ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ - 350 ЛЕТ
Содержание:
«Жить в мире, единстве и благополучии»
Торжества на вятской земле
Явлена еще одна молитвенница за край Марийский
Юбилей храма в Нежнуре
Как мы ездили в Свияжск
Наставление паломнику
Любовь ради жизни
«В истории нет ни прлохого, ни хорошего: есть то, что произошло»
Болен был, и вы посетили Меня
«Жить в мире, единстве и благополучии»
Накануне Дня народного единства архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИОАНН дал интервью телевизионной программе «Преображение» ГТРК «Марий Эл».
— Ваше Высокопреосвященство, приближается праздник народного единства, который многие сегодня считают искусственным, нарочито созданным. Каково Ваше понимание этого праздника?
— Праздник народного единства имеет глубокие исторические корни. Ведь до революции 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери — был государственным. Тогда в этот день праздновали освобождение от захватчиков, это был день создания государственности.
В смутные времена Россия потеряла не только преемственность государственной власти — поскольку завершилась династия Рюриков, — но и утратила коренную историческую традицию ставить государей из русского народа. Из тех, которые являлись плоть от плоти, кровь от крови всех нас. В смутные времена мы приглашали то польского королевича Владислава, то одного Лжедимитрия, то второго, третьего. Страна находилась в политическом хаосе: кругом набеги, разбои. Народ был крайне разочарован во власти, и необходимость объединения была очевидна.
Думается, его отправной точкой стал голос Патриарха Гермогена, который, находясь в заточении в Чудовом монастыре, обратился к своей пастве, к нижегородцам и ко всей России, просил их придти в матерь городов русских — Москву, чтобы освободить святыни, Кремль, и всю землю русскую от нашествия иноверцев, католиков. И воссоздать былую славу нашего Отечества.
И мы знаем, как митрополит Ефрем, благословляя Казанское ополчение и посылая его в Москву, даровал им главную святыню Казани — Казанскую икону Божией Матери со словами, что Царица Небесная освободит Свой дом — храм Успения Пресвятой Богородицы — от захватчиков и явит Свою любовь народу русскому.
Тогда со всех концов земли российской — из Новгорода, Казани, Ростова, Коломны и других городов — двинулись русские люди, объединившись под путеводительством Царицы Небесной, и совершили великий подвиг избавления Руси от порабощения. В дальнейшем был дарован России и новый царь из династии Романовых, потомки которого правили страной более 300 лет.
Поэтому праздник народного единства установлен и воссоздан именно в день празднования Казанской иконе Божией Матери, чтобы напомнить нам историю нашего Отечества. Оглянемся на недавнее прошлое: с 1993 года, после перестроек демократических, капиталистических и прочих преобразований, Россия и русский народ вновь находились в смятении. Пора нам начать учиться на опыте наших предков.
— То есть смутные времена повторились?
— Они повторились в точности, кроме нашествия иноплеменников. Брат восстал на брата, семьи разделились, общество разделилось. Все мы помним события, которые произошли в Москве, обстрел Государственной Думы, времена анархии, безвластия, обнищания народа. И когда был после этих смутных времен вновь воссоздан этот праздник, через него не просто символически, а онтологически, существенно, мы вновь вручаем свою жизнь Царице Небесной. И еще раз возглашаем, что Она покровительствует над Россией и сделает Россию великим государством, великой державой. И верные сыны ее будут заботиться, в первую очередь, не о золотом тельце, не о своем благополучии, а о державе Российской, вносить свою лепту, свои таланты в сокровищницу воссоздания былой славы и величия нашей государственности.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы живете церковной жизнью. И почти каждый день церковь празднует, вспоминает какое-то событие и переживает его вновь. А что для Вас значит празднование Казанской иконе Божией Матери, которое теперь сливается с праздником народного единства. Лично для Вас?
— Для меня этот день памятный. В этот день я был рукоположен во диакона. Это было давно, в Казани. И стал тем, кто не мыслит себя вне жизни с Богом и без покровительства Пречистой Богоматери. Всегда утром и вечером я обращаюсь к Ней за Ее материнским благословением. Это и образ, перед которым я с детских лет молился, не осознавая того, какое значение он имеет для семьи, для общества, для нашей России.
Взирая на него, мы видим то, что сокрыто от мира. Мы видим, насколько велика милость Божией Матери ко всем нам и насколько Она Мать нашего Отечества.
Ведь Казанский образ Богородицы — это вся история земли российской, начиная от начала XVII века и заканчивая настоящим временем. В самые тяжелые, смутные времена русский народ преклонял перед этой иконой колена, просил, умолял Божию Матерь, и Она вновь и вновь, невзирая на наши греховные падения, являла Свою милость, умоляя Господа о возврате России былой славы, величия и единства.
Поэтому для меня возвращение этого праздника — это дань нашим отцам, дедам, прадедам, которые благодарили Царицу Небесную и жили в том единении, которое дает всем нам сейчас надежду, что и мы будем жить, подобно им, в единстве, мире и благополучии.
Беседовала Валентина Аникова.
Торжества на вятской земле
21 октября Вятская епархия отметила свое 350-летие. В торжествах, проходивших на вятской земле, принял участие архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, а также сотрудники епархиальных отделов.
Этот год подарил Вятской епархии несколько круглых дат: в июне праздновали 70-й юбилей митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, в ноябре грядет десятилетие канонизации преподобного Матфея Яранского, а в октябре на вятской земле прошли торжества, посвященные 350-летию основания Вятской епархии.
В октябре 1657 года в Москве на Поместном Соборе волею царя Алексея Михайловича и благословением Патриарха Никона была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в г. Хлынове. Как было сказано в соборном определении: «Страна, именуемая Вятка, отстоящи от царствующего града Москвы многим расстоянием, и есть оная страна и места имущи многочеловечны, и сего ради требует своего ей архиерея и пастыря».
Сегодня в Вятской епархии более двухсот действующих приходов, работают Вятское Духовное училище, православная гимназия, библиотека «Благовест», строятся новые храмы и возрождаются порушенные. И все это трудами и усердием верующих, клириков и, безусловно, правящего архиерея — митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, возглавляющего епархию с 1978 года.
Поздравить владыку Хрисанфа с юбилеем епархии и принять участие в празднике приехали архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, викарий Московской епархии архиепископ Верейский Евгений, викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр.
Центральным событием торжеств стала Божественная литургия, которая была совершена в древнем Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря в воскресенье 21 октября — в день памяти преподобного Трифона Вятского, в который отныне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II будет совершаться празднование Собору вятских святых.
23 октября во Дворце культуры «Родина» состоялось открытие XII Свято-Трифоновских образовательных чтений, в которых приняла участие и делегация Марийской епархии. В этот же день открылась первая православная выставка «Семеновская ярмарка», в которой приняли участие более 30 приходов и монастырей со всей России. Вятчане могли приобрести здесь православные книги и видеофильмы,церковную утварь, одежду и многое другое.
В ходе выставки и чтений проходили встречи с духовенством, творческие вечера, презентации новых книг, круглые столы по вопросам православной миссии и другие мероприятия.
На базе Вятской православной гимназии 22 октября впервые открылись Малые Свято-Трифоновские образовательные чтения «Церковь в истории и культуре малой родины», в которых участвовали юные исследователи из православных гимназий Приволжского федерального округа.
Завершились торжества в честь 350-летия Вятской епархии вечером 28 октября благодарственным молебном у раки с мощами преп. Трифона в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря.
Алексей Кирюшкин.
Явлена еще одна молитвенница за край Марийский
К лику новомучеников и исповедников Российских причислена насельница Козьмодемьянского Свято-Троицкого монастыря.
12 октября 2007 года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе его по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение о причислении к лику новомучеников и исповедников Российских шести подвижников благочестия, материалы на которых были представлены Брянской, Московской и Чебоксарско-Чувашской епархиями. Среди причисленных к собору новомучеников — игумения Тамара (Сатси), часть подвижнической жизни которой связана с Марийским краем.
Мария Георгиевна Сатси, так звали будущую подвижницу в миру, родилась в 1878 году в Эстляндской губернии (ныне — Эстония) в крестьян ской семье. В 1892–1898 годах она проживала в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре, а 18 июня 1898 года была переведена в Козьмодемьянский Троицкий женский монастырь, куда переехала вместе с игуменией Пюхтицкого монастыря Варварой (Блохиной), назначенной в Козьмодемьянскую обитель настоятельницей. В Троицком монастыре послушница Мария Сатси проходила клиросное и канцелярское послушания, в клировой ведомости обители за 1916 год о ней записано: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна».
В городе Козьмодемьянске матушка прожила около двадцати лет. Впоследствии она была пострижена в монашество с именем Тамара, возведена в сан игумении. Мученическую кончину за веру игумения Тамара (Сатси) приняла 1 мая 1942 года. Материалы на нее в Синодальную комиссию по канонизации святых были представлены Чебоксарско-Чувашской епархией, где и состоится чин прославления новоявленной святой.
Юрий Ерошкин.
Юбилей храма в Нежнуре
130-летие храма Святителя Николая Чудотворца отметили жители села Нежнур Килемарского района.
Нежнур. Кажется, что село с таким красивым названием не случайно появилось именно здесь, в живописном месте на краю бескрайних килемарских лесов, на магистрали, связывающей Нижегородскую область и Республику Марий Эл. А украшением любого села издавна считалась церковь. Есть она и в Нежнуре. Храм с массивными главами основного купола и изящной колокольней, утопающий в осеннем золоте.
Многое повидал он на своем веку. К епархиальному начальству Вятки нежнурские власти обратились с ходатайством об открытии церкви в декабре 1855 года. Тогда по указу Святейшего Синода в Нежнуре был открыт отдельный приход и построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, освященная 30 марта 1857 года. Приход насчитывал 228 дворов и более 2,5 тысяч прихожан. Со временем небольшой по размерам храм перестал вмещать всех верующих. Тогда было принято решение строить новый, просторный, каменный храм, возведение которого было завершено в 1877 году. Главный престол вновь освятили во имя св. Николая Чудотворца, правый придел — в честь св. пророка Илии, левый — во имя св. мученика Власия.
Храм не закрыли после октябрьской революции и нежнурская церковь действовала до 1936 года, когда ее на дверях повесили увесистый замок и приставили сторожа для охраны. Впрочем, несмотря на то, что храм был закрыт, люди хранили веру, крестили детей, отмечали православные праздники. И когда появилась возможность, начали восстанавливать церковь.
Инициатором и вдохновителем возрождения храма стал бывший председатель приходского совета И.А. Данилов. На собранные всем миром деньги была приобретена церковная утварь, сложены печи. И в 90-е годы в храме вновь начали совершать богослужения.
И вот недавно нежнурцы отметили 130-летие своей церкви.
В этот день состоялась соборная служба, которую совершили благочинный, настоятель килемарского Свято-Ильинского храма священник Андрей Романов, и настоятели приходов благочиния. На торжественное событие собрались не только постоянные прихожане, было немало и приезжих. Многим хотелось полюбоваться на возрождение одного из красивейших храмов земли марийской.
И хочется верить, что придет время, и СвятоНикольская церковь села Нежнур снова воссияет всеми своими куполами и крестами, вновь гулко зазвонят над килемарскими лесами церковные колокола, созывая на службу нежнурцев и жителей соседних деревень.
Лидия Градинар, Килемары.
Как мы ездили в Свияжск
9 августа, в праздник великомученика и целителя Пантелеимона, группа сестер милосердия по благословению протоиерея Сергия Поглазова совершила поездку в город Свияжск, известный многими православными святынями.
Рано утром мы собрались в Православном центре, сотворили молитву о путешествующих и отправились в путь на комфортабельном автобусе, который любезно предоставила нам епархия. Зарождался солнечный день, и мы с радостью пели всю дорогу молитвы и акафисты, не заметив, как республика наша осталась позади. Казалось, автобус только тронулся, а вот уже по мобильным телефонам передаются приветствие и сообщение о том, что мы пересекли границу республики Татарстан.
Привычная нам марийская равнина сменилась гористой местностью. Весело зеленели трава и деревья, радовало яркое солнце. Вскоре на горизонте показались очертания города Свияжска — с куполами церквей, которые, казалось, уносились в небесную синеву. Храмы Божии — это небо на земле, и как должен быть счастлив христианин, что Милосердный Господь не оставляет нашу многострадальную землю. Слава Тебе Боже, Благодетелю наш, Слава Тебе!
Между тем, мы все ближе к городу, наш автобус едет по насыпи, а вокруг по обеим сторонам — река Свияга, и чайки, словно белая пена, рассыпались по берегам. В город поднимались по крутой дороге, отчего казалось, что путь наш лежит по Кавказским горам. Первая остановка — у Богородице-Успенского мужского монастыря. К службе мы, к нашему сожалению, опоздали и пошли пешком в Иоанно-Предтеческий монастырь. Игумен Силуан радушно встретил нас, всех благословил и направил к нам женщинуэкскурсовода, поведавшую историю города Свияжска.
СВЯТЫНИ ДРЕВНЕГО ГОРОДА
Свияжск — один из старейших русских городов. Основанный в 1551 году, он одновременно и город, и остров, и крепость, возведенная в бурное средневековье царем Иоанном Грозным всего за один месяц. Ныне остров малонаселен, и главным образом он славится возвышающимися над ним памятниками древнерусского зодчества — Успенским собором, Иоанно-Предтеческим монастырем, Троицкой и Сергиевской церквами, а также церковью Константина и Елены, хранящими в своих стенах реликвии изобразительного искусства XVI-XVII веков.
Ныне Свияжск возрождается: в городе создан архитектурно-художественный музей, учреждена ассоциация, целью которой является создание музея-заповедника «Свияжск». Очень интересно было услышать о чудотворце святителе Германе — архиепископе Казанском, к раке с мощами которого мы смогли приложиться в храме Преподобного Сергия Радонежского.
Другим интереснейшим пунктом нашего паломничества стала древняя деревянная церковь Святой Троицы, возведенная в 1551 году. По преданию царь Иоанн Грозный молился в этом храме перед тем, как идти в свой исторический поход на Казань. В Троицкой церкви сохранился иконостас XVI века. В этот храм после революции 1917 года были перенесены спасенные древние иконы из разрушенных церквей Свияжска. В 70-е годы прошлого столетия иконы, хранящиеся в Троицкой церкви, были отправлены в Москву на реставрацию.
В этом удивительном храме, пропитанном изнутри специфичным запахом древнего дерева, мы приложись к старинной иконе Божией Матери, к которой за небесной помощью приезжают супруги, не имеющие детей. А в храме Константина и Елены нас поразили своей нестареющей красотой древние фрески.
Невозможно пересказать все, что мы увидели и услышали во время нашего замечательного путешествия! Особенно запомнился рассказ о часовне Царственных cтрастотерпцев. Когда восстановление Иоанно-Предтеченского монастыря поручили сестрам, возглавляемым игуменией, они поселились в этой часовне, где в годы гонений был устроен коптильный цех, отчего все стены были закопчены. Но по молитвам монахинь на них вдруг стали чудесным образом проявляться святые лики. Впоследствии игумения стала часто болеть и была переведена вместе с сестрами в другое место, а монастырь объединили с Успенско-Богородицким…
Слушая подобные удивительные истории, мы старались запечатлеть память о нашей поездке с помощью фотоаппарата. И после того, как сфотографировались всей группой на фоне Успенского собора, нас любезно пригласили в трапезную, где за огромным столом в стенах древнего храма мы дружно отобедали чем Бог послал. А затем простились с этим чудесным местом, благодаря Господа за то, что Он привел нас сюда.
У ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ
Далее наш путь лежал в СвятоВознесенский Макарьевский мужской монастырь, расположенный на противоположном берегу реки Свияги. Путь туда оказался нелегким: дорогу в обитель можно описать как настоящее приключение. Слева несла свои воды река, справа нависала высокая крутая гора, на которую наш автобус вынужден был буквально вползать.
Замерев, все сестры горячо молились Пресвятой Богородице и Святителю Николаю. Между тем, автобус все больше кренился, рискуя упасть в реку, продолжение пути грозило опасностью. Поэтому, продолжая молитву, мы, пассажиры, вышли из салона, в то время как наш водитель — немолодой уже человек — медленно повел автобус вперед. Что он испытал в тот момент — известно только ему да Богу. К счастью, все обошлось, и мы благополучно добрались до монастыря.
Значительную часть пути нам пришлось идти пешком, поднимаясь в гору. Стояла тихая безветренная погода, и вдруг… все увидели, что нам приветственно машет, словно огромной зеленой ладонью, лист лопуха. Радуясь как дети, мы помахали ему в ответ!
Но вот показались Святые врата обители. Перекрестившись и поклонившись, вошли на территорию монастыря. Вокруг было пустынно, нас встречала лишь немолодая монахиня, которая отворила часовню, где находится святой ключ в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Внутри здания водружен металлический крест, из средней перекладины которого истекает святая целебная вода. Набрав ее в свои сосуды и от всего сердца поблагодарив нашу Пресвятую Покровительницу, мы направились в храм. Перед входом сняли обувь, как в нашей Богородице-Сергиевой пустыни, и приложились к главной святыне обители — чудотворной иконе преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца, со святыми мощами, встроенными в мощевик.
Сестры заказывали требы, покупали иконки и акафисты. Хотелось побыть здесь подольше, но нужно было отправляться в обратный путь. Внизу, под горой, искупались в святом источнике преподобного Макария, набрали святой воды и с радостными, умиленными сердцами направились в обратный путь.
Сколько впечатлений увозили мы из нашего паломничества! Каждый вместил в душу столько, сколько смог. А Милосердный Господь приготовил нам еще одну радость, одарив посещением Раифского монастыря. За вечерней службой мы смогли приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Грузинской» и были помазаны святым елеем. Это ли не чудо и милость Божия к нам?! Благодарим Господа и Пречистую Его Матерь и всех святых за этот незабываемый день в нашей жизни. Слава Богу за все!
Сестра милосердия Анна.
Наставление паломнику
Православное паломничество — давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2, 41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву.
Ныне, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевство в иноческих обителях, пообщаться с братьями и сестрами по вере. Множатся паломнические маршруты, расширяется их география.
Однако, как и в любом богоугодном деле, не обходится в поездках по святым местам и без искушений.
О трудностях и соблазнах, которые подстерегают неопытных паломников рассказывает архиепископ ЙошкарОлинский и Марийский ИОАНН.
Испокон веков на Руси православный народ — от царей до простолюдин — посещал святые места, поклонялся святыням, совершая великое духовное делание обновления души.
С началом безбожных лет, после революции, паломничества были запрещены, и русский человек, издревле привыкший к этому благочестивому деянию, был оторван от духовного источника.
Когда стали во множестве открываться храмы, монастыри, открываться для поклонения святые мощи, это делание вновь стало возрождаться. Но в настоящее время оно иногда превращается в формальное исполнение определенных предписаний и лишено того изначального духа, который вкладывали в него наши отцы и деды.
Сегодня наши паломники, выезжая на святое место, часто встречаются со многими соблазнами. Встречаются с «младостарцами», которые во время исповеди накладывают на духовно неопытных людей огромные епитимьи. И многие наши прихожане возвращаются домой обремененные этими прещениями. При этом они даже не знают имени того священника, который наложил на них эти бремена. А ведь каждая епитимья после ее исполнения обязательно должна быть разрешена именно тем священником, который ее наложил. Мне приходится иногда даже выезжать в больницы и там своей епископской властью разрешать лежащего на одре от того бремени духовного, которое на него наложено. Ведь то, что связано на земле, будет связано и на небесах... Поэтому нужно быть очень осторожными.
На епархиальном собрании мы обсуждали этот вопрос, и было рекомендовано священникам, сопровождающим паломнические группы, самим исповедовать прихожан, с которыми они едут. Если же священника в группе нет, или по той или иной причине кто-то желает исповедоваться у другого, то, по крайней мере, следует рекомендовать избирать знакомых приходских священников.
В духовные «объятья» псевдостарцев особенно часто попадают паломники мало знакомые с духовной жизнью, не имевшие в своей жизни общения с духоносными людьми. Многие лжедуховники дают такие советы, которые христианину на деле невозможно исполнить по состоянию здоровья или в силу каких-то иных обстоятельств. Суд без милости — отличительная черта псевдостарцев. В особенности это касается семейных отношений, отношения к детям, окружающему миру.
Чтобы начинающим паломникам избежать таких искушений, необходимо молиться Господу о том, чтобы Он помог им найти таких священников, которые бы дали им ответы, полезные для духовного здравия.
Следует помнить и о том, что многие вопросы своей сокровенной внутренней жизни мы имеем право обсуждать только со своим духовником — если имеем такового.
Иногда в поисках ответа на больной вопрос люди едут сначала в одно место, потом в другое, в третье, задают его разным духовникам и затем впадают в соблазн, не понимая, как совместить между собой совершенно разные ответы. А причина кроется в нашем маловерии. Мы не доверяем, и перед тем как спросить не молимся, чтобы через духовника была явлена воля Божия.
Диавол всегда старается затмить наше духовное впечатление от поездки. И поэтому многие паломники, посещая обители, не видят того благолепия, той духовной умиротворенности, в которой пребывает святыня, а замечают лишь изъяны: то монах не так прошел, то монашка не так посмотрела, то «внимания не уделили». Это свидетельствует о том, что очень далеки мы еще от Бога. Ведь у очистившегося око светло, и он, по слову Господа, все видит светлым, чистым. А когда человек исполнен духовной мерзости, тогда все вокруг кажется темным.
Чего мы достойны, то и получаем. И кто приходит на святое место с гордым состоянием, со своим «я», тот с ним и уходит.
Паломники должны бегать того духа разделения, духа противления, который насаждает «вечный революционер». Всего того, что разрушает церковный мир, мир в душе человека, мы должны избегать. Нужно помнить, что грех раскола не омывается даже мученической кровью. Единство святого Православия, богоустановленная иерархическая соподчиненность в Церкви должны строго соблюдаться.
Паломничество — это делание. Духовное делание. Без молитвы, без благословения ездить нельзя. И в дороге к святому месту, и во время пребывания там, и, в особенности, после посещения должны быть не разговоры, не шутки, а молитва. Это то, что избавит нас от искушений в пути. Мы должны вести себя так, чтобы сознание наше было исполнено не только благоговения и радости, которую мы, благодатию Божией, получаем от посещения святыни, но и благодарностью Богу за то, что Он сподобил нас совершить.
Любовь ради жизни
С 30 сентября по 3 октября в Москве проходила Всероссийская конференция по обмену опытом работы и обучению для руководителей, сотрудников и добровольцев центров защиты материнства. Участниками мероприятия стали более 120 представителей из семи государств: России, Украины, Эстонии, Хорватии, Великобритании, США, и Канады. Приняли в ней участие и представители Йошкар-Олинской епархии.
В истории Россия стала первой страной, легализовавшей аборты (в 1920 году). Лишь в постсоветском пространстве стало возможным возникновение организации в защиту жизни нерожденных де тей. В 1994 году в Москве был создан православный медико-просветительский центр «Жизнь». За минувшие годы его сотрудниками были распространены миллионы листовок и различных информационных материалов. В 2004 году состоялся первый семинар, посвященный организации подобных центров в регионах. Сегодня центры защиты материнства существуют во многих российских городах — чаще всего на базе приходских православных храмов.
Активную просветительскую деятельность по борьбе с абортами осуществляет община храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Волжска. Его настоятель — протоиерей Александр Михайлов — был участником самого первого форума в защиту жизни. Побывал он на конференции и на этот раз.
— Общее впечатление от мероприятия — добротность организации и масштаб, — отметил отец Александр сразу по возвращении. — Эта конференция задумывалась как учредительная: в ходе ее работы предполагалось создать всероссийский центр защиты материнства. А для этого необходимо было, чтобы в мероприятии приняли участие представители более чем половины всех регионов страны. И люди откликнулись. В столице все вместе приняли устав, проект которого был разослан заранее, и теперь по специальной доверенности в любом регионе нашего отечества можно открыть филиал всероссийского центра.
Были участники из других стран: из Англии, США, Хорватии, Румынии, Польши. Они делились своим опытом защиты материнства. В Польше аборты запрещены законодательно — это католическая страна. Во многих странах женщины, намеренные прервать беременность, проходят обязательное собеседование с психологом. У нас пока речь идет о том, чтобы хоть сколько-нибудь уменьшить эту колоссальную цифру — 2,5 миллиона абортов в год. При том, что на законодательном уровне детоубийство в нашей стране разрешено.
Одно время организовывали инициативные группы, писали открытые письма, собирали подписи против абортов. Сейчас пришли к выводу,что это неэффективно. По причине того, что дальше рассмотрения несколькими депутатами это все равно не проходит. Нужно, чтобы у самих людей, у общества появилось отвращение к абортам. Поэтому действовать нужно через просвещение, через социальную рекламу, показывающую преимущества полноценной семьи. Опыт показал, что нужно делать акцент не на ужасающих картинах, а на той радости, с которой связано рождение новой жизни.
Елена Сапаева.
«В истории нет ни прлохого, ни хорошего: есть то, что произошло»
На долю сельского священника нередко выпадают не только пастырские обязанности. Многие служители Церкви из дореволюционной глубинки известны нам сегодня как хранители (а подчас и созидатели) культурного наследия края. И сегодня можно встретить батюшек, по крупицам собирающих и бережно хранящих сведения о духовной жизни нашего края в его далеком и недалеком прошлом. Причем труд этот они считают обычным, своего рода отдохновением в череде богослужений и хозяйственных забот. Потому и рассказывать о нем не спешат. Однако, если уж зайдет разговор да выдастся время… Такой случай представился нам в горномарийском селе Пайгусово, где настоятель церкви Рождества Христова иерей Геннадий Ромашов познакомил нас с плодами своего многолетнего увлечения исторической наукой.
— Батюшка, вы исследуете прошлое родных мест, пишете работы. В вашем доме — библиотека исторических книг. Что это — зов души, несостоявшаяся профессия?
— Меня тянуло к истории со школьной скамьи. В особенности, к Средневековью — замки, доспехи и прочие «атрибуты», окрашенные детской фантазией. Потом все это переросло в углубленное изучение предмета. Но заниматься этим профессионально — таких мыслей не было. Для меня получать знания по истории — что-то само собой разумеющееся. Не говоря уже о том, что это просто интересно — «выуживать» из разных источников ценные и неожиданные данные.
— Наверное, и о вашем храме, селе удалось узнать что-то интересное?
— Эти места назывались когда-то «Акпарсова сотня». Распространение христианства здесь началось не с приходских храмов, а с иночества. Первым просветителем этой округи был монах. Потом образовался Михаило-Архангельский монастырь… И все было непосредственно связано с нашим приходом.
Приходская община образовалась в 1774 году. Сначала был деревянный храм, в нем молились восемьдесят лет. Сейчас там часовенка стоит. Каменную церковь выстроили в 1829 году, до 1905 года строились приделы. Сначала, в основном, исполнялись требы: смысла богослужения люди просто не понимали, вникали постепенно. Тем не менее, к 1917 году здесь было уже 8 тысяч прихожан. Сейчас у нас на два сельсовета от силы наберется 6 тысяч.
— Сохранились какие-нибудь вещи, ценные исторические предметы того времени?
— У нас есть колокол небольшого размера, который мы случайно нашли в запасниках музея. На нем была обозначена принадлежность к Пайгусовской церкви и нам его отдали. С трещинкой небольшой, но звонит. Еще как-то разговорились с местным жителем, и он принес дедовскую, непонятную для него деревянную вещь. Это оказалась просфорная печать разрушенного ныне Введенского монастыря. Теперь она здесь, мы ей пользуемся, и это еще одна ниточка, связывающая с прошлым.
— В окрестностях Пайгусова есть несколько святых мест, связанных с духовной историей края, но находящихся ныне в запустении. Есть мысли об их возрождении?
— Прежде всего нужно сказать о Вершино-Сумском женском монастыре. Эта обитель, тесно связанная с Михаило-Архангельским монастырем, выросла за короткий период и к революции насчитывала уже 200 насельниц — для нашей местности это очень значительно. Игуменья Смарагда подвизалась до назначения сюда в Пюхтицком монастыре — такие вот духовные связи. Сейчас там осталось каменное здание — бывшая трапезная — и деревянный пристрой. Нужно их теперь оформлять (передача бывших монастырских зданий Церкви намечена на ноябрь. — Е.С.). И будем пытаться возродить на этом месте небольшую общину — уже есть желание ряда местных жительниц потрудиться там.
— А что такое Серафимовский сад? Это название нередко можно услышать от жителей горной стороны. Далеко отсюда?
— Довольно-таки далеко. Это место подвигов инокини. Сведения о матушке Серафиме дошли скудные. Она была монахиней, ходила на службы в Михаило-Архангельский монастырь, жила уединенно в полутора километрах от него. Избушку небольшую построила, своими руками выкопала колодец. На месте ее кельи стоит сейчас большущая ель. Постоишь рядом, помолишься, послушаешь шум деревьев — даже головная боль как-то проходит. Вроде и нет ничего — а как будто сама матушка нас встречает и провожает. Вот это место мы и называем Серафимовский сад.
— В этом году мы впервые услышали от вас о «пустыньке». Это какое-то новое «открытие», забытое святое место?
— В селе Засурском, на границе с Чувашией, купцом, или промышленником, Зубковым была построена церковь. Это был добротный деревянный храм в честь святых мучеников Адриана и Наталии. В нем служили монахи МихаилоАрхангельского монастыря — так что это была как бы их «пустынька». Сейчас на том месте остались только вековые ели и фундамент. Но память жива еще: из местных жителей есть те, кто помнит, как это все рушили.
— Раньше священники и монахи часто становились летописцами своего края, храма и окрестностей. Как вы думаете, миссия священника еще и как духовного описателя своего времени вернется в нашу жизнь?
— Наверное, так должно быть. Сейчас кругом техника — фиксирующая, пересчитывающая, думающая даже. Но записей живого человека на бумажном листе все это не может заменить. Когда в компьютере что-то читаешь, смотришь и когда держишь в руках свидетельства времени — согласитесь, ведь восприятие событий разное.
— Можно ли сказать, что Церковь — «летописец» наиболее беспристрастный?
— Даже читая древнюю летопись, можно увидеть, представить себе картину, в чем-то отличную от той, что происходила на самом деле. Каждый смотрит со своей колокольни на мир, на каждое колебание травинки. В отношении Церкви можно сказать, что над ней не довлеют те идеологические стереотипы, которые неизбежны в исторической науке мирской. Единственный критерий — Слово Божие и заповеди. Можно было бы сказать, что церковная наука излагает исторические события более прямолинейно. И без обиды на те или иные притеснения.
— Какими качествами должны обладать те люди, сквозь призму восприятия которых увидят современную церковную историю будущие поколения?
— Историю Православия должны писать те, для кого Церковь — «дом родной». Такой человек уже не смотрит на церковную действительность сквозь розовые очки и вместе с тем способен преодолеть свое «недолюбливание» тех или иных исторических лиц. Вот есть такой современный труд — «Православная энциклопедия», которая издается сейчас по благословению Святейшего Патриарха. Когда я готовил доклад о деятельности К.П. Победоносцева, то воспользовался этой книгой, сравнил с другими источниками и убедился, насколько в ней все основательно.
Вообще, историку просто необходимо правильное, христианское отношение ко всякого рода бедствиям и превратностям судьбы. Это все посылается Богом для нашего же покаяния и спасения. В истории нет ни плохого, ни хорошего — есть то, что произошло.
Елена Сапаева.
Болен был, и вы посетили Меня
26 октября, в день принесения в Москву Иверской иконы Божией Матери, приход Иверской иконы Божией Матери при детской республиканской больнице Йошкар-Олы отмечает престольный праздник. В преддверии торжества мы навестили сестер милосердия, которые трудятся при больнице, и познакомились с жизнью необычного прихода.
Небольшой голубой куполок часовенки ясно виден среди увядающих цветочных клумб и поредевших, пожелтевших березок уже при подъезде к больнице. Осторожно открываю дверь и вхожу в чистенькое, украшенное святыми иконами помещение. Пока здесь тихо, служба еще не началась, лишь сестра милосердия Таисия зажигает лампадки перед образами.
— Первая молебная комната у нас появилась при городской больнице на Тельмана, — рассказывает она. — А потом старшая по приходу присмотрела вот это помещение на территории детской республиканской больницы. При строительстве предполагалось сделать здесь архив, но что-то не получилось. Здание много лет пустовало. Спросили у администрации разрешение, расчистили, отмыли. Нашли благотворителей. И вот уже лет шесть-семь ежедневно читаются здесь, на территории детской больницы, молебны, канон и акафист Иверской иконе Божией Матери.
В приходе несколько сестер милосердия, которые работают при разных больницах: детской городской, детской республиканской, городской на Тельмана. С утра — в молебных комнатах с пациентами, а в два часа собираются здесь, в часовенке Иверской иконы Божией Матери. Вместе обедают, обмениваются новостями, а затем общий молебен.
— Общая молитва — это большое дело, — объясняет Таисия.— Батюшка Алексий Добиков, с недавних пор окормляющий приход, приходит раз в неделю. Причащает деток, исповедует родителей, медперсонал. А затем служит вместе с нами молебен.
— А родители больных деток приходят?— спрашиваю я.
— Конечно. Вот недавно случай был. Мальчику полутора лет под вопросом поставили диагноз: рак почки. Анализы отправили в Казань. Так вот мамочка приходила каждый день, вставала перед Иверской иконой Божией Матери, не знаю как уж, какие слова находила, но часами плакала и молилась. А потом радость — результат анализа пришел хороший.
И самими больными детьми сестры милосердия сегодня воспринимаются, как родные. К примеру, в шестом (онкологическом) отделении городской детской больницы Владыка благословил раздавать деткам просфоры. Так они, увидев протянутые им конфетку и просфорку, сначала всегда берут просфору.
За разговором время шло незаметно, а приход Божией Матери продолжал жить своей жизнью. Вот, не обращая на нас никакого внимания, в часовенку бойко вбегают две девочки, молятся, прикладываются к иконам.
— Это Аня и Лена,— поясняет моя собеседница. — Живут неподалеку от больницы, забегают к нам после школы каждый день, помогают. Хорошие девочки.
Да, хорошие. И здесь — рядом с таким замечательным делом. Да и где им, хорошим, быть? Чистое, юное сердце всегда чутко к людскому горю, страданию. Яснее им и ощущение радости. Той благодатной радости, которую получает каждый, когда, ухаживая за больным, видит, как он поправляется, крепнет, становится здоровым. Она знакома и врачам, и сестрам, с любовью и самоотвержением исполняющим свой долг. А что сказать о той награде, что ожидает их от Спасителя? «Приидите, благословенные Отца Моего — скажет им Царь,— наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).
Людмила Протасова.