И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Во втором члене Символа веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и исповедуем то, что знаем о Нем как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе до Его рождения на земле. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын и рождается прежде всякого времени –– от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святой Дух), единое существо с Отцом. Сам Иисус Христос сказал: "Я и Отец - одно" (Ин. 10, 30).
Слова же Иисуса Христа: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14, 28) –– относятся к человеческой сущности Христа. Если же ангелы и святые иногда называются сынами Божиими, то: название говорит, что они — сыны Божий только по благодати, т. е. милости Божией, через веру в Господа Иисуса Христа. К слову рожденна в Символе веры прибавлено: несотворенна. Это сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, Сын Божий не рожден предвечно, а сотворен Богом, как и все бесконечное множество других творений. Слова Имже вся быша — значат, что Им, Сыном Божиим, все сотворено, т. е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына."И без Него ничто не начало быть", — читаем мы в Евангелии на Пасху (Ин. 1,3).
Сын Божий при воплощении на земле получил имя Иисус Христос. Иисус –– греческое произношение еврейского имени Иешуа и значит –– Спаситель. Оно было дважды указано Богом через ангела перед Рождеством Христовым, потому что Сын Божий снисходил на землю для спасения людей от вечной погибели в аду. Имя Христос — слово греческое и значит Помазанник (в еврейском языке ему соответствовало слово Мессия). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые при вступлении в должность помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения обязанностей.
БЕСЕДА О ПРЕДВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ СЫНА БОЖИЯ
Мы живем во времени, а временное все изменяется. Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Спасителя), то станет вечным. Будет новое небо и новая земля. Вечность неизменяема, она вне времени. Бог — Пресвятая Троица — вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого. Святые отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь, не имея Сына, а потом сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый.
В Символе веры сказано: "Иже от Отца рожденнаго прежде всех век". Святой Иоанн Дамаскин разъясняет: "Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение –– не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был со Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально". Понятие же рождение как совершенно независимое отделение от рожденного бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам.
Таким образом, материальное рождение совершенно неприменимо к духовному рождению. Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа веры: "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...", т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он рождается непрестанно, как Свет от Света, бесстрастно, не по законам тварного материального мира. Эту величайшую Божественную истину мы, пока живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, поэтому Троичность Бога и именуется Тайной Пресвятой Троицы. Но все же некоторое понятие или, вернее сказать, некоторое подобие для разъяснения Тайны Пресвятой Троицы дают святые отцы.
Святой Иоанн Дамаскин говорит: "Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него". Такое же подобие мы можем видеть и в солнечном луче, который, находясь на земле и совершая свое живительное действие, никогда не отделяется от солнца. При таком разъяснении становятся понятными слова Евангелия: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1,18).
Святой евангелист Иоанн называет Единородного Сына Божия, Иисуса Христа — Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1,1). "Как слово, –– говорит архиепископ Иннокентий,— есть точное выражение мысли, не отделяясь от нее и не сливаясь с ней, так и Слово было у Бога, как истинный и точный Образ Его Существа, нераздельно и неслиянно всегда существующий с Ним. Слово Божие не было явлением или свойством — силой Бога, но Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы".