Пятидесятница.
Содержание номера:
Благодатный огонь снова в Йошкар-Оле.
Воспитание по «Канону».
Освящены кресты храма на Туруновском кладбище.
Пасху поют сердцем.
Труд мастеров- Хриистову дню.
Царевококшайская икона и Мироносицкая обитель.
Согреть холодное сердце.
Освящен «голубой поток».
О Божественной литургии.
Наука и лженаука.
Десять косвенных признаков псевдонауки.
Свет православного искусства.
Сокровищница духовной мудрости.
Ящик кагора.
БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ СНОВА В ЙОШКАР-ОЛЕ
В начале апреля представительная делегация религиозных, государственных и общественных деятелей России совершила паломничество в Иерусалим, чтобы стать свидетелями чуда схождения Благодатного огня и принести его частицу в Москву. Ее возглавили председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий. В составе делегации был и Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов: благодаря этому верующие нашего края получили Благодатный огонь непосредственно из Иерусалима, а не из Чебоксар, как в прошлые годы.
В специальных «олимпийских фонарях» священный огонь из Иерусалима был доставлен в храм Христа Спасителя к ночному Пасхальному богослужению, а оттуда, на автомобиле — в Успенский храм Йошкар-Олы. В церковь, где в ожидании богослужения собрались сотни верующих, его привез архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Звон колоколов ознаменовал прибытие святыни в храм, где предварительно были потушены все лампады и свечи. После встречи Владыки духовенством в храме был возжен Благодатный огонь, а затем совершена Великая пасхальная вечерня. По окончании торжественного богослужения верующие с благоговением понесли в свои дома частички святого огня. Многие будут хранить его сорок дней — до праздника Вознесения Господня, а в храмах — целый год, до следующей Пасхи.
Организатором паломничества в Иерусалим и доставки Благодатного огня в Россию вот уже пятый год является Фонд Андрея Первозванного. Проходит оно в рамках проводимой фондом программы «Просите мира Иерусалиму». В этом году она продолжает празднование 900-летия паломничества в Святую землю черниговского игумена Даниила. В 1106-1108 годах он посетил святые места и оставил первое описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня, на русском языке. Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня «от всей русской земли». По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую субботу, символизирует именно ту «лампаду Даниила».
Сегодня, после многолетнего перерыва, древняя русская традиция паломничества в Иерусалим и на Святую Землю восстанавливается, и верующие нашей епархии вслед за игуменом Даниилом и многими поколениями православных богомольцев имеют возможность своими глазами увидеть святыни Палестины, где христианам было обетовано «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9,1). И Благодатный огонь в наших храмах — яркое тому подтверждение.
ВОСПИТАНИЕ ПО "КАНОНУ"
По сложившейся традиции во время ежегодных Глушковских чтений в Оршанском педагогическом колледже про водится фестиваль предметных комиссий. Ныне в его программу включили открытие и первое занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию «Канон».
Решение о создании этого кружка было принято еще два года назад с благословения оршанского священника Димитрия Вылекжанина. Но доброе дело задержалось по целому ряду причин. Между тем, необходимость в подобном объединении в колледже назрела. Учащиеся и преподаватели интересуются вопросами, связанными с посещением храма, с обрядностью и православным вероучением в целом. А уж о посещении юношами и девушками храма перед экзаменационными сессиями и говорить нечего…
И вот 4 апреля, в среду Страстной седмицы, «Канон», наконец, открылся. При участии преподавателей педколледжа, родителей и бабушек ребят из детской студии «Капель» было проведено два занятия: для учащихся 4 «б» группы школьного русского отделения и для 2 «б», классным руководителем которой является Светлана Наумова.
Светлана Наумова, преподаватель музыки Оршанского педагогического колледжа, человек с детства верующий. Сама живя церковной жизнью, помогла воцерковиться и своим домочадцам. Нынче все Наумовы — отец семейства Сергей Юрьевич, сын Александр и дочь Даша — поют в хоре оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи, где Светлана Сергеевна является регентом.
В рамках программы музыкального воспитания учащихся педколледжа Светлана Наумова преподает церковную музыку. Девушки из руководимого ею Оршанского вокального ансамбля «Вдохновение», многократного лауреата республиканских конкурсов хоровой музыки, стали постоянными участницами рождественских, пасхальных и архиерейских служб в Оршанском храме. Кстати, нынешняя Пасхальная служба стала для «Вдохновения» уже шестой.
Кроме того, Светлана Сергеевна занимается церковным пением с детьми из студии сольного пения «Капель» при районном центре детского творчества, также отмеченного множеством дипломов республиканских конкурсов. Очевидна ее заслуга и в том, что многие учащиеся колледжа стали православными. Один из них, Андрей Кузнецов, стал священником, сейчас служит в Туже Кировской области и заканчивает Московскую Духовную семинарию. Работник районного центра культуры и досуга Сергей Онучин является ведущим басом в церковном хоре в Оршанке, а Иван Снегирев поет в одном из чебоксарских храмов.
К слову, и открытие кружка «Канон» включили в программу нынешних Глушковских чтений во многом благодаря Светлане Сергеевне, которая приняла в проведении этого мероприятия самое активное участие — рассказала о целях и задачах нового кружка, о возрождении Православия в Оршанском районе, провела викторину по истории оршанского храма.
Также в ходе занятий кружка были продемонстрированы некоторые интересные исторические документы и фотографии, прозвучали стихи и песни духовного содержания. Перед собравшимися выступили певчие церковного хора из ансамбля «Вдохновение», детская студия «Капель», Светлана Сергеевна, Сергей Юрьевич и Даша Наумовы, самодеятельная поэтесса Н. Золотова...
Впереди — новые встречи. И, дай Бог, чтобы «Канон», обретая своих новых приверженцев в Оршанке и за ее пределами, выполнил главное свое предназначение — способствовал духовно-нравственному воспитанию наших земляков.
Николай Кропинов, п. Оршанка.
ОСВЯЩЕНЫ КРЕСТЫ ХРАМА НА ТУРУНОВСКОМ КЛАДБИЩЕ
13 апреля на Туруновском кладбище Йошкар-Олы произошло знаменательное событие, собравшее большое количество людей, — на главы строящегося здесь храма в честь Всех Святых были подняты кресты. Чин освящения совершил священник Семеновской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерей Михаил Ильин.
То, что на самом большом кладбище города возводится храм Божий, — большое утешение для верующих. Строительство начиналось на пожертвования йошкаролинцев, однако собранных денег хватило лишь на то, чтобы возвести фундамент и небольшую часть стены. Остальные работы за свой счет проделала фирма «Пеленг».
Теперь осталось построить три крыльца, выполнить внутреннюю и внешнюю отделку, поставить временный иконостас, провести тепло. По сравнению с тем, что сделано, — не так уж и много. А потому есть надежда, что уже к осени здесь будут регулярно совершаться богослужения: Божественные литургии, панихиды и отпевания усопших.
Андрей Тимаков, Йошкар-Ола.
ПАСХУ ПОЮТ СЕРДЦЕМ
Всю Светлую седмицу в Волжске проходили праздничные мероприятия. В пятницу, 13 апреля, в ДК Марбумкомбината состоялся городской Пасхальный фестиваль. А в воскресенье в кинотеатре «Родина» представил свою концертную программу детский ансамбль храма «Всех скорбящих Радость» «Соловушки».
Пасхальные праздники с участием детей проходят в нашей республике почти везде, где есть храмы. Посвященный Воскресению Христову фестиваль в Волжске собирает не только воспитанников воскресных школ, но и ребят из детских садов и общеобразовательных учреждений города. Волжане знают: рождественские и пасхальные торжества — это праздник для всех. Многие городские коллективы нашли в своем репертуаре или специально подготовили номера, передающие атмосферу светлого праздника. Жанры и формы самые разные — от эстрадного танца в фольклорном стиле до инсценировки «Приключений Буратино» «на новый лад», больше напоминающей КВНовские номера.
Все эти разнородные детские выступления были связаны с праздником Пасхи не только внешней атрибутикой, но и христианским смыслом «светских» на первый взгляд стихов и музыкальных композиций. В финале участники и зрители хором напевали слова старой советской песенки: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».
Ансамбль «Соловушки» провел еще и собственный концерт. Он был не похож на фестиваль по атмосфере и духу. В зале кинотеатра все дышало русской, старинной широтой и полнотой встречи Светлого Воскресения. Самовар на столе, узорчатые сарафаны, проникающие в душу народные песни. Вся эта красота — не антураж, не экспонат для музея, а живая традиция, к которой все еще тянет русскую христианскую душу. Юные участники «Соловушек», с малолетства знающие храм, с удовольствием водят хороводы, вдумчиво исполняют старинные песни и от души, во весь голос провозглашают «Христос Воскресе!»
У руководителя ансамбля Елены Алексеевны Тупиновой есть правило — брать всех желающих детей, независимо от музыкальных данных: народные песни — лирические или задорные — трудно спеть неправильно и плохо. Ведь подпевает само сердце.
Праздничный вечер с символическим самоваром перенес гостей на некий островок размеренной и умиротворенной русской жизни, напоминая — среди моря житейских волнений важно иметь островок веры и добра.
Елена Сапаева, г. Волжск.
ТРУД МАСТЕРОВ - ХРИСТОВУ ДНЮ
На Пасхальной неделе в килемарском краеведческом музее прошла православная выставка под названием «Светлая седмица». Открыл ее настоятель Богородице-Сергиевой пустыни архимандрит Давид, представивший более 230 экспонатов.
Посетители выставки познакомились с новыми книгами, рассказывающими об истории российских монастырей, в том числе действующих в нашей республике — Мироносицком женском монастыре и Богородице-Сергиевой пустыни. Были здесь и красочные книги для детей: о правителях государства русского, истории Православия, о храмах.
Особое, почетное место на выставке занимали иконы, написанные в традициях византийских и русских мастеров. Вниманию посетителей было представлено множество разнообразных по форме, цвету и размерам лампад.
А каких только здесь не было пасхальных яиц! Из парафина, дерева, цветного стекла и нефрита, украшенные бисером, расписанные сложным рисунком и орнаментом, украинские «писанки», гжельские и хохломские. Ведь яйцо — это не только символ сотворения мира, но и его возрождения во Христе. Пасхальные яйца на Руси во все времена бережно хранились в каждой семье в память о пережитой радости, зримым воплощением которой является вся обрядовость и традиционная атрибутика празднования Светлого Христова Воскресения.
Архимандрит Давид высоко оценил значение выставки, отметив возрождение православной культуры, иконописи, ремесел. Отрадно, что возобновляется у нас выпуск столь широкого ассортимента продукции для верующих.
Только за Светлую седмицу с выставкой познакомилось более двухсот человек. Главное — она не оставила равнодушными сердца посетителей, заставляя каждого из них заглянуть в свою душу и задуматься о вечном.
Лидия Градинар, п. Килемары.
ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ ИКОНА И МИРОНОСИЦКАЯ ОБИТЕЛЬ
360 лет назад на Марийской земле произошло чудесное событие. Волею Божией и предстательством Царицы Небесной была явлена «Мироносицкая» икона Пресвятой Богородицы, ставшая и до сей поры являющаяся небесной покровительницей нашего края.
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ
В 1647 году, 1 (14) мая, житель деревни Дальние Кузнецы Андрей Жолнин вместе с крестьянином Мананской волости Айтуганом Педешевым пахал землю. Во время работы их внезапно осиял свет, и на пашне явилась икона святых женмироносиц, «резанная на аспиде, обложенная сканым серебром». Спустя некоторое время образ опять представился глазам работавших — уже стоящим на дереве. Андрей взял икону и отнес ее к своему отцу — Ивану Жолнину. Вскоре все селение узнало о принесенном сокровище, и в дом Жолнина стали приходить окрестные жители, ведя за собой больных и увечных, над которыми явлены были исцеления.
Весть о явлении чудотворного образа немедленно была сообщена в город Царевококшайск местному воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову, который повелел воздвигнуть на месте обретения иконы часовню. Сам же чудотворный образ был принесен в город Царевококшайск и поставлен здесь в соборном храме Воскресения Христова. Список чудес и описание истории явления образа жен-мироносиц были посланы в Москву царю Алексею Михайловичу. Царь выразил пожелание видеть икону и обретших ее. Тогда с явленного образа была снята копия и оставлена в Царевококшайске, а сам образ в сопровождении нашедших его и причта собора был отправлен в Москву.
За несколько верст от первопрестольной царь встретил чудотворный образ святых жен-мироносиц в сопровождении духовенства и народа. Икона была поставлена в царских палатах и явила множество чудотворений над недужными. По повелению царя новоявленный образ был облечен бархатной срачицей, осыпанной жемчугом, и затем в 1649 году отправлен из Москвы обратно в Царевококшайск. В Москве же осталась копия иконы, выполненная по царскому указу.
ОБИТЕЛЬ НА СВЯТОМ МЕСТЕ
Отпуская святыню в Царевококшайск, царь повелел поставить на месте явления чудотворной иконы церковь в честь святых женмироносиц. И вскоре, в сентябре 1649 года, на святом месте было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря.
В 1652 году в обители была построена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц. В начале XVIII века при игумене Иоасафе (1712-1723) на месте деревянной была осуществлена постройка каменной двухэтажной церкви. Верхний храм (холодный) был посвящен святым женам-мироносицам, нижний (теплый) — с главным престолом в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и приделом в честь Архангела Михаила. В 1815 году во втором этаже соборной церкви был возведен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Чудотворная икона находилась в верхней, холодной церкви.
В описи первой половины XVIII века указано, что образ на камне жен-мироносиц был вставлен «в доску кипарисную, из коей писаны двунадесятые праздники красками… И та доска вложена во доску же простую аршинную, расписанную на красках — акафист Божией Матери». Позднее в источниках встречается запись о том, что образ на камне вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.
Образ был необыкновенно богато украшен. Помимо позолоченного оклада с драгоценными камнями и жемчугом, к нему было подвешено множество украшений: кресты, цепочки, сканые пуговицы, серьги, перстни, просверленные монеты и множество других предметов. Все эти пожертвования свидетельствовали о бесчисленных случаях благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Образ был украшен также тремя пеленами местной работы с изображением святых жен-мироносиц.
Чудотворная икона время от времени поновлялась в монастыре, но иногда вывозилась для этого и за пределы обители. Так, в 1809 году она была отправлена в Казань «серебряных и золотых дел мастеру для обложения литым серебряным окладом».
В монастыре хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц. Местонахождение самого явленного образа в настоящее время неизвестно. В Мироносицкой обители, возрожденной в 1993 году как женский монастырь, хранится копия образа святых жен, признанная чудотворной.
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА
В российских музеях и частных собраниях находятся девять древних списков Царевококшайской иконы Божией Матери, изготовленных в разное время из различных материалов. Явленный образ, скорее всего, был вырезан на темно-коричневом сланце. Из известных в настоящее время более трехсот чудотворных икон Божией Матери только две иконы, кроме Царевококшайской, вырезаны на камне: это Жировицкая, явившаяся пастухам в ветвях дикой груши в 1470 году, и Леснинская, явленная также пастухам на грушевом дереве в 1683 году. Первая икона находится в Жировицком СвятоУспенском мужском монастыре Гродненской области, другая — в Леснинском женском монастыре в Провемоне во Франции (РПЦЗ).
Списки образа святых жен-мироносиц расходятся между собой в мелких деталях. Например, на некоторых из икон святой апостол Иоанн Богослов изображен молодым и безбородым, на других — с бородой; на одних иконах Ангелы представлены в полный рост, на других — вместо Ангелов изображены Херувимы. На нескольких поздних иконах все три жены-мироносицы изображены с сосудами для мира в руках, на других — только две жены с сосудами, а у Пресвятой Богородицы руки закутаны мафорием, левая же рука поднята и скорбно прижата к щеке. Но на всех образках одинаково изображен трехглавый храм с сетчатым орнаментом на куполах, каменная стена с разделкой кирпичиками, две висящие лампады под аркой, символизирующей кувуклию Гроба Господня. Совмещение в композиции «Гроб Господень» учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных — Ангелов и Херувимов символизирует соединение Церкви земной и Небесной.
Истоки сюжета «Гроб Господень» можно обнаружить еще в раннехристианском искусстве VI века. Эта композиция сложилась под влиянием свидетельств святителя Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста, церковных песнопений и жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко гробу женщин Божией Матери: «Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)».
Многие из икон, подобных явленной в XVII веке под Царевококшайском на пашне, имеют новгородское происхождение. Именно под Новгородом находилось месторождение мелкозернистого темнокоричневого сланца, из которого местные мастера делали образки с изображением Гроба Господня. Эти памятники появились в период существования Латинской империи на Востоке (1204-1261 годы), в эпоху крестовых походов, а исчезли вскоре после похода Иоанна III на Новгород в 1471 году, после которого новгородские переселенцы завезли некоторые принадлежавшие им образки в Поволжье.
На иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Саломией и Иоанной встречается с первой половины XVI столетия. Название чудотворной иконы Божией Матери с течением времени менялось. До XVIII столетия в различных документах Царевококшайская икона именовалась как Мироносицкая, или «святых жен-мироносиц», и только в более поздних источниках появляется название «Богоматерь Царевококшайская».
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНИ
Образ святых жен-мироносиц почитался не только в нашем крае. Копии с явленной иконы со второй половины XVII столетия распространялись как паломнические реликвии по всей России.
Празднование иконе совершалось три раза в год. В первые два праздника — 1 мая (день явления образа) и в Неделю жен-мироносиц — людей бывало немного. На 23 июня, в день Владимирской иконы Божией Матери, количество богомольцев доходило до трех тысяч человек. Это были верующие люди из Царевококшайска, окрестных деревень, а также из Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии. Богомолье проходило два дня на Святом ключе, то есть на источнике, который, по преданию, связывался с явлением чудотворной иконы.
С давних пор монастырь устраивал крестные ходы с образом Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц, начало которым было положено по указу 1677 года, то есть через тридцать лет после явления иконы. Святыню с благоговением встречали во множестве поволжских городов: в Чебоксарах, Цивильске, Козьмодемьянске, Ядрине, Алатыре, Ардатове, Курмыше Симбирской губернии, Царевосанчурске, Яранске Вятской губернии, Чистополе, Мамадыше, Лаишеве, Тетюшах, Спасске и других. Крестный ход в Царевококшайск считался самым древним.
Даже после установления советской власти верующим удавалось приносить святыню в город, и крестные ходы продолжались до конца 20-х годов. В 1999 году эта традиция была возобновлена. Прибытие иконы в Йошкар-Олу из Мироносицкого женского монастыря отмечается верующими как большой праздник, и несколько дней йошкаролинцы могут видеть икону в храмах города.
Подготовила Дарья Махновец.
СОГРЕТЬ ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ
Церковные и светские журналисты, усилиями которых освящается православная тематика в местных изданиях и на телеканалах, собрались по прошествии Светлой седмицы в здании епархиального управления на семинар под названием «Церковь и СМИ: проблемы информационного сотрудничества». Предметом обсуждения стала специфика подачи православных материалов в средствах массовой информации. Современный мыслящий читатель, зритель требователен к качеству телепрограмм и газетных статей. Ему нужны не просто заметки «про купола и колокола» — нужен уверенный, духовный ответ на тупиковые вопросы эпохи. А представителям прессы, многие из которых совсем недавно открыли для себя церковный взгляд на вещи, необходимо учиться грамотно, без лишнего официоза рассказывать о жизни Церкви.
Вели семинар руководители информационно-издательских отделов двух епархий: Марийской — диакон Александр Жирнов и Саратовской — игумен Нектарий (Морозов). Последний специально для этой встречи преодолел более 800 километров. Саратовский епархиальный сайт считается одним из лучших в православном Интернете, материалы газеты «Православная вера», выпускаемой тем же отделом, нередко перепечатываются в других изданиях.
Журналистское сообщество в наши дни никак нельзя назвать «большой семьей». Политика редакций, извечная конкуренция, постоянная занятость разделяют его на атомы. Но «коллег по перу и микрофону» — церковных или симпатизирующих Православию — все же объединяют схожие стремления души. Состоявшаяся беседа затронула множество тем и, в конечном итоге, показала или, по крайней мере, приоткрыла ту плоскость, в которой журналистское слово может послужить на благо Церкви и общества. И во многом этому поспособствовало общение с нашим саратовским гостем.
«…Мы все рискуем ощутить однажды холод камня в своей груди… Жизнь становится выживанием, скольжением по блестящей ледяной поверхности, под толщей которой лишь угадываются очертания чего-то важного, так и непонятого, даже неувиденного как следует… И мы делаемся такими, какие мы есть: людьми ХХI века, способными беспокоиться о том, чтобы ничего не случилось с нашей машиной (домом, дачей), и равнодушно глядящими на ребенка, который вот-вот выпадет из окна. И в искусственное, мертвое сердце не входит Господь».
Эти строки из статьи игумена Нектария «Холодное сердце» врезались в мою память задолго до его визита к нам. Проблема «сердечного холода» актуальна не только для изобилующей криминальной хроникой «желтой прессы». Увы, сейчас можно взять хорошее церковное издание, прочесть его от корки до корки и… не испытать ничего в душе. Подробное изложение новостей, рецепты постных блюд, интеллектуальное интервью. Ни улыбнуться, ни посожалеть.
Подобный поверхностный, умно-практический подход проникает, к несчастью, и в церковную жизнь в целом. И даже имеет терминологическое обозначение — Православие-лайт. Об этом явлении — в начале нашей беседы с батюшкой.
— Отец Нектарий, что это такое: Православие-лайт?
— Православие-лайт — это своего рода «облегченный вариант» Православия. Имеющий место, к примеру, когда человек считает, что его вера заключается в том, чтобы «со знанием дела» поставить свечу перед той или иной иконой, когда обрядовость лишается внутреннего содержания. Христианство предполагает глубину внутренней жизни, требует ее, поэтому поверхностность для христианина — это сугубая беда. По большому счету, это направление, основой которого является модернизация церковного сознания.
— Среди церковных СМИ тоже есть приверженцы такого подхода?
— Приведу в пример известный православный журнал «Фома». Героями его публикаций становятся известные люди из светской среды, так или иначе расположенные к Православию. Большинство из них имеет о Церкви не самое совершенное представление. Но в понимании читателей «Фомы» эти люди и их воззрения становятся образцом, эталоном. Например, лидер известной московской рок-группы Игорь Сукачев говорит в интервью журналу, что ему не нужен священник, который «будет гундеть о том, спасется он или не спасется». А о чем, интересно, должен с ним говорить батюшка — о новостях современной музыки? В итоге в Церкви появляется все больше людей, имеющих какое-то свое, индивидуальное представление о Православии и уверенных в своей правоте.
Если рассматривать «Фому» во внешнем мире, то это прорыв к Православию, если смотреть на него из мира церковного, то это некий уход вовне. Наша беда сегодня в том, что миссионерские издания, рассчитанные на нецерковного читателя, распространяются в основном в приходах, то есть среди уже прошедших какой-то путь в Церкви людей. Это приводит к смещению акцентов их внутренней жизни, результатом которого отчасти и является Православие-лайт. Необходим хороший, крупный журнал, который бы писал о серьезных духовных аспектах воцерковления. —
Раз уж мы заговорили о миссионерстве, каким вы видите его состояние сегодня? И журналистики как миссии в частности…
— В советское время была популярна такая книжка — «Шпионы, вернувшиеся с холода». У нас сейчас актуальна проблема под названием «миссионеры, вернувшиеся с холода». Над человеком, идущим из Церкви навстречу аудитории, всегда нависает опасность проникнуться нецерковным сознанием, «остыть». У нас еще не выработано, не осознано, что можно делать миссионеру, а чего делать нельзя.
— Миссия в среде «рокеров», байкеров имеет перспективу?
— Конечно, не нужно всю рок-музыку обвинять в поклонении сатане, но в то же время говорить о том, что это явление можно воцерковить, — очень большое преувеличение. Церковь не предлагает какие-то отдельные внешние формы веры — свои для байкеров, рокеров и так далее. Она указывает главную цель — Бог, Который и есть спасение. Со временем человек начинает чувствовать, что приближает его к этой цели, а что мешает. А уж полезен ему мотоцикл или барабанная установка, он пусть определяет сам. На мой взгляд, самое важное — у себя в храме создать такие условия, чтобы любой человек, тот же байкер, мог бы туда прийти.
— Священник должен быть публичным человеком, доступным СМИ? Это действительно необходимо?
— Это нужно, прежде всего для того, чтобы люди понимали, что это не просто фигура, которая время от времени выходит на службе из алтаря, а человек, которому можно и нужно задавать вопросы. Возможно, кто-то из читателей, прочитав о батюшке в газете, захочет прийти к нему в храм.
Сам отец Нектарий выступает и перед студентами, и перед корреспондентами, и на страницах своего электронного портала. Сегодня он настоятель архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове, в прошлом — московский журналист, обозреватель одной из центральных газет. Выпускник МГУ, очень рано сделавший карьеру и стремительно оставивший ее вместе с мирским именем, родной столицей и прошлой жизнью. Ему тогда не было и тридцати, и, вероятно, многие собратья по перу лишь удивленно пожимали плечами. Что же так круто повернуло жизненный путь молодого успешного человека? Когда на прошедшем в Йошкар-Оле семинаре у игумена Нектария спросили об этом он ответил:
— Знаете, в восемнадцать лет я уже работал в «Аргументах и фактах» и с самого начала столкнулся с тем, что называют «закулисной жизнью». Мне приходилось бывать в Чечне, писать о многих тяжелых и страшных вещах, изнанки которых большинство людей не видит. Я постоянно думал о том, что может утешить, наполнить мою жизнь, что останется со мной в последние ее мгновения. И пришел к выводу, что должен прожить ее для Бога.
«Мы не можем спасти всех погибающих, не можем помочь всем нищим, не можем исцелить всех страждущих. Но мы верующие люди, и мы имеем возможность откликнуться на любое несчастье, на любую боль. Потому что есть Господь, видящий и знающий все это. И есть мы, могущие сострадать и молиться…» Так заканчивается тот самый очерк «Холодное сердце», с которого начался наш разговор. Журналист — не проповедник, но его творчество способно настроить на искренность, на разговор без панцирей и штампов. А живое, согретое теплым словом сердце непременно откликнется и поверит — в Бога, в будущее, в добрых, верных друзей.
Елена Сапаева.
ОСВЯЩЕН «ГОЛУБОЙ ПОТОК»
23 апреля в поле возле деревни Поланур Сернурского района после совершения водосвятного молебна состоялось освящение газопровода «Сернур — Лажъял — Елеево».
Освящение проходило в том месте, где от старой, построенной много лет назад, ветки газопровода марийские газовики начали прокладывать новую. Впереди большая работа: до 1 октября предстоит протянуть более 36 километров межпоселковых линий газопровода, подав «голубое топливо» в 20 деревень района.
Понимая, что осуществление подобного — важного и нужного проекта невозможно без Божией помощи, руководители Сернурского района и «Марийскгаза» обратились к настоятелю сернурского храма св. архистратига Михаила священнику Владимиру Власову. Благословив марийских газовиков на доброе дело, батюшка совершил молебен и окропил святой водой места, где к старому газопроводу присоединили первые звенья новой ветки.
По словам марийских газовиков, за молитвенной помощью к Церкви при старте новых крупных проектов они прибегли впервые. Впрочем, возможно, начинать новое дело с молитвы станет здесь традицией. Ведь известно — «без Бога не до порога».
Сергей Шалагин.
О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Священномученик Серафим (Звездинский)
Нет ничего на земле драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира, выкопать все золото, все драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую — Литургию, совершенную простым сельским священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет.
Человек не понимает, не сознает, какой драгоценностью он обладает. Не сознает до тех пор, пока это счастье не отнимется от него. К сожалению, человеку свойственно не ценить того, что он получает без труда: не ценит он солнца, не ценит он воздуха, которым дышит. И только если отнимутся от него воздух и солнце, настанет темнота, и нечем ему будет дышать, тогда оценит человек и поймет, чем он обладал и чего лишился.
Так и Божественная литургия: совершается она ежедневно, человек имеет возможность ежедневно бывать в церкви — и не ходит, а если ходит, часто стоит невнимательно, рассеянно, внося с собой житейские попечения и заботы. Почему же это так? Да оттого, что не вдумывается он, что такое Литургия, не понимает всей глубины, всей важности совершаемой перед его глазами службы. Между тем из всех чудес самое величайшее, непостижимейшее, предивнейшее чудо есть Божественная литургия, Евхаристия. Ради Божественных Таин солнце на небе светит днем и луна ночью, и звезды небесные тихий свой свет посылают, и земля дает хлеб свой, да будет Агнец Святой на Престоле. Только ради Божественной литургии дает земля плод свой, хлеб, которым мы питаемся, — это крохи от трапезы Господней... Не будет Божественной литургии на земле, померкнет и солнце, и земля перестанет давать хлеб.
Божественная литургия есть точный снимок с земной жизни Спасителя. Бывают фотографии, снятые с кого-нибудь. Посмотришь и скажешь: «Как похоже! И глаза, и брови, и нос — все такое, как живой». Если это фотография близкого, любимого человека, то стараешься сохранить ее, спрятать, так как она заменяет этого человека, если его самого не можешь видеть. Так и про Божественную литургию можно сказать, что это точная фотография, точный снимок всей земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во время пребывания Господа на земле, кои имели величайшее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценным даром, оставленным нам Господом, мы почти так же счастливы, как и они. Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около него и наблюдает за ним, а иногда берет в свои объятия его, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и в домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает нас с Собой за стол и питает нас от Своей трапезы.
Во всех службах, кроме Литургии, мы говорим с Господом как бы по телефону, а в Божественной литургии мы говорим с Господом лицом к лицу, мы как бы непосредственно говорим Ему свои нужды, лично благодарим и молимся Ему. Оттого молитва за Божественной литургией действенней, чем за какой-нибудь другой службой. Потому за покойников установлено молиться за Божественной литургией. Особенную отраду вносит она в души усопших. Божественная литургия — окно, прорубленное Господом в грешном, неверующем, прелюбодейном мире, в которое входит свежий воздух. Не будь этого окна, верующие задохнулись бы.
Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайтесь так молиться. Во время часов поминайте живых и усопших. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не имеет значения, поминаешь ли в алтаре около жертвенника, или около двери алтарной, или среди церкви, а все равно Господь всюду услышит.
Когда начинается Литургия словами «Благословенно Царство...», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия Небесного. Во время первой мирной ектении помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения оно особенно досадительно, ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, ввести ссоры, раздражения, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как дощечка среди бушующих волн, почувствуй свою беспомощность и проси помощи у Господа.
Затем поют антифоны. В это время священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также чтобы Господь избавил то место, в котором ты живешь, от неверия, ереси, разделения. Перед малым входом читает священнослужитель молитву, где есть слова: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам...» В это время наполняет церковь бесчисленное множество Ангелов. И ты помолись Ангелу твоему хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобою: «Святый Ангел-хранитель, помилуй меня и посети меня».
Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами бесчисленное множество свечей. Священнослужитель читает молитву: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение...». В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет и воссиял бы он в сердце твоем.
Следующая ектения — сугубая, когда на каждое прошение хор поет «Господи, помилуй» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас». Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного — и всею душою припади ко Господу, почувствуй себя прокаженным, бесноватым и слепым. Цепляйся мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании. Тут хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по велицей милости Своей: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу...». Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных.
Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собой весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что ты прошел перед глазами Господа со всеми своими падениями и грехами. Почувствуй, что за тебя пострадал Господь в ту ночь. Особенно познай полное свое недостоинство — чем ты платишь Господу за все, что Он тебе сделал, — и проси Его помилования. И как Господь был Сам послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест. Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть во Царствии Своем.
При возгласе «Мир всем», изображающем вход Господа во ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: «Вниди, Господи, во ад души моея и спаси мя».
Когда услышишь возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы...», помолись, чтобы Господь вложил в тебя святую любовь и дал любить всех, особенно же тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает или не любит.
По возгласе «Станем добре, станем со страхом...» помолись, чтобы Господь вложил в тебя страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.
По возгласе «Благодарим Господа...» — особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, где вспоминаются все благодеяния Господа к людям, и благодарит за них и за совершаемую Литургию.
И тут каждый обязан за это благодарить, и, в частности, за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.
Во время «Тебе поем...» надо вспомнить грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
НАУКА И ЛЖЕНАУКА
Со лженаукой так или иначе сталкиваются все — это особенность нашего времени. Мирного обывателя то и дело пугают грядущими глобальными катастрофами, уверяют, что вот-вот будет открыт «эликсир бессмертия», знакомят с «новой хронологией» и «общей теорией всего». Но как отличить лженауку от настоящей? Как разобраться в этом обычному человеку, не ученому, который просто читает прессу и смотрит телевизор? Об этом корреспондент журнала «Фома» беседует с протоиереем Александром Степановым.
Чаще всего, когда говорят о лженауке, то подразумевают конкретные примеры. В области истории — это фантазии академика Анатолия Фоменко, в естественнонаучной области — всяческие торсионные генераторы, биополя и прочее. Церковь к этим вещам относится крайне отрицательно.
Дело в том, что наука в чистом, неповрежденном виде лишена религиозного элемента. Впрочем, религиозный элемент, может быть, проявляется в том рвении, энтузиазме, с которым люди предаются научным исследованиям. И это мы вполне застали в советское время. Я сам как человек, посвятивший долгое время научной работе, как физик, наблюдал это в лучших проявлениях. Действительно, люди науки во многом становились своего рода орденом, научная деятельность воспринималась ими как служение, а не как способ зарабатывать себе кусок хлеба. Это высшее проявление творческой деятельности человека, но она абсолютно лишена религиозной окрашенности.
Ученые руководствуются рациональной методологией, которая предполагает, что тот факт, который мы признаем научным и обсуждаем, всегда можно проверить, воспроизвести. «Бритва Оккама» — так называется второй существенный научный принцип, который запрещает вводить новые сущности, не исчерпав всех возможностей объяснить то или иное явление уже известными. Лженаука, напротив, не следует этим принципам. Например, наблюдается в небе какое-то явление — и его с легкостью необыкновенной объявляют «летающей тарелкой». И тут же строят на этом зыбком основании далеко идущие выводы.
Церковь разделяет две сферы — естественного и сверхъестественного, в которой рациональные методы зачастую не работают, где приблизиться к высшей реальности можно только духовными средствами — в молитве, в Таинствах.
С другой стороны, есть естественная сфера — то, что мы называем «природой», то, что ниже человека, потому что человек создан Богом как венец творения. Только он может постигать мир и изменять его. И вот эти две сферы Церковь предельно старается не смешивать. А вот лженаука как раз и возникает на грани того и другого.
К сожалению, грешат этим и верующие люди. Можно понять их мотивы — воспитаны они в почтении к науке, фраза «наука доказала» является для них синонимом абсолютной истины. Вот им и хочется свою, нередко довольно слабую веру подкрепить наукой, которой они с детства привыкли доверять. Например, утверждают, что крестное знамение изменяет свойства воды, что колокольный звон лечит онкологические заболевания, что наука, якобы, измерила массу человеческой души... Я думаю, этим они оказывают Церкви медвежью услугу. Ни с позиций научного знания, ни со строгих богословских позиций их представления не выдерживают ни малейшей критики. Не надо лезть в те сферы, которые принципиально не подлежат научному исследованию. Если мы считаем, что Бог трансцендентен, то есть абсолютно непознаваем, что это реальность, превышающая возможности нашего рационального познания, — то зачем же пытаемся Его линейкой измерить?
Но еще большая опасность — это сращение лженауки с оккультизмом. Они ведь с двух сторон подходят к одному и тому же. Оккультизм пытается «одухотворить» природу, а лженаука пытается рационализировать духовную сферу. И здесь они встречаются — и возникают крайне причудливые союзы. С одной стороны, в современный оккультизм пытаются внедрить научную терминологию. Те явления, которые раньше описывались языком демонологии, теперь называют какими-то полями, «тонкими структурами», «энергиями». С другой стороны, в естественнонаучную область вводят духовные понятия, стремятся найти некие соответствия. Например, аура. Это, дескать, то же самое, что и нимб, а он — то же самое, что биополе, излучение и так далее.
И возникает язык, построенный из понятий, относящихся к совершенно разным сферам человеческой деятельности, духовное и рациональное перемешиваются. Возникает бесчисленное множество «теорий», пишется масса книжек. Каждый по своему вкусу конструирует собственную картину духовного и физического мира. А у людей, которые это читают, получается ужасная смесь в головах. Последствия очевидны — человек, привыкший доверять псевдонаучным измышлениям, с той же легкостью поведется и на соблазны оккультизма.
Крайне печально, что порой такая литература попадает и в церковную книготорговлю. Возможно, кто-то рассуждает так: ну, я этого, допустим, не понимаю — всех этих полей, какую-нибудь христианскую физику. Откроешь — ничего не понятно, что там написано. Но пишет-то, наверное, умный человек, и кому-то это интересно, и вроде бы это в пользу Православия — так почему бы и нет? Пускай читают. Мне лично это не нужно, — рассуждает он, — но вдруг это кому-то поможет прийти к вере?
Однако на самом деле это действительно вредное явление в церковной жизни. Тут ведь расфокусируется наше духовное зрение. Одно дело, когда все сводится к Единому Истинному Богу, в Троице познаваемому, а другое дело — когда все размазывается, как каша по тарелке, по плоскости каких-то «паранормальных» явлений. В конечном счете это уводит человека от Христа, от Церкви. На эти темы нужно говорить, просвещать людей, вооружать их христианским мировоззрением, правильной христианской картиной мира, в которой все должно стоять на своих местах. Это вопрос просвещения.
Подготовила Ирина Левина.
ДЕСЯТЬ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПСЕВДОНАУКИ
1. ОТРИЦАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Если с первых же слов утверждается, что вся современная наука ложна, надо сразу повысить уровень бдительности. Разрушить до основания и построить заново — такое вряд ли под силу одному человеку. Новая научная теория, как правило, не отвергает, а уточняет старые теории в пограничных областях. Например, теория относительности дополняет ньютоновскую механику при высоких скоростях и больших массах, а квантовая теория — на малых расстояниях. В области низких скоростей и привычных нам размеров теория Ньютона по-прежнему признается верной.
2. МАНИЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Никакая серьезная научная статья не начинается с описаний гонений на автора теории и рассказов о том, что уникальную теорию незаслуженно преследуют. Скорее всего, автора и вправду не признают в официальных научных кругах. Но не потому, что его теория так хороша, что вызывает зависть оппонентов, а из-за того, что она явно противоречит экспериментальным фактам.
3. «ТЕОРИЯ ВСЕГО»
Чаще всего лженаучные теории глобальны. Авторов явно не устраивает «проходное» открытие. Их теории претендуют на описание всего мироустройства, природы и происхождения Вселенной. Если уж открытие, то такое, которое перевернет весь мир. Например, предлагающее универсальное решение энергетической проблемы или уникальное лекарство от всех болезней.
4. ОТСУТСТВИЕ ССЫЛОК
В конце научной статьи обязательно приводится список использованных материалов, предыдущих статей по данной тематике. Если же не приведено ни одной ссылки, значит, что-то не так.
5. ССЫЛКИ ЕСТЬ, НО НЕ ПО ТЕМЕ Если автор биологической статьи в качестве основных источников цитирует работы философов или историков — это подозрительно. Несмотря на единство природы, законы в разных областях науки все-таки различные. И то, что верно в физике, не обязательно будет верным в социологии.
6. УСТАРЕВШИЕ ССЫЛКИ
Множество лженаучных теорий основывается на ранних предположениях, которые позднее были признаны несоответствующими действительности (не прошли экспериментальной проверки). Если автор ссылается на явно устаревшие работы XVIII-XIX веков и более ранние, то это повод задуматься. В научной статье такие ссылки используются только в исторических обзорах и обязательно приводятся ссылки на более новые работы. Если же их нет, значит, автор проигнорировал опыт современных ученых.
7. КТО АВТОР?
Получил ли автор профильное образование? К примеру, научная статья по химии обычно пишется химиком, желательно обладающим ученой степенью. Даже очень увлекательная книга по альтернативной всемирной истории, написанная математиком, — скорее всего, лженаучна. Да и теория происхождения человека, выдвинутая офтальмологом, — столь же сомнительна.
8. КТО РЕДАКТОР?
Ни один научный труд не выходит в свет без тщательной редактуры. Конечно, проверить качество работы редактора сложно, но он хотя бы должен быть. Указано ли в выходных данных книги имя научного редактора? Если нет, то это может означать, что книга издана на средства автора и не прошла критической оценки.
9. СЛИШКОМ МНОГО БОЛЬШИХ БУКВ
Если автор начинает наделять обычные слова дополнительным смыслом и писать их с большой буквы, это явный тревожный сигнал читателю. Совесть, Разум, Счастье, Вера, Осознание, Имя, Мнимая Действительность — такой стиль никогда не используется в научных статьях.
10. НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Каждая наука имеет свой терминологический аппарат. Если же автор вводит свои термины или переопределяет старые, вкладывая в них новый смысл — это уже не наука, а имитация научного стиля. Торсионные поля, виртуальная биоплазма, психоэнергетика, псибиоголограмма и другие солидно выглядящие слова заставляют не только читателя, но и самого автора поверить в теорию... Однако наукообразность — еще не наука.
Подготовил Александр Сорокин.
СВЕТ ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА
В московском Манеже с 30 января по 3 февраля проходила Международная выставка православного искусства «Свет миру». Нам, работникам епархиальной иконописной мас терской, довелось стать ее участниками. Поездка эта оставила в памяти такое множество ярких впечатлений, что только теперь, спустя несколько месяцев, стала возможной попытка мысленно охватить все это разнообразие в небольшой статье.
Получив приглашение от организаторов выставки, среди которых кроме Управления делами Московской Патриархии были Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Центр развития церковных ремесел «Русский Афон», мы отправили в Москву фотографии своих работ и достаточно успешно прошли отбор.
При решении вопроса, что представить на суд экспертов, нами, в первую очередь, руководило желание познакомить жителей и гостей столицы с нашими местными святыми. Приходилось учитывать и сложности транспортировки. Поэтому из шести отобранных для экспозиции икон лишь одна — новомучеников Марийских из храма Державной иконы Божией Матери поселка Медведево — была значительных размеров. Написана она руководителем мастерской Станиславом Поповым. Его же кисти принадлежал образ преподобного Матфея Яранского. А из работ Елены Уткиной на выставке экспонировались иконы священномученика Сергия Стрельникова, сорока мучеников Севастийских и «Мироносицая» икона Божией Матери. Последний образ получился особенно праздничным, поскольку в его создании принимал участие и йошкар-олинский ювелир Владимир Сучков.
Не знаю, что чувствовали другие, а мне до последней минуты не верилось, что все будет хорошо и я увижу в Манеже написанную мной икону пророка Божия Илии. Но вот, слава Богу, мы уже в Москве, уже начался молебен перед торжественным открытием выставки.
Огромный зал Манежа был разбит на множество отделов и похож на лабиринт, за каждым поворотом которого зрителя ожидало что-нибудь новое. По замыслу устроителей, выставка, проходившая одновременно с Международными Рождественскими образовательными чтениями, должна была отразить все разнообразие православного искусства: от иконописи до произведений фотохудожников и детского творчества. Поскольку в 2007 году отмечается тысячелетие связей России и Афона, особое значение приобрело участие в экспозиции Греции. Кроме нее здесь были представлены и другие страны дальнего и ближнего зарубежья: Сербия, Болгария, Канада, США, Белоруссия и Казахстан.
Мы попытались бегло осмотреть хотя бы самое основное, но уже раздался радостный приглушенный гул: «Патриарх!». Подиум, сооруженный для торжественного открытия, плотным кольцом окружили журналисты. Сквозь щелканье фотоаппаратов с трудом можно было разобрать слова Его Святейшества: «Выставка «Свет миру» должна показать через творение рук человеческих Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Глубинный смысл икон и других произведений православного искусства призван поддерживать веру, а также привести к ней всех тех, кто в этом нуждается». Присутствующих приветствовали представители городской администрации. Гости из Греции подарили привезенную с Афона икону «Собор русских афонских святых», которая оставалась здесь, на возвышении, до конца выставки.
В Манеже находились и другие святыни, прибывшие из разных мест: список с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» из Серпухова, чудотворная Боголюбская икона Божией Матери из Владимирской области, образ святителя Иоанна Шанхайского с частицей его святых мощей из Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (США). Возле мироточивых икон Спасителя в терновом венце и Тихвинской Пресвятой Богородицы была табличка: «Благовещенское подворье Свято-Введенского женского монастыря. Ивановская область». Сестры этой обители начинают ее восстановление и нуждаются не только в материальной, но и молитвенной поддержке.
Сразу после церемонии открытия в разделе современной иконописи начался мастер-класс фрески. Для меня было потрясением видеть в двух шагах от себя известнейшего иконописца Александра Лавданского, намечающего смелыми мазками образ Пресвятой Богородицы.
Совсем рядом расположились учащиеся детских иконописных студий. Нисколько не стесняясь, ребятишки занимались любимым делом. Глядя на выполненные ими копии древних образцов, хотелось сказать: «Молодцы».
Когда мы подошли к месту проведения мастер-класса мозаики, зрители фотографировались рядом с уже готовой работой, а мозаичисты собирали свои инструменты. Кстати, посмотрев на представленные на выставке мозаичные панно, мы пришли к выводу, что работы йошкар-олинских мастеров на стенах Успенского храма не уступают произведениям столичных мэтров. В разное время в Манеже прошли еще и мастер-классы золотого и лицевого шитья, фотофиксации произведений древнерусского искусства.
При осмотре выставки нас прежде всего интересовала современная иконопись. Вновь и вновь мы возвращались к понравившимся иконам, вглядывались в работы известных мастеров, пытаясь разгадать их секреты.
Большинство представленных авторов при написании икон ориентировались на древнерусские и византийские образцы, но были и подражания В. Васнецову. Появились образы с новой иконографией: вот, например, Спаситель указывает апостолам на ребенка, призывая не презирать и не уничижать, так называемых, малых, то есть нищих духом, но великих пред Богом... Сюжет ласкания Пресвятой Богородицы, обычно составляющий часть образа Ее Рождества, стал отдельной иконой: святые праведные Иоаким и Анна держат Пречистую на руках, трогательно склонившись к ней.
Большую часть площадей организаторы выставки предоставили москвичам и столичным учебным заведениям. Конечно, нельзя было пройти мимо таких мастеров, как А. Чашкин или А. Лавданский, но мне все же больше запомнились работы иконописцев из регионов. Например, замечательный оплечный образ Спасителя, выполненный Татьяной Санниковой из Ростова.
Особо выделялись иконы из мастерской Екатеринбургского Но во-Тихвинского женского монастыря. Каким-то редкостным теплом веяло от Донского образа Божией Матери, написанного инокиней Евой, перед ним хотелось постоять подольше. К сожалению, на выставке отсутствовали иконы мастеров из Санкт-Петербурга, хотелось бы посмотреть, чем они заняты сейчас.
Радостно было осознать, что наши работы от сравнения с другими не проигрывали. Об этом говорили и посетители выставки. Теплые слова об иконе преподобного Матфея Яранского прозвучали из уст игумена Луки (Головкова), возглавляющего школу иконописи при Московской Духовной академии. А «Мироносицкая» икона Божией Матери удостоилась особой похвалы устроителей выставки.
В международной части экспозиции интересного было меньше. Многие страны участвовали лишь номинально. Греция была представлена множеством небольших икон, которые здесь же можно было приобрести. А глядя на работы канадцев, оставалось только посочувствовать им: трудно жить вдали от источника живой традиции.
Кроме иконописи на выставке был представлен и труд реставраторов. Здесь можно было увидеть также фотографии фресок прославленного Дионисия и современных авторов, произведения светских художников и скульпторов на православную тематику, проекты архитекторов, изделия мастеров прикладного искусства.
Живой интерес зрителей вызвала фотовыставка «Афон XIX – XXI» и другие работы фотохудожников. В торговых рядах в конце зала можно было приобрести все: от икон и эксклюзивных вышивок до православной литературы и сувениров. В следующие дни нам еще предстояло посетить конференцию и круглый стол по проблемам иконописи.
На конференции обсуждался самый широкий круг вопросов. Например, шла речь о необходимости создания юридической базы, облегчающей передачу Церкви святынь, найденных в результате археологических раскопок. К сожалению, непосредственно об иконописи говорили лишь немногие из выступавших. Например, иконописец священник Андрей Давыдов из Пскова и известный искусствовед Ирина Языкова.
Круглый стол неожиданно начался дискуссией о качестве используемых иконописцами репродукций, в которой принял участие и руководитель нашей мастерской Станислав Попов. Дело в том, что живописные достоинства новописанной иконы во многом зависят от используемого образца. Поэтому проблема доступности подлинников и качественных репродукций при создании новых икон вызвала широкий отклик. Мнения звучали полярные: кто ратовал за исключительное использование оригиналов — «в музеи надо чаще ходить», кто — за создание специализированных интернет-сайтов репродукций.