В Таинстве священства человек через архиерейское рукоположение (по-гречески – хиротонию) получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Установление таинства и его значение Таинство священства есть установление Божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12).
Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится книге Деяний Апостольских: «их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). О рукоположении пресвитеров говорится: «рукоположив же им пресвитеров каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).
Поставленные апостолами епископы в свою очередь хиротонисали назначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен череда правильно рукоположенных священнослужителей. Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: "(Священники) носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении... Великое лицо –– иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем... Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа".
Православный народ с большим благоговением относится к священнику, носителю благодати Христа: принимая благословение священника, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа, потому что священник благословляет не своей силой, а силой Божьей. Это сознание святости и высоты священного сана ослаблено в инославных исповеданиях, а в некоторых протестантских деноминациях священник отличается от мирянина только тем, что имеет "licence to preach" (разрешение проповедовать в церкви). Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары. Некоторые святые воочию наблюдали сошествие Святого Духа во время таинства хиротонии.
В Житии преподобного Симеона Нового Богослова говорится, что в момент его священнической хиротонии, "когда архиерей произносил молитву над головой его, а он стоял на коленях, он увидел Духа Святого, Который сошел, как некий простой и безвидный свет, и осенил всесвятую его голову; и схождение этого света он видел всегда, когда служил Литургию, во все сорок восемь лет своего священства". А известный богослов нашего века протоиерей Сергий Булгаков в своих автобиографических заметках говорит о диаконской и священнической хиротониях как о самых светлых днях своей жизни: "В день Святой Троицы я был рукоположен во диакона. Если можно выражать невыразимое, то я скажу, что это первое диаконское посвящение пережито мною было как самое огненное. Самым в нем потрясающим было, конечно, первое прохождение через царские врата и приближение к святому престолу. Это было как бы прохождение через огонь, опаляющее, просветляющее и перерождающее. То было вступление в иной мир, в Небесное царство. Это явилось для меня началом нового состояния моего бытия, в котором с тех пор и доныне пребываю... Переживания (священнического) рукоположения еще более неописуемы, чем диаконского, –– "удобее молчание".
СТЕПЕНИ СВЯЩЕНСТВА
Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводится в архиепископа, митрополита, патриарха; иерей (священник) –– протоиерея; диакон –– протодиакона. Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств, посвящаемый во священника –– совершать Таинства, посвящаемый в епископа –– не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Кроме священнослужителей, в Церкви есть еще и церковнослужители: иподиаконы, псаломщики и пономари. Они поставляются на должность не через таинство священства, а по благословению правящего архиерея.