Содержание номера:
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА
Открыт новый полковой храм
Первые шаги к возрождению
День рождения хора
Первая скрипка в семейном Квартете
Житие преподобномученицы Тамары (Сатси)
Тайна «золотой юрты»
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с радостью празднуем явление во плоти Сына Божия. Сегодня в нашем ограниченном мире благоволил родиться Господь наш Иисус Христос! Совершилось на земле во граде Вифлееме событие сверхъестественное. Вечный Бог младенчествует, Невместимый — вмещается в яслех, Одевающийся светом, как ризою, и Покрывающий небо облаками повивается убогими пеленами. Тайна великая и Ангелам неведомая!
Этого события человечество ждало на протяжении многих тысячелетий. Исполнилось обетование Божие, данное нашим прародителям в Раю. Любовь Божия вызвала из небытия к бытию мир видимый и невидимый, и эта же любовь Божия возрождает ныне падшего человека к вечной жизни. Господь остался верен Своему обетованию, потому что так возлюбил мир и каждого из нас, что «отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
О пришествии в мир обетованного Мессии предвозвещали пророки. Так, пророк Исаия, ветхозаветный евангелист, говорит: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). А пророк Михей, как бы продолжая Исаию, говорит, что Он родится в Вифлееме (Мих. 5, 2).
«Для чего совершилась эта тайна?» — спрашивает наш ум. «Сего бо ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», — отвечает нам Святая Церковь (Акафист Божией Матери, кондак 8). И отвечая, призывает: «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся!»
Что же требуется от нас, чтобы принесенная свыше Сыном Божиим благодать была для нас спасительной? Для этого необходима искренняя глубокая вера в Сына Божия, в Евангелие. Для этого необходимо осознание своего недостоинства, истинное покаяние о грехах, исправление всей нашей жизни.
Благодать Свою Господь подает нам в Святых Таинствах Церкви. Поэтому мы должны жить активной церковной жизнью, исполняя заповеди Божии. Чтобы приблизиться к Богу, нам необходимо стяжание добродетелей: христианской любви ко всем без исключения людям, честного отношения к своим обязанностям, воздержания, чистоты и непорочности, правдивости, искренности, простоты и незлобия сердца.
Празднуя рождение нашего Спасителя, открывшего нам познание любви, благости и милости Божией, мы воздаем похвалу Преблагословенней Деве Марии — нашей Ходатаице, Заступнице и Покровительнице.
Она послужила великой тайне, через Нее явилось миру Солнце правды — Христос Бог наш. Матерь Божия в день великого торжества Своей материнской любовью объемлет всех православных христиан, прославляющих Рождение Ее Сладчайшего Сына.
Сегодня, в день Рождества Христова, как никогда мы осознаем, что Христос посреди нас — и мистически, и реально. Он с нами в таинстве Святой Евхаристии, в молитве и в труде, в храме и на всех путях жизни. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Возлюбленные братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым. Пусть всегда душа наша будет вместилищем воплотившегося ради нас Бога, а сердце наше — Престолом, на котором да царствует во веки Христос! Рождество Христово 2007/2008 г. Йошкар_Ола
Открыт новый полковой храм
5 декабря 2007 года на территории Йошкар-Олинской ракетной дивизии в расположении отдельного батальона охраны и разведки открыт домовой полковой храм в честь Архангела Михаила.
Этому торжественному событию предшествовало активное взаимодействие командования и личного состава батальона с окормляющими дивизию священниками. Первоначально для служения молебнов и индивидуального общения священнослужителей с военнослужащими была создана молебная комната, а впоследствии стало возможным и открытие полкового храма.
Первую Божественную литургию в новой церкви возглавил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Еще шесть священников епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами сослужили Владыке. На Богослужении присутствовали командование и личный состав дивизии, а также заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Гагарин Владимир Григорьевич и заместитель командующего Владимирской ракетной армией генерал-майор Быков Александр Николаевич.
К таинству Причащения в этот день приступили военнослужащие срочной службы, ветераны, гражданский персонал. Разделить радость торжества и украсить Богослужение стройным пением приехал хор университетского домового храма в честь св. вмч. Татианы города Йошкар-Олы.
После Литургии архиепископ Иоанн поздравил собравшихся с открытием нового храма и подарил участникам этого события иконы.
Первые шаги к возрождению
На Введение во храм Пресвятой Богородицы отметил свой престольный праздник восстанавливающийся Введенский ВершиноСумский монастырь.
В этот праздничный день на месте, где сейчас восстанавливается монастырь, из окрестных деревень собралось более 200 человек.
Введенский Вершино-Сумский женский монастырь возник в конце XIX века в северо-западной части Козьмодемьянского уезда на правом берегу Волги. Основание женской обители было связано с миссионерской деятельностью монахов Михаило-Архангельского мужского монастыря на реке Суре. Официально Введенская женская обитель открылась в 1898 году. Построенная из дерева, она удивительно гармонировала с окружающей природой, но после революции разделила судьбу других монастырей края: была закрыта и разрушена.
Ныне в единственном сохранившемся здании обители — монастырской трапезной — обустроена домовая церковь. В ней на престольный праздник состоялись молебен с чтением акафиста, водоосвящение и заупокойная лития, а после богослужения по территории возрождающейся обители прошел крестный ход.
День рождения хора
9 декабря 14-ю годовщину образования отметил детско-юношеский хор Вознесенского кафедрального собора Йошкар-Олы «Благовест».
Празднование годовщины образования хор начал молебном с акафистом Божией Матери «Троеручица» в домовом храме епархиального управления, после которого состоялся праздничный концерт в большом зале школы искусств имени П.И. Чайковского, на котором гостям были представлены произведения церковных авторов и русские народные песни. Ярким и запоминающимся событием вечера стала подготовленная хором театральная постановка «Три загадки Царевны».
Присутствовавший на вечере архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в своем приветственном слове к ребятам отметил, что церковный хор обязывает всех в нем участвующих не просто к знанию Устава, умению читать и петь по-церковнославянски, но требует от каждого жизни в Господе.
Завершением вечера стала праздничная трапеза, собравшая ребят и гостей за одним столом. Это особое мероприятие со своими традициями и обычаями. Здесь происходит посвящение в певчие новеньких и проводы выпускников.
Первая скрипка в семейном Квартете
Приход волжского храма «Всех скорбящих Радость» нередко принимает гостей. Здесь можно встретить и известного психолога, и столичного кинорежиссера, именитого музыканта: людей разных профессий, возраста, душевного склада притягивает созданная на приходе теплая, задушевная атмосфера. Но не только это. Привлекает стремление поделиться с окружающими сокровищами православной веры, забота о духовном состоянии нашего общества.
В этом году на праздник, посвященный десятилетию храма, в гости к его настоятелю, протоиерею Александру, приехал известный музыкальный коллектив — московский «Нор-квартет». Знакомство супругов Нор с волжским благочинным состоялось на фестивале «Семья России», а продолжилось уже на марийской земле.
Встречи с создателями квартета — вдумчивыми музыкантами и верующими людьми — стали подарком, приблизившим волжан к миру высокого искусства. А для православных, кроме того,— примером органичного сочетания исключительного профессионализма, удивительного семейного благополучия и искренней веры.
«В МОЕЙ ЖИЗНИ ВСЕ НЕРАЗДЕЛИМО…»
Мягкий, вдумчивый разговор со слушателем в зале. Первый, неслышный взмах смычка… Выпускницу Российской академии музыки им. Гнесиных, москвичку Светлану Нор благодарно принимают в камерных залах разных городов мира. Ее жизнь с ранних лет посвящена музыке и одному из самых сложных инструментов — скрипке.
У людей, избравших серьезную дорогу в искусстве, творчество нередко вытесняет все остальное в жизни. Словно плата за талант и известность — жизнь в отчужденности, неустроенности, без семьи.
В жизни Светланы, помимо выступлений и репетиций, есть многое из того, что делает человека счастливым. Два десятилетия в благополучном браке с виолончелистом Владимиром Нором. Обаятельные, одаренные дети, точнее, восемь детей, старшему из которых почти восемнадцать, а младшему недавно исполнился год. Любимое творческое «детище» — созданный супругами струнный «Nohr-квартет». Сердечные друзья в разных городах России — в том числе и в маленьком Волжске, куда музыканты Нор приезжают по несколько раз в году.
Журналисты приходят в эту семью нередко и в основном пытаются понять, как удалось этой хрупкой женщине (поначалу они традиционно принимают Светлану за старшую сестру сыновей) совместить в качестве жизненных приоритетов почти взаимоисключающие вещи. Может быть, благодаря тому, что главным приоритетом для нее является послушание Богу, ее вера? Вокруг этого скрытого от посторонних глаз, но незыблемого стержня церковной жизни постепенно упорядочивается, находит свое место и все остальное. Светлана говорит об этом так: «В моей жизни все неразделимо…» И скрипка, и материнство, и Православие, и жизнь души.
ИДЕАЛЬНОЕ РЯДОМ
Светлана начала «расти» со скрипкой очень рано — с тех пор, как села за школьную парту. Это была не обычная школа, а знаменитая «Гнесинка», в которой даже после строгого отбора отсеивается в процессе занятий процентов сорок учеников. Не хватает либо способностей, либо терпения. Юная скрипачка прошла все десять лет до финала, во многом благодаря своей недетской целеустремленности. Слушая рассказы об эпизодах из ее детства, приходишь к мысли, что качество это может быть довольно полезным в контексте не только «внешней», но и внутренней, духовной жизни.
— Как-то на летних каникулах мама решила отвезти меня в дом отдыха, чтобы я, наконец, побездельничала на природе. Оставила и уехала. Так вот, помню, пользуясь случаем, я занималась там по восемь часов в день — до завтрака, после обеда, вместо фильма… Я не понимала, как можно «гулять» — просто так ходить туда-сюда, тратить время и все. «Танцы» вообще терпеть не могла — для музыканта там очень шумно. А скрипка — это такое чуткое, необыкновенное, идеальное… Двенадцать дней мы провели там — все отдыхающие по-разному. Зато когда я первого сентября пришла к своей учительнице, то уже могла весь свой ближайший программный репертуар сыграть наизусть.
При этом, как рассуждает Светлана Нор уже сейчас, сквозь призму лет, это не было тем «дурным фанатизмом», который заставляет людей подчинять свою жизнь какой-либо «идее фикс». Просто у каждого жизненного этапа должны быть свои задачи:
— Самая основная учеба — до двадцати лет, в это время ею и нужно заниматься. Особенно девочкам говорю: пока замуж не вышли, как можно больше узнавайте, работайте над собой. Этот «капитал» позволит потом, уже имея семью, и в профессии не потеряться, и выполнить свое предназначение жены и матери.
Может показаться удивительным, но пресловутого выбора между «семейным бытом» и «карьерой» перед блестящей студенткой академии музыки не стояло вообще. Возможно, потому, что все случилось неожиданно: пересекаясь в консерваторских коридорах со своим будущим мужем, Светлана и представить не могла, что совсем скоро сменит лирическую девичью фамилию Пушкина на четкую немецкую — Нор. Будущая жена виолончелисту Владимиру просто… приснилась. Это было едва знакомое лицо, но от него веяло такой теплотой… С тех пор он не отставал от сокурсницы ни на шаг, и привелтаки ее под венец. Супруги стали друг для друга не только самыми близкими людьми, но и неизменными партнерами в музыкальном исполнении.
— Я действительно очень люблю играть со своим мужем, — улыбается Светлана. — И мы, репетируя, разговаривая целыми днями, просто не способны друг другу надоесть. Черта ли это «православного уклада»? Не могу сказать. Но мы женаты уже два десятилетия, и они действительно — без всякого пафоса выражаясь — пролетели для нас, как один день.
СЛУЖИТЬ В КВАРТЕТЕ
Рассказывая о своей деятельности в квартете, музыканты не употребляют слово «работать». Говорят по-старинному, как когда-то о театре — «служить». Возможно, потому, что камерное струнное искусство сегодня стало феноменом «не нашего века», и даже в больших городах на струнных концертах собирается небольшое число ценителей. Избрать такую музыкальную стезю, по словам создателей «Нор-квартета», значит во многом «сжечь за собой мосты», в смысле материальных благ, блестящих гастролей, признания. В официальных бумагах их коллектив именуется странным словом «самодеятельный», хотя выступают в нем струнники, известные далеко за пределами России: скрипач Дмитрий Герман, альтист Антон Кулапов и сами супруги Нор, ученики выдающегося квартетного музыканта, профессора В.А. Берлинского. Музыканты собираются в таком составе, помимо занятости в филармонии, нередко для благотворительных концертов. Возможный «уровень» зала их не смущает — ведь музыка остается музыкой. Как говорит Светлана, «пока меня будет слушать хоть один человек, я буду ему играть».
— Служение, на мой взгляд, это реализация такой сверхзадачи, которая позволяет выплыть из бури собственных глупостей и ошибочных суждений, — присоединяется к нашему разговору альтист Антон Кулапов. — Ведь мы часто «растворяемся», теряем сосредоточенность — не только в погоне за меркантильными интересами, но и в наблюдении за тем, какая страсть в нас в большей степени победит. В служении музыке есть что-то, позволяющее противостоять этому. В какой-то степени это и есть служение Богу — у каждого в свою меру.
Быть верующим христианином и серьезным музыкантом одновременно только на первый взгляд легко. Конечно, гармония звуков относится к сфере возвышенного, прекрасного, а значит, близкого к Творцу. Но и здесь немало «подводных камней». Хотя бы потому, что, написав слово «Музыка» с большой буквы и занимаясь в жизни только ею, велик соблазн соорудить в своем сердце пьедестал кумира.
— Чтобы этого не произошло, — говорит Светлана, — нужно различать дух, душу и тело. Тело требует одежды, душа жаждет красоты, а дух живет общением с Богом. И насыщается только духовным, родственным ему. Без этого человек, какой бы высоты земного служения он ни достиг, все равно будет тосковать непонятной тоской. Мы, музыканты, действительно почти лишены возможности заниматься чем-то другим. Но трудимся душой над данным нам талантом не просто из желания усовершенствовать его, а потому, что придется за все «отчитаться» потом. У нас же нет другого дара — значит, и других, разнообразных плодов мы не сможем Господу принести, только вот эти.
Глубоко «вживаясь» в произведение, исполнитель не только знакомится с замыслом автора, но и мистически соприкасается с невидимым миром его души. С точки зрения творчества, чем глубже, тем лучше. С духовной же стороны это вещь неоднозначная. Ведь в подобном мире христианин может встретиться с чем-то таким, что не только вредно, но и опасно для его внутреннего равновесия.
— Что-то подобное у меня было, когда мы играли музыку Шнитке, — признается первая скрипка «Норквартета». — Мы выступали тогда с мужем в ансамбле камерной музыки российских немцев и должны были эти произведения исполнять. Это, конечно, только мое личное впечатление, но соприкосновение с этим композитором вводит душу в какое-то расстройство. Хочется «перевернуть страницу». А вот Моцарт, он, наоборот, удивительно все «собирает», по-настоящему гармонизирует. Я о нем часто рассказываю — и в православной аудитории, и на других концертах — о том, каким он был.
Классическая музыка альтруистична по своей сути. Но в мире, где все продается и покупается, особенно в жестокой среде мегаполиса, просто так ей не выжить. И это обстоятельство ставит ее носителей, исповедующих христианский принцип — жить по совести, перед сложными нравственными испытаниями.
— Я совершенно не могу, не терплю играть «под столы»! — неожиданно эмоционально делится с нами Светлана, когда речь заходит о современных «нюансах» профессии. — Вы понимаете, они приглашают меня не для того, чтобы послушать, а для того, чтобы этим «козырнуть». И мы полтора часа играем «для стен». А потом нам еще высказывают: «Чего-то музычка у вас такая… смурная». Или прямо изза столов реплики: «Ну-у, чего завели-и…» При этом ситуация такова, что основная часть денег, на самое необходимое, при нашей мизерной зарплате добывается из таких вот «халтур». Для нас это не норма, а большое испытание, которое доводит порой до нервного срыва.
Отдыхает душой семейство Нор в небольших залах российской глубинки, куда их — нередко чуть ли не за свой счет — приглашают друзья и знакомые священники. Военные части, детские дома, сельские ДК… За годы таких выступлений у квартета сложилась особая форма концерта — это не академическая «программа», а своего рода моноспектакль, словесно-музыкальный монолог. Светлана предваряет каждую композицию небольшой прелюдией-рассказом, доступно, «по-человечески» знакомя слушателя и с произведением, и с личностью композитора, который его написал. В православных приходах, где побывали музыканты Нор, их нередко называют миссионерами от музыки. Ибо после нескольких таких бесплатных концертов в небольшом городке даже из местных маршруток вдруг становится возможным услышать классику.
— Когда мы выступали в Морках, — вдруг вспоминается моим собеседникам, — к нам подошла девушка, корреспондент местной газеты, и сказала: «За двадцать лет своей жизни я впервые услышала вот так, на сцене, «живую» скрипку». А ведь раньше, в советские годы, классика все-таки была везде. Сейчас же абсолютно иной «музыкальный фон», и если люди десятилетиями не видят классических музыкантов — никаких — то с этим надо что-то делать. Потому что русский народ очень музыкален по природе своей, причем может любить и понимать очень разную музыку. А через нее, через гармонию приходить уже и к более глубоким, духовным вещам.
«НАС ПРОСТО ПРИЗВАЛИ»
Музыка, при всей ее глубине, не сыграла решающей роли в обращении Светланы к Богу. Крестилась она вслед за сестрой, незадолго до своего замужества, одновременно с будущим супругом. А до этого много раз, проводя лето у родственников в Угличе, заходила в старинный местный храм, открытый в советские годы.
— Для меня «духовность» — это было что-то вроде мистики всякой: хиромантия, гадания… Но я всегда знала, что есть Бог. Что есть святые, тоже вроде бы знала. И вот, когда я оставалась одна в этом храме… Там есть чудесные старинные иконы ярославских мастеров — смотришь на них, и возникает необыкновенное чувство общения с изображенными на них святыми. Через эти лики я тогда многое поняла. То, например, что Божия Матерь всегда — Милостивая, какой бы скорбной ни была изображена. А вот увидев лик Спасителя, я сразу ощутила, что Он — Повелитель, Властитель, Владетель, можно еще много схожих слов подобрать. И вера, христианство, вслед за этим приобрело определенные очертания, осознанность для меня.
Первое посещение службы Светлана вспоминает с ужасом: «спина болит, словно палкой прошлись, ничего не понятно, темно, невыносимо». Очень хотелось уйти, однако рядом с собой она увидела тогда нескольких молодых мужчин — непринужденно и внимательно слушающих службу и, судя по их поведению, вполне все понимавших. Возможно, «взыграл» профессиональный характер скрипача — выдержать до конца и добраться до сути… А через некоторое время сестра Ольга привела молодых супругов к своему духовному отцу — священнику Димитрию Смирнову, ставшему со временем известным в России пастырем.
— Он спросил нас: «Ну как, Евангелие читали?» — вспоминает Владимир ту первую встречу. — Да, читали. Пообщались еще немного, и в конце он говорит: «Вот так, детки мои…» И все, с тех пор, вот уже двадцать лет, мы его «детки». И вообще, в церковной жизни у нас все как-то последовательно сложилось. Как будто бы нас в определенный момент просто призвали…
Семья перемещалась вслед за духовным отцом по храмам столицы. Некоторое время приходилось ездить на другой конец огромного города. Как удавалось совмещать репетиции и хлопоты с маленькими детьми с собственным воцерковлением, супруги и сейчас сказать затрудняются. «Мы просто старались держаться за то, что нам близко и дорого». При этом возможность быть на церковной службе, участвовать в ней была и остается для них в ряду самых ценных, дорогих вещей в жизни.
— Вечером на всенощную мы еще можем отправить детей одних в ближайшую церковь, если у нас какие-то проблемы. — рассказывает Светлана. — Но в воскресенье, как бы ни складывались обстоятельства, мы абсолютно все едем в «свой» храм — Благовещения в Петровском парке. Это вовремя снимает накопившееся ощущение тяжести и очень собирает нашу жизнь.
* * *
Многодетной матерью быть тяжело — в этом признается даже энергичная, неунывающая Светлана. Не менее напряженного, постоянного труда требует путь серьезного музыканта. И, конечно, основным, и, наверное, самым трудным жизненным испытанием для всех нас является верность Богу «в мире сем». Однако даже такое сугубое бремя может быть по-евангельски легко. Потому и не расстается многодетная мамаскрипач с оптимизмом:
— Что касается воцерковления, да и вообще… Я сейчас стала понимать: в движении и появляются силы. Ты только начни этот путь, и тебе помогут его дойти…
Елена Сапаева.
Житие преподобномученицы Тамары (Сатси)
12 октября 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику новомучеников и исповедников Российских игумении Тамары (Сатси), часть подвижнической жизни которой связана с Марийским краем. Предлагаем вашему вниманию жизнеописание святой, подготовленное редакцией газеты с использованием материалов, любезно предоставленных комиссией по канонизации святых Чебоксарско-Чувашской епархии.
Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля (ст. ст.) 1876 года на хуторе Уустало Гапсальского уезда Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в лютеранской семье крестьян Георга и Мари Сатси, которые при рождении нарекли свою дочь Марией. Когда девочке было семь лет, умерла ее мать, а вскоре и отец.
В то время, по данным переписи 1881 года, более 94 процентов населения Эстляндии составляли протестанты (лютеране). Однако просветительская деятельность Русской Православной Церкви, при поддержке светских властей, постепенно приносила свои плоды. Так, в 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход. А в 1886 году открылся православный приход и в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, и многие лютеране перешли в православную веру.
Окончив четыре класса сельской школы в 1888 году, Мария в возрасте двенадцати лет поступила в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве. Основана она была при Иеввеском отделении Православного Прибалтийского Братства, пользовавшегося особым покровительством губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского. Воспитанницы приюта обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.
Сестры общины не только обучали детей, но и ухаживали за больными в лечебнице Братства. Возглавляла общину монахиня Варвара (Блохина), специально откомандированная с несколькими сестрами из Костромского Богоявленского монастыря для ухода за больными и обучения детей ремеслам.
Жизнь общины на первых порах была весьма нелегкой, и труд немногочисленных сестер носил характер подвига. Однако были и утешения, ведь духовное окормление сестер взял на себя всероссийский пастырь — св. праведный Иоанн Кронштадтский. Сразу по приезде из Костромы в Пюхтицы монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном и получила его благословение на создание монашеской общины, а первые 70 сестер обители были крестницами батюшки и его духовными чадами.
15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, расположившейся на Святой («Пюхтицкой») Горе в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве. К концу 1891 года в ней, кроме монахини Варвары, состояли 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия (среди них 8 эстонок).
Вскоре, в 1892 году, община была преобразована в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, а игумения Варвара (Блохина) стала первой настоятельницей обители.
В 1895 году воспитанница приюта Мария Сатси была переведена в монастырь и «облечена в черную одежду», то есть в подрясник, в ноябре того же года — в апостольник, а в апреле 1897 года, по достижении совершеннолетия, пострижена в рясофор.
Жизнь обители в Пюхтицах постепенно налаживалась: росло число насельниц; кроме Иевве, появилось подворье в Ревеле (Таллин); святыни монастыря привлекали многочисленных паломников. Однако вскоре после перевода (в 1897 году) архиепископа Рижского и Митваского Арсения на Казанскую кафедру игумения Варвара стала неугодна проживающей поблизости в своем имении попечительнице обители жене губернатора княгине Елизавете Шаховской и также переведена в Казанскую епархию. По предложению игумении вместе с ней в Казань перебрались шесть насельниц монастыря, в числе которых была и Мария Сатси.
Сопровождая игумению, Мария вместе с ней обосновалась в одном из казанских монастырей. В обители она пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
В 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Мария Сатси также перешла в новую обитель и исполняла здесь послушание певчей и письмоводительницы.
После кончины игумении Варвары в январе 1915 года СвятоТроицкий монастырь возглавила игумения Алевтина (Торопова). Новая настоятельница так характеризовала послушницу Марию в клировой ведомости обители за 1916 год: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
Пройдя многолетний послушнический искус, 19 июля 1917 года Мария Сатси была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершил будущий преподобномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантова монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.
В 1918 году в город Козьмодемьянск приехал архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта община относилась к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю и насчитывала около ста насельниц. Заведующая общиной монахиня Арсения в то время болела. В 1920 году она скончалась, и мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей.
В 1924 году, после приезда в Чебоксары епископа Афанасия (Малинина), управлявшего в то время Казанской епархией, Владимирская монашеская община стала самостоятельным монастырем, а монахиня Тамара (Сатси) была назначена его настоятельницей и возведена в сан игумении. Через два года монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать как Владимирская религиозная община.
В сентябре 1926 года от заведующего Чебоксарской садово-огородной школой в горсовет поступила жалоба, что «оставшиеся монахини пасут свой скот на усадьбе школы. Надлежало бы принять меры ко взысканию за пастьбу скота. Плодовый сад школы стравливается. Благодаря безнаказанности скот монахинь объел и обломал деревья и таким образом убавил на 75 процентов ценность сада». К слову сказать, эта самая усадьба и плодовый сад ранее принадлежали монастырю.
Используя это «недовольство», в январе 1927 года Президиум Чебоксарского горсовета постановил: «Считая необходимым, ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе, и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря, просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря».
В то время в общине оставалось 34 сестры. Они ютились в здании церкви, сторожке при храме, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве, курятнике, переделанных под жилые помещения, и двух маленьких домиках, выстроенных старанием сестер. В условиях такого давления со стороны властей монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний храм обители и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сестрами.
После ликвидации общины властями игумения Тамара поселилась у своей бывшей помощницы по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую знала еще по Пюхтицкой обители. Занимаясь необходимыми делами по хозяйству, мать Тамара не оставляла монашеского делания, читала Священное Писание, духовную литературу.
В мае 1941 года в органы НКВД поступил ложный донос об «антисоветских высказываниях» игумении Тамары. Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД провели в ее доме обыск, после чего матушка была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. На допросах игумения Тамара отвергла все возложенные на нее обвинения. Несмотря на это 31 июля состоялось судебное заседание, на котором игумения Тамара (Сатси) была приговорена к десяти годам лишения свободы.
Матушка была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатырь Чувашской АССР в лесу. Заключенные занимались здесь лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила суровую зиму 1941-1942 годов, когда в период начавшейся войны с Германией в колонии происходили массовые смерти заключенных из-за голода и болезней, в том числе многих священнослужителей и верующих. Весной, 1 мая 1942 года, как гласит запись в акте о смерти, игумения Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
Тайна «золотой юрты»
Йошкаролинцы, каждый день переходящие Малую Кокшагу по Театральному мосту, с некоторых пор видят необычную «юрту», появившуюся на стройплощадке у реки. Своими формами она почти повторяет традиционное азиатское жилище, только покрыта не войлоком, а полиэтиленом. Наверняка многие из пешеходов недоумевали: для чего предназначено столь странное сооружение? Я тоже долго гадал: то ли это склад, то ли бытовка, то ли «теплица»? А когда приоткрыл маленькую дверь…
За полиэтиленовой рамкой входа открылось нечто удивительное. Все пространство внутри «юрты» занимает огромный металлический купол, прокрашенный специальным составом неопределенного цвета. Его широкое основание стоит на земле почти впритык к стенам, так что протиснуться вперед можно с трудом. Внутри «юрты» оказалось довольно тепло, хотя на улице с утра крепко морозило. Купол плавно сужается кверху и заканчивается шпилем. Со всех сторон его окружают деревянные леса, сколоченные так, что доски ни в одной точке не касаются металла.
Так вот что прячется под полиэтиленом! Церковная маковка!
Наверху, под самой крышей, негромко переговаривались люди. Как оказалось, это были позолотчики из художественного объединения «Ренессанс» Нижегородской области. Они занимались ювелирной в прямом и переносном смысле слова работой по отделке купола колокольни Благовещенского храма, строящегося на берегу Кокшаги. Бригадир мастеров Руфат Салихов раскрыл мне некоторые секреты своей редкой профессии.
Купол — изделие очень сложное. Причудливые кривые и на бумаге нарисовать непросто, а тут их надо повторить в металле.
Сначала строители сварили из стали внутреннюю форму, которую потом обшили осиновыми досками (осина долго не гниет), а снаружи дерево покрыли медными пластинами. Все делалось на земле, что очень удобно: у людей нет боязни высоты, объект закрыт от ветра и пыли. Последнее условие очень важно при нанесении золота. Дальше к делу приступили позолотчики.
Сначала медная поверхность прошкуривается и в нее особым образом втирается свинцовый сурик, смешанный с льняной олифой. На втором этапе шпаклюются швы. Мастика смешивается в определенных пропорциях из охры, олифы, сурика и лака. Третья операция: поверхность купола покрывается ровным слоем сурика, который после высыхания опять идеально вышкуривается. Затем наносится слой ударостойкой тиккуриловской эмали и поверх нее — яхтовый лак.
Дальше начинается самое главное. Мастера из Нижнего работают по технологии, разработанной известным специалистом в области золочения Михаилом Леманом. Вся тонкость заключается в мардане — специальном клеевом составе, на который наносится сусальное золото. Это высококачественная французская олифа, в которую добавляются специальные присадки.
Вся поверхность купола — а это более 130 квадратных метров — покрывается тончайшими листочками сусального золота. Толщина их от четырех до восьми микрон. Листочки по 60 штук сшиты в тетрадку размером чуть меньше дециметра. Пальцами к ним прикасаться нельзя: тончайшая фольга от этого деформируется. Хитростей здесь много. Даже дышать мастеру, когда он накладывает на медь золотой листочек, нужно по-особому. Позолотчик дышит на мардан и этим как бы «оживляет» его поверхность. Он быстро прилепляет листочек на этот придых, разглаживает его ватным тампоном и оставляет минут на двадцать. Каждый мастер знает силу своего нажатия. Если он передавит ваткой — золото не будет клеиться, недотрет — оно «утонет». Все до автоматизма отрабатывается годами, позолотчик должен чувствовать пальцами тончайший листочек. Клеить золото ни в гневном состоянии, ни в бурной радости невозможно. Сознание приходится держать «в узде», ведь мастер должен быть максимально сосредоточенным и бдительным.
На нашем куполе используется золото 960-й пробы. Тончайшая пленка благородного металла выдерживает около пятнадцати лет. Ей нипочем ни солнце, ни агрессивные атмосферные осадки, ни даже град.
Говорят, в Московском Кремле птицы скатывались по куполам и когтями царапали позолоту. То ли «баловались», то ли не могли удержаться на поверхности. Скрупулезное соблюдение технологии для того и нужно, чтобы нежелательных следов от пернатых не оставалось.
Вокруг купола неслучайно все загорожено. Внутри необходимо поддерживать определенную температуру, чтобы мардан высыхал очень медленно. Покрытие должно «схватиться», иначе возможно вздутие позолоты. Есть, правда, мастера, работающие и на холоде, но «морозное» покрытие менее качественное.
Сейчас к «юрте» пристроили еще одно помещение, в котором установили крест — его тоже покроют сусальным золотом. Когда колокольня поднимется над Кокшагой, мощный кран установит на верх ее драгоценные детали, и над Йошкар-Олой засияет золотом еще один православный купол.
Валерий Кузьминых.