Брак есть таинство, в котором при свободном (перед священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА
Брак установлен Самим Господом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28).
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Преддверием брака является обручение. Перстни обручающихся полагаются священником на престол в алтаре и этим прикосновением к нему считаются освященными. Новобрачным даются зажженные свечи в знак неугасимой любви и неразрывного союза в супружестве.
Священник кадит перед обручающимися крестообразно, потом, взяв перстни, отдает первый жениху, второй –– невесте и произносит формулу обручения, сначала жениху, а затем невесте. Сотворив трижды крест на их главах, священник молится за обрученных и приступает к их венчанию. Под ноги венчающимся, по обычаю, кладут белое полотенце, в знак чистоты и святости совершаемого таинства.
Перед венчающимися произносится поучительное слово о том, что супружество есть тайна, и что брак во Христе должен быть честным и богоугодным. Вопросив венчающихся об их благом и непринужденном желании сочетаться друг с другом, священник молится о том, чтобы Господь благословил этот брак и ниспослал Свою небесную благодать на вступающих в него. Знаком этой благодати являются венцы, которые еще символизируют победу над плотью до брака. Эти венцы есть также и мученические, напоминающие о терновом венце Господа во имя славы Божией.
Новоначальным приносится общая чаша с красным вином. Она служит знамением их нераздельной жизни, общего владения и пользования имуществом. Чаша благословляется и испивается по очереди молодыми. Потом священник трижды ведет их вокруг аналоя. Повторяемый круг всегда служит символом вечности. Он говорит о том, что новобрачные вступают в вечный союз. Они дают обет нерасторжимости своего союза.
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Канне Галилейской и подтвердил его божественное установление: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек не разлучает» (Матф. 19:4-6).
Апостол Павел уподобляет брак союзу Христа и Церкви. «Жены повииуйтесь своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить ее… Тайна сия велика» (Еф. 5:22-26,32).
Христианский брак требует постоянного подвига, взаимной выдержки, терпения, разделения на двоих не только радостей, но и скорбей. По словам св. Иоанна Златоуста истинная семья есть «малая Церковь», где присутствует Божия благодать, и проявляется истинная любовь. А что такое истинная любовь? На этот вопрос отвечает Св. Писание устами апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).
Этим напутствием да будут обращены сердца брачующихся в вечный союз Христа и Церкви, ибо где есть Любовь, там присутствует Бог.
ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА
Для таинства венчания есть определенные дни. Но легче перечислить, когда не совершается бракосочетание: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), накануне воскресных дней (суббота), накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов; в период от 7 января до 20 января; в течение сырной седьмицы (масленицы); начиная с недели мясопостной и в неделю сыропустную; в течение Светлой седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтече – 11 сентября (по н.ст.) и воздвижения Креста Господня – 27 сентября.
Еще несколько слов о нерасторжимости брака христианского брака. В идеале брак является нерасторжимым, как нерасторжим и вечный союз Христа и Церкви. Но если святость брака нарушается супружеской неверностью, то он может быть расторгнут.
Церковь позволяетразвод ради мира, но не поощряет его. Если в некоторых жизненных обстоятельствах существует прямая или косвенная духовная или физическая опасность, то развод, по мнению Церкви, является все-таки наимейшим злом. Второй же брак разрешается и благословляется только в тех случаях, когда есть надежда, что он будет чист и свят.