СОБОР ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого («Дом Пчелина») находился рядом с храмом. По своим архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Она построена по типу «восьмерик на четверике», восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. С западной стороны к храму примыкает трапезная.
В начале XX века облик церкви был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила четырехъярусная колокольня. На ней располагалось 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвертом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой.
Храм привлекал своей наружной декоративной отделкой. Радовали глаз карнизы восьмерика и четверика, особенно роскошны были белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. В декоративном убранстве церкви были применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века. До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности здания церкви, что здесь трудились мастера восточно-европейской (Вятка — Пермь — Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.
Вознесенская церковь в дореволюционное время была пятипрестольной. В верхнем этаже здания располагался храм с главным престолом в честь Вознесения Господня и приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, в нижнем действовал храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и святителей Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, которые были упразднены до революции. Интерьер церкви отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из пяти ярусов с деревянной резьбой. Из икон выделялся образ Божией Матери «Казанская» в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре – икона Иверской Богоматери. Но главной святыней церкви считалось небольшое резное на камне изображение святителя Николая Чудотворца с одной стороны и великомученика Георгия Победоносца – с другой. Этот образ величиной не более 1 вершка (около 4,5 см) в квадрате вкладывался в кованную «сребропозлащенную» ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию данная икона была обретена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И.А. Пчелиным в Царевококшайск. Этот небольшой образок был местночтимой иконой, ее носили вместе с образом Вознесения Господня во время приходских крестных ходов.
Духовенство Вознесенского храма, как и других городских церквей, занималось просветительской деятельностью. В 1915 году на территории прихода действовали высшее начальное училище, женская гимназия, реальное училище, городское мужское приходское училище, городское женское начальное училище, располагавшиеся в Царевококшайске, Вараксинское министерское двухклассное училище, Сенькинское земское начальное училище.
В послереволюционное время, в начале 1920 годов, духовенство Вознесенского храма отходило в обновленчество и по требованию прихожан принесло покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому), для чего ездили в Нижний Новгород. В дальнейшем приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников и Марийского викариатства Нижегородской епархии, в 1929-1935 годах к церкви были приписаны епископы Марийские, викарии Нижегородской епархии. Многие представители духовенства, служившие в Вознесенском храме, пострадали за веру Христову. Прежде всего, следует назвать епископа Авраамия (Чурилина), управлявшего Марийским викариатством с 29 сентября 1931 года. 23 мая 1935 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности Владыка был арестован и приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Архангельске, где был расстрелян 13 января 1938 года. Последним настоятелем Вознесенского храма довоенного времени стал протоиерей Петр Маргаритов. 16 августа 1935 года батюшка был арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край, где был расстрелян в Архангельске 26 декабря 1937 года.
17 июня 1935 года Вознесенский храм был передан обновленцам, 9 декабря 1937-го церковь закрыли. В марте 1938 года постановлением Президиума горсовета здание храма передали радиокомитету, в 1939-м оно использовалось под пивной склад, в ноябре 1940-го нижний этаж отдали товариществу «Мари художник». Последним его хозяином являлся Йошкар-Олинский пивзавод. За годы советской власти была снесена колокольня, церковное здание нуждалось в капитальном ремонте.
Приходская жизнь храма возобновилась в середине 1990-х годов, деньги на восстановление собирали по крупицам. Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен 24 апреля 1995 года, в том же году были освящены приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (3 июля) и в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня (11 ноября). В настоящее время храм имеет статус кафедрального собора, к нему приписаны Воскресенская, Тихвинская, Троицкая церкви Йошкар-Олы.
Реконструкция церкви продолжается и поныне. В начале двухтысячных поднята снесенная во время Великой Отечественной войны храмовая колокольня.
Настоятель: протоиерей Евгений Кутырев.
Богослужения: ежедневно утреннее в 8.00
вечернее в 16.00
В воскресные и праздничные дни ранняя Литургия в 7.00
Адрес и контактные сведения:
424004, Россия, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 31,
тел./факс 8(8362)45-00-09, тел. 45-00-11.