Первым христианским таинством, с которого начинается христианская жизнь человека, является Таинство Святого Крещения. Это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3:5).
УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Таинство установлено Самим Господом Иисусом Христом, который не только Сам пришел к Иоанну и крестился от него, но и в беседе с Никодимом –– фарисеем, пришедшим к Нему ночью, сказал: «Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие. Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7). Заключительными словами Евангелия от Матфея являются слова Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).
Таким образом, таинство Святого Крещения –– есть таинство духовного рождения, в нем дается человеку благодать Святого Духа, рождающая его в новую жизнь, в Церковь, в Царство Божие. Это есть вхождение в Церковь. Если человек не родится свыше, если он не захочет родиться свыше, он не может войти в Царствие Небесное, он лишается вечной жизни с Богом.
Крещение –– есть дверь в церковь Христову, поэтому только принявшему святое крещение могут быть доступны и другие таинства. При крещении верующий отрекается от диавола и всех дел его и при троекратном погружении в священную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищается от первородного греха (то есть наследственного –– Адамова греха), а также и от всех личных грехов, совершенных им самим до крещения, и вместе с тем возраждеатся благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь и делается членом Церкви, то есть благодатного Царства Божия.
Крещение через погружение в воду является особенным наследием Православной Церкви и всегда охранялось как некая святыня, так как символизирует идею погребения и воскресения. Крещающийся должен приобщиться смерти и воскресению Христа. И вот как раз погружение в воду есть символ погребения, когда человек должен умереть для прежней своей жизни греховной. Ему дается благодать Святого Духа умереть для той прежней жизни. И когда он воздвигается из воды, это есть символ Воскресения, восстания из могилы для новой жизни со Христом. На крещаемого надевается белая рубашка в знак его чистоты душевной и возлагается на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого, а так же в знак того, что он в жизни своей должен терпеливо с надеждою на Бога нести свой крест (тяготу житейскую) до своей могилы.
Принесение крещальных обетов, то есть отречение от сатаны –– необходимое условие крещения. Это принятие на себя определенных обязательств, обещание Богу жить отныне исключительно для Него, соблюдать заповеди Божии. И если потом человек вступает в общение с темной силой (колдунами, экстрасенсами, биоэнергетикой и тому подобным), то он нарушает свои крещальные обеты.
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Восприемники – крестные родители –– приносят все крещальные обеты за ребенка и берут на себя обязательство научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников, и за это они будут отвечать на Страшном Суде Господнем. Поэтому быть крестным младенца –– это очень большая ответственность.
Крестные родители сами должны быть крещены в православную веру. При крещаемом мальчике полагается крестный отец (кум), а при девочке –– крестная мать. Многие протестанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над ними. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Христианское крещение названо «обрезанием нерукотворным» –– (Колос. 2:11-12) –– и его также положено совершать над восьмидневными младенцами.
Апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18;16). Поскольку крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4:4).