Термин «таинство» происходит от греч. покрывать, скрывать, который со времен ранней античности означал инициацию, посвящение. В древнегреческой религии существовали различные мистерии, сопровождающие всю жизнь человека от рождения до смерти: они получали название как по имени богов, которым были посвящены («мистерии Диониса»), так и по названию места, где их совершали («элевсинские мистерии»).
В позднем неоплатонизме таинства-мистерии воспринимались как отдельные этапы теургии –– постепенного введения человека в личное соприкосновение с миром богов-демонов. Однако нам необходимо различать четкую границу между языческими мистериями и христьянскими Таинствами. Между ними нет ничего общего.
Под именем Таинств Православной Церкви разумеются такие священные действия, установленные Самим Иисусом Христом, через которые тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа или спасительная сила Божия, которая освящает его, созидает его жизнь, соединяет с Богом. Важно отметить, что благодать Божия в Таинствах неразрывно соединена с внешним знаком или видимой стороной.
Такая неразделенность внешнего и видимого священнодействия с благодатной силой Божией для нас совершенно непостижима, так что наименование этих священнодействий «таинствами» вполне отвечает их существу. Кроме того, эта двухсторонность (двухсоставность) таинств соответствуют всему делу домостроительства нашего спасения. Средством для спасения человека Богу угодно было избрать воплощение Сына Божия, т.е. видимое явление Его во плоти. Таким же образом, т.е. видимо –– в огненных языках ниспослан был Церкви и Дух Святый.
Поэтому божественная любовь изменила бы своему образу общения с человеком, если бы для усвоения человеком спасения предложила чисто духовные средства. Кроме того, избрание Богом духовно-чувственных средств для сообщения людям благодати Искупления находится в полном соответствии с двухсоставностью человеческой природы. "Если бы ты был бестелесен, –– говорит св. Иоанн Златоуст, то Христос сообщал бы тебе дары бестелесно, но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщается тебе через чувственное".
Все Таинства имеют Божественную природу, все они получены нами от Господа Иисуса Христа. Богоустановленность –– есть один из существенных признаков таинств. Так как Бог есть единственный Источник благодатных даров, то ясно, что никто другой, кроме Него Самого и не мог установить таких средств благодатствония человека, как таинства. Они установлены Иисусом Христом отчасти до Его воскресения, отчасти по воскресении в течении сорока дней, когда Он являлся Своим ученикам и беседовал с ними о царствии Божием (Деян. 1: 3).
Все таинства совершаются Церковью и только в церковной полноте. Что это значит? Церковь –– есть тело Христово, это некий таинственный организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. Это и есть церковная полнота, которую хранит только Православие. Святая Православная Церковь имеет семь основных Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Все они соответствуют главным нуждам и потребностям в нашей духовной жизни.
1. Как любая жизнь возникает в результате рождения, так и в духовную жизнь человек вступает через духовное рождение в Крещении: Ин. 3, 3:5-6.
2. За рождением следует слабое и немощное детство, имеющее нужду в приращении и креплении сил: так и христианину, рожденному духовно в Крещении, нужны благодатные силы, возращающие, укрепляющие и утверждающие в духовной жизни, которые и подаются ему в Миропомазании: 1Ин. 2, 20:27; 2Кор. 1, 21-22.
3. Для продолжения жизни естественной нужна пища и вода, так и в духовной жизни нужна духовная пища и духовное питие, которые и подаются в Таинстве Причащения: Ин.6,48-58; ср.26, гл.Мф. 26-28.
4.Человк в настоящем поврежденном состоянии легко может впадать в разные погрешности, которые не могут не тяготить его совести, и ему нужно прощение в них от Бога: Церковь подает ему это в Покаянии: Мф. 18:18, Ин.20:22-23; 1Ин.1:8-9.
5. Человек, осужденный на изнурительные труды, при телесной своей немощи может подвергаться тяжким болезням и иметь здесь особенную нужду в помощи. Поэтому в Елеосвящении (Соборовании) подается исцеление от болезней телесных через исцеление от духовных: Иак. 5:14-15.
6. Как важно для общества и Церкви состояние супружества, и как много между тем может предстоять здесь опасностей и искушений! Церковь, торжественно благословляя Брак, испрашивает при этом брачующимся особенную благодать и помощь от Бога: Быт.1:27-28; 2:23-24; Мф.19:4-6; Еф.5:22-25.31-32; 1Тим.4:3-5.
7. Как важно, наконец, для Церкви и для всего человечества состояние и служение священства, и как необходима особенная благодать и помощь Божия при великой важности и многотрудности обязанностей! И вот в Таинстве Священства сообщается и сему состоянию особенная благодать и помощь от Бога: Деян.20:28; Еф.4:11-12; Деян.14:23; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6.