Содержание:
МАРИЙСКОЙ ЕПАРХИИ — 15 ЛЕТ
На колокольне Благовещенского собора Йошкар-Олы установлен купол.
Причислен к лику святых священник Казанско-Богородицкой церкви села Салтак-Ял.
Фестиваль на Молевом озере
Основан храм в селе Мари-Билямор
Оршанская инокиня
Святая Введенская обитель
У ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА
ПАМЯТНИК СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ
МАРИЙСКОЙ ЕПАРХИИ — 15 ЛЕТ
25 июля, в праздник иконы Божией Матери «Троеручица», архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в домовом храме епархиального управления. В этот день пятнадцать лет назад в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка за Божественной литургией Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и собор архиереев совершили хиротонию архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
За прошедшие годы количество приходов епархии возросло с 33 до 84, более чем в три раза увеличилось число священнослужителей: в настоящее время в епархии служат 97 священников и 15 диаконов.
На территории епархии действуют два монастыря: женский Мироносицкий в с. Ежово и мужской — Богородице-Сергиева пустынь в Килемарском районе.
В городах епархии — Йошкар-Оле, Волжске, Козьмодемьянске — открыты Православные центры. При них работают воскресные школы, библиотеки, благотворительные столовые. В Йошкар-Оле открыта православная гимназия имени Сергия Радонежского. В епархии действуют два православных братства: Мироносицкое — в Йошкар-Оле и братство иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Волжске. Они объединяют преподавателей вузов, медицинских работников, студентов. При православных братствах работают курсы сестер милосердия. Их сотрудники патронируют многодетные семьи, больницы, дома инвалидов.
С 1995 года священнослужители епархии ведут пастырское окормление заключенных. На территории республики во всех учреждениях лишения свободы работают молельные комнаты. В 1998 году освящен первый тюремный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Многолетний совместный труд на ниве духовного возрождения Марийского края объединил вокруг правящего архиерея клириков, активных прихожан, представителей государственной власти. Многие из них прибыли в день праздника, чтобы лично поздравить архиепископа Иоанна, пожелать Владыке здравия, долголетия, помощи Божией в его святительских трудах на марийской земле. С пятнадцатилетием епархии и архиерейской хиротонии архиепископа Иоанна поздравили Его Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, священноначалие и духовенство Русской Православной Церкви, Президент Республики Марий Эл Л. Маркелов, Председатель Государственного Собрания РМЭ Ю. Минаков, Заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе В. Зорин, главы министерств и ведомств республики, деятели культуры, миряне.
Людмила Протасова.
На колокольне Благовещенского собора Йошкар-Олы установлен купол
21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, у Театрального моста через Кокшагу на колокольню строящегося Благовещенского собора был водружен золоченый купол с крестом.
Благовещенский собор, возводимый на площади Пресвятой Девы Марии в Йошкар-Оле, обещает стать крупнейшим храмом города. Строительство его находится под пристальным вниманием архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, президента республики Леонида Маркелова, вызывает живой интерес жителей города. В день поднятия купола уже к двум часам дня на стройплощадке было на удивление многолюдно. После совершения Владыкой чина освящения специалисты ООО «Ренессанс» из Нижегородской области закрепили стропы крана на шеститонной конструкции, и под тихое пение верующими молитв она поплыла ввысь.
Столь сложная в технологическом плане работа — купол с крестом пришлось поднимать на пятидесятисемиметровую высоту — прошла на удивление гладко и быстро. Несколько напряженных минут, и над городом засиял золоченый купол и крест будущего кафедрального собора, центра всей духовной жизни республики.
— Над городом воцарился крест Господень, и лучи благодати, исходящие от него, теперь освящают все вокруг, каждого, кто живет в этом городе, — сказал, обращаясь к собравшимся, архиепископ Иоанн.
А президент республики Леонид Маркелов, присутствовавший на торжественном событии, высказал уверенность, что площадь Пресвятой Девы Марии станет одним из красивейших мест ЙошкарОлы и любимым местом отдыха жителей столицы. «Во все времена, славя Господа, люди в центре своих городов строили храмы. И наша задача — возвратить Церкви все ценности, которые у нее были отобраны советской властью, восстановить порушенные святыни на земле марийской».
Людмила Протасова.
Причислен к лику святых священник Казанско-Богородицкой церкви села Салтак-Ял
23 июня 2008 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике священномучеников иерея Анатолия Ивановского.
Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда в семье священника. В июне 1883 года он завершил учебу в Духовной семинарии, после чего служил псаломщиком на приходах Казанской и Вятской епархий. 17 февраля 1901 года А. Д. Ивановский был рукоположен в диакона с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне — Куженерский район Марий Эл), где ему и было суждено принять мученический венец. После священнической хиротонии отец Анатолий начал вести активную преподавательскую деятельность в уездных школах. Труды батюшки на ниве Христовой получили признание, он удостоился нескольких наград: набедренника, скуфьи, нагрудного знака в память 300-летия царствования дома Романовых и медали в память 25-летия церковноприходских школ.
Вспыхнувшая в России Гражданская война положила начало первым массовым репрессиям против духовенства. 4 октября 1918 года Уржумская ЧК издала постановление: «Комиссия предлагает попов, замеченных в противосоветской агитации, немедленно арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении же расстреливать на месте». В первую очередь под репрессии попадали священнослужители, наиболее ревностно относившиеся к своему пастырскому служению. Не стал исключением и отец Анатолий, на которого в ЧК поступил донос от сторонников советской власти. Священника обвинили в контрреволюционной агитации и подвергли аресту. В вину ему вменялось то, что он зачитывал прихожанам воззвания Поместного Собора и Патриарха Тихона. Несмотря на то, что на допросах отец Анатолий отверг воздвигнутые против него обвинения в пособничестве белогвардейцам, постановлением ЧК от 18 октября 1918 года он был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 30 октября 1918 года.
Из множества людей, пострадавших за веру Христову на Марийской земле, отец Анатолий стал шестым человеком, причисленным Православной Церковью к лику святых. Ныне ведется работа по написанию иконы священномученика Анатолия и составлению его жития. Чин прославления святого будет совершен 19 сентября.
Дмитрий Смирнов.
Фестиваль на Молевом озере
Вот уже четвертый год в конце июля республиканский фестиваль под девизом «Семья — малая церковь» собирает под свое крыло воспитанников воскресных школ епархии. И все эти годы мероприятие проводится на берегу изумительно чистого и красивого Молевого озера, что вблизи Килемар. А организует его настоятель местного Ильинского храма иерей Андрей Романов.
На этот раз на фестиваль прибыли ребята из Волжска и Нурмы, Сернура и Кокшайска, из Оршанки и, конечно же, из Килемар. По традиции приехали гости: военно-патриотический клуб «Алмаз». Как и в прошлые годы воспитателям воскресных школ помогали кадетские отряды «Варяг», «Скиф» и «Сармат».
День открытия фестиваля начался Божественной литургией в Килемарском храме, после которой участники все вместе пешком отправились обустраивать палаточный городок. Затем состоялось торжественное открытие фестиваля, на котором присутствовали архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, заместитель главы администрации Килемарского района А. И. Дворцова и благочинный Луговомарийского округа священник Андрей Романов.
Программа праздника включала презентации приходов, выпуск стенгазет, спортивные состязания, просмотр видеофильмов, концерт и ярмарку поделок воспитанников воскресных школ. Конечно, не обошлось без купания и традиционного костра дружбы. Все три дня были насыщенными до предела и пролетели на одном дыхании, а закрытие фестиваля состоялось в БогородицеСергиевой пустыни.
Лидия Градинар.
Основан храм в селе Мари-Билямор
27 июля в селе Мари-Билямор Мари-Турекского района архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин освящения основания храма во имя святого пророка Божия Илии и поместил в его фундамент капсулу с закладной грамотой.
За годы богоборческой власти на территории нашей республики было закрыто около семидесяти храмов. Некоторые из них были разрушены до основания. Такая участь постигла и Мари-Биляморскую церковь: на месте храма XIX века, имевшего в свое время тридцатиметровую колокольню с двенадцатью колоколами и около 2 тысяч прихожан, долгое время буйствовал сорняк. В последние годы стало приходить в запустение и село: работы нет, молодежь уезжает. А ведь в прошлом оно было более многолюдным, чем нынешний районный центр.
И тогда православная община Мари-Турекской церкви во имя святых Царственных страстотерпцев решила заново построить здесь церковь. Конечно, не каменную, как было раньше, — на это требуется очень много средств, — а деревянную. Все же святое место. Говорят, в 80-е годы, когда начинали здесь возводить торговый центр, при закладке фундамента выкапывали из земли останки священников.
На расчистку места под строительство, закладку фундамента из Турека в Билямор несколько раз в неделю приезжают добровольцы, до двадцати человек бывает. Среди них немало женщин. «Представляете, тянет! — улыбаются добровольные помощницы. — Разок пропустишь — и как-то на душе нехорошо. А здесь поработаешь, и дома многое еще успеешь, и утром встаешь бодрым!»
27 июля, в воскресенье, прихожане Мари-Турекской церкви встречали архиепископа ЙошкарОлинского и Марийского Иоанна. Ранним утром в нарядном храме началась Божественная литургия, затем — крестный ход и совместная трапеза. А после обеда на четырех машинах и автобусе поехали в Мари-Билямор. Приехавших встретил глава администрации Николай Берестов, вручил Владыке цветы и попросил благословение на строительство храма. Даст Бог, когда над селом засияет православный крест, вернется в него и прежнее благополучие. В современной жизни немало примеров: восстанавливается церковь, и все вокруг как бы обретает новое дыхание.
Людмила Протасова.
Оршанская инокиня
Для одних она была бабка Сима, для других — Серафима Павловна Комарова, а для прихожан оршанских храмов — матушка Иоанна. Глядя на нее, с виду довольно бодрую, никто не дал бы этой старице ее восьмидесяти восьми лет. Еще года три назад она одна вовсю копалась в земле под окнами своей квартиры — растила лук да картошку. Сама стирала белье, делала уборку в квартире и даже порывалась мыть в подъезде. И чуть ли не до последнего дня своей жизни ходила в храм Божий.
Родом она из Комаров — бывшей деревни неподалеку от Оршанки на Комаровском бугре у Ошлы. Училась в школе. Потом работала в местном колхозе «Маяк». А в 1939 году тогдашний начальник Оршанской конторы связи И.Н. Мешалкин принял ее на должность почтового экспедитора.
— В мои обязанности входило принимать и отправлять посылки и другие почтовые отправления, — рассказывала Серафима Павловна. — Дисциплина даже в предвоенные годы была жесткая: за опоздания, а тем более прогулы строго наказывали. И контроль был жесткий. Особенно ответственным делом была отправка и доставка денег в опечатанных мешках. Все делалось по инструкции, но требовалось большое внимание. В случае чего следовало возмещение нехватки или даже суд.
В войну стало тяжело. Лошадей оставалось мало, да и те слабые. Зимой, бывало, дорогу переметет, лошадь обессилеет, завалится и не может встать. А летом едешь по лесной болотной дороге. Колесо с жердушек соскочит, телега ухнет в яму — хоть реви. И на быках почту возили. Ну и упрямая же скотина: сойдет на обочину, траву щиплет — никакой вагой не сдвинешь. И на себе почту таскали. Хоть умри, а доставь!
С 1943 года Комарова работала фельдъегерем. Доставляла из Йошкар-Олы секретную почту для райкома партии, райисполкома, военкомата, прокуратуры и т.д.
— Уедешь в город в три часа ночи, а возвращаешься поздно вечером. По пути заезжали со спецкорреспонденцией и в Аксарку, — вспоминала она. — Однажды ездовой остался на дороге усталую лошадь покормить, и я туда на своих двоих. Обратно из Аксарки иду уже в полночь. Темень — хоть глаза выколи. Март, дорога подмерзла, хруст на весь лес. И хоть в кобуре табельное оружие — наган, все равно жутко.
— Так и стрелять умеешь, тетя Сима? — не удержался я тогда от вопроса.
— А как же! В Йошкар-Оле на соревнованиях по стрельбе призы получала!
В 1947 году ее назначили почтовым агентом, и в этой должности она работала до 1965 года, когда Оршанский район, а с ним и районный узел связи, восстановили после объединения с Медведевским. После этого до самой пенсии Серафима Павловна трудилась здесь оператором.
Многие из ее поколения, несмотря на всю мощь атеистической пропаганды, сохранили в душе веру. Оршанские кто чаще, кто реже ходили в единственный действовавший в районе кучкинский Сретенский храм, ездили в Семеновку. Вот и она с выходом на пенсию зачастила в село Кучку. Со временем стала здесь старостой. Должность эта непростая. Скорее мужская, ибо требуется определенная хозяйственная хватка. Но Серафима Павловна неплохо справлялась. Диву даешься, как ей, женщине, да к тому же в годах, удавалось заготовлять необходимые материалы: листовое железо, кирпич, тес, доставать гвозди и т. д., организовывать ремонтные работы. Ездила по делам в Йошкар-Олу и даже в Казань, где в то время был центр епархии. И почти всегда привозила книги духовного содержания, которые давала мне почитать. Забегая вперед, скажу, что благодаря ее уговорам я, человек в душе верующий, начал ходить в храм — сперва от случая к случаю, а потом регулярно, став воцерковленным. Да и не меня одного она фактически привела в храм.
В годы работы в Кучке она приняла монашеский постриг с именем Иоанна. А монашество в миру, вне монастырских стен, — дело непростое: человека подстерегает множество мирских соблазнов и искушений. И надо быть всецело преданным Божией воле, от чистого сердца приносить Ему свои обеты, истово придерживаться евангельских заповедей.
Посты она соблюдала и до пострижения. А в иночестве, как и положено, полностью перестала употреблять мясную пищу. И в этом не раз советовала мне последовать ее примеру. По ее словам, отказ от мяса очень благотворно повлиял на здоровье — одна за другой перестали досаждать разные застарелые хвори. Со временем, разумеется, здоровье ухудшилось: человек не вечен, сказывался возраст, попробуй-ка доживи до таких лет!
— Года два мы работали с ней рука об руку, — вспоминает оршанец Валерий Осокин. — Я помогал ей и хорошо знаю, сколько всего делала Серафима Павловна для Кучкинского храма. Она же полностью освобождала священников от хозяйственных забот. И все с молитвой, с упованием на Господа. Даже верхние окна в храме сама мыла, не боялась лезть на высоту. Помню, привезли мы железо на кровлю — листов сто восемьдесят, так она каждый лист перед складированием протерла трансформаторным маслом, чтоб не ржавел. А как-то решили свалить покосившуюся березу у стены храма, и надо было сделать все так, чтобы ничего не повредить. Так по ее молитвам дерево легло лучше некуда, как по заказу: между могилок, и стену не задело — чудо да и только! А когда в церковной котельной надо было срочно заменить колосник, она поехала в город, и как уж ей там удалось, но где-то на заводе ей отлили новый!
Когда в храм пришел на служение отец Игорь, он, как человек в мирском понимании пробивной, все чаще стал брать решение хозяйственных проблем на себя и со временем освободил матушку Иоанну от обязанностей старосты. После этого она стала ездить в Упшинский храм.
Где-то в начале 2000 года матушка по-соседски (мы жили в одном подъезде, дверь в дверь — напротив) заглянула ко мне с необычной просьбой: сочинить прошение к владыке Иоанну, тогда еще епископу, от имени населения Оршанки о восстановлении в райцентре храма. Ибо существовавшее к тому времени молельное помещение на бывшей церковной паперти, да еще на правах подворья Кучкинской церкви, не устраивало здешних верующих.
— Это нереально! — поначалу наотрез отказался я. — Возрождение храма — дело многих лет, даже десятилетий. Дай Бог моим внукам, а то и правнукам дожить до этого…
— Да почему нереально-то? — мягко, но напористо возражала матушка Иоанна. — С Божией помощью все возможно, надо только работать ради этого да молиться, и все устроится. Уж я-то знаю — сколько раз мне Господь помогал!
Что правда, то правда — даже в делах чисто житейских Господь ее поддерживал. К примеру, как-то летом опрокинула она на себя кастрюлю с кипятком, ошпарив ноги. Другой бы замучился мотаться по перевязкам. А она, отмахнувшись от моего совета немедленно обратиться к медикам, стала лечиться по-своему — святой крещенской водой и, конечно, молитвами. Хотите верьте, хотите нет, только не прошло и недели, как баба Сима полетела пешком за четыре километра на Краевское кладбище проведать могилки родных. Чудны дела Твои, Господи!
…В конце концов я написал в тот вечер и прошение к архиерею об открытии в Оршанке самостоятельного прихода, и обращение к населению о сборе денежных средств — откровенно говоря, лишь бы отвязаться. Позже матушка не раз с улыбкой напоминала мне о моих тогдашних сомнениях: «Вот видишь, я же говорила — с Божией помощью все возможно!»
Не стану повторять всю историю возрождения оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи, тем более что писал об этом не раз. Сегодня правота слов матушки Иоанны — на виду у всех жителей и гостей поселка: во взметнувшейся ввысь под сенью креста колокольне со звонницей, в растущих стенах возрождающегося холодного храма, в благоустроении храма теплого. Нашлись и средства, и благодетели вплоть до президента республики — кто бы мог об этом подумать лет восемь-десять назад! А Серафима Павловна вложила в это дело, помимо всего, немало и собственных денежных средств. Но когда я просил ее подробнее рассказать о церковной стороне ее жизни, матушка наотрез отказывалась: «Да какие мои заслуги! Это все Господь соделал, а я только грешная раба Его…»
Возрождающийся храм стал для нее вторым (да какое там — первым!) домом. Она часто исповедовалась и причащалась, звонила в колокола на внутрихрамовой звоннице. Бывало, кому-нибудь из новичков-прихожан делала замечание (скорее, давала совет) — удивительно ненавязчиво, доброжелательно и тактично, на что способны далеко не все из старушек-прихожанок. И очень хотела дожить до завершения строительства церкви.
А еще было у нее желание возродить и освятить Ключик — источник вблизи ее сгинувшей родной деревни. Добрались мы прошлым летом с упшинским священником отцом Михаилом до места, где когда-то бил этот ключ — нет его и в помине, все кругом до неузнаваемости разворочено техникой во время строительства Кугунурской плотины. В тот день матушка посетила родные могилы на Комаровском и Руинском кладбищах и на обратном пути сказала:
— Слава Богу! Теперь и самой можно помирать… Незадолго до того отошла к Господу ее родственница Аполлинария Андреевна Ходырева (в иночестве матушка Евфросиния), с которой они вместе обитали последнее время.
А матушке Иоанне было дано еще около года земной жизни. Скончалась она нынче — 24 марта. Не залежалась в немощи, никого не обременила долгим уходом за собой. Даровал Господь ей — последней из оршанских инокинь — смерть, как говорится, мирную и непостыдную...
Николай Кропинов.
Святая Введенская обитель
Мы уже сообщали о начале восстановления Введенского Вершино-Сумского монастыря в Горномарийском районе нашей республики. Сегодня, по просьбам читателей, мы расскажем об истории и дне насущном обители более подробно.
ОТ БОГАДЕЛЬНИ — К ОБИТЕЛИ
Введенский монастырь был образован на основе богадельни, открытой в 1882 году по благословению Высокопреосвященнейшего Палладия (Раева), архиепископа Казанского и Свияжского. Ее насельницы вели общежительную жизнь, ежедневно утром и вечером читали молитвы, пели священные песнопения, днем обучали местных девочек грамоте и домашнему рукоделию.
В октябре 1894 года для формирования будущей монашеской общины и постройки церкви епархиальное начальство прислало сюда из Казанского Богородицкого женского монастыря монахиню Веру. Со старанием принялась она за обустройство вверенной ей общины. В Михаило-Архангельском черемисском мужском монастыре была приобретена и перенесена на новое место небольшая деревянная церковь. А в 1895 году построена новая — на каменном фундаменте и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
День освящения храма стал самым знаменательным в жизни будущего монастыря. Указом Святейшего Синода от 11 июня 1896 года монахиня Вера была утверждена руководительницей общины. Благоустройство святой обители с этого дня стало целью всей ее жизни. Одно за другим возводились монастырские здания, в которых располагались, в том числе, и три школы: церковноприходская, живописи и рисования, рукодельная, а также помещения для странствующих богомольцев, больница, двухэтажный гостиный дом.
Было возведено и много хозяйственных построек, устроен скотный двор, разведены фруктовые сады, огороды, пчельники, построены ветряная и водяная мельницы. В 1898 году был выстроен еще один двухэтажный деревянный дом, в котором открыли богадельню, вырыто и обустроено несколько колодцев.
Эти здания и постройки, возведенные за какие-то два-три года, наглядно показывают, что в лице игумении Веры община имела энергичную, деятельную и опытную начальницу.
Не оставляли будущую обитель своим вниманием и благотворители, в том числе и высокопоставленные. Так, Высокопреосвященнейший Палладий (Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, благословил монастырь иконою Спасителя Благословляющего в серебропозлащенной ризе, от великого князя Сергея Александровича, августейшего московского генерал-губернатора, была прислана икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию» и портрет Его Высочества.
Стремление к приобретению земли и возведению большого количества построек было вызвано необходимостью. Число сестер возрастало из года в год. Если в 1896 году их было 120, то в 1898 уже около 200. И 7 февраля 1898 года Введенскую общину переименовывают в Вершино-Сумский Введенский черемисский женский монастырь.
После открытия обители число богомольцев стало увеличиваться. В большие праздники народ, за неимением места в помещении церкви, стоял на паперти. Матушка Вера подала на имя казанского архиепископа прошение о разрешении на строительство еще одного, третьего по счету, каменного трехпрестольного храма.
В мае 1900 года церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была заложена. Но, постоянно находясь в трудах и заботах о благоустроении вверенной ей обители, игумения Вера сильно расстроила свое здоровье и 21 октября 1900 года скончалась.
На ее место была выбрана монахиня Миропия, которая в 1901 году была посвящена в сан игумении и энергично принялась за начатое матушкой Верой благоустройство святой обители. Уже под ее руководством были возведены горны для обжига кирпича, дом для каменщиков и два больших кирпичных сарая, одноэтажный просфорный дом, а в саду близ настоятельского корпуса устроены небольшой одноэтажный домик для садовниц, колодец для орошения сада. Кроме значительных земельных владений, монастырь в эти годы был наделен лесным участком из 50 десятин Средне-Сумской дачи.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Однако пришло время, и весь этот годами сложившийся, освященный молитвой уклад общинной жизни рухнул в одночасье: в 1921 году монастырь закрыли, а насельницы его вынуждены были искать приюта по соседним обителям, некоторые из них остались при храме монастыря, зарегистрированном в качестве приходского. Монастырским же хозяйством еще несколько лет пользовалась поселившаяся на его территории коммуна, кое-что досталось и колхозу «Революция», который был организован здесь позднее. Нина Васильевна Тихонова, живущая сегодня при восстанавливающемся неподалеку Михаило-Архангельском монастыре, так вспоминает те времена.
— Новую церковь помню. Красивая очень была: белая, большая. Или мне так маленькой казалось. А потом ее сломали. Местные же, свои. Деревянная тоже еще стояла, но мы, дети, ее почему-то боялись. Наверное, взрослые настроили так. А потом она сгорела. Помню, еще было очень красивое, круглое озеро. И в нем лебеди плавали. И зимой тоже, а как переживали наши морозы — не знаю. Колодцы там хорошие были. Бывало, нигде в деревне воды нет, а в монастыре всегда была. Все оттуда воду брали. Но потом, когда колонки поставили, их зарыли. А вот случись авария, где воду брать — не подумали. А еще там парк был — в основном, посадки из липы. И прекрасный молодой плодоносящий сад. Он потом к колхозу перешел.
За годы советской власти было разрушено практически все. До наших дней сохранилось лишь двухэтажное красного кирпича здание, по преданию бывшая трапезная, а в последние годы местная школа, да два-три деревянных дома. Из монастырского хозяйства сохранились один из колодцев, которому уже более ста лет, фруктовый сад и пруд
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Несколько лет протоиерей Геннадий Ромашов, настоятель Пайгусовского храма в честь Рождества Христова, близ которого располагался Введенский Вершино-Сумский монастырь, добивался возвращения сохранившихся зданий и территории бывшей обители Церкви. И событие это свершилось в минувшем году.
На престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы здесь собралось около двухсот местных жителей. И первый раз после векового забвения во вновь созданной домовой церкви был отслужен молебен и совершено водоосвящение. Завершился престольный праздник крестным ходом вокруг прежней территории монастыря.
А чуть раньше, в октябре 2007 года, сюда перебралась Софья — местная уроженка, ставшая первой жительницей возрождающейся обители.
— Всю жизнь мечтала о монашестве,— вспоминает она.— Еще когда в институте училась в Йошкар-Оле, специально ходила в библиотеку, интересовалась историей этого монастыря. Часто говорила о нем и с моим духовным отцом батюшкой Иоанном из Сумок. А тут как-то во время крестного хода сюда с иконой Казанской Божией Матери оказались мы втроем: отец Геннадий, батюшка Иоанн и я. Они предложили: «Давай мы тебя благословим на послушание при обители. Начинай потихоньку восстанавливать».
Тогда растерялась. Под чьим-то бы руководством — с удовольствием. Но сама, такая грешная… А подумав, собрала все свое хозяйство (после выхода на пенсию переехала из ЙошкарОлы на родину) и под Покров приехала сюда. Дождь, никого нет. Даже кочегара не было, на первых порах приходилось топить самой. Приходили, правда, помощники, да все больше выпившие. Толку-то…
Так вот все начиналось. А потом с Верхотурья приехала на помощь монахиня Феоктиста. И жизнь потихоньку начала налаживаться. Появился кандидат на место монастырского священника — семья его уже переехала сюда. А будет свой батюшка — совсем другое дело. Да и отец Геннадий не оставляет свою подопечную, они с матушкой здесь постоянные гости. И продукты привезут, и поддержат, и совет дельный дадут.
Конечно, работы много, но Господь не оставляет. Вот пришла весна, протекает крыша — сгнили деревянные перекрытия, да и внутри здания в разгаре плотницкие работы: по благословению архиерея устраивается алтарное место для будущего домашнего храма. А тут как раз трудники, молодые мужчины из Козьмодемьянска.
— Случайно встретились с отцом Геннадием, он рассказал о восстанавливающейся обители. Вот и решили посмотреть, — объяснили они причину своего неожиданного появления. — Знакомы мы все с детства, со временем объединились как бы в маленькую православную общинку. И вот решили потрудиться на восстановлении монастыря.
История Церкви ясно показывает, что монастыри не возникают вдруг, созидаются постепенно, трудом и молитвой. Нередки случаи, когда обитель возникала из богадельни, православной общины, проходя своеобразные ступени становления. Так сложился в свое время Введенский монастырь, по этому же пути предстоит и восстанавливать обитель. Сейчас здесь пока богадельня. И трудовое послушание. Работы ведь очень много. От бывшего Введенского монастыря лишь память народная осталась. Но главное для нас сейчас, по словам отца Геннадия, наладить богослужение. И Господь будет Сам все устраивать.
Людмила Протасова.
У ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА
Только что я выпила почти литр воды — абсолютно чистой и легкой, как воздух, из источника, освященного в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша»… Вода эта, по народному преданию, помогает от всяческих напастей. Их много в нашем суетном мире, а здесь, в Большой Орше, вдруг начинаешь слышать шелест ветра и голоса птиц...
Шел освежающий душу молебен. Служил отец Димитрий из Оршанской церкви, чинно кадил ладаном всех — мальчишек, бабушек, Виталия Яковлевича Миронова. Это он расчистил и обустроил родник, а теперь скромно стоял в стороне и крестился, время от времени вычерпывая ковшиком соринки и мушек с зеркального «ока» родникового колодца.
Закаленные деревенские мальчишки, первые помощники Виталия Яковлевича, бросив на лужайке велосипеды, тоже стояли на молебне, выдерживая атаки неистовых мошек, спиной к заброшенному саду на новенькой мостовой, выложенной из трех тысяч (!) врытых в землю донышками вверх стеклянных бутылок. Эти бутылки они всю весну собирали в окрестностях родной деревни. Собрали все, что нашли, очистив окрестности от мусора, превратив сосуды зла, от которого пострадала не одна деревенская семья, в мостовую, ведущую к «Неупиваемой Чаше»...
Отец Димитрий, троекратно окунув крест в родник и пропев: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», — обтер крест полотенцем и произнес удивительную проповедь о человеческой неблагодарности.
Был праздник иконы «Неупиваемая Чаша». В этом году он пришелся на третье воскресенье по Пасхе, и во всех храмах читали евангельскую притчу о расслабленном, которого исцелил Христос у Силоамской купели.
— У нас теперь — цивилизация расслабленных, общество неблагодарных, — с грустью завершил проповедь батюшка. И предупредил, что одной «водичкой» от многолетнего беспробудного пьянства не исцелиться. Надо прочувствовать грех до глубины сердца, до душевного трепета, и сначала наедине покаяться перед Богом, потом исповедаться в храме перед священником, причаститься и начать совершать добрые дела.
После молебна, за праздничным столом, накрытом жителями деревни во дворе у Виталия Яковлевича, чинно пили квас (на родниковой воде и черносливе!), ели «коман мелна»… Стол был полон угощений, чуждых гуаровой камеди, глутамата натрия и прочих консервантов. Молоко — от живой коровы, и яйца — от выросших в деревенской воле кур. Был еще гусь частями. Но на него уже не было сил…
Тут я вспомнила вопрос, который меня попросил задать мой шестнадцатилетний «тинейджер»: «Зачем нужно освящать родники?» Спросила. Людмила из церковного хора, сидевшая рядом со мной, объяснила, что через освящение на родник призывается благодать Божия. А Виталий Яковлевич добавил, что при советской власти много родников засыпали и загадили, и теперь некоторые люди, осознающие связь духовного и материального, расчищают их, исправляя ошибки дедов ради здоровья и счастья внуков. «Детей-то мы уж, кажется, потеряли…» — сказал он грустно.
Тут я чуть не заревела, вспомнив своего, погрязшего в компьютере, Андрюху: какой был парень года два назад — играл на валторне, рисовал, ходил в лес на свидания к живой природе, а теперь, кроме этого мертвого «ящика», ему, кажется, уж ничего на свете не надо…
Когда все разъехались, пришел друг Виталия Яковлевича из соседней Малой Орши — Виктор, который вместе с Мироновым в прошлом году расчистил первый родник.
— Родник нашли гусята на краю деревни,— рассказал Виталий Яковлевич. — А Виктор придумал его назвать в честь Николы Чудотворца, покровителя мореходов, путешественников и бесприданниц. На Николу Вешнего освятили. И тут случилось настоящее чудо: вокруг деревни повсюду начали пробиваться из-под земли все новые и новые родники. Сколько их точно, пока никто не знает, но много — на каждый класс в нашей школе распределили пока по два родника — чистить и ухаживать...
И вот мы втроем стоим в маленькой деревянной часовне над родником в честь Николая Чудотворца на краю деревни. За ивняком, за болотцем, течет река Орша. Вокруг нас на многие километры — поля, луга и бездонное небо.
— Лесов у нас почти не осталось: последние пять лет назад порубали заготовители, — грустно сказал Виктор. — А когда-то тут вокруг боры стояли — еловые, пихтовые! Ягод-грибов — море было! Теперь опушки только, на них — пеньки, леса нет больше. Реки без леса перегреваются и зарастают по всему руслу. Без леса земля умирает. Деды нас учили: «Чодра пыта — калык пыта» — «Лес исчезает — народ исчезает».
— Как можно жить с таким настроением?! — ужаснулась я, ведь и мои предки были всеми корнями в Оршанском крае — «вятские», «кучкинские», «суховражские»… Виталий Яковлевич улыбнулся и зажег свечку на полке у икон:
— Когда я маленький был, у нас на школьной территории заброшенная часовня была. Мы с мальчишками туда бегали копейки собирать, которые туда незаметно люди приносили. И только прожив жизнь, я понял, что горе и страдания заставляют людей искать Бога, просить помощи у Творца. А горе и страдания даются для исправления. И в какой-то момент пробивается, как родник чистой воды, радость во всем человеке! Эту радость Господь дает, учит любить природу и ближних. Ну, хотя бы жалеть их, потому что красоты в них мало и любить их по нашей немощи трудно…
День стоял сухой и солнечный, лезли из земли навстречу свету и теплу сныть и чернобыльник, пели соловьи, цвела калужница, на елках факелами зеленели свежие пушистые лапки. А внутри часовни радовались входящим старые намоленные иконы и ярко горела прилепленная к полке восковая свеча.
Марина Копылова, Большая Орша.
ПАМЯТНИК СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ
4 июля на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил памятник священномученику Леониду (Антощенко), епископу Марийскому, пострадавшему за веру в годы гонений.
В церемонии официального открытия памятника приняли участие президент республики, члены правительства, представители общественности и верующие.
Обращаясь к собравшимся, президент республики Леонид Маркелов отметил великую роль пастыря в служении православной вере. «И сегодня его светлый образ живет в сердцах людей, а сам он по праву является духовным небесным покровителем Йошкар-Олы и Республики Марий Эл»,— подчеркнул Л. Маркелов. Глава республики предложил ежегодно отмечать день города в день рождения епископа.
Архиепископ Иоанн, обращаясь к верующим после освящения памятника, назвал жизненный путь, пройденный епископом Леонидом, настоящим подвигом во имя служения Церкви Христовой.
«Мы должны быть достойны памяти тех служителей православной веры, кто пролил свою кровь за всех нас. И возрождающаяся сегодня духовность людей свидетельствует о том, что усилия подвижников веры не пропали даром. Свидетельством тому явилось и открытие памятника одному из достойнейших представителей Церкви»,— отметил Владыка.
Лаврентий Антощенко родился 6 августа 1872 года в Екатеринославской губернии в семье крестьян. После окончания городского училища мальчик поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру послушником. В 1905 году в Чудовом монастыре Москвы принял монашеский постриг с именем Леонид.
Будучи архимандритом, отец Леонид служил в Ленинграде до 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало то, что 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. В марте 1930 года владыку Леонида осудили на пять лет лишения свободы и отправили в Пинюкские лагеря, располагавшиеся в Кировской области.
Легко одетые заключенные при сильнейших морозах строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюк — Сыктывкар. Работать приходилось вручную, землю возили на тачках. Худенький, с небольшим, чуть продолговатым лицом, открытой улыбкой и искрящимися радостью глазами, Владыка ободрял верующих. Работая вместе со всеми, он духовно окормлял христиан: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми ему из Москвы. И даже совершил монашеский постриг.
После досрочного освобождения в сентябре 1932 года владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали: последовали ссылки в Нижегородский край, затем в Ульяновскую область. В конце концов Владыка оказался в Свердловске, но местные власти не позволили ему там служить. Отсюда в марте 1937 года его и назначили в Марийскую республику. Уже из вагона поезда епископ Леонид, благословляя провожающих, пророчески указал себе на грудь, а потом на землю.
Он поселился вначале в Йошкар-Оле, а в октябре перебрался в Семеновку, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Ревностно исполняя свое святительское служение, владыка Леонид всячески предостерегал свою паству от уклонения в поддерживаемое государством обновленчество. Сельский храм, в который стекались верующие со всей округи, стал оплотом Православия.
Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей. В декабре епископ Леонид был арестован и помещен в йошкар-олинскую тюрьму. На допросах виновным в контрреволюционной деятельности Владыка себя не признал. Тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.
Определением Святейшего Патриарха и Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре с. Ежово.
Людмила Протасова.