Содержание:
Священноисповедник Николай Рюриков
Свобода красоты
Благословение на учебу
Очищают душу родники
В Петъялах на «Смоленскую»
Соблазны «Всенародного покаяния»
Россия – страна встречи
Источник духовной радости
Воздавая долг памяти
Священноисповедник Николай Рюриков
6 октября 2006 года решением Священного Синода к лику новомучеников и исповедников Российских был причислен протоиерей церкви села Владимирское Горномарийского района Николай Рюриков. Чин прославления батюшки состоится 19 сентября 2007 года. Предлагаем вашему вниманию жизнеописание новоявленного святого.
Протоиерей Николай Владимирович Рюриков родился 5 апреля 1884 года в селе Оселки Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье священника Владимира Александровича Рюрикова и супруги его Марии Григорьевны. Семья Рюриковых издавна принадлежала к духовному сословию: дед отца Николая Александр Петрович также был священником, имел неплохое образование, занимался этнографией, состоял членом Всероссийского географического общества.
После окончания в 1905 году по 1 разряду Нижегородской Духовной семинарии Николай Рюриков вернулся в родительский дом и начал свое служение Церкви в качестве законоучителя. В 1905-1906 годах он преподавал Закон Божий в земском училище села Оселки, в 19061907 годах — в школе соседнего села Ляпуны. В последующие годы Н.В. Рюриков нес послушание преподавателя церковно-приходских школ Нижегородской епархии — Богоявленской в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии, Преображенской при Спасо-Преображенскойкладбищенской церкви в Нижнем Новгороде.
Определенные ему послушания Николай Владимирович исполнял добросовестно. Видя ревностные труды подвижника, Господь призвал его к служению в священном сане. 22 октября 1910 года епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов) рукоположил Николая Рюрикова во священника с назначением в церковь Макарьевского Желтоводского женского монастыря. 23 августа 1911 года отец Николай был переведен в Троицкий собор города Горбатова Павловского уезда Нижегородской губернии, где прослужил около шестнадцати лет, а 6 сентября 1917 года был назначен настоятелем.
Помимо исполнения священнических обязанностей батюшка вел большую педагогическую работу. В 1911-1915 годах он являлся заведующим и законоучителем Горбатовской женской церковно-приходской школы, в 1915-1917 годах — законоучителем городской мужской гимназии. Наряду с этим отец Николай исполнял обязанности наблюдателя за преподаванием Закона Божиего в учебных заведениях Горбатовского уезда, был казначеем местного отделения Нижегородского епархиального училищного совета, делопроизводителем Горбатовского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах. За свои ревностные труды 9 мая 1912 года он был награжден набедренником, 5 апреля 1916 года — скуфьей, отмечен медалью в память 25-летия церковно-приходских школ, медалью к 300-летию династии Романовых.
Отец Николай пользовался большим авторитетом у прихожан. После революции 1917 года в условиях пропаганды атеизма, гонений за веру батюшка ободрял верующих, призывал их не отходить от Бога и Его Церкви, терпеливо нести скорби. Такое ревностное исполнение пастырского долга не осталось без внимания властей. 29 июля 1927 года отец Николай был арестован по ложному обвинению в проведении контрреволюционной агитации. Во время следствия батюшка показал, что проповеди его были вероучительными, не носили политического и контрреволюционного характера, но, не смотря на это, постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 ноября 1927 года был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Восточно-Сибирском крае. Судьбу своего супруга разделила и матушка Ольга Георгиевна. Семья Рюриковых пользовалась среди местного населения уважением, стремилась ободрить и поддержать паству духовно, учила печь хлеб из кислого теста, желая по мере сил облегчить нелегкую крестьянскую жизнь.
После освобождения отец Николай в течение трех лет находился на положении административного ссыльного. Про живая в Козьмодемьянске, батюшка заслужил любовь верующих и прихожане церквей сел Юксары и Владимирское желали видеть его своим священником. 7 апреля 1934 года по благословению епископа Марийского Авраамия (Чурилина) отец Николай начал служение в церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района. В условиях гонений на Церковь батюшка призывал прихожан соблюдать церковные праздники, побудил местную молодежь посещать храм. По селам, входящим в приход Владимирской церкви, совершались крестные ходы, способствовавшие укреплению веры у местного населения. Труды отца Николая были отмечены епархиальным начальством, в 1936 году он был награжден палицей.
Протоиерей Николай Рюриков был арестован 29 сентября 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной агитации. В ходе следствия батюшка решительно отверг все обвинения, держался в заключении мужественно. 8 октября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД, на котором протоиерей Николай Рюриков был приговорен к десяти годам заключения. Батюшка прибыл в Локчимлаг Коми АССР 25 октября 1937 года. Состояние здоровья отца Николая было плохим, но он со смирением выполнял поручаемые работы — варил хвою, подносил дрова. Протоиерей Николай Рюриков скончался 18 июня 1943 года в Пезмогском лазарете Локчимлага и был погребен в безвестной ныне могиле на местном кладбище.
Свобода красоты
3 сентября в здании Йошкар-Олинской епархии состоялась пресс-конференция архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Владыка ответил на вопросы журналистов, посвященные масштабному храмовому строительству в столице республики.
Жители Йошкар-Олы не первый год наблюдают за тем, как церковный архитектурный ансамбль города обретаетсвой исторический облик. Согласно президентской программе «Наследие» должны быть восстановлены и заново отстроены все храмы, украшавшие город до революции.
Так, рядом с Вознесенским собором не давно появился котлован с бетонным фундаментом. На нем будет возведена колокольня, восстановление которой у главного храма республики требует не только устав церковной службы, но и историческая память.
По улице К. Маркса начинается возрождение Царевококшайского Богородице-Сергиева монастыря, бывшего когда-то духовным центром города. Обитель эта служила не только местом молитвы, но выполняла и социальную миссию. В специально устроенной при монастыре школе воспитывались черемисские девочки. Кроме того, Церковь руками монахинь исполняла служение последнего утешения в старости — ухода за немощными людьми. В этой деятельности и сегодня есть необходимость. Расположится обитель на своем прежнем месте, где сейчас находится бывшее здание Государственного архива Республики Марий Эл.
Особый интерес корреспондентов вызвал архитектурный комплекс площади Пресвятой Девы Марии, строительство которого начато на берегу Кокшаги. Здесь будет возведена Благовещенская церковь — достаточно сложное и очень красивое сооружение, за основу проекта которого взят знаменитый, находящийся в Петербурге, храм Спаса-на-Крови. Рядом будет установлена статуя Пречистой Девы (выполненная строго в традициях русской иконографии) высотой в три человеческих роста. Площадь, окруженная с трех сторон зданиями в итальянском стиле и выходящая к неспешной реке, должна, по замыслу создателей, стать местом спокойного, гармоничного отдыха.
Кстати, на противоположном берегу расположен ЗАГС, и предполагается, что площадь станет традиционным местом посещения для молодоженов. После регистрации брака они смогут придти сюда, чтобы попросить благословения у Царицы Небесной и венчаться в Благовещенском храме. Предполагается, что приход этот станет преимущественно «молодежным». При нем будет создан городской центр православной молодежи и школа молодой семьи.
По поводу молодежного досуга на самой площади не обошлось без скепсиса: общеизвестно, как выглядят «народные гулянья» в исполнении современных подростков. А тут храм, площадь Девы Марии… Может, лучше не искушать молодежь и отвести для таких мероприятий место попроще?
«Я как раз надеюсь, что площадь станет местом массовых народных гуляний,— ответил на сомнения журналистов Владыка.— Но все они будут иметь те духовно-нравственные рамки, которых должен придерживаться каждый человек». По его словам, разгул страстей нужно останавливать не внешними формами, а воздействием на душу. И в этом отношении архитектурная красота — вещь далеко не только внешняя. Человеку, воспитанному среди панельной серости, всю жизнь проведшему среди «хрущоб», гораздо труднее открыться навстречу красоте Божиего мира, воспринять его многообразие. Душа же, окруженная гармоничностью, начинает ее ценить. Не случайно наши предки не строили города по типовому «шаблону» и не жалели средств на неповторимость центральных зданий.
На новой площади будет хорошая акустика — благодаря замкнутой архитектурной композиции и брусчатке вместо асфальта. Это позволит проводить здесь концерты под открытым небом, театрализованные представления на нравственные и патриотические темы. Причем все это — во вполне обозримом будущем. Так, статую Пресвятой Богородицы планируется освятить уже 4 декабря. На это же время намечено и освящение колокольни при Вознесенском соборе.
Под конец встречи журналисты вспомнили о церкви преподобного Серафима Саровского в Дубках — стройке небыстрой и «периферийной», но отнюдь не малозначимой для верующих города. Этот храм вне президентской программы — его возводит епархия на пожертвования прихожан. За каждым кирпичиком здесь стоит свой «автор», свой «бабушкин рубль», и потому веет в Дубках особым, соборным духом, уже сейчас объединяющим человеческие души.
Каждая церковь — безмолвная «песнь Богу» в камне. Мы постепенно возвращаемся к «симфоническому» звучанию храмовой архитектуры и, в целом, к ситуации, когда церковность воспитывается в людях всей окружающей жизнью, с детских лет. И будем надеяться, что для детей, выросших среди этого духовного величия — одновременно и внешнего, и внутреннего — будет естественным видеть в Православии, в искренней вере не «ущемляющие рамки», а именно свободную, бесконечно разнообразную красоту.
Елена Сапаева.
Благословение на учебу
31 августа 2007 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка впервые специально для детей сотрудников органов внутренних дел отслужили молебен перед началом учебы.
Это мероприятие было организовано Министерством внутренних дел по Республике Марий Эл в рамках взаимодействия МВД с Русской Православной Церковью.
Молебен перед началом учебного года отслужил руководитель отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, член Общественного Совета при МВД по Марий Эл священник Александр Бачурин.
В церкви дети и сопровождавшие их родители были встречены с большой теплотой и вниманием. Отец Александр подарил каждому ученику иконку с молитвами о даровании разумения и прибавлении ума и благословил учащихся на успешную учебу. Дети с интересом слушали отца Александра и внимали его проповеди.
После молебна для ребят была организована экскурсия, из которой они узнали об истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы и интересные моменты из жития святых.
В заключение встречи все присутствующие поднялись на колокольню и попробовали себя в роли звонарей.
Пресс-служба МВД по Марий Эл.
Очищают душу родники
Летние месяцы в приходской жизни — время напряженного труда. Кроме многочисленных богослужений проводятся крестные ходы, паломнические поездки, идут строительные работы… Недавно довелось мне побывать в Петропавловском приходе поселка Мари-Турек. Настоятель храма священник Николай Полежайкин пригласил съездить с ним в село, именуемое ДОКом в честь единственного расположенного на его территории предприятия. Неподалеку от села на источнике силами предприятия уже построена часовенка, освященная в честь святого равноапостольного князя Владимира.
В этот день намечалось установить на источнике крест. На ДОКе нас уже ждали, и сразу, по приезду батюшки, началась работа.
Пока молодые ребята по указанию отца Николая делали из заранее подготовленных заготовок крест, я, стараясь перекричать шум работающей бензопилы, поинтересовалась, чья же это инициатива — построить на источнике часовенку, а сейчас вот поставить пятиметровый крест? —
Задумка общая, — улыбается батюшка.— Я высказал свое пожелание, а ребята тут же подхватили. Работают самостоятельно, я, в основном, даю советы по соблюдению канонических правил. Вот так вместе и трудимся. Настало время возрождать православные традиции на приходе.
И они возрождаются! Помимо уже освященного источника на ДОКе, строится часовенка с купелью в Нартассах. Место выбрано прекрасное. Склон горы, откуда бьет источник, облагородили. Очистили, спилили сухостой, поставили такой же большой, как на ДОКе, крест. Вверху — село, внизу, до горизонта, стелются луга. Да и дорога совсем близко.
— Мало нам стало одной купели,— продолжает батюшка.— На Крещение, когда освящали воду, искупаться и просто посмотреть собралось до тысячи человек. Тесновато и добираться некоторым далеко. Вот и решили построить еще одну купель.
Получилось, что не одну... Уже найдено место для строительства часовни и купели во имя преподобного Серафима Саровского. Здесь, в глухом лесу, со склона стекает небольшая речка. Решили ее очистить, внизу тракторами и экскаватором подготовить ложе и направить туда воду. И прямо на озере, как у батюшки Серафима в Дивееве, поставить купель. Уж очень это место напоминает о его подвигах в дремучем Саровском бору.
Впрочем, этот проект пока лишь на бумаге. А вот Нартасскую часовенку к осени должны освятить. Что же касается этих мест, то к новому кресту на ДОКе 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, вот уже третий год подряд идут из Мари-Турека селяне крестным ходом. После двадцати километров пути — молебен и совместное чаепитие из самоваров. На природе горячий душистый чай кажется особенно вкусным и бодрящим. Но главное — на душе светло!
Людмила Протасова.
В Петъялах на «Смоленскую»
Праздник Смоленской Седмиезерной иконы в Петъялах — это не просто торжественное богослужение. Это целый день, проведенный вдали от житейских хлопот. Для тех, кто приезжает сюда ежегодно, слово Петъялы стало синонимом теплых молитв к Божией Матери, духовной памяти и добрых человеческих встреч.
У петьяльского храма святителя Гурия Казанского насыщенное прошлое. Построенный более столетия назад по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, он оставался действующим и в советское время. Это была единс твенная церковь на много кило метров вокруг. Сюда приезжали, а порой и приходили пешком за десятки верст, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, получить духовный совет протоиерея Владимира Аллина — батюшки, в столь трудное время утешавшего и вразумлявшего всех приходивших к нему со своими нуждами.
Малоизвестный некогда сельский храм стал духовным центром, сближавшим и укреплявшим «малое стадо» верующих. Нечастые, порой рискованные поездки сюда запоминались надолго. Наверное поэтому Петъялы сегодня так многим дороги. И в праздник Царицы Небесной в честь Ее чудотворного «Седмиезерного» образа, уже не одно десятилетие хранящегося в петъяльском храме, на Литургии здесь можно увидеть сотни, а порой и тысячи паломников.
И нынешний год не исключение: вдоль глинистого спуска — целая «автостоянка» машин, вереница фигур, тянущаяся по полю. Внутрь церкви протиснуться уже невозможно, и «притвором» храма становится весь его двор. Через открытые окна и двери хорошо слышно службу — поет епархиальный детский хор, служит — как и всегда в этот день — архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Пробравшись под сень крыльца, чувствуешь себя почти у алтаря. Рядом в ожидании причащения несколько местных жительниц в ситцевых блузах с маленькими детьми. Удивительно, и в то же время радостно видеть женщин среднего возраста с младенцами на руках — не бабушек, а мам. Здесь такие встречаются довольно часто.
Причащение. Крестный ход на источник Божией Матери. Мы решаем ненадолго остаться в храме. Прикладываюсь к известному многим «петъяльскому кресту» — огромному, темному. По рассказам старожилов, он таинственным образом приплыл в наши края по реке Свияге. Несмотря на приятную, располагающую к отдыху окружающую природу, не покидает чувство какого-то внутреннего волнения. О многом может ходатайствовать за нас Божия Матерь по усердным молитвам к Ней в такой день. Но просить нужно с верой. Только вот еще ощутить бы, как это — «с верой» просить…
Слышно, как хор на источнике многократно поет «Царица моя Преблагая…». Встречая крестный ход на обратном пути, успеваем пройти под иконой. Волнение почему-то охватывает еще сильнее. А рядом с храмом уже начинается лития. О приснопамятном настоятеле, протоиерее Владимире Аллине, молятся знакомые и незнакомые люди. Возможно, даже не столько о нем, сколько мысленно обращаясь к нему.
Опытным паломникам уже известен дальнейший, годами сложившийся порядок праздничного дня. Наступает время трапезы на свежем воздухе, из привезенных с собой припасов. После обеда — «открытие источников». Сперва купаются батюшки, затем наступает черед прихожан.
Источников в Петъялах два: Божией Матери, в честь ее Смоленской иконы, и преподобного Серафима Саровского. На втором — дальнем — сооружена купальня. В народе этот родник называют «Серафимовым сердцем»: струя воды в нем пульсирует, словно живая артерия. Под пение величания преподобному Владыка поливает всех желающих водой из ковша. Чуть поодаль «сушатся», задорно переговариваясь друг с другом, побывавшие в домике-купальне. Для меня остается загадкой, как в ледяной, останавливающей дыхание воде они ощущают лишь «покалывание» и «благодатную свежесть». По вере вашей да будет вам…
Наступает предвечернее затишье. После источника, «на дорожку», здесь полагается пить чай. Забытое душевное блаженство — сидеть, никуда не торопясь, в прохладной белой трапезной и наблюдать, как падает тоненькая струйка меда на кусок домашнего пирога. «Как в келье сидим», — почему-то все время повторяет одна из наших спутниц. В церковную ограду она попала впервые, может быть, за много лет и не может объяснить обрушившихся на нее ощущений. Душа, хоть на полдня «отмытая» от многозаботливости, вдруг осознает близость духовного. Поэтому и чувствует себя необычно — «как в келье».
Те, кто остался на святом месте «до последнего», не спешат разъезжаться. Кто-то беседует на лавочке, прислонившись к прогретому солнцем забору, кто-то отдыхает на траве. В этот день нередко встречаются люди, не видевшие друг друга целый год. Через священников и прихожан Петъялы связаны духовными корнями с Йошкар-Олой, Морками, Волжском, Горномарийским районом… Начинаешь ощущать, что наша маленькая епархия — в некотором смысле один большой приход. Общность молитвы и упований которого, как и покровительство Божией Матери, особенно ярко ощущаются в этот день в Петъялах.
Елена Сапаева.
Соблазны «Всенародного покаяния»
Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн о «Чине всенародного покаяния русского народа»
Сегодня среди небольшой части мирян нашей епархии получил распространение так называемый «Чин всенародного покаяния русского народа». Проходит он в Подмосковных Мытищах, а также в некоторых других уголках России. Его организаторы — так называемые «ревнители всенародного покаяния» — призывают всех православных христиан принести личное покаяние в грехе богоотступничества, убиении царя Николая II и членов его семьи, расценивая участие в «Чине» в качестве единственного возможного пути возрождения русского народа. Поскольку форма проведения этого «Чина» и его содержание вызывают у верующих неоднозначное отношение, мы обратились к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну с просьбой разъяснить, насколько участие в этом «Чине» полезно для верующих и необходимо для возрождения России.
— Обновление нашего народа и Российского государства произойдет, по слову преподобного Серафима Саровского, только тогда, когда русский народ покается в своих грехах, обратится к Православию и будет жить по заповедям Господним.
Покаяние — это Таинство, которое совершается в храме Божием, когда перед Богом в лице священника человек открывает все свои грехи, помыслы и дает обещание Богу больше не возвращаться к тому греховному состоянию, в котором он пребывал, с сокрушением омывая при этом своими слезами греховную скверну, которой сам себя заразил.
То, что сейчас многие стремятся это Таинство превратить в публичное, всенародное, не имеет под собой никакой духовной основы. Царская семья на юбилейном Архиерейском Соборе была причислена к лику святых. Мы обращаемся к ним как к страстотерпцам, просим, чтобы они умолили Господа даровать всем нам дух премудрости, осознание того, что не должны мы так безразлично относиться к своему духовному состоянию, к тому, что происходит в наших семьях, в нашем обществе.
Перед канонизацией, в Прощеное воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II от лица Церкви — народа Божия — принес покаяние в грехе богоотступничества и цареубийства и призвал к покаянию всех людей. А духовник, тогда здравствующий архимандрит Кирилл (Павлов), читал разрешительные молитвы. И чин покаяния на этом завершил свое действие, как это было в 1607 году, когда Патриарх разрешал от греха отступничества от царского престола.
Сегодня никто из нас, живущих в державе Российской, не приносил клятву верности царю и поэтому, если мы желаем принести покаяние, то должны каяться только в своих личных грехах. Да и как можно заставлять приносить покаяние за всех без различия? Как мы можем, к примеру, приносить покаяние за миллионы наших предков, замученных за исповедание Православия и верность царскому престолу?
Да, существуют так называемые грехи рода: если кто творил убийства, разрушал храмы, уничтожал кладбища, то потомки его несут за это наказание. Поэтому если в чьем-либо роду — лично его — было подобное, необходимо прийти и сказать об этом священнику, покаяться, стараться вести благочестивый образ жизни, чтобы грех рода не влиял на него, потому что грешников Господь изглаживает из «Книги Жизни», и род их прекращается.
А то, что совершается сейчас в «общественном чине покаяния», когда люди ползают на коленях вокруг памятника царя, скорее напоминает католические обряды. Господь требует от нас духовной жизни, а не искусственной экзальтации — это прелестное состояние. И я замечаю, что люди, которые оттуда возвращаются, начинают свысока смотреть на окружающих, считая себя «очищенными», «обновленными», а всех остальных —нераскаянными грешниками. Это явное проявление гордыни.
Что свидетельствует о духовной жизни человека? Преподобный Петр Дамаскин говорит, что видение своих грехов как песок морской есть начало духовной жизни. И когда человек начинает осуждать ближнего, это первый признак его духовного падения, потому что он копает яму, в которую впадет сам. В чем осуждаем других, в то непременно впадем сами. Этот духовный закон каждый знает из своего личного опыта.
Кроме того, непонятно, какое отношение имеет Подмосковье к царской семье? Есть Екатеринбург, Алапаевская Голгофа. Мы ездим туда, но не на «общественное покаяние». Мы каемся перед Господом в своих личных грехах, просим молитвенной помощи царской семьи, преподобномучениц благоверной великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Потому что мы живем сегодня только благодаря ходатайству сонма русских святых пред Престолом Божиим. И то, что совершается сегодня в России,— восстановление храмов, воскресных школ, обращение к вере молодежи, возрождение социального служения Церкви — все это совершается Богом по молитвам Пресвятой Богородицы и великого множества русских святых, в том числе и новомучеников и исповедников Российских.
Часто возрождение России связывают с идеей монархического устройства государства. Что здесь можно сказать? Хозяин в любом лице должен быть всегда. В семье — это муж, глава своего дома, в обществе — тот, кто управляет. Все должно быть гармонично построено, по слову апостола Павла: одна глава в человеке, а все остальные члены, и глава всем управляет. И любая государственная система, как бы она ни именовалась, все равно оставляет эту стройность, иерархичность.
Если нет соподчинения, то происходит разлад в государстве, разлад в обществе. Мы уже в 90-е годы немножко ощутили разброд неподчиненности, и чем это грозит. Когда каждый сам по себе, к чему это приводит? И к экономическому, и к политическому хаосу, и к беспорядку в семье. Это мы до сих пор никак не можем выправить. Но необходимость единоначалия, ее целесообразность, надо осознать. Пока монархию поддерживают всего-навсего около пяти процентов жителей России. Мы еще не созрели к тому, чтобы у нас была монархия.
Всему свое время. Все Богом устрояется, а не человеком. Если Господь благоволит на люди Своя, Он совершит то, что будет необходимо для нашей державы. А когда и как это будет — в руках Божиих.
Записал Андрей Тимаков.
Россия – страна встречи
Духовный феномен России. Святая Русь. Для многих эти слова стали обыденными и привычными. Но смысл их все чаще ускользает. Всего-то два десятилетия прожив в стране возрождающегося Православия, мы постепенно перестали ощущать, среди каких духовных сокровищ сподобил Господь нас родиться и жить. Не только о святынях — древних и многочисленных — идет в данном случае речь. В самом нашем сознании — радостях, переживаниях, извечных вопросах — есть что-то, делающее внутренне особыми встречи земляков с «шестой части суши», в какой бы точке мира они ни оказались.
Человек, поживший на Западе, нередко начинает по-иному смотреть на жизнь в России. И столь же нередко — тянуться домой, к родным просторам, еще не пораженным искусственной европейской «благополучностью». Для православного философа Татьяны Горичевой слово «домой» оставалось запретным на годы и годы: в 1980 году вместе в двумя другими активными участницами «Христианского женского движения» она была выслана из СССР. Встречаясь со многими людьми, Татьяна Горичева убедилась в том, насколько велик в среде западных христиан интерес к русской духовности. Ее лекции об истории духовной культуры России и православном мировоззрении нашли здесь своих благодарных слушателей и скоро получили широкую известность на Западе, а с падением «железного занавеса» и в России.
Не так давно ближе познакомиться с творчеством православного миссионера смогли и жители Волжска. Питерский режиссер Александр Богатырев во время приезда в нашу республику оставил волжанам несколько копий своего фильма «О России с любовью», посвященного Татьяне Горичевой. У этой небольшой картины довольно грустная судьба: оригинал кассеты был испорчен и его не удалось полностью восстановить. Удивительная по своей глубине вещь так и не вышла широким тиражом. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления Татьяны Горичевой об обретенной Родине из этого фильма-монолога.
Когда меня изгоняли из России, думала, что я не русский человек даже. Как-то я не любила Россию. Занималась всегда немцами, немецкой культурой. Когда ехала на Запад, конечно, плакала в самолете. Но все-таки я его любила больше. И вот, приехав туда, увидела совершенно невероятную вещь: что весь мир — духовный мир, еще не умерший окончательно — тянется к России, ждет чего-то от нее. И католики, и протестанты, и антропософы какие-нибудь. Не зря ведь сейчас все секты сюда бросились. Потому что это страна необычайной тайны, великих сил, еще не реализовавшихся, и страна, которую любит Божия Матерь особо.
* * *
Что такое западная жизнь? Они живут уже «за» историей, в какой-то «дурной бесконечности» и дурной вечности. У них ничего не происходит, они не размышляют о каких-то глубинных проблемах — это считается неприличным. Неприлично быть грустным — надо всегда улыбаться. Это сделало из людей совершенных каких-то мутантов, лишило их жизни всяческой. Создало гиперреальность. Когда карта реальнее, чем местность, которая на этой карте обозначена. Когда товар оборачивается пятью обертками и эти обертки гораздо более реальны, чем товар. Когда вместо политики есть политиканство. Отсутствие реальности в жизни — это и есть, мне кажется, уже ад. В аду ведь не будет никакого выбора, он тем и страшен, что там все окончательно.
* * *
Культ веселья, смеха, праздника, рекламы — это чисто западная вещь. И одновременно меня сразу же поразило, что праздник там отсутствует. Какая-то депрессия очень глубоко вошла в западную жизнь. В тех странах, где есть страдание, там есть и праздник. В Бразилии есть праздник. В Эквадоре есть праздник. В России есть праздник. Здесь даже атеисту скажешь: «с праздником» — и сразу загораются глаза. В народе нашем не уничтожили душу. А праздник — это и есть вера, Господь, радость. Путешествуя по всему миру, я вижу, как фактически уничтожены страны Восточной Европы. Они тоже ждали освобождения от «коммунизма». Оно пришло. И что? И все. Полная смерть. В Церковь никто не ходит, храмы продаются под бары. А в России — посмотрите — несмотря на все наши ужасы, народ ходит в Церковь. И русский священник сейчас является всем для России. Такого времени не было никогда.
Что мы можем сказать миру… Я человек грешный и не такой уж талантливый, но все равно собираются тысячные толпы на мои доклады, и это потрясает совершенно. Что же это такое, почему люди приходят слушать о России и о русской Церкви?..
Слово «старец» существует в русском варианте и не переводится на западные языки. Я выступала под Базелем, в Швейцарии, на конгрессе психоаналитиков, и мой доклад о старцах был ведущим. Даже психоанализ, совершенно атеистическое и антидуховное направление, вдруг признает старчество как единственный, может быть, выход из всех проблем того же самого психоанализа. Я считаю, это настоящая революция в мире европейской культуры.
Действительно, кто у нас сейчас авторитет в этом мире сплошного сиротства? Где «Бог умер», где пустыня растет. Есть ли на Западе такие авторитеты? Нет. Политика, все понимают, дело эфемерное и грязное. Великих писателей, каким был, скажем, Гюго, нет. Со «смертью Бога» умерла и культура. Авторитет есть только в России, и это наши старцы. Это невероятное, парадоксальное сочетание любви, можно даже сказать, нежности и ласки, со строгостью.
В Швейцарии меня спросили: «А почему у нас нет старцев?» Я им говорю: «Потому что вы не хотите их иметь». Старчество держится абсолютным доверием народа, детскостью нашей русской души. Потому что если я иду к старцу и не верю ему, то и он не сможет ничего мне сказать. Есть момент особого, глубинного общения между духовным чадом и духовником. И это духовничество — тоже удивительное счастье русского народа.
* * *
У нас в церковь зайдешь — люди плачут, даже атеисты знают, что такое грех. А там ведь нет исповеди — она исчезла после II Ватиканского собора. Фактически, конечно, ее предлагают некоторые храмы, но никто не исповедуется. Это значит, человек не может быть искренним. Не то что другому — он даже Богу не может открыться. Православный человек может себе представить, что это за кошмар, когда человек ни разу в жизни не открылся никому.
* * *
В России произошло совершенно невероятное. Здесь люди творческие, свободные вдруг пошли в Церковь. Творческой интеллигенции, — то есть людям самым отрицающим, сомневающимся, циникам — вдруг именно им был открыт Бог. Такого нет нигде в мире. Если мы встречаемся с западными христианами, это чаще всего обыватели, которые культурой обычно не интересуются. Там люди культуры идут в другие места — не в Церковь. А у нас произошло соединение творчества с послушанием. То, чего не мог понять Бердяев. Мы, как христиане, понимаем, что дерзать мы можем только тогда, когда слушаем Бога.
* * *
Россия сдерживает действительно мировую энтропию. Здесь не творится тело антихриста через эту гиперреальность. В России все реально. Россия — страна встречи: человека с Богом и человека с человеком. Здесь нет абсолютно никаких границ для любви. Слово «встреча» на некоторых славянских языках означает «счастье». Это страна счастья, участия, и Причастия. Мы через праздник, через боль, через безумие, через встречу выходим к реальности. А реальность — это и есть Бог. Это страна истории, страна судьбы. Это такой Божий дар — невероятный.
Подготовила Елена Сапаева.
Источник духовной радости
Летний фестиваль воскресных школ луговомарийского благочиния в Килемарах стал доброй традицией: год от года растет число его участников, расширяется география. Вот и в этом году более ста человек съехались сюда в палаточный городок на трехдневный семинар, который проводился под девизом «Семья — малая церковь».
Неподалеку от Килемар, между деревнями Трехречье и Широкундыш, привольно раскинулось чистое Молевое озеро. Зимой его засыпает снег, осенью припудривает листва, а летом — украшает разнотравье. И тишина...
Но вот уже который год в конце июля озеро оглашается детскими голосами. Даже рыбаки оставляют в эти дни свой промысел. Хозяйничают здесь в это время воспитанники воскресных школ шести храмов епархии: Державной иконы Божией Матери (Медведево), Иоанна Предтечи (Оршанка), Казанской иконы Божией Матери (Нурма), Покрова Божией Матери (Кокшайск), Свято-Ильинских храмов села Сидельниково и Килемар. На торжестве в честь столетия Килемарского храма, когда дети собрались на фестиваль в первый раз, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн сказал: «Такой фестиваль должен быть традиционным». И с его благословения фестиваль в Килемарах начал свой путь.
В этом году в конце июля более ста человек съехались сюда в палаточный городок на трехдневный семинар под девизом «Семья — малая церковь». Цель фестиваля — ознакомление ребят с культурой семейных отношений, развитие в детях важных для семейной жизни качеств. Для мальчиков — мужества, ответственности, для девочек — мягкости, понимания, умения создать и поддерживать семейный очаг.
В первый день, после Литургии в Килемарском храме и завтрака, участники фестиваля марш-броском добрались до озера и обустроили территорию палаточного лагеря. После этого — торжественное открытие фестиваля. Приехавший в гости к детям Владыка пожелал духовного единения и содружества. А самое главное, чтобы их соревновательность была в духе братского единения и взаимопомощи.
После вкусного обеда, который приготовили повара воскресных школ, дети знакомились друг с другом, осваивались и обживали лагерь. Затем — презентация каждой из воскресных школ, а вечером — костер дружбы. Приглашенные на фестиваль гости из патриотических клубов Союза ветеранов афганской войны «Беркут», «Варяг» и «Скиф» спели под гитару свои песни.
На следующее утро лагерь проснулся еще до восхода. День предстоял насыщенным военно-спортивными играми: преодоление полосы препятствий, разборка и сборка винтовок, бег, прыжки, преодоление препятствий, спортивная эстафета и футбол. Так, сборная младших мальчиков сыграла в футбол против старших девочек. Со счетом 6:5 победу одержали девочки...
Потом дети посмотрели концерт, участие в котором принимали патриотические клубы и ансамбль преподавателей гимназии имени Сергия Радонежского, исполнивший песни на греческом языке.
Далее — станционная игра. Участникам предстояло пройти 10 станций, на каждой из которых надо было выполнить определенное задание: составить красивый букет цветов, продемонстрировать знания лекарственных трав, спортивную сноровку, поэтические таланты. Взволнованные, уставшие, но довольные участники фестиваля, поужинав после вечернего правила, крепко заснули.
Но, как выяснилось, ненадолго. Через полчаса после отбоя прозвучал сигнал военной тревоги. Быстро вернувшимся в «боевую готовность» ребятам предстояло поймать группу диверсантов, напавших на лагерь…
На следующий день дел вновь предстояло немало. После завтрака ребятам было предложено инсценировать на православный лад сказку, выпустить стенгазету. Затем открылась ярмарка. Чего здесь только не было: деревянные ложки и кухонные доски, изделия из бисера, лоскутное шитье и кружево. Глаза разбегались, глядя на эту красоту, и неудивительно, что покупателей нашлось немало — только дети Килемарской воскресной школы выручили от реализации своих поделок более тысячи рублей.
Незаметно пролетели фестивальные дни. На торжественном закрытии детей наградили подарками, наступила грустная пора расставания. Впрочем, грусть эта была светла, ведь фестиваль, как чистый источник, одарил всех бодростью и особой духовной радостью.
Лидия Градинар, Килемары.
Воздавая долг памяти
30 августа 2007 года в родовой усыпальнице состоялось перезахоронение останков последнего владельца усадьбы Шереметевых в Юрино Петра Васильевича Шереметева.'''
Храм во имя Михаила Архангела села Юрино — красивейший в Поволжье. Строили его почти 20 лет, с 1869 по 1889 год. Немалые средства на строительство пожертвовали владельцы усадьбы — помещики Шереметевы, которые решили соорудить здесь свой фамильный пантеон. Однако главный строитель Юринской усадьбы В.П. Шереметев умер в 1898 году, когда фамильная усыпальница еще не была готова. Его похоронили у южной стены храма, водрузив на могильный холм крест и большой гранитный камень с эпитафией.
А в склепе похоронили последнего владельца усадьбы — Петра Васильевича Шереметева, скончавшегося 14 января 1916 года.
В 30-е годы прошлого столетия захоронения Шереметевых были разорены. Вместе с саркофагом исчезли и останки Петра Васильевича. Обретены они были лишь в мае 2005 года при проведении в Михаило-Архангельский храм водопровода. В пяти метрах от южной стены церкви на небольшой глубине рабочие обнаружили захоронение. Над найденными останками была совершена заупокойная лития, а затем они были переданы для проведения экспертизы. В результате было установлено, что захоронение действительно принадлежало П.В. Шереметеву, и 25 июня 2006 года, в день памяти Всех святых, в Михаило-Архангельском храме при большом стечении народа была совершена покаянная Великая панихида.
А в этом году, 30 августа, состоялось перезахоронение останков в восстановленной родовой усыпальнице. На торжество прибыло более сотни гостей. Среди них — представители местной администрации, заместитель главы правительства республики М.З. Васютин, делегация международного Совета Российских соотечественников за рубежом во главе с дальним родственником наших Шереметевых — графом П.П. Шереметевым, прибывшим из Франции.
После Божественной литургии, возглавил которую архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, была совершена панихида. Гроб опустили в усыпальницу, краткое прощание родственников и саркофаг закрыли — последний владелец усадьбы в Юрино Петр Васильевич Шереметев обрел, наконец, место последнего своего упокоения.
Затем была отслужена заупокойная лития у могилы В.П. Шереметева. По окончании архиепископ Иоанн в своем слове к собравшимся отметил значимость совершившегося события:
— Преподобный Серафим Саровский сказал, что воссоздание Святой Руси будет только тогда, когда святая православная вера укоренится в сердцах людей, которые тысячу лет были верны Господу. И мы верим, что народ, имеющий память, имеет будущее. Сегодня мы обретаем еще двух молитвенников, которые в селениях праведных у Господа молятся о всех нас. Я благодарю родственников, которые прибыли издалека, чтобы воздать память нашим землякам, многое сделавшим для создания этого храма. Господь да воздаст вам».
Далее в каминном зале дворца была проведена презентация книги «Замок Шереметева», состоялся «круглый стол» для прессы, а завершила день совместная поминальная трапеза.
Людмила Протасова.