ОТ КРЕЩЕНИЯ - К ПРОСВЕЩЕНИЮ
Содержание:
Летняя смена в воскресной школе
От мира музыки – к миру в душе
Выпускной вечер у преподавателей
А отныне – и часовня
Духовный форпост на Святой Земле
От Крещения – к просвещению
«Прославляющих меня прославлю»
Отражения в семи озерах
Станет школа домом
''Летняя смена в воскресной школе"
Многими памятными событиями наполнен летний отдых ребят из воскресной школы Православного центра при Свято-Троицкой церкви Козьмодемьянска. Среди них особое место занимают паломничества по святым местам.
Так, для успешно завершивших учебный год детей младшего возраста была организована паломническая поездка в Дивеево. С интересом внимали ребята рассказам о батюшке Серафиме, его пустыннических подвигах. Побывали в главном соборе монастыря, освященном в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного, на целебных водах дивеевских источников. Прошли по Канавке Божией Матери — особой дивеевской святыне, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли».
Дети постарше, уже побывавшие в свое время у преподобного Серафима, отправились в паломническую поездку в Муром. Издревле славится он своими монастырями: Свято-Троицким женским, старейшим на Руси мужским Спасо-Преображенским и Благовещенским, где покоятся мощи просветителей муромской земли святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Особо приятно паломникам было отметить, что в своей старинной части Муром напоминает Козьмодемьянск: такие же узкие улочки, купеческие особнячки. И в то же время это город современный. Чего стоит один только разводной мост через Оку!
Впрочем, не только дальние святыни привлекают ребят. Есть в воскресной школе давняя традиция — детские крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери по святым местам горной стороны. До недавнего времени икона эта хранилась в одном из частных домов. Но по воле Божией владельцы старинного образа передали его восстанавливающейся пайгусовской церкви Рождества Христова. За время прошедших крестных ходов ребята так сроднились с этой иконой, что ласково прозвали ее «детским образом».
И вот в один из жарких июньских дней около 30 воспитанников воскресной школы отправились крестным ходом из Пайгусова в село Сумки, к храму Рождества Пресвятой Богородицы, где служит известный в Марийском крае батюшка — протоиерей Иоанн Барсуков. Мальчишки по четыре человека несли носилки со святым образом, меняясь по дороге. Впрочем, свое место они уступали неохотно, несмотря на то, что на открытых местах солнце нещадно палило. Наконец, желанный спуск к сумскому святому источнику в честь Почаевской иконы Божией Матери.
После купания — долгожданная встреча с батюшкой Иоанном. Молебен перед святым образом и благословение на трапезу. На следующий день за Божественной литургией дети причастились, потом отдохнули и — в обратный путь.
А в планах уже крестный ход в восстанавливающийся Михаило-Архангельский монастырь, к архимандриту Варлааму. И хотя путь неблизок, дети собираются в дорогу с удовольствием. Всегда рад ребятам и отец Варлаам.
И еще одна задумка есть у настоятеля пайгусовского прихода священника Геннадия Ромашова — провести детский крестный ход в пустыньку, которая была когда-то при монастыре. Еще в 1888 году поставили там небольшую церквушку, освятили в честь святых Адриана и Наталии. Ежедневно здесь творилась молитва. Сегодня на месте пустыньки стоят раскидистые ели да виднеются остатки фундамента. Но бывавшие здесь не сомневаются — благодать Божия не оставила святое место.
Людмила Протасова.
От мира музыки – к миру в душе
21 июня в Волжске прошел благотворительный концерт уже известного жителям нашей республики православного «Нор-квартета».
Выступление московских гостей состоялось в кинотеатре «Родина». Две семейные пары — супруги Уваровы и Нор — виртуозные исполнители классических произведений. Супруги Светлана и Владимир Нор — выпускники Российской академии музыки им. Гнесиных, ученики великого квартетиста профессора В. Берлинского. Их имена, как и имена их коллег по квартету, уже несколько лет хорошо знает музыкальная Москва.
Музыканты бывали на гастролях во многих странах мира. А в Марий Эл их уже в который раз приводит «неофициальный» повод — давнее знакомство с благочинным Волжского церковного округа протоиереем Александром Михайловым.
Участники квартета — православные христиане, часто выступают с программами духовной музыки на различных сценах столицы. Но, пожалуй, самым удивительным «свойством» ансамбля является то, что на четверых его участников-родителей в нем приходится тринадцать детей. У первой скрипки — Светланы Нор — их восемь. И ей нередко приходится отвечать на вопросы о том, как — почти немыслимо для обывателя — совместить многочасовые репетиции скрипачей и воспитание стольких чад. Доверие Богу, стремление жить похристиански, по ее словам, делает возможным еще и не такие вещи.
Супруги приехали в Волжск с частным визитом. Но один концерт все же дали — «в миссионерских целях», чтобы приблизить к волжанам мир высокого искусства. И определенные положительные сдвиги в этом направлении уже есть. «В прошлом году после нескольких выступлений квартета из машин горожан стало возможно услышать классику», — замечает отец Александр. А приобщение к гармонии нередко становится шагом на пути к храму.
Елена Сапаева.
Выпускной вечер у преподавателей
28 июня в отделе образования Йошкар-Олинской епархии состоялся выпускной вечер для преподавателей основ Православия, прошедших трехлетнюю подготовку на катехизаторских курсах.
Удостоверения, дающие право преподавания в общеобразовательных государственных школах республики (для имеющих государственное педагогическое образование) по культурологической программе «Истоки», получили 8 человек. Несмотря на проливной дождь, поздравить выпускников собрались преподаватели и учащиеся. Теплая атмосфера вечера располагала к живой, доверительной беседе, которая прерывалась чтением стихов и выступлением заслуженной артистки Республики Марий Эл Светланы Белоус.
Катехизаторские курсы организованы отделом религиозного образования и катехизации в 2003 году по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Их цель — дать слушателям знания по различным церковным дисциплинам: Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, введению в литургическое предание, катехизису, церковной истории, догматическому богословию, педагогике. Занятия проводят сотрудники отдела религиозного образования, православные священники и выпускники духовных школ. На курсы приходят люди разных профессий, разных социальных слоев, но всех их объединяет одно: стремление к познанию и осмыслению своей веры, служению Богу и ближним. Марина Рыбакова.
А отныне – и часовня
В приходе храма в честь Сретения Господня села Большая Кучка освящена часовня.
Несколько лет назад у деревни Малая Кучка (Ушаково) в приходе храма Сретения Господня был расчищен и освящен источник в честь Владимирской иконы Божией Матери. Со временем его территорию обнесли оградой и благоустроили, возвели крытую веранду, а сам источник выложили бутовым камнем в виде грота.
А не так давно на средства прихода на взгорке у источника была возведена столбовая часовня, и продолжились работы по благоустройству. Благодаря помощи работников Оршанской районной и Карашинской сельской администраций, МУП «Оршанский жилкомсервис», отчасти выровнен рельеф, подъем на взгорок выложен ступенями, площадка у часовни — плиткой с бордюром. На всей территории скошена трава и прополоты цветники. В нише часовни настоятель кучкинского храма священник Алексий Вязов установил Владимирскую икону Божией Матери, и 3 июня, в день празднования иконе, при большом стечении прихожан совершил водосвятный молебен и освятил вновь сооруженную часовню и источник.
Теперь, когда прекрасный уголок природы, в который и раньше заглядывали многие проезжавшие по близлежащей автотрассе Оршанка – Пектубаево, украшает православная святыня, число желающих посетить источник наверняка увеличится.
Николай Кропинов, п. Оршанка.
Духовный форпост на Святой Земле
Среди многочисленных общественных организаций современной России есть одно общество, которое отличается от других и характером деятельности, и составом, и славной историей. Это Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), отмечающее в нынешнем году свое 125-летие. Возникло оно в те времена, когда из России на Святую Землю потянулись сотни и тысячи паломников, чтобы поклониться местам, где жил и учил Христос. Облегчить им эту трудную и дорогую дорогу, обеспечить ночлег в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, помочь вернуться на родину — одна из основных целей, которую ставили перед собой организаторы Общества.
ПО УКАЗУ ИМПЕРАТОРА
Императорское Православное Палестинское общество было учреждено в мае 1882 года указом императора Александра III. Торжественное его открытие, состоявшееся 21 мая в Санкт-Петербурге, было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, обретших спасительное знамение Животворящего Древа Креста Господня и воздвигших первые христианские храмы на Святой Земле. Возглавил Палестинское общество брат государя великий князь Сергей Александрович, по имени которого впоследствии было названо Сер гиевское подворье в Иерусалиме. После его гибели в 1905 году во главе Общества встала супруга князя — великая княгиня Елиса-вета Феодоровна, преподобному-ченица, мощи которой покоятся ныне в Иерусалиме.
Деятельность Общества всегда была тесно связана с жизнью Церкви Христовой. Неслучайно его эмблема включала изображения яйца и креста, буквы «ХВ» и цитату из Псалтири. Организаторы Общества помогали российским верующим совершить паломничество на Святую Землю, где жил и учил Сын Божий. Наряду с этим стояла задача помощи православным в Палестине, принадлежавшей тогда Оттоманской империи. Там жили не только православные греки, имеющие своего патриарха и свои школы, но и православные арабы, остро нуждавшиеся в духовной и материальной поддержке. Эту помощь оказывала им Россия.
Так, в Палестине, Сирии и Ливане было открыто более 100 школ для арабских детей, мужская и женская учительские семинарии для подготовки местных педагогических кадров. Выпускники этих школ впоследствии составили основу национальной арабской интеллигенции. Десятки тысяч местных жителей получали бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях ИППО в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, на русские деньги была построена больница в Иерусалиме. К началу XX века насчитывалось до 5 тысяч членов Палестинского общества, а пользовались его помощью в Палестине ежегодно до 10 тысяч человек.
ЦЕНТР ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Императорское Православное Палестинское общество в сотрудничестве с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме стремилось также к развитию научного палестиноведения — историческому, археологическому, филологическому изучению Палестины и других стран библейского региона. Особое значение до нашего времени сохраняют издания византийских, западноевропейских и древнерусских паломнических «хождений», образующих своеобразную летопись церковно-литургического постижения Святой Земли. Невозможно переоценить вклад Общества и в развитие русской библейской археологии. Раскопки в Иерусалиме, проводившиеся начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным), увенчались в 1883 году открытием Порога Судных Врат, через которые шел на Голгофу Господь.
Большую работу по религиозному просвещению и нравственному воспитанию народа проводили отделы Палестинского общества, существовавшие в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Возглавляли их, как правило, правящие архиереи, а вице-председателями становились губернаторы и вице-губернаторы соответствующих губерний. Всенародная поддержка, которой пользовалось Палестинское общество, выражалась в добровольных пожертвованиях верующих — ежегодном «Вербном» или «Палестинском» сборе. Участвовали в нем и монастыри, и храмы Марийского края; отделение общества действовало в Казанской епархии, а один из ее архипастырей — архиепископ Никанор (Каменский) — был в свое время активным деятелем Православного Палестинского общества.
ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА И ВОЗРОЖДЕНИЕ
После революции 1917 года Общество стало называться Российским Палестинским обществом при Академии наук СССР. Его активисты, вынужденно оставив заботы о православных паломниках, продолжили труды в области востоковедения, организовывая симпозиумы и конференции, публикуя статьи по истории Ближнего Востока, Средиземноморья, арабского мира. В то же время ряд видных деятелей русского церковного зарубежья постарались сделать все от них зависящее для сохранения российского православного наследия в Святой Земле. Это — митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский), архимандрит Киприан (Керн).
При возрождении деятельности Общества в СССР в 1950 году первое заявление о вступлении в него было подано председателем отдела внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). 22 мая 1992 года постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации было восстановлено историческое название Общества, приняты меры для восстановления его традиционной деятельности, возвращения ему имущества и прав. Год спустя оно получило статус правопреемника дореволюционного Императорского Православного Палестинского общества и Российского Палестинского общества советского времени.
Согласно уставу, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавляет Комитет почетных членов Общества. Постоянным членом Совета является председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В работе Общества принимает также участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а повседневная работа ИППО курируется со стороны Церкви заместителем председателя ОВЦС епископом Егорьевским Марком. За плодотворное участие в работе общества Святейший Патриарх Алексий награжден золотым почетным знаком ИППО, восстановленным по образцу старых, дореволюционных знаков отличия Палестинского общества.
ФОРПОСТ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
Все больше паломников из России и других стран ныне посещают Святую Землю. Для них при поддержке Палестинского общества в Вифлееме была построена паломническая гостиница, способная принять одновременно более 100 человек.
Для палестинцев в Вифлееме организованы курсы русского языка, целью которых является укрепление дружественных отношений между нашими народами. Ежегодно при содействии Общества организуются научные конференции, выходит «Православный Палестинский сборник», издано несколько художественных альбомов, посвященных строительству церкви Марии Магдалины на Елеонской горе и русским археологическим раскопкам в Иерусалиме.
В ближайших планах — издание дневников основателя Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина), а также регистрация отделений ИППО в российских регионах. По благословению Святейшего Патриарха Алексия они будут организованы в тех епархиях, где региональные отделения Общества действовали до революции.
На торжественном собрании, посвященном 125-летию Императорского Православного Палестинского общества, Святейший Патриарх Алексий подчеркнул: «Продолжения и укрепления русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня, требуют честь и достоинство России, верность памяти предков, долг совести и веры. В совместных усилиях Церкви и Императорского Православного Палестинского общества по возвращению национального достояния в Святой Земле мы видим необходимую и важную часть работы по возвращению нашему Отечеству подобающего и достойного места в современном мировом сообществе».
Подготовил Юрий Ерошкин
От Крещения – к просвещению
Конференция «Христианское просвещение и русская культура», ежегодно проходящая в Йошкар -Оле в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, на этот раз состояла из пленарного заседания и пяти секций. Богословские чтения — это не только научное собрание, но и своеобразная форма диалога между Церковью и интеллигенцией. Здесь — история и краеведение, русская словесность, педагогика, психология и социальная работа, духовно -нравственные проблемы.
Среди докладчиков — 15 докторов и кандидатов наук, в том числе из Московской Духовной академии, Института славяноведения РАН, Казанского государственного архитектурно –строительного университета. Немало было и выступлений студентов, для которых специально создали секцию «Юный богослов».
Конференция еще раз показала, что с христианским просвещением так или иначе связаны многие специфические темы, которые детально прорабатывают представители разных научных специальностей. Неизменно актуальными остаются вопросы, тесно связанные с заглавием конференции: что представляет собой апостольская миссия в современном мире? И каковы тенденции и проблемы нынешнего православного просвещения?
Об этом достаточно подробно рассказал в своем докладе руководитель отдела религиозного образования и катехизации нашей епархии протоиерей Вячеслав Ершов. Его мы и попросили сегодня стать нашим собеседником.
ВСТУПЛЕНИЕ К ВОЦЕРКОВЛЕНИЮ
— Человек, пришедший в Церковь, должен, прежде всего, принять Христа. По идее, с этого и начинается воцерковление. Что натолкнуло вас на мысль, что мы, увы, идем наоборот: от обряда — к Христу?
— Я уже давно преподаю в воскресной школе для взрослых. И мои ученики — в том числе, и бабушки, которые ходят в Церковь уже много лет, — с большим интересом знакомятся с основами православной веры. И то и дело восклицают: «Батюшка, как же так — всю жизнь в храм хожу, а этого не знаю!» Люди никак не поймут, что изучить обрядовую сторону службы — это еще не воцерковление, это только приход в Церковь. Если человек думающий, ему и в голову не придет толкаться в очереди за святой водой или как-то по-другому суетиться, браниться, гневаться... Мы считаем себя верующими людьми, приходим в храм на встречу с Господом, но в итоге частенько забываем об этом, акцентируясь на суетных мелочах, внешних атрибутах, причем порой неверных, выдуманных…
— Сейчас много статей о «православном» стиле одежды. Это тоже «атрибутика»?
— В отношении внешнего вида в храме следует придерживаться традиции. Например, есть традиция — приходить в храм с покрытой головой. А уж что это будет конкретно — «бабушкин» платочек или что -то иное — неважно.
— Лучшие миссионерские силы сегодня направлены на воцерковление молодежи. Тем не менее, это по-прежнему остается «головной болью» просветителей. Почему?
— Потому что молодежи сегодня свойственно считать, что все в этой жизни для нее. И Церковь — тоже для нее, а не она — в Церкви. Вот, например, девушка ходит в храм в брюках и объясняет — мол, она так привыкла, и носить юбку ей очень уж неудобно. А теперь чисто теоретически представим, что придет такая молодежная мода — ходить на дискотеку исключительно в длинных юбках и в платках. Все так и придут, а про аргумент «неудобно» даже не вспомнят!
А недавно одна девушка на встрече прямо заявила: «А давайте реформируем заповеди!» «Что же именно, — спрашиваем, — предлагаете отменить: не убей, не укради?» Оказывается, устаревшей ей показалась заповедь о прелюбодеянии… И такие «предложения», наверняка, еще будут звучать.
КОГДА КРЕСТИТЬ ДЕТЕЙ?
— В своем выступлении вы произнесли фразу, которая взволновала аудиторию — о том, что не всегда полезно крестить детей. И хотя этот тезис не ваш, а профессора МДА Осипова, все же объясните — как же это так?
— Это действительно слова профессора Московской Духовной академии. И вот что в них вложено. Представьте себе — младенец. Его приносят в два -три месяца в храм. Спрашиваю у крестных: «Вы когда в последний раз причащались?» Они мне говорят: «А это как?» Обращаюсь к маме с папой: «Вы когда в последний раз посещали Божественную литургию?» А они мне испуганно: «Мы свечи поставили…»
Что ж, если они ничего не знают и к этому знанию не идут, от него, можно сказать, шарахаются, то куда же приведут ребенка? Да они его и к Причастию не принесут ни разу!
Вообще, мне непонятна сегодня позиция крестных. Живут они зачастую где-нибудь за сотню километров от крестника, за него не молятся и не оказывают на его воспитание никакого влияния. В чем они полагают свое восприемничество, неизвестно.
На мой взгляд, в таких случаях надо сначала родителей привести в Церковь. И потом уже крестить их ребенка. Или хотя бы найти других, верующих, восприемников, которые будут реально помогать в воспитании.
По правилам вселенской Церкви взрослые лица допускались к крещению только по тщательном испытании их искренности и твердости намерения и после основательного наставления их в истинах православной веры. Запрещено было крестить тех, кого побуждала к принятию Православия нужда или выгода.
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ДВОРНИК И ГРЕШНЫЙ МИНИСТР
— Содействует ли сегодня школа христианскому просвещению?
— У меня, если честно, совсем нет надежды на тот духовный уровень, который мы имеем в образовании. Для чего человек сегодня учится? Ради чего? Его прельщает успешность! Это емкое понятие, но оно не является залогом нравственности, а тем более духовности. Кем лучше быть: дворником или министром? Вот видите, и вы хотите прямиком в правительство! А человек духовный сперва переспросит: благочестивым или грешным? Потому что быть благочестивым дворником лучше, чем грешным министром.
На мой взгляд, в школьной программе нам нужна не «История мировых религий», а «Духовно-нравственная культура» — сокращенно «ДНК». Потому что это на самом деле — ДНК России. Хотя, по большому счету, я не уверен, что и этот предмет в случае, если бы его включили в школьную программу, стал бы панацеей от зла. Если не пересмотреть весь образовательный процесс, больше того — все наше отношение к духовности, то это мало что даст.
БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ВОПРОСАМ
— Все ли возможное делается сегодня для духовного просвещения людей?
— Прежде всего, я убежден, что каждый священник сегодня обязан быть просветителем. В городе, в селе, есть ли у него к тому возможности, нет ли. Будет желание — Господь все даст. Кроме того, у нас много помощников, стремящихся что-то сделать на приходе. Это большой плюс.
Но пик настоящего просветительства, я думаю, еще не настал. Сегодня мы все еще пожинаем плоды той эйфории, которая возникла, когда Церковь получила свободу. К нам пришли толпы людей, и мы просто не успели сообразить, что еще немного — и они начнут задавать нам непростые вопросы, на которые нужно быть готовыми отвечать.
Беседовала Елена Сапаева.
«Прославляющих меня прославлю»
18 июня этого года в Троицком храме села Чистопольские Выселки Республики Татарстан состоялась праздничная служба в честь памяти протоиерея Михаила Вотякова и годовщины прославления его в лике новомучеников и исповедников Российских. На торжество прибыло епархиальное духовенство, родственники святого, приехавшие со всей России. О том, как шла подготовка к прославлению, и о работе комиссии по канонизации святых Казанской епархии рассказывает священник Алексий Колясев.
— Отец Алексий, как началась работа по подготовке канонизации протоиерея Михаила?
— Однажды после службы я зашел к владыке Анастасию с личным вопросом и услышал от него такие слова: «Твои земляки хотят канонизировать священника: настоятель Высельского храма отец Алексий привез документы на отца Михаила Вотякова». Я взял эту папку, в которой находилось три листочка краткого жизнеописания отца Михаила: там были зафиксированы даты его жизни и смерти, содержался акт о расстреле и краткие воспоминания родственников. Словом, предстояло основательно поработать, поискать сведения, в том числе и в архивах. Владыка благословил меня на эту работу.
В течение года собирались материалы по фонду Казанской Духовной консистории, были просмотрены тысячи документов. Еще год ушел на то, чтобы ознакомиться со следственным делом, сделать выписки, должным образом все оформить и зарегистрировать у представителей ФСБ. Затем нужно было просмотреть фонд епархиального управления за 20-е годы — на это тоже понадобилось около года.
Все собранные документы с сопроводительными письмами мы отправили в Москву. Из столицы пришел ответ, что не хватает некоторых сведений: нужны клировые ведомости с мест, где о. Михаил служил, ксерокопии допросов, акт о расстреле, приговор суда (хотя фактически приговора не было — было решение тройки). За всем этим прошло три года. Наконец, в 2006 году Синодальная комиссия приняла решение о канонизации отца Михаила.
Что добавить к этому? Кроме сбора документов по отцу Михаилу, параллельно я вел работу еще в отношении 20 человек. Дело в том, что в архиве приходится тщательно просматривать каждый листочек, каждый документ. Это кропотливая работа, и было бы неразумно не делать выписки по другим мученикам, когда соответствующие записи попадались.
— Но, вероятно, кроме архивных документов собирались и свидетельства очевидцев?
— Безусловно, такие свидетельства тоже имеются — я просил отца Алексия расспросить старожилов в деревне Чистопольские Выселки, выяснить, кто из них что помнит о событиях тех, давно минувших лет. Кроме того, родственники отца Михаила предоставили семейный архив, где были фотографии батюшки и сведения о нем, частично вошедшие в жизнеописание. Дополнительно в книге есть воспоминания племянницы отца Михаила, одной из прихожанок (она была тогда еще маленькой девочкой) и свидетельства еще двух человек. Была одна удивительная бабушка, которая на диво свежо и ярко помнила события дореволюционных лет, но, увы, она скончалась в начале 2003 года, и мы не успели записать ее воспоминаний.
— Когда возникла комиссия по канонизации Казанской епархии?
— Она работает уже третий год. До 2001 года вопросами, связанными с канонизацией и соответствующими архивными документами занимался А.В. Журавский. Когда он переехал в Москву, в архивах начал работать я. А в октябре 2004 года по благословению Владыки была организована Комиссия по канонизации святых Казанской и Татарстанской епархии.
— Сколько человек работает в комиссии?
— Сейчас там порядка 10 человек: у каждого своя работа, каждый ведет свои дела. Председатель комиссии — кандидат исторических наук Евгений Васильевич Липаков. С прошлого года к работе комиссии подключились 5 семинаристов.
— И каковы результаты?
— На данный момент я просматриваю документы в отношении 20 человек. Готовятся к представлению материалы на святителя Сергия (Королева), архиепископа Казанского, просветителя Поволжья Н.И. Ильминского, целый ряд новомучеников и подвижников благочестия Казанской епархии. Сейчас общее число мучеников, сведения о которых мы собираем, достигло 100 человек.
До 2000 года совершена канонизация преподобномучеников Казанских архимандрита Сергия с убиенной братией Казанского Успенского монастыря, что на Зилантовой горе, новомучеников и исповедников, пострадавших в Казанском Раифском мужском монастыре. Состоялось прославление преподобного Гавриила Седмиезерного, священномучеников Димитрия и Филарета, пресвитеров Казанских.
Одновременно велась работа по подготовке прославления игумении Мензелинского монастыря Маргариты, но документы на ее канонизацию подала Уфимская епархия, и сейчас готовится проект ее жития. Также велась работа по сбору материалов об архимандрите Александре (Уродове), настоятеле Седмиезерной пустыни, но его уже прославили по представлению Санаксарского монастыря, документы о нем мы передали туда.
— С какими трудностями чаще всего сталкивается комиссия?
— На просмотр документов уходит очень много времени. К тому же многие архивные материалы были уничтожены. Добавляет путаницы и то, что документы не систематизированы, разбросаны по папкам, нет необходимой подробной и точной архивной хронологии.
Кроме того, на архивную работу, в том числе для поездок в другие города, нужно немало финансовых средств. Слава Богу, директор казанского архива Л.В. Горохова предоставляет нам бесплатно ксерокопии нужных документов. За это ей большая благодарность. Также хочется поблагодарить сотрудников архива ФСБ, которые предоставляют нам нужные материалы и дают необходимые консультации.
— Как ведется работа с очевидцами?
— В Казани немало представителей духовенства, служивших еще в 50-е годы прошлого века. Эти люди охотно делятся воспоминаниями. Также мы находим пожилых прихожан, способных что-нибудь вспомнить. К примеру, у нас в Никольском соборе есть старый иподиакон А.В. Лошадкин, он служил иподиаконом у многих архиереев с 1933 года и хорошо помнит события 30-х – 40-х годов. Очень помог нам старожил г. Чистополя Потапков. Он родился в 1905 году и милостью Божией еще жив, сейчас ему больше 100 лет. Господь даровал ему ясную память, он очень хорошо знает историю Чистополя 1910-1920 годов, имена и фамилии многих священников, историю прихода. Он рассказал нам, как закрывались и разрушались церкви и монастырь в Чистополе, как пришла новая власть, как шли гонения.
К счастью, у некоторых родственников мучеников и подвижников сохранились семейные архивы, переданные от бабушек и прабабушек. Все это очень ценная информация!
— Приходские батюшки помогают?
— Конечно, они тоже собирают потихонечку документы, воспоминания.
— Вам известно, как сложилась жизнь родственников отца Михаила?
— После его ареста и расстрела семья попала в категорию «минусников» и была отправлена в Сибирь, в г. Тобольск Тюменской области. Там они по милости Божией и по молитвам отца Михаила смогли прожить и голодные 30-е годы, и войну.
У отца Михаила было 8 детей, все они выжили. В дальнейшем они, хотя и были лишены прав, все же смогли получить высшее образование, устроились работать. Потом, по молитвам отца Михаила, они сумели уехать с Севера и добиться успехов в жизни. Правнуки сейчас живут в Москве, на их средства был восстановлен Троицкий храм в деревне Чистопольские Выселки. Из детей батюшки сейчас в живых никого не осталось, есть внуки и правнуки, но по духовной стезе никто из них не пошел.
В этой большой семье отца Михаила хорошо помнят: есть фотографии, запечатлевшие тот период, когда он служил диаконом в Царевококшайском Богородице-Сергиевом монастыре, а также фотография, где он уже священник, — с семьей и причтом.
Факт канонизации семья восприняла очень хорошо, на прославление приехали многочисленные родственники со всей территории бывшего СССР — из Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска.
— Спасибо за интересный рассказ! Есть ли у вас какие-нибудь пожелания читателям «Мироносицкого вестника»?
— Сохранять интерес к православной жизни своего края, быть твердыми в Вере Православной, интересоваться жизнью подвижников благочестия — тех святых, которые в прошлом веке отстояли для нас веру, благодаря которым традиции Православия дошли до нас.
И такая просьба к читателям: если у вас есть какие-либо сведения о подвижниках тех времен, собирайте их и передавайте в ваше Епархиальное управление, чтобы по молитвам святых Угодников Господь даровал новых святых на нашей Русской земле, во всех ее уголках.
Хочется пожелать терпения и помощи Божией сотрудникам комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии, поскольку работы (знаю не понаслышке!) очень много. Но, как часто повторял мой духовник, «работа эта очень благодарная: ты работаешь, собираешь материалы по новомученикам, а они в этот момент вымаливают тебя и весь твой род». Словом, помощи Божией вам и терпения! Спасибо!
Беседовал Владимир Елеев.
Отражения в семи озерах
В Семиозерку? — Всегда! На случайной машине, со знакомыми, с любой подвернувшейся оказией. Потому что нигде в мире нет столь первобытного и спасительного леса, в котором растут редчайшие северные орхидеи, и нигде более на много километров вокруг не пульсирует духовная артерия неусыпаемой Псалтири.
«Семиозерка» — это Седмиезерная Казанская Богородичная пустынь, расположенная в семнадцати километрах от столицы Татарстана. В целом — один из небольших, небогатых, достаточно строгих монастырей. Эти маленькие тихие обители спасения представляются мне давно неподдающейся журналистской загадкой. Потемками инопланетной монашеской души, шифрованной книгой духовных подвигов. Хочется найти в них что-то, о чем в миру не поведает ни один респондент. И потому каждый раз, в предвкушении поездки оживленно суетясь над пустыми паломническими канистрами, я незаметно кладу в карман диктофон…
СТОЛП ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА
Общественным транспортом в Семиозерку не добраться. Летом — дачный автобус плюс несколько километров пешком. Немногочисленные местные жители круглый год ездят в город и обратно на своих машинах. Паломники из различных городов и весей — кто как. В основном это люди неслучайные и едут сюда или с большими скорбями или к конкретному духовнику.
Обители бывают разными по образу и атмосфере. В получасе езды отсюда — богато убранная, гостеприимная Раифа, которую сами насельники называют «учительной». Батюшки, всегда готовые что -то разъяснить, обилие печатной продукции и даже вода из источника — для удобства новоначальных — в одноразовых пластиковых стаканчиках.
Седмиезерная пустынь — место прежде всего мистическое. Настолько, что человека, приехавшего просто «полюбоваться красотой Православия», может, наверное, даже испугать. В XVI веке здесь был сплошной необжитый лес. Неизвестно, какими неисповедимыми путями появилась в нем первая живая душа — отшельница Анисия. Она жила здесь совершенно одна до прихода основателя обители — инока Евфимия. Выходец из Великого Устюга, тот подыскивал себе место для пустынножительства. В Казани услышал об этом удивительном крае со множеством лесных озер. А чуть позже, уже придя сюда, увидел неподалеку огненный столп от земли до неба. На этом месте и была построена его келья, а позднее основан монастырь. Приходила к Евфимию и матушка Анисия. Она рассказала, что давно, еще в пустом лесу, слышала доносившийся отсюда колокольный звон. С этих удивительных знамений началась почти четырехсотлетняя история обители.
В центре монастырской усадьбы — небольшой, темно-бордовый храм в честь преподобного Евфимия Великого. В 20- е годы прошлого века под это, на вид непрочное, здание трижды закладывали взрывчатку, но так и не смогли обрушить. А вот огромный собор по соседству уничтожили без особого труда. Удивительно. Но здесь свои законы. Духовная реальность не всегда предсказуема и понятна нам. Потому как-то не возникает желания спорить с нехитрыми местными правилами: не выходить в темноте за ограду монастыря и не отправляться без благословения на источник. Особенно — на дальний. Но о нем речь впереди.
Мы видели Седмиозерку разной. Теплой и пустой — вечерневоскресной; торжествующей — престольно-праздничной. И совсембудничной — в по недельник. Никогда не думала, что так красиво может звучать на клиросе одинокий голос!
Здесь же я едва ли не впервые в жизни увидела схимника. Еще не преклонных лет и совсем не с седой бородой, искалеченный, кажется, в автомобильной аварии, схимонах Пантелеимон проходил меж толпившихся в ожидании трапезы, переговариваясь с некоторыми короткими фразами. Я стояла не шевелясь, боясь, что он мне что-нибудь скажет. Но метрах в десяти инок остановился, обвел взглядом присутствующих и произнес вдруг с неожиданно детской интонацией, указывая на сидевшую за столом старенькую бабушку: «Это моя мама!» После чего ушел в сторону келий. Напряжение сразу спало, а на лице появилась невольная улыбка — «совсем не страшным» для мирного населения оказался духовный воин.
Кроме преподобного основателя монастыря и матушки Анисииесть у обители еще один небесный заступник — преподобный старец Гавриил.
Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), скончавшийся уже в ХХ веке — в 1915 году, был одним из последних русских старцев. Более всего он говорил и писал своим чадам о любви Божией. «Кто как, а я взял себе, что полегче»,— приговаривал старец, имея в виду любовь. Он не обладал хорошим здоровьем, не был искушен в научном богословии. Но так естественно, так глубоко звучали в его устах слова: «Ближе Бога никого нет…» Сегодня его образ — мирный, любвеобильный — видится так ясно, что кажется он нашим современником, и хочется обращаться к нему именно «неканоническими», своими словами…
Как -то, после соборования, приложившись к Седмиезерной иконе и мощам старца, мы сели отдохнуть в скромной деревянной беседке. Так и не включенный диктофон отдыхал в кармане куртки: насельники пустыни постоянно ускользали куда-то, даже между собой не произнося ни слова. Впрочем, застой в журналистских делах уже не сильно беспокоил, вся жизненная суета как-то незаметно вытеснилась на периферию сознания. Солнце прогревало воздух, но не пекло. Сбоку открывался симпатичный вид на загончик с утятами. Благодать!
— А знаешь, что на этом месте было? — нарушает идиллию один из спутников. — Говорят, та самая келья старца Гавриила, где он лежал три года…
Желание «совсем немного полежать» на деревянной лавочке как рукой сняло. Этот эпизод в книге о святом я читала почти с ужасом. Он, тогда еще молодой инок, оказался прикованным к постели после нелепого, как мы привыкли говорить, «несчастного случая». Взял в трактире маринованный огурчик, съел — а тот по недосмотру оказался вымоченным в чистом уксусе. Внутренности сожгло, лежал, не вставая, несколько лет. Впрочем, как признавался сам старец, годы болезни принесли ему немалую духовную пользу.
Этот «духовный уксус», то есть готовность к внезапным и серьезным искушениям, пропитывает, кажется, всю жизнь Седмиозерки. Чего здесь только не приключалось! И выходки бесноватых, и массовые отравления, и неожиданные падения кому- то «почти на шею» массивных железяк. Подобные «происшествия» способны очень быстро заставить усвоить истину, которой нас не научили родители и школа: прежде чем что-то сделать — помолись.
НА ДАЛЬНЕМ ИСТОЧНИКЕ
Особенно памятным стал для меня поход на святой источник в один из летних приездов. Источников в Семиозерке два. Ближний — Божией Матери. Говорят, что и вода в нем более мягкая, ласковая. Дальний — на том самом месте, где подвизалась матушка Анисия, благословленный, в основном, болящим и бесноватым. В тот раз мы решили идти на дальний. С пустыми «пятилитровками» в руках входим в кряжистый, темно- синий лес и отправляемся на святой ключ. Перекрестившись у часовенки, поднимаемся в гору. Я радостно и беззаботно фотографирую окружающие нас красоты, еще не представляя, что за путь нас ждет впереди.
Места, выбранные отшельницей для подвига, именуются в науке «пересеченной местностью». На практике это выглядит так: бурьян, крутые косогоры с тропинкой то «по верху», то «по низу», поваленные деревья и, в довершение всего, илистый ручей, пересекающий путь паломника энное количество раз. Говорят, что двенадцать. Сперва через него интеллигентно перекинуты дощечки, потом набросаны камушки, а потом просто снимаешь обувь и идешь вброд, махнув на все рукой. От постоянного прыгания по препятствиям чувствуешь себя персонажем в компьютерной игре.
Примерно на середине пути есть такое место: с одной стороны обрыв, с другой — склон холма, между ними узенькая тропка шириной со стопу. Буквально на корточках, хватаясь за корни, переползаю на ту сторону. Шутки кончились. Как-то встретит нас отшельническое место…
Тропарь Смоленской иконе не помню. Бубню Казанской. О предстоящем купании стараюсь не думать. Уцепляюсь за мысль, что назад дороги нет, почти конец пути.
Вскоре мы действительно ока¬зываемся у небольшой, из современного красного кирпича, купальни. Рядом небольшая часовенка и место подвижнической кельи. Удивительно, но землянка преподобной Анисии частично сохранилась до сих пор и представляет собой крестообразное углубление в грунте, заросшее кустами. Стою в нерешительности: фотографировать бесполезно, спускаться неуютно — слишком напоминает могилу.
Вот подходит моя очередь окунуться в источник. Нырнуть в воды святого ключа летом, даже в прохладную погоду, кажется обычным делом. Но сделать это в Седмиозерке, даже на ближнем, «мягком» источнике, почему-то оказалось нелегко: от ледяной воды сводило дыхание, а неглубокий «колодец» купели казался черной дырой. А здесь, уже стоя босиком, в рубашке, на аккуратном кафельном полу, я вдруг четко ощутила, что переступить черту не могу. «Враг это, здесь место сильное, молись, молись…» — подбадривали сзади. Но я лишь наспех окатила себя водой из ведра и почти в панике выбежала из купальни. Остается только догадываться, что испытывают здесь те самые «болящие и бесноватые», которым нередко благословляется ходить на источник каждый день.
Снаружи ждало утешение — знаменитые «грядки» матушки Анисии.
Когда-то отшельница выращивала здесь овощи. Поразительно, но контуры этого огородика, в виде рядов продолговатых пологих холмиков — грядок, — не стираются уже несколько веков. В советское время возвышения сравнивали бульдозером, но каждый год они вырастали заново. Место это, впитавшее в себя труды и молитвы подвижницы, считается святым. Паломники ложатся прямо на грядки, мысленно прося отшельницу помолиться Господу об исцелении. Особенно много приезжает бездетных пар. Кстати, купальня рядом построена недавно пришедшим к вере благотворителем во исполнение обета — после рождения долгожданного сына.
Подойдя ближе обнаруживаю, что на грядке уже кто-то лежит — неподвижно, закрыв лицо, словно глубоко спящий. Опускаюсь на живую, прохладную землю. Куда-то уходит чувство взвинченности, напряжения после нелегкого пути. Надолго забыться не удается — собирается дождь, и нужно идти назад.
Обратный путь проходит без эмоций, машинально. Долго не могу перескочить через тот, «серединный» обрыв. Перебравшись, погружаюсь в размышления о том, как легко потерять жизнь. Жизнь! Стоит лишь оступиться, в неудачный момент выскочить на дорогу, перемерзнуть, перегреться… И что тогда станет со всеми нашими «великими» нагромождениями мыслей и гениальных планов…
В монастырской лавке, куда мы заходим перед отъездом, чтобы заказать требы, инокиня учит меня рисовать крест. Долго объясняет, что он не должен быть абстрактной конструкцией из палочек даже на бумажке с надписью «о здравии». Показывает раз, другой, зачем –то требует повторить. Неожиданно для себя проникаюсь важностью момента. Ведь случайного ничего не бывает. Видимо, многому, многому еще предстоит научиться. Такому простому и такому важному, что постоянно ускользает от нас в череде будничных дней. Для того и нужны такие поездки, чтобы понять, что видим мы пока еще не глубину духовной жизни и не основания собственной души, а всего лишь смутное отражение в озере…
Елена Сапаева.
Станет школа домом
В бывшей сельской школе сернурской деревни Большая Коклала скоро появятся новые жильцы — здесь будет семейный детский дом. Организует его настоятель сернурского храма св. Архистратига Михаила священник Владимир Власов.
Два года назад в деревне Большая Коклала закрылась старенькая школа. Казалось, что навсегда, однако не так давно там неожиданно для местных жителей появились строители и застучали топоры. Стоит школа на самой окраине, место очень живописное: сад, деревья, луга. Не пощадило время школьное здание: многое сгнило, что-то растащили, вдобавок был пожар. Но школьный дух не выветрился — со стен внимательно и строго смотрят портреты классиков литературы. Сделано уже много: отремонтированы стены, новая крыша, отливает свежестью сантехника и кафельная плитка, хоть сегодня можно затопить большой симпатичный камин.
— Так что же здесь теперь будет? — спрашиваю у главы администрации района Николая Лебедева.
— Семейный приют для брошенных ребятишек, детей-сирот, — поясняет Николай Серафимович. — Отец Владимир задумал это дело и пришел к нам с идеей. Я обеими руками «за». Как говорится, за державу обидно — в такой богатой стране беспризорников, как в военное время. Пусть хоть кто-то из них попадет в хорошие руки. Поэтому передали отцу Владимиру школьное здание, отвели земельный участок, помогаем чем можем в строительных делах, спонсоров подтягиваем. Да и как не пойти навстречу человеку, который собирается взвалить на себя такую ношу, такой груз ответственности.
Отца Владимира я нашел в райцентре на стройплощадке — здесь возводится новый храм в честь Архистратига Михаила. В рабочем халате молодой батюшка трудился вместе с прихожанами. —
Конечно, все это непросто, говорит священник,— стройка поселке, стройка в деревне... На Коклалу мы вышли случайно, организовали при воскресной школе летний лагерь для детей, поняв, что ребятишек обязательно нужно вывозить на свежий воздух в деревню. Вот нам и предложили бывшую школу. Место хорошее, но само здание требует серьезного ремонта, и без присмотра оставлять его нельзя — растащат или сожгут. Лихих людей везде хватает. А у меня идея семейного приюта появилась давно, еще до семинарии. В казенных детдомах нет ничего хорошего. Очень важно — к кому, в какие руки попадут брошенные ребятишки. В какой-то мере по себе сужу — рос я сорвиголовой, как угорелый гонял на мотоцикле. Но в 15 лет встреча с замечательным человеком — отцом Андреем — изменила всю мою жизнь. Сейчас, похоже, пришло время осуществить давнюю мечту — обзавестись большой семьей и дать детям хорошее воспитание.
По форме, вероятно, это будет приемная семья (есть у отца Владимира и свои детки. — Д.Ш.). Для нашей республики дело это достаточно новое, а по России примеры есть. Мы вот были в Оренбургской области, в семье протоиерея Николая Стремского, в которой 70 (!) усыновленных ребятишек. У многих уже свои дети растут. Посмотрев на них, мы поверили в свои силы — значит, можно, если очень захотеть. Хотя и сейчас до реализации плана путь еще очень неблизкий: завершение строительных работ, юридические формальности. Впрочем, надеемся, что к концу нынешнего года с Божией и людской помощью несколько комнат сумеем подготовить, они и станут родным домом для первых детишек.
Дмитрий Шахтарин,
Сернурский район.