"МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК"
Содержание:
Се, ныне время благоприятно...
SIMS. Симулятор счастья
«Керкирская похвало...»
Трудом, молитвой и милостью
Се, ныне время благоприятно...
24 сентября в Йошкар-Оле проходило заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Изначально оно намечалось на 11 часов, однако затем было перенесено на более позднее время: из-за сложных погодных условий самолеты высоких чиновников не смогли приземлиться в Йошкар-Оле. Воспользовавшись паузой, образовавшейся в плотном графике государственного мероприятия, мы попросили поделиться своими впечатлениями от столицы Марий Эл одного из прибывших накануне членов Совета — епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА.
— Владыка, Вы уже раньше бывали в нашей епархии. Какие изменения, тенденции вы можете отметить, глядя со стороны?
— Я с большим удовольствием всегда бываю в вашей епархии. Так сложилось, что мы являемся давними друзьями, еще со времен семинарии, с настоятелем БогородицеСергиевой пустыни архимандритом Давидом. Поэтому я не раз бывал в вашей епархии и всегда очень рад пользоваться гостеприимством владыки Иоанна.
Для меня он является одним из образцовых архиереев, как человек, которому в своей жизни удается очень цельно совмещать монашеское и архиерейское служения. Обычно это не всегда получается, а он в этом плане, как мне кажется, образцовый архиерей и монах. Это мое глубокое убеждение, а не просто слова. Я вижу, с каким усердием Владыка трудится, как Господь благословляет его труды. Потому что та помощь, которая оказывается сегодня вашей епархии властью, для меня, Саратовского архиерея, может быть только предметом зависти. Доброй, конечно, но зависти. Для нас такой масштаб помощи со стороны региональных властей просто пока немыслим. Наверное, должно пройти какое-то время. Я знаю, что и для владыки Иоанна это не просто какая-то случайность, это плод его многолетних усилий, его многолетней, даже я бы сказал не работы — жизни здесь на кафедре. За прошедшие годы он стал человеком, которому доверяют, в самом глубоком смысле этого слова, все жители Республики Марий Эл, начиная от президента. Поэтому Господь посылает ему сегодня такие добрые возможности.
Мы знаем, как сложна сегодня церковная жизнь у нас в стране, каждый регион имеет какие-то свои особенности, проблемы. И отрадно видеть, что есть места, где многие сложные вопросы решаются.
Конечно, не хочу сказать, что здесь проблем нет: я все же человек приезжий и не могу знать каких-то вещей. Но когда видишь, как решаются вопросы (и не только строительства: иконостасы, купола, колокола — все то, чем иногда в наше время стало традиционным мерить некий уровень церковного благосостояния в том или ином регионе), но, кроме всего этого, расширяется духовное просвещение молодежи, развивается служение Церкви, причем очень разностороннее, в самых разных слоях общества,— это очень здорово.
— Кстати, к вопросу об образовании. Сегодня можно слышать мнение, что Церковь еще не готова к введению Основ православной культуры в школах: не хватает преподавателей, нет толковых учебников. Что вы думаете по этому поводу?
— Вы знаете, в нашем правительстве есть такой экономический блок, который на протяжении последних пяти лет говорил, что тратить деньги стабилизационного фонда ни в коем случае нельзя потому что разворуют. Вот этот аргумент, мне кажется, отчасти сходен с тем аргументом, о котором вы говорите. Действительно, можно сказать — да, не готовы. Да, у нас многого нет сегодня в Церкви. Но если мы не будем ничего делать, то и не будет никогда. Надо начинать, надо трудиться. Потребности, если они сформированы, вызовут и некое предложение. Надо начинать работать и параллельно заниматься воспитанием кадров, составлением методических программ, учебников.
Какие-то учебники могут быть более удачны, какие-то менее. Вот, скажем, все ополчились на учебник Бородиной, вдоль и поперек его ругают: и такой он, и сякой. Но посмотрите учебники истории, литературы, по которым сегодня преподают в наших школах. Это ужас что такое! В учебниках по литературе для старших классов вы прочитаете такие перлы, что, я думаю, Жванецкому хватит на год работы. И, тем не менее, по ним преподают, и все молчат. Кто не равнодушный, тот составляет свои конспекты, уроки. А равнодушные просто задают, что написано в учебнике, не задумываясь, какие следы это оставит в умах и сердцах учеников. Поэтому, я думаю, что масштаб проблемы с учебниками по Основам православной культуры несколько преувеличен. Проблема есть, но путь ее решения один — начинать работать и в процессе работы добиваться положительных результатов.
Беседовал Сергей Скорик.
SIMS. Симулятор счастья
Ассортимент современных компьютерных игр давно уже не ограничен примитивными «стрелялками» и «драками». Нам предоставляется возможность стать строителем огромных виртуальных городов и полководцем многоплановых военных кампаний, создать целый мир и — на желаемое место — поместить в нем себя. Потребителями игровых дисков являются не только пресловутые подростки-геймеры, но и вполне взрослые и серьезные, занятые и обладающие немалым интеллектом люди. Что заставляет их проводить ночи перед монитором? Неужели желание просто «отвлечься» или блеснуть способностями стратега? А может быть, все-таки стремление прожить «еще одну жизнь» в мире, более подвластном собственному «хочу»… И обрести, наконец, пресловутое «счастье» — если не по эту, то по ту сторону экрана.
Масштабные компьютерные проекты последних лет посягают на невиданную доселе цель. Они пытаются научить нас тому, как «реализоваться» в жизни и, в конечном итоге, стать счастливыми. Особенно прицельным «прорывом» в этом отношении стала серия игр «The Sims 2». Согласно классификации, это «симулятор быта». Фактически — обширный трехмерный мир, населенный почти самостоятельно живущими персонажами, каждый из которых имеет определенный набор личных качеств, свое электронное «я», вступающее в уникальные взаимодействия с другими. Человек, сидя за монитором, может создать там, «внутри», своего двойника или антипода, «прожить» практически любую жизнь. «Покупайте тысячи предметов быта, заводите друзей и домашних питомцев, устраивайте вечеринки и дискотеки, влюбляйтесь и женитесь, развивайте способности — от обаяния до лицемерия» — гласит аннотация на красочной коробке с симулятором.
Игра «в симов», в отличие от ряда других, вероятно, не создавалась как изначально «вредная». Необходимо создать персонажа, построить и обставить ему дом, найти друзей и работу, ухаживать, как за популярными некогда «тамагочи». Своеобразные электронные «дочки-матери» для «поколения next». Однако, от «старого доброго» мира пластмассовых кукол эти управляемые виртуальные фигурки отстоят бесконечно далеко.
Центр жизни сима — калькулятор потребностей, с поправками, отражающими индивидуальные стремления и страхи персонажа. Все это вместе составляет некую математическую модель его души. В соответствии с ней расписан и весь остальной мир: каждый предмет в нем приносит определенное количество баллов — например, уюта. Собственно, счастье в этой «системе координат» можно было бы выразить формулой: «высокий уровень радости (веселья) плюс достаточное питание и комфорт».
Конечно, без еды прожить человеку сложно, кто бы спорил. Однако, мир, в котором счастье есть лишь некая «суммарная величина», перестает быть миром «живых» людей. Он становится миром «вещным». И не только внутри монитора. «Мы переживаем время вещей, — справедливо пишет французский философ Жан Бодрийяр, — я хочу сказать, что мы живем в их ритме и в соответствии с их непрерывной последовательностью. Сегодня мы видим, как они рождаются, совершенствуются и умирают, тогда как во всех предшествующих цивилизациях именно вещи жили дольше, чем поколения людей». Конечно, любая игра допускает условность. Однако, «The Sims» не просто игра. Это максимально и целенаправленно приближенная к реальности модель нашего мира. И чем больше мы «уравниваем» его с миром настоящим, тем больше вероятность, что кому-то захочется прочитать это уравнение в обратную сторону и перенести в свою собственную жизнь принципы общения и бытия кибернетических героев. Страшно подумать, что когданибудь, завидев на улице старого знакомого, мы будем молниеносно прикидывать в уме, сколько «плюсов» общения принесет нам эта встреча и не лучше ли пойти «повысить навык кухонной техники».
Все это, на первый взгляд, может показаться несуразицей, но европейские ученые уже бьют тревогу. «Людям, принимающим решения в реальной жизни, уже кажется, что эту реальную жизнь, реальную ситуацию следует лишь низвести до положения одной из реальностей среди многих, как это делается кнопкой на компьютере, и выбрать нужный вариант в меню… Такое поколение позволит делать с собой все, что угодно», — отмечается в одном из исследований немецких социологов, посвященном проблеме взаимодействия человека с виртуальным миром компьютерной игры. Чем это может «аукнуться» в глобальном духовном плане, мы можем только догадываться.
И все-таки, еще раз о счастье. Ряд психологов считают, что в виртуальном мире человек «отыгрывает» то, что недоступно ему в жизни, получает некую эмоциональную разрядку, чтобы затем вступить в однообразную и серую реальность. В Интернете существуют специальные сайты, на которых поклонники «симов» описывают переживания и перипетии жизни своих виртуальных героев. Создаются даже целые «сериалы» со множеством персонажей и подробностей. Однако, достаточно лишь пробежаться по их названиям — «Борьба за счастье», «На грани безумия», «Жестокая жизнь», — чтобы понять: в виртуальной жизни, в мире, где желания исполняются одним кликом, люди не менее несчастливы, чем в «ограниченной» реальности бытия человека-потребителя. Ведь сама ограниченность эта определяется, в первую очередь, пресловутой ориентацией на потребление, по возможности легкое и безопасное. Вот и появляются в нашей реальности феномены, ограниченные, словно некой железобетонной стеной, приставкой «без»: кофе без кофеина, торт без калорий, пиво без алкоголя, общение без встречи… И «духовность» без Бога. Не потому ли так измельчало сегодня наше счастье?
«В жизни «сим» должен построить дом, купить телевизор и вырастить попугайчика» — именно так написано на обложке игрового диска. Поймут ли его юные и не очень юные покупатели, что это не изобретенная производителями новая формула бытия, а лишь едкая насмешка века сего…
Елена Сапаева.
«Керкирская похвало...»
Любой православный человек, собираясь в путешествие, прежде всего подумает о духовной пользе от этой поездки. По милости Божией, благодаря Йошкар-Олинскому Православному центру, мы посетили много святых мест России. А однажды нам в руки попала книга «Греция: путешествие по святым местам», купленная в Вознесенском соборе. Так возникла идея совместить летний отдых с посещением православных святынь греческой земли. Выбор наш пал на остров Корфу — известный греческий курорт и место сосредоточения древних святынь Православия. И вот, наше желание исполнилось. Три часа в самолете — и мы на этом дивном острове. Солнце, жара, голубое море...
КОРФУ — РАЙСКИЙ УГОЛОК
Oстров Корфу или Керкира, воспетый древнегреческими поэтами Аполлонием Родосским и Гомером, находится на северо-западе Греции в Ионическом море. Прекрасный климат, плодородные почвы, красивые пейзажи, обилие зелени, невысокие горы, уютные бухточки и заливчики, доброжелательный православный народ и православные святыни влекут сюда паломников и туристов со всего мира. На острове очень много памятников архитектуры, которые охраняются государством, имеют историческую и художественную ценность. Греческий народ исповедует Православие, и на острове имеется немало православных монастырей и церквей, которые стоит посетить. Покровителем острова Корфу является святитель Спиридон Тримифунтский.
ПОКРОВИТЕЛЬ КЕРКИРЫ
Святитель Спиридон родился около 260 года на острове Кипр. При жизни он был епископом Кипра, принимал участие в знаменитом I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, был окружен всеобщей любовью и почтением. Преставился Святитель Спиридон 12 декабря 348 года и был погребен в храме в Тримифунте.
В середине VII века из-за опустошительных набегов арабов нетленные мощи святителя были перенесены в Константинополь в храм Святых Апостолов, а после падения Византии в 1453 году священник Георгий Калохерет перенес их сначала в Сербию, а затем в 1460 году — на остров Корфу. Здесь мощи были переданы одной богатой семье с условием, что в каждом ее поколении будет один священник, а затем долго хранились в домашней церкви. Когда город собрал деньги и построил новый храм, мощи святого Спиридона были перенесены туда. Предание повествует, что святой оградил остров Корфу от бедствия 1553 года, спас Керкиру от чумы в 1630 и 1673 годах, от турок — в 1716 году. Во время нападения турок святитель явился в облике монаха, держащего свечу, и тем самым посеял панический ужас среди турецких воинов. Интересен и такой случай: в годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя Спиридона, взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.
В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
Совершая экскурсию по городу Корфу и посетив много достопримечательностей, наш гид закончил свой рассказ у входа в храм святого Спиридона, чтобы каждый из нас мог спокойно насладиться красотой церкви, приложиться к мощам, поставить свечку и помолиться о своем. Задав еще несколько вопросов гиду, мы заходим внутрь. При выходе из храма в небольших лавках можно купить иконки, книги, святое маслице. В самом храме можно получить частичку ткани от сапожек святого Спиридона. Когда мы сказали, что русские, то получили еще несколько таких «фелахто» для наших близких и знакомых, чему были рады.
Церковь Агиос-Спиридонас, где почивают мощи святого, — одна из самых известных на острове, а ее белая колокольня видна со всех точек города. Первая церковь святого Спиридона находилась в районе Сароккоса, но была разобрана для постройки оборонительных стен. Ныне действующая церковь воздвигнута в 1590 году и представляет собой типичную для Ионических островов храмовую постройку без куполов. Потолок ее выполнен в голубом цвете и разделяется на 17 секций, отделанных позолотой. Он был выполнен Панаетисом Доксарасом (1662-1729), который проходил обучение в Риме и Венеции, являлся основателем Ионической школы художеств. Оригинальные иконы и другие церковные росписи кисти Доксараса были уничтожены сыростью, и в XIX веке их место заняли копии, сделанные Н. Аспиотисом. Иконы в храме представляют сюжеты из жизни святого Спиридона, четырех евангелистов, иконостас выполнен из мрамора.
Мощи святителя Спиридона хранятся в позолоченной раке XIX века, которая расположена в правой половине церкви около алтаря. Четыре раза в году проводятся богослужения, во время которых мощи проносят по городу в сопровождении торжественной процессии в память о чудесных подвигах и помощи святого. Это происходит в Вербное воскресенье в память избавления жителей острова от чумы, в Великую субботу, 11 августа, в память защитников города во время турецкой осады, и в первое воскресенье ноября, когда вспоминается событие, посвященное спасению острова от наступления холеры. Праздник святого Спиридона (12/25 декабря) отмечается на Корфу с особенной пышностью.
САПОЖКИ НА ПАМЯТЬ
В наши дни не иссякает поток паломников к мощам святого Спиридона, страждущих помощи и молитв святого. Нетленные мощи святого открываются для поклонения каждый день. Переобувают их раз в год, поскольку святитель изнашивает свои красные бархатные сапожки. Говорят, что святой Спиридон неустанно странствует по земле, чтобы исполнить молитвы верующих. Кусочки ткани этих изношенных за год сапожек, завернутые в маленький бумажный квадратик, раздают молящимся и паломникам в храме. Они называются «фелахто» и являются для верующих великой святыней. Каждый православный грек на Корфу носит крестик, внутри которого обязательно имеется частичка от сапожек святого. Самое распространенное мужское имя на острове — Спирос, немного на греческий манер, а выражение «Во имя святого Спиридона» слышишь здесь очень часто.
Чтобы понять, насколько Спиридон Тримифунтский почитаем на Корфу, нужно побыть в храме некоторое время. Это центр притяжения для всех жителей острова. В течение всего дня храм ни на минуту не бывает пуст. И дело не только во множестве паломников. Сюда постоянно заходят местные жители, прикладываются к раке с мощами святителя, берут свечи — как маленькие, так и большие, почти в рост человека — и ставят их на улице, перед входом в церковь, где для этого оборудован специальный подсвечник. Над ракой с мощами на цепочках висит большое количество золотых и серебряных пластинок с изображением отдельных частей тела, различных предметов. Таков греческий обычай — дарит их тот, кто получил помощь в разрешении своих проблем и излечении телесных недугов по молитвам святителя Спиридона.
«УГОДНИЧЕ ХРИСТОВ И ПРЕСЛАВНЫЙ ЧУДОТВОРЧЕ»
Планируя путешествие на Корфу, мы старались побольше узнать о самом острове и о жизни святого Спиридона. Из прочитанного особенно запомнился такой случай. Знаменитый старец Амвросий Оптинский в одном из писем к духовным чадам рассказывает о чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Гоголь во время заграничного путешествия. Как и многие другие русские литераторы и философы, Гоголь часто посещал Оптину пустынь и однажды рассказал о случившемся своему духовнику…
В тот день, когда писатель приехал на Корфу на поклонение святому Спиридону, верующие, как это заведено каждый год 12/25 декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие благоговейно и трепетно прикладывались к ним. Однако на этот раз среди них находился один английский путешественник, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы, и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому человеку, словно предлагая ему лично убедиться в отсутствии «надрезов»... Гоголя это чудо потрясло до самых глубин души. Этот факт и нам показался очень впечатляющим.
Святой Спиридон глубоко почитался и царской семьей. Ко Крещению сына Николая II царевича Алексея Николаевича был изготовлен складень в древнерусском стиле с образами Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и святителя Алексия. В 1904 году в Петербурге была построена часовня в честь святителя Спиридона. Одним из чудесных событий в истории России стала победа при Корфу, которую одержали над превосходящим противником русские моряки под предводительством адмирала Ф.Ф. Ушакова (1745-1817), освобождая греческий народ от иноземных захватчиков. 27 марта 1799 года, в первый день Пасхи, богослужение в храме святого Спиридона было особенно торжественным — в нем принимали участие русские освободители. И сам адмирал Ушаков, который в 2001 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых, принял участие в крестном ходе, неся мощи святителя, вознося молитвы святому сыну кипрской земли. В октябре 2002 года в центре города Керкиры был торжественно открыт памятник адмиралу Федору Ушакову работы скульптора Виктора Айзинова. Непременный атрибут морского флота — якорь, стоит у подножия памятника, на котором благодарственная надпись: «В честь великого русского флотоводца Федора Ушакова, политика и дипломата за его огромный вклад в создание Республики Семи Островов». Постояв у этого памятника, мы испытали чувство гордости за Россию и нашего знаменитого флотоводца.
В ГОСТЯХ У ЦАРИЦЫ ФЕОДОРЫ
В пяти минутах ходьбы от церкви святого Спиридона (дорога проходит по узким улочкам, заполненным сувенирными лавками) располагается кафедральный собор, в котором покоятся святые мощи царицы Феодоры. Он был построен в 1577 году. Мощи находятся в серебряном саркофаге с правой стороны от алтаря, а с левой стороны у входа находится чтимая икона святой.
Царица Феодора была супругой Византийского императора Феофила-иконоборца. В то время, как иконоборцы подвергали иконы поруганиям, снимали их со стен храмов, сжигали образа, святая Феодора имела в своих покоях иконы и тайно молилась перед ними. После смерти своего супруга, святая царица, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Для этого в 843 году был созван VII Вселенский Собор, на котором все иконоборцы были преданы анафеме. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия, которое отмечается в первую неделю Великого Поста. В память об этом, святая царица Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы. Когда вырос сын святой Феодоры, император Михаил, она оставила мир и ушла в монастырь, где восемь лет прожила строгой аскетической жизнью и мирно отошла ко Господу 24 февраля (н.ст).
АПОСТОЛЫ ЯСОН И СОСИПАТР
Совершая экскурсию по городу, наш автобус направился к церкви святых апостолов Ясона и Сосипатра, учеников апостола Павла. Храм в их честь — яркий памятник византийской архитектуры XII века, в своем роде единственный. Церковь находится в местечке Канони, что в пяти километрах от города. Святые Ясон и Сосипатр были первыми проповедниками Евангелия на острове Керкира. Они прибыли сюда в 63 году и построили первую церковь во имя первомученика архидиакона Стефана. Претерпев множество истязаний от правителя острова, приказавшего казнить всех христиан, апостолы пострадали за Христа и были прославлены как мученики. В храме имеются две усыпальницы по обе стороны от главных врат иконостаса, но мощей апостолов там нет, так как место их настоящего погребения неизвестно. Иконы с изображением святых апостолов относятся к концу XVI века и написаны Эммануилом Тзане, представителем критской школы, который также составил жития святых. В храме имеется фреска, которая истыкана копьями варваров. Почти все фрески уничтожены во время захватнических войн.
НА «МЫШИНОМ ОСТРОВЕ»
В Канони расположен знаменитый «мышиный остров» — Понтиконисси, на котором находится маленькая церковь Пантократора, и женский монастырь Влахернской Божией Матери, куда можно добраться по узкой дорожке. Обитель является визитной карточкой острова Корфу. В наше время она не действует, но по большим праздником там совершается служба. В селении Канони проводятся раскопки раннего христианского храма, здесь же можно посетить ботанический сад, дворец греческого короля Мон Репос, где хранится все, что, найдено при археологических раскопках на островеКорфу.
ДАЛЬШЕ, НА СЕВЕР
Путешествуя по острову, мы совершили турне на север Корфу. Маршрут был рассчитан на целый день. Увидено было очень много, но монастырь Палеокастритса, расположенный в двадцати пяти километрах от столицы, расположенный на вершине горы, удивил своей красотой.
Основана эта обитель в 1225 году. На территории монастыря имеются постройки XVIII-XIX веков, типичные для греческой архитектуры. В монастырском храме есть очень много икон Пресвятой Богородицы, но один образ, наиболее известный, называемый Скопиотским, нарисован на куске кожи примерно шесть веков назад и украшен деревянной оправой.
Еще много веков назад женщины, поющие в церковном хоре, могли находиться только в задней части церкви, где для них оборудовали специальный балкон. Монастырь имеет много земли, где монахи выращивают виноград, оливковые деревья. На территории обители имеется колодец, куда можно бросить монетку. Один раз в году его открывают, а деньги используют для нужд монастыря и нуждающихся. При церковной лавке имеется музей византийских икон, старых позолоченных Библий и различной церковной утвари. За стенами монастыря открывается великолепный вид на другие островки.
* * *
Быстро пролетели дни отдыха, пришла пора возвращаться домой. Вернувшись с Корфу, мы вновь и вновь просматривали фотографии, книги, сувениры, и перед нами вновь оживали далекие красоты южного острова. Среди привезенных из поездки святынь — икона святого Спиридона Тримифунтского, написанная кистью. Теперь она заняла свое место в нашем домашнем иконостасе. Святителю, отче Спиридоне, моли Бога о нас!
Аида Михайлова.
Трудом, молитвой и милостью
Мы уже рассказывали в нашей газете о Михаило-Архангельском монастыре, воздвигнутом в середине XIX века в Васильсурских дубравах горной стороны Марийского края и впоследствии разрушенном. С 2005 года по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались работы по восстановлению обители. Возглавил их архимандрит Варлаам (Семенов), настоятель Смоленского храма города Козьмодемьянска. Нынешним летом в Новой слободе, возникшей на месте разрушенного в советское время монастыря, побывали журналисты республиканских СМИ.
Побывать на святом месте, увидеть своими глазами восстанавливающуюся обитель, познакомиться с батюшкой Варлаамом выразило желание немало наших коллег-журналистов, но по разным причинам, не все смогли это сделать. Те же, кто поехал, не сожалели о потраченном времени. Нам не только удалось посетить обитель, но и стать участниками духовного торжества.
Август — время традиционного для Горномарийского благочиния крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Поэтому в каждой из проезжаемых деревень мы видели нарядных и оживленных людей, накрытые в ожидании гостей праздничные столы. Встречали икону кратким молебном, затем все желающие могли приложиться к святыне, получить благословение батюшки.
Но больше всего, конечно, нас интересовала судьба возрождаемой обители. За два года сделано немало: создана домовая церковь, ежедневно совершается богослужение, возводится новая звонница, есть дом для проживания паломников. Однако трудов еще предстоит немало, ведь от былого величия монастыря практически ничего не осталось. По силам ли нескольким послушникам во главе с их престарелым пастырем восстановить разрушенное? С этим вопросом, по возвращении в Йошкар-Олу, мы обратились к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну. И вот как он отозвался об этой проблеме:
— Михаило-Архангельский монастырь — особый. С него начиналось просвещение Марийского края. Там была прекрасная школа, в которой обучалось более 700 человек. Большинство просветителей нашей республики вышли именно из нее.
Сады, которыми сегодня славится горная часть республики, были заложены населением по инициативе монахов, поскольку обитель содержала прекрасный сад и питомник. Каждый ученик монастырской школы обязан был сажать на своем домашнем приусадебном участке садовые культуры: вишню, смородину, яблони, цветы. И, приезжая с летних каникул, дети отчитывались своим преподавателям-монахам, что у них растет. Кроме того, в монастыре обучали возделыванию земли, пчеловодству, слесарному, столярному делу и таким образом закладывали основу земледельческой, ремесленной культуры горного края.
Чтобы возродить сегодня хотя бы какое-то слабое подобие былого величия этого монастыря, необходимы колоссальные средства. Ведь было шесть храмов. И один только Михаило-Архангельский пятипрестольный собор одновременно вмещал в себя более 5 тысяч человек. Однако на праздники даже он не мог вместить всех молящихся. Столько людей приезжало в обитель во время больших торжеств!
До монастыря монахами была выложена дубовая мостовая. Была прекрасная дорога. Но кому-то вдруг дубовая брусчатка понравилась и ее разобрали на дрова. Осталась лишь небольшая часть. Сто с лишним лет простояла — и как новенькая, по ней машины ходят.
Считается, что любой монастырь должен быть выстрадан, должен быть вымолен. Вдруг, просто так, ничего не появляется. Вначале приходит один человек, затем вокруг него собираются ученики. Сначала только молитва и труд. Со временем появляется домовой храм, а после уже — братский корпус. И постепенно начинает монастырь разрастаться. А чтобы было на то благословение Божие, эта лампада, этот светильник должен всегда подпитываться елеем, то есть молитвой, милостью, которая должна исходить из сердец тех людей, которые находятся в этой обители. Когда они своей теплотой, своей любовью будут согревать окружающих людей, когда будут исполнять свое предназначение от Бога им дарованное: молиться за весь мир, только тогда Господь начинает помогать восстановлению монастыря. Так созидались на Руси православные монастыри. Так они и восстанавливаются — многими трудами и скорбями.
Людмила Протасова.