МОНАСТЫРЬ НА ГОРНОЙ СТОРОНЕ
Содержание номера:
Православный центр будет возведен в течение календарного года
Не забывать чудесное
В колониях будут строиться храмы
Воспитываем народных умельцев
Подражая великим просветителям
Праздник у ракетчиков
Возродить традиционные ценности
Монастырь на горной стороне
В гости — на работу
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕНТР БУДЕТ ВОЗВЕДЕН В ТЕЧЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА
Как мы уже сообщали, с осени прошлого года по инициативе президента республики Леонида Маркелова в Йошкар-Оле, на берегу Малой Кокшаги, вместо старого Православного центра возводится новый, включающий в себя воскресную школу и детский сад.
11 мая президент побывал на стройплощадке, заложив символический кирпич в основание будущего здания. В кратком интервью журналистам республиканских СМИ Леонид Маркелов сказал, что настало время, когда правительство республики должно вернуть все церковные земли и изъятые из церквей ценности, восстановить разрушенные православные строения.
Важно, чтобы наши земляки верили в справедливость и ориентировались в своих ежедневных поступках на высокие нравственные идеалы христианства, заметил президент. Вера поможет каждому выбрать правильные жизненные ориентиры, чтобы, получив достойное образование, люди создавали крепкие семьи, смогли дать хорошее воспитание своим детям, добросовестно трудились, отстаивая свои убеждения, основанные на духовных ценностях.
Новый Православный центр (архитектор — Виктор Горбань) общей площадью свыше 2000 кв. метров возводится по типу греческого монастыря: с четырех сторон внутренний дворик будут окружать двухэтажные здания с собственным входом, заменяющие собой стены. В одном из них расположатся Святые врата. По углам будут выситься четырехэтажные башни, в одной из которых разместится часовня в честь святой благоверной княгини Елисаветы — покровительницы сестер милосердия и всех нуждающихся в духовной и материальной помощи. Главный вход будет ориентирован на улицу К. Маркса. Строения, отделанные облицовочным кирпичом, предполагают выполнить в традиционном русско-византийском стиле.
В комплексе зданий, образующих Православный центр, расположатся воскресная школа, детский сад, епархиальная библиотека с читальным залом, отдел по работе с молодежью, школа сестер милосердия, кабинеты для приема верующими врачами нуждающихся в медицинской помощи. Кроме того, на построенных площадях планируется разместить миссионерский, социальный и редакционно-издательский отделы епархии, а также комиссию по переводу Священного Писания на марийские языки. Предусмотрены трапезная, зал для собраний. В мансардных помещениях расположатся иконописная и мозаичная мастерские, а в нижней части башен — хозяйственные склады для овощей и других продуктов, предназначенные для столовой.
Строителями уже выполнен цокольный этаж воскресной школы, и начата кирпичная кладка первого этажа. Одновременно возводятся фундаменты следующих зданий, в частности, начата забивка свай.
По официальным данным, ныне на объекте трудятся 25 каменщиков, в ближайшее время их численность увеличится до 45 человек. При этом фундаментные работы предполагается завершить в течение месяца. Весь же Православный центр, по словам президента, будет возведен в течение календарного года.
Мария Петрова, Сергей Крайнов
НЕ ЗАБЫВАТЬ ЧУДЕСНОЕ
В честь Cвятителя Николая Чудотворца, память которого празднуется 22 мая, освящено несколько храмов нашей епархии. В их числе — Свято-Никольский кафедральный собор города Волжска.
Праздник любимейшего в народе святого называют здесь по-старинному — «Никола летний». Жаркая и душная, действительно летняя погода в день «престола» не испугала прихожан. Храм оставался полон до конца службы. После Литургии, за которой причастилось около 70 человек, был отслужен водосвятный молебен и состоялся крестный ход вокруг храма. Священники щедро кропили паству прохладной святой водой. Верующие, приехавшие из разных уголков города и близлежащих деревень, прикладывались к большой иконе Николая Чудотворца в серебряной ризе и к святыне храма — ковчежцу, где хранится привезенное из Италии миро Святителя.
Покровитель путешествующих близок жителям городка. Работа многих волжан связана с поездками. Они уносили с собой из храма маленькие образки «Николы Угодника», которые будут их спутниками в дороге. «Этот праздник для нас — напоминание о чудесном, — заметил по окончании службы священник храма «Всех скорбящих Радость» отец Сергий Бажанов. — Ведь явную помощь Святителя Николая, подчас неожиданную, испытало на себе огромное количество людей. К сожалению, мы быстро забываем о чудесных вещах, произошедших в нашей жизни».
Конечно, сосредотачиваться на одних чудесах не стоит. Однако помнить о них и благодарить святых за их предстательство необходимо. Неплохо и подражать по силам их жизни и добродетелям. Настоятель собора иерей Виталий Михеев упомянул о некой духовной параллели между Святителем Николаем и апостолом Иоанном Богословом, память которого отмечалась накануне. Оба этих святых, по его словам, научают нас прежде всего любви — духовной любви к Богу и друг другу.
Елена Сапаева, г. Волжск.
В КОЛОНИЯХ БУДУТ СТРОИТЬСЯ ХРАМЫ
30 мая архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн посетил колонию в поселке Ясный и заложил первый символический камень в основание будущего храма колонии.
Владыка освятил закладной камень, помазал его миром и водрузил крест на месте будущего строительства. Затем архиепископ Иоанн окропил присутствующих святой водой и благословил строителей церкви, среди которых были и сами заключенные. Храм этот впоследствии освятят в честь Казанской иконы Божией Матери.
В ближайшее время предполагается также освящение закладных камней на месте будущих тюремных храмов в поселке Куяр и в столице республики. Строительство храмов в местах заключения совершается в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным между Йошкар-Олинской епархией и УФСИНом по Республике Марий Эл. Первыми из них стали церкви в Медведевской и Новотроицкой колониях.
ВОСПИТЫВАЕМ НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ
В килемарской воскресной школе возрождают традиционные народные промыслы. Резьбе по дереву ребят обучает мастер-художник Александр Сергеевич Волков.
Сегодня в свободное от учебы время ребятишкам нечем заняться, вот и возрастает число преступлений среди несовершеннолетних. Килемарский район явно стал опережать по этому показателю другие.
Это обстоятельство очень беспокоило всех, в том числе и настоятеля местного Свято-Ильинского храма священника Андрея Романова. Помещение для работы кружка по деревообработке он предусмотрел и подготовил давно, да все никак не мог найти преподавателя.
И вот, по милости Божией, появился в воскресной школе мастер-художник трехгранно-выемчатой резьбы по дереву Александр Сергеевич Волков. Стаж работы почти 30 лет. До сих пор помнит, как 10-летним мальчишкой, обучаясь в Козьмодемьянской художественной школе, изготовлял герб города. Вначале из пластилина лепил заготовку, затем переводил ее на гипс и отливал. Много воды утекло с тех пор, но любимое дело увлекает по-прежнему. Особенно любит поделки из липы. Вот и согласился поделиться мастерством с килемарскими мальчишками. Считает, что дело мастеров-художников — возрождать народные промыслы, восстанавливать храмовые росписи, потому что оно особенное — духовное…
Мне давно хотелось посмотреть на работу нового кружка. Перешагнув порог воскресной школы, я не услышала привычных детских голосов, шума, смеха. А ведь здесь занимается около 80 ребят от 10 до 16 лет.
В просторной комнате, склонившись над своими творениями, мальчишки усердно вырезали что-то на досках. Приглядевшись, я поразилась тонкости и ювелирности их работы. И вот так, увлекшись и сосредоточившись, они проводят здесь по несколько часов, забывая о телевизорах и «видиках», пока преподаватель не отправит по домам. Ребята признаются, что здесь стали лучше видеть красоту, понимать тонкости ремесла, а главное — учатся усидчивости, терпению, трудолюбию.
Безусловно, праздное времяпровождение ничего хорошего не привносит в жизнь человека. Взрослые мужчины спиваются, дети и жены остаются без главы семьи. Молодежь, не зная где применить силу, нарушает закон, губит жизнь, толком не начав ее. Воспитание любви к труду — прекрасное лекарство от многих бед сегодняшнего дня. Потому вдвойне ценно сегодня обучение подростков уже забытым исконно русским ремеслам.
Лидия Градинар, Килемары
ПОДРАЖАЯ ВЕЛИКИМ ПРОСВЕТИТЕЛЯМ
24 мая, в день памяти свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, в г. Волжске состоялся крестный ход.
Прихожане Свято-Никольского собора совершают подобное крестное шествие уже восьмой год подряд. Приурочено оно к празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Проходя по городским улицам с хоругвями и пением тропарей, мы не только исповедуем свою веру, но и даем другим людям возможность присоединиться к нам,— рассказывает настоятель собора священник Виталий Михеев.— Сегодняшний крестный ход имеет прежде всего просветительскую задачу. Кроме того, это символическое подражание жизни великих братьев — учителей Словенских, проведших многие годы в странствии и проповеди».
Встреча с церковным шествием не вызывала особого удивления у прохожих. Волжане, стоящие на остановках, водители и даже жители близлежащих домов нередко подбегали к батюшке за благословением и окроплением. Святой водой кропилось все, что попадалось на пути: здания учреждений, перекрестки, автомобили, палисадники. Даже проходящая электричка удостоилась освящающих прохладных брызг.
За два часа удалось обойти значительную часть города. Замкнулся символический круг, знаменующий собой духовное ограждение горожан. «Воскресение Христово видевше…» — пели участники шествия, возвращаясь в церковную ограду, свидетельствуя этим пасхальным песнопением непреложную истину православной веры.
Елена Сапаева, г. Волжск
ПРАЗДНИК У РАКЕТЧИКОВ
6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в полковой церкви Киевско-Житомирской ордена Кутузова III степени ракетной дивизии отмечали храмовый праздник. Здесь была совершена Божественная литургия, на которой присутствовали солдаты срочной службы и гражданский персонал части.
Киевско-Житомирская ордена Кутузова III степени ракетная дивизия, дислоцирующаяся в Марий Эл, уже достаточно давно сотрудничает с Марийской епархией. При некоторых из ракетных полков дивизии открыты молельные комнаты, а при одном есть даже домовой храм — во имя святого Георгия Победоносца, открытый два года назад в отдельном помещении офицерского общежития. Окормляет его священник Георгий Колотов — подполковник запаса.
В свободное от боевого дежурства время стратегические ракетчики заходят в храм помолиться. Для них церковь примечательна и тем, что первым в ней обвенчался со своей супругой командир полка. Постепенно храм входит в жизнь военнослужащих. Батюшка, посвятивший армии добрую половину своей жизни, не понаслышке знает о проблемах солдат, регулярно встречается с личным составом части, проводит индивидуальные беседы, наставляя в вере и любви свою паству.
Впрочем, внимание и заботу к военнослужащим проявляют не только священнослужители. В праздничный день поздравить солдат с днем небесного покровителя всех воинов приехали и воспитанники воскресной школы церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка.
Пресс-служба епархии.
ВОЗРОДИТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ
19–21 апреля в Санкт-Петербургском университете технологии и дизайна состоялась международная научно-практическая конференция «Православие и суверенитет России». В ее работе приняли участие представители более 30 регионов России, делегации из Украины, Белоруссии, представители стран дальнего зарубежья. Среди участников были также депутаты Госдумы, представители законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга. Активными участниками конференции стали и студенты Марийского государственного технического университета.
Наша студенческая делегация состояла из четырех представителей двух достаточно «молодых» и востребованных факультетов МарГТУ — социальных технологий и информатики и вычислительной техники. Чтобы не опоздать и осмотреться на месте, мы приехали за двое суток, которые, конечно, не пропали даром.
Знакомство с Петербургом началось с вечерней прогулки по Невскому проспекту. Великолепный Казанский собор поразил своей необычной архитектурой. Скульптуры коней на Аничковом мосту выглядят как живые. Впрочем, каждое здание в северной столице несет дыхание далеких веков.
За время пребывания в городе на Неве подобные прогулки стали у нас ежедневными, они охватывали не только Невский проспект, но и весь культурный центр Петербурга — от Дворцовой площади до Крестовского острова. Осматривая город, мы получали массу прекрасных впечатлений. Где еще удастся полюбоваться такими шедеврами зодчества, пройтись по удивительно красивой набережной или погладить златокрылых грифонов?!
А вскоре начались дни работы конференции. Здесь особенно порадовало большое количество молодых участников — добрая примета, говорящая о немалой заинтересованности юного поколения в дальнейшей судьбе России. Среди молодежи преобладали студенты психологических, социологических, военных и политических специальностей.
Вопросы, решаемые в рамках секций и круглых столов, отличались серьезностью, а научные разработки — аргументированностью. В частности, на секции «Православие и политические процессы в современной России» студенты наравне с ведущими специалистами в области политики, социальных исследований и психологии пытались анализировать серьезные глубинные проблемы нашего общества, разрушающие страну «изнутри».
Так, проблема отсутствия счастья в выступлении студента факультета психологии СПбГУ рассматривалась в качестве основной причины деградации общества, возникновения хронического одиночества, увеличения числа суицидов и прочих отклоняющихся от нормы форм поведения. Само понятие «счастье» молодой докладчик разделил на три основополагающих взаимодополняющих ценности: «вера», «надежда» и «любовь». На практике это выглядит примерно так: человек любит свою страну, семью, работу, имеет твердую — сознательную веру в Господа и живет по закону Его, надеясь на светлое будущее. Именно такой человек приближается к определению «счастливый»....
Не менее интересным и актуальным показался доклад ведущего научного сотрудника Института психологии РАН А. Гостева «Образ человека как канал манипулирования глобального мира». Ученый обрисовал механизм «оседания» в подсознании образов, получаемых извне, взаимодействие их с «компонентами души» и влияние на поведение человека. Действительно, психология и, в частности, психотерапия основываются на работе с сознанием человека через образы и внушение. Однако сам феномен «образа» и его влияние на сознание еще не достаточно изучен психологами. Поэтому работа с «образами» может таить в себе серьезную опасность для души человека, особенно если пытающийся помочь психолог далек от истинного понимания духовной жизни.
Механизм внедрения образа в сознание хорошо изучен теми, кто находится на верхушке глобальной власти и стремится проводить политику подчинения себе всего мира. Война XXI века ведется не на какой-либо конкретной территории, как прежде, а в сознании каждого человека. Примером этого может служить достаточно часто возникающая проблема построения искаженного образа мира через средства массовой информации. Так происходит всякий раз, когда с экранов ТВ, страниц газет идет информация без глубокого анализа, более того — не отражающая истинное положение вещей, но, в погоне за сенсацией и внешним эффектом, вызывающая раздражение, волнение и страх у людей…
Итогом работы секции стал призыв к молодым участникам конференции — по мере сил противиться процессу размытия нравственных понятий, происходящему в российском обществе, активно приобщающемся ныне к западной системе ценностей. Верится, что молодежь, которая занимается сегодня подобными проблемами на студенческих конференциях, завтра постарается повлиять на развитие событий на уровне управляющих структур государства.
В работе секции «Православие и безопасность России» рассматривались вопросы преимущественно военного характера, поэтому ее участниками были курсанты и преподаватели военных академий Санкт-Петербурга. А единственной девушкой на секции оказалась студентка МарГТУ, обучающаяся на специальности «Социальная работа». Возможно, именно этот факт обусловил особое расположение к ней со стороны участников и ведущих секции. Впрочем, не исключено, что наша землячка, окончив вуз, займется той важной стороной безопасности нашего государства, которая заключается в социальном, психическом и духовном здоровье соотечественников.
Кроме того, наши студенты участвовали в работе секции «Православное воспитание и образование», где поделились результатами исследований стереотипа понятия «любовь» в сознании современных студентов. Работа вызвала большой интерес со стороны других участников, ведь в науке феномен любви до сих пор остается неизученным…
В завершение конференции ее участники отметили, что великолепный Санкт-Петербург, неповторимая атмосфера этого удивительного города, способствовали эффективной работе, позволив собравшимся вместе молодым ученым и студентам добиться хороших результатов.
Особо порадовало искреннее желание участников конференции, представляющих российскую молодежь, приложить силы и энергию для того, чтобы продолжить строительство новой страны, опираясь на духовные традиции Православия.
Марина Пахмутова, МарГТУ.
МОНАСТЫРЬ НА ГОРНОЙ СТОРОНЕ
Благодатна горномарийская сторона, богато одарена она Богом. Неслучайно эти благословенные места стали колыбелью Православия в Марийском крае. Четыре из семи православных монастырей, существовавших на марийской земле в конце XIX века, располагались именно здесь. Среди них и Михаило-Архангельский монастырь на Суре, близ храма Рождества Христова села Пайгусово. Во времена гонений на Церковь обитель была разрушена. И вот, два года назад, за ее восстановление взялся настоятель Смоленского собора города Козьмодемьянска архимандрит Варлаам. Взялся основательно, вкладывая в это дело все силы, всю душу. По крупицам собирая сведения об обители, батюшка охотно делится ими со всеми желающими. И рассказ его — живой, горячий — никого не оставляет равнодушным.
В первые десятилетия существования пайгусовского прихода обстановка на его территории была напряженной. Местные жители метались между ставшей привычной языческой верой и не до конца понимаемой и принимаемой ими верой христианской. В это непростое время среди местных жителей появилось несколько ревнителей Православия, заботящихся об укоренении христианства среди своих соплеменников. Плодом их просветительской деятельности стало устройство Михаило-Архангельского черемисского мужского монастыря.
Начиналась обитель подвижническими трудами местных крестьян-марийцев, уединившихся в вековые леса на реке Суре. По свидетельству священника Порфирия Руфимского, автора книги о Михаило-Архангельском монастыре, первым из них стал крестьянин села Пайгусово Андрей Никитин.
Жизнь подвижника не могла не обратить на себя внимания его сородичей. Наиболее благочестивые из черемис часто навещали его, чтобы послушать благодатные слова христианской проповеди. Вскоре к Андрею присоединился крестьянин деревни Цыганово Михаил Герасимов. Он первым откликнулся на проповедь земляка, оставил родную деревню и, отказавшись навсегда от супружеской жизни, также поселился в пустынном лесу.
Никакие невзгоды и лишения не остановили подвижников. Слава о них пошла по всему горному краю. К уединенным кельям не зарастала тропа. Число насельников скита постоянно увеличивалось, и через 20 лет после появления первых насельников было получено разрешение на устройство обители.
Весной 1868 года монастырь начал строиться и со временем стал одним из крупнейших центров христианского просвещения края. Расцвет его просветительской деятельности пришелся на годы, когда обитель возглавлял игумен Паисий (Эрин).
Кроме одноглавой деревянной церкви во имя Архистратига Михаила, имевшей великолепный иконостас с позолотой, в конце XIX века в обители были освящены домовая церковь во имя Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца в настоятельском корпусе и Благовещенский собор с интерьером, выполненным в русско-византийском стиле. А в 1904 году на месте деревянной церкви Архистратига Михаила вырос каменный Михаило-Архангельский храм.
Среди икон особое внимание на себя обращали две: образ великомученика Пантелеимона в позолоченной ризе с частицей мощей святого угодника и икона Божией Матери «Скоропослушница», присланные сюда по просьбе братии из знаменитого Афонского русского Пантелеимонова монастыря.
На территории обители имелись одно- и двухэтажные дома с келиями для братии, мастерские, гостиницы, а также богатая библиотека, галерея портретов коронованных особ и картин духовного содержания. Монастырь имел обширное хозяйство: леса, пашни, стада скота, участки для рыбной ловли, сады, огороды, пчельник.
Особое внимание в обители уделялось школе — опоре Православия, образования и единения марийского населения с русским народом. С 1874 по 1895 годы в ней обучалось более 700 мальчиков из близлежащих марийских селений.
В 1921 году, после революции и гражданской войны, монастырь был закрыт. Его строения постепенно пришли в запустение, а затем были разграблены и разрушены. Лишь в 2005 году, почти век спустя, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна духовно окормлять и восстанавливать обитель взял на себя послушание настоятель козьмодемьянского собора в честь Смоленской иконы Божией Матери архимандрит Варлаам (Семенов).
Первая мысль о возрождении монастыря появилась несколько лет назад, когда в руки батюшке попала одна из святынь обители — небольшая икона-мощевик с изображением девяти угодников Божиих, некогда находившаяся в алтаре церкви Преподобного Сергия Радонежского. При закрытии Михаило-Архангельского монастыря были уничтожены все святыни. И только эта икона с частицами святых мощей и животворящего Креста Господня, привезенная из Иерусалима игуменом Паисием, сохранилась. А когда по ходатайству отца Геннадия, настоятеля храма Рождества Христова села Пайгусово, Церкви было передано одно из бывших монастырских зданий, стало ясно — пришло время, пора положить начало новым трудам. Что ж, не привыкать: труд церковный знаком батюшке с молодых лет.
Родился архимандрит Варлаам в деревне Студеная Колода пайгусовского прихода. Родители были верующие и с детства водили в храм. Еще до закрытия бывал он и в пайгусовской, и в микряковской церквах.
Но жить выпало во времена атеизма. В школе убеждали, что Бога нет. А его тянуло в церковь. Бывало, сверстники посмеивались, директор школы с председателем сельсовета приходили, интересовались: «Ты ходишь в церковь?» Отвечал: «Что хотите, со мной делайте, а я верил и верю».
Потом познакомился с певчими, которые привели его на клирос. Хоть музыкальной грамоты и не знал, но слух был. Стал учиться. Со временем поставили псаломщиком. И тут, как гром среди ясного неба,— вызов в Казань, в епархию. Там дали книги и сказали: «Почитай. Мы решили поставить тебя на приход».
— Не думал и не мечтал,— качает головой отец Варлаам.— Это было время хрущевской оттепели, храмы открывали, а служить некому.
Вскоре начались «хождения по мукам». Недолго пришлось прослужить в первом храме в селе Мушерань Моркинского района. Уполномоченный по делам религии настоял, чтобы церковь закрыли. Батюшку перевели в Нурму. Но и здесь прослужил только два месяца — и опять «на все четыре стороны».
— Приехал в Казань, в епархию,— вспоминает отец Варлаам.— Владыка с секретарем смотрят друг на друга: куда определить? Пристроили меня псаломщиком в один из православных храмов Татарии. Встретили там настороженно, первое время даже запрещали иерейский крест носить. Но не роптал, подчинялся во всем.
Через какое-то время Владыка дал батюшке приход на родине, в Горномари. В родном районе отец Варлаам остался надолго: девятнадцать лет прослужил в Коротнях. А потом разрешили открыть Троицкую церковь в Козьмодемьянске. Наступали новые времена.
— Служили в уголке первого этажа,— вспоминает батюшка,— а на втором еще оставалось жилье. Телевизор, музыка, бранные слова — все внизу было слышно. Добивались и добились-таки — квартиры убрали.
А в 1992 году отца Варлаама перевели в Смоленский собор, настоятелем которого он является и в настоящее времени.
Поначалу, пока собор не освободили, невдалеке в крестьянском деревенском доме устроили малый храм. Служить приходилось в тесноте — повернуться негде. Потом здание стали расширять, пристроили кирпичный алтарь, утеплили сени и веранду, там поместили иконостас. И только через шесть лет Смоленский собор был передан Церкви. Отец Варлаам вспоминает связанный с этим событием уникальный случай:
— В то время в соборе находился музей, и здание никак не освобождали. В 1996 году в Духов день пошли крестным ходом вокруг собора. К концу молебна люди стали шуметь. Я взглянул вверх — над куполами собора раскинулась радуга. Потом стала исчезать и вдруг появилась во второй раз, уже не полукругом, а замкнутая вокруг собора. Все умилились сердцем. Певчие плакали. А когда с крестным ходом возвращались в малый храм, те, кто шли последними, заметили, что и радуга перебиралась следом за нами к малому храму. Этим знамением Господь нас уверил, что храм будет возрожден. И вправду, через два года Смоленский собор был передан верующим.
Такое явление, как замкнутая кругом радуга, — очень редкое. Известно, что она появлялась, когда мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и при захоронении императрицы Марии Феодоровны, матери царственного страстотерпца Николая II, над шпилем Петропавловского собора. Были свидетелями подобного чуда и наши земляки. Смоленский собор теперь — красавец, а у батюшки новые думы-заботы: как на месте запустения восстановить обитель.
Строить — не ломать, дело небыстрое, но начало положено. Приезжают верующие из Козьмодемьянска и деревень, трудятся на уборке. В пристрое к переданному двухэтажному зданию, где ныне размещается отец Варлаам со своими помощниками, устроили храм Божий. Алтарь получился просторный. Зал для молящихся небольшой. Впрочем, народу пока на службе бывает немного, человек 10–15 по воскресеньям. Дух церковный в округе совсем выдохся, новое поколение выросло в безбожной среде.
— Больно думать о том, что разрушили такой монастырь, такую красоту, силу и мощь! — сокрушается отец Варлаам. — Моя любимая книжка — с описанием Михаило-Архангельского монастыря. Когда я ее читаю, плакать хочется, такая берет жалость… Собор был пятипрестольный, монастырь посещали тысячи паломников, ежедневно причащались сотни людей. Здесь был центр просвещения, готовивший преподавателей для уездных школ. По разным сведениям, число послушников доходило от 200 до 500 человек, были свои резчики, жестянщики, сами делали кирпичи, сеяли, пахали, косили сено. Все было свое, до ста голов дойных коров, до сорока рабочих лошадей, сады, огороды, ягодники, пчельник, рыболовный берег протяженностью девятнадцать километров, пруды… И такое добро истребили!
Когда разрушали монастырь, кирпичи возили в Нижний Новгород на автозавод, остатки растащили местные жители. Даже фундамент разобрали. И сейчас невозможно определить место, где стоял собор. Нужно проводить раскопки, это большой труд.
Впрочем, трудов здесь не боятся. Крепко надеется батюшка на помощь Божию и молитвы отцов, десятилетия подвизавшихся на этом святом месте. Особенно чтит игумена Паисия, настоятеля монастыря:
— Отец Паисий был известный человек, бывший саровский монах. Говорят, в 60-е годы, когда разбирали фундамент, обнаружили захоронение. Свидетели видели нетленные останки, крест, Евангелие в руках. Предполагают, что это останки отца Паисия. Сейчас захоронение вновь утеряно.
Не много сведений сохранилось и об архимандрите Арсении, последнем настоятеле Михаило-Архангельского монастыря. В 20-е годы обитель упразднили, храм сделали приходским. Отец Арсений служил там до его закрытия в 30-х годах. Рассказывали, что когда чекисты повели его на расстрел то отпустили, но велели скрываться, никому не показываться. До войны он жил тайком у разных знакомых. А когда умер, тело обернули лубком, отыскали ночью на кладбище приготовленную могилу, сбоку сделали подкоп и там положили. Теперь неизвестно, был ли он отпет и где могила…
Быстро течет время, работы по восстановлению обители много, торопится батюшка: годы-то немалые. О деле своем говорит просто:
— У меня одно желание — возродить духовный очаг. Я одинокий, принял постриг, мне бы хотелось на этом месте кости свои сложить. Если угодно Богу, Он соберет все необходимое для того, чтобы монастырь был восстановлен.
Кому-то такие суждения могут показаться наивными. Подумать только: деревни вымирают, народа нет, дорог нет, монастырь практически полностью разрушен. Но, встретившись с отцом Варлаамом — убеленным сединами старцем с молодыми и очень живыми глазами — веришь: поднимется обитель, и на месте запустения вновь зажжется неугасимая лампада молитвы «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех».
Людмила Протасова, Наталья Шалагина.
От редакции. Наступило лето, время отпусков. Если возникнет у кого желание помочь в восстановлении Михаило-Архангельского монастыря посильным трудом, позвоните в Смоленский собор Козьмодемьянска по телефону (8-232) 7-29-09 и спросите Елизавету Анатольевну Свешникову. Ее батюшка Варлаам благословил встречать пожелавших приехать потрудиться.
Можно перечислить средства на расчетный счет:
Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Банк ОСБ «Марий Эл» № 8614 г. Йошкар-Ола Р/с 40703810437180100657, к/с 30101810300000000630. БИК 048860630, ИНН 1215036143 (на восстановление Михаило-Архан-гельского монастыря) Почтовый адрес для писем:
424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27. e-mail: mari@eparhia.ru.
А йошкаролинцы могут передать деньги через епархиальную бухгалтерию по адресу: ул. К. Маркса, 27 (остановка «Аптека № 1», бывший дом купца Пчелина). Там запишут имена для поминовения, и в монастыре будут молиться за вас и ваших близких.
В ГОСТИ – НА РАБОТУ
Многим майские праздники в этом году не принесли удовлетворения: и для отдыха погода выдалась неважная, и для работы в садах-огородах неблагоприятная: сыро и прохладно. А вот прихожанам Петропавловского прихода, что в поселке Мари-Турек, скучать не пришлось. Многие из них, во главе с настоятелем храма священником Николаем Полежайкиным, отправились на эти дни в Сумки, к протоиерею Иоанну Барсукову — помочь по хозяйству.
Приход у батюшки невелик, помощников не много, а работы при сельском храме хватает круглый год, рук не хватает. Поэтому помощникам здесь были очень рады. Возраст участников поездки от 3 до 70 лет. В числе паломников — настоятель храма иерей Николай, певчие, глава района Людмила Аркадьевна Ефремова, пенсионеры. Автобус для поездки выделил директор школы Анатолий Васильевич Ласточкин, а известный в районе предприниматель Владимир Иванович Корчемкин дал свою машину и оплатил переправу.
Конечно, путь от Мари-Турека до Сумок немалый, километров 250 в одну сторону, да еще переправа по Волге, но дорога никого не утомила. Пели духовные песни, радовались предстоящей встрече с отцом Иоанном, возможности вместе поработать, помочь в добром деле.
За два дня перекрыли дровяник, складировали более 30 кубометров дров, заменили пришедшие в негодность тротуары, отремонтировали заборы, спилили и раскололи на дрова несколько засохших деревьев. Навели порядок на территории храма, в саду и на огороде. Вскопали грядки, посадили ранние овощи и зелень. А потом сами поражались, как удалось так много сделать? И никакой усталости!
Батюшка Иоанн только удивлялся: «Откуда вы взялись такие! Приезжайте еще!» Несмотря на большую занятость (он ежедневно совершает по две многочасовых службы), нашел время с каждым поговорить, дать наставления. И пригласил всех на вечернее богослужение. И опять — без всякой усталости после ударного трудового дня с благоговением и духовным подъемом простояли в храме трехчасовую вечернюю службу.
Запомнилось всем и посещение источника, освященного в честь Почаевской иконы Божией Матери. Самые смелые окунулись сразу, остальные, зябко ежась и с унынием глядя на хмурое небо, тем не менее, преодолели себя и тоже искупались. Какова же была потом радость! Благодатные воды источника и согрели, и настроение повысили.
На прощание батюшка Иоанн поблагодарил за труды, каждый получил его благословение, а певчие исполнили ему «Многая лета…»
И теперь все ждут - не дождутся, когда же поедут к батюшке в Сумки еще раз: желающих стало намного больше.
Сергей Фоминых, Мари-Турек.