Содержание:
«Нерадение о детях — величайший из грехов»
«Серафимовский учитель»
Возводится в колонии храм
Легко ли быть ВУНДЕРКИНДОМ?
«Под солнцем» — разговор о главном
«Нерадение о детях — величайший из грехов»
31 октября – 2 ноября в Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород) прошли окружные образовательные чтения «Роль воспитания в школе». В ней приняла участие и делегация из нашей республики, возглавил которую архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Главная цель форума, объединившего, помимо педагогов, известных священнослужителей, ученых и общественных деятелей, заключалась во всемерном содействии возрождению, сохранению и развитию лучших традиций православной культуры. В частности, на чтениях шла речь о необходимости приобщения нынешнего поколения россиян к вековым духовным ценностям нашего народа и оказании поддержки православным педагогам, работающим на ниве духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Свое приветствие участникам конференции направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. О значимости форума и миссии православных педагогов говорили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А. Коновалов.
Затем началась работа по секциям. Ее основу составил живой, конструктивный диалог священства, педагогов и ученых. Активное участие в нем приняли и члены нашей делегации.
Секцию «Семейные ценности как основа нравственного воспитания и проблемы современного общества» возглавил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
В секции «Содержание взаимодействия церковного и светского образования по корректировке и обогащению учебных курсов нормами православного мировоззрения» меня как победителя всероссийского педагогического конкурса «Серафимовский учитель» попросили дать мастеркласс по теме «Использование информационно-коммуникативной технологии на занятиях по предмету «Основы православной культуры» и во внеурочное время». Конференция прошла в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, поэтому я представила материал из опыта работы по теме «О Тебе радуется…», а также презентацию по этой теме. Порадовал живой искренний интерес, проявленный педагогами и священниками к моему выступлению, а также тот факт, что после доклада материалы занятия и презентационные диски мгновенно разошлись в среде слушателей.
В свою очередь, мы с большим интересом ознакомились с выступлениями других участников конференции. Яркие, хорошо подготовленные, они отличались разнообразием подачи материала. В качестве небольшого резюме замечу, что форум дал нам, его участникам, не просто сумму наработок от участия в работе отдельных секций. Чтения вылились в процесс открытого коллективного творчества, способствующий взаимному обогащению — как профессиональному, так и духовному.
Несомненно, подобные форумы полезны как опытным педагогам (есть такие и в Йошкар-Оле, и в Волжске, и в Козьмодемьянске), так и только начинающим трудиться на ниве духовного просвещения. Вот и минувшие чтения стали олицетворением истинной соборности, дав участникам новый импульс в работе по духовно-нравственному просвещению семьи и воспитанию подрастающего поколения. О том, насколько важно это делание, говорил святитель Феофан Затворник, назвавший нерадение о детях величайшим из грехов.
Светлана Поздеева.
«Серафимовский учитель»
В Нижнем Новгороде завершился Первый всероссийский конкурс «Серафимовский учитель», в котором приняли участие более двухсот педагогов со всей страны. Одним из трех победителей смотра учителейноваторов стала библиотекарь йошкар-олинского лицея №11 им. Т.И. Александровой Светлана Поздеева, которая ездила на церемонию награждения в составе делегации нашей епархии.
Четыре года назад Светлана Поздеева разработала авторскую программу, которую и представила на конференции в Нижнем Новгороде. Программа состоит из нескольких блоков, включающих изучение дней воинской славы России, наследия наших великих полководцев (от Александра Невского до Георгия Жукова), житий святых (Сергия Радонежского, Серафима Саровского), углубленное знакомство с русским языком, краеведение.
Церемония награждения победителей конкурса «Серафимовский учитель» была очень волнующей и торжественной, ведь проходила она в Троицком храме СерафимоДивеевского монастыря. Победители конкурса подходили к раке с мощами преподобного Серафима Саровского, после земного поклона с волнением и благоговением прикладывались к ним, затем подходили к архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, который прикреплял значок с изображением батюшки Серафима и надписью «Серафимовский учитель». Нашу землячку владыка Георгий напутствовал словами: «Вот ты повезешь особую благодать от батюшки Серафима на марийскую землю, и он тебе будет помогать во всех твоих добрых начинаниях и делах».
Валерий Кузьминых,
Сергей Крайнов. Нижний Новгород –
Йошкар-Ола.
Возводится в колонии храм
В праздник Иверской иконы Божией Матери архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил закладной камень храма Пресвятой Богородицы в колонии, расположенной в поселке Ясный.
Подготовительные работы в колонии начались еще весной, когда архипастырь, побывав здесь, освятил крест близ будущего храма. Из находящихся в заключении была сформирована бригада. Их силами заготовлены строительные материалы, залит фундамент, положены первые бревна стен будущей церкви. И вот, наконец, закладка храма состоялась. Обращаясь к собравшимся на это торжественное событие, Владыка особо подчеркнул святость труда храмоздания, отметив, что Господь призывает Свое благословение на каждого, кто сооружает святые храмы.
В завершение архиепископ Иоанн окропил присутствующих святой водой и благословил строителей на продолжение работы.
Пресс-служба епархии.
Легко ли быть ВУНДЕРКИНДОМ?
Талантливые дети. Что это? Счастье или горе? Дар Божий или тяжелое испытание — для самих вундеркиндов и их родителей? На первый взгляд, вопрос кажется надуманным. Талант, особенно если он большой, настоящий — явление редкое и по сути своей, безусловно, позитивное, Господом посланное и благословенное. Редкие мама с папой не пожелают видеть своих чад особо одаренными. И в общественном мнении вундеркинды — баловни судьбы.
Но проследим судьбы талантливых детей. Гениальный Моцарт в четыре года писал музыку и … умер в нищете в 35 лет, похороненный в общей могиле. В 37 лет погиб Пушкин, в двадцать семь — Лермонтов, в неполные тридцать — Есенин… И это те, кто сумел реализовать свою одаренность. А сколько было несостоявшихся гениев, чей талант оказался закопанным в землю, а судьбы — поломанными…
И в наши дни жизнь вундеркиндов очень часто складывается непросто и завершается трагически. Погибла, выбросившись из окна, пожалуй, самая знаменитая в 80-е годы юная поэтесса Ника Турбина, выпустившая свой первый сборник стихов в восемь лет. Имя другой поэтической «звездочки» Алины Витухновской ассоциируется со словом «наркотики». Почти никто не помнит девочку-полиглота Иру Ефимцеву и химика-изобретателя Павлика Потехина…
Не складывается как-то с вундеркиндами. Российская (да и мировая) педагогическая общественность до сих пор не может прийти к решению, что же делать с талантливыми детьми, чтобы они не прыгали из окон, не кололись всякой гадостью, не пили, а рисовали, сочиняли и музицировали. Как исправить — переломить пугающую статистику, констатирующую, что вундеркинды выделяются не только своими талантами, которые с годами нередко затухают, но и шлейфом преследующих их несчастий? И что делать обществу, родителям, педагогам, чтобы сберечь детский талант, довести его до «огранки». Или хотя бы просто приспособить одаренных детей к реальности и тем самым предотвратить беду?
Вопрос актуальный с учетом того, что пусть не гениев, но просто наделенных всевозможными способностями детей немало. В каждом ребенке есть искра Божия. Как не дать ей угаснуть? Как воспитывать детей? Как научить их жить в ладу с самими собой и с окружающим миром? Обсудить эту непростую тему мы предложили архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому ИОАННУ.
— Воспитание ребенка — это великое дело. Делание, которое сопряжено не только с привитием ребенку каких-то знаний, формированием его интеллекта. Это духовно-нравственный процесс, который начинается с момента подготовки к зачатию ребенка.
Когда мать носит во чреве своем дитя, она должна помнить, что все, что с ней в это время происходит — доброго и плохого, злого и радостного — впитывает в себя ребенок. Во чреве происходит формирование новой личности. Когда желанный ребенок появляется на свет, то родители должны пристально следить за его правильным духовно-нравственным развитием. Ведь не только добро он с рождения впитал от них в себя, но и плевелы, которые в дальнейшем могут прорасти, загубив таланты, и негативно отразиться на дальнейшем жизненном пути. Поэтому воспитание должно быть, в первую очередь, направлено на развитие в ребенке тех добрых качеств, которые способны уничтожить эти тернии — ростки зла.
К сожалению, нынче на эту огромную опасность — корень многих будущих бед и несчастных судеб — обращают внимание немногие. Большинство родителей сконцентрированы на другом: они пытаются подстроить ребенка под современный манер жизни. Чтобы вырос он, как говорят сегодня, «продвинутый». Чтобы не «потерялся» в нынешнем прагматичном мире, легко находил язык общения с ним. При этом забывается, что ребенок — существо хрупкое. И когда мы упорно, безжалостно развиваем его интеллект, стараемся притереть его к внешней среде, но не даем пищи для души, то ребенок, созревая, вырастает «монстром». Ведь интеллект вне души не знает ни любви, ни сострадания, он знает лишь то, что ему необходимо для достижения цели. И к этой цели идет напролом.
Вооруженный такими установками, молодой человек с юных лет, не задумываясь, переступает через окружающих людей. В какой-то момент он переступит и через родителей.
— Как не допустить этого?
— Во время подготовки ребенка к взрослой жизни его нельзя обкрадывать, обделять, лишая детства — той прекрасной поры, когда, радуясь и любя, он формируется как личность.
Ребенок должен оставаться ребенком. Когда же родители стремятся во что бы то ни стало сделать из него вундеркинда, то они лишают его естественной возможности в игре, в задоре, в невинных детских шалостях и в общении со сверстниками постигать мир. Таким детям грозит духовная недоразвитость, ведь у них не остается времени для того, чтобы навестить больных родственников, побеседовать с бабушкой, узнать историю своего рода… С одной стороны, им «некогда» делать добрые дела, а с другой — у таких замученных учением детей, как правило, возникают серьезные проблемы со здоровьем.
Особенно остро эти проблемы проявляются тогда, когда дети в своем развитии идут намного впереди своих сверстников. Оказавшись в среде тех, кто старше их по возрасту, детки стремятся под них подстроиться, а иногда и обогнать их. Получается искусственное взросление. Вопрос кем стать, как относиться к миру и ближним для таких рано повзрослевших детей уже не стоит. Потому, что они уже все для себя решили. Точнее, за них решили родители, которые поспешили окунуть их во взрослую жизнь.
— Но эти родители искренне радуются и гордятся тем, что в семнадцать лет их дети окончили вуз, поступили в аспирантуру, многого добились…
— Добились чего? Того, что шагнули в мир тридцати-сорокалетних, где на неокрепшие души обрушились все страсти и пороки?!
Что получают в итоге такие родители? Детей, которые, общаясь со взрослыми, хотят быть такими же «крутыми», как они. Больше того, они желают пойти в этой «крутизне» еще дальше! Все остальное этих «взрослых детей» не волнует: им становится не до окружающих и, в том числе, и не до своих родителей. А потом, в какой-то момент, у этих воспитанных вопреки природе детей не выдерживает психика. У них не получается долгое время быть такими, «какие они не есть». Отсюда — болезни, в том числе и умственные.
К тому же, как я уже говорил, эти дети часто становятся «монстрами». Они идут к своей запрограммированной цели, невзирая ни на что, надеясь только на свой интеллект, на свои знания. И когда к ним приходит осознание того, что их знаний и умений недостаточно, что их интеллект — песчинка в море необъятного, то они начинают искать пути самореализации в других делах. Но так как не получили в детстве ни духовных ориентиров, ни мудрости житейской, то, терпя крушение надежд, погружаются в алкоголизм, наркоманию. Тщетно пытаются отыскать в этих пороках удовлетворение…
— Владыка, можно ли, духовно воспитывая детей, одновременно научить их жить в современном материальном мире, успешно справляясь с его искушениями? Как это сделать? С чего начать?
— У любого крещеного ребенка помимо родителей есть крестные. Есть, наконец, священники, духовники, к которым можно обратиться за помощью в трудных ситуациях. Ни детям, ни их родителям не следует замыкаться в своих проблемах, оставаясь с ними наедине. Чем больше настоящих — добрых и мудрых помощников в воспитании — тем лучше! Хороший совет, своевременная дружеская подсказка лучше всяких мудреных методик помогут ребенку развиться в полноценную личность, стать нормальным членом общества.
Я не осуждаю создателей и руководителей модных специализированных лицеев и интернатов, где пытаются вырастить будущую элиту страны. Но, на мой взгляд, в обычных русских деревнях дети воспитываются более богатыми духовно и более приспособленными к жизни. Ведь они растут в гармонии с природой и с окружающими людьми.
— Заложенное с детства нравственное здоровье в сочетании со здоровьем физическим — это, бесспорно, приоритет. Но нет ли риска, следуя этому приоритету, отстать в развитии интеллекта?
— Наша российская история показывает, что правильно воспитанным детям, в том числе деревенским, ничто не мешало в студенческие годы догнать сверстников по интеллектуальному показателю. А далее, в целом, по совокупности качеств, они их начинали превосходить. И впоследствии пополняли русскую интеллигенцию в качестве известных ученых, музыкантов, врачей.
Другими словами, ребенка не нужно искусственно подталкивать к каким-то действиям, насильно вести его по заранее выбранной взрослыми дороге. Следует лишь помогать оттачивать «грани алмаза» — способности и таланты, которые заложены у детей с рождения. А способности такие есть у всех детей. У каждого ребенка — свои.
— То есть, не правы те родители, которые говорят — мол, соседям с детьми повезло, а вот моему олуху талантов не досталось… — Есть евангельская притча о том, что Бог каждому дает по мере способностей. А их уже надо развивать и отдавать на благо другим людям.
Нет таких детей, которые были бы лишены милости Божией. Например, не существует ребенка, у которого в детстве не было музыкального слуха. Но чтобы эта способность не погибла в юном возрасте, необходимо, чтобы ее «зерно попало в землю». Родители должны не переусердствовать, а создать благоприятные условия для развития задатков детей.
— В этом смысле роль семьи, родительского воспитания трудно переоценить…
— Сегодня, к сожалению, слово «семья» потеряло свое первоначальное значение. Ведь раньше это понятие, которое буквально означало «семь я», подразумевало, что у родителей — отца и матери — растут минимум пять детей (и это далеко не предел!).
Старший сын — пример всем остальным, образец, на которого должны были равняться все остальные. Его задача — в случае необходимости вовремя поставить на место брата или сестру. Таким образом, в семье, с одной стороны, между детьми развивалась здоровая конкуренция, с другой стороны, крепла взаимопомощь.
Выходцы из многодетных семей всегда были самыми сплоченными, наиболее подготовленными к самостоятельной жизни. Если же, как это нередко бывает сегодня, у родителей один ребенок, то существует большой риск, что он вырастет «колючим», избалованным и несамостоятельным, полагаясь во всем на маму с папой. А если детей несколько, «острые края» в их характерах стираются в совместной жизни. Этот процесс начинается с детства и продолжается много лет. Ведь дети из больших семей, как правило, помогают друг другу на протяжении всей жизни.
— Вернемся к тем, кого называют вундеркиндами. Этим детям в глаза и за глаза с юных лет твердят об их особой одаренности. Некоторым чуть ли не с пеленок начинают внушать — мол, ты такой способный, что просто обязан стать нобелевским лауреатом. Правильно ли это?
— Несомненно, существуют дети с особым даром Божиим. Но окружающим и, особенно, родителям, как самым близким одаренному ребенку людям, надо быть очень внимательными и осторожными. Ведь большой талант почти всегда подразумевает некоторую ущербность других качеств. И очень часто такие уникальные люди быстро «изнашиваются» — как умственно, так и физически.
Вот ситуация — в десять лет «гениального ребенка» знают все, а в двадцать никто и не вспомнит о его дарованиях. Вывод здесь один. Окружающим не стоит злоупотреблять талантами вундеркинда — чтобы он не надорвался раньше времени. К нему надо относиться так же, как ко всем остальным.
— Но если это действительно гениальный ребенок, не по годам развитой? Неужели у него нет шансов справиться с искушением славой? Как тогда ему жить со своей гениальностью?
— В мире все уравновешено. И если человек настолько повзрослеет уже в детстве, то он, скорее всего, состарится — если не физически, то душой — к двадцати годам, так и не познав настоящего детства.
Другая проблема — возможная завышенная самооценка детей, их мысли о превосходстве над другими. Любящие родители должны пресекать эту гордыню на корню, чтобы она не стала бичом ни для них, ни для ребенка.
— Но как непросто любящим родителям, да еще заметившим в своем чадушке особый дар, снять розовые очки!
— Это, в первую очередь, беда тех родителей, у которых в семье только один ребенок. В этом случае они порой не только не способны пресечь детскую гордыню, но и нередко потакают ей. Часто переоценивают возможности своего ребенка и делают все для того, чтобы он стал «лучшим среди равных». Не задумываясь о том, что это может принести вред, а в будущем испортить ребенку жизнь.
Умные, дальновидные родители воспитывают детей так, чтобы они стали достойными членами общества. Как правило, именно такие дети становятся и надежной опорой для родителей в старости. Те же, кто не развивает в своем чаде любви к Богу, к окружающим людям, кто не воспитывает в детях послушание, доброту, рискуют прийти к ситуации, когда повзрослевший ребенок, вопервых, будет несчастлив, во-вторых, просто откажется от них — своих родителей.
Счастливы родители не тем, что их дети — олимпийские чемпионы или нобелевские лауреаты, а тем, что их сыновья и дочери здоровы — нравственно и физически. Что они, хоть и не стали чемпионами, но почитают их, своих родителей, не бросают в несчастии, творят добро.
Любой ребенок — счастье, дар Божий, которым надо дорожить. И великое благо — дать этим «цветам жизни» первые уроки жизни, воспитать их в ласке и добре.
Беседовал Сергей Шалагин.
«Под солнцем» — разговор о главном
С 15 по 21 октября в нашей республике прошла серия встреч с автором православного миссионерского проекта «Под солнцем», московским режиссером Василием Яцкиным.
«Под солнцем» — светский проект. Он включает в себя беседы и серию документальных фильмов на темы, связанные с молодежной субкультурой, патриотизмом, духовностью в современном мире. Выступая перед молодежной аудиторией в самых различных условиях, автор посетил в последние три года почти треть городов России.
Сегодня в Церкви на самом высоком уровне слышатся призывы к поиску новых форм работы с молодежью. В современную эпоху, когда рухнули все барьеры и завесы, когда через современные средства коммуникации молодому человеку открыт доступ практически к любой информации, как никогда востребована живая проповедь Православия на доступном и ясном языке. Важны здесь и личный пример, самоотверженный труд. В беседе с режиссером мы попросили его поделиться опытом миссионерской работы с молодежью, а также впечатлениями от поездок по стране.
ОТ КОБЕЙНА К СВЯТОГОРУ
Василий Яцкин, выпускник журфака МГУ, в тридцать с небольшим лет, стал «странствующим режиссером». Поводом для этого стала неудачная попытка донести до массового зрителя плод своего многолетнего труда — фильм «Благословение или проклятие», рассказывающем о судьбе Курта Кобейна», создателя популярной в начале 90-х рок-группы «Нирвана».
Фильм «про Кобейна» — первая серия документально-игрового цикла «Под солнцем», в которой идет разговор о борьбе добра и зла в человеческой душе. На земле постоянно рождаются Богом одаренные люди. Но одни из них впоследствии называют свой талант благословением, а для других он оборачивается проклятием. Как и почему это происходит, и какую роль играет в этом духовная реальность, и пытается понять режиссер в своей работе.
Понятно, что фильм на философско-нравственную тему, к тому же необычного жанра, не был удостоен должного внимания со стороны наших ведущих телеканалов. «Неформат». Впрочем, в дирекции одного из них пообещали посодействовать, но при одном условии — перемонтировать первую серию и «отрезать» оттуда выводы, в которых говорится о Христе... Вот тогда-то и было принято решение ничего не отрезать ради проката, а самим «пойти к зрителю».
После нескольких месяцев поездок по регионам с первой серией цикла «Под солнцем» к молодому режиссеру пришло понимание — нужно не только показывать «свое кино», но и везти в отдаленные уголки России ценные миссионерские материалы. Необходимо разрабатывать отдельные, максимально «подстроенные» под зрителя встречи для художников, музыкантов, военных, заключенных, учителей. Так появились беседы-показы об иконописи (на основе фильма «Дионисий»), о глубоком смысле русских сказок, о славе русского воинства. А также рассказ об «информационных технологиях» в современных мультфильмах. Именно эта последняя тема стала ведущей во время встреч, проведенных Василием Яцкиным в нашей республике.
Многие сегодняшние мультики, даже не неся в себе явного разврата или насилия, являют собой своеобразную информационную «бомбу» для юного сознания. Яркий пример — популярный мульт фильм «Шрек», рассказывающий историю о «добром» тролле-людоеде и «принцессе Феоне». Следы ложной «доброй сказки» можно найти и в последних мультэкранизациях отечественных былин. «Богатырский конь» в них показан трусливым и туповатым», а сами богатыри неуклюжестью и непутевостью очень напоминают… Шрека. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» «принижен» до плюгавого старичка даже величайший богатырь Святогор. Понятно, что вернуть поруганным героям народных былин вековую славу можно только одним способом — читать первоисточники. А для начала на каждом из выступлений автор проекта «Под солнцем» рассказывает былинную правду и о Святогоре, и о его таинственной гибели.
ХРИСТОС — НЕ «АБСТРАКЦИЯ»
Миссионерскую составляющую своих поездок режиссер определяет примерно так: попытаться, в первую очередь, «пробиться» туда, куда по тем или иным причинам не пускают священника, где еще «не ступала нога человека в рясе».
«Духовный вектор» фильмов и бесед «Под солнцем» так или иначе приводит человека к размышлениям о Боге, о православии как «духовном ядре» страны. И вместе с тем это светский проект, «удобный» для особо «осторожных» по отношению к религии чиновников и руководителей учреждений. Эта специфика действительно дает много возможностей. Она же «обрекает» автора на несколько особое миссионерство — «светское», гражданское, сталкивающееся не только с нецерковной, но и с неподготовленной к теме беседы аудиторией.
Каким ключом отворять дверь в сердце молодого человека, совершенно не жаждущего разговора «о куполах и колоколах»?
— Однажды от настоятеля одного известного монастыря я услышал такие слова о молодежи: «Христос для них — это абстракция», — вспоминает режиссер. — Меня они тогда очень обидели, но по своим встречам могу сказать: это действительно часто бывает так. Но в каждом человеке есть генетическая связь с его землей и его духовной традицией. Знания о вере уже «выветрились», многое непонятно. Но если ты вдруг показываешь настоящих героев — людей, которые сказали «нет» чему-то очень важному, чтобы сказать Богу «да», — то это удивительным образом «цепляет» всех, причем на каком-то очень глубоком уровне. В беседе «Любовь и кровь» я рассказываю о воине Евгении Родионове. И там на видео есть такой момент: его мама держит на ладони тот самый крестик, за отказ снять который он заплатил жизнью, и говорит: «Вот этот крестик Женя сделал сам. На нем следы крови. Мне говорят, что мой сын умер. Но это не так. На самом деле этим он выбрал жизнь». И в этот момент, когда люди в зале понимают, что человек пошел на смерть не «почему-то», а именно за Христа, Он становится для них «не абстракцией».
Василий очень любит встречи «с продолжением»: по прошествии некоторого времени вновь оказываться лицом к лицу с той же самой аудиторией, в том же зале. И говорить почти о тех же самых вещах, но уже продвигаясь глубже.
ОБЩИНА — ИЗ ОБЩЕНИЯ
Одной из серьезных проблем современной церковной жизни стала организация работы с молодежью, уже переступившей церковный порог. Во многих приходах, да и на уровне епархий, делаются те или иные попытки, однако говорить, что в нашем православии существует единое и эффективное сообщество молодежных движений, по крайней мере, преждевременно.
— Практически все сейчас держится на личностях, усилиями конкретных подвижников на местах, — рассказывает наш немало повидавший жизнь регионов собеседник. — Если у церковного человека есть, что называется, сердечная тяга к молодежи, он будет ей рассказывать о чем угодно: о традициях, о русском костюме, о народной песне, а приведет ее к вере. Должен быть, как сказал один мой знакомый, «миссионерский зуд».
Кроме того, православное молодежное сообщество, на мой взгляд, отличается от всяких сектантских тем, что оно не космополитично. Что-то в деятельности должно быть обязательно с конкретной местностью, с историей родного края связано. И оно должно обязательно встать на путь какого-то жертвенного служения, иначе не выйдет ничего.
Для некоторых организаторов работа с молодежью в Церкви ассоциируется прежде всего с чаепитиями при храме и совместным изучением Священного Писания. Однако, по мнению режиссерамиссионера, некоторое количество «мотылечков», прилетевших на этот чай, еще совершенно не говорит о серьезной работе.
— У таких собраний очень велика вероятность перерасти в «болталку». Знаю очень известную и достаточно многочисленную молодежную организацию, которая сейчас, к сожалению, почти полностью «ушла» в интернет-среду. Их форум в сети невероятно разросся, там появились бесчисленные подзаголовки с формулировками вроде: «Пошли в поход», «Давайте устроим футбольный матч». А никакой реальной составляющей практически уже и нет. Люди уже не ездят в больницу к ветеранам, не привлекают к работе новичков, а сидят за компьютерами и общаются.
Что же касается Василия Яцкина, то он полагает, что работа с молодежью эффективна тогда, когда она строится «на трех китах».
— Первый «камень» в основании — это, конечно, молитва. Должно быть совместное участие в Литургии, постоянно идти молитвенная помощь друг другу. Потому что это самое главное.
Второй «камень» — подвиг. Ребят нужно направить на конкретную работу — в детдома, больницы, к престарелым,— причем не боясь, что кто-то из них чего-то «не потянет». Они должны ощутить, что от них что-то реально зависит и что им тоже разделять сегодня боль за родную землю.
И третье — это община. Нужно ориентироваться на то, чтобы молодежное братство собиралось не на несколько лет, до поры пока все «вырастут и разлетятся», а имело перспективу превратиться в крепкое взрослое сообщество. Нужно, чтобы образовалась некая община: например совместно организовали бы школу православную, в которую они будут потом отдавать своих детей. Или еще что-то, чем они и в дальнейшем были бы «скреплены». К созданию таких общин могут подключаться и педагоги, и пастыри, и родители, и все, кто болеет душой за Русь.
Примером «идеальной» общины, по мнению нашего собеседника, может служить Свято-Алексиевская пустынь. На Ярославщине, практически в чистом поле, где еще полтора десятка лет назад стоял лишь разрушенный храм, опытному священнику Алексию удалось «вырастить» уникальный оазис православной жизни — с собственной классической гимназией, кадетским корпусом, ремесленным училищем, уникальным музеем и обширным хозяйством.
Но главное — это, конечно же, крепкий православный уклад. Под началом отца Алексия здесь учатся жить в нем и верующие семьи, переехавшие в Свято-Алексиевскую пустынь из больших городов, и многочисленные дети-сироты, занесенные сюда из разных уголков страны. Об этом удивительном месте рассказывает недавно вышедший шестой фильм сериала «Под солнцем» под названием «Остров спасения». В дополнительных материалах, помещенных на диске, психолог-публицист Ирина Яковлевна Медведева вспоминает слова своего безвременно ушедшего из жизни давнего друга. Побывав в Свято-Алексиевской пустыни, он тихо и уверенно сказал: «Я видел возрожденную Россию». Наверное, ради того, чтобы эти слова звучали чаще, наполняли все уголки нашей страны, и стоит преодолевать тысячи километров до «своего» зрителя. Стоит вообще «обо всем этом» говорить…
Елена Сапаева.
КУРАНТЫ С ПРАВОСЛАВНОЙ СИМВОЛИКОЙ
Открытие национальной галереи на новой площади князя Оболенского-Ноготкова, приуроченное к празднованию Дня народного единства и Дня Республики, подарило горожанам множество новых впечатлений. На площади, что раскинулась в самом центре Йошкар-Олы, уже проводятся экскурсии и уроки истории. И школьники, и взрослые с интересом рассматривают здание, фасад которого стилизован под архитектуру эпохи Возрождения.
Но самый большой восторг неизменно вызывают башенные часы с движущимися фигурами. Казалось бы, что особенного: бой, музыка. Но вот ослик с иконой Божией Матери на спине, появляющийся как бы из дверей обители Хиландара и направляющийся к Успенской церкви — такого еще у нас не было.
Создано это диво в лаборатории «Новые технологии» МарГТУ под руководством Игоря Кудрявцева. Причем в механизме часов уже на сегодня два зарегистрированных изобретения.
За основу сюжета, который одобрил Президент республики Леонид Маркелов и благословил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, взята история о перенесении на Афон образа Божией Матери «Троеручица».
По преданию, во время нашествия на Сербию агарян православные, желая сохранить икону от поругания, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место прибытия ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Образ Божией Матери «Троеручица» имеет особое значение для нашей республики. Ведь именно в день празднования этой иконе четырнадцать лет назад была основана самостоятельная Йошкар-Олинская и Марийская епархия. И вот теперь, в память этого события, ослик, несущий икону Богородицы, появляется в полдень на главных башенных часах столицы.
Над часами — справа и слева — окошки, внизу, симметрично им, — стилизованные под храмовые врата дверки. Во время боя курантов верхнее левое окошко открывается и появляется образ Божией Матери. Затем из нижних левых врат выезжает ослик с иконой Богородицы и движется в сторону правых врат (что по замыслу проектировщиков символизирует приход Божией Матери на марийскую землю). Когда ослик въезжает в правые врата, они вслед за ним закрываются, а в правом верхнем окошке снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной.
Все три иконы, появляющиеся во время работы часового механизма, были освящены архиепископом Иоанном по полному чину. Однако вскоре выяснилось, что для должного функционирования часов этого недостаточно. Во время пробного запуска курантов ослик (видимо, сказался природный характер животного) никак не хотел двигаться в нужном направлении, предпочитая появляться из врат храма хвостом вперед. Тогда пришлось освятить и его. После чего ослик смирился, и, к немалому удивлению рабочих, начал исправно нести свое служение.
Сейчас часы проигрывают музыкальную композицию, подготовленную известным марийским композитором Валерием Кульшетовым. А по большим праздникам — в Рождество Христово и на Пасху — на городской площади зазвучат православные песнопения.
Пресс-служба Йошкар-Олинской
и Марийской епархии.