивановича Ивановского.
После окончания в 1883 году Вятской Духовной семинарии Анатолий несколько лет служил псаломщиком в Троицкой церкви села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а позднее и в одном из храмов города Яранска. Решив продолжить образование, Анатолий Ивановский поступил в Казанский университет, но, проучившись три года, был уволен по болезни согласно личному прошению. Впоследствии он некоторое время жил в Казани, Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре, а затем перебрался в село Шулка Яранского уезда Вятской губернии, где жили родители его супруги — дочери священника, Юлии Михайловны.
24 февраля 1895 года А.Д. Ивановский вновь поступает на епархиальную службу и назначается псаломщиком сначала в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда Вятской губернии, а позднее, в ноябре, — в храм Знаменского женского монастыря, располагавшегося неподалеку от Яранска. Служение Церкви Христовой в священном сане отец Анатолий начинает уже в зрелом возрасте: 17 февраля 1901 года он был рукоположен во диакона и после состоявшейся вскоре священнической хиротонии получил назначение к Казанско-Богородицкой церкви села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил 17 лет.
Подобно многим священникам того времени батюшка совмещал пастырское служение с просветительской деятельностью — преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамотности, Аргаранурской церковноприходской школе, Шагаранурской церковноприходской и Мокрушинской земской школах, Салтак-Яльской земской школе.
Не отставала от него и супруга. Так, в 1900 году при ее содействии была открыта Знаменская церковная школа Яранского уезда, поначалу располагавшаяся в доме семьи Ивановских. Причем из 37 девочек, обучавшихся в школе, 30 были марийками. За «любовное обращение с инородцами и усердные заботы» Юлии Михайловне и ее помощнице была объявлена благодарность, а о деятельности их, как достойной подражания, сообщалось в «Вятских епархиальных ведомостях».
Размеренный ритм жизни приходского пастыря был нарушен революционными событиями 1917 года. Стремясь к полному контролю над страной, власти под различными предлогами стремились сокрушить духовную опору народа в лице Православной Церкви. Одним из таких предлогов стало обвинение духовенства в контрреволюционной деятельности.
В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из ЧК Восточного фронта поступила телеграмма: «На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. … Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти».
Ревностное служение отца Анатолия, его твердая вера в Бога, уважение, которым он пользовался среди прихожан, вызывали неудовольствие. На основании «сигнала с мест» 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией «как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями».
На допросе отец Анатолий отвергнул предъявленные ему обвинения, отметив, что своим прихожанам «ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел», а на вопрос, как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства, прямо ответил: «Это значит лишить государственную власть благословения Божиего».
После ареста отца Анатолия причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти прошение, в котором сообщали, что в поведении отца Анатолия Ивановского они не замечали никаких противозаконных действий. Однако повлиять на настрой властей они не смогли: 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу, а 30 октября приговор привели в исполнение.
По представлению Йошкар-Олинской и Марийской епархии 23 июня 2008 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви священник Анатолий Ивановский причислен к лику новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших в XX столетии. Память священномученика Анатолия совершается в Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье, начиная от 7 февраля) и в день кончины — 30 октября.
Юрий Ерошкин.