ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Содержание номера:
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА.
Икона с Афона.
Ищем таланты.
"Малышок" радует ребят….
Присяга на ве6рность.
Укажите мне край, где светло от лампад.
От "белых платочков" до "белых ворон"
Всем скорбящим - радость.
Обитель у Святой Троицы
Здравствуй, Родина.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА верным чадам Русской Православной Церкви Йошкар-Олинской епархии «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя…»
Христос Воскресе!
Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по всему миру, достигнув пределов нашей епархии. Неземная радость пасхальной ночи, благодатный огонь свидетельствуют, что Пасха — это нечто больше, чем просто один из праздников. Об этой ни с чем не сравнимой радости христианина так поет Святая Церковь: «Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя; смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (канон Пасхи).
В каком смысле мы празднуем сегодня смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало? На этот вопрос существует один ответ: нам, всем тем, кто верует во Христа и Бога нашего, дана новая жизнь, к которой призывает нас воскресший Господь.
От Него мы получили начало новой жизни, той жизни, которая 2000 лет тому назад воссияла из гроба. Эта новая жизнь дается каждому верующему в день его крещения, в день, о котором говорит святой апостол Павел: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Празднуя Пасху, мы празднуем Христово Воскресение — событие, которое случилось с нами лично и которое сказывается на всей нашей жизни, ибо каждый из нас получил особенный дар новой жизни, коренным образом изменяющий наше отношение ко всему в мире, включая и смерть; жизни, которая позволяет нам с радостью утверждать: смерти больше нет; жизни, которая жительствует во Христе и приводит верующего от временной суеты к вечному блаженству. Эта жизнь помогает верующим людям разуметь истину своего положения, призвания и назначения.
Начатки этой новой во Христе жизни прививает нам Святая Церковь в своем богословии, в литургической жизни и в своем многовековом церковном опыте. Эту жизнь утверждают, о ней свидетельствуют сонмы святых угодников Божиих. Они, наши соотечественники и все святые, угодившие Богу, дают нам пример и образец того, как следует человеку достойно осуществлять свое земное шествование. Многие из них принесли в дар Воскресшему лучшие порывы своей души, достойные дела и саму жизнь. Они осуществляли Божественные повеления и жили так, как заповедал нам воскресший Господь.
По выражению учителя Церкви IV века Тертуллиана, «душа по при роде христианка». В каждой душе горит огонь Божественного озарения, огонь веры, надежды и любви. Его нельзя погасить. Он нет-нет да и заявит о себе, поставит перед нами жгучие вопросы: что же такое человек? Зачем, почему и для чего он живет на земле? Каково его назначение? Может быть, вся жизнь человека есть не что иное, как бессмысленное приближение к бессмысленному концу?
Воскресение Христово разрешает эти недоумения. Наша смерть (через которую мы все должны пройти) стала, благодаря Христовой смерти, переходом в жизнь.
Неверие можно определить как нежелание быть в ответе за себя и за свою жизнь. Вера же налагает ответственность и призывает человека к исполнению Божественных велений, велений высоких и трудных. Мыслимо ли? — «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Евангелие говорит: ищите узкий путь, идите по узкому пути, терпите, ибо в этом — высшее счастье. Мир же говорит нечто другое, и, как может показаться поначалу, очень убедительное: живите широко, шагайте по широкому пути, берите от жизни и все, что можете, не принимайте ничего близко к сердцу. Но над всем и всеми возвышается заповедь воскресшего Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33).
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с великим и радостным праздником Светлого Воскресения Христова. Уповая на воскресшего Господа, встанем на путь нашего обновления, на путь мира и евангельской правды. На этом пути с нами Бог: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова 2007 г. Йошкар-Ола
Епархиальная жизнь
ИКОНА С АФОНА
Последние седмицы Великого поста ознаменовались важным событием в жизни прихожан не только оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи, но и всего района: 21 мартавОршанку был доставлен чудотворный список иконы Божией Матери «Троеручица» из Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон.
Прибытие иконы было отмечено стечением множества народа. По благословению настоятеля храма священника Димитрия Вылекжанина святыне можно было беспрепятственно поклониться во все дни ее пребывания в оршанской церкви. Кроме того, в ночь с 24 на 25 марта и с 31 марта на 1 апреля (с 19 часов вечера до 7-8 часов утра) в храме читались акафисты Божией Матери.
Проводы «Троеручицы» состоялись в Вербное воскресенье. А 3 апреля, в Великий вторник Страстной седмицы, икона Божией Матери посетит Богоявленский храм в селе Великополье Оршанского района. Николай Кропинов.
ИЩЕМ ТАЛАНТЫ
С февраля по апрель 2007 года по инициативе и под патронажем Министерства образования РФ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в России и странах ближнего зарубежья проводится международный конкурс «Одаренные дети».
Проходит он в три этапа: городской, региональный и итоговый в Москве. Ребята соревнуются в знаниях по разным номинациям: юный журналист, биолог, богослов. В общей сложности таких номинаций десять.
Не осталась в стороне и Йошкар-Ола. Здесь проведение первого этпа конкурса было организовано городским Управлением образования совместно с молодежным отделом Йошкар-Олинской епархии.
Требования к работам и участникам предъявлялись весьма высокие. Нужно было написать реферат, эссе, подготовить творческий альбом о местных святых, знать семь церковных Таинств, духовные песнопения.
По итогам городского конкурса, в возрастной группе 5-6 классов первое место заняла Ольга Белоус (5 «Б» класс лицея № 11 им. Александровой), второе — Кристина Коваль, третье — Александра Поглазова. А в возрастной группе 7-11 классов гран-при получил Артем Промович (7 «Б» класс 28 школы). Теперь ребятам, занявшим первые места в своих возрастных группах, предстоит поездка в Москву, где с 10 по 16 апреля состоится Международный форум «Одаренные дети».
Пресс-служба епархии.
Епархиальная жизнь
"МАЛЫШОК" РАДУЕТ РЕБЯТ…
Сегодня для многих, особенно на селе, детские сады из-за высокой платы стали недоступны. Вот и у нас в Килемарах немало дошколят, особенно в многодетных и неблагополучных семьях, сидят дома. Именно для таких ребятишек при воскресной школе килемарского Свято-Ильинского храма создана группа «Малышок».
В просторной теплой комнате много игрушек, детских книг. Ребятишек от двух до семи лет родители приводят сюда к 9 утра. Помолившись перед трапезой, дети завтракают. Затем — беседы о духовном, во время которых они с удовольствием знакомятся с Законом Божиим. Прослушав беседу, закрепляют усвоенное: рисуют, изготавливают различные поделки из природных материалов, лепят из пластилина и слоеного теста. В основном, эти занятия являются как бы продолжением духовных бесед. А затем, по своим же рисункам и поделкам, малыши вспоминают и рассказывают о пройденном.
Летом часто проводятся экскурсии на природу, где дети знакомятся с удивительным Божиим миром. Учатся узнавать лекарственные травы, распознавать пение птиц. На пруду — его обитателей.
Есть в распорядке дня и послушания: ребята убирают свою комнату, рабочее место после занятий. Ухаживают за комнатными цветами. Летом на их попечении грядки на пришкольном участке. Под руководством воспитателей юные «огородники» сажают овощи и зелень, разбивают цветники. Наработавшись, идут мыть руки, дружно читают молитву и обедают.
К слову, они уже знают наизусть многие молитвы, участвуют в праздничных богослужениях, причащаются. Родители довольны и некоторые даже помогают в работе воскресной школы. Так, организовали кукольный театр, причем все персонажи спектаклей, декорации изготовили собственными руками.
Воспитатели группы «Малышок» Ольга Викторовна Новоселова и Наталья Павловна Мандибура — квалифицированные педагоги, умелые организаторы. Они ненавязчиво опекают ребятишек, готовят их к будущей жизни. Ведь многие из этих детей лишены дома родительской ласки, полноценного питания. А здесь они чувствуют заботу, проникаются теплом общего дома. Доброе, внимательное отношение находит отклик в сердцах детей. Не случайно по выходным дням в группе их бывает раза в два больше, чем в будни.
Все мы — «родом из детства». И любовь, внимание в эти важные в жизни человека годы непременно дадут свои добрые плоды.
Лидия Градинар, Килемары.
Епархиальные вести
ПРИСЯГА НА ВЕРНОСТЬ
28 февраля 2007 года в Учебном центре МВД по Марий Эл состоялось торжественное принятие присяги слушателями, в котором участвовали заместитель начальника управления кадров МВД по Марий Эл Андрей Мамаев и священник Александр Бачурин, возглавляющий отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Йошкар-Олинской епархии.
В адрес новоиспеченных милиционеров было произнесено немало искренних напутственных слов. Андрей Мамаев отметил, что присягая на верность долгу, государству и народам Российской Федерации необходимо проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступностью. Избрав профессию сотрудника органов внутренних дел, слушатели Учебного центра возлагают на себя обязанность следовать требованиям присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высокие нравственные нормы поведения.
Отец Александр благословил слушателей Учебного центра на ратный труд и, обратившись к ним с напутственным словом, подчеркнул важность жертвенного служения ближнему: «Вам предстоит вселять в окружающих людей надежду на мир и благополучие. Именно вы должны вовремя прийти на помощь нуждающимся. Это воистину трудное и благородное служение. Если чувство любви к ближнему возымеет большую силу в человеке, он способен творить чудеса и на грани возможного».
Пресс-служба МВД по Марий Эл.
УКАЖИТЕ МНЕ КРАЙ, ГДЕ СВЕТЛО ОТ ЛАМПАД
В преддверии Светлого Праздника Воскресения Христова
Закончились семь недель долгого и нелегкого Великого поста. Канун праздника — Светлого Христова Воскресения. Сердце затаилось в преддверии его, а в мыслях беспокойство: ведь надо так много сделать и так много успеть…
Старый глиняный кувшин на столе. Я давно не ставила в него цветы — больно непригляден. Но веточки вербы на роль цветов не претендуют, и в старом кувшине им вольготно и весело. Пушистые комочки, как высыпавшие на лужайку цыплята.
Медовый запах, легкая дымка, праздник... В транспорте никто не будет браниться и толкать друг друга. Хрупкие веточки в руках сделают нас галантнее. «Давайте поддержу, осторожнее, проходите вперед. Чудо какое...» Уверена ли я, что будет именно так? Почти...
Вербное воскресенье. Испокон веков праздник, когда дремавшая душа россиянина, уставшего от поста, промозглой весенней сырости, однообразия разбитых дорог, вдруг спохватывалась и принималась праздновать весну, праздновать очередную свою надежду. Торопились в храмы, крепко зажав в руках веточки вербы, которые, вчера еще голые, вдруг выстреливали в просиневшее небо веселым салютом и тоже, будто встряхнувшись от спячки, распушались важно, церемонно, празднично.
Знаю, иерусалимское небо намного синее нашего, русского. Солнце жарче, камень городских мостовых древнее, а потому более стерт и гладок. И ворота те самые, нареченные Золотыми, даже самая седая наша старина удостоит почтением. Они заложены сейчас, эти ворота, но если спуститься осторожно за стены старого города, можно увидеть их и постоять, представляя...
Пальмовые ветви в руках. Восторг на лицах. Нетерпеливое поглядывание вдаль, едет ли? Дети, путающиеся под ногами, весело сносят легкие шлепки. Над Золотыми воротами, вокруг них, на подходе к ним колышется зеленое море, пропитанное зноем, терпким тропическим духом. Пальмы, пальмы, пальмы...
Едет? Едет! Едет...
— Осанна в вышних! Осанна!
Молодой ослик опасливо прядает ушами и тянется к зеленой пальмовой веточке. Малыш смеется и гладит ослика по спине.
— Осанна!
Иудея, ты счастлива сегодня. Ты встречаешь Царя Израилева, как и подобает, по-царски. Народ, ты любишь поклоняться царям. Ты скидываешь с себя дорогие одежды и бросаешь их под ноги ослу, на котором восседает Спаситель.
— Осанна!
Прекрасное лицо Иисуса печально. Он знает цену людскому поклонению. Его вход в Иерусалим — начало крестных мук.
В Страстную неделю (седмицу) мы шаг за шагом проживаем вот уже в который раз великие события великой истории. Последняя неделя поста для нас трудна и ответственна. Трудна, потому что сказывается слабость весеннего недомогания, усталость от строгих правил воздержания. А ответственна... Как всегда, у нас много, очень много дел, которые, как обычно бывает, по одному не образовываются.
Да, еще. Надо непременно сделать дома уборку. Пасха должна прийти в наши чистые, ухоженные, принаряженные дома. И мы стараемся сделать то, на что обычно не хватает времени. Выстирать занавески, накрахмалить салфетки, заглянуть в самые дальние и уязвимые уголки. И, конечно, окна! Раскрыть, избавиться от зимней обклейки, отмыть от грязи и белесых подтеков и — не закрывать сразу. Пусть торжествующая победу весна обдаст своим свежим дыханием нашу застоявшуюся в зимовье мебель, разнообразный домашний скарб. А еще хорошо сделать некую ревизию. Ведь за год мы много всякого наносили.
Скоро — Пасха. Хорошо бы помыть лампаду, коли есть она в доме, налить в нее до краев масла, ведь гореть ей на Пасху и гореть... Многие, я знаю, стараются сделать к Пасхе крупную покупку: холодильник, стиральную машину, что-то из мебели. В некоторых семьях это традиция. Ведь и правда хорошо сказать: «Этот сервиз мы купили к позапрошлой Пасхе, а эти настенные часы с кукушкой — к прошлой». Если нет возможности одолеть крупную покупку, можно обойтись и маленькой. Кто осудит? Главное, чтобы в доме сложилась традиция, вот и надо дать ей ход.
Особенно это важно для детей. Ведь все заложенное в них нами они понесут своим детям, это как раз тот случай, когда «что посеешь...» А поэтому главное — соблюсти традицию: пойдем купим новую скатерть к Пасхе, сам будешь выбирать. И идут, и выбирают, и расстилают на столе с наступлением Светлого Христова Воскресения. Или вот что-то еще нехитрое: новую чашку, кофемолку, розеточки для чая... Маленькие радости большого праздника.
А вот еще одна, немаловажная, существенная после долгого, строгого поста. Конечно, трапеза. Разговляться на Руси было принято после ранней службы. Приходили ко Всенощной в страстную субботу вечером, всю ночь стояли на службе, а утром шли разговляться. Впрочем, почему приходили и почему шли? И сейчас идут, и сейчас приходят. Вот здесь и кроется некая опасность. Бывает, хозяйка взвалит на себя такой груз предпасхальных забот, что к субботней Всенощной ни ногой, ни рукой пошевелить не может. Какая уж тут ночная служба, до подушки бы... И получается до слез обидная ситуация: подготовка к празднику не оставила сил на сам праздник.
Приход Пасхи важен сам по себе. Он должен толкнуться в наше сердце ярким светом нездешнего торжества. Только в храме можно по-настоящему ощутить этот свет. Только в храме под громогласное «Христос Воскресе!» возликует наша душа, и это будет апогей, это будет самая высокая точка прожитой за год жизни. Недаром ведь Пасха — весенний праздник. Именно торжеством весны пронизаны все радостные дни светлой пасхальной седмицы, — так что наша мудрость — в разумном сочетании в себе труда и праздника. А еще в постоянном памятстве: есть главное (Пасха) и есть приготовление к главному.
И все-таки трапеза. Обязательно на русском столе в этот день были куличи. Рецептов их великое множество. В каждом доме есть свой, фирменный. А мы предлагаем вам свой, редакционный. С вечера замесите достаточно крутое тесто. Потребуется вам килограмм муки, полтора стакана теплой воды, пятьдесят граммов дрожжей, два яйца, 125 граммов сливочного масла, 100 граммов сахарного песка, 100 граммов изюма, горсть мелко нарезанных цукатов, корица. Все это хорошо вымесить, покрыть полотенцем и оставить до утра. Утром выложить тесто на стол, долго и хорошо его месить, потом разделить на две части, посадить в смазанные маслом невысокие формы, дать подняться. Когда куличи поднимутся и их поверхность покроется сплошными пузырями, растереть одно яйцо, смешать его с двумя-тремя ложками молока, смазать куличи, посадить в духовку и выпекать минут сорок. Кроме куличей, конечно же, красят яйца, делают творожные пасхи с изюмом, орехами. Помню, у моей бабушки была такая деревянная формочка для творожной пасхи с буквами ХВ (Христос Воскресе) по бокам. Старенькая была формочка и рассыпалась, вот уж бабушка горевала. Каким только умельцам не носила — почините, заплачу, а они важно кивали головами, снисходительно отговаривались: «Легче новую купить...» Да где купить-то? Так и умерла бабушка, не справив себе новую пасочницу. А теперь в храмовых лавках покупай — не хочу. Каких только нет, и пластмассовые, и деревянные, и маленькие, и большие. Удобство. А при таком удобстве как не порадовать домашних жирной творожной пасхой, тем более после семинедельного поста.
Ну, вот квартира прибрана, куличи напечены, яйца пестрой горкой красуются, всякие разносолы припасены. Усталость, конечно, дает о себе знать, но ведь надо еще и себя в порядок привести, и детей намыть и облачить их «в ризы новы», чтобы ко Всенощной шли они нарядные да пригожие, и сами радовались и вас радовали. Нет, не поведете их ко Всенощной? Устанут? Измотаются? Вас измотают? Не бойтесь. Пасхальная ночь особая, в ней сокрыт непостижимый для нас смысл. В ней особая благодать, питающая наши немощные души. Пожалуйста, возьмите ребенка в храм. Ведь потом, когда он вырастет большой и важный, эти воспоминания о Пасхе, встреченной им в церкви с родителями, не раз согреют его в душевную непогоду. Пусть постоит с зажженной свечой, пусть славословит вместе со всеми во всю силу легких: «Воистину Воскресе!», пусть стукнется расписным яичком с таким же, как он, подрастающим христианином и обнимется с ним как брат во Христе с братом во Христе. Устанет, конечно. Но разве такая это беда?
Однажды я видела, как одна мама во время Пасхального богослужения постелила четырехлетнему сынишке пальто на церковный пол, он и спал себе сладко под песнопения. Спросите, какой смысл спать ребенку в храме? А такой смысл, что тысячи ангелов легкокрылых летают вокруг малыша, и сон его в храме обязательно легок и прекрасен. И все-таки был на Пасху в церкви! Не все же узнают, что спал. А наутро... Наутро можно сделать ему царский подарок. Когда он, заспанный, пригревшийся под теплой курткой, выйдет в прохладу пасхального Воскресения, он услышит колокольный звон. Звон будет частым, нестройным, веселым. Вы спросите его: «Хочешь позвонить в колокол?» — «Хочу», — скажет он и посмотрит на вас с недоверием. А вы его на колокольню! А вы его к колоколу! Звони, сын, не бойся. Сегодня никто тебя не заругает. Строгий церковный устав сегодня не так строг. Дозволяется звонить в колокол всем желающим, особенно детям. Ты желаешь? Вот и звони. Радость будет безмерной. Не лишайте ее ребенка, возьмите в храм, не жалейте, от этой жалости никакой пользы.
А потом разговляться. Все будет несказанно вкусно за праздничной трапезой. А потом поздравить близких по телефону — Христос Воскресе! А уж потом можно и поспать. В подкрепление сил, так необходимых на Светлой седмице. Ведь издревле на Руси была традиция навещать в этот день больных, старых, скорбящих. Конечно, прежде всего пусть перепадет от ваших щедрот старенькой маме, живущей на другом конце города, загремевшему накануне Пасхи в больницу племяннику, соседу, недавно схоронившему жену. Мало ли: у кого — что... Нехитрый гостинец, добрый взгляд, «Христос Воскресе!», — много ли надо, чтобы подарить близким частичку светлого праздника. А если (и такое бывает) все у вас здоровы и благополучны, вспомним о тех, кому несладко. Вот и еще одно доброе зерно в душу ребенка. Ведь он обязательно будет вспоминать через много лет:
— Когда я был маленьким, мы ходили с мамой в дом престарелых. Там одной старушке мы подарили платок и кулич с изюмом, а другой отнесли банку варенья к чаю...
Не счесть у нас возможностей осветить этот день светом пасхальной радости для других. Можно, конечно, и без этого. Без всего можно. Но так устроено, что не оскудевает рука дающего, и, в конечном итоге, дающие приобретают. Одна из загадок, одно из чудес, один из парадоксов.
Во вторник второй недели Пасхи настанет день, именуемый православными Радоница. Радоница — от слова радость, радоваться. По церковному обычаю в этот день мы посещаем усопших родных на кладбище, чтобы разделить с ними радость пасхального торжества. Отпраздновав с живыми, порадоваться с мертвыми. И совсем не к месту здесь радование с водкой. Без нее радость будет чистой, ненадуманной, а с ней может обернуться и печалью...
В Пасхальную ночь раскрываются Царские врата во всех православных храмах, чтобы быть открытыми всю неделю. Перед Царскими вратами выносят и ставят артос — особый хлеб с изображением Христова Воскресения. Он стоит всю неделю, а потом дробится и раздается прихожанам. Как необходимо иметь кусочки артоса в каждом доме! Целый год в немощах, печалях, непредвиденных жизненных неприятностях он будет помогать нам, давать силу. Маленький кусочек артоса с глотком святой воды — лучшее лекарство и для православного малыша.
Радость Пасхи особая. Ее надо заслужить строгим постом, благочестивой жизнью, добрыми нелицемерными делами. Некоторые приходят в Пасхальную ночь в храм как на некое действо, в коем много любопытного и мало понятного. Постояв чуток, они быстро утомляются, потому что «действо» не задевает их и уж, конечно, не веселит. И они уходят. Недоумевают только, почему так много людей остается в храме до утра. У них несонные глаза, светлые лица. Невдомек им, что люди, остающиеся в храме, не наблюдают, а живут. Они проживают вновь события седых тысячелетий, и сегодняшняя живая боль пронизывает их сердца, когда распятый на кресте Спаситель говорит последние слова: «Отче, отпусти им, не ведают, что творят».
«Укажите мне край, где светло от лампад...» Действительно, где этот край, кто обозначит его на карте нашей? Там война, там эпидемия, там лицемерие, там фальшь, там суета, там вообще никакого света. Так надо ли отправляться в бесполезные поиски? Пасха не врывается в наши дома пестрым фейерверком. Ее поступь особая: тиха и деликатна. «Христос Воскресе!» — говорим мы своим родным, знакомым, друзьям, даже недругам. «Воистину Воскресе!» — ответят нам. И никаких длинных речей и витиеватых тостов. Все предельно ясно. Пришла Пасха. Дождалась наших гостеприимных домов с куличами, накрахмаленными занавесками, сияющими чистотой окнами. С лампадами в красном углу перед иконами. А мы дождались ее. Слава Богу.
Наталья Сухинина. МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК • АПРЕЛЬ•2007
Воспитание и образование
ИРИНА МЕДВЕДЕВА:
ОТ «БЕЛЫХ ПЛАТОЧКОВ ДО «БЕЛЫХ BОРОН»
Конференция под названием «Вера и образование: общество, семья и школа в XXI веке» состоялась 6-7марта в Молодежном центре г. Волжска. Предметом обсуждения стало духовно-нравственное состояние подрастающего поколения.
Почти повсеместная духовная безграмотность, широкое распространение разнообразных форм растления детских душ — проблема не только родителей и школы. Идеи планирования семьи, уроки так называемого «полового просвещения» и многое другое ведут к потере здравых ценностных ориентиров россиян. Противостоять этому можно, лишь объединив усилия общественности, педагогов, родителей и Церкви.
Одной из форм такого взаимодействия и стал проходивший в Волжске форум, в котором, кроме представителей городской администрации и педагогов, приняли участие священнослужители епархии, общественные деятели из Москвы и Санкт-Петербурга. На конференции был рассмотрен широкий спектр вопросов. Обсуждали опыт работы епархиального отдела религиозного образования и катехизации, наработки православной гимназии Сергия Радонежского, коснулись и влияния кинематографа на детское сознание. Секционные заседания были посвящены решению конкретных воспитательных задач: как ввести элементы православной культуры в преподавание различных предметов, что противопоставить «виртуальной агрессии» компьютерных игр, чем в современных условиях наполнить патриотическое воспитание.
Особый интерес у участников и гостей конференции вызвало выступление московского ученого-психолога, публициста и драматурга Ирины Яковлевны Медведевой. Многие родители знают ее по статьям и книгам, написанным совместно с коллегой Татьяной Львовной Шишовой.
После конференции мы имели возможность побеседовать с Ириной Яковлевной и предлагаем нашим читателям познакомиться со взглядом православного психолога на некоторые актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения.
— Как психологу вам доводится общаться с огромным количеством детей, в том числе из православных семей. Какие трудности чаще всего возникают именно в верующих семьях?
— Самая большая проблема православных семей в том, что ребенок живет в двух мирах. Две этики, две эстетики — резко противоположные — в «мире сем» и атмосфере дома, воскресной школы. Ценности «общества потребления» не просто нехристианские, они антихристианские, и жить с этой полярностью личности очень тяжело. Особенно в подростковом возрасте, когда настает время выхода в широкий социум. Нужно понимать, что подвиг «белой вороны» для ребенка практически невыносим. Ценности, принятые в семье, безусловно, значимы для него, но важно и мнение сверстников, мнение противоположного пола. А родители начинают требовать от подростка поведения старца-отшельника. Либо пытаются «адаптировать» чадо к враждебной православию среде, с которой он столкнется в дальнейшей жизни. Я считаю, что так делать нельзя, потому что такая «адаптация» приводит в результате к мимикрии, стремлению подстроиться «под всех». А это означает, что все прежние усилия и родителей, и батюшки могут пойти насмарку.
— Но иначе мы получим ту самую «белую ворону»…
— Нужно создавать братство «белых ворон», а не «приобщать» чувствительную душу к разрушительным для психики вещам. Самый простой путь — отдать ребенка в православную школу. Но он, к сожалению, не всегда возможен. В Москве очень много подобных лицеев, гимназий, но далеко не всем родителям они по карману, потому что это дорого. В Волжске, я знаю, пока нет православной гимназии, в Йошкар-Оле всего одна. Нужно, чтобы такие школы открывались одна за другой. Везде, где есть православные люди, они должны иметь возможность полноценно учить своих детей. Иначе, я думаю, очень скоро, православным семьям придется задуматься о домашнем обучении, а это очень сложно организовать. Ребенок должен расти в «своей» среде и видеть единомышленников, не только приходя в храм. Ведь в церкви он проводит очень мало времени. А школьных товарищей видит каждый день. Хотя надо заметить, что во многих приходах сейчас есть некие юношеские сообщества.
— Сегодня нередко приходится слышать упреки в адрес «бабушек», что их оговоры «не так стоишь, не так крестишься» отпугивают от храма молодежь. На ваш взгляд, это действительно значимая проблема?
— Я считаю, что это один из мифов, причем очень некрасивый. О «белых платочках» — церковных старушках — действительно часто пишут в презрительном тоне. То, что они часто делают замечания, — правда, и то, что молодые люди обижаются, — тоже. Но вы знаете, я никогда в жизни не встречала людей, которым бы действительно нужна была Церковь и которые больше бы не пришли потому, что им там сделали замечание. И сделали, скорее всего, по делу, к тому же старшие. Создается впечатление, что «белые платочки» на самом деле не нравятся не молодым людям, а тем, кто раздувает эту проблему. Самое страшное в том, что при этом сеется грех хамства, а этого допускать нельзя.
К сожалению, в наших городах почти исчезла детская «дворовая культура». Раньше двор был сообществом и «бабушки на лавочке» играли в нем определенную ограничительную роль. И мы, как младшие, в конечном итоге к ним прислушивались. Сейчас вообще очень важно воспитывать в ребенке смирение. Актуально это потому, что в последнее время все стремятся «формировать лидеров». Ориентация на первенство и личную — не командную — конкуренцию совершенно чужда русскому сознанию и отрицательно влияет на личность ребенка, невротизирует его. Об этом мы говорили сегодня на секции.
— В этом году на конференции особое внимание было уделено новой для нас теме ювенальной юстиции. Что означает это понятие?
— Ювенальная юстиция представляет собой систему судов и смежных с ними учреждений, в которые дети смогут доносить на своих родителей и педагогов. На Западе это распространено уже давно, у нас пытаются внедрить сейчас, инициаторами процесса выступают так называемые правозащитники и небезызвестный депутат Е. Лахова. Люди либеральных убеждений готовят общество к тому, что у нас появятся, по сути, миллионы «Павликов Морозовых». Детям с «горшкового» возраста, прямо в детском саду, начнут рассказывать о «священных правах ребенка». В итоге мама, которая не пустит несовершеннолетнюю дочь в ночной клуб, будет считаться правонарушителем, посягающим на свободный отдых своего чада. В США дошкольнику достаточно позвонить по номеру 911 и к «строптивым» маме и папе примчатся дяди с наручниками. И вот уже ребенок, которому не купили ту или иную дорогую игрушку, выдвигает требования, угрожающе сжимая в руке мобильный телефон…
Государству такая система нужна для того, чтобы беспрепятственно и повсеместно вводить «секспросвет» в школах. Конечно, подается все это под другой оболочкой, с яркой гуманистической окраской. Бедные дети, их избивают до полусмерти родители-алкоголики и тому подобное. Такие примеры, конечно, тоже есть, но, во-первых, в нашем уголовном кодексе уже предусмотрено наказание за жестокое обращение с детьми, а, во-вторых, западная практика показывает, что эти несчастные — далеко не основной контингент «детских судов». Чаще туда обращаются отпрыски из вполне благополучных семей, которым вменяемые и заботливые родители запрещают те или иные вещи. Все это имеет отношение и к православному воспитанию, так как сам факт существования таких систем доносительства направлен против заповеди «Чти отца своего и матерь свою».
— Телевидение действительно в последнее время подогревает интерес к теме «родителей-деспотов». Вообще, из ваших публикаций напрашивается вывод, что телевизора в православной семье очень хорошо не иметь вовсе. Однако такое «отречение» даже в церковной среде часто именуют «неофитской крайностью»…
— Я сама уже восемь лет не смотрю телевизор. Но стараюсь об этом не распространяться. Потому что когда об этом говоришь, это почему-то раздражает людей так, словно ты над ними совершаешь некое насилие. Хотя о том, чтобы диктовать кому-то свою волю, и речи не идет. Иногда я добавляю, что стала себя при этом гораздо лучше чувствовать, и это вызывает чуть ли не агрессию. Мне это, честно говоря, непонятно. Отсутствие в жизни этого «блага цивилизации» на самом деле естественно и нейтрально по отношению к окружающим. Люди, которые не смотрят телевизор, — молодцы, и как-то иронизировать, принижать их, по меньшей мере странно.
— Не загоним ли мы себя, в итоге, в то самое «православное гетто», к выходу из которого призывает сейчас целый ряд православных СМИ?
— Не надо уподобляться в поведении сектантам и пытаться забиться в некую безопасную щель. Мы живем в своей стране, а не на оккупированной территории. Отгораживать детские души от зла можно и нужно. Но при этом стремиться отвоевать у «мира сего» для мира Божия жизненное пространство, пусть по миллиметрам, каждый по пяди. Тем самым мы позаботимся не только о своих детях, но и о тех, чьи родители находятся в отдалении от Церкви.
— За чистоту этого «жизненного пространства» вы ведете длительную борьбу с довольно мощными организациями. Заметны ли какие-то подвижки?
— Однозначно ответить сложно. У нас сформировалась достаточно серьезная общественная организация под названием «Родительский комитет», которая выступает против растлевающих уроков в школах, и эта деятельность уже дала определенные результаты. Есть там представители и вашей республики, города Волжска в частности. Еще нужно упомянуть о том, что впервые правдивый материал о центрах планирования семьи был показан по Российскому телевидению. Радуют меня педагоги, у нас очень много учителей, которые стремятся воспитать учеников нормальными и достойными гражданами России. В вашем городе у меня было несколько встреч с представителями школ, и я еще раз в этом убедилась. А в целом, было бы нелишним вспомнить строчку Б. Пастернака: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать»…
Беседовала Елена Сапаева,
г. Волжск.
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК • АПРЕЛЬ•2007
Епархиальная жизнь
ВСЕМ СКОРБЯЩИМ - РАДОСТЬ
Десять лет назад город Волжск обрел свой второй, с нуля построенный храм, главный престол которого освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Десятилетие — не такой уж большой юбилей. Но время летит быстро, и воспоминания о стройке тех, кто к ней причастен, постепенно переходят в разряд «как это было». Ими родители делятся со своими детьми — ровесниками Скорбященской церкви.
Приход этот возник в начале девяностых. В те неспокойные времена, когда многие думали лишь о том, как бы удержать на плаву семейный быт, нашлись люди, которые не просто восстанавливали — строили храм. Заложенный на территории районной больницы, он стал духовно близким и дорогим не только для ее пациентов. Еще во время строительства Господь сформировал при церкви деятельную общину, основу которой составили крепкие православные семьи. Сейчас здесь располагается центр Волжского благочиния, руководимый настоятелем храма протоиереем Александром Михайловым.
События, связанные с круглой датой, будут наполнять приходскую жизнь весь нынешний год. Перед постом, накануне второго престольного праздника храма — празднования иконе Божией Матери «Взыскание погибших», — здесь состоялся своеобразный «вечер встреч». Его почетными гостями стали впрямую относящиеся к «самому началу» — строители, благотворители, бабушки из подсобной «бригады» энтузиастов.
Вечер воспоминаний начался в местном кинотеатре с просмотра любительской кинохроники, запечатлевшей волнительный, прославляющий Бога момент поднятия креста.
Даже те, кто стоял у самых истоков храма, не предполагали, во что воплотятся в итоге их поначалу очень скромные планы. Заведующий урологическим отделением ЦРБ Владимир Семенович Бородин первым из местных врачей начал хлопотать об открытии молельной комнаты при больнице. Тогда подобное было редкостью, но, с помощью Божией, начинание это получило поддержку и развитие.
— Все началось с нашего знакомства с иеромонахом Филаретом, который в ту пору был настоятелем строящегося Никольского храма, — вспоминает заслуженный врач.— Общение с ним — беседы об истории Православия, о христианстве вообще — было чрезвычайно интересным. И как-то незаметно пришла мысль найти в отделении место для встречи верующих. Так появилась комната, которую мы назвали молельной. Потом задумались о создании более просторного помещения — часовни: нельзя ли сделать ее где-то вне здания, но на территории больницы. Место, где ныне располагается храм — это бывший заброшенный больничный сад, приписанный к нашему отделению… А дальше — чудесным образом наши идеи начали осуществляться. Тут и власти одобрили, и спонсор появился, и проект — уже не часовни, а «полномасштабной» церкви — был разработан. Но это уже другая история…..
Людей в новообразованную общину через разные внешние причины и обстоятельства приводил Сам Господь. Подчас помощь строителям приходила оттуда, откуда ее совсем не ждали. В стране активно строили «рынок», и, казалось, времена энтузиастов безвозвратно прошли. Но вновь и вновь, за каждой Литургией, под сводами недостроенного храма звучал призыв «Горе имеем сердца». Звучал он из уст первого настоятеля церкви иеромонаха Филарета (Златоустова). Сейчас он принял схиму с именем Сергий и подвизается в Раифском монастыре. Накануне, перед вечером-встречей, он поделился своими воспоминаниями.
— В конце прошлого века развал в экономике был великий, никто даже при желании не мог дать какие-то средства, точнее, они были, но мизерные. Поэтому при возведении храма энтузиазма было куда больше, чем работы «за деньги». Львиная доля средств шла от фирмы «Михаэль» Ее руководитель жил с матерью в обычной хрущевке и перечислял храму немалые по тем временам суммы, которые мог бы потратить на приобретение чего-то личного. Прораб Любовь Петровна тоже была по духу энтузиасткой, отдававшей строительству очень много сил. Многих прихожан можно в этот ряд поставить. Неслучайно построенный храм несет в себе следы этого доброго стремления, этой искренней веры всех участвующих в его возведении. Приезжая сюда впоследствии, я всякий раз испытывал теплое чувство, в сердце осталось много добрых воспоминаний….
Главой фирмы «Михаэль», принявшей на себя значительную часть забот о стройке, был в то время бизнесмен Андрей Романов. Позже, по завершении работ, он станет священником и отправится по благословению Владыки в лесной поселок Килемары. 12 февраля, в праздник Трех святителей, со дня его хиротонии исполнилось девять лет. Для многих волжан так и осталось загадкой, что заставило успешного молодого предпринимателя вложить в новый храм почти все, что у него имелось, включая недавно купленную квартиру…
— Импульс этот был благоволением Божиим, — вспоминает отец Андрей. — В тот момент все мы нуждались в особом попечении. Ведь вокруг вершились непростые события, порой творились страшные дела — как в целом для Отечества, так и для каждого из нас. Эта общая проблема объединила нас для строительства храма. Я тогда был совсем еще молодым человеком, «плавающим по морю страстного жития». В материальном плане достиг практически всего, чего желают ныне многие молодые люди, но это не приносило ни успокоения, ни, тем более, умиротворения. Вопрос — в чем смысл жизни — оставался неразрешенным, он стоял как кость в горле, становясь все острее. Практически любой состоятельный человек вам скажет, что ни в богатстве, ни в накопленном имуществе нет той надежности, которой от них ожидают. Наоборот, вокруг становится еще больше обмана. И мы ходим «по острию ножа»… Всеми этими переживаниями я делился с друзьями, включая ближайшего друга — мою маму. Но все равно не находил ответа. И вот тогда, по великой милости Божией, я познакомился с отцом Александром Михайловым, с иеромонахом Филаретом (схиигуменом Сергием), с нашим Владыкой. И понял, что смысл жизни — в Церкви.
Тем не менее, когда встал вопрос о строительстве храма, я еще не осознавал, насколько это изменит жизнь — мою и окружающих людей. Ныне же — по Божиему промыслу, по молитвам батюшек, благодаря видимому и невидимому участию множества людей — эта больничная церковь воздвигнута, стоит и радует нас….
Храм «Всех скорбящих Радость» сегодня — это не только крепкая община, но и миссионерский центр. Без организуемых им праздников, фестивалей, форумов и встреч трудно представить духовную жизнь Волжска. Приглашают гостей из других городов России. Постепенно складываются свои традиции. Привыкли уже и к проповедям в трапезной за чаем, и к тому, что настоятеля называют в шутку «главврачом» районной больницы...
Многие из тех, на чьих глазах возводился храм, до сих пор не могут до конца осознать того внешне очевидного факта, что он есть, стоит. Тем более, что молодежи и приезжим гостям кажется, что храм был здесь всегда…
— Я уже лет тридцать живу в Волжске, — говорит постоянный прихожанин Скорбященской церкви художник Валентин Крымов, — и помню, что было на этом месте раньше. Кустарник рос, столик стоял, лавочка. Бывало, придешь сюда, и …не отступает ощущение, что место это непростое. Что-то чувствовалось уже тогда, когда о церквах и о религии и разговора не велось. Что-то необыкновенное, неизъяснимое — святость что ли? Сейчас я удивляюсь — стоит здесь храм. Действительно стоит на этом самом месте! Человек предполагает, а Бог располагает… Что добавить к сказанному? Этот храм знаменит отношением к детям. Каждый выходной — два ряда колясок. Дети не просто в храме, они живут в этой церкви. Знают, что можно, а что нельзя, чем и когда заняться. Ну а храм молодой — что такое десять лет для храма?! Уверен, через этих ребятишек, их детей — внуков церковь доживет и до столетия…
Возвращаясь к «вечеру встреч», отметим, что его ведущим мотивом, главной «интонацией» была благодарность. Мысленное благодарение Богу, помноженное на цветы прослезившимся бабушкам из знаменитой некогда на весь район добровольческой «бригады-ух», поминовение тех, кого уже нет на земле… Из таких, почти домашних, празднеств и складывается история, которую многочисленные приходские дети будут рассказывать на досуге своим внукам…
Елена Сапаева,
г. Волжск.
МИРОНОСИЦКИЙ ВЕСТНИК • АПРЕЛЬ•2007
Страницы истории
ОБИТЕЛЬ У СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
К 120-летию со дня открытия Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря
ПО ВОЛЕ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ
Начало истории Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря было положено 30 мая 1869 года. Именно в этот день архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) в ходе архипастырской поездки по Козьмодемьянскому уезду посетил село Малый Сундырь, где в доме местного священника Михаила Рождественского, известного просветителя населения горной стороны Марийского края, к Владыке подошли две девушки с просьбой об открытии в Козьмодемьянском уезде женского монастыря. Обратившись к Смоленской иконе Божией Матери, мудрый архипастырь ответил: «Молитесь Царице Небесной и просите Ее. Если Ей угодно ваше желание, Она исполнит его и Сама укажет вам место для монастыря. Я и сам буду молиться Ей, чтобы Она исполнила ваше желание».
Архиепископ Антоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров) был одним из самых известных архиереев своего времени. По его благословению в Поволжье было открыто множество школ, учреждены «Братство святителя Гурия», Казанская инородческая семинария, газета «Известия по Казанской епархии», основано несколько монастырей, в числе которых известный многим Михаило-Архангельский мужской монастырь, располагавшийся неподалеку от устья реки Суры в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. Архиепископ Антоний не забыл встречу, состоявшуюся в Малом Сундыре. И когда священник Михаил Рождественский, исполнявший в то время должность благочинного, прибыл в Казань с годовым отчетом, Владыка сказал, что рассматривает желание девиц, как искреннее и обдуманное. «Пока будущих насельниц немного, они могут поместиться в вашем селе, под вашим присмотром. А когда соберется их больше, тогда обсудим»,— заключил он.
Под руководством и молитвами мудрого архипастыря дело устроения женского монастыря в Козьмодемьянском уезде началось. Через некоторое время в селе Малый Сундырь, в сторожке при Троицкой церкви, по благословению отца Михаила Рождественского поселились три девушки. К концу 1870 года их стало пятнадцать, старшей была назначена Мария Максимова. В том же году в Малом Сундыре была организована женская община, где будущие насельницы монастыря обучались чтению, письму, занимались рукоделием, которое преподавала супруга отца Михаила Рождественского. В общине вычитывались утренние и вечерние молитвенные правила, воспитанницы ее пели на богослужениях, посещали воскресные и праздничные службы, в летнее время помогали крестьянам, что позволяло к тому же им заработать средства к существованию. Обучал девушек пению диакон Троицкой церкви Иоанн Кедров. Хлебом общину снабжал крестьянин Михаил Герасимов, известный своими трудами в деле устроения Михаило-Архангельского мужского монастыря.
НА СВЯТОМ МЕСТЕ
Сведения о благочестивой жизни девушек, их трудолюбии, дивном пении на богослужениях привлекали в Троицкую церковь села Малый Сундырь все больше богомольцев. Священник Михаил Рождественский в связи с этим писал: «Поначалу в моем приходе заинтересовались знанием молитв прежде мужчины, а женское поколение как-то глухо отзывалось ко всем моим воззваниям. При открытии же в моем селе женской школы… женщины… от влияния на них пения на родном языке совсем переродились, стали с отвращением смотреть на языческие суеверия, в каждый праздник стали во множестве стекаться в храм Божий…. Даже старики, самые прежде закоренелые в языческих суевериях, начали ныне учиться молитвам и утешили меня на исповеди знанием их». В Великий пост, когда храм посещало особенно много людей, сестры общины по благословению отца Михаила обучали прихожан молитвам. Они выказывали большие успехи и в учении, и в рукоделиях, видевшие их работы были весьма удивлены.
Число насельниц общины неуклонно росло: если в 1871-1872 годах оно доходило до двадцати пяти, то в 1874 году приблизилось к пятидесяти. Видя усердные труды и богоугодную жизнь сестер, Господь послал им благодетелей, одним из которых стал козьмодемьянский купец Иван Матвеевич Зубков, посетивший Мало-Сундырскую школу в ноябре 1874 года. Осмотрев имеющееся помещение, он нашел его тесным и по благословению архиепископа Антония в январе 1875 года перевез девушек в Козьмодемьянск.
По ходатайству И.М.Зубкова, к которому присоединилось 5 сельских общин Козьмодемьянского уезда, при Троицкой церкви города была открыта черемисская женская община, основной целью учреждения которой, как отмечалось в Указе Священного Сино¬да от 19 сентября 1877 года, являлось просвещение населения Козьмодемьянского уезда посредством учреждения при общине инородческого училища. Официальное открытие общины состоялось 13 ноября 1877 года. Начальницей ее стала бывшая казначея Цивильского женского монастыря Смарагда, получившая духовное воспитание в Казанском Богородицком монастыре, где прожила 40 лет. В январе 1878 года в Козьмодемьянск был переведен и протоиерей Михаил Рождественский, который стал настоятелем городской Троицкой церкви и благочинным вновь образованной общины.
БЛАГОУКРАШЕНИЕ ОБИТЕЛИ
На приобретенной для устройства общины земле купец И. М. Зубков осуществил постройку трех корпусов. В одном из них расположились келия начальницы, рукодельня, трапезная, домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», также построенная на средства Зубкова по благословению архиепископа Антония и освященная 20 июля 1879 года Преосвященнейшим Павлом, епископом Чебоксарским,викарием Казанской епархии. Иконостас для храма был пожертвован петербургским купцом и передан в общину настоятелем Михаило-Архангельского монастыря игуменом Паисием (Эри-ным), а иконы для него написаны в одном из женских монастырей Казани на средства купца Федора Егоровича Постникова.
Икона Божией Матери «Скоропослушница» была передана в общину в сентябре 1878 года насельниками Михаило-Архангельского монастыря, куда была прислана с Афона по просьбе того же игумена Паисия. Перед образом была возжжена неугасимая лампада, а сестры обители по очереди читали пред ним Псалтирь и синодик о здравии живых и упокоении усопших. К указанному выше корпусу примыкал двухэтажный каменный с колокольней, на которой установили 7 колоколов, пожертвованных казанской купчихой Анной Михайловной Александровой. При общине, как и предполагалось ранее, расположилось Козьмодемьянское городское инородческое женское училище.
Часть земли для будущей обители купец И.М. Зубков, ставший впоследствии попечителем общины, выкупил у частных лиц и у городских властей. Другую часть община получила в дар от местных и казанских купцов и мещан. Впоследствии среди дарителей оказались и люди других сословий, в том числе унтер-офицер Степан Ильин. В общину поступали пожертвования из разных городов России. Так, один казанский купец подарил серебряную Дароносицу, тульский купец — 2 ковра, козьмодемьянская купчиха Е. П. Зубкова — бриллиантовую звезду на икону Божией Матери «Скоропослушница».
23 августа 1884 года на 23 августа 1884 года на территории будущего монастыря произошла закладка нового каменного храма, которую совершил архиепископ Казанский Палладий (Раев) в сослужении козьмодемьянского духовенства. На месте строительства был совершен молебен Пресвятой Троице, Казанской иконе Божией Матери и Святителю Николаю Чудотворцу. Строительство храма в честь Пресвятой Троицы с двумя приделами, правым — в честь Преображения Господня и левым — в честь Казанской иконы Божией Матери, было начато на средства благотворителей. Первый вклад в строительство в размере 5 тысяч рублей внес И.М. Зубков, особым усердием в данном деле отличалась баронесса Жомини, погребенная впоследствии в ограде монастыря, за главным алтарем храма.
ОТ ОБЩИНЫ — К МОНАСТЫРЮ
25 февраля 1887 года Святейший Синод издал указ о возведении Троицкой женской общины в Козьмодемьянский Троицкий черемисский женский монастырь, а настоятельница общины монахи¬ня Смарагда была возведена в сан игумении. 17 августа 1891 года был освящен главный престол каменного храма и его левый придел. Правый был освящен на следующий день. В мае 1891 года за вклад в постройку храма и неутомимые труды по благоустройству обители игумения Смарагда была награждена золотым наперсным крестом с украшениями.
Строительство на территории монастыря в основном было закончено к началу XX века, хотя велось и в последующие годы. Большинство построек были деревянными и двухэтажными. В обители располагались келии сестер, просфорня, кухня, хлебопекарня, белошвейная, ризная, живописная, чеканная, столярная мастерские, больница, гостиница для паломников. В 1891 году для посещающих монастырь благотворителей был поставлен отдельный дом, в 1897 году двухэтажный деревянный корпус построили для полагавшихся по штату двух священников и диакона.
В 1902 году при монастыре был открыт приют для детей сирот. В этом же здании располагались монастырское училище и богадельня для престарелых насельниц обители. В мае 1899 года, согласно указу Святейшего Синода, к Козьмодемьянскому Троицкому монастырю была приписана Владимирская Чебоксарская женская чувашская община. В ней располагалась каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери с двумя приделами — правым в честь Сретения Господня, левым во имя преподобных Варлаама и Иоасафа индийских.
Во Владимирской общине проживали 103 насельницы. Домовая церковь во имя святого апостола Иакова и святой преподобномученицы Евгении была освящена здесь епископом Чебоксарским Михаилом 8 мая 1910 года. А за неделю до этого архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) в храме Козьмодемьянского Троицкого монастыря был освящен придел во имя пророка Божия Илии. Как свидетельствуют исторические хроники, посмотреть на недавно назначенного Владыку, помолиться с ним, принять от него благословение собралось множество верующих.
ТРУДЫ НАСТОЯТЕЛЬНИЦ
В первые годы существования Троицким монастырем управляли игумении Смарагда (1887-1897) и Маргарита (1897–1898). С 18 июня 1898 года должность настоятельницы заняла бывшая игумения Пюхтицкого женского монастыря, ныне расположенного на террито¬рии Эстонии, Варвара(Блохина).
Мать Варвара, в миру Елизавета Дмитриевна Блохина, родилась 14 августа 1843 года в Костромской губернии в купеческой семье. В юном возрасте она оставила мир и по благословению епископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского), прозорливо углядевшего в ней будущую подвижницу благочестия, поступила в Крестовоздви-женский монастырь Костромской епархии, где прожила 34 ода. В 1888 году матушка была назначена старшей сестрой Иеевенской лечебницы, располагавшейся в Эстляндской губернии, а с открытием Пюхтицкой общины назначена ее настоятельницей. С преобразованием этой общины в монастырь 31 января 1893 года монахиня Варвара была возведена в сан игумении. За пять лет ее настоятельства в Пюхтицах число сестер увеличилось с 16 до 240, был воздвигнут каменный храм, трапезная, корпуса для келий, богадельня, приют для сирот и другие строения. Огромную роль в деле строительства Пюхтицкой обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовной дочерью которого, по-видимому, и стала мать Варвара.
После перевода в Козьмоде-мьянск матушка начала обустраи¬вать Троицкую обитель по образцу Пюхтицкого монастыря. Здесь был устроен приют, выстроено новое здание церковноприходской школы,получили развитие золотошвейное и белошвейное рукоделие, живопись, столярное, башмачное, чеканное ремесла. Труды игумении Варвары были отмечены царствующим домом: в 1904 году за труды по устроению обители матушка получила Высочайшую благодарность от Государыни Императрицы Александры Феодоровны, о чем сообщали «Известия по Казанской епархии».
Последней настоятельницей Свято-Троицкой обители была игумения Алевтина, в миру Александра Федоровна Торопова. Она родилась в 1864 году в деревне Торопово Вятской губернии в крестьянской семье, получила домашнее образование. В 1883 году А. Ф. Торопова поступила в Козьмодемьянский Троицкий монастырь, в 1890 году была облечена в рясофор, а спустя еще пятнадцать лет, в 1905 году, пострижена в монашество с именем Алевтина. 27 февраля 1916 года указом Святейшего Синода монахиня Алевтина была утверждена настоятельницей Троицкого монастыря, а в управление вступила 23 апреля 1916 года.
К этому времени в обители проживали игумения, 55 монахинь, 257 рясофорных послушниц, прочих послушниц и детей приюта — 30 человек. Монастырь вел большую просветительскую работу, церковная библиотека насчитывала 189 книг, среди которых были издания религиозно-нравственного содержания и исторические. В монастырском училище обучались 92 девочки, их воспитанием занимались законоучитель священник Ефрем Чернов, учительницы Зинаида Буторова и Екатерина Бычкова. Женская школа обители считалась в Казанской губернии образцовой. Еще в 1906 году при посещении ее архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий констатировал, что «школа устроена по всем правилам» — для нее выстроен просторный светлый дом, а учителя — одни из лучших в епархии.
ВРЕМЕНА ГОНЕНИЙ
После октябрьской революции 1917 года для Троицкой обители наступили времена гонений. «Первой ласточкой» новой эпохи стали претензии властей, посягавших на монастырское имущество, которое создавалось и копилось долгие годы благодаря бескорыстной помощи многих людей.
Из сохранившихся с тех лет записей мы, в частности, узнаем, что 19 декабря 1918 года монастырь был вынужден отдать новой власти 10 коров. Спустя неделю, «вследствие настойчивых требований Козьмодемьянского культурно-просветительного отдела», из обители к вышеуказанному адресату отправили 4 стола, 1 диван, 2 кресла, 8 стульев. Этот процесс изымания мебели, утвари и прочего имущества продолжался. Но на этом претензии не закончились: представители новой власти решили «потеснить» обитель, и в мае 1919 года в ее стенах прописался Губернский земельный отдел, под который были освобождены 3 корпуса и трапезная.
Положение насельниц было очень тяжелым (к примеру, на 250 человек имелись всего 2 коровы). Поэтому игумения Алевтина об¬ратилась в органы власти с просьбой вернуть некоторые вещи, а также часть отобранных коров «для поддержания больных, ока¬завшихся без надлежащего питания». В другом заявлении матуш¬ка просила не захватывать новых помещений, так как негде селить сестер. Оба прошения были про¬игнорированы… Несмотря на гонения и тяжелейшие условия существования, Троицкая обитель продолжала нести людям свет Христовой веры. Разумеется, подобное никоим образом не устраивало советскую власть. На основании постановления Ревкома комиссия по отделению Церкви от государства 31 августа 1921 года приняла решение о закрытии Козьмодемьянского Троицкого монастыря. Поводом стал якобы существовавший в то время в городе жилищный кризис, предстоящее прибытие из охваченных голодом районов МАО 200 детей, необходимость помещений для культурно-просветительских учреждений в связи с открытием в Козьмодемьянске сельскохозяйственного техникума.